Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Основные подходы к проблемам будущего: агностический, религиозный, интуитивный, прогностический и др.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире проблема предсказания будущего является важным условием развития общества. То, насколько человечество способно сформировать концепцию своего будущего определит и ход его развития на долгие годы вперёд. Попытки предсказать будущее, представить его как-то, спрогнозировать или смоделировать всегда занимали умы многих деятелей науки, философии, религии, представителей власти, как прошлого, так и настоящего. Данная тенденция объясняется многими факторами и определяет позитивную актуальность исследований данного вопроса. Без представлений о будущем невозможно осуществлять управление не только человеческим обществом, но и собственной жизнью.

Еще древнегреческие мыслители - Аристотель, Гераклит, Демокрит, Платон, пытались создавать образы будущего через познание окружающего мира во всей его целостности и многообразии. Особое значение представления о будущем имели во времена перемен (революции, смена общественного строя или формации, смена религии), когда разрушалась традиционная картина мира и открывались новые возможности общественного развития. Однако на протяжении многих столетий эти представления не выходили за рамки пророчеств, предсказаний и различного рода мистификаций, ставших по существу первыми попытками ненаучного прогнозирования будущего. До тех пор, пока наука не стала располагать техникой познания и преобразования материального мира, она объективно не могла реализовывать эту задачу. Лишь сравнительно недавно были разработаны научные методы и средства прогнозирования будущих перспектив человечества. Однако научная методология познания будущего до сих пор не сложилась, так как большинство методик остаются несовершенными и не дают исследователю уверенности в точности прогноза.

Сегодня в науке трактовки и интерпретации будущего скорее намечены, чем глубоко проанализированы. Это обусловлено как специфичностью самой проблемы, дефицитом концептуальных наработок, так и отсутствием фундаментальных трудов по данной тематике.

В данной работе я буду рассматривать лишь основные подходы к данному вопросу – проблеме будущего с точки зрения различных концепций философии, социологии и религии, а так же прослежу их развитие во временном континууме.

Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО

1.1 Понятие будущего и развитие представлений о нём

Проблема времени и будущего привлекла внимание людей задолго до становления классической науки. Попытаемся разобраться с историческим аспектом вопроса путём разделения его по временным отрезкам.

Первые шаги: Первобытное мышление.

Первобытное мышление, предшествовало возникновению представлений о будущем. Мы можем судить об этом, опираясь на материалы археологических раскопок и этнографических наблюдений за жизнью племен, уровень культуры которых сопоставим с уровнем культуры первобытного человека на разных этапах его развития. Особенно важны в интересующем нас плане материалы первобытной мифологии и фольклора. Изучение такого рода материалов показывает, что первобытное мышление лишь после долгого развития выработало представление о прошлом и о будущем (значительно позднее) как о категориях, отличных от настоящего. На ранних стадиях общественного развития проблема времени, скорее всего, вообще еще не осознавалась человеком. Образно говоря, его разум был способен охватывать лишь текущие события, не простираясь на прошлое и тем более на события отдаленного будущего. По наблюдениям этнографов, даже на более поздних стадиях до четкого различия между событиями прошлого, настоящего и будущего, до представления об этих событиях как о последовательно развивающемся процессе было еще очень далеко. Сказывался своего рода «презентизм» первобытного мышления: прошедшее и будущее мыслились в большей или меньшей степени (в зависимости от уровня развития мышления) подобным настоящему.

Формирование ранних представлений о будущем находилось в тесной связи с эволюцией первобытной мифологии от простейших мифов-сказок, истолковывавших различные явления природы, к более сложным этногоническим, антропогоническим и космогоническим мифам, объясняющим установление родовых нравов и обычаев, происхождение людей и мира в целом, а также судьбу умерших. Вопросы о том как появились существующие порядки, сами люди, мир, куда «уходят» умершие, и прочие, порождались не праздным любопытством. Речь шла об авторитете старейшин, о воспитании молодежи в сложившихся традициях, о поведении в отношении умерших - словом, о многих практических сторонах образа жизни общины. Все это подталкивало мышление первобытного человека, долго не выходившее за узкий круг конкретно-эмпирических понятий, связанных с потребностями и впечатлениями текущих дней, к сложной умственной работе над достаточно абстрактной проблемой возможности иного состояния мира. В итоге еще при господстве первобытной религии была выработана идея первоначального хаоса, из которого якобы образовался существующий мир; сложились образы так называемых культурных героев - мифологических предков, которым приписывалось открытие способов добывания огня, изобретение орудий, установление существующих порядков; наконец, постепенно сформировались представления об «иных мирах», куда «переселяются» души умерших, - начиная от фантастических стран где-то вдали на той же земле и кончая столь же фантастическими мирами на небесах и под землей. Весь этот идейный арсенал был использован впоследствии современными религиями.

