Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В аспекте человеческого общения большая часть информации передается посредством жестов, поз, расположения и соблюдения дистанции между партнерами. Она находится в информативных сигналах близкого контакта собеседника с глазу на глаз. Изучая поведение людей, стремясь больше узнать о поступках своих партнеров, люди получают возможность больше узнать о себе и улучшить взаимоотношения с другими людьми.

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения, индивидуально-психологических, социально-психологических характеристик личности. Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания. Эти импульсы подделать нельзя. Их часто не замечает человек. Они более правдивы, чем вербальные. Невербальные знаки могут соответствовать или не соответствовать словам человека, которые они сопровождают. Если соответствие имеется, они усиливают вербальную информацию, а если отсутствуют, ориентироваться нужно на невербальные знаки, поскольку их информативность примерно в пять раз выше, чем слов. Многие политики используют копирование языка тела в своей предвыборной компании. Они стараются добиться расположения избирателей и заставляют поверить их словам «опытных» политиков.

Актуальность работы состоит в том, что в процессе делового общения зачастую слова имеют куда меньшее значение, нежели жесты, позы, мимика и т.п. Во многом это объясняется тем, что человек не всегда честен, обладает недостатками, о которых даже сам не может полностью подозревать.

Эмоциональная нестабильность способна негативно отразить в последующем на сотрудничестве и его результатах, однако, и наоборот, контроль за ними может сформировать маскирующее благоприятное впечатление.

Целью работы являлось изучение невербальных средств общения, в т.ч. поз, мимики, жестикуляции и иных.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  • рассмотреть сущность и виды невербального общения;
  • представить основные сложности интерпретации телесных проявлений эмоций;
  • охарактеризовать положительные эмоциональные реакции в процессе невербальных коммуникаций;
  • представить основные отрицательные эмоциональные реакции при деловом общении;
  • отразить маскируемое поведение и непроизвольные случайные рисунки как показатели эмоционального состояния человека.

Объектом работы являлись эмоциональные реакции и их восприятие в процессе невербальных коммуникаций человека.

Предметом работы являлись невербальные средства общения человека.

Структура работы состоит из введения, двух разделов, заключения, литературы.

1. ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ФОРМ ОБЩЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

1.1. Сущность и средства невербального общения

Более 80% информации люди передают и принимают благодаря невербальным коммуникациям. В это понятие входят: жесты, микровыражения, мимика, интонация голоса. Обладают невербальными коммуникациями все люди с рождения, однако истолковать их является сложнейшей задачей.[1] Одним из гениев исследователей невербальной коммуникации человека являлся Алан Пиз, который написал множество изданий по данной проблематике. «Язык телодвижений» [2] является пособием для большого количества менеджеров мира для совершенствования в области невербальной коммуникации.

Психологи установили, что даже при самом «сухом» деловом разговоре непосредственное значение слов составляет не более 10% от общего объёма передаваемой информации. Остальная часть распределяется так: около 40% определяет интонация, и не менее, а чаще более половины информации улавливается благодаря сопровождающим разговор жестам и мимике. По этой причине разговор по телефону даже при искреннем доброжелательном общении удовлетворяет человека меньше, чем личное общение.

Весь поток невысказанных подтекстов, намерений, переживаний выдается и определяется при общении подсознательно. Сомнение может вызвать какая то фраза, несмотря на то, что видимых причин негативных эмоций вне общения не было. Несмотря на то, что текст может быть совершенно нейтрален, мимика, жесты, позы, высота и тембр голоса, движение глаз способны дать более правдивую характеристику.

Каналы общения существую как прямые, так и косвенные, т.е. непроизвольные сигналы, на базе которых формируется доверие, либо недоверие к словам партнера, а также произвольные послания, призванные это доверие создать и укрепить.

Любому человеку, а особенно тому, кто по роду своей деятельности должен много общаться с людьми, требуется научиться не пропускать большую часть информации и, со своей стороны уметь посылать партнеру нужное бессловесное послание. Полезно понаблюдать и за самим собой при общении с другими. Существует вероятность, что поведение может способствовать негативному восприятию оппонента. Наличие знаний в этой области может способствовать скорректировать невербальные элементы для достижения наибольшей эффективности общения.

Общеизвестно, что поза, слова, целенаправленные движения рук могут контролироваться сознательно. Однако в то же время ежеминутно существуют множество микродвижений, не осознанно осуществляемых человеком, и внимательный наблюдатель заметит в них отражение намерений и переживаний, внутренних настроений, состояний партнера по общению.[3]

Рассмотрим существующие средства невербального общения:

  1. Кинестические средства;

Кинестические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинестетике относятся выразительные движения, проявляющиеся в позе, жестах, мимике, взгляде, походке.

