Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека»

Содержание:

Введение

В структуре общения выделяют два канала коммуникации: речевой (вербальный, словесный) и неречевой (невербальный). Восприятие информации из внешнего мира происходит благодаря неразрывной связи, постоянному взаимодействию данных каналов общения. Поэтому эффективность социально-психологического взаимодействия во многом зависит не только от точного понимания слов, произносимых собеседником, от интонации, а также, в значительной степени, от умения «читать» сообщения, передаваемые невербально.

Альберт Мейерабиан в 50-е гг. ХХ в. обнаружил, что информация любого сообщения делится следующим образом: 7% информации передаётся путём вербальных средств (только слов); 38% информации передаётся за счёт звуковых средств (включая тембр и интонацию голоса, силу звука), а 55% - составляют невербальные средства информации. По вербальному каналу передаётся чистая информация, а по невербальному – отношение к партнёру по общению. Высказывание древнегреческого философа Публиция: «Говорим мы голосом, беседуем всем телом», лишь в очередной раз подтверждает выводы современных учёных.

Целый ряд научных дисциплин, особенно в последние годы, обращены к изучению эмоций. Уникальность эмоций обнаруживается, прежде всего, в многообразии и богатстве языковых средств и их выражения. До сих пор не существует ни единой номенклатуры, ни общепринятой теории эмоций. Эмоции в жизни человека играют очень важную роль. Они отличаются от других психических процессов, но отделить их трудно, т.к. они сливаются в едином переживании человека. Например, восприятие произведений искусства в образах всегда сопровождается теми или иными эмоциональными переживаниями, выражающими отношение человека к тому, что он чувствует.

Вместе с тем, в настоящее время отмечается возрастающий интерес к изучению эмоций, процессом их интерпретации и опознания. Это, несомненно, в первую очередь связано с тем, что успешное опознание эмоций позволяет адекватно описывать, перерабатывать и в дальнейшем выражать эмоции, а, следовательно, способствует более эффективному общению.

Для эмоций, в значительно большей мере, чем для других психических функций, характерен внешневыразительный аспект. Экспрессия, являясь одним из древнейших и универсальных способов общения людей, существует в неразрывном единстве с импрессивной деятельностью человека, т. е. способностью опознавать выразительные движения окружающих.

Люди значительно различаются по возможностям опознания эмоций других людей. Этот факт констатируется большинством работ, посвящённых исследованию опознания экспрессии. Отдельные вопросы, касающиеся особенностей опознания эмоций, освещаются в работах П.В. Симонова, В. А. Лабунской, В. А. Барабанщикова, Т. Н. Малковой, Е. Д. Хомской, К. Изарда, П. Экмана и др. (исследования лицевой экспрессии)

Цель исследования – изучение невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Объект исследования – процесс проявлений эмоциональных состояний человека.

Предмет исследования – невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Для достижения цели необходимо решить задачи:

1. Рассмотреть понятия эмоциональных состояний и невербальной коммуникации;

2. Описать особенности и виды невербальных проявлений эмоциональных состояний человека;

3. Сделать выводы по проведенному исследованию.

В ходе исследования планируется использовать следующие методы исследования: теоретический: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; метод синтеза информации;

Структура курсовой работы: введение; основная часть, заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Изучение основных понятий

    1. Понятие эмоций и эмоциональных состояний

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Это одно из проявлений субъективного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе. В жизни человека эмоции играют очень важную роль. Это особый класс психических явлений, процессов и состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами. Они отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания, и в них отражается значимость для индивида явлений ситуации, которые его окружают [5].

Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов. [13]

Эмоциональные проявления являются интересной сферой психики человека. Эти проявления играют важную роль в любом из видов межличностного общения и не только, т.к. они выражают реакцию и отношение человека к той или иной ситуации, явлению и т.п. Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.

Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

В эмоциях проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции, так же, как и чувства - это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Опишем основные функции эмоций:

- Организующая функция (организация некоторой деятельности, на которую отвлекаются силы и внимание, что может помешать параллельно осуществляемой деятельности). Также эмоции выполняют дезорганизующую функцию (состояние аффекта).

- Оценочная функция (эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость или смысл каких-либо явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий, а также служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение тех потребностей, которые являются актуальными в данный момент).

- Регуляторная функция (способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нём те воздействия и удавшиеся – неудавшиеся действия, которые их возбудили).

- Предвосхищающая функция (прогнозирование, предвосхищение дальнейшего развития событий).

- Экспрессивно-коммуникативная функция (способность вызывать и испытывать сочувствие, сострадание, разделять чувства других людей).

- Мотивационная функция (способность эмоций побуждать человека к действиям).

- Активационная функция (обеспечение оптимального уровня возбуждения центральной нервной системы) [1].

Свойства эмоций – это:

Возможность переноса, обобщенность. Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс подобных объектов.

Притупляемость. Под влияние длительно действующих раздражителей чувства перестают быть яркими (любая песня надоедает, если ее постоянно слышишь, часто повторяемая шутка уже не вызывает смех). Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку отрицательные чувства сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая человека к изменениям

Взаимодействие. Различные чувства, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей, влияют друг на друга. Например, чувство досады от неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Происходит контраст чувств.

Суммирование. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммирования, может укрепляться любовь, уважение к человеку или, наоборот, ненависть, которая может привести к аффекту.

Замещение. Неудача в одной сфере может компенсироваться успехом в другой.

Переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты. [16]

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.

