Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Фотография как способ визуальной коммуникации

Содержание:

Введение

В современном мире фотография — это неотъемлемая часть жизни людей. Почти у каждого человека есть мобильное устройство, благодаря которому можно в одно мгновение получить снимок хорошего качества. Каждый день люди делают снимки: портретов, пейзажей, натюрмортов. К сожалению, из-за легкодоступности технологий получения фотографии и развития социальных сетей в обществе, наступило пресыщение искусством фотографии и «захламлением» этого вида творчества. Дело в том, что все труднее с замылившимся взглядом отличать настоящее творчество, от посредственности. Многообразие контента и клиповое мышление- противоположность вдумчивого изучения, рассматривания и эмоционального отклика. Поэтому я хочу акцентировать внимание на данной проблеме, показать обыденную фотографию как искусство и выделить ее значимость в нашем мире.

Цель:

Обозначить фотографию как искусство и средство визуальной коммуникации

Задачи:

  1. Изучить краткую историю возникновения.
  2. Понять мотивацию авторов к созданию творческих снимков.
  3. Понять, какие средства фотоискусства создают коммуникацию.
  4. Изучить воздействие фотоискусства на общество.

Методы исследования:

  1. Изучение исторических сведений в средствах массовых коммуникаций.
  2. Использование международной площадки для фотоконкурсов «35 awards»
  3. Анализ данных, на базе полученных знаний

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Краткая историческая справка

Человечество всегда стремилось запечатлеть то, что считало нужным. Объектом изображения могло стать что угодно. В древние времена люди раскрашивали стены пещер, изображая животных. Тогда и зародилось искусство. Все мы проходили по истории наскальную живопись. Тогдашнего человека вдохновляли другие живые существа. А еще те люди изображали свою жизнь в племени. Охоту, ритуалы, быт. Многое из того что мы знаем сейчас, ученые поняли благодаря этим рисункам. Они несут не только художественную, но и историческую ценность.

Со временем творчество становилось сложнее, человек не просто изображал то, что видел. Объекты творчества обрастали символами, знаками и приобретали множество смыслов. Теперь, мастера использовали и изобретали новые художественные средства, чтобы передать свои чувства, мысли, впечатления и даже философию. Появилось множество течений и направлений. Если раньше художники старались изображать все реалистично, уделяли особое внимание анатомической правдивости и правильной передачи светотеневого рисунка, то позже появились приверженцы импрессионизма, кубизма и многих других течений. Импрессионисты, например, стремились передать впечатление от мгновения, не уделяя внимания к деталям как классические живописцы. Развитие технологий, приводило и к развитию способов получения изображения. Ведь работа художника — это довольно небыстрый и дорогостоящий процесс.
История фотографии началась с камеры обскура. Углубившись в историю, становится понятно, что эта технология, отнюдь, не нова. И о принципах ее работы писал еще сам Леонардо Да Винчи, живший в 15 веке.

Луч света, проникая в отверстие в темном пространстве (комната, коробка), передает изображение с внешнего пространства. Световой рисунок при этом остается точным с точки зрения пропорций, форм, цвета – но уменьшается в размере и переворачивается. Но это все еще не фотография. Художники все еще прилагали свои усилия для создания изображения: они обводили изображение и дорабатывали его. Конечно, это очень упрощало процесс, но человечество стремилось получать рисунок не прилагая усилий, а до этого было далеко.

Следующей ступенью к развитию в фотографии послужило открытие в области химии. Химики Бестужев-Рюмин и Шульце совершенно случайно заметили, что под ультрафиолетовыми лучами растворы солей железа изменяют цвет.

После этого, ученые разных стран начали работать над четкой целью перенести изображение с камеры обскуры на носитель без посредников (художника). Наибольших успехов добились французы Жозеф Нисефор Ньепс (1765 - 1833), Луи-Жак Манде Дагер (1787 - 1851) и англичанин Вильям Фокс Генри Тальбот они объединили все имевшиеся знания в области химии, физики и оптики и стали изобретателями фотографии.

Жозеф Нисефор Ньепс в 1826 году сделал первую в мире фотографию с помощью камеры обскура и оловянной пластины. На проявку этого изображения ушло целых 8 часов – все это время пластина находилась под влиянием ультрафиолетовых (солнечных) лучей. На фотографии изображен вид из окна на улицу, и первая фотография в мире получает именно такое название. Вскоре к нему присоединяется другой энтузиаст Луи-Жак Дагер. Он внимательно исследует научные опыты соратника и работает над уменьшением скорости проявления фотографии (экспозиции). Спустя 10 лет Дагер получает фотографию при экспозиции 30 минут, это настоящий прорыв. На фотографии был изображён человек, и ему приходилось сидеть ровно в течении получаса, используя специальный подставки. Он добился этого благодаря обычной поваренной соли, которую использовал как закрепитель. Этому способу дали названия дагеротипия – в честь изобретателя. Но есть один очень важный и существенный минус, а для кого-то и плюс – фотография была только в одном экземпляре. Этот способ очень ценили прежде всего портретные фотографы, несмотря на с длительность экспозиции.

Вильям Фокс Генри Тальбот физик и химик параллельно занимался получением фотографий. Он изобрел совершенно иной способ, который называется колотипия/тальботипия- соляная печать. Ученый пропитывал бумагу раствором соли и сверху покрывал нитратом серебра. Если Дагер все делал на пластинах, то Тальбот сделал фотографию на бумаге и копий можно было делать сколько угодно.

