Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Дидактическая игра как метод обучения (Основы дидактических систем)

Содержание:

Введение

Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формиру­ются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность. Актуальность и социальная значимость темы. Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592—1670) в своем труде «Великая дидактика» назвал дидактику «всеобщим искусством всех учить всему». Он придал термину «дидактика» широкое значение. Я. А. Ко­менский полагал, что дидактика представляет собой искусство не только обучения, но и воспитания. Теоретические основы организации процесса обучения, его закономер­ности, принципы, методы и т. д. изучает важнейшая отрасль педагогики — дидактика. Термин «дидактика» происходит от греческих слов «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий. Это понятие впервые ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571—1635) для обо­значения искусства обучения (в курсе лекций «Краткий отчет из дидакти­ки, или искусство обучения Ратихия»). В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад Я. А. Ко-менский, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, Д.Дьюи, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин, Л. В. Занков и другие ученые. Объектом настоящей работы является развивающее обучение школьников. Предметом работы является, дидактическая игра ее развитие.  Целью работы является умение правильно преподнести урок в форме игры и привлечь внимание учащихся. Для осуществления данной цели ставятся следующие задачи: - обучение детей с помощью игры; -   способствовать умению кооперировать свои усилия в совместной деятельности; - выявление дидак­тического конструкта процесса обучения, т.е. его  познавательной (гносеологической) сущности; - конструирование модели обучения в соответствии с ее  структурными характеристиками; -   познакомиться с различными способами преподнесения учебного материала.

1 Основы дидактических систем.

1.1Определение дидактики. Задачи и основы дидактики.

В современном, полном контрастов и противоречий мире про­исходят значительные изменения и преобразования, которые от­ражаются на всех сферах человеческой жизни. Цивилизация стоит перед выбором направленности своего дальнейшего пути разви­тия в условиях многочисленных катастроф и катаклизмов как при­родного, так и социального характера. Третье тысячелетие выде­ляет образование в качестве одной из самых обширных сфер чело­веческой деятельности, так как в нем задействовано более мил­лиарда учащихся и около пятидесяти миллионов учителей. Повы­шение социальной роли образования в XXI в. тесно взаимосвяза­но с определением новых парадигм будущего общества. Педагогика сегодня сосредоточивается на социальной роли ре­конструкции и прогрессивного развития общества в соответствии с образовательными целями, отвечающими нуждам человечества. Философия образования современного этапа развития общества призвана соотносить социально-экономические и индивидуаль­но-культурные требования. Самыми необходимыми и выгодными инвестициями являются вложения в человека и его совершенство­вание, поэтому цивилизованное развитие социума возможно лишь при условии повышения статуса и престижа образованности. Имен­но благодаря образованию и целенаправленному обучению про­исходит формирование человеческой личности, ее духовно-цен­ностных ориентации.[1] Дидактика как особый педагогический способ теоретического понимания мира является научной областью педагогики, иссле­дующей принципы, ценности, закономерности функционирова­ния и развития процесса образования и обучения. Таким образом, объект исследования дидактики как науки представляет собой взаимосвязь собственно процесса образования и обучения как яв­лений объективной педагогической реальности, где обучение вы­ступает в качестве образовательного средства.[2] Для разработки собственно дидактической методологии наи­большую значимость приобретает общенаучный уровень, кото­рый связан с интеграцией дидактики в систему смежных дисцип­лин (философских, социальных, культурологических, естествен­но-научных, исторических) и использованием свойственных им методологических оснований и собственно методов эксперимен­тального исследования. В данном контексте исходным положени­ем для дидактики становится психологическая теория познания, определяющая закономерности учебно-познавательной деятель­ности и пути руководства ею. Это определяет связь дидактики с философией как одним из источников наполнения образователь­ного содержания в области проявления социальных законов.[3] В настоящее время дидактика концентрирует внимание на разработке проблем теории обучения. Проблемы воспитания в дидактике самостоя­тельно не рассматриваются, хотя ни обучение, ни образование без воспита­ния не существуют. Отсюда следует, что дидактика — это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Некоторые авторы вкладывают более широкий смысл в понятие «ди­дактика». Дидактика — это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах[4]. Андреев В. И. считает, что и такое определение является недостаточно полным, так как, во-первых, существует не одна, а несколько достаточно обоснованных и эффективных теорий образования и обучения: теории развивающего, проблемного, модульного, дифференцированного, компью­терного и других видов и типов обучения. Во-вторых, особенно в послед­ние годы в дидактике все более последовательно и обстоятельно проводит­ся мысль, что дидактика не заканчивается теорией образования и обуче­ния, а выходит на уровень технологии обучения. Поэтому более полным, считает автор, будет следующее определение дидактики. Дидактика — это наука о теориях образования и технологиях обучения. Дидактика как наука имеет свой предмет. Предмет дидактики — зако­номерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.[5] Немецкий педагог и философ Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841) разработал теоретические основы дидактики, придав ей статус целостной теории воспитывающего обучения. Он считал дидактику частью педагоги­ки, а ее предмет — воспитывающее обучение — трактовал как важнейший фактор воспитания. Значительный вклад в решение важнейших проблем научной дидактики внес выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870). Глубоко изучив процессы психического развития и воспита­ния детей, он многое сделал для раскрытия сущности обучения. Тесную связь обнаруживает дидактика с педагогической, возраст­ной, социальной психологией, психологией личности, рассматриваю­щими основные подходы к развитию личности в процессе обуче­ния, а также особенности созревания психических функций и за­кономерности освоения образовательного содержания. Определенные взаимосвязи существуют между дидактикой и искусством, эстетикой, так как процесс формирования личности совершается и по «законам красоты», на основе специфически эстетического освоения мира. При рассмотрении комплекса взаимосвязанных дисциплин осо­бое место занимают данные кибернетики как науки об управле­нии сложными динамическими системами по восприятию, хра­нению и переработке информации с целью моделирования и ис­следования психолого-педагогических процессов. Оптимизация процесса управления обучением связана также с возникновением теории программированного обучения и его компьютеризацией. Кроме этого, дидактика является основой для формирования предметных методик (частных дидактик), так как содержит конк­ретные технологии их практической реализации. Предметные ме­тодики, в свою очередь, занимают промежуточное положение между самой дидактикой и преподаваемой дисциплиной, так как изучают особенности и закономерности преподавания конкрет­ных учебных предметов (родной язык, математика, естественные науки и т.д.), а также их специфику на различных образователь­ных ступенях (методика начального обучения, дидактика высшей школы и т.д.). Концептуальные основания дидактики, по мнению Б. С. Гершунского и Н.С.Розова, составляют следующие принципи­альные положения: вариативность, т.е. теоретическое признание объективного мно­гообразия технологий обучения и их практической реализации; фундаментальность, предполагающая направленность на обоб­щенные и универсальные знания, формирование общей культу­ры и развитие научного мышления; индивидуализация, обусловленная потребностью в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с осо­бенностями каждого отдельного индивида; теоретизация, которая относится к общему содержанию обра­зования и к статусу компонентов преподаваемых знаний; плюрализация, связанная с необходимостью принимать реше­ния в условиях множественности образования мира; целостность и интеграция как содержательного, так техноло­гического компонентов образовательного процесса, ориентирую­щихся на восприятие системно-структурированного знания на основе интеграции материалов из различных научных сфер, на­личие междисциплинарных связей и зависимостей.[6].

