Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека(Характеристики голоса)

Содержание:

Введение


Данную тему я выбрала потому, что тема эмоций – это, пожалуй то, что актуально на данный момент, в том плане, что живя в 21 веке, человек то и дело пытается либо научиться проявлять свои эмоции, либо пытается контролировать, а то и сдерживать их.

Каждый день активный человек находится в том состоянии, что рано или поздно он, как минимум испытывает одну-две полосу эмоций, находясь с людьми или самим собой, или на расстоянии, общаясь с кем-то. День для него бесследно не проходит.

Не будем забывать и о планшетах, телефонах, соц. сетях вконтакте, одноклассники, инстаграм и т.д. Появилось виртуальное общение. Оно, конечно, не заменяет обычного общения при встрече двух и более людей, но тоже имеет место быть.

Ну что ж, начнем пожалуй…

Начнем, как и положено со стандартного определения…

И так, что же такое эмоция?

Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Или же другими словами, эмоция – это внутренний отклик, на происходящие события извне (при нормальном психическом состоянии) и внутренний отклик на события, что происходят в голове у людей (при психических отклонениях).

Эмоции могут быть разными, это и те, что мы можем выразить смехом, слезами, грустью, улыбкой, это и те, что можем выразить без слов: взглядом, жестом, позой человека в момент общения.

Те эмоции, что выражаются без слов называются невербальными эмоциями или невербальным общением.

Невербальное общение (язык тела) – это общение между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.

Если говорить простым языком, то невербальное общение — это коммуникация без помощи слов. И не только между людьми, а также и при взаимодействии с животными. А также помогает понять собеседника более глубоко и выразить более сложные чувства, к которым невозможно подобрать слов либо если человек не осознает, что с ним происходит, то тело даёт ему и окружающим подсказку о его состоянии. Можно подумать, зачем  нам знать больше, ведь вербально это так просто, да?

Но словами ведь можно обмануть, а некоторые движения и процессы в организме в зависимости от проживания какого-либо чувства невозможно подделать. К примеру, даже если вы и примете позу и вид испугавшегося человека, ваши зрачки не расширятся, а ладони не вспотеют от страха.

По факту, это не только средство общения, но и очень сложный инструмент человека, с помощью которого он может кричать, смеяться, плакать и с изменением интонации или тона даёт понять окружающим о его позиции и состоянии. К примеру, по обычному слову: «Привет», можно определить, рады встрече с вами, поздоровались формально, совсем недоброжелательно к вам относятся, и прочее.

Нередко слова имеют небольшую выразительность, значительно уступая невербальным сигналам. Дополняя слова, они указывают на эмоциональное и физическое состояние оратора. Язык тела может выполнять следующие функции.

1) Повторение сказанных слов.

2) Противоречие, то есть невербальные сигналы отрицают сказанное человеком. К примеру, печальные глаза у задорно смеющегося человека.

3) Замена – кивок головой означает утверждение, при этом слов можно уже не произносить.

4) Дополнение. Жалея человека, мы можем погладить его по плечу.

5) Акцентирование. Жесты способны усиливать сказанное, вы можете сделать отказ более резким, стукнув рукой по столу.

Чтобы преуспеть в сфере общения важно уметь выравнивать вербальную и невербальную речь, чтобы не получалось противоречий. Иначе деловые партнёры будут ощущать неуверенность в ваших словах, поэтому и сотрудничество не сможет быть продуктивным. Кроме того, необходимо помнить, что другие люди также посылают невербальные сигналы, которые хорошо бы научиться понимать.

Основные элементы невербального общения

Многие люди – визуалы, поэтому им особенно важен зрительный контакт. Говорящий обязан его поддерживать, чтобы понять настроение собеседника. К примеру, расширенные зрачки скажут о нервозности, вызванной ложью или неприятной темой.

Особое внимание необходимо уделить взгляду, он бывает разным:

1) Если взгляд фиксируется возле лба собеседника, то он подразумевает серьезную беседу и называется деловым.

2) Если взгляд собеседника располагается между линией глаз и губ, то такой вариант называется светским.

3) Если взгляд собеседника остановился в зоне груди, шеи или губ, то, скорее всего, он означает сексуальную заинтересованность и называется интимным.

4) Если собеседник смотрит на вас искоса, то это означает, что он подозрительно к вам относиться.

Человеческое лицо невероятно информативно, с помощью мимики можно передать любую эмоцию. Поэтому нужно не только уметь читать выражение лица, но и уметь самой создавать нужно впечатление. Самым простым бронебойным оружием является улыбка, начиная ею переговоры, можно задать благоприятный настрой собеседникам и решить исход встречи.

Благодаря мимики человек как бы подтверждает или опровергает сказанные слова. Психологи утверждают, что когда мы не видим лицо собеседника, то теряем до 15% необходимой информации. В этом случае будет уместно вспомнить столь популярный на сегодняшний день вариант общения – социальные сети, чат и т.п. Очень часто написанное слово может нести совершенно разную информацию, а все, потому что мы не видим мимику человека, который это писал. Она помогает выразить эмоциональное состояние, например, радость, гнев, разочарование и боль и прочее.

Тот или иной человек производит впечатление не только своими речами или одеждой, но и жестами и позами. Самым располагающим являются открытые ладони, показывающие вашу расположенность к собеседнику. Например, когда ваш собеседник во время разговора скрещивает руки либо ноги, то это может свидетельствовать о том, что он пытается закрыться от вас, так как попросту не доверяет либо боится. Таким образом, если обращать внимание на позу человека, то можно узнать много скрытой информации.

В разговоре можно использовать различные жесты, только не пересыщайте ими свою речь, чтобы это не переходило в кривляние.

Не менее важно соблюдение дистанции, слишком близкое расположение чужого человека всегда неприятно. Только следует учитывать национальные особенности, азиатам требуется больше личного пространства, чем европейцам.

