Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Игра как деятельность и как метод организации школьной жизни.(Теоретические основы создания и реализации игровых технологий как средство повышения педагогического процесса в общеобразовательном учреждении.)

Содержание:

Введение

Привлечь внимание современных детей к учебному материалу является сложной задачей, они быстро утомляются, пропадает интерес, что приводит к снижению эффективности работы педагога.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов и приемов, которые направлены, главным образом, не на сообщение обучающимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию обучающихся для самостоятельного добывания знаний, освоения умений и навыков в процессе активной познавательной и практической деятельности. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляет прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно работать и интеллекта в целом. Именно это побудило меня к изучению современных педагогических технологий и использованию их в преподавании химии.

Педагогическая технология - построение системы деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Целевые ориентации педагогической технологии: расширение кругозора, формирование определенных умений и навыков, воспитание самостоятельности, воли; развитие внимания, памяти, мышления.

Одна из уникальных форм педагогических технологий является игровая технология, позволяющая сделать интересными и увлекательными работу учащихся. Она характеризуется наличием определенной моделью, сценарием, распределением роли, альтернативными решениями.

Игровая технология обучения направлена: на активизацию и интенсификацию учебного процесса, используется:

- в качестве самостоятельной технологии;

- как элемент педагогической технологии;

- в качестве формы урока или его части;

- в внеклассной работе.

Феномен игровой технологии невозможно исчерпать и оценить. Черты, присущие игр:

свободная развивающая деятельность; творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер; эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес школьников.

Объектом исследования является – игры в организации обучения.

Предмет исследования: влияние игры на познавательную активность школьников

Цель исследования работы – выявление факторов и педагогических условий успешного применения игр, ориентированных на активизацию познавательной деятельности школьников.

Для достижения цели предусмотрено выполнить следующие задачи

- изучить использование игры в качестве метода обучения;

- рассмотреть классификацию игровых технологий;

- проанализировать процесс использования игровых технологий на уроуах химии;

1 Теоретические основы создания и реализации игровых технологий как средство повышения педагогического процесса в общеобразовательном учреждении.

1.1 Педагогические технологии как способ реализации педагогического процесса

Личностно-ориентированная педагогика требует сегодня переосмысления всего педагогического процесса, как обучения, так и воспитания. Качественное изменение личности ученика по сравнению с традиционной системой, развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, способствуют новые технологии в образовательном процессе. [2, стр. 15]

Одним из важных средств оптимизации учебно-воспитательного процесса в современных условиях является педагогические технологии.

Педагогические технологии обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности ученика, помогают оживить урок, придают ему эмоциональную окраску, помогают воспитывать гражданственность, патриотизм, толерантность.[1]

Педагогическая технология формируется, функционирует и развивается в контексте определенных предпосылок: социально - исторических, социокультурных, экономических, т.е. предполагается наличие и влияние закономерностей, определяющих порядок, содержательно-процессуальную направленность становления и развития педагогической технологии. [5, стр. 72]

Педагогическая технология введет в педагогику системно-деятельностный подход, исключает малоэффективные вербальные способы передачи знаний, мотивирует проектирование технологической цепочки процедур, приемов, форм взаимодействия учителя и учеников, гарантирует образовательные результаты и снижает негативные последствия[2].

Педагогическая технология модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся, системный метод создания, применения и определения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов. Совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.[3]

Можно выделить несколько основных структурных компонентов педагогической технологии таких как: концептуальная, содержательная и процессуальная часть

Рисунок 1 - структура педагогической педагогики

Целью педагогической технологии является, поиск стратегических путей обучения и воспитания как важнейшего направления их модернизации и повышения качества за счет внедрения новых прогрессивных идей, образовательных инноваций, нетрадиционных подходов к организации и управлению педагогическими процессами. [9, стр. 12]

Предметом педагогической технологии являются конкретные взаимодействия учителей и учащихся в различных видах деятельности, организованные на основе чёткого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приёмов обучения или воспитания, с использованием технических средств.[4]

Можно выделить основные структурные составляющие педагогической технологии:

1. Концептуально-целевой компонент:

- концепция образования;

- модель обучения;

- цели и задачи обучения.

2. Содержательно- процессуальный компонент:

- содержание учебного материала;

- организация учебного процесса на основе структурно-логической схемы изучения дисциплины;

- методы и формы обучающей и учебной деятельности субъектов педагогического процесса.

3. Коррекционно-результативный компонент:

- управление процессом усвоения учебного материала;

- систему педагогической диагностики учебного процесса: получение новых знаний, профессиональных навыков и умений;

- коррекция коллективной и индивидуальной самостоятельной учебно-познавательной работы. [5, стр. 45]

Наконец, научно-обоснованная педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям, которые характерны для любой технологии.[5]

Задачами педагогической технологии являются:

- отработка глубины и прочности знаний;

- закрепление умений и навыков;

- отработка и закрепление социально ценных форм;

- развитие навыков технологического мышления;

- воспитание привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины.

