Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

“Невербальные проявления эмоциональных состояний человека” (анализ)

Содержание:

Введение

Актуальность. Учение, обучение, научение, образование и т. п. — понятия, термины, используемые для обозначения учебного процесса. Современная педагогика дает определенную интерпретацию понятий. Образование — сложное и многогранное общественное явление, сфера передачи, усвоения и переработки знаний и социального опыта. Основное содержание образования составляет учение. Образование есть определенная система учебных и воспитательных форм деятельности. Образование интегрирует различные виды учебной деятельности, ее содержание в единую социальную систему, ориентируя их на социальный заказ, на социальные потребности общества.

Задачи:

  1. Невербальная коммуникация
  2. Этика общения. Невербальные проявления состояний человека
  3. Невербальные коммуникации в общении
  4. Невербальные проявления эмоциональных состояний человека

Предмет невербальные проявления эмоциональных состояний

человека.

Объект анализ эмоциональных состояний человека.

Цель проявления эмоциональных состояний человека.

Если социальная философия, рассматривая образование как, социальное явление и социальную систему, исследует фундаментальные основы образования в системе: образование, общественное бытие и общественное сознание, то педагогика непосредственно изучает образовательный и воспитательный процессы во всех звеньях, методические и дидактические основы. Если психология имеет объектом образование как источник формирования личности, то политология, наука о политике рассматривает связи образования с политикой и идеологией. Экономическая теория основное внимание сосредоточивает на раскрытии сущности и материальной базы образования. И на долю социологии образования приходится самый- главный из всех объектов исследования — социальный аспект, позволяющий рассмотреть образование через призму общественных отношений, его взаимодействие с обществом, влияние на общественное развитие, сферы и структуры. Специальная социологическая наука, предметом которой выступает система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, определяет основные направления социологии образования: место образования как социального института в системе общественного воспроизводства; взаимоотношения процесса образования с другими процессами общественной жизни (экономическими, демографическими, политическими); взаимосвязь системы образования с социальной структурой общества; социальные функции образования и динамика их изменения; социальное положение и общественная роль учителей и преподавателей; динамика взаимоотношений между обучающими и обучаемыми.

Деловое общение — это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения.

Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение следующих вопросов: каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения; как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания и сделать коммуникацию успешной.

Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация – в переводе с латыни обозначает "общее, разделяемое со всеми". Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.

Итак, язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях:

- Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.

- Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.

- Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и художественная литература, которая была бы невозможна без существования письменного языка.

- Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.

- Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.

- Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.

Глава 1 Теоретические основы

1.1. Невербальная коммуникация

Невербальная коммуникация (от лат. verbalis — устный и лат. cоmmunicatiо — общаться) — поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Невербальная коммуникация является системой невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологических и социально-психологических качеств личности.

Язык тела - Язык телаэто любое движение тела или его части, с помощью которого человек передает эмоциональное послание внешнему миру.

Язык нашего тела, по сравнению с другими вербальными (речевыми) средствами общения, является уникальным. Если представить, что именно он несет от 60 до 80 процентов передаваемой собеседнику информации, легко понять необходимость в интерпретации этого способа контакта.

Если мы желаем быть уверенными, что точно поняли человека, мы должны соединить в одну общую картину информацию от тела и словесные выражения.

Вероятно, многие из нас сталкивались с ощущением неясной тревоги при общении с человеком, когда он утверждал одно, однако подсознательно вы чувствовали его фальшь. В психологии это называется неконгруэнтным поведением собеседника. Кто - то это бы назвал интуицией или предчувствием... и хорошо тем, кто ее имеет. На самом деле, интуицию легко развить, занимаясь практиками Нового Кода НЛП. Так же её можно развить наблюдая за собеседником и, зная конкретное значение жестов, сделать верные выводы.

Язык – это знаковая система сознательного, она реализует в речи то, что вы осознанно собираетесь в ней реализовать. А знаковая система НВК – семиотика бессознательного, она реализует те мотивы, которые находятся в бессознательном. Очень часто знаковая система НВК противоречит реальной речи.

Если человек чувствует нечто, он передает это специальными знаками, что очевидно. Интересно другое: если насильно лишить человека возможности эти знаки демонстрировать, у него в связи с их отсутствием меняется само психологическое состояние. Например, если человек жестами демонстрирует негативное отношение к вам, лишите его физической возможности демонстрировать это отношение, и, возможно, ваша ситуация улучшится.

В деловом взаимодействии при интерпретации мимики особое внимание следует обращать на согласованность. Пока мимика согласуется со словесными высказываниями, мы обычно не воспринимаем ее отдельно.

Невербальная коммуникация включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

  • внешний вид собеседника,
  • мимика (выражение лица),
  • пантомимика (позы и жесты).

4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:

  • вокальные качества голоса,
  • его диапазон,
  • тональность,
  • тембр.

5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:

  • темп речи,
  • паузы,
  • смех и т. д.

По невербальной коммуникации мы можем определить установку собеседника на общение. Различают следующие установки: доминирование — равенство — подчинение; заинтересованность — незаинтересованность; официальность — доверительность; закрытость — открытость.

Существуют различные зоны невербальной коммуникации:

1. Интимная зона (15-45 см)  — допускаются только самые близкие люди.
2. Личная зона (45-120 см)  — общение деловых партнеров.
3. Социальная зона (120-350 см)  — общение в малой группе (10-15 чел.). Пресс-конференции, круглый стол, семинар и т. д..
4. Публичная зона (от 350 см)  — общение с большой группой людей, массовой аудиторией.

