Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Возникновение права(Понятие и признаки возникновения социальных норм общества)

Содержание:

Введение

Кардинальное преобразование нашего общества люди чаще всего связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека. Но как возникло право? Как появилось это общественное явление? Этот вопрос интересен многим и тем более тем, кто выбрал юриспруденцию своей профессией - настоящей или будущей.

Сразу следует отметить, что вопрос об образовании права разделяется на два различных друг от друга вопроса: о происхождении права и о его развитии. Вопрос о происхождении права есть вопрос о том, как образовалось в обществе то явление, которое именуется правом. Вопрос о развитии права есть вопрос о том, каковы факторы, под влиянием которых происходит преобразование права, приобретение им таких форм, в которых мы можем видеть право сегодня. В данной работе хотелось бы рассмотреть оба вопроса.

Вопрос об образовании права сложен, и у юристов нет единого мнения на этот счет. Существуют, существовали будут существовать различные взгляды, концепции по этому вопросу, обусловленные различными обстоятельствами: конкретным историческим промежутком, историко-правовой обстановкой в государстве - родине конкретного правового учения, а также субъективными факторами: личным мнением юриста-теоретика, основателя учения, его отношением к той или иной социальной группе. Было бы неправильным не изложить в данной работе учения различных правовых школ, учения о природе и происхождении права. Вначале мы рассмотрим основные теории возникновения права. И уже опираясь на концепции классических правовых школ, что-то почерпнув из них, а с чем-то не согласившись, мы рассмотрим вопросы о появлении права и о его дальнейшем развитии.

Исследование процесса происхождения права имеет важное теоретическое и практическое значение.

Правильное понимание причин, условий и закономерностей его возникновения позволяет не только раскрыть природу этого феномена, определить причины и условия его существования, но и выявить роль, а также основные функции, получить представление об исторических границах его существования.

Исследование вопросов происхождения права, анализ причин и условий его появления и развития, дает возможность понять социальную природу права, его особенности и черты. Кроме того, можно более четко определить все свойственные праву основные направления деятельности функций права, возможность точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Предметом исследования является совокупность правовых отношений в исследовании современного взгляда на происхождение права.

Цель настоящей работы состоит в выявлении на основе комплексного проблемно-правового анализа особенностей современного взгляда на возникновение права.

Исходя из цели исследования, определены следующие его задачи:

раскрыть понятие и признаки возникновения социальных норм общества;

  • 1 дать понятие права и его возникновения;
  • 2 проанализировать первые теории происхождения права;
  • 3 раскрыть теории происхождения права XIX-XX веков.

Методологической основой курсовой работы является общенаучный диалектический метод познания, позволяющий рассматривать особенности современного взгляда на происхождение права как динамическую категорию, зависящую от различных условий. Также были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения, сравнительно-правовой .

Структура работы обусловлена предметом исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы характеристика процессов возникновения права

1.1 Понятие и признаки возникновения социальных норм общества

Каждый человек сознательно или бессознательно руководствуется в своей деятельности определенными правилами, то есть образцами должного поведения, моделями. Эти правила разнообразны как по содержанию (регулируют отношения людей в различных сферах общественной жизни -бытовые, семейные, по поводу собственности, осуществления политической власти ), так и по способам возникновения (могут устанавливаться различными организациями граждан, органами государства или складываться исторически, в процессе развития человечества). Без существования правил, регулирующих поведение людей, было бы невозможным и существование общества.

Традиционно все нормы по предмету регулирования подразделяются на две большие группы: так называемые социальные нормы, которые регулируют отношения между людьми, их объединениями, и так называемые технические нормы, которые регулируют отношения между человеком и внешним миром, т.е. природой и техникой[1].

Технические нормы указывают, как следует вести себя в отношении различных природных объектов, как следует обращаться с простейшими сложными техническими приспособлениями, как создавать материальные ценности и т.д. Теория государства и права обращает свое внимание главным образом на социальные нормы.

Вместе с тем тенденции развития человечества, в особенности за последние два века, таковы, что вследствие огромного значения в современном мире техники и технологий и обострения глобальных проблем (экологической, сырьевой, энергетической, угрозы ядерной катастрофы и т.д.) все большее количество технических норм становится и социальными нормами. Образуется особый пласт так называемых технико-социальных норм, регулирующих отношения между людьми по поводу исполнения технических правил. К таковым относятся, например, нормы, действующие в сфере материального производства, обеспечения общественной безопасности и охраны окружающей среды (правила дорожного движения, правила, установленные для иных видов транспорта, различные стандарты, инструкции по эксплуатации машин и механизмов, нормы расхода сырья, электроэнергии, правила техники безопасности, хранения взрывчатых, наркотических, отравляющих веществ и т.д.). В настоящее время в условиях научно-технической революции значение надлежащего соблюдения этих правил особенно велико. Их игнорирование может привести к непоправимым последствиям.

