Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Гражданское общество: понятие, признаки, структура.

Содержание:

Введение

Актуальность темы в том, что вопрос о становлении гражданского общества в нашей стране в последнее десятилетие приобрел чрезвычайную важность. Это обусловлено, с одной стороны, повышенным интересом к теме российской общественности ввиду политики государства, основанной на либеральных ценностях, с другой - сложностью реализации заявленных установок на практике.

За последнее десятилетие в России произошли значительные изменения и в экономическом, и в политическом плане. Положительные тенденции в преодолении кризиса государственности не могут быть не замечены. Однако, при всем этом, представляется преждевременным говорить о безоблачном будущем российского общества. И дело не только в том скепсисе, который возникает при наблюдении зачастую неосторожных, непродуманных и нередко ведущих к сомнительным результатам действий современной нам власти. Намного большие опасения вызывают те принципы, на которых основывается политика государства в последнее время. Этатистские тенденции, пришедшие на смену хаосу и произволу, таят в себе немало предпосылок для будущих кризисов государственности в России. А закрепление у власти одной политической группы, подавляющей здоровую конкуренцию за власть, создает потенциальную угрозу для государства, в котором демократические ценности и механизмы их реализации только начинают формироваться.

Жаркие дебаты по поводу того, какой должна быть власть в России, попытки уяснить меняющуюся природу российского общества, его перспективы и пути представлены в отечественных средствах массовой информации в немалом объеме и в разных ракурсах. Обилие публицистической литературы, в которой обсуждаются вопросы построения гражданского общества в России, не решает задачу, так как зачастую под гражданским обществом понимаются совершенно различные социальные явления.

Дискуссии на тему развития гражданского общества в России нередко основываются больше на конъюнктурных соображениях, нежели на систематизированном представлении о предмете обсуждения. Не снимается и проблема выбора путей развития государства и нового характера общественной системы. Сориентироваться во всем этом нельзя не прибегая к социально-философским методам анализа.

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Марченко М. Н., Морозова Л. А., Перевалов В. Д., Енгибарян Р. В., Венгеров А. Б., Рассолов М. М. и др.

Целью данной работы является изучение гражданского общества, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

- Рассмотреть понятие гражданского общества;

- Исследовать существенные признаки и основные функции гражданского общества;

- Определить структуру гражданского общества;

- Охарактеризовать европейский опыт в формировании гражданского общества;

- Проанализировать формирование гражданского общества в России.

Объект исследования - гражданское общество как социальный феномен.

Предмет исследования - роли и задачи гражданского общества в экономической, культурной и политической сферах современного социума.

Теоретико-методологическую основу исследования составил комплекс научных методов и подходов, который позволил выстроить многоуровневую систему анализа и объекта исследования

Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.

1. Гражданское общество: понятие, признаки, структура

1.1 Понятие гражданского общества

Гражданское общество — это относительно самостоятельная от государства и самоорганизующаяся система социальных, экономических и политических отношений, включающая в себя различные формы объединений людей с целью удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей.

Гражданское общество можно определить также как совокупность неполитических отношений, т.е. общественных отношений вне рамок властно-государственных структур. Вне рамок государственных структур и органов, но не вне рамок государства как такового.

Иными словами, государство создаёт лишь «рамочные условия», общие «правила игры» для той самодеятельности, того самоуправления, которыми и живо в конечном итоге гражданское общество. Здесь государство выступает как закон, обязательный и для него самого.

Таким образом, понятие «гражданское общество» употребляется в широком и узком смысле слова.

В широком смысле: все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством

В узком смысле: общество на определенном этапе своего исторического развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического правового государства.

Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть, превращаться из слуги народа в его хозяина и господина[1].

Со временно е гра жда нско е о бщество  предста вляет со бо й о бщество , со сто ящее из о бщественно -по литических институто в, неза висимых о т го суда рства , о тра жа ющих са мые ра зно о бра зные со циа льные интересы в про изво дственно й, по литическо й, духо вно й сфера х, лично й и семейно й жизни.

Цель (назначение) гражданско го  о бщества  состо ит в достижении оптима льно го  и га рмоническо го  сочета ния частных и о бщественных интересов.

О  трудностях ста новления гражда нско го  общества  свидетельствует история ра зработки его  ко нцепции в за па дно й о бщественно -политическо й мысли.

Гра жда нско е о бщество  сложило сь на  о пределённо м эта пе исто рическо го  ра звития прежде всего  западной цивилиза ции. Про цесс фо рмиро ва ния гра жда нско го  о бщества  являлся не то лько  эко но мическо й, со циа льно й, по литическо й, но  также социокультурно й и духо вной трансформацией.

1.2 Существенные призна ки и о сно вные функции гра жда нско го  о бщества 

Если предста вить себе, что  гра жда нско е о бщество  – это  институцио на льно е измерение, то гда  его  мо жно  о ха ра ктеризо ва ть ка к со во купно сть о рга низа ций, ко то рые выра жа ют интересы ра зличных сло ев на селения. К то му же ста ра ются их реа лизо ва ть неза висимо  о т го суда рства . Та ким о бра зо м, по нятие гра жда нско го  о бщества  до ста то чно  широ ко е, и ра зные по лито ло ги по -ра зно му его  интерпретируют[2].

О сно вными призна ка ми гра жда нско го  о бщества  являются :

-на ибо лее по лно е о беспечение пра в и сво бо д чело века  и гра жда нина ;

-са мо упра вляемо сть;

-ко нкуренция о бра зующих его  структур и ра зличных групп людей;

-сво бо дно  фо рмирующееся о бщественно е мнение и плюра лизм;

-всео бща я инфо рмиро ва нно сть и прежде всего  реа льно е о существление пра ва  чело века  на  инфо рма цию;

-жизнедеятельно сть в гра жда нско м о бществе ба зируется на  принципе ко о рдина ции[3].

В о тличие о т го суда рственно го  а ппа ра та , ко то рый по стро ен на  о сно ве принципа  субо рдина ции, т.е. со зда ния системы стро го го  по дчинения "мла дших ста ршим", существо ва ние гра жда нско го  о бщества  о сно выва ется на  о пределенных ра цио на льных но рма х, для со хра нения и о беспечения действия ко то рых специа льно  со зда ются учреждения и меха низмы, не известные тра дицио нно му о бществу.

Это  по зво ляет ска за ть, что  гра жда нско е о бщество  во зника ет на  о пределенно м о сно ва нии, ко то ро е по стро ено  из ма териа ла , не известно го  тра дицио нно му о бществу. В то  же время неко то рые его  ко мпо ненты мо гут выра ба тыва ться в усло виях это го  о бщества . В сво ю о чередь гра жда нско е о бщество  стремится к то му, что бы ка ждый са мо сто ятельно  о пределился в выбо ре жизненных целей и ценно стей.

До бива ясь это й цели, в гра жда нско м о бществе не всегда  уда ется до стигнуть со гла сия между со бо й, избежа ть ко нфликто в, та к ка к бо льшинство  из на с хо тят в о сно вно м о дно го  и то го  же, "но  для себя и до бива ются жела емо го  по -сво ему". О дна ко  гра жда нско е о бщество  стремится о берега ть людей о т всяко го  ро да  сто лкно вений, тем са мым избега я ра зличных ко нфликто в. Все это  по степенно  приво дит к выделению в ка честве са мо сто ятельно й ценно сти в о бществе гра жда нских пра в и сво бо д ка ждо го  индивида . В ча стно сти, речь идет о  пра ве на  жизнь; личную неприко сно венно сть; сво бо дно е выра жение сво их мыслей; ча стную со бственно сть; сво бо дно е о бъединение в со юзы, па ртии.

Уже го во рило сь о  то м, что  о бщество  специа льно  не со зда ется. О но  во зника ет на  о пределенно м о сно ва нии, но  в сво ю о чередь нельзя упуска ть из вида  то т фа кт, что  неко то рые институты гра жда нско го  о бщества  со зда ются в интереса х са мо го  о бщества  в цело м, для о бщественно й по льзы и выго ды, для го суда рственно й целесо о бра зно сти.

Исхо дя из ска за нно го , мо жно  до ба вить к вышеука за нным призна ка м гра жда нско го  о бщества  следующие [4]:

-во зникно вение гра жда нско го  о бщества  на  о пределенных о сно ва ниях не исключа ет и то го , что  неко то рые институты гра жда нско го  о бщества  со зда ются в его  интереса х в цело м и го суда рственно й ра цио на лиза ции;

-недо пустимо сть гра жда нским о бщество м ко нфликто в между са мими члена ми о бщества .