Шаг второй: Средние века.

Значительный пласт представлений о будущем мы находим в религиозных Священных книгах (Торе, Библии, Коране, Книге Мёртвых, Трипитаке). Процесс формирования религиозных концепций будущего был длительным и сложным. «Потусторонний мир» первобытной религии был копией мира живых. Очень недалеко ушел от этого загробный мир современных религий. Представления об «ином будущем» пробивали себе дорогу, так как отвечали насущным потребностям человека.

Буддийская концепция, опирающаяся на древнюю религию индийцев и использующая многие достижения древнеиндийской философской мысли, рисует далекое будущее как возвращение мира в исходное состояние «небытия», чтобы положить начало очередному циклу регресса от золотого века к железному. Счастливое будущее по этой концепции состоит в том, чтобы «добродетельным поведением» избавиться от бесконечных «перевоплощений» души после смерти и попасть в «Нирвану» - качественно иное состояние, при котором отсутствуют и страдания, и желания.

Наряду с этим в древнеегипетской религии зародились идеи о «МиссИи» и идеи эсхатологии (учение о «Конце Света»), которые позже получили развитие в древнеперсидской и иудейской религиях. Затем эти идеи были восприняты и переработаны христианством, впоследствии и исламом. В частности, христианская эсхатология включает в себя хилиастическое учение о грядущем тысячелетнем «Царстве Божьем» и носит характер бесспорной истории будущего (второе пришествие, конец света, всеобщее воскресение мертвых, страшный суд и т.д.). Мессианистские и эсхатологические идеи послужили точкой опоры многих восстаний рабов и занимали видное место в идеологии раннего христианства. Религиозно-философская мысль выработала целый комплекс идей, способствовавших развитию представлений о будущем как о чем-то отличном от настоящего. К таким идеям относятся: идея воздаяния в загробном мире сообразно поведению человека при жизни; идея провиденциализма - божественного провидения, якобы целенаправленно определяющего ход событий независимо от воли человека; идея мессианизма - появления в будущем мессии, который радикально изменит к лучшему существующие порядки.

В средние века появляются авторы, которые пытаются в своих трудах разработать концепции будущего с учётом политических и социальных реалий времени (Т. Мор, Т. Кампанелла), но основной подъём мыслительного процесса в отношении будущего наблюдается на Ближнем и Среднем Востоке (Аль-Фараби, Ибн-Баджа, Ибн-Туфайль, Низами и др.)

Шаг третий: Век Просвещения и Возрождения.

Наносит удар религиозной идеологии. На смену эсхатологическим представлениям о будущем пришли новые, гораздо более эффективные в качестве идейного оружия концепции утопического характера. Что же касается хилиазма, то он существует до сих пор, но уже как часть догматов современных адвентистов, иеговистов, пятидесятников и тому подобных сект, а также ряда течений христианской церкви. Разумеется, религиозные концепции будущего не оставались неизменными на протяжении тысячелетий. К сожалению, в научной литературе отсутствуют обобщающие труды, посвященные данной теме, ошибочно признаваемой достоянием теологии. Между тем исследование этих концепций важно не только потому, что с них начинается предыстория научного предвидения, и даже не потому, что они, как уже говорилось, сыграли видную роль в идейно-политической борьбе минувших тысячелетий. Они оказали сильное влияние на формирование философии истории, в частности на концепции Лейбница и Лессинга, Канта и Фихте, Шеллинга и Гегеля, на утопическую мысль Сен-Симона и Фурье, Оуэна и Вейтлинга. Без их учения трудно понять также суть некоторых течений современной западной истории социологии, например концепций Н.Бердяева и А.Тойнби.

Шаг четвёртый: Новое время.

Наряду и в тесной связи с религиозными концепциями стали развиваться утопические концепции, которые отличались тем, что возникновение «иного будущего» связывалось в них не со сверхъестественными силами, а с разумом и действиями людей. В этом их принципиальное отличие. Определенное представление о желаемом будущем человечества, уже не связанное непосредственно с провиденциализмом, но еще не основанное на научном понимании объективных закономерностей развития природы и общества. Это пред-научное осознание будущего, которое в отношении к будущему опирается уже не на веру, а на некоторые знания, широко используются идеи западноевропейских философов нового времени (Ф. Бэкон, Гоббс, Декарт, Спиноза, Локк). Это осознание выражает сущность утопии и позволяет отграничить это понятие от близких, но не тождественных ему понятий эсхатологии и фантастики. Утопии чрезвычайно многообразны: социальные, социально-технические, технические, социально-пацифистские и др. Особую группу составляют антиутопии, рисующие произвольные картины нежелательного будущего. Подавляющее большинство утопий этого времени - социальные утопии. Главный принцип их классификации - идеализируемый социальный строй: буржуазный, социалистический.