Вопрос о технико-социальных, прежде всего о технико-юридических нормах, несмотря на свое значение, остается одним из малоисследованных в теории государства и права. Основные проблемы, которые здесь существуют, примерно таковы: систематизация нормативных актов (прежде всего государственных стандартов); совершенствование законодательства (отмена устаревших нормативных актов, поиск более точных формулировок, поддержание адекватности нормативного регулирования постоянно и быстро развивающейся технической сферы); обеспечение соблюдения технико-юридических норм (установление мер ответственности за их несоблюдение, надлежащая реализация ответственности); обеспечение реального действия отдельных технико-юридических норм (экологическое законодательство).

Самый характерный признак социальных норм - это нормативность. Социальные нормы являются правилами поведения, т.е. указывают, как следует поступать в той или иной конкретной ситуации. Социальные нормы служат для регулирования общественных отношений. Они представляют собой средство социального управления, необходимое условие жизни и развития общества. Действие социальных норм приводит к общественному порядку[2].

Социальные нормы имеют всеобщий характер. Выражая определенное правило поведения, социальная норма распространяет свое действие не только на конкретное лицо (т.е. имеет не конкретный характер), но на всех лиц, оказавшихся в сходных ситуациях. Для социальных норм именно как для всеобщих правил поведения характерны многократность применения, длительность действия, неопределенность адресата (адресуются всем, кто оказывается в определенном качестве, в определенных условиях, предусмотренных социальными нормами).

Социальные нормы являются предпосылками возникновения права и они образуются в результате сознательно-волевой деятельности людей как высшей формы отражения объективного мира. В своей совокупности они выражают объективные закономерности общественного развития, познаваемые людьми в процессе общения и освоения окружающей действительности и конкретизируемые в виде социальных норм. Так, для того чтобы общество могло существовать, люди должны продолжать свой род, добывать продукты питания, соблюдать элементарные запреты. Выработка соответствующих правил (не убий, не укради и т.п. как нравственные, религиозные и правовые запреты) и является сознательно-волевой деятельностью людей по отражению объективных закономерностей общественного развития, в результате которой устанавливаются социальные нормы.

Реализация социальных норм обеспечивается сознанием людей, а также теми организациями и социальными группами, интересы которых и отражают определенные социальные нормы. К примеру, нормы права, устанавливаемые государством, могут быть при необходимости обеспечены принудительной силой последнего.

Система и содержание социальных норм обусловлены достигнутым в обществе уровнем экономического, политического и культурного развития, историческими особенностями той или иной страны.

Этот момент - обусловленность содержания различных надстроечных явлений, в том числе государства и права, - всегда считался одним из ключевых в марксистско-ленинской теории государства и права. Сначала говорили о том, что содержание социальных норм обусловлено экономическим базисом общества. Но при таком подходе не видно, откуда возникают различия между социальными нормами в странах с одинаковыми экономическими отношениями, с примерно одинаковым уровнем экономического развития. Поэтому несколько позднее появилась следующая, более правильная формула: содержание социальных норм (равно как и других надстроечных явлений, в том числе и государства, и права) в целом обусловлено экономическим базисом общества. Таким образом, сознательно устанавливая социальные нормы, люди и свободны, и не свободны в выборе вариантов. В своей деятельности они с необходимостью должны опираться на материальные условия жизни общества, на политическую и духовную культуру. Но в этих рамках человеку предоставлена значительная свобода.

Социальные нормы имеют объективный характер. Сам факт существования социальных норм не зависит от воли и сознания людей; эти субъективные факторы оказывают влияние на содержание социальных норм. Последние возникают из объективной потребности общества в поддержании стабильности и порядка, в саморегуляции, в обеспечении поступательного развития.

Индивидуальное сознание человека складывается в процессе взросления и развития преимущественно под воздействием нравственных, обычных и корпоративных (например, религиозных) норм. Поэтому для того, чтобы нормы права действовали наиболее эффективным образом, они с необходимостью должны обращаться к внеправовым категориям и ценностям. Право должно быть глубоко нравственным, отвечать принципам справедливости, иначе оно не получит признания в обществе. Если мы проанализируем нормы права, содержащиеся в самом главном нормативном акте любого демократического государства- конституции, то увидим, что большинство из них не противоречат, а напротив, соответствуют нормам морали, обычаям, корпоративным нормам. Различные социальные нормы оказывают влияние на во как в сфере правотворчества, так и в сфере правоприменения.

1.2 Понятие права и его возникновения

Право как социальный институт возникает одновременно с государством, поскольку в значительной степени призвано обеспечить возможность функционирования первого. Своим появление оно обязано эволюции и развитию социальны норм.

При этом право, отражая эволюционный процесс в развитии общественных отношений, право создавалось незаметными переходами, путем дифференциации из однородной массы правил общежития. Право в силу своей значимости принадлежит к числу наиболее важных и сложных общественных явлений.

Долгое время люди не замечали, как постепенно в общественной жизни появилось новое и вскоре ставшее доминирующим явление. Со временем оно достигло такой степени самостоятельности, что обратило на себя внимание и привлекло к себе естественный интерес[3].

