Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

исследование теорий происхождения государства.

Содержание:

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что общество постоянно интересовал вопрос о возникновении государства. Ещё со времён античного Рима и вплоть до наших дней многочисленными исследователями выдвигались различные теории по происхождению государства.

Исследование процесса по происхождению государства имеет не только исключительно академический, познавательный, а также политико-практический характер. Оно дает возможность глубже осознать общественную природу государства, их характерные черты, предоставляет возможность изучить предпосылки и условия появления и формирования. Дает возможность отчетливее установить все характерные функции – ключевые тенденции деятельности, конкретнее определить их роль и значимость в жизни общества и политической системы. Нынешняя реальность никак не изолирована от прошлого и будущего.[1]

Идея государства происходит из самой глубины человеческого сознания. На разных стадиях формирования народы и племена приходили, зачастую вне зависимости друг от друга, к единому заключению о необходимости создания защиты собственной безопасности, прав и свобод. Главной причиной появления государства у различных народов явилась осмысленная потребность общего управления с целью соблюдения жизненно значимых условий для жизни. В государстве население обладает возможностью объединить собственные силы, дисциплинировать их сосредотачивать на достижении экономических, политических и социальных результатов.[2]

Появление государства способствовало тому, что общество вместо того, чтобы подчинятся стихийным силам, начинают подчиняются верховной власти, которую они сами осознано сформировали. Таким образом, они вышли из состояния слепого подчинения внешним обстоятельствам и обретают самостоятельность, первое условие реальной независимости. Государство как осмысленная сила в окончательном результате примет верх над силами внешними и бессознательными.

Хотелось бы отметить, что в настоящее время нет конкретных определений правовых теорий происхождения государства, из имеющихся теорий происхождения государства. Таким образом, все вышеизложенное обусловило потребность, проведения изучения происхождения государства.

Целью курсовой работы является исследование теорий происхождения государства.

На основании цели необходимо решить ряд задач:

- изучить основные понятия и причины происхождения государства;

- рассмотреть основные теории происхождения государства;

- исследовать современные теории происхождения государства.

Объектом курсовой работы выступает эволюция общества и происхождение государства как объективный исторический процесс

Предметом курсовой работы является теорий происхождения государства.

При написании курсовой работы были использованы метод синтеза и анализа, метод теоретического исследования, исторический и другие научные методы.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы понятия и причин происхождения государства

1.1. Понятие и признаки государства

Государство представляет собой сложную политико-правовую форму существования общественной жизни. В широком смысле государство — это политическое образование, которое характеризуется тремя основными признаками: единой территорией с определенными границами; населением, проживающим на данной территории; суверенной властью.[3]

В узком смысле государство трактуется как особая суверенная территориальная организация политической власти, обладающая специальным аппаратом и регулирующая отношения, складывающиеся в обществе с помощью общеобязательных правил поведения.[4]

Оно необходимо для управления общественно-социальными процессами (охрана прав и законных интересов граждан, предоставление правопорядка, организация безопасности жизнедеятельности граждан и общества).

Образование государства способствовало возникновению и развитию человеческой цивилизации. Процесс развития государства имеет место лишь на конкретном этапе развития человеческого общества. В итоге эволюционного развития в обществе была выработана для управления общественными процессами система определенных правил поведения, которые устанавливаются публичной властью. По мере усложнения общественных взаимосвязей эти общественные нормы и институты политической власти получили наиболее сложные формы.

Государство можно охарактеризовать следующими главными признаками.

  1. Народ. Государство –это объединение людей, которое организовано на началах права на общей территории. Но не всякое объединение людей образует государство. Данное объединение людей в первую очередь должно иметь общую заинтересованность. Поэтому интересом для всех граждан государства считается улучшение совместного существования с помощью установления и укрепления объективного правопорядка. Государственное объединение основано на началах права.

Граждане государства имеют субъективные публичные права и считаются субъектами публичных обязанностей. Публично-правовое объединение граждан с государством обусловливается законодательством страны на самостоятельной основе.[5]

  1. Территория. Территориальная организация государства обозначает, что его власть распространяется на конкретную территорию, которая находится под юрисдикцией государства. Население, живущее на территории государства, делаются подданными или жителями данного государства.
  2. Публичная власть назначается народом и представляет интересы данного народа. Она представляет собой
  3. Публичная власть предполагает особенную категорию группу людей, которые призванных реализовывать главные задачи и функции государства. Важной функцией публичной власти считается наведение порядка в обществен-социальной жизни населения и в общественных взаимоотношений. людей. Эффект власти в существенной степени функционирует в согласии с управляемым населением. Властные полномочия государства имеют ограничения, во-первых, правами и независимостью, которые принадлежат его гражданам и, во-вторых, властными полномочиями иных государств.[6]
  4. Налоговая и финансовая системы. Государство определяет налоговую и финансовую систему с целью создания государственного бюджета. Потом оно распределяет данные средства на разнообразные общественные потребности, а также на содержание публичного аппарата, который занимается только административной деятельностью, а также на обеспечение социально не защищенных слоев жителей государства.
  5. Суверенитет. В юридической и политологической литературе государственный суверенитет обозначает как главенство публичной власти на собственной территории и ее независимость в международной области.

Самостоятельность и независимость публичной власти проявляется в ее исключительном праве свободно решать свои задачи и осуществлять свои функции в рамках полномочий.

Публичный суверенитет отличается от суверенитета народа. Хоть они тесно взаимосвязаны между собой, однако предполагают разные исторические, общественные и политические явления. Публичный суверенитет появился совместно с государством, а суверенитет народа основывается на признании всего граждански правомочного жителей той или иной страны единственным источником публичной власти. Народный суверенитет - источник государственного суверенитета. Суверенитет государства ограничивается суверенитетом народа, у которого есть право устанавливать экономическую, социальную и политическую систему государства.[7]

  1. Система права. Государство - это не просто объединение граждан, объединенных территориально, но и правовое объединение, организованное и действующие согласно правовым нормам. Государство, определяя систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает имеющуюся систему общественных взаимоотношений. Наличие правовой системы юридически оформляет публичную власть и тем самым она считается легитимной.[8] Система права устанавливает юридические рамки и формы реализации функций и задач государства. Все без исключения субъекты права действуют в рамках правовых норм.

1.2. Причины возникновения государства

Приблизительно 5-6 тыс. лет назад на смену первобытно-общинной форме пришла государственная форма организации власти. Первые упоминания о государстве появились в Юго-Восточной и Юго-Западной Азии, а также в Северо-Восточной Африке.

Для осмысления сути государства значимым является изучение тех объективных причин, которые способствовали его появлению.