Специфические признаки педагогической технологии:

  1. Диагностическое гелеобразование.
  2. Результативность (гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения).
  3. Экономичность (оптимизация труда преподавателя, достижение запланированных результатов обучения в определенные сроки).

Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, социально-педагогическое и дидактическое обоснование достижения образовательных целей. [42, стр. 112]

Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы, а именно целенаправленностью, логикой процесса, взаимосвязью всех ее компонентов и целостностью.

Управляемость предполагает возможность дидактического целеполагания, планирования педагогического процесса, проектирования модели обучения с поэтапной диагностикой, варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов.[6]

Современные педагогические технологии базируются на более качественной технической основе и действуют в конкурентных условиях, должны быть эффективными по затратам и оптимальными по результатам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.[7]

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в различных формах образования, однотипных образовательных учреждениях. [38, стр. 54]

В практике обычно используют различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

- традиционная классическая система Я.А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с литературой;

- современное традиционное обучение, использующее работы с литературой в сочетании с техническими средствами;

- групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным обучающимся;

- программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов;

- инновационное обучение – педагогические технологии, базирующиеся на современных компьютерных телекоммуникациях. [18, стр. 68]

Педагогическая технология должна удовлетворять следующие критерии:

Концептуальность. В каждой педагогической технологии должна присутствовать опора на конкретную научную концепцию, которая включает в себя философское, дидактическое, социально-педагогическое и психологическое обоснование для достижения цели о образовании.[8]

Системность. логика процесса, взаимосвязь всех его частей и целостность являются главными признаками педагогической технологии.

Управляемость дает возможность диагностического планирования, проектирования процесса обучения, поэтапного диагностирования, употреблением средств и методов с целью коррекции результатов.[9]

Эффективность. Современные педагогические технологии должны быть эффективными по своим и иметь оптимальные затраты, а так как им приходится существовать в конкурентных условиях они должны гарантировать достижение определенного стандарта обучения. [36, стр. 118]

Целостность данной технологии обеспечивается следующими способами:

- организационная форма;

- дидактический процесс;

- квалификация учителя;

Широким спектром возможностей обладают педагогические технологии:

- создают условия для восприятия содержания, умения ипользовать методы познания;

- способствуют способам обмена информацией;

- дает возможность проявить собственные силы;

Педагогические технологий в основном ориентированы на:

- обеспечение успеха восприятия за счет собственной деятельности;

- достижение целей обучения путем развития личности;

Структура педагогической технологии включает в себя концептуальную основу, содержательную и процессуальную часть, указанную на рисунке 1

Рисунок 2 - Структура педагогической технологии

Существуют три основных уровня понятия педагогических технологий: 1 уровень - Общепедагогический; 2 уровень - Частнометодический; 3 уровень – Локальный; Понятия каждого метода раскрыт в таблице 1

http://scicenter.online/files/uch_group59/uch_pgroup136/uch_uch1545/image/3.jpgТаблица 1 - Основные уровни понятия педагогической технологии

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция обучаемого в образовательном процессе, отношение к обучаемому со стороны педагогов. Здесь выделяется несколько типов технологий: авторитарные технологии, дидактоцентрические технологии, личностно-ориентированные технологии, догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие, проблемного обучения и другие. [17, стр. 212]

Среди множества педагогических технологий, наиболее популярный метод проектов - система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. [19, стр. 151]

Ценность данной технологии - в использовании самостоятельной проектировочной деятельности учащихся.

Приоритет проектных методов:

- они личностно-ориентированы;

- иерархия взаимоотношений «педагог - обучающийся» существенно отличается от традиционных методов обучения.[10]

- повышенная степень мотивации обучающийся предопределяет высокую степень эффективности данного метода. [32, стр. 76]

При использовании метода проектов у обучающихся формируются профессиональные и личностные компетенции, – способность работы в команде, исполнительность, ответственность, уверенность в себе, гибкость мышления, аналитические способности, прогнозирование, профессиональные компетенции.

1.2 Сущность и роль игровых технологий в процессе обучения

Увеличение умственной нагрузки на уроках, проблема неуспеваемости в школе, увеличение числа детей, которые не справляются с программой, сегодня очень актуальные вопросы и заставляют педагогов задуматься, как решить эти проблемы. Приходится искать новые эффективные методы обучения, которые активизируют школьников, стимулируют их и облегчат их труд.

Как должна быть организована новая модель образования, и какие процессы будут влиять на ее формирование? Какие секторы образования будут наиболее перспективными? Как будет происходить процесс трансформации старой модели образования, и какие решения следует принимать в сфере управления традиционными образовательными институтами?

Педагогические условия гуманизации процесса обучения учащихся, предполагает сочетание учебной деятельности с деятельностью творческой.

