Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников (сущность и значение сюжетно-ролевой игры для дошкольников)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный период - уникальный этап в жизни ребенка, время активного приобретения социального опыта и вступления в сферу социального взаимодействия. Именно на данном этапе развития дают о себе знать такие интра-психические особенности ребенка, как внутренняя психическая жизнь и регуляция поведения, проявляющиеся в содержательном общении со сверстниками и взрослыми, произвольном поведении, умении действовать в соответствии с имеющимися общими представлениями и т. д.

Все эти основные способности и качества как проявления продуктивного социального роста активизируются и формируются в ведущей деятельности дошкольного периода - игре. Вся жизнедеятельность дошкольника пронизана сюжетно-ролевыми играми, которые представляют собой главную форму организации процесса воспитания, обучения и развития в дошкольных образовательных учреждениях. Только так он может открыть мир для себя и себя миру.

Примеряя на себя ролевые образы взрослых людей, дети в специально создаваемых или воображаемых игровых условиях моделируют жизнедеятельность взрослых и взаимоотношения между ними. В такой игре более эффективно формируются и развиваются все психические свойства личности ребенка. Игровая деятельность детей способствует активизации произвольности их поведения и всех психических процессов - от простейших до самых сложных.

Психологи, как отечественные, так и зарубежные, давно отметили психологические ресурсы игровых технологий, в связи с чем последние получили широкое применение в качестве эффективных приемов как в психологической (консультирование, психокоррекция, реабилитация), так и в педагогической практике. Данное положение объясняется тем, что игры «предлагают» большое многообразие моделей ролевого поведения в разных жизненных ситуациях.

По сути, сюжетно-ролевая игра увеличивает спектр возможных реакций, формирует своеобразный банк технологий ролевого поведения и взаимоотношений в группе. Это особенно актуально, так как чем больше арсенал альтернативных реакций у ребенка, тем эффективнее он адаптируется к условиям социального мира.

Однако в современной ситуации общественного развития, в связи с увеличением числа электронных устройств, крайне редко применяемых с образовательной целью и больше используемых для проведения досуга, и, соответственно, возрастанием количества «гаджетозависимых» детей, дошкольники все меньше внимания уделяют сюжетно-ролевым играм.

На сегодняшний день накоплен немалый опыт применения игровых технологий в развитии личности ребенка, но изменяющиеся условия жизни требуют внедрения в психолого-педагогическую практику новых, современных игровых методов и приемов.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы курсовой работы и необходимости ее дальнейшего изучения. Исследованием особенностей и значения сюжетно-ролевой игры для дошкольников занимались такие ученые как: Ю.С. Кузовкова, В.С. Чернявская, С.В. Тарасов, О.В. Ахмадуллина, М.А. Виноградова, Н.В. Иванова, Д.В. Эльконин, Ю.С. Рубинчик, Г.П. Горбунова, Н.В. Михайленко и другие.

Цель настоящей курсовой работы - исследование особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников.

Исходя из поставленной цели, определены основные задачи исследования:

1) рассмотреть понятие и функции сюжетно-ролевой игры дошкольников;

2) изучить структуру и уровни развития сюжетно-ролевой игры;

3) провести экспериментальное исследование особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников.

В качестве объекта исследования в данной курсовой работе выступает сюжетно-ролевая игра.

Непосредственным предметом исследования являются особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников.

Методологической основой исследования являлись всеобщие методы познания – материалистическая диалектика, исторический материализм, общенаучные методы – анализ и синтез, исторический и логический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному в мышлении, частнонаучные методы исследования – формально-логический, метод системного анализа, сравнительный метод, изучение и анализ документов.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

§1. Понятие и функции сюжетно-ролевой игры дошкольников

В современных условиях общество задает эталон личности, процесс развития которой направлен на освоение социального мира, его предметов и отношений, исторически выбранных форм и способов обращения с природой, а также норм человеческих взаимоотношений. Следовательно, развитие выступает как форма социального развития ребенка, становление его как существа социального.

Необходимо также отметить то, что на ранних этапах онтогенеза общение играет практически витальную функцию в жизни детей. По словам Г.М. Андреевой, общение выступает и как способ цементирования индивидов и, вместе с тем, как способ развития самих индивидов. Человечество просто немыслимо без и вне общения. Вне общения невозможно осознать и проанализировать процесс становления личности отдельного индивида, а также выделить закономерности всего развития общества в целом.

Безусловно, игра выступает в роли основной деятельности детей дошкольного возраста, вследствие чего в процессе ненавязчивой игры можно прививать ребенку полезные для него знания, умения и навыки, не исключая, навыки коммуникации, умение формулировать и свою позицию и т. д.

Главное направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Порой, игра, созданная взрослыми специально, может даже предотвратить появление деформаций личности, отклонений в личностном развитии.

Игра, как социально-педагогический феномен культуры, изучена явно недостаточно. Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина. Игра, как огромный пласт культуры, разнообразит и обогащает досуг людей, воссоздавая ценность бытия человека.

