Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Влияние мультфильмов на развитие личности ребёнка дошкольного возраста (Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

Мною была выбрана тема курсовой работы «Влияние мультфильмов на развитие личности ребёнка дошкольного возраста». Актуальность данной темы очевидна, так как личность человека зарождается в раннем детстве, большую роль в развитие детей в раннем возрасте играет мультфильм. За последние годы телевидение транслирует огромное количество разнообразных мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного производства. Появление иностранных мультфильмов на отечественном телевидении, наводит на размышления относительно их влияния на развитие и формирования психики подрастающего поколения. Вызывают много вопросов новые технологии создания мультфильмов. Если старые кукольные и рисованные мультики, были естественными, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда не сформировавшей психике ребёнка, современные же мультфильмы часто не несут добра и справедливости.

Цель исследования: определить влияния мультфильмов на формирование детей дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие дошкольников.

Предмет исследования: влияние мультфильмов на развитие дошкольников.

Задачи исследования:

1. Детально проанализировать отечественные и зарубежные мультфильмы;

2. Выделить общее и различное во влиянии на детскую психику; 

3.Выявить степень вредности и полезности мультфильмов различных производителей и способов их создания.

Методологическая база: в основе исследования легли труды отечественных учёных Алаева М.А, Э.А. Куликова, Белкин А.С, В. Абраменковой, А. Богатыревой, Аромаштам М, Венгер Л.А, Гришеева Н.П, Гундарева И. О и многих других.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут оказать посильную помощь в воспитании детей дошкольного возраста, как родителям, так и воспитателям детских воспитательных учреждений.

Структурно курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. История зарождения мультипликационных фильмов

Анимация (animation) - произошло от латинского слова "anima" - душа, поэтому, анимация означает одушевление или оживление. В современном мире анимацию всё чаще называют мультипликацией (то есть - "размножение").[27]

20 июля 1877 года талантливый изобретатель, инженер-самоучка Эмиль Рейно создал во Франции сообщение о своих работах и предоставил на всеобщее обозрение сконструированный им аппарат праксиноскоп – не, что похожее на механическую игрушку с лентой, напичканную картинками, и вращающимся зеркальным барабаном. Впоследствии Эмиль Рейно усовершенствовал свой аппарат.[30] На сегодняшний день созданы и другие технологии: Кукольная анимация, Силуэтная, компьютерная и коллажная анимация. Самые первые анимационные студии были созданы Барром и Бреем в 1915 году. Персонажи мультфильмов заимствовались из газетных комиксов либо придумывались на студиях. Самым популярным героем немой мультипликации был кот Феликс, созданный в 1917 году П. Салливаном, а в 1920-е годы усовершенствованный О. Месмером. Первая мультипликация была немой. Для передачи диалогов использовались либо "воздушные шары", как в комиксах, либо титры, как в кино. Молодой мультипликатор из Лос-Анджелеса У. Дисней поставил первый мультфильм с одновременным звуком "Пароход Вилли" (1928), который впоследствии назвали «Микки Маус и его друзья».[21,с.54]

В России Владислав Старевич, был родоначальником объёмной мультипликации, в фирме Ханжонкова он начинал работу над первым объёмно-мультипликационным фильмом "Развитие головастика", производя в воде покадровую съёмку, живых головастиков. 1911 год можно считать, годом рождения русской анимации.[21,с.99]

Создание мультипликации - продолжительная, кропотливая процедура. Продюсер закладывает общие задумки, сценаристы делают сюжет и сценарий, который впоследствии разбиваются на эпизоды и сцены, иллюстрируемые серией эскизов. Однако, невзирая на то, что на сегодняшний день все мультфильмы разрабатываются во многих странах мира, но не все их, оказывается, рекомендовано смотреть. Почему некоторые мультфильмы вызывают бурю радостных эмоций, волну подражания любимым героям и формируют хорошие эмоции ребёнка, а другие причиняют прямой вред, делая детей злыми? Из числа разработчиков мультфильмов имеются два взгляда те, кто воспроизводит взрослую жизнь в мультфильмах, и те, кто формирует именно детский мир с его собственными законами существования. Современные дети все без исключения склонны к подражанию взрослой жизни с её агрессией и безжалостностью, по этой причине выбирают первый тип мультфильмов.[31]

Большинству детей отечественные мультфильмы смотреть не так интересно, после напряжённых, остросюжетных и живописных иностранных. Все без исключения дети предпочитают мультики согласно принципу красочности и заинтересованности, моды в классе либо в садике. А ведь большое количество отечественных мультиков формироваться на базе сказок. Российские мультфильмы согласно своей натуре любопытны сюжетом и вынуждают рассуждать. А как дело обстоит с мультфильмами иностранными? Практически пятьдесят процентов иностранных мультиков создаются по старому, проверенному принципу: завязка - кульминация - развязка. Преступление - расследование - наказание. Поэтому главные темы иностранных фильмов - конфликты и преступления.  [29]

Большинство современных мультиков имеют следующие признаки, они представлены на рис.1.1.1

Признаки современных мультфильмов

Яркие, действие происходит очень быстро

Мультфильм озвучен одинаковыми голосами переводчиков.

Значение речи для понимания мультика сведено к минимуму.

Много агрессии

Простой понятный сюжет, повторяющийся во всех мультиках.

Однообразная музыка.

Рис. 1.1.1 Признаки современных мультфильмов.

Источник: Абраменкова В., Богатырева А. «Дети и телевизионный экран» // Восп. шк.- 2016. - №6. - С.29

1.2 Характеристика отечественных мультфильмов

Обратите внимание на основную особенность наших, советских мультиков — практически все они построены на сюжете взаимодействия личности и коллектива, личности и общества. Причём таких взаимоотношений, когда коллектив и общество являются не враждебной личности средой, как в западных мультиках, а средой жизни. Так или иначе, наши мультики учили правильному, социальному, доброму и плодотворному взаимодействию с собственным социальным окружением. Они показывали пороки, и показывали их так, как некое не фатальное отклонение от нормы. Всегда преодолимое и исправляемое отклонение.

