Взаимосвязь государства и права
Содержание:
Введение
Государство и право – это важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права – это составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно взаимосвязаны с положениями политико-правовой теории.
Право, принадлежит как и числу государство, принадлежит к числу важных не только и наиболее важных, сложных но и явлений наиболее сложных общественных явлений.
такое Пытаясь понять, и что такое его право и в какова его общества роль в римские жизни общества, обращали еще римские на юристы обращали что внимание на не то, что одним оно не либо исчерпывается одним или каким-либо право признаком или в значением. Право, смыслах употребляется в первых нескольких смыслах. означает Во-первых, что право означает является то, что «и всегда является таково справедливым и право добрым», - таково другом естественное право. В другом то смысле право – полезно это то, или что «полезно в всем или либо многим в каково каком-либо право государстве, каково цивильное право».
работы Данная тема актуальной курсовой работы как является актуальной, настоящие так как в настоящие и время понятия являются государства и спутниками права являются общества непременными спутниками проблема современного общества, соотношения поэтому проблема взаимосвязи их соотношения и взаимосвязи многоплановой стала более опосредованной сложной, многоплановой и опосредованной.
увеличивает Именно все самостоятельность это увеличивает по относительную самостоятельность к права по так отношению к связь государству, так и как связь опосредствуется права и объективными государства опосредствуется субъективными всеми объективными и субъективными оказывает факторами. Государство, на которое оказывает также воздействие на от право, также факторов зависит от можно данных факторов, о поэтому можно усилении говорить о права некотором усилении отношению роли права государству по отношению к государству.
И при актуальным этом условии рассмотрение особо актуальным о является рассмотрение и вопроса о государства соотношении и права взаимосвязи государства и права.
будет Объектом курсовой непосредственно работы будет государство являться непосредственно право само государство и право.
является Предметов данной работы является проблема соотношения и взаимосвязь государства и права.
Целью курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть соотношения взаимосвязь государства и права.
Поставленная цель определяет следующие задачи курсовой работы
- изучить понятие и признаки государства;
- рассмотреть понятие и признаки права;
- изучить проблему соотношения и взаимосвязь государства и права;
- выявить воздействие государство и право;
- раскрыть воздействие права на государство.
По мере развития общества и государства у людей, соответственно, поменялись и представление о праве. Появилось много различных правовых идей, теорий и суждений, однако изначальные основы, которые заложены римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), однако и в «модернизированном» виде, но сохранилось.
Разглашения о понятии права, ровно, как и о соотношении государства и права, права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, отмечают в основном два подхода и два разных определения права.
Один из этих подходов, именуемый позитивистским[1], ориентируется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе, как «система общеобразовательных, формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений» [2].
При таком подходе право полностью или почти полностью отождествляется с законом, а точнее – с нормативно-правовыми актами, исходящими от государства и обеспечиваемыми государством.
Другой подход к праву – непозитивистский, не связывает столь жестко, как первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается как «претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды» [1].
При таком подходе к праву последнее не отождествляется с законом и подзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если он несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание «заложен» правовой идеал.
В этом заключается одна из главных причин того, что данный подход, несмотря на свою явную привлекательность, в реальной жизни, на практике является менее распространенным и применяемым, чем первый, позитивистский подход.
Используя последний и неразрывно связывая государство с правом, и, наоборот, теоретически и практически исходят из того, что право в реальной жизни не иначе, как в виде общеобязательных правил поведения (норм), которые непосредственно издаются либо санкционируются (утверждаются) государством. За нарушение их к нарушителю применяются различные меры государственного воздействия.
Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений. [7]
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, разделенных на пять параграфов, заключение, списка использованной литературы.
Глава 1. Государство: понятие и основные признаки
1.1 Понятие государства и его основные признаки
Государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт-государство, которое никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества на известной стадии развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Нужна была сила, которая бы умерила столкновения, держала общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ними, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство. [2]
Возникновение государства - это приспособление общества к новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (т.е. в экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности сохранились, поддерживались, развивались. Экономические отношения – базис, причина всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой относится и государство.
Государство есть особая организация политических сил, находящихся у власти.
Государство отличается от родоплеменной организации следующими признаками. Во-первых, публичной властью, не совпадающей со всем населением, обособленной от него. Особенность публичной власти в государстве состоит в том, что она принадлежит лишь экономически государствующему классу, является политической, классовой властью. Эта публичная власть опирается на особые отряды вооруженных людей – первоначально на дружины монарха, а в дальнейшем – армию, полицию, тюрьмы и другие принудительные учреждения; наконец, на чиновников, специально занятых управлением людьми, подчинением последних воле экономически господствующего класса.
На содержание публичной власти и ее аппарата (чиновников, армии, полиции, тюрем и т.д.) с населения собираются налоги, которые были известны родовому строю.
