Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Игра как метод воспитания (Теории обучения и воспитания)

Содержание:

Введение

Итак, я выбрала тему своей первой курсовой работы: Игра – как метод воспитания. Не просто мной была выбрана эта тема. Моя задача – показать, насколько эта тема актуальна как для меня, так и для современный преподавателей. Каждый день я сталкиваюсь с глазами детей, которые все сложнее заинтересовать и чему-то научить. Моей целью является выявить, как игра в данном случае является мостиком между нашими поколениями, который помогает нам преодолеть стену нежелания, лени, противоречия и помогает в кратчайшие сроки добиться успеха. В данном случае игра – это объект, через который я хочу продемонстрировать предмет, как целое искусство, которое можно и нужно направить в нужное нам русло и добиться своей цели быстрым и интересным способом.

Хочу показать, что предмет - игра, невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. Рассмотрим именно этот объект, который является развлечением; отдыхом, при этом этот объект способен перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Моя основная задача рассмотреть игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, которым люди пользовались с древности. Я покажу широкое применение предмета игры как объекта в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Рассмотрю, как в современной школе, делают ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса.

Моя задача рассмотреть большое значение предмета игры в формировании личности, что ученые и педагоги многих стран исследуют предмета игры, ее происхождение, развитие и значение, Обращу ваше внимание на представителей зарубежных теорий игры (Бюхер, Спенсер, Калоцца, Гросс, Шиллер, Торндайк и др.) объяснявших предмет игры с идеалистических позиций. Например, как форму реализации избытка энергии (Бюхер, Спенсер), как врожденное стремление к деятельности, служащей для подготовки к жизни (Калоцца, Гросс), как удовольствие (Шиллер), как наследственный инстинкт, строго лимитирующий воспитательные возможности (Торндайк) и др.

Моя задача показать, как в русской прогрессивной педагогике, характерной чертой которой всегда было стремление развить творчество и активность ребенка, что объекту игре придавалось большое значение.

Хочу обратить ваше внимание, что и писатели-демократы Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов также искали новые средства и методы борьбы с недостатками в воспитании подрастающего поколения. Они рассматривали объект игру как одно из действенных средств нравственного, физического и умственного воспитания, подчеркивали связь детских игр с окружающей детей жизнью. И я считаю, что моя задача это тоже доказать в своей работе. А Н.Г.Чернышевский считал, что в воспитательном отношении наиболее ценными народные игры и развлечения, придавал также большое значение играм взрослых как лучшему отдыху. С этим высказыванием я тоже соглашусь и попытаюсь рассмотреть и проанализировать его.

Соглашусь с виднейшим русским педагогом XIX века К.Д. Ушинским, который рассматривал объект - игру ребенка как его действительность с действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что эта действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь потому, что она ему более понятна. Игра – объект, отчасти собственное создание ребенка. В действительную жизнь ребенок еще не может войти из-за ее сложности. В игре же он знакомится со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается предметами. Правильно К.Д.Ушинский отмечал влияние окружающей жизни на содержание детских игр. По его мнению, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в известной мере помогают формированию его личности, детского воображения. Ребенок стремится воздействовать на действительность и преобразовать ее в доступных ему пределах.

Одна из моих задач доказать, что игровая деятельность занимает не последнюю роль в учебном процессе. А может сочетать элементы игры и обучения, что во многом поможет учителю в процессе передачи необходимой информации детям. Я хочу вам показать, как одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако все зависит от конкретных условий работы учителя. Хочу обратить ваше внимание, что при всей привлекательности и эффективности игр как объекта необходимо знать чувство меры, иначе они могут утомить учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Так же хочу рассмотреть, что успех использования игр зависит, прежде всего, может зависеть от созданной атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель может создать в классе. Важно, выявить, что учащиеся привыкшие к такому общению, могут увлечься и стать вместе с учителем участниками одного процесса.

Моя задача показать, что урок – это не только игра. А доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшего благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, могут привести ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.

