Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Дизайн-концепция (с авторскими иллюстрациями) часов и подарочной упаковки (с комплексом тиражной печатной продукции)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы « ». Данная курсовая работа нацелена на создания дизайна для выбранного вида часов.

Объектом исследования и анализа являются карманные часы.

Предметом исследования является создание дизайна часов. Разработка фирменного стиля компании, выбор шрифтового решения, анализ материалов для часов и упаковки.

Целью выполняемой работы является создание часов и упаковки для потребителей среднего класса, которые были бы интересны, понятны и практичны для потребителя. Часы должны удовлетворять потребителя внешним видом и должны использоваться и как аксессуар и как часы для пользования.

План работы:

— Исследовательская часть – это история часов, анализ материалов, которые входят в изготовление часов и упаковки; разбор видов упаковок и подбор наиболее подходящей для разрабатываемых часов; подбор колористического решения; изучение и подбор механизма для часов; создание ментальной карты; разработка фирменного стиля (выбор названия фирмы, шрифта, определение фирменного знака);

— разработка эскизов чертежей и прототипов;

— Итоги проделанной работы.

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. история развития карманных часов

Еще задолго до изобретения ремешка любой богатый уважающий себя человек имел при себе карманные часы.

Карманные часы — специальные часы, носимые в часовом кармане жилета или брюк одежды их владельца, а также иногда прикрепляемые к ним.

До появления часового механизма люди определяли время по солнцу. Но жизнь и технологии не стояли на месте, и приходилось тщательнее следить за часами и минутами. В XVI веке произошла настоящая «революция» в этой сфере. Были изобретены карманные часы. Первые экземпляры напоминали не столько точные приборы, сколько произведения искусства.

Считается, что первые карманные часы сделал в XVI веке Петр Генлейн.

На первых карманных часах имелась только одна стрелка. Стекла, закрывающего циферблат, еще не предусматривалось. На каждой цифре располагался бугорок, чтобы можно было на ощупь определить время, не вынимая часы из кармана.

Спустя пару веков, на карманных часах появились минутная и секундная стрелки.
Вместе с развитием часового искусства мастера стали тщательнее подходить к вопросу оформления карманных часов, ведь они демонстрировали высокий статус их владельца. Часы покрывали эмалью, инкрустировали драгоценными камнями. Многие из часов того времени – шедевры не только часового, но и ювелирного искусства.

В конце XIX века появились первые наручные часы, но аристократы пользовались только карманными часами, пристегнутыми цепочкой к жилетке. Только к 20-30-м годам ХХ века наручные часы стали массовым продуктом, а карманные указывали на высокий социальный статус владельца.

Рис. 1.1.Старинные часы

1.2. Актуальность карманных часов

Актуальность — важность, значительность чего-либо для настоящего момента.

С появлением современных гаджетов классические часы не должны уходить в прошлое. Часы, такие как карманные, могут служить оригинальным аксессуаром для образов даже в повседневной жизни. К тому же есть большое количество людей, которые не коллекционируют предметы старины, но очень любят винтажные, интересные вещи. И именно этот современный вариант карманных часов они смогли бы приобрести. Также более современный вариант карманных часов поможет сохранить наглядную историю для будущих поколений.

Карманные часы в повседневной жизни могли бы показать индивидуальность владельца, выделить его из толпы и обратить внимание окружающих.

1.3. Анализ целевой аудитории

Работая над дизайн проектом недостаточно грамотного анализа внешней составляющей продукта и материалов из которых он изготовлен, важно учитывать все аспекты и особенности, для получения хорошей и качественной продукции, имеющей спрос на рынке. Спрос определяет такой важный фактор, как «целевая аудитория». Целевая аудитория — это аудитория потенциальных потребителей какого-либо товара или услуги, при анализе целевой аудитории составляется образ потребителя, который рассказывает о нем самое необходимое. На внешний вид товара может влиять возраст аудитории, спектр увлечений и занятость.

У часов нет возрастного ограничения, но определенно можно сказать что данный товар не был бы интересен как младшему поколению до 16 лет, так и старшему 60-65 лет. Основная аудитория 25-55 лет

Разрабатываемые часы по своей доступности предполагаются для людей среднего класса, и по большей части представлены как аксессуар. Для носки на постоянной основе, он скорее был бы интересен мужской части аудитории, предпочитающей классический стиль. Также такой аксессуар, не оставит равнодушными ценителей оригинальных вещей, таких как стилист, фотограф и возможно даже коллекционерам.