Эмоциональный тон - это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия и побуждающие субъекта к их устранению или сохранению. Может быть сравним с примитивными психическими тропизмами (приближение к приятному стимулу малой интенсивности и удаление от стимула большей интенсивности). Нередко подобные переживания в силу их слабой дифференцированности невозможно выразить вербально. Осознаются как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т.п.

Собственно эмоции - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Аффект - стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчинённую сознательному волевому контролю разрядку в действии. Это особо выраженное эмоциональное состояние, сопровождаемое видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность [1].

Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Это интенсивное, обобщённое и продолжительное переживание, сплав эмоций, мотивов и чувств, доминирующий над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Объектом страсти может стать человек. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели. [9]

Настроение - сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Причины, вызывающие настроение, многочисленны — от органического самочувствия (тонуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений с окружающими. Настроение имеет субъективную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознаётся не как свойство объекта, а как свойство субъекта. Определённую роль играют индивидуально-личностные особенности (например, личностные акцентуации, гипертимия- склонность к повышенному настроению, дистимия — склонность к пониженному настроению и депрессивному реагированию, эмотивность — высокая эмоциональная чувствительность и глубина эмоциональных реакций и др.).

    1. Понятие невербальной коммуникации

Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей. Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах. Распознание и понятие подобного поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей [3].

Ученые, которые занимались проблемой невербальных проявлений эмоций: П. Экман, У. Фризен, Э. Берн и др.

Невербальные средства коммуникации могут передавать огромную информацию. В частности это может касаться и личности коммуникатора: его эмоционального состояния, темперамента, личностных качеств и свойств, социальный статус, коммуникативную компетентность, а также самооценке. Главная роль невербальной коммуникации заключается в получении самой разнообразной информации о человеке. Подобную информацию мы можем получить через жесты, мимику и интонации, поскольку они способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию человека, симптомы и движения.

Особенности невербальной коммуникации заключаются в их зависимости от ситуации, поскольку позволяют понять состояние всех участников коммуникации в реальном времени. Однако невозможно получить информацию о предметах или лицах, отсутствующих в данный момент или вовсе не существующих. Невербальная коммуникация спонтанна и непроизвольна. Она практически не поддается контролю, поэтому так просто выявить истину при вербальном общении. Невербальные средства коммуникации усваиваются людьми только в естественных условиях при наблюдении, подражании или копировании. Они имеют следующие источники: врожденный или приобретенный при социальном развитии человека, биологический и социальный. Наиболее общее определение невербальной коммуникации звучит следующим образом: е невербальная коммуникация – это обмен информацией без использования речи. Это общения при помощи мимики и различных знаковых систем [11].

Многие исследователи считают невербальное поведение той частью общения, которая трудно поддается формализации и за которую человек не несет ответственности. Поэтому в культуре складываются, главным образом, требования, касающиеся речевого поведения. Человек несет ответственность за сказанное слово, но не за свое невербальное поведение. Такое соотношение требований к субъекту общения объясняется не только тем, что невербальное поведение трудно формализовать, но и всем спектром характеристик, которые отличают невербальное поведение от вербального и делают его «морально» ответственным за весь акт общения. Вербальный язык имеет линейную временную последовательность, а невербальный представляет пространственно-временную целостность. Вербальный язык легко кодируется и декодируется, чего нельзя сказать о невербальном. И, наконец, вербальный язык — это вокально-звуковое явление, а невербальный состоит из разнообразных движений. Эти главные различия между двумя языками общения определяют центральную характеристику их взаимодействия: невербальные коммуникации не могут быть переведены в вербальные коды, так же как и вербальные в невербальные коды без существенной потери их смыслов. Но невербальное поведение трудно переводится и в любые другие коды.

Взаимодействие между невербальными и вербальными средствами, отличающееся гармоничностью, соответствующее ситуации общения, ее задачам, выполняет функции поддержки всего акта общения. При определенном соотношении речевого и неречевого поведения может наступить ситуация, которую специалисты в области невербального общения квалифицируют как «ситуация ненормального или нарушенного общения». К такой ситуации приводит избыток неречевых средств, рассогласование между «видимым» и «слышимым» [7].

А.А. Леонтьев отметил, что интерпретация личности партнера, основывающаяся на внешнем выражении состояний, проксемике и других «визуальных ключах», начинается до начала речевого поведения. Иными словами, отношения партнеров общения, их психические состояния, социальные роли репрезентируются с помощью кинесической, проксемической структур до речевого взаимодействия и определяют его содержание, форму, темп и т. д. Отсюда следует, что у невербального поведения есть своеобразный приоритет в создании образа партнера и всей ситуации общения, но это не означает, что речевое поведение в реальном акте общения играет второстепенную роль [7].

По мнению Е. И. Фейгенберга и А. Г. Асмолова невербальная коммуникация является преимущественно выражением смысловой сферы личности. Она представляет собой непосредственный канал передачи личностных смыслов.

Невербальная коммуникация и невербальное проявление тесно связаны между собой.

Выделяется несколько типов невербальной коммуникации: кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника.

Типы невербальной коммуникации

Рис.1. Типы невербальной коммуникации

Также выделяется и более упрощенные типы невербальной коммуникации.

- Кинесические: выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка); визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта).

- Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др.

- Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др.

- Проксемические: пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция); время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени) [8].

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система - это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами [3].

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.

Визуальный контакт. Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, — это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия — движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д.

