Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Использование шрифтов в древнерусском стиле в современной типографике

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Искусство письма появилось параллельно с возникновением письменности. Его можно отнести к одной из отраслей изобразительного искусства, которое называется каллиграфией

Наша русская шрифтовая система — одна из европейских систем, идущая отчасти от греческой, — в выражении и оформлении своих функций очень сильно использует вертикаль и горизонталь со всеми их свойствами. Причём можно сказать, что и горизонталь как линия равномерного движения, и вертикаль как ограниченная, остановленная линия, могущая иметь свой определённый внутренний строй и отсюда свой определённый масштаб, выявляют в нашем шрифте все основные свойства.

Если взять слова нашего языка, то для всех ясно, что они не безразличны к содержанию своему и являются большею частью живыми словесными изображениями тех вещей, которые они обозначают.О времени, условиях возникновения и становления славянского письма имеется очень мало фактических данных, поэтому и высказывания ученых по этому вопросу с давних пор были противоречивыми. Многие вопросы еще и по сей день не разрешены в полной мере.

ГЛАВА 1.

1.1. История происхождения письменности на Руси

Утверждение некоторых ученых, будто славянское письмо появилось лишь вместе с христианством, ни в коем случае не соответствует истине. В арабских и немецких хрониках упоминаются надписи, сделанные в древних славянских языческих храмах, которые означали названия богов или пророческие предсказания. Есть и более достоверные данные. Болгарский писатель Черноризец Храбр написал в конце IX века «Сказание о письменах славянских». В этой книге он говорит, что славяне читали и писали, употребляя для этого особые «черты и резы». Значит у славян уже в эпоху язычества была какая-то своя система букв и знаков, а латинские и греческие буквы они начали употреблять лишь после принятия христианства. Но в то же время автор разъясняет, что при помощи греческих и латинских букв невозможно было передать многие славянские звуки, отсутствовавшие в древнегреческом языке, например б, также свистящие з и ц, носовые гласные, ъ и др. «Так проходит много времени», говорит далее Храбр, «пока не появляется Константин Философ...»

В «Житии» Константина (Кирилла) Философа (826–869) говорится о наличии книжной письменности у восточных славян в IX столетии. В восьмой главе «Жития» рассказывается, что в 858 году по дороге в Хазарию Константин Философ со своими спутниками задержался на некоторое время в Крыму. В городе Корсуне (Херсонесе) он «обрел» Евангелие и Псалтырь, написанные старыми русскими буквами («русьскыми писмены»), а потом нашел и человека, который говорил на этом языке. Речь идет несомненно о каком-то восточном славянине-русине. В одной русской рукописи XV столетия прямо говорится: «а грамота русская явилася, богом дана, в Корсуни русину, от нея же научился философ Константин». Вполне правдоподобно, что корсунские книги были написаны не только русскими буквами, но и на древнерусском языке. Это подтверждается дальнейшим рассказом «Жития» о том, что Константин научился читать эти книги так скоро, что его спутникам-грекам показалось, будто произошло великое чудо. Но чуда здесь никакого не было, потому что Константин, как и его брат Мефодий, были македонскими славянами и говорили на языке, очень близком к древнерусскому.

Уже в эпоху Киевского государства, т. е. в XI–XII столетиях, когда Россия под управлением Ярослава Мудрого (1019–1054) достигла высокой ступени культурного развития, в былинах рассказывается о грамотности богатырей Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Василия Буслаевича и других. Из этого можно заключить, что грамотность, а особенно умение писать, были распространены в то время не только в высших слоях общества. Многие «искусные в грамоте» происходили и из низших сословий. Про Ярослава Мудрого Лаврентьевская летопись (1037) рассказывает, что он «сбора письце многы и перекладате отъ грек на словьньское письмо и списата книги многы». Можно предполагать, что среди этих книг были и некоторые шедевры искусства письма.

Почти все древнерусские писцы остались нам неизвестными. Первым мастером, известным нам по имени, был дьякон Григорий.

