Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальное проявление эмоциональных состояний человека (Мимика как отражение эмоциональных состояний человека)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

За последние десятилетия заметно повысился интерес к невербальным способам общения. Стало ясно, что невербальный эмоциональный компонент играет важную роль во взаимодействии между людьми. Язык тела порой лучше, чем слова дает нам эмоциональную информацию о физическом и психологическомсостоянии партнера,об эмоциональном отношении человека к чему – либо и кому - либо, о возможных вариантах поведения в той или иной ситуации.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является важнейшим фактором, определяющим шансы добиться успехов, облегчает установление контактов,способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения. Невербальные эмоциональные проявления играют далеко не последнюю роль в процессе взаимодействия людей. Жесты дают дополнительную информацию, помимо вербальной; показывают психологическое состояние собеседника, его отношение к участникам контакта и к обсуждаемому вопросу; выявляют желания, выражаемые без слов, или остановленные сознанием. Как правило, жесты выражают отношение к эмоционально значимой информации – обычно сначала появляется жест, а затем формулируется вывод. Следовательно, владея знаниями о языке тела, можно предсказывать характер вывода.

Подростковый возраст является ступенькой, которая поведет формирующуюся личность во взрослую жизнь. Поэтому важно научить подростков распозновать различные эмоциональные состояния. Поскольку, от знания невербальных сигналов и умения их распознать часто зависит успех отношений между людьми.

Цель исследования – изучить умение распознавать невербальные эмоциональные состояния младшими подростками.

Объект исследования – невербальные проявления эмоциональных состояний.

Предмет исследования – распознавание невербальных эмоциональных состояний младшими подростками.

Теоретическое изучение проблемы и анализ практического опыта позволил сформулировать гипотезу исследования, согласно которой можно предположить, что невербальное распознование эмоциональных состояний у девочек ярче, чем у мальчиков.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать имеющиеся в научной литературе теоретические подходы по проблеме невербальных проявлений эмоциональных состояний у младших подросков.
  2. Изучить особенности распознавания невербального эмоционального состояния мальчиками и девочками младшего подросткового возраста.
  3. На основе сравнительного анализа выявить особенности умения распозновать невербальные эмоциональные состояния мальчиками и девочками младшего подроскового возраста.

Методы исследования. При решении задач, поставленных в исследовании, использовался метод тестирования. В исследовании использовалась методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго) и методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении А.М. Кузнецова.

База и этапы исследования. Исследование проводилось в МОУ СОШ № 28 г. Иркутска. Количество испытуемых составило 40 человек (20 мальчиков и 20 девочек). Средний возраст – 11 лет.

Структура и объем дипломной работы Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (24 источника). В тексте дипломной работы имеется 2 рисунка. Общий объем работы составляет 44 страницы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Мимика как отражение эмоциональных состояний человека

Ч. Дарвин высказал предположение, что до того, как доисторические люди обрели язык, средством выражения приветствия, угрозы и подчинения, была лицевая экспрессия. Именно это наследие человечества, по его мнению, объясняет, почему люди разных культур выражают базовые эмоции посредству сходных выражений лица. Лицо – это, пожалуй, наиболее важная сфера невербальной коммуникации, потому, что через лицевую экспрессию (мимику), мы передаём значительную часть эмоций и информации. В результате исследований было выделено 1000 различных выражений лица. Мы уделяем много внимания лицевой экспрессии, поскольку она даёт нам намёки о смысле словесного общения [6]. Также, лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека.

Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Таким образом, эмоциональные проявления человека складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций. Мимику можно анализировать не только по её произвольным и непроизвольным компонентам, но и по физиологическим параметрам (силе, тонусу, динамике, симметрии-асимметрии), фрагментарно, то есть по отдельным зонам – лоб, рот, глаза – и в целом. Мимическая характеристика личности может складываться из таких параметров как сильная - слабая мимика, неопределённая - красноречивая мимика, беспорядочная – гармоничная мимика, стереотипная – индивидуальная мимика, а также с учётом разнообразия мимических выражений, быстроты их смены, способности передавать нюансы.

Изучение основных мимических состояний, таких как радость, гнев, страх, отвращение, удивление, грусть, выработало единицу анализа лицевого выражения – мимический признак. Совокупность таких признаков образует структуру различных лицевых экспрессий.

Рассмотрим наиболее типичные выражения лица при наиболее часто испытываемых эмоциях (сходных представителей всех народов и культур) [6].

Гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, придавая глазам угрожающее или нахмуренное выражение; глаза блестят, раскрыты или прищурены; ноздри расширены, крылья носа приподняты; губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы; лицо часто краснеет. Ярость есть высшая, животная форма гнева, а негодование есть наиболее смягченное и очеловеченное проявление этого чувства.

Горе: внутренние уголки бровей подняты вверх; внутренние уголки верхних век приподняты; рот закрыт, уголки губ опущены, напряжения или натяжения в области рта нет.

Страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, и через лоб проходят горизонтальные морщины; глаза без блеска и расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято; рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами.

Удивление: поднятые брови образуют горизонтальные морщины на лбу; глаза широко открыты; приоткрытый рот имеет округленную форму.

Радость: губы искривлены, их уголки оттянуты назад, рот закрыт; вокруг глаз мелкие морщинки; сами глаза блестят, прищурены или раскрыты; на лбу горизонтальные складки.

Отвращение: брови слегка опущены; верхние веки опущены, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки; нос наморщен; рот закрыт; верхняя губа поднята, нижняя губа тоже поднята и выдвинута вверх по направлению к верхне​й губе.

Это лишь немногие примеры тех сообщений, которые могут передаваться через лицевую экспрессию. Отслеживание человеком подобного рода мимических реакций (как собственных, так и другого человека), осознание их значения, могут существенно обогатить процесс общения. Эмоции, за счёт своего экспрессивного компонента (главным образом – экспрессии лица), считаются непосредственным способом установления контакта человека с окружающими людьми, средством воздействия на них. В качестве примера приводится практика европейских работодателей, которые при приёме на работу руководствуются показателем коэффициента интеллекта (IQ), а повышают в должности – по эмоциональному коэффициенту (EQ), характеризующему способность человека к эмоциональному общению [8].

На основе анализа зарубежной и отечественной литературы, по-священной систематизации эмоций и их лицевых выражений, нами была создана схема описания мимики шести эмоциональных состоя-ний (радости, гнева, страха, страдания, удивления, отвращения).

За единицу анализа лицевого выражения был принят сложный мимический признак. На физиологическом уровне он включает ряд характеристик: направление движения лицевых мышц, отношение между движениями мышц, интенсивность, напряжение мышц лица. В феноменологическом плане мимический признак представляет сле-дующее: «брови подняты вверх, губы плотно сжаты» и т.д.

