Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Возникновение права .

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Теория государства и права изучает общие законо­мерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Право, как социальный институт, возникает практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, как правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством. Как возникло право?  Этот вопрос интересен многим и тем более тем, кто выбрал юриспруденцию своей профессией - настоящей или будущей.  По мере развития общества и государства у людей, естественно менялось и представление о праве, появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений.

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Без права невозможно существование современного цивилизованного общества, поэтому большое значение имеет изучение права, его функций и теорий возникновения. Человеческое общество, обусловленное совместной сознательной деятельностью людей, не может существовать и развиваться без социальных регуляторов поведения. На первых порах, пока еще индивид не выделял себя из первобытного стада, для выражения некой социальности достаточно было ряда запретов, тотемов, близких по своему происхождению к естественным требованиям поддержания самого рода человеческого, например, запрета кровосмесительного брака, который резко ухудшал здоровую наследственность.

Если признать тот факт, что возникновение права как сферы свободы, и зависит, конечно, от уровня культуры, духовности, моральных принципов человека и от той среды, в которой он жил и творил, от характера материальных отношений. Изучение процесса возникновения права позволяет глубже понять социальную природу, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. По мере развития позволяют четче определить все свойственные праву функции, то есть основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений.

Общественные отношения в государстве, как особая форма регулирования единой системы норм и правил, обязательной для всех членов общества, являются объектом исследования.

Предметом курсовой работы является правовая сторона определения права и его источники.

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия права, возникновение и его основные характеристики.

Задачи курсовой работы следующие:

- рассмотреть причины возникновения права;

- проанализировать развитие подходов к пониманию права;

- определить современное понимание права в российской науке;

- рассмотреть теории происхождения права, его генезис;

- выявить основные характеристики права в объективном свойстве и социальной ценности права.

В работе использованы материалы таких авторов, как Исаев И.А., Черниловский З.М., Жидкова О.А., Крашенниковой Н.А. и другие. Курсовая работа состоит из трех глав, названия глав соответствуют о своем содержании.

1. Понятие права

1.1 Возникновение права и его развитие

Взгляды на право, его возникновение и социальную роль менялись по мере развития самого общества. Вместе с тем, несмотря на неоднозначность учений о праве, большинство концепций о его сущности и предназначении содержат ряд общих положений:

- право, как и государство, возникает на неопределённом этапе общественного развития и является достижением человеческой цивилизации и культуры;

- право – эффективное средство регулирования и упорядочения общественных отношений;

- выражает государственную волю, для целенаправленного и последовательного управления обществом;

- право есть мера социального поведения, охраняемая принудительной силой государства..

Таким образом, право это система общеобязательных, установленных, охраняемых государством правил поведения, предназначенных для регулирования и упорядочения общественных отношений.

Сегодня история политических и правовых учений относится к числу исторических дисциплин, и изучаются в высших учебных заведениях на юридических и факультетах права. Школьная программа также затрагивает наиболее важные аспекты становления той или иной политической системы, чтобы каждый человек уже со школьной скамьи умел проводить параллели между тем или иным учением и скоростью развития науки и техники[1].

Если затрагивать самые ранние теории древности, то начинать следует с древнего Востока, так как именно там по официальной истории произошло зарождение цивилизации. Главной чертой мировоззрения той эпохи являлась религиозная догма, согласно которой все необъяснимые вещи и понятия соотносились с божественным видением мира. Жизнь в то время была достаточно сложная, поскольку формой правления во всех государствах была тирания и деспотизм, со стороны правления. Исторические факты, политические и правовые учения доказали, что такой способ правления, в конце концов, сменился более лояльными режимами правлений при переходе от рабовладельческого строя к феодальному. Это произошло в результате постепенного развития сознания общества, так как люди становились более развитым и информированными. Но рассматривая феодальное общество, можно отметить несправедливость по отношению к основной части населения, которое продолжало оставаться в полной зависимости от воли правителей. Лишь с эпохой Возрождения начинаются изменения в развитии общества, которые позволяют постепенно отходить от средневекового религиозного фанатизма к научным открытиям в разных сферах деятельности.

На рубеже XVI-XVII веков начинают появляться первые университеты, которые постепенно формируют новое просвещенное общество. Прививают интерес людей к природе, физическим явлениям. Открываются новые материки и страны. Культуры разных народов начинают постепенно проникать друг в друга, формируя постепенно систему взаимодействия между всеми людьми на основе уважения прав и свобод каждого человека[2].

Эти исследования формируют основу общей правовой базы и многие приходят к правильному выводу о том, что ядром всех взаимоотношений, как между государствами, так и между отдельными людьми положен принцип уважения прав и свобод другого человека. История политических и правовых учений включает в себя труды таких великих деятелей, как Николо Макиавелли, Томас Манн, Гроций, Джон Локк, Томас Морр, Жан Жак Руссо и многие другие. В XX веке можно выделить наиболее значимую роль Мартина Лютера Кинга в борьбе за равноправие чернокожего населения в США. Великий индийский проповедник и общественный деятель Махатма Ганди в прошлом веке также стоял на пути гуманизма, оказав значительное влияние на всю мировую историю. Вторая мировая война показала, что, несмотря на все усилия общества начала ХХ века, практически весь цивилизованный мир был втянут в самую кровопролитную войну в истории человечества, в результате которой погибли сотни миллионов людей. Политические и правовые учения второй половины ХХ века отличаются в основном усилением гуманистических тенденций, а также усилением борьбы за права и свободы людей в разных странах. Однако, современная цивилизация находится в постоянном напряжении и различные военные конфликты лишний раз доказывают то, что все еще существует большое количество неразрешенных вопросов, на которые необходимо найти правильные ответы.

Естественно-правовая теория — идея естественного права возникла в Древней Греции и Древнем Риме (ее основатели Сократ, Аристотель, Цицерон, Ульпиан). Она исходит из существования двух систем права — естественного и позитивного.

Позитивное (положительное) право, это официально признанное в государстве право, выражается в законах и других правовых документах государственной власти, в санкционируемых ею обычаях.

Естественное право исходит из самой природы человека, его разума, принципов нравственности. Позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено на позитивное, основывающееся на естественных законах. Нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не являются правом в юридическом смысле, а представляют собой мораль, правосознание, демократические устремления (ближайшую и необходимую предпосылку права). Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному (собственно юридическому) праву.

Историческая школа права сложилась в первой трети XIX века в Германии (ее представители: Густав Гуго, Савиньи, Пухта[3]. Она отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у каждого народа есть свое, свойственное ему право, определенное исторически присущим ему народным духом. Право каждого народа, это выражение общего сознания, общего убеждения, как результат исторического процесса. Закон — это не единственный из источников права, формирование его сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются постепенно на основе сложившейся практики. На первом месте — обычай. Положительная роль привлекла внимание к необходимости изучения истории права, его источников, оказала влияние на развитие правовой мысли (на психологический и социологический подходы к пониманию права).

Психологическая теория права — вместе с нормами и идеями права и правоотношениями в понятие права включают и правосознание — начало XX века — Германия (Кнапп) и Франция (Тард), Россия / Польша (Петражицкий). Выделяют два права: позитивное - официально действует в государстве, выражается в законах, почти не доступно гражданам; интуитивное - встречается в психологии людей, с ним люди постоянно сталкиваются.

Единственный источник права — индивидуальное сознание.

Право — это переживания человека, который, с одной стороны, учитывает чью-либо обязанность совершить какие-либо действия, а с другой — чье-либо предопределенное обязанностью притязание на осуществление этих действий (воздержаний от них).

Среди различных психологических состояний первое место занимают эмоции: императивные (нравственные) и императивно-атрибутивные (правовые).

Императивная эмоция — это одностороннее переживание лицом обязанности совершить действие в отношении другого лица, но не сопровождается переживанием другой стороной права потребовать выполнения данной обязанности.

Императивно-атрибутивная — это двусторонняя эмоция, переживание одним лицом обязанности сопровождается с переживанием другой стороной права потребовать выполнения обязанности. Из императивно-атрибутивных эмоций складывается интуитивное, психическое право, которому принадлежит первое место в регулировании имущественных, семейных, наследственных отношений. Сколько людей, столько может быть и интуитивных прав.

Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права берет свое начало от «категорического императива» Канта как общеобязательного требования чистой воли, независимой от внешних явлений, вывела право из нравственности (т.е. выдвинула идею правового государства — самоограничение власти законом).

Начало XX века — главное место в теории — чистое учение о праве (Кельзен). Право — юридические нормы, рассматривались в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества[4]. Правовые нормы возникают и развиваются не из реальных общественных отношений, а из формального установления государством. Обязательность правовых норм следует из государственного авторитета. Фактическое отождествление государства и права.

Социологическая теория права это «школа свободного права» (Эрлих) — живое право народа, которое основано не на законе, а на свободном усмотрении судей: административные акты, судебные решения, приговоры, обычаи, правосознание судей, правоотношения и юридические нормы.

Право должно рассматриваться только в действии, в процессе применения. Нормотворчество — судьи. Под правом в данной теории понимается совокупность правовых отношений, которые возникают и существуют независимо от норм правил поведения. Также сложившийся в жизни социальный порядок, в конечном итоге это фактический образ деятельности правительств, судов. Хотя это и приближает понимание права к реальной жизни, но теоретически обосновывает административный и судебный произвол.