С начала зарождения цивилизации игра выступает главным мерилом проявления всех важнейших качеств и черт личности ребенка. Ни в одном другом виде деятельности люди не демонстрируют такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно вследствие этого ее взяли на заметку в системе профессиональной подготовки людей, именно потому игра расширяет свои границы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.

Детство без игры и вне игры анормально и аморально. Изоляция ребенка от игровой практики – это лишение его не просто детства, это лишение его важнейшего и основного источника развития, импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, активизации познания мира и т. д.

Можно предположить, что игра представляет собой образ детства. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Разнообразие игр обеспечивает детям разнообразии удовольствий, удовлетворений и разнообразие средств связи в детской среде и в обществе в целом. Игра всегда подразумевает взаимодействие, поскольку играть, значит вступать в контакты с кем-то. В этом плане игра – это диалог между партнерами или группами играющих.

Игра – это общенаучное понятие. Согласно мнению ряда авторов, а именно Т.Н. Дороновой, О.А. Карабановой, Е.В. Соловьёвой, можно выделить две позиции в понимании сущности игры[1].

Согласно первой позиции, игра - это инстинктивно-биологическая по своей природе деятельность, которая в особой символической форме выражает врожденные влечения ребёнка, вытесняемые жестким давлением общества, антагонистически настроенного по отношению к нему и блокирующего возможности его свободного самовыражения (А. Фрейд, 3. Фрейд, В. Штерни др.).

Как известно, данный подход акцентировал противостояние общества и личности, общества и ребёнка, и игра в данном случае является формой защитного поведения.

Вторая позиция сводится к тому, что игра понимается как важнейшая и чрезвычайно эффективная в дошкольном возрасте форма социализации ребёнка, обеспечивающая освоение мира человеческих отношений (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Она содержит «идеальную форму», образец - эталон будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребёнком форме[2]. Игра в этом случае не разъединяет, а объединяет «мир взрослых» и «мир детей», обеспечивая создание условий для психического развития и взросления, подготовки ребёнка к будущей жизни.

С точки зрения Д.Б Эльконина, игра - это способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребёнка с обществом, кроме того, игра является средством освоения социальных ролей, ценностей и моделей поведения. Высокий уровень развития игры и сюжетно-ролевой игры, в частности, делает процесс социализации эффективным[3].

Между тем, культура игр и игровая культура в современном мире теряет свои позиции. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинным источником развития является живое общение и игра. К сожалению, игра современного ребёнка существенно отличается от той игры, которую описывал в свое время Д.Б. Эльконин.

Сейчас дети выбирают и называют роли редко, игра отличается однообразием, ограниченностью сюжета, роли представителей различных профессий практически отсутствуют; нет полноценного сюжета, логически развивающегося и отражающего определенную сторону социальной действительности[4].

Причин того, что сюжетно-ролевая игра уходит на второй план, много. Одной из них является то, что дошкольное воспитание ориентируется, прежде всего, на ускоренное развитие в ущерб его обогащению. Современный ребёнок, несмотря на позитивные изменения в дошкольном образовании, еще редко включается в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства.

Современная система образования и обучения долгие годы отделяла детей и взрослых друг от друга, не включая ребёнка в трудовые и бытовые отношения, лишая его возможности игровой деятельности.

Помимо этого, взрослые в своем стремлении предусмотреть все линии развития ребёнка, не оставляют времени для игр. Н.Л. Михайленко и Н.А. Короткова отмечают, что большинство детей вынуждены осваивать игровые действия сами, ориентируясь только на игровые материалы, игрушки, которые не могут объяснить какой сюжет выбрать для игры[5].

Не менее важной причиной разрушения сюжетно-ролевой игры является изменение места ребёнка в системе общественных отношений. Сегодня возникли новые формы деятельности, которые позволяют ребёнку включиться в общество: телевидение, компьютеры, интернет, что также снижает значимость ролевых игр.

Дошкольный возраст - это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Исследования Р.И. Жуковской, В.П. Залогиной, Д.В. Менджерицкой и многих других ученых показали, что игра социальна по своим мотивам, структуре и функциям[6]. Игра оказывает существенное влияние на социальное и нравственное развитие личности ребёнка дошкольного возраста. В ней отражается содержание окружающего ребёнка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил.

По мнению А.Н. Острогорского, игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников[7].

Понимание игры как деятельности, определенной социальными условиями, лежит и в основе многих исследований современных прогрессивных зарубежных ученых: А. Валлона, И. Лаунер, Р. Пфютце, Н. Христензен и др. О социальном развитии дошкольников в игре говорят результаты исследований О.Л. Ведьмедь, Н.П. Дубриковой, Ю.Н. Косенко, М.М. Стрекаловской и других.

Накопление ребёнком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребёнка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

К числу наиболее важных функций сюжетно-ролевой игры, имеющих определяющее значение для общего развития дошкольника, относятся:

1. Обучающая функция. Она позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, направленные на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие.

2. Развлекательная функция, которая способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, обогащает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.

3. Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

4. Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

5. Развивающая функция. Она заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено.

6. Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.

