Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

ОСОБЕННОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ

Содержание:

Введение

В научной литературе одной из самых актуальных и не исследованных до конца проблем является проблема наследования объектов интеллектуальных прав. Гражданское законодательство Российской Федерации уже на протяжении нескольких десятилетий претерпевает систематические изменения, в целях приведения его в полное соответствие с экономическими реалиями. Однако с введением в действие третьей части Гражданского кодекса, посвященной проблемам наследования, вопросы, связанные с переходом авторских прав по наследству, детальной регламентации так и не получили.

В отличие от действующего Гражданского кодекса, в разделе IV Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. №221-1 содержалось положение о переходе авторских прав по наследству. На сегодняшний день порядок наследования авторских прав базируется лишь на научных трудах, основа для которых была разработана еще советскими учеными.

Некоторые положения, касающиеся наследования интеллектуальных прав, содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании». Однако проблема перехода авторских прав по наследству все еще остается открытой.

Так же следует отметить, что споры из наследования всегда являлись наиболее трудноразрешимыми, а при соприкосновении вопросов наследования и авторских прав задача поиска законных и обоснованных решений многократно усложняется. На мой взгляд, такие трудности связаны со специфичностью объекта наследования и недостатком норм, регламентирующих исследуемую сферу.

Таким образом, актуальность моей работы заключается в разрозненности норм, отсутствии единого источника в российском законодательстве, регулирующего процесс перехода авторских прав по наследству. Зачастую, чтобы юристу разобраться и дать консультацию по данному вопросу ему приходится обращаться к доктрине, а также использовать аналогию закона.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие при переходе исключительных и личных неимущественных прав автора на произведение к его наследникам.

Предметом настоящего исследования выступают правовые нормы российского законодательства, регулирующие отношения в области наследования авторских прав, а также нормы международного права, материалы судебной практики и научные труды.

Цель данной работы заключается в исследовании особенностей перехода авторских прав в порядке наследования.

Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

- изучение авторских прав как отдельного объекта наследования;

- выявление особенностей правового статуса наследников авторских прав;

- рассмотрение особенностей механизма принятия авторских прав наследниками.

- изучение проблем, связанных с охраной авторских прав нотариусом;

- исследование проблемы неделимости исключительного права на произведение.

Методологической основой курсовой работы являются диалектический, системный и комплексный подходы. Кроме того, при проведении исследования использовались общенаучные, специальные и частные юридические методы.

К числу источников, составивших нормативную базу данной курсовой работы, относятся Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры, затрагивающие вопросы наследования авторских прав.

Теоретическую основу курсовой работы составили исследовательские работы российских и советских ученых, таких как Э.П. Гаврилов, А.О. Мелузова, К.Ю. Рождественская, М.М. Богуславский, Е.А. Суханов, П.В. Крашенинников, П.С. Никитюк, А.П. Сергеев, A.M. Эрделевский и другие. Также был изучен ряд научных статей, посвященных данной проблематике.

Правовые нормы, касающиеся наследования авторских прав, неоднократно исследовались советскими и российскими юристами, специалистами в области авторских прав. Однако большинство из них уже весьма устарели.

Наиболее полная современная оценка проблем наследования авторских прав в России отражена в научной работе К.Ю. Рождественской «Особенности наследования авторских прав» 2013 г. В ней отражен ряд доктринальных положений, имеющих научное и практическое значение наследования авторских прав, способствующих выявлению его специфики, разграничению прав наследников авторов и наследников иных правообладателей.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава I. Теоретические основы наследования авторских прав.

Авторские права как объект наследственного права.

Согласно статье 1255 Гражданского кодекса РФ авторские права – это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства.

В статье 1259 Гражданского кодекса РФ содержится открытый перечень произведений науки, литературы и искусства, которые законодатель относит к объектам авторских прав: «литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения» [1].

Статья 1255 Гражданского кодекса законодательно закрепляет перечень прав, принадлежащих автору произведения, к ним относятся: «исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения» [2].

Исходя из экономического критерия, права автора делятся на личные неимущественные и имущественные (исключительные) права.

К личным неимущественным правам, принадлежащим автору произведения, законодатель относит: право автора на имя; право авторства; право на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений; право на обнародование произведения [3].

Также в определенных законом случаях автору принадлежат и другие права, в том числе право следования, право на доступ к произведениям изобразительного искусства и право на отзыв произведения.

Обозначенные личные неимущественные права непосредственно связаны с личностью автора, в связи с этим они не передаются по наследству. Наследники приобретают лишь правомочие по защите таких прав.

Большое внимание в Гражданском кодексе уделено праву авторства и праву автора на имя.

В статье 1265 Гражданского кодекса сказано, что право автора на имя включает правомочия «использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно; оно неотчуждаемо и непередаваемо, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использовать произведения. Отказ от этого права ничтожен»[4].

Отдельно в научной литературе обсуждается вопрос о том, могут ли наследники обнародовать произведения после смерти автора под его подлинным именем, если ранее автор использовал псевдоним, и наоборот.

По данному вопросу существует несколько позиций. Например, Э.П. Гаврилов говорит о том, что в случае, если автор все свои произведения опубликовал под псевдонимом, под этим псевдонимом должно быть опубликовано и произведение, выпущенное в свет после смерти автора. В остальных случаях при первой публикации произведения после смерти автора должно указываться его подлинное имя [5].