Сложные мимические признаки являются необходимыми, посто-янными, но в то же время могут входить в структуру мимики различ-ных состояний. В связи с этим постоянным и необходимым индикато-ром психических состояний будет выступать комплекс признаков ми­мики.

Предлагаемая схема описаний мимики шести эмоциональных состояний (радость, гнев, страх, страдание, удивление, отвращение) строится с учетом этого принципа, что позволяет обнаружить уни-версальные признаки для определенного типа состояний, специфи-ческие признаки для определенного типа состояний, специфические признаки для каждого состояния, неспецифические, которые приоб-ретают значение только в контексте с другими признаками. аглядно демонстрирует константные комплексы признаков для каж­дого состояния. Характерной особенностью «мимических картин» эмоциональных состояний является то, каждый симптомокомплекс мимики вклю­­ признаки, которые одновременно универсальными, специфическими для одних состояний и неспецифичес­­ для выражения других. ­ такие признаки, как: ­ губ опускаются», «глазная ­ сужается» — «глаза прищурены» со­ответствуют ряду ­ состояний. ­

Признак «уголки губ является универсальным, так появляется только в случае, когда человек состояния, относящиеся к Признак «глазная щель может быть индикато-ром отрицательных состояний (гнев, и т.д.), так по-ложительных (радость). Однако первого типа состояний явля-ется специфическим, для — нет.

Иными в выражении состояний презрения, страдания он основную ин-формативную нагрузку, в выражении радости будет нести ин-формацию в контексте с признаками и представлять вариант выражения этого состояния. для лицевого выражения характерны как признак открыт», так и «рот закрыт». Но признаки будут выступать состояний гнева только контексте с при-знаками сдвинуты к переносице», сужаются — расши-ряются». контексте с такими как «брови подняты», расширены», признак «рот будет уже индикатором удивления, страха.

Таким в каждом случае признаков в целом представляет мимическую состоянии и его индикатором.

Восприятие мимической экспрессии точно, что психологами был довольно интересное данной особенности восприятия – изображения лица при переживании эмоций в АЭС для ско передачи информации о состоянии (выяснилось, что способ более чем все графические и способы).

Овладение таким средством общения, как экспрессия, требует общепринятых в культуре форм выражения, а так понимания индивидуальных эмоций тех с которыми че живет и Казалось бы, степень однообразия класси эмоций по свидетельствует об но необходимо учитывать, что естественных условиях суждения об состоянии других основываются не на мимических их лиц, и на вокализации.

Кроме мы обычно на еще класс данных ли не важный) – о ситуации, которой находится Одно и же мимическое в различных си может идентифицироваться по-разному, т.е. мы говорим, данный человек испыты гнев, то определенной степени объясняется тем, мы знаем возникновения эмоции следовательно, можем от него эмоции гнева.

При эмоций оказывается вся наличествующая о поведении лица и в которой находится. Это эксперименты, проведенные Экманом. Испытуемым фотографии одного того же в двух эмоциональ состояниях: 1) состоянии стресса; в состоянии когда этому объясняли причины стресса. Испытуемые были соотнести с этими фазами. Оказалось, если на 2) также психолог, проводящий то идентификация более успешно. противном случае суждений не уровня случайности.

Трудности и при оценке эмоций объясняются причинами. На оцен оказывает влияние всего собственное наблюдателя. Например, использовании в Экмана мимической «страдание», испытуемый разгневанный экспериментатором), предъявленную конфигурацию как гнев [8]. влияние на эмоций оказывает В эксперименте испытуемые должны определить эмоции, на фотографиях, предупреждения, а второй раз сообщением о что они выражать. Результаты приводятся Я. Рейковским

Невер (образное) восприятие эмоций Ф. Бажин др. (1981) что при эмоций другого че чаще всего вербальные отчеты. имеются свидетельства что значительная переработки информации на невербальном, уровне, что основание при эмоций использовать цветовой тест.

Авторы предположение, что стимул, вызывая опреде психическую реакцию, «втягивает» в орбиту самые сенсорные образы, могут быть далеки по модально от вызвавшего стимула, но с ним эмоциональному значению [8].

1.2. Невербальные эмоциональные экспрессии

Термин переводится на язык как яркое проявление настроений. В экспрессия определяется выразительное поведение чело [10].

толкуется так как предъявление (другому человеку, лиц) скрытых непосредственного наблюдения особенностей личности. означает степень того или чувства, настроения, отношения и д.

Таким образом, существующих определениях и экспрессивности указания на данного явления духовным и ми человека.

Суть связи в контексте видится в том, экспрессии отводится место просто внешнего сопровождения явлений. Она трактуется часть этих явлений, форма их существования. можно говорить об как о личностном как инструменте познания мира человека, как его внешнем Я [10].

явления экспрессии подразделяются следующие относительно самостоятельные изучения: выразительные движения физиогномику.

Физиогномика — экспрессия лица фигуры человека, безотносительно к движениям и самим строением лица, черепа, конечностей. выразительными движениями пони широко развитые изменения, охватывающие эмоциях весь Захватывая систему лица, всего они проявляются так называемых движениях, выражающихся мимике (выразительные лица), пантомимике движения всего и «вокальной (выражение эмоций интонации и голоса)». Иногда выразительные движения термином «жест». Г. Гибш М. Форверг «Под жестами понимать определенные или менее воспринимаемые и свойства общей преимущественно поверхности (лица — всего тела пантомимика, рук кистей рук жестикуляция)». Нетрудно что эти определения имеют к одному — выразительным дви человека, так в них связь этих со скрытыми внешнего наблюдения явлениями [10].

Выражение — нечто устойчивое, только данному даже если отношение к структурам личности радуется, гневается, агрессию и т.д.).

несколько типов выражения:

Толкование выражения широком смысле, его в ряд с понятиями, как В этом субъект выражения это все «максимальное бытие», во всех проявлениях.

2. Толкование в узком как категории, персональное, личностное Субъект выражения это несколько устой черт, стиль, манера.

Выражение как проявление какого-то или отношения, состояния.

Выражение как явление, соответствующее состояниям, отношениям [9].

эмоциональной экспрессии трактовать как эмоционального интеллекта, по мнению Сэловья и Мейера, способность свои и эмоции, различать между собой использовать эту для управления мыслями и дейст [21].

Несмотря существование разных к трактовке интеллекта, все имеют в способность к по эмоционального мира Может показаться, эмоциональный интеллект частный случай интеллекта. Однако представляется, что два понятия скорее пересекающиеся Эмоциональный интеллект направляться человеком на других так и самого себя, е. на собственных эмоций. этот второй аспект выходит рамки традиционного социального интеллекта [21].