В трудах классиков исторического материализма, которые сумели выявить единые универсальные законы изменения первобытной власти в государственную власть были заложены в основах современного научного видения проблемы возникновения государства. Наиболее важными из них считается работа Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».[9]

Фридрих Энгельс были показаны следующие главные причины возникновения государства:

1. Общественное разделение труда, которое состояло из трех стадий:

— отделение ремесленного производства;

— отделение скотоводства от земледелия;

— появление купечества — это особый класс людей, которые не производили продукцию, а выступали в роли посредников в процессе обмене между изготовителем и потребителем.[10]

В результате увеличения населения и его нужд стало возможным разделение труда, формирование средств производства и увеличения уровня независимости человека от природной среды. Эти факторы раскрыли новые возможности для осуществления хозяйства. Отдельным племенам уже не надо было самостоятельно заниматься обеспечением всеми нужными благами. Каждому племеню стало выгодно заниматься производством определенного продукта, а избытки продукции менять на другую продукцию, которые производили другие племенами. Подобная  специализация и побудила возникновение аграрных, скотоводческих племен, ремесленников и купечества.

2. Возникновение частной собственности. Увеличение производительности труда способствовало делению общинного хозяйства на хозяйства небольших групп людей и отдельных индивидов. Коллективная собственность со временем видоизменилась сперва в групповую, а потом в частную.

Объем собственности не могло быть одинаковым у разных людей — возникло имущественное разделение -появились социальные классы.[11]

3. Возникновение классов. Классы - это крупные группы людей, которые отличаться по своему материальному состоянию и положение, которое они занимают в ходе трудовой деятельности.

Деление общественных функций и имущественное разделение привело к увеличению хозяйственной и личной самодостаточности субъектов, их самостоятельности от природы и друг от друга. Общество было поделено на несколько слоев, круг интересов которых в некоторых случаях непосредственно противоречили друг другу. По этой причине нужна была сила, которая сумела бы уменьшить классовую войну рациональными рамками и гарантировать последующее неконфликтующее формирование сообщества. Такой силой стало государство. Относительный порядок в обществе обеспечивался при помощи с защиты и охраны государственной машиной собственности.

В результате, государство появилось как продукт формирования самого общества, как итог появившихся в нем разногласий. При этом Фридрих Энгельс рассматривал его как средство классового первенства, инструмент, при помощи которого экономически господствующий класс сдерживает противодействие и реализовывает финансовую  эксплуатацию подавленного класса.

Трансформация от первобытно-общинной организации власти к государству привело к изменению концепции социальных норм. Эти изменения можно было увидеть как в количественном увеличении нормативных предписаний, так и в высококачественном усложнении их системы. Социальные нормы были разнообразными. Совместно с обычаями и традициями стремительно формируются общественная мораль, политика, этикет, политика, религия, культура и идеология.

Также, затруднение взаимоотношений в обществе, их спорный характер требовал возникновение наиболее результативных средств управления, главным из которых было письменно закрепленные и оберегаемые от нарушений мерами государственного принуждения нормы права. Первоначальные законные предписания согласно сущности считались письменным формулированием  традиций и обычаев. Однако в последующем несоответствие  государственного и обычного права постоянно увеличивался.[12]

1.3. Формы возникновения государства

Развитие государства - продолжительный процесс, который у разных народов мира осуществлялся различными способами. Необходимо отметить 4 главных формы появления государства: афинскую, римскую, древнегерманскую и древневосточную, которая основана на азиатском способе производств:[13]

Афины - это наиболее чистая, традиционная форма появления государства. Государство появляется напрямую из классовых противоположностей, которые развиваются внутри родового строя. Оно возникает как итог формирования финансового неравенства, института частного имущества.[14]

В Риме возникновение государства произошло в результате борьбы бесправных, которые жили вне римских обществах, плебеев выступавших против римской родовой знати. Финансовое неравенство в Риме было развитым, существовало социальное насилие, войны патрициев и плебеев, которая была вызвана насилием патрициев над плебеями в политической, общественной и финансовой  сферах, неравенством их общественно-экономического и политического положения, явилось одной из главных ролей в формировании государства. Именно она стимулирует создание государственного аппарата, который в дальнейшем систематизирует и рационализирует процедуру появления механизма государства.[15]

Появление древнегерманского государства в существенной степени, было вызвано завоеванием больших чужих территорий древнегерманскими племенами. С целью формирования и развития первенства  над данными территориями родовая организация не была приспособлена в полной мере. Процедура ассимиляции римских земель, традиций, обычаев, системы управления происходил одновременно с процессом появления аппарата государства среди древнегерманских племен.

На первоначальный стадии  государство представляло собой активно формирующуюся  систему по взаимодействию завоеванныхи и завоевателей. Процедура формирования  государственной власти и развитие институтов государства у германских племен был полиэдральным  и включал в себя разделение родоплеменных отношений, появление института частного имущества, системы по взаимодействию с римлянами и их культурой. Завоевание было мощным побудительным условием в ходе появления государства.

Была еще одна форма появления государства - древневосточная. Государства Древнего Востока появляются на основании первенства азиатского типа производства. Азиатский метод производства - это особенный этап формирования общества, следующая за первобытно-общинным строем, и которая основана на централизованной системе ирригационного земледелия в аграрных общинах.

Для него свойственны: незначительное разделение труда; самообеспечиваемость общин; отсутствие частной собственности на средства производства; неразвитая торговля и политическая деспотия как особый тип монархической формы правления. Основан он не на использовании рабов, а на использовании общинников, рабство в нём имеет патриархальный характер.[16]

Таким образом, при изучении закономерностей и формы появления государства возможно выделить 2 главных направления: восточное и западное.

Глава 2. Основные теории происхождения государства

2.1. Теологическая теория

Теологическая теория базируется на мысли о том, что господь создал государство.

Главными представителями данной теории считаются Фома Аквинский, Маритен Ж., Дабен Ж.

Эта теория считается одной из самых древнейших. Появилась она в то же время с первыми государствами на основании религиозно-мифологических взглядов их божественного возникновения.[17]

Особенностью этой теории является то, что ее представители никогда не устанавливали перед собой задачу аргументировать  процесс происхождения государства, главной задачей для них было обоснование государственной власти.

Провозглашается взаимозависимость  самого государства, закона, людей и их судеб от Божественной воли. Государство создано господом Богом. Происхождение государства есть Божественное провидение, это осуществление Божественного замысла и воли. По этой причине идеи государства незыблемы, государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей безусловно. Правители осуществляют любые действия от имени бога, их власть имеет божественный характер, а издаваемые законы отвечают божественной справедливости.

Господь основал государство. Придавая государству ореол безгрешности, идеологи данной теории содействуют утверждению в обществе согласия, порядка и духовности.[18]

Так как государство является результатом «божественного промысла» - они вечны, как и сам Господь Бог.

Таким образом, на основании данной теории следует, что любой человек должен повиноваться государю. Эта ведь божественная сила, по которой появилось государство и сформировало социально - экономическое и политическое различие. Непослушание государственной власти, было приравнено к неподчинению воли Господа Бога.

2.2. Патриархальная теория

Патриархальная теория гласит, что государство произошло в процессе разрастания семьи. Главными представителями данной теории считаются Аристотель, Фильмер и Михайловский.

