Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Цветовая организация и суть произведения Клода Моне «Дама в саду Сент-Адресс»

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Тема моей курсовой работы: Цветовая организация и стиль произведения Клода Моне «Дама в саду Сент-Адресс»

Объект исследования: описание репродукции картины Клода Моне «Дама в саду Сент-Адресс».

Предмет исследования работы: Цветовая организация и стиль произведения Клода Моне «Дама в саду Сент-Адресс».

Научной и информационной базой проделанной курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы.

Цель курсовой работы заключается в глубоком изучении изобразительных инструментов, способствующих развитию творческих возможностей, методов и форм применения их на практике.

Данная работа посвящена анализу возможностей передачи внешнего мира на полотно, на примере цветовой организации и стиля произведений Клода Моне. Основная задача заключается в том, чтобы улучшить художественные навыки и базу знаний для успешной работы в сфере изобразительного искусства.

Изучив картину «Дама в саду Сент-Адресс», я ознакомлюсь с творчеством оригинального художника и приобрету понимание свойства цвета, тона и форм, что в последствии даст мне возможность использовать полученные знания в своей дальнейшей творческой деятельности.

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ КЛОДА МОНЕ.

Биография Клода Моне

Клод Моне родился в Париже 14 ноября 1840 года. Он был вторым сыном в семье бакалейщика Клода Огюста Моне и певицы Луизы Жюстины Аубри Моне. Ребенка крестили именем Оскар-Клод, домашние звали его первым именем Оскар, а всемирно известен он стал как Клод Моне.

Когда Клоду исполнилось 5 лет, семья переехала в Нормандию, в портовый город Гавр. Будущий великий художник не признавал дисциплину и не отличался примерным поведением, он часто прогуливал школу. Больше всего на свете ему нравилось рисовать. Отец хотел, чтобы Клод продолжил семейный бизнес, но мать поддерживала художественные начинания сына. Клод разрисовывал скалы, камни и обложки школьных тетрадей, рисуя на них карикатурные портреты учителей и друзей. Родители давали ему мало карманных денег, поэтому вскоре он решил попробовать продавать свои шедевры и преуспел в этом, получив немалую известность. В городе он прославился своими зарисовками жителей. Его считали чуть ли не лучшим карикатуристом, а в витрине единственной художественной лавки Гавра красовались его рисунки, которые продавались за 20 франков. Благодаря этому магазину Моне познакомился с Эженом Буденом, который стал его учителем и открыл для него мир пейзажной живописи.

Именно у Будена Моне научился улавливать самое первое впечатление от увиденного и переносить это на холст. Эжен убедил Клода отправился в Париж, чтобы пройти обучение. Моне начал учиться в школе для бедных художников, посещать выставки и галереи.

В 17 лет, после смерти матери, Моне переехал жить к тете — мадам Лекадр. А в 1860 году его призвали на военную службу в Алжир, в кавалерийские войска. На службе он пробыл около двух лет из семи положенных, заболел брюшным тифом и по ходатайству тети после лечения вернулся домой. Окрепнув после болезни, Клод становится студентом университета. Но факультет искусств в этом учебном заведении его быстро разочаровал. Моне был противником учебного подхода к живописи, который царил в университете. Желание совершенствоваться и учится рисовать что-то более серьезное привело его в студию Шарля Глейера. Именно там он впервые встретил Альфреда Сислея, Огюста Ренуара, Фредерика Базиля, имеющих схожие с его взгляды на живопись. Все они были практически сверстниками и вскоре составили костяк группы импрессионистов.

Первой значительной работой стала для Клода Моне «Завтрак на траве» (1865-1866) (рис. 1), написанный им после одноименного полотна Эдуарда Мане. Сама работа до нас не дошла: художник расплатился ей в счет долга за проживание в деревне Шайи, в окрестностях которой он работал. Сюжет картины прост: на опушке зеленого леса расположились несколько мужчин и нарядно одетых женщин. Ощущение движения воздуха усиливается фактурой полотна: она уже не гладкая, а состоит из отдельных пятен-мазков.

Картиной "Завтрак на траве" художник очень гордился и планировал представить ее на выставке, но из-за тяжелого финансового положения ее пришлось продать и вместо этого предоставить на суд жюри "Даму в зелёном" (рис. 2), нарисованную за 3 дня. Интересно то, что работа жюри не понравилась и ее даже не допустили к конкурсу, что не помешало ей в будущем быть проданной за большие деньги.

