Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Неформальные объединения молодежи в современной России как объект молодежной политики (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Движущей силой практически всех революций является молодежь. Вожди, партии, политические и общественные лидеры успешно используют психолого-возрастные особенности молодых людей, желающих построить новый мир на обломках старого. Молодежь, как правило, в силу специфики ее возрастной психологии особенно остро воспринимает реальные или мнимые ущемления национальных прав своего народа, нарушение социальной справедливости, прежде всего в периоды обострения социально-экономической обстановки. Все это широко используется в своих целях фашистскими движениями, равно как и такая специфическая черта молодежного сознания, как стремление противопоставлять свое поколение “миру взрослых”, что находит свое выражение в призывах к слому существующих государственных и политических структур, к замене их новыми, которые якобы в короткий срок удовлетворят чаяния молодого поколения. Выбор темы работы обусловлен интересом к рассмотрению и выявлению общей на сегодняшний день тенденции развития молодежного движения в России, анализу существующих направлений движений, а также тем, что это направление не находится в статичном состоянии, а очень живо откликается на изменения в политическом, экономическом, правовом статусе России.

Вместе с тем, в современной России на практике трудно представить создание молодежного движения, отражающего интересы молодежи в целом. Слишком уж отличаются по направленности и составу уже существующие общественно-политические и неформальные организации: националисты, скинхеды, любители ролевых игр, зеленые, борцы за права сексуальных меньшинств, сектанты и др. Кроме того, как и 50 лет назад, во время бурных событий 60-х годов в США и Европе, остро чувствуется различие целей, задач и стремлений молодежи в зависимости от их образования и социального статуса, как например у студента ВУЗа и ученика ПТУ. Т. о., можно предположить, что спецификой современного молодежного движения является его неоднородность, непонимание образованной молодежи и рабочей молодежи, а также зависимость молодежного движения от крупных партий.

Целью работы было проанализировать существующие на сегодняшний день специфику и направление молодежных движений в России. В задачи работы входило:

1) рассмотреть особенности молодого возраста, способствующие участию в молодежном движении,

2) рассмотреть неформальные молодежные движения,

3) рассмотреть причины роста числа националистических и неофашистских молодежных организаций,

4) рассмотрение участие молодежи в политических партиях и движениях.

Объект исследования – неформальные объединения молодежи.

Предмет исследования – неформальные объединения молодежи в современной России, как объект молодежной политики.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области экономики.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ

1.1 Молодежный возраст

До сих пор в науке не существует общепринятого определения молодежи, а ее хронологическое определение – в отличие от детей и взрослых – неодинаково в разных странах и культурах. Однако, в статистических целях Организация Объединенных Наций понимает под молодежью лиц в возрасте от 15 до 24 лет, без ущерба для других определений, разработанных другими организациями-членами. Современные психологи в свою очередь, дают более широкое и подробное толкование периода подросткового возраста, и , т.о. те, кто составляет современную молодежь, являются фактически старшими подростками. В современном развитом обществе западного типа подростковый период занимает промежуток времени с 11 до 20 лет – т. е. происходит расширение подросткового возраста за счет времени юности[1]. Происходит некое взаимозамещение ранней юности поздним подростковым периодом. В рамках такого мировоззрения социальная педагогика отмечает удлинение сроков социализации детей и как следствие инфантильность подростков и юношей[2]. Учитывая такие тенденции, психологию молодежи, ее движущие силы необходимо рассматривать в совокупности с особенностями позднего подросткового возраста.

