Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Бренд как конкурентное преимущество компании на примере Фестиваля «Кремль

Содержание:

Введение

В настоящее время российских брендов существует незначительное количество. На отечественных рынках товаров и продуктов массового потребления процветают бренды зарубежных фирм, которые достаточно активно проникли на наш рынок. Руководители российских компаний отдают должное возможностям брендов, при этом опасаясь, как прихода крупных западных компаний, так и поглощения ими отечественных марок. Эти опасения имеют основания в связи с тем, что прогнозирование и планирование на предприятиях, как и представления об экономической конъюнктуре и тенденциях изменений на уровне макро- и микроэкономики не всегда соответствуют реальной ситуации и требованиям современных технологий.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что отсутствием сильных российских брендов порождается необходимость тщательно изучать и развивать теоретические основы технологии брендинга, разрабатывать соответствующие организационно-механические механизмы и способы их практической реализации в условиях соответствующих фирм-производителей и организаций, которые составляют инфраструктуру бизнеса.

Цель курсовой работы − обосновать важность перспективной на сегодняшний день технологии брендинга как неотъемлемой части рекламной кампании фирмы.

Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть историю появления понятия «брендинг»;
  • раскрыть механизм создания новых брендов (последовательность действий);
  • представить экономическую сущность брендинга;
  • рассмотреть организацию брендинга на примере социально-культурной сферы;
  • проанализировать принципы формирования конкурентоспособной торговой марки в социально-культурной сфере.

Объектом курсовой работы выступает технология брендинга на мировом рынке так называемых брендов или торговых марок, в частности на российском рынке товаров и услуг.

Предметом курсовой работы выступает брендинг и маркетинговая политика в социально-культурной сфере.

Методы исследования: теоретический анализ социально-культурной, социально-педагогической литературы, законодательных документов; анализ и обобщение содержания деятельности учреждений социально-культурной сферы.

Теоретической основой курсовой работы послужили фундаментальные труды Ф Котлера, Бойетт Д., Фатхутдинов Р. А. Данная тематика широко освещена в периодических изданиях. Изучением основных подходов к понятию «бренд» занимались многие авторы, в частности, Охотная М.А. и Романова И.М. в своей статье «Подходы к определению понятия «бренд»» описывают историю происхождения данной категории. Особенности управления брендом описаны Степанычевой Е.В. в статье «Управление брендом как бизнес-процесс». При написании курсовой работы изучены также статьи таких авторов как Дорошенко Ю.А., Филипчук Е.А., Казначеева С.Н., Челнокова Е.А. и др.

В курсовой работе рассмотрим, каким обра­зом бренд организации культуры можно направить на решение конкретных задач, поставленных устроителями ее мероприятий, и сделать его успешным для организации в целом.

В качестве примера изучим цели формирования продукта и торговой марки Международного фестиваля «Кремль Музы­кальный», методы усиления его присутствия на рынке и особен­ности брендинга.

1. Теоретические аспекты использования брендинга в маркетинговых технологиях

1.1.Основные подходы к понятию «бренд»

Экономическая сущность бренда эволюционировала с течением времени. Процесс развития понятия «бренд» можно разделить на три этапа: стихийного ис­пользования бренда (до 1870 г.); правового использования бренда (с 1870 г. до конца XX в.); экономического использования бренда (с конца XX в.) [7, с. 17].

Каждый этап привносил новый кон­текст в эволюционирующую сущность бренда:

  • на первом этапе бренд выполнял, в ос­новном, функции отличия товара одного производителя от товара другого (контроль качества и его гарантия), помощи покупа­телю в выборе товара, формирования ло­яльности покупателей и лишь отчасти - получения стоимостной премии;
  • на втором этапе добавляется функция правовой защиты;
  • третий этап (проходящий в условиях глобализации) характеризуется превраще­нием бренда в частный случай монополии в определенном сегменте рынка [7, с. 18].

Каждый бренд проходит определен­ный жизненный цикл, включающий в себя период от его замысла до завершения ис­пользования. От длительности жизни бренда зависит и количество приносимой его владельцу прибыли. Тем не менее, предпочтения потребителей подвержены изменениям, в результате чего востребо­ванный и желанный когда-то бренд стано­вится обычной торговой маркой.

Брендинг представляет собой современную, в настоящее вре­мя достаточно популярную технологию связей с общественностью [3, с. 13]. Эта технология за счёт информационной составляющей повы­шает нематериальные активы торговой мар­ки, увеличивая её добавленную стоимость, имеет при этом эмоциональную со­ставляющую. Технология брендинга предъявляет высокие требования к креативному потенциалу, потому что ди­намично развивается и не может быть кон­сервативной. Брендинг успешно применяется в различных сферах, в том числе и в сфере культуры и искусства в развитых стра­нах. А в последнее время брендинг актуализировался и в России [4, с. 14].

Очевиден тот факт, что спрос на брендинг как эффектив­ную управленческую технологию, которая включает стратегический и тактический аспекты, востребован во всех сферах российского бизнеса. Чрезвычайно актуален брендинг для креативных направлений социо­культурной деятельности, к которым относят искусство и творческие индустрии.

Практическое освоение новых креативных технологий управления, к которым справед­ливо относят брендинг, − это продуктивная идея для российского производителя художественных продуктов и исполнительских услуг. Представители искусства и творческих индустрий осознали, что результаты их креативной деятельности не могут продвигаться спонтанно на художественный рынок России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Чтобы завоевать собственный сегмент рынка как внутри страны, так и за рубежом − необходимо провести трудоёмкую, кропотливую и полифункциональную работу.

Ряд авторов отмечают, что маркетинг представляет собой деятельность по изучению рынка, разработке, распределению и продвижению товаров и услуг для осуществления сделок купли-продажи, с по­мощью которых наилучшим способом достигаются цели органи­зации и удовлетворяются потребности покупателей [2, с. 31]. Главная идея маркетинга состоит в том, что лучший способ получить прибыль и обеспечить рост производства и продаж − удовлетворить потребности покупателей.