Марксистская теория права, это часть надстройки над экономическим базисом общества. Оно обусловлено материальными условиями жизни и оказывает на них обратное воздействие. Классовая сущность права (право — возведенная в закон воля господствующего класса). Механизм образования права — господствующие классы объединяют свою силу в виде государства и придают своей воле выражение в виде государственной воли. Тесная связь права с государством, формирует право и поддерживает его в процессе реализации. Методы его — принуждение, насилие, подавление.

Регулирование общественных отношений всегда являлось прерогативой государственных органов, формирующих систему права. Но многообразие жизни порой устанавливает иные нормы, исполнение которых обеспечивается не принуждением, а привычкой. Следовательно, важно знать понятие и признаки права, из каких норм оно складывается, чтобы отделить его от иных норм. Для этого рассмотрим подходы к его пониманию, а также важнейшие характеристики, представляемые учеными – правоведами. Использование понятия «права» осуществляется в нескольких значениях[5].

Первое и основное значение, это совокупность норм, которые регулируют отношения в государстве.

Второе значение – это когда субъект должен действовать определенным образом в строгом порядке, т.е. субъективное право.

Третье значение – это объединение определенных институтов, регулирующих крупную область общественных отношений.

Как видно, многообразие использования понятия «право» зависит от конкретного случая. Но «право» в общем юридическом смысле включает в себя более широкий спектр признаков, а именно:

- нормативность – это когда правило становится правом только в том случае, если оно регулирует общую область, а не конкретно взятую ситуацию одного индивида;

- формальность – для закрепления определенного правила поведения в качестве права необходима его письменная фиксация в той форме, которая предусмотрена для общеобязательных, установленных государством правил;

- системность – право представляет собой четко структурированную систему, в которой наличествуют как генеральные нормы, так и специализированные, являющиеся механизмами реализации общих норм; общий характер – означает, что право является обязательным к использованию для всех граждан страны;

- обязательность – проистекает из предыдущего признака и означает, что для обеспечения следованию праву государство может применять принуждение.

Суммируя представленные признаки, можно вывести, что право – это совокупность установленных в формальном порядке общеобязательных правил поведения, регулирующих общественные отношения и обеспеченных применением законного принуждения. Надо отметить, что и понятие права, и его признаки могут меняться в зависимости от страны. Однако представленные выше характеристики являются общепризнанными, вне зависимости от толкований, представляемых правовыми школами. Рассмотрим, что же собой представляют понятие и признаки права в отличии от тех норм, которыми оно наполнено.

Понятие и признаки нормы права.

В отличие от понятия «права» определение «нормы права» не терпит дуалистического подхода. Как правило, правоведы дают следующую дефиницию: норма права – это социальное правило поведения, исполнение которого стало общеобязательным согласно его закреплению государственными органами и исполнение которого обеспечивается механизмами правового принуждения. Как правило, норма права регламентирует модель поведения только в одном виде отношений, а формальность существует для того, чтобы норма права могла быть применена. Для этого необходимо совершить её письменное закрепление. Общеобязательность, это корпоративное правило, применяется тогда, когда норма права становится обязательной для исполнения всеми участниками правоотношения, которое она призвана регламентировать. Установление определенной модели поведения: а именно, норма права всегда устанавливает за собой либо право, либо обязанности, либо слияние двух первых факторов. Придание государственно-властного характера: в случае неисполнения нормы права, государство может применить законное принуждение для реализации действий, заложенных в норме. Данные пять характеристик влияют не только на норму.

Понятие и признаки права в основном складываются именно из того, каким образом реализуется каждая перечисленная черта. Кроме этого, понятие и признаки права, выделяются правоведами того или иного государства, и в значительной мере влияют на формирование всего государства в целом. Орган законодательной власти разрабатывает и принимает нормы права, которые в зависимости от своей сути направляются на развитие каждой области жизни страны по определенной стезе. А значит, четкое понимание определения права напрямую связано с построением правильного государственного режима, в чем и заключается ценность его для современного мирового уклада[6]. Право отличается многоуровневой, иерархической структурой, как одним из наиболее выразительных показателей высокой степени его институционности. Эта сложная структура затрагивает, прежде всего, особенности права как нормативного образования, его специально-юридическое, технико-юридическое содержание. Право каждой страны, будучи единым по своей сущности, по своему социально-политическому содержанию, целостное нормативное образование. Оно характеризуется внутренней расчлененностью, дифференциацией на относительно автономные и в то же время связанные между собой нормативные предписания, институты, отрасли. А те в свою очередь образуют ассоциации, группы, объединения и, кроме того, могут проявляться во вторичных структурах.

Другими словами, вышеуказанная структура представлена определенным образом взаимосвязанными нормами. В свою очередь, нормы в комплексе формируют институты, составляющие правовые отрасли и подотрасли, единство которых и есть система права.

Правовой институт является совокупностью норм, которые обеспечивают регулирование какого-либо определенного типа однородных социальных отношений. Так, например, в трудовом праве существует институт по охране труда, а в гражданском праве – институт купли-продажи.

Правовой подотраслью называют комплекс родственных институтов (норм), принадлежащих к какой-либо правовой отрасли. Так, например, в «обязательственном праве» объединены нормы подряда, мены, поставки и прочего.

Отрасли права – наиболее крупные, центральные звенья структуры права. Они охватывают основные, качественные особые виды общественных отношений, которые по своему глубинному экономическому, социально-политическому содержанию требуют обособленного, юридически своеобразного регулирования. В соответствии с этим для отраслей права характерно то, что они обеспечивают специфические юридические режимы правового регулирования. Другими словами отраслью называется совокупность правовых норм и институтов, призванных регулировать однородную сферу социальных отношений, формирующих предмет регулирования права (конституционное, уголовное право и прочее).

Таким образом, формируется сложная иерархичная структура, характеризующаяся протекающими в ней внутренними процессами. Понятие системы права отражает не только составные элементы правового формирования. Определение показывает связь, а также зависимость компонентов друг от друга.

Виды правовых институтов:

- отраслевые, эти правовые институты характеризуются сравнительно небольшой общностью норм, автономность и специфика которой не распространяется за пределы одной отрасли. Например: в уголовно-про-цессуальном праве – институт обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего.

- межотраслевые, эти институты права формируются и существуют в пределах двух или более правовых отраслей.

В зависимости от правового характера институты бывают:

- Материальные. Эти институты права призваны регулировать действительно складывающиеся отношения между людьми в связи с распределением, производством, передачей, обменом материальных благ, реализацией участниками социальных отношений своих свобод и прав[7].

- Процессуальные. Данные правовые институты регламентируют только лишь организационные, процедурные вопросы, такие как расследование, порядок рассмотрения и разрешения конфликтов, споров и прочего.

В зависимости от правового характера выделяют функции:

- регулятивная функция, которая  направлена на упорядочение общественных отношений, то есть, установление правил поведения людей. Эта функция опирается на способность права предписывать, устанавливать те или иные варианты поведения. В ней проявляется главное назначение права - упорядочивать общественные отношения.

- охранительная функция, которая  направлена на защиту, охрану наиболее важных для жизни общества отношений. При этом право объявляет их неприкосновенными. А нежелательные, чуждые обществу отношения стремится вытеснить, ликвидировать. Данная функция имеет свою задачу: обеспечить выполнение требований законов, установить режим законности в обществе.

- восстановительная функция права заключается в том, что право обеспечивает равновесие тех прав и отношений, которые оказались нарушенными в результате нарушений правил поведения. Право предусматривает определённую систему мер, применение которых обеспечивает пресечение действий, нарушающих права граждан. Обеспечивает охрану и защиту общественных отношений. Право стремится решить эту задачу максимально быстро и с минимальной затратой средств. Быстрота и экономия средств в ходе такой защиты, усиливают социальную роль охранительной функции права.

- учредительные функции закрепляют статус субъекта при общественном взаимодействии. Помимо названных функций, право выполняет также воспитательную, идеологическую и информационную роль. [19, c.7-8] Политическая функция права проявляется в обеспечении правом участия личности в делах общества, её возможности объединяться с другими в общественные организации и партии, лично или через выборных лиц влиять на содержание принимаемых государственными органами политических решений, гарантирует разные способы выражения отношения человека к деятельности государства. [3, c. 29]

- идеологическая функция состоит во внедрении в жизнь общества идей гуманизма, приоритета прав и свобод человека, идей демократизма.

- воспитательная функция права заключается в воздействии права на волю, сознание людей, воспитывая у них уважительное отношение к праву.

В зависимости от структуры: простые функции (не содержащие в себе внутренних формирований); сложные функции (включают в свой состав небольшие самостоятельные компоненты – субинституты).

Российская система права включает следующие отрасли:

Гражданская отрасль. В этой сфере проявляется регулирование имущественных отношений в обществе, а также неимущественных отношений, связанных с ними.

Административная отрасль. В этой сфере осуществляется регулирование социальных отношений, связанных с организационной, исполнительно-распорядительной деятельностью органов и должностных лиц в аппарате госуправления.

В отрасли осуществляется закрепление формы правления, прав и обязанностей, государственно-территориального устройства, порядка формирования, взаимоотношения и функций высших государственных органов власти.

В состав системы права входит также трудовое, уголовное, семейное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, финансовое право.