При покупке данного товара значимыми факторами будут являться место работы, заработок и, возможно, хобби потенциального клиента, а такие факторы как пол, место проживания или религиозная принадлежность не имеют особого значения. Проще говоря, разрабатываемые часы не являются узконаправленными на какую-то определенную группу людей.

Для просмотра многие времени люди уже используют телефоны, и такие часы как карманные в современном мире не являются востребованным товаром, поэтому было решено выпустить ограниченную серию продукции всего 300шт.

Рис. 1.2. Мужчина с карманными часами

Таблица 1. Анализ потребителя

Возраст

25-55

Уровень доходов

Средний

Место проживания

Европа и др. континенты

Пол

Мужской, женский

Сфера занятости

Творческая, деловая

Уровень должности

Любой

1.4. Шрифтовое оформление

Немаловажной частью работы над проектом является определение шрифтового оформления продукции. В зависимости от того, какой товар, его графическое решение, будет выбираться шрифт, который органично подходит ко всему вышеперечисленному. Существует большое количество разнообразных шрифтов. Шрифт – важная часть любого дизайна, его тон голоса и настроение. Правильно подобранные шрифты создают ощущение стиля, законченности и качества. С хорошими шрифтами любой дизайн выглядит более продуманным, а информация – уместной.

Основные типы шрифтов:

  • С Засечками
  • Без засечек
  • Декоративные

Засечки, или серифы – это такие «подковы» у букв, благодаря которым шрифт выглядит более законченным и устойчивым. Раньше засечки помогали делать более качественный оттиск при печати в типографии и не изнашивать сами буквы. Сегодня считается, что засечки помогают чтению, так как взгляд цепляется за рисунок букв и слова не слипаются в кашу. Иногда такие шрифты еще называют антиквами – это историческое название, которое объясняет их происхождение: до 19 века все шрифты в мире были с засечками, а anticuus в переводе с латинского означает «древний».

Шрифты без засечек их иногда еще называют гротесками, что дословно означает «причудливые» – это название закрепилось за ними как насмешка над тем, как сильно они отличаются от антиквы.  Буквы в таких шрифтах заканчиваются ровным краем, благодаря этому такие шрифты кажутся более современными и минималистичными.

Декоративные шрифты - рукописные, граффити или просто необычные шрифты для логотипов и заголовков.

Рис. 1.3. Буквы с засечками и без

1.5. Механизм карманных часов и принцип его работы

Востребованными и используемыми в наши дни являются два основных вида механизмов: механические и кварцевые, которые кардинально отличаются друг от друга.

В механических часах источником питания служит движение пружины, скрытой в особом барабане. Источник энергии в механических часах - спиральная пружина, находящаяся внутри заводного барабана. Когда часы заводят, она закручивается, и при раскручивании передает импульс на барабан, который, в ходе вращения, заставляет работать весь механизм. Механические часы имеют недостаток – из-за неравномерного раскручивания пружины, они могут иметь небольшую неточность хода, особенно при сильной жаре или на морозе. Расхождение обычно составляет несколько секунд в сутки и является нормой для большинства часов.

Рис. 1.4. Устройство механических часов

В кварцевых же часах источником питания служат батарейки, которые взаимодействуют с электронным блоком на основе кристалла кварца, импульс от которого попадая на шаговый двигатель, поворачивает стрелки на циферблате. Благодаря кристаллу кварца, точность часов намного выше чем у механических, потому что он обеспечивает высокую стабильность посылаемых импульсов. Также батарейка обеспечивает использование часов несколько лет без её замены, в то время как механические часы приходиться подзаводить время-от-времени.

Рис. 1.5. кварцевый блок с батарейкой

1.6. Анализ конкурентов

Прежде чем осуществлять анализ, стоило бы узнать что такое конкуренция: Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Бутик официальный представитель мировых брендов часов – Mercury.

Mercury (произносится Меркьюри) — российская компания, крупный продавец предметов роскоши.

Компании принадлежат бутики по продаже модных марок Giorgio Armani, Patek Philippe, Dolce & Gabbana, Tod’s, Rolex, Bvlgari, Tiffany & Co., Baccarat, Chopard. Также Mercury является первым официальным дилером на территории России автомобилей марок Bentley, Ferrari, Maserati, Bugatti, Harley-Davidson и др

Дизайн представленного конкурента очень лаконичный, сразу можно узнать в нем дорогой бренд.

