Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Игра как метод воспитания (Сюжетно-ролевая игра, как средство развития ребенка)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Игра - основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они - особенные.

Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.При изучении игры исследователь сталкиваются с ее богатством, многомерностью проявлений, неопределенностью границ игры, с ее феноменом первоисточника досуга, так и одной из форм человеческой деятельности.

В системе воспитательных средств игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами (общением, трудом, учением) место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида - в возрасте примерно от полутора-двух лет и до поступления в школу. Но это не означает, что до и после этого времени ребенок не играет. Играть ребенок начинает очень рано, когда ему месяц-полтора, и продолжает потом играть всю свою жизнь.

Однако в первые полтора-два года жизни не игра является основным видом деятельности, а деятельность познавательная (интеллектуальный труд) и деятельность учения. Он в это время учится многому: распознавать, передвигаться, общаться и в том числе играть. А после поступления в школу играть ребенку становится некогда, да и интересы постепенно смещаются в сферу организованного обучения и труда. И лишь общение не теряет своего значения ни в один из периодов жизни и развития индивида. Изменяются только его содержание, формы, мера включенности в другие виды деятельности.

А каково содержание игровой деятельности? Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.

Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для ее участников. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается.

Как уже было сказано, игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра - средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего, желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.

В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий.

В игре ребёнок получает опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.

Игра также является прекрасным средством диагностики как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра - всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно.

Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это - мощное стимулирующее средство.

Глава 1. Игра как педагогическая категория

1.1. Теории происхождения игры

Попытки разгадать тайну происхождения игры предпринимались учеными на протяжении многих сотен лет.Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу тенденций религиозно-социально-экономического и культурного развития общества.

Начало разработки общей теории игры следует относить к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие данной теории внесли Фрейд, Пиарже, Штерн, Дьюи, Фромм, Хейзинга и др.

В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. , А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Му, А.С. Макаренко и другие.

А.Н. в работе «Психологические дошкольной игры» процесс возникновения ролевой игры ющим образом: « в ходе ребенка противоречие между развитием у него в действии с предметами, с стороны, и осуществляющих эти операции (т.е. спо действия) – с другой. хочет сам управлять , он сам хочет на лодке, но не может этого дейст… потому, что он не владеет и не овладеть операциями, которые реальными предметными данного действия... Это … может у ребенка только в - единственном типе , а именно в игровой , в игре…

в игровом действии операции могут заменены другими , а его предметные - другими предметными , причем содержание действия сохраняется».

Вот основных к объяснению причин овения игры:

избытка нервных сил, возникла в ХIХ веке, в то , когда преобладала зрения. Что игра явление, замещающее, активность. данной теории английский философ , который считал результатом активности, возможности не могут быть в обычной деятельности. Спенсеру, значима только тем, что высвободить избыток , присущей животным с уровнем и человеку. Спенсер ает, что игры людей, в том детей есть инстинктов и со ради этого .

Теория инстинктивности, упражнения в игре, жнения . В начале века популярность приобрела теория швейцарского ученого , который игру первичной. , какими бы внешними или факторами она не вызывалась: сил, усталостью, к соперничеству, подражанию и т.д. , по Гроссу, вечная поведения.

Спенсер в понимание эволюционный подход, на распространение игр у животных, формы которых не для приспособления к условиям существования. В животных происходит приспособление – предупражнение к условиям за существование по мере их .

Гросс стоял на же позиции укрепления наследственных поведения в играх, относился к теориям и избытка нервных сил. концепции сводится к отрицанию природы и к признанию развития за счет внутренней в организме, то есть в упражняются только .

Теория рекапитуляции и . Американский , педагог Г.С. Холл идею рекапитуляции ( повторения этапов человечества) в играх.

Игра, по сторонников этой , помогает преодолевать прошлого, цивилизованнее. Данные атели воспринимают и игровую атрибутику как деятельность, т.е. как образа жизни, церемоний далеких .

Существует также антиципации в детской игре. этой теории , что игры у мальчиков и различны, так как жизненной ролью, их ждет. Временными игровой деятельности О.С. Газман. Он : «Игра всегда одновременно как бы в двух измерениях – в настоящем и ». Приверженцы теории пытаются , что игры, с одной , предвосхищают будущее, но на настоящее.

функционального удовольствия, врожденных влечений является теорией . Авторы теории считают, что желания бессознательной в играх имеют эротическую и обнаруживаются чаще в ролевых играх. А. - австрийский психиатр и , ученик З. , основатель индивидуальной , считал источником стремления ребенка к как компенсации в детстве чувства . Адлер объясняет игры и ее своеобразие как желаний, которые не может осуществить в .

З. Фрейд основоположник , разрабатывал идею ком игры, ее с бессознательными механизмами пси человека. По Фрейду, влечения реализуются в играх . Игры, по исследовательским Фрейда, очищают и психику, снимают ситуации, причиной многих заболеваний.

Как считает , в противоположность гипотезе игры, выступают не как выражение , а как ее изображение. Полезность , согласно теории , заключается в том, вызвать с помощью , получаемого окольным , подлинный катарсис. позволяют развернуться и выразиться, чувственность, стремящуюся и познать себя.

, как средство бодрости и силы Шиллер и Спенсер. Понимая, что в человек не только , но и восстанавливает . Такие исследователи, как , Валлон, Патрик, Штейнталь игру не столько , сколько урав, значит отдыхом. позволяет извлечь в ранее бездействовавшие и тем самым жизненное равно.

Теория духовного ребенка в игре. К.Д. проти проповеди стихийности деятельности идею ис игры в общей воспитания, в подготовки ребенка игру к трудовой . Ушинский один из утверждал, что в соединяются одновременно , чувствование и .

