Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество требует от личности искусного владения навыками взаимодействия для достижения успеха. Продуктивность деятельности во многом зависит от умения человека благополучно устанавливать большое количество нужных и важных контактов. Невербальная коммуникация занимает особое место в процессе взаимодействия двух и нескольких людей. Благодаря этой стороне общения можно понять о партнере многое – его намерения, планы, скрытые желания.

Невербальная коммуникация общения вобрала в себя все основы невербальной передачи информации. Тональность голоса, его тембр, диапазон, темп, интонации, а также мимика жесты, поза партнера – все это представляет эту сторону взаимодействия. У человека имеется набор способов, с помощью которых происходит влияние на подсознание собеседника, чтобы он принял нужную сторону в переговорах. При этом, главное, что все это происходит не явно.

Актуальность нашей работы заключается в том, что понимание невербальных проявлений позволяет лучше понимать поведение других партнеров по общению, поэтому систематизировав множество научных позиций и мнений по проблеме исследования, можно рассчитывать на благополучное решение задач коммуникации без каких-либо скрытых мотивов.

Исследование невербальной стороны эмоциональных состояний человека в различных ситуациях, знакомство с новыми подходами в данной области стало возможным благодаря работам зарубежных исследователей А.Пиза, В.К. Вилюнаса, К.Э Изард, а также отечественных психологов И.Н. Горелова, М.А. Повалевой, В.А. Лабунской и других. Однако, несмотря на обилие материала, не упрощает работу исследователя по изучению материала, а наоборот, усложняет ее.

Основная цель нашей работы – рассмотреть особенности невербальных проявлений эмоциональных состояний человека в разного рода ситуациях и обстоятельствах.

Для того, чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические источники по проблеме исследования;
  2. Раскрыть понятие и характеристики эмоций и эмоциональных состояний человека,
  3. Охарактеризовать особенности невербальной стороны коммуникации;
  4. Выделить отличительные черты невербальных проявлений эмоционального состояния человека;
  5. Определить характерные особенности изучения невербальных проявлений эмоциональных состояний в психологии
  6. Сделать выводы по результатам проведенного теоретического исследования.

Объект исследования в нашей работе – это эмоциональная сфера личности, предмет – невербальные проявления эмоциональных состояний в различных ситуациях.

Основным методом, использованным нами в работе, является анализ теоретических источников по проблеме исследования, включающий проработку письменных материалов, изучение графических изображений, сравнение различных позиций ученых по заявленной теме.

Структура работы включает введение, 2 главы, заключение, список литературных источников.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Основные характеристики эмоций и эмоциональных состояний человека

Термин «эмоции» чаще всего применяется для обозначения таких психических процессов переживания человеком имеющегося отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности [12].

Вплоть до двадцатого века не было единой точки зрения на природу и структуру проявления эмоций. Одной из первых концепций эмоций является трехкомпонентная теория эмоций В. Вундта, подразумевающая, что эмоции выражают либо удовольствие — неудовольствие, от приятного и неприятного; напряжение — расслабление, которое наступает после освобождения от напряжения, возбуждение — успокоение [10]. Другими словами, эмоции представляют собой некоторые внутренние изменения, которые характеризуются непосредственным влиянием испытываемых чувств на течение представлений, а также в некоторой степени влиянием последних на существующие чувства, при этом телесные реакции представляют из себя лишь следствие эмоций, но вместе с тем эти телесные следствия эмоций оказывают сильное влияние на духовную жизнь.

Эмоции и чувства человека являются обусловленными некоторыми социальными условиями существования, и обладают личностным характером. Эмоциональные явления представляют из себя субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям и окружающим людям. Необходимо помнить, что чувства же имеют не только субъективное, но и объективное предметное содержание. Это происходит в результате того, что они вызываются объектами, которые имеют ценностное личностное значение для человека, и направлены на них.

Качество переживаний, которые заключены в чувствах, зависит от заключенного личностного смысла и значения, имеющегося для человека в конкретном предмете. Именно поэтому чувства взаимосвязаны не только с внешними непосредственными свойствами объекта, но также и с имеющимися у него знаниями и понятиями о нем. Чувства обладают действенным характером - они могут побуждать или угнетать человеческую активность. Чувства, которые побуждают активность, носят название стенических, а чувства, угнетающие эту активность - астенических [18].

Эмоции и чувства представляют из себя своеобразные состояния психики, которые накладывают отпечаток на жизнь человека, его деятельность, поступки и поведение.  При этом, эмоциональные состояния определяют в большом случае внешнюю сторону поведения личности и ее психической деятельности, то в этом случае чувства оказывают влияние на содержание и внутреннюю сущность своих переживаний, которые обусловлены личностными духовными потребностями.

К эмоциональным состояниям принято относить настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти. Рассмотрим подробнее каждый из этих эмоциональных проявлений [9].

Настроение – это самое общее эмоциональное состояние, которое охватывает человека на протяжении определенного временного периода и оказывает значительное влияние на его психику, поведение и деятельность [10]. Настроение способно появляться и развиваться медленно, постепенно, и в тоже время, может охватить человека в короткие сроки, мгновенно. Настроение чаще всего захватывает и все другие эмоциональные человеческие переживания. Оно может быть положительным или отрицательным, устойчивым или временным.

Положительное настроение наполняет человека энергией, бодростью и активностью. При этом состоянии любое дело как говориться ладится и все получается, на этом фоне продукты его деятельности характеризуются высоким качеством. При плохом же настроении наблюдается обратный эффект - все валится из рук, а работа при этом идет вяло, человек допускает ошибки, а продукты при этом получаются низкого качества.

