Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Психофизиология эмоций)

Содержание:

Введение

Целый ряд научных дисциплин, особенно в последние годы, обращены к изучению эмоций. Уникальность эмоций обнаруживается, прежде всего, в многообразии и богатстве языковых средств и их выражения. До сих пор не существует единой номенклатуры и общепринятой теории эмоций.

В структуре общения выделяют два канала коммуникации: речевой (вербальный, словесный) и неречевой (невербальный). Восприятие информации из внешнего мира происходит благодаря неразрывной связи, постоянному взаимодействию данных каналов общения. Поэтому эффективность социально-психологического взаимодействия во многом зависит не только от точного понимания слов, произносимых собеседником, от интонации, а также, в значительной степени, от умения «читать» сообщения, передаваемые невербально.

В настоящее время отмечается возрастающий интерес к изучению эмоций, процессом их интерпретации и опознания. Это связано с тем, что успешное опознание эмоций позволяет адекватно описывать, перерабатывать и в дальнейшем выражать эмоции, а, следовательно, способствует более эффективному общению. В современной социальной жизни человеку необходимо постоянно вступать в контакты с другими людьми, а эффективность взаимодействия во многом определяется характером интерпретации и успешностью опознания эмоций собеседника, их учётом в процессе общения. Сопоставление социометрического статуса учащегося с развитием эмоциональной сферы показывает, что у лидеров самый высокий эмоциональный интеллект.

Для эмоций, в значительно большей мере, чем для других психических функций, характерен внешневыразительный аспект. Экспрессия, являясь одним из древнейших и универсальных способов общения людей, существует в неразрывном единстве с импрессивной деятельностью человека, т. е. способностью опознавать выразительные движения окружающих.

Люди значительно различаются по возможностям опознания эмоций других людей. Этот факт констатируется большинством работ, посвящённых исследованию опознания экспрессии. Отдельные вопросы, касающиеся особенностей опознания эмоций, исследования лицевой экспрессии освещаются в работах П.В. Симонова, В. А. Лабунской, В. А. Барабанщикова, Т. Н. Малковой, Е. Д. Хомской, К. Изарда, П. Экмана и др..

Глава 1 Психофизиология эмоций.

Определения термина «эмоция», как правило, носят абстрактно-описательный характер или требуют дополнительных разъяснений. Приведем несколько примеров подобных определений.

«Эмоции - одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности. Эмоции представляют интегральное выражение измененного тонуса нервнопсихической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организма человека» [Лебединский, Мясищев, 1966, с. 222]. Определение эмоции как переживания (а переживания - как эмоции) можно встретить не только у психологов, но и в физиологических работах: «Эмоции - физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения» [Анохин, 1964, с. 339]. Физиологический подход к определению эмоций, как правило, хотя и далеко не у всех исследователей, обнаруживает тесную связь эмоций с потребностями организма. «С точки зрения физиологической перед нами стоит задача раскрыть механизм тех конкретных процессов, которые в конечном итоге приводят к возникновению и отрицательного (потребность) и положительного (удовлетворение) эмоционального состояния» [Анохин, 1964, с. 355].

«Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности» [Леонтьев, 1970, с. 553].

В стандартной трактовке опредление эмоции следующее:

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) - это особый вид психических процессов и состояний человека, связанных с потребностями и мотивами, которые проявляются в переживании каких-либо значимых явлений и ситуаций.[1] Эмоции являются одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей.

По критерию длительности эмоциональных явлений выделяют:

1) эмоциональный фон (или эмоциональное состояние);

2) эмоциональное реагирование.

Указанные два класса эмоциональных явлений подчиняются разным закономерностям. Эмоциональное состояние в большей степени отражает глобальное отношение человека к окружающей ситуации, к себе самому и связано с его личностными характеристиками, эмоциональное реагирование — это кратковременный эмоциональный ответ на то или иное воздействие, имеющий ситуационный характер. Наиболее существенными характеристиками эмоций являются их знак и интенсивность. Положительные и отрицательные эмоции всегда характеризуются определенной интенсивностью.

Известно, что возникновение и протекание эмоций тесно связано с деятельностью модулирующих систем мозга, рассмотрим их коротко.

Лимбическая система - комплекс функционально связанных между собой филогенетически древних глубинных структур головного мозга, участвующих в регуляции вегетативно-висцеральных функций и поведенческих реакций организма.

Нервные сигналы, поступающие от всех органов чувств, направляясь по нервным путям ствола мозга в кору, проходят через одну или несколько лимбических структур — миндалину, гиппокамп или часть гипоталамуса. Сигналы, исходящие от коры, тоже проходят через эти структуры. Различные отделы лимбической системы по-разному ответственны за формирование эмоций. Их возникновение зависит в большей степени от активности миндалевидного комплекса и поясной извилины. Однако лимбическая система принимает участие в запуске преимущественно тех эмоциональных реакций, которые уже апробированы в ходе жизненного опыта. Существуют данные, которые свидетельсвуют, что ряд фундаментальных человеческих эмоций имеет эволюционную основу. Эти эмоции оказываются наследственно закрепленными в лимбической системе.

Важную роль в обеспечении эмоций играет ретикулярная формация ствола мозга. Как известно, волокна от нейронов ретикулярной формации идут в различные области коры больших полушарий. Большинство этих нейронов считаются «неспецифическими», т.е. в отличие от нейронов первичных сенсорных зон, зрительных или слуховых, реагирующих только на один вид раздражителей, нейроны ретикулярной формации могут отвечать на многие виды стимулов. Эти нейроны передают сигналы от всех органов чувств (глаз, кожи, мышц, внутренних органов и т.д.) к структурам лимбической системы и коре больших полушарий.

Некоторые участки ретикулярной формации обладают более определенными функциями. Так, например, особый отдел ретикулярной формации, называемый голубым пятном (это плотное скопление нейронов, отростки которых образуют широко ветвящиеся сети с одним выходом, использующие в качестве медиатора норадреналин), имеет отношение к пробуждению эмоций. От голубого пятна к таламусу, гипоталамусу и многим областям коры идут нервные пути, по которым пробудившаяся эмоциональная реакция может широко распространяться по всем структурам мозга. Известно, что дефицит норадреналина проявляется в появлении депрессивных состояний, связанных с тоской, а недостаток адреналина связывается с депрессиями тревоги.

Другой отдел ретикулярной формации, называемый черной субстанцией, представляет собой скопление нейронов, также образующих широко ветвящиеся сети с одним выходом, но выделяющих другой медиатор - дофамин, который способствует возникновению приятных ощущений. Не исключено, что он участвует в возникновении особого психического состояния — эйфории.

Лобные доли коры больших полушарий из всех отделов коры мозга в наибольшей степени ответственны за возникновение и осознание эмоциональных переживаний. К лобным долям идут прямые нейронные пути от таламуса, лимбической системы, ретикулярной формации.

