Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятие, классификация эмоций)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Эмоции, по определению Симонова П. В., представляют собой особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственных субъективных переживаний (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций. В таком понимании эмоции сопровождают практически любые проявления жизненной активности человека, служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей. Эмоции влияют на эффективность когнитивных процессов, физическое самочувствие и деятельность человека в целом. Поэтому изучение эмоций имеет большое практическое и научное значение.

Игнорирование психологами и физиологами проблемы эмоций в течение длительного периода, по мнению ряда авторов, является основным препятствием на пути целостного понимания человеческой психики и делает принципиально неразрешимой психофизиологическую проблему.

Подобное избегание «неоднозначной» тематики аффективных процессов в когнитивной науке берет свое начало в посткартезианской и посткантианской философии, принципиально противопоставлявшей интеллект и аффект, эмоции и познание. Сегодня ситуация сильно изменяется благодаря появлению новых фактов. В настоящий момент все больше данных говорит в пользу взаимного влияния когнитивных и эмоциональных процессов, появляются новые понятия, такие как, например, «эмоциональный интеллект».

Возрождение интереса ученых к проблемам эмоций отражается не только в росте количества работ, посвященных этой тематике, но и в появлении новых учебных курсов, касающихся «аффективной нейронауки» (термин ввёл Richard J. Davidson).

Но, несмотря на расцвет «аффективной психофизиологии», до сих пор не существует однозначных данных, позволяющих достоверно установить знак и интенсивность возникающего у человека эмоционального переживания.

Целью данной работы является изучение невербальных проявлений эмоциональных состояний человека, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие, сущность эмоций;
  • изучить классификацию эмоций;
  • рассмотреть особенности влияния эмоций на невербальное общение;
  • изучить методы исследования эмоционального состояния;
  • рассмотреть маскировку эмоций человека с помощью невербального поведения;
  • изучить исследование восприятия и вербализации эмоциональных составляющих невербальных знаков различной природы.

Объектом исследования являются эмоции.

Предметом исследования является невербальное проявление отрицательных эмоциональных составляющих человека.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области психодиагностики, материалы периодических изданий и сети Интернет.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ

1.1 Понятие, классификация эмоций

Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия. Это временное переживание какого-либо чувства.

Овладение языком эмоций требует усвоения общепринятых в данной культуре форм их выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций у людей, с которыми человек живет и работает.

Эмоциям долгое время уделялось внимание в философии, психологии, физиологии, поднимались вопросы об их значимости для жизни человека, об их функциях в его коммуникативном поведении (Г.Е. Крейдлин, А.А. Романов, Ю.А. Сорокин и др.). Эмоции многофункциональны. Они связаны с мотивационным аспектом поведения человека и выполняют, например, функции положительного/ отрицательного.

Эмоция оказывается связанной с функцией социальной адаптации отдельного индивида. В его сознании формируются разнополярные зоны эмоций: отрицательные эмоции и в зависимости от различных аспектов оценки, степень презрения будет варьироваться. Наблюдая за собой и состоянием других, учёные выработали некоторый набор характеристик, которые помогают дифференцировать эмоции[1].

Общеизвестно, что каждая эмоция переживается индивидуально. Эмоции редко выражаются каким-то единственным способом. Специфичным признаком системности при категоризации эмоций является их бивалентность. Полярность соотношения эмоций по типу оценочного знака получает отражение в лексической системе языка как в сфере номинации эмоций, так и в сфере их выражения.

В.И. Шаховский отмечает, что эмоции образуют основную мотивационную систему человека, взаимодействуют друг с другом - активизируют, усиливают, ослабляют друг друга. Эмоции могут быть измерены количественно. В момент их стимуляции интенсивность может быть измерена специальными приборами непосредственно в речи - лексике, синтаксисе, интонации и эффекту их воздействия на получателя. Эмоция может иметь различную степень интенсивности. Сфера сознания, охваченная эмоцией, может быть количественно выражена тремя измерениями: удовольствие/ неудовольствие, расслабление/ напряжение, покой/ возбуждение.

Отношение собеседника к говорящему можно определить по телодвижениям, например, положению тела, движению рук, ног

Природа невербального выражения эмоций интересовала исследователей с древнейших времен.

Ч. Дарвин отмечал наличие связи между физиологическим устройством организма человека и внешним проявлением эмоций. Современными учеными было установлено, что эмоционально -экспрессивное поведение людей, принадлежащих к разным культурам, совпадает в невербальном проявлении некоторых эмоциональных состояний, таких как гнев, радость, печаль, удивление или страх .

Наблюдая за невербальными проявлениями эмоций, слушающий может оценить эмоциональное состояние говорящего и искренность /неискренность его речевого поведения.

Эмоциональное состояние и эмоциональное отношение могут быть представлены в языке различными средствами - как прямой номинацией, так и непосредственным выражением, также словесным описанием позы, особенности речи и голоса, взгляда, движение и т.п.