Многие ученые, в том Пиаже, , Выготский, Эльконин, , Макаренко, Сухомлинский , что игра возникает в духовности и источником духовного ребенка.

Бесспорно, и другие версии игры. На, Ж. Шато считает, что детей возникли из их стремления взрослым. Р. , Л. Франк, Р. Гольденсон олагают, что игра «коллективным инстинктом» . Тот же Хейзинга или , Лем, Мазаев источником считают культуру, как и игру источником . Многие из исследователей называют игры общественный .

Теорию игры в ее исторического , выяснение ее социальной , внутренней структуры и ее для развития индивида в стране Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. и другие.

Один и тот же исследователей называют источники и появления феномена , рассматривая различные или близкие ей явления .

1.2. Игра в воспитательном процессе

В педагогической игры особое уделяется изучению как средства . Основополагающим является поло о том, что в дошкольном возрасте является тем видом дея, в котором формируется , обогащается ее внутреннее . Основное значение , связанной с деятельностью вооб, состоит в том, что у развиваются потребность в бразовании окружающей , способность к созиданию но. Он соединяет в игры реальные и явления, наделяет свойствами и функциями предметы ( - космическая ракета, мишка - отважный путешественник).

какую-то роль (, артиста , парикмахера) ребенок не примеряет к себе и особенности чужой : он входит в нее, ее чувства и настроения, ащая и углубляя тем самым личность.

В различных и педагогических убедительно доказано, что в игры происходит развитие ребенка.

С стороны, - самостоятельная деятельность , с другой стороны, воздействие взрослых, игра его первой «школой», воспитания и обучения. игру средством , значит на ее содержание, научить способам полноценного .

Важнейшим средством становится и , формирующая о мире, развивающая , нравственные чувства.

исследования о том, что при тактичном, педагогически руководстве игра ует обогащению кругозора , упрочению его , развитию речи.

значение игры в норм поведения, взаимо. Но этим не исчерпывается ее для нравственного развития . Свобода игровой предполагает, что в ней чаще, чем в иной , ставится в условия, он должен сделать самостоятельный (как ?).

В играх развиваются способности ребенка. Они вляются в выстраивании , в разыгрывании , при создании необходимых для игрушек-самоделок, элементов . В игре выразительнее , мимика, ребенка в игре, чем в вной жизни.

Игра – многогранное, ее можно как особую существования всех без сторон жизнедеятельности . Столь же много появляется с в педагогическом воспитательным процессом.

роль в развитии и ребенка игре – важнейшему детской деятельности. Она эффективным средством личности , его морально-волевых качеств, в реализуется потребность на мир.

Воспитательное значение во многом от профессионального педагога, от знания им ребенка, учета его и индивидуальных , от правильного методического взаимоотношениями детей, от организации и проведения игр.

Воспитательная игровых методов и заключается в том, что они развивают активность и познавательные ин, способствуют осознанного восприятия, тва действий в одном , развивают самостоятельность и само.

Игра – жизни. В этой обстановке, которая соз воображением ребенка, настоящего: играющих всегда , их чувства, переживания , искренни.

Подражание в игре с работой воображения. Ребенок не действительность, он комбинирует впечатления жизни с опытом.

– самостоятельная деятельность, в дети впервые в общение со сверстниками. Их единая , совместные усилия к ее , общие интересы и .

Дети сами игру, организуют ее. Но в то же время ни в другой деятельности нет строгих правил, обуслов поведения, как здесь. игра приучает подчинять свои и мысли цели, помогает целенаправленность.

В игре начинает чувствовать членом , справедливо оценивать и поступки своих и свои собственные. воспитателя в том, чтобы сосредоточить играющих на таких , которые вызывали бы чувств и , способствовать установлению детьми отношений, на дружбе, справедливости, ответственности.

– важное средство воспитания ребенка. , полученные в детском и дома, в игре практическое енение и развитие. различные события , эпизоды из и рассказов, ребенок над тем, что видел, о чем ему читали и ; смысл многих , их значение для него более .

Воплощение жизненных в игре – процесс . Творческую нельзя подчинять дидактическим целям, с ее решаются важнейшие задачи. роль дети в соответствии со своими , своими мечтами о профессии. Они еще наивны, не раз изменятся, но , что ребенок мечтает об в полезном для общества . Постепенно в у ребенка формируются представления о значении , о роли различных .

Основной воспитания в игре – на ее содержание, то есть на темы, развитие , распределение и на реализацию образов.

Тема – это то явление жизни, будет : семья, детский сад, школа, , праздники. Одна и та же включает в себя эпизоды в от интересов детей и фантазии. Таким , по одной теме создаваться сюжеты. Каждый изображает человека профессии (учитель, , шофер) или семьи (мама, ). Иногда разыгрываются животных, персонажей из . Создавая образ, ребенок не выражает свое к выбранному , но и проявляет качества. Все девочки мамами, но каждая роли свои черты. Так же и в роли летчика или сочетаются черты с чертами ребенка, его изображает. роли могут одинаковыми, но образы всегда .

Игра отношение детей к и в то же время содействует и развитию такого . Детям вновь и вновь восхищение, радость, , удивление, которые они при знакомстве с , объектом, событием. объясняется их устойчивый к играм. Именно в дети реализуют то, что они хотели бы в школе, в первом .

Таким образом, возможности игр велики. Взрослым реализовывать их так, чтобы не естественный , не лишать ее «» замечанием, указанием, ией и просто неосторожным .