7. Психологическая функция, суть которой состоит в развитии творческих способностей детей[8].

Таким образом, можно сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Игра представляется той формой активности, в которой в большей степени вырабатываются социальное поведение детей, их видение жизни и отношение друг к другу. Ребенок в дошкольном возрасте лишь обнаруживает специфические для него способы отношений с социальным миром, у него формируется устойчивый индивидуальный стиль поведения и появляется представление о самом себе. Модифицируются мотивы, содержание общения ребенка, навыки продуктивного общения, происходит становление коммуникативного компонента ролевого поведения.

Значительные изменения в психике ребенка, вызываемые игровой активностью, предшествуют переходу на более высокий, новый этап развития личности ребенка.

§2. Структура и уровни развития сюжетно-ролевой игры

Д. Б. Эльконин описал структуру сюжетной игры как мнимую ситуацию общения[9]. В рамках игры выделен реальный и ролевой план игры. Большой вклад в понимание игровой ситуации внесла Л.И. Эльконинова, дополнив представление Д. Б. Эльконина о единице игры, которая понимается как «не одна изолированная роль, а соотношение двух ролей (ролевого действия, вызывающего ответное и только в силу этого осмысленное действие)»[10].

Рассматривая структуру сюжетно-ролевой игры, Д. Б. Эльконин выделял игровой сюжет и содержание игры. Сюжет - это та область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре. В отличие от него, содержание отражает то главное, что ребенок выделяет в человеческих отношениях. Здесь отражается более или менее глубокое проникновение ребенка в человеческие отношения[11].

Однако данных характеристик явно недостаточно для тех задач, которые выдвигает современная практика, а именно для описания характера той или иной игры и для типологии детских игр. Чтобы стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту.

Развитая игра предполагает создание и удержание в воображаемом пространстве «как будто», «понарошку»[12]. Это значит, что дети должны принимать роли или наделять ими игрушки, осуществлять игровое и реальное взаимодействие, удерживать определенный сюжет, использовать предметы-заместители, моделировать игровое пространство. Именно такая игра в случае своего полноценного развития может задавать зону ближайшего развития, то есть быть ведущей деятельностью.

Как указывалось ранее, сюжет игры - это моделируемая в игре сфера действительности. Ряд авторов (О.В. Ахмадуллина, Ю.С. Кузовкова, С.В. Тарасов) выделяют следующие типы сюжетов детских игр: бытовые сюжеты, производственные сюжеты и общественно-политические сюжеты.

Содержание игры - это конкретные представления ребенка-дошкольника о содержательном наполнении социально-профессиональной деятельности людей, воспроизводящиеся играющим ребенком в ходе развертывания сюжета игры. Психологическое содержание игры составляет игровое моделирование детьми профессиональных, социальных и межличностных отношений людей и возникающих в этой связи жизненных событий и ситуаций.

Таким образом, психологическое содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.

Другие структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: игровая роль; игровые действия; игровое употребление предметов (включая предметы, замещающие что-либо); социальные отношения детей, развивающиеся в ходе сюжетно-ролевых игр[13].

Игровая роль - это воспроизведение ребенком определенной социальной или профессиональной позиции взрослого, которая выражается ребенком в целой системе игровых действий, выполняемых с помощью игровых предметов и моделирующих социально-профессиональные отношения взрослых.

Игровые действия - это игровые поступки, которые изначально воспроизводят реальные предметные действия, но по мере развития ребенка приобретают все более обобщенный и сокращенный характер при сохранении логики и последовательности выполняемых в игре действий.

Игровое употребление предметов - это явление может быть представлено как в форме использования изобразительных игрушек, так и в форме использования предметного замещения.

Социальные отношения детей - это опыт взаимодействия детей друг с другом в ходе игры, имеющий определяющее значение в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребенка, в его нравственном развитии. Параметры социальных отношений детей в процессе игры - планирование игрового сюжета, распределение среди участников игровых ролей и игровых предметов, контроль и коррекция развития сюжета и выполнения ролей участниками игры.

Д. Б. Эльконин, исходя из структуры формирования игровой деятельности в дошкольном детстве, выделяет четыре уровня развития сюжетно-ролевой игры, отражающих динамику её становления в этом возрастном периоде[14].

Согласно данному подходу, для детей в 5-6 лет характерен третий уровень, в этот период основным содержанием игры является выполнение детьми игровой роли и связанных с нею действий. Впервые включается предварительное планирование игровой деятельности, контроль и коррекция выполнения ролей. Роли называются детьми еще до начала игры. Логика и характер игровых действий определяют роль в игре. Моделируются социальные отношения, игровые действия, игровые правила, которые не вербализуются, но регулируют выполнение ролей и актуализируются в случаях нарушения логики игровых действий и их несоответствия реальным действиям.

Для детей более старшего возраста - 6-7 лет - характерен четвертый уровень: центральным содержанием игры является выполнение действий, отражающих социальные и межличностные отношения. Обязательно присутствует предварительное планирование игры, вербализация всех этапов. Широко используется замещение. Дети обнаруживают способность к устойчивому сохранению новых игровых значений даже в условиях использования в качестве заместителей предметов, в реальности имеющих четко фиксированную предметную функцию.