Г.М. Андреева считает, что совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции:

1) дополнение речи;

2) замещение речи;

3) репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу [1].

Невербальное общение не предполагает использования речи, только сенсорные или телесные контакты: мимика, прикосновение, жесты, взгляд. Именно они помогают людям достигнуть взаимопонимания на уровне эмоций. Исследованиями установлено, что лишь 35% информации мы передаем друг другу посредством речи. Остальное 65% приходится на долю невербальных сигналов: движения тела, жестов, взгляда, мимики. Они дополняют произносимые фразы, усиливая их значимость.

Фактически, невербальные средства общения вполне способны заменить собой речь. Так происходит с глухо — немыми людьми. Для них безречевое общение посредством жестов и мимики – обычный способ коммуникации с окружающими. То же самое можно сказать о детях, которые еще не научились говорить. Приёмами невербального общения люди пользуются, чтобы установить коммуникативные связи с представителями животного мира [4].

Нельзя недооценивать значение невербальных коммуникаций в процессе общения. Ведь порой выражение лица, вкупе с другими невербальными сигналами, несет в себе больше информации о чувствах или настроении собеседника, чем слова. Люди привыкли контролировать то, что говорят. Однако невербальные проявления скрыть сложно. Многие движения происходят рефлекторно, до того, как эмоция будет оценена мозгом. Научившись улавливать и трактовать мимику и другие невербальные сигналы, можно понять не только то, что хочет сказать собеседник, но и то, что он пытается скрыть.

Невербальное проявление эмоций начинается с самого рождения ребенка, однако совершенства оно достигает лишь в подростковом возрасте, когда общение со сверстниками становится ведущей деятельностью.

Далее рассмотрим подход П. Экмана и У. Фризена. Они представили невербальное общение (и выражение эмоций, в частности) в виде определенных кодов.

Перечислим их ниже:

- «эмблемы» - это определенный устойчивые коды, которые тесно связаны с культурой и осознанно употребляются;

- «иллюстраторы» - неустойчивые коды, которые тесно связаны с речью и могут употребляться как осознанно, так и неосознанно;

- «регуляторы» представляют собой коды, которые направлены на поддержание общения;

- «экспрессивные» являются лицевыми знаками;

- «адапторы» - это остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя [13].

Таким образом, невербальные проявления эмоций тесно связаны с невербальной коммуникацией в целом.

Таким образом, по итогам первой главы можно сделать следующие выводы.

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.

Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей. Невербальное общение не предполагает использования речи, только сенсорные или телесные контакты: мимика, прикосновение, жесты, взгляд. Именно они помогают людям достигнуть взаимопонимания на уровне эмоций. Исследованиями установлено, что лишь 35% информации мы передаем друг другу посредством речи. Остальное 65% приходится на долю невербальных сигналов: движения тела, жестов, взгляда, мимики. Они дополняют произносимые фразы, усиливая их значимость. Нельзя недооценивать значение невербальных коммуникаций в процессе общения. Ведь порой выражение лица, вкупе с другими невербальными сигналами, несет в себе больше информации о чувствах или настроении собеседника, чем слова. Люди привыкли контролировать то, что говорят. Однако невербальные проявления скрыть сложно. Многие движения происходят рефлекторно, до того, как эмоция будет оценена мозгом. Научившись улавливать и трактовать мимику и другие невербальные сигналы, можно понять не только то, что хочет сказать собеседник, но и то, что он пытается скрыть.

Глава 2. Эмоциональные состояния человека и их невербальное проявление

2.1. Особенности оптико - кинетических видов невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

Жесты, пантомимика и мимика — средства общения, которые относятся к оптико — кинетическим. Эта система невербальных сигналов включает внешний вид, тембр голоса, движения рук или головы, положение тела в пространстве. Успешное установление контакта зависит не только от того, что собеседник говорит, но и насколько уверена его мимика, поза, голос, взгляд. Именно этим обусловлен интерес к изучению значения невербальных сигналов со стороны психологов, бизнесменов и людей, которые хотят построить карьеру [15].

Мимика – это выражение лица, которое отображает различные чувства, которые проживает человек. Только выражаются они немного по-разному на каждой из сторон лица, в силу того, что левое полушарие мозга отвечает за интеллектуальную сферу, а правое – за эмоциональную.

Характеристики взгляда:

- Широко открытые глаза означают живость и готовность воспринимать информацию извне, а вот через чур открытые указывают на усиление привязанности к миру.

- Прищуренный либо напряжённо суженый – концентрированность, хитрость, наблюдение за кем-либо и знаки усиленного внимания.

- Прямой означает интерес и готовность общаться.

- Сверху вниз – чрезмерная уверенность в себе, вплоть до высокомерия.

- Уклонение от взгляда – скромность, либо проживание чувства.

Характеристики улыбки:

- Оттянутые вниз уголки рта говорят о пессимистичности человека.

- И наоборот, поднятые вверх символизируют жизнерадостную и оптимистичную личность.

- Пухлый и мягкий рот – признаки чувствительности и повышенной жизненной энергии.

- Острые тонкие губы – указывают на интеллектуальность и силу воли [5].

Проявление чувств:

- Гнев, злость – широко открываются глаза, зубы сжимаются, а взгляд становится прищуренным.

- Удивление – опять-таки, широко открываются глаза, только в случае удивления ещё и поднимаются брови, а рот приоткрывается.