В 1056–1057 годы он писал по заказу посадника города Новгорода — Остромира книгу священного содержания, которая известна нам под именем «Остромирова евангелия». Надо отметить, что текст евангелия исполнили два писца. Имя писца, написавшего первые 25 страниц, неизвестно, хотя именно он дал образец письма дьякону Григорию. Заголовки золотом делал третий писец. Художественно выполненные в этой книге буквы устава являются классическими образцами древнеславянской кириллицы. И по своему остальному оформлению — богатой орнаментике и красивым миниатюрам — «Остромирово евангелие» является непревзойденным образцом древнеславянского искусства книги.

К тому же времени относится «Изборник» великого князя Святослава Ярославича, написанный в Киеве в 1073 году. Это же произведение с дополнениями повторено в 1076 году. Четвертой из этой группы книг надо отметить «Архангельское евангелие», написанное в 1092 году; малотиражное факсимильное издание было подготовлено перед первой мировой войной.

С 1531 года нам известен писец Исаак Бирев, который работал в Троице-Сергиевской лавре.

Для обучения в монастырях и при церквах были писцовые палаты и библиотеки. Во времена князя Владимира в конце Х столетия были уже и школы.

Важнейшими рукописями древней Руси следует признать летописи; оригинальную художественную литературу (сюда относится памятник большой литературной ценности «Слово о полку Игореве») и повести; свод законов Ярослава «Русская Правда»; составленные в духе средневековой науки и церковного учения книги по разным отраслям науки («Шестоднев»; «Физиолог» и др.); разные описания путешествий («Хождение игумена Даниила») и, наконец, многочисленные духовные и богослужебные книги и жития святых.

Изнурительные феодальные войны в XIII и XIV столетиях, а затем татарское иго опустошили большую часть городов Руси, разрушили многие очаги культуры, уничтожили несметное число рукописей. Поэтому до нашего времени сохранилось так мало письменных памятников культуры XI–XII столетия, всего лишь около сотни, среди них очень мало книг, а эпиграфических памятников и того меньше. Но и позднейших памятников письменности очень много погибло во время Отечественной войны 1812 года.

В эпоху феодальной раздробленности Новгород, один из самых древних и самых больших городов Руси, был центром, где русская культура продолжала развиваться всего заметнее и где она сохранила свой передовой характер. Новгород не подвергся опустошению татарами, он сохранил свои международные связи и старые культурные традиции. Широкие экономические возможности способствовали дальнейшему развитию искусства. Поэтому до наших дней сохранилось более 900 русских рукописей XIII–XIV столетий и большое число эпиграфических надписей. Кроме того, и в живописи и в книжной графике XIV столетия часто встречаются изображения писцов, а это доказывает, что переписка книг была широко распространенным явлением в культурной жизни страны.

Лишь Петр I положил книгопечатанию твердую основу, проведя реформу алфавита и шрифта, чем оказал великую услугу распространению грамотности и просвещения среди широких слоев населения.

Русским типографским шрифтом был полуустав, при помощи которого печатались как духовные, так и светские книги. Однако этот шрифт был неудобочитаемым и мало пригодным для печати книг светского содержания.

Петр I, хорошо знавший ясный шрифт гуманистической латиницы, решил изменить форму букв. В конце XVII и начале XVIII веков по его распоряжению было напечатано много различных книг новыми, близкими к антикве шрифтами. В 1710 году по указу Петра I в азбуке был произведен целый ряд новых исправлений, после чего в том же году царь утвердил новый шрифт. Этот вид шрифта, получивший свою форму и распространение в новой исторической эпохе, когда начала прогрессировать светская культура, называется гражданским шрифтом.

Старая кириллица продолжала применяться только в церковных книгах. В светской литературе, официальных документах и периодической печати стал употребляться новый, гражданский шрифт. Это породило резкое различие между книгами церковными и светскими, новая культура была в значительной мере освобождена от влияния религии и церкви. Уже в годы царствования Петра I было издано более 600 разных книг, причем на первом месте были учебники и книги по математике, географии, военному делу.