Таким образом, игра представляет собой многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит активным средством воспитания и самовоспитания. Игры детей – это, как правило, самая свободная, естественная форма появления их деятельности, в которой они осознают, исследуют окружающий мир, открывают широкие просторы для проявления своего «Я», собственного творчества, физической активности, познания и выражения себя.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Целью исследования является изучение особенностей и основных компонентов структуры сюжетно-ролевой игры современных дошкольников, а также процесс развития ролевой игры у детей в экспериментальной группе.

1. В первом эксперименте принимали участие дети средних и старших групп одного из ДОУ, а также их родители и воспитатели.

Первый и наиболее важный аспект анализа был направлен на выявление характера детских игр, а именно: во что играют современные дети? И какие игры пользуются наиболее большей популярностью?

Для ответа на эти вопросы были исследованы анкеты с ответами воспитателей, где в процессе наблюдения за детьми средних и старших возрастов были перечислены все игры, в которые играю дети, и проанализирована частота названия каждой игры. Все игры были квалифицированны в соответствии с принятой типологией детских игр, а именно: ролевые игры, подвижные игры с правилами, игры-драматизации, настольно-печатные игры. Данные исследования приведены в таблице 1 (См. приложение А)[15].

Из полученных данных видно, что первое место занимают традиционные подвижные игры. В эти игры играет в средней группе 32 % детей, в старшей группе - 28 %.

Второе место занимают сюжетно-ролевые игры, среди которых на лидирующую позицию вышли традиционные «дочки-матери» и современная разновидность этой игры - куклы «Барби». Эти игры назвали, в основном, девочки. У мальчиков наиболее популярными были игры «полицейские и воры», «водители автобусов». В средней группе эти игры составляют (22 %), в старшей группе (26 %).

Третье место по популярности занимают настольно-печатные игры. В средней группе в такие игры любят играть 18 % детей, в старшей группе - 21 %. Особенно популярны конструкторы Lego, мозаики, пазлы.

Самую малочисленную, но самую разнообразную группу составили игры-драматизации. Здесь, наряду со старинной «Красной шапочкой», «Колобком», значительное место занимает современные сюжеты, заимствованные с телевизионного экрана (про Чипа и Дейла, про рокеров, ниндзя и другие). В игры-драматизации играют 12 % детей средней группы, в старшей -17 %.

Обращает на себя внимание тот факт, что с возрастом увеличивается число неиграющих детей, а занимающихся другими видами деятельности: рисованием, рассматриванием картинок в книжках, лепкой.

Таким образом, результаты данного исследования свидетельствуют, что ролевые игры отстают от подвижных игр по своей популярности среди дошкольников.

Содержание ролевых игр меняется с возрастом детей. В дошкольном возрасте сначала на первый план выступают отношения между людьми. Затем - выполнение правил, регулирующих поведение и отношение людей. Сюжеты детских игр весьма однообразны и ограничены в основном семейной тематикой. «Профессиональные сюжеты» (игры в повара, шофёра, доктора, космонавта и пр.), которые были весьма популярны 10-20 лет назад, практически отсутствуют в игровой деятельности современных дошкольников.

Между тем именно такие игры и такие профессиональные роли в наибольшей мере способствуют вхождению ребёнка в мир взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребёнка с обществом и, в соответствии с концепцией игры Д. Б. Эльконина[16], является неразложимой единицей игровой деятельности.

Играя, ребёнок не просто называет себя именем соответствующего персонажа. Например: я - доктор, я - космонавт, я - генерал. Он и действует, как взрослый человек, роль которого он взял на себя. В играх дети используют как реальные игрушки, так и их заместители. Поэтому развитых форм игры достигают лишь немногие дети, в основном после 6 лет, т. е. к концу дошкольного возраста.

Результаты исследования ролевых действий:

1) многие дети называют роли, стараются выполнять именно те действия, которые характерны для выбранной ими роли (дочки или матери);

2) 20 % детей выделяют правила, по которым нужно действовать, однако большинство из них не могут придерживаться правил, ограничивающих спонтанную активность (10 %), т. е. делают то, что по роли делать нельзя;

3) не все дети умеют пользоваться ролевой речью, осуществлять ролевой диалог[17].

Игра однообразна. Но у 50 % старших дошкольников она носит коллективный характер, а у 30 % в игре отражаются социальные и поло-ролевые отношения, принятые и преобладающие в обществе.

Результаты анкетирования родителей свидетельствуют о том, что родителей заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители ответственно подходят к созданию условий игровой деятельности, выборе игрушек для детей, но это часть родителей.

Многие считают, что они приобрели игрушки, и этого достаточно. Но при этом родители говорили о своей занятости на работе, дескать, по этой причине нет времени на игры с детьми. Ведущей деятельностью ребёнка от 3 до 7 лет является сюжетно-ролевая игра. К сожалению, в современном мире данный вид игры заменяется многими родителями на компьютерные игры, просмотр телевизора и т. д., и это очень большая, и можно считать, серьёзная ошибка родителей.