Прикосновения также являются важной частью невербального общения, с их помощью можно передать немало информации, даже рукопожатие может сообщить о настроении собеседника.

Стоит помнить, что вербальные и невербальные средства общения не существуют отдельно друг от друга, постоянно находясь в причудливом сплетении. Ярким примером является интонация, одни и те же слова, произнесённые разным тоном, могут звучать одобрительно или насмешливо. Именно поэтому оратор, желающий быть успешным, должен обладать целым набором средств общения и умело их применять в своей речи.

1.1 Характеристики голоса

  • Скорость речи: быстрый темп указывает на импульсивность уверенность, медленный — уравновешенность и сдержанность. А вот если присутствуют колебания, речь то убыстряется, то замедляется, это сигнализирует о неуверенности и невозможности себя контролировать в силу переживаний и лёгкой возбудимости.
  • Громкость: громкий голос принадлежит человеку с активной жизненной позицией и большим количеством жизненной энергии. Тихий голос означает скромность, сдержанность в проявлениях, а вот скачки свидетельствуют о волнении и переживаниях в момент разговора.
  • Артикуляция: Чёткое произношение обозначает желание быть понятным, а непонятное – неуверенность в себе и своей точке зрения.
  • Высота: фальцет принадлежит человеку с высоким уровнем интеллекта, голос из груди – искреннему и эмоциональному, слишком высокий, писклявый – означает испуг, заниженный тембр – уверенность в себе, расслабленность и умение влиять на других, вызывать уважение и восхищение.

Разберем характеристики смеха.

Характеристики смеха

  • Ха-ха-ха – беззаботный, открытый и жизнерадостный.
  • Хе-хе-хе – своенравный, упёртый.
  • Хи-хи-хи – саркастичный, злорадный.
  • Хо-хо-хо – хвастливый, бунтарский.
  • Ху-ху-ху – трусливость, порой неосознанный страх.

2. Мимика

Мимика – это выражение лица, которое отображает различные чувства, которые проживает человек. Только выражаются они немного по-разному на каждой из сторон лица, в силу того, что левое полушарие мозга отвечает за интеллектуальную сферу, а правое – за эмоциональную.

Характеристики взгляда

  • Широко открытые глаза означают живость и готовность воспринимать информацию извне, а вот через чур открытые указывают на усиление привязанности к миру.
  • Прищуренный либо напряжённо суженый – концентрированность, хитрость, наблюдение за кем-либо и знаки усиленного внимания.
  • Прямой означает интерес и готовность общаться.
  • Если на вас смотрят лишь уголками глаз, то знайте, что вам не доверяют и скептически относятся к тому, что говорите.
  • Сверху вниз – чрезмерная уверенность в себе, вплоть до высокомерия.
  • Уклонение от вашего взгляда – скромность, либо проживание чувства.

Характеристики улыбки

  • Оттянутые вниз уголки рта говорят о пессимистичности человека.
  • И наоборот, поднятые вверх символизируют жизнерадостную и оптимистичную личность.
  • Пухлый и мягкий рот – признаки чувствительности и повышенной жизненной энергии.
  • Острые тонкие губы – указывают на интеллектуальность и силу воли.

Давайте теперь рассмотрим, как проявляются чувства человека, чтобы лучше понимать поведение собеседника и проживаемые им мысли и ощущения, ведь не всегда то, что он говорит, является правдой.

2.1 Проявление чувств

  • Гнев, злость – широко открываются глаза, зубы сжимаются, а взгляд становится прищуренным.
  • Удивление – опять-таки, широко открываются глаза, только в случае удивления ещё и поднимаются брови, а рот приоткрывается.
  • Страх – испуганный человек сводит брови, у него слегка растягиваются губы, уголки которых опускаются вниз.
  • Счастье, радость — приподнятые уголки губ, а взгляд спокойный и открытый.
  • Печаль – взгляд будто потухший, совсем без интереса к окружающим, брови сведены, а уголки губ опущены вниз.
  • Восхищение – долгий зрительный контакт, со спокойным взглядом.
  • Возмущение – длительный контакт глазами, без пауз, пристальный и слегка тревожный.
  • Интерес к другому – внимательный взгляд с паузами, примерно каждые 10 секунд.
  • Неприязнь проявляется, когда собеседник смотрит в сторону, не желая встречаться глазами.

3. Жесты и позы

Если вы будете внимательны к поведению другого человека, будете наблюдать за тем, какое положение рук, тела, какие жесты он использует при взаимодействии с вами – вы сможете распознавать истинные намерения и замечать, врёт или действительно говорит искренне.

Характеристика

  • Скрещение рук на груди означает состояние ожидания чего-то либо используется как защитная реакция. Если спрятаны за спиной – сейчас не собирается действовать, что-то предпринимать, открытые ладони являются знаком того, что человек искренен в данный момент, а вот если прячет их в карман – символизирует желание скрыть что-то, ощущение неуверенности и статичность.
  • Если заметили, что собеседник сжимает руку в кулак, не пугайтесь, это не всегда является символом агрессии, а лишь желанием овладеть ощущением внутренней тревоги и сконцентрироваться. А вот если кончик указательного и большого пальца соприкасаются, при этом мизинец оттопырен – символ очень сильной концентрации на каких-либо деталях.
  • Если хоть одна рука упирается в бедро, это обозначает, что человек пытается продемонстрировать своё превосходство из-за ощущения неуверенности и смущения, то есть, выпадая совсем в другую полярность.
  • Когда руки опираются на стул, стол и прочее, пытаясь таким образом поддержать корпус, это означает, что ему важно прочувствовать, что есть ощущение безопасности и поддержки, тогда он снова почувствует силу.

