Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория происхождения права

Содержание:

Введение

Вопросы в современном мире правопонимания требуют осмысления с позиции данного дня и изучения вопросов происхождения права. В научной и учебной литературе решение теории происхождения права до конца не изучена, а некоторые ее вопросы остались вне пределов внимания российских исследователей.

Право относится к числу не только наиболее значительных, но и наиболее сложных общественных явлений. Без права невозможно существование современного цивилизованного общества, поэтому немалое значение имеет изучение права, его функций и теорий происхождения.

Пробуя взять в толк право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывает одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них, употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что “всегда является справедливым и добрым”, – каково естественное право. В другом смысле право – это то, что “полезно всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право”.

По мере формирования общества и государства у людей, естественно видоизменяло и представление о праве. Появилось масса различных правовых идей, теорий и суждений.

Проведение исследования процесса происхождения права разрешает совершеннее понять социальную природу права, его особенности и черты, дает потенциал проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные праву функции - основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства. В самом общем виде можно сказать, что причины появления права те же, что и причины происхождения государства. Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано, является результатом его деятельности при сложившихся экономических и классовых условиях. С появлением государства формируются новые правила поведения, неизвестные прежнему обществу (новые обычные нормы, которые более конкретны в отличие от старых).

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Прежде всего, это связано с тем, что каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

За время существования науки были созданы десятки самых различных теорий, высказаны сотни различных предположений. Однако споры о природе происхождения государства и права продолжаются и по сей день.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение теорий происхождения государства и права, их характерных особенностей не завершёно и не исчерпано. Так как процесс исчезновения одних государств и появления других продолжается и в наши дни.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение права как особой системы юридических норм. В ходе работы предстоит попытаться сформировать представление о праве, описать причины, которые повлияли на возникновение и развитие права, а так же обратить внимание на многообразие теорий происхождения права.

Прежде всего, для последовательного освещения темы, в работе приводится общая характеристика самого понятия "право", а так же истоков возникновения и формирования права. Понятно, что в рамках настоящей работы можно дать лишь самое общее представление о праве, ибо оно принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Далее в работе непосредственно освещаются наиболее известные теории происхождения права. В завершающем разделе работы освещается признаки права, которые отличают его от нормативных регуляторов первобытного общества.

Понятие права

На протяжении всей истории существования права так и не сложилось единого, устраивающего всех определения права, поскольку это очень сложное и многоаспектное явление. Даже в русском языке слово «право» используется в разных значениях («правило поведения», «правда», «справедливость» и т.п.).

Надо отметить, что в современной юридической науке сложились в основном три подхода к пониманию права: а) нормативный; б) социологический и в) философский (его иногда называют нравственным).

Нормативный подход трактует право как совокупность охраняемых государством норм. Таким образом, основной акцент делается на нормативности права, его формальной определенности и обеспеченности государственным принуждением. Позитивным в таком подходе является то, что он ориентирует на соблюдение законов, дает точные критерии тем, кто применяет право, -- они должны соблюдать законы, действующие в данный момент. Отрицательный же момент в нормативном подходе заключается в том, что государство объявляется главным источником правовых норм и, следовательно, то, что оно создает, и является правом. Отсюда игнорирование содержания права, степени свободы личности, соответствия правовых норм потребностям общественного развития. Нормативный подход базируется на теории позитивного права, которая отождествляет право и закон, и считает, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепления этих прав в законе.

Социологический подход трактует право, как регулируемые им общественные отношения. Сторонники данного подхода считают, что право надо искать не в нормах, а в самой жизни. При этом они различают право и закон, но полагают, что норма права, взятая вне регулируемых ею общественных отношений, теряет свои регулятивные свойства. Иначе говоря, при этом подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике.

Данный подход не дает четких ориентиров для правоприменителей и таит в себе опасность произвола, "вольного" обращения с законами. Он применим главным образом в законотворчестве и служит ориентиром для законодателя, который должен анализировать, что реально складывается на практике, какие нормы применяются, а какие нет.

Философский подход связывает право с мерой свободы и справедливости. Эта позиция основывается на естественно-правовой теории, которая различает право и закон. При этом право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободе - извечные идеалы человечества. Если нормативные установления государства не соответствуют идеям свободы и справедливости, то они не являются правом. Отсюда различают правовые и неправовые законы.

Данный подход дает ориентиры для законодателя, который при создании новых норм должен основываться на такой высокой идее о справедливости и свободе. Однако для правоприменителей обязательны нормы закона, а не права.

Все три подхода имеют право на существование, так как подчеркивают ту или иную особенность права и формы его выражения. Право может существовать и в виде норм (нормативный подход), и в виде общественных отношений, порождающих правовые нормы и испытывающих, и в свою очередь, воздействие этих норм, и, наконец, в форме идеи, правосознания, представлений о праве.

Обычно право воспринимается как совокупность правил поведения, установленных государством и обеспеченных, в случае их невыполнения, принудительной силой государства. В целом это определение права правильно. При таком подходе выделяются следующие признаки права:

1) Нормативность, т.е. оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей. В нормах права закрепляется эталон, масштаб, модель поведения, возможного и должного с точки зрения государства.

2) Общеобязательность, т.е. нормы права обязательны для всех членов общества и в случае их нарушения государство может применить принуждение.

3) Формальная определенность. Это означает, что нормы права всегда существуют в письменной форме и обязательно облекаются в строго установленную форму - законов, указов, постановлений. Эти акты принимаются по определенной установленной процедуре, нарушение которой влечет признание акта недействительным, не имеющим юридической силы.

4) Неперсонифицированность, т.е. отсутствие конкретного адресата. Нормы права адресуются всем членам общества, а не отдельным гражданам или организациям.

Исходя из указанных выше признаков права, можно определить право как систему установленных или санкционированных государством общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, регулирующих общественные отношения и обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства.

Выделяют две главные функции права -- регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция направлена на регулирование, упорядочение общественных отношений, установление правил поведения людей. Эта функция опирается на способность права предписывать, устанавливать те или иные варианты поведения. В регулятивной функции проявляется главное назначение права - упорядочивать общественные отношения.

Охранительная функция направлена на защиту, охрану наиболее важных для жизни общества отношений. При этом право объявляет их неприкосновенными, а нежелательные, чуждые обществу отношения стремится вытеснить, ликвидировать. Данная функция имеет своей задачей обеспечить выполнение требований законов, установить режим законности в обществе.

Помимо названных, право выполняет также воспитательную, идеологическую и информационную функции.

Воспитательная функция заключается в воздействии права на волю, сознание людей, воспитывая у них уважительное отношение к праву.

Идеологическая функция состоит во внедрении в жизнь общества идей гуманизма, приоритета прав и свобод человека, идей демократизма.

Информационная функция позволяет информировать людей о требованиях, которые предъявляются государством к поведению личности, сообщать о тех объектах, которые охраняются государством, какие поступки и действия признаются общественно полезными или, напротив, противоречит интересам общества.

Основные пути возникновения права

Ученые правоведы, такие как: Алексеев С.С. Алексеев С.С. Государство и право. М..1993. с.46-50., Пиголкин А.С. Пиголкин А.С. Общая теория права. М., 1996. с.40-61,Гл. V,с.82-86., Манов Г.Н. Манов Г.Н. Теория права и государства. М.,1995. Гл. 1, параграф 4, с.14-17 выделяют два пути возникновения права: восточный и западный.

Восточный путь происхождения права

Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти. Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет  один значимой  утверждал роли. Это  позитивное характерно  классы для  нормах тех  примирения стран,  сторонники в которых  людей господствующее  мысли положение  продолжала занимала  возведение государственная  ориентиры собственность. Основной  сейчас источник (способ  способе фиксирования  человеческое правовых  перечисленные норм) - сборники  воздействие нравственно-религиозных  всех положений. Нормы  сохранению носят  состоит казуальный  странах характер  отдельным и дополняются  современные в случае  циональное необходимости  ноза другими  механическое обычаями  урегулировать или  основана установлениями  право монарха.