Первой женой Клода Моне стала Камилла Донсье, его муза. Девушка, позировавшая ему для "Дамы в зеленом" и некоторых других картин. Она стала его постоянной натурщицей и будучи в браке родила двоих сыновей: Жана и Мишеля.

К Моне слава пришла далеко не сразу. Много лет он провел в ужасной бедности и лишениях. «Парижский Салон» не принимал молодых авторов с их новаторскими работами и картины практически не продавались. Его родственники не одобряли брак Моне с Камиллой Донсье и никак не помогали молодой семье.

После начала франко-прусской войны в 1870 г. Моне уезжает в Англию, где знакомится с работами Джона Констебла и Уильяма Тёрнера. Весной 1871 года работам Моне было отказано в разрешении на участие в выставке Королевской академии. В мае 1871 года он покинул Лондон, чтобы переехать жить в Зандам, в Нидерландах, где он написал двадцать пять картин. Он также в первый раз съездил в соседний Амстердам.

Возвращение из Англии ознаменовывает один из самых плодотворных периодов творчества Клода Моне. Он пишет свои лучшие картины — «Поле маков у Аржантея», «Бульвар Капуцинок», «Сирень на солнце», «Впечатление. Восход солнца».

В 1874 году отвергнутые Салоном художники решают открыть собственную выставку на бульваре Капуцинок у известного фотографа Надара (Nadar). И именно там впервые была выставлена работа Моне «Впечатление. Восход солнца» (рис.3), вызвавшая насмешки критиков и давшая название импрессионизму (от французского слова impression — «впечатление»). Знаменитый критик Леруа так писал об этой выставке: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества».

С декабря 1871 по 1878 год Моне жил в Аржантёе, селе на правом берегу реки Сены близ Парижа, пользовавшимся популярностью для воскресных прогулок парижан. Здесь он проведет несколько счастливых лет и напишет некоторые из наиболее известных своих работ.

Поселившись в Аржантёе, Клод Моне со страстным увлечением пишет Сену, окрестности, мосты, парусники. В конечном итоге строит лодку и в ней плывет до Руана и там, жутко пораженный увиденным, изображает в этюдах окрестности города и заходящие в гавань морские суда («Аржантёй», «Парусная лодка в Аржантёе»). В 1877 году из под кисти Моне появляется серия картин (на них представлен вокзал Сен-Лазар), ознаменовавшую новый этап в творчестве великого художника: переход от всеобщей концепции этюда к аналитическому подходу к изображаемому («Вокзал Сен-Лазар»).

В 1880—1881 годах к Моне пришёл давний знакомый, арт-дилер Поль Дюран-Рюэль. Все эти годы он был одним из тех, кто помогал не умереть голодной смертью. Когда мог – покупал пару картин. Когда был сам на грани банкротства – давал немного денег на еду.

При этом он никогда не уговаривал, как другие, писать гладко и аккуратно. Ему не нужны были древнеримские боги или акведуки с мостами. Он искренне верил в импрессионизм.

На этот раз Дюран-Рюэль пришёл со странной идеей организовать выставку в Америке. Он был уверен в успехе: мол, американская публика не такая консервативная.

Моне было уже под 50. Что ему оставалось, как не довериться другу.

А друг оказался прав. Американцы были в восторге от импрессионистов. В 1886 году к Моне пришёл финансовый успех. Сначала картины покупали за сотни франков. Потом и за тысячи.

Через несколько лет Клод Моне полностью выкупил дом в Живерни (80 км от Парижа). А также купил рядом с домом участок, на котором разбил сад.

Теперь природа была совсем рядом. Достаточно было выйти на порог и с упоением писать, писать, писать.

В то время Моне начинает работать в новой технике, которая заключается в одновременном написании нескольких полотен. Художник стремится передать всю переменчивость освещения. Он мог трудиться над одним холстом полчаса, потом приняться за другой, чтобы успеть ухватить сиюминутность момента. Примером служит серия полотен, где изображен мыс Антиб. Клод смог передать утреннее, полуденное, летнее, весеннее и осеннее освещение.