Физиологическое (биологическое) созревание не является само по себе решающим фактором, обуславливающим кризис подросткового возраста, как еще недавно считалось психологами[3]. Важным моментом в жизни ребенка является период полового созревания. Период полового созревания в современном обществе предшествует социальному и органическому созреванию. Наступление полового созревания совпадает с подростковым возрастом и является его отличительной чертой. Созревание репродуктивной системы достигает уровня взрослого человека к семнадцати-восемнадцати годам. Существует определенная связь между гормональной активностью половых желез и физическим и половым развитием подростков. Так, ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте. У мальчиков наиболее интенсивный рост происходит в тринадцать–пятнадцать лет, у девочек – в одиннадцать–тринадцать. Девочки начинают обгонять мальчиков в росте примерно с десяти лет. После тринадцати-четырнадцати лет, с наступлением первой менструации, темп роста девочек резко падает, и мальчики начинают вновь обгонять их. Нарастание веса также имеет определенные закономерности: до одиннадцати лет вес девочек и мальчиков примерно одинаков: с одиннадцати до четырнадцати лет вес девочек превышает вес мальчиков, но к шестнадцати годам вес юношей значительно превосходит вес их сверстниц.

Уровень полового созревания отражает состояние нейроэндокринных механизмов регуляции организма в целом и является одним из главных показателей зрелости репродуктивной системы. У некоторых подростков ростовой скачок и наступление полового созревания происходят раньше или позже, чем у большинства сверстников. В таких случаях принято говорить о несовпадении биологического и паспортного возраста, общей задержке или ускорении полового и физического развития.

Половое созревание, формирование и становление репродуктивной функции в подростковом возрасте в основном зависят от уровня тех гормонов гипофиза, которые влияют на функцию половых желез. Эти гормоны совместно с гормонами половых желез, воздействуя на структуры центральной нервной системы, могут влиять на половое поведение.

В подростковом возрасте происходит резкий рост мускульной силы. Так, резко нарастают “внешние перемены в теле, так легко подмечаемые самим подростком и в значительной мере стирающие различие между ним и взрослым, возвышая его в собственных глазах”[4].

1.2 Кризисы возрастного развития

Почти все исследователи считают, что процесс взросления любого человека протекает, преодолевая определенные состояния - возрастные кризисы. Тип перехода от детства к взрослости, в частности, зависит от того, насколько велик разрыв в нормах и требованиях, которые предъявляет данное общество к ребенку и взрослому. “Там, где требования более или менее единообразны, развитие протекает плавно и постепенно”[5]. В современных развитых обществах нормы поведения детей и взрослых различны и даже противоположны. Именно контрастность детства и зрелости, согласно И. Кону, затрудняет подростку усвоение взрослых ролей, вызывая целый ряд внешних и внутренних конфликтов – кризисных состояний.

Кроме переживаний по поводу возможных переживаний (эмоциональные рефлексии), для подростка характерно изучение самого себя, в том числе, своей внешности. Референтные группы подростка могут задать в это время жизненную стратегию его пути. Эти группы формируют каноны привлекательности, которым подросток стремится соответствовать. Внешность становится важным параметром по нескольким плоскостям социального взаимодействия: идентификация с определенной группой, выражение протеста, самовыражение. В современном обществе такое выражение происходит не только с помощью одежды, прически и макияжа, но и с использованием татуировки, пирсинга, шрамирования и т. д. Внешность может являться для подростка причиной возникновения комплексов.

ГЛАВА 2 МОЛОДЕЖЬ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ

2.1 Участие молодежи в деятельности политических партий, профсоюзов, общественных организаций

На протяжении 90-х годов XX века политические субъекты уделяли молодежной социальной группе недостаточно внимания. Политические партии и движения не имели четкой программы в отношении молодежи, а органы власти не проводили внятной молодежной политики. Решая задачи электоральной поддержки в ходе конкретной избирательной кампании, политические субъекты не рассматривали молодежь как сегмент общества, с которым необходимо вести равноправный диалог. Молодежь, как правило, являлась для политических объединений лишь тактическим ресурсом, способным обеспечить победу на выборах[6]. В условиях, когда государство мало внимания уделяет молодежи, партии и движения способны взять на себя функцию представления и озвучивания интересов молодых людей, усилив, таким образом, свое влияние на эту социальную группу. Тем самым, будут решены сразу две задачи: с одной стороны, молодежь, увидев, что существуют политические силы, способные решить их проблемы, более активно включиться в политический процесс.