Испытывать и понимать – не и то Эмоциональный интеллект фактически в чтобы поставить на службу тех или задач, формулируемых рамках рациональной поведения. Таким следует ожидать, условиями высокого эмоционального интеллекта выступить достаточные показа общего интеллекта фоне развитой сферы [22].

До времени является дискуссионным вопрос том: «Могут невербальное поведение, невербальные коммуникации в качестве имеющего четкое значение?»

В результате анализа сравнения различных подходов проблеме кодирования коммуникативных напрашивается вывод о что элементы невербального экспрессии могут сознательно с целью кодирования последующей передачи состояний, но в структуре также будут находиться степень осознания которых заметно различаться.

Одним из проблемы определения возможностей невербального является разработка учитывающих природу, формирования, тип условия общения, невербального поведения речи. Такое проблемы было П. Экманом У. Фризеном [10]. На основе вы параметров ими пять типов поведения:

«эмблемы» — коды, имеют эквивалент, культурно-специфичны, употреб осознанно;

«иллюстраторы» — с речью, в прямом слова не употребляются как осознан так и неосознанно;

3) «регуляторы» невербальные коды, поддерживающие

4) лицевые знаки;

5) «адапторы» это остаточные когда-то целесообразных дейст сопровождающих потребности их функции общении заключаются осознанно в защите себя. «адапторы» тогда, человек находится состоянии дискомфорта, их, как «иллюстраторов», неустойчиво нос, схватился мочку уха), появляется соответствии с контекстом общения.

в оценке кодирующей невербального поведения возникают когда рассматриваются естественные, неосознаваемые комплексы невербальных Знаковая функция символических, осознаваемых элементов невербального фактически не вызывает К ним относятся мины, жесты, позы, приветствия и прощания, культурой пространство [10].

ошибочное мнение, степень эмоциональной экспрессивности (как врожденный фактор зависит этнической принадлежности но кросс-культурные (например, М. Коула опровергают это Например, китайцы или которых очень сдержанными проявлении чувств, испытывать проявлять очень эмоции, «оплакивая жены или ребенка».

их лицевой обусловлена скорее нормами, в данных чем врожденными факторами. Степень экспрессивности является из основных факторов организации межличностных отношений. Негативную реакцию окружающих вызывать как экспрессивность, так и неумение показать эмоциональное состояние. Я. утверждает, что овладение эмоциональной экспрессией посредством научения является одной из задач и в процессе человека.

Невербальная коммуникация осуществляет­­ с помощью ­ систем, среди ­ кинесика, ­ экстра- и ­ окулесика, ольфакция, и проксемика [10].

1. Кинесика самая большая система, в себя различные движе — позы, походку, и мимику.

Поза — это положение человеческого Позы можно клас­сифицировать ­ основе следующих критериев: ­ общения (позы вступления ­ выхода из контакта); ­ отношений и взаи­моотношений ­ симпатии—антипатии; подчинения—до­минирования; включенности—отчужденности); психофизиоло­­ состояния (напряженная—расслабленная, активная—пассивная ­ соответствие поз партнеров ­ общении (синхронные—асинхронные позы); на позы по отноше­нию ­ партнеру (лицом к ­ — спина к ­ соответствие позы другим ­ невербального поведения (гармонич­ная —дисгармоничная).

Походка – движения благодаря которым перемещается в про Она с позой, во время у человека изменя положение всего Ее измерениями яв ритмич­ность, скорость, ­ шага, давление ­ на поверхность.

Жесты движения или кистей Жесты выделяются основе участия их создании или двух по признаку перекрещивания или сим расположения; по приз­­ центробежности (движение ­ себя) или центростремитель­­ (движение к ­ по критерию одно и много­значности.

Мимика движения лицевых мускулов характеристики кожи. Существует типа мимических сигналов: (цвет кожи, форма конструкция лица); относитель­но ­ (внешний вид кожи, ­ морщин, тонус мышц ­ — признаки, претерпевающие ­ в течение жизни ­ нестабильные изменения движений лица).

2. Гаптика — прикосновения к себе реципи­енту. Некоторые ­ включают эту ­ в состав кинесики.

3. Паралингвистика — параметры человека. К от­носятся громкость и её измене скорость и ритмич­­ речи, тембр, ­ напряженность, мелодика ­ (хрипота, носовой скрежетание и ясность артику­ляции.

4. Экстралингвистика неречевые вкрапления речь: стоны, плач, вздохи, слова-«паразиты» («ммм», «вот»).

5. — поведение людей время об­щения. ­ взгляда являются направление, линия объект, движение величина глаз, зрачков, длительность контакта.

6. — запахов. К системе относятся естественные для чело запахи тела, и искусственные за­­ например, духи, ­ и т.д.

7. Гастика язык пищи напитков, которые предлагает окружающим, образом демонстрируя отношение к или к в целом.

8. Проксемика пространственно-временная организация Эта система в себя ориентацию и общения, расположение вещей, территориаль­ность, времен организацию ситуации.

Дистанция расстояние партнерами по Су­ществуют разные ­ дистанций. Например, ­ Холл выделяет ­ дистанции: интимное (от 0 45 см используется при самых близких персональное расстояние 46 до 120 см) при обыденном об­­ со знакомыми ­ социальное расстояние ­ 121 до 400 см) ока предпочтительным при с чужими и при официаль общении; публичное (от 401 до см) используется выступлении перед аудиториями.

Отдельно выделяют персональное и пространст­во группы. Персональное (личное) пространство — простран­ство вокруг человека, огра мысленной чертой, за кото­­ другим людям следует заходить. они пересекают черту, человек отрицательные эмоции. пространство не кругообразным, а напоминает овал: максимально впереди сзади, но — с боков.

Пространство группы — пространство, в «допускают­ся» только ­ своей группы. ­ позволяет ситуация, ­ старается расположиться ­ чтобы нее было пространство, то чтобы расстояние членами группы меньше, чем от них другой группы. правило, расстояние группами составляет менее 100—125 санти­­ Групповое пространство ­ заметно во ­ пере­рывов на обще мероприятиях (конференциях, и т. когда участники со в холле образуют группы интересам.

Ориентация и угол — расположение по от­ношению друг ­ другу. Эта ориентация ­ располо­жением участников и ­ мебели, например, формой ­ высотой кресел собеседников ­ т. д. Существуют варианты организации пространства помощью мебели [8].

- Учебный класс (ряды). Внимание в данном целиком направлено коммуникатора. Эта организации пространства к появ­лению ­ зон активности ­ противостояния (первые ­ галерка и т.д.).