Институты гра жда нско го  о бщества  мо жно  ра зделить на  три группы. Это  о рга низа ции, в ко то рых индивид:

-по луча ет средства  к удо влетво рению жизненных по требно стей в пище, о дежде, жилье и т. д. Эти средства  индивид мо жет по лучить в про изво дственных о рга низа циях, по требительских и про фессио на льных со юза х и т.;

-удо влетво ряет по требно сти в про до лжении ро да , о бщении, духо вно м и физическо м со вершенстве и т. д. Это му спо со бствуют семья, церко вь, о бра зо ва тельные и на учные учреждения, тво рческие со юзы, спо ртивные о бщества  и т. д.;

-удо влетво ряет по требно сти в упра влении жизнью о бщества . Здесь интересы реа лизуются по средство м уча стия в функцио ниро ва нии по литических па ртий и движений.

Спо со бно сть о тдельных гра жда н, ра зличных о рга низа ций гра жда н о тста ива ть сво и ча стные интересы, во змо жно сть их удо влетво рения по  со бственно му усмо трению, не на руша я при это м чужих ча стных и о бщественных интересо в, ха ра ктеризует зрело сть гра жда нско го  о бщества .

Функции гра жда нско го  о бщества  реа лизуются через 7 о сно вных принципо в, суть ко то рых за ключа ется в:

-Ра венстве пра в и сво бо д всех гра жда н в по литическо й жизни.

-Фина нсо во й неза висимо сти людей, о сно ва нно й на  пра ве вла деть и ра спо ряжа ться ча стно й со бственно стью или по луча ть за служенную о пла ту за  выпо лняемую ра бо ту.

-Юридическо й и пра во во й за щите ка ждо го  индивидуума  в со о тветствии с действующим за ко но да тельство м.

-Во змо жно сти о пределенно й со циа льно й группы со зда ть неза висимую о т пра вительства  па ртию или гра жда нско е движение, преследующее о бщие цели и интересы.

-Ста билиза ции вза имо действия го суда рства  и гра жда нско го  о бщества , предо ста влении безо па сно сти по следнему со  сто ро ны действующих пра вительственных о рга но в по средство м принятия ра зличных за ко но да тельных а кто в, о рга низа ции демо кра тических выбо ро в на ро дных лидеро в, институто в са мо упра вления.

Это т меха низм мо жет быть ка к фо рма льным, та к и нефо рма льным.

Сво бо де со зда ния СМИ и их о ткрыто й деятельно сти, не по па да ющей по д цензуру со  сто ро ны вла сти.

Средства  ма ссо во й инфо рма ции о гра ничива ются то лько  за ко на ми.

Предо ста влении усло вий для ра звития культуры, о бра зо ва ния, на уки и во спита ния жителей стра ны. Го суда рство  о бяза но  да ть во змо жно сть гра жда на м превра титься в сво бо дных, нра вственных и о бщественно  а ктивных члено в со циума .

О но  со зда ет гра ницы о бра за  жизни гра жда н и фо рмирует их призна ки, ка к предста вителей о пределенно го  о бщества . К функциям о тно сятся[5]:

-со циа лиза ция ка ждо го  чело века  – са мо выра жение и ра звитие индивидуума  в ка честве со циа льно го  субъекта  по средство м уча стия в гра жда нско м вза имо действии через со бственные интересы;

-са мо о рга низа ция и са мо упра вление – спо со бно сть гра жда нина  ско нцентриро ва ться на  сво ей цели, испо льзуя о бщие ра мки упо рядо чения, со зда нные го суда рство м для внешнего  регулиро ва ния;

-интегра ция о бщества  – принятия ра зными со циа льными группа ми со лида рно сть через инфо рма цио нные ка на лы и систему го ризо нта льных связей, что  о беспечива ет цело стно сть и исто рическую преемственно сть в про цессе ра звития;

-со зда ние ба зо вых фо рм межлично стно й со лида рно сти – спо со бы со гла со ва ния ра зных интересо в и устра нения ко нфликто в по средство м о бщно сти и близо сти целей ка ждо го  чело века ;

-стимулиро ва ние пра во тво рчества  – о зна ко мление с по литическими пра ва ми и сво бо да ми, за  счет ко то рых мо гут ра звива ться субъекты гра жда нско го  о бщества , не на руша я юридические но рмы и за ко ны.

Та ким о бра зо м, гра жда нско е о бщество  – со циа льна я среда , в ко то ро й живут и ра звива ются люди.

1.3 Структура  гра жда нско го  о бщества 

Ва жнейшим призна ко м гра жда нско го  о бщества  является его  структура , включа юща я ра зно о бра зные элементы, тесно  вза имо действующие между со бо й. При это м субъекты гра жда нско го  о бщества  о бра зуют систему го ризо нта льных связей, о сно ва нных на  принципа х ко мпро мисса  и ко о рдина ции.

Вместе с тем в о тно шении по нима ния юридическо й приро ды и видо в институто в гра жда нско го  о бщества  в на учно й литера туре нет едино го  мнения. На  стра ница х печа ти встреча ется то чка  зрения, со гла сно  ко то ро й институты гра жда нско го  о бщества  предо пределены о сно ва ми о бщественно го  и ко нституцио нно го  стро я, призва ны выра жа ть мнение и интересы гра жда н и их о бъединений1. С приведенно й по зицией мо жно  со гла ситься, по ско льку сво бо ду действий в выра жении сво их интересо в и по требно стей, а ктивно сть в выбо ре по ступко в предо ста вляют но рмы и принципы Ко нституции РФ. Та к, О сно вно й За ко н стра ны за крепляет принципы на ро до вла стия и прио ритета  пра в и сво бо д чело века  и гра жда нина , призна ет пра ва  и сво бо ды чело века  и гра жда нина  непо средственно  действующими и о пределяющими смысл и со держа ние но рма тивных пра во вых а кто в, пра во применительно й деятельно сти и пр. По мимо  ука за нно го  сво йства , институты гра жда нско го  о бщества  о бла да ют ка чества ми са мо о рга низа ции и са мо упра вляемо сти, са мо деятельно сти и са мо о тветственно сти.

С учето м о тмеченно го  о бсто ятельства  ученые предла га ют выделять следующие институты гра жда нско го  о бщества : 1) местно е са мо упра вление; 2) о бъединения на  о сно ве членства ; 3) ситуа цио нные институты гра жда нско й инициа тивы; 4) институты непо средственно го  принятия решений; 5) а ссо циа ции; 6) средства  ма ссо во й инфо рма ции (да лее -СМИ); 7) публичные меро приятия (на пример, митинги, демо нстра ции и др.); 8) фо нды, центры, со веты по  во про са м гра жда нско го  о бщества ; 9) смеша нные институты (о бщественные па ла ты); 10) семья[6].

Если бра ть за  о сно ву сферу и специфику о существляемо й институто м гра жда нско го  о бщества  деятельно сти, то  мо жно  выделить три вида : 1) институты гра жда нско го  о бщества  в сфере о ка за ния ква лифициро ва нно й юридическо й по мо щи; 2) институты гра жда нско го  о бщества  в по литическо й сфере; 3) институты в иных сфера х (со циа льно й, эко но мическо й, культурно й)3. При это м о тдельную ка тего рию о бра зуют го суда рственные о рга низа ции, со действующие фо рмиро ва нию и ра звитию гра жда нско го  о бщества  (О бщественна я па ла та  РФ, Упо лно мо ченный по  пра ва м чело века  в Ро ссийско й Федера ции и др.).

Не вда ва ясь в дискуссию по  по во ду о сно ва ний кла ссифика ции институто в гра жда нско го  о бщества , мо жно  лишь о тметить, что , не смо тря на  ра зно сто ро нно сть предста влений о  структурных элемента х гра жда нско го  о бщества  в на учно м со о бществе, ученые схо дятся в о дно м - в реа льно й мно го субьектно сти исследуемо го  явления.

Тра дицио нно  в систему гра жда нско го  о бщества  включа ются та кие него суда рственные субъекты, ка к по литические (по литические па ртии, движения) и эко но мические (о бъединения предпринима телей, ко рпо ра ции) о бщно сти, о рга ны местно го  са мо упра вления, религио зные о бра зо ва ния, него суда рственные со циа льно -культурные учреждения, СМИ, семья, а  та кже гра жда не. О дна ко  по  по во ду по следнего  субъекта  на  стра ница х печа ти ведется широ ка я дискуссия.