В самом общем смысле эмоции определяют как особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Тем не менее, в психологии до сих пор нет общепризнанного четкого определения эмоций.

Чтобы наиболее точно выделить предмет исследования, необходимо выяснить специфику эмоциональных явлений, а также их место среди других психологических функций, в том числе когнитивных. Е.Д. Хомская (2002) при разведении эмоциональных и когнитивных явлений предлагает опираться на следующие характеристики:

    1. Эмоциональные явления инициируют и сопровождают различные поведенческие акты, отражая успешность/неуспешность их осуществления по отношению к той или иной потребности. Их назначение - регуляция и оценка наших действий и ситуаций, а не решение познавательной задачи.
    2. Эмоциональные явления менее подвержены влиянию социальных факторов, в большей степени связаны с врожденными механизмами. Они в меньшей степени опосредстованны, менее осознанны, более спонтанны, хуже управляемы, чем когнитивные.
    3. Эмоциональные явления характеризуются не только знаком, но и «модальностью», качеством. Радость, страх, гнев, печаль и другие базовые отрицательные эмоции - качественно разные эмоциональные состояния. Здесь важны также сила, интенсивность, длительность и пр. параметры протекания эмоций.
    4. Эмоциональные явления тесно связаны с потребностно- мотивационными процессами. С помощью эмоций организм узнает о состоянии мотивационно-потребностной сферы.
    5. Эмоциональные явления тесно связаны с различными физиологическими процессами и состояниями.
    6. Эмоциональные явления входят как обязательный компонент в структуру личности в качестве основных («ядерных») образований личности.

Тем не менее, несмотря на явное отличие эмоциональных и когнитивных явлений, они находятся в постоянном взаимовлиянии и дополняют друг друга. Р. Дж. Давидсон предостерегает исследователей эмоций от семи характерных методологических ошибок и заблуждений, сохранившихся в науке со времен картезианского дуализма аффекта и интеллекта[2].

      1. В науке долгое время властвовало убеждение, что аффект и интеллект обслуживаются отдельными и независимыми нервными циклами. Теперь мы понимаем, что эмоции состоят из большого количества компонентов и лучше всего объясняются не как единый монолитный процесс, а как набор различных функциональных систем, которые включают в себя распределенную организацию корковых и подкорковых «эмоциональных кругов» (см. главу 3: «Нейроанатомия эмоций»).
      2. Долгое время предполагалось, что аффект связан с работой подкорковых структур. В противовес интеллекту, который «кортикален», то есть осуществляется благодаря работе серого вещества коры больших полушарий головного мозга. Теперь известно, что одной из важных структур, вовлеченных в эмоциональные системы, является орбитофронтальная кора (см. главу 3: «Нейроанатомия эмоций»).
      3. Долгое время аффективную сферу исследовали так, будто бы эмоции целиком «расположены» в голове. На самом деле в осуществлении эмоциональных явлений принимает участие весь организм, начиная с центральной и вегетативной нервной системы, заканчивая гуморальными и мышечными эффекторами.
      4. Психологи долго сохраняли «монополию» на исследование эмоций, а нейрофизиологи считали эмоции слишком сложными для исследования. Таким образом поддерживалось заблуждение, что эмоции можно изучить с чисто психологической стороны. На самом деле, как уже упоминалось, в эмоциональное реагирование включен весь организм. Эмоция - это комплекс изменений на разных уровнях.
      5. Долгое время считалось, что эмоции похожи по структуре у разных возрастов и видов. Существуют данные, касающиеся возрастных, гендерных, и видовых различий в развитии эмоциональных состояний. Сегодня количество исследований в данной области стремительно увеличивается.
      6. В рамках дискретной теории эмоций, базовые эмоции связывали с работой определённых локальных структур мозга. современная наука далека от узкого локализационизма, в том числе, и эмоциональных явлений. На самом деле вероятно наличие двух наиболее общих функциональных систем (положительной и отрицательной), представленных на нескольких уровнях центральной нервной системы.

7. Ещё менее полувека назад многие учёные исследовали эмоции, будто бы они являются сознательными состояниями. Но это противоречит самой сути эмоциональных явлений. Так, показано, что человек, хоть и может в некоторой степени контролировать выражение эмоций, но ему гораздо сложнее и без особой подготовки практически невозможно изменить переживаемую эмоцию. В экспериментах Краута (Kraut R.E., 1982) было показано, что введение в ситуацию условия социального контроля снижает корреляцию эмоций с лицевыми реакциями, то есть меняет выражение эмоций, но не их качество среди основных заблуждений психофизиологии эмоций, рассмотренных Р. Дж. Девидсоном, на наш взгляд, не хватает одного, не менее важного, чем все остальные. В течение долгого времени в аффективной психологии пытались исследовать аффективную сферу, как некое гомогенное образование, в то время как эмоциональные явления крайне разнообразны. Поэтому принимаясь за исследование эмоций, необходимо чётко осознавать, какой пласт аффективной сферы и какие именное её проявления станут предметом исследования.