Игровая технология в образовании – новое направление, но быстро распространяющееся по всем возрастным категориям учащихся. Его основой является упор на чувственную, эмоциональную сферу человека. Игра для детей – прекрасное занятие, способствующее развитию, а для взрослых – облегченный способ приобретения полезных знаний. [16, стр. 117]

В современной школе, которая ориентирована на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: как самостоятельная технология; как элемент более обширной технологии; как урок или его часть; во внеклассной работе с учениками и в дополнительном образовании. [28, стр. 98]

Такая форма занятий как игровая дает возможность создать положительную и комфортную эмоциональную атмосферу в процессе обучения.[11]

Игровые формы обучения способствуют использованию различных способов мотивации, которые подробно описаны на рисунке 3.

http://buklib.net/image/74/o_568b8f661d12f81d_html_1a88d911.gif

Рисунок .3. - Основные мотивы, используемые в игре

В индустриальной системе игра была выведена в область досуга и спорта — большая часть образования. В последние годы произошел взрывной рост интереса к играм, и геймификация начала становиться все более широкой практикой в образовании. Основным форматом образования становится игра, в правила, сюжет и роли этой игры вплетена учебная деятельность, участие в которой формирует навыки, знания и умения, и компетенции, а индивидуальные образовательные траектории и командная подготовка реализованы как «весты» игровых персонажей.

Игровые формы оказываются одним из наиболее эффективных способов организовывать командную активность, стимулировать творчество и преодолевать шаблоны мышления - что поощряет «перепаковку» «серьезной» деятельности типа бизнеса или научных исследований. [27, стр. 63]

Большое количество игр включают в себя четыре главные черты:

- свободная деятельность, ориентированная на развитие, используемая только по желанию, для получения удовольствия от процесса деятельности и результата в целом;

- творческая, импровизационная, имеет активный характер деятельности;

- эмоциональная сторона деятельности, которая заключается в соперничестве, конкуренции и состязательности;

Содержание игры отражает наличие прямых или косвенных правил, последовательность ее логического и временного развития. [23, стр. 59]

Структура игры как деятельности состоит из таких компонентов как цель, планирование, реализация данной цели и анализ результатов, с помощью которых происходит реализация личности как субъекта.

В структуру игры как процесса входят следующие компоненты, которые описаны в таблице 3.

Таблица 3 Структура игры как деятельности.

Основными признаками, характеризующими игру, являются:

- ограничение ареала действия во времени;

- использование специальных символов, правил, поощрений, которые определяют мотив и содержание игры;

- специфическая постановка игры, когда участник одновременно верит и в то же время сомневается в серьезности происходящего;

- возможность использовать любые приемы в пределах правил игры, использование всех существующих сил, а также мастерство для достижения победы или выигрыша в игре;

- непредсказуемость результата игры.

Прелести игры состоит в том, что каждому участнику необходимо проявить многие личностные качества: волю, риск, настойчивость, находчивость и др. Этим игра имитирует саму жизнь, где индивиду нередко приходится проявлять те же самые свойства. В то же время игра создает ситуацию быстро меняющейся смены психических ощущений и состояний: азарт риска, ожидание, нетерпение, напряжение, радость победы, горечь поражения и т.д. Такие ситуации не только способствуют эмоциональной разрядке, но и заряжают новой энергией. [12, стр. 115]

Игра выступает своего рода механизмом актуализации свободы в социокультурном контексте:

а) о свободе от любых форм принуждения;

б) о свободе от прагматически целесообразности деятельности;

в) о свободе индивида от социальных ролей и возможность выхода за рамки социального статуса;

г) о свободе от заданных традицией социокультурных стереотипов.

Из забавы, шутки игра вырастает в серьезный механизм, обеспечивающий развитие и человека, и общества в целом.

Исходя из характера обучающего, процесса игры бывают следующего вида: (Таблица 4)

Таблица 4 Виды игр

Классификация по игровой методике подразделяется на следующие пункты указанные на рисунке 4.

Рисунок 4: Классификация по игровой методике

В предметной области выделяют игры, которые включают в себя все школьные дисциплины. [19, стр. 87]

Игровая среда в значительной степени определяет специфику игровой технологии. Игры подразделяются на игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

Игры обладают большой прогностичностью, потому, что индивид ведет себя в игре на максимальности проявлений. [18, стр. 27]

В психологии общепринятой является точка зрения, согласно которой игра служит эффективным средством социализации и адаптации человека к обстоятельствам жизни, нейтрализации стрессо-порождающих нагрузок и, следовательно, является средством оздоровления.

Игра – это средство социализации, которое социально - контролируемыми процессами целенаправленно воздействует на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм.

Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональные, общечеловечны. [25, стр.356]

Функция самореализации одна из основных функций игры, поэтому процесс игры можно назвать пространством самореализации.

Игра – деятельность коммуникативная, а игровое общество можно назвать коллективом, выступающим применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющим множество коммуникативных связей. [27, стр. 256]

Коррекционные игры могут оказать помощь учащимся с отклонениями в поведении справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Целевые ориентации игровой деятельности можно подразделить на:

  1. Дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, развитие трудовых навыков).
  2. Воспитывающие (воспитание самостоятельности, нравственных, эстетических позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности).
  3. Развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления).
  4. Социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия).