Дальше история фотографии начала развиваться стремительно. За небольшой период времени появлялись все новые и новые открытия. В 1850 году Луи Дезире Бланкар-Эврар изобрел альбумидный вид бумаги. Благодаря, его изобретению фотобумагу начали изготавливать в промышленности. Забавный факт альбумин изготавливался из тухлых яиц и запах от них стоял просто отвратительный, особенно если говорить про производство. В 1851 году Люстав Ле Гре был новатором в фотоискусстве. Он не только изобрел восковые негативы, но и понял принцип HDR. При больших разницах экспозиции на снимке: слишком светлое небо и одновременно очень темные камни невозможно сделать идеально среднее значение. Поэтому он сделал два снимка при разных настройках, идеальными отдельно для неба и камней, и просто объединил их.

Следующий этап в развитии фотографии наступил. Когда были изобретены стеклянные негативы. Основоположникам был Клод Феликс Абель – родственник изобретателя фотографии Ньепса. Его эксперименты заключались в нанесении жидкого коллодия на стелкло. За ним в 1851 году фотограф Фридерик Скотт Арчер изобрел коллодионный процесс, который вытеснил даггеротипию и калотипию. Так время экспозиции снимка уменьшилось в разы, а фотография стала легко тиражируемой.

Цветная фотография появилась в 1861 году, благодаря стараниям физика Джеймса Максвелла. Он сделал три одинаковых снимка с красным, зеленым и синим фильтрами и наложил их друг на друга. В 1861 г. фотограф из Англии Т. Сэттон изобрел первый в истории фотоаппарат с единым зеркальным объективом. Принцип работы этого фотоаппарата заключался в следующем, на штатив закреплялся крупный ящик с непроницаемой для света крышкой сверху, но через которую была возможность вести наблюдение. Объектив ловил фокус на стекле, где с помощью зеркал формировалось изображение.

Новый этап в истории фотографии начался в 1872 г. когда англичанин Ричард Лич Мэддокс сообщил о создании сухой коллодионновой пластины.

В 1876 г. в Англии начался комплексный подход к изучению фотографического процесса В.Дриффильдом и Ф.Хартером, они сфокусировали свое внимание на исследованиях соотношения между временем экспонирования и образующимся в пленке количеством серебра.

Появление фотопленки. Новый этап. В 1879 г. Дж. Сван открыл первое производство специальной галогеносеребряной фотобумаги на основе желатина, который стал главным элементом в производстве бумаги для фото и до сих пор в современном мире применяется в промышленном производстве. Желатин меняет свои свойства в различных условиях использования. Его можно использовать не только на пленку, но и на стекло и бумагу. В конце 1880-х компания Kodak, а именно Джордж Истман Кодак запатентовал первую в мире фотопленку в виде рулона, а позже и фотокамеру Brownie. Он предложил покупателям принести эту камеру по итогам съемки в ателье фирмы, где вам вручат профессионально проявленные и напечатанные снимки и вашу Brownie, заряженную новой катушкой.

В 1904 г. братья Люмьер выпустили пластины для цветного фото под торговой маркой "Lumiere". Эти пластины позже стали основоположниками будущего цветной фотографии.

В 1923 г. был изобретен первый фотоаппарат, в котором используется 35 мм пленка, взятая из кинематографа. Это дало возможность получать небольшие негативы и печатать крупные изображения лишь интересующих снимков. Спустя 2 года фотоаппараты фирмы "Leica" вышли в массовое производство. В 1935 г. фотоаппараты Leica 2 стали комплектоваться отдельным видеоискателем, мощной фокусировочной системой, совмещающие две картинки в одну. Впоследствии в новых фотоаппаратах Leica 3 появляется возможность использования регулировки длительности выдержки. Очень долгие годы фотоаппараты Leica были сильными и неотъемлимыми инструментами в искусствае фотографии в мире.

В 1935 г. компания "Kodak" выпустила цветные фотопленки "Кодакхром" в массовое производство . Но еще длительное время при печати их необходимо было отдавать на доработку после проявки где уже накладывались цветные компоненты во время проявки. В 1942 г. компания "Kodak" начала выпуск цветных фотопленок "Kodakcolor", которые стали одними из популярных фотопленок для профессиональных и любительских камер последующие полвека.

В 1963 г. переворот в печать фотографий внесли фотокамеры "Polaroid", которые давали возможность печатать фотографию мгновенно после полученного снимка одним нажатием. Всего лишь нужно было подождать несколько минут, чтобы на пустом отпечатке появились контуры изображений, а затем проступала целиком цветная фотография хорошего качества. Еще последующие 30 лет универсальные фотоаппараты Polaroid станут занимать ведущие места в истории фото, чтобы уступить эпохе цифровой фотографии.

В 1988 г. компания "Fujifilm" официально выпустила в продажу первый цифровой фотоаппарат Fuji DS1P, где фотографии сохранялись на электронном носителе в цифровом виде. Фотокамера обладала 16Mb внутренней памяти.

И, наконец, 2000-е. Матрица цифровых камер быстро стала технологически высокой (чем больше матрица, тем качественнее снимки). Мобильные устройства становиться с каждым годом все продвинутее и уже соперничают с профессиональными зеркалками. Несмотря на эту тенденцию классическая пленочная фотография все еще на плаву, и с каждым годом набирает все больший интерес среди молодежи.

Приемы фотоискусства

Приемов фотоискусства огромное множество, здесь будут приведены самые основные. Важно отметить, что фотографы пользуются теми же средствами что и художники, так как обе категории искусства являются изобразительными.