Рис. 1.6. Шапка сайта Mercury

1.7. Анализ и значимость логотипа

Логотип – важный элемент у любой компании. Логотип (фирменный знак) — индивидуальный графический рисунок, шрифтовая композиция или сочетание графического знака со шрифтом. Логотип помогает донести идеи компании до ее целевой аудитории. Основными функциями логотипа являются:

  • Отличительная (Логотип помогает отличить компанию от других кампаний);
  • Защитная (защищает товары или услуги кампании от воровства. Если в корыстных целях будет использоваться чужой логотип, то по закону злоумышленника можно прилечь к уголовной ответственности);
  • Гарантийная (гарантирует качество товара);
  • Рекламная (продвижение товара в массы, путем заказа рекламы на различных ресурсах).

Таким образом, качественный логотип — это важная часть имиджа кампании. Он информирует покупателя о производителе, помогает запомнить и отличить ее от других компаний, в том числе от конкурентов и вырабатывает положительное отношение к фирме. Из-за этого разработка логотипа стоит достаточно дорого, так как в маленькое изображение надо вместить много смысла.

Также, как и человеку, кампании нужно свое собственное название. Название фирмы должно выделяться среди конкурентов на рынке, чтобы покупатель сразу мог понять, что за кампания производит тот или иной товар. Название не следует делать очень сложным, оно должно легко запоминаться и откладываться в головах потенциальных покупателях. Помимо всего, на название влияет целевая аудитория и идейная составляющая продукции.

Как пример можно привести один из самых узнаваемых брендов в мире — Puma. Все люди, даже не увлекающиеся спортом, сразу, увидев логотип, могут понять, что это за кампания. Название кампании сразу вызывает ассоциации с одним из достаточно быстрых наземных животных — пумой. Недаром создатель выбрал именно это животное. Для кампании, производящей спортивную обувь, такое название подходит как нельзя лучше, так как скорость и спорт нераздельно связаны. Также на логотипе кампании красуется минималистичное изображение хищника. Таким образом следует, что логотип это не просто картинка, за ним прячется смысл.

ГЛАВА 2. ПРОЕКТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Бриф на создание фирменного стиля

Бриф — краткая письменная форма согласительного порядка между планирующими сотрудничать сторонами, в которой прописываются основные параметры будущего программного, графического, медийного или какого-либо иного проекта [1].

Таблица № 1

Бриф

1. Маркетинговый блок

1.1 Что представляет собой продукт?

Карманные часы

1.2. Основная идея продукта

Предоставление заинтересованным в покупке людям товара с уникальным и необычным дизайном

1.3. Уникальное торговое предложение продукта

Данный товар уникален, и не похож на аналоги от конкурентов. Это дает товару огромное преимущество.

1.4. Назовите 3 основных преимущества товара

Уникальность дизайна, красивое оформление упаковки, относительно небольшая цена в отличие от конкурентов.

1.5. Опишите целевую аудиторию

Покупателями данного товара могут стать мужчины и женщины 25-55 лет с творческим родом деятельности а также деловые успешные и элегантные в повседневной жизни люди

1.6. Для чего ваш продукт нужен потребителю?

Часы помогут выделить их обладателя из толпы, подчеркнуть индивидуальность, служа красивым украшением и дополнением к образу.

1.7. Когда и как потребитель будет пользоваться вашим товаром?

Уникальные карманные часы будут отлично смотреться, как и на официальном мероприятии, так и в повседневной жизни. Часы могут стать отличным дополнением к фотографиям.

1.8. Ценовая характеристика товара

Средняя

1.9. Описание основных конкурентов

Основным конкурентом компания «Mercury». Это основной поставщик дорогих и всеми любимых брендов часов в России. Главным его достоинством является популярностьи узнаваемость. Но, к сожалению, представленные бренды являются очень дорогим удовольствием

2. Дизайн блок

2.1. Для каких целей нужен логотип и фирменный стиль?

Для оригинальности товара, подчеркивающего его особенность и отличия от возможных конкурентов, продвижения товара в массы

2.2. Где логотип/фирменный стиль покупатель будет видеть чаще всего?

