Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Эстетическое воспитание детей в учебной (внеучебной) деятельности (МБОУ СОШ с.Бурен-Бай-Хаак Каа-Хемского района )

Содержание:

Введение

Формирование личности юноши или девушки, носит всеобъемлющий характер. В этом процессе проявляют себя эстетическое воздействие природы и вещей, целесообразно организованная учебно-трудовая и общественная деятельность, общение учащегося в быту, спорте, игре. Но наиболее эффективным, несомненно, является эстетическое воспитание как процесс целенаправленного воздействия на школьников, в котором у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к окружающему миру, умение понимать его, наслаждаться им, способность творить в области культуры.

Актуальность исследования:

В России преодоление кризисных явлений всегда связывалось с реализацией созидательного потенциала культуры, с возрождением и дальнейшим развитием лучших ее традиций, среди которых особое место принадлежит эффективному использованию возможностей как средства нравственно-эстетического воспитания детей в урочное и внеурочное время.

Эта проблема исключительно актуальна в настоящее время, когда интенсивный рост преступности обусловил борьбу с ней как стратегическое направление деятельности российского общества и государства. Наркомания, пьянство, бродяжничество, деструктивные формы свободного времяпрепровождения и преступность в наибольшей степени поразили молодежно-подростковую среду, что явилось реакцией на кризисные явления в экономике, напряженность в межнациональных отношениях, трудности с получением образования и с трудоустройством, неэффективности молодежной политики, коммерциализацию досуга, ослабление ряда традиционных институтов социализации, девальвацию нравственных идеалов, этических ценностей и норм.

Преодоление асоциального поведения подростков требует широкого использования системы взаимодополняющих профилактических мер социально-экономического, правового, организационного, психологического характера, среди которых значительное место призвана занять культурно-досуговая деятельность.

В течение многих десятилетий государство пыталось решить проблемы формирования личности, ограничивая процесс воспитания рамками трудового и учебно-воспитательного коллектива. В последние годы имели место попытки преодолеть дискретность воспитательного процесса, включив в него и сферу досуга. Но эффективность этой деятельности оказалась чрезвычайно низкой вследствие того, что на область свободного времени были механически перенесены методы воспитания, принятые в формализованных условиях труда и обучения. Можно спорить о правомерности и границах педагогического влияния на сферу досуга, но не следует сомневаться, что управлять поведением и деятельностью подростка в его свободное время невозможно. Государство и общество призваны создавать условия для удовлетворения и дальнейшего возвышения реально проявляемых интересов и потребностей подрастающего поколения, для преодоления черт асоциального поведения, но достигать этого можно и нужно посредством создания благоприятной социально-культурной среды.

Исходя, из актуальности данной проблемы целью исследовательской работы - является разработка программы формирования эстетической культуры школьников.

Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:

1.Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования эстетической воспитания детей.

2.Выявить проблемы формирования эстетической воспитания детей

3.Определить педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.

4.Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.

Объект исследования – эстетическое воспитание детей в урочное и внеурочное время.

Предмет исследования – методика формирования эстетического воспитания детей в урочное и внеурочное время.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование эстетического воспитания будет эффективно при соблюдении ряда условий, учета возрастных, индивидуально-личностных особенностей подростков, а также использование средств правовой деятельности в формировании культуры.

При написании курсовой работы наиболее значимыми работами, раскрывающими эстетические и правовые аспекты школьного возраста стали труды: А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.Ж. Овчинниковой, Д.Б. Эльконина, Б.Т. Лихачева, Г.П. Давыдова, Л.В. Соколова, А.Н. Джуринский.

В работе использовались такие методы исследования как изучение и теоретический анализ психологической, педагогической литературы, эмпирические методы, такие как включенное и косвенное наблюдение, опрос.

Научная новизна исследования: проанализированы и обобщены основные теоретические подходы к изучению проблем применения средств в воспитании и формировании эстетики школьников.

Глава 1. Теоретические основы формирования эстетической культуры у школьников

1.1 Психофизиологические особенности школьного возраста

Школьная культура начинает формироваться, когда родители (общество) отправляют ребенка в школу, где от него, особенно при переходе от начального звена обучения к среднему, требуют действовать самостоятельно. В значительной степени и школа, и родители блокируют в настоящее время для ребенка возможность решать свои проблемы в сфере игры и фантазии (сказки). Напротив, объем обучения постоянно возрастает, а требование действовать рационально становится основным. Существенно изменяются и социальные отношения: вместо родительской опеки и поддержки складываются двусторонни властные (с педагогами и значимыми взрослыми) и равноправные (с друзьями отношения, которые школьном этапе не только четко оформляются и расширяются, но и часто приобретают проблемные характеристики [13, 169].

В прошлом возрастная терминология не была единообразной. Например, в Толковом словаре В. Даля «подросток – это дитя на подросте, около 14-15 лет». Л. Толстой в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» стремится определить грань между этими периодами. Подростку из одноименного романа Ф.М. Достоевского исполняется 20 лет. Как считает И.С. Кон, «возрастные категории обозначают не просто хронологический возраст и определенную ступень индивидуального развития (созревания), но и определенный социальный статус», а также специфические для данного возраста общественное положение и деятельность. «С одной стороны, люди разного возраста различаются по своей способности выполнять те или иные социальные функции (роли). С другой стороны, набор прав и обязанностей, характер деятельности, закрепленной за данным возрастным слоем, определяют реальное общественное положение представителей этого слоя, их самосознание и уровень притязаний. Периодизация жизненного пути всегда включает нормативно–ценностный момент, указание на то, какие задачи должен решить индивид, достигший данного возраста, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и возрастную категорию»[11, 118].