Знание зон позволит правильно построить коммуникацию и достичь наибольшего эффекта.

В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов.

Психологи считают, что невербальная коммуникация является важнейшим условием эффективного общения. Это объясняется тем, что:

около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

невербальная коммуникация, сигналы при ней, позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов — походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т. д.

Особенно ценны сигналы невербальной коммуникации потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

Вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) параи экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт (Лабунская, 1989). Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах. (Всем известны недоразумения, которые возникают иногда при общении русского и болгарина, если пускается в ход утвердительный или отрицательный кивок головой, так как воспринимаемое русским движение головы сверху вниз интерпретируется как согласие, в то время как для болгарской «речи» это отрицание, и наоборот). Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований – кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами. Так, например, в исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы – 80, французы – 20, мексиканцы – 180).

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Приход своевременно к началу дипломатических переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику, напротив, опоздание истолковывается как проявление неуважения. В некоторых специальных сферах (прежде всего в дипломатии) разработаны в деталях различные возможные допуски опозданий с соответствующими их значениями.

Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э. Холл, который называет проксемику «пространственной психологией», исследовал первые формы пространственной организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Так, Холл зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0-45 см); персональное расстояние (45-120 см), социальное расстояние (120-400 см); публичное расстояние (400-750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения. Эти исследования имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп. Так, например, в ряде экспериментов показано, каким должно быть оптимальное размещение членов двух дискуссионных групп с точки зрения «удобства» дискуссии.

В каждом случае члены команды – справа от лидера. Естественно, что не средства проксемики в состоянии обеспечить успех или неуспех в проведении дискуссий; их содержание, течение, направление задаются гораздо более высокими содержательными уровнями человеческой деятельности (социальной принадлежностью, позициями, целями участников дискуссий). Оптимальная организация пространства общения играет определенную роль лишь «при прочих равных», но даже и ради этой цели изучением проблемы стоит заниматься.

От роли телодвижений и жестов в судьбе "биосоциальных лидеров" естественно перейти к значению невербальной коммуникации вообще (в конце подраздела мы еще вернемся к харизме политического лидера). Невербальная коммуникация (от лат. verbum - глагол, слово и communicatio - общаюсь) в человеческом обществе включает все формы передачи информации без помощи языка. Невербальная коммуникация уподобляет человеческий социум сообществам других живых организмов, где это единственный способ коммуникации, за вычетом только человекообразных обезьян с зачаточными формами вербального языка (довербальная коммуникация). Однако в человеческом социуме невербальная коммуникация сосуществуент с вербальной и находится под сильным влиянием последней, что следует признать спецификой человека.

Невербальная коммуникация у человека отвечает по крайней мере за 55% сообщений, передаваемых при контактах между людьми; особенно весом её вклад в выяснение межличностных отношений. Так, женщина может послать мужчине убийственный взгляд, и он четко выразит ее отношение, даже если она не раскрывает рта. Не менее важна невербальная коммуникация и в политических ситуациях - при общении между лидером и его сторонниками (о чем уже шла речь выше), между людьми в возбужденной толпе, во время избирательных компаний. Исследования невербальной коммуникации у человека - предмет не только биополитики, но и специальных дисциплин (кинезика, проксимика и др.). Невербальную коммуникацию можно классифицировать

• по каналам передачи сообщения;

• по типу передаваемой информации;

• по происхождению невербальных сигналов (врожденные или приобретенные? культурно обусловленные или общие для всех культур в человеческом обществе? специфические только для вида Homo sapiens или общие для всех приматов?).

Каналы невербальной коммуникации включают телодвижения (поворот головы "вправо-влево" означает "нет" у многих культур, так что некоторые биополитики считают его универсальным и выводят этот сигнал из отказа грудного ребенка, уже насосавшегося молока, от дальнейшего кормления; впрочем, в Болгарии это - утвердительный ответ), жесты, мимика, позы; интонации голоса, всякого рода придыхания и паузы в речи; по-видимому, также химические стимулы (характерный запах пота испуганных людей) и, возможно, физические поля.

Типовые сообщения, передаваемые в процессе невербальной коммуникации, включают.

Доминирование или подчинение. Так, для доминирующего рукопожатия характерна ладонь, развернутая вниз, для подчиненного - развернутая вверх. Улыбка мартышки (молчаливое открывание округлённого рта) представляет сигнал подчинения. Человеческая улыбка возникает в различных ситуациях и имеет много оттенков, но подчинительная улыбка входит в репертуар политических деятелей, например, она появлялась на лице М.С. Горбачёва. По данным Р.Д.Мастерса победу на президентских выборах в США далеко не всегда одерживает кандидат, который демонстрирует общую для приматов позу и мимику доминирования (поднятые брови, оскаленные зубы, вскинутая вверх голова). Успеха может добиться и кандидат, допускающий позу и мимику подчинения (опущенные брови, загнутые вниз углы рта, опущенная голова). Иначе говоря, люди подсознательно разделяют биосоциальное доминирование и политическое лидерство.