Межполушарная асимметрия и эмоции. Есть факты, указывающие на то, что в обеспечении эмоциональной сферы человека левое и правое полушария головного мозга вносят разный вклад. Более эмоциогенным считается правое полушарие. Так, у здоровых людей обнаружено преимущество левой половины зрительного поля (т.е. правого полушария) при оценке выражения лица, а также левого уха (тоже правого полушария) — при оценке эмоционального тона голоса и других звуковых проявлений человеческих чувств (смеха, плача), при восприятии музыкальных фрагментов. Помимо этого выявлено также более интенсивное выражений эмоций (мимические проявления) на левой половине лица. Существует также мнение, что левая половина лица в большей степени отражает отрицательные, правая — положительные эмоции.

Глава 2

2.1 Теории эмоций

Известно, что существует принципиальная философски обусловленная неполнота в изучении психологии сознания и в изучении эмоций соответственно.[2] Вопросы происхождения и функционального значения эмоций в поведении человека и представляют предмет исследований, существует несколько физиологических теорий эмоций, рассмотрим основные из них.

Биологическая теория Дарвина. Одним из первых, кто выделил регуляторную роль эмоций в поведении млекопитающих, был выдающийся естествоиспытатель Ч. Дарвин. Проведенный им анализ эмоциональных выразительных движений животных дал основания рассматривать эти движения как своеобразное проявление инстинктивных действий, исполняющих роль биологически значимых сигналов для представителей не только своего, но и других видов животных. Эти эмоциональные сигналы (страх, угроза, радость) и сопровождающие их мимические и пантомимические движения имеют адаптивное значение. Многие из них проявляются с момента рождения и определяются как врожденные эмоциональные реакции.

Однако, кроме внешних проявлений эмоций, при эмоциональном возбуждении наблюдаются изменения частоты сердечного ритма, дыхания, мышечного напряжения и т.д. Все это свидетельствует о том, что эмоциональные переживания тесно связаны с вегетативными сдвигами в организме.

Теория Джеймса-Ланге — одна из первых теорий, пытавшихся связать эмоции и вегетативные сдвиги в организме человека, сопровождающие эмоциональные переживания. Она предполагает, что после восприятия события, вызвавшего эмоцию, человек переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме, т.е. физические ощущения и есть сама эмоция. Как утверждал Джеймс: «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим».

Теория неоднократно подвергались критике. В первую очередь отмечалось, что ошибочно само исходное положение, в соответствии с которым каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Экспериментально было показано, что одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать разные эмоциональные переживания.

Таламическая теория Кеннона-Барда. Эта теория в качестве центрального звена, ответственного за переживание эмоций, выделила одно из образований глубоких структур мозга - таламус (зрительный бугор). Согласно этой теории, при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала поступают в таламус, где потоки импульсации делятся: часть из них поступает в кору больших полушарий, где возникает субъективное переживание эмоции (страха, радости и др.). Другая часть поступает в гипоталамус, который, как уже неоднократно говорилось, отвечает за вегетативные изменения в организме. Таким образом, эта теория выделила как самостоятельное звено субъективное переживание эмоции и соотнесла его с деятельностью коры больших полушарий.

Активационная теория Линдсли. Центральную роль в обеспечении эмоций в этой теории играет активирующая ретикулярная формация ствола мозга. Активация, возникающая в результате возбуждение нейронов ретикулярной формации, выполняет главную эмоциогенную функцию. Согласно этой теории, эмоциогенный стимул возбуждает нейроны ствола мозга, которые посылают импульсы к таламусу, гипоталамусу и коре. Таким образом, выраженная эмоциональная реакция возникает при диффузной активации коры с одновременным включением гипоталамических центров промежуточного мозга. Основное условие появления эмоциональных реакций — наличие активирующих влияний из ретикулярной формации при ослаблении коркового контроля за лимбической системой. Предполагаемый активирующий механизм преобразует эти импульсы в поведение, сопровождающееся эмоциональным возбуждением. Эта теория, разумеется, не объясняет всех механизмов физиологического обеспечения эмоций, но она позволяет связать понятия активации и эмоционального возбуждения с некоторыми характерными изменениями в биоэлектрической активности мозга.

Биологическая теория П.К. Анохина, как и теория Дарвина, подчеркивает эволюционный приспособительный характер эмоций, их регуляторную функцию в обеспечении поведения и адаптации организма к окружающей среде. Согласно этой теории, в поведении живых существ условно можно выделить две основные стадии, которые, чередуясь, составляют основу жизнедеятельности: стадию формирования потребностей и стадию их удовлетворения. Каждая из стадий сопровождается своими эмоциональными переживаниями: первая, в основном, — негативной окраски, вторая, напротив, позитивной. Действительно, удовлетворение потребности, как правило, связано с чувством удовольствия. Неудовлетворенная потребность всегда является источником дискомфорта. Таким образом, с биологической точки зрения эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий процесс адаптации организма к среде в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов для его жизни.

Итак, суть биологической теории состоит в следующем: положительное эмоциональное состояние (например, удовлетворение какой-либо потребности) возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов совершенного действия точно совпадает с ожидаемым результатом, т.е. акцептором действия. Таким образом, эмоция удовлетворения закрепляет правильность любого поведенческого акта в том случае, если его результат достигает цели, т.е. приносит пользу, обеспечивая приспособление. Напротив, несовпадение получаемого результата с ожиданиями немедленно ведет к беспокойству и поиску, который может обеспечить достижение требуемого результата, и, следовательно, к полноценной эмоции удовлетворения. С точки зрения Анохина, во всех эмоциях, начиная от грубых низших и заканчивая высшими, социально обусловленными, используется одна и та же физиологическая архитектура.

Информационная теория эмоций П.В. Симонова вводит в круг анализируемых явлений понятие информации. Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоции возникают из-за неожиданного события, к которому человек не был готов. В то же время эмоция не возникает, если мы встречаем ситуацию с достаточным запасом нужных сведений. Отрицательные эмоции возникают чаще всего из-за неприятной информации и особенно при недостаточной информации, положительные — при получении достаточной информации, особенно если она оказалась лучше ожидаемой.

С точки зрения автора этой теории П.В. Симонова, эмоция — это отражение мозгом человека и животных какой-то актуальной потребности (ее качества и величины), а также вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы: Э = f (П, (Ин - Ис) ...), где Э - эмоция, ее степень, качество и знак; П - сила и качество актуальной потребности; (Ин - Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис - информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Из «формулы эмоций» видно, что небольшая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций. Наоборот, возрастание вероятности достижения цели, т.е. удовлетворения потребности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом приводит к возникновению положительных эмоций.

Эта теория на первый план выдвигает оценочную функцию эмоций, которая всегда представляет собой результат взаимодействия двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможности удовлетворения этой потребности).