В общем виде основными причинами их последующей обособленности являются: численный рост населения; нарушение социальной однородности людей; увеличение числа правил, создаваемых для сплоченности общества; усложнение общественных связей; прогресс общественного развития.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов. Правовые нормы всегда оформлялись в письменном виде.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя путями:

1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов – нормативных актов;

3) прецедентное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения других аналогичных проблем).

Проблема понимания причин возникновения права, как и прежде, в современной науке остается дискуссионной.

Причины и условия, которые породили право, в целом одинаковы с причинами, породившими и государство. Однако мононормы первобытного общества и нормы права гораздо более преемственны, чем между органы родового самоуправления и органы государства.

Проверенные многими поколениями, вековые, обычаи стали расцениваться как данные свыше и справедливые, а поэтому стали называться «правом». Наиболее важные из них далее были санкционированы государством как источники права (обычное право).

При первобытнообщинном строе власть носила сугубо общественный характер и была основана на личном авторитете старейшин, военных вождей, жрецов, которых избирали на общем собрании всех членов рода. Кроме того, власть основывалась на личных достоинствах и уважении каждого члена рода к опыту старших.

Вместе с тем, в силу практической необходимости и для регулирования общественных отношений между членами рода в первобытном обществе стали складываться относительно устойчивые правила поведения, обычаи, то есть исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате их многократного повторения вошли в привычку и стали жизненной потребностью людей.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности членов первобытного общества, и действовали они в комплексе с нормами, морали и религиозных обрядов и ритуалов.

Возникновение права – это не более чем, закономерность усложнения общественных взаимосвязей. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, в связи с чем появилась необходимость в новых регуляторах общественных отношений.

Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствовала государственная собственность, основным источником становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений – Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах. Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер.

В обществе, основанном на частной собственности, право развивалось более обширно, отличалось высокой степенью формализации и определенности законодательства, и прежде всего – гражданского, регулирующего более сложную систему имущественных отношений (например, частное римское право).

В разных странах процесс возникновения права при переходе от общины к государству имел свою специфику, поэтому выделяют пути образования права:

1) исторически первой формой права явилось обычное право, сложившееся стихийно и позднее получившее поддержку государства;

2) судебным или административным решениям придавалось общеобязательное значение, то есть они выступали образцами для разрешения аналогичных споров (прецедент);

3) издание правотворческими государственными органами нормативных правовых актов.

Названные три пути присущи любому обществу, но тот или иной путь преобладал в отдельных странах, у отдельных народов.

До настоящего времени специалисты (ученые, практики) не пришли к единой трактовке понятия «право».

По мере развития государства и права, а также усложнения отношений у людей меняется отношение к сущности права. Появилось много различных правовых идей, представлений и теорий о праве. В наиболее простом определении право понимается как система регуляции общественных отношений с целью установления соответствующего режима правопорядка.

При исследовании сущности права ученые отмечают следующие его черты: естественно-исторический характер происхождения права; его предназначение быть масштабом поведения свободных и равных субъектов; нормативность, общеобязательность и взаимозависимость содержащихся в нем прав и обязанностей; наличие гарантий реализации правовых предписаний со стороны государства; ведущая роль государства в формировании правовых предписаний; взаимосвязь и взаимозависимость между государством и правом.

Раскрыть проблему закономерностей возникновения права возможно при рассмотрении этого вопроса в контексте соотнесения данной категории с государством[4].

Советская теория государства и права всегда связывала происхождение права со становлением государства и понимала под правом орудие проведения классовой политической воли в форме законов. Западноевропейская позитивистская доктрина, определяя право в виде законов, охраняемых государством и от него исходящих, также основывалась на этатизме. Различия между двумя названными направлениями состоят в том, что они по-разному определяют причины возникновения государства - так, советская наука выделяет классово-экономический фактор, а позитивизм связывает государство с завоеваниями, насилием.

Выводы англо-американской науки принципиально отличаются от описанных выше. Во всех концепциях единым образом подчеркивается, что право (примитивное, архаическое, рудиментарное) существовало на очень ранних стадиях развития человечества, задолго до основания государства. Право появляется там и тогда, где и когда появляется суд. Существование судов вызвано частыми нарушениями социального равновесия. Следовательно, отход от коллективизма, осознание человеком собственных интересов, возникновение потребности в разрешении конфликтов, споров и есть причина возникновения права.

Таким образом, можно сформулировать следующие основные закономерности происхождения права:

1. Право выделилось (наряду с религией, моралью) из синкретической системы мононорм, существовавших на первом этапе развития первобытною общества. Процесс исторического генезиса права относительно самостоятелен, своим существованием право не обязано ни религии, ни морали, ни политике, но тесно связано с ними. Кроме того, здесь следует иметь в виду то обстоятельство, что на первых этапах право имело сакральный характер и в значительной степени рассматривалось через религиозные убеждения;

2. Право объективно возникает на этапе становления раннеклассового общества, когда становится необходимым регулировать производительный труд общинников- земледельцев и ремесленников, то есть при переходе к производящей экономике.

