Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Особенности образа-Я в подростковом юношеском возрасте

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Выбор этой темы для меня мотивирован ярким интересом к проблематике становления окрепшего образа «Я» у подростков. Разбор данной темы в будущем поможет мне, как преподавателю и ментору, лучше разбираться в психике подопечных, наставлять не только в рамках учёбы, но и в рамках жизненных целей, решать мотивационные проблемы и проблемы социальные.

Цели этой темы обусловлены изучением теоретических концепций, относящихся к образу «Я» в детском и юношеском возрасте.

ГЛАВА 1

1.1.Концепция образа «Я»

Я-концепция» («Я-образ», «Образ Я», англ. one’s self-concept, а также: self-construction, self-identity или self-perspective) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.

Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям. Часто термин используют в качестве синонима к «самосознанию», но в отличие от последнего «„я“-концепция» менее нейтральна, включая в себя оценочный аспект самосознания

1.2 Факторы и составляющие, формирующие образ «Я».

Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я - концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

Элемент оценки

Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:

1)соотнесение представлений о себе с «идеальным „я“»;

2)соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями;

3)оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности.

Поведенческий элемент

Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая «я»-концепции. Большинство современных учёных, занимающихся проблемами личности, приходят к выводу, что наиболее продуктивно при исследовании Я-образа перейти от метафор к сферам и свойствам психики, «работающим» на «я»-образ. Они, как вектора, определяют некую общую нагрузку и направление центральной структуры, которую часто называют «самостью».

Когнитивный элемент

Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни — если человек считает что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая «я»-концепции.

Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя. Наряду с прочим, когнитивная компонента «я»-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.

Иными словами, имеются три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я. В классической концепции Джеймса (1890) представление об актуализации идеального Я положено в основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение - реальных достижений индивида к его притязаниям. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой. Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Кули (1912) и Мида (1934). Еще один взгляд на формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом "вписаться" в структуру общества.

Глава 2 Формирование образа «Я» в подростковом возрасте.

2.1 Факторы роста самооценки

Очевидно, что самооценка – продукт самосознания. В то же время становление самосознания - процесс сложный и многогранный. Важным этапом для формирования самосознания является юношеский возраст. Так как в этот период у юноши складывается представление об окружающей действительности, происходит смена ролей, появляется необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентаций, образа жизни и т.д. Я - концепция в юношеском возрасте, с одной стороны, становится более устойчивой, а с другой – претерпевает определенный изменения, обусловленные целом рядом причин. К таким причинам можно отнести физиологические и психологические изменения, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей, приводящих к усложнению и дифференциации Я - концепции, в частности к появлению способности различать реальные и гипотетические возможности, требования, исходящие от социальной среды. Формирование образа своего Я в результате самопознания в ранней юности зависит не только от общения с непосредственным окружением, но и от контактов с более широкой социальной средой. Но наиболее важно общение со значимыми лицами, в котором юноши и девушки нередко получают о себе прямую информацию в оценочных терминах. С возрастом роль оценок окружающих в формировании самооценки снижается, но всегда остается весьма существенной. Свидетельство тому - весьма высокая и положительная взаимосвязь самооценок с оценками, ожидаемыми юношами и девушками от различных значимых лиц из их окружения.

2.2 Исследование по выявлению взаимосвязи между самооценкой и оценкой окружающих

Для того чтобы более наглядно представить картину формирования Я-концепции в юношеском возрасте и установить связь между самооценкой и оценкой окружающих, было проведено обследование студентов юношеского возраста. Выборку составили студенты четвертого и пятого курсов в возрасте 20-22 лет, факультета педагогики и психологии Кузбасской государственной педагогической академии г. Новокузнецка, всего сорок человек. В исследовании использовались следующие методики. 1. Методика исследования самооценки (А) основана на способе выбора. Испытуемым дается ряд личностных характеристик, которые они должны дифференцировать на «хорошие» и «плохие». Затем отметить какими из данных характеристик они обладают. 2. Методика квантификации межличностных отношений (В) была разработана американским психологом Т.Лири. Данная методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я». Испытуемым предлагается ответить на 128 вопросов. 3. Методика «Какой я» (С). В данной методике обследуемого просят ответить на вопрос: «Какой я» 10 раз, используя прилагательные (добрый, ответственный и т.п.). Результаты исследования. По методике А уровень самооценки складывается из коэффициента самооценки по «положительному» и «отрицательному» множеству качеств. В результате обследования выявлено, что у 55% испытуемых уровень самооценки по «положительному» и «отрицательному» множествам прямо противоположен. Это может говорить о нестабильности самооценки и нарушении процесса самооценивания. После этого, мы сравнили результаты полученные по методике А с уровнем самооценки, полученным с помощью методики В. В результате сопоставления двух методик мы обнаружили, что совпадения уровня самооценки по «положительному» с данными методики В составило 38%, по «отрицательному» - 24%. А у 41% испытуемых результаты по двум описываемым методикам существенно различаются.