Ещё одна черта советского мультика — это то, что герой показывается как Творец. Он что-то творит и творит для общества. Что-то полезное. И опять - таки творит во взаимодействии с обществом. Ему может мешать, какая-то враждебная сила, но эта сила побеждается так же, как правило, коллективными же усилиями. В любом случае, любой мультфильм, каким бы он развлекательным ни выглядел, всегда был нацелен на научение маленького зрителя чему-то вполне доброму и хорошему. Они все добрые.

В советское время не было тех технических возможностей, которые доступны современным мультипликаторам. Но они талантливы и учат добру. Они вызывают ностальгию у родителей, ведь с ними связано их детство. В список лучших мультфильмов, по мнению зрителей, вошли следующие, которые представлены на рис. 1.2.1.

Название мультфильма

Сюжет мультфильма

« Ёжик в тумане» (реж. Юрий Норштейн, 1975г.)

« Малыш и Карлсон

» (Реж. А. Линдгрен)

«Приключения кота Леопольда»  (реж. Анатолий Резников)

« Чебурашка»

(реж. Эдуард Успенский 1966 г.)

«Винни Пух»

(реж. Фёдор Хитрук)

Обычна, казалось бы, незамысловатая история содержит в себе глубинный смысл и рассказывает о двух лучших друзьях: маленьком мечтательном Ёжике и весёлом Медвежонке, которые каждый день встречаются, пьют чай и считают звёзды. В один прекрасный ясный вечерок Ёжик идёт в гости к своему другу, прихватив с собою узелок к чаю. Неожиданно он видит густой туман внизу, под горой, и решает спуститься туда, ведь главный герой по натуре очень любознателен. Очутившись внизу, Ёжик понимает, что потерялся...

Это добрая сказка об одиноком маленьком наивном мальчике, который мечтал о настоящем друге. Он очень любит своих родителей, уважает старших, и вообще очень послушный мальчишка. Но в его жизнь неожиданно врывается чудесный проказник Карлсон-сластёна. Конечно, его поступки не всегда правильные, но он друг, а друга нужно любить таким, какой он есть, убеждён наш Малыш. Их приключения замечательные и забавные. Сказка учит добру и преданности, читается очень легко, потому что написана с тонкой иронией и юмором.

Бесспорно, этот мультик можно рассматривать, как самым добрым среди тех, что были сотворены на постсоветском пространстве. И, конечно же, каждый ребёнок мог без запинки пересказать любое приключение кота Леопольда. О чем этот мультфильм? Безусловно, он о дружбе.

Маленький зверёк Чебурашка, найденный в коробке с апельсинами, привезённой в один очень большой город, встречается с крокодилом Геной. Вместе они ищут друзей, в числе которых — лев Чандр и пионерка Галя, и помогают другим персонажам — людям и животным, которые умеют говорить. Им противодействуют Шапокляк и её ручная крыса Лариска.

Голос на заднем плане рассказывает о медвежонке Пухе. Сразу после этого, Винни, взглянув на зрителя, заводит свои песенки, которые он называет шумелками, сопелками, и пыхтелками. Наткнувшись на жужжащее дерево, он, пользуясь простым логическим мышлением, приходит к выводу, что «Это ж неспроста», и что в дереве есть пчелы, а, соответственно, есть мёд. Почти забравшись к улью, он уже тянется к мёду, но веточка обламывается, и бедный медведь падает с высокого-превысокого дуба в колючки. Он отправляется к другу Пятачку, и они решают, что если шар будет синий, а Пух более тёмным, то пчелы примут его за тучку. Однако их план проваливается, и медведь вынужден вновь лететь с большой высоты.

Рис.1.2.1 Пример мультфильмов формирующих положительные качества настоящего человека.

Источник: Ермизина Е.В. «Мультфильмы-дети: от контента к пониманию»/ Е.В. Ермизина // Мир психологии. 2016. -№ 1. -С. 51.

Для озвучивания мультфильмов приглашали лучших советских актёров. Поэтому запоминалась не только картинка. Многие фразы стали крылатыми, вошли в народ.

Мультфильм про ёжика в тумане понравился не только зрителям, но и критикам. Он получил много премий во всем мире. Главными героями стали ёжик и медвежонок. Они встречаются по вечерам, пьют чай, считают звезды и разговаривают. В нем много психологических нюансов, показана загадочность мира. Этот мультфильм оценят скорее взрослые, чем дети.

Малыши в восторге от Чебурашки. Так назвали выдуманное животное, которое стало символом России на одной из олимпиад. Он ищет друзей, строит дом и пытается перевоспитать вредную старушку. Классикой советской мультипликацией является «Ну, погоди». Главными героями стали милый зайчик и волк, имеющий хулиганские замашки. Он курит, хулиганит и ведёт аморальный образ жизни. На протяжении нескольких серий он пытается поймать зайца, но тому удаётся избежать опасности. Неповторимые голоса Папанова и Румянцевой придают мультфильму особый колорит.

1.3 Особенности Американских мультфильмов

Американские мультфильмы – это всемирно известный бренд, и в первую очередь он связан с именем Уолта Диснея. Это целая сказочная вселенная, которая населена тысячами персонажей: вечно юные Микки Маус, Дональд Дак, Том и Джерри, Питер Пэн и Спящая красавица. Им на смену приходят все новые и новые герои: миньоны, смурфики, Шрэк, губка Боб, Кунг-Фу Панда, пингвины Мадагаскара. Одно перечисление всех этих интересных, красивых, обаятельных героев заняло бы не одну страницу. Сегодняшним детям можно только позавидовать, о таком разнообразии развлечений раньше можно было только мечтать. Художники-аниматоры США дарят вам множество незабываемых минут. Вам остаётся лишь начать смотреть любую анимационную картину, какую вы только пожелаете.