Патриархат является распространённой формой первобытнообщинных отношений во времена их распада, который характеризуется преобладающей значимостью мужчины в хозяйстве, общественной семье.[19]

Трансформация к патриархату происходило в результате существенного развития производительных сил и во всех видах первобытнообщинного хозяйства увеличения производительности труда.

Развитие производства способствовало росту обмена и появление частной собственности. Практически везде наблюдалось вытеснение мужчиной женщины из всех сфер основного производства и ограничение ее работы в пользу домашней работой.

Для патриархата свойственны родство по отцовской линии, и потеря хозяйственного единства рода при сохранении других элементов общности сородичей, трансформация от парного брака к моногамии, поселение жены в общине мужа и создание больших патриархальных семейных сообществ.[20]

В последующем патриархальные взаимоотношения ещё сильнее закрепились в ходе увеличения материальной дифференциации, возникновением семейного рабства и возникновением разделения общества на классы.

Государственная власть - это постепенное изменение власти отца, которая переходила в управление монарха и государя. Люди - создание коллективные, которые стремится к обоюдному общению, приводящему к появлению семьи. В последующем развитие и увеличение семьи в процессе объединения людей и рост числа этих семей приводят, в конечном итоге, к появлению государства.[21]

Так как первоначально признается божественное появление власти «патриарха», то подданным предложено смиренно повиноваться царю. Любое противодействие данной власти было неприемлимо. Только отеческая забота предводителя (государя, царя и т.п.) может гарантировать нужные для человека условия существования. На лицо взаимосвязь с теологической и психологической теориями появления государства.

Как отец семейства, так и монарх в государстве не избирается, не назначается и не снимается подданными, ибо последние являются его детьми.

Патриархальная теория была в средних веках была обоснованием для абсолютной власти монарха.

Таким образом, государственная власть, согласно суждению сторонников патриархальной теории, - это продолжение отцовской (патриархальной) власти, которая изначально, состояла только из семьи, а потом распространилась на всех жителей страны.

Поэтому государство можно считать результатом исторического развития, увеличения семьи и власти монарха над обществом отождествляется с господством отца в патриархальной семье.

Эта теория аргументирует наличие «отцовской» власти монарха обществе.[22]

2.3. Договорная теория

Договорная теория гласит, что государство является продуктом соглашения между людьми.

Главными представителями данной теории считаются Гоббс, Руссо, Радищев.

Исследование взглядов создателей договорной теории происхождения государства дает возможность сделать следующее заключение: сторонники этой теории отталкиваются от того, что общество владеем естественным, неотчуждаемым правом не только на уровне создания государства, а также на основании общественного договора, который является инструментом защиты естественных прав.[23]

Государство появляется на конкретном этапе исторического развития общества.

Догосударственный период формирования человечества носит название – естественное положение человека. Условия существования человека и характер их взаимоотношений в догосударственное время развития представлялись основателями этой теории разноплановыми, однако предпосылки по объединению в государство выделены в одном русле - охрана естественных прав людей от нарушения.

С появлением государства общество входит в государственный период своей жизни.

Государство появилось как результат осознанного творчества, как итог договора, в который вступили люди, пребывающие до этого в «естественном», первобытном положении. Люди были вынуждены заключить договор со всеми ради соблюдения права единой пользы.[24]

Обществу пришлось отказаться от части своих прав во имя своего спокойствия и устойчивости - это первый договор. Эту часть своих прав общество передало государству, которое получило право создавать законы, использовать меры для их исполнения, сотрудничать с иными государствами. Общество покорилось общей воле государства - второй договор.

Потребность объединения людей возникла как объективное, историческое проявление в результате возникновения и распространения общественного и финансового неравенства. Общественное и финансовое неравенство вызвало конфликты, и привело к подавлению одних людей другими. Естественные права людей, в результате распространения общественного и финансового неравенства были нарушены.

Таким образом, необходимость в защищенности,, сохранении естественных прав и свобод способствовало формированию такого управления. И общество договорилось сформировать подобную систему управления, т.е. государство, при этом отдав ему долю своих прав и признав собственные обязанности по отношению к нему: выполнять указы государства, платить налоги, охранять его и т.д. Договорная теория определяет, что власть монарха считается производным от людей, а не от Господа Бога.[25]

2.4. Теория насилия

Теория насилия гласит о том, что государства возникло в результате войн, насильственного подчинения одними людьми других

Главными представителями данной теории считаются Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский.

Истоки данной теории нам следует искать в конце XIX -начале XX вв. в работах крупных ученых Л. Гумпловича, К. Каутского, Е. Дюринга.[26]

Основной принцип теории насилия заключается в том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими (т.е. связана с факторами военно-политического характера).

Данная теория состоит из двух составляющих: теории внешнего насилия и теории внутреннего насилия.

Рассмотрим их подробнее.

Основателями теории внешнего насилия являются Л. Гумплович и К. Каутский. Сущность данной теории состоит в том, что государство возникло в результате захватнической войны, в ходе которой одно племя подчинило другое. Данная теория имеет как положительные, так и отрицательные черты.

Ее плюсом является то, что мы можем с уверенностью сказать - она опирается на исторические факты, которые четко подчеркивают нам то, что результаты завоевания имеют отражение во всех сферах жизни молодого общества и государственный аппарат состоит из завоевателей.

Становится частично понятен один из минусов этой теории который гласит, что теория не может объяснить те исторические факты, которые говорят о том, что государство возникало не как результат насилия, а как, например результат социально-экономического развития.

Иной разновидностью теории насилия является теория внутреннего насилия. Основателем данной теории является Е. Дюринг.

В данном варианте теории насилия утверждается, что государство возникает как результат проявления насилия одной части общества над другой.

К числу плюсов данной теории мы можем отнести тот факт, что насилие всегда имело место внутри общества. У людей, которые взаимодействуют в рамках одного социума, прослеживаются совсем разные интересы. Молодое, формирующееся государство на своем раннем этапе развития обычно всегда использует методы насилия.

Однако, данная теория отнюдь не лишена ряда недостатков. Из них необходимо выделить тот факт, что люди изначально не равны биологически. Также необходимо отметить, что далеко не всегда государство отражает интересы общества. В итоге это может привести к саморазрушению как общества, так и государства.[27]

Таким образом, подводя итоги, можно отметить, что теория насилия является глубоко проработанной теорией, объясняющей происхождение государства.

2.5. Расовая теория

Расовая теория гласит о том, что государство появилось в итоге насилия, которое было основано на превосходстве (физическом, психическом, интеллектуальном, политическом, экономическом) одной расовой группы над другой.

Главными представителями данной теории считаются Фридрих Ницше, Жорж Артур Гобино, Адольф Гитлер.

Расовая теория появилась и сформировалась примерно в эпоху рабовладения, когда для оправдания имеющегося порядка и строя формировались идеи по естественному разделению людей в силу прирожденных качеств на две породы –рабовладельцев и рабов. Последующее свое развитие и практическое использование данной теории приобрела в середине века, затем в период колонизации в первой половине 20 века, но наибольшее развитие приобрела в конце 19-начале 20 вв. Расовая теория стала основой для фашистской политики и идеологии. Расовая теория рассматривает в качестве главной предпосылки появления и формирования государства при помощи деления общества по расовому признаку.[28]

Сущность расовой теории основана на тезисах о физическом, психологическим, интеллектуальном неравенстве человеческих рас; о главном воздействии расовых отличий на историю, культуру, государственный и общественный строй; о разделении людей на высшую и низшую расы.