Если присмотреться к женщинам на картинах Клода Моне, там обязательно будет Камилла Донсье – его любимая модель и жена. Она позировала ему для многих полотен, среди которых и такие известные, как «Дама в зеленом», «Женщины в саду», «Мадам Моне с сыном», «Портрет жены Клода Моне на диване». Мадам Моне родила художнику двоих сыновей (первенца ещё до официального вступления в брак). Однако, рождение второго малыша ослабило её здоровье, и, вскоре после вторых родов, в возрасте 30 лет она скончалась. Клод Моне написал посмертный портрет своей супруги. Это полотно «Камилла Моне на смертном одре» (рис.6) считается одним из самых впечатляющих и выразительных портретов покойников.

Он очень страдал от потери любимой, но спустя время у художника завязались отношения с Алисой Ошеде. Вторая жена художника помогла Клоду вырастить двух его сыновей. Моне женился на Алисе Ошеде в 1892 году, у нее было шестеро своих детей. Клод и Алиса жили вместе со своими детьми в Живерни. Здесь Моне рисовал всю оставшуюся жизнь.

Однако в финансовом плане все было очень и очень неплохо, так как картины пользовались большим спросом. Полотна хорошо продавались и удалось скопить приличное состояние. Большую часть денег художник вкладывал в свой сад.

Место перед домом превратилось в цветочную палитру. Это не сад цветов, это прежде всего сад цвета, разбитый по строгому плану рукой Клода. Было удалено все, что не принадлежит определенному оттенку. Пестрый благоухающий цветочный ковер, расчерченный прямыми дорожками, был похож на краски в коробке.

Изо дня в день Моне терпеливо создавал свой сад. Обычная усадьба
с фруктовыми деревьями превратилась в живую картину, в которой красота и изменчивость природы отображены с помощью цветовых сочетаний
и форм.

У каждого времени года своя особая цветовая гамма. Весной это цвета нарциссов и тюльпанов, затем расцветают рододендроны, сирень, глициния. Позже сад превращается в настоящее море ирисов.

В этом саду художник создал и царство воды. Через пруд, имевший очень извилистую береговую линию, переброшены несколько мостиков. Самый известный и большой из них – японский мостик (рис.7), увитый глицинией. На поверхности пруда плавают нежные кувшинки.

Влюбленный в своё творение, художник писал уже только в своем саду, он увековечил его в огромном количестве картин, которые теперь выставлены во многих музеях мира.

Последние работы Моне настолько сосредоточены на цвете, что форма практически теряется. Он пережил две операции по удалению катаракты, что отразилось на его цветовом восприятии. Ультрафиолет он стал видеть в лиловом и голубом цвете и такие изменения можно заметить, взглянув на самые поздние его картины (рис.8). От этих картин оставался один шаг до абстрактного искусства.

Моне умер от рака легких 5 декабря 1926 года в возрасте 86 лет и похоронен на церковном кладбище в Живерни. Его дом и сад вместе с Музеем импрессионизма Живерни являются известными туристическими достопримечательностями.

Творчество Клода Моне

«Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет»

Термин «импрессионизм» появился благодаря картине Моне «Впечатление. Восходящее солнце», которая была выставлена на первой крупной выставке импрессионистов, в мастерской фотографа Надара весной 1874 года, и получившей название «Выставка мятежников». Всего на выставке были представлены 165 работ тридцати художников. Стоит отметить, что в то время натюрморты и пейзажи Моне и его соратников обвиняли в мятежных настроениях, аморальности и несостоятельности. Бичуя выставку, малоизвестный журналист Луи Леруа в своём материале в журнале «Le Charivari» пренебрежительно обозвал художников «импрессионистами». Из вызова художники этот эпитет приняли. Со временем он утратил своё первоначальное негативное значение.

Клод Моне стал одним из основоположников нового направления в живописи – импрессионизма, главная цель которого — почувствовать и выразить красоту момента на полотне. На протяжении всей своей долгой творческой жизни художник неотступно следовал основным правилам импрессионизма — запечатлевать на холсте сцены современной жизни (для Моне — это были пейзажи) и работать на открытом воздухе.

Творчество художника наполнено исследованиям и экспериментам с цветом и светом, цель которых сохранить на полотне мимолетные, ускользающие оттенки природы.

Работа на открытом воздухе (пленэре) не была чем-то революционно новым. Ещё в начале XIX века английский художник Джон Констебл часто писал на природе свои наброски и этюды.

Работа на пленэре стала более удобной благодаря изобретению мягких тюбиков для краски в 1841 году. В тюбиках краски были более густые чем использовавшиеся ранее, хранившиеся в специальных ящиках, поэтому потребовались более толстые и короткие кисти для работы. Новые краски требовали слегка измененной техники письма и вдохновили художников на более широкое использование различных «готовых» цветов.