Правило третей. Одно из основных композиционных правил. Чтобы понять принцип третей нужно представить сетку, состоящую из 9 равных частей. Изображение вписывающиеся в эту сетку по линиям уже выглядит качественно, это как модульная сетка в построении в дизайне. Лучше всего желаемый объект поставить в правой части снимка. (см.прил.рис.1) Взгляд зрителя автоматически притянется к нему. То есть абсолютно необязательно, и даже не рекомендуемо помещать главный объект в центр снимка. Благодаря соблюдением такого «математического порядка» во время съемки или кадрирования, изображение спорта, животных приобретает динамичность и живость, предметная съемка приковывает взгляд, а пейзаж или ландшафт становится интереснее.

Соотношение объекта и фона. Объект должен гармонично сочетаться с фоном. (см. прил.рис.2) Фон не должен брать на себя слишком большую смысловую нагрузку, поэтому он и называется фон – основа, то что окружает. При просмотре изображения человек в первую очередь обращает свое внимание на яркие детали и высокие контрасты. В идеальном соотношении объекта и фона, второй должен дополнять первое, а точнее фон должен усилить эффект от взгляда на главный объект. Как сказано было выше, фотограф многое заимствует и учится у живописцев, однако использует свои методы. Если художник возьмет краску посветлее, то фотограф возьмет дополнительный источник света.

Расфокус – еще один мощный инструмент выразительности. Существует несколько видов расфокуса: он может задавать смысл снимку, или, наоборот, дополнить его. Благодаря расфокусу, снимки получаются глубокими и более осмысленными. Портреты выразительными, эмоции яркими или наоборот загадочными.

Разберем некоторые виды:

  • De-focused – данный метод представляет собой полный расфокус изображения. Видны только цветовые пятна, зритель угадывает что изображено на фотографии. Для наиболее выигрышных снимков лучше изображать объект на контрастном фоне. Очень здорово выглядит боке в таких фотографиях. Боке это свойства размытия, достигаемое за счет свойств оптики камеры, например, большую роль играет выбор диафрагмы для таких съемок. Огни города или фонарики на елке - яркий пример боке. (см. прил.рис.3)
  • Мягкий фокус то же что и расфокус, но чуть больше резкости. Если в De-focused не видно вообще ничего, только лишь абстрактные фигуры и огоньки. А в мягком фокусе зритель уже может угадать кто или что изображено на снимке. Специалисты в области фотографии рекомендуют делать такие снимки на высоких контрастах. Ведь если у изображения убрать резкость, то первым делом человеческий взгляд потянется к контрастам. Контровое освещение прекрасно дополнит снимок. (см.прил. рис.4)
  • Mis-focused – один из самых популярных методов, используемых фотомастерами. Предсталвяет собой расфокус изображения, но не полный, обычно это какая-то небольшая деталь из переднего/ заднего плана в фокусе. То есть главный объект находится в расфокусе, а второстепенные детали в фокусе. Такое изображение приобретает глубину, загадочность, его интересно рассматривать, угадывать что скрывается за вуалью из нечетких деталей. (см.прил.рис.5, 6)

Проводка – это прямая метафора к слову динамичность. Метод, который не так прост, как кажется. Его довольно сложно освоить, а если это сделать, то мастерство фотографа выходит на новый уровень. Вся суть состоит в том, что во время экспонирования кадра, пока затвор открыт, камера должна двигаться за объектом съемки с такой же скоростью, как и он сам. Это позволит получить главный объект съемки резким, а фон - размазанным по направлению движения камеры. Так мы легко сможем сфотографировать человека на карусели, если сидим вместе с ним. (см.прил.рис. 7) Но очень трудно, например, фотографировать так, спортивные мероприятия.(см.прил.рис.8)

Силуэт — это очень простой способ сделать красивую эффектную фотографию. Объект съемки должен быть очень сильно контрастным к фону изображения. Из-за огромной разницы яркостей, техника не может уловить среднее значение и получается силуэтная фотография. Этот особенно легко получить при закате, например. Чтобы сделать не просто красивую картинку, а качественную работу, силуэт должен не просто быть, а нести в себе какой-то смысл. (см.прил.рис.9)

Симметрия – прием композиции. Как мы знаем в природе много обладает математической точностью, в том числе и симметрией. Эти законы придумал не человек, но он им подчиняется, а поэтому симметрия очень приятна глазу. Существует несколько типов симметрии:

  • Вертикальная симметрия. Объект находится в центре, как бы разделяя две симметричные половины изображения. Главный объект притягивает взгляд зрителя и подчеркивается. Ткие снимки выглядят величественными, уравновешивающими и монументальными. Такой вид симметрии можно легко представить при съемке архитектуры (см. прил.рис. 10,11)
  • Горизонтальная симметрия. Объекты отражаясь в воде или в глянцевой поверхности плит создают горизонтальную симметрию. Очень эффектно смотреться такие снимки. Часто фотографы переворачивают отражение вверх тормашками и застает зрителя врасплох. Кстати, такой вид симметрии легко сочетается с правилом третей. (см.прил.рис.12)
  • Радиальная симметрия. Тут все предельно просто: симметрия по кругу. Все вышеперечисленные виды симметрии объединяет визуальный центр. (см.прил.рис.13)

Перспектива – основополагающий столп на котором стоит искусство изображения. Перспектива в фотографии отвечает за глубину и погружение зрителя в снимок.