Проведенные исследования общественного мнения свидетельствуют о том, что молодежь все чаще считает необходимым участвовать в политической жизни страны, в принятии государственных решений, используя при этом различные формы собственной активности. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, в настоящее время наблюдается общая активизация политического сознания молодежи, которая находит выражение в интенсивном обсуждении острых общественных вопросов. Во-вторых, стремление самим разобраться в действительном положении дел приводит к тому, что социальное мышление юношей и девушек, ориентированных ранее на решение личных потребительских проблем быта и будней, все больше начинает переплетаться с политическим мышлением, которое порождает новые потребности, интересы и ценности. В-третьих, повышение информированности о политических процессах непосредственно сказывается на образе мыслей и действиях молодых людей: уменьшается их конформизм, переоцениваются традиционные схемы объяснения общественных противоречий, ведутся интенсивные поиски новых радикальных решений возникающих вопросов. Интерес молодежи к политике меняется в зависимости от изменения политической ситуации в стране.

Таким образом, по степени вовлеченности молодежи в политический процесс можно условно выделить две категории. Представители первой категории – пассивные участники политического процесса, - коих абсолютное большинство, разочарованы в активных формах участия. Зачастую, свои политические убеждения и стремления эти молодые люди реализуют на выборах, голосуя “против всех”. Вторая категория – активные участники политического процесса. Представители этой группы составляют, по различным данным, от 1% до 6% российской молодежи[7]. Особенностью этой группы является то, что ее представители стремятся как можно активнее участвовать в политическом процессе, начиная от регулярного посещения выборов и заканчивая членством в общественных и политических организациях. Кроме того, существенная активная часть молодежи прибегает к протестным формам участия в политике. К ним относятся как конституционные формы – участие в митингах, собраниях, пикетах, шествиях и других акциях, не запрещенных законодательством, так и силовые: призывы к свержению режима, участие в стихийных забастовках, бойкотах, захватах зданий, неразрешенных демонстрациях.

Политические партии выполняют агрегации интересов различных социальных групп, и стремление заявить о своих требованиях являются доминирующим мотивом для участия молодежи в жизни в деятельности этих организаций. Молодые люди с большей охотой вступают не в политические, а в общественные организации, которые могут защитить их законные интересы, помочь им в решении каких-то социальных проблем, организовать их досуг. Ярким примером молодежных инициатив являются профсоюзные студенческие организации, которые давно уже перешли рамки органа социальной защиты.

Многочисленные молодежные общественно-политические организации не имеют для своей деятельности необходимых материальных ресурсов. Создаваясь как формально независимые, они фактически финансируются политическими партиями и действуют в интересах различных политических сил.

Если говорить о независимых молодежных организациях, то чаще создаются общественные или правозащитные их виды, не решающие напрямую задач участия в политическом процессе, а влияющие на него косвенно. На акциях протеста, которые они проводят, звучат требования о защите их гражданских прав, запрете экстремистских организаций и т. д.

2.2 Участие молодежи в “цветных революциях”

В современном мире революция стала технологией. В них присутствуют традиционные привлекательные для молодежи мотивы: романтика, искренность участников, карнавал, рок-н-ролл. В задачи этих революций не входит способствование продвижению идей демократии (хотя именно это и постулируется!), а лишь смена одного президента, не угодного спонсорам революции на своего ставленника.

Революцию на Майдане в Украине совершила молодежь. Движущей силой этой молодежи была некая организация “Пора!”. В России большинство молодежных движений представляют “Пору” как загадочную и суперсерьезную структуру, направляемую Западом[8]. Несмотря на распространенность такого заблуждения, “Пора!” – это негосударственная молодежная организация, основанная весной 2014 года. В это время первые активисты “Поры” проходили стажировку в городе Нови Сад, где перенимали опыт сербского движения “Отпор”, сыгравшего значительную роль в свержении Слободана Милошевича. Помимо этого изучались методы действия “Кмары” в Грузии и “Солидарности” в Польше. Основная заявленная цель – координация молодежных выступлений против действовавшего тогда украинского руководства, организация действий сторонников Виктора Ющенко. “Пора” не являлась до января 2015 года зарегистрированной организацией, не имела официального руководителя и всячески отрицала наличие финансирования со стороны США. После победы оранжевых, “Пора” должна была распуститься, но, не смотря на это, она реально зарегистрировалась и было объявлено об организации на базе “Поры” одноименной партии.