3.1 Виды жестов

  • Открытость – пожимание плечами, демонстрирование открытых ладоней и вообще рук, расстёгивание рубашки и прочего. Человек, готовый к искреннему разговору, подсаживается на самый край стула, чтобы быть ближе к собеседнику. Когда оба настроены на дружеский лад – они будут повторять друг за другом движения и позы.
  • Оборона – скрещённые руки на груди либо сжатые в кулак, коммуникация в таком случае вряд ли приведёт к компромиссу.
  • Оценка, размышление – рука, подпирающая щёку, обозначает, что собеседник в глубоком раздумье, а вот если подбородок подпирает ладонь, с вытянутым вдоль овала лица указательным пальцем – вас критически оценивают, не доверяя, будучи в позиции, «мы ещё посмотрим». Если наклонённая голова – вас слушают максимально включаясь в процесс. Размышление и момент выбора, принятия решения – когда вы замечаете, что другой чешет подбородок, туда-сюда расхаживает, пощипывает переносицу и если есть очки, то совершает с ними какие-либо манипуляции.
  • Скука и отсутствие интереса – пустой взгляд, машинальное рисование чего-либо, постукивание ногой или рукой.
  • Флирт – женщины обычно прихорашиваются, поправляя волосы, медленно скрещивают ноги, поглаживают бедра или икры. Поведение мужчин немного отличается, они поправляют галстук, пиджак, поднимают и опускают подбородок, выпрямляются…
  • Скрытость, подозрение – рука обычно прикрывает рот, ноги и тело развёрнуты к выходу, потирание глаз, уха, носа, а также отведение глаз в сторону.
  • Доверчивость – пальцы соединены в виде купола
  • Самоконтроль – руки отведены за поясницу и спрятаны, или, если человек сидит, но при этом скрестил ноги и схватился руками за подлокотники. Если заметите, что подёргиваете своё ухо – это обозначает, что у вас огромное желание прекратить разговор, но вы себя контролируете и не позволяете этого сделать.
  • Злость и фрустрация – частое дыхание, напряжённые и тесно сплетённые руки, иногда сцепленные, сжимающие одна другую.

3.2 Характеристика походки

  • Широкие шаги чаще всего характеризуют целеустремлённого, напористого и активного человека.
  • Ритмичная походка – характерна для прогуливающихся в хорошем расположении духа.
  • Чёткая вроде армейского шага – признак сильной воли и целеустремлённости.
  • Шаркающая – лень, отсутствие целей и стремлений.
  • Твёрдая, напряжённая, как будто на ходулях – зажатость, стеснение и недостаток в общении.

Характеристика позы во время сна

  • На боку калачиком, прижимая что-то к животу – такой человек хочет помощи, ему необходима поддержка и защита. Их язык тела говорит о неготовности брать на себя ответственность за свою жизнь, они чувствительны и импульсивны, в основном руководствуются желанием, а не здравым смыслом.
  • На боку калачиком, разбросав руки и ноги – присутствует уравновешенность и умение адаптироваться к изменениям.
  • На животе, раскинув руки – предсказуемы, расчётливы и любят, когда власть в их руках.
  • На спине, подложив руки под голову – спят общительные и самоуверенные люди, они оптимистичны и лояльны.
  • На боку, согнув колени – обычно отдыхают уравновешенные люди, способные на компромисс и не терпящие конфликтных ситуаций. Недостаточно смелые и любят быть незаметными.
  • Спустив ногу с кровати – живут в очень быстром темпе, не умеют приостанавливаться, чтобы заметить окружающую действительность.
  • Завернувшись полностью в одеяло – застенчив и труслив.
  • Положенные одна на другую ноги говорят о том, что человек не может осознать что-то в себе либо понять события, которые происходят с ним.
  • На животе, подложив под него руки – пунктуален, расчётлив, не любит неожиданностей, стремясь заранее прогнозировать события и их результат.

Казалось бы, да? Даже позы во сне могут дать описание человеку. О том, какой он по своей природе. А ведь это не контролируемые движения.

Помимо правды, что выражают эмоции и тело, так же может выражать и ложь. Даже, если человек пытается скрыть правду словами, выдавая ложь, то тело и эмоции обычно «говорят» об обратном.

3.3 Психология мимики и жестов.

Почему общество некоторых людей нас раздражает, а к другим нас наоборот тянет как магнитом? Дело не только во вкусе одежды и степени ухоженности. Мимика и жесты наших собеседников без слов могут рассказать о них многое. Жесты и мимика играют огромную роль в психологии общения. Главное в этом деле – наблюдательность.

Невербальное общение (мимика и жесты) имеет прямую зависимость от того в каком социальном положении находится человек. Общаясь с деловым, занимающим, к примеру, руководящую должность представителем высокого класса, вы заметите богатство его словарного запаса. В то же время, если ваш собеседник не обладает даже высшим образованием, в общении с вами у него будут преобладать язык тела, жесты и мимика. Исключение составляют высоко эмоциональные люди. Жесты и мимика являются у них главными помощниками в выражении своих эмоций.

Скорость невербального общения зависит и от возраста. Если ребенок, только что сказавший вам неправду, тут же прикроет ладонью рот, то в зрелом возрасте он просто проведет по губам пальцем. Именно поэтому понять, что означают жесты и мимика взрослых людей, сразу получается не всегда. Но само знание психологии мимики и жестов поможет вам не только сообщить о себе что-либо, но и повлиять на других людей и отношения с ними.

3.4 Значение мимики и жестов.

Мимика, жесты, движения и поза составляют единую картину о том, что за человек находится перед вами. Прежде чем начать коммуникацию, сначала обратите внимание на позу собеседника.

