Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Влияние мультфильмов на развитие личности ребёнка дошкольного возраста (История появления мультфильмов)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Сложно представить современный мир без технологий. К ним относятся компьютер, телефоны, планшеты, интернет и телевизор. Чаще всего на подобных гаджетах смотрят телепрограммы люди пожилого возраста и дети. Престарелые ведут малоподвижный образ жизни, поэтому оказываются заложниками «зомбоящика». А дети воспитываются большей частью телевизором и мультфильмами.

Анимационные фильмы влияют не только на поведение ребёнка, но и на психическую составляющую. Поэтому данная проблема актуальна для родителей, для врачей и для педагогов, ведь нынешние дети - будущие взрослые. Так или иначе они будущее страны. Каждый взрослый хочет, чтобы ребёнок рос и развивался в положительную сторону. Но, в большинстве случаев, у родителей существует масса дел и проводить 24 часа в сутки с ребёнком не каждый может. В связи с этим многие включают перед ребёнком телевизор, лишь бы тот не кричал или спокойно кушал. Только взрослые часто не осознают, что с малого возраста прививают зависимость, от которой впоследствии сложно избавиться.

Телевидение пестрит отечественными и зарубежными мультфильмами. В обеих мультиндустриях есть положительные и отрицательные продукции. Одни более сдержанны и несут больше добра и могут положительно влиять на поведение ребёнка. Другие поддаются сомнению психологов и педагогов. Мультипликаторы стараются сделать яркий фильм. Для малышей не имеет колоссального смысла, какую информацию несёт программа, главное - видеть, что, что-то мелькает. Кадры из мультфильмов откладываются у детей на подсознательном уровне, поэтому они могут копировать модели поведения в будущем.

Многие детские психологи утверждают, что категорически запрещено смотреть детям телевизор до 3 лет. При этом существуют развивающие мультфильмы от 0 до 3 лет, но психологи утверждают, что это глупость. Ребёнок в младенческом возрасте не может приобрести знаний с помощью мультфильмов. Разработчики таких мультфильмов внушают взрослым, что ребёнок с их «чудо - продуктом» станет умным, но в реальности ребёнок просто станет зависимым. Большую роль для благоприятного развития имеет возраст ребёнка, поэтому есть несколько групп с возрастными периодами. Для каждой группы подобраны собственное содержание, особые слова и интересы в соответствии с возрастом.

Цель данной работы – определить, как влияют на развитие личности мультфильмы отечественного и иностранного производства, и узнать, какие мультфильмы принесут детям пользу.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  1. Рассмотреть, как создавалась мультиндустрия;
  2. Выяснить, как воздействуют на детей мультфильмы;
  3. Сравнить отечественную и иностранную мультипликацию;
  4. Определить уровень тревожности у детей, которые смотрят больше американские и отечественные мультфильмы.

Объект исследования – дети дошкольного возраста.

Предмет исследования – мультфильмы отечественного и иностранного производства.

Во время выполнения работы использовались методы:

  1. Исторический;
  2. Индукция;
  3. Сравнительный анализ;
  4. Эмпирический метод.

Влияние мультфильмов на развитие личности

История появления мультфильмов

Ещё до наступления н.э. человек пытался реализовать предметы и действия в рисунке. Правда, выходило это незамысловато. На протяжении столетий идея оживления рисунков не давала покоя учёным и художникам. В середине 17 века монахом создан волшебный фонарь - прибор, который высвечивал изображения на прозрачном стекле. В 1832 году бельгийский физик Жозеф Плато изобрёл  фенакистископ - прибор для проявления движущихся рисунков. А в 1834 году английский математик Уильям Джордж Горнер создал зоотроп. Но все эти приборы были, скорее всего, детской забавой.

Вдруг, родилось то, что постепенно стало общеинтересным и общезначимым. 28 октября 1892 года толпа устремилась к популярному парижскому музею Гревен. В одном из его залов должно было происходить необычайное зрелище - демонстрация светящихся пантомим. Представление с помощью аппаратов «оптический театр» давал талантливый французский изобретатель Эмиль Рейно.

Как же удалось Рейно показать первый настоящий мультфильм, когда кино ещё не существовало? В 1876 году он изобрёл праксиноскоп - аппарат для просмотра движущихся картинок. Рейно пришло в голову разместить на барабане прозрачную ленту, содержащую от пятисот до полутора тысяч картинок. Рисунки выполнялись на желатиновых пластинах размером 4 на 5 сантиметров. В центр барабана помещалось зеркало, которое отражало изображение на экран. Кроме того, Рейно первым стал использовать постоянные декорации, рисуя их отдельно от персонажей и передавая на экран отдельным «волшебным фонарём». Он так же был первым, кто синхронизировал изображение и звук.

Рождение кинематографа братьев Люмьер в 1895 году оказалось для Рейно роковым. Публика потеряла интерес к нарисованным фигуркам и зал опустел. Совершенно разорённый и доведённый до отчаяния

изобретатель разломал свой праксиноскоп, а ленты выбросил. Тем не менее, Эмиль Рейно по праву признан великим первооткрывателем страны анимации.

Через год после изобретения кинематографа в 1896 году другой француз по имени Жорж Мельес начинает снимать свои фильмы. Именно Мельес нашёл способ создания первых спецэффектов, основанных на стоп - кадре, покадровой съёмке, двойной и многократной экспозиции, ускоренной и замедленной протяжки плёнки и многих других трюках. Изобретения Мельеса легли в основу современной анимации и голливудских спецэффектов.

Анимационный бунт докатился и до России. Владислав Старевич подарил миру кукольное кино. В 1911 году появился на свет первый русский объёмный мультфильм «Прекрасная Люканида». Затем последовала серия фильмов о жизни насекомых. Режиссёр достиг правдоподобности движений на экране, чем заслужил авторитет публики. После революции 1917 года Старевич уехал во Францию и там продолжил работу над своими фильмами.