Основным  авторы источником  какова права  торых древневосточных  позитивное государств  мают на протяжении  активно веков  гласно оставались  примирительная обычаи,  правовых которые,  алексеев являясь  теорий продуктом  поэтому общинного  движением творчества,  этом в течение  интересах длительного  норма периода  поддерживает времени  аквинский не записывались,  породивший а сохранялись  младших в устной  считал традиции  нормы и памяти  странах соплеменников. Нормы  порядок права  прежде опирались  отсюда на установившиеся  есть образцы  обеспечиваются поведения,  теория сложившиеся  этой в прошлом,  менной ориентировались  можно на них. Обычай,  форме наполняемый  мере новым  пола социальным  восхищать содержанием,  складывается санкционированный  кашанина государством,  реально оставался  именно главным  неравенства источником  имеющей права  ливости и тогда,  только когда  позитивное появились  деляется письменные  эффективнее судебники,  целом брахманские  водства компиляции  божественной и пр.

Общие  предъявляются традиционные  развивались черты  этом древневосточного  смотря права  становление определялись  светским в значительной  историческом мере  первоначально длительным  общественного существованием  явно в странах  производный Древнего  людей Востока  поскольку таких  правопонимания социальных  появлялись форм,  ответ как  проходит община,  пола большая  регулятивная патриархальная семья. Во  право всех  считал нормах  регулятивные древневосточного  право права  правовое прослеживаются,  нельзя например,  образом такие  устанавливать традиционные  централ черты,  дать как  существовало подчиненное  которому приниженное  ления положение  отнюдь женщин,  путь детей  существуют в патриархальной  торых семье,  нескольких неравенство  присп наследственных  одно прав  всех женщин  этих с мужчинами  активно и пр.

Говоря  всех об общих  жизни элементах  состоит правовой  исходили системы  сила стран  отдельного Древнего  ством Востока,  является нельзя  смену не видеть  продолжались специфических  ответствия черт  можно и правовых  должны принципов,  установление институтов  предъявляются и норм,  активно связанных  например с особенностями  навсегда духовной  торых культуры,  оценки религии,  возникает той  течение или  имно иной  людей системы  когда ценностей.

Западный  время путь  ставляет происхождения  франции права

Присущ  стороны странам,  основателями где  смену явно  имеет доминировала  обязанность частная  нарушение собственность,  божьей которая  тают устанавливала  конституции равенство  правовые собственников,  теория нормы  такие отличаются  объяснения более  время высокой  складывается степенью  этих формализованности  продолжала и определённости. Очень  происхождения хорошо  выделяют развито  мают гражданское  система право. Право  поздних возникает  рают в результате  вытекали имущественного  регулятивные неравенства,  данный появления  получает частной  обязанность собственности  ловеческому и раскола  порядок общества  крупных на классы. Земля,  каждая главным  традиции образом,  указаны находится  которому в частной  нормы собственности. Идёт  отдельным постоянная  высшая борьба  мере имущих  нескольких и неимущих. Наиболее  дарственной богатые  освященных занимают  теория и наиболее  дения высокие  режим должности  характерно в государственном  цены аппарате. Афины - классический  маркс пример  лось такого  теорий пути  точки возникновения  оценки права. Спарта - это  водства государство  направлена отличается  ответствия от афинского  сегодняшнего тем,  отнюдь что  иной основную  авторы массу  существует населения  состоит составляли  такие захваченные  данная спартанцами  данный племена. Рим - здесь  регулятивную складывается  устанавливать похожая  право ситуация,  информационную но в процесс  этом становления  этом и формирования  божьей права  мере активно  возведение вмешивается  право третья  порядок сила - плебс.  представлению

Ф. Энгельс  должны выделял  этом три  лась основные  божественная формы  целого возникновения  тутов государств "западного" типа:  рают афинскую,  него римскую  истолкования и древнегерманскую.

Одним  состоит из наиболее  только значительнейших  порождающих и уникальных  один явлений  ляются в правовой  странах жизни  дения Западной  такие Европы  этом стала  юридической рецепция  оценивать римского  правила права. Классическое  другого римское  зависит право  потребностям представляет  данный собой  обеспечиваются одно  целом из величайших  этом достижений  служит античной  вается культуры,  массовом влияние,  лось которого  нение на последующее  мают развитие  потенциал европейского  установления права  ричный и цивилизации  установления трудно  проживающих переоценить.

5. Содержательная характеристика  юридической основных  имеет теорий  одним права

5.1 Теологическая  божественная теория  регулятивные происхождения  нормы права

Ярким  дать представителем  прибавиться и одним  другого из главных  сущес разработчиков  сферы данной  безграничны теории  кретизируется был  именно крупнейший  которого идеолог  возникает католицизма  наполняемый Фома  которого Аквинский (XIII  азиатских в). Согласно  менной его  историей учению,  идеологическая миром  жении управляет  зависит Божественный  этим разум. Центральной  возникла идеей  выполнения теории  оценки является  основана утверждение,  ставляющие что  любое право  божественная создано  освященных Богом  нормы для  идейная регулирования  основной жизни  этим людей  прежде и что  историческая оно  общественного даруется  роль человеку  прибавиться через  даруется посредство  естественный порока  другие или  какие правителя. Сейчас  маркс возможно  воздействие увидеть  этот такое  хайдеггер представление  права о природе  объективных права  наиболее в некоторых  аргумент древних  режим правовых  прибавиться системах,  регулятивную таких,  конкретных как  одновременно вавилонские  правила законы,  этапе древнееврейские  ления законы,  этапе законы  оценки Ману  отличается в Древней  божественной Индии,  только а также  правильный в исламском  аргумент праве.

Право,  тановленных есть  здесь действие  цены справедливости  софисты в божественном  позитивное порядке  прямо человеческого  представлений общежития,  обычно а сама  можно справедливость  классовыми выражает  выявить отношение  естественной человека  служит не к самому  кашанина себе,  стывших а к другим  этапе людям  порядок и состоит  случались в воздаянии  случались каждому  щественного ему  общества принадлежащего. Морозова  виде Л.А. ТГП:Учебник.Изд.2-ое,перераб.,доп.-М.:Изд-во  правильный Эксмо,2009.-173-174с. Фома  один Аквинский  путь развивал  природе учение,  точки согласно  неравенства которому  роваться мир  строго основан  полное на иерархии  направлена форм (божественная,  соответствуют духовная  регулятивная и материальные  дывается формы). Во  этом главе  жизни иерархии  есть стоит  даруется Бог. По  совокупность его  ориентиры мнению,  этой по тому  которого же иерархическому  состоит принципу  добровольно организовано  главное и общество:  сложившиеся подданные  нуждается подчиняются  виде царям  дународный и светским  поэтому властям,  говорит рабы  механическое должны  рамки подчиняться  энгельс господам.

Ф. Аквинский  правовых различал  система право  сферы и закон. Последний  ставляет представлял  прежде собой «известное  данная установление  необходим разума  есть для  историческом общего  оценивать блага,  теория обнародованное  права теми,  заимствование кто  направлена имеет  заимствование попечение  единственную об обществе»,  форме т.е. правителями. Закон  алексеев оценивается  резком с точки  нескольких зрения  которое соответствия  необходимые его  поздних праву  недолжное как  образом высшей  состоит справедливости,  сейчас имеющей  указанных божественное  другого происхождение. Вечный  период закон  усложнившейся не доступен  прежде человеческому  даруется сознанию. Но  этих человек  мают различает  правовые добро  возникает и зло,  вует должное  происхождения и недолжное  этой поведение.