В ходе исследования обнаружилось, что у современных детей профессиональные и общественно политические сюжеты вытесняются телевизионными. Это говорит о том, что реальный опыт современных дошкольников ограничивается, с одной стороны, повседневным бытом, а с другой - сюжетами, связанными с боевиками или виртуальными персонажами, пришедшими с экрана телевизора, реальная, социальная и профессиональная жизнь взрослых становится закрытой для детей.

Между тем, как показывает практика отсутствие соответствующего опыта и вытекающих из него представлений образа взрослости является препятствием для развития профессиональных и общественных сюжетов, связанных с жизнью взрослых[18]. Анализ содержания игры современных дошкольников показал, что развитой формы игры достигают лишь немногие дети, и в основном после шести лет, которые играют активно и долговременно.

2. В другом ДОУ было проведено исследование дошкольников с помощью метода наблюдения, когда диагностировались основные компоненты структуры сюжетно-ролевой игры.

Диагностируемые компоненты структуры сюжетно-ролевой игры дошкольника в данном случае: способ реализации игровой роли - роль в действии, роль в сюжете, роль в отношении; игровые действия, количество игровых действий - менее 5; среднее количество игровых действий - от 5 до 10; высокое количество игровых действий - 10 и более; партнер в игре - отношения в игре на уровне наблюдения и/или подражания; игровое сотрудничество; планирование игры; поддержка ролевого диалога; предметный материал игры; использование реалистичных игрушек; использование предметов-заместителей, использование слов, отдельных жестов, умение обходиться без предметов; организация игрового пространства: использование реального пространства или игнорирование его; моделирование пространства[19].

В исследовании принимали участие дети подготовительной группы в возрасте 6-7 лет. Ребята были организованы в две подгруппы: семь и девять человек. Детям был предоставлен набор игрушек: куклы, предметы мебели - диван, кресла, посуда, печка, цыплята - и дана инструкция: «Договоритесь, обсудите и все вместе поиграйте в семью».

Ребята первой группы не стали распределять роли и обсуждать сюжет. Их внимание сразу привлекли игрушки. Кто-то из них уже придумал себе роль сам, не оповещая об этом других. Каждый подошел к той игрушке, которая заинтересовала, и стал с ней играть.

В этой группе было пять девочек и два мальчика. Девочки играли куклами (укладывали спать, усаживали на диван), использовали для игры посуду: готовили еду. Роль еды выполняла фасоль, найденная в одной из баночек. Большой интерес вызвала игра с фасолью - пересыпание в кастрюльки, помешивание ложкой. «Готовили» на печке. При обсуждении после игры выяснилось, что в игре одновременно было три девочки, которые выполняли одну и ту же роль мамы, также были дочь и сестра.

Один из мальчиков играл роль папы. В игре он также пользовался игрушечной посудой - готовил еду для цыплят. А второй мальчик сам был цыпленком, прыгал, мыл крылышки.

Ребята второй подгруппы (пять мальчиков, четыре девочки) пробовали договариваться: кто-то громко объявил свою роль, кто-то договорился в паре (кто кем будет), а кто-то встроился в игру в процессе, удачно обыграв это характером роли. Так, один мальчик взял на себя роль официанта, когда другой мальчик - «папа» - пришел на обед, находясь на работе. Мальчик-«папа» сел за столик, на котором стоял игрушечный чайный сервиз, с намерением «пообедать», мальчик-«официант» спросил: «Что будете заказывать?» Таким образом, наблюдалось развитие сюжета во время игры в семью, рядом появилось «кафе», услугами которого пользовались все участники игры.

Еще один мальчик придумал себе сам роль дедушки, но, кроме того, что он ходил «как дедушка», дальше игровых действий не последовало. В этой группе была одна «мама» и один «папа», дочерей у них было три. Одна из «сестер» была уже взрослой, у неё даже был свой магазин. Другие две «сестры» помогали «маме» на кухне с приготовлением обеда. Два мальчика не смогли самостоятельно «встроиться» в игру без помощи взрослого.

В первой группе можно классифицировать наблюдаемый уровень игры как «третий уровень», по Д. Б. Эльконину, когда основным содержанием игры является выполнение детьми игровой роли и связанных с нею действий (возраст 5-6 лет)[20]. Тогда можно сделать вывод, что этот уровень развития игры не соответствует возрастным нормам развития игры.

Во второй группе наблюдались действия, отражающие социальные и межличностные отношения между участниками игры, была слабая попытка договориться и обсудить роли. Отсутствовало в двух случаях предварительное планирование игры, вербализация всех этапов. Дети не использовали замещение предметов.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что у детей этой выборки развитие сюжетно-ролевой игры находится на достаточно низком уровне. В этом контексте актуальным представляется введение в дошкольное образование федеральных государственных образовательных стандартов, задачей которых является организация развития и обучения дошкольников через ведущий вид деятельности - игру.

