Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Сущность и проблемы невербального общения)

Содержание:

Введение

Общение играет одну из главных ролей в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественным опытом.

Немаловажную роль и играет невербальное общение. Жесты имеют большое значение. Они дополняют сказанное, а в некоторых случаях придают словам новый смысл.

В современном обществе, как и раньше, невербальное проявления эмоций очень важно. Умение правильно читать невербалику в современном обществе может сделать человека успешным. А в прошлом наверное и спасти человеческую жизнь.

Умение правильного чтения, всегда будет актуальным. Так как люди куда больше показывают свои эмоции через невербальное общение, нежели чем через вербальное. Так же психологи убеждены, что вербальная сторона общения содержит лишь малый процент информации. С помощью слов человек порой прячет истинные смыслы, стремится скрыть внутренние желания. Невербальные проявления же скрыть сложнее и порой даже те кто много лет обучался скрывать их, до конца не могут этого сделать.

Чтение невербалики необходимо во многих аспектах современной жизни: Люди работающие в таможенном контроле, охранники, полицейские и т.д. Могут предотвратить терракты, нападения и предотвратить любые другие агрессивные атаки, что очень актуально в наше время. Так же данная тема актуальна с маркетинге. Даже в путешествиях огромный помощник невербальное общение. Если вы приехали в другую страну и плохо знаете язык, то этот барьер можно пересечь с помощью невербального общения.

Уверенное использование невербальных сигналов в общении поможет стать успешным коммуникатором.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью ( около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

1. Понятие невербального общения

1.1 Что есть невербальное общение

Невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций (В.А. Лабунская, 1999).

Невербалика — дополнительные сигналы коммуникации, которые играют важную роль для понимания сказанного. К невербалике относят мимику, жестикуляцию, особенности интонации и другие знаки, с помощью которых говорящий украшает и наполняет новым смыслами свою речь.

А. А. Леонтьев отмечал, что еще до начала речевого поведения, человек уже интерпретировал личность партнера по его внешним выражениям состояний, проксемике и других «визуальных ключах». То есть, отношения общения партнеров, их психические состояния, социальные роли репрезентируются с помощью кинесической, проксемической структур до речевого взаимодействия и определяют его содержание, форму, темп и т. д. Итак у невербального поведения есть своеобразный приоритет в создании образа партнера, а также всей ситуации общения, но все же это не значит, что вербальное поведение в реальном акте общения играет второстепенную роль (В.А. Лабунская, 1999).

По мнению Е. И. Фейгенберга и А. Г. Асмолова невербальная коммуникация является преимущественно выражением смысловой сферы личности. Она представляет собой непосредственный канал передачи личностных смыслов (цит. по В.А. Лабунская, 1999).

По мнению В.А. Лабунской, невербальная коммуникация включает следующие знаковые системы:

1) Оптико-кинетическая (Мимика, жесты, пантомимика).

В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных.

2) Пара - и экстралингвистическая («добавки» к вербальной коммуникации).

Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

3) Организация пространства и времени коммуникативного процесса (смысловая нагрузка как компонент коммуникативной ситуации),

Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.

4) Визуальный контакт («контакт глаз»).Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия — движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д.

Г.М. Андреева считает, что совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции:

  1. дополнение речи;
  2. замещение речи;
  3. репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу (Г.М. Андреева, 2003).

Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах. Болгары несогласие с собеседником выражают кивком головы, который русский воспринимает как утверждение и согласие, а отрицательное покачивание головой, принятое у русских, болгары могут легко принять за знак согласия.

В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации тоже выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач, как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений. Коммуникативный характер, который приобретает у детей плач, хорошо передает их нередко встречающееся предупреждение «Я не тебе плачу, а маме!»

1.2 Сущность и проблемы невербального общения

В невербальном общении существует две проблемы:

Первая проблема — это языковое и речевое общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях - это вносит некоторое осложнение в понимании этого и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие - «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет;

Вторая проблема, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В.А. Лабунской, «невербальное общение - это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Поэтому понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный - «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово застрянет в горле. А если на лице собеседника еще и презрительная улыбочка, то уже никак не захочешь изливать душу, делиться сокровенным. Другое дело - взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. Ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он не верит вам, считает создавшееся положение безнадежным. И как не стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо. Поэтому надо учиться понимать этот язык.

