Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Общение представляет особенную ценность для каждого человека, как уникального и неповторимого существа. Сейчас на страницах психолого-педагогической литературы большое внимание уделяется проблеме общения. Одним из аспектов этой проблемы является изучение невербального компонента. Интерпретация невербальных аспектов межличностного общения имеет многовековую историю. К ней в разное время обращались философы, психологи, медики, лингвисты, искусствоведы. На протяжении тысячелетий проблема невербального общения обрастала научными и псевдонаучными фактами. Однако подробно она стала разрабатываться лишь в последние десятилетия.

Мы очень часто обращаемся к невербальному способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, и с теми, с кем лишь на мгновение сталкивает нас повседневная жизнь. Оно во многом определяет как нашу реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Невербальный компонент общения играет существенную роль в процессе общения, поскольку известно, что средства невербальной коммуникации (жесты, мимика, поза, взгляд, дистанция) являются в некоторых случаях более выразительными и действенными, чем слова. Они помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса как намерение его участников, истинные чувства и мысли собеседника, влиять на него. Вместе с вербальной системой коммуникаций эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности. Невербальные средства коммуникации помогают людям ориентироваться в различных социальных ситуациях и регулировать свое поведение, глубже понимать друг друга и соответственно строить свои отношения.

Актуальность. Средства невербального общения наряду с вербальными средствами делового общения имеют огромную значимость. Они обеспечивают эффективность взаимодействия партнеров общения, их взаимопонимание, взаимоотношение партнеров, что очень важно для развития коллектива.

Понимание личных паттернов различных эмоциональных состояний способствует тому, что реакция на лицевую экспрессию партнера связана с воспроизведением его мимики, то есть в невольном изменении активности мышц лица. Этот процесс подобен «эмоциональному заражению, или резонансу». Таким образом, для распознавания и идентификации паттернов лицевой экспрессии человек использует два канала - зрительный, который производит опознание с помощью гностических нейронов нижневисочной коры, и проприорецептивный, который оценивает паттерны собственной лицевой экспрессии и служащий обратной связью (подкреплением) реакции на информацию со зрительного канала.

Проблему невербальных средств общения нарушали в научных работах, посвященных деловому общению, Р. Ботавина, Л. Венгер, Е. Зарецкая, В. Зусин, Е. Каменская, Ф. Кузин, А. Панфилова, В. Лавриненко, А. Сорокина, В. Шеломенцев, В. Южин.

В наше время многогранная проблематика эмоций и эмоциональных состояний попадает в фокус психологических исследований (К. Изард, Е. П. Ильин), философских исследований (И. В. Сидоренко) и активно разрабатывается в лингвистике (А. Вежбицкая, O. Vorobyova, S . Gladio).

В этом аспекте внимание преимущественно уделяется эмотивно лексико-семантическим средствам языка (М. В. Гамзюк, В. И. Шаховской), аффективной фонетике (А. А. Калита), аффективной грамматике и синтаксису (В. В. Задворнов), вербализации эмоций в художественном тексте (В. Г. Гак, Н. А. Позднякова, Г. И. Харкевич). Все это создало предпосылки для углубленного изучения отдельных эмоциональных состояний, в том числе и радости, и их воплощение в различных типах дискурса.

Цель исследования состоит в изучении невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Объект исследования: невербальная коммуникация человека.

Предмет исследования: невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть особенности невербальной коммуникации.
  2. Охарактеризовать эмоциональные состояния человека и их проявление.
  3. Описать методику изучения невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.
  4. Дать характеристику типичным проявлениям эмоциональных состояний.

Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА

1.1 Особенности невербальной коммуникации

Невозможно представить развитие человека вне общения с другими людьми. Общение выступает необходимым условием существования людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложного психического феномена как системного образования, которое имеет многоуровневую структуру и только ему присущие свойства, является актуальным для психологической науки.

Общение – сложный процесс установления развития и завершения контакта, который характеризуется тремя сторонами: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Параллельно с речью, как средством общения, широко используются неречевые средства: жесты, мимика, интонация, паузы, манеры, внешность. Каждый из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в правильности сказанного или же, наоборот, поставить сказанное под сомнение. Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено нашим подсознанием.

Невербальное общение – это процесс взаимодействия между людьми, который реализуется с помощью знаковых систем (мимики, жестов, пантомимики, пространства, цвета, одежды и т. д.) [Кнапп, с. 35].

Общение, как живой процесс непосредственного взаимодействия субъектов, закономерно проявляет эмоции общающихся, создавая невербальный аспект обмена информацией. Средства невербальной коммуникации, как «язык чувств», является продуктом общественного развития людей, они значительно усиливают смысловой эффект вербальной коммуникации, а при определенных обстоятельствах могут ее заменять. Известно, например, что молчание иногда бывает красноречивее, чем слова, а обмениваясь взглядами, люди могут понять содержание информации, который не укладывается в адекватные категории вербального выражения.

Невербальные средства общения дополняют вербальный язык, характеризуют эмоциональные состояния партнеров по общению, создают психологический контакт между партнерами. Искусство общения предусматривает безупречное владение как письменной и устной речью, так и умением правильно устанавливать оптимальное соотношение вербальной и невербальной речи для каждой ситуации общения [Батаршев, с. 105].

У разных народов невербальные знаки имеют неодинаковое значение. Например, качание головой из стороны в сторону для россиянина означает «нет», а для болгарина – «да». Обычно в общении люди достигают точного понимания невербальных знаков, когда связывают его с конкретной ситуацией, а также с социальным положением и культурным уровнем конкретного собеседника [Морозов, с. 43].