1.3 Условия эффективности игры как воспитательного процесса

Всякое средство, самое совершенное, использовать во благо и во . И даже намерения не обеспечивают применения средств: еще знания и умения средство образом, чтобы его приносило безусловную . Точно так же использование в воспитании соблюдения некоторых . Впервые об этих написал Я.А.Коменский в « хорошо школы».[ .C.64] они настолько последовательно и , что и в наше время не столько , сколько практиче интерес:

1. Игры быть такого , чтобы привыкли смотреть на них как на побочное, а не как на какое-нибудь .

2. Игра должна здоровью не менее, чем оживлению .

3. Игра не должна опасностью для жизни, , приличия.

4. должны служить для вещей серьезных.

5. должна оканчиваться , чем надоест.

6. должны проходить под воспитателей.

7. При строгом этих условий становится зным делом, т.е. развитием , или отдыхом для ума, или подго для жизненной деятельности, или этим .

Украшением игры, по Я. , являются подвижность , жизнерадостность духа, , игра с и по правилам, победа , а не хитростью. Пороками же в являются леность, вя, недоброжелательность, , крик, коварство. А игры, как кости, , борьба, кулачный бой, и другие, олезные и опасные , вообще не должны, Я. Коменский, использоваться в детей.[C.98]

современной педагогической об игре позво сформулировать следующие , которые , учитель обязательно учитывать при организации игр на уроках и во внеурочное .

1. Свободное и включение детей в : не навязывание игры, а в нее детей.

2. Дети хорошо смысл и содержание , ее правила, идею игровой роли.

3. игровых должен совпадать со и г содержанием поведения в ситуациях с тем, чтобы смысл действий переносился в жизнедеятельность.

4. В игре должны руководствоваться в обществе нравственности, основанными на , общечеловеческих .

5. В игре не должно достоинство ее , в том числе и проигравших.

6. должна положительно на развитие эмоцио, интеллектуальной и сфер ее участников.

7. нужно организовывать и , при необходимости сдерживать, но не , обеспечивать участнику возмож проявления инициативы.

8. В и особенно в старших необходимо по учащихся к анализу игры, к сопоставлению ими с соответствующей областью мира, помощь в установлении содержания игры с практической жизненной или с содержанием курса. Результатом игры может пересмотр ее содержания, и др.

9. Игры не быть излишне () воспитательными и излишне : их содержание не должно навязчиво на и не должно содержать много информации (, имен, правил, ).

10. Не следует детей в излишне игры, в игры на и вещи, в опасные для и жизни, в (содержащие в правилах и действиях общепринятых норм ).

Естественно, это некоторые, наиболее требования. Для отдельных игр формулируются свои и для каждой разрабатываются свои . Например, Ч. Куписевич подробно описывает дискуссии, в том и такие: участник понимать, что нельзя долго, следует свои , произносить их обдуманно, должно быть пред, нельзя бравировать Своего или руководствоваться желанием кому-либо и др

Выводы к 1

Об обучающих возможностях игр давно. В проявляются полно и порой способности ребенка.

– особо занятие, требующее эмоциональных и умственных сил. Для игра прежде – увлека занятие. Этим-то она и учителей, в том числе и учи иностранного языка. Она даже ученикам.

Проведя психолого-педагогической литературы, мы к следующим выводам:

- технологии повышают мотивацию к ению иностранных языков;

- является средством познавательной ости учащихся, способствующим ее ;

- игра способствует характеру обучения, развитие деятельности учащихся.

В исследования нами несколько видов игр, в , организационно-деятельностные, , познавательно-дидактические, творческие игры.

Гܲлܲаܲвܲа 2. Теоретические аспекты сюжетно-ролевой игры

2.1 Игра, как метод всестороннего развития ребенка

Сюжетно-ролевые творческие — это игры, которые ывают дети. В играх знания, впечатления, ения ребенка об окружающем воссоздаются отношения. Для каждой игры характерны: , игровой замысел, , содержание и .

В играх проявляется воображение ребенка, учится оперировать и игрушками как явления окружающей , придумывает разнообразные превращения, взятую на роль выходит из привычной повсе и ощущает себя «участником взрослых» (Д. Б. Эльконин).

В ребенок не только окружающую жизнь, но и пе ее, создает будущее. Как писал Л. С. в своих работах, « ребенка не есть воспоминание о итом, но творческая переработка впечатлений, комбинирование их и из них новой действительности, запросам и самого ребенка».

В все стороны личности формируются в единстве и .

Игра большое место в физического, нравственного, и эстетического воспитания .

Игра большое образовательное , она тесно связана с на занятиях, с наблюдениями жизни.

Как Ядешко В.И. — в творческих происходит важный и сложный освоения знаний, мобилизует нные способности ребенка, его , внимание, память. ывая роли, изображая те или события, размышляют над ними, связь между явлениями. Они учатся само решать задачи, находить способ осуществ задуманного, пользоваться знаниями, их словом.

Нередко служит поводом для дошкольникам новых , для расширения их . С развитием интереса к взрослых, к общественной , к героическим подвигам у детей появляются мечты о будущей , стремление подра любимым героям. Все это игру средством создания личности ребенка, начинает складываться в детстве.

игру нельзя узким дидактическим , с ее помощью решаются воспитательные .

Интересная игра умственную активность , и он может решить трудную , чем на занятии. Но это не значит, что должны проводиться в форме игры. требует разнообразных методов. — один из них, и она дает результаты только в с другими : наблюдениями, , чтением и др.

Играя, учатся применять знания и на практике, пользоваться ими в условиях. В творческих открывается широкий для выдумки, . В играх с прави требуется мобилизация , самостоятельный выбор поставленной .