В 1920 году Уолт Дисней снял свое первое анимационное творение под названием «Красная шапочка». дальше была целая череда экспериментов, взлётов и падений. И вот, в 1928 году появился он, мышонок по имени Микки Маус, который принёс своему создателю всемирное признание, славу и деньги. Слово «первый» в полной мере применимо к этому великому аниматору. Дисней снял свой первый звуковой анимационный фильм «Пароходик Вилли», героем которого был все тот же Микки Маус. В 1932 году Дисней получает свой первый «Оскар» за первый цветной мультфильм «Цветы и деревья». в 1937 году выходит первый полнометражный анимационный фильм «Белоснежка и семь гномов». Несмотря на предрекаемый завистниками провал, фильм оказался самым кассовым за всю историю Голливуда.

Наряду с Диснеем другие талантливые аниматоры создавали свои шедевры. Макс Флейшер и его знаменитый моряк Попай, тоннами поедающий шпинат. Текс Эйвери - художник, создавший грустного и непредсказуемого пса Друпи. С лёгкой руки Уолтера Ланца в 1940 году на экраны кинотеатров выпорхнул Вуди Вудпекер - непобедимый дятел - хохотун. Хитрый, нагловатый Багз Банни - кролик с морковкой вместо сигары, придуманный талантливым аниматором Чаком Джонсом в короткий срок завоевал сердца восхищенной публики.

Пока аниматоры всего мира удивляли публику своими творениями работники совсем другой области трудились не покладая рук. Первые электронно-вычислительные машины были огромными, но с малой производительностью. В результате развития технологий размеры уменьшались, а мощность увеличивалась. Появились первые персональные компьютеры. Аниматоры, которым стало тесно в рамках традиционной мультипликации, ринулись осваивать неизведанный мир.

Одним из первых, кто внедрил компьютерную анимацию в кино, был Джордж Лукас. Он создал компанию «Industrial Light & Magic». В 1977 году специалисты ILM приняли основное участие в создании спецэффектов для знаменитой киноэпопеи «Звёздные войны». Это было началом новой эры. Эры цифрового кино. В 2010 году компании исполнилось 35 лет. За это время она приняла участие в создании спецэффектов практически ко всем блокбастерам Голливуда и не только.

После многочисленных проб и экспериментов в 1986 году компания «Pixar» представила компьютерный анимационный фильм «Люксо - младший». Автором и режиссёром этого мультфильма был Джон Лассетер, сыгравший огромную роль в дальнейшей судьбе компании, а сам фильм стал визитной карточкой и эмблемой Pixar. Именно эта компания впервые в 1995 году выпустила на экраны кинотеатра полностью сделанный на компьютере фильм «История игрушек».

Конечно, Pixar не одиноко на рынке, ее опыт подхватили многие крупные студии. Так появились на свет замечательные фильмы. «Шрек», «Мадагаскар», «Ледниковый период» и многие другие.

Одной из наиболее развитых отечественных компаний в двадцатом веке была студия «Союзмультфильм», созданная 10 июня 1936 года. Данная студия была ответом на американскую кинокомпанию Disney. Наши художники, решили, что они ничем не хуже и начали создавать мультфильмы. На их мультфильмах выросли и учились добру бабушки и дедушки, мамы и папы и, конечно, наше поколение. Первый мультфильм назывался «В Африке жарко». После популярности они создали «Лимпопо», «Мойдодыр», и др. Нелегко им было и в военное время, но позже ситуация улучшилась. Снимались «Слон и муравей», «Цветик-семицветик», «У страха глаза велики» и др. В 60-70 годы это была крупнейшая анимационная студия в Европе. Появлялись новые стили рисовки, они уходили от диснеевского формата. Шикарный успех получил сборник «Веселая карусель». Киностудия выпустила около 1500 картин. Сегодня это современная киностудия, где аниматоры и художники работают на современном оборудовании при поддержке Министерства культуры.

Влияние отечественных и зарубежных мультфильмов на развитие детей

Мультфильмы являются одними из самых приятных воспоминаний для многих взрослых людей. Сегодня, как и много лет назад, просмотр мультиков - это также любимое времяпровождение большинства детей. Это занятие может стать для ребёнка не только весёлым развлечением, но и способом познания окружающего мира, усвоения социальных ролей и моделей поведения. При этом важен родительский контроль за тем, что смотрят дети, поскольку не все мультфильмы оказывают положительное влияние на развитие ребёнка.

В первые недели жизни глухой звук, исходящий из гаджета, только помогает уснуть малышу. Но уже в 2 - 3 месяца он поворачивает голову к светящемуся экрану, а ещё через 2 месяца, откликается на знакомую заставку. Понятно, что контакт меж зрительным и осязательным восприятием заключается довольно рано. А вот контакт слухового восприятия с зрительным и их воздействие на становление малыша исследованы недостаточно.

В годовалом возрасте ребёнку непросто длительное время концентрироваться на чем-нибудь одном. Что не наименее важно, эти время он пользуется с наибольшей пользой. Ребёнок может увидеть из телевизора, как пользоваться тем или иным предметом. В данном значении просмотр телевизора - это конкретный навык. Но пока малыш не научиться разговаривать и понимать речь, он не поймёт, что происходит в телевизоре. Сюжет абсолютно лишён какого - либо содержания для него. Яркость, движение, изображение притягивают малышей к экрану, и они имеют все шансы извлечь из просмотра абсолютно не то. Следя за странным сюжетом, ребёнок все же испытывает переживания. Было бы ошибкой считать, что, собственно, он не оказывает на малыша ни малейшего воздействия.

Нельзя оставлять малыша вместе с экраном. У него может развиться боязнь, или же сложатся неверные представления о мире. Смотрящего малыша переполняют впечатлении и ощущения, но ему чертовски не хватает слов, для того чтобы их высказать. Единый выход для — озвучить то, собственно, что он инстинктивно испытывает. Малыш подражает, демонстрирует пальчиком, затем повторяет слова и запоминает их.

Лишь только к 3-4 годам малыш приходит к осознанию различия между воображаемым и реальным. Он уже понимает, собственно, что мультфильм - это ложь, и с наслаждением изучает царевичей, фей и говорящих животных. Этот мир сказочных героев научит ребёнка мечтать и будет участвовать в его играх. В данном возрасте малыш уже осознает, что он - это он, и понимает своё различие от других, а это означает, он может притвориться кем-то иным. Притворство оказывается его возлюбленным занятиям. Он строит из себя врача, который лечит больного. Малыши обожают отождествлять себя с героем Ребёнок «понарошку» переживает впечатлении, с которыми он пока же не встречался в реальной жизни. Современные малыши отождествляют себя с придуманными персонажами и все крайне редко - с настоящими людьми. Их фантазия в большей степени захвачена миром телевизора. Возникает вопрос о том, как благополучно они сумеют адаптироваться к реальным обстоятельствам, понимать роли родителей, и их отношения с приятелями.

