Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Методология исследования ценностных ориентаций

Содержание:

Введение

Современные изменения социального порядка в постсоветских обществах привели к серьезным трансформациям в жизнедеятельности социальных институтов, общественных структур, групп украинского общества. В сложившейся ситуации важен не только аспект содержательных изменений, происходящих в социуме, но и сам факт ломки старых устоев. Такие процессы не могут происходить безболезненно, не затрагивая сущностные, глубинные элементы человеческой природы и социального устройства. Значительная смена "правил игры", попытки поиска себя в изменяющемся, приближенному к хаотичному миру – задача, решить которую не всем по силам. Естественно, что многим не удается это даже в стабильных обществах.

Повышенный интерес исследователей к ценностной проблематике – это результат более глубокого понимания природы человеческого познания, его социокультурной обусловленности, целостности. Проникновение в закономерности познания позволяет обнаружить ценностный компонент не только сферах общественной жизни и культуры, но и в познавательных структурах и мировоззрении человека. Отсюда стремление исследователей к уяснению социокультурного статуса и специфики ценностного компонента, особенностей его взаимодействия с когнитивным компонентом познания, его роли в формировании объективно-истинного знания.

В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Бездуховность и ее результат – потребительское – эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.

Процесс социализации как передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, т.к. кардинально изменилась идеология. Старшему поколению сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная… и вообще ценности как таковые для молодежи относительны.

Ценностные ориентации – одно из важнейших образований в структуре сознания и самосознания человека, так как именно они отражают его характеристики как личности.

Проблема ценностей и ценностных ориентаций активно разрабатывается учеными. В социологическом контексте можно утверждать, что если не считать работ Э. Дюркгейма и М. Вебера, в которых понятие ценности используется без строгого определения, широко, неоднозначно, то первую в социологии дефиницию ценности мы находим в пятитомной книге американских социологов У.Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке".

Ч. Моррис связывает ценности с предпочитаемым поведением. Он считает, что все живые организмы стремятся к приобретению определенных вещей независимо от того, являются ли эти вещи предметами, знаками, состояниями или другими организмами.

Ценность, - по К. Клакхону, - есть эксплицитная или имплицитная концепция того, что желательно, характерная для индивида или группы и оказывающая влияние на выбор доступных способов, средств и целей действия. Субъективистский характер имеет концепция ценности Т. Парсонса. Согласно ему, главная дифференциация ценностей связывается с классами объектов, от которых человеческие действия неотделимы. Эта дифференциация относится, с одной стороны, к оценке самих культурных образцов и их "неэмпирических" систем отнесения, а с другой, - к четырем крупным категориям эмпирических объектов, с которыми человек всегда имеет дело, а именно к социальной системе, системам личности, организмов и физического мира.

Ценностная проблематика представлена также в работах Н.И. Лапина, Д. Пантича, Н. Смелзера, В.А. Ядова. Однако условия динамично меняющегося общества делают эту сферу исследования актуальной, особенно в отношении молодежи.

Объект курсовой работы – ценности и ценностные ориентации личности.

Предмет – специфика ценностей и ценностных ориентации личности в современных условиях.

Цели – выявить специфику ценностей и ценностных ориентаций личности.

Задачи:

Охарактеризовать психологические ценности и ценностные ориентации личности.

Выявление факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций.

Рассмотреть типологию ценностей, ее теоретико-методологические вариации;

Провести анализ методологии исследования ценностных ориентаций;

1. Ценности в жизни человека и общества

1.1 Понятие ценности и ее характеристика

Известно, что там, где нет общества, нет и оснований говорить о существовании ценностей. Ведь сами по себе вещи, события без их связи с человеком, с жизнью социума не имеют отношения к ценностям. Таким образом, ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Это относится не только к очеловеченной природе, т. е. ко всей цивилизации в многообразии ее проявлений, но даже к многочисленным природным объектам[1]. Например, атмосфера, содержащая кислород, существовала на Земле задолго до появления человека, однако лишь с возникновением человеческого общества стало возможно говорить об огромной ценности атмосферы для жизни людей[2].

Любая деятельность человека начинается с определения цели, достижению которой и будет посвящена эта деятельность. Цель - это представление человека о конечном результате деятельности, достижение которой позволило бы индивиду удовлетворить какие-то свои потребности. Таким образом, уже изначально индивид относится к предполагаемому результату своей деятельности как к ценности. Поэтому человек и сам процесс деятельности, направленный на достижение результата, рассматривает как значимый, ценностный для него[3].

Конечно, не все результаты и не всякой человеческой деятельности становятся ценностями, а только те, которые являются социально значимыми, отвечающими общественным потребностям и интересам людей. Причем сюда относятся не, только вещи, но и идеи, отношения, способы деятельности. Мы ценим и материальные блага, и доброту человеческих поступков, и справедливость государственных законов, и красоту мира, и величие разума, и полноту чувств, и многое другое[4].

Ценность соотносится с понятием «значимость», однако не тождественна ему. Значимость характеризует степень интенсивности, напряженности ценностного отношения. Что-то нас трогает больше, что-то меньше, что-то оставляет безразличными. Более того, значимость может иметь характер не только ценности, но и «антиценности», т. е. вреда. Зло, социальная несправедливость, войны, преступления и болезни имеют большую значимость для общества и личности, но эти явления не принято называть ценностями.

Следовательно, понятие «значимость» более широкое, чем «ценность». Ценность - это положительная значимость. Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии, могут интерпретироваться как отрицательные значимости. Итак, ценность - это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в жизни человека, его объединений или общества в целом[5].

Что это за свойства? Функциональное значение ценности - это совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценными в данном обществе. Например, для какой-либо идеи характерно определенное информационное содержание и степень его достоверности.

Личностный смысл ценности - это ее отношение к потребностям человека. Личностный смысл ценности, с одной стороны, определяется объектом, выполняющим функции ценности, а с другой стороны, зависит от самого человека[6]. Постигая смысл вещи, человек исходит не из своей чисто природной потребности в ней, а из потребности, воспитанной обществом, к которому он принадлежит, т. е. из родовой общественной потребности. Он как бы смотрит на вещь глазами других людей, общества и видит в ней то, что имеет значение для его жизни в рамках этого общества. Человек как существо родовое ищет в вещах их родовую сущность, идею вещи, которая и выступает для него смыслом[7].

В то же время следует отметить, что смысл ценностей для людей неоднозначен, он зависит от их положения в обществе и решаемых ими задач. Например, личный автомобиль может быть средством передвижения и престижным предметом, который в таком случае важен как объект обладания, создающий владельцу определенную репутацию в глазах других людей, или средством получения дополнительного заработка и т. п. Во всех этих случаях один и тот же предмет связан с различными потребностями[8].