Начало и окончание школьного возраста психологи определяют по‑разному. Ученые, придерживающиеся биологического подхода, считают, что начало сознательного периода совпадает с достижением половой зрелости. Это связано с репродуктивной функцией. Половое созревание проходит пять этапов.

Первый, инфантильный (детский, предпубертатный), начинается в 5‑7 лет и заканчивается в 10 лет у девочек и 13 – у мальчиков. На втором этапе, пубертатном, появляются первые признаки полового созревания, изменяется деятельность гипофиза, влияющего на физическое развитие, изменяется темп роста костной и мышечной систем, ускоряется обмен веществ. Такие изменения происходят в возрасте до 12–14 лет (соответственно у девочек и мальчиков). Третий этап знаменует процесс активизации половых и щитовидной желез внутренней секреции. Этот этап характеризует начало собственно подросткового периода развития. На четвертом этапе максимально активны половые гормоны. К пятому этапу, в 15–17 лет (16–17 лет у мальчиков, 15–16 – у девочек), окончательно завершается половое созревание. Наступает анатомическая и физиологическая зрелость. Собственно говоря, этот этап в отечественной психологии считается началом юношеского возраста[14,85].

Следует особо подчеркнуть, что анатомо-физиологические изменения влияют на психическое развитие школьника опосредованно, через культурные и социальные представления о развитии и культурном взрослении, а природные (биологические) особенности являются только предпосылкой развития, но непосредственно не определяют его результаты.

Школьный возраст традиционно принято оценивать как кризисный, переходный от детства к взрослости и связанный, прежде всего, с гормональной перестройкой организма. Не отрицая этих и многих других возрастных психофизиологических особенностей, мы хотели бы уделить внимание преимущественно смысловым аспектам личностного развития, способствующим формированию смысловых структур личности, которые в значительной мере определяют ее сознание и поведение [14, 36].

Учащихся школ характеризует импульсивность, эмоциональность, чувствительность, негативизм, критический склад ума, максимализм, мечтательность. Все эти качества делают их противоречивой социально - подвижной частью общества.

Существует несколько типов противоречий в формировании личности школьника.

Противоречие между требованиями, предъявляемыми новой деятельностью, и уже известными способами ее выполнения. Например, учебная деятельность в среднем звене школы требует абстрактного мышления, анализа через включение какого–либо явления в новую систему связей (как считал выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, «анализа через синтез»), что позволяет ученику мыслить отвлеченно, формулировать закономерности, открывать новые принципы действия или строить новые способы решения задачи. Но ученик привык решать задачи конкретного, уже известного типа. Он переносит эти способы действия в новые условия и не получает правильного ответа. Тогда школьник пытается подогнать решение под правильный ответ, который дается в конце учебника, т. е. выполняет деятельность не включая мышление.

Противоречие между типом образования и возможностями ученика. К примеру, пассивно-иллюстративный тип образования, который многие ученые-педагоги называют «умственной жвачкой», становится замедлителем для умственного развития школьника. Он предполагает не использование жизненного опыта школьника и его отношения к усваиваемым знаниям, а заучивание; не развитие мышления, а использование памяти. Отсюда тенденция к повторению уже известного, отсутствие дискуссий. Если же обучение ориентируется на выявление и реализацию внутренней сущности ученика, то следует создать такую среду, которая разовьет его личностный потенциал.

Противоречие между особенностями обучения в начальной школе и средней. В начальной школе обучение ведет один педагог, дети привыкают к его требованиям, манере поведения. В средней школе – многопредметное обучение. Разные уроки ведут разные учителя, мнения которых об одном учащемся могут сильно различаться. Поэтому могут возникнуть конфликты с педагогами.

Противоречие между массовым характером обучения и индивидуальными познавательными маршрутами. Реально это противоречие проявляется в том, что каждый школьник должен усвоить государственную программу обучения. Так как стандарт образования является необходимым для всех, то педагоги предъявляют, как правило, одинаковые требования ко всем, не учитывая склонностей и способностей подростка к определенной предметной области. А ведь из склонности формируются способности, однако об индивидуальных образовательных программах в массовой школе мечтать не приходится. Индивидуальные познавательные маршруты позволяют не только прогнозировать будущие успехи школьника, но и развивать их на основе проектирования учебной деятельности, ориентированной на конкретного ученика.

Противоречие между старым и новым. Оно состоит в том, что родители и педагоги понимают новые качества личности ребенка и их отличия от уже имеющихся. В частности, следует упомянуть новое психическое свойство личности школьника – чувство взрослости, при котором может изменить взгляды на жизнь и перейти от детских форм поведения, игровой деятельности к потребности проявить себя в профессиональной деятельности.