Шаг пятый: XIX век. Предвидение становится наукой.

К середине XIX в. социальные утопии достигли в своем развитии такого уровня, который обеспечил возможность перехода от утопических концепций к научному исследованию перспектив развития человечества. В философии были открыты диалектические законы развития природы и общества, обоснована концепция исторического прогресса. Политическая экономия вплотную подошла к раскрытию решающей роли экономики, общественного производства в прогрессе человечества. Открытия в области естествознания наметили контуры совершенно иной, картины мироздания и исторического прогресса. Историческая наука к этому времени успела систематизировать основные факты всемирной истории. Она обосновала вывод: то или иное представление о лучшем будущем человечества - это общественный идеал определенной группы, заинтересованной в движении человечества по пути социального прогресса, этот идеал сливается фактически с предвидением такого будущего, которое обусловлено закономерностями общественного развития. С возникновением социальной науки, представления о будущем поднялись на качественно новую ступень: началась собственно история научного предвидения будущего Земли и человечества. Содержание утопий на нисходящей стадии развития утопизма значительно изменилось: вопросы социального переустройства общества отходят на задний план, уступая место вопросам, связанным с судьбами человеческой личности, искусственно обособленной от общества; получают распространение сравнительно редкие прежде социально-технические утопии - Э.Биркенхед, П.Гартинг. Э.Говард, Ф.Джиббс, A.JIoy, Ш.Рише, Г.Уэллс. Антиутопии изображают нежелательное будущее человечества. Социально-утопические трактаты сменяются художественно-публицистическими произведениями. В связи с успехами науки и техники быстро развивается научная фантастика. Важно подчеркнуть, что появление науки, занимающейся исследованием социального будущего, не привело к исчезновению социальных утопий. Социальный утопизм вступил в новую стадию.

Шаг шестой: XX – XXI век.

XX и теперь уже XXI век стали веком практической реализации ряда форм социальных утопий фактически во всем мире. XX в. - век доминирования научных представлений о социальном будущем, когда научные прогнозы начинают использоваться в практике многих развитых стран. Создаются международные организации, государственные институты, занимающиеся изучением социального будущего. На основе прогнозов мировых тенденций появляются прогностические модели мирового развития (Д. Медоуз, П. Абурден, Дж. Несбит и др.). В гуманитарной науке сформировалась целая система научных школ, занимающихся исследованием будущего. Следует сказать, что для утопизма характерно стремление создать идеальную (с точки зрения автора) картину будущего, продиктовать будущим поколениям своего рода «правила поведения». В противоположность этому течению в XX веке сложился, так называемый – «позитивизм», для которого характерно агностическое отношение к предвидению, т.е. объект только изучается, описывается и объясняется, наука сводится только к эмпирическим выводам из анализа и диагноза.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ БУДУЩЕГО

2.1 РЕЛИГИОЗНЫЙ ПОДХОД

Религия (лат. Religare – связывать, соединять) – определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община).[1]

Любая религиозная концепция соответствует определённому уровню общественного развития. Языческая религия существовала тогда, когда люди находились на начальных ступенях своего развития – первообщинный строй и рабовладение. При переходе к более сложным формациям общественного строя (феодализм, капитализм) через Иисуса Христа, Магомета, Будду человечество перешло на более «продвинутые» религиозные культы. Перешло от многобожия к монотеизму (веру в одного Бога-Творца).

Через 2000 лет, после зарождения христианства, человечество достигло высокого уровня технического развития мира, но, к сожалению, духовная основа почти утратила своё прежнее значение для общества. Цивилизация стала развиваться однобоко. Религия не может ответить на вопросы обывателя конструктивно с приложением фактов. Церковь требует «слепой веры» - «Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие» (Иоанн, гл. 20:29). Так сказал апостолу Фоме после воскресения Иисус Христос. Это основной постулат христианства, но также и всех религий мира.[2]