Это положение может вызвать возражение. Ведь ранее отмечалось, что там, где нет субъекта, бессмысленно говорить о ценности. Ценность зависит от человека, его чувств, желаний, эмоций, т. е. рассматривается как нечто субъективное. Кроме того, для индивида вещь утрачивает ценность, как только она перестает интересовать его, служить удовлетворению его потребностей. Иными словами, вне субъекта, вне связи вещи с его потребностями, желаниями, интересами ценности быть не может[9].

И, тем не менее, субъективизация ценности, превращение ее в нечто односторонне зависимое от сознания человека не оправданы. Ценность, как и значимость, вообще, объективна, и это ее свойство коренится в предметно-практической деятельности субъекта. Именно в процессе такой деятельности и формируются у людей специфически ценностные отношения к окружающему миру. Иначе говоря, предметно-практическая деятельность - основа того, что вещи, предметы окружающего мира, сами люди, их отношения обретают для человека, общества определенное объективное значение, т. е. ценность.

Таким образом, ценность - это объективная значимость многообразных компонентов действительности, содержание которых определяется потребностями и интересами субъектов общества. Отношение к ценностям -это ценностное отношение[10].

1.2 Виды ценностей

Ценности имеют как содержательную, так и количественную стороны. С содержательной стороны ценности указывают, какие идеи, принципы, цели поведения и т. д. являются важными. Например, такая ценность, как "власть закона", содержательно означает равенство всех людей перед законом, который в обязательном порядке наказывает всех правонарушителей и защищает всех невиновных. Одну из первых классификаций ценностей предложил Г. Олпорт и его сотрудники[11].

Они выделили шесть типов ценностей: Теоретические ценности, которые придают наибольшую важность и важность рациональному мышлению и поиску истины; Экономические ценности, утверждающие приоритет практической пользы и выгоды; Эстетические ценности, выше всего ставящие красоту, гармонию и искусство; Социальные ценности, придающие наибольшее важность человеческим взаимоотношениям - любви, дружбе, преданности и т. д.; Политические ценности, отдающие исключительное предпочтение обретению власти и влияния; Религиозные ценности, которые первостепенную важность придают следованию определенной системе представлений (вере). Непосредственная связь ценностей с актуальными потребностями людей привлекла чуткость к проблеме ценностей со стороны прикладных исследователей[12]. В частности, ей заинтересовались те исследователи, которые занимаются психологическими проблемами маркетинга. Они попытались связать ценности индивида со стилем его жизни. Такой подход позволил им выделить семь иерархических уровней в ценностно-поведенческой сфере:

1. Реактивный. Индивиды, находящиеся на этом уровне, лишены каких-либо ценностных устоев и в основном действуют, только исходя из своих физиологических потребностей[13]. Такие индивиды по понятным причинам чрезвычайно редки в современных организациях

2. Стадный. Индивиды, стоящие на этом уровне развития ценностной сферы, характеризуются высокой зависимостью. Они неукоснительно следуют за массой, опасаются хоть как-то отклониться от предписанных правил, беспрекословно следуют указаниям лиц, облеченных властью;

3. Эгоцентрический. Эти лица проповедуют ослепительно выказанный индивидуализм. Они агрессивны и эгоистичны, уступают только жесткому давлению власти;

4. Ригидный. Индивиды этого ценностного уровня тяжело переносят неопределенность, они отвергают лиц с иными, чем у них, система - ми ценностей, пытаясь во всем навязать свой собственный взгляд[14];

5. Манипулятивный. Этих людей характеризует стремление достичь собственных целей путем манипулирования другими. Они прагматичны и активно стремятся к высокому положению и признанию;

6. Социоцентрический. Для индивидов, находящихся на социоцентрическом уровне, свойственна ориентация на создание гармоничных отношений с окружающими[15]. Они отвергают приоритет цели над средствами и болезненно реагируют на любые попытки манипуляции и давления;

7. Экзистенциальный. Эти лица чувствуют себя полностью комфортно в условиях неопределенности, например, среди людей с различными цен- ностными взглядами. Они постоянные противники и критики политики ограничений, негибкого поведения, статусных символов и произвола властей; Ценностные представления также могут быть разделены на две большие группы: терминальные и инструментальные. К первой группе относятся ценности, которые выступают базовыми. В соответствии с ними индивид строит свою жизнь, их он готов отстаивать и укреплять. Эта группа включает такие ценности, как человеческое достоинство, любовь, приятельство, экономическое процветание, безопасность, равенство возможностей и т. д. Их можно рассматривать как общечеловеческие, универсальные нравственные стандарты, которые, по-видимому, одинаково важны в любой стране и культуре[16]. Ко второй группе относятся ценности, имеющие более конкретный поведенческий смысл. Они могут быть обозначены прилагательными, в которых отражены виды поведения, которые одобряет или отвергает индивид. Эти ценности могут быть выражены такими прилагательными, как тактичный, преданный, компетентный, патриотичный, вежливый, амбициозный. В отличие от терминальных ценностей, которые характеризуются значительной устойчивостью и консервативностью, инструментальные ценности более гибки и подвижны. Как и другие элементы поведения, они в значительной степени подвержены изменениям в результате обучения или нового опыта. То, в какой степени данная ценность важна для индивида, рассматривается исследователями как количественная характеристика ценностной сферы[17];.

Для ее оценки учеными созданы различные опросники, позволяющие измерить степень важности, которую придает индивид той или иной ценности. Количественная оценка совокупности отдельных ценностей позволяет выявить систему ценностей индивида. Она обычно представляет иерархическую структуру, в которой одни ценности имеют немаловажно больший вес и предпочитаются другим. Эта система наглядно показывает, какое важность человек придает свободе, удовольствию, самоуважению, честности, любви, послушанию, равенству и т. д. Американский ученый Е. Берн выдвинул гипотезу о том, что человек формирует свои основные жизненные позиции, принимая важные решения в отношении себя и других людей. Эти решения имеют фундаментальное влияние на весь ход его жизни. Берн предложил простой и явственный способ описать четыре основные жизненные позиции. В соответствии с типологией Берна, люди могут быть довольны собой и считать себя успешными (со мной все - "ОК.", "я -- в порядке") или, наоборот, быть недовольными собой («я - не в порядке") и понимать себя неудачниками. Аналогичным образом люди могут относиться и к окружающим. Различные комбинации самооценок и оценок окружающих позволяют выделить четыре базовые жизненные позиции:

1. "Я -- в порядке" + "все-в порядке"[18]. Люди, придерживающиеся этой жизненной позиции, относятся к себе в основном положительно. Они считают жизнь обнадеживающей и приятной, склонны чувствовать себя удовлетворенными своим положением и довольствуются тем, что имеют. В своих воспоминаниях они сосредоточиваются на приятном и радостном. Они ценят одобрение своего поведения окружающими и стремятся к установлению добрых отношений с ними. Они считают других такими же способными, как они сами, и уверены, что все люди могут достичь хороших результатов и успеха. Они лишены сентиментальности и разборчивы в средствах достижения своих целей[19].