2.3 Участие молодежи в политических организациях на базе клубов или сообществ по интересам

В последнее время довольно часто возникают молодежные политические организации на базе клубов по интересам. Чаще всего эти клубы создаются посредством виртуальных знакомств через Интернет, а также на базе общего места работы или учебы. Главная проблема – место для проведения встреч и наличие активиста-организатора, вокруг которого формируется костяк организации[9]. Иногда для собраний используются рестораны (если члены организации состоятельные), иногда аудитории, иногда просто квартиры. Клубы эти представляют собой лишь дискуссионные площадки, где ведутся “кухонные” разговоры о политике. Создание таких площадок – вполне разумная и позитивная миссия, которая. Однако, в тактическом смысле не принесет особой пользы организатору. Если же в клубе собираются более-менее известные персонажи. Чье мнение имеет значение и кто пользуется влиянием, такую площадку вполне можно использовать для выбросов нужной информации, рекрутинга активистов и других мер. Клубная организация представляется наиболее интересной и перспективной для социализации молодежи и втягивания ее в политический процесс. Подобие таких организаций – расцвет студенческого движения в СССР в начале 60-х.

Наибольший подъем независимое студенческое движение испытало в конце 60-х годов прошлого столетия. Основные проблемы западной молодежи 60-х вполне понятны современному человеку. Особенно тому, кто только начинает свой трудовой путь. Это высокий уровень безработицы, проблемы трудоустройства по профессии, мнимое или реальное ущемление в политических правах, засилие в экономике монополий, нежелание служить в армии. Протест портив образа жизни своих родителей, позволило молодежи на Западе сформировать общественно-политическое движение. Политизированность того молодежного движения стало реакцией на призыв в армию на войну во Вьетнам. Внешне идеология студенческого движения того времени сохраняла черты традиционного марксизма и делала упор на борьбу классов. Французские студенты в 1968 г. скандировали: “Буржуазия – дерьмо! Смерть капитализму!”. Студенты захватили Сорбонну и объявили ее “автономным и народным университетом, круглосуточно открытым для всех трудящихся”. В то же время, произошел раскол между студентами и трудящимися: первых интересовали политические требования, вторых удовлетворяли лишь экономические. Студентов рабочие не понимали, они не приветствовали баррикадную войну с полицией, а некоторые лозунги молодежи были им просто отвратительны. Тем не менее, в Европе студентам удалось найти точки соприкосновения с рабочим движением, сделать его хотя бы временным союзником и попутчиком.

В США, рабочие оказались по другую сторону баррикад, проявив солидарность с властью[10]. Широкие массы трудящихся были против студенческого движения. Рабочее движение в США, особенно организованное профсоюзное движение, очень консервативно. Многие рабочие поддержали президента Никсона, они не выступили против войны во Вьетнаме, потому что война приносила прибыль и давала новые рабочие места. Тем не менее, американским студентам удалось создать широкий альянс и организовать массовые демонстрации во время проведения общенационального съезда Демократической партии. Результат – тысячи арестованных и избитых полицией молодых людей.

Потрясения происходили не только на американских улицах, но и в большой политике. Были убиты Мартин Лютер Кинг и Роберт Кеннеди. Критика войны, расового неравенства, насилия, особых привилегий узких слоев американского общества, вылившаяся в массовое общественное движение, утратила напор и динамику, поскольку была обезглавлена в результате этих убийств. Некоторые его участники, разочаровавшись в мирных средствах борьбы, обратились к насилию. Это окончательно дискредитировало движение в глазах средних американцев и способствовало наступлению реакции.