Представители высшей расы считаются творцами цивилизаций, они призваны доминировать в обществе и государстве. Низшие расы не имеют способности по созданию цивилизации. Они не способны даже к освоению сформировавшей в конкретный исторический период цивилизации. Это «недочеловеки». Их удел - слепое и беспрекословное повиновение. При помощи государства высшие расы обязаны доминировать  над низшими расами.

Государство, согласно суждению представителей расовой теории, нужно для обеспечения непрерывного господства одних рас над другими. Авторы данной теории напоминали о том, что наибольший вклад в развитие цивилизации сделали представители белой расы и ее роль в формировании цивилизации в целом невозможно переоценить.[29]

Таким образом, человеческие расы различаются в физическом, психологическом, умственном и др. отношениях. Высшие расы обладают превосходством, они могут претендовать на роль вершителей судеб людей во всем мире. Государство, нужно для обеспечения постоянного господства одних рас над другими.

Глава 3. Современные теории происхождения государства

3.1. Демографическая теория происхождения государства

Причиной происхождения государства, считаются результаты демографического взрыва.

Суть этой теории заключается в том, что почти все без исключения общественные явления, в том числе и появление государства, всегда обуславливается увеличением населения, которое проживает на конкретной территории, которой необходимо управлять.[30]

Американская исследовательница, Эстер Босерап, в своей книге «Условия сельскохозяйственного роста», определила теорию демографического роста как следствие появления государства. Главной предпосылкой появления государства считается демографический рост. Происходит осваивание землель  обитания, создается интенсивное земледелие, увеличивается производительность труда, что порождает увеличение количества жителей на данной территории. Данный процесс вторично порождает интенсификацию аграрного хозяйства, появляются новые способы обрабатывания  земли, увеличивается эффективность сельского хозяйства и непосредственно земледелия. Весь комплекс процессов приводит к возникновению излишнего продукта, стимулируется развитие ремесла и торговли, зарождается система администрации. Отличие в размерах поселений показывает их иерархия, на существование централизации в управлении и распределении ресурсов.

Со временем появляется необходимость в совершенствовании организации управления, что сопутствуется  дифференциацией статусов, ростом социокультурной сложности и генезисом государства.[31]

Частично данная теория перекликается с «ограничительной» теорией Роберта Карнейро (род.1927 г.), который продемонстрировал, что генезис государства главным образом сопряжен с увеличением населения и ростом конкуренции за ресурсы, что в свою очередь приводит к умножению конфликтов и войн.

Естественный выход из подобного положения - это внедрение политической иерархии. Она, с одной стороны, фиксирует господство выигравших в конфликте групп, а с другой - интенсифицирует производство для разрешения демографических и экономических проблем. Таким образом, демографическая теория тесно связана еще и с теорией насилия.[32]

Представители демографической теории по происхождению государства Генри Райи и Грегори Джонсон, исследуя механизмы регулирования социальных систем на разнообразные стрессы, сделали следующим выводы по поводу происхождения государства:

- во-первых, рост размеров социальной системы вероятно только до определенного порога, до предельной величины;

- во-вторых, при чрезмерном росте стрессовой нагрузки, снижается результативность имеющейся организации, эффективность принятия решений.

Поэтому, чтобы нормализовать обстановку следует внедрить организационную иерархию, которой и считается государство.[33]

Причем, наблюдается интересная деталь (на примере Месопотамии): переход с двухуровневой политической организации к трехуровневой отражается на архитектуре, в которой также происходит подобное изменение, а также происходят изменения в специализации поселений, и увеличении масштабности урбанизации. Исходя из этого, Г. Джонсон и Г. Райт, делают вывод, что для вождеств была характерна двухуровневая иерархия (локальные общины и центр), а для ранних государств - трехуровневая структура (деревня, районные центры, столица).

Развитие торговли, также указывает на появление ранних государств. Торговля на большие дистанции считается показателем усиления власти правителей вождеств и ранних государств. Получая товары из-за границы своих владений товары, он, распределяя их внутри общества, контролировал редистрибутивную сеть, повышал свой престиж и увеличивал свое влияние на подданых.

Главную роль в укреплении государственного механизма играла идеология. Именно идеология узаконила сформировавшееся статусное неравенство. Формирование идеологии сыграло большую роль во времена ранних государств, не менее важную, чем политическое и экономическое принуждение.[34]

3.2. Культурологическая теория происхождения государства

Данная теория пытается разъяснить феномен происхождения современного государства, апеллируя к культуре человеческой цивилизации, пологая, что культура воздействует  на политическую жизнь любого общества.

Под культурой подразумевается система исторически развивающихся над-биологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения, общения, социальной структуры), обеспечивающей воспроизводство и изменение социальной жизни всех ее основных проявлениях .

По определению Г.В. Гегеля, «культура» - это созданная человеком «вторая природа». Культура может быть понята как нечто самообновляющееся в процессе человеческой деятельности бытие рода человеческого, то есть понятие «культура» выражает родовую специфику человеческой деятельности.[35]

Культура это универсальный способ реализации человеческой личности человечества в целом и одновременно, продукт творчества человечества.

В культуре сосредотачивается и накапливается профессиональный социокультурный опыт, формируются и усваиваются ценности социума. Культура выступает как связующее звено различных элементов: хозяйственной политической, правовой, философской, религиозной, научно-технической, художественной деятельности. Внутри культуры происходит взаимодействие всех уровней, передача информации поколениям. Таким образом, культура представляет собой структуру функциональную, целую и многоэлементную. Существует несколько моделей культуры.[36]

Каждая культура включает в себя определенные общие принципы, на основе которых совершается выбор тех или иных форм поведения, их упорядоченность, и таким образом складывается определенная вариативность культурных моделей. Культурные модели позволяют видеть все элементы культуры в единстве: политическое устройство, форму государства, форму политического режима, форму государственного устройства, одежду, пищу, произведения искусства, технологию строительства жилища и т.д.[37]

Культура является условием социума (общества). Общество, его структура, по отношению к культуре является средством, инструментом, который культура использует, чтобы объективировать себя. Культура устанавливает новый отличный уровень реальности, более высокий, чем человеческое общество. Модели культуры служат скелетом, архетипом, архетипической основой для формирования и развития культурных черт вдоль определенных «осей». Культуры, существуя рядом, бок о бок конкурируют, взаимодействуют. Большая и сильная культура может переживать несколько серьезных кризисов, но по воле случая, находясь в «слабой фазе» может быть вытеснена другой культурой, находящейся в сильной фазе .

