Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Основные закономерности и пути развития государства

Содержание:

Введение

Актуальность исследования

Для современной России, как и для всего современного мира вопрос о происхождения государства является особенно актуальным, поскольку оно представляет собой одно из главных условий стабильности общества, устойчивого развития страны. Ведь от правильного понимания сущности и причин возникновения государства, зависит иерархически правильное построения органов, осуществляющих государственную власть, в гл.1 ст. 10 Конституции Российской Федерации, говорится что государственную власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную исполнительную и судебную.

Большое количество научных публикаций, посвященных проблемам понимания происхождения государства, его сущности и закономерности развития, благодаря этому мы можем примерно понять социальную природу, особенности и черты государства и права. Анализируя, причины происхождения государства, основные этапы его развития и свойственные ему функции мы порождаем новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современное государство просто необходимо знать его историю, а особенно теории его происхождения. Всё вышеупомянутое подчеркивает актуальность выбранной темы[1].

Объект исследования - является система научных знаний и представлений как в истории российской правовой мысли, так и в современной общеправовой теории и философии права о теориях происхождения

государства.

Предмет исследования - концепции происхождения государства и права.

Целью курсовой работы является комплексное исследование основных доктрин происхождения государства и права. Для достижения указанной цели поставлены следующие. задачи:

  1. Выявить предпосылки и причины возникновения государства;
  2. Исследовать пути развития государств Восточный и Западный;
  3. Подробно охарактеризовать основополагающие теории происхождения государства; теологическая и патриархальна, договорная и марксистская, психологическая и насильственная, и иные теории, выявить положительные и отрицательные моменты;

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных ученых по теории и истории государства и права, таких как М. Н. Марченко Л. А. Морозова. Кашанина Т.В., В.И. Червонюк. Венгеров А.Б, М. Б. Смоленский, Рассказов Л.П., Рубаник В. Е. и другие.

Методологической основой курсовой работы общенаучные (системный, исторический) и частно-научные (формально-юридический, сравнительный), анализа и синтеза, индукции и дедукции, описания, исследования.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Основные закономерности и пути развития государства.

1.1. Причины и предпосылки возникновения государства.

Согласно современным научным взглядам Планета возникла ориентировочно 4,7 млрд. лет назад из рассеянного в прото-солнечной системе газово-пылевого вещества. Приблизительно 3-3,5 миллиардов. лет назад вследствие закономерности развития материи на Нашей планете зародилась жизнь, началось формирование биосферы. Человек (homo habilis – человек разумный) появился на Земле в результате трудного и продолжительного историко-эволюционного процесса примерно 2 миллиона. лет назад Человек нынешнего вида (homo sapiens – человек разумный) зародился не позднее сорок тысяч лет назад, а согласно определенным сведениям ещё ранее. Дальше люди начали объединяться, так как они поняли, что выживать поодиночке в таких тяжёлых условиях дикой природы было трудно и невозможно, а вместе было гораздо легче отбиваться от диких животных, охотится и т.д. по этой причине и образовалась первобытное общество[2].

И так рассмотрим основные предпосылки перехода от первобытного строя к образованию государства.

Как правило, все авторы в том числе Т.В. Кашанина и Л.А.Морозова делят предпосылки на несколько групп: экономические, то есть материальные, социальные, политические, психологические и идеологические.

К материальным относятся:

1. Переход от собирательства к производству. Главной причиной неолитической революции является рост богатства: земледелие и скотоводство давали определённый (прибавочный продукт), чего не могло дать присваивающее хозяйство. На этой основе появляется постоянный товарообмен между племенами, а за счёт этого происходит накопление богатства.

2. Три больших разделения труда – земледелие, скотоводство, купечество. В ходе разделения труда, возникновения разнообразных ремёсел и образовавшееся в результате данного разделение общества на тех, кто изготавливает и тех, кто пользуется продуктами труда, повергло к появлению товарных взаимоотношений и выделению из общества третьей группы так называемые торговцы, которые являются важным связывающим звеном между ремесленниками и потребителями.

3. Возникновение частной собственности. Распределение труда, по сути, обозначает квалификацию людей на установленных видах производственной работы. Данное содействовало увеличению эффективности производственной деятельности и как результат, увеличению производительности труда[3].

К социальным предпосылкам можно отнести:

1. Усложнение общественных отношений, объединяющих членов общества. Кровная связь постепенно уступает место производственным, семейным, товарообменным взаимоотношениям.

2. Повсеместное закрепление запрета на кровосмешение (запрет вступать в половые отношения с близкими родственниками). Данное общество, с одной стороны, провоцировало формализацию отношений между мужчиной и женщиной и вело к возникновению семьи в современном понимании слова. Полигамные взаимоотношения изменились на моногамные. С другой стороны, это табу поспособствовало установлению семейных взаимоотношений между представителями разных общин, что в свою очередь вело к возникновению новых социальных ячеек общества[4].

К политическим предпосылкам можно отнести:

Институт власти выделяется из общества. Это значит концентрация административных структур только над императивной деятельностью. Другим социально полезным трудом власть перестает заниматься. Власть со временем становится профессией. Профессионализация власти означает перераспределение властных возможностей, их переход от всего общества в целом к узкому кругу лиц. При этом передача власти совершается либо с согласия самой власти, либо по наследству. Власть становится общественной прерогативой, а следовательно, завязывается борьба за власть.

К географическим предпосылкам можно отнести:

Специализация людей на определённых видах деятельности приводит к отказу от кочевого образа жизни и впоследствии закрепление людей на определенной территории. Вследствие этого между ними возникла территориальная связь.

К психологическим предпосылкам можно отнести:

Изменившиеся экономические обстоятельства вырабатывают новый нравственный облик людей, появляется новый тип самосознания. На первоначальном этапе формирования общества постепенно, люди начинают осознавать, что у них появляются общие интересы, это военное вторжение необходимость обороны своей территории. Постепенно люди начинают понимать, что общий круг интересов больше некому реализовать, кроме как централизованной структуре, которая контролирует всю жизнедеятельность общества.

К идеологическим предпосылкам можно отнести:

Главенствующая идеология в первобытнообщинном строе было язычество, которое предполагало, поклонение многим богам (богу, ветра, солнца, огня и т.д.). Постепенно люди осознают в необходимости выделения единого бога[5].

Основные причины возникновения государства.

Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя несколько направлений, и прежде всего улучшение экономики. Появление общественного разделения труда, совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к тому, что начал формироваться прибавочный продукт. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, которая специализируется на выполнении каких-либо общественно значимых функций. Также появлению государственности способствовала концентрация богатства в узком привилегированном классе, что привело к появлению частной собственности[6].

Помимо этого, наряду с экономическими причинами существуют и территориальные. Образуются территориальные общины и развиваются центры племенной жизни — укрепленные города. Параллельно с указанными процессами идет дифференциация общества, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства. И по истечению времени становится просто необходимым урегулировать общественные отношения, связи с чем и появляются социальные нормы, которые уже в отличие от обычаев носят письменный характер.

Разумеется, что все вышеуказанные первопричины функционировали совместно, в разных сочетаниях. Но в тоже время в различных условиях (экономических, социальных, географических, исторических, психологических, и др.) решающими могли стать различные из указанных причин.

Процесс развитие первобытнообщинного строя во всех регионах мира изначально проходило примерно идентично. Однако на этапе перехода к государству пути различных народов разошлись. Многие ученые выделяют два основных пути возникновения государства это Западная и Восточная[7].

1.2. Западная концепция возникновения государства.

Западный путь (Европейский сценарий), в отличие от других сценариев, западный сценарий был феноменом своего рода уникальным, а точнее,
исключением из всеобщего принципа. Однако надо учитывать тот факт, что именно западное общество стало "локомотивом мировой истории", именно европейские государства в очень сжатый исторический срок обогнали в развитии, ранее возникшие азиатские государства и в решающей степени определили весь процесс человеческого прогресса; В свою очередь это обусловливалось тем, что здесь на стадии протогосударства, форма которого была похожа на "Военную Демократию", происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства: скот, рабов и тд.[8].

Как отмечал в своих трудах выдающийся немецкий философ Фридрих Энгельс, что в «чистом» виде это можно увидеть на примере Афин, где уже на ранней стадии разложения образовавшегося общинного строя возникает экономическое неравенство: у аристократов, земляных наделов, рабов, скота и орудий труда побольше, чем у общинников. Наравне с рабством, носившим в большей степени патриархальный тип, когда рабы использовались в качестве прислуги и не были основной производительной силой, и возникает наемный труд без надельных общинников. По мере развития частной собственности растет авторитет экономически сильного класса, которая пытается всеми возможными способами ослабить роль народного собрания, Базилевса который (выступал военноначальником, верховным жрецом, высшим арбитром) и как можно быстрее передать власть своим непосредственным представителям[9].

Коллизия между наследственной аристократией и массами отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собственности, нажитой грабежом и торговлей. В результате преимущественно богатые собственники занимали главные государственные посты, в итоге господство родовой знати было навсегда искоренено.

Итак, для генезиса Древне Греческого государства свойственно то, что оно возникало прежде всего из непримиримой борьбы различных классов. Поэтапно формируется частная собственность, которая становится, основой для закрепления экономического господства наиболее имущих классов.

Во-первых, это позволило завладеть абсолютно всеми институтами публичной власти и использовать их для защиты своих имущественных, политических, экономических и иных интересов[10].

Возникновения Древне Спартанского государства шло немного иными путями. Как мы знаем из всемирной истории, что Спарта является образцом милитаризированного государства, в котором труд каждого члена общества подчинена единственной цели – создание могущественного государства.

И так изначально город Спарта возникло на плодородный долине Лаконика и представляла из себя весьма незначительную территорию. Выходу к морю препятствовала болотистая местность и ничто не сулило этому крошечному государству мировой славы. Все изменилось после того, как Спартанская община насильственного завоевала и присоединила долины Мессения и после этого Спарта получает удобный выход к морю и самые плодородные земли. Во времена правления древнегреческого великого реформатора и философа Ликурга. Его реформы были ориентированы в формирование государства с определенной философской доктриной – сформировать совершенное государство и ликвидировать такие инстинкты как жадность, корысть, жажду индивидуального обогащение. Им были сформулированы основополагающие законы, которые затрагивали не только лишь управления государством, но и определённо регламентировали индивидуальную жизнедеятельность любого члена общества. Постепенно Спарта становится военизированной аристократической республикой, основной целью которой было собственная безопасность и наращивание военной мощи. Так как в ходе постоянных завоевания растёт количество рабов (илотов) конечном счёте превышает властвующий класс в 15 раз, и по этой причине создаются новые органы власти, новый аппарат управления с весьма жесткими, даже террористическими методами управления. Жесткость режима, проводившего тенденцию на уравнительность, способствовала как бы консервации ужеимевшихся порядков, не давая никакого шанса для возникновения той или иной общественной силы, которая могла бы свергнуть власть[11].

Весь процесс возникновения государства в Риме по некоторым причинам был таким медленным что переходный к государству этап растянулся на аж на несколько столетия. В ходе 200-летней ожесточённой борьбы между двумя классами наиболее свободных членов римского общества плебеи получали у патрициев одно право за другой, результат этой борьбы;

  1. Рим стал демократичной империей.
  2. Закрепилось равноправие свободных граждан.
  3. Утвердился принцип, согласно которому все свободные граждане могут быть одновременно войнами и земледельцами.
  4. Установилось и возвысилось социально-политическое значение общины, которая всегда оставалась собственником общинной земли.
  5. Получили политические права в народных собраниях и сформировали собственные трибуны должностных лиц, которые защищали интересы плебеев также стали противовесом против патрицианской власти.

Все эти пять принципов значительно замедляли развитие социального и экономического неравенства свободных граждан и формирование частной собственности как основной причины классообразования[12].

По мнению В.В. Лазарева положение в Риме кардинально изменилось примерно к концу 2 века до нашей эры, во первых массовое обезземеливание крестьян-общинников, во вторых, непрекращающиеся войны последствия которых завоевания о и порабощение людей с завоёванных территорий в конечном счёте, в городах и сельских местностях скапливается очень большое количество рабов, что римская семья, которая традиционно многие годы выполняла децентрализованную функцию подавления и удержания и повиновения несвободных, оказалась не в состоянии ее осуществлять. (В промежутке II века до нашей эры и II века уже нашей эры из 60–70 милл., населения необъятной Римской империи свободных полноправных граждан было около 2-х миллионов человек- это примерно 3%.) В конце концов необходимость решения конфликтных ситуаций различных соци-альных групп огромной империи и удерживать в повиновении зависимые и эксплуатируемые народы привела во 2 веке до нашей эры к созданию мощной и жёсткой государственной машины.
Таким образом, в процесс государствообразования в Риме был таким же, как и в Греции. Разложение родоплеменной системы шло тем же путями, что и в Афинах. Так же, как и в Греции, экономически сильный класс поэтапно завладел властью, создавая выгодные ей органы. Но в Риме в данные процессы радикально вмешалась третья категория населения - плебеи. Представители пришлых племен, лично свободные, никак не связанные с римским родом, они владели промышленным и торговым богатством, в конечном счёте экономическое могущество плебеев многократно возросло[13].