Противоречия между потребностями и возможностями их удовлетворения. Потребности рассматриваются как нужда в предметах материальной и духовной культуры. Чтобы реализовать потребности, нужна активность в достижении того, что может их удовлетворить. У большого числа подростков существуют противоречия между духовными и материальными потребностями. Дети школьного возраста не любят ждать, им хочется иметь всего много и сразу. Но поскольку потребности не насыщаемы, то их удовлетворение часто не ощущается как большая радость. Появляется новая потребность большего масштаба.

Потребности проявить себя в среде сверстников. Желание показаться интересным и привлекательным, особенно противоположному полу, и переживания по поводу внешности. Несоответствие роста мышечной массе «создает» не ту внешность, о которой мечтает. Отсюда возникает мнение о своем физическом уродстве. Это противоречие не дает школьнику заниматься «прилюдными» видами деятельности. Желание спрятаться от людей приводит некоторых к нейротизму, одиночеству, своеобразным видам защиты.

Желание реализовать себя и неумение это сделать – еще одно противоречие учащихся. Испытывает дефицит в значимых людях и исповедальных видах общения [17, 294]. Но последнее иногда невозможно осуществить, так как взрослые не понимают его намерений поговорить, порассуждать.

Таким образом, развитие организма происходит одновременно с формированием его личности. Разрешение противоречий выводит учащихся на более высокий уровень.

В школьном возрасте закладываются основы нравственности и социальных установок личности. Поэтому он становится стартом для раскрытия жизненных позиций и устремлений человека. Если перемена старых интересов и поведения происходит достаточно быстро, то взрослость развивается скачками: сегодня он поступает по–взрослому, завтра – капризничает. Такая перемена тяжела для самого себя: то, что нравилось раньше, вызывает бурный протест и отчаяние.

Потребность реализовать себя в общении со значимыми для учащегося одноклассниками и сверстниками возникает потому, что они становятся своеобразным зеркалом, которое отражает сходство с ними и отличия. Сверстники становятся эталоном для подражания, по ним сверяет свои ценности, поскольку последние могут быть такими же, как и у других ребят. Потребность быть принятым средой значимых людей, боязнь быть отвергнутым, являются главными в общении подростка. В связи с этим отношения с учителями, родителями и сама учебная деятельность могут быть отодвинуты на задний план. Учащиеся средних классов ищут поддержку у сверстников, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными изменениями, которые с ними происходят. В дружбе они начинают определять ориентиры, жизненно важные для его поведения, постоянно сверяя то, что он делает, с тем, что от него ждут другие. Он думает, как привести свои мнения, чувства или поступки в соответствие с уже принятыми группой [19, 310].

Характерной чертой школьного возраста является проявление у них способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает ученика стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни учащегося от образа жизни детей младшего школьного возраста. Анализируя себя, у него начинают формироваться ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые школьники предъявляют к людям и к самому себе.

Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур. Здесь закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Утрачивают ценность прежние интересы, но интенсивно формируются новые на основе проявления положительных факторов – возрастает его самостоятельность, значительно более многообразными содержательными становятся его отношения с другими людьми, взрослыми, он активно осваивает чужую социальную позицию, происходит переоценка ценностей.

Важнейшим средством художественного познания школьника становится его художественная деятельность, которая выступает и как усвоение, и как создание художественных ценностей. Это активный процесс, требующий творческих сил личности, определенных знаний и умений, которые в этой деятельности и приобретаются, и проявляются.

Воспитание умения видеть, слышать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное – все это обеспечивает художественную деятельность, наиболее актуальным периодом, для которой является школьный период. Учащиеся средних классов стремятся к активному действию в области искусства, его уже не удовлетворяют занятия созерцательного характера. Развитие творческих способностей в одном виде деятельности влияет на общее развитие личности. Привыкая приводить в движение все умения и умственные силы в процессе занятия искусством, подросток впоследствии распространяет эту способность и на другие виды деятельности [16, 24].

Внимание учащихся старших классов характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В эту пору развивается преднамеренное внимание. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. При значительной склонности к романтическому, воображение у них приобретает более реалистичный и критичный характер. Они более трезво оценивают свои возможности.

В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем, психологическом развитии у детей к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную позицию.

Таким образом, этот возраст, период стремительного развития и быстрых изменений личности, является наиболее ответственным этапом в формировании культуры будущего поколения. Характерные частые стрессовые ситуации, связанные с интенсификацией учебного процесса, профессиональным самоопределением, а также проблемы в отношениях со сверстниками и родителями, провоцируют ответную реакцию в виде тревожности, конфликтности отношений и переживаний. Основная задача взрослых в работе с «повзрослевшими детьми» - оказывать посильную поддержку и ориентирование к духовным ценностям, принятым нравственным нормам и создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого.

Формирование нравственно-эстетической культуры личности, на сегодняшний день, являются одними из наиболее интенсивно развивающихся направлений в воспитании учащихся в урочное и внеурочное время.