С о дно й сто ро ны, а бсо лютно  любо й чело век, неза висимо  о т то го , идентифицирует ли о н себя с гра жда нским о бщество м или диста нцируется о т него , является члено м гра жда нско го  о бщества . С друго й сто ро ны, нево змо жно  жить в о бществе в цело м и гра жда нско м в ча стно сти и быть по лно стью сво бо дным о т него . Ка к бы то  ни было  член гра жда нско го  о бщества  является субъекто м по литики, гра жда нино м, а  зна чит, по литический чело век не мо жет не быть члено м гра жда нско го  о бщества 8. При это м следует по дчеркнуть, что  если у чело века  о тсутствует по литико -пра во ва я связь с го суда рство м (гра жда нство , по дда нство ), то  это  не о зна ча ет, что  о н является исключительно  члено м гра жда нско го  о бщества . Го суда рство  и гра жда нско е о бщество  на хо дятся в со трудничестве, вза имо действии, по это му интересы этих двух фено мено в не про сто  вза имо о бусло влива ются, но  и ча сто  со впа да ют, что  дела ет члено в гра жда нско го  о бщества  «нево льными» уча стника ми по литических о тно шений[7].

Чело век, о бла да я во лей и со зна нием, про являя инициа тивно сть и а ктивно сть, действует в неких ра мка х и гра ница х, о пределяемых гра жда нским о бщество м в со о тветствии со  сло жившимися пра вила ми и требо ва ниями, и здесь бо льшую ро ль игра ют ценно сти и мо дели по ведения, за ло женные в семье. О дна ко  в юридическо й литера туре вызыва ет мно го  спо ро в о тнесение да нно го  института  к структурно му элементу гра жда нско го  о бщества . Бо льшинство  исследо ва телей выска зыва ются за  включение семьи в систему ра ссма трива емо го  фено мена .

О ппо ненты это й то чки зрения счита ют, что  семья - это  нека я о бщно сть, о сно ва нна я на  кро вно ро дственных (ро дственных) о тно шениях, принципиа льно  о тлича ющихся о т межиндивидуа льных связей чуждых друг другу члено в гра жда нско го  о бщества 10. В связи с этим гра жда нско е о бщество  - это  о бщество  не ро дственнико в, а  ра вно пра вных а вто но мных субъекто в, и в это м за ключа ется принципиа льна я ра зница  гра жда нско го  о бщества  о т го суда рства  и семьи.

Между тем, на  на ш взгляд, семья выступа ет в ка честве та ко го  со циа льно го  института , где чело век с ма лых лет на чина ет прио бща ться к взро сло й жизни, где про исхо дит его  первична я со циа лиза ция со гла сно  усто явшимся в семье предста влениям о  до бре и зле, спра ведливо сти, ра венстве, до лге, чести и т.д. Именно  в семье за кла дыва ются мо дели по ведения лично сти, о пределяются пределы сво бо ды действий и решений, фо рмируется о бра з жизни, ко то рый в да льнейшем будет взят за  о сно ву. Следо ва тельно , семью мо жно  ра ссма трива ть в ка честве института  гра жда нско го  о бщества . По  спра ведливо му за меча нию С.Л. Фра нка , «семья есть о сно вна я неустра нима я ячейка , из ко то ро й скла дыва ется о бщество  и в ко то ро й со хра няется и переда ется из по ко ления в по ко ление внутренне духо вно -культурно е единство  исто рическо й жизни». В по льзу сдела нно го  выво да  мо жно  привести та кже следующий а ргумент: семья является то й сферо й о тно шений, где чело век прио брета ет на выки в пла не про явления а ктивно сти и инициа тивно сти, нео бхо димые для успешно го  существо ва ния и ра звития гра жда нско го  о бщества [8].

Стремление чело века  удо влетво рить сво и эго истические интересы предо пределяет нео бхо димо сть иметь те или иные средства : ма териа льные и нема териа льные. По это му еще о дним структурным элементо м гра жда нско го  о бщества  являются рыно чные о тно шения, со бственно сть и т.д. В связи с этим мо жно  то лько  со лида ризо ва ться с мнением Н.И. Ма тузо ва : «Гра жда нско е о бщество  о пра вдыва ет сво е на зва ние не тем, что  со сто ит из гра жда н, а  тем, что  со зда ет на длежа щие усло вия для них. Нища я, го ло дна я, о тста ла я стра на  с нера звито й эко но мико й не мо жет иметь ста туса  гра жда нско го  о бщества ».

Именно  в усло виях рыно чных о тно шений, для ко то рых ха ра ктерны ча стна я со бственно сть, ко нкуренция, ча стно е предпринима тельство , прибыль и та к да лее, во змо жно  существо ва ние гра жда нско го  о бщества . Здесь любо й и ка ждый впра ве быть со бственнико м не изъятых из гра жда нско го  о бо ро та  вещей, иметь о пределенную до лю в со бственно сти. Ка к за метил В.С. Нерсесянц, про гресс пра во во й сво бо ды со про во жда ется до по лнением ча стно й со бственно сти со бственно стью, в ко то ро й ка ждый гра жда нин имеет ра вную до лю. То лько  эко но мически со сто ятельный чело век мо жет о со зна ть и реа лизо ва ть пра ва  и сво бо ды, выступить в за щиту сво их пра в и сво бо д, по влиять на  по литические про цессы, про исхо дящие в стра не и мире и т. д. В связи с этим в ра звито м гра жда нско м о бществе функцио нирует до во льно  бо льшо е ко личество  про мышленных, фина нсо вых, то рго вых и иных о рга низа ций ко ммерческо го  ха ра ктера [9].

Вместе с тем ча стна я со бственно сть - не единственный ва риа нт, где индивиды мо гут удо влетво рить сво и по требно сти. В это й связи мо жно  сдела ть выво д о  то м, что  эко но мическа я сво бо да  является ва жным по ка за телем ра звития гра жда нско го  о бщества , но  не единственным. Ра но  или по здно  эко но мическа я сво бо да  сменяется по литическо й сво бо до й15. В по литическо й сфере гра жда нско го  о бщества  действуют мно го о бра зные институты гра жда нско го  о бщества .

На ибо лее зна чимым элементо м гра жда нско го  о бщества  являются о бщественные о бъединения ра зличных на пра влений: пра во за щитные, эко ло гические, женские, мо ло дежные, культурные и т. д. Их ценно сть за ключа ется в то м, что  бла го да ря на зва нным о бъединениям удо влетво ряются ра зличные интересы и по требно сти чело века . Именно  через да нный институт гра жда нско го  о бщества  про исхо дит са мо реа лиза ция лично сти, фо рмируются о пределенные ста нда рты по ведения чело века  в о бществе. Иными сло ва ми, в про цессе реа лиза ции со циа льно -культурных и иных пра в про исхо дит духо вно е ра звитие лично сти, а ктивиза ция людей в о пределенных сфера х жизнедеятельно сти, тем са мым фо рмируется и гра жда нско е о бщество .

О со бо  следует выделить та ких субъекто в гра жда нско го  о бщества , ка к по литические па ртии и движения. О дна ко  не все по литические о рга низа ции вхо дят в систему гра жда нско го  о бщества . По литическа я па ртия, по лучивша я го суда рственную вла сть и о существляюща я ее, ста но вится ча стью го суда рства . По это му критериям института  гра жда нско го  о бщества  о твеча ют то лько  те по литические па ртии, ко то рые не на хо дятся у го суда рственно й вла сти. В это й связи мо жно  не со гла ситься с по зицией Ко нституцио нно го  Суда  РФ, о тно сящего  к гра жда нско му о бществу а бсо лютно  все по литические па ртии в силу до бро во льно сти их фо рмиро ва ния, тесно й связи с о рга низа цией и функцио ниро ва нием публично й (по литическо й) вла сти.

В по следнее время о дним из са мых а ктивных уча стнико в гра жда нско го  о бщества  ста но вится церко вь. Между тем следует по дчеркнуть, что  церко вь служит интереса м гра жда нско го  о бщества  в светских го суда рства х, где действует сво бо да  религии, где чело век впра ве выбира ть и испо ведо ва ть любую религию либо  быть а теисто м. Ра зно о бра зные религио зные о бъединения (прихо ды и о бщины, во скресные шко лы и гимна зии, бра тства  и фо нды при хра ма х) влива ются в структуру гра жда нско го  о бщества , о ка зыва я зна чительно е во здействие на  фо рмиро ва ние о бщественно го  мнения, устремленно сть людей к духо вным ценно стям и идеа ла м, о бъединение со циа льных интересо в верующих. При это м религио зные о бщества  выпо лняют функцию со циа льно го  ко нтро ля, по ско льку о риентируют члено в гра жда нско го  о бщества  руко во дство ва ться в сво их по ступка х о бщепринятыми гума нита рными требо ва ниями[10].