Особенности возникновения Франкского государства были обусловлены рядом иных обстоятельств. Как мы знаем из истории Германские племена в течение длительного времени служили основными поставщиками рабов для своего великого и сильного соседа Рима. Если само положение Греции и Рима способствовало ускоренного разрушения патриархального строя, то эти же естественные условия в Германии до определенного момента создавали возможности для развития производительных сил в рамках родовой организации, тогда как рабовладение, в том виде, как оно существовало в Средиземноморье, исходя из экономики было уже невыгодным. Разорившиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство, что способствовало длительному сохранению коллективной формы хозяйствования. Военные потребности, а также полукочевое земледелие способствовали сохранению коллективной формы общественно-хозяйственной организации, в которой рабам просто не могло быть места. Поэтому там имущественная дифференциация и социальное расслоение привели постепенно к формированию протофеодального общества. Завоевание франками значительных территорий Римской империи, с одной стороны, со всей очевидностью показало неспособность родоплеменного общественного строя обеспечить господство на них, а это подтолкнуло к образование государства раннефеодального типа. С другой стороны, это завоевание разрушило рабовладельческие порядки и ускорило переход к феодализму на земле некогда могущественной Римской империи.

На основе вышесказанного можно сделать вывод что, на Западе один из ключевых причинных элементов возникновения государства — это классовое расслоение общества интенсивным формированием частной собственности на рабов, землю, скот[14].

1.3. Восточная концепция возникновения государства.

Восточный путь (восточный сценарий). Данной доктрине свойственны следующие принципы: социальная форма собственности, значительный прогресс производительности труда, оседание накопленного богатства в руках родоплеменной верхушки, стремительный рост населения, приводит к возникновение городов, которые впоследствии становятся религиозными, административными, и культурными центрами. И несмотря на то, что круг интересов вождя и его окружения, как и прежде, схожи с интересами всего народа, это не мешает появлению социальное неравенство, в последствии которых расходятся мнения управляющих и управляемых.

Именно в этот период, который у различных народов по времени никак не совпадал, произошло деление путей. на ""западную и восточную" Эти определения условны, так как «западный» подход присущ только лишь для Европейских государств, во всех других без исключения регионах мира государства зарождались согласно «восточной концепции»

Предпосылками подобного разделения состояли в том, то что на "востоке" в силу ряда причин (ключевое из них это необходимость проведения полномасштабных сельскохозяйственных и иных работ, то что было не под силу отдельному роду) делались общинами и соответственно земля находилась в собственности родоплеменных общин .В связи с невысокой развитостью орудий труда такие работы требовали большой организационной подготовки и результативного управления. Экономика, соответственно, базировалась на государственной и социальной собственности, в тех обстоятельствах частная собственность не играла какой-либо существенной роли, так как сохранялся сельскообщинный строй. В Европе же в подобных работах никак не нуждались, общины разрушились, и земли перешли в руки частных лиц. Поэтому самые древние государства возникли на Востоке в долинах Нила, Евфрата, Ганга, Инда, Янцзы в благополучных климатических условиях, в зонах орошаемого земледелия, которое, как отмечалось, требовало организации труда в больших размерах (строительство каналов, дамб, сбор урожая, посев и т.д.) Постепенно здесь вместе с развитием экономики происходят и некоторые социальные изменения, появляются первые управленцы, инициаторы, которые выделяются в особую социальную группу (касту), осуществляющую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает собственные, не совпадающие с обществом интересы. В таком роде восточный путь развития государственности выделялся в первую очередь тем, что общественно-политическое господство появилось на базе деятельности какой-либо социальной функции. В масштабах общины ключевым направлением власти становилось контроль за специальными фондами, в которых находилась основная доля социального излишества. Это привело к появлению внутри общины особой категории должностных лиц, исполняющих функции коллективных контролёров, управленцев, и т.п. Зачастую управленческие функции совпадали с культовыми, по этой причине они становились авторитетными. общинные управленцы использовали положения для своей выгоды, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в какой у них это получалось, общинная «бюрократия» со временем преобразовывалось в лучшую изолированную общественную прослойку – как важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти. Следовательно, одной из главных причин как государствообразования, так и образования классов «по восточному типу» было использование властвующими группами сложившегося аппарата управления над финансовыми, военными, общественно-политическими и иными функциями. Административно-государственные структуры, образование которых жестко обусловливалось экономической потребностью, складываются в первую очередь, появляется частная землевладение. В течение многих столетий деспотическое государство существовало отнюдь не только лишь инструментом классового господства, но и само служило основой классообразования, появления разных привилегированных групп. На Востоке узурпировали контроль над самим производством, а не над ними. Как это было в Европе. Экономика базировалась в общегосударственной и социальной формах собственности. Присутствовала там и частная собственность -элита правительственного аппарата обладала огромными дворцами, дорогими украшениями, рабами, однако она (частная собственность) никак не оказывала значимого воздействия на экономику: важнейший достижение в социальное производство вносился трудом "свободных социальных групп. Помимо всего, "частная собственность была крайне условна, так как своей собственностью должностные лица лишались как правило вместе с головой. Азиатские государства немного отличались друг от друга. Например, как в Китае, рабство носило общесемейный характер. В остальных, к примеру Египет, существовало большое количество рабов, которые наравне с общинниками вносили существенный вклад в развитие экономики страны. Тем не менее в отличие от западного рабства, основанного на индивидуальной собственности, в Египте все рабы были собственностью государства, (фараона) либо храмов.