Настроение обладает личностным характером. У каких-то субъектов настроение чаще всего бывает хорошим, а у иных преимущественно плохим. На настроение большое влияние оказывает темперамент личности. Так, если учитывать классификацию людей по темпераментам, то необходимо отметить, что для сангвиников характерно бодрое мажорное настроение. у холериков настроение достаточно часто меняется, а хорошее расположение духа может внезапно и молниеностно измениться на негативное. У флегматиков напротив настроение обычно ровное, они характеризуются хладнокровностью, уверенностью в себе и спокойствием. И наконец, меланхоликам достаточно часто свойственно отрицательное настроение, они чаще всего много боятся и опасаются. Кроме того, любое изменение, происходящее в жизни может выбить их из привычной колеи и способствует возникновению депрессивных переживаний.

Любое настроение обязательно обладает своей причиной, хотя, порой, кажется, что оно появляется само по себе. Причиной настроения становится положение личности в обществе, результаты осуществляемой ее деятельности, события в личной жизни, а также состояние здоровья и прочие факторы. При этом, настроение, которое переживается одним человеком может передаться окружающим людям.

Аффект  представляет из себя быстро возникающее и бурно происходящее кратковременное эмоциональное состояние, которое отрицательно влияет на человеческую психику и ее поведение [11]. При этом, если настроение представляет из себя сравнительно спокойное эмоциональное состояние, то аффект - эмоциональный шквал, который налетает внезапно и разрушает нормальное душевное состояние личности.

Аффект возникает внезапно, при этом может подготавливаться постепенно в результате аккумуляции переживаний, которые уже накопились, тогда, когда они переполняют человеческую душу.

Переживая состояние аффекта, человек не способен грамотно управлять собственным поведением. Полностью захваченный аффектом личность может совершать такие действия, которые потом заставляют ее сожалеть о сделанном. При этом, устранить или притормозить аффект не предоставляется возможности. Необходимо учитывать, что состояние аффекта не может освободить человека от ответственности за собственные поступки, по той причине, что каждый должен уметь управлять своим поведением в конкретных обстоятельствах. Для этой цели нужно, чтобы на начальной стадии возникновения аффекта имелась возможность переключить внимание с объекта, который вызывает это состояние, на что-то другое, более нейтральное. Поскольку в большом количестве случаев аффект можно определить по речевым реакциям, которые направлены на его источник, то необходимо взамен внешних речевых действий осуществить внутренние, к примеру, посчитать медленно от 1 до 20. По той причине, что проявление аффекта кратковременно, то к концу данного действия его интенсивность становится меньше, и человек станет более спокойным.

Аффект чаще всего проявляется у холериков, а также и у людей невоспитанных, истеричных, которые не умеют управлять собственными чувствами и поступками [14].

Стресс представляет из себя такое эмоциональное состояние, которое внезапно возникает у человека при влиянии возникшей экстремальной ситуации, которая связана с некоторой опасностью для его жизни или той деятельностью, которая требует сильного напряжения [11]. Стресс, точно также как и аффект, является сильным и кратковременным эмоциональным переживанием. По этой причине некоторые психологи относят стресс к одному из видов аффектов. При этом он имеет свои собственные отличительные особенности. Стресс возникает в том случае, если существует экстремальная ситуация, одновременно с этим аффект возникает по любому поводу. Второе главное отличие заключается в том, что аффект способствует дезорганизации психики и поведения, одновременно с этим стресс не только дезорганизует человека, но и мобилизует его защитные силы для выхода из сложившейся экстремальной ситуации.

Необходимо отметить, что стресс может влиять на человека как положительно, так и отрицательно. Положительную роль стресс оказывает, выполняя некоторую мобилизационную функцию, отрицательная роль проявляется через вредное действие на нервную систему человеку, стимулируя психические расстройства и различного рода заболевания.

Стрессовые состояния оказывают влияние на поведение людей по-разному. Одни по причине влияния на них стресса демонстрируют в своих действиях абсолютную беспомощность и свою несостоятельность противостоять возникающим стрессовым воздействиям, иные же личности, наоборот, проявляют стрессоустойчивость и проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил, наиболее эффективно и с лучшей своей стороны.

Фрустрация представляет из себя глубоко переживаемое эмоциональное состояние, которое возникает по причине появления неудач, которые имеют место при завышенном уровне притязаний личности [10]. Она проявляется в виде отрицательных переживаний - озлобленности, досады, апатии и других проявлений.

Выход из фрустрации может произойти двумя способами. В первом случае личность совершенствует собственную активную деятельность и добивается успеха, во втором - понижает уровень собственных притязаний и рассматривает те результаты, которые она способна максимально достигнуть.

Страсть представляет из себя глубокое, интенсивное и сильно устойчивое эмоциональное состояние, которое захватывает личность целиком и определяет все ее помыслы, действия и поступки [11]. Страсть чаще всего связывается с удовлетворением определенных материальных и духовных потребностей личности. Объектом страсти могут выступать различные вещи, предметы, явления, а также люди, которыми человек стремится обладать, не смотря ни на какие препятствия.

В зависимости от той потребности, которая вызывает страсть, и от объекта, в результате которого она удовлетворяется, она может стать как положительной, так и отрицательной. Положительная страсть должна быть взаимосвязана с высоконравственными мотивами и имеет при этом не только личный, но и общественный характер. Это может быть страстное увлечение наукой, искусством или общественной деятельностью, которое делает жизнь личности содержательной и интересной. Необходимо помнить, что все великие дела совершались человеком как раз под влиянием сильной страсти.

Отрицательная или низменная страсть имеет эгоистическую направленность и при ее удовлетворении человек ни с чем не считается и часто совершает антиобщественные аморальные поступки.

Таким образом, эмоциональные состояния - это субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям и окружающим людям. Они являются неотъемлемой частью жизни личности и неотделимы от нее, определяя ее качество и вектор развития. Человек живет эмоциями, а в некоторых случаях даже направляется ими в результате чего, особенно важным становится изучать связь эмоциональной сферы человека и ее характеристик деятельности.

