Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория происхождения государства и права

Содержание:

Введение

Освоение хода происхождения государства и права содержит отнюдь не лишь чисто познавательный, академический, однако и политико-практичный вид. Оно дает возможность больше осознавать социальную природу государства и права, их характерные черты и признаки. Но также предоставляет вероятность рассмотрения оснований и условий происхождения и формирования. Дает возможность четче установить все свойственные им функции – основные направленности их деятельности. Вернее, определить их роль в жизни общества, но также и общественно-политической концепции. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себя многогранные, непростые, порой несовместимые направленности минувшего, отвергает устаревшее, одаряет многообещающее другим качеством, порождает для того наиболее новые установки и явления, закладывающие посылы предстоящего. Поэтому, чтобы осознать современное государство и право необходимо понимать равно, как они появились, которые ключевые этапы прошли в собственном развитии, которые основания влияли в их образование, формирование, развитие, модификация их формы и содержания. Теория государства и права исследует многообразие первоисточник создания и формирования государства и права. При этом особое значение придается изменению организационно-производственной структуры общества. Радикально усложнившееся в период распада первобытного общинного строя бытность общества, опасность его падений разрушения и в том числе и краха порождает необходимость в особой, важной над ним, стабилизирующей силе, а с этого места в государстве, обеспечивающем его долговечность и единство. Данный продолжительный и трудный процесс со времени обретал более четко выявленный общественно-политический вид. Согласно критерию углубления социального расслоения населения, а также механизм государства. Он наиболее обнаруживался в обладании верхов сообществах, устанавливающих его на сферу главную часть собственным интересам.

В последующем потребность страны и полномочия обуславливается целой совокупой факторов наиболее разного, первоначально лишь, общенационального строя. Страна и возможность обозначают равно как установленное высказывание штатской одинаковости, получая рядом ту вот, либо другую уровень сравнительной самодостаточности.

Глава 1. Теории происхождения государства

1.1. Общая характеристика теорий происхождения государства

Ранее тысячелетия общество проживают в обстоятельствах государственно-правовой действительности: они представлены жителями (либо подчиненными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют собственные воздействия с законными предписаниями и условиями.

Безусловно, что же вдобавок  давние времена они начали размышлять над проблемами о факторах и маршрутах происхождения страны, и полномочиях. Существовало сформировано масса всевозможных концепций, согласно всякому соответствующих в подобные проблемы.

Множество данных концепций поясняется отличиями многознаменательных и общественных 

обстоятельств, в каких проживали их творцы, многообразием идейных и общефилософских позиций, что они захватывали.

Теологическая теория является одной из самых ранних. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее педалировались мысли божественного происхождения государства. Так, в законах царя Хаммурапи (Древний Вавилон) рассказывалось о духовном происхождении правительство царя: Боги поставили Хаммурапи править черноголовыми. Однако в особенности обширное популяризация сведения мысли приобрели в средневековой Европе 6-13 вв. Также авторами теологической теории были средневековые богословы Тертуллиан, Аврелий Августин, Фома Аквинский. В соответствии с теологической теории, процесс зарождения страны подобен ходу создания Богом мира. Божественный разум управляет всем миром, устанавливает на земле порядок и гармонию, следовательно, и государство – это результат «божественного промысла». 

Патриархальная теория. Данная концепция кроме того появилась в давние времена: ее основоположником был Аристотель (III в. до н.э.), тем не менее аналогичные мысли высказывались и в относительно не так давно произошедшие время (Фильмер, Михайловский и др.). Значение данной концепции в этом, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Руководитель данной семьи становится главой государства – монархом. Его правительство, подобным способом,- данное развитие правительство папы, правитель ведь представляется папой абсолютно всех собственных подчиненных.

Патриархальной теории (как и из теологической) безусловно, следует заключение о необходимости для абсолютно всех людей общегосударственной власти и ее законам.

Данная концепция заинтересовывает интерес к семье. Семья – мельчайшая частица общества, и само нее наличие, ее форма оказывают большое влияние в формирование общества, формируют некоторые посылы с целью возникновения государства.

Органическая теория. Данная концепция появилась в XIX в. во взаимосвязи преуспевании естествознания, хоть отдельные аналогичные мысли высказывались существенно ранее. Скажем, многие древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV-Ш вв. до н.э.)
сопоставляли  государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики.

Возникновение дарвинизма повергло к этому, что же многочисленные юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (междувидовая и изнутри-видовая соперничество, развитие, натуральный подбор и т.п.) в общественные движения. Резидентами данной концепции находились Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.

В согласовании с базисной концепцией само человеческое общество появляется равно как итог развития зоологическогопланеты с кратчайшего к высочайшему. Последующее формирование приводит к соединению людей в ходе природного отбора (соперничество с соседями) в единый организм -государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы.

Низшие классы осуществляют внутренние функции (гарантируют его деятельность), а доминирующие классы – наружные (защита, наступление).


Неточность базисной концепции возникновения страны и полномочия обусловливается последующим. Всегда настоящее содержит разные степени проявления, существования и жизнедеятельности. Формирование любого степени обусловливается характерными данные степени законам (классической механики а также квантовой ,но еще химии и биологии т.д.) И таким (образом ведь, равно как невозможно разъяснить развитие зоологического мира, отталкиваясь только с законов физики либо химии. Таким образом, неосуществимо пропагандировать биологические законы в формирование человечьего сообщества. Тем не менее, отдельные утверждения органической теории смогут являться применены в свойстве аналогов с целью осмысления действий сопряженных с происхождением государства.

Теория насилия

Теория насилия складывается с 2-ух Составляющих:

  • 1. Теория внешнего насилия;
  • 2. Теория внутреннего насилия.

Основоположники концепции внешнего насилия: Гумплович, Каутский.

Суть теории – государство - результат завоевания одного племени другим.

Плюсы теории:

  • 1) Основана на многих исторических фактах;
  • 2) Результат завоевания отражается во всех сторонах жизни вновь возникшего общества;
  • 3) Государственный аппарат состоит из завоевателей.