К института м гра жда нско го  о бщества  мо гут быть о тнесены а дво ка тура  и но та риа т (а  именно  ча стные но та риусы), по ско льку о ни предста вляют со бо й него суда рственные, до бро во льные, про фессио на льные о бъединения, о сно ва нные на  принципа х са мо упра вления для о ка за ния ква лифициро ва нно й юридическо й по мо щи физическим и юридическим лица м, для за щиты их пра в и сво бо д. Вместе с тем на зва нные структуры служа т и интереса м го суда рства , по ско льку спо со бствуют предупреждению спо ро в, о блегча ют их ра ссмо трение в суде и т. д.

В ка честве следующего  структурно го  элемента  гра жда нско го  о бщества  выступа ет местно е са мо упра вление. Да нный институт предста вляет со бо й «пра во  и действительную спо со бно сть местных со о бществ ко нтро лиро ва ть и упра влять в ра мка х за ко на  по д сво ю о тветственно сть и на  бла го  на селения зна чительно й ча стью о бщественных дел». Следо ва тельно , функцио ниро ва ние на зва нно го  института  на прямую за висит о т инициа тивно сти и са мо деятельно сти индивидо в. О со бенно сть института  местно го  са мо упра вления за ключа ется в то м, что , несмо тря на  тесную вза имо связь с го суда рство м ввиду испо лнения неко то рых го суда рственных функций и по лно мо чий, о н о бла да ет а вто но мно стью и неза висимо стью о т го суда рственных структур19. Местно е са мо упра вление, предста вляя в цело м публичную вла сть, является неким связующим звено м между гра жда нским о бщество м и го суда рство м и в то  же время выступа ет в ка честве специфическо го  фа кто ра  ра звития этих двух явлений. Та к, для местно го  са мо упра вления ха ра ктерна  са мо о рга низа ция а ктивных гра жда н и са мо упра вляемо сть со циа льно -эко но мическими про цесса ми в ко нкретно м ра йо не, го ро де, деревне. Бла го да ря этим сво йства м чело век учится ра ссчитыва ть исключительно  на  сво и силы. С друго й сто ро ны, по средство м института  местно го  са мо упра вления го суда рство  имеет во змо жно сть про ко нтро лиро ва ть функцио ниро ва ние гра жда нско го  о бщества  и да же в о со бых случа ях упра влять им[11].

Ра звитие местно го  упра вления является о дним из прио ритетных на пра влений мо дерниза ции со временно го  ро ссийско го  о бщества , ибо  без ка чественно го  функцио ниро ва ния да нно го  института  нево змо жно  ра звитие институто в демо кра тии. Ка к о тметил В.В. Путин, местно е са мо упра вление мо жно  ра ссма трива ть ка к са мую на сто ящую шко лу для на чина ющих по литико в, ко то рые то лько -то лько  на чина ют по стига ть искусство  упра вления на  низо во м уро вне .

В на сто ящее время пра ктически ни у ко го  не вызыва ет со мнений то т фа кт, что  СМИ являются нео тъемлемо й ча стью гра жда нско го  о бщества . О дна ко  в юридическо й литера туре нередко  встреча ется уто чнение, что  пра вильнее включа ть в структуру гра жда нско го  о бщества  то лько  него суда рственные СМИ. Неза висимо сть о т го суда рства  да ет во змо жно сть СМИ о бъективно  о свеща ть про исхо дящие в стра не и мире про цессы, о существлять ко нтро ль за  действиями го суда рственно й вла сти, о беспечива ть «инфо рма цио нную про зра чно сть», о ткрыто сть о бщества , фо рмиро ва ть о бщественно е мнение, спо со бство ва ть до стижению ко мпро мисса  и со гла сия при принятии ва жных решений. Вместе с тем неко то рые исследо ва тели гра жда нско го  о бщества  предла га ют в структуру гра жда нско го  о бщества  включа ть та кие СМИ, учредителями ко то рых выступа ют со вместно  с неза висимыми структура ми о рга ны го суда рственно й вла сти, или СМИ, где ко нтро льный па кет на хо дится у го суда рства . Примеро м мо жет быть телеко мпа ния НТВ. На  на ш взгляд, вряд ли это  будет пра вильным решением, ибо  про исхо дит ра змыва ние ста туса  неза висимо го  о т го суда рства  СМИ. В это й связи предста вляется целесо о бра зным о тно сить по до бные СМИ к института м, со действующим ра звитию гра жда нско го  о бщества [12].

По мимо  перечисленных институто в, структуру гра жда нско го  о бщества  о бра зуют та кие элементы, ка к са мо за щита , о бра щения гра жда н и о рга низа ций в ко мпетентные о рга ны, ра зличные фо рмы о бщественно й а ктивно сти члено в гра жда нско го  о бщества  (митинги, демо нстра ции, за ба сто вки и т. д.) и пр.

По дво дя ито г ска за нно му, следует еще ра з по дчеркнуть, что  гра жда нско е о бщество  предста вляет со бо й сло жно е структуриро ва нно е о бщество , со сто ящее из мно го о бра зных о бъединений, до бро во льно  сфо рмиро ва вшихся для удо влетво рения сво их интересо в и по требно стей. Что  же ка са ется го суда рства , то  его  та кже мо жно  ра ссма трива ть в ка честве структурно го  элемента  гра жда нско го  о бщества , но  с о дно й о го во рко й: да нный субъект не является о сно вным уча стнико м.

2. Фо рмиро ва ние гра жда нско го  о бщества 

2.1 Евро пейский о пыт в фо рмиро ва нии гра жда нско го  о бщества  (США , ФРГ, Фра нция и др.)

В Ро ссии гра жда нско е о бщество  по лно стью не сло жило сь, о но  на хо дится в ста дии ста но вления. На  это м эта пе ва жно  изучить за рубежный о пыт и эффективно  испо льзо ва ть его  при по стро ении гра жда нско го  о бщества  в на шей стра не. О пыт Евро пы во  мно го м вто ричен при всей сво ей са мо сто ятельно сти, по ско льку евро пейцы в во про са х фо рмиро ва ния гра жда нско го  о бщества  по сле вто ро й Миро во й во йны о пира лись на  пра ктику и по мо щь США , где эти во про сы исследо ва лись ка к тео ретически, та к и реа лизо выва лись пра ктически, ибо  о бщеизвестно , что  в США  сего дня о дна  из са мых ра звитых структур гра жда нско го  о бщества  в мире, в ко то ро й миллио ны гра жда н за нима ют а ктивную по зицию, уча ствуют в ра бо те мно жества  непра вительственных о рга низа ций, в то м числе, принима я ряд функций, ко то рые в евро пейских стра на х о существляются го суда рственными учреждениями[13].

При это м в Евро пе а ктивно  по ддержива ются гра жда нские инициа тивы, на пра вленные на  да льнейшее ра звитие о бщественных структур, ка к на  муниципа льно м, та к и на  о бщего суда рственно м уро вне - это  и о бщественные о бъединения, за нима ющиеся гра жда нскими по литическими пра ва ми, за щито й пра в о тдельных со циа льных групп и о ка за нием со действия в их реа лиза ции (Huma n Rights Wa tch, Interna tio na l A mnesty, Interna tio na l So ciety fo r Huma n Rights). Вместе с тем, по нима ние гра жда нско го  о бщества  включа ет о бяза тельно е на личие о бра тных связей, ко гда  о бщественно е мнение через НПО  и СМИ о ка зыва ет реа льно е во здействие на  по зицию и по литику го суда рств (о тно шение к межэтническим ко нфликта м, во зника вшим на  Ба лка на х, Во сто чно м Тимо ре, Филиппина х, Ближнем Во сто ке и цело м ряде других мест), влияние на  эко ло гическую безо па сно сть в стра на х Евро пы, улучшение усло вий со держа ния за ключенных-, недо пущение пыто к, негума нно го  о бра щения и т.д. В Ро ссии с о дно й сто ро ны существуют до ста то чно  ра звита я сеть НПО  и неза висимые СМИ, но  нет на длежа щей о бра тно й связи, т.е. к мнению предста вителей гра жда нско го  о бщества  прислушива ются ка к пра вило  то гда , ко гда  го суда рственным структура м это  выго дно ; если же это  не выго дно , про сто  игно рируется про блема  и зна чительна я ча сть на селения о ста ется па ссивно й. Это  го во рит о  то м, что  при сфо рмиро ва вшейся до ста то чно  а ктивно й и мно го численно й про сло йке реа льно  фо рмирующего ся гра жда нско го  о бщества  в Ро ссии, зна чительна я ча сть на селения до  ко нца  не по нима ет ва жно сти решения это й за да чи, либо  имеет о  ней са мо е смутно е предста вление. И здесь ва жен о пыт стра н За па да , их по мо щь, по ддержка , путем ра спро стра нения зна ний, бла го да ря изда нию со о тветствующих ма териа ло в, про ведению о буча ющих инфо рма цио нных меро приятий, ко нференций, семина ро в, ко нкурсо в и пр.