Игра — самостоятельная , в которой дети в общение со сверстниками. Их общая , совместные усилия к ее достижению, переживания. Игровые оставляют след в ребенка и способствуют добрых чувств, стремлений, навыков жизни. воспитателя состоит в том, сделать каждого активным членом коллектива, между детьми , основанные на дружбе, , ответственности перед ищами.

В воспитывается интерес и к труду взрослых: изображают людей профессий и при подражают не только их , но и отношению к труду, к . Часто игра побудителем к : изготовлению необходимых , конструированию.

— важное средство воспитания , так как в этой деятельности и развиваетсятворческое воображение, к замыслу, развиваетсяритм и движений. подбор игрушек художественного вкуса.

образом в дошкольном игра важнейшей самостоятельной ребенка и имеет значение для его физического и развития, индивидуальности и формирования коллектива.

2.2. Структура и виды сюжетно-ролевой игры

Взаимосвязь , игрового действия и составляет стержень деятельности, служит отображения ительности.

Основными элементами игры : игровой замысел, или ее содержание; действия; роли; , которые диктуются игрой и создаются или предлагаются . Эти элементы тесно .

Игровой замысел — это определение того, во что и как играть .

Он формулируется в речи, в самих игровых , оформляется в игровом и является игры. По игровому игры можно группы: отражающие явления ( в «семью», в «детский », в «поликлинику» и т.д.); отражающие труд (строительство , постройку ,.); отражающие общественные , традиции (праздники, гостей, путешествия и т. д.). Такое их, конечно, , так как игра может отражение разных явлений.

Сюжет, игры — это то, что ее живую ткань, развитие, многообразие и игровых действий, детей. игры делает ее , возбуждает интерес и играть.

Структурной и центром является роль, выполняет ребенок. По значению, какое роли в про игры, многие из игр название ролевых или . Роль всегда с человеком или ; его воображаемыми поступками, , отношениями. Ребенок, в их образ, играет роль. Но не просто разыгрывает эту , он живет в образе и в его правдивость. Изображая, на, капитана на , он отражает не всю его деятельность, а те черты, которые по ходу игры: дает нды, смотрит в бинокль, о пассажирах и матросах. В игры самими (а в некоторых — взрослыми) устанавлива правила, определяющие и поведение и взаимоот играющих. Они играм организованность, ивость, закрепляют их и определяют дальнейшее , усложнение и взаимоотношений.

Все эти структурные игры являются или менее типичными, но они разное и по-разному соотносятся в видах игр.

Сюжетно-ролевые : различаются по содержанию ( быта, взрослых, событий жизни); по организации, участников (индивидуальные, , коллективные); по (игры, сюжет придумывают сами , игры-драматизации — разыгрывание и рассказов; ).

2.ܲ3. Руководство сюжетно-ролевой игры

Необходимыми элементами, интересную игровую деятельность, познавательных и моральных качествребенка, знание — действие — . Особая роль при принадлежит . Именно от личности , его знаний, умений, мастерства и способности ески организовать игровой деятельностью зависит использование ее в всестороннего развития и ребенка" — Л.В.

Процесс руководства творческой игрой быть построен так, воспитание умений и навыков орга сочеталось в нем с обучением и , в том числе и трудовым. из этого можно выделить3 методов.

Первая методов связана с детей , впечатлениями, представлениями об . К ним можно отнести ; экскурсии (первичная, , завершающая); с людьми разных ; эмоционально-выразительное чтение художественной ; беседу; беседу-рассказ с анием материала о труде и их взаимоотношениях в его; рассказ воспитателя, демонстра специально подобранных , картин, репродукций о со, происходящих в стране; детьми на определенныетемы, связанные с окружающей жизни; инди беседы с детьми, знания, дошкольников о явлениях жизни, о моральных ; инсценировки литературных с использованием , персонажей кукольного ; этические беседы.

группа — это методы, становлению и раз игровой деятельности. них важное место непосредственное участие в творческой : игра с одним ре, выполнение ведущей или роли. Кроме , педагог использует оказание помощи в реализации , полученных на занятиях, предложений, , советов, подбора материала, беседы-разговора по замысла игры, ее содержания, итогов.

Педагог индивидуальные особенности если он уверен в важно его критически оценивать ответы. Если застенчив и нужно поддержать инициативу.

В воспитания у детей и умений самостоятельной ор игры используются поручения; (по подбору игрового , по изготовлению игрушек-самоделок и др.); беседы; , разъяснения, вопросы, на подсказ возможной реализации , определения игровых .

Такие необходимые умения, как для себяроли и доведение ее до игры, формируют советов, индивидуальных , поручений; иллюстративногоматериала, чтение отрывков из произведений, характеризующих то или действующее лицо; бесед по роли; изготовления с ребенком элементов для его роли.

Важной является у детей умения ьно распределять роли с возможностей, интересов и каждого. педагог должен изучить характеры, и привычки своих и постоянно детям лучше друг друга, их внимание на положительные личности ребенка. Для решения задачи можно овать такой , как проведение на лучшее придумывание костюма, на интересные относительно ролевых , на выразительность , мимики, жестов.

группа методов  с обучением детей из строительного и обыгрыванию построек, игрушек. В эту группу такие методы и , как совместное вы воспитателем и детьми ; рассматривание образца вос, показ приемов ; использование детских построек, , таблиц; использование заданий типа « улицу города», «Построим » и др.; подбор материала для построек.

Большую играют детей умению игрушки из бумаги складывания (лодочки, , животные, аты, скамеечки, стаканы и др.), из картона по выкройкам; изго игрушек из природного и материала (ушек, картонных коробок формы и величины и др.); ание тематических заданий: красивую для новоселов, карусели и оборудование для детской (игра «Строитель города») и т. п.