Современное телевидение направленно на детей, как на маленьких, так и подрастающих. Для того чтобы завлечь детей имеется на сегодняшний день множество каналов, которые транслируют красочные мультфильмы, сериалы. Когда ребёнок смотрит мультфильмы, он как будто отстраняется от всего того, что его окружает. Не реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотра мультфильмов или сериалов в маленьком ребёнке просыпается не детская агрессия, а порой страхи, это зависит от того какой жанр мультфильма он смотрел.[26,с.37]

Американские мультфильмы, только с виду кажутся весьма безобидными, а на самом деле не несут ни какой смысловой нагрузки. Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира, нежели в реальном времени. Мир, в котором протекает сюжет мультфильма, обречённо завяз во зле. И только частица добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стремятся со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается на физическом уровне, что совершенно несвойственно для нашего образа действия в сказках, где со злом стремились сражаться другими методами: его пытались перехитрить или уговорить. Некоторые родители, (не осознавая полностью всего), попросту запрещают своим детям смотреть их. Они принимают эти мультфильмы как «очень злые и не учащие добру». А многие родители не воспрещают своим детям смотреть их. Не запрещают не потому, что не ощутили растлённого воздействия этой продукции, а вследствие того, что они их даже не смотрели. Они не смотрят эти фильмы по той причине, что привыкли к ещё советской концепции - «по телевизору детям плохого не покажут». Данному заблуждению подвергаются не только люди старшего поколения, однако и совсем молодое поколение, - те, кто уже знает и хорошо прочувствовал безнравственность современных СМИ.[27,с.54] Для того чтобы и они осознали, приходится намеренно ориентировать таких людей на пристрастный просмотр того, что смотрит их ребёнок. После внимательного просмотра даже нескольких таких мультфильмов, (особенно при обращении их внимания на некоторые особо характерные детали таких мультфильмов), эти люди, начинают более осторожно выбирать мультики для своего ребёнка.[20,с.108]

Такие великолепные анимационные фильмы киностудии «Уолта Диснея», как «Спящая красавица», «Шрэк», «Том и Джерри», «Король Лев», несут в себе доброе начало. Но, однако, такие фильмы не показывают по телевизору. И дети чаще всего смотрят не очень качественную продукцию о механических монстрах, вампирах, приведениях и всемогущих роботах. Практически во всех этих мультфильмах в сюжетах существует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия. И практически все без исключения ребята в буквальном смысле слова приняты в рабство мультипликацией, причём нередко воздерживаются от игры — лишь бы сидеть перед телевизором. Доктор медицинских наук Е. Глушкова полагает, что чем больше дети смотрят телепередачи, тем больше устают, а чем больше устают, тем больше влечёт их к телевизору.[29] Примеры американских мультфильмов представлены на рис.1.3.1

Название мультфильма

Сюжет мультфильма

«Спящая красавица»

(Шарль Перро)

На день рождения принцессы пригласили семь фей, а одну обошли приглашением, так как думали, что ее уже нет в живых. Когда незваная гостья все же пришла, её посадили за стол вместе со всеми, но золотого ящичка с прибором на её долю не осталось. Молодая фея заволновалась, что обиженная волшебница преподнесёт новорождённой плохой дар и спряталась в комнате принцессы. Когда восьмая фея сказала, что принцесса уколет руку веретеном и умрёт, молодая фея появилась перед гостями и пообещала, что принцесса не умрёт, а будет спать 100 лет, пока её не разбудит прекрасный принц. Хоть и король запретил всему королевству прясть, принцесса на чердаке загородного дома нашла старуху с прялкой — и предсказание свершилось.

«Шрэк»

(Реж. Крис Миллер, Сюй Чэни)

На лицо ужасный, но добрый внутри одинокий огр Шрек превыше всего ценит собственный покой. Поэтому, когда по воле злобного лорда Фаркада беспокойные сказочные существа переселяются в то болото, где обитал зелёный великан, он отправляется во дворец аристократа, чтобы восстановить прежний порядок. В итоге Шрек и коварный рыцарь, метящий на королевский трон, заключают соглашение. Если огр освободит принцессу Фиону из лап ужасного дракона и доставит её Фаркаду, тот позаботится о том, чтобы вокруг жилища лесного чудовища вновь воцарилась тишина.

«Том и Джерри» (реж. Джозеф Барбера, Уильям Ханна, Джин Дейч)

У Джерри имеется черта — доброта, он не бросает Тома в беде, даже если они враждуют. Джерри также стал опекуном мышонка Таффи, в некоторых сериях он защищает своих друзей от Тома, часто исполняет просьбы своих товарищей, попадающих в беду, пользуется поддержкой пса Спайка против Тома и помогает ему.

Рис.1.3.1Пример американских мультфильмов

Источник: Аромаштам М. «Дети смотрят мультфильмы»: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду». / М. Аромаштам. – М.: Чистые пруды. - 2016. - 30 с.