Мои цели - проанализировать в своей работе, как в школьной практике обучения положительно сказывается внедрение следующих положений:

- Процесс обучения в школе должен включать в себя как формальные, так и не формальные приемы обучения, к которым относятся и обучающие игры;

- Обучающая игра должна учитывать индивидуальные психологические особенности каждого обучаемого;

- Для большей эффективности обучающую игру следует вводить постепенно (от простого к сложному) на всех периодах обучения;

- Самообучение в целом должно быть преимущественно пробным, активно-игровым, в котором каждый ученик решает интересные коммуникативно-познавательные учебные задачи, т.е. все фокусируется вокруг школьника как субъекта учебной деятельности[1].

Хочу доказать тот факт, что игрой мы намного облегчаем процесс обучения; более того, умело разработанная игра неотделима от учения.

А так же рассмотреть игру, как объект гарантируемый позитивное эмоциональное состояние, повышающий трудоспособность, заинтересованность педагогов и учащихся, в отличие от монотонного исполнения определенных заданий, что приводит к полусонной обстановке в классе.

В целом, я хочу показать, что на всех этапах развития личности, предмет игры воспринимается как интересное, яркое, необходимое для жизнедеятельности занятие и ребенок чувствует развивающее и воспитывающее значение игры

А так же моей целью является - рассмотреть формирование познавательного интереса школьников к обучению и выяснить, будет ли оно более эффективным, если построить обучение на основе постепенного введения в учебный процесс игровых техник. С помощью предмета игры мне удастся проанализировать, что игра действительно является методом обучения и воспитания в современной школе с новым поколением детей.

Глава 1. Эффективность введения игровых технологий в учебный процесс

Свою работу хочу начать словами педагога - новатора В.А. Сухомлинского: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Отталкиваясь от его слов, хочу отметить, что мы педагоги должны именно зажечь, т.е. помочь раскрыться юному таланту. Именно в наших руках находится драгоценный, хрупкий сосуд – детская душа. Выбирая профессию педагога, мы возлагаем на свои плечи огромную ответственность. Мы не имеем права ошибаться! От любого нашего не верного, небрежного слова, фразы может в целом измениться судьба человека.

Каждый раз, заходя в класс, я вижу взгляды детей, которые с искренней надеждой заглядывают мне в глаза, ища там поддержки, внимания и даже нежности. Надо найти на все это силы и черпать их бесконечно.

Игровые технологии являются составной частью нашей педагогической деятельности, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс[2].

Я думаю, что применение игровых технологий на наших уроках в начальных классах необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, в наших руках, который комплексно обеспечивает:

  • Успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;
  • Развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
  • Укрепление и сохранение его психического, нравственного и физического здоровья.

Таким образом, мы - учителя формируем познавательный интерес школьников к процессу обучения (Приложение, Таблица 1.1).

Игра стимулирует познавательную деятельность учащихся, вызывает у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Поэтому использование на уроках в начальной школе игр нового типа, моделирующих сам творческий процесс, создающих свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, становится необходимостью. Такие игры нового типа называются развивающими, так как они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями, именно им удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно и по способностям.

Мне кажется целесообразным необходимость применения современных развивающих игр на уроках в начальной школе, так как:

во-первых, они могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

в-третьих, поднимаясь, каждый раз до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

в-четвертых, развивающие игры могут быть весьма разнообразны по своему содержанию, а, кроме того, как любые игры не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

в-пятых, играя в эти игры со своими учащимися, учителя дают возможность детям самим размышлять и принимать решения, оказывая помощь в ненавязчивой, доброжелательной форме. И сами получая колоссальный энергетический заряд положительных эмоций от успешно проделанной операции.

Именно благодаря этому, я считаю, что развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта у учащихся начальных классов и раскрывают их потенциал, сближают педагога и ученика, позволяют младшим школьникам чувствовать себя нужными именно этому коллективу и у них еще остается побольше времени оставаться детьми.

1.1 Формирование познавательного интереса школьников к обучению посредством игры

Каким образом происходит процесс формирования познавательного интереса школьников посредством игры? Думаю все в наших опытных руках. Если мы будем начинать с малых порций, заинтриговывая и все больше заинтересовывая наших слушателей, а так же вызывая небольшой азарт, то эта техника будет самой актуальной.

