Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Дидактическая игра как метод обучения (Понятие и сущность дидактических игр)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В шестидесятые годы нашего века методы дидактических игр стали все более популярными в образовании. Одни ученые называют их практическими методами обучения, другие выделяют их в особую группу. В пользу выделения метода дидактических игр в особую группу говорит, во-первых, то, что они выходят за пределы визуального, устного и практического способа, вбирая их элементы, а во-вторых, то, что существуют характеристики, присущие только им.

Выбор тематики работы, безусловно, обусловлен тем, что дидактическая игра представляет собой активную деятельность, заключающуюся в моделировании изучаемых систем, явлений и процессов. Главное отличие игры от других видов деятельности состоит в том, что субъектом является сама человеческая деятельность. В дидактической игре обучение является основным видом деятельности, который переплетается с игрой и приобретает черты общей игры.

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения становится как никогда актуальной. Это включает в себя совершенствование всех звеньев системы государственного образования и повышение качества профессиональной подготовки учителей.

Значимость темы курсовой работы для меня и общества состоит в том, что существует специальный вариант педагогического общения – дидактические игры, в которых цели обучения были достигнуты, с помощью, и решения игровых задач. Управление игровым процессом у педагога сопряжено с положительным мотивационно-эмоциональным фоном игры, со страстью к соревнованиям. На дошкольном уровне основным моментом использования дидактических игр является сам процесс обучения играм, обучение через игру. Изучая правила игры, ребенок изучает окружающий мир, изучает основы взаимоотношений между членами команды, учится самоконтролю и приобретает навыки планирования поведения. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.

Целью курсовой работы является изучение дидактической игры как метода обучения.

Задачи работы:

- определить понятие и сущность дидактических игр;

- рассмотреть классификацию дидактических игр;

- определить структуру и основные правила, предъявляемые к дидактическим играм;

- охарактеризовать особенности организации дидактических игр в детском саду.

Объект исследования – процесс обучения детей.

Предмет исследования – дидактическая игра и ее метод обучения.

При написании курсовой работы использованы такие методы исследования как анализ и синтез, наблюдение.

В процессе написания курсовой работы используются научные труды таких отечественных и зарубежных авторов, как Аркин Е.А., Баттерворт Джордж, Белова Е.С., Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П., Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М.

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности детского сада.

Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами с четырьмя параграфами, заключением и списком использованной литературы.

1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

1.1 Понятие и сущность дидактических игр

Дошкольное детство – это первый этап в психическом развитии ребенка и его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для образования на следующей ступени – школьном обучении. Основное различие между ребенком в детском саду и школе заключается в различии между основными, ведущими видами его деятельности. Каждая из этих деятельностей предъявляет свои требования к психике ребенка и создает особые условия для развития определенных психических процессов и черт личности. Поэтому задача изучения преемственности между возрастами состоит, в частности, в том, чтобы определить, какие психические характеристики развиваются в игре, они наиболее важны для будущего обучения, и как направить игру ребенка к этим качествам.

Игра – основное занятие ребенка в детском саду, играя, он познает окружающий мир людей, развивается. В современной педагогике существует большое количество развивающих игр, способных развивать у детей чувственные, двигательные и интеллектуальные способности.

Дидактическая игра – это сложное явление, но в ней четко раскрывается структура, то есть основные элементы, характеризующие игру как форму учебной и игровой деятельности одновременно. Одним из основных элементов игры является дидактическая задача, определяемая целью обучения и воздействием воспитания.

Дидактические игры – это разные игры для обучения и воспитания детей. Дидактические игры специально разработаны учителями для обучения детей. Они предназначены для решения конкретных задач обучения детей, но в то же время показывают воспитательное и развивающее воздействие игровой деятельности. Это один из методов активного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, и это не случайно. Ребенок не будет слушать скучную лекцию или скучный доклад, он ничего не будет помнить, потому что ему неинтересно. Малыш любит играть. Итак, педагогика, приятно сочетающаяся с полезными, играющими дидактическими играми, учит ребенка, который об этом не подозревает.

Дидактические игры – это очень распространенный метод словарной работы. Дидактическая игра – один из способов умственного воспитания. В ней ребенок отражает действительность, раскрывает свои знания и делится ими с друзьями. Некоторые виды игр по-разному влияют на развитие детей. Дидактические игры, обязательным элементом которых является познавательное содержание и мыслительная функция, занимают особенно важное место в психическом воспитании. Играя в эту игру снова и снова, ребенок прочно усваивает знания, с которыми она работает. Решая мыслительную задачу в игровой форме, ребенок упражняет произвольное запоминание и воспроизведение, классифицирует предметы или явления по общим признакам, выделяет свойства и качества предметам, определяет их по индивидуальным признакам.

В дидактических играх детям даются определенные задания, решения, требующие концентрации, внимания, умственных усилий, умения понимать правила, последовательность действий, преодолевать трудности. Они способствуют развитию чувств и восприятий детей, усвоению идей и знаний. Эти игры дают возможность научить детей различными экономными и разумными способами решать определенные умственные и практические задачи. Это их развивающая роль.

Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь между обучением и игрой. В отличие от непосредственной постановки дидактической задачи на уроке в дидактической игре реализуется через внутриигровую цель, детерминирующую игровое действие, она становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность ее решить, и это активизирует игровое действие. Дидактические игры различаются по содержанию образования, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей и роли педагога.

Дидактическая игра – это коллективная, целенаправленная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединяются для решения главной задачи и нацелены на победу.

Игру, организованную для обучения, можно назвать игрой. Ее основными структурными элементами являются:

  • моделируемый объект деятельности;
  • совместная деятельность участников игры;
  • правила игры;
  • принятие решения в изменяющихся условиях;
  • эффективность применяемого решения.

«Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения»11, с. 148. При этом игровая деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.

Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.

Цикл дидактической игры представляет собой непрерывную последовательность действий в процессе решения задач. Этот процесс условно расчленяется на следующие этапы:

  • подготовка к самостоятельным занятиям;
  • постановка главной задачи;
  • выбор имитационной модели объекта;
  • решение задачи на ее основе;
  • проверка, коррекция;
  • реализация принятого решения;
  • оценка его результатов;
  • анализ полученных итогов и синтез с имеющимся опытом;
  • обратная связь по замкнутому технологическому циклу.

Таким образом, дидактическая игра как метод обучения обладает большим потенциалом для активизации процесса обучения. Однако развивающие игры могут оказывать положительное влияние на процесс обучения только тогда, когда они используются как вектор, обобщающий широкий спектр традиционных методов, а не как их замена.

1.2 Классификация дидактических игр

Любой образованный человек на вопрос о детстве ответит, что детство – это период усиленного развития, воспитания и обучения. Педагоги и психологи пришли к выводу, что необходимо выбирать методы и формы воспитания, наиболее близкие к естественным детским занятиям и играм.

Игра представляет собой простой и близкий способ понимания окружающей действительности, должна быть самым естественным и доступным способом для приобретения конкретных знаний, умений и навыков. Существует необходимость в более тщательном и детальном изучении для рационального построения, организации и использования в учебно-воспитательном процессе детей младшего возраста.

Детство без игры и вне игры – это ненормально. Лишение ребенка игровой практики – это лишение основного источника развития: импульсов к творчеству, признаков и примет социальной практики, богатства, микроклимата взаимоотношений в коллективе, активизации процесса познания в окружающем мире. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды.

Существует множество критериев для классификации дидактических игр (рисунок 1).

Рис. 1. Критерии для классификации дидактических игр

В детском саду используются следующие виды игр: игры для сенсорного воспитания, словесные и прочие. Игры также классифицируются по аспектам обучения: грамматические игры; лексические игры; фонетические игры. Иногда игры связаны с материалом: настольные игры; словесные игры; псевдосюжетные игры. Это группа игр, акцентирующая внимание на обучении, познавательной деятельности ребенка, но недостаточно раскрывающая основы дидактической игры в характеристике детских игр, игровых правил и действий, с организацией жизнедеятельности ребенка, руководстве воспитателя [16, с. 24]. Существует несколько видов дидактической игры, которые сгруппированы по виду деятельности: игры-путешествия; игры-поручения; игры-предположения; игры-головоломки; игры-беседы (игры-диалоги). Игры-путешествия похожи на сказки, с их развитием и чудесами.

Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обыденное показывается через необыкновенное, простое – через таинственное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное.

Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близко ребенку, радует его. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию немного сказочности, необычности, привлекая внимание детей на то, что находится рядом, но не замечаемо ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, понимание задач игры, облегчают преодоление проблем и достижение успеха [16, с. 26-27]. Игры-путешествия – это всегда интересно.

Вот что создает интерес и активное участие в развитии игрового сюжета, обогащение игрового действия, желание овладеть правилами игры и получить результат (решить проблему, что-то узнать). Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности получать вопросы детей во время игры с ними, а также осуществлять процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие – это игра действий, мыслей, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребности в знаниях. В названии игры обязательно должны присутствовать «зовущие слова», что вызывает у детей интерес, активную игровую деятельность.

В играх-путешествиях многие способы раскрытия познавательного содержания используются в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, объясняющих, как это решить, иногда разработка маршрута путешествия, пошаговое решение проблем, радость от решений, важный отдых. Иногда игра-путешествие включает в себя песни, головоломки, подарки и многое другое. Такие игры иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Принципиальное различие между ними заключается в том, что экскурсия – это форма непосредственного обучения и вид обучения.

Цель экскурсии часто состоит в том, чтобы ознакомиться с чем-то, что требует непосредственного наблюдения по сравнению с тем, что уже известно. Иногда игра-путешествие идентифицируется с прогулкой. Но прогулка чаще имеет цели для здоровья. Познавательное содержание также может быть на пути, но не главным, а сопутствующим [4, с. 97]. Игра-поручение имеет те же структурные элементы, что и игра-путешествие, но они всегда проще по содержанию и короче по времени.