Ребёнок практически всю информацию принимает в виде образов, из которых потом создаётся его модель мира. Одним из наиболее значимых образов считается женский образ. Смотря на стандарты мультипликационных героинь, девочки впитывают характерные черты женского поведения, а у мальчика интуитивно создаётся эталон девушки, который он будет потом искать для отношений. И критерием является не только внешний вид, а ещё и - поведение героинь мультфильмов. Психологи (В. Абраменкова, А. Богатырева и др.) посмотрели множество лент западного кинематографа и пришли к заключению, что поведение большинства мультипликационных героинь сконструировано таким образом, что при регулярном просмотре приводит к угасанию желания продолжать род в дальнейшем.[1,с.30]

Образ женщины, прежде наделённый романтикой и загадочностью, окрашивается реализмом, физиологичностью и безжалостностью. Заодно высмеиваются прежние классические качества российских женщин, какие прославляют советские старые добрые сказки - такие как целомудрие, застенчивость, бескорыстность, скромность, и материнство как таковое. Кроме того отчётливо можно проследить пренебрежение, безнравственность, иногда безжалостность у героев отдельных мультиков к собственной семье. Во многих мультфильмах ими наделяется главный, положительный персонаж. И незаметно эти пороки впитываются детским сознанием, так как положительным героям нужно подражать. Многие героини борются со вкусом, показывая свою правоту. Молодёжных унисексов - в чем то продолжение унисексов мультипликационного. И зачастую мультипликационная героиня не только наделяется качествами мужского пола, но и ведёт себя, как супермен. Особенно наглядно это показано в фантастических мультфильмах.[17,с.54]

Детям нравится смотреть мультфильмы, но не все что им нравится - для них полезно. Если ребёнку нравится нож, и он начинает неосторожно с ним играть — родители его отнимают, но в отношении того, что воспитывает в ребёнке нравственные качества, родители не всегда задумываются. В раннем возрасте закладывается фундамент, формируются качества, приоритеты, которые потом будет применять ребёнок на протяжении жизни. [14,с.98]Многие из взрослых воспитаны не достаточно правильным образом, и такое воспитание отражается на их детях. Ребёнок необходимо качественное внимание родителей, однако не редко они да такой степени погружены в свои проблемы, что взамен своего внимания предоставляют ребёнку внимание от телевизора. Кто-то может возразить, что дети сами хотят смотреть мультфильмы. Однако взрослые обязаны отличить, что приносит пользу ребёнку, а что - нет. Характеристика зарубежных мультфильмов представлена на рис 1.3.1

Персонажи

Внешние и внутренние факторы

Влияние образа на детскую психику.

Роботы, монстры.

Непонятные формы, часто очень высокий или наоборот очень низкий голос, большие гипнотизирующие глаза, способность делать то, что не способны делать люди.

Именно тот факт, что роботы превосходят, по разуму и по способностям человека, дают основания утверждать, что у ребёнка при продолжительном просмотре может произойти понижение самооценки, чувство, что люди ниже роботов, может значительно изменить мировосприятие ребёнка.

Насилие, как персонаж.

Крики, озлобленные персонажи, массовый хаос.

Практически не один мультфильм не может обойтись без сцен насилия (массовые войны, одиночные сражения), это в ребёнке вызывает потребность постоянно наблюдать сцены (насилия) в реальной жизни, либо на экране всю последующую жизнь.

Люди

Сильное отличие главного героя от других (гораздо приятнее внешне и внутренне).

Главный герой стоит выше второстепенных персонажей (часто ими является народ), тем самым у ребёнка может возникнуть отрицательное отношения к людям.

Рис 1.3.1 Характеристика зарубежных мультфильмов.

Источник: Глушкова Е. «Телевидение и здоровье детей». // Дошк. восп. - 2016. - №4. -С. 88

1.4 Персонажи современных мультфильмов

Теперь более детально проанализируем героев и героинь современных мультфильмов и сериалов. Например, всем известный мультфильм «Том и Джерри» (Реж. У. Ханна, Д. Барберра). Кот Том гоняется за мышонком Джерри, подбирая более утончённые способы, ликвидированы маленького мышонка. А мышонок тем временем также стремится отомстить не менее бедному коту. И, безусловно, ребёнок будет делать то же самое, что делают эти два весёлых и симпатичных персонажа. Если родители предоставили подобную возможность - посмотреть забавный мультфильм, следовательно, здесь нет ничего плохого. Это означает то, что можно бить и шутить над теми, кто слабее. Это же позволили смотреть родные мама и папа, которые сказками обучают ребёнка отличать хорошее от плохого.[29]

Вот такие, добрые, на первый взгляд, мультфильмы как «Алладин», «Шрек», в которых, казалось бы, не должно быть никакого подвоха со стороны производителей. Однако если присмотреться по внимательней, можно отметить, что образ девушки тут показан ярким. Если в наших добрых российских мультфильмах половая особенность закрыта, и не выставляется напоказ, их женские свойства выражаются через внутренние качества. То героини западных мультфильмов физиологичны,  имеют конфигурациями цивилизованных представительниц слабого пола, весьма наглядно выражено все то, что должно привлекать взрослым мужчинам, а не ни как не маленьким детям, и они искусно это применяют, у них нет целомудрия - того, что отличает продукцию для детей от фильмов для взрослых. А ведь дети копируют и воспроизводят стиль поведения своих героев. Зато в наших мультфильмах продемонстрирована эротика только в том, что персонажи держаться за руки, поцелуи лишь обозначены, герои скромные. А вот в западных мультфильмах герои откровенно заигрывают друг с другом, касаться девушки можно как угодно, бесцеремонно, грубо.[29] К примеру, как в известном мультфильме «Шрек», главный персонаж несёт свою девушку на плече, заигрывает с ней. Подсознание схватывает подобные действия и в последующим, во взрослой жизни мальчик может считать нормой такое поведение по отношению к девушке. Согласно мнению психологов (М.В. Башова, М. Аромаштам), эротику, взрослые манеры поведения в детских мультиках демонстрировать ни как нельзя. Это всё раньше положенного срока развивает в ребёнке половое влечение, к которому эмоционально и физически ребёнок ещё не готов.[3,с.25]До того, как ребёнок начинает проявлять интерес к противоположному полу, ему необходима сказка, загадка. Только лишь посредством романтизма и робости перед противоположным полом мальчик может стать настоящим мужчиной, только застенчивая, непорочная девушка, может заинтересовать настоящих мужчин. Детская стеснительность и застенчивость – является одни из важных обстоятельств, которые влияют на сформирование крепкой семьи в дальнейшем и продолжения рода в будущем.[4,с.120]

В западных мультфильмах крайне редко мы сталкиваемся с образ красивой мамы, с поистине женскими качествами, которая своими манерами будет побуждать девочку её копировать. Современные западные мультфильмы своими образами женщин-мам способны на подсознательном уровне перебить какое либо стремление у девочек в последующем иметь детей.