В становлении Моне как художника наиболее важную роль сыграла его юношеская дружба с пейзажистом Эженом Буденом (рис.10 и рис.11), специализировавшимся на небольших воздушных приморских пейзажах, которые писал на открытом воздухе. Боден настоял на том, чтобы Моне присоединился к нему во время одного из таких сеансов.

Эжен-Луи Буден изображал обыкновенную природу, а не итальянские идеализированные пейзажи. Его картины были напрочь лишены декоративности. Никаких пушистых крон, древних развалин или фигурок танцующих нимф. Порой на них не было почти ничего. Пустынный берег, пасмурное небо, пара валунов и фигурки рыбаков.

Сначала Моне, как и все, потешался над отсутствием у художника воображения. Но постепенно до него дошло, что под внешней простотой скрывается нечто большее. Истинное лицо природы, написанное правдиво и искренне. «Неожиданно пелена спала с моих глаз», — писал позже Моне.

Там же, в Гавре, Моне познакомился с голландским художником Йоханом Бартольдом Йонкиндом (рис. 12), который в своих морских пейзажах старался передать нежнейшие оттенки воздуха и настроения. Позже Моне скажет о нем: «Он был человеком, который окончательно развил мое зрение».

Моне узнал, что картина, написанная на открытом воздухе, обладает неповторимой свежестью и жизненностью, коих невозможно достичь, работая в мастерской, потому что художник заранее представляет себе то произведение, которое собирается создать. Совет, который Моне дает художникам, точно описывает его собственный подход к картине: «Старайтесь забыть о том, что вы видите перед собой, — о дереве, доме, о поле, о чем угодно. Просто думайте, что в этом месте — маленький синий квадрат, там — продолговатая розовая фигура, и продолжайте до тех пор, пока у вас не возникнет наивного впечатления от картины, которая находится перед вашими глазами». Таким образом, впечатление представляет собой зрительный импульс, создаваемый увиденным в данный конкретный момент.

Основной целью для всех импрессионистов было запечатлеть ускользающее, мимолетное впечатление. Моне, благодаря своей любви ко всему современному и новой манере письма стал путеводной звездой импрессионистов.

Для достижения поставленных целей требовались новые технические приемы письма. И Моне выработал собственную технику письма, наносил на холст короткой кистью широкие грубые мазки, жирные разбросанные точки, черточки, зигзаги и толстые штрихи. Он одновременно работал над всем пространством картины, утверждая, что «первый слой краски должен покрыть как можно большую часть холста и неважно при этом, насколько грубо он будет нанесен».

Вдохновившись открытиями Эжена Шевреля о способе зрительного восприятия, Моне стал совершенно по-новому использовать цвет. Шеврёль доказал, что соседствующие основные цвета цветового круга друг друга смягчают, а наибольший контраст достигается при соседстве дополнительных цветов. Другим не менее важным открытием было то, что цвет не является неотъемлемым свойством предметов. Цвет — это просто способ, которым смешивается свет, отражаясь от поверхности предмета. Моне обычно пользовался ограниченной палитрой, предпочитая чистые, не смешанные цвета и рисуя на холстах, предварительно покрытых белым или кремовым грунтом, благодаря чему нанесенные краски становились светлее и ярче.

Еще одним открытием, повлиявшим на видение художников, стала фотография. На снимках того времени движущиеся предметы воспринимаются как размытые пятна, а четкие очертания имеют только неподвижные предметы. Этот эффект явно отразился в похожих на муравьев фигурках людей, которых мы видим на картине Моне «Бульвар Капуцинок» (1873) (рис.13).

На протяжении долгой жизни отношение Моне к изображаемым объектам менялось. Несмотря на то что он всегда был поглощен игрой света, ранние картины Моне чаще всего содержат на фоне ландшафта человеческие фигуры, написанные в обычной манере.

Однако ближе к 1880-м годах Моне сильнее начинает привлекать природа в чистом виде. Если на картинах этого периода и появляются фигуры или неодушевленные предметы, то они обычно играют вспомогательную роль и отходят на второй план.

Клода Моне интересуют серийные композиции: Стога, Руанский собор, виды Лондона. В них, следуя импрессионистической манере, Он передает неодинаковую степень освещенности предметов при разной погоде, в разное время дня и ночи, используя удивительно разнообразную тональность палитры. Серии картин позволяют создать разнообразные декоративные композиции, как бы развивающиеся во времени и пространстве благодаря возникающим ассоциативным связям.