Со времени Петра I, по приказу которого был построен целый ряд бумажных фабрик, в России стала быстро развиваться и бумажная промышленность, хотя первые данные о производстве бумаги в России относятся уже к 1564–1576 годам.

1.2. Виды шрифтов

Глаголица. Азбуки, ставшие основой славянского письма, называются глаголицей и кириллицей. История их происхождения сложна и не ясна до конца.

О древнейшей форме глаголицы мы можем судить только ориентировочно, потому что дошедшие до нас памятники глаголицы не старше конца X столетия. Из них важнейшими и наиболее ценными считаются так называемые «Киевские листки», некоторые евангелия (Зографское, Мариинское и Ассеманиево), Синайский псалтырь и др.(Рис.1)

Всматриваясь в глаголицу, мы замечаем, что формы букв ее очень замысловатые. Знаки часто строятся из двух деталей, расположенных как бы друг на друге. Это явление замечается и в более декоративном оформлении кириллицы. Простых круглых форм почти нет. Они все связаны прямыми линиями. Современной форме соответствуют лишь единичные буквы (ш, у, м, ч, э).

По форме букв можно отметить два вида глаголицы. В первой из них, так называемой болгарской глаголице, буквы округлые, а в хорватской, называемой также иллирийскойили далмацийской глаголицей, форма букв угловатая. Ни тот ни другой вид глаголицы не имеет резко очерченных границ распространения. В позднейшем развитии глаголица переняла много знаков у кириллицы. Глаголица западных славян (чехов, поляков и других) продержалась сравнительно недолго и была заменена латинским письмом, а остальные славяне перешли позже на письмо типа кириллицы. Но глаголица не исчезла совсем и до настоящего времени. Так, она употребляется или, по крайней мере, употреблялась до начала второй мировой войны в кроатских поселениях Италии. Этим шрифтом печатались даже газеты.(Рис.2)

Кириллица(устав).Происхождение кириллицы также окончательно не выяснено. Название во всяком случае возникло позже, чем сам алфавит. Существует четыре основные теории о происхождении кириллицы, теории разной степени достоверности.

В связи со своей поездкой в славянские государства в середине IX века Кирилл несомненно составил какой-то новый славянский алфавит. Была ли это глаголица, неизвестно. Необходимо было перевести религиозную литературу на славянский язык, а для этого надо было упростить замысловатые и трудно выполняемые буквы глаголицы и ввести в алфавит недостающие буквы для звуков славянского языка. Обо всем этом говорится во многих источниках того времени, но всегда упоминается только об одномславянском алфавите, хотя их существовало в то время уже два.

Древнейшим памятником кириллицы считается надпись 893 года на развалинах храма в Преславе (Болгария). Найденная при строительстве Дунайско-Черноморского канала эпиграфическая надпись относится к 943 году, а надпись с надгробной плиты болгарского царя Самуила — к 993 году.

В алфавите кириллицы насчитывается 43 буквы. Из них 24 заимствованы из византийского уставного письма, остальные 19 изобретены заново, но в графическом оформлении уподоблены первым. Не все заимствованные буквы сохранили обозначение того же звука, что в греческом языке, — некоторые получили новые значения соответственно особенностям славянской фонетики.

Из славянских народов кириллицу сохранили всех дольше болгары, но в настоящее время их письмо, как и письмо сербов, одинаково с русским, за исключением некоторых знаков, предназначенных для обозначения фонетических особенностей.

Древнейшую форму кириллицы называют уставом. Как глаголица, так и устав, — виды письма еще полностью прописного. Отличительной чертой устава является достаточная отчетливость и прямоли нейность начертаний. Большая .часть букв угловатая, широкого тяжеловесного характера. Исключениями являются узкие округлые буквы с миндалевидными изгибами (О, С, Э, Р и др.), среди других букв они кажутся как бы сжатыми. Для этого письма характерны тонкие нижние удлинения некоторых букв (Р, У, 3). Эти удлинения мы видим и в других видах кириллицы. Они выступают в общей картине письма легкими декоративными элементами. Диакритические знаки еще не известны. Буквы устава — крупного размера и стоят отдельно друг от друга. Старый устав не знает промежутков между словами.