роль для развития имеет умение использовать — заместители ( вместо мыла и т.д.), чем предметов заместителей внесут, тем интереснее и ательнее .

Использование описанных методов и приемов от возрастных особенностей от уровня их игровых умений и .

Выводы к главе 2

сюжетно-ролевые игры в – не просто разный прием. Игра огромным эвристическим и убеж потенциалом, она разводит то, что по « едино». является своего индикатором успеха в ребят дисциплиной.

Глава 3. Развитие игры в разные периоды дошкольного возраста

3.1 детей младшего возраста

В наблюдений за играми младшего дошкольного ста Щербакова Е.И. отмечает: в детей несложный сюжет, в котором логическая последовательность твий. Ребенок стремится для себя , может на какое-то увлечься ею. Однако детей еще неустойчивы, часто с одной роли на , зачастую неопр меняет сюжет .

В младшем возрасте большую играет подражание. маленькому ребенку эмоциональность впе, стремление ко всему , необычному, обогащение новыми знаниями и должно живо и занимательно, вызвать у малыша , желание подражать. использует игры типа « куклу Таню», «У куклы день рождения», «У, жим Таню » и др., драматизирует в лицах детям потешки, ; использует игрушки при сказок, , стихотворений, создаёт ситуации, которые ребёнка на продолжение (кукла за столом сервированным к чаю и т.д.)

Во наблюдений за трудом необходимо раскрывать детьми операций, по возможности их в этот процесс. долженсистематически пополнять запасы и игрового сучетом развития и знаний детей.

эффективен приём игры и детей, показ в ситуации действий с , с предметами-заместителями. В этом у ребенка интерес к игре . Вначале он проявляется в к игрушке. Так, у одной куклы две мамы, у автомобиля — два шофёра. И , и шоферы согласовывать с другом свои с одной и той же в силу возрастных еще не могут. Одна укладывает дочку , другая вывести ее на прогулку; шофер усаживает в кукол, а другой их и т. п. Так возникает — каждый тянет к себе, хочет выра в игре свои , интересы, свои чувства. бывает так, что, одержав над товарищем и заполучив , ребёнок вскоре ее в сторону. Малышу играть в одиночку, так как ему не с кем своими наблюдениями, аниями. можно наблюдать, как безропотно подчиняются воле , агрессивных сверстников. зная , интересы детей, должен увлечь их действиями с игрушкой. С у ребенка стремление подражать и действиям сверстника и выполнять ту же роль. количество игрушек даёт детям играть «ря».В такой игре предпосылки у ребенка доброты, , отзывчивости; формируются жизни в коллективе.

В.С. отмечает, что в с детьми 2—3 лет одной из задач является простейших навыков игры. Поэтому помогать малышам содержание игр, в которых объединения из нескольких человек.

вместе с ребёнком роль, воспитатель всего стремится интерес к игре, учит роль до конца и содержание игры, свои твия с действиями товарищей; с этим решается воспитания у детей взаимоотношений. , выполняя свою вместе с педагогом, ему, не только осмысливает и свои о труде взрослых, но и нормы общественного по.

Детям младшего возраста строить, и они часто увлекательную игру с . Но вначале у них следует необходимые , воспитывать устойчивый интерес к .

Если малыш увлечен ролью, он всерьез, ис переживая все чувства героя. Поэтому всячески поддерживать его к определенной , обучать в ходе необходимым умениям, какие-то действия, те или иные . Отсутствие знаний, и навыков, которые одимы для создания игрового в коллективной игре, к распаду игры, к от роли.

На развитие детских игр влияние оказы изготовление игрушек-самоделок. игрушка делает интересы более устойчивыми, объединению детей в . Необходимо заинтересовать процессом игрушек. Педагог на глазах у детей некоторые атрибуты, для той или иной .

Особое место в сюжетно-ролевой творческой детей этого возраста занимать соответствующего игрового , прием обыгрывания игрушек в форме нного , создание игровых .

Действенную помощь в содержания творческой оказывают вопросы, напоминания, , направленные на подсказ возможной реализации замысла.

и такие приемы, как вместе с детьми нтов костюма; рассказ о том или ином лице; индиви беседа по картинкам, ; советы, показ действий в ситуации.

Руководя , воспитатель не должен инициативы, самостоятельности . Все названные методы и приемы должны направлены на то, чтобы стала для детей , увлекательной деятельностью, чтобы ребенок мог проявлять в ней способности, умение эмоционые контакты со сверстниками.

В группах организуются и , доставляющие детям , удовольствие. Это быть игры-забавы с игрушками (механическими, ), народными (движущимися медведей, , клюющими зерно, и т. д.), с ветром, солнечными и др.

Воспитатель сам придумывает приключения игрушек, объединяя их темой.

Очень малыши игры с , снегом, . Они лепят из песка «», «куличики». Чтобы их интерес, воспита показывает, как сделать из песка для кукол, гаражи для . Построив один и один , педагог дает игрушки (фанерные людей, животных, , различные авто) и предлагает построить еще домиков и гаражей; малышам помощь в необходимыми . После того как постройки готовы, играет с детьми.

Для игр с водой большие или надувные емкости, вокруг них могли 4—5 детей, плавающие (например, и др.). Воспитатель подсказывает и малышам, как интересно можно с уткой и утятами, забавные могут проделывать на утята, как мама их плавать и прятаться, почует . Педагог может бумажные лодочки, и устроить между веселое : чья лодочка быстрее к противоположному краю .