1.2. Педагогика игры.

Одна из главных сфер воспитания детей до школы — игра. По­этому при разработке проблем общественного дошкольного воспи­тания, естественно, к ряду главных относятся воспитательные возможности игры. Учитывая эти возможности, следует рассматривать игру как форму воспитания, как средство для решения определенных воспи­тательных задач по отношению к детям дошкольного возраста. Детские игры вовлекаются в систему организующих моментов и подчиняются их содержанию. Возникает методика «стимуляции» игр, т. е. влияния на их направление путем организации игровой среды, разработки содержания игр соответственно тому или иному организующему моменту. Часто требовались большие усилия педагогов, чтобы удержать интересы детей в теме игры, которая определялась организующим моментом. Естественно, интересы детей выходили за пределы этой тематики. «Современность» того или иного организующего момен­та оказывалась далеко не «современной» для быстро текущих и изменяющихся игровых интересов детей. Ценная сама по себе идея направлять игру в определенное русло, вести ее на уровне ведущих задач воспитания получает здесь неправильное выра­жение.[7] Игра станет могущественным воспитательным фактором, если в педагогическом процессе она будет использована для организа­ции жизни детей и их деятельности. Это значит, что главнейшие проявления жизни детей дошкольного возраста, а именно их инте­ресы, запросы, общение и т. д. будут организовываться и удовлетво­ряться играми и в формах игры. В жизни детей дошкольного возраста есть уже довольно раз­витое общественное начало. Проявляется оно в том, как дети обща­ются друг с другом, какие совершают поступки, какие активизи­руются формы поведения, интересы и т. д. Это общественное нача­ло педагогика игр использует от случая к случаю. Вместе с тем в играх мы имеем дело с обществом детей, а следовательно, с общественным воспитанием. Представить жизнь ребенка в игре как изолированное существование отдельной личности просто невоз­можно. Следовательно, в игре нельзя ограничиться воспитанием отдельной личности ребенка вне играющего коллектива. Речь здесь может идти только об общественной жизни детей, о приобретении ими общественных навыков поведения, о придании играм такого характера и направления, такого содержания, чтобы они побуж­дали детей к положительным факторам поведения и отношения. Игра как форма организации жизни и деятельности детей в детском саду опирается на это общественное начало и использует его. Именно в этих условиях, т. е. по отношению к организации жизни детей в детском саду и их деятельности, возникнут и на­стоятельно потребуют осуществления широкие воспитательные задачи, связанные с повседневной жизнью детского коллектива, такие, как воспитание норм общественного поведения, привычек жизни в коллективе, формирование индивидуальности и т. д. Дело в том, что многие из этих задач в педагогике детского сада решались словесно, в виде внушения детям, не опираясь на ход детской жизни. Например, хорошо известен факт, что воспи­тателям часто приходится иметь дело с конфликтами, которые воз­никают между детьми в их играх. Явление вполне объяснимое, так как игра для ребенка — полное проявление его личности. Столкно­вения и противоречия здесь естественны. Неестественно другое — то, что эти явления часто рассматривают как нечто случайное и воспитатели не считаются с тем, что в этих фактах отражены существенные черты детской жизни. Используя игру как форму организации жизни детей, необхо­димо добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержа­тельна, легка для детского коллектива и для отдельного ребенка, чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Воспитание будет при этом осуществляться планомерно и организованно, не в виде внушения детям требований — быть правдивым, делиться с дру­гими и т. д., а в самой организации их игровой деятельности. Чтобы игры стали подлинным организатором жизни детей, их - активной деятельности, интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Этим создается разнообразие детских интересов, поднимается уровень запросов, всесторонне развивающих детей. Лишь при этих условиях формируются индивидуальные склонности, способ­ности и интересы. Игры с правилами (подвижные и дидактические) также фор­мируют у детей навыки общественного поведения — общие дей­ствия и цели, качества личности — смелость, правдивость и т. д. В играх, которые придумывают сами дети, — ролевых, строи­тельных, музыкальных, подвижных и других — тоже есть эти обще­ственные качества. Развитие педагогики игры связано с тем, чтобы поставить игры на службу задачам нравственного воспитания...[8].

2 Понятие и задачи дидактической игры.

2.1. Формы и методы дидактической игры.