Исходя из целей и задач, определяющих игровую деятельность, следует отметить принципы, как нормативные требования к организации игры:

- активность — выражение активного проявления физических, интеллектуальных сил;

- открытость и доступность игры - означает свободное участие желающих, любая игра должна быть проста и понятна;

- динамичность - выражает значение и влияние фактора времени в игре;

- наглядность - означает, что все игровые действия должны быть открыты в реальных и ирреальных проявлениях той или иной действительности, что значительно усиливает познавательный интерес;

- занимательность и эмоциональность - отражают увлекательные, интересные проявления игровой деятельности, значительно усиливают познавательный интерес;

- целеустремленность игрока - отражает единство цели для игрока и его соперника; личные цели должны совпадать с общими целями команды;

- самостоятельность игрока в игре - это один из главных принципов, имеет функцию управления выражающегося в соотношении между мерой самодеятельности и мерой самостоятельности;

- состязательность и соревнование в игре - без соревнования нет игры.

Дидактическая ценность этого принципа очевидна, т.к. побуждает к активной самостоятельной деятельности, мобилизует физические, интеллектуальные и душевные силы.

- результативность - отражает осознание итогов игровых действий, как продуктивную творческую деятельность игрока и команды;

- достоверность и повторяемость игры проявляется в том, что почти все они имеют в своей основе реальные модели и роли. Это позволяет повторить прошлое и «приоткрыть» определенность будущего. Поэтому игра является мощнейшим средством прогнозирования;

- проблемы в игре выражает логико-психологические закономерности мышления в интеллектуально-эмоциональной борьбе. [35, стр. 119]

Выражение «Вся наша жизнь игра» давно не является метафорой. Игра существует уже десятки веков, проникая на все континенты, в различные сферы общественной жизни и выполняя различные функции, в том числе и в обучении. Игра – вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение социального опыта. [36, стр. 78]

Игра – это важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, которые ребенок получает дома и в школе, находят в игре свое практическое применение и развитие. Ребенок, воспроизводя в игре различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, размышляет над тем, что он видел, о чем ему читали и говорили. Для него становится понятен смысл многих явлений, их значение. Воплощение жизненных впечатлений через игру является сложным процессом. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, ведь с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. В соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии, учащиеся выбирают игровую деятельность, позволяя тем самым постепенно сформировать общие представления о значении труда, о роли различных профессий. В игре умственная активность всегда связана с работой воображения. Благодаря этому в игре у школьника развиваются творческие способности. [24, стр. 159]

Благодаря интересным играм у детей создается бодрое, радостное настроение, происходит удовлетворение их потребностей в активной деятельности, жизнь ребенка становится полной. В игровой деятельности у ребенка все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии.

2 Анализ методики применения дидактических игр как средства повышения эффективности обучения химии.

2.1 Особенности игровых технологий на уроке химии

От учителя сейчас, при введении новых программ, требуется совершенствование организационных форм учебно-воспитательного процесса, а кроме того грамотного их использования в оптимальном сочетании. В профессиональной и общеобразовательной реформе средних учебных заведениях не случайно отмечена необходимость шире практиковать семинары, лекции и собеседования, в одном ряду с традиционным уроком – основной на сегодняшний день формой учебного процесса. Спустя мобилизацию обучающей работы учителя на уроке эта задача кроме того может быть решена, если работа организована планомерно и энергично, и учитывает разнообразные формы и методы. Для этого учитель должен быть увлекательным человеком для обучающихся, стремиться изыскать и проявить образцы творчества на всех уроках; производить переплетение изучения химии со всем сопутствующим многообразием познаний; доказать, что химия – это царица естествознания. Тогда, оставаясь эмпирической наукой, химия в большей мере, несомненно, будет активизировать интерес школьников к себе. [7, стр. 29]

Все мы понимаем, собственно, что ученики, которые впервые пришли в кабинет химии, в большинстве собственном проявляют особый интерес к дисциплине химии, зачастую связанный непосредственно с проведением экспериментов и опытов на занятиях. Но, к сожалению, заинтересованность у большинства воспитанников пропадает уже к 3-4 четверти 8-го класса. Непосредственно потому, целесообразно приложить всевозможные усилия, чтобы у школьников не лишь только не иссяк интерес к предмету химии, а наоборот, число заинтересованных стало бы больше. В данной работе проанализированы разные виды игр, а также предложена методика выявления социальной роли любого члена коллектива (учащихся класса). [10, стр. 56]

Любая игра может выполнять одновременно разные функции: обучающая, воспитательная, коммуникативная, релаксационная. При подготовке к уроку преподаватель должен заблаговременно ознакомиться с описанием игры и вместе с учащимися подготовить необходимые реквизиты. Как правило, учитель выполняет на уроке роль ведущего игры, который управляет всем игровым процессом и подводит итоги. Чаще всего итоги игры подводят сами её участники. Целесообразно принять за правило и то, собственно что «ведущему» нужно быть готовым каждого ученика поощрить, что самым поднять мотивацию как успевающим, так и самым «малоуспевающим». Задание-игру можно проводить, изучая одну тему или проводя обобщение по целому блоку уроков, связав их воедино. Применяемые игровые технологии на уроке преследуют следующие цели:

• увеличить к изучаемому предмету интерес;

• Создать стимул в приобретении дополнительных познаний по теме самостоятельно;

• Научить работать в команде, коллективе;

• Закрепить познания школьников по определенной части темы или блоку что.