- Страх – испуганный человек сводит брови, у него слегка растягиваются губы, уголки которых опускаются вниз.

- Счастье, радость — приподнятые уголки губ, а взгляд спокойный и открытый.

- Печаль – взгляд будто потухший, совсем без интереса к окружающим, брови сведены, а уголки губ опущены вниз.

- Восхищение – долгий зрительный контакт, со спокойным взглядом.

- Возмущение – длительный контакт глазами, без пауз, пристальный и слегка тревожный.

- Интерес к другому – внимательный взгляд с паузами, примерно каждые 10 секунд.

- Неприязнь проявляется, когда собеседник смотрит в сторону, не желая встречаться глазами [9].

Существует шесть основных эмоций, наиболее ярко выражаемых посредством мимики:

- радость,

- гнев,

- удивление,

- отвращение,

- ужас,

- печаль.

Непроизвольная или рефлекторная мимика - это невербальные проявления, которые сам человек не контролирует. Именно она отражает истинное эмоциональное состояние.

Предлагаем рассмотреть самые значимые невербальные проявления чувств, отражающихся в мимике лица, которые схематически изображены на рисунке 2.

мимика

Рис.2. Значимые невербальные проявления чувств, отражающихся в мимике лица

Эмоция радости отражается на зоне лба и рта. Уголки губ приподняты, зубы приоткрыты. Вокруг глаз обозначаются легкие морщинки. Брови тоже слегка приподнимаются по отношению к переносице.

Лицо человека, который испытывает счастье, расслаблено. Это выражается полуприкрытыми верхними веками, брови при этом слегка приподняты, взгляд сияющий. Уголки губ оттянуты к ушным раковинам.

Для удивления характерны приподнятые кверху брови, округленные глаза, слегка приоткрытый рот.

Сомнение выражается во взгляде человека, смещенном влево. Именно левое полушарие мозга отвечает за анализ ситуации. Положение губ напоминает саркастическую ухмылку, то есть, приподнят только один краешек губ.

Угрюмость или уныние выражают опущенные брови и уголки рта. Взгляд потухший, безразличный.

Лицо испуганного человека напряжено. Страх выражается в приподнятых бровях, широко распахнутых глазах. Через приоткрытые губы частично видны зубы.

Округлившиеся глаза, приоткрытый рот, поднятые брови – так мимикой лица выражается шок.

Однобокая ухмылка, скошенный в сторону взгляд, прищуренные глаза и приподнятая бровь – так выглядит недоверие [7].

Взгляд человека, размышляющего над проблемой, направлен вверх. Уголки губ немного опущены.

Широко распахнутые, азартно блестящие глаза, приподнятые «домиком» брови и приоткрытый рот, выражают радость по поводу пришедшей в голову гениальной идеи.

Человек, довольный собой, выглядит расслабленным. Его брови и веки опущены, а губы сложены в полуулыбку.

О коварных замыслах поведает взгляд с прищуром, приподнятые внешние уголки бровей, сжатые в ниточку губы, складывающиеся в натянутую улыбку.

Хитрец прищуривает глаза, отводит взгляд в сторону. Левый или правый уголок его рта приподнимается.

Демонстрируя решимость, человек сжимает губы, крепко стискивает челюсти, смотрит исподлобья. Его зрачки могут резко сужаться, взгляд становится угрожающим.

Смущаясь, люди устремляют глаза вниз, улыбаются сомкнутыми губами так, что один краешек рта приподнимается. Внутренние кончики бровей ползут вверх.

Обида выражается в поджатых губах, низко опущенных бровях и веках. Взгляд отводится в сторону от собеседника.

Сосредоточенно думая, большинство людей сдвигают брови так, что образуется складка на переносице. Взгляд при этом будто устремлен в себя, подбородок напряжен, рот неподвижен.

Неуверенность выражается в немного растерянном, блуждающем взгляде, приподнятых «домиком» бровях. Уголки губ при этом опускаются.

Выражение мечтательности на лице характеризуется высоко поднятыми внутренними уголками бровей. Взгляд устремлен вверх, уголки рта располагаются ассиметрично [12].

Утомление выражается в полном расслаблении лицевых мышц, в том числе век. Губы приобретают форму подковы, обращенную кончиками книзу.

Далее рассмотрим жесты и позы, которые говорят о проявлении эмоциональных состояний.

- Скрещение рук на груди означает состояние ожидания чего-то либо используется как защитная реакция. Если спрятаны за спиной – сейчас не собирается действовать, что-то предпринимать, открытые ладони являются знаком того, что человек искренен в данный момент, а вот если прячет их в карман – символизирует желание скрыть что-то, ощущение неуверенности и статичность.

- Если заметили, что собеседник сжимает руку в кулак, не пугайтесь, это не всегда является символом агрессии, а лишь желанием овладеть ощущением внутренней тревоги и сконцентрироваться. А вот если кончик указательного и большого пальца соприкасаются, при этом мизинец оттопырен – символ очень сильной концентрации на каких-либо деталях.

- Если хоть одна рука упирается в бедро, это обозначает, что человек пытается продемонстрировать своё превосходство из-за ощущения неуверенности и смущения, то есть, выпадая совсем в другую полярность.

- Когда руки опираются на стул, стол и прочее, пытаясь таким образом поддержать корпус, это означает, что ему важно прочувствовать, что есть ощущение безопасности и поддержки, тогда он снова почувствует силу.