1.2. Невербальная сторона коммуникации человека

Невербальное общение – это неречевая форма общения, которая включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание личности [7].

Язык невербальных компонентов общения включает первичные языки невербальной системы, то есть систему жестов, отличающейся от языка глухонемых, пантомима, мимика и прочего; а также вторичные языки невербальной системы, включающие азбуку Морзе, музыку, языки программирования и прочее.

Невербальный язык – это такой вид общения, который не подразумевает использование слова, это мимика, жесты, интонации, представляющие из себя важнейшую часть общения. А. Пиз отмечает, что с помощью слов можно получить только 7% информации, с помощью звуковых средств, включающих тон голоса, интонацию и другие характеристики – 38%, а с помощью мимики, жестов и позы, то есть невербального общения аж 55% информации [18]. Другими словами, важно не то, что говориться, а как это делается.

Оно играет большую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и его дрессированными питомцами. Наблюдения показывают, что в процессах общения 60 % – 95 % информации передается именно с помощью системы невербалики4.

Её составляют: тон голоса, тембр, высота, скорость, интонация и другие различные характеристики невербалики, песня, ваш внешний вид, ваша одежда, ваша поза, выражение вашего лица, ваша улыбка или ее отсутствие, ваш взгляд, ваши движения, танцы, ваша походка, глубина и скорость вашего дыхания, ваши жесты во время беседы, кивки и мотания головой, направление рук и ног, аплодисменты, прикосновения во время беседы, рукопожатия и объятия, поведение. А так же действия: уверенность во время беседы, отсутствие агрессивности или ее присутствие. Мимика – подражание поведению вашего собеседника. Сохранение личного пространства собеседника.

С одной стороны, во время общения, бесед, переговоров необходимо уметь контролировать собственные движения, собственное поведение и мимику, с другой стороны –  уметь считывать информацию невербальных средств общения ваших партнеров по беседе, поэтому язык невербального общения необходимо изучать всем, кто заинтересован в позитивном и результативном проведении переговоров, бесед. Однако «считывание информации» жестов, поз и других средств невербального общения не всегда бывает однозначной, в каждой конкретной ситуации требуется конкретный подход к этому процессу.

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для “обсуждения” межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; т.е., отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения. В процессе общения необходимо учитывать общую атмосферу беседы, ее содержание, общий настрой и атмосферу.  Компоненты невербального общения также очень значимы в самые первые секунды знакомства.  В момент знакомства не было еще произнесено ни одного слова, а первая оценка собеседника уже получена при помощи «считывания информации» компонентов невербального общения, таких как, ваша походка, ваш общий вид, мимика лица, и в последствии эту оценку невербального общения изменить будет весьма проблематично.

Исследователи считают, что важны первые четыре минуты встречи, во время которых складывается общий портрет собеседника, и именно в этот короткий промежуток времени вы должны произвести на своего собеседника положительное впечатление, и основой в этом будет как раз невербалика6.

Первое – это необходимо показывать заинтересованность в предстоящей вам беседе, вашу готовность к сотрудничеству, вашу открытость новым идеям и предложениям. При общении следует обращать внимание на позу, взгляд, жесты – так как это есть самые явные приемы невербального общения. Ваше поведение должно быть естественным, не напряженным, не должно заставлять вашего собеседника напрягаться и ждать подвоха.

При общении с собеседником не следует принимать позу, показывающую вашу закрытость к общению и агрессивность: это насупленные брови, широко расставленные на столе локти, сжатые в кулаки или сцепленные вместе пальцы, перекрещенные ноги и руки. Не надевайте очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве, если в этом нет острой необходимости – яркое солнце, сильный ветер, так как, не видя глаз партнера по общению, ваш собеседник может чувствовать себя неловко, так как значительная доля информации оказывается для него закрытой, и человек начинает непроизвольно напрягаться. В результате всего этого может быть нарушена атмосфера прямого общения. 

Жесты, позы, мимика, интонация – невербальные компоненты общения, они значат порой гораздо больше, чем сказанное речью (т. е. вербально). Человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации7.

В психологии и педагогике выделяют обычно, во-первых, коммуникативные средства невербального общения, то есть такие, которые воспринимаются и понимаются одним из партнеров в соответствии с замыслом другого, и, во-вторых, информативные средства невербального общения, понимая под ними такие, которые «читаются» вторым партнером помимо желания первого. Внимательно наблюдая за поведением человека, вы можете многое узнать о его истинных намерениях. Психологи установили, что в процессе межличностного общения от 60 до 80% информации о собеседнике мы черпаем за счет так называемых невербальных средств общения – жестов, мимики, взглядов, жестикуляции, телодвижений, интонации, выбора определенной дистанции между партнерами. Человек контролирует свои жесты и позы значительно меньше, чем свои слова; именно поэтому они могут рассказать о нем больше, чем прямые высказывания.

Невербальное общение представляет из себя общение посредством неречевых знаковых систем. Невербальная коммуникация чаще всего представляется такими системами: визуальная, акустическая, тактильная, ольфакторная [16].

Визуальная система общения содержит в себе следующие компоненты: 

  • жесты, жестикуляцию; 
  • мимику, позы; 
  • кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение); 
  • пространственно-временную организацию общения; 
  • контакт глазами (визуальный контакт); 
  • вспомогательные средства общения, в т. ч.: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы), использование средств преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, борода, мелкие предметы в руках) и другое [17]. 

Общая моторика различных частей тела отражает эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает нюансы.

Акустическая система подразделяется на следующие аспекты:

  • паралингвистическая система (система вокализации, т. е. темп голоса, его диапазон, тональность); 
  • экстралингвистическая система (включение в речь пауз, а также других средств, как-то: покашливание, смех, плач, темп речи). 

Тактильная система – прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи.