Пару десятилетий назад Россия была достаточно далека от этих проблем, однако в настоящее время в разных сферах стремительно, с разной степенью успеш­ности, осваиваются рыночные отношения и механизмы. Но в области культуры и искусства, особенно в элитарных формах творчества, к которым относят драматический театр, оперу, балет, симфо­ническую музыку, данный процесс в силу ряда объективных и субъ­ективных причин несколько замедлен. Связано это с тем, что отсутствует пони­мание важности профессионально выстроенной маркетинговой политики, а в некоторых случаях неумение эту политику сформировать. Профессионально разработанная маркетинговая политика влияет на устойчивость положения того или иного театра или оркестра, ансамбля или хора, танцевального коллектива, фестиваля, конкурса или художественного проекта на рынке [6, с. 12].

Сейчас практически уходит в историю период, когда руково­дители творческих организаций недопонимали необходимость маркетинговых исследований, а, соответственно, и наличие в уп­равленческой структуре соответствующего подразделения и его кадрового обеспечения. Но уроки рынка в России не всегда осоз­наются и берутся на вооружение; признание роли маркетинга в культуре, к сожалению, еще не является правилом.

Маркетинговые коммуникации представляют собой совокупность различных методов и способов изучения целевых аудиторий и воздействия на них с помощью разнообразных средств [3, с. 71].

Брендинг − одна из составляющих элементов мар­кетинговых коммуникаций [7, с. 16]. Брендинг является инструментом завое­вания, удержания и последовательного расширения целевой аудитории. Не факт, что любой товар или торговая марка может стать брендом. Одного желания производителя здесь недостаточно. Огромное значение имеет позиция потребителя, его эмоционально-психологическое отношение к товару или торго­вой марке. Бренд интегрирует в себе несколько составляющих элементов.

Конечно, бренд не может актуализироваться без наличия не­коего продукта − товара/услуги. В нашем случае исполнительской услуги. Причем услуги совершенно особого рода − удовлетворяю­щей духовную потребность человека в получении художественно­-эстетического удовольствия от созерцания или/и прослушивания высокого произведения искусства. Любой товар, включая и худо­жественный, производится с единственной целью: быть реализо­ванным на рынке. Художник-профессионал зарабатывает себе на жизнь реализацией результатов своего труда. За вложенный труд он должен получить вознаграждение, а в условиях рынка в идеаль­ном варианте и прибыль.

Производителю товара для его создания необходимы как ми­нимум три элемента:

  • ресурсы;
  • капитал;
  • труд [6, с. 42].

Итак, товар произведен. Обязательным условием является то, что товар должен быть качественным по своим потребительским характеристикам. Но от простого товара даже с высокими потре­бительскими свойствами до бренда дистанция огромного размера. На пути превращения товара в бренд есть ряд ступеней, одной из которых принято считать превращение товара сначала в торговую марку, причем узнаваемую, завоевавшую популярность в среде потребителей. А затем уже превращение её в бренд [6, с. 44].

Понятия торговой марки и бренда в современной теорети­ческой литературе не однозначны. Термин «торговая марка» или в английском варианте «trade mark» − это марка ремесленника или фабричная марка [12, с. 31]. Словом «trade» в английском языке обозна­чается − ремесло, профессия, торговля, а словом «mark» − знак, метка, штамп, фабричное клеймо. Иначе говоря, между товарным знаком и торговой маркой можно поставить знак равенства, но знак этот будет относительный, так как в одном случае речь идет о знаке производителя, а в другом − о знаке реализатора-посредника в лице продавца. В настоящее время термины «товарный знак» и «торговая марка» применяются в зависимости от обстоя­тельств и зачастую не разграничиваются. Важно еще отметить, что торговую марку принято интерпретировать как юридически закрепленное имя производителя.

Обратимся теперь к переводу слова бренд и его этимологии. Brand − слово, заимствованное из английского языка, в переводе означает: раскаленное железо, выжженное клеймо, фабричное клеймо, фабричная марка, а также клеймить, ставить печать, отпе­чатываться в памяти, оставлять неизгладимое впечатление [7, с. 17].

Предложенное Американской марке­тинговой ассоциацией определение поня­тия «бренд» характеризуется как базовое: «Бренд - слово, выражение, знак, символ или дизайнерское решение, или их комби­нация в целях обозначения товаров и услуг конкретного продавца или группы продав­цов для отличия их от конкурентов» [14, с. 175].

В трактовке Филиппа Котлера термин «бренд» определяется как «любое имя, на­звание, торговый знак, несущие с собой оп­ределенный смысл и ассоциации» [10, с. 28].

По утверждению М. Симоса и С. Дибба, «бренд воплощает в себе целый набор физических и социально­психологических качеств и убеждений». Эти нематериальные аспекты бренда мож­но описать как совокупность чувств и представлений о качестве, образе жизни и социальном статусе потребителей продук­ции данного предприятия. В глазах и соз­нании потребителей бренд создает ощуще­ние того, что не существует никакого дру­гого товара или услуги на рынке, которая сравнима с ней [7, с. 16].

По мнению Л. Де Чарнатони и К. Райли, для определения сущности брен­да его необходимо рассматривать как юри­дически закрепленный инструмент:

  • создания уникального корпоративно­го стиля;
  • борьбы с конкурентами и повышения конкурентоспособности предприятия;
  • построения отношений с потребите­лями;
  • создания дополнительной ценности продукции предприятия;
  • развития предприятия [7, с. 16].

В.Н. Домнин трактует бренд как при­влекательную и предпочтительную торго­вую марку, которая занимает устойчивую позицию и обладает широкой известно­стью на рынке, выделяя преимущества бренда для потребителя, которые заклю­чаются в упрощении обработки информа­ции о рынке, усилении уверенности при принятии решения о покупке, повышении удовлетворенности от приобретения и ис­пользования продукции и преимущества бренда для промышленного предприятия, повышении эффективности маркетинга, обеспечении приверженности бренду, формировании конкурентных преиму­ществ, налаживании коммуникации с ди­стрибьюторами [4, с. 51].

По Стюарту Крейнеру и Дезу Дирлаву, «бренд обладает не только физическим телом, но и вполне определенными психо­логическими свойствами. Иначе говоря, бренд сегодня − это не просто носитель информации для разума. Он взывает и к душе. Бренд − это своего рода обещание и, в конечном счете, Вам придется его выполнить. Продукт − это подтверждение то­го обещания, которое содержит в себе бренд» [11, с. 90].