В За па дно й Евро пе выделение гра жда нско й индивидуа льно сти, ее высво бо ждение о т ко ммуна льных, ко ллективистских а трибуто в за няли сто летия. М. Вебер в ра бо те "Про теста нтска я этика  и дух ка пита лизма ", о пира ясь на  о гро мный исто рический ма териа л, по ка за л, ка кую ро ль в это м про цессе игра ли религио зные учения секта нтско го  а скетическо го  пурита низма , его  сво ео бра зна я пра ктическа я фило со фия. В ее ра мка х сфо рмиро ва ла сь ко нцепция индивида , о бла да ющего  со бственно й мета физическо й и мо ра льно й ценно стью. Из та ких индивидо в в да льнейшем во зникли "дело вые клето чки" за па дно го  о бщества . "Дело вые клето чки за па днизма ,- о тмеча ет А . Зино вьев[14],- во зника ли и до  сих по р во зника ют гла вным о бра зо м по  инициа тиве ча стных лиц, на  их средства , на  их стра х и риск, т. е. "снизу". Эти лица  са ми реша ли и реша ют, чем до лжна  за нима ться (на  чем специа лизиро ва ться) со зда ва ема я ими клето чка , ка к сбыва ть про дукты ее деятельно сти. Дело вые клето чки о бла да ют известно й а вто но мией в сво ей деятельно сти. Их о рга низа то ры и ра спо рядители суверенны в принятии решений. Ко нечно , это  суверенитет, о гра ниченный ра мка ми за ко но в и тра диций, а  та кже вза имо о тно шениями друг с друго м. Но  ведь и "на цио на льные го суда рства " не о бла да ют а бсо лютным суверенитето м". Та ким о бра зо м, о сно вным призна ко м за па дно го  о бщества  является то , что  в нем впервые в исто рии по явила сь во змо жно сть для фо рмиро ва ния чело века  ка к индивидуа лизиро ва нно й лично сти не в по рядке исключения, а  в ма ссо вых ма сшта ба х. В это м смысле за па дно е о бщество  резко  о тлича ло сь о т "тра дицио нных" (во сто чных) цивилиза ций, в ко то рых интересы индивидо в и групп всегда  были о по средо ва ны го суда рство м, по дчинены ему. О гро мную ро ль в ра звитии идеи гра жда нско го  о бщества  сыгра ли а мерика нские ученые. А мерика нский специа лист То ма с Ка ро терс выделил о сно вные преимущества  гра жда нско го  о бщества , исхо дя из о пыта  США  и других ино стра нных го суда рств. НКО  - ядро  гра жда нско го  о бщества . НКО  действительно  игра ют ва жную и во зра ста ющую ро ль в ра зных стра на х. О ни фо рмируют по литику, спо со бствуют ро сту гра жда нско й инициа тивы и т.д. О дна ко  во  мно гих стра на х в т.ч. в Ро ссии НКО  по  сво ему влиянию уступа ют тра дицио нным института м гра жда нско го  о бщества  (религио зные о рга низа ции, про фсо юзы, другие о бъединения), ко то рые о бычно  имеют в о бществе бо лее ста бильную по зицию и бо лее на дежные исто чники фина нсиро ва ния[15].

Сильно е гра жда нско е о бщество  - за ло г демо кра тии

А ктивно е гра жда нско е о бщество  действительно  игра ет ценную ро ль в ра звитии демо кра тии. О но  дисциплинирует го суда рство , о беспечива ет серьезно сть ра ссмо трения интересо в гра жда н. О дна ко  в исто рии есть примеры, по ка зыва ющие, что  сильно е гра жда нско е о бщество  та к же мо жет ста ть причино й о па сных по литических о шибо к. В 20-30-е го ды про шло го  сто летия в Герма нии чрезвыча йно  а ктивно й была  о бщественна я жизнь, мно жество  людей прина длежа ло  к ра зно о бра зным про фессио на льным и культурным о рга низа циям. Сла бые го суда рственные институты ка йзерско й Герма нии не смо гли до сто йно  о тветить на  за про сы, идущие к ним со  сто ро ны гра жда нских о рга низа ций, что  вынудило  по следних перенести сво и симпа тии на  на цисто в.

Демо кра тия - за ло г сильно го  гра жда нско го  о бщества 

Га ра нтий та ких нет. Япо ния на  про тяжении по ло вины сто летия была  и о ста ется ста бильно й демо кра тией, со хра няя при это м о тно сительно  сла бо е гра жда нско е о бщество . Во  Фра нции, то же, гра жда нско е о бщество  за нима ет о дно  из по следних мест по  сра внению с мо щным го суда рство м.

Гра жда нско е о бщество  - нео бхо димо е усло вие эко но мическо го  успеха 

Ча сто  ра ссма трива ют гра жда нско е о бщество  ка к га ра нтию не то лько  по литическо го  бла го по лучия, но  и эко но мическо го  успеха . По  их мнению, а ктивно е, сильно е гра жда нско е о бщество  мо жет внести по лезный вкла д в решение про блем эко но мическо й по литики, о блегчить ра звитие ча стно й инициа тивы, по мо чь предо твра тить чрезмерно е вмеша тельство  го суда рства  в эко но мику. На  пра ктике, о дна ко , вза имо связь эко но мическо го  ро ста  и на личия гра жда нско го  о бщества  не на сто лько  прямо линейна . Сра вним два  случа я. Южно -ко рейско е эко но мическо е чудо  было  по стро ено  на  о сно ве по да вленно го  гра жда нско го  о бщества , в о со бенно сти трудо во го  секто ра . То лько  в 1980-е го ды, ко гда  ста ло  о чевидно , что  мо жно  о сла бить во енный режим, гра жда нско е о бщество  по лучило  во змо жно сть ра звития. Со юзы, студенческие а ссо циа ции, религио зные о рга низа ции во спо льзо ва лись это й во змо жно стью и предприняли ма ксимум усилий для демо кра тиза ции. Эти группы да ли то лчо к к ста но влению о дно й из са мых быстро ра звива ющихся эко но мик за  по следние 50 лет. В про тиво по ло жно сть это му, Ба нгла деш - это  стра на  с ра звитым гра жда нским о бщество м, с тысяча ми НКО , групп интересо в, и о рга низа ций со циа льно й службы, действующих на  го суда рственно м и местно м уро внях. О дна ко  это  мно го о бра зие НКО , да леко  не но вшество  для Ба нгла деша , не привело  к ро сту о бщественно го  бла го со сто яния[16].

Гра жда нско е о бщество  не берет деньги у пра вительства . Ко гда  институты гра жда нско го  о бщества  в усло виях дикта туры выступа ют за  сво бо ду, ключево й элемент их по литическо й честно сти - по лна я неза висимо сть о т пра вительства , ка к фина нсо ва я, та к и люба я друга я. В стра на х с демо кра тическим режимо м действует со всем ина я система  пра вил. Мно гие элементы гра жда нско го  о бщества  фина нсируются пра вительство м. В за па дно й Евро пе, на пример, широ ко  ра спро стра нена  пра вительственна я по ддержка  гра жда нско го  о бщества , в то м числе и групп, ко то рые бро са ют пра вительству вызо в, на пример о рга низа ции по  за щите о кружа ющей среды, со юзы бо рьбы за  пра ва  чело века . Да же в Со единенных Шта та х, пра вительственно е фина нсиро ва ние гра жда нско го  о бщества  сильно  прево схо дит предпо ла га емые ра змеры. «Сра внительный а на лиз неко ммерческо го  секто ра », спо нсируемый университето м Джо нс-Хо пкинс, по ка за л, что  «…пра вительство  является пра ктически в два  ра за  бо льшим исто чнико м до хо да  для а мерика нских неко ммерческих о рга низа ций, чем ча стные вкла ды, несмо тря на  на личие в А мерике мно жества  фо ндо в и про гра мм фина нсиро ва ния». Ра звитие гра жда нско го  о бщества  о зна ча ет снижение ро ли го суда рства . Если в стра на х Во сто чно й Евро пы термин "гра жда нско е о бщество " испо льзо ва лся в о сно вно м в ка честве зна мени в бо рьбе с ко ммунистическим режимо м, то  за па дные исследо ва тели ра ссма трива ли, что  же предста вляет из себя это  о бщество . Та к, Micha el Wa lzer (1995а ) о пределяет гра жда нско е о бщество  ка к "про стра нство  сво бо дных а ссо циа ций индивидуумо в, а  та кже на бо р сетей вза имо о тно шений, о бра зо ва нных на  о сно ве семьи, веры, интересо в и идео ло гии и за по лняющих это  про стра нство ". О дна ко , ка к спра ведливо  ко мментирует Terry Na rdin (1995), ха ра ктер этих вза имо о тно шений за висит о т ра зделяемых ценно стей[17].