По церковным догмам все религии мира не возникли сами по себе. Они даны нам Богом, через Космическую Иерархию. Но, правда жизни такова, что современное общество, нынешние достижения науки и техники, высокий интеллектуальный уровень человека, зачастую отталкивают людей от церкви. Встаёт вопрос, ждать, когда Высшие Силы вновь дадут новую религию или мы сами позаботимся о себе? С точки зрения современного человека церковь стоит на месте, она догматична по своей сути и не развивается. Высшие иерархи церкви пытаются привлечь к вере как можно больше людей, но получается это всё хуже и хуже. Здесь играет роль не только развитие человека, но и отношение служителей церкви к своей «пастве». Богатство церковнослужителей стало «притчей во языцах» и уж если они не соблюдают канонов своей веры, то куда уж там заставить современного человека им следовать. Отсюда неверие обывателя в «конец света», и «приход МиссИи». На данном этапе развития человечества религиозный подход к проблемам будущего не просматривается, и никто в такое развитие будущего по большей части не верит.

2.2 ИНТУИТИВНЫЙ ПОДХОД

Интуиция (позднелатинское intuition – «созерцание», от глагола intueor – пристально смотрю) – способность, свойство человека понимать, формировать и проникать в смысл событий, ситуаций, объектов посредством инсайда, озарения (едино-моментного подсознательного вывода, основанного на воображении, эмпатии и предшествующем опыте), «чутье», проницательности.[3]

В истории интеллектуальной мысли понятие «интуиция» несло разное содержание. Она воспринималась и как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная интуиция). Платон утверждал, что созерцание прообразов чувственного мира есть вид непосредственного знания, приходящего в виде внезапного озарения, но при этом необходимо иметь длительную подготовку.[4]

Начиная с Античности, интуиция противопоставлялась не только чувственным формам познания, но и логическому мышлению. Декарт, например, утверждал: «Под интуицией разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей просто­те более достоверное, чем сама дедукция...».[5]

Интуиция представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в созна­нии более или менее бессознательно, а предельно ясно осознает­ся именно итог мысли — истина. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказатель­ство, которое предполагает опору на широкий круг знаний и на саму практику.

Интуитивный подход базируется на интуиции, на ощущениях того, что выбор сделан правильно. Интуиция (озарение, суть дела) - способность постижения истины без обоснования с помощью логики. Интуитивный подход используется для решения относительно несложных проблем, когда решение зависит от соответствия появившейся проблемной ситуации прошлым ситуациям. При интуитивном подходе используется личный опыт, проницательность в большей степени, чем последовательная логика или четкие умозаключения. Интуиция базируется на многолетней практике и здравом смысле, зачастую «хранящихся» в подсознании. Обращаясь к своей интуиции, основанной на многолетнем опыте решения проблем, люди гораздо быстрее осознают, что возникли проблемы и при этом интуитивно предчувствуют варианты решения проблем, что значительно сокращает время их разрешения (принятие решений). При этом чаще всего интуитивно реагируют на «проблемы - угрозы», чем на «проблемы - возможности».

Интуитивный подход к проблеме будущего не является научным – это как гадание и сто процентного результата просто не может быть. Есть современные методики развития интуиции у человека, как основы творческих способностей менеджеров различного звена. Они направлены на краткосрочную перспективу принятия управленческих решений.

2.3 ПРОГНОЗНЫЙ ПОДХОД

Прогно́з (от греч. πρόγνωση «предвидение, предсказание») — это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления. В узком смысле, это вероятностное суждение о будущем состоянии объекта исследования.

Прогнози́рование - это разработка прогноза; в узком значении — специальное научное исследование конкретных перспектив дальнейшего развития какого-либо процесса. Необходимость прогноза обусловлена желанием знать события будущего, что достоверно — невозможно в принципе, исходя из статистических (ошибки текущих оценок), вероятностных (многовариантность следствий), эмпирических (методологические ошибки моделей), философских (ограниченность текущих знаний) принципов.

Точность любого прогноза обусловлена:

- объёмом «истинных» (верифицированных с известной погрешностью) исходных данных и периодом их сбора;

- объёмом неверифицированных исходных данных и периодом их сбора;

- свойствами объекта прогнозирования и системы его взаимодействия с субъектом прогноза;

- методиками и моделями прогнозирования.

При возрастании совокупности факторов, влияющих на точность прогноза, он практически замещается рутинным расчётом с некоторой установившейся погрешностью.

Прогнозы делятся (условно):

по срокам:

- краткосрочные;

- среднесрочные;

- долгосрочные;

- дальнесрочные;

по масштабу:

- частные;

- местные;

- региональные;

- отраслевые;

- в масштабе страны;

- мировые (глобальные).

по ответственности (авторству):

- личные;

- на уровне предприятия (организации);

- на уровне государственных органов.