1.2 Формирование основ эстетической культуры личности

Эстетическая культура - важнейшая составляющая духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям [8, 83]. Эстетика - это философская наука о прекрасном в действительности и в искусстве, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты», об общих закономерностях искусства, художественного творчества и эстетического воспитания человека. Термин «эстетика» происходит от греческого слова «aisthtsis», что в переводе означает ощущение, чувство. Слово это в качестве названия определенной науки было впервые введено немецким теоретиком искусства Баумгартеном. Его труд «Эстетика» был опубликован в 1750 г. С того времени эстетикой стали обозначать отрасль научных знаний. Но сама эстетика зародилась значительно раньше. Истоки эстетической практики и эстетических знаний уходят в глубь человеческой истории. Уже на заре цивилизаций у человека развилась способность чувствовать красоту окружающих его предметов. Этому свидетельствуют проявления первобытными людьми эстетического отношения к окружающей действительности, художественных наклонностей в виде орнаментально украшенных орудий труда и быта, наскальных изображений животных. Данные свидетельства наука относит к ориньяко-солютрейскому периоду верхнего палеолита (35-10 тыс. лет назад) [12, 26].

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие [3, 174].

Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают процесс человечества во всех сферах жизнедеятельности человека. Значение эстетического развития личности возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Именно данное обстоятельство актуализирует проблему формирования эстетической культуры личности, создания для этого благоприятных условий. Эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. В целом эстетической культуре присущи следующие функции:

- информационно-познавательные, реализуемые в знаниях личности;

- ценностно-ориентационная, реализуемая в убеждениях, в направленности эстетических оценок, взглядов и вкусов;

- деятельно-волевая, реализуемая в эстетических способностях, определяющих социально-творческую направленность эстетической культуры;

- коммуникативно-регулятивная, проявляющая в эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности [8, 386].

«Чувство изящного, - писал В.Г. Белинский, - есть условие человеческого достоинства… Без него, без этого чувства, нет гения, нет таланта, нет ума, остается один «пошлый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эгоизма… Кто не полюбил стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе - сказку, годную для занятия от скуки, - тот не человек… Эстетическое чувство есть основа доброты, основа нравственности» [8, 73].

Отличительной чертой современного школьного образования является направленность его содержательно-целевых аспектов в сторону гуманизации, которая означает глубокие качественные преобразования в стратегии и тактике обучения с учётом прежде всего личностного фактора. Основное внимание сосредоточено на создании благоприятной обстановки для каждого ребёнка, его воспитании как свободной, целостной личности, способной к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры. В создавшихся условиях актуальным становится формирование у школьника эстетической культуры, обеспечивающей ценностное отношение к окружающему миру, эмоционально-образное постижение реальности, развитие способности воспринимать красоту во всём её многообразии и создавать прекрасное в окружающей действительности.

Эстетическое отношение к миру формируется у человека на протяжении всей жизни. Вместе с тем не все возрастные периоды равноценны с точки зрения эстетического развития. Классики педагогики А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.Ж. Овчинниковой, Д.Б. Эльконина, Б.Т. Лихачева, Г.П.Давыдова, Л.В.Соколова, Джуринский А.Н.

В то же время, психологические и педагогические исследования показывают, что некоторым подросткам свойственно пессимистическое восприятие жизни, полное отсутствие эстетического вкуса, потребительская психология и, более того, эгоизм, эмоциональная напряжённость, агрессивность. В этой связи проблема исследования процесса формирования эстетической культуры личности подростков становится особенно важной.

Что же будет способствовать успешному формированию эстетической культуры? Основные требования:

- определение компонентов эстетической культуры личности (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности) становится основой для выявления педагогических средств их развития;

- в процессе развития компонентов эстетической культуры личности школьника учитываются особенности возраста, которые заключаются в преобладании наглядно-образного мышления, высокой эмоциональной восприимчивости, гибкости воображения, предрасположенности к творчеству;

- выбор содержания, методов, средств обучения младших школьников базируется на интеграции различных видов художественно-творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, речевой, театрализованной), которые являются факторами формирования у детей способности чувствовать и воспринимать эстетические ценности [10, 399].

Главная задача, стоящая перед школой, - это задача разностороннего развития личности, выявление и развитие его творческих способностей.

Эстетическое обучение пронизывает всю организацию жизнедеятельности подростка в школе. Радостная, доброжелательная -атмосфера обучения, наполненная постоянным открытием для себя окружающего мира, дает возможность воспитывать личность, испытывающую интерес и потребность к получению знаний. Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства.

В образовательной системе эстетического воспитания ставится следующие задачи:

-вырабатывать у учащихся потребность в приобретении знаний;

-вовлекать учащихся в художественно - творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре;

-развивать вкус, творческие особенности;

-формировать духовные качества, высокие эстетические чувства.

Для осуществления этих задач использую следующие пути.

1. Постоянная связь с жизнью.

2. Упор на задания познавательного и творческого характера, творческие уроки.

3. Проведение любого урока на высоком эстетическом уровне.

4. Обобщение знаний через внеклассную работу.

Изучая постановку эстетического воспитания в 5-7 классах, большинство исследователей отмечают недостаточный уровень эстетической развитости и воспитанности с младших классов. Одна из причин этого явления кроется в малоэффективной работе педагогов, в низком уровне их эстетической культуры.