Во-вторых, разделением подданных не по кровнородственному, а по территориальному признаку. Вокруг укрепленных замков монархов (королей, князей и т.д.) под защитой их стен селилось торгово-ремесленное население, росли города. Здесь же селилась и богатая наследственная знать. Именно в городах, прежде всего люди связаны были не кровнородственными, а соседскими отношениями. С течением времени кровнородственные связи заменяются соседскими и в сельской местности. [3]
Причины и основные закономерности образования государства были едиными для всех городов нашей планеты. Однако в разных регионах мира, у разных народов процесс образования государства имел свои особенности, подчас весьма существенные. Они были связаны с географической средой, конкретными историческими условиями, в которых создавались те или иные государства. Классической формой является возникновение государства в силу действия только внутренних факторов развития данного общества, расслоение на антагонистические классы. Данную форму можно рассмотреть на примере Афинского государства. Впоследствии по этому пути шло формирование государства и у других народов, например у славян. Возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным примером образования государства вообще, потому что оно, с одной стороны, происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего или внутреннего, с другой стороны, потому, что в данном случае весьма высоко развитая форма государства – демократическая республика – возникает непосредственно из родового строя, и, наконец, потому, что на достаточно хорошо известны все существенные подробности образования этого государства. В Риме родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, бесправным, но несущим обязанности плебея; победа плебея взрывает старый родовой строй и на его развалинах воздвигает государство, в котором скоро совершенно растворяются и родовая аристократия и плебс. У германских победителей Римской империи государство возникает как непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий, для господства, над которыми родовой строй не дает ни каких средств. Следовательно, нередко процесс формирования государства «подталкивается», ускоряется внешними для данного общества факторами, например война с соседними племенами или уже существующими государствами. В результате завоевания германскими племенами обширных территорий рабовладельческой Римской империи родоплеменная организация победителей, находившаяся на стадии военной демократии, быстро переродилась в федеральное государство.[5]
1.2 Роль государства в политической системе общества
Статья 3 Конституции РФ гласит, что государственная власть в Российской Федерации принадлежит народу. Народ осуществляет ее путем представительной (через выборные государственные законодательные органы) так и путем непосредственной демократии. К формам последней относятся право на участие в референдуме, на петиции, на манифесты, а также право на объединение. Эти права граждане могут реализовывать, объединяясь в самые разнообразные общественные организации. К ним относятся политические партии, профессиональные союзы, молодежные организации, трудовые коллективы и самые разнообразные иные творческие союзы. Исходя из смысла главы I Конституции РФ, можно определить, что политическая система – это совокупность организационных форм политической деятельности народа Российской Федерации. При этом и само государство рассматривается как форма организации политической деятельности народа, причем форма основная, все остальные формы по отношению к государству имеют вспомогательный характер. Они как бы помогают негосударственными средствами в решении задач, стоящих перед государством, и создают возможность участия для всех граждан в управлении делами общества и государства, способствуют дальнейшему расширению демократических начал в государственной жизни. Основное место и роль государства в политической системе общества определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о том, что государство – основной элемент системы. [1]
Во-первых, именно государство является организацией всего многонационального народа РФ, т.е. организацией всех без исключения членов общества, вне зависимости от их социального, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, рода и характера занятий и т.п. Таким образом, государство, будучи организацией всего народа, обладает гораздо более широкими социальными возможностями, чем каждый их других структурных элементов системы, взятых в отдельности.
Во-вторых, государство как официальный выразитель воли народа создает предпосылки для развития всех форм собственности.
В-третьих, государство располагает особым государственным аппаратом, органы которого, в отличие от остальных структурных элементов, наделяются государственно-властными полномочиями. Такими полномочиями обладает система правоохранительных органов, в которую входят органы внутренних дел, прокуратуры, безопасности, которые выполняют функции принуждения.
В-четвертых, в отличие от других элементов политической системы, государство располагает системой издания органами государства, в пределах своих компетенций, нормативно-правовых актов, а также системой контроля за их исполнением. Хотя общественные организации также наделены правом издания нормативных актов, однако, последние не носят общеобязательного характера и распространяются только на членов данной общественной организации.
В-пятых, государство является единственной организацией, обладающей суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам, по всем негосударственным организациям. Обладая суверенитетом, государство организует само себя и издает общеобязательные правила поведения (законы). [3]
Таким образом, государство занимает особое место в политической системе общества и играет в ней основную роль.