К основным методам прогнозирования относят:

- статистические методы;

- экспертные оценки (например, метод Дельфи);

- методы моделирования;

- интуитивные - выполненные без применения технических средств, экспромтом, «в уме», специалистом, имеющим опыт ранее применяемых научных методов в данном типе прогнозов.[6]

2.4 АГНОСТИЧИСКИЙ ПОДХОД

Агностици́зм (от древне-греческого  ἄγνωστος - непознаваемый, непознанный) - философская концепция, согласно которой мир непознаваем и люди не могут знать ничего достоверного о действительной сущности вещей; позиция религиозного агностицизма заключается в том, что люди не могут знать ничего достоверного о Боге (или богах). В общеупотребительном смысле (особенно в англоязычной литературе) агностицизм нередко смешивают с атеизмом, со скептицизмом в отношении религии вообще.[7]

Сторонники агностицизма в широком смысле считают принципиально невозможным познание объективной действительности через субъективный опыт и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Отрицается также возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылах.

Кроме философского агностицизма, существует агностицизм теологический и научный. В теологии агностики отделяют культурно-этическую составляющую веры и религии, считая её некой светской школой морального поведения в обществе, от мистической (вопросы существования богов, бесов, загробной жизни, религиозных ритуалов) и не придают последней существенного значения. Научный агностицизм существует как принцип в теории познания, предполагающий, что поскольку полученный в процессе познания опыт неизбежно искажается сознанием субъекта, то субъект принципиально не способен постичь точную и полную картину мира, то есть, хотя познание возможно, но оно всегда остаётся неточным.

Термин был введён в употребление английским зоологом, профессором Томасом Генри Гексли в 1869 году, когда «Метафизическое общество» предложило Гексли стать участником его заседаний.

- «Когда я достиг интеллектуальной зрелости, - пишет Гексли, - и начал задаваться вопросом, кто же я - атеист, теист или пантеист, материалист или идеалист, христианин или свободно мыслящий человек — я пришёл к выводу, что мне не подходит ни одно из этих наименований, кроме последнего»[8].

По его определению, агно́стик — это человек, который не отрицает существование богов, но и не утверждает его, поскольку убеждён в том, что первичное начало вещей неизвестно, так как не может быть познано — либо на данный момент развития, либо вообще. Исторической предпосылкой агностицизма является конфликт религиозного и научного мировоззрения, желание избежать этой альтернативы либо попытка их синтеза.

Агностик считает невозможным познание истины в вопросах существования богов, вечной жизни, сверхъестественных существ, понятий и явлений, но не исключает принципиально возможности существования божественных сущностей, как и возможности отсутствия их. Отвергается лишь возможность доказательства истинности или ложности таких утверждений рациональным путём.

Глава 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ БУДУЩЕГО

Среди множества проблем современности одной из самых интересных является проблема будущего. Все, кто живет сегодня, строят мир будущего, мир XXI века. Каким он будет? Что даст человечеству?

Марксистско-ленинской концепцией общественного развития, в основе которой лежит изменение общественно-экономических формаций, предусматривается построение коммунизма как будущего человечества. Этой концепции противостоят концепции футурологии. Концепции коммунизма здесь рассматриваться не будут, т.к. «флагман» коммунистического развития в мире – СССР, «почил в бозе» и возвращение к такой идеологии выглядит весьма сомнительным, с моей точки зрения.

Футурология (от лат. Futurum – будущее и греч. Λόγος – учение) – прогнозирование будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций или предсказания будущих тенденций. Методы изучения тесно роднят футурологию с историей и прогнозированием, а интерес к будущему – с научной фантастикой. Термин «футурология» предложил социолог Осип Флехтхайм в 1943 году. [9]

Футурология - это изучение истории и прогнозирование будущего. Как наука стала формироваться в конце 60-х гг. ХХ в. В западных странах «футуробум» захватил не только специалистов, но и широкую публику. Футурологические книги Д. Белла, Ч. Рейча, О. Тоффлера стали бестселлерами. На заседании «Комиссии 2000 года» Д. Белл говорил - «Теперешняя ситуация чем-то напоминает ту, которая имела место в XVIII в., когда такие пытливые мыслители, Джон Локк, Адам Смит и французские философы сформировали принципы, положенные в основу демократического государственного устройства и рыночной экономики последующих 200 лет, - «рациональность», «мобильность», «потребность в общедоступной информации», «свободный обмен». Однако, сегодня нужна новая всеобъемлющая философия, которая сформирует основы плюралистической экономики и общества услуг». [10]

В работах футурологов начального периода с особой остротой звучат и предупреждения об опасных тенденциях развития будущего, и призывы к исследованию его проблем. В связи с этим О. Тоффлер предупреждал о том, что если мы хотим предотвратит шок от столкновения с будущим или проконтролировать рост населения, остановить загрязнение окружающей среды и гонку вооружений, мы не можем позволить, чтобы сотрясающие Землю решении принимались бездумно, небрежно, бестолково. Пустить все на самотек - значит совершить коллективное самоубийство.