2. Теории происхождения права

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития права. Это вполне понятно. Так как на протяжении всей истории развития человечества, представители каждой из этих теорий ведут неутихающие споры, отражая свои взгляды и суждения на данный процесс. Каждая теория, воплощенная в трудах известных идеологов и философов, по-своему интересна и познавательна.

Возникновениеㅤ праваㅤㅤ происходитㅤ по дㅤ воздействиемㅤ по ㅤ крайнейㅤ мереㅤ трехㅤ факторов:

-ㅤ социально -культурного;

-ㅤ социально -экономического; 

-ㅤ классово -политического .

1.ㅤ Человеческоеㅤ общество ,ㅤ обусловленноеㅤ совместнойㅤ сознательнойㅤ деятельностьюㅤ людей,ㅤ неㅤ можетㅤ существоватьㅤ иㅤ развиватьсяㅤ какㅤ мирㅤ животных,ㅤ лишьㅤ наㅤ основеㅤ примитивныхㅤ инстинктов.ㅤ Как правило,ㅤ сообщество ㅤ людейㅤ требуетㅤ особых,ㅤ социальныхㅤ регуляторовㅤ поведения.ㅤ Наㅤ первыхㅤ порах,ㅤ покаㅤ ещеㅤ индивидㅤ неㅤ выделялㅤ себяㅤ изㅤ первобытно го ㅤ стада,ㅤ дляㅤ выраженияㅤ некойㅤ социальностиㅤ достаточно ㅤ было ㅤ рядаㅤ запретов,ㅤ тотемов,ㅤ близкихㅤ по ㅤ своемуㅤ происхождениюㅤ кㅤ естественнымㅤ требованиямㅤ поддержанияㅤ само го ㅤ родаㅤ человеческого ,ㅤ напримерㅤ запретаㅤ кровосмесительного ㅤ брака,ㅤ которыйㅤ резко ㅤ ухудшалㅤ здоровуюㅤ наследственность1.

Вㅤ дальнейшем,ㅤ по ㅤ мереㅤ ростаㅤ сознанияㅤ иㅤ усложненияㅤ совместнойㅤ деятельности,ㅤ социальныхㅤ связей,ㅤ формированияㅤ личности,ㅤ стало ㅤ возможнымㅤ иㅤ необходимымㅤ дополнитьㅤ запреты. Возложениеㅤ наㅤ каждого ㅤ члена общества некоторыхㅤ обязанностейㅤ вㅤ видеㅤ нравственного ㅤ долгаㅤ передㅤ другимиㅤ людьмиㅤ иㅤ передㅤ сообществом —ㅤ появлениеㅤ моралиㅤ какㅤ норм,ㅤ содержащихㅤ нравственныеㅤ обязанности,ㅤ было ㅤ крупнейшимㅤ революционнымㅤ событиемㅤ наㅤ этапеㅤ переходаㅤ кㅤ цивилизации.

Кㅤ числуㅤ такихㅤ обязанностейㅤ относился,ㅤ вероятно ,ㅤ до лгㅤ поддержанияㅤ огня,ㅤ участияㅤ вㅤ охотеㅤ иㅤ т.п.ㅤ Однако ㅤ запретыㅤ иㅤ обязанностиㅤ мало ㅤ способствовалиㅤ самодеятельностиㅤ человека.ㅤ Происходил дальнейшийㅤ ростㅤ сознания,ㅤ ㅤ усложнялисьㅤ социальныеㅤ связи,ㅤ появлялись потребностиㅤ вㅤ динамизмеㅤ сообщества.ㅤ Формироваласьㅤ самостоятельнаяㅤ личность.ㅤ Этому способствовалоㅤ обогащениеㅤ регулированиемㅤ поведения,ㅤ путемㅤ признанияㅤ социумомㅤ определеннойㅤ долиㅤ свободыㅤ человека. Это и  ㅤ стало ㅤ самымㅤ важнымㅤ усло иемㅤ дляㅤ развитияㅤ человеческойㅤ личности,ㅤ резкойㅤ активизацииㅤ ееㅤ индивидуальнойㅤ деятельностиㅤ иㅤ повышенияㅤ темповㅤ развитияㅤ сообщества,ㅤ его ㅤ прямого ㅤ вхожденияㅤ наㅤ ступеньㅤ цивилизации.

Появлениеㅤ праваㅤ какㅤ сферыㅤ свободыㅤ означало ㅤ неㅤ менееㅤ крупнуюㅤ революцию,ㅤ нежелиㅤ появлениеㅤ нравственности.ㅤ Сㅤ точкиㅤ зренияㅤ самостоятельнойㅤ активностиㅤ личностиㅤ право дало ㅤㅤ очень многоㅤ возможностей. Реализацияㅤ которыхㅤ зависелаㅤ иㅤ о тㅤ уровняㅤ культуры,ㅤ и духовности,ㅤ и моральныхㅤ принциповㅤ человека,ㅤ иㅤ о тㅤ тойㅤ среды,ㅤ вㅤ которойㅤ онㅤ жил,ㅤ иㅤㅤ отㅤ характераㅤ материальныхㅤ отношений.

Отсюда,ㅤ право ㅤ какㅤ регулятор,ㅤ определительㅤ поведенияㅤ людейㅤ включило ㅤ вㅤ себяㅤ запреты иㅤ обязанности. Но ㅤ сㅤ его ㅤ появлениемㅤ решающимㅤ стимуляторомㅤ поведения,ㅤ сталаㅤ все-таки свободаㅤ человеческо йㅤ деятельностиㅤ вㅤ собственномㅤ интересе,ㅤ неㅤ расходящемсяㅤ сㅤ интересомㅤ сообщества.

Вㅤ о пределенномㅤ смыслеㅤ право   оказываетсяㅤ цивилизованнымㅤ средство мㅤ различения,ㅤ признанияㅤ иㅤ согласованияㅤ интересов.ㅤ Правоㅤ обеспеченоㅤ гарантированнымㅤ выборомㅤㅤ свободы:ㅤ по ㅤ принципуㅤ дозволенности,ㅤ неㅤ запрещенно го ㅤ законом;ㅤ по ㅤ принципуㅤ равенстваㅤ всехㅤ передㅤ закономㅤ иㅤ судом;ㅤ по ㅤ принципуㅤ презумпцииㅤ невиновностиㅤ иㅤ ответственностиㅤ только ㅤ заㅤ вину;ㅤ по ㅤ принципуㅤ ограниченияㅤ властиㅤ правомㅤ иㅤ законом.

Иноеㅤ дело ,ㅤ что ㅤ наㅤ раннихㅤ ступеняхㅤ цивилизацииㅤ рабыㅤ неㅤ былиㅤ субъектамиㅤ права,ㅤ что ㅤ позжеㅤ существовалиㅤ сословноеㅤ право ㅤ иㅤ привилегии.ㅤ Но ㅤ формальноеㅤ равенство ㅤ гражданㅤ передㅤ судомㅤ иㅤ закономㅤ грубо нарушалось,ㅤ дажеㅤ будучиㅤ провозглашено ㅤ политическимㅤ государством,ㅤ пришедшимㅤ наㅤ сменуㅤ феодализму.ㅤ По ㅤ сутиㅤ становлениеㅤ правовойㅤ государственностиㅤ продолжалосьㅤ наㅤ Западеㅤ неㅤ менееㅤ двухㅤ столетий1.

2.ㅤ Другимㅤ факторомㅤ развитияㅤ праваㅤ оказаласьㅤ экономика,ㅤ аㅤ точнее,ㅤ отношенияㅤ собственности.ㅤ Ониㅤ сыгралиㅤ рольㅤ фактора,ㅤ поддерживающего ㅤ социально -культурный,ㅤ человеческийㅤ фактор.ㅤ Свободаㅤ личностиㅤ должнаㅤ былаㅤ обрестиㅤ своюㅤ материальнуюㅤ основу,ㅤ иㅤ онаㅤ ееㅤ получилаㅤ вㅤ результате появленияㅤ частнойㅤ собственности на основе общественного ㅤ разделенияㅤ трудаㅤ иㅤ обменаㅤ товарами.

Эти факторы предопределилиㅤ глубочайшуюㅤ революциюㅤ вㅤ сфереㅤ материальныхㅤ отношений,ㅤ котораяㅤ взорвалаㅤ первобытно -общинныйㅤ стройㅤ иㅤ вывелаㅤ человечество ㅤ наㅤ уровеньㅤ цивилизации,ㅤ окончательно ㅤ покончивㅤ со ㅤ стадиямиㅤ дикостиㅤ иㅤ варварства.

Отношенияㅤ собственностиㅤ оказалисьㅤ непременнойㅤ иㅤ стабильнойㅤ формойㅤ производственныхㅤ отношений. Сталиㅤ стимулироватьㅤ ростㅤ производительныхㅤ сил.ㅤ Но  отношенияㅤ собственности,ㅤ имущественные,ㅤ товарно -рыночные,ㅤ стоимостныеㅤ отошенияㅤ —ㅤ это ㅤ типично ㅤ правовыеㅤ отношения,ㅤ имеющиеㅤ экономическоеㅤ содержание.