До Моне не было ни одного художника, который написал бы один и тот же объект несколько раз при различном освещении и разных погодных условиях.

Лондонские пейзажи Моне (рис.14), написанные в 1899-1901 годах, с их рассеянным светом и цветом, представляют собой виртуозные, драматичные произведения искусства, по которым можно проследить эволюцию стиля художника к почти абстрактной манере. Они показывают постепенное продвижение художника к объекту, который он будет писать во все оставшиеся годы жизни, создавая свои сады и превращая их в редкостные произведения искусства.

В некоторых сериях Моне исследовал, как дым, пар, туман, дождь влияют на цвет и видимость. В одной из своих самых знаменитых серий, в которую входит двадцать шесть видов Руанского собора (рис.15), он нарушил традицию и обрезал объект, чтобы на холсте осталась видна только часть фасада.

Примерно с 1905 года и до конца своих дней Моне целиком сконцентрировался на кувшинках. Эти картины, на которых чашечки кувшинок буквально материализуются на поверхности воды, не имеющей линии горизонта, стали этюдами, запечатлевшими бесконечное и неповторяющееся разнообразие цвета и света. На самом деле, эти серии картин, как и любое гениальное произведение искусства, не поддаются объяснению. Это работы поэта, тонко чувствующего природу и способного передать её красоту в своей живописи.

В Живерни Клод Моне львиную долю времени находится в саду, занимаясь его художественной организацией. Эта фантастическая работа привела к смене обыденного миру, населенного живыми людьми, на таинственный, фантастический мир воды и водных растений («Ирисы в Живерни», «Плакучие ивы»). Поэтому неслучайно в самой знаменитой серии его последних панно представлены виды разнообразных прудов с плавающими в них кувшинками («Белые кувшинки»).

Клод Моне написал пруд с лилиями целых 250 раз. 250 похожих композиции, но с разным светом и цветом (рис.16).

Картина «Пруд с водяными лилиями» или, как ещё называют это полотно — «Пруд с кувшинками», написанная Моне в 1919 году, является самой дорогой картиной этого мастера. В 2008 году на аукционных торгах Christie`s в Лондоне эта картина была продана за баснословные деньги — $80 миллионов. Сегодня «Пруд с кувшинками» занимает девятое место в рейтинге самых дорогих картин мира, проданных на аукционах. О том, кто приобрел эту картину и где она находится сейчас – неизвестно. Как правило, частные коллекционеры, приобретая подобные произведения, предпочитают остаться неизвестными.

Клод совершил то, что не удавалось многим даже самым великим художникам. Он дожил до всемирного признания.

Пройдя путь от звания «пачкуна» до «выдающегося мастера», он ничего кардинально не изменил ни в себе, ни в своих работах.

Он прошёл свой путь творца до конца. И все ради нее – живописи света и цвета. Ради жизненности и непосредственности. Ради чарующей повседневности и правдивой бессюжетности. Ради свободы художника…

Клод Моне входит в топ-3 самых дорогих художников мира.

Клод Моне, по итогам открытых аукционов, до 2013 года занимает третью строку рейтинга самых дорогих художников мира. Всего с аукционов было продано 208 его работ на общую сумму $1622,200 млн. Средняя стоимость одной картины Моне — $7,799 млн.

Самыми дорогими картинами Моне считают:

«Водяные лилии» (1905) — $43 млн.

«Железнодорожный мост в Аржентее» (1873) — $41 млн.

«Водяные лилии» (1904) — $36 млн.

«Мост Ватерлоо. Облачно» (1904) — $35 млн.

«Тропинка к пруду» (1900) — $32 млн.

«Пруд с водяными лилиями» (1917) — $24 млн.

«Тополя» (1891) — $22 млн.

«Здание парламента. Солнечный свет в тумане» (1904) — $20 млн. «Парламент, закат» (1904) — $14 млн.

Сегодня работы художника «разбросаны» по всему миру. Наиболее крупными странами-владельцами картин Моне считается Россия, США и Великобритания. Впрочем, найти картины художника можно и во многих других музеях, как на территории Европы, так и за ее пределами. Несколько картин Клода Моне находятся даже в музеях Новой Зеландии. Значительная часть работ художника принадлежит частным коллекциям, потому эти картины закрыты для широкой публики. Лишь иногда приобретенные некогда произведения вновь возвращаются из рук коллекционеров в музеи или попадают на аукционы.