  • Линейная перспектива. Это перспектива, в которой линии соединяются в одной, двух и трех точках удаления. Чем более преувеличенным будет это соединение, тем большую глубину мы получим и нам удастся привлечь внимание и интерес. (см.прил.рис. 14)
  • Тональная перспектива. Это перспектива, при которой по мере удаления объектов от объектива фотоаппарата, меняется их тональность: контрастность, яркость. За тональность перспективы отвечает воздух, поэтому она еще носит название «воздушная». При удалении предмета от наблюдателя его контуры становятся менее резкими и их чёткость теряется;

Насыщенность цветов заметно снижается, смягчается контраст изображения во всех частях кадра, предметы, расположенные в дальше, кажутся более светлыми, чем близко расположенные объекты. Хорошо получается тональная перспектива, например, при тумане в лесу. (см.прил. рис.15)

Ритм. Это чередование объектов, теней, оттенков или цветов на фото в определенной последовательности. Его присутствие создает ощущение организованности пространства, лаконичности и ясности формы. также отлично смотрится, ведь человек интуитивно стремится к порядку. Нарушить ритм можно, найдя объект, который ломает непрерывную повторяемость форм и линий ритма. Нарушение ритма всегда воспринимается как акцент. Акцент в композиции можно изобразить, изменив форму, цвет или размер объекта. Фотографировать нарушенный ритм нужно с осторожностью; здесь пригодится правило третей. (см.прил.рис.16,17)

Фрейминг это подгон изображения в рамки. Основной объект помещается в своеобразную рамку из других объектов.  Эта рамка дополняет и лучше раскрывает сюжет, помогает выделить на фото основной объект. При этом важно, чтобы основной объект и рамка не противоречили друг другу в сюжетном плане. В простейшем случае такой рамкой может служить окно, арка, промежуток в ветвях деревьев и тому подобные вещи. (см.прил.рис.18)

Ракурс. Одно из самых простых средств доступных каждому фотографу. Если говорить образным языком это взгляд художника, ведь один и тот же сюжет можно сфотографировать по-разному, кто-то сделает гениальный снимок, а кто-то просто запечатлит момент. в современной фотографии под ракурсом обычно понимают точку съемки относительно положению снимаемого объекта. Виды ракурса:

  • Нижний ракурс, используется чтобы подчеркнуть высоту, размеры, грандиозность, значимость объекта. (см.прил.рис19)
  • Верхний ракурс. Наоборот приближает объект ближе к земле. При съемке с такого ракурса человека, важно не исказить его пропорции, иначе персонаж будет выглядеть нелепо.(см.прил.рис.20)

Все эти методы совершенно разные и увлекательные в изучении. Одни основополагающие правила взяты у мастеров живописи, другие зависят от технических особенностей камеры и владения ими фотографа. Подводя итоги, нельзя не сказать про важность еще одного пункта, не зависящего от самого процесса фотографирования, а именно обработку фотографий.

Обработка — это важный процесс, но совсем необязательный. Многие фотографы стараются сделать снимок изначально хорошим без использования обработки, а некоторые, наоборот при довольно посредственных материалах, доводят свои снимки до идеала именно пост обработкой – все очень индивидуально, и зависит от личностных предпочтений фотографа. Основные методы обработки (без дополненной реальности) включают в себя:

  • Кадрирование. Обрезка кадра, для коррекции или создания наиболее выгодной композиции. Так же можно убрать случайно попавший объект, находящийся на краю снимка.
  • Цветокоррекция. Наверное, наиболее популярный способ обработки. Камера видит цвета не такими какие они есть на самом деле, так как там стоят настройки матрицы с определенным уровнем серых цветов, чтобы делать снимки более нейтральными. Это также большая и актуальная проблема тех, кто работает с изображениями используя технику, так как каждый дисплей передает цвета по-разному, а общего стандарта нет. Цветокоррекция помогает усилить и даже поменять цвета, а также настроить баланс белого (температуру снимка).
  • Ретуширование - коррекция дефектов, подготовка к публикации, решение творческих задач. Чаще всего этот термин используется при обработке фешн-фотографий, где каждый миллиметр фото модели должен быть идеальным. С помощью инструментов программ обработки, редактируются такие дефекты внешности моделей как неровности на коже, волоски и даже лишние килограммы. Нельзя не заметить, что в современном мире тенденция к ретуши потихоньку исчезает, так как люди выбирают естественность, нежели идеальные картинки.

Стили и направления в фотографии

Стилей в фотографии существует великом множество. Есть те что разительно отличаются, или наоборот перетекают друг в друга. Также есть фотография коммерческая и некоммерческая. Поговорим об этом подробнее ниже.

Пейзажная фотография. Пейзаж — жанр изобразительного искусства, основной задачей которого является отображение окружающей природы. Снимать великолепные пейзажи могут только профессионалы, ведь это требует хороших навыков владения камерой, высококачественная фототехника, и конечно же умение вставать с постели в 6 утра. (см.рис. 21)

Предметная фотография – фотография предмета. Часто это рекламная фотография. Навыками предметной съемки должен обладать каждый фотограф, ведь это может понадобится в других направлениях фотографии: начиная от фото цветов на природе, заканчивая съемкой обручальных колец на свадьбе. Предметный фотограф производит фотосъёмку объектов (товаров, упаковки, бытовой техники, продуктов питания, предметов одежды, ювелирной продукции, произведений искусства и т.д.), как правило в студийных условиях, для качественной демонстрации и передачи их общего внешнего вида или определенных параметров. (см.рис. 22)

Документальная фотография – фотография отражающая реальные события. Например, фото второй мировой войны являются документальными. Это направление очень близко переплетается с репортажным. Фотодокументалист работает в жанре документальной фотографии, призванной показать злободневные социальные проблемы, а также представить авторский взгляд на происходящее. Как правило, фотодокументалист создаёт серию снимков на определённую тему (социальный репортаж), выполненных в хронологическом порядке без какого-либо ограничения по времени. После фотосъёмки проводит работы по обработке и печати фотографий, подготовке их для различных носителей. (см.рис.23)