Право на территорию (так, целый комплекс невербальных сигналов посылается в адрес человека, пытающегося слишком приблизиться к другому человеку и вторгнуться в его интимное пространство). Другой пример: закинутая на подлокотник стула нога говорит о праве человека на обладание этим стулом;

Ухаживание, сексуальный интерес или, напротив, безразличие, неприязнь. Так мужчина при виде понравившейся женщины поправляет галстук, более вызывающие формы невербальной коммуникации - закладывание больших пальцев рук за ремень, расширение зрачков глаз, постановка ноги носком в ее сторону. В целом, сильный пол в довольно большой мере сохранил обезьяний ритуал ухаживания;

Радость, счастье. Эволюционно-консервативные варианты невербальной коммуникации - улыбка и смех; их конкретное значение, однако, претерпевало значительные и многократные перемены в ходе эволюции от мартышек до Homo sapiens;

Страх. Из многих аспектов этого, невербально передаваемого, эмоционального состояния, отметим характерное для детей прикусывание засунутых в рот кончиков пальцев. Из истории нам известны карикатуры на политиков, застигнутых в момент сильного испуга (например, канцлера Меттерниха во время восстания 1848 г.). Даже люди с сильно выраженной способностью к самообладанию демонстрируют по крайней мере микросигналы страха (например, повышенную потливость). Заметные для окружающих невербальные сигналы страха в большинстве случаев весьма нежелательны для репутации политических лидеров. Политические лидеры выражают чувство страха, глядя вниз, совершая быстрые отрывистые движения, или как бы застывая на месте. Р. Мастерс полагает, что гримасы страха могут отнять у кандидата на политический пост всякие шансы на успех. Так произошло с Уолтером Мондейлом во время президентских выборов 1984 г., закончившихся для него неудачей.

1.2. Этика общения. Невербальные проявления состояний человека

Методологически социология образования придерживается принципов диалектической логики и, прежде всего, единства теории и практики — основы социального познания. Социология образования имеет два взаимосвязанных уровня — теоретический и эмпирический. Теоретический уровень предшествует эмпирическому, который завершает теоретический. Теория социологии образования обосновывает закономерности и особенности развития образования, дает теоретическое обобщение происходящих процессов, определяет направление эмпирических социологических исследований общественного мнения учащихся, педагогов, администрации, общественных организаций. Теория социологии образования обосновывает и решает проблему, выдвигает гипотезы, требующие проверки практикой. Без теоретических предпосылок никакое эмпирическое исследование не дает необходимых результатов, а будет иметь случайный характер в виде набора суждений и фактов. Недостаточно квалифицированные исследователи нередко пытаются обойтись без теоретических обоснований и исследование сводят к поверхностно отобранной сумме фактов, данных и т. п.

В социологических исследованиях образования нередко культивируется субъективизм, когда ожидаемые ответы респондентов фиксируются только как позитивные, приукрашивающие реальную действительность, игнорирующие ее противоречия. Так, игнорировался важнейший методологический принцип — объективность рассмотрения общественных явлений. Эмпирические исследования систематически проводятся в школах, вузах, других учебных заведениях работниками социологических центров институтов, а иногда и непосредственно администрацией учебных заведений и охватывают широкий круг вопросов — социально-политический и моральный облик учащихся, педагогов, их ценностные ориентации, отношение к учебе и работе, культурный уровень, удовлетворенность трудом, общественную деятельность и т. д. Для анонимного выборочного опроса учащихся и педагогов разрабатываются социологические анкеты. Полученные эмпирически результаты дают факты, данные для обобщений и анализа процессов в системе образования. Взаимодействие теории не ведет, не превращает в схоластику и догматизм, а обретает способность творчески развиваться, давая работникам системы образования новые выводы и практические рекомендации.

Диалектическая логика требует рассмотрения современной системы образования в его развитии и изменении, во всех связях и взаимодействиях. В процессе демократизации образования органы народного образования, средняя и высшая школа учитывают достигнутое, отбирают все прогрессивное, отбрасывая все отрицательное, наносящее ущерб воспитанию молодежи, подготовке специалистов для народного хозяйства.

Дело в том, что еще в недалеком прошлом две системы образования — советская и зарубежная (западная) неизменно рассматривались как антагонистические, что соответствовало соотношению между двумя социально-экономическими системами. Советская система образования считалась социалистической, а западная — буржуазной. Такое искусственное политическое деление затрудняло сотрудничество государств в сфере образования, взаимную передачу накопленного опыта обучения и воспитания молодежи. В действительности же между двумя системами образования, несмотря на имеющиеся противоречия и разногласия, есть много общего, взаимоприемлемого: обмен учащимися студентами, обучение в вузах, обобщение педагогического опыта и методики и др. во взаимных интересах. Железный занавес между двумя системами образования отброшен.

В сфере образования существуют объективные диалектические противоречия между потребностями и интересами общества и уровнем образования — количественные и качественные. В системе образования постоянно возникает противоречие между текущими и перспективными потребностями общества. Здесь речь идет о двух противоречиях — между опережающим — по сравнению с реально существующими общественными потребностями — развитием системы образования — и развитием производства и общества. Существует и внутренние противоречия, присущие самой системе образования. между ее текущими и перспективными социальными функциями. Противоречия постоянно разрешаются и вновь возникают на каждом этапе развития общества и самой системы образования. Если объективное противоречие на всех этапах развития выступают источником развития системы образования, то противоречия субъективные наносят серьезный ущерб учебным заведениям, материальный и моральный — преподавателям, учащимся, тормозят осуществлению ими задач, ведут к уходу из системы образования наиболее ценных работников. С начала 90-х годов в другие структуры перешло более 30 % педагогов, в том числе около 10 % специалистов высокой квалификации. Текучесть кадров не сокращается.