Культура приобретает значение фактора консолидации, сплочения общества, преодоления тенденции изоляционизма, выработки самосознания и чувства причастности к историческому процессу. Внутри культуры происходит эволюционное развитие, связи усложняются и рационализируются, обновляются и расширяются во времени и пространстве социальные связей и структуры ив конечном счете возникает такой феномен, как государство.[38]

3.3. Синтетическая теория происхождения государства

Синтетическая теория эволюции (СТЭ)— современная эволюционная теория, которая является синтезом различных дисциплин, прежде всего, генетики и дарвинизма. Синтетическая теория эволюции также опирается на палеонтологию, систематику, молекулярную биологию и другие, на политологию и социологию.

В современной теории государства ряд исследователей, подходя к проблеме происхождения государства, стараются совместить в одной теории ряд факторов, учитывая причины усложняющие общество и способствующие зарождению и эволюционированию дальнейшему формированию государства.[39]

Так, профессор К.Ренфрю обращает внимание на такие факторы, как влияние развития земледелия на процесс усложнения социальной организации, который вызывает развитие и усложнение ремесленного производства. Весь комплекс процессов (развитие земледелия и ремесла) способствует эволюции административной системы.

Ярким представителем синтетического подхода к возникновению государства является К. Фланнери. Он рассмотрел проблему происхождения государства, как проблему происхождения культурной сложности сточки зрения общей теории систем на примере культур Мезоамерики. Исходя из общей теории систем, общество сложная, многофункциональная, многоэлементная система, в которой мы наблюдаем целую плеяду подсистем: экономическую, религиозную, политическую, социальную. Все эти подсистемы требуют постоянного контроля.

В синтетической теории происхождения государства важное место занимают два процесса: централизации и сегрегации.

Централизация-это степень связи между различными подсистемами, определяющая наиболее высокий уровень контроля в обществе.

Сегрегация- выражение внутреннего разнообразия и специализации подсистем.[40]

Несмотря на несомненные успехи в понимании сложных обществ, в решении проблем их происхождения остается много противоречий. Как сказал Э. Сервис, долго существующие государства имели столько много различных функций в их поздней истории, что их начальные этапы не поддаются изучению

Синтетическая теория происхождения государства обращает внимание исследователей этой проблемы на то, что процесс происхождения - это сложнейшая динамика, систематизация и генезис множества процессов: биологических, генетических, социальных, политических, структурных, производственных. Материалом для эволюции служат, как правило, мелкие дискретные изменения в различных подсистемах биолого-социальной жизни всей цивилизации.

Единственный направляющий фактор и биологической и социальной эволюции - естественный отбор, основанный на сохранении и накапливании случайных и мелких изменений, закрепленных как наиболее рациональных в жизни биологического мира и социума.[41]

Наименьшая эволюционная единица - популяция, а не особь, - отсюда особое внимание к изучению популяции как элементарной структурной единицы вида.

Эволюция носит дивергентный характер, т.е. один таксон может стать предком нескольких дочерних таксонов, но каждый вид имеет единственный предковый вид, единственную предковую популяцию.

Эволюция носит постепенный и длительный характер. Видообразование как этап эволюционного процесса представляет собой последовательную смену одной временной популяции чередой последующих временных популяций.[42]

Эволюционная идея имеет очень древнюю историю: в разной форме мысли о последовательном появлении на Земле живых организмов с постепенно усложняющейся их организацией содержатся и в Книге Бытия, и в «Ригведе», и в произведениях философов древнего Китая и Греции.

Следует заметить, что закономерности эволюционного процесса могут быть выявлены в ходе ключевых проблем. Проблема первая: как возникает многообразие живого — из одного источника (монофилия) или из многих (полифилия) ? Вторая: каков характер возникновения этого многообразия — складывается ли оно медленно и постепенно (градуалистская концепция) или внезапно и быстро (сальтационная концепция) Третья: имеют ли эволюционные события случайный, ненаправленный, нецелесообразный характер (тихогенез) или они идут направленно, к определенной цели (моногенез).[43]

3.4. Теория государственного управления

Государство - это прежде всего аппарат управления, регулирования, охраны и подавления.

Государственный аппарат (государство)возник из аппарата управления родоплеменными объединениями.

Основоположники: А.С. Пиголкин, И. Л. Бачило, В.В. Лазарев, Н.И. Глазунова, А.В. Малько.

Сторонники данной теории считают основным фактором сложения государства консолидацию общества, находящегося в состоянии стресса. В частности, при увеличении населения потребности в интеграции могут настолько возрасти, что это вызовет появление управленческих структур. В качестве примера такого подхода можно привести гидравлическую теорию, предложенную историком Карлом Витфогелем в 1950 г. Он объяснил происхождение цивилизации необходимостью ирригации аллювиальных долин. Повышение продуктивности полей повлекло повышение плотности населения и повысило возможности урбанизации. Для поддержания ирригации нужно было мобилизовать трудовые ресурсы. А для организации контроля над расходом воды было необходимо правительство. Отсюда возникла система дифференцированного лидерства - восточный деспотизм.[44]

Государственное управление - это сознательное воздействие государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп(политических, социальных, культурных и т.д.), в котором реализуются общественные потребности и интересы, обозначенные цели, и воля общества.

Государственное управление - специфический тип социального управления, которое представляет собой воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования, рационализации, спецификации и общего развития.

Управление, как социальное явление возникает вместе с возникновением социальной организации: первобытное стадо -> семья-род -> племя -> фратрии -> союз племен -> государство, то есть система управления возникает и начинает функционировать достаточно рано.[45]

С точки зрения производства и распределения материальных благ первобытное общество характеризуется следующими признаками:

  1. первобытная «экономика» носит присваивающий характер (жизнеобеспечение общества осуществляется за счет собирательства, охоты и рыболовства);
  2. распределение материальных благ носит уравнительный характер (отсюда и название данного периода - первобытный коммунизм);
  3. частной собственности в современном понимании не существует. Предметы труда, быта, оружие принадлежат общинникам на правах владения и пользования, однако они не могут (поскольку попросту не осознают такой возможности) распоряжаться ими в эгоистических целях.[46]

С точки зрения социальной власти и управления первобытное общество характеризуется следующими признаками:

  1. полнота социальной власти принадлежит обществу в целом. Жизненно важные для рода управленческие решения принимаются на общем собрании путем голосования;
  2. оперативное руководство общественной деятельностью осуществляет выборный глава рода, власть которого опирается исключительно на личный авторитет (лучшего среди равных) и не несет каких либо привилегий (приоритет на собрании, «лучший кусок» при разделе добычи и т.п.);
  3. социальное управление осуществляется при помощи неписаных правил поведения, передаваемых из поколения в поколение с помощью устных мифов. Основной формой выражения этих правил поведения являются запреты (табу), особенность которых заключается в отсутствии какого бы то ни было логического обоснования (нельзя, потому что нельзя);[47]
  4. в основе правил поведения находятся не различаемые моральные, религиозные, традиционные установки, поэтому в ряде случаев эти правила называются мононормами;
  5. основным принципом социального регулирования является принцип талиона - равным за равное (око за око, зуб за зуб). Но при этом становятся обязательными два безусловных постулата публичного характера - два древнейших табу, призванных подавить внутри общины зоологические половые побуждения и агрессивность. Эти два императива гласят: 1) не убивай своих сородичей (табу на убийство); 2) не вступай в половую связь со своей матерью, братьями и сестрами (табу на инцест);
  6. нарушение табу влечет за собой изгнание виновного из рода (остракизм), что, по сути, означает смертный приговор.[48]

Постепенно человеческая организация усложнялась, что, с одной стороны, предполагало снижение эффективности существовавших механизмов социального регулирования и управления, а с другой, обусловливало возможность формирования качественно новых систем, способных обеспечить сохранение и развитие социума в условиях изменившихся жизненных реалий. Иными словами, в обществе постепенно складываются объективные предпосылки возникновения государства и права.

