Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория происхождения государства (Теологическая теория происхождения государства)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Изучение процесса зарождения государства в науке в публичной практике является актуальным. Правильное понимание причин, условий и закономерностей их возникновения позволяет не только раскрыть природу этого явления, определить причину и условия их существования, но и определить роль, а также основные функции, чтобы получить представление об исторических границах их существования.

Теория государства и права является политической наукой. Политика - это искусство управления государством, по определению оно не может быть беспристрастным, поскольку это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, это есть проблема завоевания, сохранения и использования государственной власти. Поэтому неудивительно, что разными исследователями может показаться, что одни и те же признанные факты оцениваются и интерпретируются по-разному.

Таким образом, строго политический момент вводится в строго теоретическую проблему происхождения государства. Что создает еще одну трудность при изучении теории государства, возникающую из-за множества точек зрения разных авторов на происхождение государства.

Цель работы заключается в изучении основных теорий государственного происхождения.

Объект исследования - происхождение государства.

Предмет исследования - общее описание основных теорий государственного происхождения.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность понятия и особенности происхождения государства.
  2. Проанализировать основные теории государственного происхождения.

Методологическая основа исследования состоит из анализа, синтеза, индукции, сравнительно-правового и системно-структурного подходов.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных исследователей, посвящённых проблемам происхождения государства и права: М.Н. Марченко, рассматривавшего теории возникновения государства и права в комплексе; И.В. Петрова, исследовавшего теории происхождения государства и права применительно к нашей стране; Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева, исследовавших договорную теорию происхождения государства и права; Л. Гумпловича, К. Каутского, Е. Дюринга – сторонников теории насилия; Ф. Аквинского, Ж. Маритена, Ф. Лебюффа, разрабатывавших теологическую теорию возникновения государства и права; Г. Мэма, Д. Мёрдока, Н.К. Михайловского, исследовавших патриархальную теорию происхождения государства и права и др.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1. ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ

1.1. Понятие государства, его характерные особенности

Вопросы о государстве, его концепции, сущности и его роли в обществе долгое время были одними из основных вопросов обсуждения в юридической науке. Это явление связано с тем, что:[1]

Во-первых, эти вопросы напрямую затрагивают интересы различных классов, слоев, в том числе политических партий и движений.

Во-вторых, государство является монополистом по количеству выполняемых задач и функций, и ни одна организация не может конкурировать в этой сфере влияния.

В-третьих, государство является сложным, внутренним социально-политическим явлением.

Сущность государства как социального явления представляет собой многогранный монолит (стержень), состоящий из совокупности взаимосвязанных внешних и внутренних сторон, предающих ему качественную определенность универсальной системы управления.

Раскрыть сущность государства - это раскрыть главное, что определяет, что объективно необходимо в обществе, понять, почему общество не может существовать и развиваться без государства.

Одна из важнейших особенностей государства заключается в том, что оно не зависит от своего разнообразия, всегда выступает в качестве единой организации политической власти, которая выполняет свои обязанности по управлению обществом. В практическом и научном смысле власть - это управление. Государственная власть - это особый тип социальной власти, характеризующийся тем, что вместе с огромными организационными возможностями он также обладает властью принуждения, то есть монополией на применение силы, защиты законных интересов и исполнение правительственных решений (указов).

С момента своего появления, идея государства имеет другое значение. Однажды французский король Людовик XIV, которого придворные прозвали «солнечным королем», произнес: «Государство - это я». Это было правдой, так как за 72 года своего правления (1643-1715) он преобразовал королевскую власть в абсолютную монархию, а Францию - в самую мощную европейскую державу. Однако это ни в коем случае не было бесспорным суждением о государстве, поскольку каждая историческая эпоха вносила в него свой смысл.[2]

Возможно, ни одно явление общественной жизни не вызвало столько противоречий и прямо противоположных мнений, как государство. Таким образом, древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага. По его мнению, оно является отражением общей сущности человека как «политического животного», стремящегося к «совместному проживанию». Человек, который нашел свой конец в государстве, - отметил Аристотель, - самое совершенное из творений, и, наоборот, человек, который живет снаружи закона и права, занимает жалчайшее место в мире.[3]

Английский мыслитель Т. Гоббс (1588–1679) сравнивает государство с Левиафаном, монстром, описанным в Библии: «У Левиафана из его рта вспыхивают искры огня. Дым выходит из его ноздрей, как из кипящего котла. Его дыхание нагревается углями, и изо рта выходит пламя. Власть живет на его шее, и ужас бежит перед ним».

Парадокс состоит в том, что польза государства для всех оказалась совершенно очевидной и менее очевидной для каждого человека индивидуально. Однажды создав государство для общего блага, личность впоследствии пыталась ограничить его власть над собой.

Как показывает исторический опыт, государство не может быть ни добром, ни злом. Это особая организация власти, целью которой является гармонизация разнородных интересов людей, групп и выражение их общих значительных потребностей, опираясь на принуждение и верховенство закона.[4]

Не менее парадоксальным является появление универсального термина «государство» после появления самого явления.[5] Дело в том, что первые государственные образования появились около 5 тысяч лет назад. Это были государства Древнего Востока: Древний Египет, Древний Вавилон и т. д.