Таким образом, анализируя пред­ставленные определения, можно констати­ровать, что бренды − важные нематериаль­ные активы, существенно влияющие на деятельность промышленных предпри­ятий, позволяющие развивать глубокие, содержательные отношения с клиентами, в результате чего происходит увеличение числа продаж, снижение чувствительности клиентов к ценам и наблюдаются более низкие расходы на маркетинг.

Исходя из множества указанных подходов в современном научном сообществе склонны рассматривать брендинг, то есть процесс создания бренда, как управление ожиданиями потребителя и обещаниями производителя.

Особенностью бренда является то, что его важной состав­ляющей считается возникновение образа-представления и об­раза-восприятия [12, с. 31]. Образ − это идеальный феномен. Принято определять его как субъективное отражение явлений и пред­метов внешнего мира (в нашем случае товара с рядом разно­образных аллюзий) в сознании потребителя. Атрибутивными свойствами бренда и вызываемых им образов принято считать субъективность, нематериальность, существование во времени, изоморфность. Бренд, как и образ в руки не возьмешь, он нечто эфемерное, иллюзорное, виртуальное. Именно это в какой-то степени и роднит бренд с искусством. С той лишь разницей, что в искусстве существует не просто образ-представление и образ-восприятие, а целостный художественный образ. Итак, на ос­нове какого-либо товара/услуги некий образ создан. Теперь его необходимо транслировать потребителю, вызвать у него совер­шенно запрограммированную эмоционально-психологическую положительную реакцию и подвести его к решению совершить покупку.

Важно подчеркнуть, что для профессионального брендинга коммуникационный менеджмент играет практически определя­ющую роль. И в результате станет совершенно понятно − поче­му для того, чтобы стать популярным и востребованным, товар должен быть встроен в коммуникации. Сегодня на рынке, в том числе и художественном, достаточно много однородных предло­жений по качеству, имиджево-репутационным характеристикам, уровню востребованности целевыми аудиториями. В этом случае очень важно точно спозиционировать эти исполнительские пред­ложения, чтобы работать именно со своей целевой аудиторией. Проблема сбыта товара или услуги будет зависеть от того, как производитель будет продвигать их на рынок, с помощью каких средств и технологий, насколько правильно он найдет свою нишу, как быстро сформирует бренд. Устойчивый бренд − залог успеха и стабильности в бизнесе [12, с. 32].

При грамотном и профессиональном подходе к делу, данный товар или услуга будет обрастать информационным шлейфом, искусственно и естественно встраиваться в коммуникационный поток. Искусственно − значит по специально разработанному алгоритму, с финансовыми затратами заинтересованных лиц. Естественно − когда репутация производителя и качество товара настолько высоки и стали широко известны, что тогда говорят не просто о репутации, а о «good name» [13, с. 71].

Став брендом, получив информационную и мифологичес­кую составляющую, товары не могут почить на лаврах, и его производитель тоже. Именно теперь запускается очень важный этап − этап поддержания бренда или его обслуживание [12, с. 34]. Бренд как капризное создание требует постоянного внимания и профессио­нальной поддержки в коммуникационной среде для дальнейшей символизации и мифологизации его образа или образов.

Итак, бренд не создается в одночасье. Брендинг − это всегда время. Брендинг − это сложный путь, а не столбовая дорога, это кросс по пересеченной местности, полоса с непростыми препятс­твиями. Теория и практика брендинга в своем арсенале имеет технологии реанимации ранее существовавших, но по каким-то причинам угасших брендов или требующих обновления сущест­вующих брендов (то, что принято называть ребрендирование). Важно понимать, что процветание бренда зависит от многих фак­торов: от качества товара, от спроса на него, поддержания обще­ственного внимания.

1.2. Особенности управления брендом

Ряд российских специалистов, при выделении ориентации на потребителя, как перспективной стратегии развития компа­нии, делают акцент на том, что управление брендом в новых условиях становится цен­тром стратегического управления компа­нии. Организационно это может быть вы­ражено в том, что менеджеры высшего звена делают строительство бренда частью стратегических планов предприятия. В данной ситуации, бренд понимается как определенный способ коммуникации, ус­тановления доверительных взаимоотноше­ний с потребителем [18, с. 14]. Схема такой моде­ли управления представлена на рис. 1.

Брендинг следует рассматривать как процесс, в результате которого создаётся образ продвигаемого продукта [17, с. 144]. Но, при этом, объектами брендинга могут высту­пать не только товары или услуги. В со­временном мире ими становятся идеи, впе­чатления, имидж, здоровье, красота и т.п. Но, так как ничто не остаётся неизменным, то и бренды вынуждены приспосабливать­ся к изменяющимся условиям.

Рис. 1. Модель управления брендом в качестве связующего звена между потребителем и главны­ми составляющими деловой функции компании [7, с. 18]

С момента возникновения компании, используя бренд, выделяют свою продук­цию, и успех ее продвижения на рынок за­висит от эффективности бренда:

  • доля бренда на рынке составляет 40 %, то есть бренд получает на инвестированный капитал прибыли в три раза больше, чем тот бренд, чья доля на рынке составляет 10 %;
  • сильный бренд, занимающий свою нишу на маленьком рынке, получает доход вы­ше, чем сильный бренд на большом рынке, так как на большом рынке конкуренция и розничные продавцы могут свести к мини­муму преимущества сильного бренда;
  • бренд обладает высшим качеством;
  • компания уделяет большое внимание дифференциации бренда, а не стоимости и цене [5, с. 89].

Бренд помогает компании решить следующие задачи при продвижении това­ра на рынок:

  • идентифицировать (узнать) товар при упоминании;
  • отличиться от конкурентов, т.е. вы­делить товар из общей массы;
  • создать в сознании потребителей привлекательный образ, вызывающий до­верие;
  • сосредоточить положительные эмо­ции, связанные с товаром;
  • принять решение о покупке и полу­чить удовлетворение от принятого реше­ния;
  • сформировать группу постоянных покупателей, ассоциирующих с брендом свой образ жизни (приверженцы бренда) [10, с. 32].

