Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Цветопередача и сущность картины Клода Моне " Дама в саду "

Содержание:

Введение

Тема моей курсовой работы «Цветопередача и сущность картины Клода Моне «Дама в саду» Объект исследования - описание репродукции картины К. Моне «Дама в саду». (сюжет, стиль).

Предмет исследования - анализ колористической, цветовой и тональной организации живописного произведения К. Моне «Дама в саду».

Научная и информационная база проделанной работы. Информационной базой для выполнения курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы.

Я буду использовать электронные ресурсы в своем исследовании.

Моя курсовая работа будет состоять из введения, краткой биографии Клода Моне, истории создания и анализа картины в виде основной части, заключения и приложений (палитры, репродукция).

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ

1.1 Краткий анализ творчества К. Моне в контексте эпохи

Клод Моне Оскар родился 14 ноября 1840 года в Париже в семье бакалейщика. Во время учебы в колледже, Моне учился рисованию у преподавателя Эжена Будена, пейзажиста, который, в отличие от многих, предпочитал писать с натуры и был в свое время учеником самого Давида Жака-Франсуа Ошара. Именно общение с Буденом утвердило желание Моне посвятить свою жизнь именно живописи, и, для достижения своей мечты, Клод отправился в Париж.

Импрессионизм направление в искусстве последней трети 19 — начала 20 века, художники, фиксируя свои мимолетные впечатления, стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир, его изменчивость и не постоянность. В пору расцвета импрессионизма (70-е - первая половина 80-х гг.) его представляла группа художников (Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей, Б. Моризо и др.), объединившихся для борьбы за обновление искусства и преодоление официального академизма и организовавших с этой целью в 1874-86 8 выставок. Они достигли большой тонкости в передаче эффектов пленэра, изменчивых случайных состояний природы, воздействия света и атмосферы на цвет предметов ценой отказа от большого общественного содержания, от принципов обобщения и типизации.

В отличие от многих других пейзажистов того времени Клод Моне считал своей главной задачей не просто точно запечатлеть пейзаж или какую-то сценку на лоне природы, а передать свежий взгляд и первое впечатление от наблюдения за происходящими вокруг метаморфозами. Художнику больше всего нравилось работать на природе, ведь тогда он мог видеть ежесекундные изменения в природе вокруг, от угла падения солнечных лучей, от погоды, от колебания ветра.

1.2 Анализ репродукции картины. Техника работы, использование красок и кистей

Клод Моне воссоздавал вибрацию света и воздуха с помощью мелких раздельных мазков Он выработал новую технику письма, нанося на холст короткой кистью широкие грубые мазки, жирные разбросанные точки, черточки, зигзаги и толстые штрихи. Моне всегда работал над всем пространством картины, то есть старался писать каждую её часть одновременно. Как говорил сам художник "первый слой краски должен покрыть как можно большую часть холста и неважно при этом, насколько грубо он будет нанесен». Короткие, толстые мазки краской используются, чтобы достичь скорее эффекта присутствия предмета изображения, а не прорисовки деталей.

Вывод по главе 1: Живописец прекрасно передал ощущение яркого солнечного дня, под его кистью горят лепестки распустившихся цветов, сияет белый наряд женщины, переливается и колышется зеленая трава. В импрессионистической палитре мастера - исключительно чистые и звонкие цвета. Композиция картины не случайна, она предельно продумана для того, чтобы еще более усилить ощущение естественности запечатленного на холсте пейзажного мотива.

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОРИГИНАЛА КАРТИНЫ

2.1 Общий колорит

Полное название картины – Дама в саду Сент-Адресс написана в 1867 году в любимой теме для картин Моне “природа”, автор рисовал людей, таким образом, словно они хотели слиться с этой природой, быть поглощенными ее красками.

Клод Моне воссоздавал вибрацию света и воздуха с помощью мазков чистого цвета и дополнительных тонов, рассчитывая на их оптическое совмещение в процессе зрительного восприятия. Так как для художника импрессиониста важно не то «что» он рисует, а «как» Моне решил отказаться от темных, земляных красок и наносил на холст чистые, спектральные цвета, почти не смешивая их предварительно на палитре. Отказался от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые он накладывал в соответствии с теориями цвета Шеврёля, Гельмгольца и Руда. Также художник использовал укрывистые краски, которые плохо пропускают свет и непригодны для смешивания, поскольку быстро сереют, это позволило ему создавать картины не с «внутренним», а «внешним» светом, отражающимся от поверхности. Моне всегда работал над всем пространством картины, то есть старался писать каждую её часть одновременно. Как говорил сам художник "первый слой краски должен покрыть как можно большую часть холста и неважно при этом, насколько грубо он будет нанесен".