«Следует не показывать детям дошкольного возраста программы для взрослых, а также ограничивать просмотр мультфильмов, в которых содержатся сцены насилия, демонстрация вредных привычек. Отсутствие должного контроля может повлиять на его психическое равновесие, привести к возникновению у ребёнка отклоняющегося поведения.» [1]

Всемирная организация здравоохранения категорически запрещает до 3 лет смотреть телевизор. А с 3 лет смотреть под присмотром взрослых. Исследования показывают, что просмотр детьми раннего возраста приводит к нарушению развития мозга, блокирует развитие речи, формирует гиперактивность, отсутствие внимания. Любое экранное мелькание парализует волю ребёнка, его притягивает и со временем маленькое количество просмотров перерастает в большое. Ребёнок начинает требовать.

Но виновато не только телевидение, но и нежелание самих родителей заниматься своим ребёнком на важном этапе его жизни. Это привело к тому, что мультиндустрия выпускает развивающие мультфильмы. Якобы они научат и азбуке, и цифрам, и цветам. Хуже всего, что производители пишут на данной продукции «0+». Это означает, с рождения поглощать и впитывать информацию через телевизор. Но ребёнок не может развиваться должным образом, когда задействовано всего лишь 2 органа. Ведь для благополучного развития необходимо заиспользовать все 5 органов чувств: осязание, обоняние, зрение, слух и вкус.

Вот что писал по этому поводу Райнер Пацлаф: «В первой фазе своего развития ребёнок учится не головой, а всем телом. Он не противопоставляет себя дуалистически миру с помощью мыслящего, регистрирующего и перерабатывающего информацию разума, а вступает в связь с вещами телесно. Он «ухватывает» и «постигает» лишь то, что прежде схватил и настиг руками; он «сопоставляет», лишь научившись стоять и ходить. В этом возрасте весь опыт ещё чувственно - конкретен, «осязаем».

Вот почему мы должны осознать всю опасность столкновения малыша лицом к лицу с мнимой реальностью телеэкрана, в пределах которой такой осязаемый опыт, необходимый для его развития, вовсе ему недоступен. Жилище родителей -это конкретное трёхмерное пространство, доступное телесному опыту ребёнка, который может оббегать и облазать все комнаты, всё ощупать и обнюхать, рассматривать и обследовать все уголки. А в пространство телеэкрана малыш войти не может, и из его опыта оно полностью выпадает. Показывают, скажем, пальмы на берегу моря или ночной город с высоты птичьего полёта, а в следующее мгновение толпу в магазине или рыбок в аквариуме - и на это время комната расширяется вокруг экрана. Взрослому легче лёгкого воспринимать два эти пространства по отдельности. Но для малыша - то есть только один мир - мир телесного опыта, и этот опыт отключается на то время, пока включён телевизор.»[2]

Психологи утверждают, что благотворно влияют на детей сказки. Приведём несколько примеров и посмотрим учат ли они ребёнка доброму, хорошему, созидающему. Русская народная сказка «Царевна - лягушка» рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Главный герой, Иван - Царевич, нашёл себе жену - лягушку. А в лягушку её превратил Кощей. Момент на царском пиру, когда Царевна - лягушка бросала в рукава недоеденную еду и потом творила чудо. А снохи, увидев это, стали повторять за ней и обрызгали всех гостей. В данную сцену вложен пример зависти, как плохого чувства, показывается, что хорошие вещи можно сделать только искренне, с открытой душой. Это учит ребёнка тому, что в жизни нужно успеть сделать что - то прекрасное, быть искренним в своих намерениях. А когда Иван пожалел диких зверей, и они помогли ему победить Кощея. Учит детей добру, что «за добро добром платят».

В конце книги добро побеждает, Кощей умирает. Зло разрушается, невзирая на то, что оно было сильным и мощным. Эпизод демонстрирует,что любой момент правды и искренности разрушает толстые цепи зла. Ребёнок запомнит этот момент и по мере взросления применит в жизни. Эта сказка о доброте, мудрости и счастье, о том, что не нужно судить о человеке по внешности, следует смотреть на его поступки, что за неприятной оболочкой может скрываться добрая и чистая душа.

К просмотру для детей рекомендуют сказку Самуила Яковлевича Маршака «12 месяцев». Эта сказка о девочке, которую мачеха выгнала из дома в лес, чтобы та принесла корзинку подснежников, потому что капризной королеве вздумалось зимой получить подснежники. В лесу девочка повстречала 12 месяцев, которые помогли ей. Вернувшись домой с целой корзиной подснежников, девочка не выдала тайну о месяцах. И даже не рассказала королеве. В конце сказки мачеху и дочку превратили в собак, а королева поменялась, её капризность и самолюбие сменились на мягкость и ласку. Сказка преподносит, что жадность, лень и злоба никогда к хорошему не приведут, а трудолюбие, искренность, терпение и вера в чудеса всегда получат награду за эти качества.

На основе некоторых сказок мультипликаторы создали фильмы. Они почти не отходят от оригинала и несут такую же смысловую нагрузку. Также предлагают для просмотра и чтения сказки Ганса Христиана Андерсена такие, как «Снежная королева», «Дюймовочка», «Русалочка» и др. Они демонстрируют, что нужно идти к намеченной цели, преодолевать препятствия, учат добрым поступкам, любви, мечтам. Мультфильмы «Баба-яга», «Вершки и корешки», «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и серый волк», «Колобок», «Лиса и Журавль», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лапоть, Соломинка и Пузырь» и др. Прививают любовь к семье, учат смекалки, ценить дружбу, слушать старших, не обижать маленьких, не быть жадным.

Шикарный во всех смыслах мультфильм «Приключения кота Леопольда». Кот не применяет жестокости после проделок мышей. Он всегда на позитиве. В мультфильме много добра, прощения, жизнерадостности. Учит, что не нужно решать проблемы с помощью кулаков, ругательств, нужно быть добрее.