Однако само понятие «государство» в современном значении возникло лишь в начале XVI в. В науку его ввел итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469—1527). Он использовал для обозначения государства слово stato (от лат. status —положение, статус). До этого все государственные образования обозначались различными терминами: «республика», «городская община», «княжеское господство», «земля», «полис», «единовластное правление», «тирания», «олигархия» и т.п. Теперь все эти государственные образования обозначались одним термином.

По мнению К. Маркса[6] «государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет это общество в целом». Кроме того, это организация, управляющая делами всего общества, выполняющая общие задачи, вытекающие из характера каждого общества. Это политическая организация всего населения страны, ее общего наследия и дела. Без государства, социального прогресса, существования и развития цивилизованного общество невозможно. Однако в антагонистическом классовом обществе государство, выполняя свои общие социальные функции, все более подгоняет свою деятельность под стать интересам наиболее могущественного в экономическом отношении класса, превращаясь в инструмент классовой диктатуры, приобретая ярко выраженный классовый характер. Именно в этом противоречивый характер и социальная роль государства наиболее заметны.

Государство возникает как классовая организация политической власти. Эта позиция прямо или косвенно доказана мировой наукой и исторической практикой.[7] Действительно, рабовладельческое государство по своей сути было политической организацией рабовладельцев. Хотя в какой-то степени это защищало интересы всех свободных граждан. Феодальное государство является основным органом политической власти, прежде всего феодалов, а также других богатых сословий (купцов, ремесленников, духовенства, некоторых придворных). На первых (классических) этапах своего развития капиталистическое государство действовало как орган, выражающий интересы буржуазии.

Развитие государства представляет собой сложный диалетико-логический процесс. Он характеризуется огромным количеством противоречий в развитии государства.

В следствии многих объективных и субъективных причин, государство в процессе своего развития, становится преимущественно организованной силой общества, выражая интересы личности (или совокупности личностей) и охраняет общие интересы членов.

Основная цель положения марксистской доктрины - создание такого порядка, который узаконивает притеснение одного класса другим, смягчая их столкновение.

Государство развивается постепенно, вместе с происходящими цивилизационными процессами и постепенным позитивным вектором развития социума в целом. Оно «обеспечивает организацию в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что цивилизация дает людям - демократию, экономическую свободу, свободу автономного человека».

В таком государстве все его институты и структуры развиты, раскрыт их социальный потенциал. Более того, государство меняется и улучшается не само по себе. Он трансформируется, адаптируется к меняющимся условиям людьми разных эпох и стран. Поэтому есть все основания считать государство одним из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.

Взгляды на социальную цель государства, как видно, определяются объективными условиями, характерными для этого уровня развития общества. С их изменением меняются и взгляды на социальные цели государства.

«Будучи главной системой управления обществом, государство начинает все больше становиться органом для преодоления социальных противоречий, с учетом и согласованием интересов различных групп населения, реализация таких решений, которые будут поддерживаться различными социальными слоями. Такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм политических и социальных мнений, высокая роль суда, начинают говорить в деятельности государства».[8]

Роль государства на международной арене, его зарубежная деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов и разумных соглашений с другими государствами, существенно меняется.

Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизованное государство как средство социального компромисса (по содержанию) и как правовое государство (по форме).

Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, имеет для этой цели специальный административный аппарат, издает обязательные для всех законы и обладает суверенитетом.[9]

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и особенности государства - чрезвычайно сложная задача. Это может быть решено только путем изучения государства конкретно-исторически, в его различных связях с экономикой, общественно-политической и духовной жизни общества, максимально используя прошлые и настоящие научные достижения.

Долгое время мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Римский оратор, философ и политик Марк Туллий Цицерон спросил и в то же время ответил: «А что такое государство, если не общий закон и порядок?»[10] У Цицерона было довольно много последователей в разное время и в разных странах - основатель нормативного теория права был Г. Кельзен, Российский экономист и философ П. Струве и др., Главный юрист Н. М. Коркунов занимал несколько иную позицию. Он утверждал, что «государство является общественным объединением свободных людей с обязательным мирным порядком, предоставляя исключительное право на принуждение только государственным органам». Словом, многие ученые охарактеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), увидели в нем его сущность и основную цель. Но это только один из признаков этого явления.

Сторонники психологической теории права не согласны с вышеуказанным понятием. «Государство - это не совокупность людей определенного рода», - Ф.Ф. Кокошкин утверждал «Но отношения между ними, форма общежития, определенная психологическая связь между ними» Тем не менее, «форма некого общежития». Форма организации общества также является лишь одним из признаков, но не всего государства.

Трудности выработки определения сложного и изменяющегося явления, анализируемого в те годы, породили недоверие к возможности его формулирования в целом. М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство не может быть социологически определено исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, т.е. исключительно, присуща тем союзам, которые называют «политическими», т.е. в наши дни - государствам, или союзам, которые исторически предшествовали современному государству. Не один раз обратились к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они полагали, что это «форма, в которой люди, принадлежащие к правящему классу, осуществляют свои общие интересы, и в которой все гражданское общество определенной эпохи находит свою концентрацию». Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, наиболее конфронтационное определение, согласно которому «государство - не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В.И. Ленин внес некоторые изменения в вышеприведенное определение. Он писал: «Государство - это машина для поддержания господства одного класса над другим».

В современной научной и учебной литературе понятие государства трактуется следующим образом: «государство - это политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для всего населения».