Существует большое количество классификаций эмоций. Прежде всего, важно выделить различные уровни эмоциональных явлений.

Внутри каждого уровня эмоциональных явлений можно различать эмоции по модальности, по уровням проявления в строении психического, по психическим процессам, с которыми они связаны, по предметному содержанию, по направленности и др. Для решения наших задач были значимы следующие классификационные критерии для эмоций:

    1. Длительность эмоциональных явлений (эмоциональный фон, или эмоциональное состояние, и эмоциональное реагирование). Эмоциональное состояние в большей степени отражает общее глобальное отношение человека к окружающей ситуации, к себе самому и связано с его личностными характеристиками. Эмоциональное реагирование — это кратковременный эмоциональный ответ на то или иное воздействие, имеющий ситуационный характер. Указанные два класса эмоциональных явлений подчиняются разным закономерностям
    2. Знак и интенсивность. Эмоции могут быть отрицательными и положительными и иметь большую или меньшую интенсивность.

Предметом нашего исследования стало именно эмоциональное реагирование, его проявления в ЭЭГ, показателях работы вегетативной нервной системы, а также субъективной феноменологии переживаемого испытуемым состояния, в зависимости от знака и интенсивности эмоций.

1.2 Особенности влияния эмоций на невербальное общение

Рассмотрим составляющие невербального процесса общения в отдельности и то, как они отражают эмоциональное состояние человека.

Одним из важных невербальных средств, свидетельствующем о внутреннем состоянии собеседников, является рукопожатие. К рукопожатиям, показывающим положительные эмоции, можно отнести следующие:

Жест, когда рука подается вперед прямо, а кисть служит продолжением линии руки (при этом руки остаются в одинаковом положении), говорит о том, что встретились равные люди, испытывающие друг к другу чувство уважения и взаимопонимания. Рукопожатие с использованием обоих рук применимо только по отношению к близким друзьям и хорошим знакомым людям. Это проявление радости. Чуть-чуть удлиненное по времени рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрируют дружелюбие.

Если партнер, протягивая вам руку, подается корпусом вперед, это свидетельствует о его заинтересованности в общении с вами, расположенности к вам. Ладони открыты по отношению к партнеру или человек энергично потирает их друг о друга, это также является проявления положительных эмоций по отношению к собеседнику.

При отрицательных эмоциях наблюдаются следующие виды рукопожатий.

Пожатие прямой, несогнутой рукой является признаком неуважения. Его главное назначение в том, чтобы сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, длительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении. Задерживание руки партнера в своей руке вызывает чувство раздражения. Если при поданной руке его корпус остается прямым и даже несколько отклоняется назад, а голова слегка приподнята (подбородок задран вверх), то можно предположить несколько высокомерное отношение с его стороны. Иногда при отрицательной оценке собеседника, человек производит руками медленные движения наружу-вниз.

При проявлениях отрицательных эмоций, таких как гнев, презрение, страдания, страх рот слегка приоткрыт или плотно закрыт, уголки губ опущены, глаза широко раскрыты или прищурены, брови сдвинуты к переносице, внешние уголки бровей подняты вверх, вертикальные складки на лбу и переносице, рот закрыт, лицо застывшее, глаза тусклые, опущенные ресницы. Взгляд передает самую точную информацию о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не контролируется человеком. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

При проявлении положительных эмоций в речи слышны доброжелательные интонации; выражение глаз и всего лица спокойно или с легкой улыбкой; открытый, прямой внимательный взгляд устремлен прямо на собеседника; глаза могут кратковременно открываться особенно широко или, наоборот, прикрываться, обычно вместе с кивком головой, тогда у глаз появляются легкие морщины; радостная улыбка, при которой уголки губ приподняты и отведены назад, челюсти расслаблены, рот может быть приоткрыт.

Если человек возбужден или заинтересован чем-то, находиться в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния.

Когда человек оценивает собеседника или находится в смешанном эмоциональном состоянии в речи появляются усиленные (но не грубые) интонации; глаза широко открыты, брови могут быть приподняты; рот открыт, уголки губ приподняты; брови подняты вверх, внутренние уголки бровей подняты вверх.

Для лучшего понимания окружающих во время беседы, так же необходимо разбираться в значениях жестов человека.

Общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информацию, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной.

1.3 Методы исследования эмоционального состояния

Протекая частично на неосознаваемом уровне, восприятие эмоций имеет большую практическую значимость. Адекватное восприятие эмоций и эмоциональных состояний важно, например, в межличностном общении, при решении проблем профессиональной пригодности (начиная от определения эмоциональных характеристик человека, работающего со сложной техникой в условиях повышенной ответственности, заканчивая важными личностными качествами руководителей различного уровня)

Обязательным компонентом создания эмоционально-положительного тона общения служат такие проявления эмоций, которые психологи классифицируют как невербальные эмоциональные экспрессии.