Современный мультсериал «Фиксики» также благотворно влияет на развитие детей. Особенно на мальчиков, которые любят что-то разобрать, посмотреть, как действуют механизмы. Было бы хорошо, если бы родители проводили некий экзамен после подобных обучающих мультиков. Полезно влияет на детей и образ семьи в целом. Семья ДимДимыча и Фиксиков всегда приходит на помощь друг другу, ребенок учится сплочённости, семейным ценностям. Он подходит для детей от 5 лет.

Возрастная категория мультсериала «Приключения Лунтика и его друзей» 3+. С одной стороны, Лунтик учит слушаться взрослых, вежливости, что хорошо, а что плохо, учит добру, взаимопомощи, взаимоподдержки, прощению. Персонажи, которые вели себя неправильно, в конце всегда извиняются. Вроде бы все хорошо и прекрасно, но психологи утверждают, что фиолетовый цвет главного героя является депрессивным.

«Фиксики» и «Приключения Лунтика и его друзей», безусловно, хороши для маленьких зрителей. С другой стороны, психологам и педагогам, которые придерживаются христианского вероисповедания, не по душе подобные мультфильмы. Первые Фиксики произошли от вкладывания души мастера в прибор. Лунтик - пришелец из космоса, который делает добрые дела. Педагоги задаются вопросами: Почему несуществующее создание учит детей чему - то доброму? В мире мало чего - то человеческого? Нужно привлекать каких - то непонятных существ?

Ещё одним популярным мультсериалом является сериал «Барбоскины». Его показывают на нескольких телеканалах. Этот сериал рассказывает о семье собак. Главные герои это: Дружок, которого интересует только спорт и компьютерные игры; Гена, интересующийся только наукой; Лиза, мечтающая стать певицей; Роза, думающая о своей внешности; добрый Малыш; Мама и Папа, которые редко попадают в кадр. Мультфильм красиво нарисован, герои реалистичны, квартира обставлена предметами. В каждой серии дети попадают в какую-то ситуацию и выпутываются из неё с помощью родителей или друг друга. Он не несёт в себе зла, учит детей помогать, не врать, быть трудолюбивым, послушным и добрым.

К непонятной возрастной группе относят мультсериал «Смешарики». В нем присутствуют непонятные для детей фразы, флирт героев, офисный и профессиональный юмор. Но некоторые серии относятся к развивающим. Иногда в них рассказывается про механизмы, устройства, про Интернет и его возможности. Что очень важно знать в современном мире.

Сериал «Малышарики» относят к группе «0+». В нем показывается пример заботы, помощи, дружелюбию. Слова песни полностью соответствуют картинке. Отсутствуют ядовитые цвета, голос за кадром даёт наставления, хвалит.

Не все русские мультфильмы влияют положительно на ребёнка. Возьмём, например, мультсериал «Маша и медведь», который рассчитан на 4-5летних детей. Когда взрослые смотрят данный сериал, они смеются. Дети, видя поведение Маши и реакцию родителей, начинают повторять действия за героиней. Что же делают родители в этот момент? Им весело, ребёнок доволен, так как он заслужил похвалу. Но когда у взрослого не будет настроения, он накажет ребёнка за подобное деяние. И ребёнок ничего не поймёт, почему в один раз всем было весело, а в другой - нет. Такое поведение родителей приведёт к тому, что ребёнок научится подстраиваться под их настроение. В конечном итоге малыш научится врать.

Многие утверждают, что в советские мультфильмы самые прекрасные, добрые и позитивные. Так ли это? Сомнительный, на мой взгляд, «Ну,погоди». Волк гоняется за зайцем, заяц устраивает пакости. От серии к серии одно и то же. У Волка и у Зайца много отрицательных качеств. Конечно, Заяц хитёр, смекалист, с помощью этих черт он и побеждает Волка. У Волка можно научиться тому, что маленькие могут дать отпор. Но о пропаганде вредных привычек в этом мультике нужно говорить, ведь этот мультик для детей. Волк курит, пинает мусорные баки, стреляет из оружия, прикладывается к бутылке. К какому будущему готовят будущее поколение?

«Обезьянки» - весёлый мультсериал про пять обезьянок и их маму, но за этой забавностью скрываются будущие проблемы детей. Серия, где самый маленький ребёнок притворяется больным вместе с братьями, учит детей врать. Пакости обезьян никак не наказываются. Мать отвлечена своими заботами и не замечает, как обезьянки убегают от неё. Конечно, в нем есть хорошие эпизоды, где самый маленький проявляет смекалку в отличии от своих братьев. Это окажет на детей положительное влияние. Посмотрев подобные мультфильмы, в перспективе дети могут поступать также: далеко убегать от родителей, крушить чужое имущество, научатся обманывать.

Советский мультфильм «Малыш и Карлсон» на первый взгляд безобидный. Карлсон вроде и жуликов отпугивает, и добрый, и шалун. Но, возможно, он только подобие хорошего друга? Нашёл одинокого мальчика, обманул, съел банки с вареньем, устроил бардак, заставил прогуляться по крыше. За все проделки Карлсона доставалось Малышу. Разве так поступают друзья? После просмотра данного мультфильма ребёнок может идти на поводу подобных товарищей, не иметь своего мнения, не научиться разбираться в людях и подчиняться их глупым идеям.

Перейдём к зарубежным мультфильмам. Главными врагами для положительного развития ребёнка являются американская и японская индустрия. Самыми опасными для маленьких детей являются мультфильмы Аниме. Аниме - жанр японской мультипликации. Преступления, убийство и кровь в них передаются особенно реалистично. Присутствуют сцены интимных отношений. Например, в одном из эпизодов «Покемонов» существует реклама гомосексуализма. Неестественная внешность: большие глаза, неправильная пропорция тела, черты лица ломают понятия о том, как должен выглядеть нормальный человек. Быстрая смена кадра, ядовитые цвета плохо сказываются на зрении и развитии мозга ребёнка. Изначально оно было предназначено не для детей, а для взрослых с устойчивой психикой. Но сейчас это смотрят и дети дошкольного возраста.