2. "Я - в порядке" + "все - не в порядке". Люди, следующие этой позиции, в основном положительно относятся к себе, но постоянно ощущают и подчеркивают существенную разницу между собой и окружающими. Они считают, что обладают многими важными качествами (умом, честностью, нравственностью, привлекательностью, опытом и т. д.), которых очевидно не достает большинству людей, их окружающих. Люди этой жизненной позиции думают, что превосходят других, и стремятся демонстрировать это всем и себе в том числе. Они могут глядеться надменными, отчужденными и высокомерными.

3. "Я- не в порядке" + "все-в порядке". Люди этой жизненной позиции смотрят на окружающих снизу вверх. Они считают, что у них слишком много недостатков и слабостей, поэтому они обречены проигрывать и уступать другим. Им не хватает уверенности в своих силах и оптимизма. Часто они не нравятся самим себе и обращают слишком много внимания на свои слабости и неудачи, многие из которых, на самом деле, только воображаемые. Они склонны преувеличивать достоинства и успехи других людей, считая их более значительными, зрелыми, талантливыми, успешными[20].

4. "Я- не в порядке" + " все - не в порядке". Люди, видящие жизнь с этой точки зрения, чувствуют себя подавленно и одиноко. Они нередко теряют веру в вероятность создать себе нормальную жизнь, которая приносит не только трудности и проблемы, но и радость и удовлетворение. Они пессимистично глядят на мир и низко ценят не только себя, но и все, что их окружает. Любые планы и отношения воспринимаются ими как бесполезные и безнадежные. Такая безысходная позиция может иметь крайне отрицательные последствия для личности и здоровья человека. Все описанные жизненные позиции могут находить оправдание и подкрепление[21]. Порой "защита" выбранной позиции происходит неосознанно: сам человек не замечает того, что его восприятие выделяет и отмечает лишь нужные для самооправдания аргументы. Однажды выбранная жизненная позиция оказывает большое влияние на организационное поведение людей. Те, кто не может преодолеть отрицательного отношения к жизни, лишены открытости и гибкости. Им трудно быть предприимчивыми и выйти из круга повседневной рутины, которая не приносит удовлетворения и останавливает личностный рост. Они избегают опасности, их отношения с окружающими формальны и полны напряженности. Им свойственна общая пассивность и стремление манипулировать другими. Крайние выражения активной и пассивной сторон индивида довольно редки. Обычно в его поведении представлены обе стороны, и он сам может решить, какую часть своей натуры следует поддерживать и поощрять. Такое решение имеет фундаментальный характер, так как отказ работать над развитием своих положительных качеств соответственно усиливает отрицательные характеристики. Существует четыре способа, с помощью которых люди стараются повлиять на ценности других людей: Морализирование. Что-то объявляется хорошим, что-то плохим[22].

При этом используется любой авторитет, на который можно сослаться для того, чтобы подкрепить свои слова. Личный пример. Индивид старается поступать в соответствии со своими убеждениями, надеясь, что окружающие будут учиться на его опыте и воспользуются его примером. Невмешательство. Работникам позволяется вести себя так, как им хочется, их поведение не комментируется, и в него не вмешиваются. Помощь в прояснении ценностей. Членам организации помогают в выборе тех ценностей, которые больше соответствуют целям организации, обращая чуткость скорее на их пользу и адекватность конкретной ситуации, нежели необходимость следования закостеневшим образцам[23]. Помощь в прояснении ценностей помогает людям понять собственные позиции. Проясненные таким образом ценности нередко становятся личными, предпочитаемыми самим человеком; они имеют последовательный и стойкий характер. Процесс прояснения личностных ценностей включает изучение и переоценку существующих ценностей и выявление позиции человека по вопросам, которые ранее не попадали в фокус его активного внимания. Порой эту задачу нелегко осуществить, так как на ценностные суждения влияют чувства, эмоции, желаний и интересы индивида[24]. Самоанализ сокровенных и не вечно осознаваемых взглядов, определяющих поведение человека, требует значительного времени. Таким образом, прояснение личных ценностей становится одним из средств повышения эффективности управленческой деятельности. Систематизированное прояснение ценностей представляет собой один из видов самопознания. Окружающие могут помочь индивиду прояснить свои ценности, но окончательный отбор человек делает сам[25].

Самоанализ может быть проведен в ходе следующих пяти этапов:

1. Решение быть правдивым. Добиться изменений в себе можно, лишь приняв решение быть максимально правдивым с самим собой. Не взяв на себя такого обязательства, нельзя достичь реальных перемен[26].

2. Формулирование и открытое обсуждение взглядов. Выявить ценности можно лишь в результате их открытого обсуждения. Только выраженные словесно взгляд или позиция могут быть оценены и подвергнуты анализу.

3. Анализ альтернатив. Важно изучить и проанализировать все возможные альтернативы.

4. Поиск противоречий. Дальнейший анализ ценностей позволяет обнаружить непоследовательности и противоречия, служащие основанием для новых размышлений и оценок.

5. Сопоставление с практическим образом действий. Сопоставление реального поведения человека с декларируемыми им ценностями часто обнаруживает значительные несоответствия. Это может свидетельствовать или о ещё не преодоленном конфликте различных ценностей, или о недостаточном осмыслении базовых ценностей. В любом случае поведение, не совпадающее с декларированными ценностями, свидетельствует о необходимости дополнительной работы.

1.3 Ценности человека

Поведение человека обладает множеством степеней свободы, весь потенциальный спектр которых невозможно "просчитать"[27]. Даже в условиях тюремного заключения, когда, казалось бы, каждое действие заключенного строго регламентировано и пребывает под неусыпным принудительным контролем, охрана пора от времени сталкивается со случаями совершенно неожиданного поведения: от дерзкого побега до голодовки и более того самоубийства. В любой жизненной ситуации каждый человек стоит перед выбором, что и как совершать. Можно принять решение начать "новую" жизнь, бросив все и порвав все былые привязанности и связи. Или, наоборот, можно попытаться стать более внимательным к людям, которые тебя окружают. Можно "уйти" в работу, отдавая ей все силы, можно совершать ровно столько, чтобы не оживлять недовольство начальства и коллег[28]. Выбор, который человек делает, зависит от многих факторов: воспитания, опыта, здоровья, семейного положения, мнения окружающих, возможных последствий и т. д. Однако, как правило, вечно имеются несколько вариантов решений, и отбор того или иного, в конечном счете, зависит от того, что считать важным и правильным.