1.3 Гражданское общество и государство
Государство – важнейший орган политической власти в любом обществе, если в отношении господствующих классов государство выступает как особый орган, управляющий общими делами этих классов, то в отношении к их противникам (в эксплуататорском обществе – в отношении к большинству населения) – как орудие управления и подавления. Характер и цели государства определяются, в конечном счете, экономическим строем общества; как политическая настройка над базисом государство играет важную роль в жизни общества, оказывая, в частности, обратное воздействие и на ход экономического развития. [2]
Государство – важнейшее, но не единственное звено в системе политических организации классового общества: в нее входят также партии и другие организации. Однако именно государству принадлежит высшая власть в обществе (суверенность государственной власти). Верховенство государственной власти конкретно выражается в универсальности (ее властная сила распространяется на все население и общественные организации данной страны), прерогативах (государственная власть может отменить любое проявление всякой другой общественной власти), а также в наличии таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (например, монополия законодательства, правосудия). [4]
Как ни различные исторические формы государства, его сущность, природа его отношений с обществом это государство политических сил, находящихся у власти.
В ходе истории государства приобретает по отношению к базису значительную, хотя и относительную самостоятельность. Его самостоятельное воздействие на основанные сферы жизни общества (в том числе на экономику), исторические и социальные процессы весьма существенно осуществляется в разных направлениях, т.е. государство может способствовать развитию общественным отношением или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения государственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает. [5]
Последовательное станов ление демократического гражда нского общества треб ует цивилизованности взаимоот ношений личности и государства, гармон изации отношений в обществе. В сфере полити ческих отношений госуда рства по пра ву занимает веду щее место, пр и этом он о обусловлено гражда нским обществом, т.к. ег о деятельность опреде ляется выполнением общ их дел, вытек ающих из прир оды всякого обще ства.
В после днее время мож но услышать множе ство суждений о том, чт о такое гражда нское общество. На до полагать, чт о есть спо соб организации экономи ческих, производственных отнош ений и соответс твующих производственных си л, совокупность отнош ений возникающих в процессе пользо вания, владения и распоряжения собстве нностью, функционирования общест венных объединений, сред ств массовой инфор мации, воспитательных, образова тельных, научных, культ урных предприятий и учреждений. [6]
Гражда нское общество в лице самодея тельных ассоциаций люд ей (религиозных, общест венных, политических пар тий, профессиональных сою зов, кооперативов и т.п.), призванных выра жать и защи щать их групп овые и индивид уальные интересы и права, станов иться в осо бые политические отнош ения с госуда рством.
Чем бол ее развито гражда нское общество, те м больше основ аний для функцион ирования демократических фо рм государства. И, наоборот, че м меньше разв ито гражданское обще ство, тем бол ьше оснований дл я наличия автори тарных и тотали тарных режимов вла сти. Развитость гражда нского общества опреде ляется не стол ько степенью охв ата слоев насел ения, а, скол ько уровнем разв ития свободы личн ости, признаваемой в этом обще стве. [1]
В гражда нском обществе госуда рство обеспечивает рав ную правовую защ иту всем собстве нникам, объявляет е е неприкосновенной, пр и возможном отчуж дении собственности в случае общест венной необходимости гаранти руется ее возме щение, национализация собстве нности не допуск ается.
Труд своб оден и поощр яется как госуда рством, так и обществом, принуди тельный труд запрещ ается, гарантируется своб ода индивидуального и коллективного тру да. Государство созд ает условия дл я полной труд овой занятости насел ения, осуществляет прогр амму профессионального обуч ения и переквал ификации, выплачивает посо бия по труд овой подготовке и по безраб отице. [4]
1.4 Социальное госуда рство
По ме ре развития буржуа зного общества и в тео рии, и в практике преобл адает подход, ориентир ованный на усил ение социальной функ ции государства, направ ленной на соглас ование несправедливости, порожд аемой рыночными отноше ниями.
Однако россий скому обществу навязы ваются теории консерва тивного толка, гд е социальная ро ль государства свед ена к мини муму. В соврем енном мире эт о уже пройд енный этап. Те м более неприе млемы также тео рии в наш ем обществе, кото рое долгое вре мя было ориенти ровано на социалис тические принципы равен ства и справед ливости. И хо тя эти прин ципы носили в основном попули стский, демагогический хара ктер, общественное созн ание формировалось име нно на и х основе. [1]
Освоб ождая общество о т тотальной опе ки государства, нел ьзя все ж е низводить ег о до ро ли «ночного стор ожа». В усло виях коренной лом ки всех общест венных структур име нно государство дол жно стать консолид ирующие началом, призв анные создавать нов ые политические, экономи ческие, социальные отнош ения. Без воздей ствия государства невоз можно реальное преобра зование общества. Особ енно важна ег о деятельность в сфере защ иты прав чело века направленная н а смягчение негат ивных последствий рыно чных реформ. Зад ача социального госуда рства состоит в перераспределении дохо дов между разли чными слоями обще ства через сист ему налогов, государс твенный бюджет, специа льные социальные прогр аммы.
В каче стве долговременной, перспек тивной цели госуда рство должно стрем иться к выравн иванию положения люд ей, хотя дости жение фактического, а, не тол ько юридического равен ства – задача в исторически обозр имые сроки невыпо лнимые. Это н е означает отриц ание идеи равен ства, содержащей в себе огро мный нравственный потен циал.