С 80-х гг. ХХ в. футурология переживает второй бум: на передний план выдвигаются проблемы культуры, образа жизни, личности. Практикой футурологии становятся альтернативные движения и эксперименты в сфере контркультуры. При этом динамика движений футурологических теорий отражает не только традиционные противоречия западного общества, но и эффект ускорения общественного развития - социальной акселерации, которое вызывает не имеющие аналогов в прошлом, «неожиданные» качественно новые феномены, резко сокращается время, необходимое для корректного реагирования на них.

Западные комментаторы футурологических исследований, прежде всего, отмечают сдвиг от оптимистических представлений о будущем, которые опирались на веру во всемогущество технологий, к пессимистическим ведениям мира, развитие которого скованно «цепями» пределов роста. Сегодня в описании будущего, как его изображали П. Медоуз, П. Эрлих, К. Уотт, Д. Майкл и др., произошел поворот на 180 градусов. В прогнозах доминирует пессимизм, подчеркиваются расползание бедности, вызванное «демографическим взрывом», истощение ресурсов, растущая угроза выживанию по причине загрязнения окружающей среды и неконтролируемого распространения ядерного оружия, радиоактивных отходов. Отсюда футурологи приходят к заключению, что в худшем случае все возрастающее напряжение приведет к потере свободы, авторитаризму и деструктивному конфликту. А неравенство в распределении благ, угроза экономического краха и очевидная неспособность справиться с трудностями могут разрушить власть государства. В лучшем же случае сам переход к новому образу жизни и устойчивому состоянию экономики будет оплачен мучительной ценой и будут достигнуты цели, менее значительные, чем ожидалось.

Футурология опирается на довольно мощную современную прогностику, в арсенале которой более сотни методов. История занимается рассмотрением причин и истоков нашей сегодняшней ситуации, а футурология рассматривает цели, задачи, направление нашего движения и то, какие проблемы и возможности встретятся на нашем пути. Футурологи экстраполируют сегодняшние технологические, экономические и социальные тенденции и пытаются предсказать будущие тенденции. Смысл изучения будущего в том, чтобы от пассивного и фаталистического его принятия перейти к активному и уверенному участию в построении предпочтительного будущего. Футурология также включает в себя нормативную часть - рассуждения о том, как «должно быть».

Российская история научного прогнозирования открывается в 20-х гг. работами В.А. Базарова-Руднева, которому как сотруднику Госплана СССР было поручено разработать прогноз ожидаемого состояния страны к исходу 1-й пятилетки, т.е. к 1932 г. Уже тогда В.Базаров пришёл к идее, позже ставшей известной как "принцип К.Поппера", о "самореализующихся" и "самопарализующихся" прогнозах. В формулировке Базарова это звучало как принципиальная невозможность предсказания управляемых явлений, поскольку решение способно как бы перечеркнуть предсказание. Взамен он предложил анализ и оптимизацию трендов условно продолженных в будущее наблюдаемых тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны. Цель - не предугадывание будущего, а выявление назревающих проблем и возможных путей их оптимального решения.

Работы Базарова оставались неизвестными мировой и даже советской научной общественности вплоть до 1980-х гг.

Помимо упомянутого выше выдающегося аналитика В.Базарова, нельзя не назвать такие имена, как К.Э.Циолковский и В.И.Вернадский. Циолковский дал научный прогноз развития космонавтики и практически сделал первый шаг к освоению Космоса; Вернадский сформулировал принцип единства экосферы и ноосферы, т.е. принцип целостности природно-социальных систем, что, по существу, создало методологическую основу системно-глобального прогнозирования. В 1958 г., задача разработать прогноз ожидаемого состояния была поставлена перед американскими специалистами - прогноз-предсказание ожидаемых результатов разрабатывавшейся тогда программы "Аполлон" (высадка человека на Луну). Американские специалисты пришли к аналогичным выводам, что и В. Базаров и предложили концепцию, так называемого, технологического прогнозирования. Эта технология состоит из поискового (анализ трендов с целью выявления назревающих проблем), и нормативного подходов (оптимизация трендов для определения возможных путей решения проблем). Оба подхода с самого начала продемонстрировали столь высокую экономическую и политическую эффективность, что уже с начала 1960-х гг. на Западе развернулся "бум прогнозов" и возникли сотни исследовательских учреждений, которые прибыльно торговали технологическими прогнозами. Впоследствии конкуренция значительно сократила число прогностических центров. Вместе с тем обнаружились существенные ограничения возможностей самого технологического прогнозирования.