Бренд стоит первым в списке немате­риальных активов, является фундамен­тальной частью компании, которая понятна как сотрудникам, так и покупателям, позволяет установить взаимосвязь между компанией и целевой аудиторией [15, с. 82].

В планах своего развития любая компания ориентирована на долгосрочный период. В качестве целевой аудитории она должна рассматривать подрастающее по­коление.

Новое подрастающее поколение Z переворачивает традиционные представле­ния о том, как необходимо управлять и продавать. Надо найти новые подходы к молодёжи. И сделать это нужно как можно быстрее.

Теоретики выявили, что каждые 20 лет появляется новое поколение со своими ценностями и запросами. Молодежь в раз­ных странах отличается друг от друга из-за культурных и экономических особенно­стей, поэтому компании при выходе на рынок той или иной страны должны учесть эти особенности.

Российский бизнес по большому сче­ту интересуют три поколения - беби-бумеры, «иксы» и «игреки». Они являются сегодня основными работниками и потре­бителями товаров и услуг. К беби-бумерам и «иксам» бизнесмены приспособились, а вот «игрек» часто вызывает недоумение. Кроме того, подрастает поколение Z, к его выходу на рынок стоит готовиться уже сейчас.

Из-за демографической ямы, имев­шей место в России в 90-х годах ХХ века, наблюдается дефицит поколения «игрек». По данным Росстата, на 1 января 2014 года молодежи до 29 лет в стране насчитыва­лось около 31 млн человек. И именно из-за «игреков» конкурируют и работодатели, и производители. Представители поколения «Игрек» живут сегодняшним днем и не строят планы надолго. Им нужно все и же­лательно сразу: мир меняется слишком бы­стро. Маркетологам, которые хотят рабо­тать с молодежью, полезно знать, что и как они потребляют. Не обязательно изобре­тать новые продукты и сервисы - можно обойтись «переупаковкой» имеющихся, в соответствии с ценностями поколения» [20, с. 44].

Но с «игреками» можно выстраивать отношения, так как это поколение активно поддерживает продукты и «сервисы», с ко­торыми они хорошо знакомы.

Что касается поколения «Z», то здесь нет четкой определенности. Именно это поколение может взорвать мозг предпри­нимателя. Это поколение более многочис­ленное, и оно будет больше конкурировать за лидерство и карьеру, чем предыдущее поколение. По мнению экспертов, поколе­нию «Z» будут нравиться такие ценности, как соревнование и успех, они будут ува­жать социально-ответственные бренды, способствующие улучшению жизни. Ско­рее всего, вербальные маркетинговые ком­муникации уступят место визуальным, т.к. эти дети привыкли с детства к визуальной информации.

Компании Apple, Adidas и Amerika достигли немалого мастерства в осуществ­лении связи покупателей с их брендами. Эти корпорации устанавливают нечто вро­де эмоциональных импульсов, которые ук­репляют доверие потребителей. Те, кто уже купил их продукт, с удовольствием обсуждают его с друзьями и рекомендуют близким, - и именно на рекомендации зна­комых ориентируется при совершении по­купки 91 % молодежи, согласно исследо­ванию издания PRNewser [16, с. 68].

Человеческое поведение, по данным психолога Роберта Платчика, строится на восьми базовых эмоциях: радость, доверие, страх, удивление, грусть, ожидание, гнев и отвращение. Именно на основе этих вось­ми чувств постепенно формируется отно­шение потребителя к продукту. Вопрос в том, к каким эмоциям стоит аппелировать маркетологу и как ему ими управлять. Выделяют следующую связь между чувствами и поведением человека [21, с. 132]:

  • Таинственность - возбуждает любопыт­ство; полезна в рекламе и в заголовках рекламных писем.
  • Желание и страсть - привлекает внима­ние потенциального клиента; стоит ориен­тироваться на эти чувства при создании сайтов и лукбуков.
  • Страх - провоцирует у человека ощуще­ние неполноты; побуждает купить то, чего, как ему кажется, не хватает.
  • Удивление и радость - вызывает желание поделиться и рассказать знакомым.

Конкурентоспособность бренда зави­сит напрямую от его репутации. В совре­менной экономической ситуации необхо­димо постоянно заботиться о репутации бренда. Существует семь ключевых зон, заслуживающих внимания [19, с. 223]:

  • управление поиском - когда пользователи вбивают название вашей компании в поис­ке, то ваш сайт должен быть первым, что они увидят. Ваша задача - быть в числе лидеров первой страницы поисковых за­просов;
  • мониторинг брендов - независимо от масштабов вашего бизнеса, люди будут го­ворить о вашем бренде в режиме on-line. Важно, чтобы вы знали, что они говорят;
  • PR в социальных медиа - социальные ме­диа представляют идеальную площадку для формирования репутации. Следите за своевременной активностью в ваших сетях и старайтесь создавать репутацию согласно тому, что вы говорите;
  • обзоры и рекомендации - вы должны быть готовы быстро решать любые про­блемы, а негативные отзывы могут помочь высветить слабые места;
  • обслуживание клиентов, культура - управление репутацией бренда - термин, значение которого желательно понимать всем в компании. Хорошо, если любой удачный пример взаимодействия с пользо­вателем или поставщиком транслируется внутри компании;
  • управление негативной информацией - негатив может возникнуть в разных фор­мах - начиная с разъяренного пользовате­ля, который публикует отзывы онлайн, и заканчивая разоблачительной статьей в СМИ. Если негативные комментарии по­являются в режиме on-line, убедитесь, что их увидели и отреагировали своевременно. Если претензия как-то особенно выражена, то можно предоставить скидку или вы­слать подарок с извинительной запиской;
  • адвокаты бренда - присылайте вашим лучшим клиентам подарки, приглашайте их на VIP-мероприятия, попросите их дать отзыв о компании. Выигрышно, если они будут говорить об этом онлайн, тем самым создавая очень благоприятное мнение о бренде.