Интересный спо соб решения проб лемы равенства в пост-тотали тарном обществе предл ожен В.С.Нерсесянцем. Согл асно его конце пции социализм ес ть не случа йная тупиковая вет вь развития обще ства, а естест венный закономерный проц есс, ведущий к созданию та к называемого цивил изма – постсоциалистического стр оя, где всео бщее формально прав овое равенство буд ет дополняться принцип иально новым моме нтом – экономическим равен ством всех граж дан. Приватизация и десоциализация собстве нности, проводимые в России, неизб ежно будут осущес твлены таким обра зом, что экономи ческое неравенство сохра нится. И ника кая социальная пом ощь не мож ет компенсировать разн ицу между собстве нником и несобств енником. Только преобра зование социалистической собстве нности в рав ную гражданскую собстве нность создает усло вие для «бол ее высокой ступ ени человеческой своб оды, равенства, справед ливости и пра ва» [1].
Определение пут ей развития наш его общества, обосно вание пределов вмешате льства государства в экономическую и социальные сфе ры, его регули рующей роли в распределении собстве нности, усиления социа льной функции госуда рства и возрас тания его ответств енности за созд ание своим гражд анам достойных усло вий жизни – актуа льные задачи прав овой науки.
Компет енция социального право вого государства, обеспечи вающего постепенный пере ход к равен ству, справедливости и нравственности, - важ ный аспект мод ели нового обще ства, которое дол жно быть сформи ровано в Рос сии.
Глава 2. Взаимодействия государства и права
2.1 Государство и право в их соотношении и взаимодействии
Традиц ионно в нау ке по вопр осу о соотно шении государства и права различ ались два подх ода. Первый – этотис тский, исходивший и з приоритета госуда рства над пра вом. Согласно это му подходу пра во рассматривалось ка к продукт государс твенной деятельности, ка к его (госуда рства) следствие. Так ой подход им ел широкое распрост ранение в отечест венной юридической литер атуре. Считалось, к примеру, чт о право наход ится в подчин енном отношении к государству. Фактич еским условием дл я данного подх ода служила полити ческая практика, скло нная видеть в праве нек ий придаток госуда рства. Теоретической предпо сылкой являлось форма льно-догматическое отнош ение к поня тию права ка к совокупности но рм, издаваемых госуда рством. [4]
Другой взг ляд на соотно шение государства и права утвер дился в рус ле естественно-прав овых воззрений. Сторо нники так назыв аемой школы естеств енного права, вывод ившие понятие госуда рства из обществ енного договора, исхо дили из ограни чения государством пра ва, что, п о их мне нию, вытекало и з нерушимости естеств енного закона и не отчужда емости основанных н а нем субъек тивных публичных пр ав индивида. С позиции данн ого подхода пра ву принадлежит безусл овный приоритет в сравнении с государством. Пра во возникает д о образования госуда рства. Оно ста рше государства, ника кое государство и никакая вла сть не ес ть первоначальный исто чник права.
Ес ть и тре тья точка зре ния на рассматр иваемую проблему, позвол яющая в опреде ленной мере интегри ровать взгляды сторон ников отмеченных пози ций и в то ж е время избе жать крайностей в оценке свя зи государства и права. [3]
Согл асно этому подх оду связь меж ду государством и правом н е имеет сто ль однозначного прич инно-следственного харак тера, государство порож дает право ил и из пра ва рождается госуда рство. Она (свя зь) видится бол ее сложной и носит хара ктер двусторонней зависи мости: государство др уг без дру га не мог ут существовать, а значит, меж ду ними имее тся функциональная свя зь.
Рассматриваемый под ход позволяет те м самым выяв ить глубинные свя зи между госуда рством и пра вом, избежать одностор онности, понять, чт о дает пра во государству, и в т о же вре мя выяснить исти нную роль госуда рства в обеспе чении права. Ана лиз такого ро да зависимостей име ет принципиально важ ное значение дл я всей общест венной практики. [2]
Призн ание двустороннего харак тера связи меж ду государством и правом позво ляет исключить интерпр етацию данного вопр оса в ду хе узконормативного подх ода к поним анию права («пра во исходит о т государства» и т.п.). В т о же вре мя при дан ном подходе ро ль государства п о отношению к праву н е нивелируется, ка к это выте кает их некот орых концепций та к называемого широ кого право-поним ания. Государственный ниги лизм в так ой же ме ре опасен, ка к нигилизм прав овой. Связь госуда рства и пра ва представляется ин ой: государство н е порождает пра во, не произ водит его, а является, с одной стор оны, зависимой, подчин енной ему сил ой, а с другой – мощ ным средством, поддерж ивающим и усилив ающим мощь пра ва, его потен циал в общест венной системе. Госуда рство использует пра во в каче стве средства управ ления общественными проце ссами, но ли шь в то й мере, в какой са мо право ем у это позво ляет.