"Бум прогнозов" породил, по сути, новое направление междисциплинарных исследований - исследование будущего. Но социологическая проблематика в технологическом прогнозировании всегда занимала довольно скромное место по сравнению с преобладавшей технико-экономической и отчасти политической. Потребовались усилия американского социолога Даниэла Белла и его знаменитой "Комиссии по 2000 году" Американской академии искусств и наук, чтобы в 1965-1966 гг. преодолеть отчуждение между социологией и прогностикой. Комиссия пришла к выводу, что прогнозами, наряду с анализом и диагнозом, должна заниматься каждая наука, в том числе и социология. Былая отчужденность между социологией и прогностикой сохранилась, разве что, в виде противопоставления понятий "технологическое прогнозирование" - в смысле строгого соответствия алгоритмам современных исследований будущего - и "социальное прогнозирование" - в смысле общих "размышлений о будущем", предугадывания будущего. Типичным продуктом начального этапа развития технологического прогнозирования (1967-1969 гг.) явилась книга Германа Кана "Год 2000", где живописалась дорога США к постиндустриальному обществу в сильном отрыве от якобы следующих тем же путем других стран. Но футурологическая эйфория длилась недолго. Уже в 1970 г. Алвин Тоффлер в работе "Футурошок" языком публициста предупредил о надвигающейся глобальной катастрофе, если не будут видоизменены наблюдаемые (прежде всего в странах Запада) тенденции развития человечества. В 1972 г. был опубликован сенсационный доклад Римскому клубу (организация, занимающаяся разработкой прогнозов мирового развития) "Пределы роста", в котором убедительно доказывалось, что человечеству не пережить грядущего столетия, если не упредить экологическую катастрофу. Этот и последующие доклады Римскому клубу привели к становлению особой отрасли исследований будущего в понятиях глобалистики, охватывающей всю совокупность общемировых проблем современности. Наиболее выдающимся идеологом глобалистики явился президент Римского клуба Аурелио Печчеи. Однако и потенциал глобалистики оказался ограничен: через несколько лет наступило нечто вроде "психологической усталости" мировой общественности, которую "пугали" грядущей глобальной катастрофой. И тогда на рубеже 70-80-х гг. зародилось еще одно направление исследований будущего - альтернативистика, изучающая возможные пути перехода к мировой цивилизации, альтернативной существующей и способной, в отличие от нее, успешно справиться с глобальными проблемами современности.

Альтернативистика отличалась от глобалистики - ни одной сенсации, но вместе с тем - те же разочарования, связанные с сильной инерционностью глобальных тенденций, слишком медленной и малоэффективной реакцией мирового сообщества на призывы к решительным действиям. В области угрозы ядерной войны эти призывы как будто возымели действие (тем более, что и без альтернативистов политики осознавали опасность), но меры, предпринимаемые для упреждения экологической катастрофы, снижения темпов роста народонаселения, техногенных и иных глобальных эпидемиологических заболеваний и т.д., явно не перешли критического порога, за которым человечество могло бы спокойно смотреть в будущее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осознание настоящего – есть ключ к управлению и моделированию будущим. Ведь будущее, может быть никогда не достижимым - как горизонт, либо, как вполне осознаваемая и реальная цель. Все дело в подходах и целях моделирования желаемой картины будущего. Среди наиболее известных современных идей будущего существуют такие как: трансгуманизм, крионика, постчеловек и постгуманизм, движение раэлитов.

На самом деле, если объединить все самые разные теории, концепции и проекты глобального переустройства мира, то они разделяются на два диаметрально противоположных блока:

1) частичное выживание – базируется на принесении в жертву интересов или даже самого существования тех или иных стран, народов, социальных слоев для благополучия отдельно взятых слоёв населения планеты (например – «теория золотого миллиарда»);

2) общее выживание – базируется на единстве всех стран, выработке единой системы ценностей и универсального мировоззрения, и выработке новой стратегии поведения человечества в мире.

Так, социальные модели, создаваемые лишь на принципе материального благополучия, которое в настоящее время и в настоящих условиях невозможно для всех, фактически оказываются антиутопиями, узаконивающими эгоизм, произвол и несправедливость; они могут быть реализованы лишь с помощью обмана, осуществляемого всей мощью информационного давления (информационные войны), либо с помощью какого-то иного способа принуждения (скрытого манипулирования), осуществляемого во всё более глобальном масштабе и всё более изощренной форме.