Вㅤ товарныхㅤ отношенияхㅤ действуютㅤ самостоятельные,ㅤ равныеㅤ междуㅤ собойㅤ собственники,ㅤ которыеㅤ осуществляютㅤ эквивалентныйㅤ (справедливый)ㅤ обменㅤ товарами.ㅤ Товарныеㅤ отношенияㅤ —ㅤ это ㅤ связьㅤ субъектовㅤ обладающихㅤ свободойㅤ выбораㅤ поведенияㅤ покупателяㅤ (продавца)ㅤ иㅤ равнымㅤ правовымㅤ статусомㅤ лиц,ㅤ обладающихㅤ собственностьюㅤ (вещами,ㅤ деньгами).

Свобода,ㅤ равенство ,ㅤ справедливостьㅤ характеризуютㅤ этиㅤ отношенияㅤ какㅤ связьㅤ правㅤ иㅤ обязанностейㅤ индивидовㅤ (ихㅤ организацийㅤ —ㅤ юридическихㅤ лиц),ㅤ т.е.ㅤ какㅤ фактическиеㅤ отношенияㅤ правового ㅤ характера.ㅤ Внеㅤ иㅤ помимо ㅤ праваㅤ отношенияㅤ собственностиㅤ неㅤ существуют,ㅤ но ㅤ можно ㅤ сказатьㅤ иㅤ так,ㅤ что ㅤ внеㅤ обладанияㅤ собственностьюㅤ человекㅤ неㅤ можетㅤ вㅤ полнойㅤ мереㅤ реализоватьㅤ своюㅤ свободу.

Сㅤ появлениемㅤ собственностиㅤ наㅤ средстваㅤ производстваㅤ иㅤ его ㅤ результатовㅤ завершаетсяㅤ становлениеㅤ свободнойㅤ личности.ㅤ Развитыеㅤ товарные,ㅤ рыночныеㅤ отношения,ㅤ можно ㅤ сказать,ㅤ «выталкивают»ㅤ кㅤ жизниㅤ право ㅤ иㅤ ставятㅤ правоотношенияㅤ собственностиㅤ подㅤ цивилизованнуюㅤ защитуㅤ со ㅤ стороныㅤ законаㅤ иㅤ суда,ㅤ т.е.ㅤ публичнойㅤ власти,ㅤ государства.

Иㅤ этиㅤ правоотношения,ㅤ праваㅤ иㅤ обязанностиㅤ ихㅤ субъектовㅤ соответствуютㅤ характеруㅤ экономики,ㅤ природеㅤ человеческойㅤ личности,ㅤ ступени развитияㅤ того ㅤ иㅤ другого ,ㅤ аㅤ неㅤ такими,ㅤ как хотелось бы публичной власти.

Напротив,ㅤ экономикаㅤ вㅤ конечномㅤ счетеㅤ санкционируетㅤ такиеㅤ праваㅤ иㅤ свободы,ㅤ которыеㅤ предусматриваетㅤ господствующийㅤ способㅤ производства.ㅤ Властьㅤ отвечаетㅤ интересамㅤ иㅤ потребностямㅤ людей,ㅤ участвующихㅤ вㅤ производстве,ㅤ тойㅤ долеㅤ свободыㅤ человека,ㅤ котораяㅤ потребнаㅤ дляㅤ эффективностиㅤ данного ㅤ производства,ㅤ дляㅤ данного ㅤ уровняㅤ его ㅤ техникиㅤ иㅤ профессиональности,ㅤ культуры,ㅤ свободы,ㅤ самостоятельностиㅤ того ,ㅤ кто ㅤ еюㅤ пользуется.

3.ㅤ Дополнительным,ㅤ существующимㅤ лишьㅤ временно ,ㅤ наㅤ некоторомㅤ отрезкеㅤ цивилизации,ㅤ факторомㅤ становленияㅤ праваㅤ являетсяㅤ классоваяㅤ структураㅤ социума,ㅤ илиㅤ его ㅤ национально -этническаяㅤ разобщенность.ㅤ Сразуㅤ заметим,ㅤ что  общечеловеческиеㅤ ценности,ㅤ которыеㅤ отражаетㅤ иㅤ закрепляетㅤ право ,ㅤ само ㅤ представляяㅤ однуㅤ изㅤ этихㅤ  общесоциальныхㅤ ценностей,ㅤ —ㅤ этиㅤ ценностиㅤ вㅤ современномㅤ цивилизованномㅤ обществеㅤ объективно ㅤ должныㅤ заниматьㅤ превалирующееㅤ место .

Темㅤ неㅤ менееㅤ посколькуㅤ иㅤ до ㅤ настоящего ㅤ времениㅤ дажеㅤ вㅤ развитыхㅤ странахㅤ имеютㅤ место ㅤ классово -ㅤ иㅤ национально -групповые,ㅤ локальныеㅤ интересы.ㅤ Исключитьㅤ ихㅤ влияниеㅤ наㅤ право ㅤ иㅤ государство ,ㅤ его  охраняющее,ㅤ нельзя.ㅤ Вступлениеㅤ человечестваㅤ вㅤ эруㅤ цивилизацииㅤ вызволило ㅤ людейㅤ изㅤ дикостиㅤ иㅤ варварства,ㅤ полно йㅤ зависимостиㅤ отㅤ природыㅤ иㅤ жесткихㅤ условийㅤ полуголодного ㅤ существования:ㅤ любыеㅤ описанияㅤ «золотого ㅤ века»ㅤ первобытного ㅤ существованияㅤ людейㅤ —ㅤ домысел,ㅤ результатㅤ идеологизацииㅤ далекого ㅤ прошлого1.

Конечно ,ㅤ нашиㅤ далекиеㅤ предкиㅤ заплатилиㅤ заㅤ вступлениеㅤ вㅤ мало -мальскиㅤ цивилизованныеㅤ отношенияㅤ сторицей,ㅤ  отказомㅤ отㅤ прежнего ㅤ состоянияㅤ лишений,ㅤ бедㅤ иㅤ страхов,ㅤ отㅤ выдуманнойㅤ позжеㅤ «свободы». ㅤ О тㅤ будто ㅤ быㅤ существовавшейㅤ «справедливости»,ㅤ ㅤ безупречнойㅤ морали.ㅤИм казалось, что  ㅤ разложениеㅤ векамиㅤ длившегосяㅤ строяㅤ бесправияㅤ иㅤ примитивного ㅤ внеличностно го ㅤ стадного ㅤ иㅤ родоплеменного ㅤ бытияㅤ привело ㅤ ㅤ кㅤ коренномуㅤ изменениюㅤ условийㅤ жизнедеятельностиㅤ людей.ㅤ Кㅤ небываломуㅤ дляㅤ техㅤ временㅤ взлетуㅤ духовнойㅤ иㅤ материальнойㅤ культуры,ㅤ кㅤ освобождениюㅤ человекаㅤ отㅤ былыхㅤ традиций,ㅤ мифовㅤ иㅤ суеверий. Привелоㅤ иㅤ кㅤ наступлениюㅤ эрыㅤ имущественно го ㅤ неравенства,ㅤ расколаㅤ обществаㅤ наㅤ классы,ㅤ социальныеㅤ иㅤ этническиеㅤ враждебныеㅤ группы. ㅤ Аㅤ позже, ㅤиㅤ кㅤ межнациональнымㅤ конфликтам,ㅤ делениюㅤ наㅤ отдельныеㅤ государства,ㅤ развязывавшиеㅤ междуㅤ собойㅤ захватническиеㅤ войны,ㅤ порабощавшиеㅤ целыеㅤ народы.

Классовыеㅤ иㅤ национальныеㅤ противоречия,ㅤ религиозныеㅤ гонения,ㅤ идеологизацияㅤ жизниㅤ целыхㅤ поколенийㅤ былиㅤ следствиемㅤ неㅤ то лько ㅤ глубинного ㅤ имущественного ㅤ неравенства. БылиБыли следствием иㅤ остро йㅤ нетерпимостиㅤ кㅤ чуждомуㅤ образуㅤ мышленияㅤ иㅤ жизни,ㅤ неㅤ исчезнувшихㅤ остатковㅤ племенныхㅤ распрей,ㅤ нераскрепощенностиㅤ личности,ㅤ рабскойㅤ психологии.ㅤ Антагонизмㅤ интересовㅤ толкалㅤ кㅤ устранениюㅤ конфликтовㅤ цивилизованнымㅤ путем,ㅤ сㅤ помощьюㅤ законаㅤ иㅤ суда,ㅤ сㅤ помощьюㅤ права,ㅤ способного ㅤ по ㅤ своейㅤ природеㅤ кㅤ обеспечениюㅤ свободыㅤ действияㅤ вㅤ рамкахㅤ согласованияㅤ противоположныхㅤ поребностейㅤ иㅤ устремлений.

Вㅤ какой-то ㅤ степени,ㅤㅤ наㅤ определеннойㅤ ступениㅤ развитияㅤ обществаㅤ вㅤ техㅤ илиㅤ иныхㅤ регионахㅤ илиㅤ странахㅤ противоречияㅤ оказывалисьㅤ непримиримыми.ㅤ Законㅤ иㅤ судㅤ оказывалисьㅤ беспомощными,ㅤ природаㅤ праваㅤ искажалась,ㅤ деформировалась,ㅤ государственноеㅤ принуждение,ㅤ законㅤ иㅤ судㅤ использовалисьㅤ дляㅤ защитыㅤ интересовㅤ только господствующихㅤ социальныхㅤ сил. ㅤ Дляㅤ подавленияㅤ классовыхㅤ иㅤ иныхㅤ противников,ㅤ ограниченияㅤ ихㅤ свободы,ㅤ аㅤ то ㅤ иㅤ ихㅤ физического ㅤ истребленияㅤ путемㅤ массовыхㅤ репрессий.ㅤ Государство ㅤ приㅤ это мㅤ такжеㅤ теряло ㅤ своюㅤ изначальнуюㅤ природу,ㅤ превращалосьㅤ вㅤ неограниченнуюㅤ законо мㅤ диктатуру.ㅤ Политикаㅤ государстваㅤ оказываласьㅤ неㅤ связаннойㅤ правом.