Они основаны на предметах, игрушках и устных инструкциях. Роль игры и действия игры в ней основаны на предложении сделать что-то: «Помогите Буратино расставить знаки препинания», «Проверь у Незнайки домашнюю работу». Игры-предположения «Чтобы я сделал» или «Что было бы», «Кого бы выбрал в друзья?», «Кем бы хотел быть и почему?» и прочее. Иногда начало такой игры может быть картинкой. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая понимания последующих действий.

Функция игры указана в заголовке «Что было бы…?» или «Что бы я сделал». Действия игры определяются заданием и требуют от детей выполнения разумно ожидаемого действия в соответствии с установленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети предполагают, утверждают, являются ли они вообще доказательствами. Эти игры требуют умения связывать знания с обстоятельствами и устанавливать причинно-следственные связи. Они также содержат соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

Игры-загадки. Происхождение загадок уходит корнями в далекое прошлое. Загадки создаются самими людьми, участвующими в обрядах, ритуалах и праздниках. Они использовались для проверки знаний и изобретательности. Это очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. Современные загадки, загадывание и отгадывания считаются разновидностью развивающей игры [7, с. 38]. Главной особенностью головоломки является сложное описание, подлежащее расшифровке (угадыванию и доказательству). Описание кратко и часто формулируется как вопрос или заканчивается им. Главной особенностью головоломок является логическая задача.

Методы составления логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Дети любят игры-загадки. Потребность сравнивать, вспоминать, думать, догадываться приносит радость умственной работы.

Решение головоломок развивает способность анализировать, обобщать и развивать, способность рассуждать, делать выводы. Игры-беседы (диалоги). Игра-беседа основана на общении между педагогами и детьми, детьми с педагогами и детьми друг с другом. Это общение имеет особый характер в игрового обучения и игровой деятельности ребенка. В игре-беседе воспитатель обычно идет не от себя, а от близкого детям персонажа, следовательно, не только сохраняет игровое общение, но и увеличивает его радость, желание повторить игру. Однако игра-беседа чревато риском усиления методов прямого обучения.

Воспитательно-обучающая ценность заключается в содержании предмета игры с целью привлечения некоторых аспектов предмета изучения, которые находят свое отражение в игре. Когнитивное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть – обнаружить и в результате что-то узнать [4, с. 99]. Ценность игры-беседы заключается в том, что она является требованием к активизации эмоциональных и психических процессов: единства слов, действий, мыслей и воображения детей.

Игра-беседа приведет к умению слушать и слышать вопросы и ответы детей, умению сосредоточиться на содержании беседы, дополнять сказанное, высказывать суждения. Все это свидетельствует об активном поиске решения проблемы, выявленной игрой. Умение участвовать в разговоре, который отмечает уровень образования, очень важно. Главный инструмент игры-беседы – это слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, которое получают дети.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, и дает игре завершенность. Она выступает, прежде всего, в форме решения проблемы и доставляет детям моральное и умственное удовлетворение. Во время игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, самостоятельно мыслить, развивать внимание и искать знания. Когда дети играют, они не замечают, что познают, запоминают новое; ориентируются в необычных ситуациях; развивают воображение.

Конечно, этими видами игр не ограничивается весь спектр возможных игровых приемов. Однако на практике эти игры чаще всего используются либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и т.д. Таким образом, разнообразие видов, типов и форм игр неизбежно, поскольку разнообразие ситуаций предлагает живое, неисчерпаемое [20, с. 26]. И чем разнообразнее формы работы, тем лучше дети усваивают учебный материал.

Вывод

Дидактические игры – это игры, реализующие в большей степени принципы игрового, активного обучения, причем они отличаются наличием правил, базовой структуры игровой деятельности и системы оценивания, являющейся одним из методов активного обучения. Характерной чертой дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода.

Дидактические игры различаются по содержанию образования, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей и роли воспитателя. Эти особенности являются общими для всех игр, но некоторые из них выступают более отчетливо в тех или иных вариантах.

2. СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ДИДАКТИЧЕСКИМ ИГРАМ, И ОСОБЕННОСТИ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

2.1 Структура и основные правила, предъявляемые к дидактическим играм

Дидактическая игра отличается от других типов игр по определенной структуре. Обучающая игра должна сначала включать в себя обучение, дидактическое задание. Играя, дети решают эту задачу в увлекательной форме, что достигается определенными игровыми действиями. Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила.

Давайте рассмотрим основные составляющие дидактической игры:

1. Дидактическая задача. Для выбора дидактических игр необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как они должны оперировать имеющимися в игре знаниями, идеями и умениями. Определяя дидактическую задачу, мы имеем в виду, какие знания, представления детей должны быть едиными, определяем, какие мыслительные операции, в данном контексте, необходимо развивать, какие особенности личности ребенка могут быть сформированы средствами игры (честность, скромность, настойчивость в достижении цели деятельности, активность, стороны развития). «Каждая дидактическая игра имеет свою собственную обучающую задачу, которая отличает одну игру от другой» [14, с. 170].