Теория дифференциальных эмоций. Центральным положением этой теории является представление о существовании некоторого числа базисных эмоций, каждая из которых обладает присущими только ей мотивационными и феноменологическими свойствами.

Базисные эмоции (радость, страх, гнев и др.) ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним проявлениям и могут взаимодействовать друг с другом, ослабляя или усиливая одна другую. Каждая эмоция включает три взаимосвязанных компонента:

  • нейронную активность мозга и периферической нервной системы (неврологический компонент);
  • деятельность поперечно-полосатой мускулатуры, обеспечивающей мимическую и пантомимическую выразительность и обратную связь в системе «тело/лицо-мозг» (выразительный компонент);
  • субъективное эмоциональное переживание (субъективный компонент). Каждый из компонентов обладает определенной автономностью и может существовать независимо от других.

Однако теория дифференциальных эмоций не дает удовлетворительного объяснения тому, как актуализируется та или иная эмоция, каковы внешние и внутренние условия ее пробуждения. Кроме того, недостатком этой теории является нечеткость в определении собственно базисных эмоций. Их число колеблется от четырех до десяти. Для выделения используются эволюционные и кросскультурные данные. Наличие сходных эмоций у человекообразных обезьян и людей, а также у людей, выросших в разных культурах, свидетельствует в пользу существования ряда базисных эмоций. Однако способность эмоциональных процессов вступать во взаимодействие и образовывать сложные комплексы эмоционального реагирования затрудняет четкое выделение фундаментальных базисных эмоций.

Социокультурная теория эмоций была разработана П. Экманом в 70-е гг. ХХ в. Ее исходным положением является представление о шести основных (базисных) эмоциях. Согласно этой теории, экспрессивные проявления основных эмоций (гнева, страха, печали, удивления, отвращения, счастья) универсальны и практически не чувствительны к воздействию факторов среды. Другими словами, все люди практически одинаково используют мышцы лица при переживании основных эмоций. Каждая из них связана с генетически детерминированной программой движения лицевых мышц. Тем не менее, принятые в обществе нормы социального контроля определяют правила проявления эмоций. Например, японцы обычно маскируют свои отрицательные эмоциональные переживания, демонстрируя более позитивное отношение к событиям, чем это есть в реальности. О механизме социального контроля проявления эмоций свидетельствуют так называемые кратковременные выражения лица. Они фиксируются во время специальной киносъемки и отражают реальное отношение человека к ситуации, чередуясь с социально нормативными выражениями лица. Длительность таких экспрессивных реакций составляет 300-500 мс. Таким образом, в ситуации социального контроля люди способны контролировать выражение лица в соответствии с принятыми нормами и традициями воспитания.

Из всего вышеизложенного следует, что единой общепринятой теории эмоций не существует. Каждая из теорий позволяет понять лишь некоторые стороны психофизиологических механизмов функционирования эмоционально-потребностной сферы человека, выводя на первый план проблемы: адаптации к среде (теории Дарвина, Анохина), мозгового обеспечения и физиологических показателей эмоциональных переживаний (таламическая и активационная теории, теория Экмана), вегетативных и гомеостатических компонентов эмоций (теория Джемса-Ланге), влияния информированности на эмоциональное переживания (теория Симонова), специфики базисных эмоций (теория дифференциальных эмоций).

Многообразие не согласованных друг с другом подходов осложняет воссоздание целостной картины и свидетельствует о том, что появление единой логически непротиворечивой теории эмоций так же как и вопрос теории сознания только предстоит открыть.

2.2 Развитие эмоций в онтогенезе

В онтогенезе эмоций выделяют четыре этапа.

Первый этап - период новорожденности, характеризуется преобладанием инстинктов и прежде всего самосохранения. Простые органические чувства, преимущественно отрицательные (на неудовлетворение потребностей, дискомфорт) ребенок начинает испытывать с первых дней жизни и включают в себя мышечные спазмы и выраженные вегетативные реакции, которые делают эмоциональный мир ребенка малоуправляемым. Первые чувства доинтеллектуальны, субъективное и объективное в них слитно, ребенок не может установить причину своих эмоций. Раннее детство задает основу эмоционального фона существования человека, его чувств, преобладающего настроения, аффектов. В начале преобладает неудовольствие, но на протяжении первого года жизни эмоциональный мир ребенка претерпевает изменения: 1) нормальное настроение перемещается в сторону веселья; 2) эмоциональные переживания приобретают оттенки и нюансы.

Второй этап – этап органического чувствования. Основой его является переработка информации от экстеро– и интеро‑рецепторов и возникновение нестойких образных представлений о действительности с переживаниями ребенка: удовлетворения‑неудовлетворения, приятного‑неприятного. Из данных чувств формируется отношение ребенка к близким. Эмоциональное отношение к действительности проявляется в чувствах. Несколько позже эмоциональную окраску принимает восприятие и деятельность, и ребенок радуется издаваемому им шуму или достижениям. Уже в возрасте шести‑восьми месяцев (с возникновением привязанности) у ребенка появляются зачатки чувства симпатии, которые позже перерастают в действительное сочувствие и сорадование.

На протяжении первого года жизни дети начинают эмоционально реагировать на игрушки и игры, хотя эти чувства кратковременны и неустойчивы. К концу года подавляющее количество эмоций, в основном положительных, связано с присутствием взрослого. У годовалого ребенка чувство удивления, являющееся началом познавательного отношения к окружающему миру и возникающее в первые дни после рождения, начинает проявляться особенно ярко.

На втором году жизни наибольшую радость приносят игры, в которых ребенок сам выступает инициатором (прячет игрушки, приманивает взрослого), меняется динамика чувств: вместо пассивного заражения ребенок начинает проявлять собственные чувства и интерес к окружающему миру, реагирует на поведение и состояние матери, начинает замечать других детей.

После полутора лет ярко проявляется радость от собственных достижений. С развитием речи ребенок начинает воспринимать чувства, оформленные словесно, но только при подкреплении их интонацией и мимикой. Вместе с ростом самостоятельности могут появляться и социальные чувства обиды, стыда, смущения, вины, которые всегда предполагают присутствие другого человека.

Третий этап – развитие эпикритических, т.е. сознательных эмоций в период с 3‑х до 12–14 лет. Связь развивающихся эмоций с органическими потребностями преобладает, и с 10–12 лет эмоции приобретают самостоятельное психическое выражение. Продолжается совершенствование эпикритических эмоций, в эмоциональных реакциях начинает преобладать корковая коррекция органических потребностей и влечений.

Несколько позже социальные чувства приобретают преобладающий характер. Дети начинают проводить границу между собой и другими, вследствие чего у них появляется способность принимать позицию другого. От полутора до двух лет ребенок начинает демонстрировать способность к эмпатии, он может сопереживать и радоваться вместе с другим человеком.