Проанализируем американский мультик «Вуди Вудпекер» (реж. У. Ланс, С. Маркус). Уже из нескольких просмотренных серий данного безмерного мультфильма можно выделить циклически повторяющийся сюжет, существует определённый персонаж, который в процессе важного для него дела. Как правило, он занят чем-то абсолютно полезным если не общественно, то для себя лично (строит себе что-то, выращивает и т.д.). И существует праздный самовлюблённый дятел Вуди, всегда развлекающийся. [31] В результате действия, получается, что тот трудяга, который чем-то воспрепятствовал дятлу в процессе его отдыха, терпит сокрушительное поражение, а дятел демонстрируется этаким смелым героем, жутко изобретательным, и выставляющим абсолютно всех своих «врагов» неумелыми неудачниками.[31]

Абсолютно, безусловно, то, что в случае если определённый ребёнок вздумает взять пример с этого «персонажа», то его поведение неминуемо войдёт в разногласие с законом. В таком случае этот мультик обязательно разовьёт антисоциальную личность в ребёнке. Возможно, предположить, что это не предумышленный прокол создателей, однако если учитывать то, что подобное поведение встречается в абсолютном большинстве тех мультиков, и проанализировать ту социально-психологическую форму, находящеюся в базе каждого американского мультика, то в таком случае такое содержание будет оцениваться как закономерное.

В данных мультах демонстрируется стандартное действия индивидуума, разыскивающего удовлетворение собственным исключительно индивидуальным склонностям. Как правило, склоняющему к единому лидерству и силовому преимуществу над окружающими. В случае если на первом плане - превосходство, то тогда социальная приемлемость подобного превосходства оказывается на втором плане.

Отсюда и нередкое демонстрирование антисоциального поведения героев. Рассмотрев несколько взятых особенно известных американских мультфильмов. Во всех находится нечто, несущее откровенно антисоциальное содержание, однако подающееся как вполне нормальное и приемлемое. Согласно мнению зарубежного психолога X. Би, он считает, что показ такого поведения в мультфильмах приводит к «сублимации антисоциальных наклонностей индивида».[6,с.400]

Данная мультипликационная продукция в открытую учит конкурентному поведению - достижению превосходства над окружающими.

Персонажи мультфильмов получают по голове смертельные удары различными предметами, однако, всегда продолжают вести себя, как совершенно здоровые. В связи с этим в Америке весьма участились эпизоды убийств животных, малолетними детьми. Эти дети бьют со всей силы своих домашних питомцев, а потом удивляются, почему их любимые животные, вследствие такого обращения не ведут себя таким же образом, как персонажи мультфильмов.[30]

В американских мультиках, как правило, даже социальное поведение некоторых героев мультфильмов является как «героическое развлечение». Например, - сериал «Чёрный плащ». Но чаще всего в тех мультиках описывается всё что угодно, но только не созидательная деятельность. Все и вся в этих мультиках развлекаются. Развлекаются самыми разнообразными способами и методами. Случается даже, что кого-то убивают. В таких Западных мультиках ни когда не бывает коллектива. Все взаимоотношения между персонажами мультфильмов, как правило, конкурентные. Изредка, как нечто необязательное - дружеское. Зачастую данные мультфильмы демонстрируют действия и образы существования настоящего индивидуалиста, проживающего в агрессивном общественном мире. В сюжетно-ролевых играх дошкольники зачастую копируют своих любимых персонажей. В ходе подражания и идентификации они усваивают социальные роли, нормы поведения, ценностные ориентиры. Распознавание предполагает мощную психологическую взаимосвязь с персонажем мультипликационного фильма, роль которого ребёнок принимает, ставя себя на его место. Но игра в персонажи будет стереотипна, ребёнок будет повторять жесты, манеру поведения персонажа, и в игре не будет ни творчества, ни развития, а сам ребёнок будет подвержен опасности, копировать биомеханические сооружения. Из-за традиционного подражания формируется неверное понимание, образ, что содействует конфликту с родителями. [28]

ГЛАВА 2 . ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

2.1 Последствия просмотра мультфильма у дошкольников

Дети практически всю информацию воспринимают в виде образов, из которых впоследствии они и создают свою модель мира. Одним из наиболее значимых образов считается женский образ. Глядя на стандарты мультипликационных героинь, девочки копируют характерные черты женского поведения, а у мальчика интуитивно создаётся эталон девушки, который он будет потом искать. И критерием считается не столько внешность, сколько - поведение героинь мультфильмов. Психологи (В. Абраменкова, А. Богатырева и др.) просмотрели большое количество лент западного производства, и пришли к заключению. Что поведение большинства мультипликационных героинь создано таким образом, что при регулярном просмотре приводит к угасанию желания продолжать род в дальнейшем.[3,с.23]Образ девушки, прежде всего наделённый романтикой и загадочностью, окрашивается реализмом и жестокостью. Заодно высмеиваются ранее классические для российских девушек качества, которые славят советские старые добрые сказки - такие как целомудрие, застенчивость, бескорыстность, скромность, и материнство как таковое. Кроме того чётко можно проследить пренебрежение, безнравственность, иногда безжалостность у героев отдельных мультиков к собственной семье, родителям, братьям, сёстрам. Во многих мультфильмах этими качествами наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки впитываются детским сознанием, так как положительных героев нужно копировать. Многие героини сражаются, доказывая свою правоту. И часто мультипликационная героиня не только наделяется качествами мужского пола, но и ведёт себя как супермен. Особенно ярко это выражено в фантастических мультфильмах.[4,с.99]