Эта теория включает в себя наиболее важные черты и признаки государства и в целом приемлема, но она слабо отражает связь между государством и обществом. Следующая формулировка будет более точной:

Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, управляющая делами общества с помощью государственного механизма, суверенной публичной власти, наделяющая право общеобязательным смыслом, гарантирующая права, свободы граждан, закон и порядок.[11]

Вышеприведенное определение отражает общую концепцию государства, но больше подходит современному государству. Подчеркивается, что государство является политической организацией всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно важные функции для общества, обеспечивает его единство и целостность, а также управляет наиболее важными общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано полностью гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правовой порядок в обществе.

1.2. Признаки государства

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии черт, отличающих его как от племенной системы, так и от неправительственных организаций общества. Другими словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность как незаменимой формы организации общества и важнейшего социально-политического института.

Исследуя развитие государства и общества, невозможно не коснуться одного из выдающихся мыслителей эпохи Возрождения Макиавелли, который сказал[12]: «признак государства, есть политическое состояние общества». Что это было за высказывание? Понимая более подробно его слова, приходит на ум, что смысл заключается в установлении и поддержании отношений между подчиненными и влиятельными слоями общества, в представлении и использовании органов пенитенциарной системы и системы правосудия в целом, в законотворчестве и реализации закона, а также формирование демократического правительства.

Он подтвердил все это другим заявлением: «Все государства, все державы, обладающие властью над людьми, были сущностью либо республики, либо государств, управляемых одной властью».

Одним из многих важных критериев государства является наличие государственных аппаратов управления и принуждения, которые отделены от общества и превосходят общество. Эти устройства состоят из «особого» слоя людей, одним из основных видов деятельности которых является выполнение управленческих и властных функций. Они не являются производителями духовных или материальных благ, нет, они являются управляющими «делами государства».

Эти должности предоставляются им по назначению или избранию, наследованию. Основными органами власти (администрация и принуждение) являются исполнительная, судебная и законодательная власти, а также органы прокуратуры и другие правоохранительные органы.

Еще одной важной особенностью государства является: выступление государства на международной арене от имени общества. Публикация и реализация приложения нормативных правовых актов этого государства.[13]

В понятии публичной власти научное сообщество соотносится с понятием «материальных придатков» в виде силового аппарата, соотнесенного с учреждениями принудительного характера (колонии, тюрьмы), а также с вооруженными людьми (вооруженные силы, правоохранительные органы); помимо этого аппарата еще существуют предприятия, учреждения, организации, осуществляющие материальное, техническое, финансовое и иное обеспечение деятельности, направленной на реализацию функций государства

Следует отметить, что в научных кругах понятие публичной власти трактуется неоднозначно, а иногда даже противоречиво. Основная интерпретация включает в себя признак государства, но реже государственная власть воспринимается как синоним государства.

В условиях первобытного общества власть носила фиктивный социальный характер, прямо совпадая с физическими данными представителя власти. В обществе не было людей, которые бы не занимались производительным трудом, а только доминировали и контролировали. Производительный труд органически сочетался с управленческим трудом.

Полномочия по регулированию дел племени, союза племен, клана и других примитивных объединений осуществлялись не особым классом людей (элитой), а взрослыми членами этого общества (главным образом мужчинами), занимающимися производством или добычей.

Силовые полномочия и функции осуществлялись как при непосредственном участии в собраниях племенных и других объединений, так и через весь комплекс (систему) органов управления - фратрии, племена, кланы.

Люди, выполнявшие властные полномочия, были как и выборными, то есть вначале развития государства они были выбраны по решению племени из числа уважаемой семьи. Так и в некоторых случаях пришедшие к власти с помощью превосходящей физической силы и социального доминирования.

В отличие от государственного чиновника, за которым стоит государство, с его обширным комплексом государственного управления и принуждения, любой лидер, священник или старейшина клана полагался исключительно на моральный авторитет и поддержку членов этого социума.

Возникшая и укрепившаяся общественная власть в первобытном обществе, основанная на равенстве социальных и материальных благ, не могла успешно функционировать, выполнять свои функции на более поздних этапах развития. Когда произошел раскол общества на классы по материальным, социальным и другим признакам на имущих и неблагополучных социальных слоев, классов, групп.

Общественная власть неизбежно должна была быть заменена публичной властью, основанной на политическом характере аппарата насилия и принуждения.

Отличие от примитивной системы, в которой государственная власть принадлежала людям по родству, в зависимости от происхождения того или иного рода, племени или союза племен, или же наличию выдающейся физической силы, при государственной системе власть распределялась по ним в зависимости от места проживания этой группы.

С образованием (созданием) государства граждане, как отмечают научные исследователи, «политически превратились в простую принадлежность к территории».[14]

Под территорией государства чаще всего понимается его пространство, в рамках которого осуществляется государственное управление и осуществление государственной власти.

«Каждое государство имеет на своей территории полную власть и исключает любое вмешательство в дела "своего" общества и государства иностранных властей. В правовых системах различных стран, а также в международном праве общепризнаны принципы территориального превосходства, территориальной целостности и иммунитета».

Территории разных стран разделены на ряд административно-территориальных единиц. Они называются по-разному: провинции, регионы, территории, округа, уезды, штаты, области, автономии и т. д. Но их назначение и функции одинаковы - организация государственной власти и управления на территории их расположения.

Добровольный суверенитет также ограничен в тех случаях, когда государства объединяются в федерацию и передают часть своих суверенных прав на нее.