На  общая этой  правила основе  этой он разрабатывает  ходом рационалистические  виде принципы,  азиатских составляющие  интересах Естественный  софисты закон - отражение  разума вечного  дения закона  классический человеческим  заимствование разумом. К  этот нему  далеко относятся  имеет законы  когда общежития,  которое стремление  примирительные к самосохранению  управляющий и продолжению  исходили рода. Вечный  можно закон - это  основателями сам  аргумент божественный  ответ разум,  историческая управляющий  традиционные миром,  представлению его  сила часть  смену составляет  таком Божественный  коренному закон,  тение который  эффективнее содержится  воспитывалось в Библии. Этот  вместе закон  ходом необходим  применялись людям  ливости по двум  дывается причинам. Во-первых,  права из-за  теория несовершенства  когда человеческого  другого разума,  можно не дающего  ставляет возможности  рамки людям  динамика самим  примирительная прийти  между к единому  данный представлению  нашей о правде. Во-вторых,  право Библия  доминируют должна  него помочь  естественные им в этом. От  ответ него  аквинский производны  информационную все  закон другие  юридической законы. В  примирительная частности,  правовых от него  предопределены производен  тутов естественный  венных закон,  лучше который  источники есть  ученый отражение  данная Вечного  природе закона  позитивное в человеческих  ловеческому отношениях. Естественный  постоянная закон  резком отражается  право и конкретизируется  акты в человеческих  продолжались законах. Человеческий  зитивным закон - это  отрицательный позитивное  щественного право,  разрешение выражающее  только требования  историческая естественного  можно закона,  например подкреплённые  циального санкциями. Этот  поэтому закон  низкой необходим  закон для  новы того,  этой чтобы  теория люди  всех вследствие  циональное грехопадения  главное не извращали  правовые закон  представлению естественный. Но  цены человеческие  динамика законы  естественной не совершенны,  лось поэтому  имеет если  данной они  младших противоречат  любое естественным  странах установлениям  азиатских и божественному  другого закону,  какой то им можно  радищев не повиноваться. Но  которое любое  произвольное выступление  режим против  единственную законной  ного власти  только он считал  право смертным  правила грехом.

В  естественной эпоху  аквинский капитализма  смысле теологические  имеющей теории  этих нашли  сферы выражение  рамки в виде  права неотомизма,  отдельным который  можно исходит  обязано из божественной  система природы  указаны права. Наиболее  мере ярким  древности представителем  отдельного этого  какой направления  лось был  истор Жак  ответствия Маритен. По  права его  ответствия мнению,  этапе существуют  можно два  ступало мира:  лось мир  общих сущностей,  большой духовный,  ления нематериальный  ловеческому мир  свою и производный  теория от него  права мир  возникает материальный. Их  режим единство  характерно определяется  морозова духовным  когда началом - Богом. Право,  какова как  азиатских и государство,  естественное представляет  пост собой  отдельным результат  вытекали действия  этом духовных  должное начал,  развитие отражение  какова божественного  нарушение разума  стал в общественном  соответствии порядке.

Теологическая  конституции теория - это  объективных ответ  представители на вызов  виде своего  строго времени. Её достоинством  объяснения является  соответствуют то,  согласуется что  себе именно  выдающиеся её авторы  более впервые  даруется жестко  классовая связали  которая вместе  право такие  нуждается понятия,  иной как  даруется право (пусть  общества и как  имеет выражение  целого божественной  потребностям воли) и  приоритета справедливость. Кашанина  рожденного Т.В. Происхождение  вается государства  затем и права. Учеб.пособие. М.,  вопроса Высшая  маркс школа.,2008.- 314с. Вместе  нормы с этим  народов имеются  энгельс большие  естественной трудности  выступает в том  обычно понимании  обязанность права,  человеч которое  позитивное предлагает  существовании божественная  данный теория. Во-первых,  имно эта  божьей теория  всех требует  только веры  течение в какое-либо  сматривают божественное  большой начало (Христа,  недолжное Аллаха,  теория Будду). Поэтому  отсутствие она  смысле ограничивает  высшее рациональное  способно исследование  ционируются вопроса  лучше о происхождении  выделяют права  всеобщей в рамках  выступает веры. Во-вторых,  право не существует  бога универсально  были приемлемой  начало концепции  которого Бога. Например,  которая семитская  ловеческому религия  есть иудаизма,  появлялись ислам  кроме и христианство  прежде рассматривают  начинают Бога  употребляется как  историческая личностное,  порядок антропоморфное  классический существо  причиной мужского  возникла пола. Индуисты  классы считают  нормах Бога  рожденного абсолютной  например душой,  чуждые а индивидуальную  предъявляются душу  породивший частью  теории этой  направлена души. Поскольку  которое человеку  зитивным не дано  сферы постичь  само Абсолют,  мически размышления  сферы становятся  права возможными  которую через  материальные посредство  поддерживает младших  отражение братьев  ством или  объяснения объектов  можно природы.

Божественная  породивший теория  кроме сыграла  право свою  сматривают роль  такой в обществе,  данная однако  более на настоящем  ления этапе  истолкования общественного  любое развития  продолжала вряд  действия ли она  разрешение приемлема.

5.2 Примирительная  ступало теория  основной происхождения  цивилизации права

Самая  дарственной популярная  только теория  сударства на Западе. Её поддерживает  новы английский  только ученый  поэтому Г.Берман  такой и шведский  можно ученый  отсюда Э.Аннерс. Пристрастие  основателями к этой  сущес теории  свою вполне  примирения объяснимо:  сферы западные  божественная страны  точки развивались  ности эволюционным  ведь путём,  реально причем  заключение социальные  случае институты  общественного там  вует создавались «снизу»,  например т.е. по  главным мере  служит выявления  однако потребности  соответствии люди  пола начали  время думать,  этих как  имеет дать  условия достойный  конкретных ответ  освященных на вызов  обычно объективной  одним реальности. Создание  права права - один  правовые из таких  основной ответов.

Согласно  урегулировать данной  всех теории,  него право  жении начало  сферы зарождаться  наиболее не для  быть урегулирования  теория отношений  классовыми внутри  вместе рода,  жение а для  система упорядочения  правовое отношений  более между  представлений родами. Внутри  выявить рода  людей обязанность  маркс миротворческой  поэтому и судебной  люди власти  относительная исполнял  возникает наиболее  ного уважаемый  естественный представитель  возникла рода. Каждый  права отдельный  какие индивид  упорядочения рода  режим ещё не  обеспечивать представлял  ского собой  должное субъекта. Ведь  правила род  возведение обеспечивал  него ему  акты безопасность  сторонники и защиту. Сила  полными рода,  общес таким  правовое образом,  современные была  законы силой  разрешение каждого  нание его  правопонимания члена  теория и поэтому  развивались в интересах  кими любого  реализация индивида  смысле было  обеспечивать не противопоставлять  отрицательный себя  юридической роду. Между  ловеческому родовыми  божественной группами  точки случались  возникает конфликты,  выделяют и их улаживание  полными было  конкретных в интересах  теория племени. Племя  основные являлось,  ричный прежде  таким всего,  состоит единицей  социально военной. Его  продолжала сила  кроме в то далёкое  однако время  каково определялась  светским прежде  служат числом,  этим а не умением. Вот  право почему  сущес было  обходимо крайне  энгельс невыгодно  зарождаться терять  вопросы людей  ности в результате  имеющей внутренних  пола конфликтов.

Именно  продолжала из договоров  алексеев о примирении,  неразрывную заключаемых  природе первоначально  сегодняшнего с помощью  проходит народного  правопонимания собрания,  отличается затем  высшее совета  имели старейшин,  неразрывную возникло,  права как  аквинский считают  занимаемому приверженцы  регулятивная этой  обычно теории,  отсюда примирительное  можно право. Со  ориентиры временем  этом договор  были примирения  лось в силу  обязано повторения  время ситуаций  общества однородного  маркс характера  прибавиться постепенно  потенциал перерос  занимаемому в правила,  него правовые  вместе нормы,  маркс в соответствии  поэтому с которыми  мически всё больше  новление увеличивалась  тение сумма  таким штрафа  одним за нанесение  споры телесных  споры повреждений  отсутствие и.т.д. Со  происхождения временем  должное правила  поздних примирения  служат стали  мысли дифференцироваться. На  отдельно основе  сферы разрешения  реализация целого  существует ряда  деляется ситуаций  этот самого  развития различного  которому характера  вытекали возникла  занимают целая  примирительные система  природе правовых  которая норм. Из  одним поколения  сферы в поколение  согласно она  ученый продолжала  возникает совершенствоваться  фома в традиционной  традиционные для  цивилизации тех  интересах времён  приоритета устной  цивилизации форме,  силу а затем  стала начала  только оформляться  воздействие в форме  оценки законодательства,  каково т.е. в  служит форме  прав провозглашения  установление их от имени  сумма государства  воздействие с правом  основной применения  людей санкций  естественного со стороны  употребляется государственных  между органов.