Проблема динамики восприятия экспрессии лица является проблемой иного типа, чем, например, проблема восприятия цвета, формы или движения. Восприятие лица — это сложный, многомерный процесс, в котором распознавание эмоции является лишь одной из его сторон. Лицо выражает личность человека и является основным каналом невербальной коммуникации. Лицо несет информацию о возрасте, расовой и половой принадлежности человека, его интеллекте, характере, эмоциональном состоянии, определяет содержательный контекст высказываний, включено в организацию процесса общения. Поэтому, воспринимая лицо, мы относимся к данному предмету восприятия как к себе подобному. Соответственно, и перцептивный процесс строится, в том числе и по логике общения. И как следствие этого, восприятие и определение наблюдателем эмоционального состояния другого человека — это не просто процесс принятия решения, не просто прием и переработка информации и т. д., это эмоциональное сопереживание, т. е. целостный акт общения.

Изучая онтологию восприятия экспрессии лица на микроуровне, чрезвычайно важно правильно подобрать необходимую методику исследования. С этой целью был проведен обзор существующих методов исследования эмоций. Они оказались достаточно разнообразными. Самыми достоверными и надежными критериями определения эмоциональных состояний на сегодняшний день являются, бесспорно, соматические и вегетативные критерии (ЭЭГ, ЭКГ, ЭПГ, КГР и некоторые другие) и, соответственно, методы, использующие их[3].

Имеется методика самооценки базисных эмоциональных состояний, предложенная К. Изардом. Эта методика (шкала дифференцированных эмоций) представляет собой список общеупотребительных эмоциональных состояний, стандартизированных и переводящих индивидуальное описание эмоционального переживания в отдельные категории эмоций.

В. Вилюнас, В. Стончус, И. Пацевичус проводили исследование динамики эмоций методом хронологической регистрации Для получения некоторых количественных характеристик эмоциональной динамики авторы предлагали испытуемым вести своего рода эмоциональный дневник, отмечая в нем продолжительность, знак и интенсивность (в шкале от -5 до +5) испытываемых эмоциональных переживаний, а также вид деятельности, в котором они возникают.

Н.В. Витт, Л.Б. Ермолаева-Томина занимались разработкой методики выявления эмоциональности в мнемических процессах на основе анализа актуализации по памяти ранее пережитых эмоций четырех модальностей: радость, страх, гнев, неприятные переживания. Получены значительные различия по скорости репродуцирования эмоционально-значимых ситуаций; частоте репродуцирования эмоциональных ситуаций определенной модальности; интенсивности повторного переживания эмоций различных модальностей.

Д.Д. Шерман предложил метод определения и изучения эмоционально- волевого компонента (способности к максимально-волевой мобилизации) у лиц, чья деятельность сопровождается высокой степенью эмоционального напряжения. Метод основан на принципе выполнения максимального статического усилия на протяжении 30 с. Изменения статического усилия регистрировались с помощью динамографа. Подсчитывался критерий К-1 (качество начального и конечного максимального усилия в течение 30 сек) и критерий К-2 (изменение максимального усилия в течение 30 сек). Автором было установлено, что у лиц с малоразвитой способностью к эмоционально-волевой мобилизации в условиях эмоционального напряжения К-1 изменяется в пределах 0,32-0,83 условных единиц, К-2 — 0,30-0,99 условных единиц. В группе лиц, обладающих высокой способностью к эмоционально-волевой мобилизации, эти показатели достоверно выше[4].

Как видно из приведенного обзора, попытки создать метод исследования эмоциональности достаточно разнообразны. Что касается методов исследования эмоциональности по мимической лицевой экспрессии, то отметим, что начало им было положено с использования в качестве стимульного материала фотографий, изображающих основные эмоции. Но результаты, полученные таким образом, были порой весьма противоречивы, поскольку фотографии несут элемент индивидуальности. Возникла необходимость стандартизации стимульного материала — создания эталонов, отражающих проявления основных эмоций человека. О необходимости создания таких эталонов писали многие авторы. Например, в работах В.А. Лабунской указывается на то, что изучение особенностей восприятия лиц других людей и дифференциация выражений их лиц и соответствующих им состояний у разных людей не одинакова. Условия, определяющие успешность опознания эмоциональных состояний, самые различные. Здесь и особенности объекта (мимики), и характеристики субъекта познания, и особенности контекста выражения и восприятия. Все они выступают как детерминанты успешности опознания эмоциональных выражений, индивидуальных различий в данном виде деятельно - сти, и ни одно из них не определяет полностью окончательных результатов процесса опознания. Поэтому, как замечает В.А. Лабунская, представляет интерес комплексное исследование разнообразных условий успешности опознания эмоциональных состояний. Интегрирующим моментом комплекса условий может выступать эталон экспрессии, который является как результатом, так и условием процесса опознания. Содержание эталонов определено особенностями объекта и познавательными возможностями субъекта, которые в свою очередь детерминированы рядом объективных и субъективных условий.