1) Если ваш собеседник держит руки на поясе, то перед вами целенаправленная и деловая личность, готовая сразить вас своим напором. Еще один вариант заключается в том, что человек, принявший такую позу, находится в агрессивном состоянии. Подтверждением этому будут служить широко расставленные ноги и пальцы, сжатые в кулаки;

2) Если вы сидите на переговорах и ваш собеседник немного подал корпус вперед и держится руками за стул, либо положил руки на колени – пора заканчивать разговор. Значение жестов и мимики в этом случае будут говорить вам о том, что человек хочет закончить вашу встречу;

3) Если вы женщина, а ваш собеседник мужчина, то увидев пальцы его рук, заткнутые за пояс или прорези карманов, да еще и расширенные зрачки, можете быть уверены, вас оценивают не только как собеседника, но и как лицо противоположного пола. Причем внутренние пожелания у мужчины самые недвусмысленные.

4. Как распознать ложь?

Интересный факт, о том, как распознать ложь: оказывается, искренность или наоборот, враньё по отношению расположения к вам возникает в зависимости от скорости и одновременности расширения глаз и поднятия уголков рта. К примеру, если вы заметили, что у собеседника медленно раскрываются глаза, при этом он редко моргает и улыбается – означает, что присутствует угроза по отношению к вам. Или наоборот, если позволяет себе закрыть глаза кратковременно  – он вам доверяет и расположен к искреннему взаимодействию.

А также существуют такие признаки:

  • Колебания в разговоре либо длительные паузы.
  • Мимика лица как будто застыла примерно на 10 секунд – явный признак фальши и наигранной демонстрации чувств.
  • Пауза между сказанными словами и проявлениями в эмоциональном плане.
  • Избегание длительного зрительного контакта, взгляд в основном беспокойный.
  • Мало жестов либо жестикуляция только правой рукой, а порой наоборот, чрезмерные движения и неуместные чувства.
  • Дыхание тяжёлое, мимика слабая, моргание учащённое.
  • Мимику и жесты лжи также легко распознать. Дело в том, что наши невербальные помощники всегда выдают даже самую незначительную ложь. Если свои мысли и слова человек контролировать может, то язык тела, жесты и мимика ему почти неподвластны. Некоторые личности специально тренируют свою жестикуляцию, чтобы не быть пойманными на неправде. Однако стоит помнить, что практически всё невербальное общение: мимика и жесты лгуна, связаны с прикосновением к лицу.
  • О детях прикрывающих рот при лжи мы уже знаем. Особо изощренные личности могут завуалировать этот жест покашливанием в кулак или ладонь. Однако стоит помнить, что если человек прикрывает рот рукой, когда говорите вы, значит, он чувствует, что вы говорите неправду.
  • Также к мимике и жестам лжи относятся прикосновение рукой к носу и потирание глаза. В первом случае человек маскирует жест с закрытием рта. Рука как бы соскальзывает и почесывает нос. Во втором случае собеседник закрывает глаз рукой или пальцами, неосознанно прячась от собственной лжи. Также в этом случае взгляд собеседника будет устремлен в сторону.
  • Если во время общения человек почесывает, либо трет пальцами ухо, это значит, что он стремится отгородиться от ваших слов. Возможно, он уже не хочет вас слушать, либо намерен что-то сказать в ответ. А если почесывания и прикосновения переходят к шее, ваш собеседник не уверен, что согласен с вами.
  • Последняя совокупность мимики и жестов лжи касается пальцев во рту. Психологами доказано – притягивание различных предметов в рот это попытка себя обезопасить, вернуться в то время когда будучи грудными младенцами, мы находили успокоение, только взяв грудь матери. При коммуникации этот жест будет означать, что ваш собеседник нуждается в поддержке и одобрении.

4.1 Как узнать врет ли человек?

Если разобраться, то уличить человека во лжи довольно просто. Все дело в том, что говоря неправду, человек создает своему организму неестественную стрессовую ситуацию. И в этой ситуации слова лжи для человека являются мучительными, и организм реагирует на них не так, как бы вел себя в спокойном состоянии. Признаки того, что человек врет, весьма разнообразны. Условно их можно разделить на несколько групп, которые мы и рассмотрим.

Как узнать, что человек лжет с помощью невербальных сигналов?

Встретить абсолютно честного человека, на сегодняшний день довольно сложно. Все мы немного грешим неправдой, начиная от простого приукрашивания событий и заканчивая настоящим обманом. А самое неприятное, что даже близкие нам люди не всегда с нами чисты и откровенны. Что уж говорить о партнерах по бизнесу и коллегах! Но любая ложь рано или поздно становится явью и в наших руках – поддаться на обман или раскусить собеседника. Но как определить, что человек врет? На свете нет ничего невозможного, и мы попробуем рассмотреть самые распространенные признаки лжи.

Невербальным мы называем тот способ общения, который передается с помощью мимики и жестов. Это самый простой способ определить неправду. Итак, что делает человек, когда врет?

1) Первый и явный показатель лжи – это глаза. Если вам проникновенно заглядывают в глаза и всячески стараются удержать зрительный контакт с вами, можете не сомневаться, вас хотят обмануть. Проверить это довольно просто – задайте собеседнику вопрос, и если он отведёт глаза в сторону, значит, он вспоминает правду. А если собеседник смотрит прямо в глаза, то вспомнить ему нечего, и соответственно вам начнут врать.

2) Если ваш вопрос застал человека врасплох, и он хочет вас обмануть, то он начнет переключать ваше внимание – будет завязывать шнурки, перебирать предметы на столе, ходить вдоль стеллажа и разглядывать предметы. Ваша задача увидеть в этих действиях отвлекающий маневр.

3) Тело человека тоже может выдать неправду. Как? Например, если у человека активна лишь одна сторона тела, то вам говорят совсем не то, о чем думают (дергает одним плечом, шаркает ногой и т.п.). Также неправду могут выдать скованные движения. Если вы заметили, что поза собеседника неестественна, а говорит он медленно и старается спрятать или сплести руки, значит, от вас что-то скрывают.

