Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Кровать в интерьере спальни

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Спальная комната во все времена играла огромную роль в жизни всех народов и стран мира. Хотя ее обустройство порой было совершенно различным. Египтяне спали как аскеты на крайне неудобных, неуютных и жестких ложах. Греки спали в очень маленьких комнатах без окон, больше напоминающих кладовку. Европейцы то спали, полусидя, то делали многослойные сооружения из взбитых перин, для взбирания на которые требовались лестница и определенная сноровка.

Актуальность темы исследования заключается в том, что человек во все времена старался комфортно обустроить свой дом, сделать его уютным и красивым. Каждое время диктует свои требования, да и вкусы у людей тоже меняются. Требования к спальням стали выше не только с точки зрения удобства, комфорта, функциональности и уюта, но и с точки зрения оформления, красоты и правильного дизайнерского решения.

Несомненно, центральное место в спальне занимает кровать - одно из самых древнейших человеческих изобретений. Вне зависимости от того, как меняется культура и быт, эпоха, какой бы архитектурный стиль не господствовал - кровать была, есть и будет. Требования к кровати (как для взрослых, так и для детей) всегда предъявляются особенные: она должна быть красивой, по дизайну подходить к общему интерьеру спальни и обязательно быть очень удобной. Без условно, меняются ее конфигурация и очертания, но предназначение остаётся прежним - кровать это место где человек чувствует себя в полной безопасности; это место, где Вы отдыхаете, и набираетесь новыми силами для завтрашнего дня.

Еще совсем недавно кровать представляли только как конструкцию на четырех ножках с передней и задней спинкой. Такую кровать Вы встретите в самом обычном мебельном магазине. Но современную кровать можно рассматривать и как предмет, созданный полетом вдохновения дизайнера. Кровать может быть самой необычной формы, цвета, с различной отделкой, из различных материалов. Как правильно выбрать кровать и на что следует опираться при ее выборе; как грамотно разработать дизайн интерьера спальни и как рационально использовать спальное пространство; мы узнаем, рассмотрев материал, представленный в данной курсовой работе.

Все выше изложенное и определило, тему данной курсовой работы, состоящую в рассмотрении кровати как центрального предмета интерьера спальни. Определение темы обусловило выбор объекта - спальня, как пространство сна и отдыха. Предмет - кровать как центральный объект спальни.

Цель данной работы - проанализировать роль кровати в спальном интерьере. Исходя из цели, были определены следующие задачи:

· проследить историческое и культурное значение кровати;

· охарактеризовать образ кровати в мировой литературе;

· проанализировать конструктивные особенности спального ложе, а так же рассмотреть его разновидности;

· осуществить комплексный анализ конструктивных особенностей детских кроватей и описать их разновидности;

· выявить особенности дизайна интерьера спальни и определить значимость функционального зонирования спального пространства;

· рассмотреть спальню с точки зрения эстетического убранства;

· определить значимость рационального использования спального пространства в интерьере детской комнаты.

для решения задач были использованы следующие методы:

· теоретический анализ и синтез прочитанной литературы;

· систематизация всех данных полученных раннее.

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ КРОВАТИ

1.1 ИСТОРИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СПАЛЬНОГО ЛОЖА

Кровать и ее история берет свое начало практически одновременно с зарождением человека разумного. Живя в девственной природе и ища себе жилье в каменных пещерах, диких джунглях или в степях, наш предок всегда прилагал множество сил, чтобы создать себе удобное, теплое и защищенное место для сна. Прообразом кровати был пол пещеры, на который стелили листья, растения, звериную шкуру [1].

Часто в качестве одеяла, например у индейцев Огненной Земли, использовались шкуры. А в тропических странах одеялами не пользовались, а спали голыми в древесной золе, чтобы защититься от насекомых. Первыми кроватями считаются земляные насыпи, на которых спали вожди племени. "Подушкой" им мог служить обрубок дерева, а позднее - специальные подголовные скамейки с орнаментом[2].

Как таковая кровать, в современном понятии этого слова, появилась еще в древности. Тогда она считалась роскошью, и мало кто мог позволить иметь спальное ложе у себя в доме. А индивидуальная кровать - была достоянием высокой знати, например, в древнем Египте индивидуальное ложе имели только фараоны. У их подданных если и были кровати, то, как правило, внушительных размеров, сразу для большого количества людей. Древние египтяне первыми приподняли спальное ложе над землей. Это была уже настоящая кровать - деревянная рама с сеткой внутри, стоящая на ножках в форме звериных лап или копыт. Именно египтяне еще до нашей эры угадали самый распространенный тип современной кровати[3].

Искусством возлежания на кроватях великолепно владели древние римляне. Изнеженные патриции больше всего ценили собственный комфорт и желали спать со всевозможными удобствами. Это стремление привело к появлению кровати, вернее, ее прообраза. Он представлял собой возвышение, застеленное богатыми тканями и мехом. Утверждают, что римские патриции возлежали, вкушая трапезу и даже решая государственные дела, что придавало происходившему большее величие. Разумеется, люди не состоятельные спали по старинке, на шкурах и подстилках [4].

В средневековье все внутреннее убранство помещений переживает несколько «золотых» эпох стиля. Начинается все с романского - стиля эпохи возрождения, где господствовали прямые линии, и четкость форм, и добротная, патриархальная красота, одним словом «размашистый аскетизм» - как любят нарекать эту эпоху искусствоведы. Кровати в это время изготавливались массивными, из твердых пород древесины, в качестве матрасов, как правило, использовались шкуры пушных животных, либо перины[5].

Во время царствования возвышенной готики, которая характеризовалась вытянутостью форм и мрачноватыми цветами, кровати приобретают воздушные летящие украшения из резного дерева и драгоценных камней. Из-за архитектурных особенностей средневековых замков, кровать приходится оборудовать балдахином, для того чтобы защитится от сквозняков и сырости. Балдахин выполнял и другую функцию - давал супругам иллюзию уединения. В комнате могло присутствовать много народа, но уставшие хозяева вполне могли спрятаться за длинными фалдами балдахина[6].

В жарких странах балдахин - устройство для защиты от солнца, зонт. В традиционном искусстве Китая символизирует «счастливую судьбу», покровительство.