Ольфакторная система – приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи человека.

Выделяют такие важные функции невербального общения: 

  • выражение межличностных отношений; 
  • выражение чувств и эмоций; 
  • управление процессами вербального общения (разговором); 
  • обмен ритуалами; 
  • регуляция самопредъявлений [9]. 

Особенностью невербального общения является то, что его появление обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Считается, что подделывать или копировать жесты и другие невербальные знаки практически невозможно, поскольку в течение длительного времени нельзя контролировать всю их совокупность и одновременно еще и произносимые слова. Знание невербального языка позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какую реакцию вызвало услышанное еще до того, как собеседник выскажется, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата. Невербальное общение позволяет показать, что вы понимаете посылаемые другими сигналы и ответы на них; проверять собственные предположения о сигналах, подавляемых другими; подавать сигналы обратной связи. Можно выделить ряд факторов, которые влияют на невербальный язык и отдельные его элементы: 

  • национальная принадлежность человека; 
  • состояние здоровья личности; 
  • профессия человека; 
  • уровень культуры человека, влияющий на состав его жестов, его преставления об этикете, правильном воспитании; 
  • статус человека; 
  • принадлежность к определенной группе; 
  • актерские способности личности; 
  • возраст человека; 
  • сочетание невербальных знаков; 
  • возможность проявить и воспринять невербальные средства общения.

Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на то, что вербальные символы, то есть слова, – это основное средство личности для кодирования идей, которые необходимо передать другим, человеком также активно используются невербальные символы, сопровождающие трансляцию этих сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача проис­ходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выраже­нием одобрения или неодобрения – все это примеры невербальной коммуникации. 

1.3. Невербальные проявления эмоционального состояния человека

В результате анализа и сравнения различных подходов к проблеме кодирования коммуникативных интенций напрашивается вывод о том, что элементы невербального поведения, экспрессии могут сознательно выбираться с целью кодирования и последующей передачи состояний, отношений, но в структуре кода также будут находиться элементы, степень осознания которых будет заметно различаться.

Одним из решений проблемы определения индикативных возможностей невербального поведения является разработка классификаций, учитывающих природу, источники формирования, тип кода, условия общения, связь невербального поведения и речи. Такую методику предложили исследователи П. Экман и У. Фризен [15]. На основе этих параметров выделяется пять типов невербального поведения личности:

1) «эмблемы», представляющие из себя устойчивые коды, имеющие вербальный эквивалент, культурно-специфичны, употребляются осознанно;

2) «иллюстраторы», которые связаны с речью, при этом кодом в прямом смысле слова не являются, они употребляются как осознанно, так и неосознанно;

3) «регуляторы», то есть невербальные коды, которые поддерживают общение;

4) «экспрессивные» лицевые знаки;

5) «адапторы», представляющие из себя остаточные формы когда-то целесообразных действий, которые сопровождают потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя. Употребляются «адапторы» тогда, когда человек находится в состоянии дискомфорта, значение их, как и «иллюстраторов», неустойчиво (потер нос, схватился за мочку уха), появляется в соответствии с контекстом общения.

Противоречия в оценке кодирующей функции невербального поведения возникают тогда, когда рассматриваются естественные, произвольные, неосознаваемые комплексы невербальных движений. Знаковая функция символических, аситуативных, осознаваемых элементов невербального поведения фактически не вызывает сомнения. К ним относятся конвенциональные мины, жесты, позы, ритуалы приветствия и прощания, фиксированное культурой пространство общения [14].

Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Каждое выражение лица — это сокращения многих лицевых мышц. Таким образом, эмоциональные проявления чело- века складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций. Мимику можно анализировать не только по ее произвольным и непроизвольным компонентам, но и по физиологическим параметрам (силе, тонусу, динамике, симметрии-асимметрии), фрагментарно, т.е. по отдельным зонам — лоб, рот, глаза — и в целом. Мимическая характеристика личности может складываться из таких параметров как сильная — слабая мимика, неопределенная — красноречивая мимика, беспорядочная — гармоничная мимика, стереотипная — индивидуальная мимика, а также с учетом разнообразия мимических выражений, быстроты их смены, способности передавать нюансы.

Перечислим типичные выражения лица при наиболее часто испытываемых эмоциях, которые являются сходными у представителей всех народов и культур [12].

1. Гнев, который характеризуется тем, что мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, придавая глазам угрожающее или нахмуренное выражение; глаза блестят, раскрыты или прищурены; ноздри расширены, крылья носа приподняты; губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы; лицо часто краснеет. Ярость есть высшая, животная форма гнева, а негодование есть наиболее смягченное и очеловеченное проявление этого чувства.

2. Презрение, проявляющееся в том, что бровь человека приподнята; лицо вытянуто; голова приподнята, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; рот закрыт, уголки губ опущены; глаза тусклые и сужены.

3. Страдание, при котором брови человека сведены; глаза тусклы; а внешние углы губ несколько опущены; лицо застывшее.

4. Страх, проявляется в том, что брови человека подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, и через лоб проходят горизонтальные морщи- ны; глаза без блеска и расширены, причем нижнее веко напряжено, а верх- нее слегка приподнято; рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами.

5. Удивление, которое проявляется в поднятых бровях, образующих горизонтальные морщины на лбу; глаза широко открыты; приоткрытый рот имеет округленную форму.

6. Радость, выраженная в том, что губы искривлены, их уголки оттянуты назад, рот за- крыт; вокруг глаз мелкие морщинки; сами глаза блестят, прищурены или раскрыты; на лбу горизонтальные складки.

7. Стыд, который проявляется в желании человека спрятать лицо, закрыв его руками или обратив его книзу или в сторону, глаза у стыдливого человека устремляются в сторону или подвергаются беспокойному движению, чтобы избегнуть людского взгляда. Весьма выразительны в мимической палитре губы и брови [16].