Минусы:

  • 1) Не может объяснить возникновения государства во всех регионах мира;
  • 2) По отношению к процессу происхождения государства завоевания носят вторичный характер;
  • 3) В истории есть примеры, когда не само завоевание, а угроза завоевания послужила возникновению государства;
  • 4) Кроме насильственного пути возникновения, есть мирный путь.

Отец концепции внутреннего принуждения: Дюринг.

Суть теории: государство это результат насилия одной части общества над другой.

Плюсы теории:

  • 1) У людей имеются разные интересы;
  • 2) Имеет место насилие в обществе;
  • 3) Государство в осуществлении своих функций использует насильственные методы.

Минусы:

  • 1) Отстаивание интересов может привести к саморазрушению общества и государства;
  • 2) Люди не могут быть равны биологически;
  • 3) Государство не всегда выражает интересы общества;
  • 4) Если можно создать государство насильственным способом, то его можно и разрушить.

Расценивая данную концепцию, необходимо обозначить, что же симпатия описывает единственную с частных ситуаций происхождения страны. Тем не менее, с целью этого для того, чтобы могло возникнуть государство, такого рода степень финансового формирования сообщества, чтобы предоставить включать правительственное устройство. В случае если данный уровень никак не достигнет, в таком случае практически никакие завоевания сами по себе не могут послужить причиной появления государства. С целью этого ,чтобы государство возникло вследствие завоеваний, но к этому времени причастны ранее сформулированные внутренние обстоятельства, что оно обладало место при возникновении германских либо венгерского государства.

Психологическая теория

Психическая концепция возникновения страны изобретена Л. И. Петражицким (1867 - 1931 гг.) и Зигмундом Фрейдом. В концепции рассказывается, что же страна сформировалось вследствие разделения сообщества согласно эмоциональным особенностям: одни готовы только лишь повиноваться, иные смогут руководить. Безусловно, что общественные закономерности реализуются при помощи человеческого поведения, а также работа. Отсюда выходит, что человеческая психика проявляет установленные воздействия в реализации данных закономерностей. Но с другой стороны, что данное воздействие никак не представляется главным, а с иной – человеческая нервная система создается воздействиям финансовых, общественных, а также наружных обстоятельствам. Собственно данные обстоятельства предусматриваться в первую очередь.

Психологическая теория государства возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX — первой половине XX века.

Ее приверженцы устанавливают общественность и страна равно как необходимую сумму ненормальных взаимодействий людей их разных обществ. Сущность предоставленной концепции заключается в утверждении эмоциональной необходимости лица существовать в рамках созданного общества, а кроме того в чувстве потребности совместного взаимодействиях. Заявляя о природных нуждах с общества в установленной учреждения, адепты эмоциональной концепции полагают, что общественность и страна принимает результаты эмоциональных закономерностях развития человека.

В реальности ведь разъяснить основания происхождения и функционирования страны только лишь с эмоциональной точки зрения едва ли возможно. Очевидно, что социальные действия позволяют в основании психологических действий людей, а также за пределами ничего не имеется общественного. В данном значении психологическая теория разъясняет многие проблемы общественной жизни, что уходят с интересов экономической, условной и органической теории. Тем не менее, стремление объединить целую общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, но разъяснить жизнедеятельность сообщества и государства общими законами, и психологии ведь утрирование, равно как всегда иные понятия общества и государства.

Теория общественного договора

 (природного полномочия) обреталась, сформулирована в трудах ране буржуазных мыслителей: Г.Гроция, Т.Гобса, Д.Локка, Б.Спинозы, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищева и иных, т.е. в XVII-XIII вв.

Согласно данной теории, вплоть до возникновения страны, люди находились в «естественном состоянии», что постигалось различными создателями согласно всякому (безграничная индивидуальная независимость, война всех против всех, общее благополучие - «золотой век» и т.п.). Дхон Локк (1632-1704) исходил из того, что всякое мирное обра­зование государств имело в своей основе согласие народа. Оговариваясь в знаменитой работе «Два трактата о правлении» согласно предлогу этого, то что «с государствами происходит то же, то, что и с отдельными людьми: они обычно не имеют практически никакого представления о собственном появление на свет и младенчестве». Локк вместе с тем обстоятельно развивал идеи сравнительно этого, то что «объединение в единое политическое общество» способен и должно происходить никак не по-другому, как посредством «одного лишь согласия». Согласно суждению автора, и имеется «весь этот договор, который существует или должен существовать между личностями, вступающими в государство либо его формирующими».

Большая часть концепций вступает идея «естественного права», т.е. присутствия у каждого человека необходимых, естественных прав, приобретенных с Господа либо с Естества. Но в ходе развития человечества полномочия одних людей вступают в разногласие с правами иных, срывается процедура, появляется насилие. Для того чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собою договор о создании государства, по собственной воле отдавая ему часть своих прав. Данные утверждения обнаружили свое отражение конституционных строя западных государств. Таким образом, в Декларации независимости США (1776 годы) рассказывается: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых».

Свойственно, то что в трудах многочисленных представителей указанной школы обосновывалось возможность народа в насильственное, революционное изменение строя, что не соблюдает природные полномочия (Руссо, Радищев и прочие). Данное обнаружило собственное отображение и в Декларации самостоятельности СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ.

Подмечая сознательность многочисленных утверждений теории общественного договора, что противостояла феодальному сословному государству, доминирующему в данном мире произволу, неравенству людей пред законами, необходимо упомянуть все без исключения же на то, что отсутствует веских научных данных, подтверждающих реальность этой концепции. Можно ли для себя вообразить вероятность того, чтобы десятки тысяч людей имели возможность договориться между собой при присутствии острых социальных противоречий между ними и при нехватке ранее имеющихся властных структур? Игнорирует данная теория и потребность финансовых, материальных предпосылок с целью этого, для того чтобы могло возникнуть государство.