На упаковке товара, буклетах, листовках, а так же в рекламе в интернете и сайте компании

2.3. Какие ощущения должно вызывать визуальное оформление?

Эстетическое удовольствие, дороговизну,

2.4. Какие визуальные образы отражают суть вашего бренда?

Драгоценные камни, утро

2.5. Каким вы видите ваш логотип и стиль?

Лаконичным, простым и интересным

2.6. Какие основные цвета товара (цветовая концепция)?

Золотой, красно-оранжевый

2.7. Какой шрифт был выбран для оформления продукции?

Шрифт segoe script декоративный, рукописный. Шрифт отлично читается и выглядит лаконично

2.8. Какая форма часов?

Круглая

2.9. Стиль логотипа

Логотип представлен в виде минималистичного знака без шрифтовой композиции.

2.10. Каким вы видите конечный результат проекта?

Конечным результатом проекта является выпуск карманных часов тиражом 300шт средней ценовой категории в подарочной упаковке, а также, и в дополнение к часам, выпуск печатной рекламной продукции листовок и

2.11. Можете приложить эскизы или примеры похожих работ?

См. рис. 2.1 и 2.2

3. Административный блок

3.1. Название компании

Срез камня

3.2. Контактное лицо

Недоросткова Софья

3.3. Дата заполнения брифа

26.12.2020

Рис. 2.1. Пример дизайна для заказчика №1

Рис. 2.2. Пример дизайна для заказчика №2

2.2 Принципы и методическая последовательность разработки объекта дизайна

План работы – неотъемлемая часть при разработке проекта.

Первым этапом будет выбор упаковки и разработки ее дизайна. Важно учитывать товар, для которого она будет изготавливаться. В качестве материала упаковки был выбран мелованный картон с гладкой, матовой поверхностью. Данный вид картона имеет гладкую поверхность - глянцевую или матовую, и мелованную поверхность. Такой картон состоит из нескольких слоев, имеет одностороннее мелование, называемое «дуплексом» или двустороннее, называемое «триплексом». Самым выгодным способом печати при больших тиражах является офсет, цвета получаются довольно насыщенные. Из него изготавливаются листовки, каталоги. Плотность выбранного картона - 300 г/м2, а толщина 0,3 мм.

На втором этапе идет разработка самого продукта – карманных часов.

Третий этап – это разработка комплекса печатной рекламной продукции.

2.3. Разработка подарочной упаковки для часов и работа над логотипом

Для данного этапа можно выделить основные стадии работы, а именно:

  • Эскизирование. Важный этап при разработке продукта, помогает определить основную идею и форму (рис. 2.3; 2.4; 2.5) Эскиз (рис. 2.6).

Рис. 2.3. Эскиз коробки спереди и с боку

Рис. 2.4. Эскиз коробки в 3/4

Рис. 2.5. Эскиз коробки сверху

Рис. 2.6. Эскизы логотипа

  • На рисунках 2,7; 2,8; 2,9; 2,10; 2,11; представлены чертежи и развертки коробки для часов с размерами и линией биговки, которая необходима для обозначения сгибов на плотном материале. В создании чертежа главное учитывать толщину материала из которого изготавливается коробка, а также правильно рассчитать все размеры, чтобы добиться желаемого результата при изготовлении упаковки.

Рис. 2.7. Чертеж коробки в 3/4

Рис. 2.8. Чертеж коробки спереди и с боку

Рис. 2.9. Чертеж коробки сверху

Рис. 2.10. Развертка коробки (выполнена в иллюстраторе)

Рис. 2.11. Развертка коробки (крышка)

  • Макетирование упаковки в натуральную величину (рис. 2.12; 2.13). Макет продукта помогает выявить недочеты и ошибки, которые могли быть допущены при разработке, до самого выпуска продукции. Он является важным и обязательным этапом при разработке.

Рис. 2.12. Макет коробки в 3/4

Рис. 2.13. Макет коробки спереди и с боку

  • Выбор шрифтового оформления. Для данного проекта был выбран полу рукописный шрифт. Название шрифта – segoe script, несмотря на то, что он полу рукописный, он отлично читается на любой раскладке. Далее будет представлен алфавит в английской и русской раскладках, выполненный данным шрифтом (рис. 2.14). Выбранный шрифт отлично подходит к общей концепции товара и его упаковке, а также смотрится стильно, необычно и молодёжно.

