Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В МЕТРО.

Содержание:

Введение

Навигация метро – это основная часть метрополитена, по ней люди ориентируются, с их помощью разгружаются потоки. Из-за неверного расположения и плохой читаемости образуются пробки. Также знак должен быть универсальным, понятным каждому человеку. Это очень сложная работа, требующая научного и психологического анализа. Существует интересное наблюдение, города часто заказывают дизайн навигации у местных дизайнеров, т.к. они лучшие чувствуют свой город. Создать навигацию, на среднем мировом уровне не сложно, это может почти любая контора, сложно передать атмосферу города через знаки.

Изучение восприятия знаков не стоит на месте, появляются новые концепции формирования знаковых систем. Новые концепции имеют куда большую базу данных о посещаемости станций метро, их загруженности, о посетителях метро и их навигационных способностях. Все эти, современные, данные помогают спроектировать более удобные знаковые системы, которые будут отвечать современным требованиям.

Современные навигационные системы должны обладать системностью и мультимодальностью. Системный подход - это создание единого визуального языка и чёткая иерархия видов информации. Иными словами, где бы ни располагался объект, он должен говорить с нами на одном языке. Мультимодальность — это связанность информации о различных доступных здесь и сейчас видах транспорта. Таким образом, мы можем выбирать альтернативы, а не полагаться исключительно на метро, как сейчас. Где-то проще пройти пешком, где-то окажется, что рядом есть остановка наземного транспорта, которая вполне может быть альтернативой привычному маршруту, и так далее. Мультимодальность позволяет расширить представление каждого о городе и увеличить скорость и эффективность передвижения по нему.

Ежедневно подземкой пользуются миллионы людей и очень важно, чтобы все работало как часы. Навигация должна быть такой, чтобы у вас не возникало вопросов, "а куда дальше идти". Не должно быть людей, которые стоят, задрав голову, и пытаются понять, куда им идти. На принятие решения, "куда идти", "на какую платформу переходить", "в какую сторону выходить", должно уходить не больше секунды.

Метро постоянно расширяется: новые станции метро; новые выходы на старых станциях; их так же нужно указывать на навигационных знаках. Нельзя без конца подписывать новые станции на старом табло, это рушит всю концепцию навигационного табло. Разумеется табло проектируется с запасом на новые станции и другие корректировки, но это окно не безгранично.

Актуальность проблемы определяется рядом причин: навигационные системы устаревают морально, информативно и технически. На старой навигации просто не хватает места под все изменения метрополитена. Концепции по навигации постоянно развиваются, становятся лучше и продуктивнее.

Цель проектирования:

Усовершенствование, оптимизация коммуникационных знаков в метро.

Задачи:

1. Изучить мировую практику, предложить вариант усовершенствования.

2. Показать процесс проектирования.

ГЛАВА 1. ДИЗАЙН НАВИГАЦИИ МЕТРО.

Дизайн указателей московского метрополитена.

В метро находится множество указателей без которых невозможно обойтись. Указатели направляют людей ко входам и выходам, помогают спланировать маршрут и пересесть на другую ветку метро и другой транспорт.

Указатель должен располагаться там, где его ожидает увидеть пассажир. Все места интерактива должны быть выделены легко различимыми и ясными знаками. В навигации использован принцип последовательного наполнения знаков: важная информация дублируется по мере приближения к объекту.

Несмотря на то что все станции метро различаются по структуре и архитектуре, принцип организации движения один и тот же, поэтому и принцип навигации не должен изменятся.

В метро используется всеми нами знакомая система цветов: красный – запрещающий, желтый – предупреждающий. В основном они такая система используется при ремонтных работах.

Ветки станций покрашены по принципу контраста, что бы было просто отличить один цвет от другого. В целом вся навигация построена на контрасте цветов, а что самое главное, цвет привязан по типу, к примеру автобусы всегда будут окрашены в синий цвет.

Текст на знаках всегда черный на белом цвете, максимально практичный вариант.

Некоторые станции метро так же являются и вокзалами ближнего и дальнего следования, на таких станциях должно быть чёткое разделение проходов на другие ветки метро и вокзальные зоны.