В понятие импрессионистской техники, которые использовал Клод Моне необходимо включить следующие приемы:

- Цвета располагаются рядом друг с другом, минимально смешиваясь, чтоб создать эффект вибрации, воздуха, также как это происходит в глазах наблюдателя. (Другими словами художник не ждал пока мазок станет более сухими, он моментально наносил последующий)

- Избегается использование черного цвета. Серые и темные тона создаются путем смешивания других красок.

- Свежие краски накладываются друг на друга, без ожидания подсушки предыдущих слоев.

- Игра естественного света усиливается. Большое внимание уделяется отражению одного объекта другим

2.2 Анализ колористических решений

Клод Моне отказался от изображения форм и цвета такими, какими – как полагали художники – те должны были быть, ради изображения их такими, какими они видели их под деформирующим воздействием освещения. Таким образом, он отказался от некоторых традиционных принципов живописи, заменяя уточняющий форму и дающий представление об объеме контурный рисунок мелкими раздельным и контрастными мазками.

Картина относится к ранним работам Моне, это можно понять по наличию девушки в картине, так как в более поздних работах художник не стремился сделать человеческую фигуру частью природы. В этой картине живописец большей степени использовал родственные цвета, а также применял монохромные сочетания. Например: в этой части заднего плана деревья написаны монохромными цветами. (рисунок 2.1)

Рисунок 2.1. деревья заднего плана

Моне использовал физические законы сочетания основных и дополнительных цветов как сильные средства художественной выразительности. Например: цвета и оттенки используемые при рисовании дамы (рис. 2.8); (рис. 2.9); а так же деревьев на переднем плане (рис.2.7)

Эти принципы лежат и в основе его картин, где художник отошел от привычного представления об объеме и глубине, попытавшись передать то состояние, в котором находился пейзаж, на тот момент, дополняя картину изобилием белого и лимонного цвета. В процессе рисования Моне чувствовал необходимость в новой палитре, более богатой яркими сочетаниями, такими как кобальт, ультрафиолет, зеленый изумруд жёлтые, кадмий, цинк, синий ультрамарин. Тени он передавал цветом, а не чернотой, отсюда мягкая сияющая гармония. (рис. 2.2)

Рисунок 2.2 дама

2.3 Цветовая и тональная организация

Рисунок 2.3. Основные оттенки, используемые в небе

Рисунок 2.4. Основные оттенки, используемые в траве

Рисунок 2.5. Основные оттенки, используемые в деревьях на заднем плане

Рисунок 2.6. Основные оттенки, используемые в цветах клумбах

Рисунок 2.7. Основные оттенки, используемые в деревьях на переднем плане

Рисунок 2.8. Основные оттенки, используемые при рисовании платья и зонта дамы

Рисунок 2.9. Основные оттенки, используемые при рисовании лица и волос дамы

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА КОПИРОВАНИЯ КАРТИНЫ

Картина была написана в технике масло на холсте 82 × 101 см

Моя техника работы делится на несколько этапов:

- предварительный эскиз карандашом

- работа гуашью сначала основным тоном покрываю часть картины, делаю помалёвок.

- я начала с травы и деревьев, сначала закрашиваю основным зелёным травянистым тоном.

- после травы, я покрываю, основным, светло голубым тоном небо, после того как этот слой высох, я добавила в этот голубой изумрудный смешанный с белилами.

- когда небо закончено можно приступать к более подробной прорисовке деревьев и травы, делаю лессировку, путём добавления дополнительных оттенков и цветов. Так же должна измениться техника мазка, теперь нужно рисовать более точечно.

- после окончания лессировки травы, я начала писать кусты, так как в них увеличивается цветовой диапазон картины, этапов лессировки становится больше. Сначала я покрываю куст точечными мазками зелёным смешанным с жёлтым кадмием в пропорциях 1/3. Затем я начинаю добавлять больше лимонных пятен, когда они высыхают, добавляю коралловых мазков, смешанных с белилами.