Т.Н. Малкова долгое время занималась разработкой четких критериев оценки мимических реакций и создания эталонов для каждого вида эмоциональной экспрессии. В результате такие эталоны созданы, и они достаточно хорошо работают. Эталоны представляют собой стандартизированные и апробированные схемы-изображения основных эмоций.

Идею о целостном восприятии эмоциональных состояний можно найти и у других авторов. J.M. Seals, P.A. Kaufman пишут, что преподаватели колледжей, которых особенно предпочитают студенты, в большинстве характеризуются выраженным невербальными поведением. Исследования, проведенные в клинике, показали, что именно невербальное поведение психотерапевта играет важную роль в формировании отношения к нему у пациента. При приеме на работу кандидат оценивается в какой-то мере так же в зависимости от его невербального поведения. Во всех этих работах целостное представление о другом человеке выступает как важный фактор в профессиональной деятельности. Е. В. Фетисова, проведя экспериментальное исследование, пришла к выводу, что при восприятии и определении эмоционального состояния другого человека по его выразительным движениям, главным определяющим фактором является не какой-то один экспрессивный признак, но целостное представление об этом человеке, основанное на комплексе реальных взаимосвязей между выразительными компонентами. Только при условии формирования такого целостного образа возможна адекватная оценка эмоционального состояния другого человека.

Исходя из анализа литературных и экспериментальных данных, можно предположить, что имеются некие целостные перцептивные системы восприятия различных эмоций, и они зафиксированы еще на подпороговом уровне. Формирование и актуализация этих систем происходит не просто индивидуально у каждого человека, но в строгом соответствии с его эмоциональной чувствительностью. В рамках данной гипотезы были проведены два пилотажных исследования, которые преследовали цели изучения закономерностей зрительного восприятия различных эмоций в микрогенезе, выявления возможных особенностей микродинамики восприятия эмоций (в том числе предполагаемой индивидуальной эмоциональной чувствительности). Суть экспериментов состояла в следующем. На экране ПЭВМ в случайном порядке предъявлялись изображения-схемы проявлений основных эмоций человека. Схемы созданы при помощи компьютерной графики на основе схем- эталонов, которые были разработаны В.А. Барабанщиковым и Т.Н. Малковой Предъявлялись схемы следующих эмоций: 1 — гнев, 2 — грусть, 3 — отвращение, 4 — радость, 5 — спокойствие, 6 — страх, 7 — удивление. Время предъявления не более 100 мсек. Изображения схемы предъявлялись на фоне «шума» («шум» представлял собой точечное «закрашивание» экрана). Степень «зашумленности» менялась следующим образом: 95 %, 90 %, 85 %, 80 %, 75 %, 70 %, 65 %, 60 %, 55 %, 50 %, 45 %, 0 % от общей площади экрана. Всего в экспериментах участвовало 88 человек. У 8 человек из этого числа одновременно с предъявлением стимулов на экране ПЭВМ снималась ЭЭГ.

Пилотажные исследования подтвердили факт, описанный в работах В. А. Барабанщикова и Т. Н. Малковой, что разные люди в разной степени чувствительны к восприятию эмоциональной экспрессии. В условиях шумового предъявления эмоциональных эталонов, так же как и в исследовании В.А. Барабанщикова и Т.Н. Малковой, выделились две группы испытуемых: группа «синтетиков», воспринимавших мимические выражения как целое, и группа «аналитиков», строивших свои оценки на выделении отдельных элементов лица. Несмотря на то, что предъявления эмоциональных схем осуществлялось не более чем 100 мсек. и на фоне шумов, лицо человека узнавалось фактически сразу (начиная уже с 90 % «зашумленности» экрана), независимо от того, «синтетиком» или «аналитиком» являлся человек. О наличии эмоций испытуемые начинали догадываться чуть позже (с уровня «зашумленности» 90-85 % от общей площади экрана — у «синтетиков», 85-65 % — у «синтетиков»). У значительной части испытуемых наименьшее количество ошибок было, как это ни странно, при достаточно высоком уровне зашумленности, и увеличивалось при уменьшении уровня зашумленности. Кроме того, опознавание эмоциональных схем ухудшалось у испытуемых с высоким уровнем тревожности.

Следует констатировать, что в настоящее время строгие эмпирические референты и методики оценки показателя эмоциональной чувствительности недостаточно разработаны. Поэтому нередко используются качественные методы исследования: наблюдение, свидетельства и описания других лиц, анализ отдельных случаев, самооценка и т. д. Что касается более строгих методов исследования, основанных на количественной оценке, то в настоящее время ведутся работы в данном направлении в рамках психологической квалиметрии.

Большинство людей не отдает себе отчета в значении невербальных компонентов коммуникации, полагая, что большую часть информации человек получает благодаря языку. Однако исследователи невербального поведения отмечают, что приблизительно три четверти информации о коммуниканте, о его истинных чувствах и намерениях, можно получить, наблюдая за едва уловимыми деталями его поведения. Как правило, использование тех или иных невербальных компонентов является результатом не сознательной тактики поведения, а подсознательных импульсов, поэтому элементы невербального поведения так трудно подделать, и доверять им можно значительно больше, чем словам.