Точку в данной проблема поставила статья 1295 четвертой части Гражданского кодекса РФ. Законодатель указал, что право автора на имя принадлежит непосредственно автору и не может быть отчуждено или передано, в том числе при переходе исключительных прав на произведение к другому лицу, и не может использоваться наследниками автора.

Одними из наиболее важных прав, благодаря которым возникает произведение, является право авторства, под которым понимается право признаваться автором произведения (п.1 ст.1265). Право авторства является основой для всех остальных авторских прав. Его суть заключается в том, что лицо, создавшее конкретное произведение, имеет возможность обозначить себя в глазах всего общества в качестве создателя (автора) этого произведения[6]. Указанное право является личным неимущественным, неотчуждаемым и не передаваемым правом, в том числе в порядке наследования.

Нормы статьи 1266 Гражданского кодекса РФ устанавливают, что «не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения)»[7].

Однако пункт 2 статьи 1266 Гражданского кодекса РФ наделил лиц, обладающих исключительным правом на произведение, правомочием по разрешению внесения в произведение изменений, сокращений или дополнений при соблюдении следующих условий:

- давать разрешение на осуществление указанных действий может только правообладатель;

- внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений в произведение допускается только после смерти автора;

- внесением изменений, сокращений или дополнений в произведение не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения;

- внесение изменений, сокращений или дополнений в произведение возможно, если это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или в иной письменной форме.

Право на обнародование есть «право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом»[8]. Произведение, которое не обнародовано при жизни автора, может быть обнародовано его правопреемником, обладающим исключительным правом на произведение, если запрет на такое обнародование не был выражен автором в завещании, письмах, дневниках при жизни. Однако на практике прижизненные волеизъявления авторов зачастую просто игнорируются. В качестве примера можно привести достаточно известную ситуацию, связанную с именем знаменитого писателя Владимира Набокова. В 2009 году в газете «Московской Комсомолец» говорилось о том, что Набоков создал еще одно литературное произведение под названием «Лаура», однако по неизвестным причинам не стал его обнародовать и завещал своим наследникам уничтожить рукопись. Через некоторое время сын писателя Дмитрий Набоков обнародовал данное произведение посредством опубликования и издания тиража, чем нарушил волю автора.

Право на отзыв представляет собой возможность автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения лицу, обладающему исключительным правом на произведение, причиненных таким решением убытков. На мой взгляд данное правомочие может возникнуть у наследников только в том случае, если в отношении какого-то произведения право на опубликование тоже было осуществлено наследниками.

Под исключительными правами понимаются имущественные права, то есть права, позволяющие автору произведения, правообладателю или их наследникам извлекать имущественную выгоду от использования таких прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1281 Гражданского кодекса общий срок действия исключительного права на произведение установлен на всю жизнь автора и 70 лет после его смерти. Также предусмотрены специальные правила исчисления такого срока: в случае, если произведение обнародовано анонимно или под псевдонимом; если автор репрессирован и реабилитирован посмертно. По истечении срока действия исключительного права на произведение результаты интеллектуальной деятельности переходят в общественное достояние.

Согласно статье 1241 Гражданского кодекса РФ переход исключительных прав возможен в порядке универсального правопреемства.

Данное положение подкрепляется статьей 1283 Гражданского кодекса, в которой говориться, что «исключительное право на произведение переходит по наследству»[9]. Таким образом, законодательно закреплена возможность наследования имущественных прав автора на произведение.

В Постановлении Пленума ВС РФ № 9 указано, что переходят к наследникам в пределах оставшейся части срока их действия. По истечении такого срока произведение переходит в общественное достояние, что означает свободное его использование любым гражданином без чьего-либо согласия и внесения компенсационных выплат.

В статье 1270 Гражданского кодекса РФ содержится перечень исключительных прав автора. Данный перечень в первую очередь предполагает правомочие использовать произведение в любой форме и любым непротиворечащим закону способом. Также сюда относятся воспроизведение произведения, распространение произведения или его экземпляров, публичный показ произведения, прокат, экспорт, импорт, сообщение произведения в эфир или по кабелю, перевод или иная переработка произведения. Совершенно очевидно, что указанные права не носят личного характера, а имеют имущественное содержание, в силу чего являются доступными для правопреемства, в том числе в порядке наследования.

Пунктом 3 статьи 1255 Гражданского кодекса предусмотрено право доступа, которое имеет особый статус, поскольку не относится ни к имущественным, ни к личным неимущественным. Содержание права доступа раскрывается в статье 1292 Гражданского кодекса, в соответствии с которой право доступа включает в себя право автора произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения, а также фото- и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное[10]. Данное правомочие вызывает дискуссии в научной литературе. Одни авторы считают, что право доступа представляет собой сугубо личное авторское право, которое принадлежит только автору и не переходит ни к сингулярным правопреемникам, ни к наследникам автора [11]. Другие полагают, что право доступа является имущественным правом, поскольку призвано удовлетворять экономические интересы [12].

На мой взгляд, право доступа хотя и является имущественным правом, однако, оно не может переходить к наследникам в силу тесной связи с личностью автора.