Общаясь, люди по-разному реагируют на невербальные сигналы: одни – чувствительны к ним, другие – ничего не знают об их значении. В процессе общения от 60% до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств [Поваляева, с. 71].

Радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх – также достаточно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость передают мягким и приглушенным голосом.

Скорость разговора также отражают чувства:

- быстрая беседа – переживания и тревогу;

- медленная беседа – подавленное настроение, горе, высокомерие или усталость.

Виды такесических средств общения:

- динамические прикосновения в форме рукопожатия;

- похлопывание;

- поцелуи и т.п. [Батаршев, с. 107]

Использование такесических средств общения зависит от статуса партнеров, возраста, пола и времени знакомства собеседников. Виды рукопожатия: доминирующее (рука сверху, ладони развернуты вниз); покорное (рука снизу, ладони развернуты вверх); равноправное.

Похлопывание по плечу возможно при условии близких отношений, одного социального положения партнеров по общению.

1.2. Кинесические и проксемические особенности невербального общения

Большое значение в процессе общения уделяется эмоциям, позам и мимике собеседников. Благодаря ним мы можем понять отношение окружающих к информации, которую они получают.

Кинесика – это способ коммуникации с помощью движений тела и жестов.

К невербальным способам коммуникации относятся жесты и позы. Жесты обусловлены строением человеческого тела, они необходимы в тех случаях, когда невозможно общения с помощью языка, например, при наличии языкового барьера или проблемы со слухом [Парыгин, с. 62].

Когда человек чувствует тревогу, ему свойственны быстрые, беспокойные движения рук и ног, дрожание рук. Подавленный человек движется очень медленно, словно каждое движение дается ему очень сложно.

Жест – это движение тела, которое передает определенное психическое состояние личности в процессе общения [Поваляева, с. 168].

В табл. 1 приведены основные виды жестов и их трактовка.

Таблица 1 – Характерные жесты

Жесты

Признаки жестов

Жесты руками

Открытые ладони – честность, открытость Ладонь, перевернутая вверх – просящий жест. Ладонь развернутая вниз («смотрит в пол») – властность со стороны того, кто использует подобную позицию, ощущается психологическое давление.

Руки, перекрещенные на груди – попытка спрятаться, отгородиться от ситуации; негативная реакция

Жесты ногами

Перекрещивания ног (жест «нога за ногу») – защита, тенденция к замкнутости.

Перекрещенные ноги и перекрещенные руки – неодобрение, неприятие, усиленная защита.

Перекрещенные лодыжки – защита, напряжение, негативное отношение, нервозность, страх

Жесты около щеки или около подбородка

Рука как опора поддерживает голову – скука, собеседнику не интересно то, о чем вы говорите. Поглаживание подбородка – принятие решения. Касание или потирание носа – лживость со стороны того, кто это делает.

Рука поглаживает шею – недовольство, отрицание, гнев.

Жестикуляция включает в себя все жесты рук и тела, а также некоторые другие действия, несущие в себе определенное смысловую нагрузку. В практике взаимодействия выделяют жесты, отражающие внутреннее состояние человека, его отношение к собеседнику и к информации, которую он получает [Шипицына, с. 237].

Эмоциональные реакции в процессе коммуникации позволяют сделать вывод о характере человека, который проявляется в скорости реакции на полученную информацию; черты характера человека, степень его уверенности в себе, скованность или раскованность, осторожность или склонность к риску; культурные нормы, усвоенные человеком в течение жизни.

Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты «раскрытые руки» и «расстегивание пиджака».

Жест «раскрытые руки» заключается в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх. Этот жест особенно часто наблюдается у детей. Когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают свои руки. Когда же дети чувствуют свою вину, они прячут руки либо за спину, либо в карманы.

Жест «расстегивание пиджака» также является знаком открытости. Открытые люди, которые дружески к нам относятся, часто расстегивают и даже снимают пиджак в нашем присутствии.

Лучший способ узнать, откровенен и честен ли с Вами в этот момент собеседник – это наблюдать за положением его ладоней. Когда человек откровенен с Вами, он раскрывает перед собеседником ладони полностью или частично. Этот жест абсолютно бессознательный и подсказывает, что собеседник говорит сейчас правду.

Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к собеседнику, сомнении в правоте, о желании что-то скрыть. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается не смотреть на Вас, отводя взгляд в сторону.

Жесты и позы защиты являются знаком того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы являются руки, скрещенные на груди. Простое скрещивание рук является универсальным жестом, что означает не только оборонительное или негативное состояние собеседника, но и просто спокойствие и уверенность. Это бывает тогда, когда атмосфера беседы не имеет конфликтный характер.

Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое выражение лица сопровождается жестом «рука у щеки». Этот жест свидетельствует о том, что Вашего собеседника что-то заинтересовало.

Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки (остальные пальцы находятся ниже рта) – этот жест свидетельствует о том, что он критически воспринимает информацию.

Если во время беседы Ваш собеседник опускает веки, то это сигнал о том, что Вы для него стали неинтересны или просто надоели, или же он чувствует свое превосходство над Вами.

В том случае, когда собеседник хочет быстрее закончить беседу, он незаметно разворачивается в сторону двери, при этом его ноги направлены к выходу. Поворот тела и положение ног указывают на то, что ему очень хочется уйти. Показателем такого желания также является жест, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону.

Жестом уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими является жест «закладывание рук за голову».