В отличие от иных видов деятельности, как я думаю, игра охватывает цель в самой себе; сторонних и отдаленных задач в игре школьник не ставит и не решает. Игра зачастую и определяется как действие, которая выполняется ради самой себя, сторонних целей и задач не преследует. Стоит отметить, что по мере становления игр (от потех до сюжетно-ролевых, творческих) на определенном этапе возникает цель. Игровые действия становятся рациональными: приступая к строительству «туннеля» в «горах» либо к лечению «больного», ребенок знает, что и как он будет делать и что получится в итоге игры. Верно так же и начиная игру в волейбол, футбол, дети ставят цель - победить. Но как в первом, так и во втором случае цель не выходит за границы игры, заключена в ней самой и никаких сторонних задач в ней не устанавливается и не решается.

Впрочем, если для ученика цель - в самой игре, то для педагога, организующего игру, есть и иная цель - становление детей, усвоение ими определенных умений, образование знаний, выработка тех либо иных качеств фигуры. В данном, между прочим, одно из главных возражений игры как средства воспитания: с одной стороны - неимение цели в игре, а с иной - игра - есть средство целеустремленного образования фигуры.

В наибольшей степени это проявляется в так называемых занимательных играх. Нрав разрешения этого возражения и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет особенно важной. Если же занимательная задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является решение этой занимательной задачи, то развивательная ценность игры будет минимальной.

Хочу вам показать пример рациональности применения игры в обучении, в котором существуют разные суждения. Я рассматриваю крупную трудность современного оглавления образования и вообще то, что ученье - дело солидное, некоторые считают, что в обучении игре нет места. Но больше обоснованным является все-таки другое суждение, последователи которого утверждают, что обучение без игры не решит всех стоящих перед ним задач. Дело в том, что задачи обучения гораздо шире, чем сообщение школьникам определенной суммы умений и выработка знаний использовать эти познания. Основная задача обучения, как мне видится, подготовка детей к жизни. А в период ученичества дети реально лишь в игре получают вероятность трансформации окружающего мира в соответствии со своими желаниями, и, помимо того, игра, как объективно заявляет Д. Бриннер, является источником удовольствия для ребенка, она содействует его безболезненной адаптации к условиям общественной жизни в будущем. Специальная ценность игры состоит в том, что «...игра обозначает для нас трансформацию охватывающего мира согласно нашему желанию, тогда как ученье изменяет нас самих для оптимальной адаптации к внешним условиям». Подметим, что Я.А. Коменский[4] дюже высоко оценивал роль игры в обучении. Он писал в «Биографии»: «Каждый мой способ направлен на то, чтобы школьная подневольщина превратилась в игру и потеху».

И конечно, игра помогает активизировать учащихся в обучении, побеждать скуку, уходить от шаблонных решений умственных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и созидание.

Все игры, которые применяются в занимательных целях, дозволено поделить на два вида в зависимости от существенного оглавления игровых действий. В первом случае вершину оглавления игры составляет занимательный материал, действия с которым облекаются в игровую форму. Скажем, дети, разбившись на команды, состязаются в скорости счета либо нахождения ошибок в словах, вспоминании дат исторических событий и т.п. Они исполняют обыкновенные учебные действия: считают, поправляют погрешности, припоминают даты, - но исполняют эти действия в игре. Это позволяет им действовать в непринужденной форме, одновременно достигая успехов.

В ином случае занимательный материал вводится как элемент в игровое действие, которая является как по форме, так и по оглавлению стержневой. Так, в игру-драматизацию со сказочным сюжетом, где весь класс играет роль, определенную оглавлением сказки, может быть внесен дидактический материал: некоторые умения по географии, биологии, истории, математике либо иным предметам. Дети играют роли Буратино, Незнайки, Красной Шапочки, Бабы-яги и тренируются в счете, познают местоположение частей света либо получают данные о строении растений или другую нужную информацию.

Мне становится ясно, что во втором случае дидактическая «нагрузка» гораздо меньшая, чем в первом. Но это мной оправдывается тем, что на 1-й план выдвигается не усвоение дидактического материала, а воспитательные задачи, применение познаний в разных обстановках либо заблаговременное ознакомление с новыми умениями. Такие игры применяются чаще во внеурочное время и на занятиях в начальных классах для отдыха детей от напряженной умственной работы.

В начальных классах теснее сама постановка учебной задачи для детей может осуществляться с применением игровых моментов. Так, педагог может обратиться к детям от имени Буратино или Незнайки с просьбой припомнить буквы и какие звуки означают эти буквы и т.п.