В Африке же государства сформировывались в основном по тому же "принципу", тем не менее ученые бесспорно полагают что были определенные отличительные черты раннего государства Африки, которые отличали его от государства "Азиатской деспотии": высшая власть существовала не наследственной, а выборно-наследственной, концепция управления выстраивалась на геронтократических принципах для нижних уровней,(это правление совета старейшин), на аристократическом (меритократическом) для наиболее высоких. Помимо этого, правители ранних государств Африки были ограниченны: в передвижении, в контактах с общественностью, что вытекало из понятий об их сакральности; в принятии главнейших решений, таким образом равно как существовал знаменитый противовес их власти в лице совета представителей родоплеменной знати. В целом в этой части земли процедура расслоение общества на классы представлялся характерным, определяющим в становлении государственности, естественный процесс которого был нарушен вследствие Европейской колонизации.[15].

На основе вышесказанного можно сделать вывод что, в Азии отсутствовал один из ключевых причинных элементов возникновения государства – это частная собственность на землю рабов и скот и в целом сама частная собственность в ее европейском виде, что и повлекло за собой, образованию особой пути возникновения и функционирования там государства.

Глава 2. Характеристика основных теорий происхождения государства.

2.1. Договорная (естественно-правовая) и марксистская теория.

Договорная теория.

Значительной теорией происхождения государства стала договорная теория, получившая широкое распространение в 17-18 веках. В Голландии в 17 веке сторонниками этой теории были Гроций и Спиноза, в Англии- Локк и Гоббс, во Франции в 18 веке- Руссо.

В России данную теорию активно продвигал демократ А. Н. Радищев (1749-1802), который считал, что государственная власть принадлежит народу и именно народ на добровольной основе передаёт её монарху. Отсюда он делал выводы, что народ имеет право на восстание и революционное свержение монарха, если тот устраивал их либо злоупотреблял своей властью.

Договорная теория объясняет процесс происхождения государства общественным договором- результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Гоббс считал, что договор заключался между правителем и подданными, то есть договор подчинения, а Локк полагал, что он заключался между гражданами, то есть договор объединения. Общественный договор, создающий государство, понимался как

согласие между изолированными до того людьми на объединение, на образование государства, превращающее неорганизованное множество людей в единый народ. Эта теория не рассматривает вопрос о времени и месте создания государства, так как считает его неактуальным. Наиболее важным считается, вопрос о социальном назначении государства, а именно служить человеку, гарантировать его права и свободы.

Сторонники договорной теории различают два вида права. Одно - естественное, которое существовало до общества и государства. Второе - позитивное, созданное государством. Естественное право включает в себя неотъемлемые права человека, такие как право на жизнь, на свободное развитие и тому подобное. Позитивное же право основывается на требования естественного права. Безусловно, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, так как она отрицала религиозное происхождение государства и государственной власти.

Кроме того, эта теория отражала договорную практику многих феодальных городов, которые заключали договор с князем, где указывалось его материальное обеспечение в обмен на управление и защиту города.

Теория общественного договора подвергается критике по различным причинам. Крупнейший недостаток состоит во вневременным, абстрактном представлении о первобытном обществе и его состоянии. Основная фигура этой теории — это абстрактный и изолированный человек, который вступает в соглашение и образует государство. Но такого человека, как субъекта исторического процесса создания государства никогда не было. Человек вступал в различные социальные объединения: общины, кланы, классы, большие семьи, которые и были реальными субъектами этого процесса

Ценной это теория считается, потому что именно она заложила основы учения о правах человека и развила положения о правовом государстве и нашло это положение отражение и в Декларации независимости США[16].

Марксистская теория.

Марксистская концепция происхождения государства в 19 столетии основывалась в историко – материалистическое учение об обществе и общественном эволюции, на классовую трактовку государства. Главными представителями этой доктрины считаются К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханова, В. И. Ленин и другие[17].Согласно этой теории, государство не было навязано обществу извне, оно возникло на основе естественного развития самого общества, а именно его возникновению способствовали три основные причины:

  1. Разложение родового строя.
  2. Появление частной собственности на средства производства.
  3. Социальное расслоение общества по имущественному признаку.

Рассмотрим подробнее эти причины. Первостепенное значение для развития экономики, а, следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия были отделены скотоводство и ремесло.). Данное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда усилило рост его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к появлению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых, исходя из этого, появились классовые противоречия, а для их разрешения была необходима новая сила – государство. Экономически господствующий класс создает государство для того, чтобы подчинить себе неимущих, также они используют государство в качестве орудия насилия. По В. И. Ленину государство – есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий[18]. Материалистическая теория выделяет афинскую, римскую и германскую формы возникновения государства.

Классической формой возникновения государства является – афинская форма. Государство появляется преимущественно из классовых противоречий, которые формируются в обществе. Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, которая изолирована от плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которых и возникает государство. При германской форме государство образуется в результате завоевания обширных территорий, но родовой строй для управления ими не имеет соответствующих механизмов[19].

По утверждению представителей этой теории государство отомрет с исчезновением классовых различий.

Данная теория слишком абсолютизирует роль классов и экономический фактор, так как в ряде регионов мира государства возникали и до появления классов под влиянием других факторов. Однако материалистическая теория отличается свой четкостью и ясностью исходных положений, которые сыграли огромную роль в понимании происхождения государства. Как считает Шершеневич, экономический материализм представляет одну из самых крупных учений в обществе, которая способна лучше всех объяснить уйму общественных явлений[20].

2.2. Теологическая и патриархальная теория.

Теологическая теория.

Эта концепция является одной из самых древних теорий происхождения государства. По этой концепции все, что существует на этой Земле, создано Божьей. Основателем этой теории принято считать средневекового богослова Августина, а распространение она получила в трудах Фомы Аквинского, который утверждал, что процесс возникновения и развития государства аналогичен процессу сотворения Богом мира. В современных условиях ее развили идеологи исламской религии, католической церкви: Ж. Маритен, Д. Мерсье и др. Теологическая концепция восходит собственными истоками к Древнейшему обществу. Ещё в Античном Египте и Вавилоне появлялись идеи духовного происхождения государства. Так, в Вавилонских законах царя Хамураппи (1792-1750 гг. до н. э.) записано: «выполняй величественно божественную должность своей царской власти».В древние времена теологическую концепцию использовали с целью обоснования безграничной власти монарха и существующих социально-экономических неравенств в обществе. Исходя из этой доктрины, определялось, что необходимо смириться и подчинятся с этим и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Господа. Исходя из этого, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

На рубеже 10-11 вв. в Западной Европе развивается теория «двух мечей». Она исходит из того, что у основателей церкви имелось два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, ибо не стоит церкви самой использовать его. А второй они вручили государям для того, чтобы они могли вершить земные дела. Государь в соответствии с этим подходом наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви[21].Разумеется, теологическая теория, исходящая из религиозных воззрений, не научна, но она отражает отдельные реальные процессы, которые имели место в процессах становления некоторых государств (Теократических).