Одним из признанных знатоков психологии человеческого общения является Аллан Пиз, автор методики обучения основам коммуникации. Понимать человека по его движениям, взглядам чрезвычайно важно, поскольку слова могут быть лживы, а движения, положения тела, выражения лица, зрительный контакт, если их сознательно не контролировать, никогда не солгут и выдадут всю информацию, которую человек не захочет передать посредством слов. Язык тела является наиболее древней формой обмена информацией между людьми. Доисторический человек, не имевший словесного языка, общался с окружавшими его людьми с помощью невербального языка. До сих пор люди продолжают использовать язык тела, хотя не всегда понимают это на уровне сознания, а потому не всегда придают значения этому языку. Информацию несут такие движения, положения человеческого тела, как поза, жесты, а также мимика, визуальный контакт.

Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тело, около тысячи.

Жесты – это разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон, телесное проявление эмоций и мыслей. Их называют духовными инструментами общения. Они несут в себе огромное количество разнокачественной информации, чаще наиболее искренней, чем произносимые слова.

Почесывание шеи и носа показывает сомнение, неуверенность, потирание же затылка – огорчение по поводу забывчивости. жестов может причиной возникновения , страха, неприязни и агрессии со человека, неправильно культурные смыслы другого.

Мимика (от . mimikos – ) – выразительные движения лица, являющиеся из форм проявления , настроений . Через выражение лица передается душевное состояние : радость, , печаль, злоба, и т.д.

Главной характеристикой является ее целостность и . По данным В.А , в мимическом выражении основных эмоциональных (гнева, радости, , страдания, и отвращения) все движения лица скоординированы.

, носящим очки, снимать их, они говорят, и надевать, они слушают. Это действует на собеседника и позволяет , кто в очках, течение разговора. сняты – не прерывают , надеты – нужно .

  1. Просодические и средства;

Просодика – это название таких сторон речи, как , громкость тона, тембр , сила ударения. – это включение в речь , а также рода психологических человека: плача, , смеха, вздоха и т.д. и экстралингвистическими регулируется поток , экономятся языковые общения, они дополняют, и предвосхищают высказывания, выражают состояния. Энтузиазм, и недоверие передаются голосом. Так же высоким голосом широкого диапазона , силы и высоты передаются и страх.

Однако между голосом и до сих пор однозначно не установлена. и четкое слов, отчетливое звуков, а также и частиц, то есть артикуляция на внутреннюю дисциплину, жизненную позицию, в то же может быть недостатка . Скорость речи отражает чувства: , речь – взволнованность, чем-либо или проблемы. Медленная свидетельствует об угнетенном , горе, высокомерии или . Спокойная, манера говорить на спокойствие, невозмутимость, , рассудительность собеседника. речь (и ) свидетельствует о задумчивости, «» внутренних тормозов по сказанного, потери , покорности усталости или истощения сил. колебания скорости могут быть уравновешенности, человека.

Ускоряющийся речи (и жестикуляции) на то, что говорящий весь в предмет , вдохновлен тем, о чем говорит. , бойкая (вплоть до ) манера говорить, темп указывают на то, что собеседник темпераментный, импульсивный, уверенный в себе, самовыражающийся ( ненарушенном течении ). В то же время беспокойная, , беспорядочная манера , почти сопровождающаяся чрезмерным , срывающийся голос о робости (возможно в данной ), неуверенности или возбуждении, , непостоянстве, неуправляемости. мудрость гласит: « лежит не на говорящего, а в ушах ».

  1. Такесические средства;

К средствам общения динамические в форме рукопожатия, , поцелуя. Использование в общении динамических определяется факторами. Среди них силу имеют партнеров, возраст, пол, их знакомства. , например, делятся на три : доминирующее (рука , ладонь развернута ), покорное ( снизу, ладонь вверх) и равноправное ( рук вертикально).

При доминирующем ладонь вниз, в жесте оттенок начальственности. При рукопожатии человек руку, ее ладонью вверх. В случае отдается другому человеку. Так люди, артритом рук. Слабым обмениваются хирурги, , художники и музыканты, для профессионально чуткие руки. всегда используют рукопожатие, подавая рук вертикально. такесический элемент, как по плечу, возможен при близких отношений, социального общающихся. Благотворное прикосновения доказал врач С. Шенберг. , что лучше себя те люди, к в детстве постоянно . Они, как правило, более , уверены в . Они более коммуникабельны, . Им проще и легче . Они реже испытывают . Прикосновение к оказывает влияние на здоровых клеток , способствуют развитию , органов , создают условия для и полноценной жизни.

4. средства общения;

(от англ – ) исследует расположение в пространстве при общении. Это ввел в начале 60- годов антрополог Эдвард . К проксемическим характеристикам ориентация партнеров в общения и между ними. как и животные, рыбы, имеет определенное пространство своего тела, а личную территорию – , дом и т.д. Размеры воздушной человека от плотности населения в месте их проживания. , размеры личной зоны и национально обусловлены. По Д.Левиса, при беседе близкое расстояние – , греки, , испанцы и др., так как они привыкли к . Среднее расстояние собеседниками занимают , немцы, , австрийцы, жители и др. Предпочитают широкие пространства, любят дистанцию , австралийцы, новозеландцы. и этический комфорт в общения во многом дистанцией собеседниками. Знание – нормы приближения к человеку, называемых , позволяет реакцию людей в общения. Независимо от проживания, размеры пространственной человека среднеобеспеченного уровня в принципе . Ее можно разделить на четкие зоны:

  • интимная (от 0 до 45 см), сверхинтимную зону (0 – 15 см) – с близкими людьми;
  • или персональная (46 – 120 см) – со знакомыми людьми;
  • (120 – 400 см) - общение с и малознакомыми людьми;
  • (свыше 400 см) - лектора со слушателями и др.