Все еще не преодолен разрыв между двумя составляющими высшего образования, особенно технического — естественно-научной и гуманитарной, составляющих неразрывное единство. Отсюда возрастает значение гуманитаризации высшего образования во всех его звеньях, в основе которой лежит всестороннее развитие человека как личности, развитие его творческих сил и талантов и обогащение интеллектуального, культурного потенциала народа. Только при необходимом условии в вузах будет формироваться специалист высшего класса, соединяющий высокий профессионализм с гражданственностью и развитыми интеллектуальными и моральными качествами. Развитый духовный мир специалиста фактически станет основой, его производственных достижений, условием его производственной ценности.

Задача формирования мировоззренческой культуры и богатого духовного мира на основе органичного восприятия общечеловеческих нравственных ценностей и этики индивидуальной ответственности ставит в современных условиях совершенно новые проблемы перед высшим образованием, требует не только научно-философского образования специалистов, но и усвоения философии ненасилия, развития способностей и интереса студентов самостоятельно решать вопросы веры, призвания, жизненного пути и т. п. Уже в современных условиях общество столкнулось с опасными разрушениями, нанесенными (и наносимыми) человеком природе. Экономические и материальные трудности могут сделать в России такой процесс даже катастрофичным, если не сформировать экологическое сознание слоя людей, которым предстоит решать ответственные производственные вопросы. Это составная часть нравственно-философского и эстетико-философского образования. Важнейшей характеристикой производственной деятельности здесь есть культура общения производителя с клиентом и т. д.

Анализ противоречий и пути их решения входят в предмет социологии образования. Социология выявляет и анализирует противоречия, складывающиеся в сфере образовательных систем в их соотношении с обществом, его институтами, побуждает к решению проблемных ситуаций средствами науки и практики. Образование — система, состоящая из ряда элементов — отраслей: дошкольной, общеобразовательной, профессиональной, специальной, органически связанных между собой, осуществляя логическую последовательность в осуществлении образования. Методологически социология образования призвана обеспечивать познание закономерностей его развития, причинных связей и взаимозависимостей, внешних и внутренних условий его функционирования как целостной системы. В силу ряда причин социология образования отстает от потребностей общественного развития, не играет опережающей роли, с запозданием решает назревшие проблемы. Укрепление связи социологии образования с практикой, усиление ее прогнозирующей роли — важнейшая задача социологии как науки.

Образование — багаж ученого, условие научного познания мира и его закономерностей, реализации объективных потребностей общества в постоянном накоплении и обновлении знаний. Образование — сфера приобщения людей к культуре и искусству.

Уровень образования — мерило цивилизации и культуры любого общества, важный показатель его прогрессивного развития. Особое значение имеет взаимодействие образования с социальной структурой общества. С одной стороны, социальная структура, выражающая сложившиеся общественные отношения, определяет уровни, темпы и содержание образования. С другой стороны, развитие профессионального и специального образования оказывает решающее влияние на социальную структуру, изменение соотношения между численностью социальных групп — рабочих, крестьян, интеллигенции и т. п. Именно в результате образования сложились кадры высококвалифицированных рабочих, возникла специализация труда сельскохозяйственных работников, выросла в массовую многопрофессиональную социальную группу интеллигенция, рост которой опережает другие социальные общности.

С учетом особенностей образования и его роли в жизни общества можно определить образование как процесс и результат овладения обучающимися знаниями, умениями и навыками, развития мировоззрения, идейно-политических взглядов и нравственности, а также творческих задатков и способностей, вследствие чего процесс образования приобретает индивидуальное своеобразие. Иными словами, образование — процесс и результат формирования личности-индивида, включенного в систему общественных отношений, определившего отношение к обществу, к трудовой деятельности, к другим людям. В этом-то и состоит цель образования на любых уровнях и этапах развития общества.

Социальные функции образования — передача накопленных человечеством знаний, преемственность социального опыта и в целом духовная преемственность поколений, социализация личности, накопление ею интеллектуального, нравственного и физического развития, трудоустройство выпускников учебных заведений. Организационная структура образования состоит из ряда уровней — дошкольного, общеобразовательного, профессионального и специального (среднего и высшего). В совокупности образование—непрерывное обучение, преемственно связывающее низшие и высшие ступени обучения и продолжающееся после их завершения. Содержание структуры образования состоит из двух компонентов: обучение и воспитание, в осуществлении которых действует субъект образования— педагог и объект образования— учащийся, между которыми постоянно существует органическая связь, взаимодействие и сотрудничество. Воспитание — целостная система со специфической структурой, состоящей из ряда элементов — трудового, нравственного, политического, экономического, мировоззренческого, национально-патриотического, эстетического, физического воспитания, взаимодействующих и взаимопроникающих друг в друга. В каждом из элементов воспитания есть аспекты других элементов, наиболее полно выражающихся в трудовом и нравственном воспитании, играющих ведущую роль в системе и воздействующих на все другие части. Целое, каким есть вся система воспитания, взаимодействует с ее отдельными элементами. Поэтому в каждом из элементов находят выражение общие принципы воспитания. Но каждый вид воспитания обладает относительной самостоятельностью, потому что имеет специфические особенности и оказывает влияние на весь процесс воспитания, обогащая или, наоборот, обедняя в зависимости от уровня развития и эффективности.