Жесты несогласия проявляются вследствие сдерживания своего мнения. Собирание несуществующих ворсинок с костюма является одним из таких жестов. Это наиболее популярный жест неодобрения. Когда собеседник постоянно собирает ворсинки с одежды, это является признаком того, что ему не нравится все, что здесь говорится, даже если на словах он со всем согласен.

Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько различных значений. Наблюдательный человек может прочитать эти невербальные предложения, сравнить их со словесными предложениями и сделать для себя определенные выводы.

Скорость некоторых жестов зависит от возраста человека. С возрастом жесты людей становятся менее заметными и более завуалированными, поэтому всегда труднее «считать» информацию человека старшего возраста, чем молодого [Пиз, с. 38].

Например, если ребенок скажет неправду своим родителям, то сразу же после этого он прикроет своими руками рот, это подскажет родителям, что ребенок сказал неправду. Жест «прикрытие рукой рта» становится более утонченным во взрослом возрасте, когда человек врет, его рука уклоняется ото рта и рождается другой жест – прикосновение к носу.

Чтобы чувствовать себя более уверенно и стать привлекательным для собеседника, необходимо научиться использовать открытые и положительные жесты. Для понимания невербальных элементов общения необходимо, как правило, специальное обучение.

Исследование мимического выражения эмоций начались более 100 лет назад. Одной из первых была работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и у животного» (1872 г.). Гипотеза Ч. Дарвина заключалась в том, что мимические движения образовались из полезных действий, т. е. то, что сейчас есть мимическим выражением эмоций ранее было реакцией с определенным приспособительным значением. Ч. Дарвин утверждает, что мимические реакции являются врожденными и находятся в тесной взаимосвязи с видом животных [Ломов, с. 190].

К мимике принадлежат все изменения, которые можно наблюдать на лице человека во время общения: черты лица, контакт глаз и направление взгляда. С одной стороны, мимика обусловлена естественными факторами отображения эмоций на лице человека, к которым относятся страх, радость, боль, а с другой – социальными нормами отношений между людьми. Благодаря мимике повышается эмоциональная значимость информации [Хрестоматия, с. 387].

Мимика соответствует характеру речи, отношениям: одобрение, осуждение, недовольство, радость, равнодушие, увлечения. Широкий диапазон чувств собеседников выражают улыбка, выражение глаз, движения бровей и т.п.

Факторы, влияющие на формирование мимического выражения эмоций:

- врожденные мимические движения, соответствующие определенным эмоциональным состояниям;

- заученные средства проявления чувств, подлежащие произвольному контролю;

- индивидуальные особенности мимических движений, присущие только определенной личности [Поваляева, с. 184].

Именно лицо собеседника всегда притягивает наш взгляд. Выражение лица обеспечивает постоянную обратную связь: по нему мы можем судить, понял ли нас человек или нет.

Мимика и жесты в процессе вербального общения дают возможность усиливать смысловые ударения информации, эмоциональный эффект от осознания ее значимости. Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предупредить его о том, следует ли изменить свое поведение для достижения необходимого результата.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предусматривать, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по этому поводу.

Американский антрополог Эдуард Т. Холл ввел термин «проксемика». Проксемика – организация пространства и времени коммуникативного взаимодействия [Морозов, с. 73].

Правильно выбранная дистанция задает тон общению. Она зависит от многих факторов: от возраста, социального статуса личности, а также от психических особенностей, национальных обычаев людей и т. п. Пол и личностные особенности также влияют на расстояние между партнерами: женщины стоят или сидят ближе к собеседнику, чем мужчины. Заинтересованные друг в друге собеседники сокращают дистанцию общения [Кнапп, с. 205].

Американские психологи выделили следующие виды дистанции между партнерами в процессе общения:

1. Интимная дистанция (соответствует интимным отношениям) – до 0,5 м. Из всех зон эта самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем, кто находится в тесном эмоциональном контакте с человеком. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники.

2. Личная дистанция (от 0,5 м до 1,2 м). Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.

3. Социальная дистанция (от 1,2 м до 3,6 м). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей.

4. Публичная дистанция (более 3,6 м).

Скученность людей на концертах, в кинозалах, на эскалаторах, в транспорте, лифте приводить к неизбежному вторжению людей в интимные зоны друг друга. Существует ряд неписаных правил поведения человека в западных странах в условиях скученности людей, например, в автобусе или лифте. Это следующие правила:

1. Ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми.

2. Лицо должно быть без всякого проявления эмоций.

3. Если у вас в руках книга или газета, Вы должны быть полностью поглощены чтением.

4. Чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть Ваши движения.

5. В лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой [Майерс, с. 170].

Визуальный контакт в процессе общения может сказать собеседнику гораздо больше, чем слова. Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Чем ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они встречаются взглядами. И, наоборот, на расстоянии они длительное время смотрят друг на друга и используют жесты для поддержания внимания во время разговора. Взгляд на собеседника означает не только заинтересованность, но и сосредоточенность на том, что говорят. Мы склонны дольше смотреть на тех, кем восхищаемся, с кем у нас близкие отношения. Визуальный контакт помогает говорящему почувствовать, что говорят именно с ним и произвести приятное впечатление.

Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника, демонстрирует отношение собеседника к тем или иным сообщениям. Когда человек стремится к установлению более теплых отношений, он ищет взгляд собеседника. Однако, если кто-то смотрит нам в глаза слишком долго, то это вселяет настороженность [бодалев, с. 128].