2. Правила игры. Основной задачей правил игры является организация действий и поведения детей. Правила могут запрещать, разрешать или предписывать что-либо детям в игре, что делает игру веселой и напряженной.

Используя дидактические игры в педагогическом процессе с его правилами и действиями, дети формируют корректность, выдержку и доброжелательность.

3. Игровые действия. Дидактическая игра отличается от упражнений, в которых применение правил игры направлено, контролируется действиями игры. Развитие игровых действий зависит от изобретательности учителя. Действия в игре могут сильно варьироваться: прятать, искать, закрывать изображения фишки, выбирать изображения, отвечать на вопросы, выбирать водящего, награждать победителя.

Таким образом, игра становится дидактической игрой, если ее основными компонентами являются: дидактическая задача, правила игры и игровые действия, являющиеся основными структурными элементами дидактической игры.

Дидактическая игра – это также форма обучения, которая наиболее характерна для маленьких детей. Она исходит из народной педагогики, которая создала множество развивающих игр, основанных на сочетании игр с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, играх «Ладушки», «Сорока-белобока», играх с пальчиками мать обращает внимание ребенка на окружающие предметы, называет их. Дидактическая игра содержит все структурные элементы (части), характеризующие детскую игровую деятельность: идею (цель, содержание, игровые действия, правила, результат). Однако она представляется в несколько иной форме и, в силу своей особой роли, представляет собой дидактическую игру в воспитании и обучении дошкольников.

Цель игры, порой, ставится в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет» и прочее. Интерес к такой задаче, желание ее выполнить активизирует действие игры. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее сама игра для детей, тем успешнее решаются задачи воспитания и игры.

Детей нужно учить играть. Только при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится важной. Обучение игровым действиям проводится пробным ходом в игре, который показывает само действие. Игры для детей младшего возраста одинаковы для всех участников.

Когда дети разделены на группы или играют роли, действия в игре различны.

Диапазон игровых действий также различен. В младших группах это обычно одно или два повторяющихся действия, а в старших – пять или шесть.

Правила игры устанавливаются с учетом задачи обучения и содержания игры и, в свою очередь, определяются типом и режимом игры, действиями, организующими и направляющими поведение ребенка, отношениями между ними и воспитателем. По правилам формируется способность ребенка ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, способность сдерживать мгновенное желание, проявлять эмоциональные и избирательные усилия. Таким образом, вы развиваете способность контролировать свои действия и связывать их с действиями других игроков.

Правила игры обладают обучающим, организующим и дисциплинирующим характером. Обучающие правила помогают выяснить, что дети могут делать, обращаясь к игровым действиям, усилению их соответствующих ролей, а также определяют способ выполнения; организующие правила определяют последовательность, порядок и взаимоотношения ребенка в игре; дисциплинирующие правила предупреждают их о том, что и почему нельзя делать.

Воспитатель должен пользоваться правилами с осторожностью, не перегружать игры ими и использовать только необходимые. Введение многочисленных правил, их выполнение детьми под давлением, приводит к отрицательным результатам. Чрезмерная дисциплина снижает их интерес к игре и даже разрушает его, а иногда и заставляет создавать хитрые уловки для «обхода» правил.

Иногда нет необходимости напоминать о правиле или включать дополнительное. Нужно только немного изменить правила игры, чтобы исправить нарушение.

Правила игры, установленные воспитателем, постепенно осваиваются детьми. Скорее, они ориентирована на оценку правильности своих действий и действий своих товарищей, отношение к игре.

«Результатом является дидактическая игра, показывающая уровень достижений детей в управлении материальной программой, в развитии умственной деятельности, отношений, а не просто выигрыш во что бы то ни стало» [5, с. 128].

Игровые задачи, действия, правила и результат игры взаимосвязаны, и без хотя бы одного из этих компонентов она нарушает свою целостность и снижает свое воспитательное воздействие.

Поэтому для дидактических игр выделяются следующие требования:

1. Каждая дидактическая игра должна предусматривать упражнения, полезные для развития и воспитания детей.

2. В дидактической игре должна быть увлекательная задача, решение которой требует умственных усилий и преодоления определенных проблем.

3. Дидактичность игры должна сочетаться с весельем, юмором, шуткой. Страсть к игре мобилизует активность, облегчает выполнение миссии.

Дидактическая игра – это многогранное, сложное исследовательское явление: это и игра, и способ обучения детей, и оформление учебной и самостоятельной игровой деятельности.

2.2 Особенности организации дидактических игр в детском саду

Дидактическая игра должна использоваться в процессе воспитания детей в дошкольном учреждении. Поэтому многие отечественные и зарубежные педагоги считают проблему недостаточного использования дидактических игр в развитии дошкольников актуальной. По данным ряда исследователей, дети, лишенные возможности совместно заниматься со сверстниками, растут с низким уровнем уверенности в себе, притязаний и самоуважения. Поэтому задача педагога – организовать работу с детьми так, чтобы ребенок отношений в процессе выполнения дидактической игры развивался позитивно.