В богатых домах на балдахины тратились огромные деньги. Заказывались самые роскошные ткани. Они расшивались золотошвейками и украшались огромными витыми кистями. В домах попроще балдахины были из обычной светлой ткани. К тому же кровати незнатных людей часто делались очень большими, так как на них спала практически вся семья, включая малолетних детей[7].

Пришедший на смену мрачной готике - барокко, превозносит новые идеалы в понятие эстетичного. Декоративная, монументальная и изощренная пышность во всем - вот что определяет эту эпоху как архитектурный стиль. Мебельщики в эпоху барокко старались создавать поистине монументальные предметы интерьера. В частности кровати стали огромными, роскошными, высокими с множеством перин, украшенные резьбой, камнями, золотом слоновой костью[8].

Самая роскошная кровать была у тщеславной парижанки, знаменитой куртизанки в XIX веке Ля Паивы. По углам кровати возвышались серебряные колонны, увитые золотыми розами. Над изголовьем были помещены две серебряные индюши с блудливыми глазками. Им была отведена роль созерцательниц того, что будет происходить на гигантской, общей площадью около 10 кв. м, кровати. Добавить страсти пришедшим вкусить ее прекрасной плоти Паива решила пологом из красного бархата[9].

На Руси до широкого распространения кровати люди спали на сундуках, лавках, полатях. Было еще одно место для сна - русская печь, которая в течение всей ночи сохраняла свое тепло и грела лежащих. Это был самый уютный уголок в доме, поэтому он отдавался старикам, больным и малолетним детям. Взрослым и здоровым людям предписано было спать на полатях. Полати устраивали под кровлей, крышей. На четырёх столбах, которые назывались сохи, устанавливали кровлю. В сохи вставляли два бруса. На брусьях устанавливали мостовые доски. Брусья и мостовые доски составляли раму, которая называлась постельником. Станок скреплялся железными связями. В сохах устанавливали большие доски - застенки, то есть спинки кровати в голове и ногах. На вершинах сох устанавливали четыре бруска с маковками; на этих брусках устраивалось небо, или подволока (потолок). Небо делали из камки. С вершин брусьев спускались завесы; также из камки с бахромой. В ногах и головах кровати занавески назывались застенки.

Кровати на Руси появились в начале XVII века. А широкое распространение они получили при Петре Первом. Царь-новатор ратовал не только за европейское платье, но и за европейское обустройство жилья. Поэтому у многих придворных в домах появились кровати. Царская “перестройка” никак не затронула крестьянские семьи. В купеческих семьях царил строго определенный уклад. Обстановка спальни являлась приданым жены. Ее родителям дороже всего обходилась именно кровать. Она была огромной, с пышной периной и множеством подушек, которые тщательно взбивались и укладывались одна на другую. В старину считалось - чем больше подушек, тем богаче дом. Перьевая перина вызывала лишь презрение. Можно даже сказать - позорила семью невесты. В цене был пух. Поэтому мать готовила приданое для дочки чуть ли не сразу после ее рождения.[10]

Спальным местом для самых маленьких детей была легкая зыбка (кузовок), люлька плетеная из сосновых дранок, подвешивалась на черемуховых дужках к очепу и имела подножку для качания. Очеп - это гибкая жердь, прикрепленная к потолочной матице. Иногда колыбель представляла собой пяльцы, обшитые холстом и привешенные за углы на веревках. В городской местности часто заказывали люльку мастеру только с хорошей репутацией и добрым сердцем, так как работа мастера сопровождалась молитвами, приговорами. Часто колыбели подвешивали к потолку, чтобы защитить ребенка от холода. Хотя до сих пор мистически настроенные жители отдаленных районов Сибири утверждают, что таким образом ребенок защищен от влияния злых земных сил[11].

В середине XIX века в моду входят различные кушетки, диваны и пр., но кровать едва ли уступает им свое царственное место. В то время производство шагнуло вперед, и люди научились производить сетчатые кровати, которые были широко доступны и гигиеничны. Тем самым получили широкое распространение среди простых людей, а также использовались для оборудования больниц и лазаретов.

В советское время в моду пришли диваны-трансформеры. Главное достоинство раскладных диванов состояло в том, что они экономили много места, что было особенно важно для малогабаритных квартир[12].

1.2 ДРЕВНЕРУССКИЕ «СОННЫЕ ПОВЕРЬЯ» И ОБЫЧАИ

Несмотря на христианское вероисповедание, русские люди никогда не забывали о язычестве. Одним из его проявлений была вера в нечистую силу - леших, домовых, водяных. Именно с ними и связано большинство «сонных поверий». Например, русский человек никогда не ложился ногами к двери - в противном случае нечистая сила могла унести спящего человека из избы[13].

Готовить брачную постель для молодых должна либо родная, либо крестная мать жениха. Никого и ни под каким предлогом (в том числе самых близких родственников и гостей свадьбы) не пускают в ту комнату, в которой будет проходить первая брачная ночь молодых. Прежде, чем молодые останутся в комнате одни, нужно было взять и трижды крестообразно обрызгайте комнату и постель освященной водой. В качестве оберега было принято следующее: мать объявляла, что молодые будут спать в комнате, готовила кровать, хвасталась периной, но когда приходило время брачной ночи, она тихо уводила молодых совсем в другое место, о котором никто даже и не догадывался.

В старину считалось, что кровать нужно ставить на то место, где ляжет впущенная в дом кошка. У русских она считалась символом плодовитости, поэтому указанное животным место сулило супругам здоровых и крепких детей. Пары, которые хотели детей, клали на кровать что-то, что символизировало плодородие. В одних районах это были колосья пшеницы, в других - курица-несушка, в третьих - все та же кошка. После рождения ребёнка на место, которое выбрала кошка, ставили детскую колыбель[14].

Сохранившиеся предания народов Сибири гласят: согласно верованиям хантов мифологический предок спустил первочеловека с неба в узорчатой колыбели на золотой цепи. В образе люльки воплощена мощь богинь-матерей, бесконечно возрождающих все живое. Колыбель на золотой цепи остается нитью, связывающей легендарного предка с ныне живущими людьми. Каждая, даже самая незатейливая на вид, деревянная или берестяная зыбка - ее подобие. В каждом колыбельном обряде отзывается миф о перворождении. Каждый младенец повторяет путь пращура, впервые оглядывая мир из раскачивающейся, подвешенной к шесту чума люльки.