2.2 Воздействие государства на право
Госуда рство является непосред ственным фактором созд ания правовых устано влений и глав ной силой и х осуществления. Государс твенная власть име ет конструктивное знач ение для сам ого бытия пра ва как осо бо институционального образо вания. Она присут ствует в пра ве и ка к бы прони кает в сам ую суть пра ва.
Государство опек ает право, испол ьзует его потен циал для дости жения целей государс твенной политики. В тоже вре мя влияние госуда рства на пра во не след ует абсолютизировать и рассматривать в духе этатис тских воззрений, призн ающих право исключи тельно инструментом (средс твом) государства, ег о признаком ил и атрибутом. Н е только госуда рство, но и право обла дает относительной самостоят ельностью, собственными, внутр енне присущими ем у закономерностями формир ования и функцион ирования, из че го следует, чт о право име ет по отнош ению к госуда рству самостоятельное знач ение. Если и допустимо рассмат ривать право в качестве инстру мента государства, т о лишь с отговоркой, чт о и госуда рство в то й же ме ре является инстру ментом по отнош ению к пра ву. [1]
Наиболее ощут имое воздействие госуда рства на пра во проявляется в сфере правотво рчества и пра во реализации. Пра во формируется пр и непосредственном учас тии государства. Одн ако государство н е столько форми рует право, скол ько завершает пра во-образовательный проц есс, придавая пра ву определенные юридич еские формы (нормат ивный юридический ак т, судебный ил и административный преце дент и д р.). В эт ом смысле госуда рство не явля ется его (пра ва) начальной, глуби нной причиной. Госуда рство создает пра во на институци ональном уровне. Прич ины же возникн овения права корен ятся в матери альном способе произв одства, характере экономи ческого развития обще ства, его куль туре, исторических тради циях народа и пр. Недоо ценка этого принцип иально важного полож ения ведет к тому, чт о единственным и определяющим источ ником права призн ается государственная деятел ьность. Именно в этом и заключался осно вной порок юридич еского позитивизма. Госуда рство признавалось учреди телем права, в буквальном смы сле считалось, чт о оно тво рит право. [4]
Вр яд ли мож но согласиться с имеющими распрост ранение в юридич еской теории взгля дами, согласно кото рым образование пра ва рассматривается в полном отр ыве (изолированно) о т государства. Вн е и пом имо конструктивной деятел ьности государства существ овании права ка к институционного образо вания немыслимо. Вме сте с те м роль госуда рства в правообраз овательном процессе доста точно специфична. П о настоящему госуда рство вмешивается в правообразовательный проц есс лишь н а определенных ег о стадиях. Отс юда творческая ро ль государства в отношении образо вания права заключ ается в следу ющем.
- В осущест влении правотворческой деятел ьности. Государство в соответствии с познанными зако нами общественного разв ития, закономерностями стихи йного правогенеза опред еляет потребность в юридической регламе нтации тех ил и иных отнош ений (деятельности), опред еляет потребность наиб олее рациональную юридич ескую форму (зак он, акт исполни тельной власти и др.) и учреждает общ ие нормы, пред авая им автори тетом государственной вла сти формально-юридич еский, всеобщий хара ктер. В буква льном смысле эт о означает, чт о государство устанав ливает нормы пра ва.
- В санкцион ировании государством но рм, которые н е имеют (н е носят) прям ого государственного харак тера. Для некот орых правовых сис тем такой спо соб «производства» пра ва является преобла дающим. Так, образо вание мусульманского пра ва характеризовалось ка к раз те м, что госуда рство санкционировало глав ным образом т е нормы, кото рые выработаны бы ли мусульманской доктр иной. Из исто рии права изве стны случаи, ког да положением, вырабо танным правовой доктр иной или появляю щимися вследствие толко вания применяемой нор мы, государство прида вало общеобязательное знач ение.
- В призн ании юридически обязате льными регуляторами повед ения фактически сформиро вавшихся и сущест вующих отношений и связей (соответс твующих им вид ов деятельности), вслед ствие чего эт и связи и отношения полу чают юридическое знач ение. Таким обра зом, формируется та к называемое обыч ное и прецед ентное право, призн аются в каче стве общих но рм положения нормат ивных договоров.
Госуда рство, таким обра зом, обеспечивает разв итие всей сист емы источников пра ва. Сообразуется с социально-экономи ческими потребностями, полити ческой ситуацией в обществе, госуда рство в значит ельной мере оказы вает на выб ор типов, государ ственно-юридических сред ств обеспечения правом ерного поведения. В этом смы сле можно сказ ать, что госуда рство управляет прав овой средой обще ства, обеспечивает е е обновление соответ ственно духу врем ени. [1]
Достаточно знач имой представляется ро ль государства в обеспечении реали зации права. Истори ческий опыт убедит ельно свидетельствует о том, чт о вне и помимо госуда рства использование ег о ресурсов, осущест вление правовых устано влений было б ы вообще невоз можно. Назначение госуда рства как ра з и проявл яется в то м, что он о своей деятель ностью призвано созда вать фактические, организ ованные юридические предпо сылки для использ ования гражданами, и х организациями предоста вленных законом возмож ностей в цел ях удовлетворения сам ых разнообразных интер есов и потреб ностей. Активность госуда рства – необходимое усло вие утверждения прав овых начал в общественной жиз ни. Государство обяз ано проявлять эт у активность, ина че оно н е соответствует сво ему предназначению, вслед ствие чего государс твенная власть утрач ивает легитимный хара ктер. [2]………….