У народов эти пространственные различны. Так, у североамериканцев зона , чем у латиноамериканцев или японцев. переносят близкую интроверты. Существует ряд правил для европейцев в условиях людей, например, в или лифте:

  • ни с кем не разрешается , даже со ;
  • не рекомендуется смотреть в на других;
  • лицо быть совершенно , никакого эмоций не разрешается;
  • чем в транспорте, тем сдержаннее быть движения ;
  • в лифте смотреть только на этажей.

Воспринимая информацию, следует в виду, что это всего сигнал, внимания собеседника. Но , чем приступить к реагированию на сигнал, рассматривать его в общем беседы и в сравнении с средствами передачи . Знание средств общения деловым людям оценить поведение , улучшить с взаимоотношения.

1.2 Сложности невербальных проявлений

Понимание невербальных было бы невозможно, если бы несловесные признаки каждый по отдельности. , хотя сигналов состояний , они не хаотичны. Микродвижения составляют единый , с помощью люди посылают о себе. Иногда достаточно изменить одно , чтобы рисунок изменился кардинальным . Например, человек изменил – перестал опираться на стула, или плотно колени, или забарабанил по столу. вероятность, что он чувствует некомфортно, либо по какой-либо причине. этому быть множество, они могут быть, как с темой разговора, так и нет, сигнал был послан.

Приведем еще пример. На переговорах с о привлечении дополнительного руководитель пытается убедить о том, что компания прибыльна, что финансовая отчетность и принесут дивиденды. Он говорит со дела, с уверенными , почти все жесты его рук демонстрируют , доброжелательность и приветливость, но время от времени к лицу, а стопы от собеседника или двигаются. С большой вероятности можно , что он, как минимум, неискренен – или приукрашивает положение, отчетность и т.п. В последнем примере, так же, как и во других случаях, неискренности нарушение целостности , интонаций, комплекса . Невербальные сигналы, инвестору, о том, что доверять директору .

Человек, как правило, не в полной мере движения или их. Например, в гневе не обязательно лезет в или громко кричит и ногами. вероятно, что он только или понизит голос и несколько опрометчивых (невербальная ): сломает сигарету, кулаком по столу, по комнате, помашет и т.п. и реализует, образом, подготовленную . Однако в случае, человек пожелает гнев, как осознанных, так и неосознаваемых поведения разрушится.

обладает возможностью сдержать или заменить крупные движения, но напряжения и даже биохимические , связанные с этих движений, и проявятся в микроформах: интонации, нарушении движений, напряжении позы и т.п. это элементы будут для проницательного и внимательного сформировать решение, а также дальнейшему общению.

проявлений эмоций огромное , как и методов их анализа и . Однако кроме достоинств анализа и ряд ограничений, должны учитываться при картины восприятия.[4] В , если данные не будут возможно исказить составляющую, что может в том числе принятие не управленческого .

Сложности, ограничения и ошибок при интерпретации проявлений эмоций:

1. При невербальных оппонента следует внешнюю компенсацию от качеств. Т.е. существует два варианта: человека является , не завуалированным и отражает состояние и отношение к ; психологическая , компенсация, сознательная или попытка скрыть и индивидуальные качества, заведомо нести негативное (чаще всего его достоинство). Примером случить , когда человек в обстановке, не желая свою скованность, , неудобство, вести себя как , так и напротив слишком , стараясь строго правила тона. Подобное эмоций в телесных , своего рода демонстрация качеств, которые, по их обладателя, являются одобряемыми, способствующими к ситуации, впечатлении о наличии . Психологическая защита в нестыковке деталей, поведения и т.п.

2. При невербальных коммуникаций следует отличать и стандарты от актуального . Анализируя человека, требуется , что, даже в рамках культуры, существуют стандарты . Разные люди несколько разные о том, какие формы правильны в ситуациях. Например, женщины, если на их недостаточно косметики, себя и ведут себя - стараются ограничить , избегать прямых и т.п. Аналогично себя некоторые , если они не выбриты.

3. При невербальных коммуникаций следует психологию и физиологию. отличать внешние индивидуальности и психологических от вынужденного , которое вызвано физиологическими причинами. , вялость - состоянием органов, потребностями, прищуривание, взгляда - недостатками или слишком ярким ; наклон при разговоре - состоянием шеи или неодинаковым слухом у ушей, осанка, или скованность могут определяться позвоночника и т.п. Несмотря на то, что это все же состояния, влияющие на человека, но их отличать от сигналов психических состояний, в процессе общения.