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психологическими состояниями и служит средством выражения. В процессе общения невербальное поведение человека выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения, индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психологического содержания общения и совместной деятельности.

Люди довольно быстро научаются приспосабливать своё вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.

Невербальное поведение:

а) создаёт образ партнёра по общению;

б) выражает качество и изменение взаимоотношений партнёров по общению, формирует эти отношения;

в) является индикатором актуальных психологических состояний личности;

г) выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

д) поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

е) выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

Успешность любого делового разговора в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что мы говорим, сколько от того, как мы себя держим.

Так, для того, чтобы построить хорошие отношения с собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения. Скованный собеседник редко пользуется доверием. Глаза обладают особым свойством самопрезентации, название которому взгляд. Взгляд может осуществлять сильное психологическое давление.

С проблемой происхождения невербальных способов общения связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор еще нет ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:

  1. биологическая эволюция;
  2. культура.

Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытно-общинного прошлого. Оскаливание зубов сохранилось от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня, в совокупности с дружелюбными жестами, она обозначает удовольствие или доброжелательность.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

  • регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
  • обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
  • выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Невербальное общение - это умение выразить себя вне речи, и получить такую же важную невербальную информацию от других людей, владея языком жестов, мимики и поз, нюансами звучащего голоса, эмоциональным слухом. Эмоции, функции лицевых выражений и мимические жесты непременно присутствуют при невербальном общении. Лицо и мимические жесты: поднимать брови, закрывать глаза, надуть губы, поджать губы, закусить губу, наморщить лоб, нахмуриться, улыбка, поцелуй - не только выражают эмоции, но и выполняют коммуникативные и социальные функции.

Функции невербального общения:

1. Выражение чувств и отношений.

2. Коммуникативная, передача адресату эмоциональной и др. информации, а так же выражение межличностных отношений.

Есть ещё и регулятивная функция в невербальном общении - лицевые реакции на сообщения других людей. В диалоге малейшие изменения лица собеседника бывают чрезвычайно информативными.

60% в общении между людьми составляет невербальная часть, то, что люди передают друг другу телом, через позу, жесты и выражение лица. Еще 30% общения происходит через интонации и звучание голоса. Таким образом, 90% того, что люди выражают друг другу, не связано с речью.

Как правило, невербальное общение происходит мало осознанно и редко преднамеренно, именно поэтому те, кто знает язык невебалики (язык тела), могут по нему много прочитать. Словами люди управляют легче, чем телом, жестом и выражением лица, поэтому невербалика чаще говорит о реальном состоянии человека и его действительном отношении к событию, ситуации или человеку. С другой стороны, если человек овладеет своей невербаликой (а это вполне реально), то он всегда будет выражать именно то, что хочет. По крайней мере, люди такого человека будут гораздо лучше понимать.

Как правило, с помощью невербалики происходят разнообразные манипуляции и манипулятивные игры: они влияют, воздействуют на партнера, но партнер их мало осознает и поэтому подчиняется. Нерасшифрованная невербалика - основа бытовых манипуляций.

2. Эмоциональные состояния человека

2.1 Виды и роль эмоций в жизни человека

Эмоции – «особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности».

То есть, «эмоции - это субъективные психологические состояния, отражающие в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, к процессу и результату его практической деятельности».

К эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это считаются так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Для человека главное значение эмоций заключается в том, что, благодаря эмоциям, мы лучше понимаем окружающих, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как без ощущений. Эмоции, по утверждению Ч. Дарвина, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это - экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов познания.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнаёт о потребности значимости происходящего. «Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отрицают отношения между мотивациями и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки её хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя её».

Благодаря своевременно возникшей эмоции, организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспосабливаться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив ещё его тип, форму, другие частные конкретные параметры.

Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

«Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально ещё не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях».

В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.

Идеи Ч. Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами явились У. Джемс и К. Ланге. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций — любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса–Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем — как их следствие — возникает сама эмоция.

Условно эмоции можно поделить на положительные, нейтральные и отрицательные, попробуем перечислить основные из них.

  1. Положительные эмоции:
  • удовольствие,
  • восторг,
  • радость,
  • уверенность,
  • симпатия,
  • любовь,
  • нежность,
  • блаженство.
  1. Негативные эмоции:
  • злорадство,
  • месть,
  • горе,
  • тревога,
  • тоска,
  • страх,
  • отчаянье,
  • гнев.
  1. Нейтральные эмоции:
  • любопытство,
  • изумление,
  • безразличие.

Суть этого психологического явления прекрасно раскрывает фраза «есть контакт», если бы не существовало эмоций, человек был бы равнодушен ко всему на свете, ничего бы его не интересовало, не волновало - а значит, ничего бы и не происходило!

3. Невербальные сигналы коммуникаций

3. 1 Темпы и виды жестикуляции

Жесты имеют большое значение. Они дополняют сказанное, а в отдельных случаях придают словам новый смысл. Жесты, точно так же, как некоторые слова в языке многозначны. Они могут вывести на чистую воду лжеца и оправдать невиновного. Чтобы понимать смысл жестикуляции, необходимо освоить азбуку жестов и тайные смыслы, которые за ней скрываются.

Для того что бы распознать значение того или иного жеста, необходимо для начала определить, к какой зоне он относится.

Например признаки волнения и желания что-то скрыть — это прикосновения к щеке, поправление волос и чесание носа. Обычно в таком варианте жесты резкие и порывистые.

Сексуальные жесты — женщин может прикасаться к мочке уха, играть с волосами (крутить их) или водить пальцами по губам, обычно такие жесты мягкие, плавные и повторяющиеся.

Однако есть двоякие жесты, например от агрессии до доброжелательности будут жест рук в зоне груди. Агрессия — если руки сжаты в кулак. Неприязнь или отталкивание — это раскрытые ладони на вытянутых руках. Если же ладони выброшены кверху и направлены к собеседнику — это жест доброжелательности или приятные эмоции от общения. Признаком закрытости послужат скрещенные руки на груди. Руки располагающиеся в зоне гениталий говорят о сексуальной привлекательности партнера. У мужчин и женщин они немного разные, например мужчины закладывают большой палец за ремень брюк, а женщины — скрещивают руки в замок внизу живота.

А теперь более подробней разобьем их на детали:

1. Открытые жесты и позы тела

  • Открытость. Руки собеседника повернуты ладонями вверх и широко раскинуты по сторонам. Голова прямая, плечи расправлены. Прямой взгляд. Естественное выражение лица, без скованности и напряжения.
  • Симпатия. В данном случае происходит копирование поведения понравившегося человека. Принимают такие же позы, положения рук и т. д.

2. Закрытые жесты и позы тела

  • Обман. Обычно убирают руки за спину или просто пытаются спрятать руки. Почесывание носа как было сказано ранее. Однако надо учитывать что у этого человека может быть насморк.
  • Оборона. Руки, скрещенные на груди, перекрещенные ноги в положениях стоя и сидя – классический жест закрытости, недоступности.

3. Жесты размышления и оценки.

  • Сосредоточенность. Потирание подбородка или пощипывании переносицы с закрытыми глазами.
  • Критичность. Если человек держит руку у подбородка, с вытягиванием указательного пальца вдоль щеки, а другой рукой поддерживает локоть, его левая бровь опущена – вы поймете, что у него созрела негативная оценка к происходящему.
  • Позитивность. Небольшой наклон головы вперед и легкое касание рукой щеки а также корпус тела наклонен вперед. Перед вами заинтересованный в происходящем, положительно относящийся к информации человек.

4. Жесты сомнения и неуверенности.