То, что мы считаем важным или правильным, хорошим или достойным, оказывает сильное влияние на всю нашу жизнь, формирует наше отношение к людям и событиям и определяет то, какими людьми мы становимся. Эти однажды принятые решения определяют наше поведение в настоящем и становятся основой наших ценностей. Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности. Они закреплены жизненным опытом индивида и отграничивают значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного[29]. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода систему личностных координат, обеспечивающую устойчивость и преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов человека. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим и детерминирующим поведение человека. Формирование индивидуальных ценностей можно представить как процесс интериоризации (присвоения) личностью социальных ценностей.

Д. Леонтьев выделяет три взаимопереходящие формы существования ценностей: общественные идеалы, предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и мотивационные структуры личности («модели должного"), побуждающие её к предметному воплощению в своем поведении и деятельности общественных ценностных идеалов[30]. Упрощённо схема взаимопереходов между формами существования ценностей выглядит следующим образом: "общественные идеалы усваиваются личностью и начинают в качестве "моделей должного" побуждать ее активность, в процессе которой происходит предметное воплощение этих моделей; предметно воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формирования общественных идеалов и т. д. по бесконечной спирали". Промежуточным звеном, опосредующим тот самый процесс, выступает система ценностей референтной для индивида малой группы[31]. В течение жизни человека одни ценности подкрепляются, другие отбрасываются или видоизменяются, и, в конечном счете, формируется индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, присущая только ему. "Нет двух индивидов в одном и том же обществе, которые имели бы одинаковые ценности. Каждый где-то что-то прибавит, где-то что-то убавит, на одном сделает более сильный акцент, чем большинство, а на другом - более слабый. Столкновения индивида с новыми ценностными системами, а также противоречия между реальной жизнью и уже усвоенными ценностями нередко приводят к формированию "многослойных" ценностных систем, в которых декларируемые ценности в значительной степени расходятся с действительными.

Проявляясь в различных формах (целях, установках, оценках, нормативных представлениях, императивах, запретах и т. д.), ценностная ориентация выступает ориентиром деятельности индивида и позволяет ему оценивать окружающий мир в плане добра и зла, правды или лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого[32]. Перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы потребности, которой раньше у него не было. Ценности не вечно осознаются индивидом, при этом их регулятивное влияние остается. "Сам человек может вообще не осознавать, осуществляет ли он ценностное отношение к реальности, и если да, то какое. Действенная же сила ценностного отношения от этого не потеряется"[33]. Таким образом, ценности представляют собой базовые представления о том, что определенные идеи, цели, формы поведения или институты являются индивидуально или социально предпочтительнее иных идей, целей, форм поведения и т. д. Ценности несут в себе нравственные представления индивида о том, что является правильным, положительным или желательным. Ценности - это осознанный или интуитивный нравственный отбор того, что для человека является важным и стоящим.

Почему родители без устали поощряют детей за одни поступки и всегда ругают за другие: "Хорошие дети так себя не ведут!"? Почему активное поведение приподнято ценится, а лень рассматривается как порок? Выработка ценностей происходит довольно сложным путем[34]. Некоторые ценности формировались исторически, в течение многих поколений и постоянно подкреплялись жизнью людей, обеспечивая их выживание и развитие. Свобода, мир, сотрудничество, равенство, демократия - это те общественные ценности, которые рассматриваются как желательные в нашей культуре. Эти ценности не являются фиксированными, они изменяются, но процесс этого изменения очень продолжительный. Ценности индивида в основном формируются в раннем детстве[35]. Их источник - это, прежде всего, те люди, которые окружают ребенка. Первые представления о том, что правильно, а что ложно чаще всего формируется под влиянием поведения и мнения родителей, и основа ценностных ориентации, как правило, закладывается внутри семьи. Дети участливо следят за своими родителями и наблюдают их в различных жизненных ситуациях. Видя поведение родителей в спокойные и напряженные моменты, в минуты горя и радости, сравнивая их поступки и слова, дети начинают многому подражать. Через мир семьи они пытаются понять различия между хорошим и плохим, добром и злом, они ищут способы преодоления пока ещё детских проблем. До определенного возраста взгляды ребенка очень схожи с тем, как поступают и что говорят его родители[36].

По мере взросления ребенок все больше сталкивается с другими ценностными системами, и это неизбежно изменяет некоторые, а иногда и многие из его ценностей. Например, если подросток из благополучной семьи стал членом молодежной группы, в которой особым достоинством считается употребление наркотиков, то существует большая вероятность, что вскоре он изменит систему ценностей, которые ему прививали с рождения родители. Вероятно, изменится и первоначально воспринятое от родителей представление о том, что "наркотики - серьезная помеха в жизни человека, ставящего перед собой высокие цели". По мере развития на детей влияют друзья, соседи, учителя, родственники, среда и многие другие общественные силы. Ребенок воспринимает, подражает, экспериментирует, что-то отбрасывает, вырабатывая себе определенный образ поведения на продолжительный срок. Выводы, основанные на огромном числе наблюдений, сводятся человеком в единую философию жизни, в которой он может позже никогда и не усомниться[37]. Ценности относительно стабильны и устойчивы. Одна из причин этого - уже упомянутый процесс усвоения ценностей в раннем детстве. Детям обычно говорят, что определенное поведение и его результаты вечно желательны или вечно нежелательны[38]. В нравственном обучении, как правило, редко используются полутона. Детей учат, чтобы они были честными и отвечали за свои поступки. Им не говорят быть немного честнее или отвечать лишь за некоторые из своих поступков. Этот "черно-белый" взгляд на жизнь, с помощью которого проводится четкая линия между хорошим и плохим, достойным и недостойным, прекрасным и безобразным и т. д., и определяет во многом устойчивость и стабильность ценностей. Время от времени ценности индивида подвергаются испытаниям, которые могут привести к изменению всей системы ценностей. Он может прийти к убеждению о том, что его базовые представления становятся неприемлемыми, однако чаще происходит как раз наоборот: сомнения лишь подкрепляют те ценности, которые индивид уже сформировал.

2. Классификация ценностей

2.1 Ценностные ориентации и их социальная обусловленность

В окружающей действительности мало явлений, безразличных для людей, явлений, к которым они не выражают никакого ценностного отношения. Поэтому ценностей так же много, как явлений природы, общества, человеческих поступков и чувств. Однако это справедливо, если мы имеем в виду не отдельного человека, а все человечество. У отдельного же человека диапазон ценностей, т. е. интересующих его явлений, может быть и очень узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в ограниченном числе и характере ее жизненных ценностей, жизненных интересов[39].