  В современной дидактике существуют различные подходы и ва­рианты классификаций методов обучения. Одной из таких класси­фикаций является распространенная классификация методов обучения по источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические методы). Различают общую и частную дидактики. Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных це­лей и задач. Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса, со­держание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Частные дидактики называют методиками преподавания (соответствующего учебного предмета). Как наука дидактика занимается разработкой проблем: • Для чего учить? (цели образования, обучения). • Кого учить? (субъекты обучения). • Какие стратегии обучения наиболее эффективны? (принципы обуче­ния). • Чему учить? (содержание образования, обучения). •- Как учить? (методы обучения). • Как организовать обучение? (формы организации обучения). • Какие необходимы средства обучения? (учебники, учебные пособия, компьютерные программы, дидактический материал и др.). • Что достигается в результате обучения? (критерии и показатели, ха­рактеризующие результаты обучения). • Как проконтролировать и оценить результаты обучения? (методы контроля и оценки результатов обучения). Частные дидактики в большей степени ориентированы на прак­тику обучения, имеют собственный понятийно-терминологиче­ский аппарат, используют определенные методы исследования. Это позволяет утверждать, что по отношению к частным методикам дидактика выполняет методологическую функцию, т.е. является их теоретической основой.[9]  Словесные методы. Их основное назначение — сообщение учеб­ной информации при помощи слов (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических прие­мов. Основные методы этой группы: рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность педагога, приме­няющего эти методы, предполагает такие действия: постановка основного вопроса, подлежащего изучению; выявление призна­ков; определение исходных позиций в анализе процессов и объек­тов; сравнение, обобщение; формулировка выводов и т.д. Деятель­ность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении по­лучаемой информации, выполнении различных записей, зарисовке чертежей, схем, работе с предъявляемым дидактиче­ским материалом и т.д. Наглядные методы. Основное назначение — сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности. Основ­ные методы: демонстрация опытов, демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таб­лиц, муляжей, макетов и т.д.), просмотр видеофильмов, кинофиль­мов, телепередач и т.д. Деятельность педагога осуществляется в форме постановки основного вопроса и его изучения на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемые. Деятельность обучаемых заключается в наблюдении за демонстрациями, кото­рые проводит педагог или сам обучаемый, осмысление полученных данных и принятие основной дидактической цели конкретного урока, выполнение различных записей, схем, зарисовок и т.д. Практические методы. Основное назначение — получение ин­формации на основании практических действий, выполняемых обучающимся или обучаемым в процессе организации различных практических работ. Основные методы: практические и лаборатор­ные работы, упражнения. Деятельность педагога заключается в по­становке основного вопроса, подлежащего изучению в процессе проведения различных практических работ, выполненных самим обучающим. Деятельность обучаемых включает в себя осмысление практических действий, демонстрируемых педагогом, собствен­ных практических действий, выполнение различных записей, за­рисовок, схем и принятие основной дидактической цели урока. Другой распространенной классификацией методов обучения яв­ляется классификация, предложенная М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером. Они предлагали делить методы обучения в зависимости от ха­рактера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучае­мого материала (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, частично-поисковые и исследовательские). Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецеп­тивный). Основное назначение — организация усвоения информа­ции обучаемым путем сообщения им учебного материала и обеспе­чения его успешного восприятия. Этот метод — один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и система­тизированного опыта. Деятельность педагога направлена на сооб­щение учебной информации с использованием различных дидакти­ческих средств (наглядных пособий, текстов и т.д.). Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации. Репродуктивный метод. Основное назначение — формирование навыков и умений использования и применения полученных зна­ний. Для решения этой задачи педагог разрабатывает и применяет различные упражнения и задачи, использует инструкции (алгорит­мы) и элементы программированного обучения. Деятельность обу­чаемых заключается в овладении приемами выполнения отдель­ных упражнений при решении различных видов задач и овладении общим алгоритмом практических действий. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначе­ние — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проб­лем и демонстрация способов их решения. Деятельность педаго­га — выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и демонстрация способов их проверки, постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и за­поминании готовых научных выводов, но и в прослеживании логи­ки их доказательства, а также фиксации движения мысли педагога (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предположений и т.д.).  Существуют и другие классификации методов обучения. Это объясняется сложностью объекта исследования и значимостью ме­тодического оснащения педагогического процесса. Выбор практи­ками методов обучения зависит от целого ряда условий. Например, от общих целей образования; особенностей изучаемого предмета; возрастных особенностей учащихся и их уровня подготовленно­сти; уровня профессиональных навыков учителя; материальной оснащенности; целей и задач конкретного урока и др.

2.2. Дидактические игры.