У детей вплоть до младшего школьного возраста эмоциональное возбуждение выражается в нарушении общего поведения (именно поэтому они не всегда эмоционально адекватны, их чувства направлены не на тот предмет, который послужил причиной их возникновения).

После трех лет ребенок становится способным к переживанию страсти, например, ревности, которая может быть очень глубокой, но при этом молчаливой, и ослабевает лишь по достижении дошкольного возраста, когда отношение ребенка к действительности становится более объективным и интеллектуальным.

В семилетнем возрасте, когда ребенок переживает один из кризисов развития, у него появляется способность переживания, согласно Л.С. Выготскому, единицы взаимодействия личности и среды, представляющего собой внутреннее отношение ребенка к тому или иному моменту действительности. Переживание – всегда чего‑нибудь, но при этом мое. После семилетнего возраста сущность всякого последующего кризиса – это изменение переживаний.

Четвертый этап – формирование высших человеческих эмоций, полное развитие которых достигается к 20–22 годам.

В зрелом возрасте эмоции подчиняются интеллекту, возможно подавление внешних проявлений эмоций, мимических реакций и выразительных движений. В пожилом возрасте вновь преобладающее значение имеют органические потребности, из‑за ослабления познавательной активности пожилых людей. Эмоциональный мир пожилых очень богат и дифференцирован; это делает их, с одной стороны, простодушными и радующимися простым органическим радостям, а, с другой – ранимыми и обидчивыми, как в детстве.

Глава 3 Невербальные проявления эмоциональных состояний

Невербальное проявление эмоций происходит через образы, интонации, жесты, позу, мимику, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. Инструментом такого проявления становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации, которое включает в себя все формы самовыражения человека. [3]

А. Мейерабиан исследовал, что передача информации происходит:

- 7 % за счет вербальных средств (слова)

- 38% за счет звуковых средств (тон голоса, интонация звука и пр.)

- 55% за счет невербальных средств.

Считается, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Р.Бердвистел провел исследования доли вербальных и невербальных средств в коммуникации между людьми. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и А.Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.[4]

Невербальная коммуникация включает следующие основные системы[5]

  • оптико-кинетическая: жесты, мимику, позы и пантомимику;
  • пара- и экстралингвистическая - Паралингвистическая система – это система вокализации, т. е. качества голоса, его диапазон, тональность,
  • организация пространства и времени,
  • визуальный контакт.

Особенностью невербального проявления эмоций является то, что оно обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу передачи информации. Знание невербальных средств позволяет не только лучше понимать человека, но и предвидеть некоторые его реакции.

Выделяет ряд факторов, которые влияют на невербальный язык и отдельные его элементы:[6]

  • Национальная принадлежность (одни и те же жесты могут означать разное у разных народов);
  • Состояние здоровья (у человека в болезненном состоянии меняются взгляд, звучание голоса, жесты и пр.);
  • Профессия человека;
  • Уровень культуры, который влияет на состав жестов, представление об этикете, правильном воспитании;
  • Статус человека (чем выше стоит на иерархической лестнице, тем более скуп на жесты, больше оперируя словами; жесты становятся более утончёнными);
  • Принадлежность к группе (групповые традиции, нормы, правила могут существенно модифицировать пантомимику члена группы);
  • Актёрские способности (многие умеют играть не только словами, но и невербальными знаками);
  • Возраст (в раннем возрасте одно и то же состояние может выражаться разными жестами; кроме того, возрастной фактор часто играет ту же роль, что и статус. С возрастом может снижаться скорость движений).

3.1 Невербальные проявления эмоциональных состояний в детском возрасте

Обычно дети к двухлетнему возрасту знают около 200 слов, но регулярно они используют только порядка 50. Это означает, что свои потребности они выражают преимущественно с помощью невербальных сигналов. Маленькие дети не всегда знают, как их выразить. Считывая эмоциональные проявления взрослых, дети им подражают, зеркально выражая свои эмоции позой, жестами, мимикой, выражением лица.

С точки зрения исследователей эмоций, у младенцев можно наблюдать базовые, универсальные выражения лица - интерес, радость, удивление, отвращение, гнев, страх. Эти ранние выражения лица, имеют рефлекторную природу. Некоторые ученые считают, что младенец рождается с лицевой нейромускулярной зрелостью и, что движения лицевых мускулов частично объединены в узнаваемые конфигурации, которые позже в жизни станут значимыми социальными сигналами.

В возрасте между шестью неделями и тремя месяцами улыбка ребенка становится экзогенной, вызванной внешними событиями. Однако среди всех внешних стимулов человеческое лицо, взгляд, высокий голос и щекотка вызывают улыбку с наибольшей вероятностью. В первые полтора месяца наиболее эффективен голос матери, а после 6 недель лицо более эффективно, чем голос. Таким образом, став экзогенной, улыбка становится преимущественно социальной. Морфология улыбки все еще не меняется, она выглядит все также, хотя меняется вызывающая ее причина.

Около четырех месяцев улыбка может появляться одновременно с другими выражениями лица. Возникают более сложные, часто двойственные выражения, например, улыбка с нахмуренными бровями. В возрасте 4-5 месяцев младенец начинает смеяться, особенно в ответ на социальное взаимодействие, неожиданное изменение зрительной стимуляции и щекотку. В 7-9 месяцев он начинает смеяться скорее в предвосхищении появления лица матери при игре в «ку-ку», чем в ответ на завершение всей игровой последовательности. После года дети улыбаются и смеются над событиями, причиной которых были они сами.

Считается, что изменения улыбки в младенческом возрасте происходят благодаря развертыванию врожденных тенденций. Основанием для такой точки зрения могут быть данные о значительном сходстве направления и времени изменения улыбки у младенцев, выросших в самых различных социальных условиях и условиях окружающей среды, и результаты наблюдения за слепыми детьми, у которых не было возможности видеть или имитировать улыбки, или получать зрительное подкрепление и обратную связь на свои улыбки. Если до 4-6 месяцев улыбки слепых младенцев были сравнимы с улыбками зрячих и проходили те же стадии и временные периоды развития, то после этого возраста у слепых стали наблюдаться угнетение и приглушенность выражения лица, улыбки были менее выразительными.

В отличие от улыбки смех впервые появляется в ответ на внешний стимул примерно между четвертым и восьмым месяцами. Вначале, от четырех до шести месяцев, он наиболее легко вызывается тактильной стимуляцией, такой как щекотка. В возрасте от семи до девяти месяцев более эффективными становятся звуковые события, а от десяти до двенадцати месяцев смех с наибольшей готовностью вызывается зрительными сигналами. Как и у улыбки, его форма мало меняется от времени появления в течение жизни. Он есть и у слепых, и у выросших вместе с животными детей. Смех также становится видом инструментального поведения.