В современной России особо актуальна проблема преодоления культурного дефицита, отчуждения людей от культуры, общечеловеческих идеалов и ориентиров. В этих условиях резко возрастают требования к духовному становлению подрастающего поколения. Одним из путей воспитания целостной, гармоничной личности, способной свободно ориентироваться в мире ценностей, является формирование у неё эстетической культуры. Становление эстетической культуры личности обусловлено наличием её основных структурных компонентов (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности), в развитии которых задействованы как внутренние механизмы, обусловленные особенностями личности младшего школьника, так и внешние, активизируемые социокультурной средой. В связи с этим психологи рекомендуют эстетически развивать учащихся не только в внеурочное время, но и в урочное.

1.3 Формирование эстетического воспитания у учащихся

Эстетическое воспитание - это составная часть общей культуры народа и отдельной личности. При этом надо иметь в виду, что под эстетическим воспитанием понимают не только духовные достижения, но и материальные ценности, созданные человеком в процессе своей творческой деятельности. В этом плане эстетическое воспитание включает в себя все достижения теории воспитания и практики. Все позитивное, положительное, накопленное человечеством в области эстетики – это и есть культура [6, 101].

Под культурой понимается, также, обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития, правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. (Коломийцев В.Ф.,2006) [6, 106].

Стержень культуры составляет правовое сознание. При этом нельзя сводить сущность правовой культуры только к системе правовых знаний. Правовая культура, являясь частью общей культуры, входит в совокупность социальных достижений общества. Уровень воспитании культуре детей находится в тесной взаимосвязи с состоянием правовой культуры общества в целом. Встречающиеся факты безграмотности несовершеннолетних, правовой нигилизм и скептицизм многих подростков делают необходимым тщательный анализ состояния правосознания и правомерного поведения школьников. Социально-правовая незрелость подростка предполагает необходимость направленного формирования правосознания, навыков правомерного поведения.

В сфере воспитания целостным явлением, несущим в себе глубокое знание правовых норм, уважение к закону, умение применить право в общественно-полезных целях, готовность активно участвовать в укреплении законности и правопорядка, выступает эстетическое воспитание школьника.

Актуальность обращения к проблеме эстетического воспитания, становления культуры школьников в процессе общеобразовательной подготовки обусловлена противоречиями между потребностью современного общества в гражданах с высоким уровнем культуры и недостаточной разработанностью путей ее формирования; между объективной необходимостью формирования правовой культуры учащихся и недостаточным уровнем изученности данной проблемы в педагогической теории, а также отсутствием целенаправленной, планомерной работы учителей в этом направлении. Актуальность воспитательной работы обусловливается в настоящее время и ростом правонарушений среди несовершеннолетних, увеличением проявлений незнания и неуважения закона. Психолого-педагогические основы эстетического воспитания раскрыты в трудах отечественных ученых: Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, П.Ф. Лесгафта, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.

В современных психолого-педагогических исследованиях, а также в практике организации эстетического воспитания школьников накоплен значительный опыт, необходимый для постановки и решения проблемы формирования правовой культуры учащихся. Базовыми для ее разработки являются исследования В.И. Абрамова, Т.В. Болотиной, Г.П. Давыдова, А.И. Долговой, А.Ф. Никитина, В.М. Обухова, Л.В. Соколова, Н.Г. Суворовой, А.Е. Тараса, З.К. Шнекендорфа и др.

Для уяснения структуры культуры следует иметь в виду, что ее реальные элементы складываются под воздействием:

- истинного представления о природе права как регуляторе справедливом, общесоциальном, интегративном, упорядочивающем общественные отношения по пути прогресса;

- правильного, всеобъемлющего восприятия тех принципов права, которые возникают в результате закрепления ценностей регулируемых сфер общественных отношений, особенно нравственной, политической, экономической, экологической - то, что в теории права именуется принципами права в широком смысле (нравственно-правовые, политико-правовые и т.д.);

- четкого уяснения собственно-правовых принципов как специфических правовых ценностей (юридическая точность в определении круга субъектов правоотношений, их прав, обязанностей, гарантий; обеспечение единства прав и обязанностей и т.д.);

- тех ценностей, которые сопряжены с искусством формулирования правовых норм, форм их выражения (источников), структуры, отлаженной процедуры установления и реализации норм права;

- системы эстетического воспитания;

- конечных общих юридических результатов - правовой законности и правового порядка [5, 31].

Выводы по 1 главе

Таким образом, развитие организма школьника происходит одновременно с формированием его личности. Разрешение противоречий выводит его на более высокий уровень. Становление эстетической культуры личности обусловлено наличием её основных структурных компонентов (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности), в развитии которых задействованы как внутренние механизмы, обусловленные особенностями личности младшего школьника, так и внешние, активизируемые социокультурной средой. В современных психолого-педагогических исследованиях, а также в практике организации эстетического воспитания школьников накоплен значительный опыт, необходимый для постановки и решения проблемы формирования культуры учащихся. Эстетическое обучение пронизывает всю организацию жизнедеятельности ребенка в школе. Радостная, доброжелательная -атмосфера обучения, наполненная постоянным открытием для себя окружающего мира, дает возможность воспитывать личность, испытывающую интерес и потребность к получению знаний. Таким образом, школьный возраст, период стремительного развития и быстрых изменений личности, является наиболее ответственным этапом в формировании культуры детей. Характерные частые стрессовые ситуации, связанные с интенсификацией учебного процесса, профессиональным самоопределением, а также проблемы в отношениях со сверстниками и родителями, провоцируют ответную реакцию в виде тревожности, конфликтности отношений и переживаний. Основная задача взрослых в работе с «повзрослевшими детьми» - оказывать посильную поддержку и ориентирование к духовным ценностям, принятым нравственным нормам и создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей с учетом индивидуальности каждого.