Под суверенитетом нации понимается ее способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение, включая отделение и формирование независимого государства.

В дополнение к суверенитету и другим признакам, упомянутым выше, государства также обладают рядом других признаков.

Среди них, как уже отмечалось, большое значение имеют налоги и кредиты, служащие источниками пополнения государственного бюджета, а также формальные атрибуты государства, такие как гимн, флаг и т. д.

2.ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

2.1. Теологическая теория

Первоначальные религиозные и мифические представления о божественном происхождение государства и права характеризуются чрезвычайно широким разнообразие. Это полностью связано с особыми историческими условиями. существование религий и ранних государственных образований, таких как древний Восток и Древний Запад, Месопотамия или Африка. Только впоследствии эти взгляды были обработаны на основе различных течений христианства в относительно последовательной теологической доктрине иудаизма, ислама, буддизма и других.

В теологической теории учение богослова Фомы Аквинского (1225-1274), которое позднее было названо «томизмом», процесс возникновение государства и права рассматривалось аналогично сотворение мира Богом. Религия, согласно учению Ф. Аквинского, «должна обосновать необходимость возникновения и существования состояние бога. В свою очередь, государство обязано защищать основы религии (монарх - помазанник Божий, имеет некий божественный ореол, некие высшие силы наделили его такой силой и властью), что в свою очередь приводит к неограниченной власти монарха».[15]

В древней Греции ученик Сократа (469-399 до н.э.), потомок знаменитого законодателя Солона, - Аристотель, под прозвищем Платон (427-347 до н.э.), основал в пригороде Афин школу, где учил, что источником происхождения государства и права является божество. Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского - Аристотель (384-322 до н.э.) - также является сторонником божественного происхождения государства и права. Сократ, Платон и Аристотель выражали позицию, заключающуюся в том, что наряду с законами, порожденными людьми, существуют вечные, неписанные законы, «вложенные в сердца людей самим божественным разумом». В основе этих законов лежит вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих ощущениях, но и «во всем строе мироздания». Однако наряду с ним на возникновение и развитие государства и права решающее влияние оказали жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты.

Теологическая теория достигла своего расцвета в средние века. На этапе перехода народов к феодализму и в феодальный период на рубеже XII-XIII века в Западной Европе. Была разработана теория двух мечей. Ее основным предназначением было установление верховенства церковной власти над светским (государственным) и доказать, что нет государства и права "не от Бога"[16].

2.2. Патриархальная теория

Эта теория происходит из глубины теологии. Уже в древние времена Платон и Аристотель выдвинули идею, что человеческое общество изначально было патриархальным. По словам Аристотеля, государство не только продукт естественного развития, но и высшая форма человека.[17]

В 17 веке возникают труды социолога Р. Филмера при существовавшем абсолютизме в Англии «Патриархат, или защита естественных прав королей» (1642), «Патриарх» (1680). Итак, происхождение государства и теория «божественного права королей» происходит от первоначального патриархата.

Средневековые светские феодалы также прибегали к патриархальной теории происхождения государства, оправдывающей неограниченную власть монарха - отца его подданных и всей нации. Позднее эта теория нашла отражение в высказываниях одного из Теории народничества в России, социолога Н.К. Михайловский (1842-1904), а на Западе - английского историка права Г. Мэн и других.

Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, ничто другое, как продолжение отцовской власти. Монарх - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века как оправдание абсолютной («отеческой») власти монарха. Как и отец в семье, монарх в государстве не выбирается. Характерно, что нет ни одного исторически достоверного доказательства подобного способа возникновения государства и права. Напротив, считается установленным, что патриархальная семья как исторически природное явление происходит в процессе разложения первобытно-общинного строя вместе с государством.

2.3. Договорная теории

Естественно-правовая теория происхождения государства и закона часто упоминается в научной литературе как договорная теория или теория договорного происхождения государства и права. Она подразумевает объединение людей на добровольной основе в результате социальных договоров или договора.

Отдельные положения той теории развивались еще в V-IV вв. до н.э. софистами Древней Греции. «Люди, собравшиеся здесь! - обращался к своим собеседникам один из присутствующих - Гиппий (460 - 400 до н.э.). - Я считаю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане - по природе, а не по закону: ведь подобное родство подобному по природе, закон же, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе».

Вместе с развитием человеческой мысли совершенствовалась и данная теория. В XVII - XVIII вв. она активно использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Идеи договорной теории в этот период поддерживались и развивались многими мыслителями и просветителями. В Голландии - Гуго Гроций и Спиноза. В Англии - Томас Гоббс и Джон Локк. Во Франции - Жан-Жак Руссо, Поль Гольбах. В России – Александр Радищев и др.

Сторонники договорной теории выступали прежде всего против идеи божественного происхождения государства (монарха) и права. В их представлении власть монарха производна не от божьего провидения, а от самих людей. Данный тезис, положенный в основу договорной теории происхождения государства и права, был наиболее ярко и обстоятельно развит П. Гольбахом (1723-1789) в его работе «Священная зараза. Разоблаченное христианство»[18].

Подвергая резкой критике идеи божественного происхождения власти, государства и права, приводящие к губительным социальным последствиям, Гольбах, а вместе с ним и другие сторонники естественно-правовой теории происхождения государства и права апеллировали вместо божественной воли к воле народов, наций, человека.