Становление права идет путем полностью не осознаваемого, стихийного, медленно протекающего процесса образования определенных правил, регламентирующих процесс производства, распределения и обмена результатами труда. Стихийность и бессознательность закрепления определенных форм поведения приводит к существованию нескольких систем правовых обычаев внутри одного племени или союза племен.

3. Право появляется на том этапе общественного развития, когда люди, уже разделенные между собой по социальному признаку, по-разному стали оценивать справедливость или несправедливость норм. Отсюда в масштабах всего общества возникла необходимость духовно или под угрозой принуждения навязать господствующую систему норм. Появляются признаки социальности, общеобязательности.

4. Эти правила впоследствии получают закрепление в письменных источниках. Появляется признак формальной определенности.

5. Развивается самостоятельная система государственных органов, контролирующих и обеспечивающих их исполнение, а позднее и создающих новые нормы. Появляются признаки институциональности, обеспеченности государством.

Вывод по первой главе. Таким образом, процесс происхождения права носит достаточно сложный характер и детерминирован всем ходов общественного развития. Возникнув одновременно с государством, оно постоянно находится в тесной взаимосвязи с ним.

Глава 2. Анализ основных теорий возникновения права

2.1 Первые теории возникновения права

До настоящего времени продолжаются споры относительно того, на основе чего возникло право в жизни общества. На сегодняшний момент сложилось несколько основных теорий, объясняющих феномен происхождения права.

Самое первое объяснение происхождению права дала теологическая теория происхождения права (Фома Аквинский, Ж. Маритен).

В соответствие с ней право рассматривается как вечное явление, созданное Богом. Представители этой теории считают, что существует высший божественный закон, который должен лежать в основе позитивного права, создаваемого государством.

Сильная сторона данной теории заключается в том, что в ее основе лежат, христианская мораль, христианские заповеди: "Не убий", "Не укради".

В качестве основного недостатка следует отметить тот факт, что существование Бога не поддается научному доказательству, поэтому всегда найдутся сомневающиеся в данной теории[5].

Следующей исторически сложившейся школой объяснения происхождения права является естественно-правовая школа (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, В.С.Соловьев, П.И.Новгородцев и др.).

Согласно данной теории существует две системы права — естественное и позитивное:

- естественное право существует объективно, независимо от государства (например право на жизнь, на свободу, на достоинство и др.) — поэтому оно не нуждается в государственном закреплении и регулировании. Оно исходит от природы (Высшего Разума, Бога) и, следовательно, воплощает в себе высшую справедливость;

- позитивное (писаное) право, рассматриваемое как совокупность норм, создаваемых государством. Оно не должно противоречить естественному праву.

Согласно естественноправовому подходу (юснатурализм) право по своей природе, смыслу, сущности и понятию является естественным и принадлежит человеку от рождения. Представители данной теории (например, Кант, Гегель) утверждают, что существуют высшие, не зависимые от государства нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективный порядок.

Естественное право – это право, переданное человечеству извне и имеющее приоритетное значение по отношению к человеческим установлениям. Оно является первичным по отношению к нормам позитивного права. Представители этого направления в теории права считают, что в нём наиболее полно нашли воплощение объективные свойства и ценности «настоящего права». Оно наделяется соответствующей абсолютной ценностью и предназначено выступать в качестве образца и критерия качества действующего позитивного права.

В содержательную характеристику естественного права наряду с объективными свойствами права включаются и различные моральные характеристики. В результате такого смешения естественное право представляет собой симбиоз различных социальных норм, образующих ценностно – содержательный и нравственно – правовой комплекс. Совокупность подобных свойств и содержательных характеристик естественного права в обобщённом виде трактуется как выражение всеобщей и абсолютной справедливости права вообще. Нормы позитивного права и сама практическая деятельность государства должны соответствовать основным положениям естественного права.

В современных условиях нормы естественного права наиболее полно отражены в нормах международного права. Чем демократичнее и стабильнее общественно - политический строй государства, тем ближе его позитивное право к положениям естественного права. Однако равенства между ними никогда не будет.

Идеи и основные положения естественного права в определенной степени отражены в конституционном и текущем законодательстве большинства современных государств.

Решая практические задачи в различных сферах общественной жизни государство с учётом многообразных факторов (не всегда положительных) формирует соответствующий складывающейся обстановке правовой режим. Как правило, его положения носят ограничительный характер по отношению к определению линии поведения субъектов права.

Признание естественных неотъемлемых прав человека — величайшее достижение юридической науки XVIII в. В то же время в этой теории не учитываются экономические причины происхождения права.

Историческая теория происхождения права (Савиньи, Г.Гуго) рассматривает происхождение права как стихийный исторический процесс. Право с данной точки зрения складывается в ходе жизни и деятельности общества, является продуктом развития нации. Право развивается подобно растению, языку, на котором говорят народы. Среди источников права важнейшую роль сторонники исторической школы отдавали обычаям, закрепившимся в нормах права с течением времени, а не законам.

Сторонники данной теории отстаивали необходимость изучения истории права. При этом они защищали устаревшие обычаи, феодально-крепостнические институты.