Глава 2. Выявление уровня эстетической воспитанности детей в МБОУ СОШ с.Бурен-Бай-Хаак Каа-Хемского района методом анкетирования

2.1 Характеристика методов и выборки исследования эстетической воспитанности детей в урочной (внеурочной) деятельности

В настоящее время наша страна переживает непростой исторический период, опасность которого состоит, прежде всего в разрушении личности, так как в результате доминирования материальных ценностей над моральными искажаются представления детей о добре, справедливости, красоте, гражданственности и патриотизме. Мною исследовано эстетическая воспитанность детей в урочной (внеурочной) деятельности учащихся сельских школ.

Основным методом исследования является опрос - анкетирование.

Опрос - метод сбора первичной информации основан на непосредственном или опосредованном взаимодействии социолога с респондентом. Социологический опрос направлен на получение информации о массовых процессах, которые описываются статистическими закономерностями и формулируются в виде вероятностных утверждений.

К нему прибегают при необходимости выявить состояние общественного мнения касательно каких-то существенных событий в жизни государства и гражданского общества. С помощью опросов собирается информация о мнениях, опенках и предпочтениях опрашиваемых людей.

Из многочисленных методов сбора социологической информации наиболее распространенным методом опроса респондентов является анкетный опрос, с его помощью можно получить разнообразную и качественную социологическую информацию. Этот метод основывается на высказывании отдельных лиц и проводится с целью выявления тончайших нюансов во мнении опрашиваемых.

Анкетный опрос - важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности.

Анкетирование - метод сбора эмпирических данных посредством раздачи специальных опросных листов, самостоятельно заполняемых опрашиваемым по указанным в них правилам. Анкетирование предполагает наличие у социолога заранее составленного вопросника-анкеты. Это один из наиболее распространенных социологических методов, отличающийся от интервьюирования тем, что может быть не только индивидуальным, но и групповым. Достоинство данного метода заключается в том, что он позволяет одновременно опрашивать большое число людей. Анкетные опросы широко используются для получения информации о фактическом положении вещей в изучаемой области, об интересах и мотивах деятельности опрашиваемых лиц [3, 465].

2.2 Выявление уровня эстетического воспитания детей в школе

Для выявления уровня правовой культуры подростков в МБОУ СОШ с.Бурен-Бай-Хаак Каа-Хемского района было проведено анкетирование, в котором добровольно приняли участие ученики 5-7 класса (всего 54 человека) (Приложение-1).

Опрос респондентов показал следующие результаты. На вопрос знают ли учащиеся об эстетике: 48,2 % (26 человек) ответили, что знают, 18.2% (10 человек) - не знают, 33,6% (18 человек) - знают частично (Приложение-2, рис.1).

Об эстетическом воспитании учащиеся узнали: 37% (20 человек) - в учебном заведении, 27,8% (15 человек) от окружающих людей, 35,2% (19 человек) – СМИ (Приложение-2, рис.2).

На вопрос проводят ли с ними разъясняющие беседы об эстетической культуре учащихся: 48,2% (26 человек) - ответили да, 9,2% (5человек) - нет, 9,2% (5человек) - никогда не проводили, 33,6% (18 человек) - проводят иногда (Приложение - 2, рис 3).

Считают ли необходимым учить эстетическую культуру: 85,2% (46 человек) - считают, что нужны, 0% - думают, что не нужны, 14,8% (8 человек) - затрудняются ответить (Приложение - 2, рис. 4).

Достаточно ли проводят эстетическую работу в вашей школе: 57,4% (31 человек) - ответили да, 5,5% (3 человека) - нет, 35,2% (19 человек),1,9% (1 человек) - затрудняются ответить (Приложение - 2, рис.5).

Может ли вы высказывать свое мнение об эстетически воспитанном, культурном человеке: 83,3% (45 человек) - думаю, что да, иногда - 14,8% (8 человек), 1,9% (1 человек) – нет (Приложение - 2, рис. 6).

Кто в основном занимается вашим эстетическим воспитанием: 51,9% (28 человек) - школа, 40,7% (22 человека) - семья, 7.4% (4 человека) – окружающий мир (Приложение-2, рис.7).

Нравится ли вам эстетическое воспитание во внеурочное время: 68,5% (37 человек) - ответили да, 22,2% (12 человек)-иногда , 9,2% (5человек) – затрудняюсь ответить (Приложение-2, рис.8).

Можете ли вы дать развернутый ответ этике, эстетике, культуре: 55,6% (30 человек) - может, 27,8% (15 человек) - не может, 16,7% (9 человек) - не знают (Приложение-2, рис. 9).

Самым главным эстетическим воспитателем, по мнению учащихся, является: 87% (47 человек) – образовательное учреждение, 1,9% (1 человек)-окружающий нас мир, 11,1% (9 человек) - семья (Приложение-2, рис.10).