Для младшего школьного возраста ученье - новое и непривычное дело. Следственно при знакомстве со школьной жизнью игра содействует снятию барьера между внешним миром знания и психикой ребёнка. Игровое действие дозволяет постигать то, что заблаговременно вызывает у младшего школьника ужас неизвестности, непрерывно внушаемое уважение к мудростям школьной жизни, что препятствует лёгкому усвоению умений.

Главным типом занимательных игр, используемых при исходных стадиях, являются игры, формирующие устойчивое внимание к учению и освобождающие напряжённость, которое появляется в период адаптации ребёнка к школьному режиму.

В период игры педагог должен организовывать в классе атмосферу доверия, твердости учащихся в личных силах и достижимости установленных целей. Залогом этого является благосклонность, тактичность педагога, вознаграждение и одобрение действий учащихся в нужный момент.

Любая игра, предлагаемая педагогом, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Невозможно для облегчения игры отказываться от наглядности, если она требуется. Дети легче и быстрее воспринимают тему, если педагог использует наглядные информационные пособия.

Педагог должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, исключительно к творческим играм, где учащимся представляется огромная автономность. Очень важный аспект: нельзя насильно втягивать ребенка в игру. От этого может произойти обратный эффект. В основном я не настаиваю на участии ребенка без особого его желания, оставляя ему свободу выбора. И обычно это срабатывает. Ребенок, смотря на игру сверстников, преодолевает свои внутренние барьеры и тоже постепенно включается в процесс.

Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники различного уровня и при этом в каждой группе должен быть глава.

В процессе игр педагог должен понемногу воспитывать ведущих из числа лидеров, а в примитивных играх предлагать роль ведущего поочерёдно различным учащимся.

Не следует приучать детей к тому, чтобы на всем уроке они ожидали новых игр либо сказочных героев. Нужен ступенчатый переход от занятий, интенсивных игровыми обстановками, к урокам, где игра является вознаграждением за работу на уроке либо применяется для активации внимания: весёлые шутки-минуты, игры-путешествия в страну чисел либо страну познаний. Мы к сожалению не можем постоянно играть и развлекать детей. Нужно умело чередовать нагрузки и игры, постоянно владея классом.

Исключительно обширно применяются игры на занятиях при обучении детей шести-семилетнего возраста, от того что ведущей деятельностью детей до поступления в школы была игра, а с поступлением в школу происходит смена ведущей деятельности на учебную. Нужно иметь в виду, что даже результативными являются игровые формы обучения, разного рода занимательные игры. В подобных условиях переход от одной ведущей деятельности к иной происходит безболезненно. Нужно больше практиковать увлекательные игровые формы обучения, которые вызывают здоровый интерес у детей (скажем, игру в магазин при обучении математике, обведение силуэтов рисунка при обучении письму, игру с куклами и мячами на занятиях по становлению речи и т.д.

Даже слаборазвитые, трусливые и застенчивые дети с охотой включаются в игры. При этом нужно чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт оглавление той либо иной игры, и потихоньку совершенствовать эту дидактическую основу. В обстановке весёлой, интересной дидактической игры дети больше удачно усваивают познания, чем в процессе учебных занятий.

Разумеется, обучение невозможно превращать в сплошную игру. И в будущем школьники, когда станут старше, осознают, что ученье не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему счастливый и интересный.

Младший школьник мыслит наглядно - образно, поэтому нужно при использовании занимательных игр применять наглядность. Игра должна быть увлекательной, увлекательной для детей, но ни в коем случае невозможно принудительно принуждать детей играть. Это не даст желаемого эффекта ни в развивающем, ни в образовательном плане[5].

Я считаю, что в игре детям следует предоставлять огромную самостоятельность, в то же время на них невозможно возлагать и крупную ответственность. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением правил, а всякий участник игры ощущал свою ответственность перед классом, стремясь постичь неизведанное доселе.

1.2 Игра – метод обучения и воспитания в современной школе

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

А успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Мы живем в достаточно тяжелое время, так как педагогу все тяжелее заинтриговать детей, которые шагают в ногу со временем, играя в компьютерные игры, приставки и др. гаджеты. Педагогам приходится или шагать с ними или хотя бы не отставать от них.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются не имитационные игры.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют "правила" имитируемой реальности)[3].

Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия. Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования; во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

Одним из наиболее распространенных в дошкольном возрасте методов является игровой. Он связан с использованием различных компонентов игры в целях решения каких-то воспитательных и образовательных задач. Чаще всего при использовании игрового метода используются такие компоненты, как действия с игрушками, имитация действий, воображаемые ситуации, ролевое поведение и др. Педагог, определяя программное содержание занятия, планирует элементы игр, с помощью которых данное содержание будет усвоено быстрее и эффективнее. Например, рассказывая детям старшей группы об осени, педагог предлагает изобразить воображаемую ситуацию сбора листьев в парке. Игровой метод может использоваться на различных этапах занятия — и для сообщения детям новой информации, и для закрепления ее. Широко применяется дидактическая игра как метод и средство обучения. В ней действия детей регулируются правилами и игровой задачей. Чаще всего дидактические игры с правилами используются для активизации, закрепления усвоенных знаний, многие из них требуют их обобщения, систематизации, что предполагает активные умственные операции: анализ, сравнение, классификацию.

Познание детьми старшего дошкольного возраста окружающей действительности требует использования элементарных опытов как одного из практических методов обучения. Педагоги организуют опыты в зависимости от поставленных задач. Например, выясняя свойства различных материалов, воспитатель может предложить старшим дошкольникам опустить предметы из различных материалов в воду и посмотреть, какие из них тонут, а какие — нет. Проведение опытов всегда связано с постановкой задачи перед детьми, организацией наблюдений и их анализом. Умение детей сопоставлять, делать выводы и заключения требует не только понимания причинно-следственных связей, но и умения выразить их с-помощью речевых средств. Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить понимать конструкции с союзом «потому что», а позднее и употреблять их в самостоятельной речи.

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям . Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

Игра – понятие многогранное. Игра сейчас встаёт в строй самых насущных потребностей человека. Без неё невозможно нормальное развитие мозга и тела. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства. Детские игры воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет богатство человеческой личности.

Игра – главная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отражённой моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем, и практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребёнка, сферой неповторимой человеческой активности[6].

Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны.

Таким образом, какая бы не проводилась игра, мы должны помнить – педагог всегда должен стремиться зажечь искорку интереса к той или иной области знаний.

Только такая искра может вызвать цепную реакцию увлечённости, пытливости, поиска, создать ту атмосферу, в которой наиболее пышно произрастает древо познания.

Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребёнка.

Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.

Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

Продукт игры – наслаждение её процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей.

Я считаю, что игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир.

Мы справедливо можем утверждать, что игра есть потребность растущего ребёнка: его психики, интеллекта, биологического фонда.

В заключении, я могу сказать, что использование игр как средства воспитания необходимо с целью стимулирования познавательного интереса школьников к учебному процессу и, как следствие этого, роста количественных и качественных показателей подготовленности учащихся, их успеваемости. Есть основание полагать, что при частом использовании различного рода игр они будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к новому и интересному.

Игра – это естественная для ребенка и приемлемая форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как средство воспитания и передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития[5].

Я надеюсь, что мне удалось показать актуальность игры заключающейся в возникновении новых возможностей у детей. И эти возможности можно реализовать во внеурочное время, в свободной и интересной для детей форме - в форме игры, которая безусловно воспитывает школьников, раскрывает их таланты, творческий потенциал, раскрепощает и как мы уже поняли, учит общению со сверстниками.

Глава 2. Воспитывающее значение игры

Невозможно представить себе детство без игр. Даже самых маленьких, находящихся еще в коляске трехмесячных детей уже привлекают висящие перед глазами игрушки. Ребенок тянется к яркому предмету, наталкивается на него ручонками, пытается ощупать, захватить его. А по мере развития двигательных умений он схватывает поднесенную к нему игрушку и начинает действовать с ней: с любопытством осматривает, берет в рот, размахивает ею, перекладывает из руки в руку, стучит, бросает на пол. Сколько удовольствия на его лице! Взрослый уже устал, поднимая (в который раз!) погремушку, а малыш все бросает и бросает ее, требуя немедленного возвращения облюбованной игрушки.