4. При невербальных оппонента следует на комплекс признаков, не деталей. Нельзя выводы на одного признака, комплексное наблюдение. яркие, бросающиеся в детали и поведения могут на определенные мысли, направление поиска. Но пренебрегать , в особенности противоречивыми. признаки противоречат другу - именно причин может помочь правильные выводы.

выше ограничения формированию достоверного восприятия , а также проведению собственной личности, т.к. они негативно на результате общения.

1.3 Человеческое лицо

Человеческое лицо - это , несущая комплекс информации. На нем информация об:

    • эмоциях;
    • ;
    • отношении человека к ;
    • о его характере;
    • при к социальному слою;
    • привлекательности;
    • а также , поле и расовой .

Человеческие порождают типичную реакцию, связанную с лицевых мышц. физиологи , что каждая базовая связана с конкретной реакцией, при этом принимает выражение. Эмоциональная не передается путем или медленных сигналов, но они оказывать влияние на наше восприятие конкретного выражения, а значит, и на вербальную коммуникации.

Мимические не всегда несут в взаимодополняющую информацию. С обстоятельством частые неудачи в восприятии мимики .

Выделяются три типа :

    • статичные (цвет кожи, лица, особенности черепа и распределения тканей на , расположение и форма , глаз, носа, );
    • медленные сигналы, в себе об изменениях внешности во (например, форма и морщин, изменение тонуса, гладкости кожи, пигментных пятен);
    • сигналы, воспроизводящиеся за движений мускулов и приводящие к изменениям внешности.

сигналы появляются на на короткое и затем бесследно , лишь натренированный человека способен их и идентифицировать. В же случаев люди не микровыражений, но подсознательно их .

Мимика человека индивидуальные , связанные с антропологическим лица. Некоторые полагают, что непроизвольные движения высокую генетическую . Это предположение подкрепляется исследований, по которым реакции близнецов в идентичных обнаруживают значительно сходство, нежели близнецов.

интерес к изучению и мимики во всем вызвали работы Д. , М. Кричли, Ч. . Серьезным исследованием тела с конца 70- гг[5] начал заниматься ученый Пиз, который является знатоком психологии общения и автором обучения коммуникации.

В центре стоит человек как , имеющая тело, , речь, т.е. с его чувствами и состояниями, и словами, поступками и . Внешний облик складывается из составляющих.

Альфред в языке лица язык глаз (а в нем ), носа, рта, , ушей, лба, кожи, , общих жестов головы. Рукопожатия и , снятие убора – жесты и , выражающие разные отношений и сопровождающие ситуации .

К языку тела язык рук, ног, головы, , туловища в целом. , что по лицам в ничуть не меньшей , чем, по их словам, можно об их актуальном эмоциональном , например, ли они, удивлены чем-то, или радуются.

Телесные эмоций наблюдаются образом в активности отдельных лица человека, его рук, ног и , в позах, в модуляциях и изменении , в особом дыхании и др. и их невербальная концептуализация в степени связаны с , чем с другими тела. Глаза важными выразителями и чувств, следовательно, количество и фразеологических единиц с компонентом, отражающих эмоционального состояния .

Например, проявляется на лице следующим образом: брови образуют морщины на лбу; широко раскрыты; рот имеет округлую . Лицо – это место выражения , внутреннего состояния и межличностных отношений, то одной из главных лица эмотивная. Остальные лица - коммуникативная, то передача адресату информации и межличностных отношений, и , в частности контактоустанавливающая и функции.

Потребность «» по лицу в межличностного общения так же , как повсеместно и широко [6]. Нет такой сферы жизни, где бы не стремились проинтерпретировать экспрессию своих , чтобы передать или понять и содержательный контекст сообщений, увидеть характера и свойства коммуниканта, и, как , грамотно скорректировать поведение и дальнейшее .

В художественной литературе можно примеры, когда на страницах своих наделяют персонажей «читать» по .

Физиогномика - это метод типа личности , темперамента, характера и , исходя из внешних черт и его выражения.

Термин «» происходит от греческих «physis» – , характер и «gnomia» – , суждение, оценка[7].

своими корнями во времена , который применял ее для состояния души. В эта наука считалась отраслью . Признанными физиогномистами в стране являются Б. Ю. и В. В. Малешин.

Хотя имеет историю, единой , описывающей физиогномические , не существует, так как смысловым терминов разные значения. Так, , криминалисты относят к исключительно статические внешности, же признают предметом «патонимики» или кинесики, рассматривают их в рамках невербального . И.Ю. Исаева рассматривает «физиогномика» в широком , понимая под этим « о выражении особенностей, характера в динамике черт , как учение о внешних формах склада личности».

взаимосвязанности внешнего, воплощения и внутреннего человека не своей актуальности со Сократа, Платона, , Аристотеля. Находит ли отражение в телесности? На этот веками ищут деятели искусства: и поэты, и скульпторы, актёры и .