В соответствии с философским подходом к праву считается, что не заведомо несовершенное законодательство, а Право как выражение извечной природной справедливости является первичным, естественным и непреходящим выразителем и защитником справедливости. Основа права – интересы безопасности человека, а конкретно – его права на жизнь, собственность и свободу.

Идеи, высказанные Гоббсом, Спинозой, Руссо и другими выдающимися философами, помогли человечеству по-новому взглянуть на сушность человека, на мироустройство и на многие важнейшие вопросы общества – демократию, социальную справедливость, свободу и права человека. Философы не только показывают людям новые и истинные ценности, но и новые перспективы развития. Со временем эти идеи материализуются в практику государственного развития в различных сферах общественной жизни.

Таким образом, на первых этапах осмысления проблемы происхождения права, рассмотренные теории находились в тесной связке с философским знанием и развивались в основном в русле рассмотрения права в контексте его деления на естественное и позитивное.

2.2 Теории возникновения права XIX-XX веков

Еще одним направлением в объяснении права является юридический позитивизм. Как одно из важных течений в правовой науке возник в первой половине ХIХ века. Его прародителем считается английский правовед Джон Остин.

Впоследствии его основные положения были разработаны в трудах К. Бергбома (Германия), Кабанту (Франция), Адемара Эсмена (Франция) и других исследователей.

Именно Джон Остин дал развёрнутое обоснование формуле: право – это повеление суверена. В своих исследованиях он широко использовал эмпирические особенности права. Такой подход предполагал изучение основных черт права с использованием чисто юридических критериев, обособленных от моральных оценок права и его социально-политических характеристик.

В зависимости от обстоятельств сувереном может быть не только отдельно взятое лицо с набором властно–государственных полномочий, но и учреждение, которое в силу своего положения действительно, а не формально является сувереном для подвластных ему лиц. Норма права рассматривалась им «правилом, установленным одним разумным существом, для руководства им». Субъектом суверенных властных отношений рассматривался и бог (божеское право). Устанавливаемые санкции одновременно имели юридический и политический характер.

Приказ суверена, снабжённый соответствующей санкцией, рассматривался как норма позитивного закона. Джон Остин считал, что источником права является только суверенная власть. Основной гарантией действия права (позитивного закона) выступает привычка и готовность большинства населения к повиновению. Позитивными законами должны считаться только те, которые предполагают возложение обязанностей и наступление юридической ответственности на легальных (законных) основаниях[6].

Джон Остин не относил к разряду позитивного закона распоряжения оккупационных властей, даже если они и имели наименование закона. К этому же разряду им относились: правила, устанавливаемые негосударственными структурами (общественным мнением), в том числе и международными организациями; правила моды и этикета; понятия чести. Эти нормы поведения он называл «позитивной моралью». По его мнению, право в широком смысле включало в себя: богооткровенное право, позитивное право и позитивную мораль.

Джон Остин решительно отвергал естественно – правовые принципы и обоснования о признании прав личности. В целом позитивистское правопонимание негативно относилось к теоретико–правовым конструкциям, допускающим помимо издаваемого государством массива законодательства и некоего идеального (эталонного) права, с наличием которого государству надо считаться («Лучше капля силы, чем мешок права»). Подобное отношение распространялось и на концепции естественных и неотчуждаемых прав личности.

В наибольшей степени позиция этого учёного на сущность права заключалась в следующей формуле: «закон есть закон».

В ХХ веке теоретические взгляды Джона Остина были широко использованы в практике государственного строительства стран с антидемократическими политическими режимами.

Другой представитель юридического позитивизма немецкий юрист К. Бергбом считал, что наука должна изучать, а не оценивать или требовать. Она должна иметь дело только с реальными предметами и исследовать их методом опыта. Соответственно и теория права должна заниматься только объективно существующим правом, основывающимся на правотворческих фактах, т. е. законодательной деятельности государства. Только естественное право обеспечивает «порядок, гармонию и безопасность в государстве, создаёт прочный правопорядок, стоящий над гражданами, над властью, над государством».

Нельзя решать возникающие в практической деятельности юридически значимые коллизии исходя из положений естественно – правовых доктрин, подразделяющих право на естественное и положительное. Дуализм в этой ситуации невозможен – считал учёный. Единственно реальным является то право, которое выражено в законе.

Аналогичные идеи высказывали и французские юристы–позитивисты. Например, французский юрист Кабанту считал, что «частное и публичное право входят в позитивное законодательство и только благодаря этому приобретают качество права». Естественное право (право народов) он называл социальной философией (отражает частные интересы), политической философией (определяет систему публичных институтов) и дипломатической философией (устанавливает порядок и характер международных отношений).

Поскольку единственным источником права являются суверенная власть и государственная воля – значит, закон должен занимать верховенствующее положение. В таком подходе фактически принижается, если не отрицается, роль права (такую же позицию занимают и представители легизма). Поэтому при вынесении решений судьи должны руководствоваться только законом.