Попробуйте дать малышу резиновую пищалку, и он, дотронувшись до нее, неожиданно для себя извлечет звук. Испугается или удивится, а затем повторит свой «эксперимент». По мере действия различными предметами он делает бесконечные открытия: мяч прыгает, катается; погремушка издает звук; бумага рвется, мнется, шелестит... Игры самых маленьких пока что заключаются в манипулировании с предметами, в результате чего ребенок знакомится с их свойствами и назначением.

На втором году жизни игры ребенка становятся более осмысленными. Освоив многие действия с предметами, он пытается отображать то, что видит в повседневном окружении, подражает действиям взрослых: кормит куклу, гуляет с ней, укладывает спать, стирает, варит кашу. После полутора лет дети уже способны самостоятельно и подолгу играть со строителем, песком, водой, пытаются строить, копать, лепить «пирожки», насыпать песком грузовик, а свои действия сопровождать звуками, имитируя сигнал машины, гудок паровоза и т. п.

Вместе с ростом ребенка, накапливанием жизненного опыта, развитием наблюдательности, мыслительных способностей меняется и характер детских игр. Начиная с 3 лет у детей появляются игры с замыслом. Правда, замысел еще довольно примитивен, не устойчив и легко меняется по содержанию в процессе игры, однако требует от играющего активности мысли, воображения и достаточного запаса впечатлений.

Нормально развивающийся ребенок много и с увлечением играет. Игра — естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая стремление к движению, действию, к переосмысливанию впечатлений окружающей жизни. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего».

Каждый день несет ребенку массу впечатлений, и, хотя многое ему еще не доступно, он многого не знает, не умеет, но неудержимое желание стать участником «взрослых» дел заставляет его (хотя бы понарошку!) отражать в действии то, что захватило его ум и воображение. Игра как раз и предоставляет ему такую возможность.

Мир игр — мир ребенка, близкий и доступный ему, где любой замысел можно привести в исполнение. В игре он может стать учителем и врачом, шофером и летчиком, мамой и строителем. В игре он чувствует себя большим и умным, сильным и умелым. Он все может — и переплыть океан, и полететь на Луну. Ребенок вносит в нее все самое для него интересное, в ней он как бы моделирует мир отношений взрослых.

Игра — своеобразная школа чувств ребенка. Взятая роль захватывает его, воздействует на детские чувства: доктор — внимателен и чуток; мама — добрая и заботливая; командир — справедливый и строгий; учительница — умная и требовательная. И если ребенок берет на себя одну из этих ролей, то, вживаясь в образ, он искренне переживает. Именно поэтому важно, чтобы ребенок брал на себя положительные роли: игра должна будить в нем добрые чувства. Только в этом случае она оказывает благотворное влияние. «Есть игры, вырабатывающие жестокость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитывающее значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и т. д. и т. п. Путем игры можно воспитать зверя, путем игры можно воспитать и коммуниста».

Наша цель направить интерес ребенка в правильное русло, подкармливая его новыми захватывающими элементами и вовлекая его в все в новый и новый процесс игры. Давая ребенку все больше и больше выбора, что бы постепенно сформировалось его собственное мнение, не похожее ни на кого. Постепенно воспитываем и прививаем ему благоразумный вариант выбора, показывая порой на собственном примере, т.е. пытаемся воспитывать деток посредством игры.

2.1 Новый взгляд на систему формального образования

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении [7].

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других – реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций. Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового [7].

Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса

В практике работы учебных заведений отмечаются недостаточная интенсивность применения педагогических новшеств. Причинами этого является отсутствие: прохождения необходимой профессиональной экспертизы и апробации конкретного инновационного педагогического продукта; организационной, технической и личностной подготовки участников инновационных процессов для внедрения педагогической инновации в образовательную практику

В действительности инновационная деятельность состоит в обеспечении возможности создания, как новой продукции, способной удовлетворить растущие потребности общества, так и новых технологий в области не только производства товаров и услуг, но и культуры и образования, способствующих их развитию путем повышения их качества.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний[10].

Преобразование системы образования из репродуктивной в открытую, творческую, включение субъектов образования в непрерывный процесс конструирования собственного образования – важнейшая задача, которая требует новых подходов к осмыслению сущности современного образования.