Рис. 2.14. Шрифт segoe script

  • Конструирование развертки с бумаги в графическом редакторе - Adobe Illustrator, а также добавление дизайна и логотипа, для последующей печати (рис. 2.15; 2.16). Также в AI был разработан логотип – отличительный знак компании компании (рис. 2.17).

Рис. 2.15. Развертка крышки в иллюстраторе

Рис. 2.16. Развертка коробки в иллюстраторе

Рис. 2.17. Логотип

  • Для печати тиража в 300 штук готовой продукции был выбран офсетный вид печати.

2.4. Разработка дизайн-концепции карманных часов

Второй этап проекта - как установлено ранее это разработка самого товара - часов. На этом этапе также можно выделить основные этапы работы:

  • Выбор вида часов и материалов, из которых они будут изготавливаться в последствие. В данном случае были выбраны карманные часы. Создание наброска часов и цепочки, на которую они крепятся (рис. 2.18). В проекте будут задействованы такие материалы, как эпоксидная смола, краситель 9 корпус), золото (стрелки), стекло акриловое (защита для циферблата). Сами цифры будут рельефные выгравированы и закрашены черной краской. Внутренний механизм – нержавеющая сталь.

Рис. 2.18. Эскиз часов

  • Подбор механизма. Выбор, как было указано в исследовательской главе, не разнообразен: механизм бывает кварцевый и механический. Так, как данный вид часов сам по себе является антиквариатом, а также учитывая концепцию самих часов, используемый в современных часах кварцевый механизм, не подходит для данного проекта. Для таких часов будет использоваться механический механизм. Несмотря на то, что их периодически придется подзаводить, такой старинный, но надёжный механизм все еще имеет актуальность в наши дни.
  • Подбор колористического решения для товара. Колористическое решение очень сильно влияет на итоговое восприятие товара для покупателя, а также на его целевую аудиторию. В данной части проекта важно грамотно подобрать цвета, гармонично сочетающихся друг с другом. Цвета должны представлять из себя единую картину, влияют на узнаваемость товара среди массы аналогов. Яркие цвета товаров чаще нацелены на детскую или подростковую аудиторию, взрослые де люди предпочитают более спокойные цвета, хотя всегда бывают исключение, поэтому в наши дни можно найти достаточно большое количество цветовых решений у одного и того же товара Создаваемые часы имеют целевую аудиторию от 25, колористическое решение было выбрано давольно яркое, но этом достаточно лаконичное. Основные цвета часов – оранжевый, красный, желтый, белый, черный (корпус – с помощью смолы будет создан эффект среза камня). Выбранная цветовая гамма отлично подходит для нужного эффекта, помогает товару выглядеть дорого и оригинально, отличать его от других часов.
  • Расчет размеров товара, создание чертежа часов(рис. 2.19; 2.20)

Рис. 2.19. Чертеж часов с размерами

Рис. 2.20. Часы в кармане

  • Создание цветной визуализации. Это помогает детально рассмотреть проект, подобрать цвета, скорректировать форму и детали. На представленной работе можно увидеть, насколько лаконично подобраны цвета (рис. 2.21).

Рис. 2.21. Цветная визуализация часов

Далее представлена ментальная карта проекта (рис. 2.22). Ментальная карта — это ассоциации, возникающие с тем или иным предметом или явлением, техника визуализации мышления. Она необходима для более глубокого и детального анализа темы проекта, помогает сформировать и заложить основную идею проекта. Ментальная карта дает возможность поместить большое количество информации в более емкой и понятной формеПомимо этого, с помощью карты можно представить большое количество информации в боле емкой форме. В представленной карте ассоциации подобраны к слову часы, так, как они являются главной темой работы.

Роскошь

Богатcво

Платина

Шестеренки

Золото

материалы

Механизм

мм

Серебро

Часы

Батарейки

Бренд

Время

Точность

Качество

Фирменный стиль

Циферблат

Логотип

Рис. 2.22. Ментальная карта к слову «часы»

2.5. Комплекс тиражной печатной продукции

Помимо самого товара и упаковки к нему, также был разработан дизайн для комплекса тиражной печатной продукции (рис. 2.23 и 2.24). Визитка компании со всеми соцсетями и сайтом для заказа – очень полезная вещь, очень удобно перекинет любого получателя на сайт с помощью qr-кода, помогает экономить бумагу и тем самым помогать природе. Она выполнена в такой же цветовой гамме, как упаковка. Также, был выполнен разворот с рекламой в журнале. Центр композиции занимают часы, сверху название фирмы, снизу штрих код и контактные телефоны.