Виды жестов:

- Открытость – пожимание плечами, демонстрирование открытых ладоней и вообще рук, расстёгивание рубашки и прочего. Человек, готовый к искреннему разговору, подсаживается на самый край стула, чтобы быть ближе к собеседнику. Когда оба настроены на дружеский лад – они будут повторять друг за другом движения и позы.

- Оборона – скрещённые руки на груди либо сжатые в кулак, коммуникация в таком случае вряд ли приведёт к компромиссу.

- Оценка, размышление – рука, подпирающая щёку, обозначает, что собеседник в глубоком раздумье, а вот если подбородок подпирает ладонь, с вытянутым вдоль овала лица указательным пальцем – вас критически оценивают, не доверяя, будучи в позиции, «мы ещё посмотрим». Если наклонённая голова – вас слушают максимально включаясь в процесс. Размышление и момент выбора, принятия решения – когда вы замечаете, что другой чешет подбородок, туда-сюда расхаживает, пощипывает переносицу и если есть очки, то совершает с ними какие-либо манипуляции [2].

- Скука и отсутствие интереса – пустой взгляд, машинальное рисование чего-либо, постукивание ногой или рукой.

- Флирт – женщины обычно прихорашиваются, поправляя волосы, медленно скрещивают ноги, поглаживают бедра или икры. Поведение мужчин немного отличается, они поправляют галстук, пиджак, поднимают и опускают подбородок, выпрямляются…

- Скрытость, подозрение – рука обычно прикрывает рот, ноги и тело развёрнуты к выходу, потирание глаз, уха, носа, а также отведение глаз в сторону.

- Доверчивость – пальцы соединены в виде купола

- Самоконтроль – руки отведены за поясницу и спрятаны, или, если человек сидит, но при этом скрестил ноги и схватился руками за подлокотники. Если заметите, что подёргиваете своё ухо – это обозначает, что у вас огромное желание прекратить разговор, но вы себя контролируете и не позволяете этого сделать.

- Злость и фрустрация – частое дыхание, напряжённые и тесно сплетённые руки, иногда сцепленные, сжимающие одна другую.

Для точного определения эмоционального состояния по мимике или по совокупности невербальных признаков, необходимо принимать во внимание такие детали, как направление взгляда, состояние зрачков. Если человек испытывает сильную антипатию к собеседнику, он непроизвольно щуриться. Лжец отводит глаза в сторону, его выдает частое моргание или, напротив, немигающий взгляд. О неискренности свидетельствует асимметрия лица, слишком подвижная мимика.

2.2. Просодические и такесические виды невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

Голос.

По факту, это не только средство общения, но и очень сложный инструмент человека, с помощью которого он может кричать, смеяться, плакать и с изменением интонации или тона даёт понять окружающим о его позиции и состоянии. К примеру, по обычному слову: «Привет», можно определить, рады встрече с вами, поздоровались формально, совсем недоброжелательно к вам относятся, и прочее.

Характеристики голоса:

- Скорость речи: быстрый темп указывает на импульсивность уверенность, медленный — уравновешенность и сдержанность. А вот если присутствуют колебания, речь то убыстряется, то замедляется, это сигнализирует о неуверенности и невозможности себя контролировать в силу переживаний и лёгкой возбудимости.

- Громкость: громкий голос принадлежит человеку с активной жизненной позицией и большим количеством жизненной энергии. Тихий голос означает скромность, сдержанность в проявлениях, а вот скачки свидетельствуют о волнении и переживаниях в момент разговора.

- Артикуляция: Чёткое произношение обозначает желание быть понятным, а непонятное – неуверенность в себе и своей точке зрения.

- Высота: фальцет принадлежит человеку с высоким уровнем интеллекта, голос из груди – искреннему и эмоциональному, слишком высокий, писклявый – означает испуг, заниженный тембр – уверенность в себе, расслабленность и умение влиять на других, вызывать уважение и восхищение [7].

Оценивая то, как человек перемещается в пространстве, необходимо обращать внимание на:

- ритм движений;

- скорость ходьбы;

- длину шага;

- «крепкость» поступи – силу надавливания при ходьбе;

- координацию рук и ног;

- положение головы и плеч.

Характеристика походки:

- Широкие шаги чаще всего характеризуют целеустремлённого, напористого и активного человека.

- Ритмичная походка – характерна для прогуливающихся в хорошем расположении духа.

- Чёткая вроде армейского шага – признак сильной воли и целеустремлённости.

- Шаркающая – лень, отсутствие целей и стремлений.

- Твёрдая, напряжённая, как будто на ходулях – зажатость, стеснение и недостаток в общении.

Осанка, как и походка, должна оцениваться, в первую очередь, на основании наблюдения за человеком на протяжении определенного времени, чтобы не ошибиться в интерпретации.

- Ровная спина, расправленные плечи, отсутствие видимого напряжения в теле свидетельствует о том, что собеседник уверен в себе, спокоен и открыт для общения.

- Человек, о котором часто говорят: «Как кол проглотил», скорее всего напряжен, старается держатся слишком прямо, мало жестикулирует. Все это может свидетельствовать о его желании закрыться, поскольку сейчас он не очень уверенно себя чувствует, у него нет желания активно общаться с окружающими.

- Вялая осанка может стать следствием усталости, воздействия на человека длительного стресса. Как правило, его плечи опущены, движения замедленны.

- Спина «горбылем», сутулые плечи и опущенная голова может говорить о неуверенности человека в своих силах и возможностях [13].