Только они могут подтвердить или опровергнуть то или иное впечатление от собеседника. О защите в форме гнева или злобной ярости говорят "щелеобразно" в обе стороны растянутые губы, сжатые и обнаженные зубы, одновременно с этим шипящее дыхание. При сильном удивлении рот открывается максимально. Часто сопровождается выпученными глаза- ми, которые, не понимая, смотрят на причину удивления. Если уголки рта оттянуты вниз с напряжением, то это активная поза отвращения, издевки, зависти, недоброжелательности. Если поджатые губы напряжены, сжаты, то так выражается бессильный гнев. Фиксировано скривленный в одну сторону рот говорит о склонности данного человека к издевательскому и презрительному отношению. Наморщивание носа усиливает выражение отвращения, недовольства, неприятного ощущения, противоречивости. По- разному можно интерпретировать смех человека. В смехе может выявиться глупость, пошлость, презрение, ненависть, насмешка, злорадство, смущение, фальшь и прочее. Чем свободнее и непринужденнее кажется улыбка, тем в большей степени она является выражением наивной, чистой радости.

Для выражения различных чувств человек активно использует брови. Наморщенные брови обычно выражают гнев, напряжение, критику, неудовольствие, бешенство и потрясение. Брови в виде выпуклого полумесяца выражают в определенных ситуациях удивление, недоумение, а в других, в сочетании с улыбкой — радость, удовольствие. Язык жестов также богат на способы выражения человеком самых разнообразных эмоций и значений, например, оскорбления, враждебности, дружелюбия или одобрения по отношению к другим. Большинство людей используют в процессе общения жесты и язык тела в дополнение к словам.

Многие жесты используются людьми подсознательно. По физической при- роде жесты делятся на головные и мануальные (ручные). Мануальные жесты подразделяются на жесты, которые выполняются одной рукой или двумя руками, и жесты, различающиеся по активно используемой части руки (кистевые, локтевые, пальцевые, плечевые, смешанные). По характеру воздействия на адресата жесты делятся на визуальные, визуально-акустические, визуально-тактильные и визуально-акустически- тактильные жесты. Основными являются визуальные жесты, поскольку ре- акция по визуальному каналу часто опережает вербальную. Например, кивок головой в знак согласия значительно опережает словесный утверди- тельный ответ [20].

В языке жестов, употребляемом в повседневном общении, выделяются два типа жестовых семиотических систем — жесты- знаки и жесты-сигналы. Жесты-знаки — это преднамеренно воспроизводимые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чье-либо восприятие и предназначенные для передачи информации. Жесты-сигналы непроизвольны, неосознанны и не рассчитаны на чье-либо восприятие (хотя и имеют значение для опытного наблюдателя) [16]. Например, в зависимости от положения рук изменяется значение жестов. Если кисть руки разжимается в бурном порыве и в окончательном положении пальцы растопырены, это выражает жесткое и презрительное отношение к адресату. Из-за чувства страха угрозы или беспомощности хочется за что-то ухватиться, следовательно, рука что-то берет или делает движение в этом направлении.

Сильный удар ладонями или костяшками пальцев по столу бывает при удивлении, нежелании, гневе. Лицо закрывают ладонями при чувстве смущения, либо стыда. Касание носа происходит преимуществен- но в стрессовых ситуациях, то есть когда мысли не соответствуют внешне сохраняемому спокойствию. Если взрослый человек кладет палец в рот или прикладывает его к уголку рта и если наблюдаются дополнительные симптомы концентрации внимания, то тем самым выражаются удивление, неожиданность, замешательство, растерянность.

У радостного человека на лице улыбка, зрачки при этом расширены, он искренен и открыт, его руки раскрыты ладонями вверх. Как говорится «закипающий» от гнева человек сжимает кулаки или пощипывает ладони. На лице выступают испарина, пот, иногда пятнами краснеет лицо. Все жестовые средства общения делятся на натуральные, дактилологические и конвенционные. Натуральные жесты (естественные и потенциально естественные) употребляются в обыденном общении совместно с речью, усваиваются в контексте повседневного общения без специального обучения. Конвенционные жесты (условные, символические) относительно независимы от языка, они повторяют структуру языка и требуют специального обучения. К таким жестам относятся, например, тайный язык жестов кочевых народов, язык жестов американских индейцев, системы жестов глухонемых, ритуальные жесты монахов, системы профессиональных жестов. Дактилологические жесты — своеобразная форма речевого общения, воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, поскольку использует дактильную азбуку. Тем самым дактилология сочетает в себе признаки как устной речи, поскольку используется для оперативно- го общения, так и письменной, поскольку имеет форму последовательности знаков в соответствии с нормами орфографии [16].

При неформальном общении в большей степени проявляется индивидуальность жестового языка, при официальном — жестовый язык приближается к национально- культурному нормативу. В каждой психологически конкретной ситуации общения отдельные невербальные компоненты могут нести свою смысловую нагрузку. Напри- мер, жест может быть основным, дополнительным или просто малозначительным нюансом коммуникации. Выбор основного коммуникативного компонента обусловливается задачей общения. Если нужно установить дружеский контакт, человек выбирает одни жесты, если отчитать кого- то — другие. В одном случае важна мимика, в другом — жест. Например, чтобы выразить недовольство, надувают губы, чтобы утешить в горе — обнимают за плечи. Зарубежные исследователи выделяют девять способов соотношения невербального поведения и речи [20].

Жесты могут выполнять следующие функции:

1) выражать то же, что и собственно сама речь человека;

2) выражать то, что противоречит самой содержательной части речи;

3) предвосхищать те значения, которые передаются с помощью речи;

4) акцентировать определенную часть речевого сообщения;

5) являются связанными с наиболее глобальными аспектами взаимодействия между людьми, нежели само вербальное высказывание;

6) сохранять контакт между собеседниками и способствовать регуляции потока речи;

7) заполнять или объяснять возникающие периоды молчания, указывая на намерение собеседнику продолжить свою реплику;

8) заменять отдельное слово или фразу определенным жестом;

9) дублировать с опозданием определенное содержание вербального сообщения [20].