Полуустав. Начиная с XIV столетия развивается второй вид письма — полуустав, который впоследствии вытесняет устав. Этот вид письма светлее и округлее, чем устав, буквы мельче, очень много надстрочных знаков, разработана целая система знаков препинания. Буквы более подвижны и размашисты, чем в уставном письме, и со многими нижними и верхними удлинениями. техника начертания ширококонечным пером, сильно проявлявшаяся при письме уставом, замечается много меньше. Полуустав употреблялся в XIV–XVIII веках наряду с другими видами письма, главным образом, со скорописью и вязью.(Рис.3)

Писать полууставом было значительно проще. Феодальная раздробленность страны вызвала в отдаленных областях развитие своего языка и своего стиля полуустава. Главное место в рукописях занимают жанры военной повести и летописный, отражавшие наилучшим образом события, пережитые в ту эпоху русским народом. В XV столетии, при великом князе Московском Иване III, когда закончилось объединение русских земель и создалось национальное Русское государсгво с новым, самодержавным политическим строем, Москва превращается не только в политический, но и культурный центр страны. Прежде областная культура Москвы начинает приобретать характер всероссийской. Наряду с увеличивающимися потребностями повседневной жизни возникла необходимость в новом, упрощенном, более удобном стиле письма.

Скоропись. Скоропись примерно соответствует понятию латинского курсива. У древних греков скоропись была в широком употреблении на ранней стадии развития письма, частично имелась она и у юго-западных славян. В России скоропись как самостоятельный вид письма возникла в XV столетии. Буквы скорописи, частично связанные меж собой, отличаются от букв других видов письма своим светлым начертанием. Но так как буквы были снабжены множеством всевозможных значков, крючков и прибавок, то читать написанное было довольно трудно.

Хотя в скорописи XV столетия в общем еще отражается характер полуустава и связующих буквы штрихов мало, но в сравнении с полууставом это письмо более беглое.

Буквы скорописи в значительной мере выполнялись с удлинениями. В начале знаки были составлены главным образом из прямых линий, как это характерно для устава и полуустава. Во второй половине XVI века, а особенно в начале XVII века, основными линиями письма становятся полукруглые штрихи, а в общей картине письма видим некоторые элементы греческого курсива. Во второй половине XVII века, когда распространилось много разных вариантов письма, и в скорописи наблюдаются характерные для этого времени черты — меньше вязи и больше округлостей. В конце века круглые очертания букв стали еще более плавными и декоративными. Скоропись того времени постепенно освобождается от элементов греческого курсива и отдаляется от форм полуустава. В позднейшем периоде прямые и кривые линии приобретают равновесие, а буквы становятся более симметричными и округлыми. В то время, когда полуустав преобразуется в гражданское письмо, соответственный путь развития проделывает и скоропись, вследствие чего ее можно в дальнейшем называть гражданской скорописью.(Рис.4,5)

Вязь. Вместе со скорописью широко распространилась и упоминавшаяся выше вязь, характеризуемая затейливым, монограмным соединением букв. Вначале вязь употреблялась в заглавиях в виде соединения двух-трех переплетающихся букв, а затем перешли к написанию целых строк. Вязь трудно читалась, употреблялась она главным образом для орнаментации заглавий и выделения из общего текста единичных, более значительных слов. По стилю можно различать круглукю и угловатую вязь. Она применялась и в ранних печатных изданиях, и лишь с распространением гражданского письма вышла из употребления.