Поза собеседника – это положение его тела в пространстве. Ее невозможно оценить лишь по одному элементу, например, по тому, как расположены руки, ноги или голова человека во время общения. Оценивая позу, необходимо рассматривать ее в общем, принимая во внимание и то, как он сидит или стоит, как расположены его руки или ноги, повернулся ли он к нам или наоборот стремится отвернуться.

Все позы можно условно разделить на открытые и закрытые.

Открытые позы свидетельствуют о том, что собеседник готов к приему информации, он способен услышать партнера по общению. Как правило, в этом случае он:

- поворачивается лицом к собеседнику;

- демонстрирует открытые ладони, которые свидетельствуют об отсутствии желания скрыть информацию и готовность ее выслушивать;

- не скрещивает руки и ноги, показывая, что у него нет необходимости защищаться от партнера по общению;

- смотрит в глаза;

- улыбается или, как минимум, не насупливает брови и не морщит лоб;

- наклоняется вперед, сокращая дистанцию между собой и собеседником.

Но если вдруг в процессе общения человек начинает изменять положение тела, принимая закрытые позы, то это значит, что его отношение и к услышанной информации, и к самой беседе и собеседнику изменилось. Закрытость проявляется, если партнер по общению:

- скрестил руки на груди;

- повернулся в пол-оборота, если только это не вызвано необходимостью ответить на вопрос подошедшего третьего собеседника;

- отвернул голову;

- перестал смотреть в глаза собеседнику;

- скрестил ноги;

- начал отклоняться назад, как бы пытаясь отдалиться от участника общения.

Позы сидящих собеседников тоже передают большое количество информации о том, как они воспринимают ситуацию общения.

Для оценки невербальной информации, передаваемой через позу сидящего человека, важно оценить наклон тела.

Если корпус человека наклонен вперед, он слегка сгорблен, голова низко опущена, а одна нога выставлена вперед, — это говорит о том, что собеседник испытывает определенный дискомфорт, готов подчиниться второму партнеру по общению, и демонстрирует желание закончить беседу, потому что все понял. Эту позу часто называют «Поза бегства»

Но посмотрим, как все меняется, если при наклоне вперед, человек перестает опускать низко голову, начинает смотреть на собеседника. Вместо опущенных вниз рук, он перемещает их на колени. В этом случае, человек передает сигналы готовности действовать прямо сейчас, он уже готов закончить разговор, встать и идти [4].

Когда человек сидит ровно, прямо держит спину, его руки спокойно лежат на коленях, а ступни стоят ровно и прямо, то он открыт к общению, готов выслушивать собеседника, демонстрирует интерес и к обсуждаемой теме, и к партнеру по общению.

Откинувшись назад, на спинку стула, закинув ногу на ногу и скрестив руки на коленях, человек демонстрирует определенное равнодушие к теме беседы, не готов ее обсуждать, или ему неинтересен собеседник. Но при трактовке этой позы важно помнить, что люди чаще всего именно так отдыхают, и прежде чем делать выводы, необходимо понять контекст ситуации, в которой находится человек. Возможно, он просто устал, и сейчас ему необходима передышка.

Поза сидящего человека «Руки за голову» — это демонстрация самоуверенности, чувства превосходства на другими. Часто ее называют позой всезнайки, человека, который вряд ли готов услышать мнение, отличное от своего. Закладывая руки за голову, закидывая ногу на ногу, человек может обозначать свою территорию, ее захват и удержание. Безусловно, она не демонстрирует открытости к общению, скорее, показывает определенное отстранение до момента, пока не появится возможность высказать свое экспертное мнение [2].

Такесика это - раздел психологии, изучающий прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивание и пр.

Поскольку прикосновения связаны с проникновением в чужое жизненное пространство, большинство взрослых людей относятся к ним настороженно. Особенно болезненно люди реагируют на высокомерно брошенные движения: похлопывания по плечу или по спине, потрёпывание по голове, по щеке и т.п. Между родственниками или близкими приятелями такие жесты воспринимаются как выражение симпатии. Однако со стороны мало знакомого человека любой из нас воспринимает такой жест как бестактность.

Наиболее распространённой формой взаимных прикосновений являются рукопожатия.

Чересчур крепкое рукопожатие (до хруста пальцев) является отличительной чертой жёсткого и агрессивного человека: он делает это намеренно, желая продемонстрировать свою силу и способность вас подавить.

Рукопожатие женщин. Им приходится вырабатывать твёрдое рукопожатие, в том числе и для защиты от мужчин, которые по привычке демонстрируют им «мужское рукопожатие».

При первой встрече с человеком, через рукопожатие передаётся один из трёх типов возможных взаимоотношений. Первое-превосходство. Второе-покорность, уступчивость. Третье-равенство.

Эта информация передаётся неосознанно, но при целенаправленном применении того или иного рукопожатия можно оказать непосредственное влияние на исход вашей встречи с другими людьми.