Основа для настоящего общения может быть установлена только тогда, когда Вы общаетесь с человеком с глазу на глаз. В зависимости от того, как собеседник смотрит на Вас, какова продолжительность его взгляда и как долго он может выдержать Ваш взгляд, можно понять его отношение к информации, которую он получает. Именно поэтому очень важно во время делового общения контролировать выражение своих глаз.

Взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60- 70% от всего времени общения. Часто встречается так называемый взгляд искоса, который используется для передачи заинтересованности или враждебности. Если такой взгляд сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, то он означает заинтересованность, а если опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта – подозрительное, враждебное или критическое отношение к собеседнику.

Если человек подчеркивает свое превосходство над Вами, то его прикрытые веки сочетаются с откинутой назад головой и долгим взглядом, известным как «высокомерный взгляд». Если Вы заметили похожий взгляд у Вашего собеседника, это означает, что Ваше поведение вызывает у него негативную реакцию и нужно что-то поменять, чтобы успешно завершить разговор.

Учет всех факторов невербального общения чрезвычайно важен в деловом общении специалистов в любых отраслях. Иногда именно жесты, мимика могут дать значительную информацию для обоих участников коммуникации. От знания специалистами различных особенностей невербального общения зависит успешность их делового общения.

1.3 Характеристика эмоциональных состояний человека и их проявление

Эмоции проявляются в виде эмоциональных реакций, состояний или отношений.

1. Эмоциональные реакции. Эмоциональные реакции - улыбка, смех, плач, ярость, страх, волнение, импульсивность действия или полная неподвижность - тесно связаны с событиями, которые их обусловили. В экстремальных условиях, когда человек не может овладеть определенной ситуацией, развиваются так называемые аффекты - особый вид эмоций, которые сопровождаются сильной, бурной реакцией (например, страх, гнев).

Эти реакции не контролируются сознанием, поэтому их трудно сдерживать. Переключение на другой вид деятельности (физическая работа) способствует эмоциональной разрядке. Эмоциональные реакции при определенных ситуациях необходимо сдерживать: не смеяться и не подавать вида, когда кто-то по неосторожности что-то не так сделал или сказал.

2. Эмоциональные состояния. Эмоциональные состояния - это длительные переживания, эффект от сильной эмоциональной реакции. К ним относят возбуждение, угнетение (депрессия), страх, тревогу. Эмоциональное состояние является меняющимся психическим явлением. Веселое настроение может меняться печальным, спокойное - на тревожное, угнетение - активностью.

Эмоции вызывают настроение человека. Настроение - это устойчивое, довольно длительное эмоциональное состояние. Причины, обусловившие то или иное настроение, не всегда осознаются.

Они зависят от физического самочувствия или от качества памяти. Длительные конфликтные ситуации, невозможность осуществить желаемое могут привести к подавленному состоянию, тревоге или агрессивном поведении человека. Реальная оценка ситуации, соответствующие волевые усилия помогают выйти из этих состояний.

3. Эмоциональные отношения. Эмоциональные отношения направлены на определенное лицо, объект, процесс. К ним относят любовь, страсть, привязанность, ненависть, ревность, зависть. Эмоциональные отношения могут привести к различным эмоциональным состояниям [Леонтьев, с. 84].

Эмоциональные состояния человека обусловлены социальными условиями существования и имеют личностный характер. Эмоции - это субъективные переживания, сигнализирующие о благополучном или неблагополучном состоянии организма и психики. Чувства же имеют не только субъективное, но и объективное предметное содержание. Они вызываются объектами, имеющими ценностное личностное значение, и адресуются к ним.

Качество переживаний, обусловленных чувствами, зависит от того личностного смысла и значения, которое имеет для человека предмет. Отсюда, чувства связаны не только с внешними свойствами объекта, который воспринимается непосредственно, но и с теми знаниями и понятиями, которыми обладает человек о нем. Чувства имеют действенный характер, они побуждают или угнетают активность человека. Чувства, которые побуждают активность, называются стеническими, чувства, которые подавляют ее - астеническими.

К эмоциональным состояниям относят: настроение, аффект, стресс, фрустрацию и страсть.

Настроение - наиболее общее эмоциональное состояние, которое охватывает человека в течение определенного периода времени и оказывает существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Он бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным [Маклаков].

Позитивный настрой делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении удается, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества.

Аффект - кратковременное эмоциональное состояние, которое быстро возникает и бурно протекает. Негативно влияет на психику и поведение человека. Если настроение это сравнительно спокойный эмоциональное состояние, то аффект это эмоциональный шквал, внезапно налетел и разрушил нормальное душевное состояние человека.

Аффект может возникнуть внезапно, но может также готовиться постепенно на основе аккумуляции накопленных переживаний, когда они начинают переполнять душу человека.

В состоянии аффекта человек не может разумно управлять своим поведением. Охваченный аффектом он иногда делает такие действия, о которых потом горько сожалеет. Устранить или затормозить аффект невозможно. Однако состояние аффекта не освобождает человека от ответственности за свои поступки, поскольку каждый человек должен научиться управлять своим поведением в данной ситуации. Для этого необходимо в начальной стадии аффекта переключить внимание с объекта, вызвавшего его на что-то другое, нейтральное. Поскольку в большинстве случаев аффект проявляется в речевых реакциях, направленных на его источник, следует вместо внешних речевых действий осуществить внутренние, например, посчитать медленно до 20. Так как аффект проявляется кратковременно, то к концу этого действия его интенсивность уменьшается и человек будет в более спокойном состоянии.

Аффект преимущественно проявляется у людей холерического типа темперамента, а также у невоспитанных, истеричных субъектов, которые не умеют управлять своими чувствами и поступками.