Вывод по первой главе

При философском подходе эмоции рассматриваются как атрибутивное свойство человека, одна из важных сторон личности. Психологи определяют эмоции как побудительные силы психологической деятельности, регулирующие её, а также как реакцию или комплекс реакций, обусловленных когнитивными процессами. С лингвистической точки зрения эмотивность рассматривается как имманнетное свойство языка, способное выражать эмоциональные состояния и переживания человека через особые единицы языка и речи.

Разнообразие репрезентаций эмоций на различных уровнях, сложные отношения с предметным содержанием исключают возможность классификации эмоций по одному основанию. Соответственно, существует множество классификаций в зависимости от того, что автор понимает под эмоциями и какие признаки (физиологические, психологические, языковые) лежат в их основе.

Анализ лингвистической и психолингвистической литературы обнаруживает множество научных концепций, претендующих на фундаментальное объяснение эмотивности как лингвистической категории и при этом нередко противоречащих друг другу.

Эмоции, кодируемые тем или иным национальным языком, существуют как ценностное явление человеческого бытия. Социализированные в конкретной культуре, в конкретном социуме, они формируют концепты. Эмоциональные концепты в человеческом сознании, равно как и другие культурные концепты, существуют как определенным образом структурированные сложные знаковые образования. Всякий способ рассудочно-эмоционального освоения мира так или иначе предполагает апелляцию человеческого сознания к его знаковой оформленности. Чувства и эмоции практически невозможно выразить с помощью только одного языкового средства. Эмотивность репрезентируется на различных уровнях языковой системы: фонетическом, морфемном, лексическом, синтаксическом. При этом установлено, что существуют как универсальные эмотивные средства в разных языках, так и национально специфические.

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

2.1 Постановка проблемы

Эффективность образования предопределена тем, в какой мере система средств, содержания, методов и приемов формирования развитой, эмоционально устойчивой личности учитывает психологические закономерности и особенности возрастных и индивидуальных различий.

Процессы индивидуального развития не прерываясь проживают свою эволюцию, и ни один аспект данного развития не может быть раскрыт вне зависимости от эмоциональных состояний.

Наш опыт показал , что исследование эмоциональных состояний на подготовительном этапе целесообразно проводить с помощью пилотажного исследования по тесту «Шкала проявления личностной тревоги» (Д. Тейлор, Т.А. Немчин).

2.2 Результаты исследования

По полученным данным (N = 180) наибольший процент (59,4 %) опрощенных часто устают; 58,3% учащихся могут расстроиться по пустяку; 57,2 так сильно беспокоятся, что с трудом не вскакивают с места; 56,1 % нервничают из-за ожидания; 51,1 % не хотят ни с кем делиться своими мыслями; 47,2 % тревожат возможные неудачи; 47,2 % принимают всё слишком серьезно; 46,1% считают, что другие счастливее их.

Наименьшими показателями отличились четыре параметра: нет силы выносить трудности - 14,4%; жалуются на запоры - 14,4%; работа дается с напряжением - 19,4%; всегда тревожатся - 20%.

Дальнейшая систематизация показателей позволила выявить испытуемых очень высокого, высокого, среднего, среднего с тенденциями к высокому, среднего с тенденциями к низкому, низкого уровней проявления личностной тревожности. Была создана группа из 80 учащихся, которые имели максимальные значения определенных параметров (таблица 1).

Таблица 1 - Группировка данных по уровню проявления личностной тревожности

Уровень личностной шкалы проявления тревоги

Количество баллов

%

Очень высокий

41-50

0

Высокий

25-40

13,33

Средний с тенденцией к высокому

15-24

36, 11

Средний с тенденцией к низкому

5-14

40,55

Низкий

0-4

10

Проведенная группировка данных демонстрирует высокий и средний с тенденциями к высокому уровень проявления тревожности почти у половины старших подростков нашей выборки.

Средний с тенденциями к высокому уровню тревоги испытывают более одной трети опрошенных, и более половины из них замечали у себя тахикардию.

На среднем с тенденциями к низкому уровню проявления тревожности находится более 40 % испытуемых. На этом уровне наименьшим числом выборов (1,36-5,47 %) отличились пять параметров: боялись, что покраснеют; что опять начнет болеть желудок; что появится пот или испарина; напряженность; боязнь трудностей.

10% школьников стали представителями низкого уровня проявления тревожности.

Эти 80 школьников высокого и среднего как пограничного состояния уровня проявления тревожности были распределены по двум группам: контрольной (КГ, N = 40) и экспериментальной (ЭГ, N = 40).

Подросткам обеих групп мы предложили нарисовать символический образ смерти по методике «Ваши мысли о символическом образе смерти» и провели анализ рисунков по трем признакам:

  • выбор символического образа в рисунках;
  • использования цвета в рисунках;
  • выбор символического образа, заполняющего фон рисунка.