Если бы нации, столь униженные в своих правах в собственных глазах, заявлял в связи с этим Гольбах, способны были обратиться к разуму, они, конечно, увидели бы, что только их воля может предоставлять кому-либо высшую власть. «Они увидели бы, что те земные боги, перед которыми они падают ниц, в сущности просто люди, которым они же, народы, поручили вести их к счастью, причем эти люди стали, однако, бандитами, врагами и узурпаторами, злоупотребили властью против народа, давшего им в руки эту власть».

Особое внимание в естественно-правовой теории уделяется проблемам общественного договора. Вопросы о том, что представляет собой общественный договор, каковы должны быть его содержание и назначение, равно как и многие аналогичные им вопросы, получили наиболее яркое и основательное освещение в ряде трактатов Жан-Жака Руссо (1712-1778), особенно в его знаменитом труде «Об общественном договоре».

Основная задача, которую призван решать общественный договор, состоит в том, по мнению Руссо, чтобы найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого члена ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде.

Рассматривая государство как продукт общественного договора, происхождение разумной воли народа, а точнее, как человеческое учреждение или даже изобретение, Руссо исходил из того, что каждый человек передаст в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы. В результате для нас всех каждый член превращается в нераздельную часть целого, как винтик в большом и сложном механизме. Это коллективное целое, по мнению Руссо, есть не что иное, как юридическое лицо. Раньше оно именовалось «гражданской общиною». Позднее «Республикою или Политическим организмом». Члены этого Политического организма называют его «Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою - при сопоставлении его с ему подобными».

Сторонники естественно-правовой теории происхождения государства и закона последовательно отстаивали тезис о том, что люди имеют естественное неотъемлемое право не только создать государство на основе общественного договора, но и должны противостоять тиранам и иным угрозам, чтобы защитить его.

2.4. Теория насилия

Эта теория является одной из распространенных теорий происхождения государство на Западе.

Ее наиболее видными представителями являются немецкий философ и экономист Э. Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государственный ученый И.И. Гумплович (1838-1909) и известный "ревизионист марксизма" К. Каутский (1854-1938).

Краеугольный камень теории насилия это утверждение о том, что основная причина возникновения государства и права заключается не в социально – экономическом развитие общества, появлении классов, а в завоевании, насилии и порабощение одних племен другими. «История тоже не показывает нам ни одного примера, - утверждал несоответствие с этим С.О. Гумплович в своем фундаментальном труде «Общая доктрина государства» - везде, где государство возникло не в результате акта насилия, а каким-то другим образом. Кроме того, это всегда было насилие одного племени над другим, это выражалось в завоевании и порабощении более сильного из более слабого племени.»

В результате насилия и завоевания одних племен и народов другими, порабощения одних людей другими, победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные - «класс рабочих и служащих»[19].

Во внутренней и внешней вражде племен заключается все дело, а не в чем-то другом. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, утверждал Гумплович, а вместе с ним и его сподвижники, мы можем признать «главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, - в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству».

Таким образом, ни общественный договор, ни божественное провидение, ни «высшие» идеи, ни «известные потребности» или «рационалистические и нравственные мотивы», как это следует из других учений о происхождении государства и права, а лишь грубая сила, борьба, покорение одних племен другими, одним словом, прямое насилие - вот «родители и повивальная бабка государства», - являются основной причиной, согласно теории насилия.

В то же время насилие рассматривается не как что-то ограниченное, а как глобальное, более того, «естественное» явление, не только порождающее единство противоположных «элементов» государственных победителей и побежденных, правящих и контролируемых и имея далеко идущие социально-экономические и политические последствия. Главный среди них это возникновение и развитие государства и права.

Теория насилия, как и предыдущие рассмотренные теории, отражает взгляды лишь нескольких слоев общества и их представителей на природу возникновения государства.

2.5. Органическая теория

Суть этой теории заключается в том, что основные причины появления государства и права не наблюдаются в сфере религии или морали, но в области экономики и социальной жизни людей заметны, при этом подразумевается существование государства подобно живому организму, который рождается, растет, живет, развивается, стареет (деградирует) и умирает.

Согласно этой теории государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право - на смену обычаям. И происходит это не в силу изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытно-общинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.

Стали происходить экономические изменения, к связанные к примеру с отделением ремесла из сельского хозяйства в отдельное направление производства разнообразных примитивных человеческих благ, а появление более развитой торговли и обмена привело к развитию зарождающейся экономики, человек стал производить больше средств к существованию, чем нужно было для поддержания его жизни. Стало экономически выгодно использовать чужую работу. Военнопленные, которые были взяты в плен , стали превращаться в рабов, вынужденные работать на победителя без какой-либо оплаты, также улучшали экономическую ситуацию государства-победителя.

Как только в обществе возникла серьезная тенденция разделения труда, разделение имущества и имевшихся благ усилилось. Начало происходить деление на бедных и богатых.

По мере расслоения первобытного общества из общей массы членов рода постепенно выделяется знать, включающая в себя обособленную группу вождей, военачальников, жрецов. Используя свое социальное положение, эти люди получали большую часть военной добычи, лучшие участки земли, приобретали огромные поголовье скота, ремесленные изделия, инструменты. Свою власть, ставшую со временем наследственной, они использовали для защиты не столько общественных, сколько личных интересов, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников. Со временем эти процессы разлагали первобытно-общинный строй и соответствующую ему родоплеменную организацию, которая постепенно стала вытесняться зарождающейся государственной организацией.