Право следования является специальным правом, которое распространяется на произведения изобразительного искусства исходя из уникальности и неповторимости таких произведений. Суть их состоит в получении автором произведения изобразительного искусства некой имущественной компенсации (процентных отчислений) при каждой публичной перепродаже оригинала произведения. Право следования неотчуждаемо, хотя переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение. В пункте 91 Постановления Пленума ВС РФ № 9 указано, что право следования хоть и не принадлежит к числу исключительных прав, однако, все равно относится к имущественным правам наследодателя и входит в состав наследственной массы.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что особенность наследования объектов авторских прав заключается в том, что по наследству могут переходить только исключительные (имущественные) права автора, в то время как личные неимущественные права неотделимы от личности автора и наследники приобретают лишь правомочие по охране и защите данных прав.

Особенности правового статуса лиц, наследующих авторские права

Наследниками авторских прав могут быть, во-первых, граждане, находящиеся в живых на день открытия наследства, во-вторых, граждане, зачатые при жизни наследодателя и родившиеся после открытия наследства. Круг наследников по завещанию значительно шире круга наследников по закону. Кроме граждан и Российской Федерации в число наследников по завещанию могут включать иные публичные образования, юридические лица и международные организации.

Юридические лица могут наследовать независимо от организационно-правовой формы. На практике чаще всего встречается составление завещания в пользу некоммерческой организации (музея, учебного заведения и т.п.). Единственным условием, необходимым для призвания к наследству, является существование юридического лица на день открытия наследства.

На основании статьи 1151 Гражданского кодекса РФ, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не могут выступать наследниками авторских прав, поскольку исключительное право на произведение не относится к выморочному имуществу, однако, статьей 1283 предусмотрено специальное правило, которое предполагает, что в случае отсутствия наследников, права на произведения переходят в общественное достояние.

Переход произведения в общественное достояние в соответствии со статьей 1281 Гражданского кодекса РФ означает, что данное произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения, а также без выплаты авторского вознаграждения. При этом право авторства, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются. Произведение, ставшее общественным достоянием, может быть обнародовано любым лицо, в случае если такое обнародование не противоречит воле автора, которая была выражена им при жизни в письменной форме.

Создатели учебника «Гражданское право» под редакцией профессора Е.А. Суханова полагают, что «участие федерального государства как самостоятельного субъекта гражданских правоотношений, возникающих в данной сфере, носит исключительный характер, обусловленный особой общественной (публичной) значимостью использования некоторых охраняемых объектов. По общему правилу государство не становится и не может становиться субъектом не только авторских и изобретательских (патентных), но даже и других «промышленных прав», например, на товарный знак или знак обслуживания»[13]. Следовательно, переход исключительного права на произведение в общественное достояние является одним из стимулов для развития науки, литературы и искусства.

Правовой статус наследников авторских прав всегда связан с содержанием их субъективных прав и обязанностей. Очевидно, что к наследнику переходит исключительное право использования произведения, а также право на защиту личных неимущественных прав.

Наследник, также как и автор, может заключать договоры по отчуждению исключительного права, выдавать лицензии на использование произведения определенным способом, иным образом использовать произведение, например, разрешить его перевод, внести произведение в качестве вклада в уставной капитал или передать в залог имущественные права на это произведение.

Совместно с правами к наследнику переходят и обязанности.

Вступая в наследство, наследник может вместе с исключительными правами на произведение получить обязанности, выраженные, например, в виде завещательного отказа.

Также пункт 92 Постановления Пленума ВС РФ № 9 предусматривает, что в состав наследства могут входить обязательственные права, которые возникли из договоров, заключенных автором с организациями, осуществляющими коллективное управление, а также лицензионные договоры.

Необходимо отметить, что в случае смерти автора, лицо, к которому в порядке наследования перешли исключительные права на произведение, вправе осуществлять правомочия по его использованию, однако, объем таких правомочий значительно меньше, чем у самого автора.

Наследники, в отличие от автора, не являются субъектами творческого характера, они становятся субъектами авторских прав в силу того, что приобрели правомочия по использованию произведения в порядке наследования.

Формально Гражданский кодекс не закрепляет и различия в правовом статусе наследника и правообладателя, то есть лица, которое приобрело право на использование произведения в силу договора (договор об отчуждении прав на произведение) либо закона. По замыслу законодателя понятие «правообладатель» значительно шире и включает в себя понятие «наследник». Однако, на мой взгляд, объем правомочий наследника и иного правообладателя в некоторых ситуациях различен. Например, согласно пункту 2 статьи 1268 Гражданского кодекса РФ «автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения»[14]. В то же время в соответствии с пунктом 3 статьи 1268 произведение, которое не было обнародовано при жизни автора, может быть обнародовано только в случае, если это не противоречит воле автора произведения, выраженной им в завещании, письмах, дневниках и тому подобном[15]. Соответственно лицо, наследовавшее исключительные права автора на произведение, может в силу прямого письменного запрета не обладать правомочием по обнародованию данного произведения, в связи с чем лишается права на использование большинства имущественных прав. Например, использование таких исключительных прав, как воспроизведение или публичное исполнение, фактически приводит к нарушению запрета автора на обнародование произведение. Исключение составляет лишь право на перевод. Поэтому мнение советских ученых о том, что правовой статус наследников тождественен правовому статусу автора [16], представляется нам неверным.

При нарушении личных неимущественных прав автора, правовой статус наследников и правообладателей также неодинаков. В случае смерти автора, наследники осуществляют охрану авторства, имени автора, неприкосновенности произведения и т.д. Правообладатели же в большинстве случаев таких правомочий не получает. Возможна такая ситуация, когда автор по договору передал свои права третьим лицам, но правомочия по охране личных неимущественных прав переходят к наследникам.