«Клуб Винкс» — фантастический мультсериал производства Rainbow S.r.l., созданный по замыслу итальянского аниматора Иджинио Страффи. Этот сериал понравился многим девочкам, они подражают волшебницам и поют их песни. Волшебницы творят добро, учатся в волшебной школе. В мире Винкс красивая, модная, но такая вызывающая одежда. Девушки изображены с аномально длинными ногами, глазами на половину лица, ходят они на высоких каблуках и на огромных платформах. У них узкая талия и широкие бедра. На мой взгляд, посмотрев на такой образ школьницы, может развиться комплекс неполноценности. У девочки могут развиться стереотипы об определённом типе фигур, и ребёнок может морить себя голодом в погоне за идеалом. Волшебницы часто повторяют фразу: Какая ты красивая. То есть этот пошлый образ у ребёнка ассоциируется с красотой. Думаю, вряд ли кто - то захочет, чтобы его ребёнок гулял в подобной одежде.

Как и в большинстве мультфильмов здесь есть и кислотные цвета, и быстрая смена кадра, звука, действия. Сюжет мультфильма незамысловатый, девочки устраивают вечеринки, говорят о мальчиках, флиртуют с ними, сражаются с монстрами и плохими ведьмами. Мужчины так же участвуют в сражениях, но в основном толку от них мало. Проблемы они решают с помощью магии. Дети могут впадать в истерику от незнания, как решаются проблемы. Возрастное ограничение составляет с 12 лет, но также на него могут наткнуться дети дошкольного возраста, путём переключения каналов. Яркая картинка зацепит их и в дальнейшем не оттянешь от данного мультсериала.

Еще, в зарубежных мультах практически отсутствует портрет совершенной матери с исключительными женскими качествами, которые имели бы возможность воодушевить юную зрительницу к подражанию. Иногда невыгодный или же незначительный образ матери в мульте может уменьшить или же совсем отбить намерение быть матерью в будущем. Образ матери является знаковым в диснеевских мультфильмах. Дети могут перенять поведение диснеевских мам на свою будущую жизнь или на поведение собственной мамы.

В мультфильме «Красавица и Чудовище», когда Белль проезжала на тележке по двору, мелькнул кадр раздраженной, некрасивой, неопрятной женщины с тремя плачущими младенцами на руках. Одного она чуть не уронила, а в следующим кадре - проезжающая красавица, которая выше этого. Эта сцена только отбивает желание у маленьких зрительниц становиться матерью. Создатели как будто хотят поставить девочек перед выбором: будь красивой и без детей, либо наоборот - некрасивой матерью. И в какую сторону они сделают выбор, если мало примеров красивых матерей в детском кино?

Диснееский мультфильм «Храбрая сердцем» совсем не для маленьких. И для 6 лет, как заявлено, он не подходит. Все выглядит правдиво, в мультике по сюжету происходит конфликт «отцов и детей», в конце все извлекли урок. Но в фильме присутствуют сцены оголённых мест, в частности место ниже спины, по этому месту герои шлёпают друг друга, служанки ходят с выпяченной грудью. Отец главной героини, Мериды, немного несуразен, он в 4-5 раза больше своей жены. Лорды выглядят ужасно, вызывают отвращение. В конце мультфильма оказывается, что Мерида была права, а мама с папой просто не понимали дочь. По-моему, не очень хороший пример для детей, как вести себя в случае непонимания родителями. Без сомнения, мультфильм учит и хорошему: слышать друг друга, уметь признавать ошибки и онимать что ты, действительно, хочешь.

Образ женственности, хрупкости, уходит. Почти все принцессы ведут себя вульгарно, флирт с противоположным полом ни к чему хорошему не приведёт юных зрительниц. В «Шреке» принцесса дерётся как мужчина. Фиона в одиночку раскидала шайку разбойников. В «Аладдине» Жасмин кокетничает с мужчиной, не стыдясь этого. В русских мультфильмах симпатия показывается в переплетённых руках или как поцелуй в щёчку. В американских же поцелуи изображаются натурально, как у взрослых. Девушки с приоткрытыми губами и томным взглядом. Ребёнок ещё мал для таких откровенных сцен. Все это будит в нем раннюю детскую сексуальность.

Американский сериал «Том и Джерри» вышел в 40 годах. Весь мультфильм состоит из травм, сцен насилия, разрушений окружающей обстановки. Присутствует агрессия, одни вредные сцены для психики ребёнка сменяются другими. Герои не разговаривают, их действия сопровождаются звонкой музыкой, звуки разбития, ударов, падений фигурируют в каждой серии в большом количестве. Серии не взаимосвязаны между собой. Если в конце одной серии кто - то получил травму, то в следующей её уже нет. Мультипликаторы хорошо прорисовали героев, не использовали «кричащие» цвета, этим и нейтрализовали злобный и жестокий сюжет. В совокупности это демонстрирует маленькому зрителю, что травмы не несут никаких последствий, крушить все подряд можно, никто и слова не скажет и за избиение никаких наказаний не последует.

Из этой же серии мультик «Вудди и его друзья». Он не научит ребёнка ничему полезному. Один часто повторяющийся сюжет, дятел - садист, который пакостничает какому - то человеку. Этот человек, занимающийся чем - то полезным, помешал дятлу. В итоге дятел избивает такими предметами, что взрослый бы уже попал в больницу.

Мальчикам не очень интересны истории о принцессах, но они многому учатся у своих кумиров - суперменов. Конечно, и там есть сцены с поцелуями, драками. От них он может научиться не тому, что нужно, но главная мысль не в этом. Большинство суперменов не мечтают о популярности, делают хорошие поступки бескорыстно. Так же супергерои получают суперспособность в результате несчастного случая или она достаётся с рождения. Это может натолкнуть мальчиков на то, что они будут ждать эту суперсилу и решать ей проблемы. Они не смогут научиться решать проблемы разговором или делом.

Диснеевская экранизация «Золушка» не вызвала всплеска негодования. Золушка достойно прошла свой путь, и её не сломило ничто. В фильме содержатся сцены трудолюбия, добра, искренности, в любой ситуации быть человеком, а главное - справедливости. Героиня получила награду за свой характер и поведение. Смысл сказки в том, что нужно ждать и быть терпеливым и судьба сделает подарок в конце концов.