Таким образом, при определении эмоционального состояния человека в процессе общения, при его психологическом анализе существенная роль должна отводиться всестороннему исследованию его внешнего облика, выраженного в мимике лица, жестах, телодвижениях и позах.

ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ НЕВЕЛБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В ПСИХОЛОГИИ

2.1. Методологические проблемы исследования невербального общения

Исследователи давно отметили, что понимание целостного экспрессивного поведения заключается в поиске «опорного, систематизирующего признака», поскольку фактически любая часть тела (внешности) так или иначе несет информацию о характере партнеров по общению и потому может попасть в поле внимания наблюдателя. Подавляющее большинство исследований по невербальному общению посвящены лицу человека: традиционно считается, что именно лицо является главной составляющей внешности, а его выражения играют важнейшую роль в общении людей. Но в реальности – и многие специалисты знают это – важную информацию несет все же не только лицо, а и «познотоническая активность». В специфике поз, в динамике их смены отчетливо проявляются психодинамические характеристики и личностные свойства человека. Именно познотонические выражения характера личности служат тем зримым языком, посредством которого происходит невербальный диалог.

Тем не менее, несмотря на важность данного аспекта невербального общения, в настоящее время в этом направлении исследований существует значительный пробел. Это объясняется тем, что в отличие, например, от жестов, мимических движений, физиогномических примет, многие из которых подчас имеют более или менее однозначную трактовку, позы каждого человека сугубо индивидуальны и изучение их сопряжено с определенными трудностями: строение тела, физическая форма и эмоциональное состояние в целом, стиль и мода в одежде и поведении, элементы случайности и неповторимости отдельных поз – вот те дополнительные, плохо поддающиеся контролю переменные, которые всегда следует учитывать при восприятии поз. В результате, исследователи пришли к выводу, что удобнее всего изучать позы посредством рисунков так называемых «палочных фигур».

кроме того, широкое распространение получила классификация «палочных фигур» Сабина и Хардика. В ней авторы связали определенные позы человека с некоторыми качествами его личности и придали 42 «палочным» позам конкретное толкование. Все следующие исследования поз опирались на эту классификацию и мало что могли добавить как к ее исходной интерпретации, так и к изучению этого аспекта невербального общения.

Таким образом, восприятие и понимание человека на основе его экспрессивного поведения, то есть на процессе невербального общения, предполагает наличие у воспринимающего определенных структурированных представлений , то есть категорий, которые позволяют человеку читать знаки и сигналы языка тела. В результате чего, исследователи все чаще прибегают к использованию фотографией, пиктограмм, графических рисунков и предприняли достаточное количество попыток по созданию и формированию различных классификаций и «словарей», которые позволяют производить расшифровку отдельных невербальных коммуникативных личностных кодов [22].

Кроме того, наряду с изучением категориальной организации социального познания все больше внимания теперь уделяется иной форме структурирования знаний – фреймам.

Фрейм - это минимальное описание какого-либо явления или объекта, которое обладает таким свойством, которое заключается в удалении из описания некоторой составляющей, которая приводит к тому, что данный объект перестает правильно опознаваться [19]. При этом определенные фреймы являются врожденными, то есть они естественно и неизбежно возникнут в процессе когнитивного развития человека. Например таким фреймом является знание характерных черт человеческого лица. Другие фреймы усваиваются из опыта или обучения. Фреймы, как правило, активируются определенными стилистическими маркерами – свойствами демонстранта или социальным контекстом, такими, как, например, гнев, любовь, стремление к сотрудничеству или власти, групповая принадлежность и т.п., которые выражаются чаще всего невербально. Это, безусловно, имеет важнейшее значение, поскольку фреймы активизируются, когда интерпретатор, пытаясь выявить смысл фрагмента невербального поведения, оказывается в состоянии приписать ему интерпретацию, поместив содержание фрагмента в модель, которая известна независимо от этого «текста».

Введение и исследование фреймов внесло изменение в научные представления о существующих коммуникативных процессах. В частности это касается исследований, посвященных пониманию связного текста, но, безусловно, фреймовый анализ успешно используется и в исследованиях по невербальному общению. Однако, в том случае, если текст вербального сообщения разворачивается последовательно, то большинство невербальных коммуникаций осуществляются одновременно. Помимо этого, тот или иной активированный фрейм ведет к жестко обусловленной, подчиненной определенному алгоритму интерпретации, что подчас и проявляется в ошибках и ограниченности подобной интерпретации в целом. Люди, которые являются искушенными в языке тела, характеризуются высокой степенью пластичности во взаимодействии с другими. Воспринимая невербальное «послание», особенно если ситуация неоднозначна, они пытаются избегать двусмысленности и достигать определенности в его интерпретации и понимании партнера. При этом они формируют собственные предварительные интерпретационные гипотезы, то есть стратегии, способные изменяться на основе дополнительной информации и плавно переходить друг в друга. На успешность в невербальном общении влияют также и такие факторы, как личностная и социальная идентичность коммуницирующих, их психологические особенности, к которым относятся установки, воображение, наблюдательность, опытность, то есть все то, что можно назвать таким термином как паралингвистический дискурс [19].