Более того, однообразные лица мультяшных героев некрасивы, однако устанавливают определённый эталон, к которому необходимо стремиться. Вследствие чего и происходит подмена красоты уродством, дети теряют способность видеть внешнюю привлекательность в реальных людях.[26,с.36]

Вот основные последствия просмотра не совсем правильных мультфильмов:

1.Насыщенность цветовой палитры в мультиках имеет все шансы вызвать интерес у ребёнка. Вследствие этого ребёнку, не требуется прикладывать ни каких усилий, чтобы научиться концентрации внимания. Формируется неспособность к сосредоточению внимания, и в школе ребёнок не может высидеть урок и усвоить полностью весь материал.[26,с.36]

2. Доступный, несложный сюжет не всегда даёт возможность включить воображение, фантазию. А ведь мультики – это ещё один способ развивать мышление, внимание и память.[26,с.37]

3.В школьный период речь ребёнка формируется более интенсивно. По этой причине немало важно слышать правильную, красивую родную речь, слышать все интонации, чувства, передаваемые речью. Недостаток  правильной речи, может послужить причиной к отставанию в её развитии.[26,с.38]

4.Посредством мультфильма ребёнок усваивает модели поведения, способы действий, учится, как можно добиться своего. К сожалению, зачастую этот способ – агрессия. В результате, у ребёнка фиксируется представление о допустимости аналогичных форм поведения, расшатываются идеалы хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения. Согласно многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультики, прослеживается повышение жестокости и агрессивности.[26,с.47]

5. Дети привыкают к пассивным видам деятельности, развивается привычка к «уходу в другую реальность», что может в недалёком будущем проявить тягу к более опасным развлечениям. Прививая ребёнку получать удовольствия, ничего не делая, или испытывать яркие эмоции в пассивном положении, родители могут спровоцировать его в старшем возрасте употреблять психотропные средства.[26,с.12]

6. Дошкольное детство — это период накопления в мозгу зрительных идеалов. Запоминая ненастоящие, нарисованные образы, ребёнок лишается возможности сформировать правильные представления о действительности. Из карикатурных, рисованных персонажей невозможно сложить мировоззрение.[26,с.23]

7. Происходит привлечение детей мультфильмамиРебёнок не в состоянии отказаться от мультика самостоятельно, без уговоров. Просматривает любимые мультсериал по нескольку раз в день.[26,с.24]

Употребление отечественных мультфильмов поспособствует родителем, педагогам и психологам решить многие задачи воспитания детей. Задачи воспитания мультфильмами представлены на рис.2.1.1

Задачи

Качества, которыми должен обладать мультфильм

Мультфильмы

1.Воспитать в ребёнке любовь к животным

Герои - очеловеченные животные. Обязательная оппозиция добра и зла.

"Котёнок по имени Гав", "Умка", "Доктор Айболит"

2.Воспитать в ребёнке умение дружить

Персонажи – люди или животные, активные и лёгкие по характеру; мораль - альтруизм, уважение и любовь к ближнему.

Серия мультфильмов "Чебурашка", "Золушка", "Каникулы в Простоквашино"

3.Познание окружающего мира

Персонажи - животные, инопланетяне, роботы. Знания, расширяющие кругозор.

"К.О. А. П. П.", "Доктор Айболит"

4.Приучить ребёнка к выполнению конкретных задач

Персонажи - люди/животные, статус которых изменяется во времени с приобретением тех или иных качеств, умений

"Винни-Пух" "Топчумба" "Приключения Домовёнка Кузи"


Рис 2.1.1 Задачи воспитания мультфильмами.

Источник: Абраменкова В., Богатырева А. «Дети и телевизионный экран» // Восп. шк.- 2016. - №6. - С. 31.

Русские мультфильмы базируются на традициях русской сказки и на классической русской литературе. Сказка по своей сути метафорична, она заставляет задуматься. Концентрируясь на метафорах, ребёнок достраивает свой мир, а для этого необходимо включить определённую часть мозга. Кроме того, сказка даёт ребёнку ответы на многие вопросы. То же самое дают и мультфильмы.

2.2 Восприятие детей на разных этапах развития

Неотъемлемой часть нашей жизни стал телевизор, и даже при самом редком просмотре многие дошкольники становятся его заложниками. Телевизионная продукция считается составляющей частью их мира, и компетентность в вопросах мультфильмов и фильмов для них так же важна, как для взрослых - в вопросах литературы или искусства. Остаётся только выяснить, как воспринимают картинку дети на разных этапах их формирования и в соответствии с этим извлечь из неизбежных просмотров максимальную пользу.[3,с.31]

0-6 месяцев. Чем младше ребёнок, тем больше времени проводит с ним мама у телевизора. И если его воздействие на новорождённого ещё не до конца исследовано, то для мамы телевизор служит типичным «спасителем», смотря телепередачи, она может отдохнуть от полного поглощения заботами о ребёнке, особенно если ей никто не помогает. Впервые недели жизни тихий звук телевизора лишь убаюкивает ребёнка, однако уже в два, в три месяца он обращает внимание на светящийся экран, а ещё два месяца спустя, реагирует на знакомую заставку. Известно, что взаимосвязь между зрительным и осязательным восприятием формируется очень рано. А вот взаимосвязь слухового восприятия с визуальным, и его воздействие на формировании малыша исследованы поверхностно.[3,с20] Исследователи представили для просмотра детям 4 месяцев два мультфильма: в первом случае звук был наложен одновременно, а во втором - нет. И дети были гораздо больше заинтересованы «правильным» мультиком. На вопрос о том, как влияет движущиеся картинки на младенца, конкретно ответить нельзя. Несомненно, то, что на данной стадии формирования эмоционального понимания, полностью находится в зависимости от мамы и папы.[3,с.26]