Около года «жилищем» младенцу служила люлька, точнее две - дневная и ночная. В первой он видит свет, во второй - темноту; в первой он больше играет, во второй - спит. На спинке дневной и у изголовья ночной люльки изображена тетерка-олэм - птица сна. Это одна из 4 (у девочек) или 5 (у мальчиков) душ, которая приходит из леса, а со смертью человека вновь возвращается в лес. По ночам она покидает тело и, блуждая, вызывает сновидения.

До появления зубов и имянаречения младенческая плоть является предметом вожделения всевозможной нечисти. Ее стремятся захватить духи леса, воды, преисподней. Без люльки ребенок беззащитен. Его нельзя класть на голый пол или землю, иначе в него немедленно проникнут нижние духи. Для отпугивания нечисти ханты кладут в зыбку нож, точильный камень и спички. Манси добавляют к этому кусок хрусталя – «чистого камня». Крещеные ханты и манси иногда вырезают на спинке люльки крест. Младенца способны охранить собака и горящий в очаге огонь. И все же опасности подстерегают его повсюду, особенно за пределами дома и вблизи порога. Выносить колыбель из дома и заносить ее полагается не иначе как спинкой (головой) вперед. Не следует передавать люльку с ребенком через порог, оставлять в пустом доме. Тем более опасно покидать ребенка одного на улице, иначе его могут подменить духи Нижнего мира, подсунув в люльку своего детеныша.

Если случится смерть ребенка, его колыбель оставляют в лесу под кедром - деревом мертвых. Ему предстоит долгий путь в страну мертвых Хаманёл. Устав в дороге, он ляжет в люльку и отдохнет, наберется сил. Если ребенок благополучно взрослеет и выходит из колыбели, ее считают счастливой и хранят для следующего новорожденного. Если счастливая люлька обветшает, ее уносят в лес и подвешивают на березу - дерево жизни[15].

ГЛАВА II. ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ И КОНСТРУКЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ КРОВАТИ

2.1 КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И РАЗНОВИДНОСТИ СПАЛЬНОГО ЛОЖА

Начинать создавать интерьер спальни надо, конечно, с ее «царицы»- кровати. Ведь, несмотря на то, что у всех разное представление об идеальной спальне, все хотят иметь в спальне кровать. Именно она, как правило, определяет и стиль оформления комнаты. Мебельные салоны и дизайнерские студии потрясают воображение богатством выбора кроватей по форме, дизайну, материалам и странам производства. Но чтобы не ошибиться в выборе, желательно знать некоторые особенности конструкции кровати. По размерам их делят на одно-, двуспальные и полуторные. Обычная односпальная не превышает в ширину 1 м, в длину - 2 м, ширина полуторных - от 110 до 150 см, двуспальные имеют ширину не менее 160 см, хотя иногда достигают и 2 м. Сама кровать состоит из каркаса и рамы, на которую кладется матрас. Рамы делаются из длинных досок или металлических трубок с закрепленными поперек деревянными рейками. И чем их больше, тем ложе прочнее. Упругие многослойные рейки, деревянные пластины хороши своими ортопедическими качествами, так как помогают позвоночнику постоянно оставаться прямым. А если на такой раме еще и ортопедический матрас, то можно считать, что нашему позвоночнику и осанке ничто не угрожает.

Высшая цель современной кровати - стать продолжением человеческого тела, то есть максимально приблизиться к анатомическим формам. Например, каркас кровати с изменяемой геометрией настолько перенял анатомию живого существа, что напоминает скелет: его поперечные перекладины устроены наподобие позвоночника, способного фиксироваться в разных позициях. Спинка в определенном смысле является лицом кровати. Она диктует стиль не только кровати, но и всей спальни. Именно поэтому уже несколько веков опытнейшие дизайнеры колдуют над ее формой. Спинки по форме могут быть самые разные: плоские, изогнутые, сплошные, ажурные, решетчатые, плетеные, с украшениями и без. Некоторые стенки кроватей обиваются тканью или кожей всевозможных цветов с самыми замысловатыми украшениями. Иногда предлагаются варианты, когда мягкое изголовье может быть выполнено отдельно от кровати в виде стеганого коврика, который закрепляется на стене за подушками. В случае необходимости его легко можно снять и заменить другим. Некоторые изголовья обрастают множеством дополнительных элементов. В него интегрируются не только прикроватные тумбочки и подсветка (что за последние годы стало уже привычным), но и стеллажи, туалетные столики, миниатюрные комоды, самые разные полочки. Очень часто их положение можно регулировать. В результате из простой кровати получается настоящий спальный комплекс, где можно всегда найти место для чашки с чаем, книжки, будильника, ноутбука и других приятных и полезных вещей[16].

2.2 КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И РАЗНОВИДНОСТИ ДЕТСКИХ КРОВАТЕЙ

Традиционно существовали два типа детских кроватей: кроватки для новорожденных и кровати для дошкольников и младших школьников. Подросткам покупали взрослую кровать. В наше время представление о детских кроватях сильно изменилось. В современном понимании кроватью может называться сооружение, в котором спальное место расположено на верхнем ярусе, а его нижняя часть представляет собой рабочий стол, соединенный с небольшим шкафом. Существует множество вариаций детского спального места.

Самое лучшее место для сна крохи -- колыбель. Современная колыбель -- это и традиционная плетеная корзина, и люлька из пластика со всевозможными «штучками» и наворотами. Традиционный дизайн - кружева, симпатичные рюши и бантики, деревянные колесики. Для плетения таких колыбелей используется ивовая лоза, бамбук, ротанг, обычно не покрытые лаком и красителями.

Есть и другой вариант спального места для малыша - это, конечно детская кроватка, которая, несомненно, пользуется у родителей большей популярностью, нежели колыбель. Кроватки для самых маленьких имеют высокие спинки и безопасные боковины из разного рода реек (интервал между решетками должен быть таким, чтобы малыш не смог туда просунуть голову, особенно если конструкция металлическая) и планок. Детская кроватка должна быть сделана из экологически чистого материала: каркас - из цельной древесины и фанеры или высококачественных древесных плит. Днище бывает с фиксированным неизменяемым положением или с 2-3 позициями крепления, позволяющими опускать его по мере роста ребенка. Опускающаяся и поднимающаяся передняя стенка незаменима, когда ребенок совсем маленький: удобнее брать кроху на руки.