Различные степени выражения недовольства, вплоть до плача, наблюдаются, как и улыбка, от рождения, проходят подобный курс развития и морфологически мало меняются в течение всей жизни. Они становятся экзогенными видами поведения, вызванными внешними причинами, раньше, чем улыбка, и считается, что инструментальное использование плача можно видеть уже в три недели от рождения. К третьему месяцу жизни каждое из этих выражений и вся последовательность, к которой они относятся, готовы и выступают как социальное и инструментальное поведение, чтобы помочь младенцу проводить и регулировать свою часть взаимодействия с матерью.

Период дошкольного детства характеризуется пониманием детьми важных социальных аспектов эмоций: лицевой экспрессии, ситуационных причин возникновения эмоций и тех событий или объектов, которые служат напоминаниями, активирующими эмоцию.

В возрасте 3–4 лет дети способны дифференцировать по схематическим изображениям лицевой экспрессии эмоции радости, гнева, печали, страха (в порядке убывания). Они лучше отличают эмоцию радости от эмоций отрицательной модальности, представления о которых имеют нечеткие границы, поэтому для их опознания требуется ситуативный контекст. Дети с 4 лет понимают, что причина эмоции зависит от ее модальности и что напоминание о прошлом событии может повлиять на актуальное эмоциональное состояние человека, и используют персонализированную информацию при распознавании эмоций других людей. Также они имеют элементарные представления о функциональной связи между отрицательными эмоциями и стратегиями их регуляции.

К 4–5 годам повышается степень точности распознавания эмоций по лицевой экспрессии: дошкольники успешно ориентируются в мимических признаках эмоций радости и печали, при условии содержательной помощи распознают эмоции гнева и страха, а также выделяют причины возникновения различных эмоций, опираясь на собственный жизненный опыт. Более высокая точность опознания эмоций по схематическим изображениям лицевой экспрессии объясняется большей степенью обобщенности признаков отображаемых эмоций. Несмотря на понимание возможности регуляции эмоций, дети этого возраста рассматривают эмоции вне когнитивного контроля.

К 6–7 годам восприятие лицевой экспрессии эмоций становится более дифференцированным, что указывает на определенную степень сфор-мированности эталонов экспрессии и положительно сказывается на точности опознания и интерпретации детьми эмоций, за исключением эмоций удивления и страха. Большинство детей этого возраста способны понять роль напоминаний об эмоциях в возникновении актуального эмоционального состояния человека и раскрыть причины возникновения эмоций различной модальности. Развитию у дошкольников распознавания лицевой экспрессии эмоций, поведенческих антецедентов и последствий эмоций способствуют ментальные репрезентации.

К 5-7 годам дети становятся способны осознать связь эмоций с желаниями, убеждениями и различия между видимыми и реальными переживаниями субъекта.

Понимание менталистской природы эмоций становится основой развития у детей рефлексивной оценки как способа понимания эмоций.

К 7 годам дошкольники начинают осмысливать эмоциогенные ситуации с разных позиций, понимать возможность использования различных стратегий регуляции эмоций, в том числе стратегий метакогнитивного регулирования. Они проявляют чувствительность к противоречиям в случае несоответствия внешнего выражения эмоции и эмоциогенной ситуации, учитывают персонализированную информацию при прогнозировании эмоционального состояния человека, однако полное понимание одновременности переживания эмоций противоположной валентности становится возможным только за пределами дошкольного детства, так как данная область эмоционального интеллекта отличается сложностью. Развитие понимания моральных эмоций также происходит довольно медленно в силу того, что оценка взаимосвязи между размышлениями людей о социальной приемлемости собственных действий и возникающими у них в результате моральными эмоциями требует скоординированного понимания психических и эмоциональных состояний.

К концу дошкольного детства эмоциональное состояние человека становится значимым объектом познания и побуждает к поиску причин его возникновения.

Усложняется способность детей к анализу собственных эмоциональных переживаний, содержание и модальность которых зависят от характера взаимоотношений дошкольников с окружающими и степени успешности их самостоятельной деятельности. Происходит переход к структурированному обозначению эмоций через обобщенные понятия, увеличивается объем словаря эмоциональной лексики детей, при этом значения словесных обозначений эмоций интерпретируются дошкольниками посредством описания эмоциогенных ситуаций, субъективного состояния и обобщения содержания переживаний. Повышается уровень понимания детьми эмоций окружающих, что находит отражение в умении реагировать на эмоциональные состояния взрослых и сверстников, проявлять эмпатию.

Рассмотрим некоторые наиболее распространенные невербальные сигналы маленьких детей и их значение.

1. Ребенок стоит, скрестив руки, - это может означать: «Я чувствую тревогу».

Такой сигнал, как скрещенные руки, может иметь более 60-ти интерпретаций. Но у маленьких детей это чаще всего означает, что ребенок чувствует себя неловко. Он скрещивает перед собой руки, как бы создавая защитный барьер.

2. Вместо того чтобы поздороваться со взрослым человеком, ребенок прячется, натягивает одежду себе на голову - это может означать: «Я не хочу, чтобы он меня видел».

Реакция ребенка связана скорее с ним самим, а не со взрослым. Если ребенок при этом улыбается, он может просто играть, но если он выглядит несчастным, то может прятаться из-за того, что испытывает тревогу.

3. Ребенок не смотрит ему в глаза взрослому - это может означать: «Я испытываю отрицательные эмоции по поводу того, что я сделал». Отсутствие зрительного контакта является как признаком того, что ребенок что-то скрывает или того, что ребенок застенчив, также он может чувствовать стыд и вину.

4. Годовалый ребенок, который обычно не отходит от значимого взрослого, убегает или отталкивает его - это может означать: «Я могу сделать это сам».То, что на первый взгляд может показаться грубостью, на самом деле может быть не таким уж плохим. Ребенок начинает доверять себе и окружающему миру.

3.2 Гендерные аспекты выражения эмоций у детей

Один из дискуссионных вопросов психологии эмоций является проблема изучения гендерных различий в понимании детьми эмоций по лицевой экспрессии и ситуациям их возникновения. Ряд отечественных и зарубежных исследователей пришли к выводу о превосходстве девочек 3–7 лет в понимании эмоциональных состояний.[7] Данные о гендерных различиях в понимании эмоций дошкольниками 3–4 лет также есть в исследовании Сандры Босацки и Крис Мур (S. L. Bosacki, C. Moore 2004), где в ходе интервью с использованием кукольного персонажа детям зачитывали 2 истории о простых эмоциях (радость, печаль), 2 истории о комплексных эмоциях (гордость, смущение) и предъявляли соответствующие сюжетные картинки. Исследователи установили, что девочки 3–4 лет успешнее мальчиков дают наименования простым и сложным эмоциям, лучше понимают социальные эмоции, особенно гордость.