Проблематика

Шрифт не крупный, людям с плохим зрение трудно ориентироваться. Указатели направления электричек находятся возле переходов межу ветками, что создаёт пробку в этих местах, да и шрифт у них так же маленький. Таблички типа «выход в город» очень мелкие и висят практически возле самого выхода, т.е. пока не подойдёшь не узнаешь что это именно он. Над путями электричек расположены названия станций этого направления, проблема их в том что они перекрываются прибывшей электричкой.

Сравнение с другими крупнейшими станциями метро.

Начнём с метро Нью - Йорка. Первое что бросается в глаза – это повсеместные электронные табло показывающие номер/название линии, направление, и приблизительное время, оставшееся до прибытия поезда.Рис.1.1. Электронное табло в метро Нью – Йорка

Второе – это названием станций белым текстом на черном фоне.

Рис.1.2. Табличка с названием станции в метро Нью-Йорка

Сомнительное решение, читаемость в такой схеме явно хуже. В самих вагонах на табло с станциями тоже странное цветовое решение, а именно оранжевый и зеленый текст на черном фоне.

Рис.1.3. Электронное табло в вагонах метро Нью - Йорка

Навигационных указателей в целом меньше, но и сами станции меньше размером, отсутствуют разветвленные переходы между станциями. Карта метро понятная, но очень уж скомканная, шрифт едва не заходит на линии веток метро.

Рис.1.4. Схематичная карта метро Нью – Йорка

Плюсы:

  • Электронные табло
  • Простое построение указателей
  • Вагоны не перекрывают указатели

Минусы:

  • Цветовые решения указателей.
  • Сжатая в размерах карта.

Перейдем к Лондонскому метро. Тут у нас привычный черный текст на белом фоне, на карте метро все объекты расположены свободно, без нагромождений, есть даже специальные знаки, которые указывают какие станции приспособлены для инвалидов

Рис.1.5. Карта метро Лондона.

В метро Лондона так же большое количество электронных табло.

18

Рис.1.6. Пример электронных табло в метро Лондона

В лондонском метро нет отдельного места под рекламу, так что указатели навигации находятся рядом с ней, а местами и перекрыта рекламой.

20

Рис.1.7. Пример расположение рекламы в метро Лондона

Плюсы:

  • Электронные табло

Минусы:

  • Реклама вперемешку с указателями.

Парижский метрополитен. Это вторая по загруженности система метро в Европе, после Московского. Эта одна из самых плотных систем метро в мире. Между тем, метро плохо приспособлено для маломобильных граждан, так как большинство станций было построено ещё до того, как этому вопросу стали уделять внимание.

Анатомия указателей на станциях довольно проста. Для указания переходов пишутся только номера линий на цветных кружках, а если место на указателе позволяет, то могут написать и названия конечных станций.

GD7A5511_1

Рис.1.8. Навесные навигационные указатели метро Парижа

Присутствуют проблемы с указателями, они часто указывают не лестницу, хотя нужный проход находится за ней.

GD7A5505

Рис.1.9. Навигационная стелла метро Парижа

В верхней части таблички рисуют номер линии на кружочке и пишут конечную станцию, а в нижней части пишут перечень станций, которые предстоит проехать, с указанием номеров линий для станций пересадки

Gallieni_line_3_route-lg

Рис.1.10. Навигация по отдельной ветке метро Парижа

Чтобы избежать несчастных случаев, пути ограждают почти ровной стеклянной стеночкой, двери на ней едва видны.

Inside_a_Paris_Metro_Station

Рис.1.11. Защитные двери в метро Парижа

На старых станциях на полу иногда наносят разметку, которая показывает где будут двери. Эта разметка помогает ускорить выход пассажиров и посадку новых.

Metro_de_Paris_-_Ligne_13_-_station_Liege_02

Рис.1.12. Навигационная напольная разметка в метро Парижа

На перронах пригородных линий висят довольно старые ламповые указатели, которые показывают направление прибывающего поезда и на каких станциях будут остановки. Обычно перрон используют под несколько пригородных линий, да еще и в разных направлениях, табло — единственный, не самый надёжный, способ понять сможешь ли ты уехать на доехать до пункта назначения на конкретном поезде.

IMG_2573_s

Рис.1.13. Табло с расписанием пригородных поездов в Париже

На всех перронах, и старых, и новых, встречаются таймеры со временем до прибытия ближайшего и следующего поезда.

Plan-Metro

Рис.1.14. Карта метро Парижа

Фоном схемы метро, по традиции, выступает песчаный фон. Карта оформлена хорошо, текст не наезжает на линии, читается хорошо, все переходы легко находятся.