Нельзя пользоваться телевизором в качестве звукового фона в детской комнате. Не рекомендуется смотреть любимую телепередачу, когда кормят ребёнка грудью или бутылочкой, при кормлении ребёнку необходимо все внимание взрослого без остатка.[3,с.25]

6 - 18месяцев. В данном возрасте ребёнку сложно долгое время концентрировать своё внимание на чем-то одном. Тем не менее, эти моменты он применяет с большой пользой. С шести месяцев ребёнок способен правильно пользоваться игрушкой, увидев, сутки назад по телевизору в руках у незнакомого человека. Эта удивительная способность к воспроизведению проявляется у людей гораздо раньше, чем полагали учёные.[5,с.112] В данном значении, просмотр телевизора — это определённый опыт. Однако до того как ребёнок начнёт говорить, смотреть телевизор для него означает - слышать и видеть что-то, недоступное пониманию. Неприспособленный сюжет абсолютно лишён для него смысла. Цвет, движение, картинка привлекают детей к экрану, однако они имеют шанс извлечь из просмотра совсем не то, что планировал режиссёр. Не стоит обманываться, наблюдая за непонятным сюжетом, дошкольник все-таки переживает его эмоционально. Было бы ошибочно считать, что он не оказывает на ребёнка никакого воздействия.

Очень благоприятно действуют на ребёнка, который ещё не овладел навыками речи, короткие программы, специально направленные на самых маленьких детей. Что касается диснеевских мультфильмов, их сюжет и словарь ещё очень сложен для детей такого возраста.[5,с.121]

18 месяцев – 3 года. Необходимо стараться не оставлять ребёнка дошкольного возраста один на один с включённым телевизором. Имеется опасность, то, что у него разовьётся безосновательное ощущение боязни либо сформируются неверные взгляды о мире, поскольку в этом возрасте дети ещё не имеют интеллектуальных и эмоциональных свойств, чтобы пояснить то, что видят на экране. Ребёнок, который смотрит мультфильм, его, переполняют эмоции и чувства, однако ему катастрофически не хватает слов, чтобы их выразить. Единственный выход для родителей — озвучить то, что он подсознательно чувствует. Например, «Узнаешь? Это птичка летит за львёнком. Она очень хорошая, она ему поможет». Ребёнок копирует, показывает пальчиком, затем повторяет фразы и запоминает их. Только лишь при условии повторений и комментариев родителей приобретённый опыт и его контекст запоминаются и обретают значение.[7,с.76]

В совершенстве нужные разъяснения необходимо предоставлять напрямую в период просмотра, это принесёт больше пользы. Тем не менее, вернуться к сюжету мультфильма после того, как он закончился, все-таки предпочтительнее, чем оставить его вовсе без объяснений. Неверное предположение, что дети двух или трёх лет все понимает, только потому что узнает того или иного персонажа. Называя его имя, он не всегда знает, что тот делает и для чего.[5,с.65]

3 - 6 лет. Только лишь к трём четырём годам ребёнок приходит к осмыслению разницы между вымышленным и настоящим. Он уже понимает, что мультфильм - это неправда, и с удовольствием изучает мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты, фантазии и активно принимать участие в играх. Безусловно, дети ещё не полностью воссоздают цепочку событий то, что они наблюдают, иногда путается с их собственными желаниями и личным опытом. Однако в этом возрасте ребёнок уже осознаёт, что он — это он, и понимает своё отличие от остальных, а значит, способен притвориться кем-то другим. Имитирование становится его любимым занятиям. Он изображает врача, который делает укол, строгого папу, которого надо слушаться. Дети предпочитают отождествлять себя с кем-нибудь из персонажей, чаще всего с тем, чьи переживания им ближе всего. Ребёнку важно «понарошку» пережить эмоции, с которыми он пока не встречался в реальной жизни. Современные дети все чаще отождествляют себя с выдуманными персонажами и все реже - с реальными людьми. Их фантазии в наибольшей степени занято миром телевизионных историй. Возникает вопрос о том, насколько успешно они смогут адаптироваться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями.[7,с.77]

Необходимо сдерживать приобретение игрушек и вещей с символикой того или иного мультфильма. Для того чтобы ребёнок заинтересовался реальностью, надо привлечь к ней интерес, всем вместе бывать на прогулки и выставках, приобретать игрушки, согласовывая эту покупку. Нужно быть осторожнее с агрессивными, жестокими изображениями, которые имеют все шансы проявить отрицательное влияние на психику. Чтобы защитить ребёнка, их нужно расшифровать, разъяснить намерения и ухищрения их производителей. Научив ребёнка не принимать на веру все, что показывает телевизор, он не будет путать чьё-то представление о реальности с самой реальностью.[7,с.76]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, целью работы было определить влияния мультфильмов на формирование детей дошкольного возраста. Цель работы была достигнута, задачи исследования решены настолько, насколько позволила доступная литература по данному вопросу.

Подводя итог проведённого мною исследования, можно сформулировать следующие выводы:

На психологическое развитие детей дошкольного возраста сильное влияние оказывают мультипликационные фильмы.

С одной стороны, - это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные для детского понимания мультфильмы. Мультфильмы закладывают в ребёнка начальное представление о добре и зле, герои становятся примером подражания хорошего или плохого поведения. Дошкольник, сравнивая себя с любимыми героями, учится позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. Сюжеты, которые происходят в мультфильме, помогают воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

С другой стороны, в настоящее время популярностью особенно пользуются зарубежные мультфильмы, в основном американские. Большинство мультфильмов американского происхождения не безвредна, существует огромное различие между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными. За этими различиями скрыты весомые несоответствия в картине мира. В советских мультфильмах показывается правильная для дошкольника картина мира. По своей сути она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. Но и в такой доброй картине мира существует отрицательный герой, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных же мультфильмах мир, в котором протекает сюжет фильма, безнадёжно повяз во зле. И зло, как правило, борются только физически.