Многообразие ценностей, существующих в обществе, вызывает необходимость в их определенной классификации.

Следует отметить, что единого подхода к решению этой проблемы в современной аксиологии также нет. Поэтому, обобщая имеющиеся в различных концепциях подходы к этой проблеме, можно провести классификацию ценностей по следующим основаниям: по сферам общественной жизни; по субъектам, или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества[40].

В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают три группы ценностей:

материальные,

социально-политические

духовные.

Материальные ценности — это ценностнозначимые природные объекты и предметы, т. е. средства труда и вещи непосредственного потребления[41]. К природным ценностям относятся естественные блага, заключенные в природных богатствах. А к предметным ценностям — предметы материального мира, созданные в результате человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого[42].

Социально-политические ценности — это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий. К социально-политическим ценностям, как правило, относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т. д.

Духовные ценности — это нормативно-оценочная сторона явлений общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. Духовными ценностями принято считать ценности науки, морали, искусства, философии, права и т. д.

При всем своем различии материальные, социально-политические и духовные ценности тесно взаимосвязаны, и в каждом из видов имеется аспект другого вида ценностей. Более того, есть ценности, которые можно отнести и к материальным, и к социально-политическим, и к духовным. Это прежде всего ценности, имеющие общечеловеческую значимость. Среди таковых — жизнь, здоровье, свобода и т. п[43].

Второе основание классификации ценностей — по субъектам. Здесь различают ценности:

индивидуальные,

групповые

общечеловеческие.

Индивидуальная, или личностная, ценность — это ценностная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека. Любая ценность по своей сути индивидуальна, ведь только человек способен оценивать предмет, явление, идею. Личные ценности порождаются потребностями и интересами индивида. Они определяются склонностями, вкусами, привычками, уровнем знаний и другими индивидуальными особенностями людей[44].

Если же мы говорим о групповых или общечеловеческих ценностях, то этим подчеркиваем, что данный предмет, явление положительно оценивает не один индивид, а некая их совокупность.

Групповые ценности — это ценностная значимость предметов, явлений, идей для какой-либо общности людей (класса, нации, трудового коллектива и пр.). Групповые ценности имеют большое значение для жизнедеятельности того или иного коллектива, сплачивая входящих в него индивидов едиными интересами, ценностными ориентациями[45].

Общечеловеческие ценности — это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового сообщества. К общечеловеческим ценностям относятся: во-первых, социально-политические и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества. Во-вторых, к таковым относятся общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения (социальная справедливость, человеческое достоинство, гражданский долг и т. п.). К общечеловеческим ценностям относятся также природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка и др[46].

С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизни общества и человека, их можно разделить на три следующие группы:

1. Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества. Это те ценности, без которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается.

2. Ценности повседневного спроса и повседневного обихода. К этой группе относится большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это все то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться.

3. Высшие ценности — это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. Без высших ценностей не только не может состояться личность, но и невозможна нормальная жизнь общества в целом. Существование высших ценностей всегда связано с выходом за рамки частной жизни индивида, они приобщают к тому, что выше его самого, чем определяется его собственная жизнь, с чем неразрывно связана его судьба. Вот почему высшие ценности, как правило, носят общечеловеческий характер[47].

К высшим ценностям относится часть материальных, духовных и социально-политических ценностей[48]. Это, прежде всего: мир, жизнь человечества; представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви; родственные связи; ценности деятельности (труд, творчество, созидание, познание истины); ценности самосохранения (жизнь, здоровье); ценности самоутверждения, самореализации; ценности, характеризующие выбор личных качеств (честность, храбрость, верность, справедливость, добро) и др.

Классификация ценностей по разным основаниям диалектична, т. е. она не является жесткой и неподвижной[49]. Во-первых, с изменением условий ценности могут переходить из одного вида, из одного ряда значимости в другие. Во-вторых, с развитием общества могут возникать новые ценности, и наоборот, утрачивают значимость или вообще уходят в небытие прежние ценности. В-третьих, ценности находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом не только в рамках какого-либо вида, но и между видами, в группах и между группами. Наконец, в каждом из видов ценностей, в свою очередь, следует различать множество разновидностей. Например, в группе духовных ценностей можно четко выделить моральные ценности, эстетические, познавательные (гносеологические) и др[50].

Среди группы высших ценностей всегда особо выделяют: жизнь как ценность (ценности жизни), здоровье как ценность и свободу как ценность[51].

Жизнь относится к наивысшим ценностям потому, что вне жизни человека вообще нет и не может быть ценностей. Для индивида жизнь выступает как самая высокая ценность, благо безотносительно к чему бы то ни было. В свою очередь, ценность жизни является своеобразным фундаментом и вершиной для всех других ценностей. В зависимости от понимания ценности жизни будут формироваться также отношения между людьми и общества к человеку.

Если в первом случае ценность жизни рассматривается в индивидуальном аспекте, то во втором — в социальном аспекте, т. е. здесь значимость жизни определяется не для самого индивида, а для общества.

Вопрос о том, является ли сам человек ценностью, имеет две стороны: 1) в чем для него состоит ценность другого человека и человека вообще? 2) в чем ценность его собственной жизни? Ответ на эти вопросы не может быть однозначным. Дело в том, что интерес индивида к другим людям зависит не только от того, каковы люди, но и того, каков он сам. К этому следует добавить, что постановка вопроса о ценности человеческой жизни и самого человека находится в прямой зависимости от исторических условий. Например, в Средние века убийство феодалом своего крепостного не считалось грехом и не каралось. В настоящее же время право на жизнь признано за каждым, и нет страны, в которой бы убийство не каралось так или иначе. Итак, человек — это особая, абсолютная ценность. С его интересами соотносятся все иные ценности.

Теперь о здоровье как ценности. Здоровье — естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей. От степени обладания здоровьем зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Потребность в здоровье имеет всеобщий характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом. В силу этого различают индивидуальное (личное) здоровье и общественное здоровье, или здоровье населения[52].

Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни человека и общества. Так, полнота и интенсивность жизни конкретного человека находятся в непосредственной зависимости от уровня его здоровья, его «качественных» характеристик. В свою очередь, здоровье населения оказывает большое влияние на качество трудовых ресурсов, производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества[53].

Большое значение для человека имеет свобода как ценность. Философское понимание этой категории можно выразить в следующем определении: свобода — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Свобода всегда и всюду остается величайшей ценностью. Как и в других случаях, свобода становится ценностью, если человек ее осознает. Там, где нет осознания ценности свободы, осознания себя как равного с другими людьми, там нет ни подлинной самооценки, ни человеческого достоинства. Понимание своей несвободы и осознание ценности свободы наиболее полно проявляется в период резких социальных трансформаций.