Важнейшей закономерностью развития всей системы образования выступает единство взаимосвязанных ее структурных элементов: обучения и воспитания. Но они неравнозначны и неидентичны. Константин Ушинский подчеркивал, что в системе образования воспитание играет ведущую роль, а обучение — средство воспитания. Без поддержки воспитания и без его опоры обучение не может дать положительных результатов. Обучение, оторванное от воспитания, есть только развитие ума, накопление знаний, а воспитание — формирование личности, развитие и укрепление всех ее духовных способностей, ее характера. Соединение процесса обучения и 'воспитания обеспечивает прежде всего привитие учащимся навыков самостоятельного мышления, овладение культурой мышления, чтобы они могли отражать внешний мир и собственное «Я», свой интеллектуальный потенциал. На такой основе формируются мировоззрение личности, ее нравственные нормы и социальная позиция, потому что, по определению Иммануила Канта, человек может стать человеком только через воспитание.

Еще мыслители Древней Греции отмечали ведущую роль в обучении воспитания, видели недостаточность образования без воспитания. Так, Протагор считал, что образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. А глубину дает воспитание. По мнению Демокрита, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу. Акцент на значимости воспитания не означает недооценки роли обучения, потому что без обучения нет и воспитания. Обучение не только средство воспитания, но и его теоретическая основа. Вне знания нет и не может быть и сознания. Важное значение в процессе образования имеет правильное сочетание и взаимопроникновение обучения и воспитания. Обучение и воспитание — диалектическое единство. Воспитание не есть нечто внешнее по отношению к обучению, вносимое извне, потому что в самом обучении объективно заложены потенциальные элементы воспитания. С другой стороны, воспитание дает и дополнительные знания. И обучение, и воспитание осуществляется не автоматически, а в зависимости от личности педагога, его мировоззрения и квалификации. Поэтому и результаты обучения и воспитания у разных педагогов неодинаковы, хотя и достигаются при усвоении одних и тех же отраслей знания.

Знания могут излагаться по-разному — узко, когда они, пополняя умственный багаж учащегося, не обогащают его сознания и глубоко, когда происходит обратная связь и знания превращаются в убеждения. А это возможно лишь при условии, что сообщаемые знания связаны с современностью, с общественной практикой, сочетаются с определенными выводами воспитания. А если их не делает педагог, то это не исключает ошибочность выводов, к которым может прийти школьник или студент. Многие излагаемые предметы в большинстве не имеют практической направленности и целеустремленности на использование и применение, на превращение знаний в убеждения и претворение в активную жизненную позицию. В большинстве учащиеся воспринимают преподаваемые дисциплины лишь как сумму знаний, которые необходимо усвоить, чтобы получить соответствующую оценку, но не видят в них ориентиров в практической деятельности. Знания, сами по себе, отмечал Антон Макаренко, еще не создают нужных качеств характера и поведения людей, если они не превращаются в убеждения. О связи между знаниями и практической деятельностью учащихся хорошо сказал немецкий педагог Альфред Дистерверг: «Печальное явление, когда головы учеников наполнены большим или малым количеством знаний, но он не научился их применять... Хотя он кое-что знает, но ничего не умеет».

Естественно, стимулировать личностное развитие можно достаточно эффективно на основе самопознания студента, понимания механизма саморазвития его психики, возможностей мобилизации творческого потенциала, личности, ее воздействия на окружающих и адаптацию к новым условиям. В сфере материального производства высокий уровень знаний, а тем более высокий уровень культуры работника — главный фактор высокой культуры производства, его эффективности, и конкурентноспособности.

От культуры производства непосредственно зависит такое важнейшее условие успеха в борьбе за рынки, как гибкость производства, его способность к быстрым переходам на выпуск новых видов и моделей изделий, децентрализации, созданию независимых цехов и малых филиалов. Правовая неграмотность наших образованных людей есть уникальный даже для многих работников самых отсталых стран Африки. Предстоит дальнейшее усложнение внутриполитических условий и отношений, требующее демократического воспитания граждан, восприятия ими современной политической культуры.

В современных условиях особую роль в воспитании и обучении школьников и студентов играют общественные и гуманитарные науки, непосредственно формирующие их мировоззрение и интеллектуальную культуру, личностные качества. По своему характеру, естественно-научные предметы знаний несут также немалый воспитательный заряд, что достигается при условии гуманитаризации учебного процесса. Именно одним из главных принципов, соблюдение которых позволяет кардинально модернизировать преподавание общественных наук в школе и вузе,— принцип соединения теории и практики, проверки практикой истинности и ценности теоретических построений и подготовки учащихся к конкретному применению знаний. Особенно очевидно значимость принципа для модернизации преподавания двух традиционных для вузов гуманитарных дисциплин — политэкономии и философии. Включение практики в само название дисциплин и кафедр: философия и духовная жизнь человека; экономика и бизнес позволяет дать нужную ориентацию их преподаванию, интегрировать научные знания и практические нужды, преодолеть ложный «академизм» и схоластичность. Легко объединяются политология (наука о политике) и право,— играющие важную роль в вооружении молодежи знаниями о правах человека и развитии правосознания специалиста. Возрастает и роль усвоения знаний социологии и психологии. В обеих предметах знаний значительное место занимает исследование закономерностей формирования и развития малых коллективов и малых групп в сфере социальной и политической жизни и на производстве и т. п.

