Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Образование – это бизнес или…?

Современные, прогрессирующие, в хорошем смысле этого слова, условия жизни диктуют нам свои правила развития того или иного экономического сектора: будь то крупное промышленное государственное производство, либо индивидуальное предпринимательство.

Так или иначе, речь идет об одном - это бизнес-структуры, которые, независимо от своей масштабности, направлены на достижение одного и того же результата – это предоставление актуально продаваемой на данный момент времени услуги, которая приносит прибыль. Конечно, в современном обществе рынок предоставляемых платных услуг населению очень велик и разнообразен. И платные образовательные услуги уже давно заняли лидирующее место в пустующих ячейках бизнес-идей.

Но можно ли назвать современное образование бизнесом – это вопрос, ответы и факты, доводы и доказательства на который нужно рассматривать и анализировать с различных точек зрения.

Рассмотреть содержания разных мнений предлагаю на конкретных примерах.

Сначала хотелось бы рассмотреть вопрос о системе образования в традиционном ее понимании.

Итак, образование. Конечно, данные ниже определения относятся не только для педагогов, но и для широкого круга людей, которые так или иначе однажды касались образовательного процесса: «Понятие «образование» включает в себя как бы два аспекта: с одной стороны, это процесс передачи социального опыта обществом подрастающим поколениям, то есть процесс обучения, и, с другой, это уровень овладения человеком социального опыта, который, в данном случае, включает в себя процесс передачи накопленных знаний о природе, обществе и человеке, способов применения этих знаний в практической деятельности, способов добывания новых знаний».

Из этого определения понятно, что образование - непрерывный процесс «от отца к сыну». Народная мудрость, накопленная веками, передаётся из поколения в поколение, одновременно воспитывая и сохраняя вечные ценности - добро, честность, ответственность, счастье, справедливость.

И это определение не противоречит и новой редакции Федерального закона «Об образовании в РФ»: «Образование - общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности»[1].

Но наряду с этим определением в законе даётся определение образовательных услуг как репетиторство. На рубежах этих двух значений начинаются разногласия во мнениях. Одни говорят, что услугой это будет ровно до тех пор, пока репетитор не получит оплату, а сам процесс учения продолжается - это труд совместный и репетитора и ученика, т.е. образование. Другие же будут утверждать, что репетиторство – это услуга, в результате реализации которой стоит доход (прибыль), а это есть бизнес.

Что образование – это естественная система ценностей жизни, преемственности и, несомненно, самоотдачи, об этом говорят и следующие слова Мартина Лютера Кинга, американского священника и общественного деятеля, лидера борьбы за гражданские права, в своем выступлении перед аудиторией прихожан в католической церкви: «Интеллект и характер - вот цели настоящего образования».

И очень многие поддержат его мнение: разве это под силу «услуге»? Разве содержание услуги отвечает этим целям? Совместный труд, сотрудничество - вот главная составляющая образования для той личности, кто хочет учиться, но получая только образовательные услуги (если таковые имеются), ученик становится пассивным.

Несомненно, хочется высказать сейчас свой ответ на данный вопрос: для меня лично образование в современной жизни – это бизнес, не смотря на то, что на данный момент времени я работаю в государственной образовательной организации, основной целью которой является осуществление образовательной деятельности по программам основного общего, среднего общего и дополнительного образования для лиц, проявивших выдающиеся способности. За выполняемые обязанности, которые прописаны в моей должностной инструкции, я ежемесячно получаю заработную плату. Данный факт не мешает мне рассматривать образовательную и воспитательную деятельность в организациях различного типа как актуальную бизнес-услугу, которая будет востребована, а значит продаваться и приносить доход.

В наше время существуют различные модели ведения образовательного бизнеса: от частных школ-студий, которые предлагают свои услуги по различным видам образовательной деятельности, а также по программам дополнительного образования. С финансовой стороны данный вид предпринимательской деятельности рассматривается как источник основного дохода или дополнительной прибыли для педагога или лица, который владеет этим бизнесом, а для родителей право выбора: лучшего, престижного, доступного. Такой вид бизнеса может существовать как самостоятельная структура, так и отдельное направление на базе государственной образовательной организации.

Что касается второго «места пребывания» образовательной услуги, государство еще в 2014 году рассмотрело вопрос о создании условий и правового основания для дополнительного заработка или источника финансирования для образовательной организации, разграничивая данные условия только по типам образовательной организации (казенное, бюджетное, автономное).

С одной стороны данный факт является «вторым дыханием» для директоров и руководителей образовательных организаций, а с другой стороны в ведении приносящей доход деятельности есть определенные ограничения: статьей 101 Закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено осуществление образовательной деятельности за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании им платных образовательных услуг. При этом следует иметь в виду, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Согласно законодательству все доходы учреждения (автономного и бюджетного) от деятельности, приносящей доход, поступают в самостоятельное распоряжение учреждений такого типа. При этом учредитель не вправе пользоваться и распоряжаться этими доходами.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания, исходя из тех норм, которые регулируют его обеспечение, не зависит от доходов учреждения. Учредитель финансирует выполнение выданного задания в определенном размере, и этот размер никак не связан с тем, какое количество дополнительных средств удалось или удастся привлечь учреждению. Возможность самостоятельно распорядиться привлеченными средствами также является стимулом для поисков возможностей дополнительного финансирования.

Учредитель, таким образом, участвует лишь в первоначальном решении вопроса о том, какая приносящая доход деятельность допустима для бюджетного и автономного учреждений. В то же время учредитель имеет дополнительный рычаг воздействия на бюджетное учреждение.

Согласно законодательству бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. При этом порядок определения платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не предусматривает норм, регламентирующих вопросы формирования стоимости платных образовательных услуг по дополнительным общеразвивающим программам, оказываемых общеобразовательными организациями. Согласно части 3 статьи 54 этого закона в договоре об оказании платных образовательных услуг указывается полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Таким образом, в приведенных мною примерах образование выступает как отдельная бизнес-структура и как система, основанная на базе государства. То есть государство своими однозначными решениями и изменениями в законодательстве вводит образование в систему рыночных отношений, в конкурентоспособную среду с замотивированной клиентской базой.

Однако, наравне с этим нельзя забывать о следующем: образование есть ценность, которая сохраняет вечные ценности цивилизации. Этот постулат должен быть стержневым понятием и при создании бизнеса, и в государственном учреждении.

Виктор Гюго в своих автобиографических очерках говорил: «Обучать народ - значит делать его лучше; просвещать народ - значит повышать его нравственность; делать его грамотным - значит цивилизовать его».

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ, ст. 2