«Задача педагога состоит в том, чтобы выбрать наиболее эффективные методы и приемы организации дидактических игр, которые были бы наиболее влиятельными позициями лидеров, создающими условия для успеха каждого ребенка» [13, с. 91].

Практика показывает, что для того, чтобы обучить и воспитать ребенка как личность, педагоги должны работать целенаправленно, но большинство из них не задумываются об эффективности используемых методов и средств. Как правило, это устные методы, такие как разговор, указание, чтение литературы. Кроме того, в исследованиях последних лет не рассматривались проблемы использования дидактических игр в образовательном процессе.

Дидактические игры – это учебно-познавательные игры, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающей среде, развитие познавательных интересов и развитие познавательных способностей. «Каждая дидактическая игра имеет свое собственное программное содержание, которое включает в себя определенный набор слов, которые дети должны выучить» [11, с. 135].

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: предметные игры (игрушки, натуральные материалы), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами. В играх используют игрушки и реальные объекты. Играя, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия между предметами. Ценность этих игр состоит в том, чтобы помочь детям узнать о характеристиках предметов и их характеристиках: цвет, размер, форма, качество. В играх решаются задачи сравнения, сортировки, последовательности решения задач. Когда дети приобретают новые знания, задания в играх усложняются: дети практикуются в определении объекта одного качества, объединении объектов по этому признаку (цвет, форма, качество, назначение и т. д.), что очень важно для развития абстрактного, логического мышления.

Играя, дети приобретают способность комбинировать детали, набор элементов (шарики, бусы), определять узоры различной формы.

В играх с куклами у детей развиваются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества. Больше игрушек используется в дидактических играх. Они имеют четкое выражение цвета, формы, назначения, размера и материала, из которого они сделаны.

Игры совершенствуют знания о материале, из которого сделаны игрушки, об элементах, которые нужны людям в их различных видах деятельности, что отражается детьми в играх.

Игры с природными материалами используются педагогами, когда они выполняют дидактические игры, такие как: «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор их различных листочков?». Воспитатель организует их по мере прогулок, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В этой игре должны быть сформированы знания детей об окружающей их природе, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация), а также любовь к природе и бережное отношение к ней.

Настольно-печатные игры – это интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, домино, лото. Различны и развивающие задачи, которые должны быть решены при их использовании.

Выбор изображений по парам. Цель игры состоит в том, чтобы найти два одинаковых изображения среди различных изображений: две шляпы одного цвета и стиля или две куклы, которые выглядят одинаково.

Выбор изображений по общему признаку (классификация). Это требует обобщения, установления связи между субъектами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в саду)?»

Запоминание состава, количества и расположения картин. Проведение игр аналогично играм с предметами. Например, в игре «Угадай, какая картинка была спрятана», ребенку необходимо запомнить содержание картинок, чтобы определить, какая была перевернута вниз рисунком. Эта игра предназначена для развития памяти, запоминания и припоминания.

Игровыми дидактическими задачами такого рода игр также является закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, пространственном расположении изображений на столе (слева, справа, сверху, снизу, сбоку, спереди и т.д.), способность последовательно рассказывать об изменениях, которые произошли с картинками, их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача такого типа игры – научить детей логически мыслить, развить у них способность составлять весь предмет из отдельных частей.

Описание, рассказ о картине, показывающей действия и движения. В подобных играх воспитатель ставит перед собой педагогическую задачу: развивать не только речь детей, но и их воображение и творческие способности. Часто дети, чтобы играющие угадали, что нарисовано на картине, общаются, подражают движению, подражают голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?». Эти игры формируют бесценные свойства личности ребенка и способность к переосмыслению, творческому поиску, созданию необходимого образа.

Словесные игры. Словесные игры основаны на словах и действиях игроков. В таких играх дети учатся углублять свои знания о предмете, опираясь на имеющиеся у них представления о нем, так как они в этой игре нуждаются в использовании своих ранее приобретенных знаний в новых отношениях в новом контексте. Дети самостоятельно решают различные мыслительные задачи; дают описание предметов и выделяют их характеристики; прогнозируют по данным описаниям; находят признаки сходства и различия; выделяют предметы из группы по различным признакам к персонажам; ищут алогизмы в решениях и т.д.

«Словесные игры, которые являются своего рода дидактической игрой для развития речи ребенка, могут эффективно пополнять и активизировать словарный запас» [6, с. 133]. Игры развивают внимание, интеллект, скорость реакции, связную речь. В любой такой игре решаются определенные умственные задачи, то есть одновременно корректируются вербальная и познавательная деятельность. Для решения этих задач рекомендуется использовать различные описания объектов, их образов, описания воспоминаний, рассказы о презентации и т.д. Хорошие результаты приносят задания на придумывание и отгадывание загадок.