В России в ГМИИ им. А.С. Пушкина находятся такие известные картины, как «Сирень на солнце» 1873 года и «Завтрак на траве» 1866.

Картина «Парламент, эффект тумана» находится в Санкт-Петербурге в Эрмитаже.

Несколько работ Клода Моне хранятся в Париже в музее Музей д’Орсэ.

Немало работ находится и в США, в «Метрополитен-Музее» Нью-Йорка, в Музее искусств Нельсона-Аткинса, а также в Музее искусств, расположенном в Филадельфии.

В Лондоне картины Моне выставляются в Национальной галерее.

Картины Клода Моне не раз становились предметами вожделения преступников. Известен факт, когда похититель полотна Моне «Пляж в Пурвилле», которое выставлялось в Национальном музее Польши, посмеялся над сотрудниками, вырезав знаменитый шедевр из рамы, а вместо него вставил плохонькую репродукцию. Заметили подмену 19 сентября, а когда точно произошла кража, так и осталось неизвестным. Преступником оказался 41-летний мужчина, а украденную картину нашли в его доме.

В октябре 2012 года было совершено ограбление роттердамского музея Кунстель. Было похищено 7 шедевров, среди которых был и известный «Мост Ватерлоо» Клода Моне. Это ограбление оказалось крупнейшим за 20 последних лет. После проведённого расследования эксперты подозревают, что похищенные картины могли быть сожжены.

История создания картины «Дама в саду Сент-адресс».

«Дама в саду Сент-Адресс» (рис.17) — картина великого художника-импрессиониста Клода Моне. Так же известная многим под сокращённым названием «Дама в саду». Она считается одной из самых известных работ в творчестве художника. Написана в 1867г. Холст, масло, размер 82 х 101 см.

В наши дни полотно находится в Санкт-Петербурге в Государственном музее Эрмитаж.

На холсте изображен тихий уютный уголок ухоженного сада. Яркий утренний свет расцвечивает пространство золотистым сиянием, делая все цвета еще ярче, чем они есть. На заднем плане представлены высокие, подпирающие небо деревья – их глубокая тень манит приятной прохладой. Ближе к зрителю расположены кустарники и небольшие цветущие деревца – они украшают сад, наполняя воздух головокружительным благоуханием и жужжанием пчел. Центр полотна занимает большая круглая клумба, усаженная красными цветами. Именно этим горящим алым ковром любуется женщина, стоящая к зрителю спиной. Ее белый наряд приятно контрастирует с окружающим буйством цвета, чуть приглушая звенящие аккорды красного, желтого, зеленого и розового. При этом, голубые тени, таящиеся в складках платья, гармонично перекликаются с кусочком лазурно-голубого безоблачного неба, выступающего из листвы в противоположном углу картины.

 В картине «Дама в саду» Моне выбирает утренний час, когда свет и тени разделены более четко, чем в знойный полдень, а краски сохраняют яркость и чистоту. В соответствии с основным замыслом он подчеркивает светотеневые контрасты: на фоне темной стены тополей сверкают насыщенные солнечным светом пятна — цветущее деревце; за ним, в глубине, — другое; и слева — фигура молодой женщины в белом платье. Стремясь достигнуть максимального эффекта в передаче освещения, Моне сгущает тени вокруг предметов. Однако, внимательно наблюдая природу, художник увидел, что и тени наполнены светом. Поэтому в своих пейзажах он старается избежать глухой черноты в затененных местах и, по возможности, не пользоваться черной краской. В картине «Дама в саду» это ему еще не вполне удается.

Интенсивность освещения Моне передает при помощи чистого цвета. Так, цветы на солнечной стороне клумбы он пишет яркой киноварью, на затененной — более холодным краплаком. По тому же принципу дифференцирует он зелень травы. Пристальное изучение натуры приводит его к употреблению большого количества оттенков зеленого.

В ранней картине «Дама в саду» контрасты света и тени слишком прямолинейны, живопись местами жестковата, а цвет еще несколько резок, но он приобретает определяющее значение и это становится важнейшим признаком всего последующего искусства.

Картину отличает ясная и строгая композиция, явно рационалистическая при всей своей естественности. Нечеткое пространственное построение указывает на преемственную связь искусства Моне с традицией всей французской пейзажной живописи. Вместе с тем изображаемый мотив исполнен тонкой поэтичности.