- и в самую последнею очередь я пишу даму, так как она является самым светлым участком картины в каждый цвет я добавляю белил в пропорции 1/6. Сначала я беру нежно сиреневый цвет и добавляю белил, после этого наношу его на часть складок платья дамы. Потом я беру и смешиваю сиреневый и ультрамарин и добавляю белил, этим цветом я пишу самые тёмные части платья и шляпы дамы. Далее я приступаю к волосам и лицу. Волосы я пишу ультрамарин смешанным с коричневым. Тон лица девушки я смешиваю из охры и белил.

- для завершения общего колорита картины добавляю более мелких и контрастных мазков на кусты и деревья.

Вывод по главе 3: рисуя копию картины Клода Моне «Дама в саду», я поняла, как надо использовать дополнительные и родственные цвета, научилась рисовать быстрыми и широкими мазками, так же улучшила технику своей лессировки. Стала понимать, как надо правильно и быстро смешивать гуашевую краску.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я провела исследование цветопередачи и сущности картины Клода Моне картины «Дама в саду».

Проведя это исследование, я поняла, что Клод Моне был одним из первых художников, который рисовал свои работы рисуя свои картины использовал физические законы сочетания основных и дополнительных цветов.

Картина выбранная мной для курсовой работы, является типичным представителем в направлении под названием импрессионизм.

Я выполнила цель в виде анализа цветопередача и сущность картины, проведя полное исследование всей палитры.

Я рассказала последовательность и детализацию копирования картины, показывая обобщенный колорит.

Также я научилась работать в технике гуаши и смогла правильно оценить мазки, которыми был нарисован оригинал, и перенести их на свою работу грамотно.

Список использованных источников:

Основная литература

  1. Дрозд, А. Н. Декоративная графика: учебное наглядное пособие – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  2. Смекалов, И. В. Изучение классических произведений живописи дизайнерами: учебно-методическое пособие. / И. В., Смекалов, С. Г.Шлеюк; Оренбургский гос. ун-т – Оренбург: ОГУ, 2014. – 97 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru

Дополнительная литература

  1. Кандинский В. В.О духовном в искусстве (живопись) . – 1989. –73– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  2. Омельяненко, Е.В. Основы цветоведения и колористики: учебное пособие / Е.В. Омельяненко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», Педагогический институт. – 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2010. – 183 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  3. Шиков, М.Г. Рисунок. Основы композиции и техническая акварель: учеб. пособие / М.Г. Шиков, Л.Ю. Дубовская. 2-е изд., стер. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 167 с., илл. http://biblioclub.ru/
  4. Шевелина, Н. Ю. Графическая и цветовая композиция. Пропедевтика: практикум. / Н. Ю. Шевелина. – Екатеринбург: Архитектон, 2015 – 33с. http://biblioclub.ru/
  5. Коллекция: мировая художественная культура. Российский образовательный портал [электронный ресурс] – URL: http://artclassic.edu.ru (дата обращения 20.12.2018).

8. [Электронный ресурс]. – URL: https://artrecept.com (дата обращения 09.11.18)

9. Дама в саду — описание картины Клода Моне «Жанна-Маргарита Лекадр в саду. Дама в саду Сент-Адресс» [Электронный ресурс]. – URL: http://art-assorty.ru/ (дата обращения 09.11.18)

10. ТВОРЧЕСТВО КЛОДА МОНЕ [Электронный ресурс]. – URL: https://scienceforum.ru/ (дата обращения 09.11.18)

11. Приемы работы с цветом Клода Моне [Электронный ресурс]. – URL: https://studbooks.net/ (дата обращения 20.11.18)

12.  Импрессионизм— направление в искусстве в I860  [Электронный ресурс]. – URL: http://www.wm-painting.ru (дата обращения 20.11.18)

13. Техника и виды импрессионизма [Электронный ресурс]. – URL: https://studbooks.net (дата обращения 20.11.18)

14. Импрессионизм: уроки света и цвета [Электронный ресурс]. – URL: http://risuy.info (дата обращения 20.11.18)

16. Дама в саду Сент-Адресс, Клод Моне, 1867 [Электронный ресурс]. – URL: https://muzei-mira.com (дата обращения 20.11.18)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Репродукция «Дама в саду»

Приложение 2.

Копия картины

Приложение 3.

Цветовая палитра

Приложение 4

Список используемых терминов

Аддитивные смеси — смеси цветов, основанные на их сложении и независимые от их спектрального состава.