Тем не менее, революция 1968 года была настолько широка, что объединила даже взаимоисключающие фракции. Судьбу активистов революции 1968 года можно проследить по судьбе его активистов. Многие из тогдашних лидеров протеста стали вполне респектабельными гражданами – бизнесменами. Публичными интеллектуалами, профессорами и политиками. Из наиболее известных: бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер, лидер зеленых в Европарламенте Даниэль Кон-Бендит, бывший министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер, бывший премьер-министр Франции Лионель Жоспен[11].

ГЛАВА 3 УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В НЕЫОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

3.1 Неонацизм и неофашизм в современной России.

Неофашистские государства проповедуют расовое неравенство, оскорбление национальных чувств тех или иных народов.

Все фашистские и неофашистские движения и режимы уделяли особое внимание привлечению на свою сторону молодежи. Основную массу их сторонников, особенно на начальных этапах развития, составляют представители молодого поколения. Фашистские движения эксплуатируют политическую неопытность молодежи, зачастую позволяющую увлечь ее мниморадикальными , демагогическими лозунгами, обещающими быстрое решение социально-экономических, национальных и других проблем. Выявление причин и специфики влияния фашистского движения на молодежь имеет поэтому первостепенное значение для успешного противостояния демократических сил фашистской угрозе, для разработки средств нейтрализации и преодоления фашистского влияния на нее.

Основную массу неонацистского движения по всему миру, и в России, в том числе, составляет молодежь. Выдающиеся мыслители современности, такие как З. Нойман, Г. Арендт, Х. Ортега-и-Гассет и др. подчеркивают взаимосвязь между молодежными неофашистскими движениями и структурами тоталитарного общества: и для того и для другого характерны подавление инакомыслия, ликвидация плюрализма, подчинение интересов личности интересам государства (группы).

Исследователи отмечают, что в Германии чисто молодежные неонацистские группы начали возникать с 1976 -1977 гг., в которых шло объединение в основном молодых людей 15-18 лет. Такие группы, как правило, проявляют воинственность и склонны к применению насилия[12]. Эти организации ставят своей задачей правильное, национал-социалистическое воспитание молодого поколения. Некоторые из таких организаций, например “Фронт действий”, не ограничивались призывами к вооруженным действиям, они проводили операции по захвату оружия, нападали на банки, нападали на иностранных рабочих, устраивали поджоги в турецких кварталах и т. д.

В последние годы в России можно видеть значительное усиление и рост популярности националистических и неофашистских группировок среди молодежи. Все чаще и чаще в прессе появляются сообщения о насильственных действиях членов таких группировок по отношению к выходцам из Африки, Средней Азии, Кавказа и Закавказья. Идеологической мощи этих организаций способствует рост средств связи, и прежде всего, интернет. В интернете, практически любая малочисленная группа, может создать видимость крупной, хорошо организованной организации с целями и задачами, отвечающими юношескому порыву создания новой политической системы. Активные участники противоправных действий из таких организаций, предстают на страницах электронных изданий и печатных листовках “борцами за Россию”, “мучениками за убеждения”.

Влияние неонацистов проявляется в таких, зачастую ориентирующихся на насилие, группах, как рокеры, футбольные фанаты, “бритоголовые”. В клубах футбольных болельщиков неонацисты находят благодатную почву для распространения своих идей. Как правило, среди футбольных фанатов, под обаяние идей неонацизма и неофашизма попадают те, у кого не очень большой кругозор, зависимость от мнения группы, высокий уровень агрессивности, отсутствие взаимопонимания с родителями, плохая успеваемость в школе, низкий материальный уровень и отсутствие возможности и желания самостоятельно зарабатывать на жизнь. Среди таких представителей молодежи неонацисты создают питательную почву для усвоения простых лозунгов неонацизма. Среди них находит особый отклик пропагандируемая неонацистами враждебность к иностранным рабочим, трудовым мигрантам и беженцам. Которые якобы являются виновниками всех социальных бед – роста безработицы, нехватки жилья, вздорожания жизни, разгула преступности. Насаждается крайний национализм, расизм и шовинизм – слепая ненависть ко всем “не русским”, приток которых грозит “унизить и уничтожить русскую нацию”.