  • Недоверие. Рот прикрытый ладонью. Если вы встретите такой жест, то задумайтесь, почему ваш собеседник потерял к вам доверие.
  • Неуверенность. Если человек почесывает или потирает сзади шею или ухо, то это свидетельствует о неуверенности.

5. Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать.

  • Скука. Собеседник потирает рукой свою голову.
  • Неодобрение. Отряхивание одежды, расплавление складок на одежде, скидывание несуществующих ворсинок. Все же, если к рукаву пиджака действительно прилипла ниточка или ворсинка, помялась одежда, то не стоит расценивать это как жест неодобрения.
  • Готовность уйти. Почесывание уха, опускание век, потягивание мочки уха, поворачивание корпуса тела к двери или повернутая нога в эту сторону. Так же сигнал для завершения беседы будет снимание очков.
  • Раздражение. Нероизвольное ослабление галстука или воротника. Или потирание шеи и лишних движениях руками.

6. Жесты доминирования.

  • Превосходство. «Поза директора/босса». Руки за головой, одна нога на другой. Если веки едва прикрыты или уголки глаз чуть прищурены, взгляд направлен вниз – перед вами высокомерие, пренебрежение.
  • Равенство. Характер рукопожатия, в первую очередь раскроет намерения другого человека. Если в момент соединения двух рук одна оказывается выше тыльной стороной, ее владелец демонстрирует свое ведущее положение. Можно проверить, насколько прочно тот отстаивает свой статус лидера простым способом: повернуть свою руку вверх. Если почувствовали сопротивление, значит, вам не удастся убедить его занять равенство между вами.

7. Сексуальные жесты.

  • У мужчин. Как рассказывалось ранее, это запрокидывание большого пальца за ремень.
  • У женщин. Расплавление кофты, обнажение запястия. Раздвинутые ноги в любом положении.

Темпы движений. Всего несколько темпов движения: спокойные, оживленные и быстрые.

Если движения спокойные и они чередуются, то это свидетельствует о том человек в концентрации или о самообладании. В данном случае можно сказать о жесте «большого человека». Демонстративная невозмутимость часто несет на себе отпечаток неискренности, как будто пытаются изобразить личность, превосходящую над другими. К вниманию себе, побуждают спокойные движения. Они уместны в тех случаях, когда хотят быть понятыми и когда хотят вызвать доверие.

При импульсивном, веселом настроении, восхищения, несдержанности и гневе, являются оживленные движения. Тот, кто демонстрирует оживленный язык поз тела, хочет либо увлечь за собой других, либо запугать их.

Быстрые движения бывают, как правило, обусловлены живым темпераментом. Следует различать быстрые внутренние процессы, быструю самовозбудимость, незамедлительную реакцию и степень проявления жизненной силы. Движения могут быть быстрыми даже в тех случаях, когда налицо недостаток жизненной силы. Быстрые движения часто кажутся бесцельными, властными, возбужденными, раздраженными, взволнованными или рассеянными. И они производят соответствующее впечатление – наблюдателя охватывает беспокойство и растерянность.

У каждого есть свой собственный темп, в котором удобно говорить, ходить, думать, существовать.

3.2 Мимика

Что бы понять истинный смысл слов, важно разглядеть эмоции, которые спрятаны на лице говорящего. Обратите внимание на мимику вашего собеседника. Она способна рассказать о его тайных устремлениях.

Мимика менее, чем вербальная сторона коммуникации, сложнее подчиняется желаниям говорящего. Однако мимику тоже можно подделать, как и слова. Ложную мимику не так легко отличить от истинной. Ложные мимические выражения выглядят менее естественными. Они обычно более длительные по времени, чем искренние.

Мимика тесно сопровождена с эмоциональной стороной личности.

Если у вашего собеседника подвижная мимика, то, скорее всего перед вами эмоциональный человек. О неэмоциональности свидетельствует неподвижное лицо и отсутствие ярких мимических выражений. Или же отсутствие ярких мимических вырождений может служить признаком нежелания раскрывать истинные эмоции, попытки сохранить свои переживания в тайне.

Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека).

Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде «он разинул рот и раскрыл глаза», «холодные глаза противоречат смеющемуся рту» и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.

Настоящая мимика всегда естественная и гармоничная. Если на лице дисгармония, то возможно собеседник хочет выдать придуманные эмоции за настоящие. Дисбаланс может выражаться разными способами. Например собеседник постоянно улыбается или же он с регулярной периодичностью раздувает ноздри. Дисбаланс так же может выражаться в асимметричности.

Есть мнение: если вы научитесь контролировать мимику, то ваш собеседник будет получать от вас только однозначные, эффективные сообщения. Однако в реальном общении работа над собственной мимикой, равно как и чтение «с лица» затруднительны.

3.3 Истина во взгляде

Многие опытное коммуникаторы довольно легко определят, лжет им собеседник или говорит правду. И делают они это на основании единственного индикатора — взгляда. Глаза не зря называют зеркалом души. Если вербальную сторону коммуникации, жестикуляцию, мимику человек может с большим или меньшем успехом контролировать, то в глазах всегда отображается истина.

Глаза это «зеркало души», «залог верности», «кратер ненависти», «символ жизненной силы» и «сияющие звезды» они соотносятся с психическими состояниями. Глаза являются очень важным органом. Около 80% чувственных впечатлений человек получает через органы зрения. Важным выразительным органом являются глаза. Обычно мы на уровне инстинкта можем сразу же определяем, какие глаза смотрят на нас: мягкие, нежные, пронизывающие, жесткие, колющие, пустые, невыразительные, стеклянные, тупые, искрящиеся, радостные, пылающие, холодные, отсутствующие или влюбленные. Взгляд может возбуждать, приковывать, восхищать. Взгляд может «выражать больше, чем слова», но может и «убивать». Язык глаз очень важен для самоощущения в процессе общения.

Полностью раскрытые глаза. Полностью раскрытые глаза или «во все глаза» говорят об исключительно открытой натуре с повышенной чувственной восприимчивостью и готовностью к духовному, интеллектуальному восприятию, а также об общем интересе. Полностью раскрытый глаз говорит о следующем:

  • об интеллектуальной продуктивности (глаз «оспринимает» творческие идеи),
  • о представлениях, являющихся результатом воображения, например у мечтательных детей,
  • о невинности (многие мошенники используют до предела раскрытые глаза, чтобы вызвать доверие к себе).

Открытые глаза. Открытые глаза свидетельствуют об оптимистичном восприятии окружающего. Степени раскрытости глаза сами по себе объясняются зрительной функцией глаза. Открытые глаза говорят о состоянии нормального интереса вплоть до оптимистической заинтересованности внешним миром.

Потупленные глаза. Если верхнее веко почти без напряжения прикрыто и закрывает верхнюю часть глаза, то в таком случае говорят о том, что взгляд потуплен. В качестве мимической формы потупленные глаза свидетельствуют о равнодушии, апатии, вялости, эмоциональной ослабленности, отчаянии и надменности. Человек с большим самомнением как бы говорит таким положением век, что для него не представляет никакого интереса смотреть на мир нормально раскрытыми глазами. Именно при данном выражении глаз важно учитывать и прочие сигналы поз. Если одновременно опущены уголки губ, то можно предположить высокомерное или пренебрежительное поведение.

Приоткрытые глаза. Это происходит, когда глазная щель заужена. На шкале выражений это позиция между потупленными и прищуренными глазами.

Как непосредственная реакция прищуренные глаза означают концентрацию умственных процессов, например осмысление какой-либо идеи. При этом, чтобы не отвлекаться, фиксируется та или иная вымышленная точка пространства и за счет этого как бы предваряется критическая обработка самой идеи. Если это выражение глаз сочетается с их поворотом в сторону, то тогда оно выражает состояние нетерпеливого ожидания и лукавства.

Прищуренные глаза. Такое положение глаз выражает подчеркнуто вынужденную меру защиты и вызывается в большинстве случаев воздействием болезненных или обременительных раздражений, например ярким светом, едким дымом или при попадании в глаза инородного тела или вещества (например, мыльной пены). Кроме того, прищуренные глаза служат выражением общего дискомфорта, например физической боли, неприятных мыслей, следствия какого-то неприятного чувства.