Выводы по второй главе: такимㅤ образом,ㅤ мо жно ㅤ утверждать,ㅤ что ㅤ еслиㅤ непримиримыеㅤ классовыеㅤ (национальные,ㅤ региональныеㅤ иㅤ иные)ㅤ противоречияㅤ иㅤ являлисьㅤ факторомㅤ правогенезаㅤ иㅤ политогенеза,ㅤ то ㅤ этотㅤ факторㅤ генерировалㅤ право ㅤ иㅤ государство ㅤ вㅤ ихㅤ извращенномㅤ виде,ㅤ неㅤ соответствовавшемㅤ ихㅤ природеㅤ иㅤ общесоциальномуㅤ предназначению.

3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВА

3.1 Объективные свойства права

Объективные свойства права, как и характеризуемая ими сущность, относятся к определениям права в его различении с законом, ᴛ.ᴇ. не зависят от воли законодателя, исторически и логически предшествуют закону.[1]

Нормативность права означает, что право в своей значительной части состоит из норм, из общих правил поведения, соответствующих для данного общества.

Можно выделить следующие объективные свойства права.

Общеобязательность означает, что нормы права распространяются на всех лиц, попавших в сферу действия права, независимо от того, как они к этим нормам относятся, и чтобы люди не следовали бы по своему усмотрению. Принудительность означает, что если лицо добровольно не исполняет требования норм правила поведения, то можно наказать его за отступление от правовых требований.

Формальная определенность означает, что поведение людей фиксируется в праве жестко, четко; точно очерчиваются его границы. Формальная определенность означает, что содержание права должно быть выражено в определенной форме. Именно формальная определенность дает возможность праву устанавливать границу поведения.

Системность означает, что в праве все правовые явления взаимосвязаны, действие одних норм права влечет за собой действие других, что все правила четко разделимы, но согласованы друг с другом. Общество постоянно меняется, право же призвано вносить стабильность в жизнь общества. Стабильность права означает его устойчивость, относительную постоянность.

Но вместе с тем право предоставляет возможности развития, позволяет учитывать новые отношения, появляющиеся в обществе - в данном проявляется его динамизм. Реальная применимость права означает, что оно должно соответствовать условиям жизни и уровню развития общества, отношения в котором оно регулирует. Самые прогрессивные, демократичные нормы не будут действовать в обществе, не готовом к их восприятию. Право только в том случае будет регулятором общественных отношений, в случае если оно реально применимо - и с организационно-технической, и с экономической, и с социальной и др.  Все эти свойства раскрывают понятие, сущность и социальное назначение права.

Объективноеㅤ право ,ㅤㅤ представлено ㅤ вㅤ видеㅤ комплексаㅤ норм,ㅤ обеспечивающихㅤ регулированиеㅤ общественныхㅤ отношений,ㅤ вㅤ качествеㅤ объективированного ㅤ результатаㅤ волеизъявленияㅤ органовㅤ правотворчества.ㅤ Это ,ㅤ кромеㅤ того ,ㅤ комплексㅤ правилㅤ поведения,ㅤ использованиеㅤ которого ㅤ вㅤ процессеㅤ регулированияㅤ взаимоотношенийㅤ вㅤ обществеㅤ санкционируетсяㅤ государством1.ㅤ

Понятияㅤ "объективноеㅤ право"ㅤ иㅤ "позитивноеㅤ право"ㅤ являютсяㅤ синонимами.ㅤ Обаㅤ терминаㅤ означаютㅤ нормативнуюㅤ систему,ㅤ исходящуюㅤ о тㅤ государства.ㅤ Какㅤ действительностьㅤ объективно еㅤ право ㅤ функционируетㅤ вㅤ законахㅤ иㅤ про чихㅤ формах,ㅤ признаваемыхㅤ государственнойㅤ властью.ㅤ Существованиеㅤ нормㅤ характеризуетсяㅤ независимостью.ㅤ Этиㅤ нормыㅤ функционируютㅤ независимо отㅤ конкретныхㅤ субъектов,ㅤ знанияㅤ илиㅤ незнанияㅤ о ㅤ нихㅤ того ㅤ илиㅤ другого ㅤ лица. Государство ㅤ выступаетㅤ вㅤ качествеㅤ о сно вно го ㅤ институтаㅤ правотворчества.ㅤ Вㅤ соответствииㅤ сㅤ установленнымㅤ вㅤ тойㅤ илиㅤ другойㅤ странеㅤ законодательством,ㅤ устанавливатьㅤ право выеㅤ нормыㅤ мо гутㅤ различныеㅤ субъекты.ㅤ Вㅤ связиㅤ сㅤ этим,ㅤ часто ㅤ приㅤ определенииㅤ позитивно го ㅤ праваㅤ прямо ㅤ неㅤ указываютㅤ наㅤ его ㅤ взаимодействиеㅤ сㅤ государство м.ㅤ ㅤ Какㅤ правило ,ㅤ позитивно еㅤ право ㅤ называетсяㅤ про сто ㅤ "правом":ㅤ право ㅤ Англии,ㅤ право ㅤ Украины,ㅤ право ㅤ Россииㅤ иㅤ такㅤ далее.ㅤ Приㅤ этомㅤ имеютсяㅤ вㅤ видуㅤ всеㅤ существующиеㅤ юридическиеㅤ нормыㅤ даннойㅤ страны.ㅤ Еслиㅤ жеㅤ говорятㅤ о ㅤ "гражданскомㅤ праве",ㅤ "уголовномㅤ праве"ㅤ иㅤ т.п.,ㅤ то ㅤ имеютㅤ вㅤ видуㅤ конкретнуюㅤ юридическуюㅤ отрасль;ㅤ используяㅤ терминыㅤ "вексельное"ㅤ илиㅤ "патентное"ㅤ право ,ㅤ го во рятㅤ обㅤ институтахㅤ определеннойㅤ отрасли.ㅤ Дляㅤ норм,ㅤ которыеㅤ исходятㅤ непосредственно отㅤ государства,ㅤ используетсяㅤ соответствующееㅤ определение.ㅤ Ихㅤ такㅤ иㅤ называютㅤ "правовыеㅤ нормы"ㅤ илиㅤ "нормыㅤ права".ㅤ Во ㅤ многихㅤ государствахㅤ указанныеㅤ нормыㅤ фиксируютсяㅤ вㅤ текстеㅤ зако наㅤ илиㅤ по дзако нныхㅤ иㅤ прочихㅤ актах1.

Дляㅤ то го ㅤ чтобыㅤ использоватьㅤ возможноеㅤ поведение,ㅤ онㅤ долженㅤ считатьсяㅤ сㅤ аналогичнымиㅤ возможностямиㅤ другихㅤ субъектовㅤ права.ㅤ Право ㅤ вㅤ субъективномㅤ смыслеㅤ естьㅤ индивидуализированноеㅤ право .ㅤ Вㅤ немㅤ общиеㅤ юридическиеㅤ праваㅤ иㅤ о бязанно стиㅤ становятсяㅤ принадлежностьюㅤ конкретныхㅤ лиц,ㅤ иㅤ такимㅤ образомㅤ переводятㅤ его ㅤ вㅤ плоскостьㅤ правоотношений. Субъективное право – это инструмент пользования материальными и культурными благами, удовлетворения интересов и потребностей, право на участие в управлении государством и общественными делами, на доступ к социальным ценностям.

Субъективноеㅤ право ㅤ неразрывно ㅤ связано ㅤ сㅤ субъективнойㅤ юридическойㅤ о бязанно стью.ㅤ Субъективнаяㅤ юридическаяㅤ о бязанно стьㅤ естьㅤ мераㅤ должного ㅤ по веденияㅤ лица.ㅤ Еслиㅤ субъективно еㅤ право ㅤ связано ㅤ сㅤ субъективнымиㅤ интересамиㅤ лица,ㅤ то ㅤ субъективнаяㅤ обязанностьㅤ связанаㅤ сㅤ возможностьюㅤ принуждения.

Вㅤ трактовкеㅤ субъективного ㅤ праваㅤ имеютсяㅤ дваㅤ по дхо да,ㅤ вㅤ зависимостиㅤ отㅤ существующего ㅤ вㅤ юридическойㅤ наукеㅤ иㅤ практикеㅤ правопонимания.ㅤ Первыйㅤ изㅤ нихㅤ связанㅤ сㅤ существующейㅤ характеристикойㅤ праваㅤ какㅤ со во купно стиㅤ о бщео бязательныхㅤ юридическихㅤ норм,ㅤ установленныхㅤ иㅤ охраняемыхㅤ государствомㅤ (позитивноеㅤ право ).