 Особый вариант педагогического общения представляют дидак­тические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помо­щи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной дея­тельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмо­циональным фоном игры, с увлеченностью соревнования. На уровне дошкольного обучения основной точкой приложения дидактических игр является собственно процесс игрового обучения, обучения через игру. Обучаясь правилам игры, ребенок познает окружающий мир, ос­новы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконт­ролю, приобретает навыки планирования поведения. При обучении детей младшего школьного возраста дидактические игры все в боль­шей степени становятся формами для передачи вполне определенных знаний и навыков. Особое значение в этих занятиях имеют игровые моменты уроков, связанные с упражнениями, закреплением пройден­ного материала, со снятием напряжения и переутомления детей. Не меньшее значение имеет использование дидактических игр для целей активации внимания и заинтересованности детей при изучении естественнонаучных дисциплин. Например, при изучении темы «Сис­тема декартовых координат на плоскости» учителю математики есте­ственно использовать популярную среди школьников игру «Морской бой». В ходе игры при правильных комментариях преподавателя дети естественным образом усваивают не только понятия декартовых коор­динат, системы отсчета, абсциссы, ординаты, но и более сложные по­нятия. Действительно, в условиях игры легче убедиться в том, что по­ложение точки на плоскости определяется двумя, а не одной и не тремя координатами, при необходимости преподавателю легче ввести поня­тия полного или ортогонального базиса. В условиях той же практиче­ской игры легче ввести требование одинаковости «систем отсчета» для всех участников, понятие траектории движения как функции изме­нения координат и т.д. Дидактическую основу могут иметь и имитационные, деловые иг­ры, в процессе которых учащиеся в ходе соревнования выбирают тот или иной оптимальный путь решения задачи. При изучении точных на­ук такого рода игры могут быть связаны практически с решением лю­бого типа задач, связанных с измерением. Например, в теме по опреде­лению площади многоугольников можно использовать игры типа «проектировщик интерьера» или «строитель загородного дома», при изучении основ тригонометрии — игры типа определения расстояния до звезд или до подводной лодки противника. Особое распростране­ние приобрело применение деловых игр для практики профессиональ­ного, производственного обучения, в системах переквалификации и повышения квалификации специалистов. В большинстве этих случаев преподаватель имеет дело с ситуаци­ей, в которой обучение направлено на приобретение конкретных навы­ков и умений действовать в четко определенной роли, например, в ро­ли организатора производства, менеджера по продажам, управляюще­го делопроизводством и пр. Во всех этих ситуациях обучение удобно проводить в виде ролевых игр, в которых слушатели могут многократ­но разыгрывать варианты решения одной и той же задачи, каждый раз меняясь ролями. Принципиальное значение в процессе таких деловых? игр приобретает послеигровой разбор результатов, возможных страте­гий, линий поведения, мотиваций. Специфической разновидностью дидактических, деловых игр яв­ляются педагогические игры, связанные с моделированием педагоги­ческих ситуаций и их ролевым разыгрыванием со слушателями педагогических учебных заведений. Проигрывание стратегий и вариантов про­ведения фрагментов урока в условиях актуализации педагогических и психологических знаний развивает педагогическое мышление, трени­рует навыки применения методических приемов, умение работать в реальной учебной обстановке. Моделирование ситуаций микропрепо­давания позволяет слушателям оттачивать различные приемы и навы­ки педагогической работы, связанные с умением овладевать внимани­ем аудитории, выдерживать правильную скорость изложения материа­ла, выделять автономные содержательные части в ходе процесса объ­яснения, совершенствовать практику сочетания наглядности и инфор­мативности изложения. Все эти практические и игровые приемы в ито­ге ведут к наработке интуиции преподавания. Заметим, что для выра­ботки интуиции в любой предметной области и, следовательно, педа­гогической интуиции в частности, достаточным условием является ов­ладение человеком системой практических и теоретических знаний в данной области. Еще одним относительно новым типом дидактических игр в прак­тике повышения квалификации и профессиональной подготовки педа­гогов и методистов можно считать организационно-деятелъностные игры. Основное содержание игр этого типа связано с «погружением» слушателей в мир собственных рефлексий в области образования, обу­чения и педагогических технологий. Если под рефлексией понимать способность человека к осознанному анализу и осмыслению самого себя и, в частности, осознанию того, как он выглядит в глазах других людей, то в профессиональном плане рефлексирование связано с мно­гократным и всесторонним самоопределением педагога, формирова­нием его отношения к себе как к специалисту. Характерной чертой организационно-деятельностных игр является их поисковый характер и относительная «раскованность» участников, позволяющая, им форму­лировать свои собственные, индивидуальные взгляды на сущность об­суждаемых проблем. Одним из типовых способов введения участников игр в состояние рефлексивного поведения является специ­ально формируемое, довольно жесткое и раздражающее поведение ве­дущего такой игры, когда он постоянно пытается вывести участников игры из спокойного состояния. В итоге участникам игры навязывается режим оппозиционного почти конфликтного обсуждения, в котором они вынуждены придумывать, вспоминать и заново формулировать новые и новые доказательства правильности своих взглядов на сущ­ность педагогического процесса, методы, способы и формы обучения и воспитания. Результаты таких игр, в принципе, должны привести к объективной оценке участником игры своих профессиональных качеств, достижений, целей и возможностей, к часто нелицеприятному взгляду на себя со стороны и, естественно, к осознанию путей самосо­вершенствования и повышения собственной квалификации. В настоящее время особенно бурно развивается направление компь­ютерных дидактических игр. Компьютерные игры применяются в каче­стве средств обучения практически во всех областях современного об­разования, однако, с точки зрения образовательной практики, большая их часть представляется достаточно бесполезной. Дело в том, что такие программы носят чисто игровой характер и не помогают в приобрете­нии теоретических или практических знаний в сфере среднего или выс­шего образования. Тем не менее обучающие игровые программы, осно­ванные на комплексе мотиваций заинтересованности, познания нового, соревновательности, приобретают все большее распространение. Быст­родействие, диалоговость, большая емкость памяти, легкость использо­вания образных способов предоставления информации делают компью­терные, или, как их все чаще называют, информационные технологии идеальным средством для дидактических игр. Основные типы таких игр связаны не только с освоением компью­терной грамотности, ознакомлением с языками программирования, но и со всем комплексом современных естественнонаучных и гуманитар­ных дисциплин. В принципе по своей сущности компьютерные сред­ства обучения и игры в том числе обладают свойствами индивидуаль­ной направленности и подстраиваемости под психологические, психо­физические и даже психофизиологические характеристики пользова­теля. Переменными условиями игры могут являться такие параметры, как скорость предъявления целей, длительность времени их показа, размеры, цветовые решения. При помощи меню сам играющий может подбирать условия, вплоть до таких предельных случаев, как участие в игре в качестве сценариста. В последнем случае играющий может по своему желанию, напри­мер, выбрать один из возможных вариантов продолжения игры или сконструировать сам такой вариант. В простейшем, типичном для се­годняшнего уровня развития игр случае учащийся может изменять па­раметры игрового процесса в режиме «on line». Например, в дидакти­ческой компьютерной игре типа «Космический полет» учащийся сам, может менять стартовую скорость ракеты, угол ее взлета, вес, объем топлива и тут же видеть, к каким результатам это приведет по проше­ствии того или иного количества времени. В игре типа «Распределение напряжений в цепи постоянного тока» учащийся сам может расстав­лять параметры, например, в цепи бытового прибора, и видеть послед­ствия своей работы. Такого рода примеры показывают принципиальную плодотворность компьютерных технологии для творческой педа­гогической работы. Цели дидактических игр при обучении в средней школе, как прави­ло, связаны с активным применением полученных знаний, например, в соревнованиях по написанию изложений по гуманитарным наукам, при решении кроссвордов, «путешествиях» по географической карте. Перс­пективным является использование дидактических игр в условиях ак­тивного изучения иностранного языка, когда при использовании методов «погружения» в языковую среду учащиеся получают различные ро­левые функции. Совмещение принципов соревновательности, социаль­ного сотрудничества и взаимодействия, заинтересованности как в про­цессе, так и в результатах делает возможным существенный прогресс в темпах и успехах учащихся. Причем этот успех настолько велик и обще­признан, что принцип ролевых функций при «погружении» может счи­таться визитной карточкой современных дидактических игр.  «Погружение» в языковую среду представляет собой характерный пример использования дидактических игр для двуединой цели: обуче­нию некоторой дисциплине в условиях моделирования (в смысле ими­тации) определенных социальных ситуаций. В качестве других приме­ров можно привести ролевые игры-конференции, ролевые игры-дис­куссии на актуальные для общества темы, такие, как проблемы эколо­гии, демографии, межнациональных отношений и т.д. Игровой мо­мент, в частности, связанный с различными ролями, поручаемыми од­ному и тому же учащемуся, делает возможным практическое освоение им различных сторон явления, различных точек зрения, возникающих в дискуссиях, при достаточно глубоком изучении любой проблемы. Абсолютная актуальность такого использования дидактических игр особенно наглядна при анализе проблемных вопросов, а в конечном счете для осознанного, всестороннего формирования мировоззрения молодого человека. Типичным примером такого подхода в области естественнонаучных дисциплин является метод «мозгового штурма», когда группе лю­дей (специалистов или учащихся, приветствуется участие разновозрастных коллективов) предлагается сыграть в игру особого типа. Услов­но ее можно назвать дидактической игрой «открой закон». Участникам предлагается вести себя абсолютно раскованно в интеллектуальном смысле, не стесняться высказывать любые, на первый взгляд, «бредо­вые» идеи по поводу решения заранее заданной проблемы. Ролевые функции в такой ситуации выбираются естественным образом самими участниками в согласии с их темпераментом, авторитетом, социаль­ным положением и привычками.[10]  Важная составляющая и одновременно индикатор личностного развития школьника — его поведение. Любые нару­шения в развитии личности ученика (не­адекватная самооценка, слабый самокон­троль, искаженные представления о себе и своих возможностях) закономерно прояв­ляются в его поведении. В учебной деятельности формирование социально одобряемого, т.е. произвольного, поведения происходит в процессе преодо­ления ребенком трудностей при выполне­нии усложняющихся учебных заданий (классных и домашних). В игровой деятельности — уже хорошо освоенной младшими школьниками — дети легче решают межличностные проблемы, приобретают опыт терпимости, совместимости, партнерства, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других. Рассмотрим, какие игры (типы игр) учитель может использовать.  Игры с правилами, игры-соревнования, совместные игры со сверстниками в работе с импульсивными и недисциплинированными школьниками.  Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к по­ведению детей. Ребенок вынужден подчи­няться этим требованиям (т.е. не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушить игру. В играх-соревнованиях правила отли­чаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок пра­вила игры или нарушает их — это сразу же замечают другие игроки, что создает наи­лучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Игры-соревнования — наиболее сильное испытание для импульсивного, нетерпели­вого ребенка. Популярная настольная игра лото — это пример игры с правилами и одновре­менно игры-соревнования. Элементарная на первый взгляд, она чрезвычайно полез­на для младших школьников с импульсив­ным поведением. От ребенка здесь потре­буется быть внимательным и собранным, чтобы не пропускать у себя на карточке на­зываемые цифры; быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции, если объяв­ленная цифра есть; быть терпеливым и не указывать другим игрокам на имеющиеся или пропущенные ими цифры; быть вы­держанным и не обижаться до слез в слу­чае проигрыша. Длительные совместные игры со сверст­никами показаны ребятам. Вхождение ребенка в роль на длительное время способствует ста­новлению его целеустремленности, а необ­ходимость согласовывать свои действия с другими игроками помогает ребенку изба­виться от негативных качеств, стать более сосредоточенным и внимательным. Коллективная игра «Раз­ведчики». Класс делится на группы — отря­ды разведчиков. Каждый отряд выбирает командира. Задача разведчиков: в течение дня или нескольких дней найти в комнате предметы, издающие звуки (например, дверь — скрипит, стул — жалобно пищит, щелкает замочек на ранце, шуршит липучка на рюкзачке). Обнаружив «звучащий» предмет, ребенок незаметно для остальных записывает его или рисует и отдает «доне­сение» командиру. Отряды разведчиков со­ревнуются между собой. В конце дня (или в последний день игры) подводятся итоги. Командиры сообщают обнаруженные отря­дом предметы. Побеждает тот отряд, на сче­ту которого их больше. В кол­лективных дидактических играх элементы сотрудничества и ориентация на партнера являются не второстепенной, а необходи­мой составной частью игрового процесса. Вот, например, игра «Собери кораб­лик». Дети играют парами (в паре с кон­фликтным ребенком желателен уравнове­шенный или застенчивый сверстник). Иг­рающим предлагается образец: вырезанный из цветной бумаги кораблик. Каждый ребенок должен составить такой же из вы­данного ему набора фрагментов — «дета­лей» кораблика. Причем набор составлен так, что, только обменявшись с партнером недостающими деталями, каждый учас­тник игры может точно воспроизвести ко­раблик. Для усиления игровой мотивации детей предупреждают, что эта игра с секре­том, который они должны разгадать, чтобы у них все получилось. То есть игра постро­ена таким образом, что без обращения к партнеру и установления контактов с ним игровое задание не может быть выполнено. Постепенно, путем проб и ошибок, дети приходят к пониманию, что «мы должны с тобой обменяться деталями, и тогда у нас все получится». Участвуя в подобных играх, прежде уп­рямые, эгоистичные ребята постепенно осознают, что получить удовлетворение от игры можно только при взаимодействии с партнером. Найденная в игре атмосфера сотрудничества, взаимопонимания стано­вится личностно значимой для ребенка и в дальнейшей жизни. Если учитель знает коррекционно-развивающие ресурсы каждого типа игр, рас­полагает точной информацией о причинах неконструктивного поведения ребенка, то он может так расставить акценты в сюжетно-ролевой игре, что она будет эффективна не только для детей с демонстративным по­ведением, но и для всех импульсивных, не­дисциплинированных, агрессивных и кон­формных младших школьников.[11].