Педагогическое творчество — это всегда поиск и нахождение нового. Каждый педагог продолжает дело своих предшественников, педагог-творец видит шире и значительно дальше. Каждый педагог, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером. Коллективная педагогическая творческая деятельность служит главным механизмом развития школы и самого коллектива педагогов.

В действительности работа с новым материалом состоит из обеспечения возможности создания как новой продукции, удовлетворяющей растущие потребности общества, так и новых технологий в области не только производства товаров и услуг, но и культуры и образования, способствующих их развитию путем повышения качества.

Педагогическое творчество – это всегда поиск и нахождение нового. Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером. Коллективная педагогическая творческая деятельность служит главным механизмом развития школы и самого коллектива педагогов. Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. Нами подчеркивалось, что подлинных педагогов-новаторов не так много, и появляются они не часто.

Не знаю, насколько мой опыт работы с детьми можно назвать новым, но я очень стараюсь совершенствоваться, не стоять на месте, идти в ногу со временем, заинтересовывая своих юных слушателей и сама с головой окунаюсь в процесс игры - обучения. Чувствую их азарт, который поглощает и меня, заставляя стремиться к большему и совершенствоваться. Так приятно видеть восторг в глазах детей после успешно проделанной работы, который подталкивает меня к новым творческим путям.

Возможно, многие думают, что игровой процесс увлекает лишь школьников младших классов, с чем я категорически не соглашусь. Так как и старшеклассники с большим азартом участвуют в игровых познавательных процессах, которые правильно подготовлены для данной аудитории.

Очень часто я использую игровые техники на своих уроках, но умело комбинирую их с процессом обучения. Используя игру, как метод закрепления нового материала или повторения прошлого. Сейчас мы можем использвать разнообразные игры, включая так же компьютерные варианты, которые очень актуальны у современных детей. Использую аудио файлы, подготовив заранее всю тематическую программу. Использую в своей работе ролевые игры, игры на сплочение, раскрепощение и т.д. всячески вовлекая школьников в процесс обучения.

Хочу отметить, что усвоение учебного материала посредством игры происходит более непринуждённо и естественно, чаще быстрее добиваясь успеха. Не хочу говорить, что не пользуюсь методикой лекций, но стараюсь такие моменты давать как можно больше информации за маленький промежуток времени, чтобы внимание детей фокусировалось на мне. Могу остановиться переспросить учеников, убеждаясь, насколько внимательно происходит процесс слушания и восприятия новой информации.

2.2 Дидактическая игра – путь к успеху

Познавательная активность является социально-значимым качеством личности и формируется в учебной деятельности ребенка. Я не сомневаюсь, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Тем не менее, как показывает моя педагогическая практика, дети очень часто не хотят идти в школу. У младших школьников отсутствует интерес к процессу познания, им не интересно получать новые знания, узнавать что-то новое. Данное обстоятельство порождает достаточно серьезную социально-педагогическую проблему нашего общества, которая усугубляется тем, что учителя все реже стремятся вызвать интерес к учебной деятельности и не включают в процесс обучения средства, которые ее повышают. Дидактическая игра является наиболее эффективным методом обучения, способствующим формированию и повышению уровня познавательной активности. Особенность дидактической игры как средство обучения заключается в огромном ее влиянии на активизацию учебной деятельности младших школьников. Но, увлекаясь формой, ребенок не всегда осознает дидактическую значимость игры. Следовательно, необходимо учитывать педагогические условия, при которых данный метод повысит качество познавательной деятельности. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность[9].

Чтобы учащиеся в познавательной деятельности были активны, в педагогике определены способы, которые формируют и повышают активность школьников. Это, прежде всего активные методы обучения. К ним относятся: дидактические игры, соревнования, самостоятельные творческие работы и т.д. Они помогают увлечь учащихся, как содержанием, так и самой формой проведения занятий.

Дидактическая игра выполняет несколько функций:

обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).

Можно выделить следующие аспекты развития личности ребенка:

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера, возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные.

Дидактическая игра − явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры − дидактическая задача, которая определяется целью обучающего воздействия. Познавательное содержание черпается из школьной программы. Наличие дидактической задачи или несколько задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса − организация и включение в урок дидактических игр. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Путь к нему лежит, прежде всего, через включение дидактических игр.

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто. Она является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации педагогической среды, т.е. применением педагогической технологии.