По первому признаку - признаку выбора символического образа - мы получили самые разнообразные рисунки. Это может, с одной стороны, говорить о наличии большого творческого потенциала у наших испытуемых. С другой стороны, искажение или преобразование данной фигуры в нечто другое может служить признаком того, что испытуемый так сильно боится смерти, что не хочет видеть ее и поэтому старается изменить образ смерти до неузнаваемости. Важно отметить, что 35 % испытуемых КГ и 25 % ЭГ причудливо раскрасили силуэт. На наш взгляд, это может означать, что мысль о смерти у этих подростков становится всё навязчивее, желаннее, загадочнее и таинственнее. При этом полученные данные позволяют нам предположить, что, возможно, испытуемые задаются вопросом: существует ли загробная жизнь? Не исключено, что данные респонденты пока не остановились ни на одной из версий и находятся в постоянном поиске, анализируют все сведения, хотят приподнять завесу над этой тайной. Следуя нашей логике, пока наши школьники заняты теоретическими изысканиями, все нормально, главное, чтобы они не перешли к практическим опытам.

Результаты использования цвета в рисунках по методике «Ваши мысли о символическом образе смерти» были систематизированы по второму признаку - по признаку использованию цвета в рисунках. Анализируя цвета, при интерпретации рисунков мы исходили из того, что один и тот же цвет вызывает сходные реакции. Распределение цветовых групп происходило по восьми направлениям: красный, зеленый, желтый, орнажевый голубой, серый, коричневый, черный цвета.

Как видно, испытуемые в КГ и ЭГ используют все восемь цветов в изображении символического образа смерти, причем использование желтого (30 %), голубого (25 %) и черного (35 %) равнозначно как в ЭГ, так и в КГ. Наименьшее количество выборов получили такие цвета, как оранжевый и коричневый. На наш взгляд, школьники слабо использовали оранжевый цвет (ЭГ 10%, КГ 12,5 %), так как это цвет счастья, веселый цвет, часто используемый клоунами всего мира, и воображаемый образ смерти трудно представить в данном цвете. В КГ испытуемые в количестве 40 % предпочитают зеленый цвет. В ЭГ этот показатель составляет 20 %. Серый цвет доминирует в ЭГ (50 %). В КГ данный показатель в количестве 35 %. Присутствие в иллюстрации образа смерти коричневого цвета можно проинтерпретировать как цвет, связанный с гниением, разложением, борьбу с разрушительными силами, стремление к нормальному здоровому состоянию. Используя в рисунке эмоциональноустойчивые цвета (красный, зеленый, желтый), испытуемые, предположительно, пытаются сгладить «трагическое звучание» проективного рисунка. При интерпретации рисунков нас интересовал фон как показатель тревожности и страхов старших подростков.

Образы, заполняющие фон рисунка «Ваши мысли о воображаемом образе смерти», были самые разнообразные: звездное небо, луна, месяц, солнце, тучи, молния, дождь, деревья, цветы, луг, гриб- мухомор, горы, дом, шарики, воронье, ангел, дьявол, кладбище, кресты, могильная плита, улица, летучие мыши, человек, детские игрушки, геометрические пазлы, письма, фотографии, змея, убитая кошка, части тела, лира.

Оказалось, что в изображении фона у испытуемых КГ доминируют образы небесных светил, образы природы, дождя, молнии, человека, ангела, дома. Испытуемые ЭГ используют для фона звездное небо с луной, тучи, деревья, дом, кладбище. По второму признаку - признаку выбора символического образа, заполняющего фон рисунка, получилась тоже характерная картина. Для 35 % респондентов КГ и 25 % ЭГ характерны навязчивые представления о смерти. В своих рассуждениях мы опирались на то, что чем подробнее и четче респондентами нарисован фон как элемент любой тревожности, тем больше времени они проводят в размышлениях о смерти. Надо сказать, что если фон нарисован ярче, чем основная фигура, то это может означать, что наши подростки настроены пессимистично. Кроме того, возможно, что они размышляют о своей горькой участи и несправедливости жизни по отношению к ним. При этом для 17,5 % респондентов КГ и 25 % ЭГ нашей выборки характерно болезненное отношение к смерти. Мы полагаем, что если в рисунках вся площадь силуэта закрашена и к нему пририсованы еще элементы, например, коса или одежда образа смерти, то это свидетельствует о болезненном отношении к смерти. Для этих испытуемых характерны частые размышления на тему смерти. Возможно, у них были в жизни тяжелые утраты, которые не прошли бесследно, поэтому испытуемые боятся смерти и ненавидит ее. Из приведенного описания уровней представлений о воображаемом образе смерти следует, что они отличаются друг от друга, что накладывает свой отпечаток на эмоциональную устойчивость старших подростков.