Игры малышей со следует со знакомства с его свойствами. перебрасывают снег с на место, сгребают в ма кучки, на санках. Вначале сам строит при детях для кукол, машину, , дает им : кукол в зимней , зверят, кукольные , маленькие деревянные лопа и др. Советует самим сделать еще : ведь все куклы покататься на санках.

вместе с делает комнаты, друг от друга валами, имеющими . Эти постройки тся для игр в семью, детский сад и др.

3.2 игры детей дошкольного возраста

Для игры 4-5 лет характерно, во-первых, новых тем, связанных со , полученными ребенком из литературы, из взрослых, из теле- и и др. (игры в путешествия, в , моряков, военных, , почту). , возросший интерес к книге, к окружающему обогащению содержания игр. У ребенка возраста повышается к взаимоотношениям людей в . Дети начинают , что в совместном труде необходимо друг другу , быть внимательными, доб; у них возникают о дружбе, товариществе. Эти находят отражение в . Однако порою в детей наблюдать проявление сторон нашей . Воспитатель вовремя ход игры в положительное .

Особого внимания требуют игры с содержанием. , с одной стороны, интерес детей к , с другой — направить их .

В игровой ребенка 4-5 лет находит место и театрализованная . Дети с удовольствием знакомые («Колобок», «Лиса и », «Кот, Петух и »), стихи К. Чуковского «», «Путаница», «» и др. В возрасте 5 лет у ребенка интерес к смелым, поступкам. Ему нравится рассказы на эту .

Драматизируя литературные , дети стремятся к прав изображению героев, переживают все события. Игровой , созданный по литературному , находит выход и в играх, что уровень развития у детей, их способность в игре главное, ное.

Дети возраста любят игры, объединяясь в не — по 6-7 человек- группы на личных , привязанностей. в коллективных играх некоторые противоречия. С стороны, запас знаний и использовать их в играх, ими со сверстниками способствуют увлекательных замыслов, реализация требует в большинстве определенного количества . С другой , возможности для проявления , доброты, отзывчивости, для игровых действий у 4-5 лет еще невелики. расхождение между развернуть коллективную деятельность и практическим его связано с уровнем развития чувств. Знания, пред о том, что такое хорошо, что плохо, что в себя понятия «», «добро», почему оказывать друг помощь и т. д., имеет, но у него мал опыт, нет устой в проявлении нравственных , недостаточно умение поступаться своими , интересами в пользу , учитывать возможности , оценивать его качества. Отсюда неумение детей свои замыслы. Од кажется, что его выдумка, другому — что ьнее его предложение.

Часто согласовывать замыслы к распаду , разрушению дружеских . Данную особенность учитывать при игрой. помогать детям из предложений выбирать интересное и в то же время по мере и другие, воспитывая тем умения уважать друг друга, внимательными, личными желаниями.

В у дошкольников умения распределять с учетом , интересов и желаний друга эффективны приёмы, как раскрытие детьми , положительных качеств ребенка, поддержка его , а также создание ситуаций, где бы могли проявить ответственности за выполнение , доброту, чуткость, , знание норм поведения.

на одну роль несколько детей, должен прийти им на так, чтобы по возможности удовлетворены все . Исходя из особенностей игры, в группе методы должны быть на обогащение детей , знаниями о , происходящих в нашей , о социальной сущности труда взрослых, их доб отношении к делу. При ознакомлении с ющим необходимо использовать и приемы, помогающие эмоционально ту ситуацию трудовых , с которой его в данный знакомят. Связь с мышлением и в процессе познания сосредоточить внимание на восприятии конкретных , образов, , усиливает переживаемые чувства, способствует желания действовать самим. литературных в процессе этических , встречи с людьми профессий, дидактические , экскурсии не только накопление , но и развитие чувств , формирование положительного к труду слых, к профессиям.

Наряду с методами ознакомления с необходимо специфичные, влияющие на развитие замысла, творчества, содержания игры, ащение образов. К таким следует отнести педагога с демонстрацией материала на игры.

На 5-м г. жизни у появляются любимые . Изображая в игре или придуманное , ребенок стремится собственные знания, о его поступках чувствах, , делах. И на многих игр он передаёт любимую роль качества, свое к той или иной и пр.

Выполнение любимой в различных игровых увеличивает и силу , переживаемых ребенком, за складывающиеся дружеские .

Немаловажное значение беседы по поводу дальнейшего хода , беседы-рассказы о возможных детей в той или иной роли. беседы формированию самостоятельности в темы игры, ее содержания. Дети перед сговариваться между , спокойно выслушивать друг друга и наиболее , увлекательное. У них воспитывается самостоятельно продумы дальнейший ход игры, , что нужно , какие игрушки им , как использовать строительный .

Особого внимания со педагога оказание ребёнку в создании игрового . Для того чтобы воспитанник в ролевом исполнении динамику действий ажаемого лица, его проявления, , отношения с людьми, , дела, нужно специального подбора произведений ему знания, представления, игровой образ. влияние создание игровых оказывают беседы по поводу роли, индивиду задания, .

Педагог, участвуя в , может брать на главную, ведущую или быть из рядовых участников, но в случае он должен игрой, направлять и творчество .

Дети не всегда готовой игрушкой, у них возникает желание изготовить для игры. Игрушка, своими руками, ребенку творческую ра, воспитывает к созидательному процессу и, , способствует развитию игры.

3.3 Сюжетно-ролевые старшего возраста

В своей «Сюжетно-ролевая игра дошкольников» Короткова Н.А. о том, что у ребёнка дошкольного возраста интерес к трудовым взрослых, к результатам их , возникает восхищения самоотверженными людей, желание им. Для игр детей этого характерны с героическим сюжетом.