3 Проект работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром средствами дидактической игры

3.1. Опыт работы воспитателей по проблеме обучения детей средствами дидактической игры (на основе анализа статей журналов)

В опытах работы, посвященных теме обучение детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры выдвигаются разнообразные пути решения данной проблемы.

Т.П. Чертановская в работе «Игра – это путь детей к познанию мира «отмечает, чтовся жизнь ребенка неразрывно связано с игрой. Игра создает потребность в общении с другими детьми, сближает ребенка со сверстниками, приучает действовать согласовано и наполняет жизнь ребенка интересной содержательной деятельностью, помогает изучить окружающий мир, делать первые открытия.

И.Н. Агафонова, Е.А. Дорохова, Н.Н. Хрущева, О.Н. Ярощенко раскрывают способы развития любознательности и их практическое применение. Природная любознательность присуща детям. Путём бесконечных вопросов и исследований ребёнок расширяет свои представления об окружающем мире. При этом данное качество можно и нужно воспитывать. Во многом от взрослых зависит, будут ли познавательные интересы ребёнка крепнуть и развиваться или останутся незамеченными. Авторы рассматривают способы развития и поддержки любознательности у старших дошкольников.

О. Дыбина в работе «Игра - путь к познанию предметного мира» отмечает, чтопланирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия. Кроме того, в часы, отведённые для игр, дидактические игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.

При планировании дидактических игр в воспитательно образовательном процессе необходимо, чтобы новые игры, взятые на занятии, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей приложения умственных усилий.

М.Ю. Иванова в опыте работы «Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста» говорит, что дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность. Если ребенок взял парные картинки или кубики с нарисованными на них частями животного и строит из них домик, вместо того чтобы подбирать пары или складывать из частей целое животное, как указывают правила игры, то такие игры, хотя в них ребенок и использует дидактические пособия, не могут считаться дидактическими и не принесут пользы в обучении и воспитании. В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста, тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.

Т.Н. Суханова в работе «Игра – познание предметного мира» отмечает, что игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Таким образом, изучив опыт работы педагогов по данной проблеме, мы пришли к выводу, в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной сферы личности. Вся деятельность ребёнка подчинена познанию окружающего мира и себя в нём. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие в современном мире - постоянно изменяющемся и развивающемся. Всему этому способствует обучение дошкольников средствами дидактической игры.

3.2. Использование дидактических игр в обучении детей старшего дошкольного возраста (на материале ознакомления с окружающим миром)

Изучив психолого-педагогическую литературу, а также опыт работы педагогов мы пришли к выводу, что представления о предметном мире можно сформировать у детей разными путями, в частности с помощью дидактических игр. Их информационная, эмоциональная и регуляторная насыщенность, как мы полагаем, определяется содержанием и структурными элементами. Традиционным началом дидактических игр является постановка задачи через мотивацию, которую можно рассматривать как специфический способ решения задач. Данная проблема актуальна тем, что дидактическая игра в общей системе методов и приёмов, активизирует умственную деятельность детей. Успешное решение образовательных и воспитательных задач дошкольников в процессе обучения возможно лишь при умелом использовании различных дидактических игр.