Историко - материалистическая (марксистская) теория

К представителям материалистической теории, как правило, от­носят Маркса, Энгельса, Ленина. Они разъясняют возникнове­ние государственности в первую очередь в целом общественно-экономически­ми факторами.
Первостепенное роль с целью формирования экономики, а, сле­довательно, и с целью возникновения государства, обладали тремя круп­ными  разделения труда (с землепашества изолировалось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занимающихся только лишь обменом). Такое распределение работы и взаимосвязанное с ним совершенствова­ние орудий труда предоставили стимул увеличению его производительности. Возник избыточный продукт, что в окончательном счете и при­вел к появлению индивидуального имущества, вследствие чего же социум раскололось на богатые и бедные классы, в экс­плуататоров и эксплуатируемых.
Важнейшим последствием возникновения индивидуальной собственно­сти представляет выделение публичной власти, ранее никак не совпадаю­щей с окружением и никак не выражающей круг интересов абсолютно всех его членов. Императивная значимость передается к обеспеченным людям, превращающимся в группу управляющих. Они формируют с целью охраны собственных эко­номических заинтересованностей новейшую общественно-политическую текстуру — госу­дарство, что в первую очередь в целом предназначается прибором реализа­ции воли имущих.
Таким образом, государство появилось в большей степени в целях сохранения и помощи первенства 1-го класса надо иным, а кроме того в мишенях обязательства жизни и функцио­нирования сообщества равно как целостного организма.

1.2 Единые закономерности возникновения государства.

Государственность прибывает в смену родоплеменному строю, если варварское равноправие и многознаменательная изначальная социальная модель имущества искореняют себя и социум делится. Равно как я обнаружила, данному строю были присущи социальная власть и общественные общепризнанных мерок, регулировавшие поведение людей, однако присутствие нехватке правительству изолированного и равно как бы важного надо окружением особенного агрегата с целью насильственного влияния.

В управлении процессами семейства принимали участие в базе равенства все без исключения его взрослые члены. Все актуально значимые проблемы дозволялись в совокупном собрании семейства. Оно считалось и высочайшей тяжебной инстанцией

Со временем первобытные коллективистские производственные отношения начали изменяться и распадаться. 3 больших общественных разделения труда (акцентирование скотоводства, отделение рукомесла с землепашеством, отделение покрова людей, занимающихся в области размена — торговли). Кроме того градационное усовершенствование орудий труда и накопление навыка повергли к этому увеличению производительности труда, когда стал формироваться существенный прибавочный продукт. С данного периода возникла объективная возможность гарантировать сущность огромный категории людей, что специализируется в исполнении тот или иной или социально важных функций, группы, что прямого роли в материальном производстве уже никак не принимает.

Нарастающее социальное распределение труда изменяет сущность и формы организации общественной жизни в семейных и наследственных общинах, в фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная состав усугубляется, со временем приступает совершенствоваться распределение социальных функций.

Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все их члены обрабатывали землю, пасли скот, участвовали в военных походах, ходили на народные собрания.

Позже, к V—VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы расселились в широких зонах, состояние поменялось. Битвы велись теперь где-то далеко, многочисленные общинники никак не хотели принимать участие в отдаленных походах. Данное вызвало численный рост дружины, занимающейся в первую очередь всего войной. Повышалось количество приближенных короля, из числа их выделились служители культа — духовенство. Подобным способом, общинники, какие ранее промышляли абсолютно всеми процессами социума, мощью факторов понуждаются работать нежели-в случий один.

Сочетание боевых и домашних функций становилось все без исключения менее допустимыми. Вследствие такой квалификации возникла существенная категория людей, что не приняла участие в формировании материальных ценностей. Они вели войны, осуществляли тяжебные и полицейские функции, т.е. все то, то что свойственно государству равно как олицетворению ранее никак не социальной, а общегосударственной власти.

Все без исключения наибольшее удаление родоплеменных структур с начального равноправия стимулировалось кроме того развивающимся действием сосредоточения имущества, его накоплением в ограниченном лучшем покрове, то что в завершении точек повергло к возникновению индивидуальной имуществу (на Западе) или «власти-собственности» (на Востоке), а в их базе — к эксплуатации человека. Переход с первобытно-коллективного порядка к казенно созданному окружению сопутствовали воспитанием территориальной общины и формированием средоточие чистопородный жизни — усиленных городов. Структура территориальной общины складывается ранее никак не схожими взаимоотношениями, а расселением в одной территории, соседством. С. данного этапа территория стала значимым фактором в ходе развития государства.

Отчего различает государство от органов управления варварского сообщества?

1.     Наличие отделенной от общества публичной     власти. Публич­ная     власть существовала и в первобытном     обществе, но она выра­жала     интересы всего общества и не была     отделена от него. В ее отправлении     участвовали все. В любом же государстве     власть реаль­но     осуществляется государственным     аппаратом, который отделен от     остального общества. Во-первых, он     представляет собой особую группу     людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно     в общественном производстве. Во-вторых,     этот аппарат чаще всего выражает в     первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части  (класса, социальной     группы и т.п.), а нередко — и самого себя.

    2.     Взимание налогов и сборов. Поскольку     государственный ап­парат     сам ничего не производит, его необходимо  содержать за счет остальной     части общества. Нужные для этого средства собирают с населения     в виде налогов и сборов.

3.     Разделение населения по территории. В     отличие от первобытного     общества, в котором все его члены     делились в зависимости от принадлежности. К роду, племени, в условиях государства     населе­ние     разделено по признаку проживания на     определенной террито­рии. Это связано как с необходимостью     взимания налогов, так и вообще и оптимальными условиями управления, поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к   постоянным перемещениям  людей.[6]

Следует отметить и признаки государства, отличающие его с иных, имеющихся в мире организаций.

  1. Государство – единственная организация власти в масштабе всей страны.

Ни одна другая организация (общественно-политическая, социальная и др.) отнюдь не охватывает целиком население.
Каждый человек, становясь его гражданином или подданным, обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой – право на покровительство и защиту государства. Государство владеет суверенитетом, внешним (самостоятельность с иных стран в интернациональных взаимоотношениях) и внутренних (самостоятельность с любой другой власти внутри страны, главенство согласно взаимоотношению к различным иным организациям).


2. Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает специальные силовые структуры (суд, прокуратуру, органы внутренних дел и т. п.) и материальные придатки (армию, тюрьмы и пр.), обеспечивающие реализацию государственных решений, в том числе и принудительными средствами.

3. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты — законы, указы, постановления и т. п.


Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков.

1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Правотворчество – исключительная прерогатива государства.

4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций. Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий. Функционирование этого специально созданного государственного механизма предполагает наличие особого слоя лиц – государственных служащих.

5. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т. д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.

6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.

7. Один из важнейших признаков государства – это тесная связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений.

Обладая в виду отмеченные признаки государства, необходимо анализировать и ключевые закономерности его появления, единые с целью каждого региона, для любой многознаменательного периода.
Государство появляется равно как логичный, справедливо определенный итог природного формирования первобытного общества. Данное формирование содержит в себе несколько течений, а  в первую очередь в целом совершенствование экономики, взаимосвязанное с увеличением производительности труда и возникновением излишнего провианта, увеличение координационных структур общества. Квалификация управления и  кроме того перемены в нормативном регулировании, отображающие объективные процессы. Данные направления формирования общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: финансовое формирование устанавливает вероятность укрупнения социальных строений и квалификации управления, а также в свою очередь, содействует последующему увеличению производства. Нормативное же регулирование отображает совершающиеся перемены и в конкретной степени оказывать содействие совершенствованию общественных отношений и закреплению этих, какие выгодны в целях общества либо главенствующей элиты.

Одновременно с указанными процессами проходит класс образование, которое берет на себя разнообразные формы в связи с появляющегося метода изготовления, от получающих господство форм собственности на землю — общегосударственной либо индивидуальной.

Государство возможно сформироваться только тогда, если социум достигло конкретного степени финансового формирования, что дает возможность иметь государственный аппарат. По этой причине никак неспроста, что поначалу государства появляются в эпоху бронзы, а в Южной Европе — позже, в эпоху железа.

Пути появления государства (западный либо восточный) в решающей степени находятся в зависимости от того, что случилось единица разложение сельской общины или она сохранилась. Отчего в свою очередь обусловливалось этими определенными критериями, в которых было общественное производство.

Таким образом, необходимость ирригационных трудов обусловливала поддержка общин и социальных конфигураций собственности на землю.

Это в окончательном результате принесло к фактическому появлению общей государственной собственности, а также возникло восточное (азиатское) государство. Разложение же общин сформировывалось перспективой эффективной обрабатывания земли одной семьей и возникновение индивидуальной собственности.

Государственный аппарат возник из аппарата управления первобытного общества. По этой причине правительство неминуемо обнаруживалась в руках родоплеменной знати, из которой подбирались либо изолированная социальная группа, клан, чиновническо-казенная состав, исполнявшая эксплуатацию прочего сообщества, или вершина господствующего класса. В свою очередь, эксплуатировавшая совместно с этим классом остальную долю общества.

Ключевыми факторами возникновения государства были следующие

1. необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Старый аппарат управления родом-племенем не мог обеспечить успешного руководства этими процессами; 2. необходимость организации крупных общественных работ (поливное земледелие, строительство, дорог оборонительных сооружений), объединения в этих целях больших масс людей. 3. необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых, в связи с разделением общества на богатых и бедных, рабов и свободных; 4. необходимость поддержания в обществе порядка для его стабильности и функционирования общественного производства; 5. необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатства приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их.

В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных). Решающими могли стать из указанных причин. С целью многих восточных государств максимальные значимость обладала потребность улучшения управления и организации крупных социальных работ. К зарождению Афинского и Римского государств немалую роль сыграли движения класс образования и потребность в этой связи усмирения эксплуатируемых классов.

Право формировалось одновременно и параллельно с государством, было так в определенном смысле и раньше государства. Появления являются очень взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый еще один шаг в развитии государства приносил к последующему формированию правовой системы, и наоборот.

Глава 2 Особенности возникновения государства у различных народов мира.

Развитие первейших государственных образований в разных регионах и у различных народов происходило собственными путями, обусловленными географическими, культурологическими, финансовыми, политическими, а кроме того иными факторами. Согласно важным характерными чертами, лежащим в базе развития государственности в этом либо другом обществе, отличают вестовый (общеевропейский), восточный (азиатский), германский способ появления государства.

Амбровый путь (или способ) появления государства первоначально связан с формированием Вавилона, Египта, Китая, Индии. Данные древние страны появились еще за три тысячелетия вплоть до нашей эпохи, в процессе постепенного перехода наследственного строя в общество с государственной системой. В основной массе данных государств, главной характерной чертой их развития появилась необходимость в проведении стабильных оросительных работ (поливное земледелие), важных для обеспечения населения продовольствием в обстоятельствах засушливого климата. Это повергло к развитию развилистого агрегата управления большими землями и массами людей (ведомства публичных работ, экономическое и военное).

Другими характерными особенностями данного типа государств являлись: длительное господство государственной и общественной собственности на землю; огромный и громоздкий бюрократический аппарат, состоявший из администраторов, контроллеров, писцов, занимавшихся организацией работ, учетом и распределением производимого продукта (например, для получения одной пары сандалий на строительстве египетской пирамиды нужно было получить подписи девяти чиновников); жесткий стиль управления, связанный с сосредоточением всей, в том числе и религиозной, власти в руках абсолютного монарха. Также следует отметить крайне медленное развитие самого государства в этих странах, тысячелетиями существующего в условиях патриархального общественного уклада. Так было, например, в Вавилоне, Китае, Египте и в других древних государствах.

Западный путь развития муниципальных институтов, связанный с появлением частной собственности и расколом общественного товарищества на антагонистически настроенные классы, наиболее наглядно проявился в летописи исторические античных стран, а также в образовании из Германии немецких стран (варварских королевств).

Афинская республика - традиционный пример образования страны в процессе сглаживания внутренних разногласий внутри родового строя:

7-мь до н.э. – формы преобразования Драконта: урегулирование индивидуальных распрей и притеснение кровно

594 г. до н.э.- реформы Солона: разрыв кровно-родовых взаимосвязей порядком деления лишь живущих граждан на разряды зависимо от с имуществом связанного местоположения;

509 г. до н.э.- реформы Клисфена: подключение территориального разделения Аттики (10 фил) взамен родоплеменного, политические реформирования.