Стресс - эмоциональное состояние, внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс, как и аффект, такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, потому что он имеет свои отличительные черты. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организма для выхода из экстремальной ситуации.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Положительную роль делает стресс, выполняя мобилизационную функцию, негативную роль - вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма.

Стрессовые состояния по-разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующей напряжения всех сил.

Фрустрация - глубокое эмоциональное состояние, возникающее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне запросов личности. Она может проявляться в форме негативных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п.

Выход из фрустрации возможен двумя путями. Или личность развивает активную деятельность и преуспевает, или снижает уровень запросов и удовлетворяется теми результатами, которые может максимально достичь.

Страсть - глубокий, интенсивный и очень устойчивый эмоциональное состояние, которое охватывает человека целиком и полностью и определяет все ее помыслы, стремления и поступки. Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стремится владеть любой ценой.

В зависимости от потребности, по которой возникла страсть, и от объекта, с помощью которого она удовлетворяется, она может характеризоваться или как положительная, или как негативная. Положительная или возвышенная страсть связана с высоконравственными мотивами и имеет не только личный, но и общественный характер. Страстное увлечение наукой, искусством, общественной деятельностью, защитой природы и т.п. делает жизнь человека содержательной и интересной. Все великие дела происходили под влиянием великой страсти.

Отрицательная или низменная страсть имеет эгоистическую направленность и при ее удовлетворении человек ни с чем не считается и часто совершает антиобщественные аморальные поступки.

Таким образом, переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе, называют эмоциями.

Эмоции человека чрезвычайно разнообразны и сложны, они могут быть положительными и отрицательными. Любая эмоция сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови биологически активных веществ, изменяющих деятельность внутренних органов.

Каждую эмоцию могут сопровождать выразительные движения. По изменению походки, осанки, а также жестами человека, мимикой, интонацией, изменением скорости речи можно составить представление об эмоциональном состоянии. Наблюдая за выражением лица, мы не только понимаем, что чувствует другой человек, но и заражаемся ее состоянием: сопереживаем, сочувствуем, жалеем. Таким образом, выразительные движения - своеобразное средство общения между людьми.

Жизнь человека без эмоций невозможна. Но в каждой ситуации эмоции имеют свои проявления и выражаются в форме невербальных характеристик.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА

2.1 Методика изучения невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

Процесс коммуникации включает вербальные и невербальные средства общения. Невербальный язык меньше контролируется сознанием, поэтому он более правдив. Если информация, которая поступает невербальным каналом, противоречит информации, полученной вербальным, то верят невербальным средствам общения, поскольку они руководствуются подсознательностью.

Глазами человек воспринимает гораздо больше, чем ушами. Большая часть информации (до 75%) передается невербальными средствами общения. Многие жесты не фиксируются сознанием, но в полной мере передают настроение и мысли человека. Если есть желание предстать внимательным и интересным собеседником, то нужно разбираться в жестах и мимике.

Для обозначения особой дисциплины, которая изучает семиотику движений тела, чаще всего употребляется термин «кинесика». Кинесика (от греч. «Kinesis») рассматривается как отрасль знаний, изучающая совокупность телодвижений (жестов, мимики), которые применяются в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата). Термин «кинесика» предложил Р. Бирдвистел с целью изучения общения с помощью анализа движений тела.

Начало научному изучению кинесики, по сути, был положено Ч.Дарвином, который фундаментально исследовал вопрос связи между происхождением языка и развитием жестов и мимики. Сейчас является общепризнанным положение о том, что кинесика может рассматриваться как неотъемлемый составной элемент при исследовании вербальной коммуникации, свойственный только человеку [Носенко].

Исследования этнических особенностей кинесики начал американский этнолог Ф. Боас, который уделял большое внимание жестикуляции. Однако определяющее влияние на развитие современной кинесики произвел антрополого-лингвистический метод Э.Сепира, в частности, его положение о том, что жестикуляция это код, который необходимо изучить, чтобы успешно осуществлять коммуникацию.

В исследованиях американских психиатров и психоаналитиков, которые были последователями Э.Сепира, акцент был сделан на относительном характере жестикуляции: Уэстон Ла Бар проиллюстрировал конкретными примерами понятие «фатической» коммуникации, введенное Б. К. Малиновским, и собрал материал о «псевдоязыках», которые предшествовали появлению словесного дискурса [психология и этика].

Некоторые авторы считают, что кинесика изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), пространственный рисунок (проксемика) (зона, территория, дистанция, которую неосознанно поддерживают коммуниканты), экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, переживаний), что может быть решающим в интерпретации языковых высказываний.

Постепенно в исследованиях языковой коммуникации начало формулироваться направление, связанное с анализом невербальных средств общения не только для распознавания содержания высказывания, но и состояний собеседников и их индивидуальных различий.

Одной из важных составляющих общения является визуальный контакт, поскольку именно взгляды могут сказать намного больше, чем слова. Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Направление взгляда свидетельствует о направленности внимания собеседника и, вместе с тем, дает обратную связь, указывает на то, как относится собеседник к тем или иным сообщениям. Взгляд используется также для установления взаимоотношений.

К пантомимике (от греч. «Рantоmimоs» - «все подражая») относят выразительные движения, представленные изменениями в походке, жестах, позе и тому подобное. С ее помощью передается информация о психическом состоянии человека, его переживаниях.