Плюсы:

  • Простое построение указателей
  • Знаки и текст на них хорошо читаются
  • Вагоны не перекрывают указатели
  • Хорошая схема метро
  • Таймеры до прихода нового поезда

Минусы:

  • Направление указателя может ввести в заблуждение
  • Защитные двери плохо обозначены
  • На пригородных направлениях висят устаревшие указатели

Последний метрополитен в нашем сравнении – Гонконгский. Здесь прибывшая электричка не перекрывает список станций этого направления, как это у нас. На указателях путей указаны только конечные станции, без промежуточных.

1740125_original

Рис.1.15. Навигационные указатели конечных станции в Гонконге

На билетах метро изображена мини – карта метро.

1739319_original

Рис.1.16. Карта метро на билетах в Гонконге

Напольные указатели переходов очень крупные и яркие.

1744684_original

Рис.1.17. Напольные навигационные указатели в метро Гонконга

С самой картой в целом все хорошо, разве что кольцевая линия по цвету очень схожа с пересекающей.

Shema-metro-Pekina

Рис.1.18. Большая карат метро Гонконга

Плюсы:

  • Вагоны не перекрывают указатели
  • Карта метро на билетах
  • Крупные знаки переходов

Минусы:

  • На указателях не указаны промежуточные станции ветки метро
  • Напольные навигационные указатели вынуждают смотреть человека не на дрогу, а впол.

Анализ Знака «не прислоняться».

Проведем анализ знака « не прислоняться » из Московского метро.

gallery!yry

Рис.1.19. Знак «не прислоняться» Московского метро

Наш знак продублирован на английский язык, что будет полезно для туристов. Изображение без фона, от чего становится плохо читаемо на хорошо освещенном фоне. На знак нанесена пленка с замутнением фона, что способствует небольшому выделению текста за счет эффекта боке. Пиктограмма сомнительная, она больше похожа на человека который выходит из-за угла. Красный стоп-круг не такой уж и красный, тона приглушенные. В целом знак небольших размеров, на плохо освещенном фоне виден хорошо, а вот на хорошо освещенном, не очень хорошо.

Китайский знак «не прислоняться». Он также продублирован на английский язык, но очень мелко.

плп

Рис.1.20. Знак «не прислоняться» Китайского метро

Изображение читается хорошо но выглядит как то странно, неестественно, фон отсутствует, текст продублирован на английский, но очень мелко, изображение крупное и яркое.

Американский знак «не прислоняться» не продублирован на другие языки, хотя ему и незачем.

lean1

Рис.1.21. Знак «не прислоняться» Американского метро

Текст крупный. Поза человека хоть и понятна, но изображение очень мелкое. Чёрный фон придает контраст на любом фоне. Понятная пиктограмма, но очень маленькая

Французский знак не продублирован на английский язык, но текст крупный и яркий, как и знак.

dmeu_y4674302_01_std

Рис.1.22. Знак «не прислоняться» Французского метро

Хороший контраст текстового блока, будет виден на любом фоне. Пиктограмма понятная, крупная, но без фона.

У Диснейленда тоже есть свой знак «не прислонятся» и он больше ориентирован для визуальную составляющую, текст очень плохо читаем из-за малого размера.

5585470592_cd71ea5d7e_b

Рис.1.23. Знак «не прислоняться» в вагонах Диснейленда

Изображение крупное, но схематическим не назовешь, из-за приходиться немного подумать что же там изображено. Фон яркий, привлекает внимание.

В целом, все знаки очень похожи, это схематическое изображение с подписью, на родным для странны языке, и продублированным на английский. Они уже выглядят достаточно хорошо, тут разве что можно поменять композицию, или сделать знак в шутливой форме, по такому примеру.

shtraf-za-bezbiletnyj-proezd-osnovnye-polozheniya-i-posledstviya-neuplaty-833x474

Рис.1.24. Знак «безбилетный проезд запрещен» в шутливой форме

Вывод.

Ни одна навигационная система не обходится без недостатков, бывают несущественные, как сходство цветов веток метро, а бывают и очень серьезные проблемы, такие как труднодоступность или предоставление неполной информации. Так же стоит понимать что большая часть станций метро были построены очень давно, и не рассчитывались под расширения. Так же существенно возросли потоки людей. Иными словами, дизайн навигации диктует устаревшая структура станций метро.