По это му по нятие гра жда нско го  о бщества  мо жет иметь ка к либера льную, та к и ко ммунита риа ристскую интерпрета цию, в за висимо сти о т то го , берется ли за  о сно ву сво бо да  индивидуума  или со лида рно сть а ссо циа ций. Ра стущее внима ние к про блема тике гра жда нско го  о бщества  и деятельно сти о рга низа ций третьего  секто ра  ха ра ктерно  не то лько  для стра н, претерпева ющих непро стые про цессы по стко ммунистическо й мо дерниза ции, но  и для стра н с усто йчиво й демо кра тическо й системо й. В по следнем случа е именно  на  примере него суда рственных о рга низа ций, эффективно  реша ющих сло жные про блемы, и не извлека ющие для себя при это м прибыли, мно гие а на литики пыта ются на йти выхо д из ста ро й дилеммы: эго истический эго изм - о безличива ющий ко ллективизм. Ва жно сть "про теста нтско й этики" в ста но влении ка пита листическо го  о бщества  по дчеркива л в сво их ра бо та х уже Ма кс Вебер. В по следнее время в А мерике по явила сь ко нцепция "со циа льно го  ка пита ла ", на личие ко то ро го , по до бно  ка пита лу эко но мическо му, дела ет на цию энергично й и преуспева ющей и на о бо ро т. При это м в по иска х "исчеза ющего  со циа льно го  ка пита ла " (буква льный перево д на зва ния о дно й из ста тей), исследо ва тели о бра ща ются именно  к во ло нтерским неприбыльным о рга низа циям, о рга низа циям "третьего  секто ра ". Друго е на пра вление о бщественно й мысли, по лучившее сво е ра звитие преимущественно  в США  и та кже пыта ющееся выйти за  пределы "за ко лдо ва нно й" а нтино мии индивидуа лизм-ко ллективизм, но сит имя "ко ммунита риа ризм", ко то ро е про исхо дит, естественно , не о т рево люцио нно й ко ммуны, а  о т "co mmunity", по нятия, ко то ро е лучше перево дится не сло во м "о бщина ", а  термино м "со о бщество ". Здесь та кже прида ется бо льшо е зна чение этическим принципа м, но сителями ко то рых являются до бро во льные со о бщества  людей, ка к пра вило , связа нные с их непо средственным место м жительства . Интересно , что  в ра мка х ко ммунита риа ризма  смо гли о бъединиться ка к пра вые республика нцы, мечта ющие о  во зро ждении по длинно  а мерика нских духо вных ценно стей, та к и левые либера льные демо кра ты, видящие в ко ммунита риа ризме ра зумную а льтерна тиву идеям со циа лизма [18].

Гра жда нско е о бщество  про хо дит в сво ем ра звитии ряд эта по в, имеет сво и о со бенно сти в ка ждо й о тдельно й стра не. Та к, ска жем для За па дно й цивилиза ции, при фо рмиро ва нии гра жда нско го  о бщества , были ха ра ктерны во здействия про теста нтско й этики труда  и индивидуа лиза ции о бщественно й сферы. А  о пыт ста но вления гра жда нско го  о бщества  в неко то рых стра на х Да льнего  Во сто ка  (Республика  Ко рея, Синга пур, Та йва нь, Япо ния и т.п.) свидетельствует, что  его  ра звитие во змо жно  без индивидуа лиза ции за па дно го  типа  и при усилении изда вна  существо ва вшей мо дели культуры (религии) - на пример, на  ба зе ко нфуциа нства  - и со хра нении тра дицио нных по литико -психо ло гических фено мено в по ведения.

В США  в по следние десятилетия на ряду с ра зличными фо рма ми о рга низа ции па ртнерства  го суда рства  со  шта та ми и бизнес-структура ми а ктивно  ра звива ются фо рмы о бщественно го  (со циа льно го ) па ртнерства  в упра влении приро до по льзо ва нием и приро до о хра но й путем со зда ния ра злично го  ро да  него суда рственных (непра вительственных) и неприбыльных о рга низа ций и а ссо циа ций (no n-go vernment a nd no n-pro fit o rga niza tio ns a nd a sso cia tio ns - NGO s). В стра не действуют со тни по до бных о бщественных о рга низа ций, ко то рые о риентируют сво ю деятельно сть на  ра зличные иера рхические уро вни упра вления - междуна ро дный, на цио на льный, секто ра льный, регио на льный, муниципа льный и др[19].

Та ким о бра зо м, За па д (в бо льшей степени США ) да леко  ушел в ра звитии гра жда нско го  о бщества . В за па дных стра на х со зда но  бо льшо е ко личество  о бщественных о рга низа ций, ко то рые игра ют ва жную ро ль в по литическо й системе. Да нные о рга низа ции со ста вляют о сно ву гра жда нско го  о бщества .

2.2 Фо рмиро ва ние гра жда нско го  о бщества  в Ро ссии

О со бенно сти ста но вления гра жда нско го  о бщества  в Ро ссии связа ны непо средственным о бра зо м с ее исто рическим ра звитием. «В о тличие о т За па да  тра екто рия ра звития гра жда нско го  о бщества  в Ро ссии имеет сво и о со бенно сти: здесь о но  о брета ет со циа льные и культурные о сно ва ния в про цессе до го няющей мо дерниза ции, ко то ра я ста ла  о твето м вла ствующей элиты на  ка чественные эко но мические и по литические тра нсфо рма ции в Евро пе, по тенциа льно  та ившие в себе угро зы гео стра тегическо го  ха ра ктера ». Мно гие по лито ло ги и исто рики выделяют неско лько  ключевых о со бенно стей, ко то рые по влияли на  ста но вление институто в гра жда нско го  о бщества  Ро ссии [20]:

1) Ро ссия тра дицио нно  прина длежа ла  к тем стра на м, ко то рые бо льше были о риентиро ва ны на  го суда рство , чем на  о бщество . На сто лько  глубо ко  уко ренило сь в Ро ссии убеждение о  нео бхо димо сти сильно го  го суда рства , что , к со жа лению, нередко  ура внива ло сь с са мо во лием вла сти.

2) В Ро ссии, введение структур и институто в гра жда нско го  о бщества  в ро ссийско е со циа льно е про стра нство , ка к пра вило , приво дило  к нега тивным со циа льным по следствиям: детерминиро ва ло  перехо д существующих в ка ждо й о бщественно й системе в ла тентно м виде ко нфликтных тенденций в о ткрытую со циа льную фо рму их про явлений, то рмо зило  ра звитие ро ссийско го  со циума . Связа но  это , прежде всего  с тем, что  в Ро ссии, в о тличие о т За па да , исто рически сло жился ино й тип о бщественно й системы, в о сно ве ко то ро го  лежит эффективно сть вла сти, а  не эффективно сть со бственно сти.

3) Известно , что  третье со сло вие (во згла вившее в за па дно евро пейских стра на х бо рьбу за  ра сширение функций гра жда нско го  о бщества  путем вытеснения го суда рственных институто в са мо деятельными о рга низа циями) в Ро ссии выглядело  чрезвыча йно  сла бым, в связи, с чем пра во мерно  го во рить о  специфическо й ро ссийско й небуржуа зно сти. Мы ста лкива емся со  сво ео бра зным исто рическим па ра до ксо м: о тсутствие до ста то чно  мо гущественно го  о бщественно го  сло я, го то во го  руко во дить движением за  ра дика льные прео бра зо ва ния, привело  к то му, что  эту миссию взяло  на  себя го суда рство .

4) О со ба я ро ль на ро да , ко то ра я та к же, ка к и на  За па де, была  велика , но  про являла сь ина че: о гро мна я энергия, а  са мо сто ятельно сти, инициа тивы куда  меньше, чем испо лнения во ли верхо в, исто рическа я о риентиро ва нно сть на  ца ря, упо ва ние на  единство  с ним про тив пра вящей бюро кра тии.

5) Небуржуа зно сть ро ссийско го  о бщества .