Римская форма появления страны предполагает собою теорию появления государства, основанную в преобразовании наследственного сообщества в изолированную аристократию, отделенную с множественной и беззащитной лестничной массы, победа которой и формирование паритетных (равных) общественно-политических взаимоотношений с патрициями истребляет родоплеменной устройство, в руинах которого появляется государство.
До 7в. вплоть до н.э. плебеи никак не вступали в структуру правомочного населения (никак не принимали участие в общественно-политической жизни, никак не обладали полномочия покупать землю в собственность в Риме и т.п.). Шестой античный царь Сервий Туллий в мишенях остановки постоянных ссорой (равно как и Клисфен) размешивает все без исключения жители, учредив в городе 21округ. Положение плебеев меняется с принятием Законов 12 таблиц. В 444 г. вплоть до н.э. позволяются гибридные союзы. Со временем управляющее сословие объединится.

Формирование германских государств и связано с процессом, который назывался «Великая миграция народов», то есть массовыми этническими движениями в Европе в 4-7 вв., В основном с периферии Римской империи на ее территорию (и в его границы), начало, которого было положено вторжением гуннов. Такое массовое вторжение в раннем средневековье привело не только к краху Западной Римской империи, но и к появлению крупных племенных союзов на земле ее бывших провинций, распаду семейных связей, появлению классов и формирование многих раннефеодальных варварских королевств на его территории. Примечательно, что эти древнегерманские общины перешли на этап феодализма, минуя рабство.

Римская империя была завоевана и подчинена варварами, которые обнаружили на местах еще функционирующие остатки некогда мощного римского государственного аппарата. Для управления землями завоевателям пришлось воспринять многие органы и принципы государственного управления, а также со временем создать свои специальные публичные (стоящие над обществом) управленческие и иные государственные структуры. Так, военный вождь сменился королем, возникла публичная власть с аппаратом принуждения, взиманием налога и т.д.

Говоря об особенностях возникновения государства у на восток ориентированных славян, следует выделить особое географическое размещение позиций меж западно-европейскими (европейскими) и восточными (азиатскими) землями (культурами, цивилизациями), где живущая сейчас на больших местах сумма веса разрозненных племен в 5-10 вв. постоянно чувствовала опасную реальность внешних вторжений со направления кочевых народов и варягов; неблагоприятные климатические состояния, не позволявшие обширно развернуть аграрную деятельность, которая то и дело прерывалась еще одним набегом того или другого соперника и неприятеля.

Содержание первоначально профессиональных (нанятых) военных команд для отражения иностранной агрессии привело к появлению централизованного сбора налогов и других обязательных платежей и т. д. Со временем были организованы специальные структуры управления для поддержания внутреннего порядка.

Новые государства появляются и в настоящее время. Процессы распада крупных государств ведут к появлению на их месте множества новых самостоятельных государственных образований. Такая тенденция, начавшись в 20вю, наиболее ярко стала проявляться после Второй мировой войны, когда стремительно рушились прежние крупнейшие колониальные империи и на их осколках в различных частях света, возникло более 100 новых государств. При этом число государств-членов ООН возросло почти в 4 раза. Новый всплеск произошел в 1990-х годах и продолжается в наши дни.

Он связан с распадом существовавшего на протяжении нескольких десятилетий лагеря социалистических стран и, прежде всего, СССР.

Имеется несколько оснований для появления нового государства. К важнейшим из них относятся общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов (п.1 ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966г.: «Все народы имеют право на самоопределение»).

В соответствии с этим принципами каждый народ в праве свободно определять без политического вмешательства их политический статус и осуществлять их экономическое, культурное и социальное развитие, претендовать на создание суверенного и независимое государство, свободное вступление в независимое государство, свободная ассоциация с независимым государством либо установление любого другого свободно определенного статуса. Таким образом, в настоящее время новые государства вследствие создания суверенного и независимого, свободного объединения нескольких государств или свободного разделения одного государства. Обязательными условиями реализации такого права, наряду с волеизъявлением подавляющего большинства населения, выступают еще несколько серьезных факторов.

Вновь образуемые государства для их международной легальности должны быть признаны уже существующими государствами. Такое признание заключается в издании официального акта признающего государства, выражающего его намерение установить с признаваемым государством взаимоприемлемые межгосударственные (дипломатические) отношения. На 2007г. Существовало около 195 признанных государств, из них 192 являющихся членами ООН. Статус еще более двух десятков имеющих государств, по мнению большинства государств. Является спорным , недостаточными для их законного признания.

2.1 Основные причины и закономерности появления права.

Традиционно теория государства и права изучении происхождения права акцентировала внимание на том, что право возникает там и когда возникают классы, появляется государство, когда возникает необходимость осуществлять государственное принуждение.

Возможность принуждения рассматривалась как основной способ регулирования поведения членов классового общества, защиты частной собственности, классового господства и эксплуатации. Ценность права как системы поддержания нового состояния общества считалось второстепенной. Государственное принуждение к соблюдению установленных правил считалось точкой отсчета, водоразделом между правовой и правовой организацией общества.

Новые исторические данные не позволяют ограничиваться такими сторонами права. Полученные данные свидетельствуют о более глубоком, качественном отличии в регулировании поведения людей в раннем классовом обществе от регулирования в первобытном обществе не только по содержанию, но и по методам регулирования.

Возникновение законных правил, несущих защиту ориентации не только богатых, возможно пусть на самых первых этапах демократического процесса формирования, объясняется тем, что поединок с защитой масс порой мешала ходу развития дел становления права, направленному лишь на укрепление эксплуатация. Такой поединок с защитой отыскала отображение и в самых старых правовых актах (законы Хаммурапи, реформы Солона, документы с законами 12-ть таблиц).

Как раз в той самой связи в кое-каких западных политико-антропологических работах и делается вывод о понимании раненого полномочия как системные конструкции регулирования, одной из функций которой было формирование справедливости и общественного мира.