Игры должны давать общую направленность и завершаться обязательным выставлением оценок при подведении результатов. Безоценочный подход такого рода учебных игр, как подразумевают некоторые авторы, негативно влияет на присутствие одного из ведущих стимулов: стремлению к лучшему знанию изучаемого материала. Поскольку учебная игра это и за это время, когда всем интересно и весело, но ещё и большой работа участников игры, который направлен на изучение или закрепление раньше изученного, а также развитие абстрактного и логического, умения работать в коллективе. [15, стр. 125]

Приоритетной задачей профессионального образования является подготовка педагогических кадров, способных эффективно и творчески работать в условиях современной школы. Результат обучения характеризуется определенным уровнем развития личности педагога, сформированности педагогической культуры и уровнем овладения операциональными сторонами деятельности педагога [1, с.3].

Ученик и учитель - это два взаимосвязанных друг с другом субъекта образовательного процесса.

Согласно требованиям министерства образования Грузии, обучающиеся в процессе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны не только освоить определенный объем знаний, но и овладеть универсальными учебными действиями с целью дальнейшего саморазвития и личностного самоопределения. Современному учителю необходим не только высокий уровень знания предмета, но овладение более эффективными методами и формами обучения, направленных на развитие мотивации учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений. Поэтому учителя, должны в совершенстве обладать методикой применения в учебном процессе более совершенствованных педагогических технологий, среди которых имеет место игровая технология.

Под «игровой технологией» мы понимаем технологию, направленную на создание условий с помощью дидактических игр для эффективного достижения дидактических целей (обучающих, воспитывающих, развивающих) в учебно-воспитательном процессе. [22, стр.135]

В психолого-педагогической и научно-методической литературе отмечено, что дидактическая игра обладает обучающим, воспитывающим, развивающим, коррекционным, психотерапевтическим потенциалом. С помощью игры у ребенка осуществляется развитие воображения, памяти, речи, познавательных интересов к изучаемому предмету. Дидактическая игра также позволяет создать условия для более быстрого освоения и получения новых знаний.

Многочисленные наблюдения и исследования показали, что применение дидактических игр в учебном процессе заметно повышает активность учеников и значительно увеличивает эффективность развития их универсальных учебных действий. Но для успешного использования игровой технологии в обучении химии необходимо знать методические требования и в совершенстве овладеть методикой еѐ применения. [24, стр. 78]

В большинстве случаев учителя обладают только теоретическими знаниями по использованию игровых приемов в обучении, практические навыки у них развиты не в значительной степени. И в период педагогической практики они сталкиваются с определенными трудностями по применению дидактических игр на уроке. Отсюда используют их очень ограниченно. Поэтому необходимо применять умение разрабатывать дидактическую игру и грамотно применять ее в учебном процессе

Процесс обучения - это процесс вооружения знаниями, умениями и навыками и овладения ими обучающимися в результате познавательной деятельности. Обучение является специально организованным и целенаправленным процессом, управляемым преподавателем (учителем). Обучение есть взаимосвязанная и взаимообусловленная деятельность преподавателя, с одной стороны, и обучающихся — с другой. [29, стр. 178]

Следует отметить, что процесс обучения тесно связан с процессом познания. Познание с философской точки зрения рассматривается как совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний. Обучение можно рассматривать как один из частных случаев процесса познания. Непонимание этого положения может привести к тому, что при организации учебного процесса могут иметь место ряд ошибок. Поэтому, чтобы правильно организовать процесс обучения необходимо иметь четкое представление об условиях и закономерностях познания, понимать связь, существующую между познавательной и практической деятельностью человека.

Путь познания в обучении состоит из нескольких этапов - ощущение, восприятие, представление, формирование понятия и применение его на практике. При этом практика должна иметь место на всех этапах познания. В начале обучения она выступает как источник знания, предшествуя новому познанию.

Отсюда в процессе познания игровой технологии должна иметь место практика.

Поэтому на первом этапе применение учителями игровой технологии предлагается провести моделирование урока химии с использованием дидактических игр, различных по структуре и содержанию [7]. Учитель имеет возможность, имеет возможность наглядно видеть правильность методики внедрения игровой технологии в процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках химии должен показать положительное воздействие на учениках и побуждать их к процессу познания и овладению умений и навыков в применении.