В сам комплекс входят визитки и разворот журнала. Оба товара предназначены для рекламы товара. Благодаря массовому распространению визиток, вероятность покупки товара покупателем заметно возрастает. Разворот журнала поможет донести информацию до людей, плохо дружащими с интернетом в целом.

Рис. 2.23. Дизайн для разворота журнала

Рис. 2.24. Дизайн визитки

Рис. 2.24. Мокап страницы журнала

Рис. 2.25. Мокап визитки

2.6. Расчет экономических показателей

Экономический расчет затрат на реализацию также важный пункт проекта. Для того, чтобы это сделать, надо узнать стоимость всех материалов, использовавшихся в производстве.

Для расчетов стоимости часов будет взять один экземпляр.

Таблица № 2

Расчет стоимости одного экземпляра часов

Материал

Ед. измерения

Кол-во

Стоимость (руб.)

Итого (руб.)

Золото

гр.

75

3000

225000

Акриловое стекло

гр.

24

24, 58

590

Эпоксидная смола

л

10

990

9900

Спиртовые чернила

мл

50

215\20 мл флакон

10750

Итого

246240 р

Также важен расчет печатной продукции и упаковки. Ранее был выбран офсетный вид печати в 3 цвета.

Таблица № 3

Расчет стоимости одного экземпляра подарочной упаковки

Продукт

Материал

Плотность

Кол-во

Размер

Красочность печати

Итого

Коробка подарочная

Мелованный картон

300 гр/м2

1

950х950х350

3+3

83,24 руб.

Стоимость всего тиража коробок составляет 24972 руб. Это хорошая цена несмотря на всего 3 цвета печати.

Последним в подсчетах экономических показателей будут затраты на печать тиражной комплексной продукции - визиток). Офсетная печать листовок (формат 85х55), тираж 500 штук, полноцветная двусторонняя печать, плотность бумаге 130 гр/м2, глянец) обойдется в 1057 рублей (рис. 2.26).

Рис. 2.26. Расчет стоимости тиража визиток

Заключение

В заключение можно сказать, что данная работа принесла много пользы. Для развития в будущей профессии. На этапе поиска информации были изучены карманные часы, их история и принцип работы. Также внимание в проекте было акцентировано на принцип создания компании и ее символики. Был получен опыт в создании своего дизайна конкретного промышленного предмета. Приобретенные навыки пригодятся в будущей профессии дизайнера.

Было выявлено, что для создания проекта. Необходимо много усилий. Времени и денежных средств на его реализацию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Литература

1. Яцюк, О. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий: учебное пособие. – П. : БХВ-Петербург, 2004. — 350 с.

2. Луптон Э., Филлипс Д. Графический дизайн. Базовые концепции: учебное пособие. — П. : Питер, 2019 — 256 с.

3. Лауэр Д., Пентак С. Основы дизайна: учебное пособие — П: Питер, 2017 — 304 с.

4. Рэнд П. Искусство дизайнера: книга — Студия Артемия Лебедева, 2017 — 288 с.

Электронные источники

1. Википедия [электронный ресурс] — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%8B (дата обращения 10.03.2020)

2. Secunda [электронный ресурс] — URL: https://secunda.com.ua/news/ustroystvo-i-vidy-mehanizmov-naruchnyh-chasov.html (дата обращения 11.03.2020)

3. AllTime [электронный ресурс] — URL: https://www.alltime.ru/blog/?page=post&blog=watchblog&post_id=553 (дата обращения 20.03.2020)

4. Церман [электронный ресурс] — URL: http://yepman.ru/accessories/kak-nosit-karmannye-chasy/ (дата обращения 26.03.2020)

5. B17 [электронный ресурс] — URL: https://www.b17.ru/article/serif-or-sans-serif/ (дата обращения 27.03.2020)

6.Watch Paradise [электронный ресурс] — URL: https://watch-paradise.ru/info/kakie_materialy_primenjat_dlja_izgotovlenija_korpusov_naruchnykh/ (дата обращения 25.03.2020)

7. kulturologia [электронный ресурс] — URL: https://kulturologia.ru/blogs/121017/36303/ (дата обращения 26.03.2020)