Патриархальная теория.

Данная концепция появилась ещё в древности. Она позиционирует государство как огромную семью, где взаимоотношения монарха и его подчиненных отождествляются с отношениями отца и членов семьи[22]. Зародилась патриархальная доктрина в Греции, подтверждение получила сперва в работах Аристотеля, однако свое развитие обнаружила в 17 столетии в рудах англичанина Р. Фильмера, который обосновал тезис о том, что власть монарха есть продолжение отцовской власти, который обязан заботиться о подданных, как о своих детях, а те в свою очередь должны непрекословно повиноваться и служить ему. Положения этой теории развивал и китайский ученый Конфуций (551-479 до н. э). По мнению представителей этой теории, государство возникает в результате соединения родов в племена, которые в свою очередь образуют союзы, а затем- государство. В древние времена патриархальная доктрина так ведь, как и теологическая была ориентирована на подтверждение неограниченности власти монарха, и корни этой власти видела формах семьи, где была неограниченная власть главы рода. В России данная теория была широко распространена. Ее активно пропагандировал историк М. Н. Покровский и один из теоретиков народничества Н. К. Михайловский. Н. К. Михайловский говорил, что чтобы убрать из жизни все безнравственное, вредное и неразумное по отношению к человеку, нужно построить общество по типу семейных отношений. Если взять во внимание тот факт, что структура государственности развивалась от простейших форм, которые на самом деле могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи, то можно считать возможным аналогию государства с семьей. Так же на небольших пространствах, в городах-полисах объединение семей было определяющим фактором в возникновении государства, поскольку семья представляет собой наиболее раннюю форму организации людей, разделения и кооперации труда. Вместе с тем данная теория, несомненно, упрощает процесс происхождения государства, ведь по сути дела, патриархальная семья возникает вместе с государством в период разложения первобытнообщинного строя. А родственные связи по мере развития общественных отношений быстро ослабевают.

В современном мире эта патриархальная теория получила отражение в идее государственного патернализма. Это выражается в предоставлении населению помощи в решении социальных вопросов (забота государства о больных, инвалидах, престарелых, многодетных и т. д.)[23].

2.3. Психологическая теория и Теория насилия.

Психологическая теория.

Представителями данной теории являются: Николло Макиавелли (1469 – 1527), Томас Гоббс (1588–1679), Дж. Локк (1632 – 1704). Французский социолог и криминалист Габриэль Тард (1843-1904) и российский правовед, основатель психологической школы права Л. И. Петражицкий являются более современными представителями. Причина появления государства по этой теории – это психика человека, которая заключается в потребности общения, жизни в коллективе,и в желании повелевать и подчиняться.

Государство – это результат психологического взаимодействия людей, а если более точнее, то совершенная форма эмоционального общения. Некоторые идеи этой теории восходят еще к Древнему миру. Мыслители того времени считали, что на появление и упадок государства определяющее влияние оказывают человеческие слабости и страсти. Например, Цицерон считал, что объединение людей происходит не только вследствие их беспомощности, а также из-за свойственной им общительности[24].

Современными представителями этой теории являются французский социолог и криминалист Габриэль Тард (1843-1904) и российский правовед, основатель психологической школы права Л. И. Петражицкий. Все люди делятся на две группы:

  1. Люди, которые склонны к подчинению, имеющие потребность в подражании кому-либо.
  2. Люди, которые имеют сильный характер и способность подчинять себе людей и вести их за собой.

Народ рассматривался ими как первая группа, то есть пассивная инертная масса, ищущая подчинения, а глава государства и люди, которые выполняют важные для общества функции как вторая.

Оценивая психологическую теорию, можно согласиться с тем, что различные интересы людей, реализуемые через психику, сыграли большую роль в образовании государства. Для обоснования этой точки зрения можно привести пример: в древнее время именно из сильных по характеру и волевых людей выделялась группа управленцев. Именно сторонники данной теории на такой важный фактор образования государства, как психологический. Однако главным недостатком этой теории является то, что она не в состоянии дать полного анализа практики возникновения государств, так как считает психологический фактор единственно решающим фактором в образовании государства[25].

Теория насилия.

Эта теория принадлежит к числу относительно новых теорий. Однако ее истоки зародились еще в эпоху рабовладения. Как самостоятельное учение она возникла в 19 веке. Ее представителями являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909), немецкий социалист К. Каутский (1854-1938) и немецкий социолог Ф. Оппенгемер (1864-1943). Они считали основой происхождения государства- акт насилия. Одни из представителей придерживались мнения о внутреннем насилии, то есть принуждение, осуществляемое господствующим классом над другими членами общества. Е. Дюринг писал, что основой общественного развития являются внутренние факторы - формы политических отношений. В качестве доказательства обоснованности своей точки зрения он отмечает, что в интересах нормального развития любое решение общества должно приниматься большинством голосов. А оставшиеся в меньшинстве обязаны подчиняться воле большинства. Другие считали, что государство возникло именно благодаря внешнему насилию, что представляет собой завоевание одного народа другим[26]. Для управления завоеванными народами и территориями требуется постоянный аппарат принуждения, которым и становится государство, но в результате завоевания помимо государства возникает еще и деление общества на классы и частная собственность. Как отмечал один из авторов теории внешнего насилия Л. Гумплович, история не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения.

Данная теория имеет достаточно сильные стороны, так как действительно в целом ряде случаев насилие сопутствовало образованию государств. В качестве доказательства можно привести несколько исторических фактов, например, создание на развалинах Римской империи варварских государств, помимо этого восточнославянские государства тоже сформировались не без фактора насилия. Кроме того, государство всегда в той или иной мере применяет насилие[27].

Абсолютизируя роль насилия в истории, данная теория не учитывает того, что очень много государств развиваются отнюдь не в результате внешнего или внутреннего насилия. Насилие – скорее всего лишь вторичный характер, хотя и наиболее заметный, в отличии от других причин, которые менее заметны.