Наиболее информативным компонентом явлений кинетической коммуникации выступает жест (выразительное движение руки), с помощью которого дополняется сообщение речевой коммуникации. При этом пантомимика мало контролируется сознанием, хотя исходную роль в формировании играют культурно обусловленные системы поведения, которые усваиваются, прежде всего, путем имитации ролей в детском возрасте. Пантомимика может сопровождаться мимикой, подтверждая или опровергая ее.

Важным компонентом коммуникативной ситуации является расстояние между собеседниками, которое изучает область научных исследований проксемика (лат. «Proximus» - «ближайший»). Она исследует процесс организации пространства и времени в коммуникативном взаимодействии. Межличностное пространство (дистанция общения) имеет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Дистанция общения зависит от многих факторов: от направления общения, от различных характеристик субъектов общения (их близости, возраста, социального статуса, психологических особенностей, национальных обычаев и т.п.).

2.2 Характеристика типичных проявлений эмоциональных состояний

Разнообразные переживания чувств внешне оказываются в специфическом выражении лица (эмоциональной маске), позе, интонации голоса и свидетельствуют об определенном эмоциональном состоянии человека. Таких эмоциональных состояний много, и каждому из них присущ свой набор психологических характеристик и особенностей внешнего проявления.

Исследования показали, что все люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью выражают соответствующие эмоции. И хотя каждое выражение является конфигурацией всего лица, однако основную информационную нагрузку несут брови и область вокруг рта. Лучше познаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее эмоции печали и страха.

Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

- Удивление - поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

- Страх - приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

- Гнев - брови опущены, морщины на лбу изогнуты, глаза прищуренные, губы сомкнуты, зубы сжаты;

- Отвращение - брови опущены, нос сморщенный, нижняя губа выступает или поднята и сомкнута с верхней;

- Печаль - брови сведены, глаза потухшие, часто уголки губ слегка опущены;

- Счастье - глаза спокойные, уголки губ приподняты и отведены назад.

Легче всего распознаются положительные эмоции - радость, любовь, удивление. Трудно воспринимаются эмоции отрицательные - печаль, гнев, отвращение. Левая сторона лица гораздо чаще выдает эмоции человека - это связано с тем, что правое полушарие, контролирующее эмоциональную жизнь человека, «отвечает» за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих половинах, а отрицательные ярче выражены на левой.

Улыбка также бывает разной. Она может отражать разные мотивы. Следует быть осторожным в ее толковании. Если кто-то допустил непредсказуемую ошибку - он может виновато улыбнуться, как бы прося за это прощения. Чрезмерная улыбчивость может появиться выражением заискивания перед собеседником или выражать потребность в одобрении своих поступков и слов. Как правило, улыбка означает доброжелательное расположение партнера по общению, стремление войти в контакт. В то же самое время она, как элемент мимики, зависит от региональных и культурных различий: представители одних наций склонны улыбаться чаще, чем представители других.

Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении, открытость к общению. Впрочем, улыбка может отражать разные мотивы, и нужно быть осторожным в ее толковании. Например, чрезмерная улыбчивость может быть проявлением болезненной потребности в одобрении или низкопоклонству перед начальством, а то и вовсе ничего не выражать - быть своеобразной вежливой вывеской, маской, одетой человеком.

Спектр человеческих переживаний, безусловно, значительно разнообразнее. Кроме того, каждый из них может иметь разные степени выраженности, например спокойное удовольствие, бурная радость, восторг, экстаз и т.д. Соединяясь между собой, некоторые эмоции вызывают сложные переживания, делают эмоциональную жизнь человека очень насыщенным.

П. Экман и В. Фризен (Р. Ekman, W. Friesen) выделили пять классов невербальной эмоциональной экспрессии:

1) адаптационные проявления - неспецифические выражения эмоций, которые сигнализируют об общем состоянии организма (например, ходьба "из угла в угол" при душевном волнении, подпрыгивание на месте от радости);

2) регуляторы - движения, добавляют ритм течением эмоционального процесса (например, покачивание головой при переживании печали, постукивание пальцами при состоянии неопределенности);

3) иллюстраторы - движения, дополняющие вербальное сообщение;

4) демонстрацию - умышленное усиление эмоционального выражения с помощью мимики (например, нахмуривание бровей при гневе, улыбка);

5) знаки - культурно обусловленные жесты, значения которых могут быть не идентичны в различных сообществах.

К названным выразительным средствам можно добавить и интонационные характеристики голоса (грустный голос, гневный возглас и т.д.). Хотя, по данным Дж. Питтама и К. Шерера интонация сама по себе не является достаточной для правильного опознания эмоции. В одном из исследований испытуемым, которые не знали голландского языка, давали прослушать аудиозапись эмоционально насыщенных фраз. Жители Азии не могли идентифицировать интонации удовольствия, а печальный голос часто путали с тревожным. С другой стороны, непроизвольное интонационное повышение голоса при лжи позволяло испытуемым в 86% случаев правильно отличить субъектов, которые лгали, от тех, кто говорил правду.

Весьма выразительны в мимической палитре являются губы. Только они могут подтвердить или опровергнуть то или иное впечатление от собеседника. О защите в форме гнева или злобной ярости говорят щелеобразно в обе стороны растянутые губы, сжатые и обнаженные зубы, одновременно с этим шипящее дыхание ш-ш-ш. При сильном удивлении рот открывается максимально. Часто сопровождается выпученными глазами, которые, не понимая, смотрят на причину удивления [мгерабян].

Если уголки рта оттянуты вниз с напряжением, то это активная поза отвращения, издевки, зависти, недоброжелательности. Если поджатые губы напряжены, сжаты, то так выражается бессильный гнев. Фиксировано скривленный в одну сторону рот говорит о склонности данного человека к издевательскому и презрительному отношению.