Полученные данные наводят на мысль о том, что выбранные нами методики измеряют разные аспекты самооценки. Но, проанализировав содержание методик А и В, мы обнаружили, что вопросы, содержащиеся в методике В полностью отражают список характеристик, который находится в методике А. Таким образом мы можем говорить, что методики измеряют одни и те же аспекты самооценки. Следовательно, несовпадение результатов по методикам А и В, говорят о том, что у испытуемых самооценка не сформирована и идет приписывание себе некоторых качеств. При более подробном анализе результатов, полученных с помощью методики А, было обнаружено, что у 45 % испытуемых при самооценке происходит одновременное приписывание себе прямо противоположных качеств (например: чуткий и бездушный, легковерие и подозрительность, сдержанность и несдержанность) Этот факт говорит о выраженной конфликтности самооценки у молодых людей. Затем мы сравнили результаты двух методик А и В. В методике А испытуемые дифференцировали качества на «хорошие» и «плохие» (идеал и антиидеал), затем отмечали, какие из предложенных качеств имеются у них. В методике В нужно было ответить на предложенные вопросы, которые представляют личностные характеристики человека. Испытуемые должны были отметить есть ли у них такие качества или нет, а также видят ли они эти качества в Я-идеальном. По результатам данной методики, у 66% обследованных я-реальное совпадает с я-идеальным. Таким образом, нами обнаружено существенное смещение я-реального и я-идеального в сторону их слияния. Смещение я-реального и я-идеального ведет к нарушению представления о себе. Если у индивида неадекватное оценивание себя и, следовательно, окружающих, то он постоянно будет сталкиваться со своими проекциями, не осознавая этого. Также на индивида будет действовать оценка окружающих, он будет зависим от их мнения, особенно от мнения близких людей в силу своей нестабильной и несформированной самооценки. Тем самым, любая трудность будет являться стрессом, который в свою очередь может приводить к неблагоприятным изменениям личности. Анализируя результаты методики С, мы обнаружили, что все испытуемые, в описание себя, употребляли такие характеристики, которые являются социально одобряемыми, а также те качества, которые выгодны для построения образа «хорошего», «достойного» или «приятного» человека. К таким качеством можно отнести: добрый, открытый, отзывчивый, эмоциональный, исполнительный и т.д. Данное исследование показало, что у молодых людей в юношеском возрасте не сформирован образ Я, самооценка. Следовательно, это ведет к неадекватному формированию Я-концепции. Так как юношеский возраст характеризуется становлением мировоззрения, ценностных ориентаций, нахождения своего жизненного пути, выбор будущей профессии, то нарушения Я – концепции в этот период подвергает риску развитие личности в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив тему формирования образа «Я» у подростков, была выявлена необходимость формирования всех необходимых благоприятных условий, включающая постоянное участие менторов (родителей, опекунов) для развития самосознания, самооценки, и чёткого восприятия окружающего мира, оценочного суждения, адекватного поведения в обществе у несформировавшейся психики у подростков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание - М.: Политиздат, 1972. – 303с.

2. Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. - СПБ.: Питер, 2005. - 400с

3. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание – М.: «Прогресс», 1986. – 420с.

4. Мудрик, А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения - М.: "Знание", 1977. – 215с.

5.Савонько, Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста - "Вопросы психологии", 1969. – 216с.

6. Богданов, С.Н., Годлиник, О.Б. Соотношение самооценки и ожидаемых оценок как индикатор личностного общения - В кн.: Проблемы общения и воспитания, 1974. – 180с.

7.Агапов В. С. Возрастная репрезентация Я-концепции личности.

8. Бёрнс Р. Б. Я-концепция и воспитание. — М., 1989. — 169 с.

9. Васильев Н. Н. Я-концепция: в согласии с собой. — Элитариум : Центр дистанционного образования, 2009.

10. Голованевская В. Особенности Я-концепции как фактор формирования аддиктивного поведения. — М., 2000.

11.Дерябин А. А. Я-концепция и теория когнитивного диссонанса: обзор зарубежной литературы / Новосибирский государственный университет.

12.Колядин А. П. Подходы к изучению «Я-концепции» в психологической науке // Сборник трудов Северо-кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». — 2005. — № 1 (13).

13.Лэнг Р. Расколотое «Я». — СПб. : Белый кролик, 1995.