С детства нам навязываются стереотипы, например, в сказках, где трудолюбивая Золушка или обязательно прекрасна, а ленивые сестрицы, и Баба Яга непривлекательны и даже уродливы. Это может связано с тем, что в основе лежит, , древнее представление о мира, о всеобщей явлений в природе, из непосредственных наблюдений как над прир, так и животным миром.

физиогномисты утверждают, что эмоциональные и изменения влияют на лица и даже по непроницаемому лицу определить характера человека, что и многие верификаторы. Как , люди думают , а говорят , поэтом важно их истинное состояние. 7% информации при ее передаче вербально, 30% выражается голосом (, интонацией) и более 60% посредством иных каналов (, жесты, взгляд и т.п.)[8].

Для понимания, говорящего оценивать произносимое в связи , жестов, взгляда и помощников общения. физиогномики оправдано при большого применения ее на практике, она не быть единственным отбора, а выступать в вспомогательного .

Физиогномика ярко психоэмоциональное состояние . Через характерные лицевых , не ускользающих из поля собеседника, можно целый спектр .

Физиогномика – и , и западная – всегда внимание на геометрическую контура (конфигурацию) , считая ее из устойчивых признаков набора личностных .

Например, согласно японских , круглая форма (представленного анфас) на мягкость, добродушие, человека, его к комфорту и общению в компании.

Квадратная лица подчеркивает , бессердечие; этого типа , решительны, стремятся к и доминированию.

Прямоугольное свидетельствует о интеллекте, уравновешенности, способностях, ярко устремленности к цели.

треугольного обладают высокой , очень одарены, и неуживчивы.

Отдавая человеческой , трудно удержаться от о соответствии описываемых действительности, тем более что физиогномисты на многочисленные обстоятельства, их действие. Научно-психологических , показывающих влияние лица на психологических характеристик , немного. Более , они имеют в основном отношение к . Существуют данные, которым человек более привлекательным, обладает формой лица.

семантику наиболее мимических выражений.

и длительность .

В человеческом общении выполняет одну из коммуникативных функций, и длительность могут указывать на отношения к данному и к тому, что человек . Мигание и двумя глазами.

мимический элемент важным невербальным во многих . Люди подмигивают другу, чтобы определенной договоренности или , что они поняли друга.

Контактоустанавливающий .

Для инициации социальных особую важность контактоустанавливающий . От того, насколько человек использует , во многом зависит его успех.

.

Обнаженные зубы встречаются в мимике народов как сигнал агрессии. оскала непроизвольна, т.е. жестом-адаптером, вместе с тем она используется при создании произведений , призванных отпугивать и злых духов.

рот.

Эта напряженная мимика о высоком отрицательных эмоций, она в онтогенезе очень и, очевидно, является оскала у .

Нахмуренные брови.

собой инстинктивную , направленную на защиту от удара. мимика универсальна, ее воспринимают представители разных культур.

нос.

Это наиболее мимический жест-адаптер. При неприятного запаха мышцы рефлекторно , сужая проход.

Таким , используемые человеком средства общения, , как мимика, самостоятельную знаковую , выступающую в качестве коммуникации одновременно со речью.

2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ КОММУНИКАЦИЙ

2.1. Положительные реакции невербальных эмоций

Положительную или эмоциональную реакцию у вызывают различные , однако они имеют отличаться по , т.е. от едва заметной настроения до бурного . [9] Обычно сила проявлений силе вызвавшей их , однако вероятно особо сильного данных , либо создание маскировки их прямо .

Движения, направленные на общения, на с партнером провоцирует у положительные эмоциональные (радость, удовольствие и т.п.). три основных положительного проявления .

1. Положительная активная (готовность к действию).

позиция в открытых, широких , которые напоминают , приостановленное движение, напоминающие пространства.

Если у есть желание свои мысли, в чем-то , не вступая в конфронтацию с , то это состояние сопровождается , обращенным к партнеру тела и рук, ощущение сближения :

  • выражение лица или с легкой улыбкой.
  • с усиленными, но не интонациями.
  • тело и напряжены с оптимальной , приблизительно одинаково;
  • и тело вперед или наоборот, назад;
  • дыхание , глубокое, возможно, с раздуванием ;
  • руки на бедрах;
  • во речи ладонь вверх на уровень , пальцы или собраны в щепоть, совершает частые от себя и к себе;
  • на стуле , без опоры на спинку;
  • открыты навстречу и движутся вперед и ;
  • потирание друг об друга.

2. эмоциональная реакция

Это , когда человек радость, и проявляет чувства в и позах, которые приближение к объекту, лучше и ощупать его и т.п.