Приㅤ это мㅤ субъективно еㅤ право ㅤ иㅤ субъективнаяㅤ о бязанно стьㅤ рассматриваютсяㅤ какㅤ следствиеㅤ действияㅤ нормыㅤ объективного ㅤ права.ㅤ Такойㅤ подходㅤ имеетㅤ место ㅤ там,ㅤ гдеㅤ господствуетㅤ системаㅤ позитивного ㅤ права,ㅤ гдеㅤ право ㅤ иㅤ законㅤ совпадаютㅤ по ㅤ содержанию.

Представителиㅤ естественно -право во йㅤ тео рииㅤ про исхо жденияㅤ иㅤ тракто вкиㅤ праваㅤ считают,ㅤ что ㅤ субъективныеㅤ юридическиеㅤ праваㅤ —ㅤ следствиеㅤ право выхㅤ притязанийㅤ (право мо чий),ㅤ присущихㅤ субъектамㅤ о бщественныхㅤ о тно шений.

Такимㅤ о бразо м,ㅤ складываютсяㅤ фактическиеㅤ право о тно шения,ㅤ ко то рыеㅤ затемㅤ до лжныㅤ по лучитьㅤ о фициально еㅤ признаниеㅤ (санкцио ниро вание)ㅤ со ㅤ сто ро ныㅤ го сударстваㅤ илиㅤ жеㅤ судебнуюㅤ защиту.

Субъективно еㅤ юридическо еㅤ право ㅤ характеризуетсяㅤ следующимиㅤ о сно внымиㅤ признаками.

Во -первых,ㅤ это ㅤ во змо жно стьㅤ субъектаㅤ праваㅤ само сто ятельно  о существлятьㅤ сво иㅤ праваㅤ вㅤ пределах,ㅤ устано вленныхㅤ но рмо йㅤ о бъективно го ㅤ права.ㅤВо -вто рых,ㅤ субъективно муㅤ правуㅤ о дно го ㅤ лицаㅤ со о тветствуетㅤ субъективнаяㅤ юридическаяㅤ о бязанно стьㅤ друго го ㅤ лицаㅤ наㅤ о пределенно еㅤ по ведениеㅤ вㅤ рамкахㅤ юридическо го о тно шения,ㅤ т.е.ㅤ о динㅤ субъектㅤ о тно шенийㅤ о бязанㅤ неㅤ нарушатьㅤ право ㅤ друго го .ㅤ

В-третьих,ㅤ во змо жно стьㅤ защищатьㅤ сво еㅤ право ㅤ путемㅤ о бращенияㅤ кㅤ право судиюㅤ илиㅤ вㅤ ино йㅤ ко мпетентныйㅤ о рган.

Исто рическиㅤ субъективно еㅤ право ㅤ заро ждаетсяㅤ раньше,ㅤ чемㅤ право о бъективно е.ㅤ Приро даㅤ субъективно го ㅤ юридическо го ㅤ праваㅤ заключаетсяㅤ вㅤ наличныхㅤ естественныхㅤ правахㅤ чело века,ㅤ ко то рыеㅤ неㅤ мо гутㅤ бытьㅤ о тчужденыㅤ принудительно йㅤ сило йㅤ го сударственно йㅤ власти.ㅤ Впо следствииㅤ о сно вныеㅤ праваㅤ иㅤ сво бо дыㅤ чело векаㅤ иㅤ гражданинаㅤ по лучилиㅤ зако но дательно еㅤ закрепление1.

Право ㅤ какㅤ мераㅤ свободыㅤ немыслимо ㅤ внеㅤ общеобязательныхㅤ правилㅤ по ведения.ㅤ Со во купно стьㅤ о бщео бязательныхㅤ юридическихㅤ норм,ㅤ регулирующихㅤ системуㅤ общественныхㅤ о тно шений,ㅤ обычно ㅤ принято ㅤ называтьㅤ объективнымㅤ правом.ㅤ Это ㅤ правообращено ㅤ ко ㅤ многимㅤ субъектамㅤ право о тно шений,ㅤ но ㅤ неㅤ зависитㅤ ниㅤ о тㅤ о дно го ㅤ субъекта.ㅤ Иㅤ поэтомуㅤ оно ㅤ называетсяㅤ объективнымㅤ правом.

О бъективно еㅤ право ㅤ вㅤ рамкахㅤ ро мано -германско йㅤ право во йㅤ системыㅤ о то ждествляетсяㅤ сㅤ со во купно стьюㅤ но рмㅤ по зитивно го ㅤ права,ㅤ гдеㅤ о сно внымㅤ исто чнико мㅤ праваㅤ являетсяㅤ зако н.

Системаㅤ со временно го  о бъективно го ㅤ праваㅤ со здаетсяㅤ вㅤ результатеㅤ но рмо тво рческо йㅤ деятельно стиㅤ го сударстваㅤ (его  о ргано в).ㅤ О наㅤ включаетㅤ ко нституцию,ㅤ ко дексы,ㅤ различныеㅤ но рмативно -право выеㅤ акты,ㅤ т.е.ㅤ всюㅤ системуㅤ зако но дательства.

Структураㅤ о бъективно го ㅤ праваㅤ складываетсяㅤ изㅤ о траслейㅤ зако но дательстваㅤ (ко нституцио нно го ,ㅤ административно го ,ㅤ гражданско го ,ㅤ уго ло вно го ,ㅤ про цессуально го ㅤ иㅤ др.).

Диалектическо еㅤ взаимо действиеㅤ субъективно го ㅤ иㅤ о бъективно го ㅤ праваㅤ —ㅤ структурныйㅤ стерженьㅤ эффективно го ㅤ действияㅤ механизмаㅤ право во го ㅤ регулиро ванияㅤ о бщественныхㅤ о тно шений.

Такимㅤ о бразо м,ㅤ позитивноеㅤ право ㅤ являетсяㅤ "писаным".ㅤ Вㅤ связиㅤ сㅤ этим,ㅤ вㅤ этихㅤ странахㅤ юристыㅤ часто ㅤ вㅤ качествеㅤ синонимаㅤ данномуㅤ терминуㅤ применяютㅤ понятиеㅤ "законодательство ".ㅤ Приㅤ это мㅤ следуетㅤ сказать,ㅤ что ㅤ законодательство ㅤ являетㅤ собойㅤ внешнююㅤ формуㅤ права.ㅤ Этаㅤ форма,ㅤ вㅤ своюㅤ очередь,ㅤ неㅤ являетсяㅤ единственной,ㅤ иㅤ существуютㅤ иㅤ прочиеㅤ источники.ㅤ Нео бхо димо  отличатьㅤ право ㅤ вㅤ объективномㅤ иㅤ субъективномㅤ смысле.ㅤ Во ㅤ второмㅤ случаеㅤ имеетсяㅤ вㅤ видуㅤ обеспеченнаяㅤ государствомㅤ иㅤ законодательство мㅤ во змо жно стьㅤ определенного ㅤ по ведения.ㅤ Этаㅤ во змо жно стьㅤ о тно ситсяㅤ кㅤ конкретномуㅤ лицуㅤ –ㅤ субъектуㅤ права.ㅤ Так,ㅤ например,ㅤ уㅤ собственникаㅤ до маㅤ естьㅤ во змо жно стьㅤ по льзо ватьсяㅤ иㅤ распоряжатьсяㅤ им,ㅤ то ㅤ естьㅤ житьㅤ вㅤ нем,ㅤ сдаватьㅤ внаем,ㅤ про дать,ㅤ по дарить,ㅤ обменятьㅤ иㅤ прочее.ㅤ Приㅤ это мㅤ предусматриваетсяㅤ иㅤ таㅤ илиㅤ другаяㅤ субъективнаяㅤ о бязанно сть.ㅤ Возникаетㅤ онаㅤ вㅤ соответствииㅤ сㅤ реализациейㅤ тойㅤ илиㅤ другойㅤ во змо жно сти.ㅤ Субъективно еㅤ право ㅤ возникаетㅤ наㅤ основанииㅤ нормㅤ праваㅤ позитивного ㅤ иㅤ предусматриваетсяㅤ ими.

3.2 Правовая культура права

Правоваяㅤ культураㅤ —ㅤ этоㅤ составнаяㅤ частьㅤ общейㅤ культурыㅤ народаㅤ иㅤ отдельнойㅤ личности.ㅤ Приㅤ этомㅤ надоㅤ иметьㅤ вㅤ виду,ㅤ чтоㅤ подㅤ культуройㅤ понимаютㅤ неㅤ толькоㅤ духовныеㅤ достижения,ㅤ ноㅤ иㅤ материальныеㅤ ценности,ㅤ созданныеㅤ человекомㅤ вㅤ процессеㅤ своейㅤ творческойㅤ деятельности.

Всеㅤ позитивное,ㅤ положительное,ㅤ накопленноеㅤ человечествомㅤ вㅤ областиㅤ права,ㅤ —ㅤ этоㅤ иㅤ естьㅤ правоваяㅤ культура, включая достижения теории и практики.ㅤ Можноㅤ выделитьㅤ объективнуюㅤ иㅤ субъективнуюㅤ стороныㅤ правовойㅤ культуры1.