Необходимо также отметить, что в силу пункта 2 статьи 1267 Гражданского кодекса РФ исполнителем обязанности по охране личных неимущественных прав автора может быть только физическое лицо, которое осуществляет свои полномочия пожизненно.

В качестве примера нарушения личных неимущественных прав автора можно привести дело о защите авторских прав Сергея Довлатова. По иску вдовы писателя Елены Довлатовой к издателю Игорю Захарову суд обязал ответчика выплатить 825 тыс. руб. в связи с нарушением авторских прав. Суд пришел к выводу, что издатель нарушил права наследницы Довлатова, выпустив в 2001 году без ее согласия книгу «Сергей Довлатов. Эпистолярный роман с Игорем Ефимовичем». Данный пример является типичным проявлением реализации правомочия наследника по охране личных неимущественных прав автора на практике.

Наследник, также как и автор, имеет право завещать или выступать наследодателем по закону, но только в том случае, если не истек семидесятилетний срок охраны авторских прав.

На основании вышеизложенного, можно выделить некоторые отличительные черты в правовом статусе наследников авторских прав. Во-первых, наследники авторских прав являются субъектами нетворческого характера и приобретают правомочия по использованию произведения в результате перехода прав наследодателя в порядке универсального правопреемства. Во-вторых, при отсутствии наследников, отказе от наследства всеми субъектами, права автора не наследуются государством, а переходят в общественное достояние, что означает свободное их использование любыми лицами.

Особенности процесса принятия авторских прав наследодателя

Процесс перехода авторских прав от наследодателя к наследнику законодателем не детализирован и регулируется нормами о наследовании и об интеллектуальных правах.

К наследнику переходит широкий спектр имущественных и иных связанных с ними прав, к которым относятся: имущественные права, связанные с использованием произведения; право на начисления и вознаграждения, неполученные автором при жизни; право на лицензионное вознаграждение; право следования; право на обнародование произведения; право на компенсационное вознаграждение в связи со свободным воспроизведением объектов авторских прав; право на защиту личных неимущественных прав автора и другие.

Наследование авторских прав возможно, как по закону, так и по завещанию.

В первую очередь возникает вопрос о том, как наследник узнает о своих правах на произведение автора-наследодателя, а затем уже каким образом он будет подтверждать, что наследодатель действительно обладал имущественными правами в отношении данного произведения.

Согласно пункту 14 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, разработанных Федеральной нотариальной палатой и утвержденных Протоколом от 28 февраля 2007 года, «на наследуемое имущество, в том числе на имущественные права, должны быть представлены документы, подтверждающие принадлежность наследодателю имущественных прав на день открытия наследства» [17]. По мнению многих авторов, такая формулировка не совсем удачна, так как не всегда авторские права могут быть подтверждены какими-либо документами.

В соответствии Бернская Конвенция «Об охране литературных произведений», а также пунктом 4 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ для возникновения авторского права соблюдение таких формальностей, как регистрация, депонирование произведения, не требуется.

Также в Постановлении Пленума ВС РФ № 9 закреплено положение о том, что объекты авторского права не подлежат регистрации. Авторское право распространяется на произведения, созданные в объективной форме (например, на пленке, компакт-диске, в памяти ЭВМ, на бумаге).

Существует несколько способов, как узнать о наличии прав наследодателя на произведение. Если есть экземпляр произведения, то в соответствии со статьей 1257 Гражданского кодекса РФ автором произведения будет признаваться то лицо, которое указано на экземпляре такого произведения. Следующий способ это направление наследником или нотариусом запроса в Российское авторское общество в случае его депонирования.

В случае, когда имущественные права на произведение были переданы кредитору в счет исполнения обязательства, наследник может доказать факт владения авторскими правами наследодателем через подтверждение факта наличия договорных отношений.

Также возможны случаи, когда имущественные права на произведения возникают у наследодателя на основании судебного решения. Это может быть судебное решение о признании авторства либо обращение взыскания на имущественные права наследников автора или правообладателя.

Статья 1153 Гражданского кодекса РФ закрепляет два способа принятия наследства. Во-первых, лицо изъявившее желание вступить в наследство подает нотариусу или иному уполномоченному лицу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства, либо заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Во-вторых, если наследник совершил действия, которые свидетельствуют о фактическом принятии наследства, то считается, что такой наследник принял наследство. К числу таких действий законодатель относит: «вступление во владение или в управление наследственным имуществом; принятие мер по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; принесение расходов на содержание наследственного имущества за свой счет; оплата за свой счет долгов наследодателя или получение от третьих лиц, причитавшихся наследодателю денежных средств»[18].

Применительно к авторскому праву вопрос о возможности вступления в наследство путем конклюдентных действий является спорным.

Например, В.Н. Гаврилов считает, что при наследовании авторских прав подача нотариусу заявления о принятии наследства является обязательной, другим способом вступить в наследство нельзя [19]. Другие авторы считают применение второго способа принятия наследства (т. е. фактическое вступление в наследство) вполне допустимым. Так, вступление во владение авторскими правами может быть выражено в фактическом принятии рукописей, картин, уведомлении пользователей и Российского авторского общества о правопреемстве.