Репортаж – съемка определенного события. У репортажной фотосъемки есть одна важнейшая особенность приходится использовать те условия, которые имеются, и в этих условиях создать динамичный, интересный зрителю снимок. Задача фоторепортера – вовремя заметить или предугадать интересный кадр, притом сделать это грамотно, учитывая фоновое и световое окружение, не забывая о композиции. И тогда рождается репортажное фото, наполненное чувством и атмосферой события. Съемки значимых событий становятся документальными. (см.рис.24)

Жанровая фотография - в отличие от репортажной, изображает сцены, происходящие вокруг нас в повседневной жизни. Показывает нам образы людей, находящихся вокруг нас. Тут для фотографа важно уметь увидеть и вовремя зафиксировать необычные, яркие моменты будничной жизни. Работа над жанровой фотографией позволяет фотографу в своем творчестве быть интересным, подвижным, в чем-то даже и необычным, чутко реагировать на происходящее. Жанровые фотографии можно смело назвать уникальными. Ведь сюжеты, запечатленные на них, никогда уже больше не повторятся. (см.рис. 25)

Портретная фотография – фотография на которой изображен человек. Популярное направление. Качественные студийные портреты очень ценяться и не мало стоят. Портрет встречается почти во всех фотонаправлениях. «Фотографический портрет — это фотография человека, который знает, что его фотографируют, и то, что он делает с этим знанием, является такой же частью фотографии, как то, что на нем надето или как он выглядит.» — Ричард Аведон. (см.рис.26)

Ню- фотография- это снимок обнаженного человека. Настоящее искусство не скатится в пошлость, а передать красоту и эстетику человеческого тела чтобы не возникало предвзятых мыслей в эпоху цифрового человека. (см.рис.27)

Съемка мероприятий. Категория выделена отдельно, так как обычно это коммерческие направление. Сюда входят такие события как: свадьбы, корпоративы дни рождения и т.д. Коммерция отличается от не коммерции тем, что за нее платят. И люди которых снимают, хотят получаться на фотографиях максимально красивыми с их эстетической точки зрения. Поэтому коммерческий фотограф должен обладать не только навыками работы с камерой и обработкой, но еще и психологическими навыками.(см.рис. 28,29)

Фешн съемка - фотосъёмка коллекций одежды и аксессуаров, дефиле и модных показов с целью выделить и показать на фотоснимках предметы одежды, обувь, аксессуары и другие объекты, связанные с модой. Такой фотограф обязан уметь осуществлять подготовку к проведению съёмок, обеспечивать требуемую постановку света, участвует в организации пространства для фотосъёмки, подбирать необходимые композиционные и световые решения. После фотосъёмки проводит работы по обработке и печати фотографий, подготовке их для различных носителей. (см.рис.30)

Глава 2. Практическая часть

2.1 Разбор работ знаменитых мастеров фотографии

Стив Маккари – знаменитый американский репортажный фотограф. Стал известным благодаря фотографии Афганской девочки, которая попала на обложку журнала National Geographic. фотограф путешествует по всему миру, даже в те места, где бы не хотел оказаться обычный человек, обладая присущей ему отважностью и смелостью, Стив побывал во многих местах: горячие точки, бедные районы – он снимает жизнь такой, каковой она является. Стив Маккари считается великим фотографом нешего времени, его работы отличаются своим неповторимым стилем, их трудно перепутать с другими фотографами. Его работы объединяют в себе репортажную и художественную фотографии. Они не просто достоверны, но и эстетичны, красивы и ярки.

На фотографии изображен представитель индии(см.рис.1), расслабленно сидящий на своеобразной скамейке. Композиция фотографии построена по правилу третей. (см.прил.31) Персонаж своей смуглостью кожи и ярким оранжевым чумом на голове контрастирует со светло-голубым фоном. Можно заметить еще две важные детали, внимание на героя подчеркивает фрейминг: ступеньки которые создают как бы своеобразную рамку, обрамляющую индуса. Одновременно ступеньки являются ритмом. Поэтому, когда взгляд зрителя закончит изучать главную фигуру, он обратит внимание на бегущие динамичные ноги вверх.

(рис.1 Стив Маккари. Индия)

Следующая фотография мастера показывает африканский детей(см.рис.2), которые танцуют и общаются между собой. При беглом просмотре снимка можно заметить тональную перспективу, которая достигается благодаря поднятой пылью из-под ног детей. Темнокожие дети ярко выделяются силуэтами на фоне контрастной белой пыли. Акцент фотографии на динамичности, ребяческой игры и безмятежности. Если рассмотреть фото внимательнее, то можно заметить эмоции, выражающие радость, восторг. Фотограф передал саму дикую природу племени, яркие эмоции и буйство энергии.

(рис.2 Стив Маккари. Африка)

Портреты, сделанные мастером, всегда смотрят будто в душу зрителю. Важно понимать, что эта фотография пронизывает и поражает свое реалистичностью, благодаря герою. Уставший взгляд шахтера, сигарета во рту, и грязная одежда – каждая деталь портрета несет смысл. (см.рис.3) Это жанровый портрет, показывающий жизнь обычных людей в тяжёлые военные времена. Герой изображен на контрастном черном фоне, рассеянный, скорее всего естественный свет красиво выделяет его на фоне.

(рис.3 Стив Маккари. Шахтёр, Пули-Хумри, Афганистан, 2002.)

Энни Лейбовиц – самая знаменитая женщина фотограф - портретистка. Стала знаменитой благодаря тому, что сделала последнюю фотографию в жизни Джона Леннона, за несколько часов до его смерти. В ее камеру смотрели многие знаменитости. Также легендарный фотограф создает невероятные коллективные снимки, где вымеряет каждый сантиметр положения в кадре, изображаемых персонажей. Она славится своим вниманием к деталям.