«Подкова». Участники неполным кругом с откры­­ стороной. С этой демонстрируется наглядный материал. замыкает «подкову» с из сторон. «Подкова» противостоя­ние реципиентов и коммуникатора.

- Круг для совещаний). Круг устраняет разли­чий между уча Он должен плотным и разрывы. Такое учстников позволяет активизировать их.

- «Кластер» (работа в Участники делятся подгруппы, размещенные за столами. Работа в чередуется с выступлениями представителей. Чем ближе из них находится другим, тем сильнее воздействуют друг на чем дальше — сильнее внутригрупповые процессы.

Расположение вещей. аспект проксемики в поле исследователей относительно Выясни­лось, что ­ формируют впечатление человеке на того, как располагает свои вещи. пример — и расположение в квартире. и то распо­ложение вещей ­ у разных ­ примерно одно ­ то же впечатле о хозяине. впечатление достаточно пос­кольку люди ориенти на адекватные показате [9].

Территориальность. могут быть по таким кри как размер, тип взаимодействия т.д. два основных психологического значения Во-первых, люди придают разный территориям, на проходит их например, они различные части как показатель (престижные и части), место с потусторонним (подвал, чердак) т.д. Во-вторых, склонны к территории, которую своей. Это даже тех которыми человек временно, например, на автостоянке. частности, водители покидают временно ими место автостоянке, если него явно другой водитель (сто рядом, подает сигнал).

Временные характеристики общения: люди обладают опреде­­ представлениями относительно и длитель­ности ­ ситуаций общения. ­ их со ­ реального общения, делают важные выводы.

Кроме вышеперчисленных систем, невербальной коммуникации относят и показатели, например, одежды человека, использованные при интерьера и т.д.

Разные системы невербальной взаимосвязаны друг другом, представляют единое целое. па­раметров одной ­ сопровождается изменением парамет­­ другой. Например, ­ переполненном общественном транс­­ пассажиры вынужденно ­ расстояние между (показатель увеличения общения), но этом уменьшают ви контакт (показатель уменьше бли­зости общения). ­ образом, на ­ уровне бли­зость ­ остается прежне​й. ­ принцип получил название «принципа равновесия». Действие этого получило некоторое подтверждение. Тем менее он выпол­­ не Например, в вызывающих тревогу, слабее контакт между партнерами, больше расстоя­ние ­ ними [13].

1.3. Механизмы декодирования невербальных сообщений

Выделяют два основных — категоризация имитация. Рассмотрим на примере деко эмоциональных сос­тояний.

1. Категоризация. эмоционального состояния че­­ по невербальному происходит путем признаков, присущих комму с перцептивным сформированным реципиентом [10].

Выделяют два опознания: обобщенное дифференцированное. Обобщен­ное ­ — это ­ эмоции к ­ типу (отрицательная—положительная, актив­ная—пассивная). Если ­ опознании того ­ состояния реци­пиент ­ на его ­ (страх, гнев, ­ — опознание ­ дифференцированное.

Перцептивные эталоны обладают следующими осо­бенностями.

Во-первых, перцептивный эталон в себя одиннадцати до девятна признаков.

Во-вторых, каждый обращает внимание на некоторые входящие в Для радости единицами являются реже — глаза, смешливость, оживление; для — широко от гла­за, поднятые ­ реже — ­ рот и ­ взгляд; для ­ — кривая ­ холодный взгляд, опу­­ уголки рта ­ т. д.

В-третьих, всего в эмоций входят признаки. Вместе тем большую при опознании эмоцио­­ состояний играют ­ другие движения ­ Напри­мер, страх час интерпретируется как поскольку для характерна одна та же Однако страху двигательная активность, удивлению нет. более эф­фективны этало которые включают себя и жесты, позы. целом эталоны раз эмоций различаются роли поз, вегетативных проявлений. На эталоны удивле­ния, ­ страдания включают себя в мимиче­ские признаки. ­ меньшей степени ­ касается и ­ Эта­лоны страха ­ гнева — ­ включают в ­ большое количество движений и вегета про­явлений.

В-четвертых, эталоны вариативны. Это что люди одинаково представляют основные призна­ки ­ Тем не ­ существуют различия периферических признаках.

В-пятых, эталоны формируются рано. Уже 4—5 лет опреде­лить, какой ­ или человек ­ коммуникатору на ­ длительности и ­ его взглядов [10].

По категоризации люди на «аналитиков» кто руководствуется категоризации эталонами целом) и (тех, кто про пошаговое сравнение каж­­ особенности лица ­ и эталона).

При невербальных сообщений три типа

Во-первых, может приписать невер­­ поведению коммуникатора значение (не­правильная ­ Например, он мо перепутать мимические страха и В данном речь идет неточности эталонов. целом ряде интерпретируя невербальное коммуникатора, реципиенты на неправильные Например, оценивая на­сколько участники ­ нравятся друг ­ и какова ­ их отношений, ­ учитывают интенсивность визуаль­­ контакта, жестикуляции ­ количество открытых ­ Одна­ко, по ­ самих участников, ­ роль играет ­ визуальный контакт, вопреки мнению является показателем нега отношения, отражения [10].

Во-вторых, он может придать значения невер­бальному показателю ­ не обратить на зевок и как, не понять, тому скучно.

В-третьих, может приписать пове­дению значение, ­ оно не ­ (избыточная интерпретация). ­ он может интер приоткрывшийся рот коммуни как зевок решить, что скучно, хотя ком­­ просто пытался ­ больше воздуха (Крейдлин, 2002).

2. Имитация. эмоционального состояния ком­­ происходит посредством по реципиентом его поведения. В такого повторения реципиента появляются же эмоции, и у коммуникатора.

1.4. Связь кинетических особенностей невербального общения с эмоциональными состояниями человека

Невербальное общение человека с его состояниями и средством их На основе общения раскрывается мир личности, формирование психического совместной деятельности людей. Люди быстро при свое вербальное к изменяющимся но невербальное оказывается менее пластичным.

Учеными разработана классификация средств общения. Рассмотрим содержание невербальных средств (кинесические, просодические, и такесические).

Наиболее значимы кинесические средства зрительно воспринимаемые другого человека, выразительно-регулятивную функцию общении. К относятся выразительные движения, проявляющиеся позе, жесте, походке, оза это положение человече тела, типичное данной культуры. количество различных которые может человеческое тело, около 1000. них в культурной традиции народа некоторые запрещаются, а — закрепляются. наглядно показывает, данный человек свой статус отношению к других присутствующих людей. Люди более высоким принимают более позы, чем подчиненные.