В статье 1157 Гражданского кодекса обозначено право наследника «отказаться от наследства в пользу других лиц или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества» [20]. Также возможен отказ от наследства в том случае, когда оно уже было принято. Срок волеизъявления такого отказа составляет 6 месяцев.

В случае принятия наследства путем совершения конклюдентных действий, при наличии уважительных причин, отказ от наследства может быть произведен в судебном порядке даже по истечении такого срока. В силу закона отказ от части наследства не допускается.

Документом, подтверждающим вступление в наследство, является свидетельство о праве на наследство.

Очевидно, что нотариус может выдать свидетельство о наследовании имущественного права на произведение лишь в том случае, пока срок охраны исключительных прав, предусмотренный статьей 1281 Гражданского Кодекса, не прекратил свое действие. В случае, когда автор произведения (соавтор) известен, а также известна дата смерти, удостовериться в возможности выдачи свидетельства о наследовании исключительных прав на произведение не составляет труда. Для этого нотариусу необходимо обратить внимание на свидетельство о смерти автора и уточнить дату смерти для исчисления семидесятилетнего срока.

Затруднения возникают, когда произведение обнародовано автором анонимно или обнародовано только после смерти автора. К сожалению, действующее законодательство не раскрывает методов доказывания и обстоятельств, подлежащих доказыванию при установлении даты первого обнародования произведения. В таких ситуациях нотариус может обратиться в Российское авторское общество с запросом о том, в каком году было опубликовано это произведение.

Анализируя вышесказанное, необходимо отметить, что процесс принятия авторских прав наследником также обладает некоторыми особенностями. До сих пор вызывает споры вопрос возможности принятия наследства, включающего авторские права, путем совершения конклюдентных действий.

Так как право собственности на произведение возникает с момента создания объекта либо с момента его государственной регистрации (в случаях прямо предусмотренных законом), то на практике некоторые трудности возникают при доказывании наследниками нотариусу принадлежности авторских прав именно наследодателю.

Глава II. Практические вопросы процесса наследования авторских прав

2.1. Проблемы нотариальной охраны авторских прав

Особое внимание необходимо уделить вопросу охраны наследства, когда часть наследственной массы либо все наследство состоит из имущественных прав на произведение.

Статья 1171 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что «для защиты прав наследников, отказополучателей и других заинтересованных лиц исполнителем завещания или нотариусом по месту открытия наследства принимаются меры по охране наследства и управлению им. Нотариус принимает меры по охране и управлению наследством по заявлению одного или нескольких наследников, исполнителя завещания, органа местного самоуправления, органа опеки и попечительства или других лиц, действующих в интересах сохранения наследственного имущества» [21].

В статье 1172 Гражданского кодекса РФ говорится об обязанности нотариуса произвести опись наследственного имущества в присутствии двух свидетелей с целью охраны наследства.

Статья 64 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» указывает, что «нотариус по месту открытия наследства по сообщению граждан, юридических лиц либо по своей инициативе принимает меры к охране наследственного имущества, когда это необходимо в интересах наследников, отказополучателей, кредиторов или государства» [22].

Однако ни нормы наследственного права, ни нормы авторского права прямо не указывают на то обстоятельство, что относительно имущественных прав также могут приниматься меры по их охране нотариусом. К сожалению, в статьях 1171 и 1172 Гражданского Кодекса РФ, а также в статье 64 «Основ законодательства РФ о нотариате» законодатель не использует понятие «имущественное право», упоминая лишь о сохранности имущества.

Также Гражданский кодекс РФ устанавливает правило, согласно которому банки, кредитные организации и иные юридические лица обязаны по запросу нотариуса сообщать ему сведения об имуществе, которое принадлежит наследодателю, с целью выявления состава наследства и его охраны.

Полученные сведения нотариус сообщает только исполнителю завещания и наследникам.

Таким образом, применительно к имущественным правам на произведения может возникнуть следующая ситуация. Авторское общество, управляющее правами автора на коллективной основе, перечисляющее ему вознаграждение, узнает о его смерти. Указанное событие авторское общество сообщает нотариусу, действуя в качестве заинтересованного лица, и просит принять меры по охране имущественных прав до розыска наследников и вступления их в наследство.

Проанализировав содержание статьи 1172 Гражданского кодекса РФ, можно сделать вывод о том, что воля законодателя направлена на предоставление охраны только имуществу, а не имущественным правам, поскольку в указанной статье все меры по охране наследства (такие как опись имущества, внесение денег в депозит нотариуса, оценка имущества, передача драгоценных металлов в банк) могут быть применены лишь к имуществу. Здесь необходимо рассмотреть две ситуации.

Таким образом, может возникнуть следующая ситуация. Если имуществом, в отношении которого необходимо принять меры по охране, является произведение искусства, например, картина, то нотариус может принять к охране только материальный носитель произведения, то есть саму картину. Однако имущественные права не подлежать охране, так как порядок охраны имущественных прав действующим законодательством не предусмотрен. Частично имущественные права на произведения могут охраняться авторскими обществами, которые осуществляют управление имущественными правами на коллективной основе.

Также может возникнуть ситуация, когда основу наследства составляют только имущественные права. Поскольку действующее законодательство предполагает охрану только относительно имущества, то обращение к нотариусу заинтересованных лиц с просьбой осуществить охрану имущественных прав ставит его в затруднительное положение. На мой взгляд, имущественные права на произведения в качестве меры охраны могут быть переданы в доверительное управление, например, авторским обществам, имеющим соответствующую государственную аккредитацию.