Свобода — право всех людей в равной мере пользоваться достижениями цивилизации и распоряжаться плодами своего труда и своей судьбой[54]. Свобода есть выбор. И как каждый выбор, осуществляемый сознательно, она связана для личности с предпочтением одной из альтернативных возможностей и отказом от другой. А чтобы выбор не становился ограничителем последующей деятельности личности, она должна руководствоваться важным правилом: всякий раз, делая выбор, следует стремиться к тому, чтобы перспектива последующих выборов не снижалась, а расширялась, позволяя человеку выявлять свои новые профессиональные, нравственные и интеллектуальные потенции.

Осмысленные ценности становятся ценностными ориентациями личности.

2.2. Ценностные ориентации личности

Понятие ценностных ориентаций личности было введено в научный лексикон в 20-е годы XX в. социологами У. Томасом и Ф. Знанецким, которые рассматривали ценностные ориентации как социальную установку личности, регулирующую ее поведение[2]. В качестве таковой ценностная ориентация и стала предметом исследований. Появилось множество различных толкований. Мы будем ориентироваться на следующее определение.

Ценностные ориентации — это важнейшие элементы структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отделяющие значимое, существенное для данного индивида от незначимого, несущественного[55].

Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации образует своего рода ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного вида поведения и деятельности, выражающуюся в направленности его потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности[56].

Развитые ценностные ориентации — признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Важнейшими ценностными ориентациями личности являются патриотизм, коллективизм, гуманизм, творчество[57].

Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как ценность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций — признак инфантилизма (свойства детского возраста), господства внешних стимулов над внутренней структурой личности. Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений[58].

Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида.

Ядов В.А. разработал диспозиционную концепцию регуляции социального поведения индивида.[21] Основная идея этой концепции заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, организованных иерархически, которые регулируют его поведение и деятельность[59]. Каждый уровень этой системы включает три компонента: потребность, классифицированную с точки зрения включенности индивида в различные сферы социальной деятельности; ситуацию, в которых действует индивид и которые “встречаются” с определенными потребностями; и диспозиционное образование, регулирующее поведение и деятельность индивида. Система ценностных ориентаций индивида формируется на высшем уровне развития личности и регулирует поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности и к средствам удовлетворения этих целей[60].

Многие исследователи придавали большое значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Якобсон П.М., выделяя психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества.[4]

Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

3 глава. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций личности

3.1.Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича

Проблема общих тенденций изменений ценностных ориентаций в современном обществе неоднократно ставилась в центр внимания множества самых разных социологических исследований.

Система ценностных ориентаций обладает определенным балансом, однако ее гомеостатичность имеет динамический, подвижный характер. Даже в период равномерной эволюции общества ценностные ориентации подвергаются пусть медленной, но трансформации. А в период революционной ломки традиционных устоев ценностные ориентации становятся радикальными, и зачастую процессы их изменения в такие времена имеют неконтролируемый и стихийный характер[61].

Само современное общество характеризуется принципиальной нестабильностью системы ценностей и ценностных ориентаций в отличие от традиционного общества, в котором эта система была незыблемой и неизменной на протяжении многих веков. Система ценностей традиционного общества имела замкнутый характер, и починялась законам циклических повторений.

Современной общество является динамической системой с подвижным, нестабильным центром.

На всем протяжении существования современного общества сетка ее ценностных ориентаций подвержена изменениям со стороны двух оппозиций — оппозиции интеграции как социализации и идентификации как индивидуализации, и оппозиции субъективизма и объективизма[62]. Социальный мир представляет собой «социентальную систему», которого подчиняется принципам системного гомеостаза, баланса, — смещение одного элемента немедленно вызывает смещение остальных так, что системное равновесие сохраняется. Чем интенсивнее, богаче, продуктивнее, дееспособнее ценностная ориентация социальной функции, тем ближе она к позиции, центрирующей поле социальной системы, и, наоборот, чем она беднее, тем дальше функция отодвинута к периферии, смещена к ней[63].

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни»[64].

Наиболее распространенной в настоящее время является методика измерения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей.

Терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к нему стремиться[65].

Инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действии или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Терминальные ценности включают следующие:

1) активная, деятельная жизнь;

2) жизненная мудрость (зрелость суждений, здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

3) здоровье (физическое и психическое);

4) интересная работа;

5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8) наличие хороших и верных друзей;

9) общая хорошая обстановка в стране, в обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого);

10) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

11) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

12) равенство (равные возможности для всех);

13) самостоятельность как независимость в суждениях и оценках;

14) свобода (независимость в поступках и действиях);

15) счастливая семейная жизнь;

16) творчество (возможность творческой деятельности);

17) уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);

18) удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений).

Инструментальные ценности:

1) аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах);

2) воспитанность (хорошие манеры, вежливость);

3) высокие запросы;

4) чувство юмора;

5) исполнительность (дисциплинированность);

6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

7) непримиримость к недостаткам в себе и в других;

8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);

9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);

10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12) смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

14) терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки;

15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы);

16) честность;

17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

18) чуткость, умение понять другого человека[66].

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д[67]. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Необходимо уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у личности системы ценностей или даже неискренность ответов. Исследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование. Достоинствами методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции[68]. Существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотивация диагностики, добровольный характер тестирования. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы. Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы[69].

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

3.2 Методика исследования ценностных ориентаций

Для определения характерного содержания системы ценностей личности был использован тест М. Рокича

В исследовании принимали участие работники медицинской сферы – врачи и фармацевты.

Полученные данные следующие:

Группа №1 (21 исследуемый) негосударственные аптеки

Большинство исследуемых, работающих в аптеках, считают самым главным:

I.здоровье (физическое и психическое) человека.

II.красоту природы и в искусстве (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

III.интересная работа.

Последние места занимают:

XVI.независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

XVII.чуткость (заботливость)

XVIII.непримиримость к недостаткам в себе и других.

Группа №2 (21 исследуемый) Государственные больницы.

Большинство исследуемых, работающих в аптеках, считают самым главным:

I. здоровье (физическое и психическое) человека

II. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).

III. счастливая семейная жизнь.

На последних местах стоят:

XVI.честность (правдивость).

XVII.эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе).

XVIII.высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания).

Сравнение данных полученных по тесту ценностных ориентации Рокича дает следующий результат.

Оказалось, что такие ценности как «здоровье (физическое и психическое человека)» одинаково важно и значимо для обеих групп.