А в «Холодном сердце» даже через испытания сестры сохранили истинную любовь. Он интересный и увлекательный, добрый, музыкальный, без пошлости, присутствует волшебная история, всё яркое и красочное, мультфильм с юмором. Все, что полезное и интересное для маленьких деток, в нем передано. Только некоторые педагоги и родители возмущаются на сюжет, в котором дети потеряли мать. Все-таки лучше на развитие девочек влияют мультфильмы с участием полноценной семьи.

Британские мультсериалы как «Свинка Пеппа», «Маленькое королевство Бена и Холли», американская «Даша-путешественница» и др плохо не влияют на ребёнка. В них нет быстрой смены кадра, героев хорошо видно, использование простых фраз, понятных ребёнку. Возможно, герои не очень хорошо прорисованы, громко смеются, задний план примитивен. Но при их просмотре ребёнок узнает новое, не агрессирует, он не перевозбужден. Данные мультсериалы не учат злу, вредным привычкам, плохим поступкам.

«Доктор Плюшева» привлекает детей чуть постарше. Девочка Плюшева- главная героиня, лечащая игрушки, ее мама - врач. Девочка оживляет игрушек с помощью стетоскопа и помогает игрушкам в их проблемах. Серии заканчиваются позитивно, игрушки не погибают. Дети научатся заботе об окружающих, доброте и человечности.

Все малыши чувствуют огромную симпатию к мультам, но не всегда каждый из их оказывает позитивное воздействие. К примеру, в случае если ребёнку приглянулась вещь, угрожающая жизни, он его берет и начинает с ним баловаться, и взрослые, конечно, его отбирают. Впрочем, они не всякий раз размышляют, собственно, что воспитывает в ребенке моральные нормы. В детстве закладывается фундамент, закладываются свойства, ценности, которые затем станет применять малыш на протяжении жизни.

В советское время была цензура на телевидение. Сегодня главными цензорами должны стать родители. Родителям, которым небезразлична дальнейшая судьба ребёнка, важно отслеживать, какие мультфильмы включать. Малыши доверяют близким людям и знают, что они плохого не посоветуют. И так, обобщим негативные приёмы аниматоров, которые используются в мультиликации:

  1. Быстрая смена картинки. Картинка очень влияет на развитие. Нужно исключить мультфильмы, где встречаются кислотные, быстро меняющиеся кадры. Ребёнок не успевает следить за текстом, в результате он вырастет пассивным, уже будет настроен на быстрый темп. Ему покажется, что жизнь не такая яркая и быстротечная, как ему хотелось. Малышу будет скучно слушать, учиться и читать. В будущем из - за такого приёма ребёнок может вырасти с пониженной концентрацией внимания. Ему будет неинтересно заниматься одним делом какое-то продолжительное время.
  2. Схожесть. Героини выглядят одинаково: фигура с округлыми женскими чертами. В зарубежной индустрии девушки имеет формы взрослых женщин, они умеют ими пользоваться, флиртуя с противоположным полом. Ребёнок начинает интересоваться и несвоевременно начинает развиваться сексуальное влечение. Также девушки одинаковы лицом. У маленьких зрительниц начинает развиваться стереотип и в будущем стремиться достичь своего идеала, пряча истинную красоту за слоями косметики;
  3. Плохие качества. Романтическая героиня наделена чертами гнева, злобы и жестокости. Например, мы не можем представить себе Настеньку из «Аленького цветочка» с выражением злобы и ярости. А вот Фиона в «Шреке» делает это привычно, весело и жестоко. У ребёнка может вызвать сексуальную дезориентацию, так как мультгерони ведут себя как мужчины;
  4. Хамство. Мужские персонажи ведут себя грубо, нахально. Например, в «Шреке» огр закидывает принцессу на спину, а принцесса в конце влюбляется в него. Как же это повлияет на детей? Все просто, мальчики подумают, что девушкам нравится хамство. А девочки решат, что нужно именно так реагировать на жестокость. Следует наложить запрет на продукцию с хамским поведением
  5. Скорость. Ребёнок не успевает осмыслить речь героев. Для него происходит все слишком быстро. Не успел понять одно слово, уже второе пропустил. В результате теряется нить сюжета. Как итог - недоразвитость речи из-за непонимания;
  6. Звук. Особенно это касается зарубежных мультфильмов в переводе. Важно следить, чтобы не было наложения дублированного голоса на оригинальный. Голос должен быть эмоциональным, с чувством переживания. Хорошо на развитие детей влияют музыкальные мультфильмы. Там, где можно подпевать героям. Если голос монотонный, ребёнок не сможет понять, какие чувства испытывает герой.;
  7. Сексуальное поведение. В американском представлении женщины реалистичны, они наделены прекрасными формами взрослых: подчеркнутая талия, огромные глаза, пухлые губы, немаленькая грудь. И даже умеют этими формами пользоваться. В мультфильмах можно наткнуться на сексуальное поведение персонажа. Чему же научит ребёнка такое поведение? Уж точно не скромности, невинности и непорочности.

Родителям нужно помнить, что ребёнок развивается в положительную сторону именно с ними, а не с телевизором. Конечно, удобно посадить ребёнка перед экраном, а самим заниматься делами. Но телевизор не заменит совместное общение, игру, рисование, прогулки. Перед тем как предлагать малышу мультфильм, взрослому необходимо самому его просмотреть. Желательно при совместном просмотре комментировать ситуации и в конце обсуждать, о чем мультик, какие главные герои, что ему понравилось.

Психологи считают, что самое безопасное для детей время для просмотра мультфильма - 30 мин. Также мультфильмы лучше смотреть в первой половине дня, когда ребёнок активен. Чтобы не повысить возбудимость ребёнка перед сном, за 2 часа до сна можно смотреть спокойные, добрые видео.

Психологи даже рекомендуют для детей трёхлетнего возраста менять мультфильмы раз в неделю, для пятилетнего менять раз в 2 дня. Ребёнок научится слышать речь, услышит новые слова, повторит значимость мультфильма. Так что, если ребёнок просит включить один и тот же мультфильм, не стоит его отговаривать.