По мнению К.Ю. Рождественской «отсутствие законодательной возможности осуществления нотариусами или авторскими обществами действий по охране наследства в части имущественных прав нарушает важнейший принцип наследственного права – принцип охраны интересов наследников» [23]. Очевидно, что охрана интересов наследников должна обеспечиваться не только охраной собственно имущества, но также охраной имущественных прав и управления ими.

Как мне кажется, настоящие проблемы связаны с отсутствием в главе 65 Гражданского кодекса РФ «Наследование отдельных видов имущества» норм, которые бы отражали специфику и особенности наследования имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе на произведения.

2.2. Проблемы совместного принятия отдельных объектов в авторском праве

Статья 1122 Гражданского кодекса РФ, указывает что «имущество, завещанное двум или нескольким наследникам без указания их долей в наследстве и без указания того, какие входящие в состав наследства вещи или права кому из наследников предназначаются, считается завещанным наследникам в равных долях»[24]. Пункт второй указанной статьи устанавливает, что если объект наследования – неделимая вещь, то она считается завещанной в долях, соответствующих стоимости этих частей.

При наследовании результатов интеллектуальной деятельности применяется аналогия закона, то есть когда наследодатель указал в завещании, что в качестве наследников имущественных прав на его произведения будут выступать два лица, такое завещание, исходя из пункта 2 статьи 1122 Гражданского Кодекса, будет действительным.

Однако при наследовании имущественных прав на произведение возникает ряд проблем, связанных с практической реализацией положений законодательства.

Во-первых, выдел доли в имущественных правах на произведение невозможен. Так, трудно представить, чтобы один наследник наследовал право на тиражирование произведения, а другой – право на сообщение в эфир или по кабелю.

Во-вторых, определить стоимость долей в случае сонаследования имущественных прав на произведение невозможно.

В-третьих, полагаю, что порядок пользования имущественными правами также установить невозможно.

На мой взгляд, при наследовании имущественных прав на произведение логичнее осуществлять совместную реализацию имущественных прав и совместное их использование, а все полученные вознаграждения распределять согласно доле, причитающейся наследнику.

К сожалению, ни в Гражданском кодексе, ни в Методических разъяснениях по оформлению наследственных прав не говориться о том, каким образом необходимо определять доли в имущественных правах на произведение. Вероятно, следует руководствоваться общим правилом: если в завещании указаны два или более наследника, однако не указаны ни доли каждого из наследников, ни какие входящие в состав наследства вещи или права предназначаются каждому из наследников, в соответствии с пунктом 1 статьи 1122 Гражданского кодекса РФ считается, что они завещаны наследникам в равных долях.

Исходя из этого, имущественные права могут быть завещаны одному наследнику или нескольким наследникам. В последнем случае имущественные права могут быть завещаны в целом, то есть в равных долях, так и с указанием долей. Однако значение долей будет уметь место только при распределении доходов от использования исключительных прав. Сами же исключительные права теоретически рассматриваются как единое целое.

Из вышеуказанного свойства имущественного права на произведение (неделимости) вытекает характерная особенность наследования в области авторского права, состоящая в том, что наследники могут реализовывать имущественные права только сообща. Любые действия по использованию перешедшего по наследству произведения возможны исключительно с общего согласия всех наследников.

С практической стороны данный вопрос может быть решен путем заключения соглашения между наследниками, в котором они опишут порядок совместного осуществления имущественных прав. Наследники также могут поручить управление имущественными правами кому-то одному. Сделать это можно будет на основании договора доверительного управления, предметом которого будет управление имущественными правами.

Однако на практике нередко встречаются ситуации, когда наследники не могут договориться о способе использования имущественных прав или размере вознаграждения.

Некоторые авторы полагают, что в отсутствии подробного правового регулирования в области общего или совместного использования наследниками имущественных прав на произведение, а также при наличии конфликта интересов между такими наследниками правильнее было бы использовать завещательный отказ.

Наследодатель, может оставить завещание, согласно которому на одного избранного им наследника возлагалось бы исполнение завещательного отказа в пользу лиц, которые при отсутствии завещания являлись бы его наследниками по закону. В соответствии с завещательным отказом такой наследник, самостоятельно осуществляя авторские права, мог бы производить периодические платежи отказополучателям в виде определенного процента от доходов, полученных от использования произведений умершего автора (п. 2 ст. 1137 ГК РФ) [25].

На мой взгляд, такой подход не способен удовлетворить интересы всех наследников, поскольку могут возникнуть ситуации злоупотребления правами наследниками. Например, наследник может вовсе отказаться от использования имущественных прав или передать их для использования на безвозмездной основе, либо сознательно занижать сумму вознаграждения.

Заключение

В настоящей курсовой работе я рассмотрел особенности перехода авторских прав в порядке наследования. При изучении данной темы были выявлены отличительные черты авторских прав, как объектов наследования; проанализирован правовой статус наследников авторских прав; исследован механизм перехода прав автора к наследнику; рассмотрены проблемы, связанные с нотариальной охраной авторских прав и неделимостью исключительных прав на объект наследования. Также мной были предложены пути решения таких проблем.

Переход прав автора на произведение в порядке наследования имеет ряд особенностей. Это обусловлено специфичностью объекта наследования.