Важным для молодого специалиста есть и возникающая или будущая семья. Без понимания интересов семьи вряд ли успешно решаема проблема социальных ориентации, а в дальнейшем путей мобилизации творческого потенциала личности для эффективного применения специальных знаний в будущем обществе. Соединение политологии и права, социологии и психологии, их предметы, методы и категории выступают для студентов инструментом, разрабатывающим проблему. А сами предметы лишь склад интеллектуальных средств производства, ценность их в самостоятельном анализе жизненных ситуаций. Тогда в контекст практических знаний неожиданно вторгаются самые «ненаучные» фигуры интеллектуальных гигантов, таких как Виктор Гюго, Владимир Короленко, Тарас Шевченко, современниками становятся отцы-основатели американской конституции и т. д.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Невербальные коммуникации в общении

Редко какой вид предпринимательства возможен без общения с контрагентами, клиентами, партнерами, потребителями, сотрудниками, представителями общественности, государственных структур.

Поэтому весьма важны на сегодняшний день коммуникации в деловом общении.

Деловое общение являет собой сложный многоплановый процесс развивающихся контактов между людьми в бизнесе, на работе, в служебной сфере.

Его участники ориентированы на достижение определенных целей, конкретных задач. При этом они ограничены корпоративной этикой, бизнес-культурой, нормами делового поведения.

Иными словами, коммуникации в деловом общении, как совокупность речевых актов, действий, могут быть направлены на решение конкретных проблем, достижение необходимых результатов, на основе общих интересов, целей общающихся.

Виды и уровни коммуникации:

формальные, определяемые правилами, политикой, должностными инструкциями (по формальным каналам). Подвиды:

вертикальные (сведения передаются сверку вниз, или снизу вверх с уровня на уровень), подразделяются соответственно на:

восходящие и нисходящие;

горизонтальные, осуществляемые между одноуровневыми подразделениями. Предназначены для координации их деятельности;

внешние – между фирмой и средой (через рекламу с потребителями; посредством письменных актов с государственными органами; публичная информация);

неформальные, не следующие общим корпоративным правилам, осуществляемые по неформальным каналам, которые наличествуют в силу личных отношений, связей между сотрудниками. Канал распространения слухов;

межличностные, осуществляемые посредством передачи фактов, идей, намеков, восприятий, ощущений, эмоций, отношений от одного человека другому в целях получения в ответ желаемой реакции;

вербальные (словесные), невербальные (без слов).

Эффективные коммуникации в деловом общении способствуют достижению целей всех или отдельных участников общения.

2.2. Невербальные проявления эмоциональных состояний человека

Виды коммуникаций в деловом общении можно разделить на следующие группы.

Вербальные. В качестве таких коммуникаций используется человеческая речь, с помощью которой передается основная часть информации.

Невербальные коммуникации – это обмен информацией с помощью жестов и мимики. Они позволяют поддерживать психологический контакт между собеседниками. С помощью невербальных средств общения обмен информацией приобретает эмоциональную окраску. Такой вид коммуникаций в большинстве случаев не поддается контролю со стороны говорящего и реализуется на подсознательном уровне.

Основные виды делового общения подразделяются по способу передачи информации:

Устное общение, которое в свою очередь подразделяется на монологическое и диалогическое. Под первым понимается такой вид передачи информации, как рекламная речь, презентация, приветствие, доклад и т.д. Диалогическое общение представляет собой переговоры на совещании, конференции, другими словами обсуждение важного вопроса несколькими людьми.

Письменное общение, подразумевает под собой обмен информацией с помощью документов – официальных писем, приказов, распоряжений, договоров, отчетов, заявлений, инструкций, справок, служебных записок и т.д.

Рассмотрим более подробно переговоры как вид делового общения. Данная форма межличностных контактов связана с обсуждением важных производственных вопросов в устной или письменной форме, и играет очень важную роль в политической, предпринимательской и других сферах деятельности человека.

Процесс деловых переговоров включает в себя несколько этапов.

Подготовка к переговорам является начальным этапом проведения официального диалога. Поскольку переговоры направлены на решении общей проблемы, необходимо определить основные пункты составления договора.

На втором этапе участники процесса обмениваются собственными интересами, концепциями и точками зрения по поводу существующей проблемы.

Далее происходит обоснование партнерами своих взглядов и обмен предложениями по решению важных вопросов.

На заключительном этапе участники диалога приходят к единому мнению и согласованию принятых решений.

Переговоры – это самый сложный вид делового общения, поскольку он подразумевает обмен информацией между людьми в официальной форме с соблюдением определенных правил и требований, таких как точность и грамотность подачи информации. От этих критериев зависит конечный результат переговоров.

Специалистами по общению подсчитано, что современный человек произносит за день около 30 тысяч слов или примерно 3 тысячи слов в час. Речевое общение, как правило, сопровождается несловесными действиями, помогающими понять и осмыслить речевой текст.

Эффективность любых коммуникационных контактов определяется не только тем, насколько понятны собеседнику слова и другие элементы вербальной коммуникации, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, то есть взгляд партнера, его мимику и жесты, телодвижения, позу, дистанцию, темп и тембр речи. Ведь даже если язык является самым эффективным и продуктивным инструментом человеческого общения, все же он не является единственным инструментом. Ученые установили, что с помощью языка мы передаем не более 35% информации своим собеседникам. Наряду с языком существует довольно большое число способов общения, которые также служат средством сообщения информации, и эти формы общения ученые объединили понятием «невербальная коммуникация». Жесты, мимика, позы, одежда, прически, окружающие нас предметы, привычные для нас действия - все они представляют собой определенный вид сообщений, получивших название невербальных сообщений, то есть происходящих без использования слов. На их долю приходятся оставшиеся 65% информации, передающейся в процессе коммуникации.