Кроватка- качалка будет незаменимым помощником родителям крохи. Различие между обычной детской кроваткой кроваткой-качалкой не велико, вместо ножек - полозья, остальное, в принципе, то же самое.

Для родителей, ведущих активный образ жизни, отличным вариантом станеткровать-манеж - это легкая мобильная кроватка с прозрачными сплошными стенками. Большинство моделей имеют два уровня: спальное место и пеленальный столик наверху, манеж для игр - внизу. Поэтому конструкция может использоваться долго и весьма разнообразно: и в качестве колыбели, и в роли кровати, и как место для игр[17].

Сейчас очень популярны двухъярусные кровати, для детей постарше это будет идеальный вариант. Дети очень любят двухъярусные кровати: на них интересно играть, прыгать, лазить и спать, к тому же это экономит место в комнате.

Основная задача родителей, купивших ребенку такую кровать - обеспечить его полную безопасность, даже когда он находится в комнате один. Для этого верхний ярус кровати обязательно должен иметь высокие бортики или ограничители, а лесенка на «второй этаж» - поручни. Главное же - полное отсутствие острых углов (это касается всей детской мебели). Очень удобна и функциональна трансформирующаяся мебель, так как по мере роста ребенка спальное место может удлиняться. Самый удобный механизм трансформации детского дивана или кушетки - выкатной. Принцип его действия состоит в выдвижении из дивана плоскости, на место которой в разложенном состоянии кладутся подушки (чем больше рост ребенка, тем больше подушек). Такой диван-кровать решает проблему сна ребенка на многие годы.

Несмотря на разнообразие вариантов, самыми популярными были и остаются детские кровати («полуторки» как их называют в народе). При выборе такой кровати свое внимание, прежде всего, следует обратить на материал, из которого она изготовлена. Идеальный вариант - натуральное дерево (сосна, ольха и пр.) .

ГЛАВА III. КРОВАТЬ В ИНТЕРЬЕРЕ СПАЛЬНИ

3.1 ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА СПАЛЬНИ: ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА

У спальной комнаты особая роль: гости заглядывают в нее нечасто, а вот хозяева возвращаются сюда каждый вечер, чтобы, забывшись сладким сном, сбросить с себя груз повседневных забот. Вот почему все в спальне должно быть пронизано миром и уединением, располагать к полноценному отдыху.

Есть некоторые моменты, которые необходимо учитывать, чтобы разработать замечательный и достойный дизайн интерьера спальни.

Так, например, очень важно выдерживать стиль спальни в том же ключе, что и всю квартиру. Это непременное условие для создания действительно комфортного и стильного дома. Хотя возможность смешения элементов разных исторических стилей в одном доме не исключена, следует помнить, что спальня - часть дома, а не отдельное помещение, не имеющее отношения к остальным комнатам.

Создавая дизайн интерьера спальни необходимо учитывать то, что эта часть Вашего дома изолированная, и, как правило, занимает один из дальних и тихих уголков. В больших домах под семейные спальни отводится иногда целый этаж, обычно верхний. Итак, если в вашем доме достаточно много комнат, то при выборе помещения для спальни необходимо учесть несколько факторов. В первую очередь, она должна быть максимально удалена от самых шумных мест: кухни, столовой, гостиной.

Важным является и то, куда будут выходить окна спальни. Здесь нужно учесть ваши личные склонности. Если вы «жаворонок», т. е. встаете рано, уместнее выбрать для спальни комнату с окнами на восток, тогда лучи восходящего солнца будут вас радовать. Но если, же вы «сова» и встаете ближе к обеду, то окна должны выходить на запад, тогда утром в спальне будет полумрак, и солнце не сможет заставить вас встать, ни свет, ни заря.

Также дизайн интерьера спальни зависит и от размера комнаты. Размер определяется исключительно Вашими личными предпочтениями: хотите - выбирайте небольшую комнатку, а хотите - самую просторную в квартире. Главное, чтобы в спальне могло разместиться все необходимое. Поэтому если Вы собираетесь в этой комнате только спать, и не намерены ставить в ней много мебели, то вполне можно выбрать для спальни небольшое помещение. Но если ваша квартира достаточно велика, для спальни стоит выделить просторную комнату. В этом случае спальня может стать не только местом для сна, но и местом для полноценного отдыха, и тогда в ней смогут поместиться и бар, и небольшая библиотека с книжным шкафом, журнальным столиком и двумя мягкими уютными креслами, и многое другое.

В идеале дизайн интерьера спальни предусматривает отдельную ванную комнату, предназначенную исключительно для хозяев спальни. Там можно разместить не только сантехнику, но и туалетный столик с автономно освещенными регулируемыми зеркалами. Другим неотъемлемым элементом спальной зоны является гардеробная. Став отдельным помещением, она создаст минимум проблем при планировке спальной зоны. Мини-гардеробную можно создать в одном из уголков комнаты, отгородив ее от остального помещения ширмой или дверью-гармошкой. Возможно и использование обычного платяного шкафа или шкафа-купе.

Центральным и основным элементом спальной зоны является кровать, которую лучше расположить параллельно наружной стене с окнами. В непосредственной близости от кровати следует отвести место, для ночного столика, тумбочки, кресла. Вполне уместным будет в спальне небольшой музыкальный центр: вечером спокойная музыка поможет вам расслабиться и заснуть, а утром бодрая, ритмичная музыка поможет проснуться, сделать зарядку. Что же касается телевизора, медики не рекомендуют ставить его в спальне: его излучение вредно для здоровья, поэтому его лучше поставить в комнате, где вы проводите меньше времени, к тому же лежа смотреть телевизор вредно. Но если уж вы решили его поставить в спальне, позаботьтесь о том, чтобы он стоял на безопасном расстоянии (не менее 2 м) и старайтесь смотреть его, высоко подняв подушку, т. е. в положении сидя.

В обычной небольшой квартире выбор, как правило, невелик, и спальня просто вынуждена стать многофункциональной. В таком случае имеет смысл разделить ее на функциональные зоны. Обозначить каждую зону можно с помощью многоуровневого потолка и освещения. Так в мини-библиотеке или в баре потолок может быть чуть пониже, чем в остальной комнате, а в спортивном уголке, наоборот, его следует поднять повыше. Над креслами или журнальным столиком можно разместить светильники, а в баре - лампочки, вмонтированные в стенки шкафчика.