Через дидактические игры педагог успешно осуществляет не только задачи умственного воспитания детей, но и формирование таких качеств, как умение доводить начатое дело до конца, подчинять свои действия достижению поставленной цели. Воспитатель использует дидактические игры для того, чтобы закрепить, активизировать и привести в систему знания детей.

Сущность опыта: овладение различными умениями и навыками в области организации дидактических игр, а так же овладение игровыми действиями необходимыми для полноценного умственного личного развития ребёнка. Создание благоприятных условий для полноценного формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Условия возникновения и становления опыта: работая с детьми, мы заметили, что дети не всегда понимают смысл выполняемых ими действий. Не уяснив на занятиях значения совершаемых действий, дети выполняют их механически. Заниженный уровень знаний и представлений детей обусловлен отнюдь не их психолого-физиологическими возможностями, а в значительной мере объясняется несовершенством форм и методов обучения. Для этого, изучив теоретический материал по данной проблеме; провели диагностику умственных способностей у детей; подобрали литературу, игры, упражнения по теме опыта, составили комплекс дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. В нашей работе с дошкольниками большое место занимают дидактические игры. Мы используем их как на занятиях, в режимных моментах, так в самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребёнка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Всё это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.

Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Возникая на основе организационного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме. Вместе с тем в дидактической игре дети овладевают специфическими способами игровой деятельности - игровыми действиями, игровыми отношениями, игровыми ролями, позволяющими самостоятельно реализовывать свои представления об окружающем предметном мире, деятельности и отношениях людей. Игровые ситуации, которые имеются в каждой дидактической игре, служат примером создания воображаемых ситуаций с самими детьми. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить основной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность. Обеспечивает лучшее усвоение программного материала. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрприза, отгадывания.

Руководствуясь общими дидактическими требованиями, мы пришли к выводу: одним из необходимых условий является системность, т.е. нужна система игр с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровым действием и правилами. Отдельно взятые игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата. Благодаря широкому распространению таких средств информации, как телевидение, радио, кино, дети уже в дошкольном возрасте накапливают массу впечатлений, представлений, сведений об окружающей жизни. Они оказывают огромное воздействие на чувства, речь, взаимоотношения и поведение детей. Однако этот объём информации, получаемый в детском саду, дома, в ближайшем окружении, не может быть переработан детьми самостоятельно. Поэтому, чтобы активно влиять на развитие детей, нужно учитывать в своей работе все источники информации и получаемые детьми впечатления. Мы разработали комплекс дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Эта картотека содержит дидактические игры, которые можно разделить на три блока:

  1. Игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных.
  2. Игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление с взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой.
  3. Игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем нас мире.

В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся среде – дети учатся видеть понимать реальные причины зависимости. Например: на занятии по ознакомлению с окружающим миром знакомились с обитателями леса, для закрепления полученных знаний детям предлагается игра «Давайте поселим зверей в наш лес» дети знакомятся со средой обитания различных животных, закрепляют знания о диких животных.

Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме. В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируется представление о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними. В этот блок мы включили следующие дидактические игры: «Моя комната», «Город и село», «Виды труда». Дидактические игры используются нами в определенной последовательности. Их усложнение определяется развитием умений детей - от умения определить способ действия конкретных предметов к умению называть способ их использования и назначение, к способности самостоятельно загадывать о предмете загадку с описанием его функции и назначения. Игры включались в познавательную деятельность детей, «превращались» в элемент развивающей среды. «Угадай, какой предмет загадан», «Знаешь ли ты, для чего нужен предмет?», «Назови предмет». Например, дидактическая игра «Угадай, какой предмет загадан» может проводиться индивидуально с каждым ребенком в двух вариантах. Ее цель – учить детей самостоятельно загадывать загадки о предметах с описанием их признаков. Ребенок должен описать предмет и его характерные особенности, не называя его. Если ребенок затрудняется в составлении загадки, можно предложить остальным детям помочь ему и задать вопросы: «Где можно использовать? Есть ли колесики? Лежит, весит или стоит? Тонет или нет? Больше человека или нет? Где находится: в помещении или на улице? Для чего человек сделал этот предмет?» или предложить подсказку-алгоритм. В игре «знаешь ли ты, для чего нужен предмет» дети выбирают ведущего. Он берет одну из картинок, не показывает ее другим участникам игры, определяет изображенный предмет и называет его функцию. Дети должны назвать предметы, которые выполняют ту же функцию. За каждый правильный ответ ведущий дает фишку. Когда варианты ответов исчерпаны, он предлагает назвать предмет, и объявляет конец игры. Называет имя участника, правильно угадавшего предмет, дает ему две призовые фишки и показывает картинку. Если предмет не угадан, ведущий может давать подсказки, исходя из особенностей предмета (материал, части), в этом случае при отгадывании дается только одна призовая фишка. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Он же становится ведущим.

Нет нужды доказывать, что ребёнок, играя, учится, и что в игре за несколько минут он усвоит столько, что иным способом не выучит и за час. Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными с взрослыми, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Игровые ситуации раскрепощают ребёнка; позволяют ему почувствовать себя личностью, дают ему уверенность в том, что его проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения; развивают в нём наблюдательность ко всему происходящему.

Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьёзные обсуждения. Игры помогают детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Эти факторы очень важны для обучения дошкольников.В процессе работы у детей сформировались следующие целевые ориентиры: стремление к самостоятельности; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками; задавать вопросы поискового характера; контроль собственной деятельность и действия партнера; использование элементов планирования в познавательной деятельности; умение строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в случаях возникновения конфликтов; самостоятельность в применении полученных знаний для решения новых задач; испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности; контролировать отрицательные проявления эмоций, радоваться успехам сверстников.

Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребёнка. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убедились в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Обучение должно быть радостным!