Изучение особенностей понимания эмоций детьми обусловлена ключевой ролью этого компонента эмоциональной компетентности и эмоционального интеллекта в личном и социальном успехе детей. Развитие у ребенка способности ориентироваться в признаках различных эмоций, оценивать эмоциональные сообщения других людей, понимать эмоциональную информацию и использовать ее в ходе социального взаимодействия является фактором формирования его отношений с другими людьми. В свою очередь приобретаемый социальный опыт определяет значительную часть индивидуальных вариаций в понимании детьми эмоций.

Указанные достижения дошкольников в понимании эмоций составляют их эмоциональную осведомленность и являются условием успешной адаптации к школе.

3.3 Невербальные проявления эмоциональных состояний у взрослых

Психомоторные средства экспрессии.

Под психомоторными средствами экспрессии понимаются выразительные движения: жестикуляции, целостные двигательные акты, которые называются эмоциональными действиями, такие как подпрыгивания при радости, поглаживания и целования, закрывания лица, плач и тому подобные. Очевидно, что эти психомоторные средства используются для разрядки возникающего эмоционального напряжения, на что указывал еще Ч. Дарвин. Они используются также для того, чтобы показать свое отношение, чувство к тому или иному существу, выразить свою эмоциональную оценку происходящего.

В настоящее время осуществляются попытки создания метода чтения "языка тела", основанного на распознавании эмоций по выразительным движениям, которые наиболее типичны для данной эмоции. Однако, для адекватного восприятия эмоционального состояния необходимо учитывать весь комплекс экспрессии.

Чтение экспрессивных движений - процесс, требующий значительной тренировки и опыта. Он осложняется тем, что внешние признаки содержат не полную информацию о человеке и тем, что одни и те же внешние проявления могут быть вызваны разными внутренними переживаниями.

П. Экман выделяет следующие виды жестов:[8]

  • адаптеры;
  • регуляторы;
  • иллюстраторы;
  • эмблемы.

К адаптерам относится, например, почесывание носа, которое при напряженном обдумывании может быть пережитком ковыряния. Регуляторы - это жесты, связанные с положением головы, позы, расположением рук и тела, поддерживающие человека в ходе коммуникации. Иллюстраторы непосредственно связаны с речью и представляют эмоциональные "добавки" для вербальной коммуникации. Эмблемы имеют когнитивное значение и предназначены для передачи сообщения.

П. Экман и У. Фризен разработали концепцию "невербальной утечки информации". [9] Они проранжировали части тела в отношении их способности передачи информации об эмоциях человека. Эту способность они определили на основании трех параметров:

  • среднее время передачи;
  • количество невербальных паттернов, которые могут быть представлены данной частью тела;
  • степень доступности для наблюдений за данной частью тела, "представленность другому".

Учитывая эти критерии самым информативным является лицо человека, так как лицевые мышцы быстро изменяются в соответствии с переживаниями человека, так как они могут создавать значительное число выразительных паттернов и так как лицо является видимой частью тела. Последнее же место занимают движения ног и ступней. Однако, зная способность лица выдавать переживаемые эмоции, люди чаще всего обращают внимание на его произвольное контролирование своей мимики и не обращают внимания на движения своих ног, что позволяет лучше понять эмоциональное состояние по ним, а не по лицу.

Мимика.

Особенности мимики при переживании эмоций получили название лицевой экспрессии. В работах П. Экмана была разработана особая техника идентификации эмоций по выражению лица. Существует атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для 6 базисных эмоций: гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости. Кроме этого, была детально изучена анатомия лицевых мышц, было выделено 24 варианта реакций отдельных мышц и 20 вариантов, отражающих работу групп мышц. По активности большой скуловой мышцы можно предсказывать появление положительного эмоционального переживания. Отрицательные эмоции сочетаются с подавлением активности большой скуловой мышцы и возрастанием активности мышцы нахмуривания.

Характеристики взгляда:

  • Широко открытые глаза означают живость и готовность воспринимать информацию извне, а вот через чур открытые указывают на усиление привязанности к миру.
  • Прищуренный либо напряжённо суженый – концентрированность, хитрость, наблюдение за кем-либо и знаки усиленного внимания.
  • Прямой означает интерес и готовность общаться.
  • Если на вас смотрят лишь уголками глаз, то знайте, что вам не доверяют и скептически относятся к тому, что говорите.
  • Сверху вниз – чрезмерная уверенность в себе, вплоть до высокомерия.
  • Уклонение от вашего взгляда – скромность, либо проживание чувства.

Характеристики улыбки:

  • Оттянутые вниз уголки рта говорят о пессимистичности человека.
  • Поднятые вверх уголки рта символизируют жизнерадостную и оптимистичную личность.
  • Пухлый и мягкий рот – признаки чувствительности и повышенной жизненной энергии.
  • Острые тонкие губы – указывают на интеллектуальность и силу воли.

Проявление чувств.

  • Гнев, злость – широко открываются глаза, зубы сжимаются, а взгляд становится прищуренным.
  • Удивление – опять-таки, широко открываются глаза, только в случае удивления ещё и поднимаются брови, а рот приоткрывается.
  • Страх – испуганный человек сводит брови, у него слегка растягиваются губы, уголки которых опускаются вниз.
  • Счастье, радость - приподнятые уголки губ, а взгляд спокойный и открытый.
  • Печаль – взгляд будто потухший, совсем без интереса к окружающим, брови сведены, а уголки губ опущены вниз.
  • Восхищение – долгий зрительный контакт, со спокойным взглядом.
  • Возмущение – длительный контакт глазами, без пауз, пристальный и слегка тревожный.
  • Интерес к другому – внимательный взгляд с паузами, примерно каждые 10 секунд.
  • Неприязнь проявляется, когда собеседник смотрит в сторону, не желая встречаться глазами.

Жесты и позы.

Если наблюдать за тем, какое положение рук, тела, какие жесты он использует при взаимодействии с вами – то можно распознавать истинные намерения и замечать, врёт или действительно говорит искренне.

Характеристика:

  • Скрещение рук на груди означает состояние ожидания чего-то либо используется как защитная реакция. Если спрятаны за спиной – сейчас не собирается действовать, что-то предпринимать, открытые ладони являются знаком того, что человек искренен в данный момент, а вот если прячет их в карман – символизирует желание скрыть что-то, ощущение неуверенности и статичность.
  • Если заметили, что собеседник сжимает руку в кулак, не пугайтесь, это не всегда является символом агрессии, а лишь желанием овладеть ощущением внутренней тревоги и сконцентрироваться. А вот если кончик указательного и большого пальца соприкасаются, при этом мизинец оттопырен – символ очень сильной концентрации на каких-либо деталях.
  • Если хоть одна рука упирается в бедро, это обозначает, что человек пытается продемонстрировать своё превосходство из-за ощущения неуверенности и смущения, то есть, выпадая совсем в другую полярность.
  • Когда руки опираются на стул, стол и прочее, пытаясь таким образом поддержать корпус, это означает, что ему важно прочувствовать, что есть ощущение безопасности и поддержки, тогда он снова почувствует силу.