Однако игра является не просто методом обучения дошкольников, а важнейшим самостоятельным видом деятельности, который ведет за собой все развитие ребенка. Представляется необходимым донести до воспитателей и родителей дошкольников информацию о том, насколько важна для развития дошкольника сюжетно-ролевая игра по сравнению с игрой в игрушки.

3. Не менее интересным представляется исследование процесса развития ролевой игры у детей в экспериментальной группе на примере одной из самых любимых игр детей - «Путешествие». Формирование ролевой игры в этом эксперименте заключалось в том, что были отобраны дети (два мальчика и две девочки), с которыми экспериментатор занимался на протяжении четырех месяцев 1-2 раза в неделю по 1 часу[21]. Цель данных занятий - повысить уровень развития ролевой игры.

Следует отметить, что процесс приобщения к новой деятельности происходит с помощью взрослого (путем перехода из внешнего плана во внутренний), и таким образом происходит развитие самой ролевой игры, она поднимается на более высокий уровень (этапы приобщения к новой деятельности).

Этап 1. Экспериментатор предлагает детям поиграть в какую-нибудь интересную игру, дети соглашаются (Владик, Марина - охотно, Катя и Вова - равнодушно). Экспериментатор передает инициативу в выборе сюжета игры детям («А во что мы могли бы поиграть все вместе?»). Владик предлагает: «Давайте мы поиграем в «автобус». Я буду водителем, а вы все пассажирами, я буду вас возить». Катя говорит: «А я буду продавать билетики».

Роль экспериментатора заключалась в организации игры, в попытках скоординировать действия детей. Катя нарвала бумажек - это были билетики. Участники расставили стулья друг за другом (экспериментатор постоянно предлагал детям выполнить те или иные действия по организации игры), впереди сел «водитель».

Все содержание игры состояло в том, что дети выполняли цепочки игровых действий («водитель» ведет автобус, «кондуктор» продает билеты, «пассажиры» просто сидят на своих местах). Экспериментатор во время игры не просто демонстрировал игровые действия детям, но старался передать аффективный заряд, выражал свою заинтересованность и эмоциональное отношение к процессу.

Также своим поведением взрослый старался выполнять действия, связанные с отношением к другим людям, роли которых выполняли дети (с помощью собственного примера экспериментатор пытался вывести детей на более высокий уровень развития игры). Для детей на этом этапе пласт человеческих отношений еще не был открыт в игре, они полностью ориентируются на взрослого, повторяют за ним его действия, но сами играть на достаточно высоком уровне не могут, без взрослого развернутой игры не получается.

Этап 2. Через некоторое количество таких занятий в игре детей экспериментальной группы наметились изменения. Инициатором игр по-прежнему был взрослый, но теперь дети уже охотно соглашались поиграть, сами предлагали несколько разных вариантов игр.

В игре «Путешествие» тоже наметились некоторые изменения. Основным содержанием игры стало выполнение роли и вытекающих из нее действий. Владик теперь был не «водителем автобуса», а, по собственному предложению, стал «машинистом поезда», на котором «пассажиры» отправлялись в путешествие. Марина была «проводницей», она предлагала «пассажирам» чай, проверяла билеты.

«Пассажиры» обсуждали, куда им лучше «поехать», в «дороге» они разговаривали, «ели», читали «газеты». Экспериментатор по-прежнему старался вывести детей в пласт человеческих отношений (демонстрировал специфическую ролевую речь, строго следовал правилам, выделяющимся в реальной жизни, четко выделял действия, направленные к разным персонажам игры). На данном этапе дети уже играли на более высоком уровне развития игры, но все это происходило только в присутствии и при помощи взрослого, собственной деятельности как таковой еще не было. Второй этап продолжался около двух месяцев.

Этап 3. Уже к концу формирующего эксперимента дети стали сами инициировать игру, предлагали разные варианты. В своих играх они уже могли отражать специфические человеческие отношения, роли детей определяли и направляли поведение детей. Экспериментатор здесь присутствовал просто в качестве включенного наблюдателя, стараясь не вмешиваться в игру детей.

Можно сказать, что здесь шла стимуляция и поддержка активности самих детей. К концу формирующего эксперимента все дети экспериментальной группы находились не ниже 3 уровня развития ролевой игры, игровая деятельность стала достаточно развернутой, игра продолжалась не менее 15-20 минут. Но, тем не менее, для проявления активности детей все равно было необходимо, чтобы взрослый находился рядом, без этого дети не могли развернуть ролевую игру на таком высоком уровне.

Таким образом, с помощью этого эксперимента можно увидеть, что специально организованные занятия могут существенно повысить уровень развития игры у детей дошкольного возраста, что, в свою очередь, отразится на повышении уровня психического развития ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любой возрастной период развития ребёнка является важным для его становления, особенно важным является дошкольный возраст, когда происходит формирование всех качеств ребёнка. В практике дошкольного воспитания огромное значение отводится сюжетно-ролевой игре, так как она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и многое другое.

Сюжетно-ролевая игра в своих основных формах выступает как историческое образование. Ее появление обусловлено историческим развитием общества, а также изменением места ребенка в системе общественных отношений в ходе истории общества

Сюжетно-ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Наиболее значимые функции сюжетно-ролевой игры это обучающая, развлекательная, коммуникативная, воспитательная, развивающая, релаксационная, психологическая функция.