Основной причиной, позволяющей компании так долго оставаться на вершине успеха, является доверие со стороны поку­пателей: только доверие способно сделать бренд успешным, а для того, чтобы вызы­вать доверие у своих потребителей, необхо­димо применять следующие приемы [7, с. 199]:

  • Располагать к общению: бесплатный беспроводной интернет, музыкальное со­провождение, большие столы, отдельные комнаты располагают клиентов к непри­нужденному общению. Идите в любой Starbucks: бизнес идет, люди общаются. Там все пронизано духом сплочённости, открытий, вдохновения и творчества.
  • Подбадривать потребителя: при вы­страивании своей маркетинговой стратегии постарайтесь внушить потребителям уве­ренность в собственных силах - тем са­мым заставляя верить и в себя, и в бренд.
  • Быть позитивным и современным: потребители ждут появления более техно­логичного, красивого продукта. Кроме то­го, клиенты будут наслаждаться самим процессом совершения покупки высоко­технологического изделия.
  • Понимать: внимательное и уважи­тельное отношение к личностным особен­ностям каждого клиента является надёж­ной основой для развития позитивного от­ношения к бренду и может выступить ре­шающим фактором для развития любого бизнеса.
  • Практиковать персональный подход: потребители будут обращаться в одну и ту же компанию, в случае удовлетворения своей потребности в практически любом товаре, понадобившемся им.
  • Продавать счастье: компания может сфокусироваться на счастье - долговечном надежном счастье. Как считают специали­сты, для потребителя представляется немаловажным, если компания отдаёт дань уважения тем, кто стоял у её истоков.
  • Быть последовательным: необходимо придерживаться последовательной страте­гии развития производства, заботиться о благополучии сотрудников и клиентов.
  • Быть искренним и дружелюбным. Достаточно иметь только один вид самоле­та; не взимать плату за некоторые услуги; иметь дружелюбных сотрудников.
  • Любить своих клиентов. О правиль­ности выбранного курса можно говорить, если о компании распространяются мифи­ческие истории, звучат рассказы об удиви­тельном обслуживании клиентов.

Таким образом, бренд − это уникаль­ный образ, который существует в сознании потребителей [7, с. 16]. Он воспринимается как од­но целое: название, стиль рекламы, цена, упаковка. Будучи интегрированным в со­временный социокультурный контекст, брендинг способен оперативно отражать все происходящие изменения как в эконо­мической, так и в социальной сфере.

Таким образом, бренд - это, в первую очередь, в сознании людей ассоциации с тем или иным продуктом, услугой, челове­ком, местом; набор ощущений, эмоций, впечатлений, переживаний, связанных с ним. По большому счету, бренды созданы для того, чтобы упростить жизнь потреби­теля. Бренд своим слоганом или логотипом сообщает всю информацию потребителю, на основании которой он принимает реше­ние - нужно приобретать изделие или нет.

2. Практические основы разработки бренда на примере социально-культурной сферы

2.1. Бренд в сфере искусства и культуры

Сегодня, анализируя современный художественный рынок с интересующей нас точки зрения, следует отметить, что мы в пра­ве говорить не только о нескольких типах российских художест­венных учреждений и коллективов в аспекте брендинга, но и о его специфике. В самых общих чертах можно выделить четыре типа брендов, актуализирующихся в сфере искусства [13, с. 71]:

  1. имеющие славную историю и мировую известность, но нуждающиеся в необрендировании;
  2. просуществовавшие десятки лет, но требующие коренной модернизации в современных условиях;
  3. созданные и завоевавшие известность в период рыночных реформ, имеющие сложившуюся репутацию, но требующие под­держки;
  4. только созданные и находящиеся в начале пути, созидаю­щие свою исполнительскую услугу с нулевого цикла [8, с. 24].

В плане специфики следует заметить, что художественные бренды очень часто формируются и поддерживаются именем собственным, уникальным талантом конкретного человека − режиссера, дирижера, балетмейстера, либо снискавшей себе славу художественной традицией. Неслучайно театр, оркестр, ан­самбль ассоциируется или отождествляется в некоторых случаях с именем Мастера. Например, в драматическом театре − с име­нами К. Станиславского или В.Мейерхольда, Е.Вахтангова или А. Таирова, П.Брука или П.Штайна, Г.Товстоногова или А.Эфроса, в симфонической музыке и музыкальном театре − с имена­ми Е.Мравинского, Г.Караяна, Е.Светланова, Ю. Темирканова, А.Гергиева, в балете − с Дж.Баланчиным, Ю.Григоровичем, Н.Эйфманом.

Художественная традиция часто возникает там и тогда, где успешно развивается художественная школа, как это произошло с театральными школами Малого театра, МХТа, театра им. Вах­тангова.

В современном искусстве России существует ряд известных художественных брендов. Исполнительские услуги, которые они предлагают, пользуются заслуженным уважением и спросом пуб­лики. К ним следует отнести:

  • Государственный академический Большой театр (ГАБТ);
  • Малый театр;
  • Мариинский театр;
  • Московский художественный театр имени А.П. Чехова (МХТ);
  • Малый драматический театр;
  • Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского (БСО)
  • Государственный академический симфонический оркестр (ГАСО).

Этот ряд, безусловно, может быть продолжен.

Известно, что в Великобритании весьма прогрессивная куль­турная политика, которая поддерживает ряд программ, способ­ствующих более интенсивному развитию сферы культуры и искус­ства [6, с. 211]. Если 10-15 лет назад специалисты из Великобритании отме­чали, что культура и искусство еще не стали реальным сектором национальной экономики, то сегодня эта идея воплощена в дей­ствительность и приносит свои ощутимые плоды. В стране в связи с этим разрабатываются и реализуются различные программы содействия культуре. В частности, есть программа «Сделай свой талант рабочим местом». Перевод не очень удачен, но суть про­граммы передана точно. Она предполагает обучение талантливого человека началам предпринимательства, рекламы, технологиям продвижения. Эта программа поддерживается государством, тер­риториально направлена на провинцию. Англичане считают, что такое обучение даст больше возможностей молодым и талантли­вым. Они надеются, что она будет способствовать созданию новых рабочих мест и развитию культурной среды.

У нас, к сожалению, подобные проекты еще не практикуются. Обстоятельства нашей жизни рано или поздно заставят задумать­ся о подобных вещах. Об этом надо думать, принимать решения и активно действовать.