Глаза, закрытые без напряжения. Во время сна и/или при желании не воспринимать больше никаких впечатлений глаза закрываются без особого напряжения. Тем самым выражается самоизоляция от внешних впечатлений и уход в себя. Тот, кто закрыл глаза, не хочет, чтобы его беспокоили. Причиной этого могут быть: раздумья и желание получить наслаждение (например, на концерте). Непринужденное закрывание глаз может быть использовано для подачи сигнала. Закрытые глаза выражают, что в дальнейшей ориентации нет необходимости, что все понятно.

Движение веками. Выразительная шкала движений век весьма обширна. Поэтому становится ясно, из-за чего многие сигналы и реакции языка поз связаны именно с глазами. У мужчин имеется в распоряжении более многочисленный набор сигналов, передаваемых с помощью глаз, чем у женщин. Это объясняется тем, что глаза являются ярко выраженным средством привлечения внимания, а роль чего-то активно добивающегося человека больше все же подходит мужчине, чем женщине.

Мигание – это подчеркнуто вынужденная реакция на воспрепятствование, что может быть обусловлено физически каким-либо инородным телом, но также и негативной причастностью к чему-либо, неуверенностью, смущенностью, нечистой совестью и нервозностью, т.е. какими-то психическими процессами.

Взгляд прищуренным (приоткрытым) глазом. Служит для недоверчивого контроля, говорит о навязчивости и выражает, пожалуй, даже садизм и агрессивность. Подоплека его может крыться в тайных негативных намерениях, коварстве или угрозе. Собственный взгляд при этом прямолинейно испытующе, а приоткрытое веко затрудняет партнеру получить желаемую информацию. Прибегая к такому взгляду, хотят выяснить намерения других и в то же время скрыть свои. Такой взгляд производит неприятное, колючее, холодное впечатление.

Прямой взгляд. Он больше всего подходит для установления зрительного контакта с симпатичными вам людьми. В человеческих взаимоотношениях этот взгляд свидетельствует о заинтересованности и уважительном отношении, в особенности если в сторону партнера обращено лицо. В случае взаимного поворота друг к другу лиц взгляды встречаются на приблизительно одинаковой высоте. Это говорит о том, что собеседники общаются как бы на одном уровне, признавая себя равноправными партнерами. Прямой взгляд широко открытых глаз прямо в лицо другого человека свидетельствует о готовности откровенного и прямого общения. Без всяких тайных причин и околичностей такой взгляд сигнализирует о порядочности, уверенности в себе и прямом характере.

Взгляд сверху вниз. Он может быть обусловлен разным ростом собеседников или разницей в занимаемых ими позах. Этот взгляд увеличивает расстояние между партнерами и придает хозяину взгляда чувство превосходства, а тому, на кого смотрят, – чувство неуверенности. Он может возникать из-за высокомерия, гордости, стремления властвовать, заносчивости и презрения.

Взгляд снизу. Может быть обусловлен невысоким ростом, соответствующей позой или опущенной головой. Если такое направление взгляда обусловлено небольшим ростом, то часто за счет принятия соответствующей позы или при помощи других вспомогательных средств предпринимается попытка установления прямого направления взгляда. Если причина в занимаемой позе, то тогда тот, кто чувствует себя слабее, будет стремиться занять такое положение, которое делает возможным прямой взгляд.

Косой взгляд. Может быть направлен как сверху, так и снизу. В первом случае он выражает снисходительность и презрение, во втором говорит об угодничестве. Косой взгляд бросают так, чтобы не попасться при этом. Уклончивый взгляд можно считать своего рода переходным элементом между прямым и косым. Такая уклончивость сигнализирует о бегстве, вытекающим из чувства подчиненности кому-либо. Уклончивый взгляд часто наблюдается в тех случаях, когда не хотят устанавливать зрительный контакт с другим человеком.