Важное внимание необходимо уделять теоретическим знаниям, точнее сущности дидактической игры еѐ отличие от обычной игры. Педагог должен владеть методикой организацией дидактических игр на уроках химии их многообразием и правилами разработки. Также следует учитывать вопросы о роли и значении игры в развитии ребенка.

Результаты исследования по определению степени овладения педагогами методики применения педагогической технологии показали, что значительно возросло число уроков, проводимых с применением дидактических игр с 2% до 78%. Заметно возрос и уровень компетенции по методике применения игровой технологии педагогами в обучении.

Таким образом, процесс познания игровой технологии от наглядного демонстрирования к самостоятельному использованию является эффективным и способствует развитию как мотивации педагогов к применению игровой технологии в самостоятельной педагогической деятельности, так и повышению профессиональной компетенции.

Применение дидактических игр в изучении химии позволяет решать следующие задачи:

Привитие интереса к изучению предмета

Снижение перегрузки учащихся

Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся.

Работой над данной проблемой я попробовала применить в своей практике большое количество разнообразных игр.

2.2 Проблема необходимости и возможности использования дидактических игр в обучении химии.

Первый год изучения химии как нового предмета чрезвычайно важен для формирования познавательного интереса учащихся. В начале изучения химии большой интерес у учащихся вызывает изучение свойств веществ, проведение опытов на уроках. Падает интерес при рассмотрении теоретических вопросов: степени окисления, изучении номенклатуры, а также при составлении химических формул и уравнений. Для того чтобы школьники не потеряли интерес к предмету и не боялись уроков химии, для создания непринужденной обстановки на уроке и активизации познавательного интереса учащихся предлагаю систему дидактических игр, представленных в тематическом планировании темы “Соединения химических элементов”. В данной теме изучается большое количество основополагающих химических понятий за короткий отрезок времени. Время ее изучения приходится на вторую четверть, когда наблюдается спад познавательного интереса у обучающихся.

Разрабатывая игровые уроки, необходимо предусмотреть следующие моменты:

продумать методику проведения игры на уроке (это может быть полностью урок или фрагмент урока на 10–15 мин);

ввести в игру момент соревновательности;

уточнить цели проведения игры, составить руководства для ведущего, инструкции для игроков, дополнительно подобрать и оформить дидактические материалы;

разработать способы оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности;

заранее предупредить учащихся об условиях и правилах игры;

создать творческую и демократическую обстановку, которая исключает равнодушное отношение ученика к занятиям и необязательное его участие в уроке.

Был проведен урок химии с использованием игровых технологий, для определения влияния данного урока были рассмотрена успеваемость детей. Мы заметили, что у детей активизировалось внимание, вырос интерес к предмету.

В 7 классе на уроке химии, проводились занятия с использованием игровых технологий произошли существенные изменения в уровне развития когнитивной сферы познавательной активности. Низкий уровень развития познавательных интересов с 25% детей уменьшился до 5%, средний уровень уменьшился с 65% детей до 35% детей, в то же время высокий уровень развития познавательных интересов вырос с 10% детей до 60% детей.

Изменение в уровне эмоционально-волевой сферы познавательных интересов наблюдаются следующие изменения. Низкий уровень развития познавательных интересов с 69% детей уменьшился до 15%, средний уровень изменился с 31% детей до 45% детей, в то же время высокий уровень развития познавательных интересов вырос до 40%.

В уровне развития действенно-практической сферы познавательных интересов наблюдается следующие изменения. Низкий уровень развития познавательных интересов с 25% детей уменьшился до 6%, средний уровень уменьшился с 53% детей до 34% детей, в то же время высокий уровень вырос с 22% детей до 70% детей.

Таблица 6 Развитие познавательных интересов по итогам проведенного урока.

Критерии и показатели

До проведения урока

После проведения урока

познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

7 класс

25%

65%

10%

5%

35%

60%

эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

7 класс

69%

31%

-

15%

45%

40%

действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

7 класс

25%

53%

22%

6%

24%

70%

Результаты исследования убеждают в значимости организации и проведения занятий с использованием игровых технологий в качестве средства развития познавательных интересов детей. Таким образом, оценка результатов свидетельствует о том, что разработанные занятия для развития познавательных интересов учеников 7 класса являются эффективными.

Данные таблицы указывают на значительные позитивные изменения в уровнях развития познавательных интересов.

Проведённый эксперимент позволяет заключить, что познавательные интересы имеют свою зону ближайшего развития и формируются под влиянием педагога во время проведения занятия с использованием игровых технологий.

Нам также хотелось отметить, что интересы учащихся вызвали вербальные игры. Мы проводили их перед изучениям нового материала.