Однако лишь такой подход был еще идеалистическим и преувеличением неких настоящих процессов правообразования, так как право уже на самых первых этапах собственного возникновения, вместе с выполнением общесоциальных обязанностей, выступало в роли нормативно-классового редуктора, т.е. урегулирования общественных причастностей к близким связям с принципиальных решений господствующего класса.

Процедуры как форма обеспечения и реализации правил поведения в ранних классовых обществах также приобретают качественно новый характер. Для разрешения споров создается специальный государственный орган – суд. Он привык соблюдать законы, наказывая своих нарушителей.

Есть также люди, чья профессия заключается в удостоверении определенных соглашений, доверенностей и других процессуальных документов. Отныне государство вмешивается в экономический оборот, договорные отношения. В то же время, обычаи также функционируют в ранних классовых обществах, а затем превращаются в обычное право, если эти обычаи начинают признавать и защищать аппарат государства, включая суды.

Основные отличия права как регулятора общественных отношений от родовых обычаев заключаются в следующем. Право выражает волю и интересы не всего общества (как обычая), а волю правящего класса или сил, находящихся у власти.
Правовые нормы утверждаются или создаются государством и охраняются государством, а обычаи поддерживаются всей расой, общественным мнением, традициями, авторитетом.

Право, в конечном счете, создается главным образом в интересах правящего класса, поэтому оно часто носит характер сдерживания. Для сохранения его безусловности и универсальности немедленно создаются специальные органы, в задачу которых входит защита права от нарушения. В.И. Ленин писал «Право есть ничто без аппарата, способного принуждать к исполнению норм права». Закон больше не существует в умах людей, но имеет свои собственные формы выражения: письменные законы, указы и обычаи передавались из поколения в поколение из памяти, они были в умах каждого члена рода. Такой регулятор отношений стал непригодным для классового общества, его заменили более эффективным регулятором и более надежным инструментом защиты интересов правящего класса.

Санкции правовых норм сейчас существенно отличаются от тех, которые применялись на предыдущем этапе. В раннем классовом праве они уже обеспечивают возникающую собственность и социальное неравенство. Это проявляется в резком ужесточении санкций, которые защищают собственность социальной элиты, во введении дифференциации наказаний за преступления против личности - в зависимости от статуса личности (свободный, раб, мужчина, женщина, ребенок), в легализации льгот.

Эта дифференциация наказаний была широко распространена во всех ранних классах обществ.

Санкции избавляются от религиозных элементов. В этом случае санкции осуществляются государством, его специальным аппаратом, а не священниками и другими священнослужителями.

Таким образом, право объективно возникает на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ консолидации собственности, социального неравенства, регулирования труда общинников-земледельцев и ремесленников. Формирование права проходит через формирование специальных правил, регулирующих организацию и процесс труда и распределения его результатов.

В длительном диалектическом процессе формирования государств и правовые классы становятся способом реализации функций государства. По мере расслоения общества, развития классов, появления частной собственности, товарно-денежных отношений закон приобретает отчетливый классовый характер, то есть начинает служить экономическим и другим интересам определенных социальных групп (это делается в первую очередь путем ужесточения имущественных защитных санкций).

Глава 3 Возникновение естественного и позитивного права

Говоря о происхождении права, необходимо, по нашему мнению, проводить различие между появлением естественного и появлением позитивного права.

Право – это свобода, возможность определенного поведения людей.

Естественный закон - это свобода, возможность определенного поведения, которое развивается в процессе общения людей друг с другом, признается обществом и считается

социально оправданной свободой поведения. Он официально никем не установлен, но сформирован естественным путем, получает общественное признание и закрепляется в определенных правилах поведения, которые устанавливают границы, меру этой свободы и определяют, что можно и чего нельзя.

Первоначально право как свобода определенного поведения закрепляется в обычаях и других нормах поведения первобытного общества. Следовательно, можно утверждать, что естественное право возникает одновременно с обществом, поскольку обычаи, а также другие нормы поведения появляются одновременно с первобытным обществом.

Впоследствии, с появлением других социальных норм, право как свобода, возможность определенного поведения закреплено в этих социальных нормах.

В отличие от естественного права, позитивное право - это установленные или санкционированные государством нормы, правила поведения человека, содержащие различные предписания относительно того, как можно или нужно вести себя в определенной ситуации. Эти правила поведения называются правовыми нормами. Они либо создаются непосредственно, устанавливаются государством, либо возникают в результате санкционирования, то есть признания государством любых нелегальных правил поведения как законных.

Государство в нормах позитивного права также устанавливает границы, меру свободы человеческого поведения, то есть права, но в отличие от естественного права, является, в первую очередь свобода поведения признается не столько обществом, сколько государством. Конечно, это также может быть признано обществом, если интересы государства совпадают с интересами общества, но на практике интересы государства часто не совпадают с интересами общества. Свобода, закрепленная в правовых нормах, также может быть признана государством только формально, но не гарантируется им. И тогда эта свобода будет носить лишь декларативный характер, не имея реального воплощения в действительности.

Кроме того, в отдельных случаях государство в юридических нормах может исправить произвол, который ни при каких обстоятельствах не может считаться правом, поскольку свобода и произвол не совместимы.

Поскольку позитивный закон является продуктом государственной деятельности, то, конечно, он может возникнуть только одновременно с государством. До появления государства не было положительного закона, и не могло быть. Однако следует иметь в виду, что позитивное право возникло не из ничего, поскольку его возникновение было, по сути, подготовлено появлением обычного права.

С переходом первобытного общества к производящей экономике возникают, а также развиваются товарно-рыночные отношения. В этой связи в обществе постепенно начинают появляться новые обычаи (правовые обычаи), но в отличие от первобытных обычаев уже различают права и обязанности участников и общественных отношений. Появляется обычное право.

Обычное право – это еще не позитивное право, поскольку государства еще не было, оно имело место предгосударственный период, т. е.

протогосударство. С переходом первобытного общества к производящей экономике появляются и развиваются товарно-рыночные отношения. В связи с этим в обществе постепенно начинают складываться новые обычаи (правовые обычаи), которые, в отличие от примитивных обычаев, уже различают права и обязанности участников общественных отношений. Обычное право появляется.