Заключение

Проведя исследовательскую работу, изучив материалы по педагогике и в частности по дидактической игре. Проведя ряд практических занятий с учащимися можно сделать следующие выводы. На мой взгляд, наиболее полно отражает дидактическую сущность и роль самостоя­тельных работ в учебно-воспитательном про­цессе классификация, основанием которой яв­ляются современные трактовки частно-дидак­тических целей, сути познавательных задач и специфики учебно-познавательной деятель­ности. Тип самостоятельных работ те, частно-дидактическая цель кото­рых — формирование у обучаемых умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется, на основе данного им алгоритма дея­тельности и посылок на эту деятельность, со­держащихся в условиях задания (т.е. формирование знаний и деятельности первого уров­ня по В.П. Беспалько). Познавательная дея­тельность обучаемых при этом должна заклю­чаться в узнавании объектов данной области знаний при повторном восприятии информа­ции о них или повторных действий с ними. Познавательная деятельность обучаемых в этом случае заклю­чается в четком воспроизведении или частич­ном реконструировании, преобразовании структуры и содержания усвоенной ранее ин­формации. Это предполагает необходимость анализировать данное описание объекта, раз­личные возможные пути выполнения задания, выбирать наиболее правильные из них или по­следовательно находить логически следую­щие друг за другом способы решения. Для успешного обучения детей необходима системность, нужна система игр с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровым действием и правилами. Отдельно взятые игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата. Для этого мы разработали картотеку дидактических игр для детей старшего возраста по ознакомлению с окружающим. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрприза, отгадывания.Играть, общаясь со своими воспитанниками, вот это драгоценное умение взрослого человека стать как бы на один уровень с ребёнком с лихвой вознаграждается блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к воспитателю. Мы увидели, что проведенная работа дала положительные результаты. По результатам нашей работы можно сказать о целесообразности внедрения комплекса дидактических игр в обучение детей старшего дошкольного возраста ознакомлению с окружающим миром. Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза подтверждена.

Список использованной литературы

  1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова. М. : Просвещение, 1972. 176 с.
  2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева.

М. : Просвещение, 1997.

  1. Афонькина, Ю. Спецкурс «Психолого-педагогические проблемы дидактической игры» / Ю. Афонькина // Дошкольное воспитание. 1998. № 9.
  2. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие /

Т.М. Бабунова. М. : ТЦ Сфера, 2007. 208 с.

  1. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко.

М. : Просвящение, 1989. 176 с.

  1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. 2-е изд. М.: Просвещение, 1983. 192 с.
  2. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. М. : Педагогика, 1996. С.544.
  3. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А.Карабанова, Е.И. Соловьева. М. : Просвещение, 2002. 160 с.
  4. Дыбина, О. Игра - путь к познанию предметного мира / О. Дыбина // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. С.45.
  5. Запорожец, А. В. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. М. : Просвещение, 1978. 246 с.
  6. Зебзеева, В. А. Проектирование образовательной программы детского сада в условиях реализации ФГОС ДО / В. А. Зебзеева. М. : ТЦ «Сфера», 2015. 128с.
  7. Иванова, М. Ю. Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] / М. Ю. Иванова // Социальная сеть работников дошкольного образования. 2015. 26 сентября.
  8. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. 192 с.
  9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. 7-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 416 с.
  10. Ляшко, Т. Игра, творчество, развитие / Т. Ляшко // Дошкольное воспитание. 1998. № 8. 45 с.
  11. Миленко, В. Нужно ли учить детей играть / В. Миленко // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. 119 с.
  12. Михайленко, Н.А., Петрова О. К вопросу о строении игр с правилами / Н.А. Михайленко, О. Петрова // Дошкольное воспитание. 1998. № 1. С. 26.
  13. Поддьяков, Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков. М. : Просвещение, 1986. 298 с.
  14. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) / сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; под ред. М. А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986. 112 с.
  15. Сергеева, Е. Картотека дидактических игр по ознакомлению детей 5–7 лет с окружающим миром. [Электронный ресурс] / Е. Сергеева // МААМ.РУ. Международный образовательный портал. 2015. 3 августа.
  16. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры / А. А. Смоленцева. М. : Просвещение, 1987. 182 с.
  17. Усова, А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. М. : Просвещение, 1972. 445 с.
  18. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение, 2000. 264 с.
  19. Учебное пособие для студентов/Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия,2002.-С.3 [2] Ситаров В.А. :Учебное пособие для студентов/Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия,2002.-С.5 [3] Ситаров В.А. :Учебное пособие для студентов/Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия,2002.-С12 [4] Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 2. Казань, 1998. [5] Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пид-касистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. [6] Герасков М. Основи на дидактиката.-София,1934 [7] История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия/Под ред.М.Н.Колмаковой.-   М.:просвещение,1988.-С.344 [8] Усова   А.    /7.    Роль  игры  в  воспитании детей. — М., 1976. — С. 9—18. [9] Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология.-М.:Гардарики,2003.-С.129-132 [10] Кроль В.М. Психология и педагогика:Учебное пособие.-М.:Высш. школа,2004.-С.262-267 [11] Вайнер М.Э. Коррекция поведения школьников с помощью игры//Начальная школа.-2004.-№1.-С.9-14

Приложение

Приложение 1.

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей 5–7 лет с окружающим миром

Тема: «Жизнь в семенах»

Цель. Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов фасоли, гороха, этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.

Материал: семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.

Правила:

1. Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.

2. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все хорошо и правильно.

Тема: «Чей след»

Цель. Уточнять и закреплять знание детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем саду. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.

Материал: дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине.

Задания.

1. Внимательно рассмотреть картину зимнего леса.

2. Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить.

3. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами).

Правила

1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.

2. Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу.

Тема: «Давайте поселим зверей в наш лес»

Цель. Знакомить детей со средой обитания различных животных. Выяснить, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания (наземная, водная, воздушная).

Материал: дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких животных, карточки с изображением жителей леса.

Задания.

1. Выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему.

2. Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор (почему он может жить в том или ином домике и не может – в других).

Правила.

1. Играть в команде(3 команды по 2 – 3 человека в каждой) .

2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.

Тема: «Наряды матушки – земли»

Цель. Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

Материал: дидактическая картина, разделенная на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета); карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер).

Задания.

1. Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины.

2. Рассказать о причинах выбора.

Правила.

1. В игре могут участвовать от 12 до 16 человек.

2. Правильность выбора той или иной карточки обсуждается только членами команды без привлечения взрослых и посторонних.

3. Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданием.

Тема: «Моя комната»

Цель. Выявить представления каждого ребенка о том, какой должна быть его комната. Выяснить, какие предметы, вещи, игрушки ему нравятся, есть ли интерес к книгам, как ребенок соотносит цветовые гаммы, какое у него настроение. Развивать пространственное мышление.

Материал: листы бумаги различного цвета (пустые комнаты) по одному на каждого ребенка; карточки с изображением мебели различных цветовых оттенков, игрушек, занавесок (темных и светлых тонов); карточки, изображающие комнатные растения, домашних животных, книги, компьютер.

Задания.

1. Обустроить свою комнату.

2. Выбрать карточки с предметами, которые нравятся.

3. Самостоятельно все расставить.

4. Рассказать о своем выборе.

Правила.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. Работать самостоятельно.

3. При выборе карточек руководствоваться своим мнением.