Ахроматические цвета — цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте (белые, серые и черные цвета).

Выступающие (отступающие) цвета — цвета, субъективно кажущиеся ближе (дальше) своего фактического положения в пространстве.

Вычитание цветов — процесс образования цвета в результате поглощения части световых лучей.

Дополнительные цвета — два цвета, дающие третий — ахроматический, при оптическом смешении в определенных количественных соотношениях. дополнительные цвета антагонисты, находятся напротив, на прямо-противоположной стороне цветового круга.

Интенсивность цвета — качество цвета, зависящее от его светлоты и от его насыщенности.

Колориметрия — наука о способах измерения (определения) цветов, выражающая каждый цвет посредством трех величин: коэффициента отражения (доли падающего света, отражаемой данной цветной поверхностью), длины волны спектрального цвета (одинакового по оттенку) и процента чистоты (то есть доли участия чистого спектрального цвета в общей яркости цвета).

Контраст цветов — изменение цветов под влиянием других, окружающих их цветов (одновременный контраст) или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся (последовательный контраст).

Контрастные цвета — цвета, наблюдающиеся на ахроматических поверхностях в результате влияния окружающих или соседних хроматических цветов (несколько отличаются от дополнительных).

Локальный цвет — основной цвет объекта, не претерпевший изменений под воздействием освещения и окружающей среды.

Насыщенность цвета — степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического; степень цветности.

Независимые (бесфактурные) цвета — цвета, не локализующиеся в пространстве и не выявляющие поверхности, ее фактуры и рельефа.

Неизбирательное поглощение — поглощение, при котором различные спектральные лучи поглощаются в равной мере.

Объемные цвета, пространственные цвета — цвета, воспринимаемые в трех измерениях.

Основные свойства цветов — светлота (англ. Brightness), цветовой тон (англ. Hue) и насыщенность (англ. Saturation).

Основные цвета (цвета первого порядка) — три цвета (киноварно-красный, изумрудно-зеленый и ультрамариново-синий), которые нельзя получить путём смешивания. Но, путем оптического смешения этих основных цветов можно получить наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов.

Оттенок — градация цветового тона в пределах одного цвета.

Поверхностные цвета — цвета, выявляющие фактуру и рельеф поверхности.

Полутень — промежуточные градации яркости между тенью и освещенными участками поверхности объемного объекта.

Пространственное смешение цветов — один из видов оптического смешения цветов; слияние различных мелких цветовых образов на расстоянии, с образованием суммарного (общего) цвета.

Светлота (англ. Brightness) — качество цвета, в отношении которого его можно приравнять к одному из оттенков ахроматической (бело-серо-чёрной) шкалы; относительная яркость.

Светлотные (яркостные) отношения — относительные отличия цветов по светлоте (по яркости).

Светотень — распределение яркостей по поверхности освещенной объемной формы; совокупность яркостных градаций на объемной форме, обусловленная освещением.

Теплые цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, оранжевые желто-оранжевые, желто-зеленые цвета спектра.

Тон (в терминологии художников) — термин, употребляющийся в двух значениях: 1) для определения яркости цветов или поверхностей, 2) для определения цветности, то есть цветового тона.

Тональность — подчиненность всех цветов композиции условиям единства среды.

Трансформация цветов — нивелирование изменений в цвете, вызванных освещением, при осознании условий этого освещения.

Фактура — видимое строение (структура) поверхности.

Холодные цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: голубо-зеленые, голубые, голубо-синие, синие, сине-фиолетовые.

Хроматические цвета — цвета, обладающие цветовым тоном; все цвета, кроме ахроматических (белых, серых и черных).

Цветовой круг (спектр) — расположение всех цветовых тонов по окружностям: замкнутый ряд цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону, причем цветовой тон изменяется в последовательности спектра, замкнутого, через пурпурные цвета.

Цветовой тон (англ. Hue) — качество цвета, в отношении которого цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных или пурпурных; выражается словами: красный, оранжевый, желтый, зеленый и т. д.; качество, определяющее место цвета в цветовом круге.

Цветовые отношения (отношения цветов) — относительные отличия цветов, в основном по цветовому тону.

Яркость — количество света, отражаемого в определенном направлении и приходящееся на единицу площади поверхности, видимой с этого же направления.

Яркостные отношения цветов — отношения цветов по светлоте.

Приложение 5.

Справка об антиплагиате