Если вы хотите из царства сна сделать многофункциональное помещение, придется многим пожертвовать, например размером кровати. В некоторых случаях уместно использование кровати- трансформера. Такая кровать днем превращается в кресло или поднимается. Кроме того, и остальные предметы в комнате не должны быть громоздкими. Для вас главное в такой комнате - максимально использовать пространство. К счастью, сегодня на рынке широко представлена мебель небольшого размера, но вместительная и очень удобная. Поэтому обратите внимание в первую очередь на шкафы-купе, небольшие компьютерные столы, подвесные полки.

Дизайн интерьера спальни немыслим без правильного цветового оформления, поэтому ему стоит уделить особое внимание. Здесь многое зависит в первую очередь от ваших индивидуальных предпочтений: ведь кто-то лучше отдыхает в светлом помещении, кто-то в темных стенах, создающих ощущение полумрака. Но следует помнить о том, что темные цвета зрительно сужают пространство, а светлые - наоборот, расширяют.

И все же главным условием для любой спальни остаются ее комфорт и удобство, ведь именно здесь вы набираетесь сил и отдыхаете душой и телом[18].

3.2 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ УБРАНСТВО СПАЛЬНИ

В стародавние времена, например во дворцах Франции, главным помещением считалась королевская опочивальня с парадной кроватью: возлежа на ней, король принимал посетителей. Поэтому ее убранству уделялось довольно большое внимание. Кстати и сегодня кровать, постельные принадлежности и покрывала в этой стране, вполне, сопоставимы с предметами культа.

Продумывать дизайн покрывала для кровати лучше одновременно с выбором модели кровати. Тем более что оно вполне способно подчеркнуть специфический стиль мебели или стать доминирующим пятном, к которому будут "привязаны" остальные элементы текстильного убранства [19].

Подушки разделяются на два типа: ночные и дневные. Ночные - это те, на которых мы спим ночью, а дневные - это те, на которые мы любуемся и испытываем комфорт днем. При создании декоративной композиции из подушек важно учитывать их количество. Их должно быть не меньше трех и не больше восьми. Раскладывать их надо непринужденно, но со смыслом, чтобы и взаиморасположение и рисунок "соседей" сочетались[20].

В качестве декора для покрывал и подушек обычно используют оборки, складки, купоны, шнуры, фестоны по краям, люверсы, молнии, пуговицы, кнопки, банты и подзоры. Последние, кстати, сегодня наиболее актуальны и совсем не напоминают "бабушкину кровать". Подзор может крепиться к каркасу ложа или быть естественным продолжением простыни. Ради придания изделию большей декоративности для него обычно применяют ту же ткань, что и для покрывала. И хотя довольно сложно говорить о каких-либо модных тенденциях в декорировании покрывал, в последних коллекциях прослеживается тенденция использования шелковых тканей бирюзовых, салатовых, лимонных, алых, вишневых, фиолетовых оттенков с орнаментами "этно", геометрическим узором, "звериными" мотивами. Покрывала украшены вышивкой, бахромой, стразами, накладными деталями, велюром и мехом. Особенно эффектно они выглядят в сочетании с окрашенной мебелью и предметами ярко выраженного народного характера [34].

Если говорить о цветовом решении, то здесь имеет смысл учесть некоторые нюансы. Для небольшой спальни лучше выбрать покрывало и подушки в тон полу и стенам, чтобы кровать не выглядела слишком массивной. Блестящих тканей холодных цветов желательно избегать, иначе появится оттенок парадности, а совсем не мягкая расслабляющая атмосфера. Если в комнате время от времени бывает прохладно, лучше приобрести покрывало теплых тонов - персикового, розового, желтого. Спальню, находящуюся с северной стороны, украсит золотистое покрывало, обеспечив хозяевам приятное ощущение падающих на кровать лучей солнца. Хороши нежные или нейтральные оттенки, основанные на кремовом и бежевом. Колорит спальне добавят ткани с крупным выразительным орнаментом: цветочным узором, растительными мотивами, сюжетными зарисовками.

3.3 СУПРУЖЕСКАЯ СПАЛЬНЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФЕН-ШУЯ

С точки зрения Фэн-шуй в доме все должно быть устроено гармонично, особенно это касается спальни. Ведь именно здесь мы проводим практически третью часть своей жизни. Спальня должна находиться в глубине дома или квартиры, то есть должна располагаться как можно дальше от входной двери и от посторонних глаз. Крайне неудачным, с точки зрения науки Фэн-шуй, считается вариант, при котором напротив двери в спальню располагается другая дверь или лестница, ведущая на другой этаж. В этом случае мастера Фэн-шуй советуют сделать искусственную перегородку для того, чтобы энергия правильно распределялась между помещениями в доме. Например, можно поставить на одной линии между первой и второй дверью крупное растение в красивом горшке, статуэтку, либо повесить яркий светильник или картину на стену. Нежелательно, чтобы рядом со спальней находился туалет. Но если изменить ничего нельзя, в таком случае не ставьте кровать вдоль этой стены - лучше подыскать для нее более подходящее место.

Комнату для спальни лучше выбирать средних размеров - не большую и не маленькую. В ней не должно быть много яркого света, поскольку в этой комнате по правилам Фэн-шуй преобладает энергия инь. Пара светильников на стене или на прикроватных тумбочках будет вполне достаточно. Стены в спальне могут быть песочных, зеленоватых, нежно-розовых или светло-бежевых оттенков. Следует избегать полосатых обоев, ярких, насыщенных или очень темных цветов в отделке стен и потолка. Шторы в спальне можно подобрать в тон основной цветовой гамме отделки комнаты. Их расцветки ни в коем случае не должны быть кричащими[21].

Выпирающие потолочные балки над кроватью создают стойкое негативное воздействие, которое может привести не только к семейным ссорам, но даже к разводу, поэтому нужно предпринять срочные меры. Передвиньте кровать в другое место либо установите ложное потолочное перекрытие. По меньшей мере, отодвиньте кровать как можно дальше от источника вредной энергии и повесьте на балку две бамбуковые флейты под углом 45 градусов, перевязанные красной ленточкой[22].