Таким образом, необходимость (возникновения государства) государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка.

Данная теория дополняет и расширяет практически все теории, о которых говорится в пособие, она является дополнением каждой из теорий и одновременно составной частью.[49]

3.5. Ограничительная теория происхождения государства

Во второй половине ХХ века интерес к проблеме происхождения государства возрос, что нашло свое воплощение в появлении нескольких новых оригинальных теоретических концепций. Одной из теорий, получивших большую известность, в первую очередь в зарубежной науке, и имеющей как многочисленных сторонников, так и столь же многочисленных критиков является так называемая «ограничительная» теория происхождения государства (circumscription theory).

«Ограничительная» теория происхождения государства (circumscription theory), была предложена многолетним руководителем отделения южноамериканской этнологии Американского музея естественной истории в Нью-Йорке, профессором Робертом Карнейро. Впервые основные положения этой теории были им сформулированы еще в 60-ых годах на основе изучения традиционных американских обществ.[50]

В наиболее развернутом виде, с хорошо продуманной аргументацией научное ядро доктрины было освещено в программной статье в 1970 году Основанная на результатах полевых этнографических и археологических исследований самого Р.Л. Карнеро, эта теория вот уже почти пятьдесят лет постоянно модернизируется автором с учетом новых фактов и научной критики оппонентов.

Под государством он понимает автономную политическую единицу (суверенную политическую организацию), включающую многие общины в рамках своей территории, имеющую централизованное правительство (государственный аппарат) с полномочиями сбора налогов, призыва людей на работу или войну, а также издания и исполнения законов (издание общеобязательных предписаний с принуждением к их выполнению).[51]

Теории выдвинутые известным американским социологом Робертом Карнейро в его книге «Теории происхождения государства»:

Первая группа теорий: «Националистические» теории, рассматривать которые автор считает излишним ввиду их детального опровержения .

Вторую группу теорий, подразумевающих возникновение государства, как следствие гениального творения человеческого разума или исторической случайности, Р. Карнеро считает метафизическими и, соответственно, они лежат за пределом научного понимания. В качестве иллюстрации таких доктрин, в примечаниях к статье, Карнейро приводит высказывание одного их первых американских социологов Лестера Ф. Варда, который считал, что государство - это результат незаурядного человеческого мышления, эманация индивидуального или коллективного разума.

Третья группа: волюнтаристические теории:

К этой группе Р.Карнейро относит теорию общественного договора, автоматическую.[52]

Теорию общественного договора- теория общественного договора (Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо); утверждают положение о спонтанном возникновении государственности у отдельных народов, путем рационально-добровольного отказа от индивидуального суверенитета с целью объединения в государство. Р. Карнейро рассматривает теории общественного договора как чисто умозрительные конструкции, не подкрепленные ни одним реальным историческим примером.

Наиболее распространенной из так называемых волюнтаристических теорий является «автоматическая» теория происхождения государства, которую Р. Карнейро связывает с именем Гордона Чайлда. Эта концепция испытывает сильнейшее влияние марксизма.

Автоматическая теория В. Гордона Чайлда распространена в среде антропологов и археологов.[53]

Согласно автоматической теории изобретение сельского хозяйства автоматически вызвало прибавочный пищевой продукт, позволив некоторым индивидам отойти от пищевого производства и стать гончарами, ткачами, кузнецами, каменщиками и т.д., осуществляя таким образом экстенсивное разделение труда.[54]

Развитие земледелия привело к интенсификации процесса разделения труда и благодаря этой «профессиональной специализации» сформировалась особая функция -функция управления общественными процессами, которая трансформировалась в политическую функцию и привела к возникновению государства, т.е. из этой специализации развилась политическая интеграция, которая объединила ранее независимые сообщества в государство.[55]

Сам Р. Карнейро видит главную трудность этой теории в том, что сельское хозяйство не создает автоматически прибавочного пищевого продукта, и это подтверждается эмпирическими фактами: например, известно, что индейцы Амазонии сами не производили прибавочного продукта, хотя и были способны к этому технологически, поскольку под влиянием европейцев стали производить его в целях продажи. Итак, заключает Р. Карнейро, необходим некий социальный механизм, вызывающий актуализацию способности к производству прибавочного пищевого продукта.

Гидравлическая или ирригационная теория происхождения государства известного синолога К. Виттфогеля напрямую связана с развитием земледелия. Земледельческие общины некоторых засушливых регионов с целью создания общей ирригационной системы и осуществления других значимых общественных работ объединяются в некую общую политическую единицу - государство.

Эта гипотеза также критикуется Р. Карнейро, на том основании, что в регионах, которые Виттфогель приводит в качестве иллюстрации своих построений, а именно, в Месопотамии, Китае и Мексике, как в настоящее время убедительно доказано, широкомасштабная ирригация началась значительно позже появления развитой ранней государственности

Р.Карнейро критикует волюнтаристские теории, считая, что они противоречат известным археологическим, этнографическим данным и не подтверждаются историческими свидетельствами. Он подчеркивает очевидную неспособность автономных политических единиц (локальных групп и земледельческих поселений-общин) отказаться добровольно от собственного суверенитета.

Согласно Р. Карнейро, волюнтаристские теории не могут объяснить проблему происхождения государства, что делает необходимым обратиться к последней группе концепций происхождения государства теориям принуждения (coercive theories).[56]

Он видит базу для возникновения государства в принуждении (насилии), а не в интеллектуальном самосознании собственного интереса отдельными общинами. Насилие, война, захват людских и территориальных ресурсов -вот механизм, при котором политическая эволюция шаг за шагом привела к появлению государства . Отстаивая мнение, что в основе государства лежит война. Р Карнейро отмечает, что первое наиболее обстоятельное исследование роли войны в становлении государственности принадлежит Герберту Спенсеру. Тем не менее, для научного анализа группы теорий насилия исследователь обращается к более известной концепции Франца Оппенгеймера. Принудительные теории: теория завоевания пастухами земледельцев (теория конфликта) (Ф. Оппенгеймер).[57]

Ф. Опенгеймер утверждал, что государство возникло после того как производительная способность оседлых земледельцев объединилась с энергией кочевых скотоводов вследствие завоевания первых последними. Таким образом базовой составляющей насилия являются завоевания и войны.[58]

Но и здесь есть слабая стороны:

- во-первых, с помощью этой теории невозможно объяснить появление государства в древней Америке, незнакомой с кочевым скотоводством;

- во-вторых, кочевое скотоводство и в Старом свете появилось только после возникновения ранних государств.