В новых общественно-экономических условиях прежняя система организации власти - родоплеменная организация, рассчитанная на управление обществом, не знавшим имущественного разделения и социального неравенства, оказалась бессильной перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, усиливающимися противоречиями в общественном развитии, перед углубляющимся неравенством. «Родовой строй, - писал Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», - отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием расколом общества на классы. Он был заменен государством».

Государственные органы и организации частично появились в результате преобразования органов и организаций, сложившихся в рамках первобытнообщинного строя, частично - путем полного вытеснения последних.

2.6. Материалистическая теория

Происхождению государства и закона в их единстве посвящено одно из главных произведений марксизма - творчество Ф. Энгельса «Семья, частная собственность и государство». Во многом основанная на материале работы Фридриха Энгельса, существует и известная лекция В.И. Ленина «О государстве», прочитанная в 1919 г., в которой он писал, что «государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества на известной ступени развития...». Возникая из потребностей общества, государство изначально стремится обеспечить общественные интересы (например, на Востоке – орошение больших площадей земли) и защиту от внешних врагов. С появлением и накоплением частной собственности, имущественное расслоение общества на классы и развитие противоречия классов, государства начали адаптироваться для обеспечения интересов экономически доминирующих меньшинства по отношению к зависимому и эксплуатируемому большинству.

Согласно марксистской теории, определенная причина появления государства, определяющее его классовую сущность, является социально-классовая структура общества, а именно существующие различные классы и их отношения: антагонистические и неантагонистический противоречия, сотрудничество, борьба за влияние или нейтралитет.

Марксистская доктрина государства и закона содержит следующее основные положения:

1) Главная глубинная причина возникновения государства - труд или, более широко,- экономический базис. Основным содержанием этого базиса являются материальные условия жизни людей на данной стадии развития общества.

2) В первобытном обществе неразвитость экономических отношений (коллективный общественный труд, уравнительное распределение продуктов этого труда) обусловливает сплошное социальное равенство людей («первобытный коммунизм»). В результате этого в первобытном обществе отсутствуют антагонистические противоречия между его членами, отсутствует эксплуатация, обеспечивается самодостаточность социального управления на основе принципов и норм первобытного общества.

3) Разделение общественного труда, происходящее по объективным законам развития общества, приводит постепенно к возникновению частной собственности, а та в свою очередь - через расслоение общества на имущих и неимущих, бедных и богатых - к разложению первобытной организации общества, к появлению классов, властвую­щих и подвластных.

4) Важнейшим следствием появления частной собственности становится выделение публичной власти как формы социальной власти, уже не совпадающей с обществом, то есть не выражающей интересы всего общества - всех его членов. Властные функции переходят к имущественным слоям, превращающимся в высшую часть общества, категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических классовых интересов новую властно-силовую организацию - государство, которое служит им и только им в качестве орудия защиты их интересов.

Развитие государства и права в конечном итоге определяется производственными отношениями: государство и закон, имея относительную автономию, оказывают большое влияние на все сферы жизни общества.

Государство и право - орудия классового господства, они осуществляют, поддерживают, охраняют всю систему этого господства.

Представляя волю и интересы господствующих классов, государство и право в своих функциях аккумулируют, формируют и реализуют главным образом волю и интересы этих классов. Изменение государства и права не меняет их сущности. С изменением типов классового общества меняется государство и закон. Следует отметить, что несмотря на прошедшие столетия развития человечества классы не исчезли ни в одном обществе, ни в одной стране мира.

Именно материалистическая теория происхождения государства и права имеет под собой строго научные основы. Со второй половины 80-х и в 90-е гг. в отечественной науке произошел существенный сдвиг в изучении вопросов происхождения государства и права.

В материалистической концепции стали формироваться два подхода. Один - марксистский. Второй подход - немарксистский, исходящий из того, что к возникновению государства и права приводят потребности совершенствования управления первобытным обществом, необходимость решать «общие дела». При внимательном сопоставлении обоих материалистических подходов можно заметить, что второй подход принципиально отличается от марксистского.

Критически оценивая ряд положений работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», А.Б. Венгеров специально подчеркивает, «что это никак не умаляет ее конкретно-исторического значения, роли, которую сыграла эта книга в понимании происхождения государства, вообще в истории духовной жизни XX века». Считая ошибочным «преувеличение роли классов в создании государства, особенно господствующего класса», А.Б. Венгеров подчеркивает, что именно марксистская «теория выделила в происхождении государства те черты, которые либо не были замечены в иных теоретических представлениях, либо были сознательно закамуфлированы опять же в угоду определенным идеологическим представлениям и интересам».

2.7. Психологическая теория

В XVIII веке договорную и естественно-правовую теории стала теснить историческая школа права, стоявшая на позициях историзма в объяснении возникновения государства и права. Лидер английского парламента Э. Берк высказывался следующим образом: «Государственная жизнь не определяется абстрактными схемами и договором, а историей и традициями. Поэтому революция незаконна».

«Реформа, основанная на началах национальной традиции - это правильный путь. Политическая свобода не является абсолютным понятием, оно относительно». Представитель исторической школы права Ф. Савиньи (1779-1861) и другие его сторонники (основатель исторической школы права Г. Гюго (1764-1844), Г. Пухта (1798-1846) и др.) утверждали, что право появляется стихийно в результате исторического выражения национального духа. Оно не создано законодателем, который просто фиксирует состояние национального духа. Право исторически возникает, растет и умирает с этим народом, похоже на развитие национальных обычаев. Государство, согласно Савиньи, это «естественное целое, телесное выражение, духовное сообщество людей, органическое проявление народа, продукт естественно-исторического развития».