Виды жестов.

  • Открытость – пожимание плечами, демонстрирование открытых ладоней и вообще рук, расстёгивание рубашки и прочего. Человек, готовый к искреннему разговору, подсаживается на самый край стула, чтобы быть ближе к собеседнику. Когда оба настроены на дружеский лад – они будут повторять друг за другом движения и позы.
  • Оборона – скрещённые руки на груди либо сжатые в кулак, коммуникация в таком случае вряд ли приведёт к компромиссу.
  • Оценка, размышление – рука, подпирающая щёку, обозначает, что собеседник в глубоком раздумье, а вот если подбородок подпирает ладонь, с вытянутым вдоль овала лица указательным пальцем – вас критически оценивают, не доверяя, будучи в позиции, «мы ещё посмотрим». Если наклонённая голова – вас слушают максимально включаясь в процесс. Размышление и момент выбора, принятия решения – когда вы замечаете, что другой чешет подбородок, туда-сюда расхаживает, пощипывает переносицу и если есть очки, то совершает с ними какие-либо манипуляции.
  • Скука и отсутствие интереса – пустой взгляд, машинальное рисование чего-либо, постукивание ногой или рукой.
  • Флирт – женщины обычно прихорашиваются, поправляя волосы, медленно скрещивают ноги, поглаживают бедра или икры. Поведение мужчин немного отличается, они поправляют галстук, пиджак, поднимают и опускают подбородок, выпрямляются…
  • Скрытость, подозрение – рука обычно прикрывает рот, ноги и тело развёрнуты к выходу, потирание глаз, уха, носа, а также отведение глаз в сторону.
  • Доверчивость – пальцы соединены в виде купола
  • Самоконтроль – руки отведены за поясницу и спрятаны, или, если человек сидит, но при этом скрестил ноги и схватился руками за подлокотники. Если заметите, что подёргиваете своё ухо – это обозначает, что у вас огромное желание прекратить разговор, но вы себя контролируете и не позволяете этого сделать.
  • Злость и фрустрация – частое дыхание, напряжённые и тесно сплетённые руки, иногда сцепленные, сжимающие одна другую.

Характеристика походки:

  • Широкие шаги чаще всего характеризуют целеустремлённого, напористого и активного человека.
  • Ритмичная походка – характерна для прогуливающихся в хорошем расположении духа.
  • Чёткая вроде армейского шага – признак сильной воли и целеустремлённости.
  • Шаркающая – лень, отсутствие целей и стремлений.
  • Твёрдая, напряжённая, как будто на ходулях – зажатость, стеснение и недостаток в общении.

Характеристика позы во время сна:

позы во сне

  • На боку калачиком, прижимая что-то к животу – такой человек хочет помощи, ему необходима поддержка и защита. Их язык тела говорит о неготовности брать на себя ответственность за свою жизнь, они чувствительны и импульсивны, в основном руководствуются желанием, а не здравым смыслом.
  • На боку калачиком, разбросав руки и ноги – присутствует уравновешенность и умение адаптироваться к изменениям.
  • На животе, раскинув руки – предсказуемы, расчётливы и любят, когда власть в их руках.
  • На спине, подложив руки под голову – спят общительные и самоуверенные люди, они оптимистичны и лояльны.
  • На боку, согнув колени – обычно отдыхают уравновешенные люди, способные на компромисс и не терпящие конфликтных ситуаций. Недостаточно смелые и любят быть незаметными.
  • Спустив ногу с кровати – живут в очень быстром темпе, не умеют приостанавливаться, чтобы заметить окружающую действительность.
  • Завернувшись полностью в одеяло – застенчив и труслив.
  • Положенные одна на другую ноги говорят о том, что человек не может осознать что-то в себе либо понять события, которые происходят с ним.
  • На животе, подложив под него руки – пунктуален, расчётлив, не любит неожиданностей, стремясь заранее прогнозировать события и их результат.

Распознавание лжи.

Распознать ложь можно по скорости и одновременности расширения глаз и поднятия уголков рта. К примеру, если вы заметили, что у собеседника медленно раскрываются глаза, при этом он редко моргает и улыбается – означает, что присутствует ложь по отношению к вам.

Также существуют признаки:

  • Колебания в разговоре либо длительные паузы.
  • Мимика лица как будто застыла примерно на 10 секунд – явный признак фальши и наигранной демонстрации чувств.
  • Пауза между сказанными словами и проявлениями в эмоциональном плане.
  • Избегание длительного зрительного контакта, взгляд в основном беспокойный.
  • Мало жестов либо жестикуляция только правой рукой, а порой наоборот, чрезмерные движения и неуместные чувства.
  • Дыхание тяжёлое, мимика слабая, моргание учащённое.

Звуковые и речевые средства экспрессии.

К характеристикам, по которым судят об изменении речи, относятся:

  • интонационное оформление,
  • четкость дикции,
  • логическое ударение,
  • чистота звучания голоса,
  • лексическое богатство,
  • свободное и точное выражение мыслей и эмоций.

Установлено, что различные эмоциональные состояния отражаются в интонации, интенсивности и частоте основного тона голоса, темпе артикулирования и паузации, лингвистических особенностях построения фраз: их структуре, выборе лексики, наличии или отсутствии переформулировок, ошибках, самокоррекции, семантически нерелевантных повторениях.

По данным В.X. Манерова, наиболее информативными являются параметры, связанные с частотой основного тона.

Н.П. Фетискин выявил признаки неэкспрессивной, монотонной речи. К ним он отнес безразличное изложение материала, автономность его изложения, редкое использование вопросительной интонации, лирических ударений, ускорения и замедления речи, отсутствие стремления вызвать у учащихся эмоциональный отклик, меньшая громкость речи, теноровый тембр голоса и более высокая частота основного тона.

Характеристики голоса:

  • Скорость речи: быстрый темп указывает на импульсивность уверенность, медленный - уравновешенность и сдержанность. А вот если присутствуют колебания, речь то убыстряется, то замедляется, это сигнализирует о неуверенности и невозможности себя контролировать в силу переживаний и лёгкой возбудимости.
  • Громкость: громкий голос принадлежит человеку с активной жизненной позицией и большим количеством жизненной энергии. Тихий голос означает скромность, сдержанность в проявлениях, а вот скачки свидетельствуют о волнении и переживаниях в момент разговора.
  • Артикуляция: Чёткое произношение обозначает желание быть понятным, а непонятное – неуверенность в себе и своей точке зрения.
  • Высота: фальцет принадлежит человеку с высоким уровнем интеллекта, голос из груди – искреннему и эмоциональному, слишком высокий, писклявый – означает испуг, заниженный тембр – уверенность в себе, расслабленность и умение влиять на других, вызывать уважение и восхищение.