3.2 Футбольные фанаты и бритоголовые

Клубы футбольных фанатов являются предпочтительными для работы с ними националистических группировок, поскольку имеют единые лозунги, единую униформу, единую символику клубов, среди них действует круговая порука, это молодые люди, которые на пропаганде любви к футболу и своему клубу способны, также, неонацистские лозунги и фашистские эмблемы[13]. Не менее предпочтительны для пропаганды неонацистских идей другие неформальные молодежные организации с жесткой иерархической структурой: сообщества байкеров, рокеров. Наиболее жестоко выступают такие представители неонационалистических движений, как скинхеды – бритоголовые. Движение бритоголовых возникло в 70-х годах в Германии и распространилось по всему миру[14]. В России скинхеды появились в 90-х годах. Точкой роста этих организаций стали политические события 2013 года, когда была продемонстрирована возможность силового решения политического конфликта. Историческими центрами скинхедов стали Москва, Санкт-Петербург и Нижний Новгород[15]. Они стараются придать своей внешности особенно воинственный вид: бреют наголо головы, носят куртки военного образца, кованые ботинки, вооружены кастетами, дубинками, железными прутами. В основе этих групп – молодежь из бедных кварталов, как правило, без работы. Их излюбленное место сборищ – стадионы, где они после игры устраивают погромы. Насилие для них своего рода разрядка нервного напряжения, выход негативных эмоций.

“В атмосфере попустительства движение скинов выросло сегодня до значительных размеров и продолжает быстро расти. В Москве к лету 2018 г. было, по разным подсчетам, от 700 до 2000 скинхедов, в Петербурге – от 700 до 1500, в Нижнем Новгороде – до 1000, в Воронеже, Самаре, Саратове, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Ярославле, Красноярске, Иркутске, Омске, Томске, Владивостоке, Рязани, Пскове – от одной до нескольких сотен. К концу 2000 г. в Москве было 3500 до 3800 скинов, в Петербурге – до 2700, в Нижнем – свыше 2000, в Ростове-на-Дону – свыше 1500, в Яраславле, Пскове и Калининграде их численность превысила 1000 человек” – такую динамическую статистику приводят авторы книги “Российская молодежь: проблемы и решения”[16]. Экономический кризис и развал системы образования создали базу для быстрого роста и утверждения скинхедов в молодежной среде.

Молодежь стремиться к решению собственных проблем своими силами. Во многом это объясняется тем, что многие проблемы молодежи кажутся несущественными старшему поколению. Молодые люди ищут сторонников как правило среди своих сверстников, объединяясь в неформальные организации.

3.3 Участие молодежи в движении за права сексуальных меньшинств

Отдельные выступления активистов гей-движения возникли в 50-х годах XX века в США. В конце 1989 г. в Москве была создана первая “ассоциация сексуальных меньшинств” - АСМ. “АСМ подчеркивала, что это прежде всего правозащитная организация, ее основная цель – полное равноправие людей различной сексуальной ориентации. Главные задачи АСМ: борьба за отмену 121.1 ст; изменение общественного отношения, уничтожение предрассудков в отношении людей с другой сексуальной ориентацией, с использованием для этих целей официальной прессы; социальная реабилитация больных СПИДОМ; помощь людям в поисках друзей и единомышленников, пропаганда безопасного секса и сбор информации о преследовании гомосексуалистов”[17]. Членом организации мог стать любой, достигший 18 лет. После распада АСМ в России возникали и сходили на нет большое количество различных организаций сексуальных меньшинств.

Экологическое движение является достаточно молодым своим рождением оно в некоторой мере обязано катаклизмам, происходящим в результате все большей техногенности образа жизни современного горожанина. Именно значительное увеличение доли городского населения породили в западных странах массовое движение в защиту окружающей среды. Сыграла свою роль и гонка вооружений, усилившая страх перед гибелью человечества в результате ядерной зимы. Именно “антиядерное” движение можно считать предтечей объединений современных экологов. В 60-70-х годах в США, Канаде и Европе были сформированы многочисленные зеленые движения и партии (например, известный всем Гринпис)[18].