4) Обратите внимание на губы собеседника. Человек, который поджимает губы – не уверен в своих словах (например, если он обещает перезвонить, и поджимает губу, то звонка вы вряд ли дождетесь).

5) Само лицо – настоящий кладезь информации. Его асимметрия (например, улыбка в одну сторону) также говорит о лжи. Если человек удивился вашим словам, и удивленное выражение лица продлилось больше 5-ти секунд – ваш собеседник заранее знал то, о чем вы рассказали. Также вруна выдаст постоянное почесывание носа или уха.

6) Руки – отдельный предмет для рассмотрения. Если человек держит себя за шею при разговоре, то он в буквальном смысле боится вам проговориться. Об этом же говорят сцепленные пальцы, руки сложенные на груди или спрятанные в карманах.

4.2 Как определить, что человек лжет по его речи?

Немного потренировавшись, вы с легкостью сможете понять, когда вам начали говорить неправду с помощью речи и интонаций:

Человек, не желающий говорить вам правду, может отвечать на вопрос вашими же словами. Например: «Это ты съел последнюю конфету?» « Нет, это не я съел последнюю конфету».

2) При разговоре лжец может замедлять темп речи, как бы взвешивая каждое свое слово, либо добавлять в свой рассказ массу ненужных деталей.

3) Речь лгуна можно определить по грамматически неправильным предложениям. Речь собеседника, как правило, путанная, он использует повторы, а иногда случаются затяжные паузы.

4) Если вас собеседник охотно сменил тему разговора и расслабился, то разговор случившийся до этого явно был ему не по душе. А значит, скорее всего, вам не сказали ни слова правды.

5) Если рассказ вашего собеседника не внушает доверия, попросите собеседника изложить все события в обратном порядке. Говорящему правду это не составит труда.

6) И наконец, если вы встретили человека, который мало кому доверяет, значит, этот человек и сам не прочь приврать везде, где это возможно. Такой механизм называется проекцией, т.е. свои особенности человек проецирует на других.

Чтобы ответить на вопрос: «Как понять, что человек врет?» вам понадобится некоторое время, однако запомнить все сигналы лжи особого труда не составит. Достаточно просто быть более внимательным к своему собеседнику.

В интернете я наткнулась на несколько разных книг о мимике лица, о том как распознать ложь. Авторы самые разные.

Автор книги «Невербальные компоненты коммуникации» Горелов Илья Наумович исследует проблемы связи речи и мышления. Предлагает рассмотреть различные гипотезы о том, как возникла речь, приводит в пример данные об экспериментах, проведённых относительно внутренней речи и жесткого общения. Рассказывает о том, какие существуют речевые патологии. Эта книга как базовая, для тех, кому интересно узнать не только расшифровку жестов и мимики, но и первопричину их возникновения.

Автор книги «Я вижу о чем вы думаете» Джо Наварро является бывшим сотрудником ФБР, который в книге изложил весь свой опыт за время работы. По его книге можно научиться распознавать ложь по малейшему движению пальцев или скрытой улыбки, можно определять состояние и чувства другого человека, а также контролировать себя.

Меня особенно зацепила книга «Все лгут: как выявить обман по мимике и жестам» Гласс Лилиан.

Из книги можно узнать как по внешним признакам выявить, лжет ли вам человек. В книге приводятся наглядные примеры известных западных знаменитостей с фотографиями.

В общем, книг по данной теме немало.

Важно научиться наблюдательности, спокойствию, контролю своих эмоций.

Важно научиться выбирать и держать рядом с собой правильных, верных людей.

Людей, что не будут лгать и делать подлянки, людей, что имеют совесть.

Совесть, к сожалению, штука доступная не всем… Точнее, не то что бы «доступна не всем», скорее, как мне кажется – совесть начинает «сжирать» изнутри тех, кто что-то не то сделал. И люди, когда им это надоедает, начинают «избавляться» от нее… Тогда то и «появляются на свет» люди без совести, без чести, те, что творят, что угодно: лгут, пьют, убивают, насилуют, крадут и все это без зазрения совести…

Поступки определяют карму человека. Поступки и только поступки определяют, какой конец желает человек для своей души…

Свой научный вклад в изучение эмоций и эмоциональных состояний внесли и такие ученые, как Э. Клапаредс, В. Вундт, Н. Грот, С.Л. Рубинштейн, Ж.-П. Сартр, П.В. Симонов, У. Джемс, П.К. Анохин, А.Р. Лурия, В.К. Вилюнас, Л.Н. Леонтьев.

Одними из первых о важной роли эмоций в поведении людей высказались Р.У. Липер, ведущий специалист по теории личности, и О.Х. Маурер, выдающийся специалист по психологии научения.

Невербальными же проявлениями эмоциональных состояний начали заниматься значительно позже – с 60-х годов ХХ века. Существует достаточно много взглядов на эту проблему.

Большая роль в изучении невербальной коммуникации принадлежит Е.Н. Верещагину и В.Г. Костомарову. Также данной проблематикой занимались П. Экман, У.В. Фризен, К.Р. Шерер, Г. Крейдлин, Е. И. Фейгенберг и А. Г. Асмолов.

Да…тему я выбрала все таки довольно интересную, учитывая, что каждый день нахожусь с людьми и общаясь, не обращаю внимания на их движения, мимику, а казалось бы…why not? Почему нет?

Буквально вчера, я смотрела очередной сериал «Обмани меня» на канале тв3.

Доктор Лайтман, так обращаются к человеку, который по микромимике лица и жестам всего тела определяет ложь при разговоре любого человека.. Так вот.