Характеристики смеха:

  • Ха-ха-ха – беззаботный, открытый и жизнерадостный.
  • Хе-хе-хе – своенравный, упёртый.
  • Хи-хи-хи – саркастичный, злорадный.
  • Хо-хо-хо – хвастливый, бунтарский.
  • Ху-ху-ху – трусливость, порой неосознанный страх.

3.4 Гендерные аспекты проявления эмоций у взрослых

У мужчин область эмоций обычно располагается в правом полушарии, что означает возможность ее функционирования в отрыве от других функций мозга.

У женщин эмоции связаны с обширной областью обоих полушарий, и их функционирование может происходить одновременно с действием других функций.

Представители мужского пола в большей мере склонны подавлять свои чувства, нежели женщины. Различия в сфере агрессии заключаются прежде всего в способе её выражения: у мужчин преобладает прямая агрессия, у женщин – вербальная и косвенная. Согласно другим исследованиям (Г.Орме, 2003), несмотря на отсутствие различий между мужчинами и женщинами по общему уровню EQ (коэффициента эмоциональности), женщины обнаруживают более высокий уровень по межличностным показателям эмоционального интеллекта (эмоциональности, межличностным отношениям, социальной ответственности). У мужчин преобладают внутриличностные показатели (самоутверждение, способность отстаивать свои права), способности к управлению стрессом (стрессоустойчивость, контроль импульсивности) и адаптируемость (определение правдоподобности, решение проблем). Иными словами, женщины более осведомлены об эмоциях, демонстрируют большую эмоциональность, у них складываются более благоприятные межличностные отношения, и они действуют с большей социальной ответственностью, чем мужчины. В наше время женщины все чаще занимают позицию мужчин, но при этом остаются все также эмпатийны и эмоциональны. Мужчины, в свою очередь, проявляют большее самоуважение, более независимы, лучше справляются со стрессом, лучше решают проблемы, более оптимистично настроены, чем женщины.

Заключение

Невербальное проявление эмоций является неотъемлемым компонентом эмоций в целом и является перспективным направлением в развитии теории эмоций. Мне близка позиция, что эмоции не лежат на поверхности, их необходимо вызвать из глубины подсознания.

Научной психологией на сегодняшний день является такая, в которой приведена приличная выборка, результаты сравниваются с контрольной группой и обсчитываются статистическими критериями. Психология в этом смысле идет на поводу у естественных наук, прежде всего биологии. Для биологии принципиально не важен отдельный экземпляр: она изучает виды. Вслед за ней и психология естественным образом ставит себе целью изучать вид «человек». Научная психология занята вопросами такого характера, например: а) как замерить шкалу склонности личности к чувству вины б) как замерить шкалу склонности личности к чувству стыда в) сделать опросники, опросить выборку и замерить корреляцию статистической методикой. Корреляция может быть и отрицательной, и положительной. Но вряд ли мы найдем ответ на вопрос: почему это так? Для ответа на этот вопрос нужно понимать смысл, а смысл, невыразим в числах.

Все больше психология превращается в «Базу данных обо всем касательно психики человека» и об эмоциях в частности. Учеными определено и описано более 500 эмоциональных состояний. «Чему у тебя равно n?» «Что у тебя с критерием Стьюдента?» - вот вопросы научных руководителей. И это можно понять, поскольку руководимый должен защититься перед комиссией, которая будет задавать именно такие вопросы. Например, если изучается история пациента с травматическим послевоенным неврозом, ему выдадут тест-опросник, первым вопросом в котором будет: «Мне часто снятся кошмарные сны о прошлом; и ответы: – да/довольно часто/бывает/довольно редко/никогда». Почему снятся именно ему, а другим нет? Почему снятся именно такие, а не другие? Почему не каждую ночь, а именно в определенные ночи? - все эти вопросы остаются за рамками работы с человеком. Более того, чтобы работа была признана, надо опросить не меньше 20 человек. При этом страдает феноменологическое понимание. Ведь это вопрос к психологии: изучить, как устроена психика, понять, как мы думаем. Почему мы вообще думаем именно те мысли, которые думаем? Эмоции относятся к телу или к душе? Каким образом они взаимосвязаны? – вот глобальные вопросы, которые только предстоит решить.

Список используемой литературы

  1. Барабанщиков В.А., Малкова Т. Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лица от локализации мимических проявлений. Вопросы психологии. 1988, № 5.
  2. Барабанщиков, В.А. Восприятие выражений лица. Институт психологии РАН, 2009.
  3. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав., М., 2004.
  4. Вилюнас, В.К. Психология эмоций, СПб., 2006.
  5. Витт, Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения. Вопросы психологии, 1981.
  6. Защиринская, О.В. Эмоции в контексте невербальной коммуникации нормально развивающихся подростков и их сверстников с нарушением интеллекта. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. Социология. Педагогика, 2009, №3-2.
  7. Изард, К.Э. Психология эмоций. СПб., 2000.
  8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
  9. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Эмоциональные и познавательные характеристики общения/ под ред. Ростов-на-Дону, 1990.
  10. Анохин К.В. Сознание и мозг. 2017
  11. Невербальное общение. Мимика, жесты, движения, позы и их значение. М.: Прайм-Еврознак.Непп М., Холл Д., 2007
  12. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации [Текст] / И.Н. Горелов // - М.: Наука, 1980.
  13. Ч. Дарвин. Выражение эмоций у человека и животных.
  14. Знак, Е.К. Читать человека — как книгу. - Минск; М., 1995.
  15. Мельник, А.А. Язык жестов. — М., 2003.
  16. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. Учебник. – СПб.: «прайм ЕВРОЗНАК», 2004.
  17. Пиз А. Язык телодвижений. Изд-во «Эксмо», 2007.
  18. П. Экман, У. Фризен. Узнай лжеца по выражению лица. С-Пб.: Питер.
  1. Психофизиология: Учебник для вузов. / Под ред. Ю. И. Александрова. СПб.: Питер, 2001

    • Е.В. Косилова Философия и психология о сознании в журнале Методология и история психологии, том 4, № 1.

  2. Непп М., Холл Д., Невербальное общение. Мимика, жесты, движения, позы и их значение, 2007.

  3. Birdwhistell, R. L. Communication. International Encyclopedia of the Social Sciences, 1968

  4. В. А. Лабунская, Психология экспрессивного поведения. Москва, 1989.

  5. Е.Я. Мелибруда, «Ты – мы: Психологические возможности улучшения общения»

  6. Андерсон М. Н. Возрастная изменчивость распознавания эмоций детьми от 6 до 11 лет : автореф. дисс. канд. психол. наук. – СПб., 2013.

    Bosacki S. Children’s understandings of emotions and self: Are there gender differences? Journal of Research in Childhood Education. – 2007.

  7. П. Экман «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь»: Питер; СПб; 2010

  8. П. Экман, У. Фризен. Узнай лжеца по выражению лица. С-Пб.: Питер, 2010.