Разница наблюдается в выборе таких ценностей как: красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); интересная работа; независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); чуткость (заботливость); непримиримость к недостаткам в себе и других; материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); счастливая семейная жизнь; эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), т.е. группа №1 (21 исследуемых) негосударственные аптеки отдает предпочтение следующим ценностям:

2-красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); 3-интересная работа; 16-независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); 17-чуткость (заботливость); 18-непримиримость к недостаткам в себе и других.

Группа №2 (21 исследуемых) негосударственные больницы:

2- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 3- счастливая семейная жизнь; 16- честность (правдивость, искренность); 17- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); 18- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания).

Заключение

Ценности - это определенная нормативная категория, объемлющая все то, что может быть целью, идеалом, предметом влечения, стремления, интереса. Основными понятиями и категориями этой теории являются: благо, достоинство, значение, оценка, польза, победа, смысл жизни, счастье, уважение и т. д.

Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, но не сами по себе, а лишь на фоне сложившейся системы ценностных ориентации.

Все многообразие ценностей можно классифицировать по трем основаниям: по сферам общественной жизни, по субъектам, по роли в жизни общества. В соответствии с основными сферами общественной жизни различают три группы ценностей: материальные, социально-политические и духовные.

По субъектам различают ценности: индивидуальные, групповые и общечеловеческие.

С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизни общества и человека, их можно разделить на три следующие группы: ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества, ценности повседневного спроса и повседневного обихода и высшие ценности.

Наивысшими ценностями для человека являются: жизнь как ценность, здоровье как ценность и свобода как ценность.

В результате проведенного экспериментального исследования и анализа полученных данных, мы обнаружили , что такие ценности как «здоровье (физическое и психическое человека)» одинаково важно и значимо для обеих групп.

Разница наблюдается в выборе таких ценностей как: красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); интересная работа; независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); чуткость (заботливость); непримиримость к недостаткам в себе и других; материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); счастливая семейная жизнь; эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), т.е. группа №1 (21 исследуемых) негосударственные аптеки отдает предпочтение следующим ценностям:

2-красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); 3-интересная работа; 16-независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); 17-чуткость (заботливость); 18-непримиримость к недостаткам в себе и других.

Группа №2 (21 исследуемых) негосударственные больницы:

2- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 3- счастливая семейная жизнь; 16- честность (правдивость, искренность); 17- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); 18- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания).

Библиография

1. Асмолов, А.Г. Психология личности/ А.Г. Асмолов.-М.: МГУ, 2013.-470с.

2. Блюмкин, В.А. Мир моральных ценностей/ В.А. Блюмкин.- М.: Феникс,2014.-256с.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры Издательство Эксмо 2016 – 592 с.

4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию/Ю. Б. Гиппенрейтер.-М.: Изд-во МГУ, 2016.-365с.

5. Занковский, А.Н. Организационная психология/ А.Н. Занковский.- М.:Феникс,2016.-234с.

6. Золотухина-Аболина, Е.В. О специфике высших духовных ценностей / Е.В. Золотухина-Аболина.-М.: Философские науки,2015. -460с.

7. Краснов, А.Н. Общая психология/А.Н. Краснов.- М.: Феникс, 2016.-346с.

8. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций/Д.А. Леонтьев.-М.: 2013.- 178с.

9. Леонтьев, А.Н. Биологическое и социальное в психике человека/ А.Н. Леонтьев.-М.:МГУ, 2014.- 350с.

10.Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности/Д.А.Леонтьев.- М.: 2015.- 364 с.

11. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев.- М.:2014.-226с.

12. Малахов, В.А. Ценность как категория культуры /В.А. Малахов.- М.: Философская мысль, 2014.-126с.

13. Олпорт, Г.П. Личность в психологии/Г.П.Олпорт.- СПб.:ЮВЕНТА, 2016.-345с.

14. Ручка, А.А. Социальные нормы и ценности/ А.А. Ручка. –М.: Киев, 2016.-230с.

15. Райгородский Д. Практическая психодиагностика. Методики и тесты Издательство Бахрах-М 2014- 672 с.

16. Соколова, Е. Е. Введение в общую психологию/Е. Е. Соколова.-М.: Издательский центр «Академия», 2015.-357с.

17. Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность/ П.В. Симонов.- М.: «Наука», 2014.- 367c.

18. Удальцова, М.В. Психология ценностых ориентаций/М.В. Удальцова. –М.: Новосибирск, 2016.-345с.

19. Шибутани, Т.И.Социальная психология/Т.И.Шибутани.-М.:Ростов,2013.-236с.

20. Юнг, К.Г. О становлении личности/К.Г.Юнг.- М.: АСТ-Пресс,2015.-246с.

21. Юнг, К. Г. Человек/Юнг. К.Г.- М.: АСТ- Пресс, 2015.- 470с.

22. Ядов,В.А. Социальная идентичность личности/В.А. Ядов.- М.: Наука, 2014-435с.

23. Якобсон, И.С. Психология человека/И.С.Якобсон.- М.: Изд-во Мысль, 2015.-345с.

Приложения 1

Терминальные ценности по Рокичу

http://psycabi.net/images/20058_600.jpg

Приложения 2

Инструментальная ценности по Рокичу

http://psycabi.net/images/20334_600.jpg

Приложение 3

Распределение ответов респондентов на опросник методики М. Рокича (M ± m)

http://www.medpsy.ru/mprj/pictures/pic10_3_05_3.jpg

  1. Золотухина-Аболина, Е.В. О специфике высших духовных ценностей / Е.В. Золотухина-Аболина.-М.: Философские науки,2015 – с. 52

  2. Якобсон, И.С. Психология человека/И.С.Якобсон.- М.: Изд-во Мысль, 2015.-с. 123

  3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию/Ю. Б. Гиппенрейтер.-М.: Изд-во МГУ, 2016 – с. 31

  4. Шибутани, Т.И.Социальная психология/Т.И.Шибутани.-М.:Ростов,2013 - 78

  5. Олпорт, Г.П. Личность в психологии/Г.П.Олпорт.- СПб.:ЮВЕНТА, 2016 – с. 154

  6. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности/Д.А.Леонтьев.- М.: 2015 – с. 53

  7. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности/Д.А.Леонтьев.- М.: 2015 - 87

  8. Асмолов, А.Г. Психология личности/ А.Г. Асмолов.-М.: МГУ, 2013 – с. 74

  9. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию/Ю. Б. Гиппенрейтер.-М.: Изд-во МГУ, 2016.- с. 256

  10. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности/Д.А.Леонтьев.- М.: 2015 – с. 53

  11. Олпорт, Г.П. Личность в психологии/Г.П.Олпорт.- СПб.:ЮВЕНТА, 2016 – с. 145

  12. Ручка, А.А. Социальные нормы и ценности/ А.А. Ручка. –М.: Киев, 2016.- с. 132