Располагать само ложе нужно так, чтобы лежа на нем, вы могли видеть всех, кто входит в комнату - в противном случае, оба супруга будут неспособны контролировать свою семейную жизнь. Если из-за мебели переставить кровать уже невозможно - повесьте на стену зеркало, в котором вы будете видеть всех, кто входит, но не себя - это считается дурным знаком.

Обратите внимание на постель, в которой вы спите. Кровать необходимо ориентировать в одном из четырех благоприятных для вас направлениях. Желательно, чтобы у кровати была спинка - она символизирует защищенность чувств от посторонних вторжений. А от ее формы зависят и ваш сон, и интимные баталии, которые разворачиваются на ложе любви. Самыми удачными являются полукруглые и овальные спинки - они находятся под влиянием элемента металла - интимная жизнь супругов будет насыщенной и разнообразной, а семейный бюджет улучшится. Треугольная спинка кровати (элемент огня) приносит максимум страстности в отношения. Такое ложе подходит именно для занятий любовью, а спать-почивать лучше в другом местечке. Например, на пушистой и мягкой «водной» кровати - с волнообразной спинкой. Она, в противоположность огню, позволит хорошо высыпаться, а интимная жизнь под ее влиянием становится мягче, но скучнее, словно «застаивается», толкает супругов к изменам. Если непостоянство в семейной паре стало больной темой, поменяйте спинку кровати на «земной» вариант - прямоугольный. Уж он-то «призовет» изменника к верности, заставит задуматься над своим поведением и усилит сексуальный интерес к постоянному партнеру. Кровать с прямоугольной, но высокой спинкой несет энергетику «дерева», которая подходит молодоженам. Ведь дерево символ жизни, а значит юная семья будет хорошо расти и развиваться, улучшая свое благосостояние и легко зачиная потомков. В интимные отношения элемент Дерево приносит нотку романтики, но призывает к постоянному движению - долго на такой кровати отдыхать не будешь. Китайские мастера сходятся во мнении - выбирая кровать, нужно стремиться к простоте. Отдавайте предпочтение сглаженным углам и мягким формам. Тогда жаловаться на проблемы в личной жизни придется все реже и реже[23].

Категорически запрещается спать на кровати, на которой спал ушедший из жизни человек. Это может не очень благоприятно сказаться на вашем здоровье. В таком случае необходимо купить новую кровать или хотя бы заменить матрац, однако первый вариант предпочтительнее. Также старайтесь раз в несколько лет заменять подушки и одеяла. Они имеют свойство накапливать отрицательную энергию. Для лучшего сна постельное белье необходимо выбирать спокойных приглушенных оттенков без ярких рисунков. Что касается матраца на кровати, то он должен быть цельным, а не разделенным пополам. Считается, что если супружеское ложе разделено на две части, то это ведет к ссорам и осложнениям в отношениях.

Отдавайте предпочтение кроватям, которые кажутся на вид более гладкими, со скругленными углами, позволяющими энергии ци беспрепятственно двигаться по комнате.

Мастера Фэн-шуй не советуют загромождать спальню мебелью. Чем меньше лишних предметов в этой комнате, тем легче и спокойнее ваш сон. Помимо большого количества мебели, в спальне не рекомендуется ставить телевизор, так как он несет множество негативной информации и отрицательной энергии, которая может стать помехой полноценному отдыху[24].

3.4 ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА ДЕТСКОЙ КОМНАТЫ: РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТСКОГО СПАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Большинству сегодняшних девчонок и мальчишек очень повезло - с детских лет они имеют собственную комнату. Своя детская комната является целым миром для ребенка. Чаще всего именно детская становится местом, где происходят самые важные и интересные события для подрастающего человечка. Ведь детская является самой функциональной комнатой в квартире, выполняя одновременно роль кабинета, игровой, гостиной, спальни и спортзала. Поэтому очень важно создать такой дизайн комнаты, чтобы ребенку в любое время было комфортно и удобно в ней находится, чтобы комната доставляла ребенку радость. Возраст ребенка имеет большое значение при разделении комнаты на различные зоны: спальное место, место для занятий и игр (рабочая зона), место для отдыха, место для хранения вещей. Чем старше становится ребенок, тем больше отводится места рабочей зоне и, соответственно, меняется интерьер помещения. Комната взрослеет вместе с ребенком.

Мебель, в которой нуждается малыш, является самой обычной. Это - кроватка; стол для пеленания ребенка и проведения необходимых гигиенических процедур; манеж; стульчик-трансформер, используемый для самых разных целей; комод для постельного белья и одежды. Для малогабаритных квартир выпускается мебель, которая является не только многофункциональной, но и мобильной. Она может складываться, чтобы бы не занимать в комнате много места. Сейчас выпускаются комоды, которые превращаются в столики для пеленания, благодаря наличию откидной крышки. Основным требованием к мебели является ее экологическая чистота, а также использование безвредных красок и материалов, прошедших необходимый контроль и сертификацию. Самыми качественными материалами для изготовления мебели являются различные породы натурального дерева, ДСП и современный высококачественный пластик.

Интерьер детской комнаты лучше всего выполнить в теплых пастельных тонах (желтых, зеленоватых или оранжевых), а в качестве выразительных деталей интерьера, использовать яркие по цвету детские игрушки. Игрушки должны быть сделаны из очень качественных материалов, которые можно не только легко, но и часто мыть.

Во время обустройства детской такие предметы как цветы, тяжелые и плотные шторы, а также ковры, необходимо убрать из комнаты. Они могут вызвать у малыша аллергию или легочные заболевания. На окне лучше всего повесить легкие шторы, хорошо пропускающие воздух и свет. Такие шторы несложно стирать, поэтому они не будут собирать пыль, вредную для детского организма. Очень важным фактором для здоровья маленького ребенка является существующий в комнате микроклимат. Если в детской сухой и жаркий воздух, особенно в зимнее время, то нужно поставить в комнату увлажнитель воздуха, а если в помещении прохладно, то поможет масляный обогреватель. Он безопасный, экологически чистый, а также хорошо и равномерно прогревает воздух.

Большое значение для создания комфортной обстановки для ребенка имеет освещение детской. Поскольку маленький человечек вряд ли сумеет оценить ваши дизайнерские изыски, то лучше выбрать светильники, которые создают хорошее освещение и легко поддаются мытью. Наиболее оптимальным вариантом будет использование нескольких источников света - потолочного светильника, дающего равномерный свет, и ночника или небольшого бра, расположенных возле детской кроватки[25].