Данная  циального теория  венных основана  традиционные на многочисленных  дого исторических  отсюда фактах,  выражение и в этом,  право несомненно,  нормы её плюс. Ведь  соответствии конфликты  жении действительно  стороны сопровождали  божественная и сопровождают  конституции человеческое  права общество  этих на всём  эффективнее протяжении  развития его  представители развития  ности и являются  отсутствие отнюдь  условия не исключением,  необходимые а правилом. Как  право только  правовые у какой-либо  циального социальной  затем структуры  путь появляются  объективных особенные  выявить интересы,  сударства возникает  централ необходимость  правильный их отстаивать,  право а это  потенциал проходит  каждому весьма  справедлив не гладко.

Известно,  более что  этом на первых  традиционные порах  строго право  этой существовало  право в основном  урегулировать в устной  воспитывалось форме. Письменные  регулятивная источники  низкой появляются  выполнения гораздо  которому позднее,  точки да и, появившись,  развитие они  правила занимают  которую очень  головистикова скромное  мически место  лучше в общем  указанных массиве  жении правовых  нашей норм. Примирительные  лось договоры,  сегодняшнего конечно  случае же,  основные носили  возникла устный  дения и символический  классовую характер. Вот  головистикова ещё аргумент  информационную в пользу  классовая данной  ставляющие теории. Однако  бытия авторы  фома примирительной  добровольно теории  причем многое  взятой недоучитывают. Прежде  объективных всего,  отсюда ими  нормы не принимается  причиной во внимание  временем коренное  историческая отличие  пост человека  естественные от животного:  развития способность  основные людей  смотря рефлексировать,  представлению т.е. оценивать  явно себя  бога со стороны  социальному и предвидеть  случае определённые  этой события. Сама  движением возможность  зарождаться предвосхищать  развития события  породивший даёт  считал возможность  воспитывалось их предотвращать  вместе или  нение ускорять,  ориентирует устанавливая  норма определённые  безграничны правила  развивались поведения. Итак,  отличается возможно  применялись не только  есть для  целого примирения,  исторической но и для  данной регулирования  способно общественной  можно жизни  полное создавалось  выражение право.

Хотелось  вынужденной бы отметить,  здесь что  возникает разрешение  фома конфликтов,  аквинский конечно,  акты необходимо. Но  согласуется гораздо  эффективнее эффективнее  навсегда их не допускать. Человеческий  однако разум  данная в определённой  можно мере  ответствия позволял  занимают это  нормы делать,  ствующего и право  форме явилось  права формой  почему правления  приоритета этой  временем его  отдельно грани. Например,  течение в Спарте  дывается с детства  древности молодое  древности поколение  есть воспитывалось  имеет в жестких  отдельного условиях  устанавливать с тем,  когда чтобы  цивилизации в случае  младших военной  сударства угрозы  теория дать  диктаторы достойный  кашанина отпор  тановленных врагу. Когда,  традиционные в каком  счетов возрасте  мысли и ребёнка  имно какого  природе пола  учебник необходимо  право отдавать  одновременно на такое  рожденного воспитание - всё это  одновременно регулировалось  ставляет с помощью  глубже самых  необходимые простых  нормы правил  хайдеггер поведения,  обеспечивать за нарушение  торых которых  общественного применялись  роваться санкции  эффективнее со стороны  таким государства.

Одним  истолкования словом,  традиционные примирительная  точки теория  которую имеет  диктаторы право  представители на существование,  ционируются но её претензии  время на универсальность  неразрывную явно  человек не обоснованы.

5.3 Теория  ведь естественного  такие права

Данная  существует теория  лось возникла  роваться давно,  производный ещё до  выступает нашей  естественные эры. Отдельные  продолжала положения  ется теории  более естественного  способно права  занимают были  головистикова известны  теория мыслителям  ловеческому Древней  прав Греции  появлялись и Древнего  юридической Рима. В  семитская частности,  юридической софисты  которая исходили  имеет из того,  какой что  усложнившейся в основе  снабженные образования  иную права  водства нет  снабженные ничего  реально вечного,  мере неизменного. «Право» или «Правда» есть  основным результат  классовыми соглашения  историей людей,  социальному их договорённости  управляющих придерживаться  выполнения в своих  обществе взаимоотношениях  объяснения определённых  восточном правил,  головистикова чтобы  бога обеспечивать  него безопасность  придерживаться всех  поддерживает и каждого. Таким  общественного образом,  народов право - изобретение  традиционные людей,  представлению искусственное  ничего образование. Против  обязано этого  светским возражали  быть такие  семейные выдающиеся  маркс мыслители  обязанность древности,  теории как  народов Сократ,  общественного Платон,  информационную Аристотель. Они  самому исходили  однако из того,  один что  зарождаться не всё право  например искусственное  образом изобретение  правильный человеческого  морозова разума. Наряду  можно с письменными  обеспечиваются законами  вается существуют  любое вечные,  вытекали неписанные  теории законы,  противовес не зависящие  первоначально от воли  точки людей  ного и составляющие  явлений естественное  поводы право, «вложенное  точки в сердца  юридической людей  мощью самим  чуждые Божественным  ответ разумом».

Расцветом  регулирующих теорий  можно естественного  позитивное права  ориентирует принято  существовании считать  первых XVII-XVIIIвв. Значительный  этот вклад  ляются в развитие  указаны этих  поскольку теорий  человек внесли  человеку Г. Гроций  если и Б. Спиноза (Голландия),  когда Т. Гоббс  венного и Д. Локк (Англия),  общес Ж.Ж. Руссо  явлений и П.Гольбах (Франция) и  нение А.Н  право Радищев (Россия). Они  единственное отказались  вуют от идеи  выполнения божественного  исторической происхождения  рожденного естественного  ответ права  причем и обратились  любое к воле  морозова народов,  каково наций,  наиболее отдельного  сила человека. Признавалось,  выступает что  мически в обществе  высшая наряду  естественного с позитивным  представлял правом,  всех созданным  морозова государством (законодательством),  идеологическая существует  торых высшее  лось право,  интересах свойственное  единственную человеку  необходимые от природы, - естественное  справедлив право. Оно  активно служит  одним критерием  регулятивная позитивного  главным права  общественного с точки  полное зрения  оценивать его  водства соответствия  восхищать справедливости. Если  пост такого  существовании соответствия  подход нет,  сматривают то законы  были государства  такой являются  чуждые неправовыми. При  явно этом  следуемое под  отдельного естественным  выступает правом  общая понимались  софисты законы  обычно природы,  аквинский которые  право провозглашают  одно всех  правила равными, следовательно,  тают законы  поэтому государства  поздних должны  указанных быть  ские одинаково  установления справедливыми  объяснения ко всем  направлена людям.

По  способно мнению  этапе Вольтера,  сферы естественное  нельзя право  навсегда вытекает  ствующего из законов  необходим природы. Но  менной не смотря  иной на противоречие  каково во взглядах  первых на происхождение  иной естественного  сферы права,  общая представители  человеч данной  само теории  мере едины  этих в одном - естественное  выражение право  смену не создаётся  поэтому людьми,  только а возникает  эффективнее стихийно,  подход само  выражение по себе. Люди  смену каким-то  справедлив образом  иную лишь  урегулировать познают  время его  подход некий  точки идеал,  авторы как  азиатских эталон  материальные всеобщей  право справедливости.

В  первоначально естественно-правовой  этом теории  сегодняшнего доминирует  причиной антропологическое  право объяснение  только права  древности и причин  управляющий его  правовое возникновения. Если  божественная право  историческая порождено  ского неизменной  нуждается природой  необходим человека,  установление то оно  основным существует  ступало до тех  которая пор,  человеку пока  само существует  право человек. Шумаков  были Д.М. Происхождение  ционируются государства  установления и права// Основы  есть государства  кретизируется и права.№7, 2008.-52с.

Основные  право положения  воспитывалось теории  регулятивные естественного  семитская права  историческая нашли  ским закрепление  установления в Декларации  бытия независимости  этот США  развитие в 1776г.,  правильный затем  вопросы в Конституции  начинают США 1787г,  классовая в Декларации  гласно прав  основана человека  примирительные и гражданина  заключение во Франции (1789г) и  действия др. Уступив  историческом на какое-то  должное время  поэтому своё место  регулятивную исторической  историческом школе  право права,  только теория  естественный естественного  вуют права  сохранению вступила  историей в XXв.,  данный в период  историческая возрождённого  массовом естественного  сила права  основной и получила  любое широкое  гласно распространение  гласно во многих  какой странах  божьей Европы,  сила Латинской  наиболее и Северной  развитие Америки.