Именно такой подход к исследованию языка тела соответствует духу современных научных представлений о процессе вербального общения. Термин «дискурс» рассматривается в рамках науки лингвистики. Терминологическое значение ему первыми придали Э. Бенвенист и З. Харрис, привлекавшие к описанию и пониманию текста социокультурную ситуацию [5]. Дискурсивный анализ получил свое развитие благодаря ученому Т. Ван Дейку, предложившему стратегическую модель обработки связного текста; при этом автор отмечает, что стратегические процессы во многом являются противоположными процессам алгоритмическим. Подобный стратегический анализ паралингвистического дискурса видится перспективным в качестве основы для исследования процесса невербального общения. Именно в русле такого методологического приема было проведено исследование восприятия человека по фотографии и оценки его характера – процесса невербального общения с опорой на экспрессию лица. Анализ проявлений позно-тонической активности осуществлен с той же стороны.

Главной целью организованного автором исследования было проверить предположение о том, что процесс невербального общения протекает в соответствии с моделью стратегической обработки паралингвистического дискурса.

В каждой психологически конкретной ситуации общения отдельные невербальные компоненты могут нести свою смысловую нагрузку. Напри- мер, жест может быть основным, дополнительным или просто малозначи- тельным нюансом коммуникации. Выбор основного коммуникативного компонента обусловливается задачей общения. Если нужно установить дружеский контакт, человек выбирает одни жесты, если отчитать кого- то — другие. В одном случае важна мимика, в другом — жест. Например, чтобы выразить недовольство, надувают губы, чтобы утешить в горе — обнимают за плечи. Зарубежные исследователи выделяют девять способов соотношения невербального поведения и речи [16].

Жесты могут выполнять следующие функции:

- выражать то же, что и речь;

- выражать нечто, что противоречит содержанию речи;

- предвосхищать значения, переданные речью;

- акцентировать ту или иную часть речевого сообщения;

- быть связанными с более глобальными аспектами взаимодействия, чем данное вербальное высказывание;

- сохранять контакт между собеседниками и регулировать поток речи;

- заполнять или объяснять периоды молчания, указывая на намерение адресанта продолжить свою реплику (например, поиск подходящего слова);

- заменять отдельное слово или фразу;

- с опозданием дублировать содержание вербального сообщения.

Таким образом, при определении эмоционального состояния человека в процессе общения, при его психологическом анализе существенная роль должна отводиться все- стороннему исследованию его внешнего облика, выраженного в мимике лица, жестах, телодвижениях и позах.

Традиционно выделяется три компонента эмоционального реагирования: импрессивный; физиологический; экспрессивный внутреннего переживания [13].

Роль эмоционального реагирования в процессе общения многообразна. Она включает в себя создание первого впечатления о человеке, оказание определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоций, таким образом, выделяется связь с сигнальной функцией эмоций. Эмоции в процессе общения выполняют также регулирующую функцию, которая состоит, например, в координации очередности озвучивания тех или иных экспрессивных высказываний.

Для изучения эмоциональной составляющей невербальной коммуникации у детей подросткового возраста достаточно часто применяется методика В.А. Лабунской "Экспериментальная оценка невербального поведения личности" [18].

Под импрессивным компонентом эмоционального реагирования понимается в этом случае только лишь внутреннее переживание, без его внешне наблюдаемого и регистрируемого проявления.

Таким образом,

2.2. Некоторые особенности диагностики эмоциональных состояний человека

В повседневной жизни мы замечаем, что на одни и те же события люди реагируют по-разному. Так при удивлении одни замирают на месте, а другие наоборот начинают активно действовать.

Эмоции не побуждают человека вести себя каким-то определенным образом, хотя эмоциональные состояния связаны с экспрессивными и мотивационными тенденциями. Люди способны подавлять поведенческие реакции, обычно сопровождающие какое-либо эмоциональное состояние. Таким образом можно заключить , что даем ли мы волю своим эмоциональным импульсам, частично зависит от социальных условий и целей. Однако тенденции выражать, подавлять или изменять эмоции могут быть и устойчивыми личностными характеристиками, а также зависит от ряда факторов в том числе и от национального.

О кросс-культурном различии в невербальном выражении эмоций писал А.И. Приходько [18]. Он писал, что усвоение социального опыта, который связан с выражением эмоций, начинается с опознавания и впоследствии воспроизведения лицевой экспрессии. Приходько указывает на наличие кросс-культурных различий эмоциональной экспрессии и ссылается на исследования П. Экмана. Автор отмечает, что на наличие правил выражения. Он считал что эти правила предписывают, какое именно выражение лица должно присутствовать в разные моменты общения. Эти правила являются культурно обусловленными и усваиваются в процессе социализации. Иллюстрацией данных правил служат результаты эксперимента проведенного в 1973 году Экманом и Фризеном. Суть данного эксперимента заключалась в том , что американцам и японцам показывался фильм. Первый раз в изоляции от других, в другой раз нет. Эксперимент показал разнице в мимической экспрессии наций, а также зависимости её от социума.

Кроме того жесты формируются в ходе социализации П. Экман отмечает, что воспитание детей накладывает характерный отпечаток на то, какие жесты будут ими использоваться в дальнейшем, а какие будут считаться неприличными.

А. И. Приходько отмечает, что в настоящее время механизмы усвоения и передачи норм выражения эмоций с помощью невербального поведения являются мало известными. Он подразумевает, что данный процесс осуществляется по средствам механизма подражания и идентификации, с последующей интериоризацией нормативных канонов, принятых в данной культуре.

Эмоциональная система, по сравнению с двигательной, труднее поддается контролю со стороны сознания. Эмоциональный контроль успешнее достигается по средствам мимики и двигательного компонента эмоции в сочетании с когнитивными процессами - воображения и фантазии. Память о прошлом эмоциональном опыте накладывает определенное ограничение на эмоциональную свободу личности. Яркие эмоциональные переживания прошлого, представленные в памяти и в мыслях, могут сдерживать или, наоборот, побуждать человека. Еще один фактор, ограничивающий эмоциональное общение, - это сложные взаимоотношения между языком и опциональной системой. Люди, по мнению С. Томкинса, не научены точно демонстрировать собственные эмоциональные переживания в невербальном плане.