При работе со словами следует учитывать, что любое речевое действие, высказывание – это процесс определения и разрешения того или иного типа психической проблемы. Речь – это не просто формулировка, которая ищет и приклеивает словесный ярлык к мыслительным сущностям: это творческая интеллектуальная деятельность, включенная в общую систему психической и иной деятельности. Это и есть решение когнитивной задачи, то есть действия в сложной ситуации, которые могут быть реализованы с помощью языка.

Цель игры словесных упражнений состоит в том, чтобы быстро подобрать точное слово – ответ ведущему. Эти упражнения и игры проводятся в старших группах. Упражнения должны быть кратковременными.

На первых порах упражнения выполняются медленно, потому что педагогам часто приходится корректировать ответы детей, подсказывать правильные слова и объяснять. В будущем практика может стать игрой, в которой участники получают жетоны за успешный ответ или исключаются из игры. В такой игре можно использовать мяч, который хозяин бросает в каждого игрока по своему усмотрению.

Часто используется упражнение «Подбери определение»: дети выбирают определение слова, например, какое яблоко? – спелое, сочное, румяное. В этих упражнениях ребенок отвечает одним или несколькими подходящими словами. Он должен обращать внимание на ответы товарищей, чтобы не повторяться.

Прежде чем начать игру, педагог должен пробудить у детей интерес, желание играть. Это может быть достигнуто различными методами: с помощью загадок, считалочек, сюрпризов, интересного вопроса, сговора на игру, напоминания о понравившихся ранее играх. Воспитатель должен направлять игру таким образом, чтобы не сбиваться на привычную форму обучения – занятия.

Секрет успешной организации игр заключается в том, что воспитатель, обучая ребенка, заботится о том, чтобы игра как вид деятельности радовала малышей, сближала их и укрепляла их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может отличаться от поведения на занятии.

С начала и до конца игры педагог активно участвует в ее процессе:

- отмечает удачные решения, находки детей,

- поддерживает шутку,

- поощряет застенчивых,

- вселяет уверенность в своих силах.

В некоторых играх за неправильное решение задачи игрок должен внести фант, т.е. любую ведь, отыгрываемую в конце игры. Разыгрывание фантов – это интересная игра, в которой детям даются разные задания: они имитируют звуки животных, перевоплощаются, совершают смешной поступок, требующий воображения. Игра не терпит принуждения, скуки.

«В словесной игре очень важна правильная интерпретация игры, обычно включающая 2-3 примера выполнения задания» [12, с. 108]. Задание игры предлагается всем детям в группе сразу, а затем следует пауза для обдумывания ответа. Вызывается по очереди один или несколько детей. Вся группа детей постепенно участвует в оценке реакции. Такой подход к развитию словаря наиболее продуктивен в работе с детьми. Однако коррекция речевой деятельности, в частности словарного запаса, должна осуществляться в тесной связи с коррекцией познавательной деятельности. Желательно проводить словесные игры и упражнения не только на занятиях, но и на прогулке, во время подвижных игр.

Словесные игры пронизаны многими возможностями для развития умственной деятельности ребенка, особенно для развития словарного запаса, так как сам педагог может менять условия этих игр в соответствии с учебной задачей.

Вывод

Дидактическая игра – один из самых эффективных способов развития интереса у детей. Она не только вызывает живой интерес к учебному процессу, но и активизирует познавательную деятельность детей. В дидактических играх существует целый комплекс видов деятельности: мысли, чувства, эмоции, сопереживание, поиск активного решения игровых задач, подчинения условиям и обстоятельствам игры, отношение детей в игре.

При организации дидактических игр в детском саду, они могут действовать независимо или дополнять друг друга. Использование каждого из видов игр определяется целями, содержанием материала, возрастными особенностями детей, навыками и умениями в проведении таких игр.

Игра лишь внешне является развлечением, на самом деле требует серьезной предварительной подготовки воспитателя. Во время игры детям необходима выдержка, большое умственное напряжение и проявление самостоятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. «Эльконин Д.Б. называл игру кладовой настоящей творческой мысли будущего человека» [15, с. 188]. Предметом этой деятельности является взрослый человек, как носитель определенных социальных функций, вступающий во взаимоотношения с другими людьми, применяющий определенные правила к своей деятельности.

В детской игре ребенок эмоционально и интеллектуально овладевает всей системой человеческих взаимоотношений. Игра – это особая форма управления реальностью путем ее воспроизведения и симуляции. Игра возникает только на определенных стадиях развития общества, когда ребенок не может взять на себя непосредственную социальную работу, когда нужно подождать, пока ребенок вырастет. Ребенок склонен к активному вхождению в эту жизнь на этой основе, на этой почве возникает игра.

Дидактические игры различаются по содержанию образования, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей и роли педагога в них. Часто дидактические игры связаны с содержанием обучения: игры о сенсорном восприятии, словесные игры, игры для знакомства с природой и другие.