Джон Леннон для обложки журнала Rolling Stone. (см.рис.4)

За знаменитой фотографией стоит история. Леннон не хотел фотографироваться один и настоял, чтобы с ним была его любимая женщина. Фотография сделана на полароид. И когда Джон ее увидел он сказал: „В этом кадре ты показала наши отношения именно такими, какие они есть. Пообещай мне, что он будет на обложке». В последствии это фото действительно стало обложкой журнала, его признали лучшим за последние 40 лет. Лейбовиц стремилась передать будто героине холодно, а герой пытается ее согреть. Они сильно контрастируют друг с другом, она в темной одежде, а он без. Контраст несет не только смысловую нагрузку, но и красивую игру цветов для глаз смотрящего. Фон не отвлекает от героев, а наоборот придает шарма и уюта фотокартине. Герои переплетены в одно целое, что подчеркивает ракурс сверху.

Власть кадра. Энни Лейбовиц - ORLOFF RUSSIAN MAGAZINE

(рис.4. Энни Лейбовиц.Джон Леннон для обложки журнала Rolling Stone)

Еще одна знаменитая фотография Энни Лейбовиц.(см.рис.5)Она поразила всех своей необычной идеей. Фотографировать кривляющуюся актрису в ванной, почему бы и нет? Главная фишка фотографии это харизматичность героини. Фото сделано в привычном ракурсе сверху, что заключает Голдберг в рамку ванны и приковывает внимание на нее. Не трудно заметить, что фотограф сыграла на контрасте темной кожи Голдберг и молочной белой ванны. Также в фотографии прослеживается симметричность, актриса одинаково расположила ноги и руки, и за чего зритель интуитивно ищет центр, а он приходится на ее веселое лицо.

file

(рис.5. Энни Лейбовиц. Вупи Голдберг (1984))

Американский звездный фотограф Энни Лейбовиц запечатлела 11 голливудских актрис в лице Эммы Стоун, сестер Дакоты и Эль Фаннинг, Натали Портман, Эми Адамс, Рут Негги, Жанель Монэ, Дакоты Джонсон, Люпиты Нионго, Айи Наоми Кинг, а также Греты Гервиг.(см.рис.6)

Энни Лейбовиц также знаменита своими коллективными снимками, на которых изображено большое количество людей. Данная фотография выполнена в фешн тематике. Если может показаться что на фон не обратили внимания, то это только первое ощущение. При подробном рассмотрении, можно заметить, что актрисы вписаны в фон как в сетку. Вертикальные линии стен разделяют каждую визуально друг от друга. Темнокожие актрисы на светлом фоне, а белокожие на темном. Если обратить внимание на композицию, то мы можем выделить что актрисы располагаются по диагонали и делят кадр на три равные части. Каждая девушка предстала во всей красе и не загораживает остальных.

C:\Users\Polinochka\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\hollywood-portfolio-2017-no-coverlines-750x365.jpg

(рис.6. Энни Лейбовиц. Обложка с участием Эммы Стоун, сестер Дакоты и Эль Фаннинг, Натали Портман, Эми Адамс, Рут Негги, Жанель Монэ, Дакоты Джонсон, Люпиты Нионго, Айи Наоми Кинг, а также Греты Гервиг.)

Марк Рибу знаменитый французский фотограф, человек, который стал прародителем фотожурналистики. Прежде всего он стал известным благодаря своим остросюжетным фотографиям. Фотограф запечатлел множество драматических моментов истории, путешествуя по Северному Вьетнаму, коммунистическому Китаю и другим странам с неоднозначной политической обстановкой. Но также он снимал и жанровые фотографии, жизнь обычных людей. Главным вдохновением для него всегда был человек.

Эта фотография стала символом мира. (см.рис.7) Кроме основного смысла противопоставления добра со злом, рассмотрим, технические приемы которыми воспользовался фотограф. Ритм – оружие которое держат солдаты, расположены на одном уровне, они образуют ритм. Он несет в себе смысл противостояния одной героини против целой армии. Фокус направлен только лишь на главную героиню, подчеркивая, силу ее миролюбивости. Солдаты остаются в расфокусе. Она держит в руках цветок, против оружия, и в этом ее сила.

Фотограф Марк Рибу (Marc Riboud) - Photar.ru

(рис.7. Марк Рибу. Девушка с цветком)

Зрителя всегда трогает, когда на снимке реальный человек, такой же реальный, как и все мы. (см.рис.8) Главный сюжет находится очень контрастно по отношению к фону. Свет жесткий, поэтому на фото есть легкая силуэтность главного объекта. Также присутствуют такие важные элементы композиции как: фрейминг, ритм и симметрия. Конструкция на которой балансирует маляр заключает его в рамку, выделяет. Ритм прослеживается в самой конструкции. Симметрия тоже достигается за счет конструкции и оптического центра который сходится на туловище мужчины. Фотография передает безмятежность, ловкость и смелость маляра, на огромной высоте и вызывает восхищение.

Марк Рибу - один из самых известных фотокорреспондентов мира

(рис.8. Марк Рибу. Фото маляра на Эйфелевой башне)

Эта абстрактная фотография (см.рис.9) изображает городскую улицу, отражающиеся от стекла автомобиля. Отражение искажается от формы стекла, а вместе с ним искажается сама перспектива. Фотография играет не только на формах, но и на контрасте, что присуще работам Марка Рибу.

Фотограф Марк Рибу (Marc Riboud)

(рис.9. Марк Рибу. Улица)

Александр Родченко – советский фотохудожник авангардист. Стал новатором в фотоискусстве. Для его творчества характерна необычность и оригинальность ракурсов, использование двойной экспозиции, он старался по-новому взглянуть на привычные объекты и показать свое видение миру. Родченко старался привнести в фотографию новое и у него это получилось.