Государство, дал ее, обеспечивает охр ану права и господствующих прав овых отношений. Государс твенное принуждение явля ется постоянно сущест вующей гарантией, кото рой подкрепляется пра во. За ни м всегда сто ят сила, автор итет государства. Уж е сама угр оза государственного принуж дения охраняет пра во. Тем сам ым упрочивается правоп орядок, создается реж им наибольшего благоприят ствования для констру ктивных действий социа льных субъектов. [3]
Госуда рство, следовательно, способ ствует распространению пра ва в социа льном пространстве, он о обязывает участ ников общественных отнош ений действовать п о праву, исклю чать противоправные подх оды в дости жении общественно знач имых результатов.
Несом ненно, объективно сущес твует пределы воздей ствия государства н а право. И, прежде все го это обусло влено регулятивным потенц иалом самого пра ва, возможностями госуда рства, его стру ктур обеспечить дейс твие права в данных социа льно-экономических и политических усло виях. Государство н е может так же использовать пра во в против оречии с ег о истинным назнач ением. Важна п о этой прич ине научно обосно ванная, эффективная юридич еская политика госуда рства, позволяющая наиб олее рационально и в интер есах общества исполь зовать правовой инструм ентарий. [6]
2.3 Воздействие права на государство
В специальной литер атуре проблеме влия ния права н а государство удал ено мало вним ание. Между те м государство нужда ется в пра ве не мен ьше, чем пра во в госуда рстве. Зависимость госуда рства от пра ва проявляется: 1) в о внутренней органи зации государства и 2) в ег о деятельности.
- Истори ческий опыт доказ ывает, что дл я своего существ ования государства, ка к организация, нужда ется в пра ве. Право оформ ляет структуру госуда рства и регул ирует внутренние взаимоот ношения в государс твенном механизме, взаимоот ношения между ег о основными звен ьями. Посредством пра ва закрепляются фор ма государства, устро йство государственного аппа рата, компетенция государс твенных органов и должностных ли ц. Право созд ает юридические гара нтии против возмо жной узурпации вла сти одной и з ветвей вла сти. Таким обра зом, отношение меж ду государственными структ урами получают прав овое регулирование, превра щаются в правоот ношения.
С пом ощь права опреде ляются место, ро ль, функции час тей государственного механ изма, их взаимод ействие с друг ими органами и населением. Упоряд очивая внутри организ ованные связи госуда рства, право, позво ляет обеспечить рацион альное устройство струк туры государства. Норма тивно-юридические ак ты правоустановительного харак тера формируют госуда рство как сист ему с разв итым органическим постро ением. Тем сам ым право созд ает юридические предпо сылки для эффект ивной работы вс ех звеньев государс твенной машины.
- Изве стны два мет ода, посредством кото рых государство навяз ывает свою во лю обществу: мет од насилия, прис ущий тоталитарным госуда рствам, и цивилиз ованное управление социал ьными процессами с помощью право вого инструментария. Так ой метод орган ично присущ госуда рствам с разв итым демократическим режи мом. Следовательно, соврем енное демократическое госуда рство не мож ет вне и помимо пра ва осуществлять св ою деятельность. Пра во составляет необхо димую сторону, асп ект, свойство государс твенной деятельности. Так ое качество прис уще праву, поско льку оно незам енимо как об ще-социальный регул ятор и ег о использование обусло влено объективными факто рами, находившимися вн е государства. Пра во навязывается госуда рству в си лу необходимости, поэт ому оно в принципе н е может прене бречь правовой фор мой. Государство бе з ущерба дл я общества н е может манипул ировать правом ил и освободить о т него. [1]
Обобщ енно можно отме тить ряд направ лений, характеризующих органи зующую роль пра ва в отнош ении к госуда рству:
1) Право воздей ствует на госуда рство при ег о взаимоотношениях с населением, отдел ьной личностью. Госуда рство воздействует н а граждан чер ез право и в гран ицах правовых требо ваний; в св ою очередь, и граждане воздей ствуют на госуда рство с помо щью права. Ценн ость права измер яется главным обра зом тем, в какой ме ре оно обеспе чивает и обеспе чивает ли воо бще гармоничное и прогрессивное разв итие личности и расширение е е свободы. С этой точ ки зрения ценн ость права ес ли и обусло влена связью с государством, т о лишь в той ме ре, в как ой само госуда рство поставлено н а службу.[2]
2) Пра во легализует государс твенную деятельность, обеспе чивает дозволенность охранит ельных и принуди тельных мер госуда рства. Государственная деятел ьность посредством пра ва вводится в строгие рам ки юридических требо ваний, приобретает юридич ескую форму.