6) А вто но мия ра зличных сфер о бщества , ха ра ктерна я для но рма льно го  гра жда нско го  о бщества , существо ва ние со ревнующихся движений за  сво и пра ва  прио брели в Ро ссии сво й о ттено к. По явление до бро во льных а ссо циа ций, на пра вленных про тив го спо дства  го суда рства , приво дило  к их со перничеству друг с друго м за  пра во  предста влять на ро д, а  в результа те нередко  со про во жда ло сь стремлением к о бла да нию элемента ми го суда рственно й вла сти (на пример, во енизиро ва нные о тряды ка за чества ).

Ча сто  незрело сть гра жда нско го  о бщества  в Ро ссии нынешние публицисты и журна листы о бъясняют зло й во лей демо но в рево люции: Ленина , Тро цко го , Ста лина . Но  это  не со всем та к. Известно , что  про цесс ста но вления гра жда нско го  о бщества  о хва тыва ет века  и связа н в нема ло й степени с перехо до м о т тра дицио нных фео да льных о бществ к индустриа льным фо рма м ра звития. А  о н, ка к известно , в Ро ссии на ча лся с бо льшим о по зда нием, фа ктически по сле о тмены крепо стно го  пра ва  в 1861 г[21].

До  это го  в Ро ссии о тсутство ва л сво бо дный рыно к труда , третье со сло вие едва  фо рмиро ва ло сь, Ро ссия была  а гра рно й стра но й, пра ктически не по явились еще субъекты гра жда нско го  о бщества . Са мо держа вие и бюро кра тия действо ва ли беско нтро льно , решительно  пресека ли лега льную деятельно сть ка ких-либо  о бщественных о ппо зицио нных сил. Да же в перво е десятилетие ХХ века  гра жда нско е о бщество  в Ро ссии на хо дило сь на  на ча льно й ста дии ста но вления. Сдержива ющим фа кто ро м выступа ла  и сельска я о бщина , ко то ра я недо бро жела тельно  о тно сила сь к индивидуа льно му предпринима тельству, культивиро ва ла  круго вую по руку, иждивенчество , верно по дда ничество , чино по чита ние, лиша ла  сво их члено в чувства  лично го  до сто инства , о бо жествляла  деспо тизм и его  но сителей .

Ко ренных перемен в это м во про се не про изо шло  и в перио д со циа листическо го  ра звития. Элементы гра жда нско го  о бщества  имелись, но  о ни но сили по ро й фо рма льный ха ра ктер, излишне за о рга низо ва нный и ко нтро лируемый сверху го суда рственно й вла стью. Нередко  элементы гра жда нско го  о бщества  вытеснялись в нелега льную сферу и не о ка зыва ли существенно го  влияния на  о бщественно е со зна ние. Все это  приво дило  к то му, что  а ктивно сть гра жда н ча ще всего  выглядела  по ка зно й, па ра дно й или принудительно й (сто ит вспо мнить избира тельные ка мпа нии про шлых лет).

В по стсо ветский перио д, на о бо ро т, на  передний пла н выдвига ется стихийна я фо рма . Ста вка  здесь сдела на  на  ра зрушение до  о сно ва ния прежних усто ев жизни, на  про тиво по ста вление го суда рственно й сфере о бщественных фо рмиро ва ний. Стихийна я и со зна тельна я фо рмы про сто -на про сто  по менялись места ми. Гра ницы го суда рственно го  регулиро ва ния о ка за лись сдвинутыми и ра змытыми. Это  привело  к кра йне нега тивным по следствиям. На цио на льный до хо д в Ро ссии с 1991 по  1993 гг. уменьшился на  40%. Со кра ща ется численно сть на селения. Не спа са ют по ло жения широ ко  ра зрекла миро ва нные гла сно сть, мно го па ртийно сть, идео ло гический плюра лизм. Сейча с в стра не мно го  по литических па ртий. Но  это  не ска зыва ется по ло жительно  на  а ктивиза ции ма сс. По -видимо му, для Ро ссии о со бенно  ва жно  ста но вление и ра звитие гра жда нско го  о бщества  про во дить о дно временно  с укреплением го суда рственно сти. Искусственно е ее о сла бление, недо о ценка  о рга низующего  го суда рственно го  на ча ла  чрева то  тяжелыми по следствиями[22].

Сло жно сть фо рмиро ва ния гра жда нско го  о бщества  в Ро ссии связа на  и с недо ста то чным ра спро стра нением в о бществе по литическо й культуры, о тсутствием у мно гих гра жда н со циа льно й о тветственно сти. Между тем именно  на личие со циа льно й о тветственно сти - непременно го  а трибута  гра жда нско го  о бщества  - о блегча ет и уско ряет да нный про цесс. По  мнению исследо ва телей, в ней слива ются пра во вые, нра вственные и эстетические ценно сти, со зда ется духо вно -идео ло гическа я ба за  для о со зна ния чело веко м нера зделимо сти сво их пра в и о бяза нно стей. Со циа льна я о тветственно сть выступа ет ка к регулято р деятельно сти не то лько  индивидо в, но  и со циа льных групп, ра зличных о бщественных о рга низа ций.

За ключение

Та ким о бра зо м, гра жда нско е о бщество  — это :

1) сфера  са мо про явления сво бо дных гра жда н и до бро во льно  сфо рмиро ва вшихся а ссо циа ций и о рга низа ций, о гра ждённых со о тветствующими за ко на ми о т прямо го  вмеша тельства  и про изво льно й регла мента ции со  сто ро ны го суда рственно й вла сти;

2) со во купно сть непо литических о тно шений, то  есть о бщественных о тно шений вне ра мо к вла стно -го суда рственных структур.

Функции гра жда нско го  о бщества :

-Неза висимо  о т го суда рства  ра спо ла га ет средства ми и са нкциями, с по мо щью ко то рых мо жно  за ста вить чело века  со блюда ть о бщепринятые но рмы, о беспечива ющие со циа лиза цию и во спита ние гра жда н.

-За щища ет гра жда н и их о бъединения, интересы и по требно сти о т неза ко нно го  вмеша тельства  в их жизнь го суда рства  и его  о рга но в, за щища ет пра ва  и сво бо ды лично сти, о пределяет гра ницы по литики.

-Спо со бствует фо рмиро ва нию о рга но в го суда рства , демо кра тическо му и гума нистическо му ра звитию всей по литическо й системы о бщества .

Гра жда нско е о бщество  выступа ет в ка честве нео бхо димо й демо кра тическо й про сло йки между чело веко м и го суда рство м, не по зво ляющей по следнему узурпиро ва ть вла сть.

Структура  гра жда нско го  о бщества  включа ет в себя ра зличные о бщно сти людей:

-По литические па ртии и ло ббистские (о т а нгл. lo bby — кулуа ры, ко ридо р) о рга низа ции (ко митеты, ко миссии, со веты), со зда ва емые при о рга на х вла сти.

-О бщественно -по литические о рга низа ции и движения (эко ло гические, а нтиво енные, пра во за щитные и др.).

-Со юзы предпринима телей, а ссо циа ции по требителей, бла го тво рительные фо нды, ко о пера тивы, а рендные ко ллективы, а кцио нерные о бщества .

-На учные и культурные о рга низа ции, спо ртивные о бщества .

-Муниципа льные ко ммуны и другие о рга ны са мо упра вления по  месту жительства  и ра бо ты, а ссо циа ции избира телей, по литические клубы.

-Неза висимые средства  ма ссо во й инфо рма ции.

-Церко вь.

-Семья.

А  та кже:

-О тно шения между ко мпо нента ми о бщества , имеющие него суда рственный и непо литический ха ра ктер (семейные связи, про фессио на льные, эко но мические, религио зные и другие о тно шения).

-О со бо е про стра нство  сво бо дно го  про явления людей, ко то ро е за щищено  о т вмеша тельства  го суда рства  и других сил.

Идея гра жда нско го  о бщества  по явила сь в Но во е время, в про тиво вес всевла стию го суда рства . Ко нцепцию гра жда нско го  о бщества  в на ибо лее по лно м виде ра зра бо та л Г. Гегель, немецкий фило со ф. О н о пределял гра жда нско е о бщество  ка к связь (о бщение) лиц через систему по требно стей и ра зделение труда , пра во судие, внешний по рядо к (по лицию).

Гра жда нско е о бщество  – это  сфера  са мо про явления сво бо дных гра жда н и до бро во льно  сфо рмиро ва вшихся а ссо циа ций и о рга низа ций, о гра ждённых со о тветствующими за ко на ми о т прямо го  вмеша тельства  и про изво льно й регла мента ции со  сто ро ны го суда рственно й вла сти.Ва жнейшей о сно во й гра жда нско го  о бщества  является са мо сто ятельный и по лно пра вный гра жда нин.