Наморщивание носа усиливает выражение отвращения, недовольства, неприятного ощущения, противоречивости. По-разному можно интерпретировать смех человека. В смехе может выявиться глупость, пошлость, презрение, ненависть, насмешка, злорадство, смущение, фальшь и т.п. Чем свободнее и непринужденнее кажется улыбка, тем в большей степени она является выражением наивной, чистой радости.

Для выражения различных чувств человек активно использует брови. Наморщенные брови обычно выражают гнев, напряжение, критику, неудовольствие, бешенство и потрясение. Брови в виде выпуклого полумесяца выражают в определенных ситуациях удивление, недоумение, а в других, в сочетании с улыбкой — радость, удовольствие.

Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимических выражениях шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В.А. Лабунской (см. табл. 2)

Таблица 2 – Мимическое выражение эмоциональных состояний [лабунская]

Части и элементы лица

Эмоциональные состояния

гнев

презрение

страдание

страх

удивление

радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот обычно закрыт

Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза раскрыты или сужены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза прищурены или закрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза тусклые

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное

Н.Мечковская (вслед за Дарвином) считает, что в выражении эмоций сильные чувства прямо влияют на тело: сильная злость, радость, ужас выражаются движениями, которые обусловлены не волей, не привычкой, а избытком нервной энергии, которая возникает и распространяется в определенных направлениях, и зависит от связи нервных тканей и мышц (проявление радости и чувства живого удовольствия - это стремление к различным бесцельным движениям и к различным возгласам).

Анализируя эмоциональные жесты, В.Андриянов выделяет девять эмоций (среди которых лишь одна эмоция - удовольствие - является врожденной) [андриянов]:

  1. стыд и покорность выражаются через опущенные голову и глаза;
  2. удовольствие - через потирание рук;
  3. угроза - через показ кулака;
  4. отчаяние - через скрещенные пальцы рук на груди;
  5. удивление - через раскрытый рот и широко открытые глаза;
  6. смущение - через опущенные вдоль тела руки;
  7. верность – через ладонь на груди;
  8. нетерпение - через постукивание среднего пальца по большому пальцу.

Среди выделенных автором эмоциональных жестов всего три - раскрытый рот, широко открытые глаза и опущенные глаза (для обозначения удивление, стыда и покорности) - относятся к мимическим.

Итак, можно добавить в группу шести основных (врожденных, или бессознательных) эмоций еще восемь эмоций (по В.Андриянову), которые можно назвать приобретенными (сознательными, или условными), поскольку они являются сознательными и контролируемыми человеком.

К. Яжомбек выделяет бессознательные и сознательные (или условные) мимические знаки. Среди бессознательных проявлений эмоций, которые присущи миру людей и миру животных, автор называет такие невербальные знаки:

1) глаза, что блестят - выражают веселье;

2) матовые глаза - печаль;

3) расширенные зрачки глаз - испуг, робость;

4) широко открытые глаза и возвышенные брови - удивление, неожиданность;

5) открытые различным образом уста - удивление, ужас, страдание, увлечение;

6) горизонтальные морщины на лбу - удивление, неожиданность и тому подобное.

Среди сознательных проявлений эмоций как таковых, что являются переходными из мира природы в мир культуры или глубоко укоренившимися в культуре, К.Яжомбек выделяет такие мимические знаки:

  • прикрывание одного глаза - привлечение внимания адресата, предупреждение его о чем-то, намек на что-то;
  • широкое открытие глаз - удивление, неожиданность;
  • моргание веками - подтверждение или согласие на что-то;
  • поднятие бровей - удивление, захват врасплох;
  • поднятие бровей - недовольство, неприятная неожиданность, гнев;
  • опущение уголков закрытых губ - незнание;
  • опущение уголков губ и выпячивание губ – презрение, или очень негативное отношение к кому-то или чему-то;
  • улыбка с одновременным прищуром глаз - ирония, насмешка, издевательство / насмешка над кем-то;
  • показание языка - дразнение адресата или выражение своеобразной мести адресату.

Итак, эмоции (эмоциональные состояния) делятся на две группы. Первая - основные (врожденные или бессознательные) эмоции, то есть биологически запрограммированные, универсальные, характерные для всех языковых сообществ (а также животных); их выделяют все исследователи - это радость, гнев, страх, удивление, грусть, отвращение / презрение.

Вторая группа - приобретенные (сознательные или условные) эмоции, то есть культурно обусловленные, уникальные, индивидуальные, присущие сознанию отдельного этноса: сочувствие, злорадство, недовольство, стыд, покорность, удовольствие, угроза, отчаяние, верность, нетерпение, смущение.

Остановимся на анализе шести основных (врожденных, или бессознательных) эмоций: радость, гнев, страх, удивление, грусть и отвращение / презрение и их выражении невербальными средствами коммуникации.

1. Гнев (Недовольство). Эмоция гнева в невербальной коммуникации передается через ряд таких мимических признаков, действующих одновременно: 1) открытый рот, 2) опущены уголки губ, 3) раскрыты или прищуренные глаза, что блестят, 4) брови приближены к переносице с поднятыми внешними уголками, 5) вертикальные складки на лбу, 6) динамическое лицо.

2. Презрение (Отвращение / Пренебрежение). Среди признаков невербальной коммуникации весомыми для эмоции презрения являются: 1) закрытый рот, 2) опущены уголки губ, 3) суженые глаза, что блестят, 4) брови, сближены к переносице с поднятыми внешними уголками, 5) вертикальные складки на лбу и переносице, 6) динамическое лицо.