2.3 Выявление уровня эстетической культуры учащихся

В настоящее время под эстетическим воспитанием понимается процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Оно реализуется и приобретает ценность при самообразовании, саморазвитии личности. В эстетическое воспитание принято включать направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и оценки.

Эстетическая культура школьников имеет свои особенности. Для выявления этих особенностей нами было опрошено 50 школьников МБОУ СОШ с.Бурен-Бай-Хаак Каа-Хемского района. Возраст респондентов от 11 до 15 лет. В опросе приняли участие 64,9% девушек и 35,1% юношей.

Результаты опроса показали следующее: о понятии эстетического воспитания 20 % (11 человек) ответили, что знают, 15% (8 человек) - не знают, 65% (35 человек)- частично знают. По мнению учащихся воспитательные работы проводятся иногда ответили 73% (39 человек), 24% (13 человек) - часто, 3 % (2 человек) – очень редко. Свою эстетическую воспитанность учащиеся школы оценивают (1-5) 25% (14 человек) – на 5, 67% (36 человек) на 3-4, 8% (4 человек) на 1-2. Своим компонентом эстетической культуры 57% (30 человек) считают, что это эстетический вкус, 27% (15 человек)-эстетическую потребность, 17% (9 человек) – эстетическую восприимчивость. Эстетическое воспитание зависит ли от поло – возрастных различий: 58% (32 человек) ответили да, 36% (19 человек) - нет, 6% (3человек) не знают. Эстетические мероприятия посещают: 62% (33 человека) - иногда, 29% (16 человек) – всегда, 9% (5 человек) – никогда. Об эстетическом воспитании учащиеся узнают: 45% (24 человек) – от родителей, 21% (11 человек) – в школе, 34% (19 человек) – из книг и электронных ресурсов. Отношение к культурно - традиционным праздникам: 77% (42 человек) за развитие культурно – традиционных праздников, 14 % (7 человек) – мне все равно, 9% (5 человек) – частично. По мнению учащихся основа эстетического воспитания начинается: 36% (21 человек) – с детского сада, 24% (14 человек) - в школе, 40% (21 человек) – в семье. К эстетической культуре относят: 39% (21 человек) – информационно-познавательные программы, 32% (17 человек) – эстетические способности, 29% (16 человек) – коммуникативно - регулятивное поведение.

Таким образом, можно сказать, что учащиеся 5-7 классов МБОУ СОШ с.Бурен-Бай-Хаак Каа-Хемского района, не понимают смысла эстетического воспитания, но большинство за то, чтобы развивались культурно – эстетических традиционных праздников. Многие считают, что эстетическое воспитание должны давать родители, то есть в семье, в школе от педагогов истории, социальных педагогов. Если, повлиять на заинтересованность учащихся эстетические мероприятия, то их посещаемость увеличится. По причине работы педагогов проводятся не на должном уровне, мало заинтересованности, учащиеся мало посещают такие мероприятия.

Вывод по 2 главе

На основании проделанной работы по исследованию эстетического воспитания учащихся 5 - 7 классов в МБОУ СОШ с. Бурен-Бай-Хаак Каа‑Хемского района по выявлению эстетической проблемы; рассмотрение педагогических основ методики теоретической подготовки учащихся, анализа содержания данной подготовки, места и значения в ней теоретических знаний; определения педагогических условий организации эстетической воспитательной среды в процессе обучения учащихся; разработки и внедрения в процесс обучения методики теоретической подготовки учащихся с дидактическим обеспечением познавательного процесса; можно утверждать, что все поставленные задачи решены, цель достигнута, но, на наш взгляд, в сельских школах недостаточно уделяется внимание эстетическому воспитанию в процессе общеобразовательной подготовки.

Заключение

Эстетическое воспитание является нравственной основой образования в целом, важнейшей формой приобщения школьников к общечеловеческим ценностям, их социализации как личности. В результате проведенных исследований по теме курсовой работы было установлено, что проектная деятельность влияет на духовное и профессиональное становление личности ребенка через активные способы действий, способствует экономическому и социальному росту страны в целом, развивая творческие способности, технологическое мышление, эстетическую культуру и трудолюбие.

На основании проделанной работы по исследованию эстетического воспитания учащихся 5 - 7 классов в МБОУ СОШ с. Бурен-Бай-Хаак Каа‑Хемского района по эстетическому воспитанию детей в урочное (внеурочное) время; рассмотрение педагогических основ методики теоретической подготовки учащихся, анализа содержания данной подготовки, места и значения в ней теоретических знаний; определения педагогических условий организации эстетической воспитательной среды в процессе обучения учащихся; разработки и внедрения в процесс обучения методики теоретической подготовки учащихся с дидактическим обеспечением познавательного процесса; можно утверждать, что все поставленные задачи решены, цель достигнута, но, на наш взгляд, в сельских школах недостаточно уделяется внимание эстетическому воспитанию в процессе технологической подготовки.

Учащиеся практически не готовятся к решению комплексных эстетико-технологических задач, это не позволяет сформировать у них личностные нравственно-эстетические установки на труд, его процесс, результаты.