Часто родители предлагают ребёнку посмотреть мультик одновременно с приёмом пищи. Категорически запрещено проводить данный отвлекающий манёвр. Западные учёные проводили подобный эксперимент и обратили внимание, что за этот период дети съедают пищи на 1/3 больше. Позже они сделали заключение, что это приведёт к перееданию и излишнему весу, потому что теряется контроль за количеством пищи, не контролируется момент насыщения, не чувствуется сам вкус еды.

Также надо исключить покупку игрушек и одежды с символом такого или же иного мультфильма. Для того, чтобы малышу было интересно в реальной жизни, нужно совместно гулять на улице, посещать музеи и выставки, приобретать игрушки, развивающие фантазию. Быть аккуратными с опасными и негативными фильмами, которые имеют шансы оказать плохое воздействие на психику. Эти фильмы нужно объяснять. Научив малыша не верить во все, что показывают на экране, он не станет путать чье-то представление о реальности с самой реальностью.

Мультипликационные кино оказывают огромное воздействие на становление ребят дошкольного возраста. С одной стороны, это колоритные, зрелищные, образные, обычные, ненавязчивые мультфильм. Они рождают у ребенка первичные представления о добре и зле, о красоте, идеалы поведений, манеры и многое другое. При сопоставлении себя с возлюбленными героями дошкольник может научиться преодолевать собственные боязни и проблемы, с уважением относиться к другим и в целом ощущать себя положительно и уверенно. Истории, происходящие в мульте, дают возможность воспитывать ребят: увеличивать их осведомлённость, развивать мышление и фантазию, создавать их миропонимание.

В то же время, особенной популярностью пользуются американские и японские мультфильмы. Большая доля американской продукции не безобидна, есть огромное различие между русскими мультами и зарубежными. За данным различием стоят глубочайшие расхождения в представлении картины мира. В большинстве, в русских мультах отображается верный для малыша образ мира. Главное – что он правоверный, поэтому зло в данной картине мира не навсегда, а добро вечно. И в данной русской добродушной картине мира есть негативный персонаж, который, как правило, в конце просто перевоспитывается. В иностранных мультах мир, безвыходно лежит во зле. И зло, по большей части, уничтожается с помощью драк и насилия.

Задачами современных родителей являются интерес к собственному ребенку и стратегия благоразумного отбора информации. Не мультики воспитывают ребят, а родители. Собственно, что бы ни лицезрел малыш на экране, он еще видит, что случается у него в семье: как разговаривают между собой взрослые, как они к нему относятся, чему учат. Конкретного понятия и определенных рекомендаций все же не может быть. Однако, прекрасный родитель – это тот, кто в курсе, что смотрит его малыш и сколько времени он проводит перед экраном. Также, тот, с кем малыш пойдет, без труда оторвавшись даже от самого интересного мультика. В конце концов, хороший родитель – это тот, кто на самом деле обожает малыша и уделяет ему предостаточно времени, дабы не волноваться, что кто – то может плохо повлиять на его ребенка.

Выводы по главе

Дети любят мультфильмы, но не все полезны для них. Ребёнок перенимает поведение любимого героя и ведёт себя подобным образом. Детям нужно внимание взрослых, даже при просмотре мультфильма. Важно комментировать происходящие; объяснять, как нужно делать или, напротив, нельзя.

Конечно, почти все родители росли в послевоенные годы и им не доставалось нужного тепла и любви. Но это не значит, что и будущее поколение можно растить подобным образом. Частенько встречаются недолюбленные дети, у которых родителями были именно мультфильмы.

Поэтому важно не потерять личность ребёнка, так как именно в дошкольном возрасте формируются понятия и модели поведения, на которые ребёнок будет ориентироваться. Нужно контролировать, чем ребёнок интересуется, что смотрит и нельзя отдавать его на воспитание мультфильмам.

Эмпирические исследования влияния мультфильмов на детей

Данное тестирование проходило под наблюдением воспитателя детского сада № 116 "Солнечный" в городе Тольятти. В беседе приняли участие 15 детей в возрасте 5-6 лет, среди них - 6 мальчика и 9 девочек.

Цель: выяснить, какие мультфильмы предпочитают смотреть дети (отечественные или зарубежные); проанализировать уровень тревожности у детей, которые смотрят зарубежные и отечественные мультфильмы.

В первой части беседы с детьми задавались следующие вопросы:

  1. Какие мультфильмы ты смотришь: отечественные или зарубежные?
  2. Что тебе нравится в мультфильмах?
  3. Как называется твой любимый мультик?
  4. Какой твой любимый герой?
  5. Часто ли ты смотришь мультфильмы?
  6. Разговаривают ли родители с тобой о просмотренном мультфильме?

В результате анализа детей, смотревших в большей степени зарубежные мультфильмы, было меньше (6 человек). Из них 4 мальчика и 2 девочки. Остальные 9 человек предпочитают отечественные мультфильмы.

На второй вопрос дети отвечали по-разному. Это были драки, смешные ситуации, музыка и главные герои.

На третий вопрос мальчики отвечали «Спанч Боб», мультсериалы про роботов, «Том и Джерри», «Барбоскины» и «Фиксики». Девочки отвечали «Клуб Винкс», «Леди Баг и Супер - Кот», «Маша и медведь», «Лунтик» и «Барбоскины». По результатам можно сказать, что отечественные мультфильмы не уступают зарубежным. Но большинство ребят смотрят мультфильмы про драки и ненависть, в то же время полезные пропагандируют доброту, дружелюбие и сплочённость.

Четвёртый вопрос вызвал затруднения, потому что любимых героев у детей было несколько. Это были и диснеевские персонажи, и Карлсон, и сам Спанч Боб, Буратино, Шрек, Лунтик.

На пятый вопрос почти все ответили «Да». Это не очень хорошо. Родителям следует чаще занимать и развивать детей чем - то полезным.

На шестой вопрос чётко ответил только мальчик, у которого любимый мультсериал - «Фиксики». Остальные дети не совсем поняли вопрос. Это означает, что родители либо не разговаривают, либо делают это редко. То есть им все равно, что полезного вынес из мультика ребёнок. Или наоборот, что плохое поведение он воспринимает, как хорошее, и может воспроизвести в реальной жизни.

Во второй части я выявляла уровень тревожности. Методика представляет «Детский тест тревожности», созданный психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Тест выясняет типичный уровень тревожности в жизненных обстоятельствах.