3. Страдания (Грусть). Эмоция страдания в невербальной коммуникации, как отмечает В.Лабунская[1], передается через сочетание таких мимических признаков: 1) закрытый рот, 2) опущенные уголки губ, 3) суженные, тусклые глаза, 4) брови, приближенные к переносице, с поднятыми внутренними уголками, 5) вертикальные складки на лбу и переносице, 6) статическое лицо.

4. Страх (Волнение). Эмоцию страха характеризуют через такие мимические признаки: 1) открытый рот, 2) приподнятые уголки губ, 3) широко раскрытые глаза, блеск глаз не проявляется, 4) брови и внутренние уголки бровей подняты вверх, 5) горизонтальные складки на лбу, 6) статическое лицо.

5. Удивление. Эмоция удивление в невербальной коммуникации передается через взаимодействие таких мимических признаков: 1) открытый рот, 2) приподнятые уголки губ, 3) широко раскрытые глаза, блеск глаз не проявляется, 4) брови и внутренние уголки бровей подняты вверх, 5) горизонтальные складки на лбу, 6) статическое лицо.

6. Радость. Среди признаков невербальной коммуникации весомыми для эмоции радости являются: 1) закрытый рот, 2) приподнятые уголки губ, 3) прищуренные или раскрытые глаза, что блестят, 4) брови и внутренние уголки бровей подняты вверх, 5) горизонтальные складки на лбу, 6) динамическое лицо.

Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы, исходя из гуманистического подхода к пониманию невербального общения, можно выделить их характерные признаки: голосовая составляющая, мимика, язык тела, язык пространства и движения, речь голоса и тому подобное.

Можно утверждать, что этот процесс имеет две стороны: одна теоретическая, через усвоение знаний о невербальном выражении эмоций; другая - практическая, когда человек самостоятельно участвует в организации своей деятельности и выражении эмоций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невозможно представить развитие человека вне общения с другими людьми. Общение – это взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми.

Важнейшими видами общения у людей является вербальное и невербальное. Невербальное – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Вербальное общение свойственно только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение речи. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.

Невербальная коммуникация – это система символов, используемых для передачи сообщения и предназначенная для полного его понимания, она независима от психологических и социально-психологических качеств личности, имеет достаточно четкий круг значений. Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет).

В профессиях, тесно связанные с общением, потребность в знаниях и практических навыках работы с невербальным поведением становится все более актуальной.

Социально и психофизиологически мотивированное использование невербальных средств коммуникации выражает общекультурный опыт, индивидуальные особенности личности, оптимизирует передачу, восприятие и понимание информации. Существенную роль оно играет в общении, поскольку различные средства невербальной коммуникации (жест, мимика, поза, взгляд, дистанция и др.) являются иногда более выразительными и действенными носителями информации, чем слова. Дополняя язык, невербальная коммуникация помогает правильно и исчерпывающе передавать, адекватно воспринимать мысли. Происходит она, как правило, неосознанно, непроизвольно, хотя при определенной самоорганизации личности ее можно контролировать.

Характеристика невербальных средств общения позволяет сделать вывод о важности их применения в деловом общении. Кинетические, такесические, просодические и экстралингвистические, проксемические средства общения не только передают информацию, но и раскрывают личностный мир партнеров, обогащают общение этическими аспектами, формируют психическое содержание общения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Андриянов В.В. Сравнительная характеристика жестов русских и французов // Национально-культурная специфика речевого поведения. Москва, 1997. C.265.
  2. Батаршев А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев. – М.: Владос, 2013. – 246 с.
  3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: МГУ, 2012. – 200 с.
  4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. – М.: Норма, 2014. – 582 с.
  5. Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации / М.Л. Кнапп. – М.: Наука, 2015. – 308 с.
  6. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986. С. 5—35.
  7. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие / А.А. Леонтьев. – 3-е изд. – М.: Смысл, 2002. – 658 с.
  8. Ломов Б.Ф. Психологические исследования общения / Б.Ф. Ломов. – М.: «Наука», 2013. – 344 с.
  9. Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ./ Д. Майерс. – 4-е междунар. изд. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2014. – 344 с.
  10. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2005
  11. Меграбян А. “Психодиагностика невербального поведения”, Санкт-Петербург, 2001
  12. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация / В.П. Морозов. – М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 2013. – 189 с.
  13. Носенко Э. Л. Диагностика личности средствами невербального общения: монография. / Е. Л. Носенко, Т. Н. Петренко. - М.: Изд-во «Образование Украины», 2013. -191 с.
  14. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учеб. пособие / Б.Д. Парыгин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2014. – 301 с.
  15. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли друг людей по их жестам / А. Пиз. – M.: ЭКСМО-Пресс, 2015. – 101 с.
  16. Поваляева М.А. Невербальные средства общения / М.А. Поваляева, А.А. Рутер. – М.: Ростов-на-Дону «Феникс», 2014. – 352 с.
  17. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - 4.изд., перераб.и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 416 с.
  18. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.В. Фаликман, В.Ф. Спиридонова. – М.: Изд-во МГУ, 2012. – 656 с.
  19. Хрестоматия по социальной психологии / Под. ред. Т.В. Кутасова. – М.: МПА, 2014. – 222 с.
  20. Шипицына Л.М. Азбука общения / Л.М. Шипицына. – СПб.: Питер, 2014. – 548 с.
  21. Щербатых Ю.В. Общая психология. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009.
  1. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986. С. 5—35.