Авторские права носят творческий характер и разнообразны по форме и содержанию, а также могут носить нематериальный характер. Они заключают в себе различные по своей природе правомочия. Следует отметить, что по наследству могут переходить только исключительные (имущественные) права автора, при этом личные неимущественные права лишь охраняются наследником.

Еще одна важная особенность связана с отсутствием требования о государственной регистрации права собственности на объекты авторского права. В соответствии с Законом автором признается лицо, которое указано на оригинале произведения. В случае возникновения спора об авторстве, факт принадлежности исключительных прав определенному лицу может подтверждаться любыми доказательствами, в том числе показаниями свидетелей. Исключительное право на произведение имеет срочный характер и после истечения срока, установленного Гражданским кодексом РФ, переходит в общественное достояние. Возможен также переход исключительного права на произведение в общественное достояние досрочно, в связи с отсутствием наследников всех очередей либо отказом всех наследников от наследства.

Наследниками авторских прав являются субъекты нетворческого характера, они приобретают исключительное право на произведение только в случае смерти наследодателя.

Законодатель предусматривает два способа принятия наследства: путем подачи заявления нотариусу и фактического вступления в наследство. Однако некоторые специалисты отрицают возможность принятия исключительных авторских прав с помощью конклюдентных действий. На мой взгляд, законодателю стоило бы уточнить этот момент в виду особенностей наследования авторских прав.

На практике также возникают трудности при доказывании нотариусу принадлежности исключительных прав именно наследодателю. Как мне кажется, это связано с отсутствием каких-либо рекомендаций по доказыванию права авторства, которые раскрывали бы способы и методы такого доказывания.

Одним из самых малоизученных вопросов в наследовании авторских прав, является вопрос нотариальной охраны имущественных прав на произведение. Исходя из содержания статьи 1172 Гражданского кодекса РФ, можно сделать вывод, что законодатель предусмотрел меры охраны, применимые только к имуществу, в то время как имущественные права наследодателей также нуждаются в защите. На мой взгляд, целесообразно было бы включить в содержание статьи 1171 Гражданского кодекса РФ упоминание о возможности нотариальной охраны имущественных прав и отдельно регламентировать порядок осуществления такой охраны.

Авторское право рассматривается как совокупность неотделимых друг от друга правомочий. Исходя из этого свойства, возникает проблема, связанная с невозможностью выдела доли наследника из наследственной массы. Наследникам приходится использовать наследуемые авторские права сообща, путем заключения договора. В практике встречаются случаи, когда наследники не могут достигнуть соглашения. Данная проблема решаема путем составления завещательного отказа в пользу одного из наследников, однако не исключено злоупотребление правами.

К сожалению, в российском законодательстве отсутствуют нормы, детально определяющие специфику перехода авторских прав по наследству. Последняя попытка собрать все нормы, отражающие особенности наследования авторских прав, была предпринята в Постановлении Пленума Верховного суда РФ № 9 «О судебной практике по делам о наследовании». В нем содержатся ответы на многие ранее дискуссионные вопросы. Однако, на мой взгляд, одного Постановления недостаточно.

Как мне кажется, включение в главу 65 Гражданского кодекса «Наследование отдельных видов имущества» положений об особенностях наследования интеллектуальных прав, а возможно даже выделение их в отдельную главу, значительно упростило бы практическое использование данного института и ответило бы на многие вопросы, возникающие в теории.

Список источников и литературы:

Источники:

Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря; СЗ РФ. – 2009. – №1. – Ст. 2.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. №2211-1 // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1991. – №26. – Ст. 733; Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 2001. – №49. – Ст. 4553.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301; 2009. – № 29. – Ст. 3618.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – №49. – Ст. 4552; 2008. – №27. – Ст. 3123.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвёртая) от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – №52 (ч. 1). – Ст. 5496; 2008. – №45. – Ст. 5147.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2012. – №7.

Методические рекомендации по оформлению наследственных прав от 27 – 28 февраля 2007 года (Протокол №02/07) // Нотариальный вестник. – 2007. – №8.

Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // Бюллетень международных договоров. – 2003. – №9.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года №4462-1 (ред. от 03.07.2016) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – №10. – Ст. 357.

Литература:

  1. Аббасов С.Г. Проблемы участия нотариата в наследственных правоотношениях в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. М.: Медиа-ВАК, 2012, № 5. – С. 105-108.
  2. Авторские и смежные с ними права: Постатейный комментарий глав 70 и 71 Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. Крашенинникова П.В. М.: Статут. – 2010. – 480 с.
  3. Близнец И. А., Леонтьев К. Б. Авторское право и смежные права: учебник / Под. ред. И. А. Близнеца. – М.: Проспект, 2012. – 416 с.
  4. Близнец И.А. и др. Постатейный комментарий к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений // Интеллектуальная собственность. Документы и комментарии. 2004. – №6. – С. 2-92.
  5. Гаврилов В.Н. Наследование по новому российскому законодательству. М.: ИМЦ ГУК МВД России. – 2002. – 88 с.
  6. Гаврилов Э.П. Какие изменения предполагается внести в главу 69 ГК РФ? // Патенты и лицензии, 2011, № 11. С. 2-11; 2012, № 1. - С. 2-9.
  7. Гаврилов Э.П. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах (постатейный). Изд. четвертое, перераб. и доп. М.: Экзамен, 2005. – 384 с.
  8. Гаврилов Э.П. Наследование интеллектуальных прав в свете Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 мая 2012 г. №9 // Патенты и лицензии. – 2012. – №9. С. 22-32.
  9. Гаврилов Э.П. Советское авторское право: основные положения. Тенденции развития. М.: Наука, 1984. – 222 с.
  10. Гаврилов Э.П. Судебная практика по авторскому праву // Хозяйство и право, 2012, № 4. С. 42-56.
  11. Гапанович, А.В. Особенности наследования исключительных прав на произведение // Евразийский Научный Журнал. – 2016, июнь. – №6. – С. 14-19.
  12. Голощапов А.М., Рождественская К.Ю. Особенности наследования авторских прав. М.: Р.Валент, 2011. – 144 с.
  13. Гражданское право. В 2-х т. Т. 1.: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. – [2-е изд.]. – М.: БЕК, 2000. – 704 с.
  14. Гришаев, С.П. Наследственное право: учебно-практическое пособие / С.П. Гришаев. – М., 2011. – 184 с.
  15. Мазур Е.А. Понятие и признаки сложного объекта по законодательству Российской Федерации // Юридический мир. М.: Юрист, 2012, № 3 (183). - С. 36-37.
  16. Маковский А.Л. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (поглавный) / Г.Е. Авилов, К.В. Всеволожский, В.О. Калятин и др.; под ред. А.Л. Маковского. М.: Статут, 2008. – 700 с.
  17. Мелузова А.О. Наследование авторских и смежных прав в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. – М. 2003. – 197 с.
  18. Мирошникова М. Особенности перехода авторских прав по российскому гражданскому праву // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – 2002. – №8. – С.12-29
  19. Набиев С.Р. Положения об обязательной доле в наследстве и особенности их применения при наследовании авторских прав : Дис. … канд. юрид. наук. – М., 2007. – 199 с.
  20. Невская М.А., Сухарев Е.Е., Тарасова Е.Н Авторское право в издательском бизнесе и СМИ: Практическое пособие. М.: Дашков и К, 2008.- 117 с.
  21. Никитюк, П.С. Наследственное право и наследственный процесс. Проблемы теории и практики / Под ред.: Овчинникова О.В. – Кишинев: Штиинца, 1973. – 258 c.
  22. Право интеллектуальной собственности. Учебник / Близнец И.А., Гаврилов Э.П. и др. / Под редакцией И.А. Близнеца. М.: Проспект, 2013. – 960 с.
  23. Рождественская К.Ю. Особенности наследования авторских прав: Дис. … канд. юрид. наук. – М., 2013. – 202 с.
  24. Савченко, Н.С. К вопросу о наследовании интеллектуальных прав / Н.С. Савченко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2014. Выпуск №2. – Том 14. – С. 79-82.
  25. Фольгерова, Ю.Н. Наследование личных неимущественных прав автора произведения / Ю.Н. Фольгерова // Актуальные проблемы права России и стран СНГ – 2010: материалы XII Международной нуачно-практической конференции с элементами научной школы. – Челябинск, 2010. – С. 314-319.
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 52 (ч. 1). – Ст.1259.

  2. Там же, ст. 1255.

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – №52 (ч. 1). – Ст.1255.

  4. Там же, ст.1265.

  5. Гаврилов Э.П. Советское авторское право: основные положения. Тенденции развития. М.: Наука, 1984. – С.142.

  6. Маковский А.Л. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (поглавный) / Г.Е. Авилов, К.В. Всеволожский, В.О. Калятин и др.; под ред. А.Л. Маковского. М.: Статут, 2008. – С. 63.

  7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – №52 (ч. 1). – Ст.1266.

  8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – №52 (ч. 1). – Ст.1268.

  9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – №52 (ч. 1). – Ст.1283.

  10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – №52 (ч. 1). – Ст.1292.

  11. Гаврилов Э.П. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах (постатейный). Изд. четвертое, перераб. и доп. М.: Экзамен, 2005. – С.148.

  12. Мирошникова М. Особенности перехода авторских прав по российскому гражданскому праву // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – 2002. – №8. – С.24

  13. Гражданское право. В 2-х т. Т. 1.: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. – [2-е изд.]. – М.: БЕК, 2000. – С.290.

  14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – №52 (ч. 1). – Ст.1268.

  15. Там же.

  16. Никитюк, П.С. Наследственное право и наследственный процесс. Проблемы теории и практики / Под ред.: Овчинникова О.В. – Кишинев: Штиинца, 1973. – С.44.

  17. Методические рекомендации по оформлению наследственных прав от 27 – 28 февраля 2007 года (Протокол №02/07) // Нотариальный вестник. – 2007. – №8.

  18. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – №49. – Ст. 1153.

  19. Гаврилов В.Н. Наследование по новому российскому законодательству. М.: ИМЦ ГУК МВД России. – 2002. – С.51.

  20. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – №49. – Ст. 1157.

  21. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – №49. – Ст. 1171.

  22. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года №4462-1 (ред. от 03.07.2016) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – №10. – Ст. 357.

  23. Голощапов А.М., Рождественская К.Ю. Особенности наследования авторских прав. М.: Р.Валент, 2011. – С.113

  24. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – №49. – Ст. 1171.

  25. Голощапов А.М., Рождественская К.Ю. Особенности наследования авторских прав. М.: Р.Валент, 2011. – С.118-119.