В настоящее время молодежь активно принимает участие в акциях “зеленых”. Зеленые стали реальной действующей силой, они избираются и избраны депутатами во многие парламенты мира.

Сегодня религия старается занять все большее место в жизни молодежи. В России, традиционно ведущие позиции занимает православная церковь – наиболее многочисленная и прочно укоренившаяся в разных слоях общества. В сохранении традиционных ценностей, православие способствует консервации законных ценностей в быту, обычаях, общественном поведении, хозяйственной этике, культурных и социальных ориентирах. То же самое можно сказать и об исламе, второй по численности верующих и влиянию религии в России.

Политические и правовые перемены в стране, ликвидация административных и нравственных притеснений верующих, принятие прогрессивного законодательства о свободе совести позволили религиозным организациям выйти из подневольного состояния, а верующим свободно, без боязни исповедовать свою веру.

С одной стороны, наблюдается рост религиозности (44,5% молодых респондентов заявляют о своей вере в Бога, что почти в 4 раза выше, чем в конце 70-х годов), ослабление позиции сознательного безверия (8,8% молодых респондентов не верят ни в какие сверхъестественные силы), резкий рост в общественном сознании престижа действующих в стране конфессиональных организаций, возникновение религиозных общественных движений, тяга к религии равнодушных к ней прежде людей. Для привлечения в свои ряды молодежи, церковь обращается не только к собственно религиозной деятельности, но и к области образования, культуры, милосердию, благотворительности, хозяйственно-предпринимательской деятельности. Религиозное мировоззрение у значительной части молодых верующих – особенно тех, кто склонен, следуя своеобразной моде, к внешней, показной религиозности – отличается размытостью, неопределенностью, отсутствием ясного содержания. Тем не менее, исследователи отмечают, что к началу XXI века сформировался новый тип молодого верующего со средним и высшим образованием.

Несмотря на подъем православия, многие молодые люди обращаются к нетрадиционным для страны, в том числе самым экзотическим культам, новоявленным гуру, к различным сверхъестественным силам. Часть молодых людей верят даже в такие явления, которые противоречат исходному представлению о религии (вера в приметы – 16,7%, в НЛО – 13,5%, в колдовство, магию – 17,9%)[19]. Популярность таких верований косвенно пропагандируется телевидением, на котором за последние несколько лет количество программ о сверхъестественном выросло в разы.

Свидетели Иеговы были официально зарегистрированы в сложное для России время – в 1991 году. Организация Свидетелей не признает никаких праздников, будь то религиозные, государственные или семейные торжества. Эта организация сильно заинтересована в привлечении в свои ряды как можно больше молодежи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная молодежь имеет много проблем: высокий уровень безработицы, проблемы трудоустройства по профессии, мнимое или реальное ущемление в политических правах, засилие в экономике монополий, нежелание служить в армии. Решением перечисленных проблем на западе занимаются молодежные профсоюзы, студенческие и иные организации, поэтому в современной России назрела реальная необходимость возрождение молодежного движения подобного направления.

Рост числа сторонников неонацистских и неофашистских организаций заставляет видеть в них реальную угрозу демократическому будущему страны. Тенденция выпадения из пространства социально-значимых людей все большего круга молодежи с социально-приемлемой ориентацией и замещение их лицами с асоциальными и криминальными установками и ориентациями 90-х годов оставила трудное наследие для современной России.

Политически активная молодежь России сталкивается с трудностями финансирования, что вынуждает самостоятельные движения становиться на платформы определенных партий, которые способны оказывать финансовую помощь таким молодежным движениям. Оценка такой тенденции не может быть однозначной: финансовая зависимость молодежных организаций ведет к тому, что они становятся орудиями в руках тех, кто проводит “цветные революции”.