Доминантное рукопожатие – наиболее агрессивный вид рукопожатия, так как оно даёт человеку мало шансов на установление отношений равных партнеров. Этот тип рукопожатий характерен для агрессивного, властного мужчины, который всегда является инициатором рукопожатия и жестом руки с ладонью, направленной вниз, заставляя человека подчиняться, потому что тому приходится отвечать рукой повёрнутой ладонью вверх. Но такое агрессивно-властное рукопожатие можно нейтрализовать несложным способом: вместо ожидаемого подлаживания самому накрыть руку партнёра и пожать тыльную сторону или запястье. Тем самым вы сообщаете ему, что хотите главенствовать в процессе общения с этим человеком. Однако если вы хотите отдать инициативу другому человеку или позволить ему чувствовать себя хозяином положения, то можно протянуть руку развёрнув её ладонью вверх. Кроме того, имейте в виду, что возможны обстоятельства, при которых положение ладони вверх не обязательно будет трактоваться как проявление покорности. Например, человек страдает артритом рук и потому вынужден обмениваться слабым рукопожатием; хирурги, артисты, художники и музыканты, для которых профессионально важны чуткие руки, обычно обмениваются вялым рукопожатием, чтобы защитить свои руки. Следует заметить, что поданная ладонью вниз женская рука обычно не претендует на лидерство. Это своего рода кокетство [8].

Чтобы полностью определиться относительно, намерений человека, понаблюдайте за его последующим после приветствия поведением: уступчивый человек будет характеризоваться другими жестами уступчивости, а властный человек проявит свою агрессивность.

Когда рукопожатием обмениваются два властных человека, между ними происходит символическая борьба, во время которой каждый пытается подчинить себе руку другого. В результате получается рукопожатие, при котором обе руки остаются в вертикальном положении, а оба человека испытывают друг к другу чувство уважения.

Когда человек здоровается с вами властным рукопожатием, трудно не только склонить его к уступчивому типу рукопожатия, но и сделать это незаметным образом. Существует простой способ «разоружения» властного партнёра, который даёт вам возможность не только вернуть себе инициативу, но и озадачить другого вторжением в его личную зону. Для этого необходимо, когда вы берёте руку, сделать шаг вперёд левой нагой, затем переставить правую ногу вперёд и встать слева перед этим человеком, продвигаясь в его личную зону. Для завершения маневра левую ногу поставьте за правой и встряхните руку партнёра.

Эта тактика позволяет вам выровнять положение рук, развернуть руку другого человека к уступчивому типу рукопожатия и стать хозяином положения, так как вы нарушили его интимную зону.

Следующий обхватывающий жест называется «перчаткой», обычно используется политическими деятелями. Автор этого жеста старается подчеркнуть, что он честен, ему можно доверять, но если применять этот жест при знакомстве, то можно произвести противоположный эффект. Реципиент будет относиться к вам в этом случае с подозрением и осторожностью. Жест «перчатка» должен применяться только по отношению к хорошо знакомым вам людям.

Если рукопожатие скорее напоминает захват и нам приходится слегка дёрнуть свою руку, чтобы освободиться, можно предположить, что наш партнёр наделён сильным собственническим инстинктом и того, что попало ему в руки, просто так не выпустит. Вообще надо иметь в виду, что люди негативно реагируют на рукопожатие типа захвата, справедливо ощущая при этом покушение на их независимость. Поэтому не следует слишком долго и сильно удерживать кисть партнёра, чтобы не заставить его насторожиться.

Впрочем, один из видов захвата отчего-то считается особо значительным и располагающим. Американцы называют этот жест рукопожатием политика, так как его часто используют общественные деятели, желая заручиться симпатией партнёра. Руку собеседника берут правой и накрывают её сверху либо похлопывают левой. Такое рукопожатие более или менее приемлемо между близкими друзьями, однако захват остаётся захватом, и большинство малознакомых людей реагирует на него без энтузиазма. Тем не менее, многие бизнесмены и политики демонстрируют необъяснимую приверженность этому жесту [10].

Подобную ошибку часто совершают те, кто для усиления эффекта рукопожатия использует и левую руку для пожатия (похлопывания) плеча или предплечья партнёра. Такое прикосновение затрагивает особо интимную зону и может привести к сближению или соприкосновению тел. Это возможно только между людьми, одновременно использующими особый эмоциональный подъём. Но если такое чувство не является обоюдным или если для столь эмоционального жеста нет достаточных оснований, партнёр может насторожиться и почувствовать недоверие.

Когда человек не стремится к сближению, он может демонстрировать своего рода усечённое рукопожатие: партнёру протягивают лишь кончиком пальцев, большим пальцем оберегая ладонь от обхвата. Поданные таким образом жёстко сомкнутые пальцы скорее всего свидетельствуют о высокомерии, даже пренебрежительном отношении. Но когда для рукопожатия подаются расслабленные пальцы, это признак либо общей вялости и безволия, либо сильной усталости. Спокойные, уравновешенные люди с адекватной самооценкой подают руку достаточно твёрдо, но не слишком жёстко.

Пожатие не согнутой рукой, как и доминантное, является признаком агрессивного человека. Пожатие кончиков пальцев напоминает пожатие прямой, не согнутой рукой, не выполненное до конца: вместо руки по ошибке в ладонь заключаются только пальцы. Даже если приветствие дружелюбное, то человек не уверен в себе. Как и в предыдущем случае, цель этого рукопожатия заключается в том, чтобы держать партнёра на удобном для себя расстоянии. С этой целью собеседник может протянуть далеко вперёд прямую руку, расширяя между вами «буферную зону» [3].

Рукопожатие, при котором инициатор тянет руку реципиента на себя, может означать одно из двух: или это не уверенный в себе человек, чувствующий себя в безопасности только внутри своей зоны, или же он принадлежит к нации, для которой характерна более узкая интимная зона.

Пожатие с применением обеих рук сразу выражает искренность, доверие или глубину чувств по отношению к реципиенту.