Следует отметить, что представители школы юридического позитивизма довели до совершенства разработку способов толкования законов и особенно таких методов, как: логический, грамматический и систематический.

Несмотря на заметную роль в разработке правопонимания специалисты склоняются к тому, что юридический позитивизм не смог создать подлинной теории права. Он не смог ответить на вопрос: как обеспечить законность (правомерность) правотворческой деятельности государства; если она является силой, уполномоченной создавать позитивное право – то какие рычаги воздействия на него должны существовать и иметь реальное право на него воздействовать?

Следующая теория, объясняющая феномен права и его происхождение, является нормативистская теория происхождения права. Ее представителем являлся австрийский философ права Г. Кельзен (1881–1973 гг.).

В данном подходе право рассматривается как система регулирующих человеческое поведение правил, исключительно исходящих от государства и охраняемых им. Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон.

Право в названной теории представляет собой иерархическую систему норм в виде лестницы, где каждая верхняя ступень обслуживает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней и ей подчиняется. Таким образом, нормы законов составляют иерархическую пирамиду. Ее вершина — конституция.

Основной целью теории права он считал снабдить юриста, прежде всего судью, законодателя и преподавателя пониманием и описанием позитивного права страны. При этом, наука должна описывать свой предмет изучения объективно (как он есть), с целью познания реальности. Другие соображения должны быть предметом политики, имеющей непосредственное отношение к искусству государственного управления.

Одной из самых трудных задач общей теории права он считал в определении её реальности и показе различия между реальностью законов и природы. Свою позицию по отношению к естественно – правовым концепциям он определил следующим образом. Школу естественного права следует воспринимать как носительницу доктрины, предлагающей вариант решения вечной проблемы справедливости посредством определения характера взаимоотношений между людьми. Естественные права законами государства нельзя ни установить и не отменить. Государство их может только защитить или обеспечить.

Независимость права от политики должно выражаться в том, что учёные не должны заранее склоняться в пользу обозначенной не ими ценности.

Ядром нормативистского подхода к пониманию права является мысль, согласно которой законодатель всегда прав, а какие-либо «целесообразности», если и допустимы, то лишь в рамках толкования юридических норм. «Закон суров, но он Закон». Поэтому данный подход называют формально-юридическим.

Нормативисты и легисты отождествляют право с законом и трактуют его принудительный характер как сущность права. Закон ими понимается как одна из форм права, которое представляет собой совокупность законов. При этом право рассматривается лишь как официально–властное орудие, как средство для осуществления социального управления. Наиболее точно такой подход выражен в трактовке права, сформулированного В.И. Лениным: «Право – это возведенная в закон воля господствующего класса».

Данная теория является полностью противоположной теории естественного права (все право — только от государства).

Достоинством теории является то, что данной теорией доказывается:

- связь права и государства;

- его обязательное исполнение всеми субъектами;

- иерархическая соподчиненность нормативно-правовых актов.

Недостатки теории в том, что:

- отрицаются естественные права человека;

- теория может служить обоснованием всевластия государства

Марксистская теория происхождения права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) основана на материалистической философии. Она соотносит возникновение права, прежде всего, с экономическими изменениями, произошедшими в первобытном обществе в связи с неолитической революцией, возникновением частной собственности и т. д. Под правом понимается воля господствующего класса, возведенная в закон, т. е. согласно марксизму буржуазное право не служит интересам всего общества, поэтому с ним можно не считаться как с пережитком прошлого. Отсюда идея диктатуры пролетариата, т. е. власти, по ленинским же словам, не ограниченной законом.

Данная теория близка к жизненным реалиям (право действительно во многом создается представителями господствующих классов в своих интересах, отличных от интересов большинства общества).

К основным недостаткам данной теории необходимо отнести следующее:

- право в марксисткой концепции рассматривается как феномен, отживший себя;

- обоснование идеи диктатуры (буржуазному праву противопоставляется рабоче-крестьянская диктатура).

Прагматический позитивизм как теория происхождения права рассматривается в качестве разновидности современного юридического позитивизма в праве (американская и скандинавская школы «реального права»). В отличие от прежней «юриспруденции понятий», получившей такое название за присущий ей формализм и догматизм, современную реальную школу в правоведении называют «юриспруденцией выработки и принятия решений». Её представители призывают к радикальному пересмотру сложившихся представлений о праве. Прежде всего, это относится к конвенциональным суждениям (юридическим фикциям).

Еще одной теорией, объясняющей происхождение права является социологическая теория. Она возникла еще в ХVIII веке в рамках школы «свободного права».

Представители этой школы права проводят границу между правом и законом. Предписания закона становятся живым, действующим правом, когда они фактически начинают применяться на практике. Важнейшее значение имеет судебная и арбитражная практика, свобода судейского решения, право в контексте социальных отношений. Теорию оценивают с точки зрения ее пользы[7].

Ее сущность заключается в том, что нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию в условиях развития капитализма, перестали удовлетворять потребностям общества. По мнению представителей данной теории право состоит из отдельных норм, которые устанавливают непосредственно судьи в процессе разрешения конкретных дел. При этом важная роль отводится их психическим и эмоциональным переживаниям.