Ярким примером необычного ракурса является этот снимок.(см.рис.10) Удивительно, с как человеку вообще пришла в голову такая мысль. Эта фотография была очень обсуждаема, а также вызвала немало скандалов, так как ее рассматривали с политической точки зрения.

https://api.interior.ru/media/images/setka/2019_11/Rodchenko_Still_Art_10.jpg

(рис.10 Александр Родченко. Пионер – трубач 1930)

На снимке изображено большое количество людей. (см.рис.22) Они выглядят как часть одного целого. Фотохудожник использовал такие средства как ритм и контрастность. Ракурс сверху. Фотография выглядит довольно абстрактной, но между тем передает массовость скопления людей и важность момента.

Александр Родченко – художник-авангардист

(рис.11. Александр Родченко)

На фотографии используется двойная экспозиция: совмещение двух снимков по тональности. Таким образом Родченко превращает обычный семейный портрет в настоящее произведение искусства. (см.ри. 12)

Александр Родченко. Лиля и Осип. Двоййная экспозиция. 1924

(рис.12 Александр Родченко. Лиля и Осип.)

Георгий Пинхасов – советский и российский фотограф. Георгий Пинхасов широко известен выдающейся работой со светом и цветом, что может приближать даже самые приземлённые сцены к классическим картинам. Его работы – больше чем фотодокументы. Пинхасов подмечает ускользающее, оживляет незаурядные композиции характерным для себя визуальным языком – размытием переднего плана, яркими красками, отражениями и тенями. Его фотографии пронизаны духом 90 х годов.

Жанровая фотография о жизни обычных людей.(см.рис.13) Правило третей. Расфокус переднего плана. Ритмичность здания и ракурс снизу. Автор передает суетность вокзала, а пестрота красок только подчеркивает огромное скопление народа.

Георгий Пинхасов – единственный российский фотограф в агентстве Magnum 53

(рис.13. Геогий Пинхасов. Перед Казанским вокзалом, Москва, 1996.)

Автор выбрал интересный сюжет. (см.рис.14) Показать солдат под дождем, эти мужчины выдерживают любые плохие погодные условия. Одним лишь контрастным силуэтом он показывает мужскую силу. А дождь противопоставляется ритмом как бурная стихия, усиливаемая контровым светом.

Георгий Пинхасов – единственный российский фотограф в агентстве Magnum 77

(рис.14. Георгий Пинхасов. Мурманск, Россия, 2006.)

Анализ победителей международных конкурсов фотографии на ресурсе 35awards

35awards – это крупнейшая международная премия фотографов, которая позволяет любому человеку занимающемся фотографией продемонстрировать свою работу и прославится своими работами. Ниже представлены фотографии победители конкурсов и анализ на них.

Автор фотографии выбрал не только впечатляющее по своей красоте место, но и нужное время суток, чтобы сделать эту фотографию. (см.рис.15) Закатный или рассветный свет, который обладает непередаваемым золотистом цветом и туман застилающий лес. На фотографии есть воздушная перспектива и ритмичность повторяющихся друг за другом деревьев.

https://m1.35photo.pro/photos_temp/sizes/1068/5344384_1000n.jpg

(рис.15 Rojek Tomasz, Польша, Gliwice)

Этот пейзаж великолепен своей загадочной игрой света(см.рис16) , автор поймал последние лучи солнца и нежную дымку вечера. С одной стороны снимка уже ночь, а с другой уходящий, но яркий день. Здесь можно увидеть композиционное правило третей, контраст и воздушную перспективу.

https://m1.35photo.pro/photos_temp/sizes/1074/5373493_1000n.jpg

(рис.16 Илья Мельников, Россия, Москва «Осенний вечер в Торжке»)

На снимке сразу бросается в глаза неподдельный интерес ребенка к крокодилу.(см.рис.17) Линейная перспектива так располагается в кадре, что зритель смотрит вслед за взглядом ребенка, а в точке схода находится крокодил. Идеальная композиция с точки зрения всех правил. Граница между миром ребенка и террариума крокодила, тоже прослеживается в контрасте цветов фона.

https://m1.35photo.pro/photos_temp/sizes/602/3010738_1000n.jpg

(рис.17. Ирина Хромова, Россия, Обнинск)

Фотограф изобразил плачущую девочку. (см. рис.18) Очень эмоциональная получилась фотография. Композиция правила третей. Где главный объект девочка на границе пересечения главной точки внимания, а ее предполагаемые обидчики на заднем плане в расфокусе. Большое внимание уделено цветокоррекции снимка. Он сделан в тёплых тонах, поэтому воспринимается скорее не как драма, а как комичная ситуация.

https://m1.35photo.pro/photos_temp/sizes/1009/5045950_1000n.jpg

(рис.18. Елена Миронова, Россия, Нижний Новгород)

Заключение

Фотография сложное и многогранное изобразительное искусство, которое невозможно полностью описать и подчинить правилам. Чтобы понять и уметь создавать шедевры фотоискусства, как и в любом другом искусстве, важно иметь насмотренность, которая приобретается от старательного просмотра большого количества хороших произведений.

Отвечая на вопрос фотография как способ визуальной коммуникации со зрителем, подытожим выводы из проведенного анализа. Фотография при одном взгляде на нее вызывает определенные эмоции у зрителя. Они могут быть разными: приятными, отвратительными, волнующими, радостными и др. Можно сказать, фото рассказывает зрителю уже при первом просмотре, что на нем изображено. Это универсальное средство общения с массовым зрителем. Поэтому в современном мире, пользуется большой популярностью. Фотография может передавать через себя атмосферу и дух ушедшей эпохи, а в менее глобальном смысле воспоминания отдельной личности. Снимок тем и хорош, что может передать через изображение то, что невозможно сказать словами, а можно только почувствовать.