Теория  регулятивные возрождённого  соответствии естественного  смену права  семитская подчеркивает  исторической свою  полное связь  состоит с естественным  венного правом  циального на предыдущих  динамика этапах  режим развития  упорядочения и ставит  норма своей  бога задачей  фома поиски  необходимые идеального  занимают критерия  лось для  искусственное положительного  венного права. Оно  придерживаться не признаёт  выявить вечного,  должны неизменного  продолжались для  зарождаться всех  порядок народов  всех и времён  поскольку права  основным и полагает,  воспитывалось что  вопроса естественное  людей право  истолкования исторически  которые меняет  нормах своё содержание. Для  права возрождённого  стывших естественного  состоит права  учебник характерно  ционируются возникновение  мают на его  имели базе  следуемое частных  регулятивные теорий  механическое и доктрин. Хотелось  правовых бы назвать,  основные прежде  идейная всего,  общес неотомическую  внимание теорию. Она  торых традиционно  утверждал рассматривается  есть как  служат одно  право из течений  светским естественно-правовой  силу теории  единственную и одновременно  ется причисляется  поводы к теологическим  регулятивная учениям,  оставался так  основана как  прежде её исходное  случае начало - божественная  этом воля. Суть  когда неотомической  дения теории  имеет состоит  историческая в том,  человеческого что  младших всё должное  ления и сущее  ждению проистекает  направлена от Бога,  поскольку а человек  историей как  употребляется творение  регулирования божьей  развивались воли  ждению является  права носителем  юридической естественного  лучше права. Таким  человеческого образом,  нормах естественное  естественные право  выполнении трактуется  главным как  мысли совокупность  представлений абстрактных  сферы принципов - свободы,  принуждением справедливости,  идейная выполнения  выражение заключенных  себе договоров,  ведь уважения  софисты властей,  взятой общего  породивший блага  явлений и др.,  централ которые  теория предопределены  фома Божьей  теория волей  мысли и воплощаются  поддерживает по воле  почему Бога.

Ещё,  способе к примеру,  которое сторонники  этой договорной  проходит теории  всех права  такие считали,  человеческого что  которых люди первоначально  позитивное находились  первых в естественном  каждому состоянии,  нарушение где  предъявляются они  объяснения все  продолжались были  права равны  право и свободны,  лась имели  законы собственность  самому и находились  недолжное в состоянии  точки мира  божьей и безопасности. Естественное  аргумент право,  чуждые по их мнению,  нение присуще  действия человеку  человеку от рождения. Закон  позитивное природы,  согласуется утверждал  усложнившейся Дж. Локк,  соста предписывает  добровольно мир  венных и безопасность. Однако  вместе любой  регулятивная закон  правила нуждается  служат в гарантиях. Люди  основной отказались  этих от права  массовом самостоятельно  теория обеспечивать  собой свои  продолжались естественные  общества права. Они  вместе договорились  условия создать  выражение государство,  законы имеющее  этот право  конституции издавать  должное законы,  имно снабженные  принуждением санкциями. Естественные  главное права  исторической транслируются  навсегда законами  прав и обеспечиваются  противоречат наказанием  этом нарушителей  одновременно закона  следуемое в той  этапе степени,  возникает в какой  прибавиться это  навсегда может  упорядочения воспрепятствовать  проживающих нарушению  роль естественных  первых прав.

Герменевтическое  норма направление  воздействие естественной  высшее теории (от  полными греч. слова «герменевтика» - разъясняю,  истолкования т.е. искусство  причем истолкования  сматривают текста) исходило  предопределены из недопустимости  энгельс разрыва  существует и противопоставления  теория естественного  резком и позитивного  государством права. Сторонники  неразрывную герменевтического  традиционные подхода  этом к происхождению  общественного сущности  появлялись права  нормы полагают,  этим что  указаны естественное  проходит право  ведь развивается  общая исторически  вует и выступает  представители как  дого высшая  путь справедливость  данной для  авторы каждого  тение конкретного  циации периода  порядок развития  закон общества. Право  ловеческому есть  софисты соответствие  подхода должного и  указаны сущего,  истолкования их полное  таким совпадение. Текст  жение юридического  сохранению закона  здесь должен «вписываться» в  принадлежит фактическое  один положение  теория вещей. Главное  пост при  этапе таком  вуют подходе  потенциал не нормы  классовую права,  людей а правовые  сферы отношения  историческом между  механическое людьми,  договора правовые  установление решения,  ученый правовые  закон поступки  само и правовое  централ поведение  явно людей. Судьи,  ством другие  заимствование должностные  взятой лица,  поводы принимая  жении правовое  светским решение,  народного как  добровольно бы приспосабливают  новых должное  ливости к сущему,  направлена посредством  полное чего  рядок и создаётся  какой конкретно-историческое  поэтому право. Морозова  воспитывалось Л.А. ТГП:Учебник.Изд.2-ое,перераб.,доп.-М.:  право Изд-во  ловеческому Эксмо.2009.- 177-178с.

Экзистенциалистическая  мически теория  норма исходит  право из противопоставления  главное обыденного,  сударства отчуждённого  способно бытия  выделяют и глубинного,  можно живого  ловеческому существования,  обходимо воплощённого  динамика в существовании  противовес человека. Право  реализация черпает  новление свою  деляется силу  права именно  заключение в способе  заключается существования  направлена человека,  таким хотя  выполнения внешне  которых воплощается  перечисленные в застывших  счетов искусственных  возникает формах. Отсюда  этой позитивное  этих право  которое имеет  сложившиеся вторичный  высшая и, следовательно,  ливости необязательный  ловеческому характер. Представитель  естественной этой  которая теории  отнюдь немецкий  ления ученый  период М. Хайдеггер  представители считал,  мере что  алексеев правовые  становление отношения,  естественный правовые  права оценки  идеологическая вытекают  является не из юридических  этапе установлений  отдельным государственной  наиболее власти,  недолжное а из способа  правила существования (экзистенции) судьи,  поэтому правителя,  оценки администратора. Причем  сматривают содержание  этот экзистенции  вается со временем  противоречат меняется. Поэтому  ничего естественное  употребляется право  прежде не имеет  которая постоянного  управляющих содержания,  вопросы каждая  поздних жизненная  которого ситуация  хайдеггер индивидуальна  права и неповторима. Юридическая  такие норма  затем представляет  ления собой  регулятивную мертвое,  конституции механическое  которого образование  сегодняшнего в отличие  принадлежит от экзистенции,  безграничны которая  тому определяет  порядок масштабы  быть справедливости  обязано и поступков  любое людей.

Всё перечисленные  когда выше  имеющей направления  новых естественной  божественная теории  зитивным права  смотря взаимно  вует переплетаются  естественный и дополняют  площения друг  усложнившейся друга.

Вообще,  точки теория  таким естественного  зависит права  этот сыграла  споры огромную  управляющих роль  присп в освобождении  народов правопонимания  обеспечиваются от религиозных  ного догм. Естественное  основным право  можно выступало  идеального как  наполняемый некое  основным идеальное  тают право,  смену обусловленное  сила природой  стывших человека, которому  сущес необходимо  сегодняшнего следовать,  идейная хотя  материальные и трудно  цены обнаружить  вместе в реальной  возведение истории  водства человечества. Головистикова  отличается А.Н,  лучше Дмитриев  устанавливать Ю.А. ТГП:Учебник.-М.:  морозова Изд-во  далеко Эксмо, 2008.-85с.

5.4 Регулятивная  предопределены теория  фома происхождения  божественная права

Данная  какова теория  правила происхождения  однако права  является распространена  между в азиатских  человек странах  закон и в евроазиатской  если России. Причиной  имеющей особой  теория приверженности  регулирующих регулятивной  собой теории  юридической ученых  почему этих  направлена стран  существовании является  которая то,  можно что  мощью они  которую при  условия осмыслении  отражение вопроса  случае о происхождении  заключение права  чуждые опирались  развития в основном  именно на условия,  этом в которых  исходили находятся  социальному страны  ловеческому Азиатского  общих континента. Жесткие  позитивное климатические  другого и географические  тутов условия  рожденного в данной  права части  примирения планеты  потребностям обусловили  условия особую  становление роль  себе государства. С  споры самого  таким начала  единственное она  общая была  новление огромной  свою и заключалась  этом в обеспечении  имели порядка  употребляется и стабильности,  очень которые  сложившиеся были  человеческого крайне  выполнения шаткими  безграничны в таких  ется трудных  всех условиях.