Клоду Моне удалось раскрыть особенности взаимоотношений света и тени на открытом воздухе. Мастер чутко подмечает, что освещенные участки приобретают теплый оттенок, а погруженные в тень — холодные. Хотя художники, писавшие свои картины в студии, делали ровно наоборот – использовали теплые коричневатые тени и холодные участки света.

На этой, относительно ранней, работе почти нет того, что потом стало инструментарием импрессионизма. Но всё равно, картина по-своему интересна.

Это произведение написано в раннем периоде живописного импрессионизма, отцом-основателем которого стал удивительный Клод Моне. Сам пейзаж был написан в предместье Гавра, города, где прошло детство художника, и который он время от времени навещал ради творчества и прогулок на свежем воздухе. Это имение Ле Като в Сент-Адрессе принадлежало родственникам Клода — семье Лекард. Посетив это имение, мастер написал в саду ряд пейзажей, среди которых "Дама в саду" занимает отдельное место. Для образа дамы, одетой по моде того времени, позировала жена кузена Моне, леди Лекадр.

Солнечный свет, который заполнял собой полотна художников-пленэристов, в этом произведении тоже играет главную роль. Моне стремился сделать человеческую фигуру частью природы, окружить ее светом и воздухом, сделать одним целым. Этот одинокий силуэт дамы вносит в настроение картины грустную ноту, но в то же время светлое пятно платья играет значительную роль и в композиционном строе картины, и в демонстрации взаимоотношений света и цвета. Сам Моне говорил, что больше всего в этой жизни он любит две вещи: живопись и садоводство. Лучшее тому подтверждение — его картины. Живописец великолепно передал то самое ощущение яркого солнечного дня, мы можем увидеть, как алеют лепестки распустившихся цветов, словно светится белоснежное платье дамы, струится и колышется зеленая трава. В импрессионистической палитре мастера используются исключительно чистые и яркие цвета. Да и композиция картины выбрана не случайно, она досконально продумана и еще глубже усиливает ощущение естественности момента, запечатлённого на полотне.

Художница Берта Моризо иронично отмечала: «Перед его картиной я всегда знаю, с какой стороны держать свой зонтик»

А искусствовед Н. Скоробогатько так описывает картину: «Фигура дамы, гуляющей в саду в белом платье под белым зонтом, словно соткана из отражения неба и солнца, из голубоватой тени в складках платья и золотистого ореола зонта, сквозь который просвечивает солнце».

Особое значение цвета и света

Пожалуй, самыми прорывными элементами искусства в этой картине являются свет и цвет. На картине Моне не случайно выбирает утренний час, когда свет и тени разделены более четко, чем в другое время суток, таким образом он подчеркивает цветовые контрасты, набирая чистые цвета. Фигурка дамы не просто так почти повернута к зрителю спиной. Моне совершенно не интересовала возможность передачи портретного характера или занимательного сюжета, в его работе дама нужна для того, чтобы уравновесить композицию, показать близость человека с природой, а самое главное, уловить и продемонстрировать поведение света и тени на складках белого платья. Художники, пишущие на пленэре только этюды, а заканчивающие картины в студиях, использовали теплые коричневые оттенки для теней и холодные цвета для света. Клод же, наблюдая за природой заметил, что тени тоже наполнены светом. Ему удалось понять особенность взаимоотношений света и тени на природе. Он пишет освещенные места теплыми цветами, а тени оттенками холодной голубизны. Таким образом Моне раскрыл одну из важных проблем импрессионистической живописи того времен — сочетание цвета, света и тени при изображении сюжетов на свежем воздухе. Именно благодаря этому «Дама в саду Сент-Адресс» считается настоящим живописным прорывом и новой ступенью импрессионизма.

ГЛАВА II. ПРАКТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Подготовка к воспроизведению

Прежде чем начать работу над репродукцией я должна проанализировать оригинальную работу автора.

Цветовой разбор

Моне любил создавать пленэрные пейзажи, наполненные солнечным светом. «Дама в саду» не исключение. Хоть это и ранняя его работа, в ней можно увидеть элементы в будущем, ставшие основными течениями импрессионизма. Художник использует звонкие, чистые цвета и игру на контрасте тени и света, для передачи свечения солнечных лучей (рис 18). В основном используется 6 цветов и их многочисленные оттенки.