2.4. Иные теории происхождения государства.

Ирригационная концепция.

Факторы земледелия как факторы формирования государства. Согласно теории Виттфогеля, ирригационный способ земледелия - наиболее вероятный ответ аграрного общества трудностям разведения хозяйствования в засушливом климате. Необходимость организованных коллективных работ, которая связана с данным способом хозяйствования, ведет к генезису бюрократии, а также усилению авторитарной мощи. Так создается восточная деспотия, называемая также «гидравлическим государством», представляемая особым видом устройства общества, которая отличается явным анти-гуманизмом и неспособностью к прогрессу, то есть властью блокируется развитие. Естественно, что государство, которое возникло в результате необходимости организации работ общества в аграрной сфере, с большей долей вероятности будет пользоваться принудительным трудом и в иных случаях. Именно отсюда и начались грандиозные сооружения древнейших государств: монументальные: храмы, гробницы и т. д., наиболее ярчайший пример — пирамиды в Египте; оборонительные: Великая китайская стена; утилитарные: римские дороги и акведуки[28].

Органическая теория.

Представители органической теории считают, что государство можно приравнять к человеческому организму, который имеет свою собственную волю и сознание, отличающуюся от воли и сознания составляющих его людей. Основоположники данной теории Платон, и Г. Спенсер. Считается, что данная теория появилась как результат внедрения теории естественного отбора Чарльза Дарвина. Государство представляет собой обособленный организм, между частями которого, как между человеческими органами происходят взаимосвязанные процессы. Государство имеет правителей, которые отождествляются с мозгом, подданных, отождествляющихся с органами организма, как средствами выполнения задач, поставленных мозгом. Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически "уравнивается" с биологическим организмом[29].

Кризисная теория.

Автором данной теории является профессор. А. Б. Венгров Первой в истории человека формой людской жизнедеятельности, охватившей эпоху от создания человека до образования государственности, было общество первобытного типа. Между этими этапами лежал важнейший рубеж неолитической революции. Долгое время человечество проживало в форме первобытного стада, а позднее путем формирования родовой общины и ее разложения, перешло к формированию государства.

Сущность и развитие кризисной теории происхождения государства. В период экономики присвоения человек довольствовался тем, что подарила ему природа, поэтому человек был занят в основном собирательством, рыболовством, охотой, а в форме орудий труда использовал различные природные материалы, такие как камни, палки. Сумев выйти из экологического кризиса путём перехода к производящей экономике, человечество перестроило всю свою социальную и хозяйственную организацию. Неолитическая революция, которая обусловила переход всего человечества к производящей экономике, подвела первобытное общество к его расслоению, образованию классовости и затем – к образованию государственности[30].

Расовая теория.

Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816—1882), он сводит эту теорию к неравноценности человеческих рас, которая проявляется в физических и психологических характеристиках человека. Приверженцы данной теории считали, что люди делятся на высшую и низшие расы, в зависимости от степени развития ранее указанных признаков. Высшая раса только одна и ее члены являются создателями цивилизации и призваны властвовать и управлять в обществе и государстве. Предназначение низших рас в том, чтобы беспрекословно повиноваться высшей расе. Расовая теория повлекла за собой «узаконенное» уничтожение целых народов, национальных меньшинств. Это теория привела Гитлера к тому выводу, что немцы, как единственно полноценная нация, должны господствовать над другими нациями.

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1.Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества эволюции общественных отношений, усложнению процессов взаимодействия между людьми, а также между крупными социальными классами. Таким образом можно сказать, что процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: неолитическая революция, разделение труда, возникновение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, выделение особой социальной группы людей - купцов, появления прибавочного продукта - имущественная и социальная дифференциация, получение знатью властных полномочий. завоевание обширных территорий и т.д.

2.Среди ученых-исследователей вопросов государственности общепризнанной является точка зрения о целесообразности выделения двух основных путей возникновения государств у древних народов – восточного и западного.

А) Восточный путь возникновения государств представлял собой постепенный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство. Основными причинами появления государства здесь были:

1) потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;

2) необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;

3) необходимость единого, централизованного руководства этими процессами.

Аппарат государства возникает из структур управления родоплеменными объединениями. Имея свои специфические интересы, отличные от интересов остальных общинников, он постепенно превращается в силу, которая эксплуатирует труд остальных членов общины. Три ведомства – финансовое, военное и публичных работ – составляли бюрократически организованный аппарат власти.

Б) Западный ("европейский") путь возникновения государства

Первичным фактором процесса государствообразования на территории Европы ("европейский путь") выступил процесс социально-имущественного расслоения общества (процесс классообразования), вызванный формированием частной собственности. Этот путь возникновения государств подробно описан в работе Фридриха Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства".

По западному пути шло формирование государств в Древней Греции (Афины) и в Древнем Риме. Разрушение родоплеменной организации и переход к государству здесь осуществлялись в результате возникновения имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Длительная борьба имущих и неимущих классов привела к необходимости создания государства, которое подавляло бы недовольство масс и защищало бы интересы богатых собственников. Наиболее богатые собственники стали занимать ответственные государственные должности. Процесс образования государства, основанный на имущественном неравенстве, подталкивали и реформами правителей, стремившихся разрушить кровнородственные связи и перейти к территориальной организации общества.

3. Существует множество различных, иногда даже непохожих друг на друга теорий, объясняющих процесс возникновения государства. Как отмечал в своих трудах Н. М. Коркунов поскольку вопрос о происхождении государства и права оставался запутанным и нерешенным и не мог быть объяснен с естественно-правовой точки зрения, в них начали усматривать «божественное наставление». И как мы выяснили это на самом деле так, судя по истории разных древних стран, таких как Древний Египет, Вавилон и других, можно сделать вывод о том, что огромная роль на решение этих проблем отводилась религии, а для объяснения неограниченной власти монарха придерживались патриархальной теории в соответствии с которой государство надлежит рассматривать как большая семья, а его происхождение было обусловлено постепенным разрастанием семей из поколения в поколения, и окончательным утверждением главы семейства в качестве государственной главы. И эти теории, происхождением государства и права, существуют до сих пор.

Наряду с ними зарождаются и теории, возникшие в следствии экономических причин расслоение общества, появление частной собственности, заключением так называемого общественного договора, прекратившего прежнее естественное состояние войны всех против всех.