По мере исторического развития разновидных культур, общей культуры в целом и иных культурологических факторов неуклонно повышается и уровень правовой культуры. В этом заключается основная закономерность правовой культуры. На ее развитие влияет политическая система, ее режим, господствующая идеология, юридическая наука, юридическая практика, юридическое образование, правовое воспитание. В конечном счёте, развитие правовой культуры предопределяется уровнем экономической системы, материальными и экологическими условиями жизни людей. Неуклонное повышение всемирной правовой культуры отнюдь не означает, что в каждой отдельно взятой стране этот процесс непрерывен. Могут и, как правило, бывают зигзаги в развитии культуры вообще, правовой культуры в частности. Диктаторский политический режим, обычно сопровождающийся правовым нигилизмом, не только тормозит, но и отбрасывает назад правовую культуру данного общества. Поэтому при общем всемирном процессе повышения правовой культуры ее состояние в конкретной стране может быть различным. Правовая культура может периодически находиться на высоком, среднем и низком уровне ее развития. Проведя исследовательскую работу, мы сделали вывод, что подростки зачастую не знают о своих правах и обязанностях, что приводит к неправомерному поведению с их стороны и неспособности отстоять свои права. Наличие страха перед наказанием в качестве основного мотива правового поведения, недоверие к органам правопорядка, отсутствие стремления понимать и уважать права других является прямым следствием неэффективной правовой социализации школьной молодежи. Поэтому наша гипотеза подтверждается: для воспитания правовой культуры подростков необходимо совершенствование системы формирования правовой культуры подростов.

Результаты экспериментальной работы показали - разработанная нами методика по выявлению эстетической и правовой культуры подростков является эффективной, что подтверждено оценками, полученными учащимися на проведенных нами анкетировании.

Список использованной литературы

  1. Брунер Дж. Культура образования. –М. 2006.
  2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.-М.: Рус. яз., 1998. - Т. 1. А–З. - 699 с.
  3. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Джуринский. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 216с.
  4. Закон Российской Федерации «Об образовании». - 5 издание. - М.: Ось - 89, 2003. - 48с.
  5. Завьялова М.С. Из опыта работы по формированию правовой культуры учащихся / М.С. Завьялова // Современные технологии образования: сборник научных трудов 5-й межрегиональной заочно научно-практической конференции. - Красноярск: КГУ, 2006. - С.30-45.
  6. Завьялова М.С. Из опыта работы по применению активных методов обучения в процессе формирования правовой культуры будущих специалистов / М.С. Завьялова // Формирование профессиональной компетентности через создание активной обучающей среды в средних специальных учебных заведениях» Российская научно-практическая конференция. - Красноярск: КГТЭК, 2007. - часть 1. - С.101-155.
  7. Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу «Основы права» (Базовый уровень образования) / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. – М.: Вита-Пресс, 2005. – 192 с.
  8. Киященко, Н. И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания / Н. И. Киященко. – М.: Искусство. – 2001. – 160 с.
  9. Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1978. - С. 33-37, 118-119, 140-145, 183.
  10. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Г.С. Лабковская. – М.: Просвещение. – 2006.
  11. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б. Т. Лихачев – М.: Просвещение. – 2005. – 176 с.
  12. Лихачев, Б. Т. Эстетика воспитания / Б. Т. Лихачев. – М.: Педагогика. –2002.
  13. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебн. Пособие для студентов пед. Заведений и слушателей ИПК и ФПК – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999.- 523 с.
  14. Макаренко, А. С. Воспитание в школе / А. С. Макаренко. – М.: Просвещение. – 2006. – 255 с.
  15. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. / А.В. Мудрик.– М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.
  16. Неменский, Б. М. Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе / Б. М. Неменский. – М., 2002. – С. 38.
  17. Неменский, Б. М. О проблемах эстетического воспитания / Б. М. Неменский – М.: Просвещение. – 2007.
  18. Педагогика: Новый курс: Учебн. Для студ. высш. учебн. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.
  19. Эриксон Э. Детство и общество/ Э. Эриксон. – 2 издание, перераб. и доп.– Спб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с.

Приложение 1

Выявление эстетического воспитания детей в школе

1) Знают ли учащиеся об эстетике?

А) знаю

Б) не знаю

В) знаю частично

2) Об эстетическом воспитании учащиеся узнали?

А) в учебном заведении

Б) от окружающих людей

В) СМИ

3) Проводят ли с вами разъясняющие беседы об эстетической культуре?

А) да

Б) нет

В) никогда не проводили

Г) проводят иногда

4) Необходимо ли учить эстетическую культуру?

А) нужны

Б) не нужны

В) затрудняюсь ответить

5) Достаточно ли проводят эстетически воспитательную работу?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить

6) Можете ли вы рассказывать свое мнение об эстетически воспитанном, культурном человеке?

А) думаю да

Б) иногда

В) нет

7) Кто в основном занимается вашим эстетическим воспитанием?

А) школа

Б) семья

В) окружающий мир

8) Нравится ли вам эстетическое воспитание во внеурочное время?

А) да

Б) иногда

В) затрудняюсь ответить

9) Можете ли вы дать развернутый ответ этике, эстетике, культуре?

А) может

Б) не может

В) не знаю

10) Самым главным эстетическим воспитателем является?

А) образовательное учреждение

Б) семья

В) окружающий нас мир

Приложение 2

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Рис .3

Рис.4

Рис.5

Рис.6

Рис.7

Рис.8

Рис.9

Рис.10