Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Объект, предмет и методы психологии

  1. Роль психологических знаний в организации межкультурных контактов
  2. Психология и общечеловеческие ценности
  3. Роль психологии в формировании толерантности учащихся.
  4. Основные этические вопросы психологической науки и практики
  5. Роль психологии в эффективности организации обучения

Дремова Анастасия Евгеньевна ДБМ-201кс

Психология и общечеловеческие ценности

Сейчас уже вполне убедительно доказано, что человеческое существо обладает не только физиологическими, но и самыми настоящими психологическими потребностями, которые составляют часть его внутреннего строения. Они могут рассматриваться как дефицит, который следует оптимально ликвидировать с помощью окружающего мира, чтобы избежать болезни и субъективно плохого самочувствия. Эти потребности можно назвать фундаментальными или биологическими и приравнять к потребности в соли, кальции или витаминах, потому что:

  • испытывающий в чём-то потребность индивид постоянно жаждет её удовлетворения;
  • неудовлетворенность приводит к заболеванию и «усыханию» индивида
  • удовлетворение имеет терапевтический эффект, излечивая индивида от болезни, вызванной дефицитом;
  • недопущение дефицита предотвращает заболевание;
  • у здоровых (удовлетворенных) людей потребности не проявляются. Но эти потребности (или ценности) связаны друг с другом иерархически и эволюционно, занимая места соответственно своей силе и важности. Потребность в безопасности — более мощная или сильная, более жизненно важная, более настоятельная, чем, скажем, потребность в любви, а потребность в пище сильнее их обеих. Более того, все эти фундаментальные потребности могут рассматриваться как всего лишь ступени лестницы, ведущей к самоактуализации, которая может включать в себя и удовлетворение фундаментальных потребностей.

Что касается самого человека, то он знает только то, что отчаянно хочет любви, и думает, что будет вечно счастлив и доволен, если он её добьётся. Он не знает заранее, чего ему будет хотеться после того, как он удовлетворит эту свою потребность, и что удовлетворение одной фундаментальной потребности создает условия для доминирования в сознании другой, «более высокой», потребности. Человек считает абсолютной, наиглавнейшей ценностью, синонимом самой жизни ту потребность из иерархии потребностей, желание удовлетворить которую доминирует в нём в данное время. Стало быть, эти фундаментальные потребности или фундаментальные ценности могут рассматриваться и как цели, и как ступени лестницы, ведущей

к единой конечной цели. Единая абсолютная ценность, или жизненный предел, действительно существует, но также верно и то, что мы обладаем очень сложной иерархической и эволюционной системой ценностей.

В настоящее время мы можем уверенно сделать, по крайней мере, одно логичное, с теоретической и эмпирической точек зрения, предположение о существовании в человеческом существе тенденции к движению вперёд или потребности к развитию в направлении того, что можно в общем назвать самоактуализацией или психологическим здоровьем, а если конкретнее, то развитием в направлении всех и каждого суб-аспектов самоактуализации. То есть в человеческом существе живёт сила, которая толкает его к единству личности, к спонтанной экспрессивности, к полной индивидуальности и самобытности, к способности увидеть истину, а не оставаться слепцом, к творчеству, добру и многому другому. То есть человеческое существо устроено таким образом, что оно рвётся ко всё более полноценному бытию, а это значит, что оно рвётся к тому, что большинство людей называет положительными ценностями, — к спокойствию, доброте, отваге, честности, любви бескорыстию и праведности.