Эта теория была распространены в начале 20-го века в Германии, Франции и России. Представители этой теории: Цицерон, Н.М. Коркунов, 3. Фрейд, Дж.Ф.Мейтленд и российский адвокат Л.И. Петражицкий (1867-1931). Согласно его идеям право подразделяется на: интуитивно понятное - это присущие человеку законные идеи, убеждения, опыт. И позитивное-набор официальных правовых норм.

Цицерон, с другой стороны, считал, что государство является достоянием народа.

Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) считал, что нужно создать государство и закон исходя из психологических потребностей человека командовать или подчиняться.

Высоко оценивая концепцию естественного права, выдающийся дореволюционный Российский государственный ученый Н.М. Коркунов воздвиг государство и право на «психологическое единство людей». «Государство, по его мнению, возникает в результате осознания людьми своей зависимости от внешней власти. Государство и право получают в глазах людей значение некоего объективного порядка, «не зависящего от человеческой воли, стоящего выше человеческого произвола».

2.8. Патримониальная теория

Представителем этой теории происхождения государства явился К. Галлер. Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя, то есть патримониальная теория объясняет происхождение государства из земельной собственности[20]. Такие правители доминируют на территории в силу своих «оригинальных» прав собственности. В такой ситуации люди представлены как арендаторы земли владельца, а чиновники - как клерки правителей.

В отношении понятия «власть - собственность» представители этой теории отдают предпочтение собственности. Владение этим имуществом впоследствии распространяется на владение территорией, которая лежит в основе возникновения государства. Таким образом, право собственности на землю является основным принципом господства над территорией.

«Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, поскольку он в некоторой степени владеет, использует и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории этой конкретной страны, включая государственный аппарат, который обладает энергетическими свойствами». Более того, в эпоху образования государства его территория во многом определялась пространством, в котором доминировал лидер, военачальник и другой лидер клана или племени. Государственная экономика, финансы и т. д. постепенно формируются из частной экономики суверена, князя.

Однако в период своего формирования государственные институты далеко не всегда действительно находились в распоряжении правителя. Более того, в ту эпоху было не столько право на частную собственность, сколько принудительное владение землей. В рамках этой теории, в процессе зарождения государственности, роль частной собственности, земли является преувеличенной, но в то же время влияние военно-политических, национальных, религиозных и других факторов недооценивается.

2.9. Ирригационная теория

Наиболее видным представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является К. Виттфогель. Он связывает процесс становления государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Этот процесс сопровождается большим ростом бюрократии, возникновением определенного класса людей, обеспечивающих эффективное использование этих средств и эксплуатирующих остальных граждан.

Государство, которое вынуждено проводить строго централизованную политику в таких условиях, действует как единоличный собственник и одновременно эксплуататор. Он управляет, распространяя, бухгалтерский учет, подчинение и т.д.

По мнению Виттфогеля, проблемы с ирригацией неизбежно ведут к формированию «управленческо-бюрократического класса», порабощающего общество, к формированию цивилизации «агро-меньшинства».

Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах, где были созданы основные города-государства, в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и других областях. Связь этих процессов с образованием большого класса управленцев-чиновников, служб защиты каналов от заиления, обеспечения навигации и т. Д. (А.Б. Венгеров) также очевидна.

Кроме того, факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на ход возникновения государственности можно считать практически бесспорным. В некоторых регионах, наиболее неблагоприятных для сельского хозяйства, такие факторы оказали колоссальное влияние на политический режим определенных государств доведя управляющий режим до деспотических форм.

Однако в рамках этой теории отдельные фрагменты процесса становления государства как базовые слишком категорично выделены. Между тем причины орошения были характерны в основном только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и другие факторы, которые также очень заметно влияют на ход становления государственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государство как политическая организация, как система власти, пронизывающая все общество, возникло давно. Понимание государства, его сущности и закономерностей развития позволяет нам определить его как сложное и исторически развивающееся социально-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма в понимании и определении государства.

Таким образом, государство является результатом и фактором общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества. Государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Любая политическая деятельность, в конечном итоге, так или иначе, связана с государственной властью.

Самое важное в государстве - это невозможность объединения людей, не принадлежащие ему территории, а обладание властью. Поэтому не существует непрерывного «правильного» правового механизма формирования и осуществления государственной власти.

В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти со специальным аппаратом, способным сделать свои указы обязательными для исполнения для всей страны.

Мы можем сказать, что следующее понятие государства будет более точной формулировкой. Государство - является политической организацией общества, обеспечивающей его единство и целостность, осуществляя через государственный механизм управления делами общества суверенную государственную власть, придавая закону повсеместное обязательное значение, гарантирующее права, свободы граждан, закон и порядок. Это определение отражает общую концепцию государства, более подходящую для современного государства.

Понятие государства, его характеристики, конкретизируются при раскрытии особенностей, отличающих его как от клановой структуры, так и от негосударственных организаций общества. Другими словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность как незаменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института.