Сюжетно-ролевая игра имеет свою структуру, в которую входят такие основные составляющие как сюжет, содержание и роль.

Сюжет является главным компонентом игры, без которого не может быть самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та деятельность, которая воспроизводится ребенком в ее процессе. Он представляет собой определенные действия, события и взаимоотношения жизни и деятельности окружающих, которые находят отражение в деятельности ребенка. Сюжеты игр могут быть разнообразными.

Содержание игры - центральный момент деятельности, в которой отражаются отношения между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной и другой деятельности. В зависимости от того, в какой мере ребенок имеет представление о деятельности взрослых, меняется и содержание игры.

В игре нет и абсолютной свободы действий, так как в ней действуют определенные законы и правила, сходные с теми, которые существуют в действительности. Как указывал Л.С. Выготский, всякая ролевая игра - это «игра с правилами, имеющимися внутри роли, которую берет на себя ребенок»[22].

Основу сюжетно-ролевый игры составляют роль и действия, которые с ней связаны. На всем протяжении взросления ребенка происходит и развитие роли: от ролевых действий к ролям-образам.

Кроме сюжета, содержания и роли, выделяют и такие структурные компоненты, как правило, игровое действие, предметы-заместители, воображаемую ситуацию и партнера по игре (социальные отношения).

Проведённые исследования особенностей и основных компонентов структуры сюжетно-ролевой игры современных дошкольников позволяют сделать следующие выводы:

1. Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую сторону жизни и телевизионную тематику. Профессиональные и общественные сюжеты представлены слабо.

2. У подавляющего большинства современных дошкольников среднего возраста игра не достигает своей развитой формы. Влияние игры на развитие произвольного поведения определяется не возрастом ребёнка, а уровнем развития самой сюжетно-ролевой игры.

3. Низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры ведёт к недоразвитию внутренней мотивации ребёнка, его поведение остаётся зависимым от ситуативных факторов, что негативно отражается на развитии одного из главных новообразований дошкольного возраста - произвольности.

Полученные результаты исследования сюжетно-ролевой игры дошкольников средних и старших возрастов показали, что сюжетно-ролевая игра наиболее развита среди дошкольников на среднем уровне, далее следует высокий уровень и низкий. Отсюда следует, что стратегия дошкольного воспитания, как в семье, так и в ДОУ, должна быть направлена, прежде всего, на полноценное развитие сюжетно-ролевой игры, поскольку именно в ней зарождаются и первоначально развиваются главные личностные новообразования дошкольного возраста.

Эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие предполагает не сворачивание игры, а своевременное и максимально полное использование её возможностей. Это известное теоретическое положение отечественной психологии приобретает в современной ситуации особо острое практическое значение. Представляется, что сегодня данные положения звучат ещё более остро и актуально, чем 50 лет назад.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Буршит И.Е. Зайцева А.А. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста // Символ науки. – 2016. - № 1-2. – с. 44-47.

2. Виноградова М.А., Иванова Н.В. Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. – 2016. - №5. – с. 126-130.

3. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для вузов / под ред. Кулагиной И.Ю., Колюцкого В.Н. – М.:Изд-во Сфера, 2009. – 464 с.

4. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Мухина В.С. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.

5. Горбунова Г.П. Актуальность и проблемы сюжетно-ролевой игры современных дошкольников // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. - №52. – с. 117-122.

6. Детская психология: от рождения до школы: учебное пособие / под ред. Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – 4 – е изд., перераб. и доп. – СПб., 2009. – 292 с.

7. Детская психология: учебное пособие / Д.В. Эльконин. – М.: Академия, 2011. – 384 с.

8. Дошкольная психология : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Урунтаева Г.А. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 336 с.

9. Евдокишина О.В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста // Мир науки, культуры, образования. – 2015. - №2 (51). – с. 54-59.

10. Иванова Е.С. Роль игровых технологий в профилактике негативных эмоциональных состояний дошкольников // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. - №12 (058). – с. 43-47.

11. Кузовкова Ю.С. Профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте// Казанский педагогический журнал. – 2013. -№3 (98). – с. 97-102.

12. Ларских З.П. Комплексное использование виртуальных и реальных сюжетно-ролевых игр как одно из условий мышления старших дошкольников // Вестник Брянского государственного университета. – 2014. - №1. – с. 123-127.

13. Организация сюжетной игры в детском саду: учебное пособие / под ред. Михайленко Н.В., Коротковой С.К. – М.: Изд-во Линка-Пресс, 2009. – 325 с.

14. Овсянникова В.В. Влияние эмоционального состояния на распознавание эмоций // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. - №1. – с. 123-126.

15. Организация сюжетно – ролевой игры с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ: методические рекомендации / Кайгородцева Н.Н. – Новосибирск: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 486», 2010. – 27 с.

16. Педагогика: учебное пособие / Бордовская Н.В., Реан А.А. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.