Поза может свидетельствовать о закрытости, либо открытости к общению. закрытой позе человек пытается закрыть переднюю тела и занять можно меньше места пространстве. При открытой позе стоящий человек раскрывает ладонями вверх, раскидывает руки, ноги вытягивает. позы воспринимаются позы доверия, доброжелательности, психологического комфорта.

Есть позы раздумья роденовского мыслителя), критической оценки под подбородком, палец вытянут виску). Если заинтересован в он будет на собеседника наклоняться в сторону, если очень — наоборот, ориентироваться сторону и назад. Человек, заявить о будет стоять в напряженном с развернутыми иногда упершись в бедра. же, которому нужно подчеркивать статус и будет расслаблен, находиться в сво непринужденной позе.

Жесты это разнообразные руками и смысл которых для общающихся сторон.

Жесты разделить на:

• коммуникативные приветствия, прощания, привлечения запреты, утвердительные, вопросительные и д.);

• жесты, оценку и (жесты одобрения, неудовлетворе доверия и недове растерянности и п.);

• описательные (имеют смысл в контексте высказывания).

Речевые высказывания сопровождающие их должны совпадать. Про между жестами смыслом высказывания свидетельством лжи.

Особая в передаче отводится мимике движениям мышц лица. Исследования показали, при неподвижном невидимом лице лек теряется до информации.

В мимическом шести основных состояний (гнева, страха, страдания, и презрения) движения мышц скоординированы, что видно из мимических кодов эмоциональ состояний, разработанной Лабунской [9].

Психологи что все независимо от и культуры, которой они с достаточной и согласованностью ин эти мимические как выражение эмоций. И каждая мина конфигурацией всего основную информативную все-таки несут и рот. всего определяются радости, удивления, гнева, сложнее эмоции страдания страха.

Лицо не называют зеркалом человека. Положение бровей и прекрасно передает состояние и чувства, как робость, злобу, и т.

Походка человека —это передвижения, который его эмоциональное состояние. Исследования показали, легко узнаются походке такие как гнев, гордость, счастье. оказалось, что тяжелая походка гневе, самая — при самая большая шага при вялая, угнетенная походка при страдании.

С мимикой тесно связан взгляд, или визуальный контакт, составляющий важную часть общения. люди стремятся к и испытывают дискомфорт её отсутствии. Взгляд, правило, связан с формирования высказывания и этого процесса. человек только формирует он чаще всего смот в сторону, когда полностью готова — собеседника. Если речь о сложных вещах, собеседника смотрят меньше, трудность преодолевается — Тот, кто в момент говорит, меньше на партнера. же больше в сторону и посылает сигналы обратной связи.

Визуальный контакт свидетельствует расположенности к Если на смотрят мало, мы полагаем, к нам к нашим и действиям плохо, а много, то либо вызов, хорошее отношение.

Взгляд самую точную о состоянии поскольку расширение сужение зрачков контролируется человеком. человек возбужден заинтересован чем-то, находит в приподнятом его зрачки в четыре против нормального Наоборот, сердитое, настроение заставляет сужаться.

Хотя лицо главным источником о психологическом со человека, оно многих ситуациях менее информативно, его тело, как мимические лица сознательно во много лучше, чем тела. Если хочет скрыть чувства или заведомо ложную лицо становится малоинформа а тело источником информации собеседника, так жесты, позы, стиль экспрессивного говорят о многом.

Характеристики голоса относятся к просодическим и экстралингвистическим явлениям.

Просодика — общее название ритмико-интонационных сторон как высота, голосового тона, голоса, сила ударения.

это в речь а также рода психофизиологических человека: плача, смеха, вздохов т.д.

Просодическими и средствами регулируется речи, дополняются, и предвосхищаются высказывания, выражаются эмоциональные состояния.

Энтузиазм, радость недоверие передаются высоким гнев и страх тоже довольно высоким, в более широком тональности, силы и звуков. Горе, печаль, передаются мягким приглушенным голосом понижением интонации концу фразы.

Скорость является важной чувств. Быстрая означает взволнованность обеспокоенность чем-либо. речь свидетельствует угнетенном состоянии, усталости или высокомерии.

Подготовленный человек может голосу определить, психологическое движение совершает в момент той или фразы, и наблюдая за в ходе поймет, каким говорит человек, считает А. Поэтому иногда и движения противоречить тому, сообщает голос. необходимо контролировать процесс и его.

К такесическим средствам общения относятся прикосновения в рукопожатия, похлопывания. человеком в динамических прикосновений многими факторами. них особую имеют статус возраст, пол, их знакомства. Руко например, делятся три типа: (рука сверху, развернута вниз), (рука снизу, развернута вверх) равноправное. Такой элемент, как по плечу, при условии отношений, равенства социального положения общающихся [8].

1.5. Особенности невербальной экспрессии у младших подростков

Подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11—12 до 14—15 лет). Подростковый период — период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости [24].

В этом возрасте ребенок овладевает своим поведением. Он более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные . Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости). Тем не менее, для младшего школьника вполне характерны неустойчивость нравственного облика, непостоянство переживаний и отношений [24].

В психологической науке существует несколько принципиальных позиций рассмотрения периода 9—11 лет. Некоторые исследователи считают этот возраст началом стабильного подросткового периода (Л.С. Выготский), другие — частью критического (в целом) подросткового возраста (Л.И. Божович и др.) или окончанием детского возраста, латентной стадией (3. Фрейд). В периодизации Д. Б. Эльконина этот период рассматривается как кризис между стабильными младшим школьным и подростковым возрастами. Данный возраст часто обозначают как младший подростковый [24].

Характерной чертой младших подростков является их склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Для детей на пороге их перехода в новый возраст важным оказывается расширение психологического времени жизни, которое, по данным многих исследователей, связано с реорганизацией представления о себе [17].

В 12—14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием “подросткового кризиса”. Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д.

Подростковый кризис, по мнению Л. И. Божович, связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания особенно возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам [17].

Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса является, по мнению К.Н. Поливановой, рефлексивный «оборот на себя». Сформированное в предшествующий стабильный период рефлексивное отношение к мере собственных возможностей в учебной деятельности переносится в сферу самосознания [17].

Во время перестройки всей социальной ситуации развития ребенка возникает «ориентировка на себя», на свои качества и умения как основное условие решения разного рода задач. Поведение детей не просто теряет непосредственный характер, в это время наблюдается стремление к нарочитой взрослости. Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития [24].

Общение является для подростков очень важным информационным каналом. Главная тенденция в развитии подростка — переориентация общения с родителей и учителей на сверстников [18].

Общение — специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права

Общение — специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.

Психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость [17].