Доктор Лайтман потратил восемь лет на учение данной темы, что бы так искусно управлять своими эмоциями (хотя иногда его эмоции его выдают, например, злость – в порыве злости он , порой, себя не контролирует. Как это выражается? На лице появляется злой, звериный оскал, глаза щурятся и смотрят с ненавистью на человека, что причинил боль, посягнув на то, что так дорого ему- его дочь.) и видеть ложь в словах, мимике чужих людей.

Он начал сотрудничать с городской полицией, с ФБР, с юридическими компаниями, открыл свое агенство Lightman Group.

Он занялся изучением теории лжи после того, как его мать покончила с собой. С ней была сделана запись, где она беседует с психологом. Тогда-то Лайтман и догадался замедлить плёнку и увидел микровыражение муки на её лице.

Фильм очень интересный и сама тема актуальна в наше время.

А еще, наткнулась (и посмотрела) на фильм «Вкус жизни» режиссера Скотт Хиск.

Да, описание фильма взяла с просторов интернета, лучше бы я и не описала.

Кейт Армстронг, профессиональный шеф-повар, подходит к вопросу приготовления пищи с такой ответственностью и самозабвением, что не обращает внимания ни на что вокруг. Но после внезапной трагедии, произошедшей с семьей ее родственников, она становится опекуншей осиротевшей племянницы Зои, и вся жизнь преуспевающей до недавнего времени женщины кардинально меняется.

Но, как известно, беда не приходит одна: еще Кейт вынуждена уживаться с Ником Палмером, самоуверенным типом и новым су-шефом их ресторана. Но поскольку соперничество перерастает в любовный роман, Кейт предстоит научиться выражать свои эмоции за пределами кухни, если она действительно хочет наладить отношения с Зои и быть счастлива с Ником.

Знаете, это эмоциональный фильм. Очень добрый, есть радость, есть смерть, есть смех, есть разочарование, есть недоверие, есть принятие, есть разлука, есть любовь. Каждое молчание любого актера выдавало его эмоции.

Глаза. Они говорили. Мимика лица при молчании тоже о многом говорила.

Я и раньше замечала «молчаливые эмоции», но взяв данную тему доклада, еще больше стала обращать внимание на это.

Эмоции – это все таки одно из лучших, что с нами может произойти в этой жизни.

Темперамент и эмоции тесно сплетены друг с другом. Чем спокойнее и апатичнее человек, тем апатичнее его эмоции: отсутствие стремления, отсутствие стимула, отсутствие эмоций на лице, только скука и сонность отображаются на лице, а глаза - в глазах «потухший свет», полная апатия к жизни. Так я вижу апатичного человека.

Человека, который утратил вкус к жизни, интерес к жизни, человека, которого ничего не интересует. Возможно, в прошлом его когда-то интересовало все и даже больше, чем интересовало…он жил полной жизнью, радуясь новому дню, был счастливым, любил и был любящим, но в какой-то момент его жизни, он утратил что-то одно и все пошло по наклонной…

В такие моменты кажется, что больше тебя в жизни ничего не порадует и теряется любой смысл жизни…

Знаете, сразу вспоминается фильм Марка Уотерса «Между небом и землей» .

Дэвид. Так зовут главного героя фильма. Актера, что исполнил главную роль Дэвида зовут Марк Руффало (да-да, тот самый из Халка. Опять же, если вспоминать фильм Халк, то тут пойдут сплошные эмоции, ведь наш герой- в ипостати человека-доктора, пытался усмирить свои эмоции, контролировать их, взять вверх над своей второй ипостасью-зеленого гиганта, с невероятной силой и злобой на весь мир, гигант, который не мог контролировать свои эмоции и разрушал практически все на своем пути…Но опять же, до поры, до времени, пока любовь не успокаивала его, любовь к девушке, что работала с ним в одной команде. Советую к просмотру данный фильм.)

Но что-то мы отошли от Дэвида… Так вот, полное мое описание (то, что идет выше описания Халка) идеально соответствует этому герою.

Человек, который любил жену, любил саму жизнь испытал горе, которое сломило его, которое долгое время не отпускало до тех пор пока не встретил ту, что снова подарила веру, надежду и любовь.

Очень много невербальных эмоций в фильме режиссера Бри Ларсон (она же исполнила главную роль) Магазин единорогов. Практически все актеры общались без слов – взгляды, жесты, мимика, что передавала разные эмоции.

Посмотрев фильм "Магазин единорогов", я осталась под впечатлением. Наверное, я всегда остаюсь под впечатлением после таких волшебных, по-своему детских фильмов. Фильм о добре, вере, любви, доверии, поддержке, понимании,  принятии, смирении, расставании. Если судить и о других эмоциях, т.е. об обратных эмоциях, то присутствует и маленькая доза эгоизма. Но кто сказал, что эгоизм - это плохая или дурная черта человека?

Кто то судит именно так. Кто то упрекает с малых лет, что ты эгоист, только о себе и думаешь, заставляя ребенка испытать чувство стыда, чувство неудобства от не знании точного определения слово " Эгоист".
Надо же, зато сейчас, скажи мне это и я с легкостью принимаю данный факт и говорю, что да, так и есть. С возрастом осознаешь и принимаешь все "прелести" Жизни.

Эмоции. С первых минут фильма, я стала обращать внимание на эмоции актеров, на то, как они играют.

Скрытые эмоции - это как отдельный мир, как закрытый мир, мир которого не видит никто кроме человека, что испытывает эти эмоции. Это просто палитра / гамма цветов, что не увидишь просто так, нужно пережить тоже самое, что бы прочувствовать все .