Диагностика определяет, как относится ребёнок к определенным ситуациям, выявляет взаимоотношения в семье, в детском саду и просто с людьми. Тест представляет собой серию картинок, где ребёнку нужно подставить либо лицо с улыбкой, любо грустное лицо. Картинки различаются по половому признаку. На рисунках изображены следующие ситуации (на примере девочки, ситуации с мальчиком аналогичные):

  1. Игра с младшими детьми (Приложение 1);
  2. Ребёнок и мать с младенцем (Приложение 2);
  3. Объект агрессии (Приложение 3);
  4. Одевание(Приложение 4);
  5. Игра со старшими детьми (Приложение 5);
  6. Укладывание спать в одиночестве (Приложение 6);
  7. Умывание (Приложение 7);
  8. Выговор (Приложение 8);
  9. Игнорирование (Приложение 9);
  10. Агрессивное нападение (Приложение 10);
  11. Собирание игрушек (Приложение 11);
  12. Изоляция (Приложение 12);
  13. Ребенок с родителями (Приложение 13);
  14. Еда в одиночестве (Приложение 14).

Индекс тревожности определяется так: число негативных лиц делится на общее число рисунков. Данное число умножается на 100%.

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

  1. высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
  2. средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
  3. низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

По результатам у детей, которые смотрят в большинстве американскую продукцию, высокий и средний индекс тревожности. Они часто выбирали грустное лицо на рисунках 4, 6, 8, 9, 10, 12, 14. То есть драки, сражения, неусидчивость, глупость героев увеличивают тревожность у детей.

У детей, смотрящих отечественные мультфильмы, уровень тревожности средний и у одного мальчика низкий. Негативные эмоции они проявляли на 3, 6, 8, 9, 10, 12 пункты.

Спросив у мальчика, что делают родители во время просмотра мультфильмов, он мне ответил, что сидят и смотрят с ним. А после, например, «Фиксиков» папа показывает вещи из мультфильма в реальной жизни. Или просто обсуждают, какие моменты им понравились больше или не понравились вообще. Мальчик был очень рассудительным, было видно, что он не просто поглощал информацию с телевизора, но умел её осмыслить и использовать.

Выводы по главе

Результаты теста показали, что высокий уровень тревожности, в большинстве, вызывают американские мультфильмы, а отечественные не рождают в ребёнке повышенное беспокойство, озлобленность и ненависть.

Также благотворно на развитие детей влияет закрепление информации, которую ребёнок вынес из просмотра мультфильма. Это может быть беседа, повтор экспериментов в реальной жизни или просто демонстрация того, про что рассказывалось в мультике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведённой работы показали, что сегодня общение с родителями нередко заменяется мультфильмами. Поэтому влияние мультиков очень сильное. Некоторые мультфильмы основаны на естественных закономерностях восприятия мира ребёнком и на воспитательных, образовательных и нравственных целях. Но некоторые отошли от этих задач и преследует цель в виде привлечении внимания и увеличения продаж.

Взрослым важно отслеживать, что смотрит ребёнок. Ему нужно объяснять, что существуют мультфильмы, в которых герой ведёт себя плохо. Мультфильм должен соответствовать возрасту ребёнка. Он должен быть понятен ему, близок по теме. Так же поступки героев должны быть оправданы и понятны. Современный мультик должен быть про современного ребёнка и про те трудности и интересы, которые существуют в реальном мире.

Через мультфильм ребёнок может переживать те эмоции, которые в реальной жизни недоступны. Очень важным аспектом является, когда ребёнок сопереживает героям. А когда он сопереживает, то поступки героев становятся для него образцовыми. Будь то драка, ссоры, согласие или смех. Поэтому понятия о добре и зле, о хорошем и плохом, как надо и не надо могут приходить с экрана. Ребёнку нужны чёткие критерии, это значит, что положительный герой должен иметь приятный внешний вид и совершать хорошие поступки, а отрицательный герой - отрицательный внешний вид и осуществлять отрицательные деяния. Невозможно для дошкольников смешение этих образов.

Последствиями просмотра мультфильмов могут быть такие, как гиперактивность, дефицит внимания, задержка речевого развития, нарушение общения. Сейчас много детей, которые в 3-4 года имеют маленький словарный запас, они не общаются со сверстниками или просто не умеют это делать.

В теоретической части данной курсовой работе я рассказала, как создавалась мультипликация; кто первым внёс свой вклад в развитие этой индустрии. Я сравнила отечественные и зарубежные мультфильмы, в частности американские; выявила, какие мультфильмы полезны для ребёнка. Доказала, что не все отечественные хорошо влияют на развитие дошкольника. Так же, как и не все мультфильмы американского производства плохо влияют.

В практической части определяла, как просмотр американских и отечественных мультфильмов влияет на уровень тревожности. Было выявлено, что 28% детей имеют высокий уровень тревожности, 66% - средний уровень и 6% - низкий уровень.

Данная работа показала, что родителям нужно тщательнее контролировать, что смотрят их дети. Нужно больше заниматься их развитием через общение, различные познавательные игры, сказки. Все это несёт ребёнку раскрытие мира, смысла мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Книги:

  1. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева. — М.: Дашков и К, 2013. — 424 c.
  2. Арон И. С., Педагогика: учебное пособие, ПГТУ, 2018 - 144с
  3. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. — М.: Проспект, 2013. — 488 c.
  4. Е.О. Смирнова, М.В. Соколова, Психолого педагогическая экспертиза мультфильмов для детей и подростков, 2014

Источники из интернета:

  1. https://psycabi.net/testy/645-test-trevozhnosti-r-temml-m-dorki-v-amen-metodika-vyberi-nuzhnoe-litso-proektivnaya-diagnostika-detej
  2. http://family-abc.ru/deti/item/61-vliyanie-sovremennykh-multfilmov-na-soznanie-i-psikhiku-rebenka
  3. https://azbyka.ru/deti/rebenok-ot-goda-do-treh

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 3

Приложение 4

  1. Казань: КНИТУ, «Дни науки». Вып. 21, 2018. С. 300

  2. Райнер Пацлаф: Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей. 2003 г. С. 60-61