Ахроматика

С помощью любого графического редактора я перевожу произведение в черно-белый режим (рис.19). Так мы сможем провести Ахроматический анализ произведения, необходимый для лучшего понятия света и тени.

По светлоте самым светлым элементом на картине является Дама. Самое же темное пятно представляет собой растительность на заднем плане. Можно заметить, что все тени ярко выражены и по темноте практически совпадают с задним планом. Так же заметны яркие контрасты светлого и темного. Таким образом художнику удалось передать насыщенный солнечный свет и как бы свечение картины.

Композиция

Композиция всей работы как бы заключена в треугольник (рис.20). Благодаря образу дамы, расположенному в нижнем левом углу произведения и ее яркому контрастному белому платью, зритель, глядя на картину, ведет свой взгляд слева-направо подчиняясь выверенной художником траектории. Такая композиция позволяет передать глубину изображения. Основной массив цветовых пятен расходится от угла дамы. А по диагонали от нее, в правом верхнем углу, расположилось светлое пятно неба, которое раскрывает, рассеивает треугольник.

Воспроизведение работы

1. Для упрощения объёма моей работы и для более точной передачи композиции я нанесла на оригинальный масштаб картины сетку (рис.21).

2. После чего, вписав оригинальный размер произведения в формат, эту же сетку я перенесла на лист формата А1, что значительно помогло мне в работе над эскизом (рис. 22 и рис. 23).

3 Далее на сетке отмечается набросок будущей репродукции, вымеряя пропорции и все отношения (рис.24).

4. После окончания работы над наброском, удовлетворившись результатом, я перехожу к подмалёвку— изображению основных цветовых пятен и форм (рис. 25).

5. Так как работа Моне создана с помощью мазков разного размера, то следом начинаю работу по набору основного объёма на переднем плане, а именно на траве (рис.26).

6. Продолжая уточнять работу, перехожу на задний план и центр композиции (рис.27).

7. После того, как основной объём набран, перехожу к наращиванию форм и контрастов, параллельно уточняя всю целостность картины (рис.28).

8. Последним этапом своей работы я делаю даму с зонтом. И довожу картину до целостного общего вида (рис.29).

ГЛАВА III. ЗАВЕРШЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Научной и информационной базой проделанной курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы.

Биография взята:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B5,_%D0%9A%D0%BB%D0%BE%D0%B4
  2. https://zen.yandex.ru/media/kakprosto.ru/klod-mone-biografiia-tvorchestvo-karera-lichnaia-jizn-5bfbb0a4bddd2800abc13b82
  3. https://www.arts-dnevnik.ru/klod-mone/
  4. https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/klod-mone-biografiya-i-luchshie-kartiny#gallery-10
  5. http://labelleepoque.ru/epoha/zhivopis/klod-mone.html
  6. https://www.pinterest.com/egulumbek/impressionism-claude-monet/

Информация о творчестве художника:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B5,_%D0%9A%D0%BB%D0%BE%D0%B4
  2. http://istoriashedevra.blogspot.com/2014/09/blog-post.html
  3. https://art-assorty.ru/14570-dama-v-sadu-mone.html
  4. https://wiki2.org/ru/%D0%94%D0%B0%D0%BC%D0%B0_%D0%B2_%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%83_%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D0%90%D0%B4%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81
  5. https://art.mirtesen.ru/blog/43197979411/Oskar-Klod-Mone.

Информация о произведении:

  1. https://muzei-mira.com/kartini_francii/478-dama-v-sadu-sent-andress-klod-mone.html
  2. https://evg-crystal.ru/kartiny/kartiny-mone-sad.html
  3. http://istoriashedevra.blogspot.com/2014/09/blog-post.html
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BC%D0%B0_%D0%B2_%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%83_%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D0%90%D0%B4%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81
  5. https://painteropedia.ru/claude-monet-dama-v-sadu-sent-adress/

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотела бы сказать, что работа над данным произведением была для меня интересной. Мне понравился как процесс написания, так и процесс аналитики работы. Я рада, что мне выпала возможность познакомиться с творчеством этого великого художника и найти в его произведениях для себя что-то новое.

Клод Моне поистине удивительный человек и живописец.

Его творческий путь внес огромный вклад в создание одного из самых чувственных направлений в живописи – импрессионизма.

Хотелось бы выразить отдельную благодарность моему преподавателю по живописи за помощь и поддержку в написании моей первой в жизни курсовой работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