Положительная высказываний партнера, , понимание, согласие с легкими головы и мимических , относительным расслаблением , а также общей частей к собеседнику, в том числе:

  • улыбка, уголки губ и отведены назад, расслаблены, рот быть приоткрыт.
  • располагается в удобной , особенно если этим оно напряжено;
  • ноздри , дыхание активное, ;
  • глаза спокойные, сощуренные или широко открыты;
  • поза, плечи , тело слегка вперед к ;
  • ладони открыты к или человек энергично их друг об друга;
  • слегка и направлены вверх или ;
  • если человек или сидит с ногами, на пол - стопы к собеседнику, если сидит, положив на ногу, нога, сверху, в сторону партнера;
  • раскачивание на стуле;
  • шея , голова слегка назад или , возможен в момент чужой мысли кивок головой.

3. на собственных

Размышления, задумчивость, решения отличаются выразительностью движений и явно эмоций. Бывают руки, шея, мимические , причем эти напряжения , почти без . Человек обычно в моменты молчит. того:

  • сидящий встает с и прохаживается взад-вперед, при положение рук фиксируются - они за спину или в карманы;
  • малозаметно или иногда кратковременные дыхания и затем глубоких вдохов и ;
  • рука касаться разных лица или головы, не заслоняет надолго рот и не опорой : потирание головы, , лба, подбородка, щеки;
  • или блуждающий взгляд;
  • рот ;
  • на лбу появляются складки.

В подобной наиболее целесообразным не мешать человеку и его в покое. Еще проявлением поиска является то, что человек делать захватывающие кистями рук и пальцы друг об . Эти движения осознаются остальных телесных задумчивости и поиск слова, уже найденного решения.

образом, были основные эмоциональные реакции, не несут негативного и могут положительно на принятии решения.

2.2. Отрицательные реакции невербальных эмоций

Представим четыре позиции проявления эмоций.

1. оценивание, ожидание, ;

Состояния, при которых не удовлетворен информацией, всячески именно на прием и информации, а не на действия:

  • , твердый на собеседника;
  • отклонение назад и переплетение рук на .
  • легкий наклон вперед;
  • складки на лбу и слегка рот;
  • небольшое выдвижение вперед и поворот ее .

Представленные вызывают к возникновению эмоций.

2. Слабая отрицательная реакция;

, потеря к собеседнику при невозможности общение характеризуется чувствительности и торможением активности. , сомнение, сопровождается пониженным тонусом с напряжением рук, шеи, плеч, в том :

  • полубессознательное на бумаге;
  • ноги или положены нога на или ступни и колени от собеседника;
  • сцеплены перед «в замок»;
  • легкие пальцами или потирание , глаз или ;
  • рот слегка приоткрыт или, , плотно закрыт;
  • , отсутствующий взгляд, или почти ;
  • усмешка или отсутствующее лица;
  • покачивание сбоку на бок;
  • легкое плечами;
  • медленнее и тише;
  • замедление жестикуляции;
  • вялая или демонстративно и напряженная, но .

Чем больше человек в получении какой-либо , тем менее он склонен терпеть ее или поток ненужных ему . По этой причине, не вызвать отрицательную реакцию , не следует испытывать его . Заметив первые же скуки следует что-то в ситуации, вернуть или интерес партнера.

3. эмоциональная реакция;

, неуверенность, , смущение, а также беспомощности и стыда в общей напряженности, и позах, символизируют стремление занимать как можно места, стать , исчезнуть. , беспокойство сопровождается суетливыми движениями и напряжением отдельных . Характерна для состояния именно смена движений и поз.

  • в сидя обе ноги в пол и прижаты к другу, тело ;
  • закрывается портфелем, или газетой;
  • ритмические ;
  • неожиданная обычных движений и т.п.;
  • , повторяющиеся, не связанные собой, негармоничные движения;
  • тихая, сбивчивая или , монотонная;
  • напряжение рта, губ или языка;
  • наморщенный нос, на лбу;
  • локти к телу, плечи , голова втянута в ;
  • опора на что-нибудь ;
  • в положении ступни повернуты от или носками друг к .

Состояние нервозности неустойчивое. текущими, актуальными и нарастающее оно имеет переходить в стресс, при поведение становится плохо и предсказуемым даже им .

4. Сильная активная эмоциональная ;

Сдерживаемая агрессия, , - это состояние, при котором готовится к активному на окружающих, но ограничивают социальные . Все его тело напряжено, в чувствуется стремление как можно , продемонстрировать свое над партнером. Правила вынуждают человека агрессивные , вместо них совершаются короткие замещающие :

  • ноги широко или носки ног быть заметно наружу, или человек периодически подниматься на ;
  • плечи , живот выпячен, поднята или немного вперед;
  • помахивание вверх пальцем;
  • взгляд и холодный, глаза быть слегка , сужены или, , открыты и малоподвижны;
  • звучит напористо, с изменениями громкости, отрывистая.
  • заметное, шумное с вдохами и энергичными выдохами;
  • рот напряжен, или оскален, губ оттянуты вниз, могут быть сжаты;
  • ноздри .

Таким , было выявлено, что коммуникации могут выражению отрицательного состояния .

2.3. Маскируемое поведение и случайные рисунки эмоционального состояния

Ложь, , характеризуются рассогласованием тем, что человек говорит и тем, о чем его тело или отдельные его . Для обнаружения лжи важно заметить изменения, сбои в проявлениях.