Так же есть теории, где процесс возникновения государства рассматривается, как продукт человеческого разума, вследствие подчинения, мелкие разрозненные племена постепенно завоевывались более сильными и хорошо организованными, как потребность строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных восточных областях, результат эволюции животного мира от низшему к высшему. Государство – организм, правительство – мозг, законы государства- прогрессы человеческой психики, в следствии неполитической революции, а именно переход от присваивающей к производящей экономике, и деления людей на расы, Высшая раса только одна она призвана властвовать и управлять обществом и государством, низшие расы призваны беспрекословно повиноваться высшей расе.Сущесвуют и иные теории но я их не рассмотрел в соей работе так как считаю что это бредовые доктрины.

В каждой теории есть позитивные моменты, которые отражаются в действительности в той или иной ее части. Вместе с тем, в теориях есть и свои недостатки, за которые их можно критиковать.

Таким образом, проблема происхождения государства не решена раз и навсегда. Могут зародиться новые теории, что в любом случае обогатит теорию государства и права.

Список использованных источников.

1. Нормативные правовые акты и иные официальные документы.

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) гл.1 ст.10

2.Литература.

2.1. Научная и учебная литература.

  1. Общая теория государства и права : академический курс в 3 т. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. ; отв. ред. М. Н. Марченко. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Норма : ИНФРА-М, 2014, Том1стр26.
  2. Дробышевский С. В. Антропогенез. — М.: Модерн, 2017. — 168 с.: ил. — ISBN 978-5-94193-074-6, стр.125
  3. Теория государства и права: Учебник Венгеров А.Б. под ред. Шишкина В. В. 11-е издание Омега-Л, 2017.-607с. ISBN 978-5-370-04029-0 стр.39-43,46-50,62-64
  4. Происхождение государства и права: учебное пособие Кашанина Т.В. - 4-е. - Москва: Проспект, 2015. - 300 с. - ISBN 978-5-392-15367-1. стр.31-32,35-36,68,83-85.
  5. Теория государства и права: Учебник / В.И. Червонюк. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 704 с.- (Высшее образование). ISBN 978-5-16-002608-4, стр.60,65
  6. Лазарев В. В. Общая теория государства и права: Учебник /.-5 изд.-Издательство: Норма, 2017 с.591. ISBN 978-5-91768-081-1,978-5-16-004057-8 стр.26,28
  7. Рассказов Л.П.Теория государства и права: углубленный курс: Учебник.М.:РИОР:ИНФРАМ,2015,559с.(Высшееобразование:Бакалавриат).www.dx.doi.org/10.12737/5090. стр.130-132.
  8. Рубаник В. Е. История государства и права зарубежных стран. Курс лекций/В. Е. Рубаник. — М: Эксмо, 2013. – 480 с. стр.206,208,221-224.
  9. М. Б. Смоленский, «Теория государства и права», © ООО «Издательство «КноРус»,2018г.ISBN978-5-406-06197-8.стр.2,25
  10. Первичная ссылка: «Теория государства и права», Учебник для вузов/Под ред. М.М. Рассолина, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева,2012-640стр.ISBN 5-238-00146-0, стр. 39

  1. Носаненко Г. Ю. ,Рыбушкин Н. Н. ,Скоробогатов А. В., Краснов А. В.Проблемы теории государства и права: учебник издание, Познание, Казань 2013 Объем (стр): 324,стр.61
  2. Пьянов Н. А. Теория государства и права: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / Н. А. Пьянов. – Иркутск: Изд-во ИрИ (ф) ВГУЮ (РПА МинюстаРФ),2015.–528с.стр.35
  3. Теория государства и права: учебник для бакалавров / под ред.В. К. Бабаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014 — 715 с. ISBN 978-5-9916-3384-0 стр.56-65

2.2. Периодические издания.

  1. Теория гидравлического государства К. Виттфогеля и ее современная критика // журнал «Социологическое обозрение». М.: 2011, т. 10, № 3, с. 155–179.
  2. МИШУРА А.С., ПАВЛОВ А. В. «Патриархия»: политическая философия Роберта Филмера // Полития. 2014. №1 (72) С.92-105.
  3. Мясников А. Г. Философия свободы А. Радищева: современный комментарий к оде «Вольность»// Credo New. Журнал - 2016 - №2 (86) 2016> Мясников/Философия свободы.

3. Электронные ресурсы.

  1. Радько Т. Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник для бакалавров - М.: Проспект, 2016. - 568 с. http://study.garant.ru/#/document/57318760/paragraph/187:0 стр.187,198
  2. Лебедева Д. С., Френкель Е. Н. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЗЕМЛИ // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий.научный.форум»URL:https://scienceforum.ru/2018/article/2018000554(дата,обращения:26.06.2019)
  3. Кузнецова Елизавета Владимировна Государство и право Древнего Востока//Символ.науки.2018.№5.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvo-i-pravo-drevnego-vostoka (дата обращения: 01.06.2019)."
  4. Леонид Владимирович Карнаушенко Теории насильственного происхождения государства как фактор политического противостояния и их влияние на правосознание и правовую культуру граждан // Закон и право. 2019. №5.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/teorii-nasilstvennogo-proishozhdeniya-gosudarstva-kak-faktor-politicheskogo-protivostoyaniya-i-ih-vliyanie-na-pravovoe-soznanie-i (дата обращения: 25.05.2019).
  5. Петров И. В. ИРРИГАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-1. – С. 47-48; URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=8686 (дата обращения: 01.06.2019).
  6. Теория государства и права: Учебное пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. - 2-e изд., пересмотр. и доп. - м.: Норма, 2017. - 576 с. - Режим доступа: ограничен http://znanium.com/catalog/product/953234 читать. 978-5-91768-906-7 стр.44-46
  7. Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник для вузов. 6еизд.,перераб.идоп.М.:ЗАОЮстинцинформ,2012.стр36,https://fictionbook.ru/author/a_v_malko/teoriya_gosudarstva_i_prava_uchebnik/read_online.html?page=36.
  8. История государства и права зарубежных стран: Учебник: В 2 томах. Том 1: Древний мир и Средние века / Н. А. Крашенинникова, О.Л. Лысенко, В.А. Савельев и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. 720с.Режим доступа: ограничен http://znanium.com/catalog/product/966709стр.206
  1. Общая теория государства и права : академический курс в 3 т. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. ; отв. ред. М. Н. Марченко. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Норма : ИНФРА-М, 2014, Том1стр26.