Необходимо отметить, что довольно интересны еще две теории происхождения государства выдвинутые Р. Карнейро - «Теория стесненности», которая довольно схожа с демографической теорией происхождения государства и макросоциологической теорией происхождения государства .[59]

Появление государства связано исключительно с регионами, где земли, пригодные для земледелия, ограничены природной средой. Горы, моря, пустыни четко отграничивают территорию, пригодную для земледелия в районах независимого появления государственности (к таким регионам он относит долины Нила, Тигра и Евфрата, Инда в Старом Свете, долины Мехико, горные и прибрежные равнины Перу в Новом Свете).

Примером может служить условия политогенеза в прибрежных долинах Перу и бассейне амазонки, где концепция стесненности дополняется концепцией насилия., когда в борьбе за уже развивающиеся ресурсы формируется более сложная политическая организация. Ключевой основной причиной появление государства является война и завоевание, но только в специфических условиях стеснения окружающей среды. Кульминацией этого процесса стало завоевание всего побережья Перу самым могущественным государством и появлением империи (по всей видимости, такой процесс носил пульсирующий характер, и объединение в империю и ее последующий распад в предгорьях Анд происходило неоднократно; последнее объединение принадлежит инкам).

Концепция Р.Корнейро носит универсальный характер, так как присутствует практически во многих регионах Земли, показывает универсальность механизма политогенеза, но н везде.[60]

Заключение

В работе были рассмотрены основные выделяемые в доктринальной литературе теории происхождения государства.

На сегодняшний день общепризнанным является факт того, что государство выступает в качестве центрального политического института, образование которого является неизбежным следствием эволюции общества. Исследование формы государства никогда не теряло своей актуальности и не теряет и по сей день, что обусловлено непростой политической и экономической обстановками, в которых пребывает не только российское государство, но и иные государства.

Подводя итог, можно сделать вывод, каждая из рассмотренных нами теорий отражает специфику возникновения государства для различных государств и народов. Лишь при детальном рассмотрении основных аспектов жизнедеятельности догосударственного общества, можно сказать о том, что государство, либо правовая система, действующая на территории данного государства, возникла в соответствии с той или иной теорией. Детальное рассмотрение догосударственного общества возможно только при наличии археологических и этнографических научных данных, так как эти данные являются неоспоримым подтверждением обстоятельств, оказывающих влияние на происхождение и формирование государства и права.

Необходимо выделить проблематику вопроса происхождения государства. Не смотря на схожесть некоторых теорий происхождения, нельзя выделить из них универсальную, подходящую под каждое возникшее государство, так как изначально природа рассмотренных нами теорий двойственна. Естественно, что в правовых цивилизациях государство и его публично-правовые институты возникали с целью предоставления равенства и свободы, в иных цивилизациях же наоборот пытались эту свободу присечь. Отсюда можно сделать вывод что создание универсальной теории происхождения государства не возможно.

Список использованной литературы

  1. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства. Курс лекций. – М.:Изд-во МГОУ, 2015. – 556 с.
  2. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права : учебное пособие / Т. В. Кашанина. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2014. - 299 с.
  3. Корельский В. М. и другие Теория государства и права: учебник / В.М. Корельский. - 2-е изд. М.: НОРМА, 2015. - 616 с.
  4. Крадин Н. Н. Основные закономерности происхождения государства: учебное пособие / Н. Н. Крадин - М.: Логос, 2016. - 271 с.
  5. Лазарев В. В. Общая теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев. - М.: Юрист, 2014. - 336 с.
  6. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах/отв. Ред. М.Н. Марченко.-3-е изд. перераб. и доп.-М.:Норма, 2017-568 с.
  7. Нагих С. И. Происхождение государства и права : учебное пособие / С.И. Нагих. - "Рос. правовая акад. М-ва юстиции Рос. Федерации". - Москва : РПА Минюста России, 2015. - 132 с.
  8. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений: учебник / В. С. Нерсесянц. - М.: Норма. 2017. - 944 с.
  9. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник для бакалавров / В. Д. Перевалов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015 - 428 с.
  10. Самоквасов Д. Я. Главнейшие моменты в государственном развитии Древней Руси и происхождение Московского государства; Заметки по истории государственного устройства и управления / Д. Я. Самоквасов. - Изд. 2-е, стер. - Москва : URSS ЛЕНАНД, 2016. - 197 с.
  11. Шагиева Р. В. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие / Р.В. Шагиева - М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. - 115 с.
  12. Шалютин Б. С. Происхождение и сущность права и государства : учебник / Б.С. Шалютин, И.В. Кисель - Урал. ин-т экономики, упр. и права. - Екатеринбург : Изд-во Уральского института экономики, управления и права, 2015. - 114 с.
  13. Мокичев К. А., и др. Научное наследие кафедры теории государства и права ВЮЗИ - МЮИ - МГЮА. Сборник научных трудов / К.А. Мокичев - изд. «Проспект». 2017. - 973 с.
  14. Петров И. В. Патриархальная теория происхождения государства и права и проблема матриархата / И.В. Петров // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - 124-125 с.
  15. Петров И. В. Классовая теория происхождения государства и права и Русская Правда / И.В. Петров // Международный журнал экспериментального образования. 2015. - 123-124 с.
  1. Самоквасов Д. Я. Главнейшие моменты в государственном развитии Древней Руси и происхождение Московского государства; Заметки по истории государственного устройства и управления / Д. Я. Самоквасов. - Изд. 2-е, стер. - Москва : URSS ЛЕНАНД, 2016. – С.34

  2. Шагиева Р. В. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие / Р.В. Шагиева - М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. – С.28

  3. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник для бакалавров / В. Д. Перевалов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015 – С.53

  4. Нагих С. И. Происхождение государства и права : учебное пособие / С.И. Нагих. - "Рос. правовая акад. М-ва юстиции Рос. Федерации". - Москва : РПА Минюста России, 2015. – С.36

  5. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах/отв. Ред. М.Н. Марченко.-3-е изд. перераб. и доп.-М.:Норма, 2017-С.74

  6. Лазарев В. В. Общая теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев. - М.: Юрист, 2014. – С.62

  7. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах/отв. Ред. М.Н. Марченко.-3-е изд. перераб. и доп.-М.:Норма, 2017-С.76

  8. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник для бакалавров / В. Д. Перевалов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015 - С.55

  9. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права : учебное пособие / Т. В. Кашанина. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2014. – С.86

  10. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений: учебник / В. С. Нерсесянц. - М.: Норма. 2017. – С.142

  11. Крадин Н. Н. Основные закономерности происхождения государства: учебное пособие / Н. Н. Крадин - М.: Логос, 2016. – С.93