Кит. Героиня фильма (ее сыграла Бри Ларсон - главная роль, так же она была продюсером данного фильма) - девочка, что с малых лет имела прекрасную фантазию и всегда представляла и видела Единорога.
С малых лет на каждый праздник она просила живого единорога у своих родителей. Но откуда его достать? Ведь их не существует.
Только не для нее. Кит убеждена, что они существуют, но с возрастом перестает в них верить, хотя так же любит краски, рисовать, цветную одежду, радугу, цветной дождь. И вот когда она совсем отчаялась, ей поступает предложение - прийти в магазин единорогов и забрать своего единорога.
Естественно она начинает сначала сомневаться, но в тоже время любовь к этим существам берет вверх и она начинает подготовку к приобретению своей мечты. Сначала стойло (достойное Единорога), затем сено (самое лучшее), затем полная любовь с ее стороны и гармония в семье (между ней и ее родителями). Но разве родители поверили ей? Поверили в то, что она вот-вот купит Единорога, такого прекрасного, такого доброго, такого волшебного…

Фильм достоин, что бы его посмотрели хотя бы один раз. Такой волшебный, добрый, я оставалась под впечатлением еще какое-то время после просмотра, разные мысли приходили в голову, но не только мысли меня посетили, но и вера. Вера во что-то доброе, светлое, живое. Теперь на белых коней без фантазии и не взглянешь.

А вообще, к чему идут эти описания фильмов? К чему вообще это все?

Это ведь сплошные эмоции, будь то вербальные, будь то невербальные… Эмоции, которые актеры пытаются передать через экран и да, они передают… Я сентиментальна, да, но игра таких первоклассных актеров не оставляет без внимания, они настолько вживаются в роль, что во время просмотра того или иного фильма, ты забываешь, что это всего лишь игра, игра, которую так хорошо играют актеры…

Ведь надо уметь так вживаться в роль, что бы зритель по ту сторону экрана тебе поверил, поверил всему, что ты говоришь и делаешь.

Просматривая фильмы разного жанра, я могу испытать злость, недопонимание, шок, но чаще всего – это, конечно же слезы…

Все же во мне большую роль играет сентиментальность. Мне очень нравятся фильмы о любви, о чести, доблести. Наверное, тянусь к тому, чего в жизни так порой не хватает…

Согласна со словами Альфреда Теннисона (надеюсь, что с его словами; искала в просторах интернета – выдало, что автор данного выражения Альфред Теннисон): лучше любить и потерять, чем вовсе не любить.

У любви столько прекрасных эмоций, и пожалуй, самая главная эмоция – улыбка.

Помимо улыбки присутствует и счастье, и радость, и одухотворенность, и смех, и мечты, и стремление - ибо во имя любви…

Но опять же, не будем забывать и об обратной стороне любви - боль, потеря, слезы, печаль, разлука, ненависть, апатия. Да, вернулись к тому, с чего начинали - к апатии…

Верно ли говорят, любовь существует три года?

Я вижу эти пары, что прошли через многое, через очень многое… На Кавказе их не мало, что состарились вместе и один из партнеров покинул (смерть) другого раньше – причина старость. Но мы видим лишь итог их отношений, верно? А начало? Где то счастливое начало, о котором все мечтают и все уверены, что так и бывает?

Неет... Это не тот случай. Я не говорю, что это сто процентов бывает во всех кавказских семьях, что молодых женят не по любви, что они не успевают перед браком испытать эти прекрасные чувства любви. Нет, но такое бывало во времена молодости моей прабабушки и бабушки. Ведь родителям лучше известно, что лучше для их детей. В некоторых ситуациях так оно и бывало, а в некоторых – увы, «не срабатывало». И знаете, в те времена ведь «разводов» не было… т.е. они «терпели» друг друга.

Вы представляете сколько это не выплеснутых наружу эмоций, сколько боли, обиды, разочарований? И как итог – это крепкий брак людей, что «через многое прошли». Спустя много лет, из таких «обиженных» женщин получается «обиженные на жизнь» свекрови, что ищут поддержку в своем сыне и надеются получить себе тихую, спокойную невестку, что не будет перечить и будет, как болванчик только преклоняться и кивать головой. Опять же, если невестка попадается «с железными нервами», то она продолжает терпеть, а если нет, то сейчас разводов ведь не мало… брак обречен.

Сколько семей так рушится из-за недопониманий, из-за «прекрасных свекровей», из-за золовок, что как змеи путаются под ногами…

Надо же, с чего начиналось и до чего дошли… Определение эмоции – обсуждение сути эмоции и видов, что да как – авторы – обсуждение фильмов – семья.

Эмоция = семья.

Кто сказал, что в жизни все бывает прекрасно и легко? Правильно. Никто.

Жизнь на то она и жизнь, что не может быть только хорошо или плохо. Жизнь – это череда эмоций. И это прекрасно. Иначе мы бы не ценили те славные моменты, что приходят после чередов печали.

Как нельзя хорошо сказал Бернар Вербер: «Нельзя объяснить вкус соли тому, кто пробовал лишь сахар».

5. Восприятие эмоций в разных культурах

«Лицо – это зеркало души, а глаза – её толкователь».

Цицерон

Лицо приобретает биологическое значение как инструмент коммуникации еще в младенчестве. Уже через 9 минут после рождения младенцы предпочитают смотреть на лица, а не на объекты, а в возрасте 12-ти дней от роду становятся способны имитировать мимику. Эта способность впоследствии развивает когнитивные навыки, такие как владение языком и ментализация (т. е. понимание намерений других).

Не все так просто, когда дело доходит до считывания эмоций человека, особенно в разных культурах. Несмотря на универсальность базовых эмоций и психологических реакций, а также схожее строение мышц лица и нервной архитектуры, ответственных за их выражение, человек, как правило, точнее оценивает мимику людей своей культуры. Это можно объяснить спецификой невербальной коммуникации в разных культурах. Эти культурные “акценты” формируются под влиянием природы (биологии), с одной стороны, и воспитания (культурного контекста), с другой. Они же влияют на наше восприятие и интерпретацию эмоций.