6-го г. жизни желание выполнить роль с выдумкой, изобретательностью, к деталям. Их привле красивый материал, конструкции, элементы украшения . Для развития содержания дети успешно ис свои умения, например необходимую игрушку из (металлического, пластмассового). Они дружно о теме игры, без распределяют между собой с учетом того, кто из них справится с той или ролью, создаст образ.

На данном этапе появляются сложные , как по содержанию, использованию отображения реальной , так и по организации. Это уже сюжетно-ролевые , которые лжаются неделю, две, и т. д., с постепенным развитием и ением содержания; , глубоко чувства и интересы детей. Их преимущественно связана с жизнью («Космонавты», « на Северный », «Путешествие в Антарктиду» и др.) или с любимыми детьми , рассказами. В играх непрерывно развивается и с приобретением детьми знаний об окружающей , с развитием применять эти знания, с конструктивных умений.

сюжетно-ролевые творческие приобретают особое для комплексного решения умственного, нравствен, трудового и эстетического детей.

В игре у ребенка вырабатываются навыки и коллективной жизни, самостоятельность. В такого рода становится наиболее формой организации жизни в дошкольном учреждении. настолько вживаются в , что зачастую чувствуют в ней и тогда, уже не играют. В подобных легче воздействовать на через любимый им .

В такой ребенок проявляет самостоятельности, фантазии, в выборе действий, при ролей, овании подсобных . Педагогу необходимо этот фактор для у детей согласовывать свои с интересами коллектива, друг другу в замысла, в определенной роли.

творческая сюжетно-ролевая таит в себе ссальные для развития мышления .

Действия ребенка с носят преобразующий . В игре он — исследователь: узнает и качества реальных , способы действия с , и в зависимости от сла, от развития сюжета жизненный материал, одни предметы другими, знания реальность с выдумкой, . В развитии сюжета на определенную тему про логическая действий, совокупность и взаимозависимых событий и реального мира.

Этот , знания и творчески преломляется нком в игровой деятельности. ум ребенка разнообразными , системой — значит дать пищу для развития его , для создания образов, , которые реализовать в игре. провести серию по конструированию и труду, общей темой ( грузовиков размеров, подъемных , вагонов, и тепловозов, железнодорожных из спичечных коробков, и т. п.).

Возникновение длительной «Путешествие за в жаркие страны» быть связано с детей в зоопарк. удовлетворить любознательность, воспитатель читает отрывки из на эту тему; организует из пластилина жи и т. д. По мере обогащения развивается и содержание игры. больше инициативы, творческого и умственной самостоятельности в решении задач. Если заботится о представлений детей, в будут развиваться на разнообразные сюжеты: « в Антарктиду», « в жаркие страны» и др. воображения помогает ясно и отчетливо авить , океаны, плывущие по ним , айсберги, работу далеких станций, рейсы кораблей и т. д.

образы ребенок творчески, сознательно. Он не воспроизводит жизнь, копирует ее. В тех или иных ситуаций, дети вносят элементов творчества, дно комбинируя жизни с содержанием , рассказов, добавляя выдумку, что свидетельствует об воображения. , сложная по содержанию , удовлетворяя стремление участвовать в событиях, страной, дос ему радость.

Руководя играми, воспитатель не спешить с подсказкой решения тех или возникающих перед задач. Наблюдая игры, установить, на что следует внимание во время занятий ( на занятиях по ознакомлению с раз явлениями окружающей , с растительным и миром). Педагог стремиться к тому, направить внимание на существенные того или иного явления, помочь простейшие связи и между . Необходимо также методы и приемы, дальнейшему развитию той или игры ( картинок, настольно-печатных игр; детям: посмотреть по телевидению), наметить ряд по изготовлению , конструированию из материала, предоставить в свободное пользование , глину, , клей, картон.

условием для длительной творческой является у детей умения большими группами, советоваться и помогать другу, добиваться постав цели.

Необходимо , чтобы дети играть, у них были сформированы намечать тему, средства для отобра и развития , распределять роли с возможностей и желаний участника игры, правила и выполнять их.

Для руководства творческими играми в основных приёмов быть экскурсии (первичная, по, завершающая). К основным руководства длительной игрой также отнести , рассказы, разговоры с с привлечением иллюстративного при ознакомлении с современной жизни. участие детей в ении ролей способствует коллективистских . Дети учатся с мнением товарищей, и возможности, и желания друга.

воспитателя в длительной игре неоднозначна. На порах педагог взять на ведущую, руководящую , если у детей развиты организаторские , отсутствует опыт. Вместе с тем со стороны педагога должно осторожным, чтобы не инициативу и детей, а всячески способствовать их . Педагог является другом детей, по игре, помогая им применять знания, на занятиях, при выполнении заданий и поручений, к взаимопониманию, , справедливости, взаимопомощи.

На этапах используются , напоминания, предложения, подбор материала, задания на на развитие содержания , формирование у детей авательных , организационных навыков. В года можно около 6 длительных игр с установкой на овательное совершенствование у навыков самоорганизации.

длительной игры, у детей активности, чувств и навыков способствуют следующие и приемы: перед началом игры о её , подведение итогов и совместное с детьми дальней ее развития; напоминания, , указания, поручения, . Педагог приучает к самостоятельному в играх строительного и конструкторов, изготовлению игру, использованию навыков , лепки, , пения.

Раскрыть образ ребенку индивидуальные беседы, рассматривание , иллюстраций, , чтение отрывков из художественной литературы.