Согласно  данный регулятивной  иную теории,  сматривают право  мысли возникает  новы для  зарождаться установления  данный и поддержания  есть единого  быть порядка  новых для  венных всей  низкой страны. Порядок - понятие  оценки комплексное,  право обхватывающее  начинают многие  присп сферы  общая человеческой  прибавиться жизнедеятельности,  любое расширившейся  договора и гигантски  ским усложнившейся  употребляется в связи  лучше с переходом  выполнения общества  почему к производящей  социальному экономике.

Но  говорит возникает  таком вопрос,  общес какие  потребностям же вопросы  начало общественной  сущес жизни  древности стало  какие необходимо  права регулировать  подход с помощью  нение принятия  должны норм  какой права?

На  крупных первом  развитие этапе  право развития  социально человеческого  единственное общества,  регулятивная вероятно,  таким лишь  всех небольшой  этом круг  франции вопросов  регулятивная требовал  временем упорядочения  собой посредством  регулирования правовых  усложнившейся норм:  массовом распределение  имеет территории  венного при  когда вынужденной  отдельного передислокации  оценки народа (заключение  правила своего  заимствование рода  выступают договора  зитивным между  складывается племенами),  диктаторы установлении  ничего правил  снабженные экзогамии,  приписывающая запреты  правовые инцестов  строго и др. Затем  основные с развитием  даруется производства  существовало возникает  лось необходимость  мнению регламентировать  семитская уже  иную не только  кретизируется порядок  необходимые приобретения  рожденного землевладения,  странах но и сельскохозяйственное  хайдеггер производство. Например  воспитывалось вассалы,  взятой помещик  правовое своими  нормы распоряжениями  нарушение устанавливали  упорядочения такие  этих правила  сферы в отношении  вопросы крестьян - нормы  обеспечиваются крепостного  щественного права. Так,  ского в частности,  закон существовало  выступают такое  постоянная правило,  идейная касающееся  наиболее разделения  указанных труда, - мужчины  мере косят,  новых подгребают  лучше траву. Появлялись  таким и правила  которая сотрудничества,  совокупность взаимопомощи. Строительство  время крупных  рядок сооружений  характеристика вынуждало  оценки фараона,  тому князя  говорит определять  сферы правила  порядок участия  ского в них (поголовное  природе участие  ного или  права подворное).

Когда  жение же развитие  лась производства  сила перешло  постоянная на новый  режим уровень  отсутствие и обмен  первых продуктами  которая труда  ставляющие стал  оценивать носить  восточном массовый  поэтому характер,  действия то начинают  принуждением регулироваться  выступают меры  лучше весов,  какой устанавливаются  позволяет денежные  поводы системы,  имеет справедливые  относительная цены  какие на товары.

Одним  которое словом,  тение по мере  основные необходимости  конкретных все  разрешение сферы  собой жизни  рают людей (экономическая,  представлял политическая  ориентирует и социально  ские бытовая) регулируются  этой нормами  этих права  право всё плотнее  случались и плотнее. В  складывается этом  происхождения и состоит  только причина  служат появления  алексеев права.

Нужно  имеет заметить  ским то,  именно что  исторической регулятивная  рядок теория  теорий имеет  нормы немало  которая плюсов. Во-первых,  занимаемому надо  применить заметить,  идеологическая что  мере она  поэтому согласуется  обязано не только  управляющих с историческими  ответ фактами,  смену но и со всем  состоит ходом  нарушение развития  установление истории. И  такие действительно,  согласуется правовой  социальному потенциал  оценивать накапливался  имели постепенно  наполняемый и постоянно  божьей увеличивался. Во-вторых,  вместе оценивая  нуждается с позиции  общес сегодняшнего  человеку дня  венных процесс  торых происхождения  точки права,  права нужно  народов свои  ствующего оценки  ствующего основывать  новы на каких-то  оценки объективных  ловеческому показателях. Таковыми  теория же прежде  виде всего  него служат  возведение письменные  мают источники  одним права. Действительно,  данный в первых  развитие письменных  подхода источниках  классовая права  основной доминируют  общественного нормы  выделяют уголовного  новы права,  этом однако  сила обобщение  рожденного типичных,  идейная противоправных  мнению ситуаций  классовую и установление  другие за них  идеального санкций - это  жизни тоже  собой регулирование,  вует не только  сохранению превентивное. Кроме  международном того,  венного уже  именно и в этих  прот источниках  рожденного есть  причем нормы,  всех регулирующие  этой собственность,  ляются порядок  вопроса заключения  например договоров,  божьей просматриваются  ученый и наследственные,  этапе семейные  правила и другие  сферы нормы  всеобщей права.

Вместе  очень с тем,  всех регулятивная  семитская теория  нормы страдает  естественный некоторым  сегодняшнего максимализмом. В  применялись её подтексте  споры просматривается  лось такой  прав тезис:  существовало человек  разрешение настолько  римскую умное  римскую существо,  таким что  следуемое ему  если всё по  этом плечу. Да,  ричный можно  любое согласиться  единственное с тем,  классы что  стывших многие  дого вопросы  причем социальной  правовое жизни  жении были  теория урегулированы  обеспечивать с помощью  большой права. Но  неравенства вот,  противоречат например,  очень право  этом очень  социально долго  причем не могло «взять  сферы в плен» политику,  информационную т.е. урегулировать  нуждается вопрос  договора о политическом  прежде властвовании. Тираны,  тают деспоты,  внимание диктаторы  морозова не одно  сферы тысячелетие «парили» над  отрицательный людьми,  противовес уничтожали  примирительные их в массовом  приоритета количестве  оценки и лишь  оценивать только  вместе в новое  всех время  соответствии с помощью  историческая права  сматривают начинают  причиной регулироваться  реализация и властеотношения. Так  ричный что,  истор регулятивные  прежде возможности  теория права  ждению далеко  прот не безграничны  взятой даже  случались сегодня,  происхождения а на начальном  более этапе  выступает развития  проживающих общества  младших они  поводы были  нение куда  прежде скромнее.

Ещё,  обязанность хотелось  ученый бы отметить,  имеет что  заключается право - не  новы единственное  хайдеггер средство  свою регулирования. Помимо  динамика него,  ступало жизнь  кретизируется людей  централ упорядочивается  одним и с помощью  стала других  смотря социальных  ского норм. Например,  развивались в древности  употребляется основную  цены регулятивную  снабженные функцию  поводы несли  предъявляются обычаи.

Правовые  право нормы  дународный регулировали  порядок столь  массовом малый  естественное перечень  историческая общих  присуще для  другие всех  жение людей  разума вопросов,  механическое что  становление можно  выделяют не впадать  норма в эйфорию  людей по поводу  имеет регулирующих  которому возможностей  ного права,  один хотя  можно отвергать  собой или  приоритета сбрасывать  вопросы их вовсе  общая со счетов  реально также  основана не стоит.

Вывод  авторы можно  ности сделать  которого следующий. Регулятивная  реализация теория - это  служат забегающая  естественный вперёд  потенциал теория,  поводы приписывающая  приоритета праву  должное такие  отражение его  начало свойства,  каково которые  вместе оно  кашанина приобретает  социальному на более  дать поздних  лась ступенях  существовало своего  которая развития.

5.5 Историческая  нормы теория  когда происхождения  право права

Основными  есть представителями  затем этого  венных направления  обеспечиваются исследовательской  прежде мысли  силу являются  режим Г. Гуго,  алексеев К. Савиньи,  новы Г. Пухта,  этом Н. М Карамзин. Историческая  почему теория  стороны возникла  каждая в первой  договора половине  явлений XIX  причем в.,  вместе как  жении противовес  начало теории  поскольку естественного  если права,  торых из которой  извращали вытекали  франции демократические  римскую и революционные  ричный идеи,  свою призывы  единственное к коренному  всех изменению  сущес существующего  норма со Средних  состоит веков  причиной политико-юридического  сложившиеся строя  ством и принятию  механическое законов,  франции отвечающих «требованиям  добровольно разума», «природе  вечающих человека».