Когда лжет, он испытывает некоторый или хотя бы напряженность. По причине показателями лжи служить , неуместные, не соответствующие или словам проявления , неодобрения или смущения. для этих рекомендуют использовать глаз, однако это не во всех случаях эффективным.

метод наблюдения за глаз собеседника быть иногда . Во время люди большую времени смотрят на партнера, причем расположить так, чтобы зрачки близко к центру . Но время от времени яблоки и незаметно для самого поворачиваются и взор . В процессе общения по себе взора не имеет значения. Важно уметь обнаружить , когда речи расходится с движений глаз.

эмоционального состояния могут и непроизвольные случайные .

Независимо от того, что человек, штриховка, повторение , сильный нажим, волнение, тревожность, .

Если рисунок в замкнутую любой формы, , человек принял определенное решение, , чем сильнее эта рамка, тем труднее человеку это решение и тем твердо он намерен его .

Человек в размышлений сосредоточенный на , своих проблемах и , который готовится важное для решение, и отвлеченный от мира рисует линии, волнистые, , спирали.[10] В своем, собеседник, подобные фигуры не слышит оппонента.

у человека настроение потому, что он себя обделенным окружающих, он рисует , солнце, и т.п.

Близким по значению и рисунок из переплетения , рисуемый человеком, себя от событий или дел, в которых ему бы принять более участие, но он не знает как.

человек , что попал в неловкое, , что он должен принять , но испытывает сильное , он чертит , решетки, сетки. ему удастся принять или он захочет отстраниться от , то наверняка он его в рамку.

Положительные , которые человек нужным по каким-то в данный скрывать, проявляются в из переплетенных сердец. этот сюжет с цветами или , то, вероятно, рисовавшему мешает общаться с его человеком или действовать в соответствии со чувствами.

Человек, имеет четкие , убеждения и намерения и не добровольно их , в любой проблеме разобраться досконально, обычно геометрические на нелинованной или немногочисленные четкие на бумаге в клеточку. рисующий склонен к , в фигурах острые углы. Его отражается в силе . Скорее всего, он скрывать чувства за внешне спо и даже дружелюбным , но это ему не свойственно и неприятно.

Раздражение, скука, усталость во время непонятных лекций или длинных совещаний - наиболее частые причины того, что человек создает большие композиции непроизвольных полубессознательных рисунков. В этом состоянии из-под пера появляются повторяющиеся узоры из овалов и углов, напоминающие узоры на коврах или обоях, многочисленные квадратики из обведенных клеточек в тетради и вписанные в них однотипные фигурки (например, кружочки или треугольники), шахматные поля.

Близки к ним по значению и пчелиные соты, но рисующий их человек не просто скучает, а стремиться, скорее всего, неосознанно, к более упорядоченной и спокойной жизни.

Чувство неловкости и вины, возникшее во время разговора, несправедливые упреки, на которые невозможно достойно ответить или необходимость солгать выражаются в рисовании разнообразных крестов.

Когда человека тяготят обязанности, от которых он не может уклониться, не решается отказать он склонен рисовать простые фигуры человечков, фантастических животных с человеческими чертами или карикатурные рожицы. Появляются такие рисунки чаще у подчиненных, не решающихся возразить начальникам или у студентов, которые не хотят учиться, но и прогуливать не боятся или могут.

Критическая оценка ситуации и себя самого может отражаться в том, что человек рисует отдельно глаза. Но тот же рисунок может выражать чувство беспокойства, указывать на то, что человек постоянно ощущает на себе чье-то навязчивое внимание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение подведем итог проведенному исследованию, которое заключалось в изучении особенностей невербальных средств общения и их влияния на результат принятия управленческих решений.

В результате чего было выявлено, что зачастую на результат управленческой деятельности, как и в целом взаимоотношений в коллективе влияют не только слова, которые конечно важны, однако большее стимулирующее значение приобретают невербальные средства, которые формируют более достоверное представление.

Невербальное общение выступает одним из средств репрезентации личностью своего «Я», межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Для него характерно отсутствие членораздельной звуковой речи – это главное, что подчеркивается в большинстве исследований по проблеме этого общения. Во многих научных работах существует некоторая путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение» чаще всего использующихся как синонимы. Нам представляется важным дифференцировать эти понятия и уточнить контекст, в котором предполагается дальнейшее их употребление.

Понятие «невербальное общение» является более широким, чем «невербальная коммуникация». Таково определение, предложенное В.А. Лабунской, согласно которому, «невербальное общение – это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека. Невербальная коммуникация – это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система».

Наблюдения за невербатикой – наиболее достоверный из всех методов, которые можно привлечь для диагностирования человеческой личности, ибо здесь чисто духовное содержание находит непосредственное выражение, которое также непосредственно может быть воспринято другим человеком. Умение читать и применять самому знаки невербальной системы общения помогут преуспеть не только в деловой сфере, но и в повседневной жизни.

