Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Кинофильмы (телесериалы) и Социальная психология

Киноиндустрия прочно вошла в жизнь современного человека, став одним из основных видов досуга молодежи, вытесняя чтение литературных произведений. Самой многочисленной аудиторией кино является молодежь, так как именно она ориентирована на проведение досуга в упрощенной форме. Поход в кинотеатр или просмотр фильма в кругу друзей дает молодым людям темы для общения, возможность обсуждения актуальных проблем через призму кинокартин.

В поле зрения социальной психологии находятся стороны творчества под углом зрения ожиданий установок и потребностей публики. Происходит разработка социологической теории кино, систематизация и осмысление результатов прикладных исследований. Говоря о социально-нравственном воздействии кинематографа, стоит отметить, что это эмоционально-сильный вид искусства, способный побудить зрителя к действию, взглянуть на мир другими глазами, переступить черту своих страхов и пр. Киноискусство способно воздействовать на потребителя как позитивно, так и негативно. Позитивное настроение легко улавливается человеком и воспринимается как доброжелательное наставление. Негативное воздействие заключается в том, что зритель проще усваивает сцены агрессии, грубости, невежества и т. п. Стоит отметить, что некоторые фильмы потрясают сознание, меняя отношение к жизни и окружающим. В этом проявляется социально-нравственное воздействие кинокартин на молодежь.

Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над киноиндустрией и неконтролируемой подачей информации молодежной аудитории, что в итоге пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей молодежи.

Проблема социального функционирования кинематографа связана с его особенностями как социального института, его значительными возможностями оказывать влияние на эстетическое формирование личности, социализацию индивида в широком спектре его проявлений, духовную жизнь общества. Большую роль в функционировании кинематографа сыграл специфический политико-идеологический и социокультурный контекст.

Социализирующая функция кино проявляется в «личностных потенциалах» человека, оно влияет на его способности к созиданию, познанию, оценке и общению, становится проводником, который помогает индивиду интегрироваться в систему общественных отношений в целом. Благодаря всем этим воздействиям в дальнейшем происходит закрепление и развитие существующей системы общественных отношений. Кинематограф предлагает своему зрителю определенные схемы миропонимания и чувствования, развивает эстетическую культуру личности, и таким образом становится звеном социально-экономической инфраструктуры и, соответственно, обеспечивает моральную, интеллектуальную и физическую дееспособность членов общества.

Помимо возможности иначе взглянуть на некоторые проблемы современности и прошлого, анализируя киноистории, социальная психология получает большие возможности для выработки социальных прогнозов. Возможности традиционных социологических прогнозов, основанных на анализе статистического материала, изначально имеют множество ограничений, связанных с невозможностью учета всех факторов, воздействующих на объект исследования. Безусловно, социологические прогнозы не являются точным предсказанием, так как будущее любого общества носит вероятностный характер. Таким образом, кино и социология – два метода самопознания общества. Кино дает социологу замечательный материал для исследования современного общества, реконструкции прошлого и выявления возможных путей развития человечества в будущем.

Киноиндустрия имеет большое социально-нравственное воздействие на молодежь, формируя и развивая общечеловеческие категории и ценности. По отношению друг к другу общество и киноискусство выступают одновременно в качестве причины и следствия, кино – это и зеркало, и молот общественной реальности. Под вопросом остается лишь сущность и степень этого взаимовоздействия, а отсюда появляются различные подходы к пониманию того, как и что социальная психология должна и может изучать в сфере киноискусства.

Список использованной литературы:

  1. Рубинштейн, С. Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. - 1960. - № 3. - С. 3-15.
  2. Социология и кинематограф / под общ. ред. Жабского М.И. М., 2012.
  3.  Хренов Н. К проблеме социологии и психологии кино 20-х годов//Вопросы киноискусства. М.: Мысль, 1976.
  4. Социологические исследования кинематографа/ Под ред. Б.Л. Польшиной. М., 1973;