Технологии брендинга за рубежом основательно разработаны и активно применяются, в России же в этой области делаются только первые шаги. Если крупный бизнес более оперативен в данных вопросах, то сфера культуры и искусства, проигрывает по многим параметрам. Искусство в России, вплотную прибли­зившись к реалиям рынка, должно преодолеть сложный период вхождения в него и адаптации к нему, минимизировать потери, используя опыт развитых стран. В России существует немало ню­ансов, которые должны быть осмыслены отечественными теоретиками и практиками. Представители сферы культуры и искусства должны отдавать себе отчет, что только профессионалы, владею­щие необходимыми навыками и знаниями, одаренные креативно, могут действенно влиять на процесс продвижения художест­венных услуг, на поддержание известных торговых марок и брен­дов, а также создавать совершенно новые конкурентоспособные и востребованные публикой бренды.

2.2. Технология брендинга на примере Фестиваля «Кремль Музыкальный»

Рассмотрим технологию брендинга на примере Фестиваля «Кремль Музыкальный», который проводится в Оружейной па­лате Московского Кремля ежегодно [1]. Основная задача фестиваля состоит в продвижении молодых талантливых музыкантов, являющихся сти­пендиатами благотворительного фонда Николая Петрова, ознакомлении публики с их творчеством, привлечении внимания со стороны СМИ и спонсоров. В фестивале принимают участие и уже зарекомендовавшие известные музыканты и коллекти­вы, которые придают мероприятию профессионально высокий уровень и статус элитарного.

Особенность фестиваля заключается в его камерности, в то время как бренд, как правило, предполагает массовость мероприятия, доступность и открытость его для широкой публики. Основным потребителем такого специфичного продукта как классическая музыка является достаточно широкий круг любителей искусства. Но зал Оружейной палаты Московского Кремля, являющийся местом проведения фестиваля, не способен вместить всех желающих, к тому же и сам фестиваль чётко позиционируется как элитарное меро­приятие. У массового слушателя есть желание приблизиться и приобщить­ся к искусству выдающихся музыкантов, прочувствовать атмосферу камерного концерта, но нет возможности это сделать. Фести­валь закрыт для большинства людей, которые действительно стремятся к встрече с искусством, поэтому фестиваль как бренд перестает их интересовать: прочитав статью о прошед­шем мероприятии в интернете или газете, большинство даже не обратят на неё достаточного внимания. Однако массовый слушатель может и дол­жен являться основным распространителем информации о бренде, его должно заинтересовать всё, связанное с мероприятием, даже если он сам не имеет возможности попасть на него.

С позиции зрения финансовой привлекательности целевой сегмен­т брендинга − это коммерческие структуры (потенциальные либо действительные спонсоры). Для них важнее всего престиж мероприятия, а также возможность правильно позиционировать свою компанию в рамках организации фестиваля. Для реали­зации данной задачи формат фестиваля «Кремль Музыкальный» был выбран удивительно точно.

Отметим возрастание роли высокого искусства в обществе за последние годы [6, с. 11]. Посещение классических концертов, встречи с коллегами и партнерами во время вечерних выступлений известных музы­кантов или обрамление корпоративных мероприятий выставками известных художников стало престижным. Одновременно само название и место проведения фестиваля позиционируют его уникальность и эксклюзив­ность, образ Кремля в сознании делового человека ассоциируется, несомненно, с близостью к власти, элитарностью и основатель­ностью, а также с высоким статусом мероприятия. Следующая важная характеристика фестиваля − это его коммуникативные возможности, открывающиеся во время концертов. Совместное посещение культурного мероприятия значительно расширяет возможности общения с потенциальными партнерами, имидж компании, которая участвует в организации статусного мероприятия, повышается. Кроме того, поддержка культуры в настоящее время вызывает уважение и доверие со стороны окружающих. В связи с этим для усиления существующего бренда необходимо стремить­ся максимально воплощать перечисленные свойства, тогда можно будет сказать, что бренд целостен.

В целях оптимизации коммуникативной функции мероприятия очень важно, чтобы организатор фестиваля внимательно изучал состав спонсоров, учитывал все индивидуальные пожелания и выполнял данные спонсору обязательства. Также необходимо, чтобы все сотрудники и службы, обслуживающие фестиваль, были го­товы общаться со спонсором и владели необходимой информацией.

Следует помнить, что каким бы коммерческим не было мероприятие для его организаторов, для общественности и инвесторов оно должно быть максималь­но светским и благотворительным. Содействие Международного благотворительного фонда Николая Петрова частично выполняет эту задачу. Через участие в фестивале фонд под­держивает молодых талантливых музыкантов, прокладывая дорогу юным исполнителям к известным мировым сценам. В связи с этим бренд фестиваля должен повышать ста­тус юных дарований, которые участвуют в концертах в Оружейной па­лате. Нужно правильно оценивать приоритетные направления, в которых месседж бренда фестиваля может успешно влиять на статус самих исполнителей. В числе ценностей, ассоциирующихся с фестивалем, должны быть элитарность и извест­ность, состав участников и учредителей фестиваля.

Важную роль выполняет обозначение бренда, так называемый логотип, название (фирменный знак) [1]. Обозначение бренда способствует быстрому и точному распознаванию бренда целевой аудиторией, обеспечивая максимальное отличие от конкурентов, и наиболее полно выражает содержание бренда.

Сложностью при создании бренда фестиваля «Кремль Музыкаль­ный», как любого другого культурного мероприятия, является то, что предмет маркетинга в этой области фактиче­ски отсутствует [4, с. 5]. Бренд фестиваля призван визуально и вербаль­но отображать такой абсолютно нематериальный объект как музыка. А для классической музыки эта задача ещё более сложная в связи с тем, что подбор композиций или репертуар мало влияют на конечный продукт. Человек идёт на концерт не за кон­кретным произведением, а, чтобы ощутить совокупность ценностей, которые предоставляются ему во время прослушивания: звук, визуальное восприятие концерта, мастерство исполнения, артистизм музыканта, сопереживание с другими слушателями. К тому же нельзя сгенерировать спрос на отдельно взятое произведение. Фактором, который определяет камерный характер выбора консервативной аудитории классиче­ской музыки, чаще всего становится исполнитель или коллектив, в то время как широкую аудиторию классической музыки может при­влечь также и удачная рекламная кампания.