Сама мера протягивать руку свидетельствует об отношении к вашей персоне и к предстоящему общению. Если партнёр протягивает руку и при этом его корпус подаётся вперёд, это явный признак его расположенности нам и заинтересованности в общении. Если же корпус остаётся прямым и даже несколько отклоняется назад, а голова слегка приподнята, то можно предположить высокомерное отношение собеседника к нам. Очень показательно в этом отношении направление пальцев.

Типичное дружеское рукопожатие: рука подаётся сбоку широким жестом. Это показатель определённой близости отношений, подчёркнутой неформальности общения. Однако этот жест заключает в себе замах, который мы обычно бессознательно расцениваем как агрессию. Между хорошими знакомыми и симпатизирующими друг другу людьми даже принято имитировать такие «ложные выпады», поскольку партнёры уверены в обоюдном отсутствии агрессивных намерений. Однако, если человек демонстрирует этот жест в любой ситуации, это свидетельствует не в его пользу. Скорее всего, перед нами человек простоватый, не очень тактичный, склонный навязывать себя, не взирая на отношение собеседника.

Помня о символическом значении разных вариантов приветственного жеста, мы можем с первой минуты общения предсказать его дальнейший ход. И, разумеется, сумеем сами выбрать тот вариант, который наиболее соответствует нашим намерениям в данной ситуации.

Заключение

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.

Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей. Невербальное общение не предполагает использования речи, только сенсорные или телесные контакты: мимика, прикосновение, жесты, взгляд. Именно они помогают людям достигнуть взаимопонимания на уровне эмоций. Исследованиями установлено, что лишь 35% информации мы передаем друг другу посредством речи. Остальное 65% приходится на долю невербальных сигналов: движения тела, жестов, взгляда, мимики. Они дополняют произносимые фразы, усиливая их значимость. Нельзя недооценивать значение невербальных коммуникаций в процессе общения. Ведь порой выражение лица, вкупе с другими невербальными сигналами, несет в себе больше информации о чувствах или настроении собеседника, чем слова. Люди привыкли контролировать то, что говорят. Однако невербальные проявления скрыть сложно. Многие движения происходят рефлекторно, до того, как эмоция будет оценена мозгом. Научившись улавливать и трактовать мимику и другие невербальные сигналы, можно понять не только то, что хочет сказать собеседник, но и то, что он пытается скрыть.

Одним из важнейших индикаторов в управлении менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передовая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Многое зависит от его возможности передовать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие теми, кому она предназначена.

Эффект большинства посланий создается невербальной информацией: 37% - тональность голоса и 55% - выражением лица. Особенно это проявляется в тех случаях, когда словесная часть посланий отправителя противоречива. В такой ситуации получатель большей должен полагаться на невербальную часть, чтобы понять значение послания. Основные типы невербальной коммуникации: движение тела (жесты, выражение лица, движения глаз, прикосновения, позы); личные физические качества; речь (качество голоса, громкость, частота речи, засоренность речи, смех и т.п.); использование среды (манера помещения себя в среде, дистанционная близость в общении, чувство «своей» и «чужой» территории.

Интерпретация невербального поведения людей по мимике или жестам зависит от множества факторов. Это культурные традиции страны, пол, возраст собеседника, ситуация при которой происходит беседа. Стоит помнить, что невербальные жесты и мимика у жителей Европы или Азии различаются. К тому же, большинство взрослых людей неплохо контролируют свои невербальные реакции. Чтобы уловить подлинные эмоции по мимике, промелькнувшей на лице за считанные доли секунды, требуется определенный навык, наблюдательность.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.М. Андреева// /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2013. - 475 с.

2. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации [Текст] / И.Н. Горелов// - М.: Наука, 2016. – 213 с.

3. Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Нартов Н.А. и др. Социальная психология и этика делового общения. [Текст] / В.Ю. Дорошенко// М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2015. – 160 с.

4. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. [Текст] / В.А. Лабунская// - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013. – 114 с.

5. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). [Текст] / В.А. Лабунская// – Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 2016. – 316 с.

6. Лабунская В.А. Теоретико-эмпирические основания создания методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» и ее модификаций [Текст] / В.А.Лабунская// Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП, 2015. – 350 с.

7. Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. [Текст] / В.А. Лабунская// - М.: Знание, 2015. - 64 с.

8. Петрова Е.А., Родионова А.А. Личностные детерминанты психологической наблюдательности [Текст] / Е.А. Петрова, А.А. Родина// Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М.: Изд-во «ИП РАН», 2014. — 176 с.

9. Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). [Текст] / А. Пиз// Изд-во «Эксмо», 2017. – 107 с.

10. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений[Текст] / К.Н. Поливанова// - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 184 с.

11. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. [Текст] / О.П. Солодилова// М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. - 288 с.

12. Социальная психология: учебное пособие [Текст] / Отв. ред. А.Л.Журавлев// - М.: ПЕР СЭ, 2015. – 351 с.

13. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. [Текст] / Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков// — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. - 176 с.

14. Ушаков Д.В. Социальный интеллект и его измерение // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования [Текст] / Д.В. Ушаков// / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М.: Изд-во «ИП РАН», 2014. — 176 с.

15. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы. [Текст] / Д.В. Ушаков // Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП, 2013. – 350 с.

16. Хорст Р. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. [Текст] / Р. Хорст// - М.: АО «Интерэксперт», 2016. – 417 с.

17. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст] / И.В. Шаповаленко// - М.: Гардарика, 2014. - 349 с.