17. Педагогика. Краткий курс лекций: учебное пособие / Н.И.Мешков, И.В.Харитонова. – Саранск, 2010. - 149 с.

18. Психология и педагогика: учебник / Кравченко А.И. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 400 с.

19. Психология и педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов вузов / Луковцева А.К. – М.: КДУ, 2008. – 192 с.

20. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Шарипов Ф.В. - Изд-во «Логос», 2012. – 323 с.

21. Рубинчик Ю.С. Коллективные взаимоотношения детей дошкольного возраста// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. - №8. – с. 67-71.

22. Смирнова Е.О., Рахимова У. Межличностные отношения дошкольников и сюжетная игра // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. - №6. –с. 54-59.

23. Тарасов С.В., Трошин Д.А. Игра как активный метод развития ролевого поведения и положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. – 2016. - № 11. – с. 157-162.

24. Чернявская В.С., Ахмадуллина О.В. Опыт исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников // Концепт. – 2016. - № 1. – с. 77-82.

25. Шарапова С.А. Игровая позиция воспитателя как условие развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте // Современные наукоемкие технологии. – 2013. - № 7-2. – с. 45-49.

26. Юдина И.О. Психолого-педагогическое сопровождение развития личностных качеств дошкольника // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. – 2015. - №4 (4). – с. 79-84.

Приложение А

Таблица 1 – Анализ результатов исследования сюжетно-ролевой игры на основании анкетирования воспитателей

Игры

Во что играют дети?

Дети 5-6 лет

Дети 6-7 лет

Сюжетно-ролевые игры

«Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Дочки - матери», «Семья Барби», «Автобус», «Полицейские», «Война»

22 %

26 %

Настольно-печатные игры

Мозаика, пазлы, настольный футбол, хоккей, лото, домино, дидактические игры

18 %

21 %

Подвижные игры

Прятки, догонялки, игры с элементами соревнования, кегли, спортивные игры, катание на горках, качание на качелях, игры-забавы

32 %

28 %

Игры-драматизации, игры, заимствованные из мультфильмов и телепередач

«Красная шапочка», «Русалочка», игры в супер-героев, черепашек ниндзя, человек паук, «Чип и Дейл»

12 %

7 %

Другие виды деятельности

Рисование, раскрашивание, лепка, конструирование, рассматривание книжек

16 %

18 %

  1. Буршит И.Е. Зайцева А.А. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста // Символ науки. – 2016. - № 1-2. – с. 45.

  2. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Шарипов Ф.В. - Изд-во «Логос», 2012. – с. 122.

  3. Детская психология: учебное пособие / Д.В. Эльконин. – М.: Академия, 2011. – 384 с. 58.

  4. Юдина И.О. Психолого-педагогическое сопровождение развития личностных качеств дошкольника // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. – 2015. - №4 (4). – с. 81.

  5. Организация сюжетной игры в детском саду: учебное пособие / под ред. Михайленко Н.В., Коротковой С.К. – М.: Изд-во Линка-Пресс, 2009. – с. 205.

  6. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Шарипов Ф.В. - Изд-во «Логос», 2012. – с. 125.

  7. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Шарипов Ф.В. - Изд-во «Логос», 2012. – с. 126.

  8. Тарасов С.В., Трошин Д.А. Игра как активный метод развития ролевого поведения и положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. – 2016. - № 11. – с. 158.

  9. Детская психология: учебное пособие / Д.В. Эльконин. – М.: Академия, 2011. – с. 59.

  10. Дошкольная психология : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Урунтаева Г.А. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – с. 201.

  11. Детская психология: учебное пособие / Д.В. Эльконин. – М.: Академия, 2011. – с. 60.

  12. Смирнова Е.О., Рахимова У. Межличностные отношения дошкольников и сюжетная игра // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. - №6. –с. 56.

  13. Чернявская В.С., Ахмадуллина О.В. Опыт исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников // Концепт. – 2016. - № 1. – с. 79.

  14. Детская психология: учебное пособие / Д.В. Эльконин. – М.: Академия, 2011. – с. 60.

  15. Горбунова Г.П. Актуальность и проблемы сюжетно-ролевой игры современных дошкольников // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. - №52. – с. 118.

  16. Детская психология: учебное пособие / Д.В. Эльконин. – М.: Академия, 2011. – с. 58.

  17. Горбунова Г.П. Актуальность и проблемы сюжетно-ролевой игры современных дошкольников // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. - №52. – с. 119.

  18. Евдокишина О.В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста // Мир науки, культуры, образования. – 2015. - № 2 (51). – с. 56.

  19. Чернявская В.С., Ахмадуллина О.В. Опыт исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников // Концепт. – 2016. - № 1. – с. 80.

  20. Чернявская В.С., Ахмадуллина О.В. Опыт исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников // Концепт. – 2016. - № 1. – с. 81.

  21. Рубинчик Ю.С. Коллективные взаимоотношения детей дошкольного возраста// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. - №8. – с. 69.

  22. Буршит И.Е. Зайцева А.А. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста // Символ науки. – 2016. - № 1-2. – с. 45.