Что касается самого знака «не прислоняться», различий между версиями мало, в основном всё сводится к форме и цвету. Но тем не менее, различия есть, я считаю это больше связанно с менталитетом странны в которой этот знак используется. Это хорошо заметно на самой пиктограмме человека, в зависимости от странны, форма преобразуется. Пиктограмма пожалуй единственная часть знака которая претерпевает сильные изменения. Это хорошо соотноситься с тем что я писал в ведении, города часто заказывают дизайн у местных дизайнеров для лучшей передачи атмосферы, духа местности.

Моё техническое задание – спроектировать элемент внутренней навигации метрополитена.

Другие таблички-указатели:

Размер – от 400мм до 700мм.

Количество – 1280 физических копий.

Локация – Двери вагонов метро.

Технология изготовления – экосольвентная печати на прозрачной самоклеющейся плёнке

ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗНАКА

2.1. Описание дизайн концепта.

Как то кардинально изменять знак нужды нет, может получиться что то в китайском стиле. Изменения будут больше косметическими.

Пиктограмма человека должна обзавестись фоном, что бы она была хорошо видна в большинстве ситуаций. Белый шрифт может сливаться с небом на наземных станциях метро, я сделаю его по темнее. Красный круг необходим для контраста поверхности и знака, так же такой вид напоминает, всем знакомые, дорожные знаки «запрещено». Текст знака должен быть покрыт светоотражающей плёнкой, для лучшей читаемости текста на наземных станциях метро т.к. светлый текст плохо читаем на светлом фоне.

2.2. Эскизы знака навигации, его окончательный вариант.

Изначально не было идеи вписывать пиктограмму в круг, я хотел минимизировать изображение. Черное изображение с контрастным запрещающим знаком казалось хорошей идеей. Но будет ли такой знак заметным? Мне показалось что нет, он очень, слишком компактный для места где человек должен реагировать быстро.

2134

Рис.2.1. Первый эскиз проекта знака «не прислоняться»

После того как я пришёл к мысли стоп-круга я решил преобразовать саму пиктограмму человека, сделать ее интереснее. Интереснее может и вышло, но практичность точно упала. Эта форма больше похожа на карикатурную. А стоп-круг слишком узкий.

Рис.2.2. Второй эскиз проекта знака «не прислоняться»

Круг преобразовался, но форма человека вышла весьма нелепой, думаю даже описывать нет смысла почему, да и двери больше походят на вешалку.

Рис.2.3. Третий эскиз проекта знака «не прислоняться»

Этот знак уже очень близок к финальному, но круг все еще преобладал, а пиктограмма человека все еще была странной, не нравились поднятые плечи, нет разделения конечностей от тела. Дверь вагона слишком светлая.

Рис.2.4. Четвертый эскиз проекта знака «не прислоняться»

Финальное изображение кажется мне самым удачным благодаря сносным пропорциям, хорошей пиктограммы человека и в целом хорошо читаемым объектам. Черный фон было решено добавить для хорошей читаемости пиктограммы в любых условиях.

Рис.2.5. Пятый эскиз проекта знака «не прислоняться»

2.3. Модульное построение элементов и цветовое решение.

С расположением текста долго думать не пришлось, он должен быть крупным но в то же время сам знак должен быть компактным. Расположение на горизонтальных границах компактным не назовёшь, поэтому текст расположен на вертикальных границах знака. Цвет выбран серым для лучшей читаемости на хорошо освещенных станциях метро и на наземных участках метро.

Чёрный фон необходим для лучшей читаемости пиктограммы человека в большинстве ситуаций. Тёмный фон придаёт дополнительного контраста знака с окружающей средой, что в свою очередь, повышает степень его читаемости.

Стоп-круг изображён в красном цвете исходя из уже выработанной привычки человека что красный цвет – предупреждающий об опасности. Так же такая же форма у дорожных знаков, к которым мы давно привыкли.
Пиктограмма человека выполнена в белом цвете потому что этот цвет хорошо контрастирует на чёрном фоне с красным обрамлением. Сама пиктограмма выполнена в вальяжной позе, показывает человека который не заботится о своей безопасности. Конечности выделены для лучшей читаемости пиктограммы.

Дверь и пол выполнены в одном цвете сплошной линей что бы не перегружать изображение. Это максимально минималистичная форма, которая тем не менее хорошо доносит суть.