Кровать для новорожденного часто ставят не в специально отведенной для ребенка комнате, а в спальне родителей, чтобы им было проще вставать ночью к кричащему малышу. Если же вы сразу решили поселить ребенка отдельно, то в детской необходимо предусмотреть дополнительное спальное место для мамы (на всякий случай). Лучше всего, чтобы детская кроватка стояла вдоль стены или у окна (на открытом проветриваемом пространстве). Не желательно устанавливать детскую кроватку «встроенной» в мебель. Психологи утверждают, что спать в окружении шкафов и полок вредно для психического здоровья ребенка. Ортопедический матрац обязательно должен быть того же размера, что и днище кровати, с натуральными, но гипоаллергенными наполнителями (из морских водорослей, кокосовой стружки или простейшей соломы) и покрытием из шерсти или хлопка.

Особое внимание родителям стоит уделить постельному белью крохи.Малышу будет достаточно 3-4 простыней и 2-3 пододеяльников. Лучше, если расцветка постельного белья для самых маленьких будет не слишком яркой (все «веселенькие» цвета лучше оставить для детишек постарше). В качестве материала для детского постельного белья обычно используют хлопчатобумажные ткани: бязь, ситец, фланель, махровую ткань, трикотаж. Среди интересных и удобных новинок - простыни на резинке, которые надевают на матрац. Пододеяльники могут иметь квадратное или круглое отверстие посередине или застегиваться сбоку на пуговицы или липучки[26].

У ребенка дошкольного возраста основными занятиями являются еда, дневной и ночной сон, а также всевозможные игры. Поэтому комната функционально делится на две зоны - зону игр и зону отдыха. Необходимо учитывать, что поскольку игры у ребенка занимают немало времени, то и места для них в комнате должно быть достаточно. Существует несколько вариантов дизайна детской комнаты для дошкольников. Можно расставить все мебель по периметру комнаты, освободив, таким образом, ее середину для игровой зоны. А можно место для игр оборудовать недалеко от окна, а место для сна - в самой глубине комнаты. Выбирая вариант обустройства детской, обязательно посоветуйтесь с ребенком и учтите его пожелания, ведь это его комната. Увеличить пространство можно с помощью двухъярусной кровати, если вместо нижнего яруса поставить невысокий комод для игрушек, шкафчик для одежды или любую другую мебель. А спать ребенок будет на втором ярусе, попадая туда по лестнице.

Подчеркнуть интерьер можно продуманными яркими деталями - картиной на стене, ковром на полу, красивой большой игрушкой на диване.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Спальная комната во все времена играла огромную роль в жизни всех народов и стран мира. Хотя ее обустройство порой было совершенно различным. Египтяне спали как аскеты на крайне неудобных, неуютных и жестких ложах. Греки спали в очень маленьких комнатах без окон, больше напоминающих кладовку. Японская философия сна отличалась крайним минимализмом - чего только стояли одни деревянные подушки! Европейцы то спали, полусидя, то делали многослойные сооружения из взбитых перин, для взбирания на которые требовались лестница и определенная сноровка.

Каждое время диктует свои требования, да и вкусы у людей тоже меняются. Требования к спальням стали выше не только с точки зрения удобства, комфорта, функциональности и уюта, но и с точки зрения оформления, красоты и правильного дизайнерского решения. Ведь спальная комната - это место уединения и покоя - для взрослых, а для детей - особый, сказочный мир. Традиционно в спальнях повсеместно используют всевозможные изделия из текстиля - покрывала, пледы, шкуры животных, драпировки на окнах. Обилие текстиля способствует приглушению звука и созданию уютной, камерной атмосферы.

Несомненно, центральное место в спальне занимает кровать - одно из самых древнейших человеческих изобретений. Вне зависимости от того, как меняется культура и быт, эпоха, какой бы архитектурный стиль не господствовал - кровать была, есть и будет. Требования к кровати (как для взрослых, так и для детей) всегда предъявляются особенные: она должна быть красивой, по дизайну подходить к общему интерьеру спальни и обязательно быть очень удобной. Без условно, меняются ее конфигурация и очертания, но предназначение остаётся прежним - кровать это место где человек чувствует себя в полной безопасности; это место, где Вы отдыхаете, и набираетесь новыми силами для завтрашнего дня.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андерсен Г.-Х.. Сказки и истории. / Г.-Х. Андерсен, -Кишенев, 1990. - 528с.

2. Аристотель. Метафизика. Пер. А.В. Кубицкого. М.: Терра, 1934. - 24с.

3. Балдахин. [Электронный ресурс]: -http://www.dpholding.ru/

4. Библия .- СПб.: Лениздат, 2006. - 1248с.

5. Выбор детской кровати. Полезные советы. [Электронный ресурс]: -http://www.mebelwiki.com

6. Даль В.И Толковый словарь русского языка. Современная версия. / В.И. Даль. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 736с.

7. Демиденко, Ю.А. Интерьер в России. Традиции. Мода. Стиль. / Ю. А. Демиденко. - СПб.: Аврора, 2002. - 255с.

8. Детская кроватка. [Электронный ресурс]: -http://www.nanya.ru/beta/articles/10666.html

9. Дизайн детской комнаты. [Электронный ресурс]: -http://www.chaoslend.ru/

10. Евангелие. [Текст] - Nashville: The Gideons international, 2008. - 660с.

11. Ивли, Т. Дизайн интерьера. 500 креативных идей. / Т. Ивли. - М.: Эксмо, 2008. - 255с.

12. Интерьер спальни. [Электронный ресурс]: - http://www.dipris.ru/bedroom/index.html

13. Искусство Фен-Шуй. [Электронный ресурс]: -http://www.art-fengshui.ru/index.htm

14. История кровати. [Электронный ресурс]: -http://harvy-forester.ru/ru/main/Stat_i/Istoriya_krovati

15. История кровати. [Электронный ресурс]: - http://www.nakrovati.ru/hist/

16. История кровати. [Электронный ресурс]: -http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C&action=edit&section=3

17. Кафка Ф. Замок. / Ф. Кафка. - М.: Просвещение, 2004. - 345с.

18. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского на

рода. / Н.И. Костомаров. - М.: Стройиздат, 1992. - 255с. 9

19. Кришталева, Л.Г. Стили интерьера. / Л.Г. Кришталева. - М.: Ниола-Пресс, 1998. - 96с.

20. (2) Кун, Н.А. Приключения Одиссея. / Н.А. Кун. - Калининград, Пресса, 1979. - 98с.

21. Ламонова А. Об истории детской колыбели и люльки. [Электронный ресурс]: -http://www.krovatka.kiev.ua/

22. Лотреамон. Песни Мальдорора. / Лотереамон. - М.: Исскуство, 1993. - 260с.

23. Мак-Коркодейл, Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. / Ч. Мак-Коркодейл. - М.: Искусство, 1990. - 245с.

24. Мамардашвили, М. Необходимость себя. Введение в философию. / М. Мамардашвили. - М.: Эксмо, 1996. - 197с.

25. Мопассан, Г. де. Пышка/ Г. де Мопоссан. - М.: Сварог К,

2002. - 495с.

26. Мариас, Х. Белое сердце. / Х. Мариас. - СПб.: Аврора, 2002. - 182с.

27. Никоненко, Н.М Декоративно-прикладное творчество. Художественное оформление интерьера. / Н. М. Никоненко. - Ростов на Дону: Феникс, 2003. - 128с.

28. По, Э. Лигейя // Стихотворения. Проза. / Э. По. - М.: Эксмо, 1976. - 78с.

29. По, Э. Сердце - обличитель // Стихотворения. Проза. / Э. По. М.: Эксмо, 1976. - 185с.

30. Пруст, М. По направлению к Свану. / М. Пруст. - М.: Просвещение, 1992. - 28с.

31. Роллан, Р. Жан-Кристоф. // Собр. соч/ Р. Роллан. - М.: Дрофа, 1974. - 479с.

32. Романова А. Горячая десятка кроватей. Радио Си. [Электронный ресурс]: - http://smoking-room.ru/

33. Рубцова И. Устройство спальни по Фен-Шуй. [Электронный ресурс]: - http://www.super-lady.ru/publ/30

34. Тимошенко О. Дизайн интерьера. Спальное царство - спальни. [Электронный ресурс]: - http://www.dom.terramix.ru/list-c-design.html

35. Уорхол, Э. Философия Энди Уорхола. / Э. Уорхол. - М.: Просвещение, 2001. - 168с.

36. Уэльбек М. Расширение пространства борьбы/ М. Уэльбек. - М.: Сварог и К, 2003. - 153с.

37. Фен-Шуй супружеской спальни. [Электронный ресурс]: - http://fengshui.astrostar.ru/fshroom/sleepingroom/

38. Честертон, Г.К. О лежании в постели // Собр. соч.: / Г.К. Честертон. - СПб.: Лениздат, 2000. - 346с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. История кровати. [Электронный ресурс]: -http://harvy-forester.ru/ru/main/Stat_i/Istoriya_krovati

  2. Ламонова А. Об истории детской колыбели и люльки. [Электронный ресурс]: -

    http://www.krovatka.kiev.ua

  3. История кровати. [Электронный ресурс]: - http://www.nakrovati.ru/hist/

  4. Тимошенко О. Дизайн интерьера. Спальное царство - спальни. [Электронный ресурс]: - http://www.dom.terramix.ru/list-c-design.html

  5. Мак-Коркодейл, Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. / Ч. Мак-Коркодейл. - М.: Искусство, 1990. - 245с.

  6. Даль В.И Толковый словарь русского языка. Современная версия. / В.И. Даль. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 736с.

  7.  Кришталева, Л.Г. Стили интерьера./ Л.Г. Кришталева. - М.: Ниола-Пресс, 1998. - 96с.

  8. Демиденко, Ю.А. Интерьер в России. Традиции. Мода. Стиль. / Ю. А. Демиденко. - СПб.: Аврора, 2002. - 255с.

  9. Романова А. Горячая десятка кроватей. Радио Си. [Электронный ресурс]: - http://smoking-room.ru/

  10. Мак-Коркодейл, Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. / Ч. Мак-Коркодейл. - М.: Искусство, 1990. - 245с.

  11. Ламонова А. Об истории детской колыбели и люльки. [Электронный ресурс]: -

    http://www.krovatka.kiev.ua/

  12. Мариас, Х. Белое сердце. / Х. Мариас. - СПб.: Аврора, 2002. - 182с.

  13.  Мак-Коркодейл, Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней./ Ч. Мак-Коркодейл. - М.: Искусство, 1990. - 245с.

  14. Никоненко, Н.М Декоративно-прикладное творчество. Художественное оформление интерьера. / Н. М. Никоненко. - Ростов на Дону: Феникс, 2003. - 128с.

  15. Мамардашвили, М. Необходимость себя. Введение в философию./ М. Мамардашвили. - М.: Эксмо, 1996. - 197с.

  16. Тимошенко О. Дизайн интерьера. Спальное царство - спальни. [Электронный ресурс]: - http://www.dom.terramix.ru/list-c-design.html

  17. Детская кроватка. [Электронный ресурс]: -http://www.nanya.ru/beta/articles/10666.html

  18. Интерьер спальни. [Электронный ресурс]: - http://www.dipris.ru/bedroom/index.html

  19. Тимошенко О. Дизайн интерьера. Спальное царство - спальни. [Электронный ресурс]: - http://www.dom.terramix.ru/list-c-design.html

  20. Ивли, Т. Дизайн интерьера. 500 креативных идей. / Т. Ивли. - М.: Эксмо, 2008. - 255с.

  21.  Рубцова И. Устройство спальни по Фен-Шуй. [Электронный ресурс]: - http://www.super-lady.ru/publ/30

  22. Искусство Фен-Шуй. [Электронный ресурс]: -http://www.art-fengshui.ru/index.htm

  23.  Фен-Шуй супружеской спальни. [Электронный ресурс]: - http://fengshui.astrostar.ru/fshroom/sleepingroom/

  24.  Рубцова И. Устройство спальни по Фен-Шуй. [Электронный ресурс]: - http://www.super-lady.ru/publ/30

  25.  Дизайн детской комнаты. [Электронный ресурс]: -http://www.chaoslend.ru/

  26. Детская кроватка. [Электронный ресурс]: -http://www.nanya.ru/beta/articles/10666.html