  12. Шалютин Б. С. Происхождение и сущность права и государства: учебник / Б.С. Шалютин, И.В. Кисель - Урал. ин-т экономики, упр. и права. - Екатеринбург : Изд-во Уральского института экономики, управления и права, 2015. – С.72

  13. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства. Курс лекций. – М.:Изд-во МГОУ, 2015. – С.96

  14. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства. Курс лекций. – М.:Изд-во МГОУ, 2015. – С.97

  15. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений: учебник / В. С. Нерсесянц. - М.: Норма. 2017. – С.146

  16. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства. Курс лекций. – М.:Изд-во МГОУ, 2015. – С.98

  17. Мокичев К. А., и др. Научное наследие кафедры теории государства и права ВЮЗИ - МЮИ - МГЮА. Сборник научных трудов / К.А. Мокичев - изд. «Проспект». 2017. – С.145

  18. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства. Курс лекций. – М.:Изд-во МГОУ, 2015. – С.129

  19. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства. Курс лекций. – М.:Изд-во МГОУ, 2015. – С.117

  20. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах/отв. Ред. М.Н. Марченко.-3-е изд. перераб. и доп.-М.:Норма, 2017-С.91

  21. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах/отв. Ред. М.Н. Марченко.-3-е изд. перераб. и доп.-М.:Норма, 2017- С.93

  22. Петров И. В. Патриархальная теория происхождения государства и права и проблема матриархата / И.В. Петров // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. – С.125

  23. Лазарев В. В. Общая теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев. - М.: Юрист, 2014. – С.71

  24. Нагих С. И. Происхождение государства и права : учебное пособие / С.И. Нагих. - "Рос. правовая акад. М-ва юстиции Рос. Федерации". - Москва : РПА Минюста России, 2015. - 132 с. С.101

  25. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства. Курс лекций. – М.:Изд-во МГОУ, 2015. – С.148

  26. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений: учебник / В. С. Нерсесянц. - М.: Норма. 2017. – С.174

  27. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства. Курс лекций. – М.:Изд-во МГОУ, 2015. – С.180

  28. Шалютин Б. С. Происхождение и сущность права и государства: учебник / Б.С. Шалютин, И.В. Кисель - Урал. ин-т экономики, упр. и права. - Екатеринбург : Изд-во Уральского института экономики, управления и права, 2015. - С.89

  29. Петров И. В. Расовая теория происхождения государства и права и Русская Правда / И.В. Петров // Международный журнал экспериментального образования. 2015. - 123-124 с.

  30. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права : учебное пособие / Т. В. Кашанина. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2014. - С.101

  31. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства. Курс лекций. – М.:Изд-во МГОУ, 2015. – С.497

  32. Корельский В. М. и другие Теория государства и права: учебник / В.М. Корельский. - 2-е изд. М.: НОРМА, 2015. - С.115

  33. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник для бакалавров / В. Д. Перевалов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015 - С.112

  34. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства. Курс лекций. – М.:Изд-во МГОУ, 2015. – С.451

  35. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права : учебное пособие / Т. В. Кашанина. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2014. - С.105

  36. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник для бакалавров / В. Д. Перевалов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015 - С.171

  37. Корельский В. М. и другие Теория государства и права: учебник / В.М. Корельский. - 2-е изд. М.: НОРМА, 2015. - С.120

  38. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства. Курс лекций. – М.:Изд-во МГОУ, 2015. – С.129

  39. Корельский В. М. и другие Теория государства и права: учебник / В.М. Корельский. - 2-е изд. М.: НОРМА, 2015. - С.120

  40. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник для бакалавров / В. Д. Перевалов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015 – С.216

  41. Шагиева Р. В. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие / Р.В. Шагиева - М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. - 115 с. С.39

  42. Мокичев К. А., и др. Научное наследие кафедры теории государства и права ВЮЗИ - МЮИ - МГЮА. Сборник научных трудов / К.А. Мокичев - изд. «Проспект». 2017. – С.271

  43. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства. Курс лекций. – М.:Изд-во МГОУ, 2015. – С.505

  44. Мокичев К. А., и др. Научное наследие кафедры теории государства и права ВЮЗИ - МЮИ - МГЮА. Сборник научных трудов / К.А. Мокичев - изд. «Проспект». 2017. – С.272

  45. Шагиева Р. В. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие / Р.В. Шагиева - М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. - С.41

  46. Корельский В. М. и другие Теория государства и права: учебник / В.М. Корельский. - 2-е изд. М.: НОРМА, 2015. - С.131

  47. Мокичев К. А., и др. Научное наследие кафедры теории государства и права ВЮЗИ - МЮИ - МГЮА. Сборник научных трудов / К.А. Мокичев - изд. «Проспект». 2017. – С.226

  48. Мокичев К. А., и др. Научное наследие кафедры теории государства и права ВЮЗИ - МЮИ - МГЮА. Сборник научных трудов / К.А. Мокичев - изд. «Проспект». 2017. – С.227

  49. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства. Курс лекций. – М.:Изд-во МГОУ, 2015. – С.510

  50. Шагиева Р. В. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие / Р.В. Шагиева - М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. - 115 с. С.52

  51. Мокичев К. А., и др. Научное наследие кафедры теории государства и права ВЮЗИ - МЮИ - МГЮА. Сборник научных трудов / К.А. Мокичев - изд. «Проспект». 2017. – С.226

  52. Мокичев К. А., и др. Научное наследие кафедры теории государства и права ВЮЗИ - МЮИ - МГЮА. Сборник научных трудов / К.А. Мокичев - изд. «Проспект». 2017. – С.365

  53. Лазарев В. В. Общая теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев. - М.: Юрист, 2014. – С.101

  54. Корельский В. М. и другие Теория государства и права: учебник / В.М. Корельский. - 2-е изд. М.: НОРМА, 2015. - С.145

  55. Шалютин Б. С. Происхождение и сущность права и государства: учебник / Б.С. Шалютин, И.В. Кисель - Урал. ин-т экономики, упр. и права. - Екатеринбург : Изд-во Уральского института экономики, управления и права, 2015. - С.85

  56. Шалютин Б. С. Происхождение и сущность права и государства: учебник / Б.С. Шалютин, И.В. Кисель - Урал. ин-т экономики, упр. и права. - Екатеринбург : Изд-во Уральского института экономики, управления и права, 2015. - С.88

  57. Мокичев К. А., и др. Научное наследие кафедры теории государства и права ВЮЗИ - МЮИ - МГЮА. Сборник научных трудов / К.А. Мокичев - изд. «Проспект». 2017. – С.369

  58. Мокичев К. А., и др. Научное наследие кафедры теории государства и права ВЮЗИ - МЮИ - МГЮА. Сборник научных трудов / К.А. Мокичев - изд. «Проспект». 2017. – С.415.

  59. Шагиева Р. В. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие / Р.В. Шагиева - М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. - С.63

  60. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства. Курс лекций. – М.:Изд-во МГОУ, 2015. – С.522