Шрифт Futura выбран из-за его гротескной формы, хорошо читаемых букв. Шрифт отвечает запросам современности, легко читаемый и до предела функциональный.

Рис.2.6. Презентация проекта

2.4. Визуализация дизайн-проекта.

Рис.2.7. Знак «не прислоняться» на плохо освещённом фоне

Рис.2.8. Знак «не прислоняться» на хорошо освещённом фоне

2.2. Расчет стоимости дизайн-проекта.

Проанализировав стоимость изготовления похожих проектов я выяснил, что цена разработки похожего дизайн-проекта составляет от 11 до 55 тыс.руб. Цена моего дизайн-проекта составляет - 15 000 рублей.

Заказчик должен будет оплатить еще с суммы гонорара страховые взносы 30%, для него расходы на оплату труда с учетом страховых взносов составят 15 000*1.30 = 19 500 рублей.

После анализа цен в различных типографиях я выбрал лучшую, исходя из цены и качества, производство 1 экземпляра, данного дизайн-проекта, составляет 800 рублей за штуку. Производство ведется при помощи экосольвентной печати и плоттерной резки.

При необходимом количестве копий, 1 280шт, себестоимость реализации дизайн-проекта составит 1 035 500 рублей.

Заключение.

Указателя “не прислоняться” практически не изменяется, независимо от времени и в какой стране он используется. Основные различия в позе человека на пиктограмме, цвете и расположение текста. Практически во всех странах текст продублирован на английский язык. 

Навигационные знаки нужны бля быстрого ориентирования на местности, поэтому при проектировании знака большую долю внимания необходимо уделять его читаемости. Знак должен быть понятным, не сливаться с местностью, не вводить в заблуждение. Проектирование навигационного знака – огромный труд, который включает в себя анализ среды, проработку цветовых решений, форм, отвечать современным трендам.

Почему же указатель стараются сильно не изменять? Для того, чтобы любой человек, из любой страны имел возможность свободно ориентироваться в незнакомом ему месте, по аналогии с дорожными указателями, которые так же, практически не отличаются от аналогов из других стран.

Рис.2.9. Скриншот с сайта антиплагиат

Список использованных источников.

Основная литература:

Крэйг М. Бергер «Путеводные знаки. Дизайн графических систем навигации.»

  1. Алексей Радченко «Wayfinding по-русски»
  2. Генри Санофф «Соучаствующее проектирование»
  3. Джеф Спек «Город для пешехода»
  4. Под Мейксенара « Визуальная функция: введение в информационный дизайн»

Дополнительная литература:

  1. Кузнецов С., Змеул А., Кагаров Э., «Скрытый убанизм. Архитектура и дизайн Московского метро 1935-2015»
  2. Каталог выставки «Московское метро. Подземный памятник архитектуры.»

Электронные ресурсы:

  1. https://habr.com/ru/post/301842/ (дата обращения: 17.04.20)
  2. https://www.artlebedev.ru/metro/mcc-navigation/ (дата обращения: 17.04.20)
  3. https://www.artlebedev.ru/metro/floor-navigation/ (дата обращения: 17.04.20)
  4. https://zen.yandex.ru/media/nebo_moskvi/metro-moskvy-i-metro-niuiorka-5c69bc3fd867ce00ae724148 (дата обращения: 17.04.20)
  5. http://denispetrov.pro/blog/all/navigaciya-v-parizhskom-metro/ (дата обращения: 17.04.20)

Приложения.

Рис.1.1.

Рис.1.2.

Рис.1.3.

Рис.1.4.

Рис.1.5.

Рис.1.6.

Рис.1.7.

Рис.1.8.

Рис.1.9.

Рис.1.10

Рис.1.11.

Рис.1.12.

Рис.1.13.

Рис.1.14.

Рис.1.15.

Рис.1.16.

Рис.1.17.

Рис.1.18.

Рис.1.19.

Рис.1.20.

Рис.1.21.

Рис.1.22.

Рис.1.23.

Рис.1.24.

Рис.2.1.

C:\Users\Кукиш\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\2134.png

Рис.2.2.

C:\Users\Кукиш\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\2131.png

Рис.2.3.

Рис.2.4.

Рис.2.5.

Рис.2.6.

Рис.2.7.

Рис.2.8.