3.1 Способы возникновения позитивного права

Принято выделять три основных способа возникновения позитивного права - введение санкций в отношении таможни, создание правовых прецедентов и создание нормативных правовых актов.

Санкционирование обычаев – наиболее ранний способ возникновения позитивного права. Это выражалось в первую очередь это государственные органы, прежде всего, суды, решая конкретные вопросы, основывали свои решения на соответствующих таможнях, придавая им юридическое значение.

Установление нормативных правовых актов (законов, ордонансов, указов и т. д.) считается более поздним путем возникновения позитивного права по сравнению с первыми двумя.

Это выражается в публикации государственными органами специальных документов (нормативных правовых актов), в которых содержатся правовые нормы - правила поведения, исходящие непосредственно от государства.

Государство прибегает к этому методу либо тогда, когда санкционированные обычаи и правовые прецеденты перестают быть достаточными для регулирования общественных отношений, либо когда государство, особенно в лице своих центральных органов, стремится активно влиять на общественную жизнь.

Такой способ создания позитивного права особенно характерен для современных государств.

3.2 Проблема соотношения естественного и позитивного права: от естества человека к прайду хищника.

В качестве исходной парадигмы разработки положений данной работы мы обратимся к определениям естественного и позитивного (позитивного) права. В цивилизованных государствах всякая легитимная власть опирается на позитивное право, фиксирующемся в правовых документах и гарантирующим государством.

В то же время в философии права и наряду с позитивным правом, выделяется естественное право, основанное на априорных формах мировоззрения, т. е. На моральном чувстве; в определенном смысле это право человека, поскольку человеческая природа проявляется и утверждается в нем.

Степень развития позитивного права определяется мерой его соответствия естественному праву. В то же время в обществе часто наблюдается отделение позитивного права от естественного. Итак, болезненный разрыв естественного закона и позитива, который произошел на фоне интенсивного развития последнего в Западной Европе, в конечном итоге привёл к краху империи (1917 год).

В идеях нации, характерной чертой которой была религиозность, действия королевской власти, министров, промышленников, создавался раскол в мировоззрении, изоляция сущности от объекта.

В результате стремление к власти, привычка правления, граничащая с несправедливостью, жестокостью и на фоне официального провозглашения православия в качестве основы национальной идеологии, привели к вырождению христианских ценностей в обществе, к распаду общества, волна насилия, проявившаяся с особой силой в первые годы после революции.

Советское правительство, провозгласившее народную власть, было, по сути, попыткой организовать социальное существование людей на основе естественного права, ради будущего, утверждения которого в течение некоторого времени допускались требования определенного класса и даже конкретный человек. В результате на фоне зародышевого состояния естественного права в культуре развитый позитивный закон не был развит.

В то же время невозможно представить общество без объективных принципов регулирования межличностных, межклассовых отношений. Необходимость правового регулирования поведения человека присуща природе человека. Если мы обратимся к антропологическим взглядам И. Канта, они освещают творения человека: творчество животных; творения человечества (разум); создания личности. Первым компонентом является стремление к самосохранению, расширению расы, а также общению. Второй компонент сводится к формам или моделям социального поведения.

Задатки человека как личности заключаются в его способности «воспринимать уважение к моральному закону как сам по себе достаточный мотив произвола» [1, с.27-29].

Первые два компонента являются этически нейтральными, но по желанию человека они могут принимать аморальные формы: например, желание расширить род иногда превращается в блуд, а формы поведения в обществе иногда принимают характер немотивированной агрессии, злоба, смешанная с чувствами зависти, нездоровой конкуренции, а также законных или внесудебных действий.

Однако творчество человека как личности, заложенное априори, всегда связано с чувством морали, а в контексте философии права - с естественным правом. Это чувство может оставаться неразвитым в зачаточном состоянии, но в то же время оно способно раскрыться, охватывая все грани человеческой жизни.

Позитивное право призвано способствовать раскрытию качеств личности как личности, то есть развёртыванию задатков, изначально, доопытно существующих в природе человека.

Это априорное знание естественного права в синтезе с человеческими замыслами обязывало человека разрабатывать модели правового поведения в обществе.

Тем не менее, при господстве замыслов разума над образцами личности происходит вырождение человеческой природы в механизм и слепо подчиняющийся букве закона. В этом случае закон вырождается в свод законов, которые, в отличие от закона, могут быть направлены на одобрение зла. В современной истории есть много примеров, когда законодательство смешивалось с безнравственностью и преданностью.

Примеры этому можно найти в Судане и Руанде. Те законы, которые постулировались властью в Руанде в 1994 году или сейчас в Судане санкционирует право на бесчестие и освобождает все животные инстинкты, которые в синтезе с воображением, как психической функции, и с умозрительным интеллектом приводят к диким, ужасным действиям.

Недостаточная выразительность естественного права, болезненное состояние правосознания не позволяют обществу представить в сознании развитый позитивный закон и, соответственно, разработать эффективное законодательство. Поэтому формируется закон другого типа, который я бы условно назвал правом гордости. Я считаю, что введение этого понятия в философско-правовой концептуальный аппарат разумно.

Данная дефиниция непосредственно связана с понятием прайд. Эта концепция используется в отношении группы или стада хищных животных, живущих на определенной территории и имеющих лидера. Целью объединения животных в гордость является их биологическое выживание.

Характеризуя общество людей, не принято использовать слово прайд.

Однако в истории человечества бывают такие кризисные периоды, когда «человечность» людей минимальна, соответственно степень проявления, раскрытие естественного права очень ограничены, а позитивное право хоть и формально присутствует, но оно неэффективно или неэффективно. Утверждению права гордости предшествует распад институтов позитивного права и, через это явление, дискредитация человеческой натуры. В такой гордой общности людей правовое поведение основано на лидерстве конкретного лица в определённой группе.

Здесь источником силы является больное сознание индивида, в котором мера раскрытия естественного закона и априорного содержания в целом минимальна. Природа законов гордости права основана на искаженном видении мирового порядка и моральных принципов.