Также неприемлемо неравенство, оправдываемое целесообразностью, информационно прикрываемое «защитой рационального расчета», мещанский индивидуализм, выдаваемый за обретение свободы, и т. п. порождают внутренний, порою не осознаваемый протест в том слое сознания, который традиционно именуют совестью. Представляется также, что нормальный человек, в сознании которого еще не произошло смешения всех ценностей и ориентиров и для которого еще актуальны идеалы человечности и справедливости, не может принять, эзотерико-фашистскую перспективу развития, отражающую стремление разрешать труднейшие проблемы быстро, решительно и без оглядки на нравственные законы, руководствуясь лишь жесткой прагматикой. Подобные варианты в особенности не могут быть приняты сознанием, воспитанным на традициях, например, классической русской философии с ее идеалами справедливости и религиозной идеей общего спасения: подобные идеи не нашли бы в нем психоэмоциональной и нравственной почвы, ибо не может быть принято то, что с традиционно-гуманистических позиций представляется несправедливым. Ну и само по себе выживание еще не означает гарантии улучшения, ибо человек, просто выживший, но не изменившийся, не преображенный в своей душе, отнюдь не застрахован от того, что ему всё равно очень скоро опять придется искать пути выживания.

В этих условиях ключевое значение приобретает подход с позиций гуманизма, для выбора желательных или ожидаемых направлений развития науки, техники, медицины, для социально-политической, правовой, педагогической деятельности. На решающих этапах развития человечества в дальнейшем, гуманитарная направленность может сыграть решающую роль в плане стабилизации ситуации и позволит быстрее минимизировать негативные стороны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Система государственного и муниципального управления» для студентов направления подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры)» / сост. А. Г. Гриценко. – М.: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2017. - 25 с.

2. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. - М.: Наука, 1982. - 222 с.

3. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. Цикл лекций. – Педагогическое общество России, 2002. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий 2006. - 392с.

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования: Пер. с англ. / Под ред. B.JI. Инозмцева. М.: Academia, 1999. - 944 с.

5. Васильев JI.C. История религий Востока. Учебник для вузов. 4-е изд. - М.: «Книжный дом «Университет», 1999. - 432 с.

6. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. («Коллекция Изборского клуба»). – М.: Книжный мир, 2018. – 768с.

7. Доклады Римского клуба «Пределы роста» (1972). «Человечество на перепутье» (1974), «Пересмотр международного порядка» (1974), «За пределами века расточительства» (1976).

8. Древнейший памятник иудейской и христианской религии. Ветхий Завет:

9. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. Части 1-3 М.: ЗАО Центрполиграф, 2000. - 69 с.

10. Колеман Дж. Комитет ЗОО. Тайны мирового правительства. М.: Витязь, 2003. - 320 с.

11. Мировые религии. /А.А.Алов, Н.Г.Владимиров, Ф.Г.Овсиенко. - М.: ПРИОР, 1998. - 480 с.

12. Поппер К. Открытое общество и его враги, т.1, Чары Платона. - М, 1992.

13. Тармашев С.С. Каждому своё. – М.: АСТ, 2019. – 416с.

14. Тойнби А. Д. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991. - 736 с.

15. Тоффлер А. Футурошок. пер. с англ. СПб., 1997. 464с.

16. Фурсов А.И. Водораздел. Будущее, которое уже наступило. – М.: Книжный мир, 2018. – 352с.

17. Хайдеггер М. Вопрос о технике. // Новая технократическая волна на Западе: сборник статей: пер. / сост. и вступ. ст. П. С. Гуревича, - М.: Прогресс, 1986. - 450с.

18. Даниэль Эстуллин. Тавистокский институт. Минск.: Попурри, 2014. – 261с.

19. Википедия [Электронный ресурс].

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://ru.wikipedia.org/wiki/

2. Библия. Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета с параллельными местами. В синодальном переводе. – М.: Никея, 2016. – 1600с.

3. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

4. Лидия Чернышова, Владимир Лавриненко, Виталий Кафтан. Философия. - Litres, 2018. - Т. 2. - с 94. - 284с.

5. Декарт Р. Избранные произведения. - М., 1950. – 86с.

6. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

7. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

8. Т.Г.Хагсли. Агностицизм. 1889г.

9. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

10. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования: Пер. с англ. / Под ред. B.JI. Инозмцева. М.: Academia, 1999. - 944 с.