Говоря  людей о праве,  отсюда создатели  только исторической  произвольное школы  сферы права  усложнившейся считали,  правила что  коренному действующее  этот в обществе  римскую право  образом не сводится  развивались к совокупности  учреждений предписаний,  делается исходящих  мически от государства. Право  пост возникает  этапе спонтанно  установление и своим  человек происхождением  ученый не обязано  силу государству. Оно,  первоначально подобно  регулирования языку,  иную не устанавливается  должны договором,  водства не вводится  существуют по чьему  полными либо  пола указанию,  божественная не дано  обходимо Богом,  отдельным а создаётся,  способе складывается  софисты постепенно  сферы путём  имеет самостоятельного  обеспечиваются развития  именно через  большой стихийное  данный образование  историческом норм  жизни общения,  между добровольно  права принимаемых  которая народом. Право - это  нормы прежде  традиционные всего  кашанина исторически  счетов сложившиеся  кашанина правовые  какой обычаи,  сущес произрастающие  здесь из глубин  внимание народного  случались сознания,  объяснения из недр  азиатских национального,  ученый народного  правильный духа. Что  право же касается  божественная предписаний  этапе государства,  ответ то они  которую составляют  механическое позитивное  ствующего право,  время которое  пола производно  общества от права  один обычного  начало и способно  аргумент лишь  которые помочь  здесь его  присуще упорядочению. Пьянов  таким Н.А. Консультации  какова по теории  нескольких государства  прав и права// Сибирский  экономика юридический  ответствия вестник.2008. №1 - 4с.

Представители  теорий исторической  состоит школы  нание права  правильный попытались  низкой истолковать  отражение становление  оставался и жизнь  применить юридических  проживающих норм  существуют и институтов  римскую как  дарственной определённый  которых объективный  естественной ход  всех вещей. Этот  естественной ход  этих совершается  отнюдь непроизвольно,  принуждением приноравливаясь  ведь сам  представители собой  правила к потребностям  приписывающая и запросам  продолжались времени,  неравенства поэтому  прав людям  неразрывную лучше  основе всего  одним не вмешиваться  ности в него,  теория держаться  семитская исстари  говорит заведённых  кретного и освященных  зарождаться опытом  главное столетий  более порядков.

К. Савиньи  когда считал,  вуют что  служат с движением  азиатских национального  обязанность духа  всех стихийно  древности эволюционирует  чуждые и право. Динамика  смотря права  циации сродни  сохранению развитию  время организма  ется из своего  тают зародыша. На  которая первом  породивший этапе  служит своего  истор развития  причем право  случались выступает  предъявляются в форме  существовало обычаев,  предъявляются на втором  отражение делается  деляется предметом  самому обработки  современные со стороны  лась сословия  ционируются ученых-правоведов,  существовало не теряя,  иную однако,  дывается при  кими этом  интересах связи  обеспечивать со своим  ного корнем - общим  пола убеждением  историческая народа.

С  авторы точки  этих зрения  отсюда Г. Пухты,  юридической бесцельно  бога искусственно  случае конструировать  вается и в любое  естественное время  циации предлагать  каждая людям  объективных ту или  занимают иную  сударства придуманную  резком правовую  делается систему. Созданная  ления отдельно  целом от самой  предопределены истории  младших жизни  источники народного  ством духа,  чуждые она  заключение не может  регулирующих прибавиться  цивилизации к обществу. Каждому  общих народу  зависит присущ  представлений свой  теории дух,  возникает соответственно  циального своё правосознание. Поэтому  кретного нормы  развития права  человек одного  существует народа  основные не будут  наиболее годными  есть для  семитская других  щественного народов  какой и национальностей. Чтобы  вместе народ  возникла имел  разрешение соответствующее  проживающих ему  франции право,  всех необходимо  происхождения выявить  искусственное его  мере дух,  существуют а этого  есть можно  выделяют достичь  система лишь  люди проводя  существуют исторические  права исследования. И  необходим чем  служат глубже  неравенства уходит  наиболее в историю  доминируют народа  делается исследователь,  тому тем  цены более  нание точными  мически и полными  произвольное будут  должное знания  рядок о народном  площения духе  основателями и процессах  энгельс его  время развития. Сырых  юридической В.М. ТГП:  одновременно Учебник  право для  ждению вузов.-5-ое  ственность изд.,  вытекали стер. М.:  заключается ЗАО  которая Юстицинформ, 2009.-551с.

Историческая  усложнившейся школа  примирительная права  человеку имеет  общес несколько  пола достоинств. Одно  ного из главных - правильный  ления вывод  норма о том,  водства что  права право - это  бытия объективное  жение явление,  порядок а не чьё-то  классы произвольное  система творение. Кроме  теория того,  освященных утверждается,  основателями и с этим  причиной вполне  человеческое можно  древности согласиться,  общественного что  присп право - явление  высшее историческое  правовые и развивается  народов вместе  такие с обществом,  реализация а не стоит  морозова на месте,  только будучи  отдельно раз  ности и навсегда  управляющих данным.

Вместе  этапе с тем,  новых историческая  софисты теория  рают имеет  рядок и свои  начинают минусы.

Сторонники  мере данной  которая теории,  франции говоря,  должны что  лось право  сохранению вырастает  себе из народного  народного духа,  каково постулируют  новы его  головистикова неизменность. Но  историческая даже  семитская тогда,  позволяет когда  сферы они  этой допускают  поводы его  отдельно развитие,  общественного они  начало само  правила развитие  ством народного  есть духа  ного понимают  начинают не как  регулятивная цепь  кими качественных  справедлив превращений,  относительная а как  поводы простое,  правопонимания хронологическое  явлений его  позволяет развёртывание  выделяют в историческом  более процессе.

Историческая  историческом теория  явлений гиперболизирует  историческом роль  управляющих одной  классический стороны  доминируют жизни  образом общества:  возникает общественного  ного сознания. Объективные  щественного факторы,  ственность как  людей то экономика,  основателями военные  должное завоевания,  можно климатические  природе условия  ходом и катаклизмы,  представлений международное  человеку общение  ориентиры и заимствование  право опыта  представлял социальной  реально жизни,  вместе недоучитываются. Представляется,  этапе что «народный  развитие дух» всё же  продолжались даётся  возведение не сам  сложившиеся по себе,  имеет а зависит  человеческое от множества  установление объективных  иной причин,  если в частности  поводы тех,  доминируют которые  право указаны  вынужденной выше.

Согласно  согласуется этой  такие теории  лась народный  право дух  динамика проявляется  конституции в обычаях. Но  истолкования и здесь  явлений возникает  произвольное ряд  божьей проблем. Во-первых,  является все  перечисленные ли обычаи  циального справедливы. С  торых этим  когда трудно  отдельным согласиться,  нормы если  теорий взглянуть  такие на обычай  права рабства  возникла или  естественного обычай  теория войны  основной в международном  данный праве. Во-вторых,  поэтому некоторые  поэтому обычаи  мнению носят  управляющий международный  общества характер,  единственное например  энгельс торговые  стала обычаи,  образом и как  авторы бы выходят  человек за рамки  ничего народного (национального) духа.

Одним  неразрывную словом,  имно историческая  какой теория  этапе права  выступает даёт  кретизируется поводы  мнению для  отнюдь своей  хайдеггер критики. Но,  щественного не смотря  самому на это,  выполнении её следует  устанавливать признать  учреждений крупным  тают продвижением  период вперёд  сторонники теоретико-правовой  имеет мысли  информационную в изучении  классовыми о происхождении  зитивным права. Она  нарушение оказала  венных значительное  есть влияние  всех на становление  следуемое историко-правовых  юридической наук,  смотря которые  прибавиться обращались  возникла к проблемам  имеет протоправа. Историческая  новление теория,  информационную без  стал всякого  нормы сомнения,  циации пополнила  договора копилку  право человеческих  всякого знаний  можно о процессе  римскую происхождения  тому права.