Список использованной литературы

  1. Мишеля Фризо. Новая история фотографии под редакцией, том I - URL: https://phototour.pro/library/photo_philosophy/Frizot_Michel/ (дата обращения: 08.01.2021)
  2. Майкл Фриман Взгляд фотографа. URL: http://fotodi.ru/books/pdf/vzglyad.pdf (дата обращения: 08.01.2021)
  3. Трейси Кларк .Эмоциональная фотография URL: http://fotodi.ru/books/pdf/125.pdf (дата обращения: 07.01.2021)
  4. Майкл Фриман .Идеальная экспозиция URL: http://fotodi.ru/books/exp.pdf (дата обращения: 08.01.2021)
  5. Йоханесс Иттен. Искусство цвета https://www.rulit.me/books/iskusstvo-cveta-read-40941-7.html (08.01.2021)

Электронные ресурсы

  1. История фотографии. [электронный ресурс] – режим доступа: - URL: https://rosphoto.com/history/ (дата обращения 09.01.2021)
  2. 35 awards [электронный ресурс] – режим доступа: - URL: https://6th.35awards.com/ (дата обращения: 09.01.2021)
  3. Фотография. Виды и жанры фотографии с наглядными примерами [электронный ресурс] – режим доступа: - URL: https://natalie-berta.livejournal.com/8435.html (дата обращения: 09.01.2021)
  4. Изобретение фотографии: от технологии до современного искусства [электронный ресурс] – режим доступа: - URL: https://postnauka.ru/longreads/99344 (дата обращения: 09.01.2021)
  5. 12 композиционных приемов в фотографии (с примерами) [электронный ресурс] – режим доступа: - URL: https://arcobaleno-ru.livejournal.com/141795.html (дата обращения: 07.01.2021)

Приложение

(рис.1 правило третей)

Выставка Стива Маккарри в Праге

(рис.2 Объект и фон)

https://img2.goodfon.ru/original/1920x1272/5/9b/germaniya-gorod.jpg

(рис.3 De-focused)

(рис.4 мягкий фокус)

http://s4.fotokto.ru/photo/full/196/1964576.jpg C:\Users\Polinochka\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\3477455.jpg

(рис. 5, 6 mis-focused)

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3630505/pub_5f02fae2382c316e9bbb9dab_5f02fbc3d28d3e4252f00a0c/scale_1200

(рис.7 проводка на карусели)

Пошаговое описание техники съемки с «проводкой» — Любить фотографию

(рис.8 проводка велосипедист)

Искусство фотографии: силуэты | ФОТО НОВОСТИ

(рис.9 Силуэт)

https://i.pinimg.com/564x/2d/8a/66/2d8a66c402dc841a8fff07ef4754f6a7.jpg

(рис.10 Вертикальная симметрия)

http://styleinsider.com.ua/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-05-Feb-Photographer-RodneySmith-Styleinsider-01.jpg

(рис.11 вертикальная симметрия)

Симметрия в природе: горы в отражении - Дикий Дикий Мир

(рис.12 горизонтальная симмертрия)

https://www.salcincotta.com/wp-content/uploads/2017/10/sehr_model_0111.jpg

(рис.13 Симметрия радиальная)

https://i.pinimg.com/originals/a6/6f/f4/a66ff472a1ae7975d491f30957048b66.jpg

(рис. 14 Линейная перспектива)

(рис.15 тональная перспектива)

https://i.pinimg.com/originals/4b/45/36/4b4536bfb3435da504d6ce5a61d684b0.jpghttp://f4.24open.ru/Gx5WatGvi6.jpg

(рис.16,17 ритм)

Фрейминг в фотографии11 советов для тех, кто хочет сделать действительно крутой кадр

(рис.18 фрейминг)

Теория и практика фотографии

(рис.19 Нижний ракурс)

Верхний уличный ракурс» — карточка пользователя Yaymko в Яндекс.Коллекциях

(рис.20 Верхний ракурс)

https://proprikol.ru/wp-content/uploads/2020/07/kartinki-zimnij-vecher-31.jpg

(рис.21 пейзаж)

https://ae01.alicdn.com/kf/HTB1McGTQpXXXXXXXFXXq6xXFXXX3/2-1.jpg

(рис.22 предметное фото колец)

https://topwar.ru/uploads/posts/2011-09/1315729199_30.jpg

(рис.23 документальное фото)

http://rasfokus.ru/images/photos/medium/ab688d70dce7c2b8a60963901ead3ef2.jpg

(рис.24 репортажное фото)

https://cdn.fishki.net/upload/post/2020/02/24/3239113/zh63.jpg

(рис.25 жанровое фото)

(рис.26 портрет)

https://mp3klip.com/uploads/posts/2015-08/eroticheskiy-miks-16-foto-nyu_20.jpeg

(рис.27 ню фотография)

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1653873/pub_5e7a220ca066424cdc396ebf_5e7a247b6705ff4a55a23cdd/scale_1200

(рис.28 свадебное фото)

https://cstor.nn2.ru/forum/data/forum/files/2014-11/107460567-lwrqklcqaa8.jpg

(рис.29 детский праздник)

https://i.pinimg.com/736x/0e/5b/b8/0e5bb8e48784ece0de60bbe29e6a5cd1.jpg

(рис.30 фешн индустрия)

9 советов по композиции от Стива Маккарри - Fototips.ru

(рис.31 правило третей)