3) Посред ством права опреде ляются границы деятел ьности государства, обозна чаются пределы вмешате льства в част ную жизнь граж дан.
4) Право закре пляет специфические инте ресы наций и народностей и тем сам ым воздействует н а государственную вла сть в е е взаимоотношениях с нациями и народностями.
5) Прав овая форма обеспе чивает возможность осущест вления действенного конт роля за деятель ностью государственного аппа рата и те м самым созд ает юридические гара нтии ответственного повед ения государства пер ед населением.
6) Пра во выступает в современных усло виях языком обще ния государства н е только с населением, н о и с другими государ ствами, мировым сообще ством в цел ом.
7) Право (и только он о) является осно вным средством легити мации государственного принуж дения. Право опред еляет основания, пред елы и фор мы государственного принуж дения. [6]
Итак, госуда рство как сувер енная власть н е может сущест вовать и функцион ировать вне пра ва. Концепция госпо дства права (право вого государства) ка к раз исхо дит из то го, что пра во в интер есах личности, обще ства в цел ом связывает, ограни чивает государство. Он о выступает мощ ным ограничителем государс твенного произвола. В указанном смы сле право высту пает как си ла, способная подчи нить государство. Обра зно говоря, пра во выступает на д государством дл я того, что бы господство н е встало на д обществом.[1]
В современных усло виях связывающая ро ль права в отношении госуда рства усиливается. Пр и этом наблюд ается следующая законом ерность: чем точ нее право отра жает объективные потреб ности общественного разв ития, тем в большой ме ре оно связы вает государство. Актив ность государства в этом слу чае не подавл яется. Напротив, он а расходуется результ ативно и исключи тельно в интер есах общества и отдельной личн ости. Только буд учи связанным с правом, госуда рство может действ овать свободно, а значит, соответ ствует своему историч ескому предназначению.
2.4 Возникновение и развитие идеи правового государства.
Прав овое государство - эт о такая фор ма организации и деятельности государс твенной власти, кото рая строится в о взаимоотношениях с индивидами и их разли чными объединениями н а основе но рм права.
Предста вления о госуда рстве как органи зации, осуществляющей св ою деятельность н а основе зак она, начали формиро ваться уже н а ранних эта пах развития челове ческой цивилизации. С идеей право вого государства связыв ались поиски бол ее совершенных и справедливых фо рм общественной жиз ни. Мыслители антич ности (Сократ, Демо крит, Платон, Арист отель, Полибий, Цице рон) пытались выяв ить такие свя зи и взаимод ействия между пра вом и государс твенной властью, кото рые бы обеспе чивали гармоничное функцион ирование общества то й эпохи. Уче ные древности счит али, что наиб олее разумна и справедлива ли шь та полити ческая форма общеж ития людей, пр и которой зак он общеобязателен ка к для граж дан, так и для сам ого государства. [4]
Государс твенная власть, призн ающая право и, одновременно, ограни ченная им, п о мнению древ них мыслителей, счита ется справедливой государст венностью. “Там, гд е отсутствует вла сть закона,- пис ал Аристотель,- не т места и (какой-ли бо) форме государс твенного строя”. Цице рон говорил о государстве ка к о “де ле народа”, ка к о прав овом общении и “общем правоп орядке”. Государственно-прав овые идеи и институты Древ ней Греции и Рима оказ али заметное влия ние на станов ление и разв итие более позд них прогрессивных уче ний о прав овом государстве.
Ро ст производительных си л, изменение социа льных и полити ческих отношений в обществе в эпоху пере хода от феода лизма к капита лизму порождают нов ые подходы к государству и пониманию ег о роли в организации общест венных дел. Центра льное место в них зани мают проблемы прав овой организации государс твенной жизни, исключ ающей монополизацию вла сти в рук ах одного ли ца или власт ного органа, утверж дающей равенство вс ех перед зако ном, обеспечивающей индивид уальную свободу посред ством права.[2]
Наиб олее известные ид еи правовой государст венности изложили прогрес сивные мыслители то го времени Н. Маккиавелли и Ж. Бод ен. В сво ей теории Маккиа велли на осн ове опыта существ ования государств прош лого и насто ящего объяснял прин ципы политики, осмы слял движущие полити ческие силы. Це ль государства о н видел в возможности свобо дного пользования имуще ством и обеспе чении безопасности дл я каждого. Бод ен определяет госуда рство как прав овое управление мног ими семействами и тем, чт о им принад лежит. Задача госуда рства состоит в том, что бы обеспечить пра ва и своб оды. [1]
В пер иод буржуазных револ юций в разра ботке концепции пра во-
вой государст венности значительный вкл ад внесли прогрес сивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.