Дидактическая игра всегда приносит удовлетворение и радость, и не нужно бояться, что она нанесет ущерб образованию и обучению. Делая материал доступным и интересным, дидактическая игра создает богатые возможности для детей, чтобы распознать знания, навыки и понятия. Это способствует сплочению детского коллектива, формированию взаимоуважения и взаимопонимания между детьми и влиянию на отношения педагогов и детей, делая их более доброжелательными. Поэтому дидактическая игра должна быть организована таким образом, чтобы стать объектом активных действий ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А. В. Запорожца, В. В. Давыдова. – М.: Просвещение, 2015. – 446 с.
  2. Баттерворт Джордж. Принципы психологии развития: Учебник / Под ред. Дж. Баттерворта, М. Харриса. – М.: Когито-Центр, 2016. – 160 с.
  3. Белова Е.С. Одаренность ребенка: раскрыть, понять, поддержать. М.: Флинта, 2015. – 263 с.
  4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 345 с.
  5. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика. Учебное пособие. М.: Академия, 2016. – 496 с.
  6. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Наука, 2015. – 296 с.
  7. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 2016. – 152 с.
  8. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2017. – 368 с.
  9. Дошкольная педагогика / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2015. – 315 с.
  10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2017. – 216 с.
  11. Кроль В.М. Педагогика. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2016. – 320 с.
  12. Немов, Р.С. Психология: в 3 т. – Т.1 / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2015. – 608 с.
  13. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – Воронеж: НПО «Модэк», 2016. – 289 с.
  14. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 2017. – 374 с.
  15. Основы теории и практики педагогики / Под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Просвещение, 2016. – 320 с.
  16. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 2015. – 494 с.
  17. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М.: Проспект, 2016. – 368 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Дидактические игры по развитию ориентировки на плоскости у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Кто, где живет?»

1 вариант

ЦЕЛЬ: учить детей определять направление в микро пространстве с точкой отсчета «от себя». Развивать логическое мышление. Обучать обозначению в речи направлений микро пространства.

Материал: изображение дерева, в стволе дупло (вверху, посередине), слева на ветке скворечник. Снизу, под деревом, норка; игрушки: белочка, птичка, мышка.

Ход игры: Педагог просит ребенка внимательно рассмотреть изображения дерева. Затем спрашивает: «Где живет мышка, птичка, белочка?».

2 вариант

Материал: Игрушки или картинки: медведь, мышка, кошка, поросенок, собака, кукла; лист бумаги с нарисованным домом, в каждом окошке изображен какой-то предмет (кусочек сыра, конфета, баночка меда, морковка, косточка).

Ход игры: Дети сначала рассматривают игрушки, называют их, отвечают на вопросы педагога. Затем педагог предлагает им внимательно рассмотреть изображение дома. Говорит: «В доме живут игрушки, которые пришли к нам в гости. Посмотрите внимательно и скажите, где чье окошко?». Дети должны не только правильно назвать хозяина окна, но и объяснить свое предположение.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

1 вариант

Цель: учить детей определять разницу в пространственном расположении игрушек и отражать это в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал: два детских стула, две одинаковые, крупные игрушки.

Ход игры: педагог ставит справа и слева от ребенка по одному стулу. Спрашивает: «С какой стороны от тебя стоит этот стул? А этот? (Указательные жесты в сторону каждого стула)» На сиденье одного стула педагог кладет мяч, второй мяч- под сидение другого стула. Обращается к ребенку: «Посмотри внимательно. Расскажи мне, куда я положила мячи» Затем предлагает малышу закрыть глаза и меняет игрушки местами « Что изменилось?»

2 вариант

Педагог ставит слева и справа от ребенка по две одинаковые игрушки. Просит внимательно рассмотреть их. Затем обращает внимание малыша на то, как расположены игрушки: машина стоит ближе к нему (и справа и слева), а пирамидка – дальше от него. Просит ребенка закрыть глаза и меняет игрушки местами (пирамидку ставит ближе к нему, а машинку дальше - и слева и справа.) Говорит ребенку «Открой глаза, посмотри внимательно направо, теперь налево, что изменилось в расположении игрушек?»

Примечание: эта же игра проводится с расположением игрушек впереди и сзади ребенка, повторяется неоднократно с другими игрушками, с поворотом ребенка в разные стороны.

Дидактическая игра «Найди, где спрятано?»

Цель: Учить детей ориентироваться в пространстве; передвигаться в заданных направлениях, сохранять и менять направление своего движения в соответствии с инструкциями педагога; обозначать в речи заданные направления соответствующими пространственными терминами.

Материал: Крупные игрушки (3-5 и больше).

Ход игры: педагог говорит ребенку: «Сегодня ты научишься находить игрушки, которые я спрячу в разных местах комнаты. Рассмотри внимательно игрушки. Закрой глаза, я спрячу их. Открой. Чтобы найти игрушки надо внимательно слушать, куда, в каком направлении тебе надо идти. Иди вперед, дойди до шкафа, поверни направо, иди к столу». Когда ребенок находит игрушку, педагог просит его рассказать, в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку (в шкафу, под столом).

Примечание: игра проводится неоднократно. С изменением положения в пространстве (с различными поворотами на 90, 180 и 360 градусов), с увеличением числа игрушек, направлений пространства, В которых дошкольник действует.