14.Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб., 1999.

15.Мейли Г. Структура личности // Экспериментальная психология / под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. — М., 1975. — Вып. V. — С. 197—283.

16.Ротенберг В. С. «Образ Я» и поведение. — Иерусалим : Манахим, 2000.

17.Слободчиков И. М. Переживание одиночества в рамках формирования «Я-концепции» подросткового возраста. Психологическая наука и образование. — 2005. — № 1.

18.Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — Московский Государственный Университет, 1989.

19.Столин В. В. Самосознание личности. — МГУ, 1983.

Эссе

Интерес человека к себе, к своему "Я" - исконный и вполне понятный. Кто не задавал самому себе вопрос: "Кто Я?". Как гласит легенда, дельфийский оракул провозгласил: познай самого себя! Сократ возвел этот призыв в исходный принцип своего философского мировоззрения. Гераклит говорил, что всем людям свойственно "познавать самих себя и мыслить". Самым широким понятием в рассматриваемой области является понятие «Я-концепция», которая традиционно трактуется как система представлений человека (разной степени осознанности) о самом себе, о своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и прочих свойствах.

Ключевое значение самопознания собственного «Я» заключается в самопознании в подростковом возрасте. Чем раньше для себя мы сможем ответить, из каких составляющих состоит наше «Я» (из каких целей, желаний, предпочтений и моральных устоев), тем раньше сможет окрепнуть наша психика и тем больше испытаний мы сможем пройти по жизни успешно и с меньшими потерями. Таким образом подросток, сумевший понять цель своего «Я» в этой жизни (при помощи родителей или же наставников), сможет ступать по жизненному пути куда увереннее, ведь он располагает пониманием своих целей и возможностей.

Выбрав профессию педагога, имея контакт с подопечными мне, как хорошему преподавателю и наставнику, придётся принимать участие в понимании целей учеников, их мотивации- разборе их собственного образа «Я».

Приведу развёрнутый пример: я тренировал 2 людей, имеющих цель, заключенной в развитой мускулатуре. Один из них придавал тренировкам характер хобби, не более. Ждал, что вся работа будет исключительно на моих плечах, относился к тренировкам посредственно, не выполнял план по режиму питания и сна, часто отменял тренировки. Проанализировав его «Я» стало понятно, что человек слабо замотивирован, не готов идти на жертвы ради тренировок. Выяснив проблему слабой мотивации, её корнем оказалось лишь желание походить на людей с обложек журналов, имеющих рельефный пресс и смазливую внешность. В ходе двухмесячного тренировочного цикла много времени ушло не только на тренировки и их планирование, но и на общение в плане мотивации, а точнее, мне удалось убедить первого подопечного, что тело с рельефной мускулатурой не может прийти в один миг, что оно требует постоянных вложений и усилий, что силовые тренировки- это вещь не приходящая, а целый образ жизни, постоянный образ жизни. В заключение цикла у подопечного совершилась смена системы взглядов касательно спорта, в дальнейшем его решением стали постоянные занятия и поддержание формы, здоровый образ жизни. Второй же для достижения своей цели изначально шёл на самоограничение: выстроил свою жизнь вокруг режима тренировок, питания и отдыха, ограничил общение с друзьями во время трёхмесячного тренировочного цикла до минимума, его жизнь стала аскетичной и состояла из постоянных походов в магазин за питанием, готовки, железного графика тренировок и режима сна (не менее 9 часов). В ходе тренировок он испытывал жажду знаний, пытался усвоить как можно больше теоретических и практических приёмов для набора мышечной массы, вдобавок ко всему брал некое «домашнее задание», в ходе которого самостоятельно изучал основы биохимии, биомеханики, различные манипуляции с диетами и изменение состава рациона. Что самое главное, мне было важно дать ему все необходимые знания, вложить свою душу в его цель, ведь я знал, что у второго подопечного были самые серьёзные планы для дальнейшего и желание вкладывать и работать, а самое главное в моей работе было дать ему тот самый необходимый на первых ступенях толчок. По итогу за три месяца тренировок, в которые мы оба вкладывали самые чистые усилия, нам удалось набрать 15 килограмм качественной мышечной массы без лишнего жира и водяной отёчности, что на голову превышает среднестатистический результат у тренирующихся. Несомненно, мы оба были впечатлены и довольны, и до сих пор поддерживаем связь.

В заключение могу сказать: имея опыт в тренировке людей я понял, что следование сухому плану для достижения целей, без попыток разобраться в человеке, не приводит к хорошим результатам. Прежде всего необходимо разобраться, что человек готов отдать для достижения цели, и ради чего, он готов это сделать.