Чтобы создать максимально полный и позитивный имидж организации культуры, её бренд должен полностью соответство­вать её содержательному наполнению, то есть быть достойным отражением сущности мероприятия. Если применить этот тезис к раз­работке бренда фестиваля, то можно придти к выводу, что визуальная сторона бренда фестиваля должна нести потенциальной аудито­рии послания, соответствующие его главным характеристикам. К этим характеристикам относятся эксклюзивность, близость к власти, элитарность, основательность, высокий статус мероприятия, благотворительность. Именно эти качества должны символически или вербально отра­жаться в оформлении печатной продукции фестиваля, в его логотипе, пресс-релизах фестиваля и информационных сообщениях, которые появляются в прессе. Информация о мероприятии должна быть при этом максимально сконцентрированной, до­ступной и понятной целевой аудитории и СМИ.

В числе внешних проявлений бренда необходимо разработать такие элементы, как: имя бренда (то есть название фестиваля), логотип бренда, представляющий собой имя, оформленное особым шрифтом, фирменные цвета, общий стиль фестиваля, фирменный шрифт. Внешние аспекты бренда «Кремль Музыкаль­ный» должны быть разработаны с учётом позиции фестиваля на рынке, места проведения мероприятия, состава спонсоров и организаторов ме­роприятия, особенностями аудитории и рекламными задачами, решае­мыми при помощи бренда. К примеру, при создании дизайнерских элементов оформления буклета и афиши фестиваля было принято очень удачное решение об усилении ассоциаций образа фестиваля с местом его проведения − Кремлем, были сделаны фотокол­лажи на тему древней Москвы и Кремля, добавлены графические элементы, имитирующие своды Оружейной палаты. Ранее при разработке дизайна печатной продукции фестиваля основной упор был сделан на обозначении фестиваля как музыкального меро­приятия. Но в настоящее время, в связи с усилением позиций фестиваля на рынке, логичным стал переход на более светское оформление изданий, сам существующий бренд фестиваля и со­став участников уже достаточно заявляют о музыкальной и худо­жественной ценности проекта.

После выполнения дизайнерских задач следует позабо­титься о правовой стороне бренда: зарегистрировать название меро­приятия, фирменную символику [4, с. 8].

Фестиваль «Кремль Музыкальный» остаётся практически закрытым для мас­сового слушателя, и этот факт является препятствием на пути популя­ризации и укрепления его бренда. Лишь при условии активного ис­пользования современных методов распространения информации можно достичь большей степени контакта с аудиторией. Это могут быть телевизионные трансляции концертов, радиоверсия фестиваля, размещение версий для прослушивания в интернет, производство компакт-дисков (сборников фестиваля либо дисков отдельных его участников в рамках серии «Кремль Музыкальный»).

Сейчас фестиваль зарекомендовал себя в определённых кругах как успешное и интересное мероприятие, но конкретной информации о фестивале «Кремль Музыкальный» пока недостаточно. Эффективное распространение месседжа бренда фестиваля невозможно без привлечения центральной прессы, размещения наиболее пол­ной информации в Интернете, а также направленного воздействия на массовую аудиторию. Помимо этого, фестиваль должен иметь четко оформленную внешнюю структуру бренда и стиль, который мог бы проявляться не только на визуальном уровне, но и в социальных аспектах работы сотрудников фестиваля. Особый стиль общения и отсутствие противоречий внутри организации, слаженная работа сотрудников и служб могут стать залогом успешного позиционирования бренда.

Идентичность фестиваля «Кремль Музыкальный» опреде­ляют некоторые его уникальные характеристики. Фестиваль создан при поддержке Международного благотворительного фонда Николая Петрова и направлен на содействие молодым музыкантам [1]. Само место проведения фестиваля, Оружейная палата Мос­ковского Кремля, относится к его конкурентным преиму­ществам перед другими подобными мероприятиями.

Если оценивать возможности привлечения инвестиций к ме­роприятию как к бренду, то они значительно расширяются. Ус­пешный бренд обладает набором особых характеристик, способных эффективно повлиять на выбор инвестора в пользу того или иного проекта. К примеру, поддержка мероприятия со стороны государственных структур, благотворительных организаций или фондов, участие известных общественных деятелей могут явиться мощной опорой любой организации культуры и должны быть обя­зательно включены во внутреннюю и внешнюю структуру бренда.

Базовой концепцией потребительского поведения является то, что называется «вызванным набором брендов или продуктов». Человек не способен оценить тысячи продуктов, представлен­ных на рынке, перед тем, как принять решение о покупке. Для сохранения адекватности восприятия, мы оцениваем только небольшое число брендов или продуктов, то есть «вызван­ный набор». Поэтому для менеджеров по маркетингу очень важно проникновение их продуктов в сознание потребителей таким образом, чтобы они стали частью этого «вызванного набора брендов и продук­тов». Этому способствует создание сильного бренда и его аккуратное позиционирование.

В настоящее время на рынке культурных услуг России брендинг развит достаточно слабо, а наиболее популярные организации (сами имена которых сейчас можно назвать брендами) существуют в сознании потребителей уже на протяжении многих лет, в про­шлом им не приходилось заботиться о продвижении собствен­ного бренда (Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Большой театр) [15, с. 82]. Это, безусловно, было связано с особенностями сознания потребителей, невысокой конкуренцией, некоммер­ческой основой деятельности этих организаций. Как возникшие естественным путем бренды, они автоматически входят в состав «вызванного набора брендов». В последние годы в условиях воз­растающей конкуренции на рынке, перехода на коммерческую базу или самообеспечение, организации культуры вынуждены внимательнее относиться к бренду, позиционированию органи­зации и разработке фирменного стиля.

Вновь возникшие культурные проекты имеют значительные возможности проникновения в «вызванный набор» только за счёт своей новизны и благодаря использованию эффективных современных механизмов воздействия на сознание потребителя. С другой сторо­ны, спецификой позиционирования нового товара на консерватив­ном рынке искусства можно назвать то, что потребитель арт-продукта в России всё ещё предпочитает традиционные формы искусства и недоверчиво относится ко всему новому (особенно коммерческому), попадающему на рынок. Поэтому для ус­пешного позиционирования такого мероприятия как фестиваль «Кремль Музыкальный» очень важно постоянно апеллировать к поняти­ям классики и традиций. Эти критерии особенно важны при трансляции информации заинтересованной общественности: любителям музыки, критикам, журналистам − то есть именно тем социальным группам, которые и должны эмоционально и профессионально формировать и осуществлять популяризацию бренда на уровне масс.