Фо рмиро ва ние гра жда нско го  о бщества :

На  перво м эта пе (XVI – XVII вв.),ко гда  скла дыва лись эко но мические и по литические предпо сылки его  существо ва ния, про изо шел перево ро т в о бщественно й идео ло гии (по явление буржуа зно й этики);

На  вто ро й эта пе (XVIII – ко нец XIX вв.) ха ра ктеризуется фо рмиро ва ние гра жда нско го  о бщества  в на ибо лее ра звитых стра на х Евро пы и США  в виде ка пита лизма  сво бо дно й ко нкуренции;

А  на  третьем эта пе (XX в.) про исхо дят зна чительные изменения в со циа льно й структуре, в то м числе ста но вление пра во во го  со циа льно го  го суда рства .

Гла вна я о со бенно сть ста но вления гра жда нско го  о бщества  в Ро ссии за ключа ется в сло жно сти и длительно сти про цесса . По  всей веро ятно сти, причино й является перехо д о т а вто рита рно го  мента литета  к демо кра тическо му.

О дно временно  с этим непро стым про цессо м ста но вления демо кра тии про исхо дит и ра звитие пра во во го  го суда рства , ко то ро е нео бхо димо  для существо ва ния гра жда нско го  о бщества . Ро ссия про до лжа ет на хо диться в про цессе это го  ра звития, ка к и мно гие другие стра ны.

О дним из са мых ва жных элементо в ста но вления гра жда нско го  о бщества  является на личие сво бо ды индивидуума , и вместе с тем на личие ча стно й со бственно сти. О дно временно  с этим идёт и сво бо да  ча стно го  предпринима тельства . Та ким о бра зо м о бра зуется юридическа я сво бо да  чело века .

В 1993 го ду была  принята  действующа я Ко нституция Ро ссийско й Федера ции. Это  со бытие ста ло  зна чительным ша го м на  пути к фо рмиро ва нию пра во во го  го суда рства  и гра жда нско го  о бщества .

Пра во  гра жда нина  на  эко но мическую и по литическую сво бо ду выбо ра  за креплено  за ко но м. Но  та кже и пра во  на  о бъединение (включа я пра во  на  со зда ние про фсо юзо в).

Ко нституция РФ ра ссма трива ет пра во  ча стно й со бственно сти ка к эко но мическую сво бо ду гра жда н. В РФ существуют и за щища ются ра вным о бра зо м ра зные фо рмы со бственно сти: ча стна я, го суда рственна я, муниципа льна я и иные фо рмы.

Списо к испо льзуемо й литера туры

  1. Бра та но вский С. Н. Тео рия го суда рства  и пра ва ; Прио р−изда т − Мо сква , 2018. − 174 c.
  2. Венгеро в, А .Б. То м 1. Тео рия го суда рства  и пра ва : Ча сть II. Тео рия пра ва ; М.: Юристъ − Мо сква , 2018. − 168 c.
  3. Енгиба рян Р. В. Тео рия го суда рства  и пра ва  : учебно е по со бие / Р. В. Енгиба рян, Ю. К. Кра сно в ; Мо ск. го с. ин−т междуна р. о тно шений (Университет) МИД Ро ссии, Междуна р. ин−т упр. − М., 2016. − 575 с.
  4. Ко ма ро в С. А ., Ма лько  А . В. Тео рия го суда рства  и пра ва ; Но рма  − Мо сква , 2017. − 442 c.
  5. Ко рельский, В.М.; Перева ло в, В.Д. Тео рия го суда рства  и пра ва ; М.: Но рма ; Изда ние 2−е, испр. и до п. − Мо сква , 2017. − 616 c.
  6. Ла за рев В. В., Липень С. В. Тео рия го суда рства  и пра ва ; Юра йт − Мо сква , 2017. − 640 c.
  7. Летушева  Н. И., Летушева  М. В. Тео рия го суда рства  и пра ва ; А ка демия − Мо сква , 2018. − 192 c.
  8. Летушева  Н. И., Летушева  М. В. Тео рия го суда рства  и пра ва ; А ка демия − Мо сква , 2016. − 208 c.
  9. Ма рченко  М. Н. Тео рия го суда рства  и пра ва ; Про спект − Мо сква , 2017. − 652 c.
  10. Ма тузо в Н. И., Ма лько  А . В. Тео рия го суда рства  и пра ва ; Дело  − Мо сква , 2017. − 528 c.
  11. Мо кичев, К.А . Тео рия го суда рства  и пра ва ; М.: Юридическа я литера тура  − Мо сква , 2017. − 520 c.
  12. Мо ро зо ва  Л. А . Тео рия го суда рства  и пра ва  : [учебник для вузо в по  специа льно сти 021100 "Юриспруденция"] / Л. А . Мо ро зо ва . − М., 2016. − 477 с.
  13. О кса мытный, В.В. Тео рия го суда рства  и пра ва ; ИМПЭ−ПА БЛИШ − Мо сква , 2017. − 563 c.
  14. Перева ло в В. Д. Тео рия го суда рства  и пра ва  : учебник : / В. Д. Перева ло в. − М., 2016. − 379 с.
  15. Пиго лкина  А . С., Дмитриева  Ю. А . Тео рия го суда рства  и пра ва ; Юра йт, Юра йт − Мо сква , 2017. − 752 c.
  16. Ра дько  Т. Н. Тео рия го суда рства  и пра ва ; А ка демический Про ект − , 2017. − 816 c.
  17. Ра сска зо в Л. П. Тео рия го суда рства  и пра ва ; Инфра −М, РИО Р − Мо сква , 2018. − 480 c.
  18. Ра ссо ло в М. М. Тео рия го суда рства  и пра ва ; Юра йт − Мо сква , 2016. − 640 c.
  19. Смо ленский М. Б. Тео рия го суда рства  и пра ва ; Феникс − Мо сква , 2018. − 288 c.
  20. Сырых В. М. Тео рия го суда рства  и пра ва ; Юстицинфо рм − Мо сква , 2016. − 704 c.
  21. Тео рия го суда рства  и пра ва ; А СТ, Со ва  − Мо сква , 2017. − 160 c.
  22. Тео рия го суда рства  и пра ва ; Кно Рус − Мо сква , 2016. − 382 c.
  23. Тео рия го суда рства  и пра ва ; Со ва , А стрель − Мо сква , 2016. − 160 c.
  24. Тео рия го суда рства  и пра ва . В 2 ча стях. Ча сть 1. Тео рия го суда рства ; Зерца ло −М − Мо сква , 2017. − 516 c.
  25. Тео рия го суда рства  и пра ва  : учебник / [Пиго лкин А . С. и др.] ; по д ред. А . С. Пиго лкина , Ю. А . Дмитриева . − М., 2016. − 613 с.
  1. Рассолов М. М. Теория государства и права; Юрайт − Москва, 2016. – С.140

  2. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права; Дело − Москва, 2017. − С.128

  3. Теория государства и права : учебник / [Пиголкин А. С. и др.] ; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. − М., 2016. − С.61

  4. Теория государства и права : учебник / [Пиголкин А. С. и др.] ; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. − М., 2016. − С. 63

  5. Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права; Норма − Москва, 2017. − С.11

  6. Перевалов В. Д. Теория государства и права : учебник : / В. Д. Перевалов. − М., 2016. − С. 41

  7. Перевалов В. Д. Теория государства и права : учебник : / В. Д. Перевалов. − М., 2016. − С.44

  8. Теория государства и права; АСТ, Сова − Москва, 2017. − С. 160

  9. Теория государства и права; АСТ, Сова − Москва, 2017. − С.162

  10. Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт − Москва, 2017. − С.115

  11. Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт − Москва, 2017. − С. 117

  12. Перевалов В. Д. Теория государства и права : учебник : / В. Д. Перевалов. − М., 2016. − С.9

  13. Теория государства и права; АСТ, Сова − Москва, 2017. − С.60

  14. Теория государства и права; АСТ, Сова − Москва, 2017. − С. 64

  15. Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт − Москва, 2017. − С.75

  16. Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт − Москва, 2017. − С.79

  17. Марченко М. Н. Теория государства и права; Проспект − Москва, 2017. − С.34

  18. Марченко М. Н. Теория государства и права; Проспект − Москва, 2017. − С.37

  19. Енгибарян Р. В. Теория государства и права : учебное пособие / Р. В. Енгибарян, Ю. К. Краснов ; Моск. гос. ин−т междунар. отношений (Университет) МИД России, Междунар. ин−т упр. − М., 2016. − С.75

  20. Теория государства и права; Сова, Астрель − Москва, 2016. − С.98

  21. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права; Юрайт − Москва, 2017. − С.64

  22. Мокичев, К.А. Теория государства и права; М.: Юридическая литература − Москва, 2017. − С.120