Вербальные игры не требуют долгих приготовлений и сложных атрибутов. К ним относятся логогрифы, метаграммы, шарады, кроссворды и т.д. Ниже приведены примеры, которые мы использовали на уроках для опроса учеников:

Ученики хотя и имеют сильный познавательный интерес, но они не обладают в должной степени развитым абстрактным мышлением. Для них характерна установка на преимущественное запоминание материала, а не на его обдумывание. Самостоятельные рассуждения редки, а склонность к критическому анализу почти не встречается. Лучше всего в этом возрасте воспринимается не логика учебного материала, а его образ, собственное впечатление от самостоятельной деятельности. Поэтому наиболее актуальны при проведении уроков химии в начале обучения дидактические игры, направленные на запоминание понятий и терминов. Игры – упражнения занимают обычно 10-15 минут и являются хорошим средством для осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные головоломки, шифрограммы, кроссворды, и т. д.

Обучающие, контролирующие и обобщающие игры становятся сюжетными, где сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения. В результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Игры, связанные с химией, свидетельствуют о серьезной потребности в умственных упражнениях, в самопроверке своего интеллекта.

Наряду с учением и трудом игра несет в себе большие возможности для личностного развития детей. Сюжет как форма интеллектуальной деятельности в обучающих, контролирующих и обобщающих играх сохраняется. Однако в играх этого возраста я более широко использую частично поисковый и исследовательский методы обучения через решение экспериментальных задач. В широко применяю сюжетно-ролевые и деловые игры. При этом необходимо учитывать целый ряд условий:

а) предоставление ученикам инициативы и творчества в разработке содержания игры, создание игровых органов самоуправления;

б) свободный выбор игровой роли в соответствии с личностными возможностями, обеспечение обстановки творческого исполнения роли;

в) индивидуальную работу педагога для достижения школьником успехов в игре;

г) создание высокого эмоционального подъема в ходе игры.

Применение игровых технологий на уроках химии должны развивать у учеников следующие навыки: 1. Аналитические навыки: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их, мыслить ясно и логично. 2. Практические навыки: пониженный специально по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе способствует более легкому формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов, позволяет преодолевать барьер трудности теории. 3. Творческие навыки. Одной логикой, как правило, ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем. 4. Коммуникативные навыки: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и ИКТ-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет. 5. Социальные навыки: умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д. 6. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Рассмотренные технологии помогут обеспечивать каждому обучающемуся возможность обучаться по оптимальной, индивидуальной траектории, учитывающей в полной мере его познавательные способности, мотивы и склонности. Ученик сможет комбинировать несколько вариантов обучения: коллективную работу, самостоятельную работу при использовании технических средств обучения, консультации с более успевающими учениками или с педагогом. Это поможет сокращать психическую и физиологическую нагрузку школьников.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что игровая деятельность – перспективный вид учебного занятия. В процессе игры у учащихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения; излагать и аргументировать свою точку зрения; внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения; применять всесторонний подход к обсуждению явления; сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к предмету. Игра – универсальное средство воспитания, развития, обучения учащегося, поэтому недооценивать ее значение, по меньшей мере, нерационально и непродуктивно.

Заключение

Изучение химии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности обучающегося. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого обучающегося возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. Активное обучение предполагает использование такой системы методов и приемов, которые направлены, главным образом, не на сообщение обучающимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию обучающихся для самостоятельного добывания знаний, освоения умений и навыков в процессе активной познавательной и практической деятельности. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляет прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно работать и интеллекта в целом. Именно это побудило меня к изучению современных педагогических технологий и использованию их в преподавании химии.

Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали нам возможность определить теоретические основы использования игровых технологий для развития познавательных интересов

Одна из уникальных форм педагогических технологий является игровая технология, позволяющая сделать интересными и увлекательными работу учащихся. Она характеризуется наличием определенной моделью, сценарием, распределением роли, альтернативными решениями.

Игровая технология обучения направлена: на активизацию и интенсификацию учебного процесса, используется:

- в качестве самостоятельной технологии;

- как элемент педагогической технологии;

- в качестве формы урока или его части;

- во внеклассной работе.

Использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к чтению, что очень важно в начальных классах. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.

Как удалось установить, введение в процесс обучения игр способствует углублению познавательного интереса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений. Одна из существенных задач использования игр на уроках – формирование навыков самостоятельной работы, развитие познавательной активности учеников.