Выводы по первой главе

Теоретический анализ литературы по прояблеме невербального проявления эмоциональных состояний человека позволил сделать следубщие выводы:

Изучение основных мимических состояний, таких как радость, гнев, страх, отвращение, удивление, грусть, выработало единицу анализа лицевого выражения – мимический признак. Совокупность таких признаков образует структуру различных лицевых экспрессий.

При эмоций оказывается вся наличествующая о поведении лица и в которой находится. Невербальная коммуникация осуществляет­­ с помощью ­ систем, среди ­ кинесика, ­ экстра- и ­ окулесика, ольфакция, и проксемика.

Выделяют два основных распознования эмоционального состояния человека — категоризация имитация. эмоционального состояния че­­ по невербальному происходит путем признаков, присущих комму с перцептивным сформированным реципиентом. А также распознование эмоционального состояния ком­­ происходит посредством по реципиентом его поведения. В такого повторения реципиента появляются же эмоции, и у коммуникатора.

В подростковом возрасте ребенок учится овладевать своим поведением. Он более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные. Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости). Тем не менее, для младшего школьника вполне характерны неустойчивость нравственного облика, непостоянство переживаний и отношений.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

2.1. База и методы исследования

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 28 г. Иркутска. В исследовании принимали участие 20 девочек и 20 мальчиков.

В исследовании использовалась методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго). Данная методика была разработана Н.Я. Семаго в 1993 г. и предназначена для оценки возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания. Также при работе с методикой возможна косвенная оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии. Методика используется для работы с детьми от 3 до 11-12 лет.

Цель: Оценка возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка. При работе с методикой возможна косвенная оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми.

1-я серия (3 изображения) состоит из контурных (схематичных) изображений лиц. В схематичном виде проводятся следующие эмоциональные выражения:

  1. Злость (гнев);
  2. Печаль (грусть);
  3. Радость.

Эмоциональная экспрессия на контурных изображениях обозначена наиболее этологически значимыми элементами лица: характерным для каждого варианта пространственным расположением уголков рта и положения бровей.

2-я серия (14 изображений) заключает в себе изображения конкретных лиц детей (мальчиков и девочек: по 7 изображений соответственно). В методике используются изображения со следующими эмоциональными выражениями:

  1. Явная радость;
  2. Страх;
  3. Сердитость;
  4. Приветливость;
  5. Стыд, вина;
  6. Обида;
  7. Удивление.

Процедура проведения

Как правило, работа с данной методикой проводится в ситуации, когда возникает гипотеза относительно проблем эмоционального развития ребенка и особенностей развития аффективной сферы. Соответственно, материал подается в зависимости от задач исследования в различные моменты диагностического обследования, часто это удобно делать в процессе «смены деятельности» и так называемого «отдыха» ребенка.

Сама процедура проведения исследования в полном объеме состоит из трех последовательных этапов.

  • 1-й этап: предъявление для опознания эмоциональных состояний 1-й серии изображений (схематичные изображения).
  • 2-й этап: предъявление реальных изображений (в соответствии с полом ребенка).
  • 3-й этап: придумывание истории по какому-либо изображению.

В зависимости от поставленных задач и основной диагностической гипотезы обследование может быть завершено уже после первого этапа, в определенной ситуации первый и второй этапы могут меняться местами (см, ниже).

  • 1-й этап

В процессе проведения, помимо стандартной инструкции, возможно использование системы наводящих вопросов. Последние зависят от особенностей состояния и предполагаемого типа развития ребенка, его возраста, и поэтому вопросы должны гибко «модифицироваться» при проведении обследования.

Ребенку предъявляются схематичные изображения лиц, раскладываемые в случайном порядке перед ребенком. Раскладка производится так, чтобы все изображения находились в поле зрения ребенка.

Инструкция 1. «Посмотри на эти рожицы и скажи, какое у каждой настроение». Если ребенку не понятно слово «настроение», можно объяснить, что человеку может быть хорошо или плохо. При этом ни в коем случае нельзя самому специалисту вербализовать какое-либо эмоциональное состояние.

После того как ребенок назвал настроения «рожиц», необходимо изменить порядок карточек или нарисовать лица в другом порядке и попросить его назвать «настроение» еще раз. Это делается для того, чтобы исключить или, по крайней мере, минимизировать случайность «попадания».

В процессе называния ребенком эмоциональных состояний схематических изображений экспериментатор должен быть пассивен, то есть не переспрашивать и не «переназывать», дублировать высказывания ребенка, даже если к этому его «подталкивает» ситуация (то есть в ситуации, когда ему кажется, что ребенок понимает и правильно вербализирует данное эмоциональное состояние, и поэтому можно самому «раскрыть его»). Неукоснительно должно соблюдаться правило отсутствия каких-либо «наводок», как в плане «названий» эмоций, так и в плане помощи в назывании.

  • 2-й этап

На этом этапе ребенку предъявляются изображения 2-й серии: изображения. При этом предъявляются картинки, соответствующие полу ребенка. Изображения 2-й серии подаются в том же порядке, как они представлены в разделе Стимульный материал. Содержание стимульных изображений, предъявляемых в такой последовательности, представляет собой процесс усложнения идентифицируемых ребенком эмоциональных состояний от достаточно простой «явной радости» к более сложным для опознания «удивление», «обида», «стыд, вина».

Инструкция 2 (модифицируется в зависимости от пола ребенка). «Теперь я тебе покажу другие картинки (для детей старше 6-7 лет можно говорить: изображения, фотографии и т. п.), на которых изображен мальчик (девочка). Посмотри на эту картинку, как ты думаешь, какое настроение у этого (этой) мальчика (девочки)?»

После того как ребенок назовет, какое это настроение, необходимо спросить: «Что могло вызвать такое настроение, почему у мальчика (девочки) такое настроение?

На этом желательно ограничить «развертывание» инструкции и не делать какого-либо намека, наводки на ту ситуацию, которая могла бы вызвать это состояние. Не имеет смысла спрашивать ребенка, что произошло, что случилось с изображаемым ребенком, как это принято в аналогичных проективных методиках.

Изображения, как уже отмечалось, предъявляются в определенной последовательности: так, чтобы в начале и в конце предъявлялись изображения положительного эмоционального состояния. Порядок предъявления определяется чередованием положительно и отрицательно окрашенных эмоциональных состояний детей на фотографиях. Это делается для предотвращения повторов и штампов в опознании эмоций. С другой стороны, подобная последовательность предъявлений облегчает анализ «продукции» ребенка уже в процессе самой процедуры обследования.

В этом случае на первом этапе предъявляются изображения эмоциональных состояний, то есть фактически проводится второй этап исследования, в том виде, как это описано выше. Если реальные изображения эмоциональных состояний понимаются и вербализуются ребенком достаточно адекватно (в пределах условно нормативного развития или с какими-либо неявно выраженными особенностями), можно сразу же переходить к третьему (проективному) этапу обследования.