    "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)гл.1 ст.10

  2. Дробышевский С. В. Антропогенез. — М.: Модерн, 2017. — 168 с.: ил. — ISBN 978-5-94193-074-6,стр.125

    Лебедева Д. С., Френкель Е. Н. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЗЕМЛИ // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018000554(дата обращения: 26.06.2019).

  3. Происхождение государства и права: учебное пособие Кашанина Т.В. - 4-е издание. - Москва: Проспект, 2015. - 300 с. - ISBN 978-5-392-15367-1. стр.31-32

    Радько Т. Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник для бакалавров - М.: Проспект, 2016. - 568 с. http://study.garant.ru/#/document/57318760/paragraph/187:0 стр.187

  4. Теория государства и права: Учебник Венгеров А.Б. под ред. Шишкина В. В. 11-е издание Омега-Л, 2017.-607с. ISBN 978-5-370-04029-0 стр.39-43

  5. Происхождение государства и права: учебное пособие Кашанина Т.В. - 4-е. - Москва: Проспект, 2015. - 300 с. - ISBN 978-5-392-15367-1. стр.35-36.

  6. Теория государства и права: Учебник Венгеров А.Б. под ред. Шишкина В. В. 11-е издание Омега-Л, 2017.-607с. ISBN 978-5-370-04029-0 стр.46-50

  7. Теория государства и права: Учебник / В.И. Червонюк. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 704 с (Высшее образование). (переплет)ISBN 978-5-16-002608-4, стр.60

  8. Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник для бакалавров-М.Проспект,2016. - 568 http://study.garant.ru/#/document/57318760/paragraph/198:0 стр.198с.

  9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - Лениздат-классика, 2014. - 256 с. - ISBN 978-5-4453-0234-6.

  10. Лазарев В. В. Общая теория государства и права: Учебник /. - 5 изд. -Издательство: Норма, 2017 с: 591. 978-5-91768-081-1,978-5-16-004057-8 стр.26

  11. Рассказов Л.П.Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. М.:РИОР:ИНФРАМ,2015,559с.(Высшееобразование:Бакалавриат).www.dx.doi.org/10.12737/5090. стр.130-132.

  12. Лазарев В. В. Общая теория государства и права: Учебник /. - 5 изд. -Издательство: Норма, 2017 с: 591. 978-5-91768-081-1,978-5-16-004057-8 стр.26-28

  13. История государства и права зарубежных стран: Учебник: В 2 томах. Том 1: Древний мир и Средние века / Н. А. Крашенинникова, О.Л. Лысенко, В.А. Савельев и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 720 с. - Режим доступа: ограничен http://znanium.com/catalog/product/966709 стр.206

  14. Рубаник В. Е. История государства и права зарубежных стран. Курс лекций/В. Е. Рубаник. — М: Эксмо, 2013. – 480 с. стр.206,208,221-224.

  15. Кузнецова Елизавета Владимировна Государство и право Древнего Востока // Символ науки. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvo-i-pravo-drevnego-vostoka (дата обращения: 01.06.2019)."

  16. Мясников А. Г. Философия свободы А. Радищева: современный комментарий к оде «Вольность»// Credo New. Журнал - 2016 - №2 (86) 2016> Мясников/Философия свободы.

  17. Первичная ссылка: Б. Смоленский, «Теория государства и права», © ООО «Издательство «КноРус», 2018 г.ISBN 978-5-406-06197-8. стр.24

  18. Первичная ссылка: «Теория государства и права», Учебник для вузов/Под ред. М.М. Рассолина, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева,2012-640стр.ISBN 5-238-00146-0, стр. 39

  19. Теория государства и права: Учебное пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. - 2-e изд., пересмотр. и доп. - м.: Норма, 2017. - 576 с. - Режим доступа: ограничен http://znanium.com/catalog/product/953234 читать. 978-5-91768-906-7 стр.44-46

  20. Вторичная ссылка; М. Б. Смоленский, «Теория государства и права, стр.25

  21. Теория государства и права: Учебник / В.И. Червонюк. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 704 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет)ISBN 978-5-16-002608-4, стр.65

  22. Вторичная ссылка; М. М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева «Теория государства и права». стр.53

  23. МИШУРА А.С., ПАВЛОВ А. В. «Патриархия»: политическая философия Роберта Филмера // Полития. 2014. №1 (72) С.92-105.

  24. М. Б. Смоленский, «Теория государства и права», © ООО «Издательство «КноРус», 2018 г.ISBN 978-5-406-06197-8 стр.2-4

  25. Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник для вузов. - 6е изд., перераб.и.доп.М.: ЗАОЮстинцинформ,2012.стр36,https://fictionbook.ru/author/a_v_malko/teoriya_gosudarstva_i_prava_uchebnik/read_online.html?page=36.

  26. Пьянов Н. А. Теория государства и права : учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / Н. А. Пьянов. – Иркутск : Изд-во ИрИ (ф) ВГУЮ (РПА Минюста РФ),2015.–528с.стр.35 https://sinref.ru/000_uchebniki/03900politolog/007_teoria_gosudarstva_i_prava_pianov_2015/008.

  27. Леонид Владимирович Карнаушенко Теории насильственного происхождения государства как фактор политического противостояния и их влияние на правовое сознание и правовую культуру граждан // Закон и право. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teorii-nasilstvennogo-proishozhdeniya-gosudarstva-kak-faktor-politicheskogo-protivostoyaniya-i-ih-vliyanie-na-pravovoe-soznanie-i (дата обращения: 25.06.2019).

  28. Теория гидравлического государства К. Виттфогеля и ее современная критика // журнал «Социологическое обозрение». М.: 2011, т. 10, № 3, с. 155–179.

    Петров И.В. ИРРИГАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-1. – С. 47-48; URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=8686 (дата обращения: 01.06.2019).

  29. Носаненко Г. Ю., Рыбушкин Н. Н., Скоробогатов А. В., Краснов А. В.Проблемы теории государства и права: учебник издание, Познание, Казань 2013 с. 324, стр.61

  30. Теория государства и права: Учебник Венгеров А. Б. под ред. Шишкина В. В. 11-е издание Омега-Л, 2017.-607с. ISBN 978-5-370-04029-0 стр.62-64