В данном случае суды начинают трактовать законы и заниматься правотворчеством. Иными словами, суды и администраторы сами устанавливают право. Суть данного реалистического подхода сводится, к тому, что в определённой степени проявляется недоверие к закону и законности.

Согласно социологическому подходу, закон – собрание во многом «волевых», но далеко не всегда обоснованных и справедливых норм вчерашнего дня. Следовательно, право надо искать не столько в юридических источниках, сколько в самой жизни, хотя и с учетом действующего законодательства. Главное – не «буква», а «дух» закона. Высшее благо – не формальная законность, а благо и справедливость. Важно знать не только закон, но и право.

Данный подход выражает стремление преодолеть, в том числе посредством судебных прецедентов и суда присяжных формализм и чрезмерную консервативность нормативного подхода.

Психологическая теория. Ее представители рассматривают право как психологическое явление, коренящееся в человеческом создании. Представители этой теории считали, что право представляет собой особого рода сложные эмоционально - интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в психике индивида. В эмоциональном состоянии в психике людей лежат причины возникновения права. Человеку свойственно, вступая в различные отношения, испытывать определенные правовые чувства: что он должен сделать, что от него ждут. Эти эмоциональные переживания человека Петражицкий назвал императивно-атрибутивными. Комплекс этих переживаний составляет так называемое интуитивное право. Всякое право, существующее вне сознания человека, есть фиктивное, недействующее право. Право не связано с государством и с другими социальными явлениями, обществом

Нельзя издавать законы без учета социальной психологии индивида. Право опосредствует их, живет в них, проявляет через них свою эффективность. В этом случае сложно определить степень правового характера закона, так как его восприятие через психику индивида носит соответственно индивидуальный и иррациональный характер.

Психологический подход представляет собой попытку государственно-правового «оформления» преобладающих суждений, но особенно – чувств и переживаний.

Достоинствами психологической теории права является то, что в процессе создания права учитываются:

- психологические факторы;

- правосознание общества;

- правовая культура;

- социальная психология.

Недостаток теории заключается в преувеличении роли психологических факторов, недостаточном внимании социально-экономическим причинам как факторам происхождения права.

Интегративная теория. Ее представители рассматривают право как совокупность признаваемых в данном обществе правил, направленных на обеспечение социальной справедливости. Защита нормативами равенства, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношениях друг к другу.

Либертарно–юридическая теория. При либертарно–юридическом подходе выделяют следующие основные характеристики (принципы): формальное равенство; всеобщность; свобода; справедливость; общеобязательность.

Каждый из перечисленных принципов, наряду с самостоятельным и обособленным значением, предназначен дополнять и придавать новые оттенки другим. Взятые в единстве они позволяют в более полной степени отразить сущность права в целом. Далее рассмотрим ряд из перечисленных характеристик, присущих праву, в более развёрнутом виде.

Формальное равенство. Выражение «равенство» предполагает абстрагирование от различий, которыми обладают рассматриваемые объекты. При выборе критериев уравнивания придерживаются метода игнорирования несущественных различий между ними. Такой же подход используется и при определении сущности формального правового равенства как одного из основополагающих качеств права.

Спецификой правового равенства (и в целом права) является то, что основанием соблюдения равенства между субъектами является признание условия свободы индивида в общественных отношениях через такие понятия как правоспособность, дееспособность и правосубъектность. В тоже время, правовое равенство предполагает соблюдение условий соразмерности и эквивалентности между сторонами.

Формальная определённость является одним из признаков права. Принцип формального правового равенства предусматривает гарантируемое государством формализованное и упорядоченное право индивидам на единых и общих для всех основаниях иметь реальную возможность пользоваться «услугами права». Его сущностная характеристика в различных исторических эпохах наполнялась новым содержанием. Например, в эпоху рабовладения в Древнем Риме принцип формального правового равенства не распространялся на рабов (наряду с орудиями труда и сельскохозяйственными животными они приравнивались не к субъектам права, а к его объектам).

В настоящее время принцип формального равенства закреплён в основополагающих международно-правовых документах и находит своё отражение в конституциях подавляющего большинства государств. Это выражается в предоставлении возможности одинакового права для всех на: жизнь; возможность трудиться; свободу вероисповедания; идеологическое многообразие; безопасные условия жизни; достойные условия жизни; возможность получения квалифицированной юридической помощи и др. Таким образом, об одинаковом равенстве всех субъектов права можно говорить только в общем виде.

В конкретно–индивидуальных ситуациях дело обстоит несколько иначе. Каждое государство в отношении различных категорий граждан (титульных и иностранных) на законодательном уровне предусматривает определённые иммунитеты (депутатская неприкосновенность) и привилегии (всевозможные льготы ветеранам войны и труда, орденоносцам, детям - сиротам и т д.). Подобная практика предусматривается и нормами международного права, в том числе и признанием института дипломатической неприкосновенности.