В ситуации, когда ребенок не в состоянии адекватно проводить оценку эмоциональных состояний на реальных изображениях, после первых трех-четырех неправильных, неадекватных опознаваний эмоциональных состояний, этот этап завершается и ребенку предъявляются схематичные изображения (возврат к первому этапу стандартного предъявления). В том случае, когда и схематичные изображения опознаются неадекватно, обследование следует завершить.

  • 3-й этап

После завершения показа всех реальных изображений (второй этап) возможно проведение непосредственно проективной части исследования.

Ребенку предлагается придумать рассказ, историю по какому-либо из предъявляемых ранее реальных изображений. Для этого реальные изображения раскладываются в том же порядке (слева — направо), как они проводились на первом этапе обследования, или просто даются ребенку в руки с предложением разложить их самому.

Инструкция 3. «Посмотри снова на эти картинки. Выбери одну из них, какая тебе больше нравится и попробуй придумать рассказ о том, что могло вызвать такое настроение мальчика (соответственно, девочки), почему он это чувствует».

Если ребенку сложно сразу выполнить это задание, можно предложить наводящий вопрос — своего рода обучающую помощь: «Вспомни, когда у тебя было такое настроение и почему, что его вызвало?»

Если возникает желание рассказать о двух изображениях, необходимо, чтобы сначала ребенок придумал историю по одной (первой, которую он выбрал), а лишь потом о другом изображении. При навязчивом желании придумать рассказ по большему количеству изображений следует отметить этот факт, но ограничиться двумя фотографиями.

При трудностях выбора изображения для составления рассказа психологу ни в коем случае нельзя давать какие-либо «наводки» или подсказки. Выбирать изображения должен только ребенок. Настаивать на выборе нельзя.

Анализируемые показатели:

  • Адекватность оценки эмоционального состояния, как по «знаку, так и по силе.
  • Яркость эмоциональных образов (эмоциональная заряженность, включающая соответствующую мимическую экспрессию самого ребенка).
  • Уровень дифференцировки эмоциональных проявлений и. соответственно, адекватность владения соответствующим словарем.
  • Инертность, застревание или гибкость в восприятии эмоционального состояния.
  • Собственно «словарь эмоции» в его сопоставлении с активным словарным запасом ребенка, его возрастом и особенностями аффективного реагирования.
  • Выявление «конфликтных» зон, связанных с эмоциональным неблагополучием.
  • Особенности сформированное системы базовой аффективной регуляции.

Критерии оценки. Высокий уровень – развёрнутый и подробный ответ, способность адекватно обозначать эмоциональные состояния и оценивать лицевую экспрессию; высокая способность к оречевлению собственных переживаний.

Средний уровень – ответы на вопросы с помощью; трудности в опознании и назывании абстрактных изображений, оценивает настроение и называет эмоции с помощью взрослого.

Низкий уровень - задание не выполняет даже с помощью вопросов, не называет настроение, не может показать его на себе.

Методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении А.М. Кузнецова. Учитывая важную роль невербальных средств или “языка тела” в процессе общения, данная методика с помощью экспертных оценок помогает определить диапазон зрительно воспроизводимых и коммуникативно значимых движений человеческого тела, включая оценку разнообразия невербального репертуара, сензитивность к восприятию невербальной информации и самоуправлению невербальным репертуаром. В качестве экспертов можно привлекать одного из родителей или руководителей, педагогов, друга и самого оцениваемого.

Обработка и интерпретация результатов теста.

Каждый вопрос имеет четыре варианта ответа и каждому варианту приписывается определенный балл от одного до четырех (А – 4 балла; Б – 3 балла; В – 2 балла; Г – 1 балл).

Методика дает возможность диагностировать три параметра невербального общения:

  • Общая оценка невербального репертуара человека с точки зрения его разнообразия, гармоничности, дифференцированности – вопросы 1, 5, 8, 12, 15, 17. Количественная оценка данного параметра может варьироваться от +9 до -9 баллов.
  • Чувствительность, сензитивность человека к невербальному поведению другого (эксперта-наблюдателя), способность к адекватной идентификации – вопросы 2, 4, 7, 11, 14, 18, 20. Количественная оценка варьируется от 28 до 7 баллов.
  • Способность к управлению своим невербальным репертуаром адекватно цели и ситуации общения – вопросы 3, 6, 9, 10, 13, 16, 19. Количественная оценка варьируется от 23 до 2 баллов.

Уровень развития каждой из описанных способностей вычисляется как сумма баллов за ответы на соответствующие вопросы (за ответы на вопросы 5, 8, 12, 19 полученные баллы вычитаются из общей суммы по каждому из трех параметров).

Для каждого испытуемого получают оценки трех экспертов, включая его самого. По каждому оцениваемому параметру находится среднее арифметическое значение трех экспертных оценок. Эти оценки рассматриваются как показатели уровня развития каждой из трех описанных выше способностей субъекта невербальной коммуникации. На основе суммарных оценок по трем анализируемым параметрам определяется общий показатель уровня развития перцептивно-коммуникативных возможностей человека. Этот показатель может варьироваться от 0 до 60 баллов. Далее проводится качественный анализ структуры невербальной коммуникации тестируемого.

2.2. Результаты исследования и их обсуждение

Анализ результатов начнем с полученных данных по методике «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго). На рисунке 2.1. представлены показатели распознования эмоциональных состояний у мальчиков и девочек младшего подросткового возраста.

Рис.2.1. Распознование невербальных эмоций у мальчиков и девочек младшего подросткового возраста (%)

Как видно из рисунка 1.1. девочки младшего подросткового возраста имеют более высокий уровень распознавания невербальных проявлений эмоциональных состояний, чем мальчики. Так, 60% девочек имеют высокий уровень и 25% мальчиков показали высокие результаты распознавания эмоций. Это говорит о том, что девочки имеют большую способность адекватно обозначать эмоциональные состояния и оценивать лицевую экспрессию. А также девочки в большей степени проявляют высокую способность к оречевлению собственных переживаний.

Средний уровень представлен в болшей степени у мальчиков, чем у девочек (50% и 30% соответсвенно). Детям которые имеют средний уровен распознавания невербальных проявлений эмоциональных состояний характерны трудности в опознании и назывании абстрактных изображений,а также в оценивании настроения и названий эмоций.

Низкий уровень преобладает у мальчиков (25% испытуемых), чем у девочек (10% испытуемых). Это говорит о том, что данные дети не называют настроение, не могут показать его на себе.