Единство государства в условиях преобладания гордого права является условным и подкрепляется единообразием правовой ситуации на его территории. Однако внутри страны страна разделена на регионы, в которых преобладает определенная гордость. Такие регионы нельзя назвать административными единицами, это довольно гордые территории, где действуют законы, которые в цивилизованном обществе определяются как законы преступного мира.

В сообществе людей, охваченных законом о гордости, нет желания решать национальные проблемы; Мировоззрение характеризуется узостью, а представления о духовности почти вырождены. Соответственно, развитие личности в данных условиях немыслимо.

Главная угроза гордости за право заключается в его желании отказаться от таких качеств, как благородство, благочестие, доброта, т.е. качества, без которых очеловечение индивида невозможно.

В то же время в законе о гордости действия, ведущие к вырождению человека как духовного существа, кажутся нормативными. По сути, отказ от духовности является жизненно важной основой гордости права, потому что первая [духовность] противостоит ей, а моральное разложение служит основой для ее функционирования, для слепого подчинения приказам лидеров гордости.

В соответствии с правилом права гордости способность сохранять человеческое лицо на фоне произвола отдельных лиц имеет особое значение в жизни нации. Эта способность может быть выражена в сознательном, преднамеренном отказе от действий, которые допустимы с точки зрения гордости права, но являются преступными в контексте позитивного права и аморальными в свете естественного права.

Тем не менее, сама по себе эта способность, хотя и защищает человека от духовной деградации, не способствует росту правосознания и улучшению общества в целом.

Вот почему сила и гибкость позитивного права, его органическая связь с естественным правом, восприятие последнего как абсолютной ценности так необходимы для эффективной борьбы с гордостью.

Заключение.

На протяжении тысячелетий люди живут в состоянии правовой реальности. Они являются гражданами конкретного государства, подчиняются государственной власти и действуют в соответствии с законодательством и требованиями. Естественно, даже в древние времена они стали подвергать сомнению причины и пути возникновения государства и права. Разнообразные теории были созданы, чтобы по-разному отвечать на такие вопросы.

Численность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они поддерживали.

Государство - многогранное явление. Рассмотренные нами теории по-разному объясняют причины возникновения государства. Попытка обобщить их и мыслить в рамках одной универсальной теории вряд ли возможна, хотя такие попытки были предприняты.

Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон чрезвычайного процесса в государстве.

История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. На протяжении веков глубокие умы человечества боролись, чтобы разгадать феномен закона, раскрыв его сущность. Правовые теории прошлого - это завоевание человеческой культуры, стремление проникнуть в научную мысль в глубины межличностных отношений.

В самой общей форме все разнообразие мнений о разнообразии закона и государства можно свести к сравнению двух основных исходных позиций. Одним из них является объяснение государства и закона как средства силы, средства преодоления социальных противоречий и обеспечения порядка, прежде всего с помощью насилия и принуждения. С этой точки зрения государство и право являются средствами и средствами в руках части общества для выполнения их желаний и подчинения этой просьбы другим членам общества. Суть государства и права - принуждение и принуждение.

Эта позиция наиболее четко, а также последовательно основана на теории насилия.

Вторая точка зрения происходит в том, что государство и закон обеспечивают порядок в обществе, но также устраняя противоречия и достигая социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства функционирование права выражается согласованными общими интересами различных групп компаний. Суть государства и закона - общественный консенсус, компромисс. Эта позиция явно обоснована теорией общественного договора.

Список использованной литературы

1)Теория государства и права. Учебник

Смоленский М.  Издательство -НИЦ ИНФРА-М; Год издания 2018

2)Общая теория государства и права: Учебник / под ред. В.В. Лазарева. – з-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ,2000. – С. 70-71

3)Теория государства и права. Учебник

Рыбаков О. (ред.) Издательство Юстиция ; Год издания 2019

4)Теория государства и права. Учебник 2-е издание

Марченко М. Издательство Проспект;  Год издания 2019

5)Теория государства и права. Учебник

Цечоев В., Швандерова А. Издательство Прометей;Год издания 2017

6)Теория государства и права. Учебник

Горохова С., Ушаков А., Буреев А., Матвеев Э., Милосердов А.  Издательство Феникс;Год издания 2016

7)Теория государства и права Учебник

Радько Т., Лазарев В., Морозова Л. Издательство Проспект;Год издания 2019

8)Теория государства и права. Учебник

Малько А. (ред.) Издательство КноРус;Год издания 2019

9)Теория государства и права. Учебное пособие

Попова А. Издательство Инфра-М;Год издания 2019

10)Теория государства и права. Учебное пособие

Чистяков Н. Издательство КноРус;Серия Бакалавриат;Год издания

2017

11)Теория государства и права

Комаров С., Малько А. ;Издательство Норма;Год издания 2015

12)Теория государства и права. Учебник для бакалавров

Протасов В;Издательство Юрайт; Серия Бакалавр. Академический курс ;Год издания 2015

13)Теория государства и права. Вопросы и ответы

Рыбаков О. Издательство Прометей;Год издания 2017

14)Теория государства и права. Учебник и практикум

Гавриков В. Издательство Юрайт ; Серия Университеты России; Год издания 2019

15)Теория государства и права. Учебник

Зарецкий А., Долгих Ф.;Издательство Университет;Год издания 2018

16)Теория государства и права. Учебник для академического бакалавриата

Бабаев В. (ред.) ;Издательство Юрайт;Год издания 2019

17)Теория государства и права. Учебное пособие

Акмалова А., Капицын В. ;Издательство Инфра-М;Год издания 2017

18)Теория государства и права. Учебное пособие

Мурсалимов К., Хабибулин А. ;Издательство Форум;Год издания 2015


19)Теория государства и права. Курс лекций

Братановский С., Джамбалаев Я., Епифанов А. ;Издательство Юнити-Дана;Год издания 2018

20)Теория государства и права в вопросах и ответах

Малько А. ;Издательство Дело АНХ; Год издания 2019

21)Теория государства и права. Учебное пособие

Любашиц В., Мордовцев А., Мамычев А. ;Издательство Риор;Серия

Высшее образование: Бакалавриат. Южному федеральному университету - 100 лет;Год издания 2015