Свобода. Личная свобода и свобода воли индивида в праве рассматриваются как тождественные понятия. В той или иной интерпретации в праве всегда содержится волевой момент. Он может быть выражен в свободном волеизъявлении индивида посредством вступления в правоотношение определённого вида. Перечень определённых прав и свобод содержится в текстах конституций государств. На примерах признаваемых государствами за индивидами перечней прав и свобод можно судить о прогрессе мировой цивилизации в целом.

Справедливость (Justitia). В системе социальных норм справедливость рассматривается как возможность воздаяния равным за равное. Наряду с другими это одно из обязательных внутренних свойств и качеств права. Справедливость в праве выполняет роль своеобразного образца (стандарта, эталона качества), на котором проверяется внутренне качество самого закона.

Вывод. Таким образом, существует целый спектр теорий, которые стремятся объяснить происхождение права. Одни теории пытаются это сделать через попытку определения того источника, из которого сформировалось право, другие теории определяют происхождение права через свойства, присущие этому явлению. Однако, следует сказать, что вплоть до настоящего времени ведутся активные дискуссии относительного того, каким же все-таки образом сформировалось право и однозначного ответа ни одни из существующих теорий не дает.

Заключение

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство.

Возникновение права – длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.

На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств.

Отражая эволюционный процесс в развитии общественных отношений, право создавалось незаметными переходами путем дифференциации из однородной массы правил общежития. Право в силу своей значимости принадлежит к числу наиболее важных и сложных общественных явлений.

По мере развития государства и права, а также усложнения отношений у людей меняется отношение к сущности права. Появилось много различных правовых идей, представлений и теорий о праве. В наиболее простом определении право понимается как система регуляции общественных отношений с целью установления соответствующего режима правопорядка.

Люди уже в глубокой древности задумывались о причинах и путях появления и возникновения права. Были созданы самые разнообразные теории, которые по-разному отвечали на такие вопросы. Большое количество этих теорий можно объяснить различными историческими и социальными условиями, в которых жили их создатели. Кроме того, это и разнообразие идеологических и философских позиций авторов.

Существующий спектр теорий, объясняющих происхождение права, доказывает сложность самого феномена права, процесса его возникновения. Необходимо в качестве одного из основных выводов отметить то обстоятельство, что ни одна из теорий не может быть рассмотрена как ведущая и в большей степени претендующая на полноценность объяснения рассмотренной проблемы. Таким образом, на наш взгляд, необходимо опираться на комплексный подход.

Список литературы

  1. Бержель, Ж.-Л. Общая теория права. М.: Изд. дом NOTA BENE, 2000. -892 с.
  2. Бобылев А.И. К вопросу о концепциях происхождения права и государства // Право и политика. 2014. N 11. С. 4 - 14.
  3. Гаджимова, Ф.М. Предпосылки многозначности понятия "источник права" / Малахов В.П. Концепция философии права: Науч. изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.-822 с.
  4. Городенцев, Г.А. Происхождение государства и права: сборник научных стате.й Краснодар: КрУ МВД России, 2011. 41 с.
  5. Графский В.Г. Основные концепции права и государства в современной России // Государство и право. 2015. N 5. С. 12.
  6. Евдеева, Н.В. Интегративные теории правопонимания в современной России: Дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2011.- 178 с..
  7. Ильин, И.А. Путь духовного обновления // Религиозный смысл философии. М.: ООО "Издательство АСТ", 2011.-902 с.
  8. История политических и правовых учений: хрестоматия. М.: ВАВТ, 2011. 137 с
  9. Кальной, И.И. Философия права: СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2015. -670 с.
  10. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и подходы. М.: Наука, 2012. -702 с.
  11. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1. Введение и общая часть. СПб, 2004. – С. 78.
  12. Корнев В. Н. Теории происхождения государства в оценках русских ученых-юристов дореволюционной России//Справочно-правовая система Консультант Плюс.
  13. Лазарев, В.В. Поиск права // Журнал российского права, 2013. №7.
  14. Лазаревский, Н.И. Русское государственное право. М., 2013. – С. 28.
  15. Ларин, А.Ю. Теория государства и права. М.: Книжный мир, 2011. 288 с.;
  16. Марченко, М. Теория государства и права. М.: Проспект, 2014. 636 с.
  17. Перевалов, В.Д. Теория государства и права М.: Юрайт, 2014. 415 с.
  1. 1 Перевалов, В.Д. Теория государства и права М.: Юрайт, 2014. с. 303.

    .

  2. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и подходы. М.: Наука, 2012. –с. 202.

  3. Городенцев, Г.А. Происхождение государства и права: сборник научных стате.й Краснодар: КрУ МВД России, 2011. с. 27.

  4. Лазарев, В.В. Поиск права // Журнал российского права, 2013. №7. – с.33.

  5. Перевалов, В.Д. Теория государства и права М.: Юрайт, 2014. с. 303.

  6. Кальной, И.И. Философия права: СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2015. –с. 233.

  7. Бобылев А.И. К вопросу о концепциях происхождения права и государства // Право и политика. 2014. N 11. С. 4 - 14.