На мой взгляд, следует скорректировать родителям количество просмотров дошкольниками различных западных и отечественных мультфильмов. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. На самом же деле ребёнок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребёнку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе.

В ходе исследования, проанализировав отечественные и зарубежные мультфильмы, выявив их влияние на развитие детей дошкольного возраста, поставленная мною цель была достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абраменкова В., Богатырева А. «Дети и телевизионный экран» /В. Абраменкова, А. Богатырева // Восп. шк.- 2016. - №6. - С.28 -31.

2. Алаева М.А, Медведева И.Я. «Лучшие родительские собрания в начальной школе: 3-4 классы». / М.А. Алаева. // Родительское собрание. - 2017.-№11.-С132-140.

3. Аромаштам М. «Дети смотрят мультфильмы»: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду». / М. Аромаштам. -М.: Чистые пруды. - 2016. - 32 с.

4. Башова М.В. «Педагогика и практическая психология»: учебное пособие./М. В. Башова - Ростов-наДону.: Феникс, 2015. - 416 с.

5. Белкин А.С. «Основы возрастной педагогики»: / А.С. Белкин учеб. пособие для студ.- М.: Академия, 2015. - 192 с.

6. Би X. Развитие ребёнка. / Х. Би Учеб. Пособие. М.: Питер, 2014. - 768с.

7. Большой энциклопедический словарь. М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 1998. -1434 с. Под редакцией 2016 г.

8. Венгер Л.А, Пилюгина Э.Г, Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культу ребёнка, от рождения до 6 лет» / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер: кн. для воспитания детей, /под ред. П.А. Венгера. –М.: Просвещение, - 2014. - 144с.

9. Мухина B.C., Хвостов А.А. «Возрастная психология: Детство, отрочество: хрестоматия» /сост. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2013. -624 с.

10.Глушкова Е. «Телевидение и здоровье детей»./ Е. Глушкова. // Дошк. восп. - 2016. - №4. -С. 88-91.

11.Гришеева Н.П. «Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника»./ Н.П. Гришеева. // Нач. шк. Плюс до и после. - 2017. - №8. -С.75.

12.Гундарева И. «О последствиях восприятия телевизионной информации»./ И. Гундарева // Восп. шк. - 2015. - №9. - С.45-54.

13.ДереклееваН.И.«Новые родительские собрания» Влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста1-4 классы. / Н.И. Дереклеева - М.: Вако, 2016.-131 с.

14.Козлова С.А. «Дошкольная педагогика»: учебник для студ. /С.А. Козлова, Э.А. Куликова. - М.: Академия, 2014. - 416 с.

15.Крайг Г, Бокум Д. «Психология развития»./ Г/ Крайг, Д. Бокум - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2017. - 940с: ил. - (Серия «мастера психологии»).

16.Мэш Э., Вольф Д. «Детская патопсихология: нарушение психики ребёнка»./ Э/ Мэш, Д. Вольф - С - П.: Праен-Еврознак, 2016. - 384с. (проект «Психологическая энциклопедия»).

17.Немов Р.С. «Психология: в трёх книгах»./ Р.С. Немов - к. 3. - М.: ВЛАДОС, 2016 г. -632 с.

18. Урунтаева Г.А. «Психология дошкольника»: хрестоматия / сост.: Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 2015 г. - 407 с.

19.Широкова Г.А. «Справочник дошкольного психолога»: издание третье./ Г.А. Широкова - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2015. - 384 с.

20.Штоляренко A.M. «Физиология высшей нервной деятельности»: для психологов и педагогов. A.M. Штоляренко - М.: ЮНИКИ, 2017. - 463 с.

21. Дубровской Е.А., Козловой С.А. «Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста»: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Академия, 2016. - 256 с.

22.Куниченко О.В. «Критерии отбора мультфильма для нравственного воспитания детей 5-7 лет». / О.В. Куниченко // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. -Т. 3. -№ 5. -С. 133-137.

23.Ермизина Е.В. «Мультфильмы-дети: от контента к пониманию»/ Е.В. Ермизина // Мир психологии. 2016. -№ 1. -С. 51-58.

24.Карповская Е.Е. «Влияние зарубежных мультфильмов на психику детей PR и реклама»: традиции и инновации./ Е.Е. Карповская//2015. - № 6-2.- С. 98-99.

25.Козачек О.В. «Современные мультфильмы и дети: средство воспитания или технология манипулирования»?/ О.В. Козачек // Здоровье и экология. 2017.-№ 3. -С. 24-25.

26.Коростелева Н. А., Постнова В. В., Бондаренко В. В. «Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста»/ Н. А.Коростелева, В. В.Постнова, В. В. Бондаренко // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 36-38.

27.Воспитание мультфильмами [Электронный ресурс] - Режим доступа: onaon. ru/groups/articles/9 (дата обращения 22.10.2017)

28.Мнения специалистов о влиянии мультфильмов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://myltyashki.com/mneniyaspec.html (дата обращения 2.11.2017)

29.Мультипликация: материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 3.11.2017)

30.Мультфильмы: их влияние на психику ребёнка [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.volgograd.ru/theme/info/zozh/95911.pub (дата обращения 4.11.2017)

31.Не детские мультфильмы для детей [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cvetindigo.ru/4292-ne-detskie-multfilmy-dlya-detej.html (дата обращения 5.11.2017)

32.Роль мультфильмов в воспитании детей [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.greenrussia.ru/stroitel/2234-rol-multfilmov-v-vospitanii-detej.html (дата обращения 5.11.2017)