Дидактическая игра «Далеко-близко»

Цель: учить детей осмысливать слова «далеко – близко, дальше – ближе» и использовать их в речи.

Ход игры:

1 вариант

Педагог просит подойти друг к другу «Дети, сейчас вы стоите близко друг к другу, а Сережа - дальше от вас». Дети несколько раз меняются местами, педагог объясняет им, кто где стоит по отношению к другим. Затем предлагает детям самим сказать, кто где находится.

Примечание: игры такого типа проводятся неоднократно с использованием различных предметов окружающей обстановки, игрушек.

Дидактическая игра «Угадай, чего не стало?»

Цель: учить детей запоминать игрушки и их расположение в пространстве, обозначать его в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал: разнообразные крупные игрушки (от5 до 10 шт.), скамейка.

Ход игры: на ковре стоят несколько игрушек. Дети рассматривают их и расставляют на скамейке. Педагог просит рассказать, где стоит каждая игрушка. Если ребенок затрудняется определить и обозначить в речи расположение игрушек на скамейке, педагог помогает соотнести местоположение игрушки с направлениями тела отвечающего: «Скажи: какая это рука? Верно, правая. Покажи игрушку, которая стоит на скамейке справа». Дает образец словесного описания: «Пирамидка стоит на скамейке справа», «Елочка стоит посередине, между матрешкой и кубиком». Затем предлагает детям закрыть глаза и прячет одну игрушку. Оставшиеся игрушки ставит так, чтобы между ними не было промежутка. Просит детей открыть глаза: «Посмотрите внимательно. Какую игрушку я спрятала?», «Где она стояла?» В случае если ребенок не может вспомнить игрушку, педагог помогает ему, например: «Послушай загадку про игрушку, которую я спрятала». Следует словесное описание игрушки. Когда малыш сумеет назвать спрятанную игрушку, надо будет и указать где она стояла.

Дидактическая игра «Игрушки пришли к нам в гости»

Цель: учить детей приемам зрительно – осязательного обследования игрушек, расположение их по словесным инструкциям педагога в различных направлениях «от себя» (справа, слева, впереди, сзади), обозначению направлений соответствующими пространственными терминами. Воспитывать дружелюбие.

Материал: крупные, новые, незнакомые детям игрушки: матрешка, кукла, собачка, мишка.

Ход игры: Педагог: «К нам в гости пришли игрушки: матрешка, кукла, собачка и мишка. Познакомьтесь с ними» Вместе с ребенком педагог выполняет с каждой игрушкой определенные игровые действия. Например, собирает и разбирает матрешку. Затем взрослый предлагает ребенку расставить игрушки вокруг себя в том направлении, которое будет названо: «Матрешку поставь впереди себя. Куклу поставь позади себя. Собачку поставь справа от себя. Мишку поставь слева от себя.» После выполнения ребенком этих действий педагог задает ему вопросы: «С какой стороны у тебя мишка?», «С какой стороны у тебя кукла?» Получив ответы, просит ребенка прочитать гостям игрушкам стихотворение.

Примечание: игра повторяется неоднократно с увеличением числа игрушек (от 3 до 5), располагаемых с каждой стороны. Педагог может предложить посчитать игрушки:

«Сколько всего игрушек пришло к нам в гости?»,

«С какой стороны от тебя больше (меньше) игрушек?»,

«С какой стороны от тебя игрушек поровну?».

Приложение Б

Дидактические игры, направленные на развитие элементарных математических представлений у детей 3-4 лет

«Найди предмет»

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал: Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.

«Подбери фигуру»

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами 5 геометрических лото.

Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.

«Игра с обручем»

Цель: различение и нахождение геометрических фигур.

Для игры используются 4-5 сюжетных игрушек (кукла, матрешки, корзина и т. д.); отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч. Дети выделяют признаки, свойственные игрушке, кладут в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходным признаком (все красные, все большие, все круглые и т. д.) вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенным признаком (не круглые, не большие и т. д.)

«Веселые матрешки»

Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.

Материал. 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.

По приглашению педагога дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Педагог обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я - Маша» и т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! - говорит педагог. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Педагог предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Педагог ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.

«Длинное - короткое»

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Перед началом игры В. заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Педагог предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. После этого В. показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.

«Три квадрата»

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Материал. Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.

Педагог: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие. Далее В. предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах» - говорит В.

«Геометрическое лото»

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал. 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок, кубик и т. д. ; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).

Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию В. подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).

«Какие бывают фигуры»

Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

Кукла приносит фигуры. Педагог показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

«Широкое - узкое»

Цель: формировать представление «широкое - узкое».

Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами.

«Кому какая форма»

Вариант 1. Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

Материал. Большие мишка и матрешка. Раздаточный: по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого ребенка.

Педагог демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос - матрешке, все овалы на другой - мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется. В конце занятия В. подводит итог: «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка - заберет круги домой».

Вариант 2. Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. Содержание аналогично варианту 1.

«Соберем бусы»

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем В. говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.