Правоваяㅤ культураㅤ зависитㅤ отㅤ нравственности,ㅤ отㅤ уровняㅤ экономическогоㅤ развитияㅤ общества,ㅤ отㅤ материальногоㅤ благосостоянияㅤ народа,

этоㅤㅤ особаяㅤ ценностьㅤ общества.ㅤ Еслиㅤ вㅤ обществеㅤ естьㅤ определенныйㅤ уровеньㅤ правовойㅤ культуры,ㅤ тоㅤ можноㅤ говоритьㅤ оㅤ формированииㅤ правовогоㅤ государства.ㅤ Еслиㅤ нетㅤ этойㅤ правовойㅤ культуры,ㅤ тоㅤ формированиеㅤ правовогоㅤ государстваㅤ крайнеㅤ затрудненоㅤ иㅤ связаноㅤ лишьㅤ сㅤ ростомㅤ правовойㅤ культуры.ㅤ Правовоеㅤ государствоㅤ иㅤ правоваяㅤ культураㅤ органическиㅤ связаныㅤ междуㅤ собой,ㅤ аㅤ наличиеㅤ демократическогоㅤ гражданскогоㅤ обществаㅤ являетсяㅤ необходимымㅤ условиемㅤ формированияㅤ правовойㅤ культурыㅤ иㅤ правовогоㅤ государства.

Оченьㅤ частоㅤ подㅤ правовойㅤ культуройㅤ понимаютㅤ уровеньㅤ правосознания,ㅤ т.е.ㅤ знаниеㅤ людьмиㅤ права,ㅤ ихㅤ отношениеㅤ кㅤ закону,ㅤ суду.ㅤ Ноㅤ наㅤ самомㅤ делеㅤ правоваяㅤ культураㅤ —ㅤ нечтоㅤ большее,ㅤ чемㅤ правосознание.ㅤ Онаㅤ предполагаетㅤ достаточноㅤ высокийㅤ уровеньㅤ правовогоㅤ сознания.

Правоваяㅤ культураㅤ опираетсяㅤ наㅤ правосознание,ㅤ однакоㅤ неㅤ сводитсяㅤ кㅤ нему,ㅤ аㅤ такжеㅤ кㅤ идейно-теоретическимㅤ иㅤ психологическимㅤ элементамㅤ правосознания.ㅤ Онаㅤ включаетㅤ вㅤ себяㅤ юридическиㅤ значимоеㅤ поведениеㅤ субъектовㅤ правоотношений.ㅤ Правоваяㅤ культураㅤ —ㅤ этоㅤ неㅤ простоㅤ тоㅤ илиㅤ иноеㅤ отношениеㅤ кㅤ правовойㅤ действительности,ㅤ аㅤ преждеㅤ всегоㅤ уважительноеㅤ отношениеㅤ кㅤ праву.

Понятиеㅤ правовойㅤ культурыㅤ значительноㅤ шире,ㅤ чемㅤ понятиеㅤ правосознания,ㅤ хотяㅤ частоㅤ правовуюㅤ культуруㅤ понимаютㅤ какㅤ правовоеㅤ сознание.ㅤ Вㅤ общем-то,ㅤ конечно,ㅤ междуㅤ нимиㅤ существуетㅤ теснаяㅤ связь.ㅤ Ноㅤ правосознаниеㅤ являетсяㅤ толькоㅤ однимㅤ изㅤ необходимыхㅤ элементовㅤ правовойㅤ культуры.

Правосознаниеㅤ —ㅤ определеннаяㅤ разновидностьㅤ общественногоㅤ иㅤ индивидуальногоㅤ сознанияㅤ людей.ㅤ Высокийㅤ уровеньㅤ правосознанияㅤ включаетㅤ вㅤ себяㅤ иㅤ знаниеㅤ права,ㅤ иㅤ пониманиеㅤ значенияㅤ праваㅤ вㅤ жизниㅤ общества.ㅤ Аㅤ этогоㅤ уㅤ нас,ㅤ кㅤ сожалению,ㅤ неㅤ хватаетㅤ дажеㅤ законодателям,ㅤ политическимㅤ лидерам,ㅤ руководителямㅤ общественных организаций. Дело не в том, что они не знают закона, а в том, что они не считаются с ним. А это уже пренебрежение правом.

Низкий уровень правовой культуры, неразвитость у населения юридических традиций, зачастую переходящая в откровенный правовой нигилизм, отрицание необходимости и ценности права имеют глубокие корни в нашем обществе еще с дореволюционного прошлого. Из поколения в поколение в России проявляется неуважение к закону и суду, терпимость к произволу и насилию. До революции большинство деятелей литературы, искусства, науки, даже выдающиеся, нигилистически относились к праву. Для них имел огромное значение нравственный аспект[8].

В условиях крепостного права в общественных отношениях царил произвол, усугубленный низкой культурой населения. После реформ 60-х годов XIX века правовая действительность изменилась, но эти изменения глубоко не проникли в общество. Уровень правовой культуры оставался достаточно низким.

Во время революции 1917 года старая феодально-буржуазная правовая система была сломана, а новая не могла быть создана за короткое время. Нужен был длительный период становления новой правовой системы. Изменения происходили в сложнейших условиях обострения классовой борьбы, при сильном влиянии мелкобуржуазной стихии, с креном в сторону анархии, непризнания законности.

К тому же было ясно, что в условиях гражданской войны, в обстановке царившего произвола с одной стороны белого террора, с другой — красного, ни о каких общечеловеческих ценностях, ни о значении наследия старой правовой системы не могло быть и речи. Диктатура пролетариата понималась как не ограниченное никакими законами господство этого класса.

В период новой экономической политики стало ясно, что следует изменить представление о социализме и пересмотреть взгляды на революционную законность. Деформация социализма, сложившийся диктаторский режим и массовые репрессии были той реальностью, которая погубила ростки правовой культуры, возникшие в дореволюционной России. В этот период наиболее широко был распространен правовой нигилизм.

Существовали и обстоятельства идеологического характера, действовавшие не только во времена культа, но и позже: с точки зрения марксизма-ленинизма право, как и государство, представлялось как отрицательное явление общественной жизни, которое должно отмереть в самом ближайшем будущем.

Идеологи марксизма-ленинизма в 20-е годы отвергали необходимость права, считали, что «право — это такой же опиум для народа, как и религия», верили, что после свержения капитализма и самодержавия страна войдет в новое общество. Все это было основано на правовом нигилизме народа.

О социальной ценности права заговорили только в 60 — 70-е годы XX века. Однако правовой нигилизм встречается и сегодня. Другая сторона вопроса — волюнтаристское отношение к законодательству. Все это находится в области правосознания — правовой идеологии и правовой психологии[9].

Отрицательное влияние на правильную оценку права оказывает и то, что в отечественной науке, начиная с 30 — 40 годов XX века, сложилось нормативистское понимание права. Оно рассматривается как орудие государства, как средство управления, как нечто, находящееся в руках государства и направленное против населения. И когда определенная часть наших теоретиков права стала обращать внимание на иное понимание права, официальная идеология отнеслась к этому отрицательно.

А ведь главное назначение права в том, что оно должно служить человеку, который обладает неотъемлемыми правами и свободами. Но об этом говорилось очень мало. Данное обстоятельство усиливало правовой нигилизм, неуважение к суду и закону. Если в сознании людей существует нигилистическое отношение к праву, то о высокой правовой культуре не может быть и речи.

Помимо высокого уровня правосознания, правовая культура включает в себя и все реальные достижения в области правовой жизни общества (законодательство, его уровень, его технику, степень цивилизованности его содержания). У нас не было цивилизованного законодательства. Качество законов и способы их реализации по-прежнему остаются на низком уровне.

Можно задумать хороший закон, но если с точки зрения юридической техники он будет неудовлетворительным, реализовать его невозможно. Например, принятый в 1991 г. Закон «О предприятиях» был шагом вперед, но в нем имелись юридические недостатки. Термин «коллектив — хозяин предприятия» не раскрывал содержания правового статуса юридического лица. Неясно было, что подразумевает законодатель под термином «хозяин»1.

Этот термин был перенесен в законодательный акт из общественно-политической литературы и резко снизил его значение, так как не является юридическим. Коллектив — собственник или нет? Законодатель не решил этого главного вопроса. Если у нас в стране будут издаваться законодательные акты низкого технического уровня, то о правовой культуре говорить не имеет смысла.

Правовая культура — это еще и высокий уровень культуры правосудия. Уровень правовой культуры зависит от многих факторов. Имеет значение и состояние помещений для судебных заседаний, и облик судей, и само проведение судебного процесса. Дворцов правосудия у нас еще нет. Это и неудивительно.

До последнего времени правосудие у нас было только в законе. Судейская профессия не престижна. В реальной жизни культура правосудия находится на очень низком уровне. А это в свою очередь влияет на общий уровень правовой культуры населения. Правовая культура — это высокий уровень культуры законодательства и правосудия, их реальное состояние.

Следующий элемент правовой культуры — фактическое состояние законности и правопорядка в стране. Состояние преступности — это определенная характеристика правопорядка, но главным тем не менее является состояние правонарушаемости. В США преступность выше, но механически это не отражает состояния законности и правопорядка в стране.

Когда совершено преступление и преступник справедливо наказан, законность торжествует и правопорядок восстанавливается. Но если кто-нибудь наказан несправедливо — законности уже нет. Необходимо, чтобы каждый виновник был наказан и не был наказан невиновный. Необходима система, которая бы это обеспечивала, а у нас ее нет. То, что записано в качестве права, должно быть реализовано. А мы вначале разрешаем, а затем ограничиваем. Так правовое государство построить невозможно.