С старшего возраста игры с материалами. Воспитатель показа фотографий, , напоминаний, советов дошкольников на действия с песком, на то, при сооружении построек они инициативу, , изобретательность. предложить детям постройки на тему «На чем ездят». Одна детей аэродром, другая — вокзал, третья — порт, а если им песок в глиной, то маленькие могут сделать речку, прорыть , установить и т. д.

Для игр с песком и глиной разный дополнительный мате — обрезки дерева, , шнуры, фигурки людей, , деревьев, разнообразные и пр. Часть игрушек могут сами, например , самолеты, вагоны для дороги и др.

Постройки из могут крупными и мелкими — на . Крупные постройки объединить общей «Северный » или «Зоопарк», «Стадион» и др. учит воспитанников влять из снега и складывать из них домов, утрамбовывать , делать ледяные для скольжения, валы; фигуры ; делать цветные для украшения построек, для домов и др. Для крупных построек из требуется . Для нее можно использовать , ящики, фанерные , плотный картон, рейки и пр.

при сооружении построек на следует предусмотреть таких игр, как «Путешествие в (на Северный )», «Белая Олимпиада», « русской зимы», а игр по сказкам «Заячья », «Зимовье », «Морозко» и др.

Как и дети возраста, старшие любят театрализованные по литературным . Основное в руководстве — выбор литературного , работа с детьми над передачи , создание декораций и .

Литературные произведения для игр должны отвечать требованиям: направленность, динамичность , наличие диалогов. при первоначальном знакомстве с про дети им, при повторном чтении наиболее выразительно речь героев, правильно оце их поступки, установить событий. Чтобы об детям запоминание , подчеркнуть событий, в некоторых воспитатель при повторном исключает эпизоды характера.

старшего дошкольного уже могут сами роли.

Педагог воспитанникам самостоятельно создавать образы, если , подсказывает, как лучше вы роль, фотографии, иллюстрации с более детального с внешним видом или иного , организует прослушивание .

Игры-забавы в старшей и к школе группах носить веселых эстафет, , аттракционов с участием 2 или более команд: «Эстафета на санках». «Черепахи» — забавное соревнование на санках; «Воздушный футбол» (дети целенаправленной струей воздуха пытаются быстрее загнать бумажный мяч в ворота противника, а противник, дуя на легкий бумажный мячик, пытается перехватить инициативу; как только мяч окажется в воротах, открывается счет). Показ воспитателем заводных игрушек на темы «Цирк», «Детки в клетке» и др. может способствовать возникновению у детей желания самим подготовить цирковое представление. Возможность его подготовки и проведения обусловливается степенью физического развития дошкольников; наличием таких физических качеств, как ловкость, гибкость, точность движений, выносливость. Кроме того, у ребенка должно быть воспитано чувство юмора. В содержание подготовки к этой веселой игре должно входить: составление цирковой программы; распределение детей на роли артистов, а также художников и декораторов и распределение обязанностей (кто какие элементы костюмов, декорации будет делать, кто и как оформит пригласительные билеты и т. д.).

Эти театрализованные игры готовятся и проходят при активном участии воспитателя.

Игра естественный спутник жизни ребёнка обладающий великой воспитательной силой, способ познания окружающего мира в этом плане народные игры имеют большое значение — они развивают у детей смекалку, знакомят с бытом и жизнью народа, традициями. Народные игры являются традиционным средством педагогики, в них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд.

Вывод к главе 3

Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность.

И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Зܲаܲкܲлܲючеܲнܲие

Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

Сюжетно — ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать следующие выводы:

1.Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.

2. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.

3. Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры «рядом», в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.

4. Сюжетно — ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно — технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей — задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.

На основе выводов можно дать следующие рекомендации:

1.Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально — игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы — заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно — ролевых игр.

2. Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.

Сܲпܲисоܲк исܲпоܲлܲьзоܲвܲаܲнܲнܲыܲх источܲнܲиܲкоܲв

1. Фрейд, З. Собрание сочинений / З. Фрейд. – СПБ.: ВЕИП, 2005. – Т.21. – 340 с

2. Утехина, А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: Теория и практика / А.Н. Утехина Ижевск: Удмуртский университет, 2000. – 246 с

3. Соловова, Е.В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.В. Соловова. М.: Просвещение, 2005. – 239 с.

4. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 10-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 416 с.

5. Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1999. – 256с.

6. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1997. – 304 с.

7. Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 2000. – 367с.

8. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 10-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 416 с

9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974. -288 с.

10. Павлов О. Юрий Нагибин. Дневник / О. Павлов – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 220 с.

12. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1989. – 320 с.

13. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985. – 250 с.

14. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Ч. Куписевич. – М.: Флинта, 1986. – 218 с.

15. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга / А.Ф. Воловик. – М.: Флинта, 1998. – 232 с.

16. Конституция Российской Федерации. – М.: Проспект, 2006. – 50 с.

28. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. — 2006. — №2. — С. 84 — 87

29. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. — 2006. — №3. — С. 81 — 85

30. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. — 2006. — №4. — С. 79 — 87

31. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. — №4. — С. 70 — 74

17. Ушинский К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский – М.: Академия, 1989. – Т.6. – 340 с.

18. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1987. – 350 с.

19. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М: Просвещение, 1987.

20. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М: Просвещение, 1989.

21. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение: – М., 1975.

24. Эльконин Д.Б. Психология игры. М: Педагогика, 1978.

25. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. Л.В Русскова. — М.: Просвещение 1986. — 280 с.

26. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. — М.: Просвещение, 1978. — 321 с.

27. Игра дошкольника /под ред. С.Л. Новосёловой. — М.: Просвещение, 1989. 284 с.