В настоящее время существует несколько теорий государственного происхождения, которые по-разному объясняют причины, условия и процессы возникновения и развития этого явления. Отсутствие единства во взглядах ученых на формирование государства объясняется влиянием объективных и субъективных факторов.

Во-первых, процесс формирования государства падает на начальные формирования общества, которые еще не были написаны, и люди не полностью зафиксировали это в источниках. Доказательства этого, сохранившиеся до наших дней, фрагментарны и не позволяют нам составить полную и объективную картину причин возникновения государства и процесса его формирования.

Во-вторых, уровень развития философии, общественных и юридических наук оказывает сильное влияние на взгляды ученых по вопросу о происхождении государства. В условиях недостаточного развития этих наук в Древней Греции и Древнем Риме, в раннем средневековье ученые давали весьма наивные объяснения причин возникновения государства, сводя все дело к божественной воле или авторитету отца большой семьи, со временем переросшей в практически полную власть монарха. С развитием общественно-правовых наук, а также философии теоретические построения, касающиеся истории становления государства, стали более сложными и аргументированными.

В-третьих, их идеологические, философские и идеологические позиции влияют на позиции авторов теории происхождения государства. Богослов Фома Аквинский в силу своих идеологических позиций не видел и не мог видеть влияния материальных и объективных причин на процесс формирования государства, а материалист Ф. Энгельс ни при каких условиях не мог разделить позиции сторонников. божественного происхождения государства.

В современной теории государства и права теологические, патриархальные, договорные и материалистические теории происхождения государства, а также теория насилия стираются вместе с наиболее распространенными.

В заключение следует сказать, что разработка проблем, связанных с теориями возникновения государства, является динамичным процессом, во многом обусловленным субъективными факторами.

Список использованных источников

  1. Абдулаев, М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. - М.: Право, 2018. – 244 c.
  2. В. Б. Исаков. Основы права : учебник для неюридических вузов и факультетов — М. : Норма : ИНФРА-М, 2015. - 480 с.. 2015
  3. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. - М.: Книжный мир, 2018. - 384 c.
  4. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Новый Юрист, 2018. - 624 c.
  5. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2018. - 608 c.
  6. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 226 c.
  7. Войтович, В.Ю. Теория права и государства: учебное пособие / В. Ю.Войтович. – Ижевск: Удмуртия, 2014. – 287 с.
  8. Григорьев В.А. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.А. Григорьев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 218 с.
  9. Иванов, А. А. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А. А. Иванов; под ред. В. П. Малахова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. - 351 с.
  10. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. - М.: Юридический институт, 2018. - 352 c.
  11. Марченко Н. Теория государства и права: схемы с комментариями: учебное пособие / М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина. – Москва: Проспект, 2015. – 198 с.
  12. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2016. - 766 c.
  13. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие / М. Н. Марченко. – Москва: Проспект, 2015. – 239 с.
  14. Морозова, Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. – Москва: Норма: Инфра–М, 2015. – 463 с.
  15. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. - М.: Зерцало-М, 2017. - 528 c.
  16. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 560 с.
  17. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - М.: Юрайт, Юрайт, 2018. - 384 c.
  18. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник / В. Д. Перевалов. – Москва: Юрайт, 2015. – 428 с.
  19. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. - 464 c.
  20. Старков, О. В. Теория государства и права [Электронный ресурс]: Учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров; под общ. ред. О. В. Старкова. — 4-е изд. — М.: Дашков и К , 2015. – 372 с.
  21. Теория государства и права. Практикум/Е.В.Сафронова, А.Ю.Кузубова, Л.Л.Соловьева - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 195 с
  22. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник / Л.П. Рассказов. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 559 с.
  23. Теория государства и права: Учебник / М.Б. Смоленский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 272 с.
  24. Теория государства и права: Учебное пособие / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. - 3-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 213 с.
  25. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А.Ю.Мордовцев, А.Ю.Мамычев - 3-е изд. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 526 с.
  26. Шагиев Р.В., Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Р.В. Шагиева. - М.: Норма, 2015. - 214 с.
  1. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2018. - 608 c.

  2. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие / М. Н. Марченко. – Москва: Проспект, 2015. – 239 с

  3. Шагиев Р.В., Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Р.В. Шагиева. - М.: Норма, 2015. - 214 с.

  4. Иванов, А. А. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А. А. Иванов; под ред. В. П. Малахова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. - 351 с.

  5. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А.Ю.Мордовцев, А.Ю.Мамычев - 3-е изд. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 526 с.

  6. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2016. - 766 c.

  7. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. - М.: Юридический институт, 2018. - 352 c.

  8. Абдулаев, М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. - М.: Право, 2018. - 244 c.

  9. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. - М.: Зерцало-М, 2017. - 528 c.

  10. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. - М.: Зерцало-М, 2017. - 528 c.

  11. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2018. - 608 c.

  12. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - М.: Юрайт, Юрайт, 2018. - 384 c.

  13. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. - М.: Юридический институт, 2018. - 352 c.

  14. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. - М.: Книжный мир, 2018. - 384 c.

  15. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. - М.: Зерцало-М, 2017. - 528 c

  16. Морозова, Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. – Москва: Норма: Инфра–М, 2015. – 463 с.

  17. Григорьев В.А. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.А. Григорьев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 218 с.

  18. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие / М. Н. Марченко. – Москва: Проспект, 2015. – 239 с.

  19. См. Там же.

  20. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. - М.: Юридический институт, 2018. - 352 c.