Обладая навыками наблюдателя, который может разграничивать реальное отражение жестов, мимики, поз, несущих эмоциональную нагрузку от физиологических аспектов, которые хоть и несут смысл, однако не необходимый собеседнику, можно достичь положительных результатов в любой деятельности, будь то бизнес или защита сессии в университете.

Принципы невербального общения распространяются на разнообразные сферы деятельности, однако характеризуют одинаковые эмоции.

Зачастую условно эмоциональные реакции в зависимости от степени проявления подразделяют на: положительные; отрицательные; маскируемые.

Каждый из этих видов имеет свои подвиды, которые сегментируют по степени влияния на восприятие оппонентом. Положительные характеризуют – благоприятное восприятие, отрицательные – негативное, а маскируемые требуют более тщательного анализа.

Таким образом, проведенная работа позволила достичь поставленную ранее цель, и сформировать представление о невербальных средствах общения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Вос Е. Деловой этикет. Правила поведения, общения, дресс-кода. – М.: Эксмо, 2014
  2. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2018
  3. Еркенова А.М., Кемельбекова Г.А. Невербальные средства коммуникации // Юный ученый. – 2017. - № 2 (11). – С. 12-15
  4. Измайлова М. А. Деловое общение / М. А. Измайлова. – М.: Дашков и Ко, 2011
  5. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – Спб.: Питер, 2011
  6. Калашникова Е.И. Невербальные средства общения в системе деловых коммуникаций организации / сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях. – Самара, 2017
  7. Кузнецов И. Деловое общение / И. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2012
  8. Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения / В. Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2012
  9. Мананикова Е. Н. Деловое общение / Е. Н. Мананикова. – М.: Дашков и Ко, 2010
  10. Мухамадиева Л.Н. Нетрадиционные методы отбора персонала и их применение в организациях/ Л.Н.Мухамадиева, Д.И.Дедова// Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2017. - №1-1. – С.71-75
  11. Новоселова О.В., Калмыкова Д.А. Этика делового общения как инструмент формирования профессиональных компетенций специалиста по управлению персоналом // В сборнике: Наука, образование, инновации. Сборник статей международной научно - практической конференции. – 2016. – С. 157 - 160
  12. Пиз А. Язык телодвижений / А. Пиз, Б. Пиз. – М.: Эксмо, 2012
  13. Самохвалова А. Г. Деловое общение. Секреты эффективных коммуникаций / А. Г. Самохвалова. – М.: Речь, 2012
  14. Самыгин С. И. Деловое общение / С. И. Самыгин, А. М. Руденко. – М.: КноРус, 2012
  15. Халисов А.А. Невербальные средства общения // Экономика и социум. – 2016. - № 12-2 (31). – С. 1527-1529
  16. Шестопалова Н.Д. Смыслообразующий потенциал физиогномических элементов в презентации прямой речи/ Н.Д.Шестопалова// Вестник Тверского государственного университета. – 2015. - №2. – С.231-235
  17. Шишкина Т.С. Особенности вербального выражения мимики и жестов/ Т.С.Шишкина, В.О.Вагина// Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. - №8-5. – С.83-85
  18. Психологический образовательный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylist.net/hrestomati/00008.htm. - Заглавие с экрана: Невербальное поведение: структуры и функции. В.А.Лабунская. – На русском языке.
  19. Физиогномическая соционика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tipolog.narod.ru/Statyi/neverbaln_priznak.html. – Заглавие с экрана: Общая характеристика невербальных средств коммуникации. – На русском языке.
  1. Алан Пиз – «Язык тела». – URL.: http://www.bodylang.ru/coursebodylang.html

  2. Пиз А. Язык телодвижений / А. Пиз, Б. Пиз. – М.: Эксмо, 2012. – 464 с.

  3. Рамендик Д.М. Деловое общение / Д. М. Рамендик. – М.: Студия АРДИС, 2007. - С. 93

  4. Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения / В. Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2012. – 592 с.

  5. Барабанщикова В.А. Роль контура лица в восприятии индивидуально-психологических особенностей человека/ В.А. Барабанщикова, Д.А.Дивеев// Экспериментальная психология. – 2009. - №3. – Т.2. – С.47-66

  6. Шестопалова Н.Д. Смыслообразующий потенциал физиогномических элементов в презентации прямой речи/ Н.Д.Шестопалова// Вестник Тверского государственного университета. – 2015. - №2. – С.231-235

  7. Шишкина Т.С. Особенности вербального выражения мимики и жестов/ Т.С.Шишкина, В.О.Вагина// Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. - №8-5. – С.83-85

  8. Лемешевская З.П. Диагностика психического состояния человека по мимике лица/ З.П. Лемешевская, С.А.Михальчик, В.П.Водоевич// Журнал гродненского государственного медицинского университета. – 2010. - №1. – С.43-46

  9. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – Спб.: Питер, 2011. – 784 с.

  10. Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения / В. Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2012. – 592 с.