Таким образом, распознавание невербальных эмоциональных проявлений в большей степени развито у девочек младшего подросткового возраста, чем у мальчиков. Девочки более адекватно опознают эмоциональное состояние, прочвляют более точное и качественное опознавание невербального эмоционального состояния.

Далее рассмотрим данные полученные по методике диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении А.М. Кузнецова (рис.2.2).

Рис.2.2. Уровень развития способности к интерпретации невербального поведения у мальчиков и девочек младшего подросткового возраста (средние значения)

Как видно из рис. 2.2 показатели уровня развития способности к интерпретации невербального поведения выше у девочек. Так, невербальный репертуар шире у девочек. Чувствительность к невербальному поведению и способности управлять невербальным поведением выше также у девочек.

Следует отметить, что показатели развития способности к интерпретации невербального поведения у девочек варьируется в пределах высоких значений, а у мальчиков в пределах низких значений. Это говорит, о том что мальчики испытывают трудности в усвоению невербального репертуара, т.е. их экспрессивное эмоциональное проявление беднее, чем у девочек.

Также мальчики слабо чувствительны к невербальному поведению, т.е. слабо разпознают его эмоциональное проявление в невербалике. Также у мальчиков проявление менее импульсивно, чем у девочек.

В свою очередь, у девочек выше степень проявления экспрессивности невербального проявления эмоциональных состояний. Для них хараткерно разнообразие невербального репертуара, сензитивность к восприятию невербальной информации и самоуправление невербальным репертуаром.

Выводы по второй главе

Эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:

У девочек младшего подросткового возраста выявлен высокий уровень распознавания невербальных проявлений эмоциональных состояний, что, сидетелььствует о высокой большую способности девочек адекватно обозначать эмоциональные состояния, оценивать лицевую экспрессию, выражать в речи собственные переживания.

Мальчикам более свойственен средний распознавания невербальных проявлений эмоциональных состояний и следовательно им характерны трудности в опознании и назывании абстрактных изображений, а также в оценивании настроения и названий эмоций.

Уровень развития способности к интерпретации невербального поведения выше у девочек, чем у мальчиков. Показатели развития способности к интерпретации невербального поведения у девочек варьируется в пределах высоких значений, а у мальчиков в пределах низких значений. Это говорит, о том что мальчики испытывают трудности в усвоению невербального репертуара, т.е. их экспрессивное эмоциональное проявление беднее, чем у девочек.

У девочек выше степень проявления экспрессивности невербального проявления эмоциональных состояний. Для них хараткерно разнообразие невербального репертуара, сензитивность к восприятию невербальной информации и самоуправление невербальным репертуаром.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретическое исследование по проблеме невербального проявления эмоциональных состояний человека позволил определить, что изучение основных мимических состояний берет за основу единицу анализа лицевого выражения, т.е. мимический признак.

Овладение таким средством общения, как экспрессия, требует общепринятых в культуре форм выражения, а так понимания индивидуальных эмоций тех с которыми че живет и

Подростковый возраст характеризуется высоким эмоциональным реагированием. Поэтому знания невербальных сигналов и умения их распознать часто зависит успех налаживания отношений между людьми.

Эмпирическое исследование показало, что у девочек младшего подросткового возраста выявлен высокий уровень распознавания невербальных проявлений эмоциональных состояний, что, сидетелььствует о высокой большую способности девочек адекватно обозначать эмоциональные состояния, оценивать лицевую экспрессию, выражать в речи собственные переживания.

Мальчикам более свойственен средний распознавания невербальных проявлений эмоциональных состояний и следовательно им характерны трудности в опознании и назывании абстрактных изображений, а также в оценивании настроения и названий эмоций.

Уровень развития способности к интерпретации невербального поведения выше у девочек, чем у мальчиков. Показатели развития способности к интерпретации невербального поведения у девочек варьируется в пределах высоких значений, а у мальчиков в пределах низких значений. Это говорит, о том что мальчики испытывают трудности в усвоению невербального репертуара, т.е. их экспрессивное эмоциональное проявление беднее, чем у девочек.

У девочек выше степень проявления экспрессивности невербального проявления эмоциональных состояний. Для них хараткерно разнообразие невербального репертуара, сензитивность к восприятию невербальной информации и самоуправление невербальным репертуаром.

Таким образом, мы эмпирически подтвердили нашу гипотезу о том, что невербальное распознование эмоциональных состояний у девочек ярче, чем у мальчиков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.М. Андреева// /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.
  2. Барабанщиков Зависимость точности экспрессии лила локализации мимических / В.А. Барабанщиков, Т. Малкова // Вопр. Психоло– 1988. – №54. – 131-140.
  3. Вилюнас В.К. Митивация и / В.К. Вилюнас. – СПб., 2004. – С.292.
  4. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Горелов // – М.: Наука, 1980.
  5. Дорошенко В.Ю. Социальная психология и этика делового общения. / В.Ю. Дорошенко// М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 160 с.
  6. Изард Психология эмоций / К. Изард. 1999.
  7. Изард К. человека / К. Изард. – М., 1980.
  8. Ильин Эмоции и чувства/ Е.П. Ильин. – 2001.
  9. Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения / В.А. Лабунская // – М.: Знание, 1989. – 64 с.
  10. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская// – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999.
  11. Лафренье П. развитие детей подростков / П. Лафренье. – СПб., 2004.
  12. Майерс Д. Интуиция. Возможности и опасности / Д. Майрес. – СПб.: Питер, 2012 – 272с.
  13. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). [Текст] / В.А. Лабунская// – Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 1986.
  14. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП, 2009. – 350 с. - (Интеграция академической и университетской психологии).
  15. Петрова Е.А. Личностные детерминанты психологической наблюдательности / Е.А. Петрова, А.А. Родина// Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Изд-во «ИП РАН», 2004. –176 с. (Труды ИП РАН) – с. 81 - 84.
  16. Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам) / А. Пиз// Изд-во «Эксмо», 2007 г. – 107 с.
  17. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / К.Н. Поливанова // – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 184с.
  18. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах / О.П. Солодилова// М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 288 с.
  19. Социальная психология: учебное пособие [Текст] / Отв. ред. А.Л. Журавлев// - М.: ПЕР СЭ, 2002. – 351с. (Серия «Высшее психологическое образование»).
  20. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова / Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков// – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – 176 с.
  21. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы. [Текст] / Д.В. Ушаков // Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП, 2009. – 350 с.
  22. Ушаков Д.В. Социальный интеллект и его измерение // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования [Текст] / Д.В. Ушаков// / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Изд-во «ИП РАН», 2004. – 176 с.
  23. Хорст Р. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. / Р. Хорст// –М.: АО «Интерэксперт», 1996. – 417 с.
  24. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко// – М.: Гардарики, 2004.