Существует также и другой взгляд на данную проблему, согласно которому не каждый человек хочет и может усвоить индивидуальные особенности выражения эмоций. Данное положение можно иллюстрировать рядом причин:

  • чрезмерной сосредоточенностью на собственной личности,
  • неспособностью замечать и правильно оценивать состояние других

людей;

  • невниманием к окружающим, связанным с чувством собственного превосходства;
  • чувством тревоги, которая взаимосвязана с эмоциями других людей с собственными эмоциями, побуждающее конкретного человека избегать всего того, что могло бы вызвать у него эмоции [22].

Также Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина указывают, что восприятие чужой экспрессии зависит от личности самого воспринимающего. Внутренний конфликт в отношении выражения эмоций создает риск психического дистресса [21].

А.В. Дегтярев при описании эмоционального интеллекта указывал, что способность к пониманию эмоций означает, что человек:

  • может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия

эмоционального переживания у себя или у другого человека;

  • может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для нее словесное выражение;
  • понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет.

Так же авторами отмечается, что способность к управлению эмоциями означает, что человек может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции, а также контролировать внешнее выражение эмоций и при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

Таким образом, диагностика эмоциональных состояний через невербальные проявления в поведении личности является достаточно новым научным исследовательским направлением, которое не получило еще достаточной разработанности. Невербальные проявления эмоциональных состояний составляют из себя плодотворную почву научных исследований и современных диагностических технологий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то, что невербальное общение чаще всего остается незамеченным, оно является проявлением истинной сущности человека и является одним из основополагающих способов взаимодействия с собеседником и передачи большого количества информации, но для ее принятия и понимания необходимо ее расшифровывать.

Эмоциональные состояния - это субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям и окружающим людям. Они являются неотъемлемой частью жизни личности и неотделимы от нее, определяя ее качество и вектор развития. Человек живет эмоциями, а в некоторых случаях даже направляется ими в результате чего, особенно важным становится изучать связь эмоциональной сферы человека и ее характеристик деятельности.

При определении эмоционального состояния человека в процессе общения, при его психологическом анализе существенная роль должна отводиться всестороннему исследованию его внешнего облика, выраженного в мимике лица, жестах, телодвижениях и позах.

 Достаточным количеством авторов установлено, что чаще всего реакция на достаточно инстинктивные действия, которые совершаются в повседневной жизни, являются заранее известными, ибо подсознательно все люди поступают почти одинаково во многих ситуациях. Человек не может принимать не свойственные для него позы, заранее не думая над тем как их изменять, при их исполнении или осмыслении происходящих событий.

При этом достаточно малое количество авторов отмечают про возрастные особенности невербальной эмоциональной экспрессии.

При определении эмоционального состояния человека в процессе общения, при его психологическом анализе существенная роль должна отводиться всестороннему исследованию его внешнего облика, выраженного в мимике лица, жестах, телодвижениях и позах

Особенности изучения проявлений невербального поведения становятся особенно важными и значимыми при рассмотрении вопроса диагностики и исследования этого психологического компонента коммуникации. Сложность самого объекта исследования становится причиной возникновения затруднений при организации этого процесса авторами и учеными разных научных областей - психологии, педагогики, лингвистики и других.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аверкина Л.А. Невербальная коммуникация - важный аспект межкультурной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2008. - № 554. - С. 123-133.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология: / Г.М. Андреева. — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.
  3. Барабанщиков, В.А. Восприятие выражений лица / В.А. Барабанщиков.- Москва: Институт психологии РАН, 2009.- 448 с.
  4. Белякова Н.В. Генезис невербальных средств общения // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2009. - № 21. - С. 155-162.
  5. Вилюнас, В.К. Психология эмоций / В.К. Вилюнас. - СПб., 2006. - 496 с.
  6. Геллерштейн, С.Г. Выразительные движения / С.Г. Геллерштейн. - М., 2001. - 645 с.
  7. Горелов, И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Горелов - М.: Наука, 2008. - 302 с.
  8. Горянина, В.А. Психология общения / В.А. Горянина. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
  9. Знак, Е.К. Читать человека — как книгу / Е.К. Знак. - Минск; М., 1995. - 213 с.
  10. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - СПб., 2000. - 464 с.
  11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб., 2001. - 749 с.
  12. Конецкая, В. П.: Социология коммуникации / В.П. Конецкая. – М.: МУБУ, 2012. - 345 с.
  13. Куликов, Л.В. Психология настроения / Л.В. Куликов. СПб: изд-во СПбГУ, 2007. – 442 с.
  14. Лабунская, В.А. Невербальное поведение / В.А. Лабунская. – Ростов-на-Дону, 1986. - 230 с.
  15. Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения / В.А. Лабунская. - М.: Знание, 2009.- 64 с.
  16. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Эмоциональные и познавательные характеристики общения/ под ред. В.А. Лабунской.- Ростов-на-Дону, 1990.
  17. Мельник, А.А. Язык жестов / А.А. Мельник. — М., 2013. - 256 с.
  18. Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р.С. Немов // Психология. Кн. 1. – М.: ВЛАДОС, 2003.– 688 с.
  19. Пиз, А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам) / А. Пиз. - М.:Эксмо, 2007. – 107 с.
  20. Повалева, М.А. Невербальные средства общения / М.А. Повалева. - Ростов н/Д, 2004. - 352 с.
  21. Прихидько, А.И. Эмоциональная социализация: содержание и механизмы/А. И. Приходько // Психологические исследования, 2009, №4. - С 34-41.
  22. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций /Я. Рейковский.- М., 2009. - 321 с.
  23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009. – 713 с.
  24. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг: монография / П.В. Симонов. – М.: Наука. –1981. – 216 с.
  25. Хорст Р. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движения / Р. Хорст. - М.: АО Интерэксперт, 1996. - с. 417.