Прочтение подобного рода элементов поведения собеседника способствует достижению высокой степени взаимопонимания. Отслеживание такой информации в ходе любого коммуникационного акта дает нам сведения о морально-личностном потенциале партнера, о его внутреннем мире, настроении, чувствах и переживаниях, намерениях и ожиданиях, степени решительности или отсутствии таковой.

Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определенное значение, понятное окружающим. Правда, в случае необходимости им легко придать смысл, понятный лишь нескольким посвященным (обычный кашель может легко стать сигналом, предупреждающим о появлении начальства).

Невербальные сообщения способны передавать обширную информацию. Прежде всего, это информация о личности коммуникатора. Мы можем узнать о его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации, выяснить его личностные свойства и качества, коммуникативную компетентность, социальный статус, получить представление о его лице и самооценке.

Также через невербальные средства мы узнаем об отношении коммуникантов друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений (доминирование - зависимость, расположенность - нерасположенность), а также динамике их взаимоотношений.

И, наконец, это информация об отношениях участников коммуникации к самой ситуации: насколько они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорее выйти из неё.

В процессе межкультурной коммуникации невербальное общение является ее составной частью и взаимосвязано с вербальным общением. Элементы вербальной и невербальной коммуникации могут дополнять, опровергать и замещать друг друга.

Понятие невербальной коммуникации рассматривалось многими исследователями.

Так, В.П. Морозов считает, что невербальная коммуникация в целом – это «исключительно сложная многоканальная и многоуровневая система параллельного воздействия на человека множества различных видов информации». При этом автор отмечает, что данное множество видов информации находится в непрерывном взаимодействии с семантикой слова или, по-другому, со значением единиц языка. Невербальная коммуникация, по мнению В.П.Морозова, несет очень важную информацию о нашем собеседнике и о его отношении к нам. Автор считает, что невербальная коммуникация является голосом и кинесикой одновременно. Кинесика - наука, изучающая выразительность телодвижений человека, жестов, мимики.

Невербальная коммуникация – совокупность несловесных форм выражения и передачи информации, которая может значительно усиливать значение слов, или, наоборот, уменьшать их значение, важность. Следовательно, невербальные средства общения, например, мимика, тембр, интонация, поза, походка, являющиеся основными элементами невербальной коммуникации, могут гармонировать со значением слова. Они могут занимать нейтральную позицию, могут противоречить словам, демонстрируя неискренность высказываний. Понятие невербальной коммуникации тяготеет к семиотике. Семиотика - науке о знаковых системах, наука, которая рассматривает разнообразные события как взаимодействие. Это взаимодействие опосредованно знаками.

Г.Е. Крейдлин считает, что невербальная коммуникация – это совокупность невербальных актов, которые имеют свой семантический язык. «Мы убеждены, что только на общем и прочном семантическом фундаменте можно достичь внутренней целостности невербальной семиотики».

Также автор говорит нам об общем метаязыке, который соединит вербальный и невербальный смысл высказывания. Этот язык будет характеризоваться такой особенностью как, например, отражение ценностного, психологического мира собеседника, партнера по общению.

Кроме того, Г.Е. Крейдлин отмечает, что невербальная коммуникация – совокупность невербальных актов, которые показывают степень интенсивности испытываемых человеком эмоций или же являются прямым индикатором эмоционального состояния партнера по общению.

Автор считает, что невербальная коммуникация позволяет увидеть проявления психического мира собеседника или другой личности. Существует возможность считывать информацию, которую мы получаем в процессе общения с нашим собеседником. Мы не только можем увидеть проявление психического мира собеседника или другой личности, но и составить полноценный психологический портрет этой личности. Считывание информации проводится исследователями с помощью изучения голоса человека, основных привычных жестов собеседника, которые он использует без особых усилий, разнообразных поз. Это жесты и позы, которые являются непринужденными. Исследователями было выявлено, что составление полноценного психологического портрета собеседника по голосу является не вполне адекватным. Но считывание информации представляется возможным.

Е.П. Белинская выделяет значимость рассмотрения основных средств невербальной коммуникации. Именно благодаря изучению содержания, структуры, средств невербальной коммуникации, можно диагностировать уровень развития личности. Как отмечет автор, можно диагностировать уровень развития личности с позиции субъекта общения.

К средствам невербальной коммуникации можно отнести знако-символические, фонационные, тактильные, оптико-кинетические, пространственно-временные средства невербальной коммуникации. Они делятся на разные элементы и подструктуры. В рамках данной курсовой работы не удастся рассмотреть все элементы и подструктуры. Поэтому выделим только основные.

В знако-символические средства коммуникации входит системология или область деятельности, которая изучает организацию объектов в жизни, в природе и в науке.

Фонационные средства коммуникации включают экстралингвистику или внеречевую систему: паузы, темп речи, кашель, вздохи, паралингвистику или околоречевую систему: диапазон, тембр, просодию: представляющую собой логическое ударение, интонацию и тон.

В тактильные средства коммуникации входит такесика: прикосновения.