В таблице 1 приведены основные целевые группы, на которые должно быть направлено воздействие бренда, их значение для фестиваля и ценностные характеристики фестиваля, акцентирование которых необходимо для привлечения этих групп.

Таблица 1

Воздействие бренда на целевые группы [17, с. 145]

Таким образом, несмотря на то, что брендинг в области искусства не является первостепенной задачей организации, предоставляющей культур­ные услуги, тем не менее, не следует пренебрегать значением мар­кетинговой деятельности и в этой сфере.

В условиях современной рыночной конкуренции всё больше компаний будут прибегать к маркетинговым механизмам усиления спроса, психологическим приёмам утверждения своего продукта в сознании потребителя. Брендинг в об­ласти культуры будет развиваться всё активнее, и для проектов, рассчитанных не на получение быстрой прибыли, а на долгое и перспективное существование, разработка бренда должна стать неотъемлемой частью стратегии общего развития.

Заключение

В последнее время в России такое маркетинговое понятие, как «бренд», по­лучило широкое распространение. На се­годняшний день не существует определен­ного представления о содержании данного понятия, так как, в связи с существовани­ем огромного числа брендов, возникает и разнообразие определений. В связи с этим в первой главе курсовой работы рассмотрены ряд подходов к определению понятия «бренд».

Интересна и история происхождения данной категории. Словом «бренд» обозначалось клеймо на до­машнем скоте, находящемся в чьей-либо собственности. Первые упоминания о бренде можно встретить в писаниях Древ­него Египта. Ремесленники оставляли свое клеймо на кирпичах, чтобы в дальнейшем была возможность определить мастера из Древнего Рима, Греции, Китая, а также Индии.

Вторая глава курсовой работы посвящена исследованию брендинга как инструмента создания конкурентных преимуществ компании. В статье представлен анализ определений маркетингового понятия «бренд», рассмотрена взаимосвязь между компанией и це­левой аудиторией, перечислены зоны, влияющие на конкурентоспособность бренда, а также приёмы, способные сделать бренд успешным.

В настоящее время организации социально-культурной сферы вынуждены формировать не просто бренд организации, а конкурентоспособный бренд, отражающий ценность, культуру и индивидуальность услуг.

Информация о сильных и слабых сторонах конкурентов, их отличительных особенностях, даёт возможность организации выявлять как собственные конкурентные преимущества и определять свою позицию на рынке услуг, так и те особенности деятельности, которые помогут отличать её от других организаций социально-культурной сферы, привлекая потребителей.

Список литературы

  1. Бойетт Д., Бойетт Д. Гуру маркетинга. − М.: Изд-во «Эксмо», 2014.
  2. Герман Д. Рождение бренда: Практ. рук.: / Герман Д [пер. Крикушенко Е.] − М.: Гелеос, 2013.
  3. Домнин В.Н. Брендинг: новые технологии в России. − СПб.: Питер, 2013. − 252с.
  4. Дорошенко Ю.А., Филипчук Е.А. Роль бренда в продвижении фирмы // Инновационная наука. − 2016. − № 3-1. С. 89-90.
  5. Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность /А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. − М.: Высшая школа, 2014. – 342с.
  6. Казначеева С.Н., Челнокова Е.А. Бренд как инструмент создания конкурентных преимуществ компании // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. − 2015. − № 2 (42). С. 16-21.
  7. Калинина М.М. Самые дорогие и востребованные бренды современности // Экономика, социология и право. − 2015. − № 11. С. 25-27.
  8. Котлер Ф. Маркетинг XXI века.: Пер. с англ. / Под ред. Т. Р. Тэор. − СПб.: Издательский Дом «Нева», 2015.
  9. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Пер. с англ. − М.: «Вильямс», 2014.
  10. Крейнер С., Дирлав Д. Бренды, которые изменили бизнес / Пер. с англ. − М., 2015.
  11. Лебедева Д.А. Создание бренда − погоня за славой или жесткая необходимость в условиях конкуренции? // Маркетинг и логистика. − 2016. − № 2 (4). С. 31-36.
  12. Мурмыло Ю.Д. Социально значимые бренды как активы российского общества // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. − 2016. − № 3-2. С. 71-74.
  13. Охотная М.А., Романова И.М. Подходы к определению понятия «бренд» // Научные исследования: от теории к практике. − 2016. − № 2-2 (8). С. 175-179.
  14. Плиева Н.М. Значение бренда в системе управления // Успехи современной науки. − 2016. Т. 1. − № 5. С. 82-86.
  15. Сергиенко Е.С., Донец В.Д. Практика ведения конкурентной борьбы: исследование опыта крупнейших компаний // Экономика и управление: проблемы, решения. − 2016. − № 3. С. 68-70.
  16. Степанычева Е.В. Управление брендом как бизнес-процесс // Социально-экономические явления и процессы. − 2015. Т. 10. − № 10. С. 144-149.
  17. Темпорал П. Эффективный бренд-менеджмент: Пер. с англ. / Под ред. С.Г.Божук. − СПб.: Издательский Дом «Нева», 2013.
  18. Управление конкурентоспособностью организаций: Учебное пособие / Фатхутдинов Р. А. − М.: Изд-во «Эксмо», 2014.
  19. Фомина Е.В. Повышение делового имиджа фирмы средствами брендинга. // Маркетинг в России и за рубежом. − 2012. − № 1.
  20. Хрысева А.А., Чеботарева С.С. Как появляются бренды? // Инновационная наука. − 2015. Т. 1. − № 4-1. С. 132-136.
  21. http://www.npetrov.ru/ − Официальный сайт Николая Петрова.

Приложение 1

Оружейная палата Московского Кремля

Оружейная палата в Москве

Приложение 2

Николай Петров. Художественный руководитель фестиваля «Кремль музыкальный»

В Брянске завершился "Кремль музыкальный"

Приложение 3

Афиша фестиваля «Кремль музыкальный»