5.6 Классовая  ноза теория  кими происхождения  один права

Выдающимися  которому мыслителями  когда XIX  соответствуют века  ученый и основателями  рующих данной  человек теории  учебник были  любое К. Маркс  коренному и Ф. Энгельс.

Маркс  внимание и Энгельс  необходим отмечали,  эффективнее что  договора история  вопросы человеческого  вопроса общества  употребляется была  роваться всегда  выделяют историей  классический классовой  точки борьбы,  права в которой  делается угнетатель  соста и угнетенный  выявить находились  идеального в резком  занимаемому противостоянии  само друг  имеет другу. Политическая  теория власть  этот является  цивилизации организованным  этапе использованием  морозова силы  стывших одним  право классом  глубже для  закон подавления  сущес и подчинения  тановленных другого  массовом класса. Господствующий  информационную класс  зитивным видоизменяет  только обычаи  порядок в свою  традиции пользу,  людей приспосабливает  ориентирует их к своим  человеч нуждам,  характеристика а если  рующих нужно,  полное то и целенаправленно  право создаёт  ловеческому необходимые  обеспечиваются для  юридической достижения  историей своей  истор цели  этот законы. Таким  основателями образом,  закон право  установления является  прот возведённой  относительная в закон  какова волей  освященных господствующего  божественной класса,  жизни его  представлений орудием,  римскую применяемым  основателями для  выделяют подавления  оставался класса  нормах угнетенного.

Но  всех само  рожденного право,  конкретных так  примирения же,  прибавиться как,  кими впрочем,  иную и другие  сферы формы  лучше общественного  римскую сознания (например,  истор мораль),  мают полностью  чуждые обусловлено  соответствии экономическими  этом условиями  истор жизни  правила общества  воздействие и должно  хайдеггер соответствовать  социально экономической  происхождения структуре  указаны общества. Марксизмом  динамика утверждается,  причиной что  воспитывалось экономика  рают всегда  классы остаётся  азиатских первичным  вует и определяющим  одним моментом  проходит для  оценки политической  только и юридической  высшая надстройки. Это - всеобщий  этот закон. Конкретные  каждая его  становление воплощения от эпохи к эпохе меняются.

Идея установления надстроечных учреждений экономическим базисом неразрывно связана с идеей относительной самостоятельности и постоянной активности надстройки (права в особенности). Относительная самостоятельность учреждений надстройки вырастает из общественного разделения труда и связанных с ним процессов постепенной дифференциации и обособления социальных функций. Вокруг этих функций конкретизируется самостоятельные области общественной жизни (в частности право). Эти сферы отличаются по содержанию, типичным признакам, занимаемому в обществе месту, поскольку различна природа лежащих в них основе социальных функций.

В условиях разделения общества на противоположные классы жизнедеятельность политической и юридической надстройки, взятой во всех её измерениях, пронизывает и определяет интерес господствующего класса. Данный интерес присутствует как в выполнении этой надстройкой сугубо принудительных акций, прямо обусловленных наличием классовых антагонизмов, так и в выполнении ею «общих дел, вытекающих из природы всякого общества».

В общем, можно сказать, что с точки зрения данной теории право есть возведённая в закон воля экономически господствующих классов. Содержание этой воли определяется материальными, т.е. экономическими, условиями жизни общества, а возведение её в закон осуществляется государством путём установления или санкционирования определённых норм. В советской юридической науке и юридической науке других социалистических стран право обычно определялось как совокупность или система общеобязательных норм, которые устанавливаются, или санкционируются государством, обеспечиваются им, выражают волю экономически господствующих классов или народа (в социалистическом обществе) и выступают в качестве регуляторов общественных отношений.

Классовая теория, как и все предыдущие, имеет свои плюсы. Маркс и Энгельс справедливо заметили, что экономика - это далеко не пустячный фактор в развитии общества и, в частности, в процессе происхождения права. Они правы в том, что на определённой ступени развития общества, обычаи перестают быть основным средством социального регулирования, поскольку они были предназначены для однородного общества, но отнюдь не для общества, которое дифференцировалось на классы и социальные группы. Им на смену приходят другие, более подходящие средства регулирования, главным из которых является право.

Но Маркса и Энгельса есть в чем упрекнуть. Марксистская теория придаёт социальному развитию научную форму. Она указывает на способ производства как на единственную причину всех культурных явлений и права в том числе. Однако характерной особенностью научного метода является то, что он основывается на вероятности, а не на необходимости, на поиске не одного какого-то закона, а нескольких законов. Эта теология основана на поисках единого и окончательного объяснения всего сущего. Поэтому, хотя экономические факторы, несомненно, играют определённую роль в происхождении права, они не являются единственной причиной, породивший правовой процесс в истории человечества.

Согласно этой концепции, пусковым механизмом зарождения права являются классовые противоречия. Авторы считают их катализатором социального прогресса вообще. Из этого следовало бы сделать вывод о том, что если мы стремимся к общественному прогрессу, то непременно должны интенсифицировать классовую борьбу. Однако опыт социальной жизни говорит о том, что классовая борьба - это явление, которое можно рассматривать и как отрицательное, поскольку она не способствует истощению и уничтожению ресурсов общества, так необходимых для прогресса (людских прежде всего, а также материальных).

В праве выражается не только воля господствующего класса, но также и общая воля людей, проживающих в том или ином государстве. Так, наказание, следуемое за убийство любого человека, отвечает интересам всех, а не только интересам экономически сильного и поэтому господствующего класса, поскольку иной подход подорвал бы основы безопасности и стабильности общества. Акцент же Маркса и Энгельса на право лишь как инструмент подавления не способствует изучению той полезной роли, которую право могло бы играть в обществе.

Но при всех недостатках классовой теории, нельзя забывать о её плюсах. Принцип историзма, подход к появлению права как социального явления, рожденного потребностями материальной жизни общества, связь права с классовыми структурами и классовыми интересами и ряд других положений составляют, несомненно, большое достижение теоретико-правовой мысли.

Заключение

Теория государства и права - составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них, употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. В другом смысле право - это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в «модернизированном» виде, но сохранилось.

Споры о понятии права, равно, как и о соотношении государства и права, права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода и два разных определения права.

Один из этих подходов, именуемый позитивистским10, ориентируется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе, как «система общеобразовательных, формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений»1.

При таком подходе право полностью или почти полностью отождествляется с законом, а точнее - с нормативно-правовыми актами, исходящими от государства и обеспечиваемыми государством.

Другой подход к праву - непозитивистский, не связывает столь жестко, как первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается как «претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды»2.

При таком подходе к праву последнее не отождествляется с законом и подзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если он несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание «заложен» правовой идеал.

В этом заключается одна из главных причин того, что данный подход, несмотря на свою явную привлекательность, в реальной жизни, на практике является менее распространенным и применяемым, чем первый, позитивистский подход.

Используя последний и неразрывно связывая государство с правом, и, наоборот, теоретически и практически исходят из того, что право в реальной жизни не иначе, как в виде общеобязательных правил поведения (норм), которые непосредственно издаются либо санкционируются (утверждаются) государством. За нарушение их к нарушителю применяются различные меры государственного воздействия.

Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение одно - право и государство развиваются.

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

Право выступает познавательно-теоретической наукой, так как формирует основы правовой культуры. Я стремился изложить в моей курсовой работе материал, в такой системе и последовательности, что бы создать цельное представление как об учебной дисциплине «теории государства и права», так и о науке.

Знание теории права является базой для развития юридического мышления, включает правовой анализ событий, способность общения с представителями различных профессий, кроме того, теория права расширяет общеполитический кругозор, помогает разобраться в современной политической обстановке внутри страны и на международной арене.

Список использованной литературы

1. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Учеб. пособие. М., Высшая школа., 2008, 339-352 с.

2. Морозова Л.А. ТГП: Учебник. Изд. 2-ое, перераб., доп. М.: Изд-во Эксмо, 2007. 173-174 с, 177-178 с.

3. Шумаков Д.М. Происхождение государства и права // Основы государства и права. №7, 1999. 52 с.

4. Головистикова А.Н, Дмитриев Ю.А. ТГП: Учебник. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 85 с.

5. Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права// Сибирский юридический вестник. 2000. №1 - 4 с.

6. Сырых В.М. ТГП: Учебник для вузов. 5-ое изд., стер. М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. 551 с.