Библиография

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение, 2014.- С.34.
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой [Текст] /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2016.- 334 с.
  3. Баев, И.М. Играем на уроках химии [Текст] /И.М.Баев. — М.:Просвещение, 2015.- С.113.
  4. Барташникова И.А. Учись играя [Текст] / И.А. Барташникова, А.А.Барташников. — Харьков, 2013.- С.45.
  5. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я [Текст] / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2014. – 272 с.
  6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/Л.И. Божович.-М.:Педагогика, 2013. — М.: Просвещение,- С.324.
  7. Брунер Дж. Психология познания [Текст]/Д. Брунер. – М.: Просвещение, 2014.- С.423.
  8. Венгер В.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст]/В.А. Венгер. — М.: Просвещение, 2016.- С.80.
  9. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 2014 – С.446.
  10. Выготский Л.С. Психология познания [Текст]/Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2013.- С.127.
  11. Виневская А.В. Педагогика: словарь-справочник коррекционного педагога / авт.-сост. А.В. Виневская; под ред. М.А. Пуйловой. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
  12. Виневская А.В. Геймификация. Угроза или благо для современного образования.// В сборнике: Педагогика 2013
  13. Горева Е.В. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у дошкольников.// Сборники 2013
  14. Грачева Н.В. Педагогические условия активизации познавательной направленности дошкольников [Текст]/Н.В. Грачева. – Киров, 2013.- С.55.
  15. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2012.- С.345.
  16. Денисенко, Н. Формирование познавательного отношения к учебной задаче (в подготовительной группе) [Текст]/Н.Денисенко// Дошкольное воспитание. - 2013. -№ 3.- С.18.
  17. Ермолаева, М.В. Психолого-педагогическая практика в системе образования [Текст]/М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, С.И. Наумова. – М.:Просвещение, 2015.-336 с.
  18. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности [Текст]/И.А.Зайцева. – Ноябрьск, 2015.- С.12-24.
  19. Занъко С.Ф.. Игра и ученье [Текст] /С.Ф. Занько. — М.:Просвещение, 2012.- 226 с.
  20. Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся [Текст]/ Т.В. Костаева // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи. – Вып.5. – Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 2013.- С.28.
  21. Кулюткин Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст] /Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. — М.:Просвещение, 2012.-С.55.
  22. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. т.V. [Текст] /А.С. Макаренко. — М.:Просвещение, 2013.- С.69.
  23. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя /А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
  24. Минкин Е.М. От игры к знаниям [Текст] /Е.М. Минкин. — М.:Просвещение, 2013.- С.254.
  25. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г.Морозова // Психология и педагогика.-2012.- №2.- С. 5.

Приложение А

Развитие познавательных интересов по итогам проведенного урока.

Критерии и показатели

До проведения урока

После проведения урока

познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

7 класс

25%

65%

10%

5%

35%

60%

эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

7 класс

69%

31%

-

15%

45%

40%

действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

7 класс

25%

53%

22%

6%

24%

70%

Приложение Б

Классификация дидактических игр по химии

Типы игр

Целевое назначение

Виды игр

Исполняемые роли

Примеры игр

Тренировочные игры

Приобретение и закрепление знаний

Домино, лото, ребусы, кроссворды, настольные игры, рассказ-задача и т.д.

Обучаемые, обучающие, репетитор, будущий преподаватель, инструктор

Домино «Умеешь ли ты составлять формулы веществ»

Познавательно-контрольные игры

Стимулирование уч-ся к активному овладению знаниями. Показ достижений уч-ся в изучении предмета в обстановке соревновательности. Воспитания активного речевого общения и уверенности в себе.

Аттестационный зачет, занимательная викторина, общественный смотр знаний, турниры смекалисты и т.д.

Члены аттестационного жюри, рецензенты, комментаторы

Зачет «Что должен знать и уметь по химии будущий электротехник?» недели химии, тематической викторины КВН, турниры конкурсы

Сюжетно-ролевые игры

Отбор и комбинирование знаний по разным предметам. Комплексное применение знаний в различных ситуациях. Усвоение и поведения специалиста

Инсценировки. Ситуационные задачи. Защита учебных проектов Диспут. Прессконференция.

Микропреподавание

Режиссер, разные роли по сценарию, члены жюри, технологи, конструкторы, лаборанты, проектировщики, педагоги, группа народного контроля, врач СЭС, экологии и др.

Химические вечера, заседание клуба, урок по проектированию химического производства

Творческие игры

Стимулирование к самостоятельному приобретению знаний и творческому их использованию

Разработка и защита учебного проекта, модели, прибора сценария

Исследователь-теоретик, конструктор

Мысленный «Эксперимент», «мозговой штурм» составление олимпиадных задач, проектирование рабочего места.

  1. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе Психология и педагогика -2012. С. 36.

  2. Выготский Л.С. Психология познания [Текст]/Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2013 с. 24

  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/Л.И. Божович.-М.:Педагогика, 2013. С. 59

  4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой [Текст] /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2016 С. 78

  5. Баев, И.М. Играем на уроках химии И.М. Баев. — М.: Просвещение, 2015. - С.34

  6. Барташникова И.А. Учись играя И.А. Барташникова, А.А.Барташников. — Харьков, 2013. С. 98

  7. Венгер В.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания В.А. Венгер. — М.: Просвещение, 2016. С. 125

  8. Виневская А.В. Геймификация. Угроза или благо для современного образования. // В сборнике: Педагогика 2013

  9. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности [Текст]/И.А.Зайцева. – Ноябрьск, 2015

  10. Кулюткин Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности /Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. — М.:Просвещение, 2012.- с. 117

  11. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя /А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2013 С. 89