Дидактическая игра обучающего характера сближает новую познавательную деятельность ребёнка с уже привычной для него, облегчает переход от игры к серьёзной умственной работе. Она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания, позволяет сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у ученика глубокое удовлетворение.

В дидактической игре основным типом деятельности является учебная, которая вплетается в игровую. Дидактическая игра это вид учебной деятельности в условиях целенаправленного обучения, характеризуется высокой познавательной заинтересованностью.

Таким образом, дидактическая игра является путем быстрого достижения успеха в образовании школьников младших классов. Так как вызывает интерес к обучению более доступным для детей форме, не вызывая отторжения или не желания. Они с большим желание посещают школу и вовлекаются в образовательный процесс. Таким образом, мы педагоги, добились своей цели! Спасибо за внимание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Надеюсь, что мне удалось доказать, что игру можно использовать как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим. А так же показать широкое применение игры в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

Я показала, какое большое значение придавалось игре в русской прогрессивной педагогике, характерной чертой которой всегда было стремление развить творчество и активность ребенка.

Мы поняли, что игровая деятельность занимает не последнюю роль в учебном процессе, сочетая элементы игры и обучения во многом помогая учителю в процессе передачи необходимой информации детям.

Я старалась показать, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо помнить чувство меры, чтоб не утомить учащихся и не потерять свежесть эмоционального воздействия на них.

Мы увидели от чего в первую очередь зависит успех игр , что не нужно пренебрегать созданием атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель должен создает в классе. Важно не забывать, что бы учащиеся привыкали к такому общению, увлеклись и были вместе с учителем участниками одного процесса.

Конечно, мы помним, что урок – это не только игра. Не будем забывать о доверительности и непринужденности общения учителя с учениками, которое возникает благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, и способны располагать ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.

Я учитываю тот факт, что игрой мы намного облегчаем процесс обучения; более того, умело разработанная игра неотделима от учения.

Отмечу, что игра использовалась как средство гарантирующее позитивное эмоциональное состояние, которое повысило трудоспособность, заинтересованность педагогов и учащихся, в отличие от монотонного исполнения определенных заданий, что могло бы привести к полусонной обстановке в классе.

В целом, мы увидели, что на всех этапах развития личности, предмет игры воспринимается как интересное, яркое, необходимое для жизнедеятельности занятие и ребенок чувствовал развивающее и воспитывающее значение игры. Еще хочу отметить, что если педагог сам включается в игровой процесс с головой, то ребенок более доверительно относится к предмету игре. А так же харизматичность ведущего может послужить успехом игры в целом и помочь добиться быстрее поставленных задач в игре.

Это и послужило формированием познавательного интереса школьников к обучению, сделало его более эффективным, если было построено обучение на основе постепенного введения в учебный процесс игровых техник. С помощью предмета игры мне удалось доказать, что игра действительно являлась объектом обучения и воспитания в современной школе с новым поколением детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Богуславская З.М. Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. М. Просвещение 2009
  2. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития. Калуга: Адель 1997
  3. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе.
  4. Коменский Я. А. Биография
  5. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. М., 1973,с210, с204.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология, М. 2000
  7. Сластенин В.А, . Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н., , Педагогика.2002.
  8. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания.
  9. www.nsportal.ru – социальная сеть работников образования.
  10. www.scienceforum.ru – студенческий научный форум.

Приложение

Таблица 1.1. Классификация игр.

Игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры

Самостоятельные сюжетные игры:

-сюжетно-изобразительные,

- сюжетно – ролевые,

- режиссёрские,

- театрализованные.

Примеры названий игр: «Дочки – матери», «Коршун и наседки», «Гуси - лебеди», «Разбойники и судьи», «Волк»

Примеры названий игр: «Магазин», «Больница», «Кафе».

Сюжетно – ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:

- сюжет,

- содержание

Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью.

Игры обучающие:

- дидактические,

- сюжетно – дидактические,

- подвижные;

Досуговые игры:

- игры – забавы,

- игры – развлечения,

- интеллектуальные,

-празднично–карнавальные,

-театрально-постановочные.

Примеры названий игр: Запомни животных», «В лесу и в поле», «Город будущего»

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Примеры названия игр: «Волчонок», «Ловля рыб», «Охотники и утки», «Печки», «Колдун».