Хоте лось бы отме тить, что сре ди русских филос офов идеи право вого государства то же нашла отраж ение. Они излаг ались в тру дах П. И. Пестеля, Н. Г. Черныше вского, Г. Ф. Шершеневича.
Та к, Шершеневич отме чает следующие пу ти формирования и основные парам етры правового госуда рства: 1) для устра нения произвола необх одимо установление но рм объективного пра ва, которые опред еляют пределы своб оды каждого и ограничивают од ни интересы о т других, в том чис ле и государс твенной организации,- отс юда идея госпо дства права в управлении; 2) ес ли личная иници атива требует прос тора, то госуда рству достаточно ограни читься охраною субьек тивных прав; 3) что бы новый поря док не наруш ался самими орга нами власти, необх одимо строго опред елить полномочия после дних, отделив о т исполнительной власти законодательную, утве рдив самостоятельность суде бной власти и допустив к соучастию в законодательстве выбо рные общественные элем енты.
Заключение
Призн ание закономерностей социал ьного развития и обращение в связи с этим к историческому опы ту позволяет надея ться, что прогност ическое определение суд еб права и государства буд ет удовлетворять науч ному подходу и служить прак тике государственного право вого строительства.
Ещ е 20 –30 лет наз ад политическая сист ема России развив алась в рус ле марксистско-ленин ской теории отмир ания права и государства. Е е основной выв од состоит в том, чт о государство и право сущес твуют не изве чно, они опя ть исчезнут с построением бесклас сового коммунистического обще ства.
Не бы ло бы неве рно оценивать ве сь опыт совет ского государственного строите льства только отрица тельно. Его компром етирует утопизм отдел ьных теоретических полож ений (догм), забег ание вперед, прожект ерство, огосударствление фо рм общественной самодеят ельности, лицемерие властв ующих структур. В любом слу чае в постперес троечный период тео рия отмирания госуда рства и пра ва не нахо дит своих сторон ников. Единственной теор ией, которая в последнее десяти летие XX в. при шла ей н а смену в России явля ется теория цивил изма (В.С. Нерсесянц), согл асно которой н а базе реаль ного социализма откры лась возможность формир ования неотчуждаемого пра ва каждого н а равную цивил ьную собственность и в цел ом движения к более высо кой ступени прогр ессе свободы.
В ходе написание курсовой работы, мной было рассмотренно соотношения взаимосвязь государства и права, были изучены понятие и признаки государства, также рассмотрела понятие и признаки права, изучила проблему соотношения и взаимосвязь государства и права, выявила воздействие государство и право, раскрыла воздействие права на государство.
Негат ивное отношение к государству и неправовым зако нам, от не го исходящим, мож ет иметь мес то только та м, где законода тельство и госуда рство характеризуются отрица тельно. Но так ую характеристику нел ьзя распространять н а государство и право воо бще. Уместно в это свя зи вспомнить, в силу как их причин появи лось государство, поч ему его во ле стали прида вать общеобязательное знач ение. И ес ли среди эт их обстоятельств вид еть некие общечеловеческие потребности, но именно с ними и следует связывать судьбу права и государства. Хорошо сравнение изобретения права с изобретением колеса. Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей (колесование), но куда в большей степени оно используется для обеспечения поступательного развития общества. Наука общей теории права и государства должна моделировать прогрессивную роль государственно-правового механизма.
Список использованной литературы
- Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева – М. Юрист, 1996 – 472 с.
- Основы государства и права: Учебное пособие /Под общей ред. С.А. Камарова – М. Манускрипт, Русь-90, 1996-312с.
- Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / Под ред. Профессора М.Н. Марченко – М. Юридический колледж МГУ, 1995г.- 228с.
- Лившиц Р.З. Современная теория права: Краткий очерк – М., 1992г.
- Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. Профессора Г.Н.Манова – М. БЕК, 1996- 336с.
- Конституция Российской Федерации – М. «Издательсво Новая Волна». 1997 – 63с.. 1997 – 63с.
- Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму – М.1992г.- 320с.
- Современные политические режимы(Политический режим: сущность, юридическая природа)
- Теория государства и права.Понятие и признаки (Разнообразие государства)
- Понятие и признаки государства
- Понятие и виды наследования в РФ (Основные понятия наследственного права)
- Судебная власть государства: организация и полномочия (Современные подходы к определению понятия «судебная власть»)
- Жизненный цикл организации и управление организацией (Жизненный цикл организации. Общее понятие)
- История развития средств вычислительной техники(ИСТОРИЯ ИНФОРМАТИКИ: ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ )
- Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ )
- Понятие и виды наследования ( Понятие наследственного права. Субъекты наследственных отношений )
- Понятие и признаки государств ( теорий происхождения государства)
- Состав правонарушения (Правонарушение как основание юридической ответственности)
- Влияние ТВ и средств массовой информации на школьников