Вывод по главе 2

Проведенное исследование помогло нам апробировать психокоррекционную программу по песочной арт-терапии, в основу которой положены разработки Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Е.С. Лебедевой , Е.Г. Лопес, А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой, Н.А. Сакович, Г.Н. Эль, К.Г. Юнга. Апробация психокоррекционной программы проходила в экспериментальной группе нашей выборки, включающей 40 испытуемых. Учитывая специфику групповой арт-терапевтической коррекционной работы, мы разделили нашу выборку на четыре подгруппы по 10 человек в каждой. Школьники создавали песочные картины и давали название своему произведению, рассказывали о нем. При этом участники группы использовали песочные формы как символы гармонизации отношений со своими чувствами. Предлагалось написать «послание» всем старшим подросткам или тем, кому они захотят, о том, что нужно делать, чтобы избавиться от страха и тревоги. Коррекционное воздействие было организовано таким образом, чтобы гармонизировать нарушенные отношения в той или иной системе (отношения со своими чувствами, отношения между людьми, с окружающей средой).

В итоге мы наблюдали снижение страха и тревоги; если этого не происходило, мы привносили некоторую ритуальность (хоронили или кремировали страх, создавали его аллею). Многим детям требовалась еще и другая дополнительная работа над своими страхами, но, по крайней мере, они теперь знали, как он выглядит, и работа по преодолению страхов шла быстрее. Коррекционное воздействие было организовано таким образом, чтобы гармонизировать нарушенные отношения в той или иной системе (отношения со своими чувствами, отношения между людьми, с окружающей средой).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отдельные эмоции и формы их выражения понятны людям разных культур, тогда как другие можно понять только в рамках определенной культуры. Ученые считают, что различие в выражении эмоций связано с тем, что они различаются своими социальными функциями. Некоторые эмоции, например гнев, любовь, заинтересованность, презрение, направлены на окружающих и являются формой взаимодействия между человеком и его социальной средой. Другие же (страх, печаль) направлены на самого человека, и являются ответом на то, что произошло с ним. Однако, испытывать отрицательные эмоции бывает полезно для жизни и деятельности человека, так как это предостерегает человека от необдуманных поступков.

В любом языке выделяется лексикон эмоций. Лингвистами отмечалось, что эмотивов с отрицательной оценочной семантикой в словарях разных языков в количественном отношении больше, чем с положительной, но употребляются они при общении друг с другом значительно реже, чем последние. Эмоциональные системы разных пародов и культур похожи, но выражение негативных эмоций в их лексиконе уступает позитивности при употреблении слов и грамматических конструкций. Согласимся с точкой зрения В.И. Шаховского о том, что пложительные эмоции выражаются всеми народами более однообразно, чем отрицательные, которые всегда конкретны, отчётливы и многообразны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вансяцкая Е.А., Карташкова Ф.И. Невербальные компоненты коммуникации в художественном тексте (На материале английского языка). Иваново, 2010.
  2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2012.
  3. Конецкая В. П.: Социология коммуникации. - М.: МУБУ, 2008
  4. Коновалова Ю.О. Отказ партнеру по коммуникации в праве на получение информации: вербальные и невербальные средства выражения: монография/ Ю.О. Коновалова, Е.Ю. Гончарук, О.К. Калькова, Е.Н. Пугачева. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2010. — 240 с.
  5. Крейдлин Г.Е., Чувилина Е.А. Улыбка как жест и как слово // Вопр. языкознания. 2011. № 4.
  6. Лабунская В. А. Невербальное поведение. - Ростов-на-Дону, 2012.
  7. Наркевич А.Ю. Детективная литература // Краткая литературная энциклопедия. М., 2012.
  8. Петрушевская Л. Черное пальто [Электронный ресурс] / Петрушевская Л. // Lib. Ru. (Электронная библиотека). — Режим доступа — http ://lib. ru/PROZA/PETRUS HEWSKAYA/r_palto. txt
  9. Рычагова А.В. Традиции готического романа в творчестве Агаты Кристи: Дипломная работа. Иркутск, 2010.
  10. Фаст Д.Ж. Язык тела. М., 2011.
  11. Шелгунова Л.М. Взаимоотношение языковых и параязыковых факторов в романе Л.Н. Толстого «Воскресение» // Филол. науки. 1978. № 3.
  12. Экман П.С Психология лжи. СПб., 2013.

  1. Шелгунова Л.М. Взаимоотношение языковых и параязыковых факторов в романе Л.Н. Толстого «Воскресение» // Филол. науки. 1978. № 3.

  2. Рычагова А.В. Традиции готического романа в творчестве Агаты Кристи: Дипломная работа. Иркутск, 2010. с.14

  3. Шелгунова Л.М. Взаимоотношение языковых и параязыковых факторов в романе Л.Н. Толстого «Воскресение» // Филол. науки. 1978. № 3. с.54

  4. Коновалова Ю.О. Отказ партнеру по коммуникации в праве на получение информации: вербальные и невербальные средства выражения: монография/ Ю.О. Коновалова, Е.Ю. Гончарук, О.К. Калькова, Е.Н. Пугачева. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2010. — 240 с.