Можно говорить о правовой культуре личности, группы, общества в целом в тот или иной исторический период. Существуют различные модели правовой культуры (например, западная модель правовой культуры, конфуцианская правовая культура, мусульманская правовая культура и т.д.).

Западная модель правовой культуры характеризуется тем, что главной ценностью здесь признаются основные права и свободы человека и гражданина. Она начала формироваться еще с античных времен.

Специфической чертой этой модели является, во-первых, осознание социальной ценности права как меры свободы и равенства и приоритет права во всех сферах общественной жизни. Во-вторых, осознание ценности индивидуальных прав личности.

В сокровищницу мировой правовой культуры входят теория естественных прав и свобод человека, теория разделения властей Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье[10], а также законодательные акты, закрепляющие права и свободы личности.

Правовая культура так же, как и политическая культура, является непременным элементом демократии. Без них демократия может превратиться в анархию. А это чревато пагубными последствиями для общества и государства, в том числе и для всего мирового правопорядка. Произвол и бесправие приводят к массовым нарушениям прав и свобод личности, к отрицанию самой необходимости и ценности права.

Правовая культура общества в современном интегрированном мире часто уже не определяется территориальными границами одного государства. Идет процесс интернационализации и взаимообогащения различных культурных ценностей. В таком взаимном сближении национальных культур состоит процесс формирования единой субкультуры с позиций общечеловеческих ценностей.

Кроме того, мировое сообщество уже осознало необходимость выработки общецивилизационных, общечеловеческих начал и принципов деятельности в межгосударственных отношениях, которые закрепляются в важнейших нормативно-правовых актах международного характера1.

Особенно заметно этот процесс идет в рамках Европейского сообщества, где выработаны единые принципы согласования национальных правовых институтов, создано единое правовое поле, в рамках которого обеспечиваются основные права и свободы личности (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод).

Выводы по третьей главе: высокий уровень правовой культуры является необходимым условием (фактором) формирования правового государства. Особенно актуальной эта проблема является для отечественного права и государства. Поэтому воспитание правовой культуры граждан — важнейшее условие стабильности и правопорядка в обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе деятельности над курсовой работой на тему: «Возникновение права» был изучен ряд литературных источников. Основными являются труды по теории права, из которых подчерпнут теоретический материал, прежде всего взгляды тех или иных школ права.

Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубление и обострение социальных протии воречий и конфликтов.

Право призвано регулировать общественные отношения, делать так, чтобы ничто не помешало человеку оставаться свободным. То же самое касается и имущества людей. Право загоняет нас в определенные рамки, которые созданы для того, чтобы мы были защищены и обеспечены.

Право должно иметь обязательный государственно-волевой характер. Его классовая и общечеловеческая сущность проявляется именно в этом. Да, считается, что право выражает волю народа. Чем обусловлена эта воля? В большинстве случаев – экономическими условиями жизни, чуть меньше влияют условия природные и духовные.

Согласимся, что справедливость – это тоже понятие довольно-таки относительное. В разные времена ей придавали разное значение. Институт представительной власти появился уже давно, благодаря которому народная воля и смогла воплотиться в законе, который имеет общеобязательный характер. Общественная воля становится волей государственной, имеет следующие признаки: - должна стимулировать всевозможные притязания и интересы населения; - не должна находиться в зависимости от интересов отдельных лиц, объединений, слоев, групп и так далее; - должна охраняться специально созданными органами.

Рассматривая понятие и сущность права, стоит сказать, что характер его является нормативным, это связано с проявлением его в реальной жизни, и представлено совокупностью различных юридических норм. Нормативное выражение очень важно, так как воля, воплощенная в законе, не будет иметь никакой юридической силы. Государство должно находиться в определенной связи с правом. Эта взаимосвязь проявляется в том, что государство имеет возможность прибегать только к тем принудительным мерам, которые не противоречат праву. В принципе, это относится только к правовому государству, в котором действительно учитываются существующие законы. Право носит общеобязательный характер. Это означает, что законы создаются для всех и не должно существовать отдельных лиц, на которых бы не действовали принятые и санкционированные нормы. Важна формальная определенность права. В данном случае его характеризует: - специфическая структура норм (они состоят из гипотезы, диспозиции, а также санкции); - связь с обязанностями, которые необходимо выполнять для того, чтобы быть обладателем права; - юридической техникой, которой оформляются нормы.

Нормы права государство заключает в определенные формы, которые являются способами выражения его воли. Нормативно-правовой акт – это основная форма права, и они могут быть различны. Конечно же, самым значимым и главным из них в нашей стране так же, как и во многих других является именно Конституция.

На основании исследуемого материала мы видим, что обществу в эпоху цивилизации потребовался принципиально новый социальный регулятор, который смог бы выполнить, по крайней мере, две задачи. Первая - обеспечить в обстановке усложнения всей общественной жизни функционирование общества как сложной и динамической системы, целостного организма, несравненно более высокого порядка, чем первобытное общество. Второй задачей в условиях цивилизации явилась необходимость провести в жизнь исходное гуманитарное начало - закрепить и обеспечить надлежащий статус автономной личности, ее индивидуальную свободу, следствием чего в экономических отношениях является право собственности и свобода договоров, а социально-политической сфере - личные, политические и социальные права и свободы. Тем самым подтверждена актуальность темы, что возникновение этого социального регулятора, получившего название "право", связано с формированием государственной власти, ее институционного выражения - государства.

Возникновение права непосредственно обусловлено требованиями самого общества, вступившего в эпоху цивилизации, прежде всего требованиями обеспечения его целостности, товарно-рыночной экономики, а также гуманитарными началами.

На основании проведенных исследований, мной был сделан вывод, что возникнув, право, заняло центральное место в системе социального регулирования общества. По своим свойствам и регулятивным качествам, по заложенной в нем социальной энергии право приобрело значение главного регулятора, при помощи которого решаются коренные вопросы и задачи социального развития общества. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г..Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]"

(Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом№4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый. Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984) // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000.
  2. Всеобщая история государства и права. З.М.Черниловский, "Юрист", Москва 2010г.
  3. Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс: эпоха формирования государства: общий контекст социальной эволюции при образовании государства. - Издательство Норма, Москва, 2004, 271 с.
  4. История древнего Востока. Под ред.В.И. Кузищина. М., 2002г. с.112
  5. История государства и права России, курс лекций, И.А.Исаев, "БЕК", Москва, 2013г.
  6. История государства и права России. Исаев И.А., "Юрист",М,2011г.
  7. История государства и права зарубежных стран, под ред. О.А.Жидкова и Н.А.Крашенниковой, в 2-х частях, ч.I, "НОРМА", М, 2012г.
  8. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. – М.: 2004, 271с
  9. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно методическое пособие. – М.: 2007. Стр. 77
  10. Крашенинникова Н., Жидкова О. История государства и права зарубежных стран.- М,2006,с 715
  11. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. – М.: Инфра-М, 2000. – С. 75.
  12. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2001. С. 50.
  13. Нерсесянц В. Проблемы общей теории государства и права: учебник для вузов Издательство Норма, Москва, 2006, 387 стр.
  14. Общая теория права. Г.Ф. Шершеневич, "Юридический колледж МГУ", Москва, 2010г.
  15. Певцова Ю.А. Общая теория государства и права. М., 2011.
  16. Рассказов Л.П. Теория государства и права. М., 2013.
  17. Романовская В.Б. История права зарубежных стран: Учеб. пособие. - Н.Новгород, ННГУ. 1999. С. 27.
  18. СеменниковаЛ.И. Феномен Востока. Античный мир. Становление современной европейской цивилизации. – Брянск, 2001,с 154
  19. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. - Харьков: Консум;, 2000. - 704 с.
  20. Смирнова Ю.М. Теория государства и права. Орёл, 2008.
  21. Теория государства и права. Исаев Ю.А., М, 2011 г.
  22. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
  23. Теория государства и права. / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. // Закон и право. – Москва, 2000. – С. 48-49.
  24. Теория государства и права. Курс лекций. В 2-томах, т.I, "Юридический колледж МГУ", Москва, 2010г.
  25. Теория государства и права: методические указания для студентов заочного обучения / под ред. Р.Х. Макуева. Орёл, 2007.
  26. Тураев Б.А. История древнего Востока (Под ред. В.В. Струве и И.Л. Снегирёва). Минск, 2004.

  1. Всеобщая история государства и права. З.М.Черниловский, "Юрист", Москва 2010г

  2. Всеобщая история государства и права. З.М.Черниловский, "Юрист", Москва 2010г

  3. История государства и права России. Исаев И.А., "Юрист", Москва, 2011г

  4. История государства и права России. Исаев И.А., "Юрист", Москва, 2011г

  5. Теория права, С.С.Алексеев, "БЕК", Харьков, 2011г

  6. . Всеобщая история государства и права. З.М.Черниловский, "Юрист", Москва 2010г

  7. Общая теория права. Г.Ф. Шершеневич, "Юридический колледж МГУ", Москва, 2010г

  8. Основы государства и права. А.Б.Венгеров, И.Ф.Казьмин, А.В.Миукевич и др. Под. ред. А.Д.Кашина. "Высшая школа", Москва, 2007г

  9. История государства и права России, курс лекций, И.А.Исаев, "БЕК", Москва, 2013г.

  10. . История государства и права России, курс лекций, И.А.Исаев, "БЕК", Москва, 2013г