Оптико-кинетические средства: выразительные движения, позы, походка, осанка.

В пространственно временные средства коммуникации входит проксемика или расположение собеседников, дистанция.

Таким образом, понятие невербальной коммуникации можно определить как явление, имеющее сложную и многоуровневую структуру, несловесную форму выражения, дающее информацию о собеседнике, о его отношении к нам и включающее в себя знако-символические, фонационные, тактильные, оптико-кинетические, пространственно-временные средства невербальной коммуникации.

Заключение

Вот это не "утаившееся" и называют мимикой. Но далеко не всегда она привязана к нашим тайным помыслам и чувствам. Знакомый запросто подмигивает, и что, после этого обязательно надо верить в его дружеские чувства? Одним словом, мимикой всё-таки управляют. Если перейти на конкретные участки лица, то менее всего подконтрольна его нижняя часть. Не случайно опытные педагоги, руководители – все те, кто постоянно общается с людьми, прежде всего, обращают внимание на крылья носа, губы, подбородок. Во все времена люди, общаясь между собой, обращают внимание на поведение собеседника во время разговора. Для некоторых людей жесты и мимические движения собеседника могут сказать многое: о внимании (насколько собеседник внимательно слушает рассказчика), о настроении, о душевном состоянии, и др. Другие же совсем или практически не обращают внимания на мимику человека. Некоторые люди, хорошо понимая мимические движения и жесты собеседника, просто не придают этому значения. От чего впоследствии могут пострадать, не обратив своего внимания на жесты слушателя. Например, впустую проболтать без особого толку, если собеседнику не интересен ваш рассказ, и он совершенно не заинтересован в выслушивании вашей речи. Среди молодёжи этот вопрос актуален, так как молодые люди почти всегда при разговоре активно пользуются мимическими движениями и жестами. В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри. Только эти проявления нужно уметь распознать. За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы, можно увидеть настроение, желания, помыслы вашего партнера. Как заметил однажды признанный знаток людей, легче изменить свое мировоззрение, чем свой в высшей степени индивидуальный способ подносить ложку ко рту. В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т. д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. Согласно исследованиям, 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим высшим животными, в том числе и, более всего, собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком. Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах. Болгары несогласие с собеседником выражают кивком головы, который русский воспринимает как утверждение и согласие, а отрицательное покачивание головой, принятое у русских, болгары могут легко принять за знак согласия.

Список использованных источников

  1. А. Михайлов. Из истории характера // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 2012.
  2. В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. Психология человека. М., 2013 г.
  3. В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. Психология человека. М., 2011 г.
  4. А. Михайлов. Из истории характера // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 2012, с. 43-72.
  5. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 2013.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 2011 г.
  7. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. Под ред. Д.Я.Райгородского. БАХРАХ; Самара; 2013.
  8. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 2013.
  9. Личко Е. А. Подростковая психология. М., 2014 г.
  10. Агарков В.А. Эмпирические исследования диссоциации / В.А. Агарков // Брушлинский А.В., Журавлев А.Л. (ред.) Современная психология: состояния и перспективы исследований. Тезисы докладов на юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-29 января 2002 г.       Том 1. М.: Изд-во ИП РАН, 2012. С. 242-244,.  
  11. Айзенк Г.В Структура личности. / Г.В. Айзенк // М.: "КСП+", СПб.: "Ювента", 2012  
  12. Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., Питер, 2013. С. 178-188.  
  13. Базаркина, И.Н. Копинг-поведение в юношеском и зрелом возрастах при разных культурно-исторических традициях / И.Н. Базаркина // Актуальные проблемы психологического знания. - 2012. - №4. - С. 39 – 44.
  14. Бассин, Ф.В. О «силе Я» и психологической защите / Ф.В. Бассин // Вопросы философии. - 2011. – №2. - С.118-126.
  15. Камынина, И. В. Копинг-стратегии личности в экстремальных условиях жизнедеятельности / И.В. Камынина // - Хабаровск: Арно, 2011. – 212 с.
  16. Крылова, Н.Р. Психология / Н.Р. Крылова // Москва: Академия, 2013. – 390 с.
  17. Кузяева, Ю. М. Психологические механизмы ироничных тенденций личности / Ю.М. Кузяева// –Ижевск: ИНФРА-М, 2011. – 112 с.
  18. Куфтяк, Е.В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте / Е.В. Куфтяк // Психологические исследования. – 2012. - №2(22). – С. 14 – 23.
  19. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. /Р.М. Грановская  // СПб.: Речь, 2011. – 655 c.
  20. Демина, Л.Д Психическое здоровье и защитные механизмы личности / Л.Д. Демина // Барнаул: Алтайский государственный университет, 2014. – 130 с.
  21. Демина, Л.Д. Введение в психологические проблемы социальной практики / Л.Д. Демина // Барнаул: АГУ, 2014г. – 114 с.
  22. Информационный портал Медицинская Психология [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.medpsy.ru/meds/meds374.php.

Набиуллина, Р. Р., Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом / Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова // Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия, 2013. – 98 с.

  1. Небылицын В. Д. Темперамент. Психология индивидуальных различий / В. Д. Небылицын // Тексты. Под ред.       Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 2012. – С. 153-159.  
  2. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов. – 2‑е изд., доп. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
  3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3‑е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 688 с.
  4. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 320с.
  5. 4. Сухарев В.А. Психология интеллекта. – Донецк: Сталкер, 1997. – 416 с.