Итак, как культура влияет на восприятие эмоций?

Одна из психологических особенностей заключается в восприятии интенсивности эмоций. Например, американцы, как было доказано, выражают счастье, печаль и удивление сильнее и ярче в сравнении с японцами.
Так же есть различия в том, как мы соотносим внутренние переживания с их внешними проявлениями. Когда респондентов попросили оценить лица по степени выражения тех или иных эмоций и по тому, насколько люди на самом деле чувствовали эти эмоции, американские участники дали высшие оценки их внешнему выражению. А японцы присвоили высший рейтинг их внутреннему переживанию.

Так и есть: в зависимости от культурного контекста, внутренние неурядицы не обязательно заметны на лице, в то время как слишком явная улыбка может только маскировать вялый энтузиазм. Это межкультурное расхождение приписывают правилам выражения эмоций. То есть культурным нормам, которые диктуют, как изменять проявления эмоций и управлять ими в зависимости от обстоятельств.

Особые для своей культуры правила выражения человеческих эмоций усваиваются ещё в детстве. Они могут подсказать нам, целесообразно ли усилить, подавить, спрятать или нейтрализовать наши эмоциональные проявления, а также предписывают, когда и как их демонстрировать.

Классический опыт из области психологии человеческих отношений в 1970-х годах, который показывает различия между культурами в правилах выражения эмоций: американцы и японцы смотрели остросюжетные фильмы сначала в одиночестве, затем в присутствии исследователя. Добровольцы из обеих стран, наблюдая за фильмом в одиночестве, выражали на лице похожие эмоции. Однако в чужом присутствии японцы маскировали негативные эмоции улыбкой. Американцы, напротив, продолжали их выражать. Эти различия объяснили разницей правил выражения эмоций в Японии и США.

А именно: в Японии принято скрывать негатив на людях в целях поддержания общей гармонии, а в индивидуалистической культуре США есть стремление одобрять эмоциональность.

Межкультурные различия есть также и в интерпретации эмоций человека. Исследования, которые отслеживали движения глаз, для того, чтобы зафиксировать, куда люди направляют свое внимание при восприятии лица, показали, что в разных культурах люди отбирают информацию по-разному. Так, добровольцы из Восточной Азии сосредотачивались на центральной области, вокруг носа, придавали большее значение глазам и направлению взгляда. А представители Западного Кавказа ожидали основных сигналов мимики от бровей и области рта.

Перекосы внимания обнаружились, когда участникам эксперимента предложили взглянуть на лица с противоречивым выражением (например, улыбка на лице, но грустные глаза). Результаты показали, что японцы придавали большее значение глазам, в то время как американцы обращали внимание на мимику рта.

Вот одно из возможных объяснений этих различий: правила выражения эмоций, предписывающие людям жесткий контроль над ними, побуждают сосредотачиваться на том, чем труднее всего управлять (например, выражение глаз). Так эти люди получают больше информации об истинном эмоциональном состоянии. В странах с менее строгими правилами люди концентрируются на мимике рта, т. к. это наиболее выразительная часть лица.

По мнению некоторых исследователей, эти результаты отражаются в стилизованных выражениях эмоций, изображенных смайликами. В Японии смайлики передают эмоции в основном глазами, а в Америке – в основном с помощью рта.

Хотя для всех нас мимика – незаменимое средство общения, принадлежность к разным культурам влияет на восприятие эмоций разными путями. Понимание этих культурных влияний может помочь нам точнее раскрывать свои эмоции и достигать большего взаимопонимания с людьми из других культур.

ВЫВОД

Общение между людьми может быть вербальное (речевое) и невербальное (не речевое). Ежедневно человек разговаривает со многими людьми, используя для этого оба варианта. При помощи слов каждый может спросить что-либо, выразить свое мнение, договориться, поспорить. Речь помогает человеку поделиться знаниями, рассказать о своих мыслях, завести знакомства, наладить контакты. Но все это сопровождается невербальным общением, которому, по мнению многих психологов, необходимо уделить особое внимание. К этому варианту общения относятся: поза, мимика, интонация, жесты, взгляд и прочее.

Вербальный и невербальный язык общения существуют вместе и помогают выразиться не только словесно, а и эмоционально. Каждый народ на земле имеет свои определенные жесты, которые в разных культурах могут обозначать совершенно противоположные вещи. Но, несмотря на это, их можно разделить на несколько групп, которые выражают приветствие, запрет, недоверие, одобрение или оскорбление.

Даже учитывая значительное отличие вербального и невербального общения, можно сделать вывод, что человек не сможет получить все необходимое и желаемое, если будет пользоваться только одним из вариантов. Как говориться, одними жестами невозможно выразить всю информацию, а слова без мимики и жестов являются совершенно пустыми.

Психологи утверждают, что при знакомстве человек больше всего обращает внимание на невербальное общение, и если, к примеру, мимика его не устраивает, то чтобы собеседник не сказал, для него это уже будет неважно.

Во время беседы человек использует ум и логику, чтобы понять поступающую информацию, а вот для восприятия невербального общения нужна интуиция. Зачастую многим людям словами можно солгать, а вот эмоции, то есть мимику и жесты, скрыть практически невозможно.

Список использованных источников.

Сайт:

https://vadimkurkin.com/blog/biblioteka-psikhologii/vospriyatie-emotsiy-v-raznykh-kulturakh/

Сайт:

https://yandex.ru/search/?text=%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%8D%D1%82%D0%BE&lr=11008&clid=2242348

Сайт:

https://studfile.net/preview/6440348/

Сайт:

https://qvilon.ru/psihologiya/neverbalnoe-proyavlenie-emotsij.html

Сайт:

https://qvilon.ru/knigi/neverbalnoe-obshhenie.html