Анализ жизненных ориентиров современной верующей молодежи позволяет надеяться не только на ее непосредственное участие в движении за пропаганду религии, но и на ее участие в других молодежных движениях, не противоречащих их основным моральным и религиозным принципам.

Время идеологических партий проходит. Возможно, успешное и великое будущее ждет то молодежное движение, которое будет способно создать одновременно привлекательную идею и для студента, и для рабочего, и для молодой домохозяйки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Божович Л. И. Подростковый возраст // В хрестоматии: Возрастная и педагогическая психология – М.: Изд. Центр “Академия”, 2013.
  2. Бурмистров П. и др. 1968: год великого перелома. // Русский репортер. 2016. Т. 16 (046).
  3. Германия: фашизм, неофашизм и молодежь // Под ред. Н.С. Черкасова. – Томск: Изд-во Томского университета, 2013.
  4. Данилин П. Новая молодежная политика 2013-2015.- М.: Европа, 2016.
  5. Иваненков С. П. Проблемы социализации современной молодежи. – Оренбург: Печатный дом “Димур”, 2018.
  6. Карпенко О. М., Ламанов И. А. Молодежь в современном политическом процессе в России. – М.: Изд-во СГУ, 2016.
  7. Кон И. С. Ребенок и общество – М.: Наука. 2018.
  8. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 2015.
  9. Подольский А. и др. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика. – СПб.: Питер, 2014.
  10. Российская молодежь: проблемы и решения. – М.: Центр социального прогнозирования, 2015.
  11. Смирнов А. А. Период полового созревания. // В хрестоматии: Возрастная и педагогическая психология – М.: Изд. Центр “Академия”, 2013.
  12. Социальная политика. Энциклопедический словарь // Под ред. Н. А. Волгина. – М.: Академический проект. 2015.
  1. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 2015. С. 275.

  2. Кон И. С. Ребенок и общество – М.: Наука. 2018. С. 44..

  3. Божович Л. И. Подростковый возраст // В хрестоматии: Возрастная и педагогическая психология – М.: Изд. Центр “Академия”, 2013. С. 215.

  4. Смирнов А. А. Период полового созревания. // В хрестоматии: Возрастная и педагогическая психология – М.: Изд. Центр “Академия”, 2013. С. 245.

  5. Подольский А. и др. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика. – СПб.: Питер, 2014. С. 43..

  6. Карпенко О. М., Ламанов И. А. Молодежь в современном политическом процессе в России. – М.: Изд-во СГУ, 2016. С. 72.

  7. Карпенко О. М., Ламанов И. А. Молодежь в современном политическом процессе в России. – М.: Изд-во СГУ, 2016. С. 49.

  8. Данилин П. Новая молодежная политика 2013-2015.- М.: Европа, 2016. С. 160.

  9. Данилин П. Новая молодежная политика 2013-2015.- М.: Европа, 2016. С. 67.

  10. Бурмистров П. и др. 1968: год великого перелома. // Русский репортер. 2016. Т. 16 (046). С. 27.

  11. Бурмистров П. и др. 1968: год великого перелома. // Русский репортер. 2016. Т. 16 (046). С. 29.

  12. Германия: фашизм, неофашизм и молодежь // Под ред. Н.С. Черкасова. – Томск: Изд-во Томского университета, 2013. С. 142.

  13. Российская молодежь: проблемы и решения. – М.: Центр социального прогнозирования, 2015. С. 485.

  14. Германия: фашизм, неофашизм и молодежь // Под ред. Н.С. Черкасова. – Томск: Изд-во Томского университета, 2013. С. 147.

  15. Российская молодежь: проблемы и решения. – М.: Центр социального прогнозирования, 2015. С. 475.

  16. Там же, С. 475.

  17. Российская молодежь: проблемы и решения. – М.: Центр социального прогнозирования, 2015. С. 484.

  18. Бурмистров П. и др. 1968: год великого перелома. // Русский репортер. 2016. Т. 16 (046). С. 31.

  19. Российская молодежь: проблемы и решения. – М.: Центр социального прогнозирования, 2015.С. 49.