  13. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию/Ю. Б. Гиппенрейтер.-М.: Изд-во МГУ, 2016 – с. 54

  14. Краснов, А.Н. Общая психология/А.Н. Краснов.- М.: Феникс, 2016.- с. 174

  15. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев.- М.:2014.- с. 215

  16. Олпорт, Г.П. Личность в психологии/Г.П.Олпорт.- СПб.:ЮВЕНТА, 2016.- с. 235

  17. Ядов,В.А. Социальная идентичность личности/В.А. Ядов.- М.: Наука, 2014 – с. 165

  18. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры Издательство Эксмо 2016 – с. 59

  19. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры Издательство Эксмо 2016 – с. 60

  20. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры Издательство Эксмо 2016 – с. 62

  21. Блюмкин, В.А. Мир моральных ценностей/ В.А. Блюмкин.- М.: Феникс,2014 – с. 144

  22. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры Издательство Эксмо 2016 – с. 122

  23. Занковский, А.Н. Организационная психология/ А.Н. Занковский.- М.:Феникс,2016 – с. 135

  24. Леонтьев, А.Н. Биологическое и социальное в психике человека/ А.Н. Леонтьев.-М.:МГУ, 2014.- с. 75

  25. Малахов, В.А. Ценность как категория культуры /В.А. Малахов.- М.: Философская мысль, 2014 – с. 28

  26. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев.- М.:2014.- с. 126

  27. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности/Д.А.Леонтьев.- М.: 2015 – с. 39

  28. Краснов, А.Н. Общая психология/А.Н. Краснов.- М.: Феникс, 2016 – с. 124

  29. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций/Д.А. Леонтьев.-М.: 2013 – с. 156

  30. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций/Д.А. Леонтьев.-М.: 2013 – с. 124

  31. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности/Д.А.Леонтьев.- М.: 2015

  32. Блюмкин, В.А. Мир моральных ценностей/ В.А. Блюмкин.- М.: Феникс,2014 – с. 78

  33. Золотухина-Аболина, Е.В. О специфике высших духовных ценностей / Е.В. Золотухина-Аболина.-М.: Философские науки,2015.- с. 76

  34. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры Издательство Эксмо 2016 – с. 87

  35. Асмолов, А.Г. Психология личности/ А.Г. Асмолов.-М.: МГУ, 2013.- с. 89

  36. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию/Ю. Б. Гиппенрейтер.-М.: Изд-во МГУ, 2016- с. 112

  37. Малахов, В.А. Ценность как категория культуры /В.А. Малахов.- М.: Философская мысль, 2014

  38. Соколова, Е. Е. Введение в общую психологию/Е. Е. Соколова.-М.: Издательский центр «Академия», 2015 – с. 75

  39. Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность/ П.В. Симонов.- М.: «Наука», 2014.-

  40. Удальцова, М.В. Психология ценностых ориентаций/М.В. Удальцова. –М.: Новосибирск, 2016 –с . 117

  41. Ручка, А.А. Социальные нормы и ценности/ А.А. Ручка. –М.: Киев, 2016

  42. Малахов, В.А. Ценность как категория культуры /В.А. Малахов.- М.: Философская мысль, 2014

  43. Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность/ П.В. Симонов.- М.: «Наука», 2014.- с. 155

  44. Юнг, К.Г. О становлении личности/К.Г.Юнг.- М.: АСТ-Пресс,2015 – с.45

  45. Занковский, А.Н. Организационная психология/ А.Н. Занковский.- М.:Феникс,2016 – с. 89

  46. Ручка, А.А. Социальные нормы и ценности/ А.А. Ручка. –М.: Киев, 2016 – с. 102

  47. Удальцова, М.В. Психология ценностых ориентаций/М.В. Удальцова. –М.: Новосибирск, 2016 – с. 203

  48. . Ручка, А.А. Социальные нормы и ценности/ А.А. Ручка. –М.: Киев, 2016.-21с.

  49. Малахов, В.А. Ценность как категория культуры /В.А. Малахов.- М.: Философская мысль, 2014 – с. 75

  50. Леонтьев, А.Н. Биологическое и социальное в психике человека/ А.Н. Леонтьев.-М.:МГУ, 2014 – с. 58

  51. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций/Д.А. Леонтьев.-М.: 2013 – с. 114

  52. Малахов, В.А. Ценность как категория культуры /В.А. Малахов.- М.: Философская мысль, 2014 – с. 79

  53. Ручка, А.А. Социальные нормы и ценности/ А.А. Ручка. –М.: Киев, 2016 – с. 112

  54. Удальцова, М.В. Психология ценностых ориентаций/М.В. Удальцова. –М.: Новосибирск, 2016 – с. 57

  55. Шибутани, Т.И.Социальная психология/Т.И.Шибутани.-М.:Ростов,2013 – с. 147

  56. . Соколова, Е. Е. Введение в общую психологию/Е. Е. Соколова.-М.: Издательский центр «Академия», 2015 – с. 78

  57. . Ручка, А.А. Социальные нормы и ценности/ А.А. Ручка. –М.: Киев, 2016.- 31с.

  58. Олпорт, Г.П. Личность в психологии/Г.П.Олпорт.- СПб.:ЮВЕНТА, 2016 – с. 109

  59. . Шибутани, Т.И.Социальная психология/Т.И.Шибутани.-М.:Ростов,2013 – с. 145

  60. Удальцова, М.В. Психология ценностых ориентаций/М.В. Удальцова. –М.: Новосибирск, 2016 – с. 76

  61. Асмолов, А.Г. Психология личности/ А.Г. Асмолов.-М.: МГУ, 2013- с. 325

  62. Блюмкин, В.А. Мир моральных ценностей/ В.А. Блюмкин.- М.: Феникс,2014 – с. 56

  63. Краснов, А.Н. Общая психология/А.Н. Краснов.- М.: Феникс, 2016.- с. 76

  64. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций/Д.А. Леонтьев.-М.: 2013 - с. 112

  65. Райгородский Д. Практическая психодиагностика. Методики и тесты Издательство Бахрах-М 2014 – с. 425

  66. Райгородский Д. Практическая психодиагностика. Методики и тесты Издательство Бахрах-М 2014 – с. 365

  67. Удальцова, М.В. Психология ценностых ориентаций/М.В. Удальцова. –М.: Новосибирск, 2016 – с. 234

  68. Райгородский Д. Практическая психодиагностика. Методики и тесты Издательство Бахрах-М 2014 – с. 172

  69. Ручка, А.А. Социальные нормы и ценности/ А.А. Ручка. –М.: Киев, 2016 –с. 113