Шедевром искусства письма нужно считать пергаментный свиток середины XVII века — «Азбука славенского языка и написания скорописью учиться писать…», который «писал многогрешный Илейка... лета 7161 года мая в 7 день» (т.е. 1652–1653). По нашему понятию это является не азбукой в современном смысле, а подлинным учением художественному письму. Образцы сгруппированы так, что в каждой группе доминирует одна определенная буква в разных вариантах. Исполненные остроконечным гусиным пером, буквы свободны и размашисты; в каждом росчерке пера чувствуется рука великого мастера. Орнаментики здесь мало, и она менее художественна, чем письмо.(Рис.6)

Гражданский шрифт. Гражданский шрифт в сравнении с полууставов читается много легче. Форма многих букв его имеет одинаковые пропорции, вследствие чего этот шрифт в целом производи впечатление спокойного. Некоторые специфические буквы русского алфавита (ъ, ь и другие), не имеющие соответственных знаков в латинской азбуке, получили своеобразную форму: они отличаются от других букв своей высотой, что является характерным признаком шрифтов времен Петра I. Многие буквы получили и совершенно иную форму. Стали употребляться латинские s и i.

В 1735 и 1758 годах произошел еще целый ряд изменений в картине русского шрифта и в азбуке. Были устранены лишние буквы «зело», «кси» и «пси», введены в употребление несколько новых знаков.

Со времени Н. М. Карамзина, предложившего заменить старое «io» новым знаком ё, в русской азбуке особых изменений не произошло. Внешняя форма букв со временем стабилизировалась. Лишние удлинения и прочие элементы, бесцельно обременявшие буквы, вышли из употребления, а вместо этого стали уделять больше внимания сохранению русского своеобразия в основных конструкциях букв.(Рис.7,8)

ГЛАВА 2.

2.1. Современные шрифты в древнерусском стиле

Рассмотрим современный шрифт на основе вязи. В настоящее время печатные станки, трафареты и написание шрифта вручную заменили цифровые технологии. Для использования древнерусского шрифта в современной типографике необходимо перевести его на цифровую основу. В настоящий момент эта задача выполнена: Найти в сети шрифты на основе церковного полуустава и скорописи не составляет труда. Перенесение вязи на цифровую основу, однако, более проблематично из-за множества вариантов лигатур, написаний одних и тех же букв и украшений, применяемых при ее написании, поэтому шрифты, созданные на основе вязи более примитивны, чем вязь, написанная от руки. Помимо поиска нужного шрифта, возникает проблема актуальности его использования в той или иной сфере дизайна. К несчастью, оцифрованные гарнитуры устава получили широкое применение в оформлении вывесок гастрономических магазинов и пивных, что порождает у потребителя соответствующие ассоциации. К тому же, устав, как и готические шрифты старых образцов сейчас смотрится слишком архаично. Для применения в современном графическом дизайне славянские шрифты нужно видоизменять для их уместности. Известные шрифты на основе вязи – Tsarevich и KalinkaMalinka.(Рис.9,10) Шрифт основан на основе работ питерской школы каллиграфии. Технически он выполнен качественно, способен образовывать лигатуры и поддерживает девятнадцать языков. KalinkaMalinka более геометричен и не образует лигатур, более узок и 25 менее удобочитаем, зато буквы верхнего и нижнего регистра в нем имеют разное начертание при одинаковой высоте. Это позволяет конструировать облик слова по желанию дизайнера и имитировать рукописное письмо. Создатели шрифта Kramola тоже позиционируют его как шрифт на основе вязи, однако, он больше похож на шрифт направления арт-деко. Стоит отметить, что критерий удобочитаемости шрифта при выполнении гарнитуры на основе вязи достаточно сложно соблюсти, ввиду изначально своеобразной стилизации первоисточника. Используя вязь как основу для создания шрифта, необходимо провести стилизацию ее графем, ибо они не только отличаются от современных, но еще и трудночитаемы, а в некоторых случаях и вовсе практически не читабельны. Стилизацию шрифта необходимо выполнять бережно и корректно.

