Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Мифологическое мышление в психологии: идеи и характеристики

Рассмотрение эволюции представлений о мифе приводит нас к мысли, что миф нельзя сводить только к слову, он выявляется во всем своем многообразии неотделимого единства сознания и практики в человеке. Миф был всем, он служил единственной формой мировосприятия и во всем его объеме, и в каждой отдельной части. В этом синкретическом единстве мифического наблюдается первое различение на сознание и продукт сознания. Первым таким превращение в объект мифа становится его форма как общественного сознания раннего человечества. Социально-философское направление исследования мифа развивает концепцию превращенных форм сознания. Это направление вычленяет социальную специфику мифа. Социальной сущностью мифа является превращенная форма социального бытия.

Остановимся подробнее на гносеологическом понимании мифа. Первая проблема: объектные отношения в мифе. В отличие от рациональных форм сознания, которые вычленяют реальные субъекты, миф синкретически воспринимает мир, и в условиях нехватки информации для объяснения мира, он пытается удовлетворить эту потребность в воображении. Таким образом, специфика мифа заключается в том, что он есть эмоционально-ценностное, субъективное построение. Вторая проблема: граница эмпирического и теоретического уровней в мифе. Как выяснили ученые, миф опирался на неразвитое мышление. Таким образом, источником мифов будет эмпирическое мышление, опирающееся на воображения.

Проблема в отношении мифа - границе рационального и иррационального. Понимая рационализм как некую одинаковую форму приведения в единство человеческого опыта. Что такое рациональное в науке уже давно известно. Рациональное - это прежде всего логическое обоснование, теоретически осознанное, систематизированное знание предмета, дискурсивные мысли о котором выражены строго в понятиях. Иррациональным, следовательно, будет такая вне разумная обработка опыта, где предстанет отсутствие однозначной причинной обусловленности явлений и неподотчетность этого опыта рефлективному разуму. Как раз такой формой является мифологическое мышление. Проблема истины и лжи. Происходит массовая иррационализация действительности по причине не выделения в общественном сознании того, что же такое истина и как к ней идти. Миф, по своей сущности присущ обыденному слою сознания общества, на уровне которого можно верить любой чувственной форме истины.

Таким образом, специфика мифа заключается в том, что миф выражает потребности и интересы человека как синкретичная, субъективная, иррациональная, чувственная и ложная форма сознания человека.