Косой взгляд служит также для тайного наблюдения. Прямой взгляд, полный разворот лица, слишком явно демонстрировал бы, чем вызван интерес. При склоненной набок голове ввести в заблуждение гораздо легче. Если вы попадаетесь, то взгляд можно отвести, не меняя положения головы. Подлинный смысл этого взгляда выдают мимика, положение тела, напряжение.

Блуждающий взгляд. Блуждающий взгляд выражает либо интерес ко всему сразу, либо – при отсутствии поиска – его отсутствие. В соответствии с той быстротой, с которой взгляд блуждает, можно судить и о любопытстве, и о конкретном поиске чего-либо, и о повышенной раздражимости, производимой впечатлениями, и об упрощенном переживании или болезненно ускоренной реакции. Если блуждение взгляда происходит вертикально по поверхности лица, когда наблюдается прямолинейное поднимание и опускание головы вверх-вниз, то это сигнализирует о повышенном интересе. В сочетании с улыбкой такой взгляд означает восхищение. Если взгляд сопровождается целенаправленно «прохладной» мимикой, тогда создается впечатление трезвого взвешивания, оценки, даже обиды.

Однако понять и расшифровать эту истину удается далеко не всем. Дело в том, что выражение глаз всегда многозначно. И эти значения накладываются друг на друга так, что отделить их и прочитать по отдельности практически не предоставляется возможным. Тот, кто полагает, что может составить психологический портрет человека по одному лишь взгляду, сильно ошибается. Многозначность и многослойность человеческого взгляда рождает множество интерпретация.

И все же знание и понимание особой роли взгляда помогает в расшифровке сверхсмыслов сказанного.

Заключение

Чтобы правильно пользоваться азбукой невербального общения, следует понимать не только значения отдельных невербальных элементов, но и всего вербального-невербального комплекса. Только сопоставляя и анализируя совокупность элементов, задействованных в коммуникации, вы сможете дать объективную интерпретацию происходящему.

Чтобы правильно интерпретировать те или иные сигналы невербального общения, необходимо воспринимать их не сами по себе, а в комплексе с вербальной составляющей коммуникации. Не стоит вычленять отдельные элементы, значение которых вам очевидны. Важно помнить о том, что внимание человека довольно подвижно. Оно, точно ребенок, отвлекается на посторонние вещи, не может долго усидеть на одном месте. Оно постоянно меняет предмет своего интереса.

Не стоит делать однозначный вывод о том, что вас обманывают, только на основе этих невербальных сигналов.

В процессе коммуникации нельзя полагаться на единичные элементы, смысл которых вы смогли уловить. Чтобы сделать объективный вывод о вашем собеседнике — вам необходимо наблюдать за ним в течении всей беседы. Делать выводы можно только лишь после того, как вы проанализируете невербальную и вербальную сторону сообщения в комплексе.

Дотошное изучение невербальной коммуникации сможет стать хорошим подспорьем в коммуникативном процессе. Поверхосное знание смысловой составляющей невербалики может лишь навредить вам и вашему собеседнику. Не стоит делать одназначные выводы, орентируюясь на поврхосные знания.

Как уже ясно, невербалика является сложной наукой, которая требует много времени на изучение, а так же талант почтению.

Чтобы невербалика стала вашим помошником — следует очень внимательно отнестись к специфике этой стороны коммуникации. Вербальную сторону общения легко подделать и контралировать. И вы можете подченить речь своим намереньям. А вот невербальня сторона коммуникации труднее подченяется воле коммуникатора.

Литература

1. Аверкина Л.А. Невербальная коммуникация - важный аспект межкультурной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2008. - № 554. - С. 123-133.

2. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 363 с.

4. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов - на - Дону: издательство Ростовского университета, 1986. – 135с.

5. Пиз Аллан. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. – М. : Ай – Кью, 1995. – 257с.

6. Рюкле Хорст «Ваше тайное оружие: мимика, жесты, движение», 1995.

7. Mirsovetov. Психология отношений. «Невербальные средства общения».(http://mirsovetov.ru/a/psychology/relations/non-verbal-communication-2.html)