Изба – акцидентный плакатный шрифт, поэтому должен выглядеть ярко, броско и стильно.(Рис.11) Надпись плаката должна быть особенно заметной для мгновенного запечатления. Акциденция (от лат. accidentia — случайно появляющееся) — малые наборные формы, к которым относятся визитки, плакаты, рекламные объявления и так далее. Так же к акциденции относятся обложки и титульные книжные формы. Акцидентный набор, как правило, подразумевает небольшое количество текста и сложное художественное оформление. В нем уместно использование орнаментов, тангирных сеток и иных наборных украшений, а так же оптические эффекты для наборного шрифта. Как правило используется в кегле от 14 пунктов и выше. Читаемость для акцидентного шрифта не так важна, достаточно того, чтобы он был разборчивым. Эти шрифты насыщенные и больше привлекают внимание. Раньше акцидентные шрифты носили название титульного шрифта, это название используется до сих пор. Акцидентные шрифты уступают в читаемости наборным в 10 кеглях. Именно по этой причине их невозможно использовать для набора длинного текста. Как правило, акцидентные шрифты набирают в кегле не ниже 24-го. Самыми привлекательными из акцидентных шрифтов считаются гротески – рубленые шрифты. В основу шрифта изба легла древнерусская геометрическая вязь, получившая широкое распространения в Московском княжестве. Древнерусская вязь обуславливает вертикальную вытянутость шрифта и пропорции десять к одному Использование большого количества украшений, традиционных для русской вязи, таких как, завитки, листки, узелки и стрелки негативно сказалось бы на удобочитаемости шрифта. Для обеспечения комфортного прочтения и декоративности используются только три элемента – двойные ромбы и черточки, которые в шрифте трансформировались в двойные горизонтальные элементы. Круглые выемки в шрифте, используемые для придания буквам нужных очертаний превратились в индивидуальный декоративный элемент. Буквы латинского алфавита 26 выполнены с уклоном в готику, поэтому имеют заостренные окончания, и выглядят более агрессивно, так же, как и буквы готических шрифтов, выполняющихся пером. Выемки в буквах наравне с ромбами вызывают ассоциации с нарядными резными наличниками на ставнях у русской избы, что и послужило причиной для данного названия шрифта. Шрифт имеет прозрачные детали, такие как горизонтальные двойные штрихи и ромбы, поэтому предназначен для использования в крупном кегле.

2.2 Использование древнерусских шрифтов в современном мире

Создание иллюстрации для обложки книги с использование шрифта на основе "вязь"

Для создания текста использовался шрифт "Изба"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы бегло ознакомились с историей зарождения на Руси первой письменности, ознакомились с современными видами шрифта на основе древнерусской письменности. В практической части мы применили современный шрифт на основе "вязь" для создания иллюстрации книги.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Основная литература.

Основная литература.

  1. «whitemouse». Cтатья «История русского шрифта». 2018. [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://www.whitemouse.ru/font/story.cfm?d=rus#contents (дата обращения 17.01.2019 г.).

«Typejournal». Владимир Фаворский Статья «О шрифте»

  1. [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://typejournal.ru/articles/Favorsky-About-Type (дата обращения 17.01.2019 г.).

Дополнительная литература

  1. Calligraphy expo, 2018. – [Электронный ресурс]. – http://calligraphy-expo.com/aboutcalligraphy/from_the_depth_of_ages/istoriya-russkogo-shrifta (дата обращения 17.01.2019 г.).
  2. poznayka. – «История развития русских шрифтов» [Электронный ресурс]. – URL: https://poznayka.org/s104422t1.html (дата обращения 17.01.2019 г.)
  3. Евдокимова Н. А. , Плетнева Л. Г. РАЗРАБОТКА ШРИФТА НА ОСНОВЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ВЯЗИ, 2016. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.amgpgu.ru/upload/iblock/ec1/evdokimova_n_a_pletneva_l_g_razrabotka_shrifta_na_osnove_drevnerusskoy_vyazi.pdf (дата обращения 17.01.2019 г.).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Рис.4

Рис.5

Рис.6

Рис. 7

Рис.8

Рис.9

Рис.10

Рис.11