4. Выигрывает тот, кто быстрее остальных справится с заданием и сможет четко объяснить свои действия.

Тема: «Город и село»

Цель. Выявлять знания детей о людях, живущих в городах и селах, о видах их деятельности. Выяснить, с чем связаны отличия. Формировать умение логически мыслить, обобщать уже известные сведения об окружающем мире. Воспитывать уважение к людям труда.

Материал: карточки с изображением различных объектов города и села (лес, поле, ферма, кинотеатр, стадион, завод, городские и сельские дома, людей разных профессий (комбайнер, птичница, доярки, рабочий, врач).

Задание. Одна команда должна составить картину города, другая – картину села.

Правила.

1. Играют по командам (2 команды по 3 – 4 человека в каждой) .

2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.

Тема: «Поступи правильно»

Цель. Формировать у ребенка представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.

Материал: стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, - примеры как положительного, так и отрицательного поведения детей, зеленые и красные круги.

Задания.

1. Внимательно рассмотреть полученную карточку, дать оценку поступкам героев.

2. Отложить карточки, изображающие положительные поступки в одну сторону, отрицательные – в другую.

Правила.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает похвальный приз – солнышко.

3. Ребенок или команда, набравшие большое количество солнышек, считаются победителями.

Тема: «Виды труда»

Цель. Дать представление о физическом и умственном труде людей в нашей стране. Выявлять знания детей о деятельности людей умственного и физического труда, выяснить значимость каждого из видов труда. Развивать интерес к трудовой деятельности людей. Прививать уважение к людям труда.

Материал: большая карта, разделенная на две части; на одной изображен человек за столом, на другой – человек с молотком, карточки с изображением учителя с детьми, врача в медицинском кабинете, инженера с чертежами, астронома с телескопом, рабочего на заводе, водителя автобуса, строителя на стройке.

Задания.

1. Выбрать карточки с изображением людей физического (для одной команды) и умственного (для другой команды) труда.

2. Рассказать о выбранных профессиях.

Правила.

1. Детям нужно разделиться на 2 команды по 3 – 4 человека.

2. В игре принимает каждый член команды.

3. Команда, чьи члены быстро и правильно справились с заданием, объявляется победителем.

Тема: «Светофор»

Цель. Выявлять и расширять представления детей о назначении улицы. Закреплять знания о правилах дорожного движения: поведения на городских улицах, перехода через проезжую часть на сигналы светофора (красный – стоять, желтый - приготовиться, зеленый – идти). Формировать умения идентифицировать себя с пешеходами, водителями за рулем автомобилей, блюстителями правопорядка, то есть разыгрывать повседневную жизнь города.

Материал: макеты светофоров, домов, зеленых насаждений, модели машин (или игрушечные машины, фигуры пешеходов, водителей.

Задания.

1. Выбрать для себя фигурку, то есть рояль, которую ребенок будет разыгрывать.

2. Играть, разбирая дорожные ситуации и соблюдая правила дорожного движения (подчиняться при переходе улицы переключениям светофора).

Правила.

1. Количество участников 5 – 6 человек.

2. Дети, безукоризненно выполнявшие правила дорожного движения объявляются лучшими пешеходами, водителями.

Тема: «Снежинки»

Цель. Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.

Материал: дидактическая картина зимнего леса (снег только на деревьях и кустарниках); карандаши, бумага, ножницы – на каждого ребенка.

Правила.

1. Количество играющих не должно превышать 5 – 6 человек.

2. Активно участвовать в обсуждении проблемы.

3. Знать правила работы с ножницами и клеем.

4. Работать совместно в коллективе.

5. Побеждают те дети, которые справились с заданием и успели помочь другим.

Тема: «Гнездовья птиц»

Цель. Познакомить детей с разнообразием видов гнездовий птиц. Закреплять знания детей о строительных материалах, используемых птицами при строительстве гнезд, процессе строительства птицами гнезд, природных приспособлениях птиц – строителей. Развивать умение соотносить размер гнезда с величиной птиц, типы природных материалов с птицей – строителем, особенностями образа жизни птиц в зависимости от места, где она вьет гнездо.

Материал: два полотна с гнездами птиц, карточки с изображением птиц – строителей этих гнезд, наборы строительных материалов для различного типа гнезд.

Задание. Рассадить птиц по гнездам согласно их предпочтениям (у воды, высоко над землей).

Правила.

1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.

2. При выборе птиц следует аккуратно относиться к наглядному материалу (карточкам и наборам).

3. При соотнесении птицы и ее гнезда, предполагаемого строительного материала надо руководствоваться своими знаниями.

4. Выигрывает тот, кто сможет сам, без посторонней помощи рассказать о своем выборе, своих умозаключениях.

Тема: «Собери растение»

Цель. Закреплять знание детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.

Материал: большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т. д.) и прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод).

Задание.

1. Вспомнить, каково строение растения.

2. Выбрать из предложенного материала то, что может являться частью растения.

3. Собирать из частей целое растение, назвать его и посадить на лужайку.

Правила.

1. Количество играющих от 4 до 6 человек.

2. Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал свое растение и посадил его на лужайку.

Тема: «Садовник и цветы»

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах)

Ход игры:

Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «Я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

Содержание этой игры можно легко изменить: «Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери».

Тема: «Путешествие по карте леса»

Цель. В игровой форме выявить знание детей о жителях леса, жилищах диких животных, их образе жизни, питании. Формировать умение детей соотносить внешний вид животного со средой обитания, своеобразием постройки его домика. Формировать умение составлять связный рассказ о жильце, в дом которого попали дети т.д.

Материал: большая картина, изображающая лес с домиками лесных зверей и птиц. По карте леса идет дорожка из кружочков, от некоторых кружочков отходят красные стрелочки, соединяющие их с домиками лесных жителей, от домиков отходят две стрелочки (зеленая и синяя).

Задание. Пройти по кружочкам до финиша, назвав домики животных и их хозяев.

Правила.

1. Количество играющих 4 – 6 человек.

2. Играть по очереди.

3. Количество точек, выпавшее на брошенном кубике, указывает на количество шагов – кружочков по карте леса.

4. При попадании в кружок, от которого отходит красная стрелка, следует двигаться по ней в домик к лесному жителю. При этом ребенок должен сказать, как называется жилище, рассказать о хозяине.

5. Тот, кто все правильно рассказал. Имеет право двигаться вперед по зеленой стрелке. Тот, кто ответил неправильно, двигается по синей стрелке назад и ждет помощи от других игроков.

6. Другие игроки, попадая к нему, пытаются помочь правильными ответами, которые позволят ему продвигаться дальше.

7. Выигрывает тот, кто первым дойдет до финиша, правильно рассказав о встреченных домиках лесных жителей.