Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория государства и права. Возникновение права

Содержание:

Введение

Предмет теория государства и права- это базовая юридическая наука которая рассматривает и изучает наиболее общие принципы и закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Целью данной курсовой работы являются, прежде всего, изучения особенностей возникновения права. Для решения данной цели мне прежде всего нужно детально рассмотреть следующие вопросы: исследовать понятие права и проследить предпосылки и пути его происхождения; изучить основные теории происхождения права; рассмотреть способы (формы) возникновения права.

Возникновение права, как и государства в целом, занимало целые эпохи, испытывало на себе различные внешние воздействия. Истоки зарождения права уходят в эпоху первобытного общества.

Выбор данной теме для написания данной курсовой работы является то, что, по моему мнению, нормальное функционирование общества невозможно без четкого регулирования определенных видов деятельности законодательством, ведь если бы не было законов, то на всей планете творился бы полный хаос и анархия. Ведь если бы сейчас вдруг хоть на один день отменили все законы, то большинство людей совершали бы преступления, и не боялись бы неотвратимости наказания которая могла бы наступить за совершение определенных деяний, например, если бы сейчас не было право регулирующего дорожное движение, то автомобили бы двигались как им заблагорассудится, было бы множество ДТП в том числе и со смертельным исходом, любой человек мог украсть любую понравившуюся вещь у другого человека, и не понести за это никакого наказания. Данный список примеров можно продолжать до бесконечности. Лично я считаю, что если бы не было никакого регулирования общественных отношений, то общество было бы обречено на вымирание .

Для написания данной курсовой работы мной был изучен определенный теоретический материал. Главными источниками, к которому я прибегнул, при написании курсовой работы являются труды по теории государства и права, из которых почерпнул некоторый теоретический материал. Труды по истории государства и права помогли мне рассмотреть вопрос о происхождении права с историко-правовых позиций, что помогает познать саму суть проблемы, последовательность фактических событий.

1.Происхождение права

Абсолютно в любом обществе для поддержания в нем правопорядка возникает необходимость регулирования с помощью социальных норм и правил, которое называется социальное регулирование. Регулировать –это направлять поведение людей, их группу и всего общества, вводить их деятельность в определенные правовые рамки. [Н.А Пьянов Теория государства и права. Учебное пособие. - Иркутск: ИФ РПА, 2015 г. - 781 стр.Стр.62] Существует два вида социального регулирования: индивидуальное (упорядочение поведения конкретного индивида , в конкретном случае) и нормативное (упорядочение поведения группы людей при помощи общих правил - образцов, моделей, распространяющихся на всех людей , и на все аналогичные случаи). Появление нормативного социального регулирования послужило хорошим толчком к становлению (возникновения и развития) права. [Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. -М.: Эксмо, 2001. - 656 с. Cтр.13 ]

Государство и право возникло одновременно в силу одних и тех же причин, в результате разложения родового обществ и перехода государства в цивилизационное состояние. На определенной ступени развития общества возникают потребности объять общим правилом повторяющиеся изо дня в день даты производства, распределения и обмена продуктов. Чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило сначала выражается в обычае, затем становится законом. Согласно высказыванию Энгельса которое он отразил в своих трудах совместно с Карлом Максом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение .Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М-, 1961. Т. 21. С. 47

В первобытном обществе нормативным социальным регулятором являлись нормы - обычаи - правила поведения, вошедшие в привычку людей в результате многократного повторения в течение длительного периода времени. Согласно словаря русского языка С.И.Ожегова «Обычай - общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения» Ожегов С.И. «Словарь русского языка», «Русский язык», М., 1988, С. 355.

Обычное право – это система норм, которая опирается на обычай. Правовой обычай довольно широкое распространение получил в гражданском праве. Его нормы неоднократно ссылаются на обычай как на источник права. Гражданский кодекс РФ дает понятие обычая делового оборота: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо оттого, зафиксировано ли оно в каком-либо документе» (п. I ст. 5 Гражданского Кодекса Российской Федерации ). Одним из признаков и особенностей обычая являются использование его в сходных ситуациях неограниченным кругом лиц.

По соседству с обычаем находится естественное право, термин естественное право согласно трактовке Финниса означает те нормы поведения, которые необходимы людям и обществам для достижения блага во всех его видах. Естественное право и естественные права. [Феннис Джон Москва: ИРИСЭН, Мысль, 2012. - 554 с. Стр. 19] , которое зарождается как раз таки из природной сущности человека и его разума, всеобщих нравственных принципов и норм морали. Именно его естественная, неотчуждаемая природа дает ему самое широкое распространение на всей планете, без границ государств и времени. Это право вечно и неизменно априори, как неизменны природа и разум человека. Это вечные принципы прав и свобод человека: свобода человека, семья, собственность, безопасность, равенство, сопротивление насилию по отношению к человеку. Именно о соблюдении этих норм заботится любое политический союз, в том числе и государством в целом. Общая теория права и государства:[ Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 520 с.]

1.1 Термин право

"Право, представляя собой явление противоречивое, выражает, прежде всего, значительное продвижение по пути прогресса человечества: оно стало неотъемлемым элементом цивилизации, носителем его качеств и тенденций" [Алексеев С.С. Собрание сочинений Т.8 М.: Статут, 2010, с.56.]

Если углубиться в изучение права в древности, то в качестве централизации права можно использовать сборник правовых норм Киевской Руси который назывался «Русская правда». Сборник законов Русская Правда является не только важной составной частью истории возникновения права в России, но и важным культурным памятником эпохи, так как она отражает быт и жизнь Древней Руси, ее традиции, принципы ведения хозяйства, а также является важным источником сведений о письменной культуре государства, которая на тот момент только начинала зарождаться. [Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - 528 с.Стр.87]

« Русская Правда» – это первый нормативно-правовой документ появившийся в Древней Руси, который объединил в себе все старые нормативно-правовые акты, княжеские указы, законы и другие административно-правовые документы, издававшиеся самыми разнообразными инстанциями . Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, в том числе о нем упоминается и в Русской правде , означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо) авторы: князья Ярослав Мудрый. Владимир Мономах, дата написания ХI-XII век нашей эры. [Научная работа РУССКАЯ ПРАВДА» - ИСТОЧНИК ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА, Автор: Андреева Наталия Евгеньевна, учитель истории первой категории Москва 2006г.]

Не стоит забывать о том, что право тесно связано не только с экономикой, и политической сферами нашего общества, но и с его культурой в целом ,и право можно считать частью культурного целого "Право есть одновременно явление культуры. Суть феномена права как явления, выражающего требования цивилизации, не исчерпывается только тем, что право, нормативно объективирует и реализует указанные требования. Право есть также явление культуры как сферы индивидуального самовыражения личности, творчества, их аккумуляции, самовозрастания. [ Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 520 с.Стр.32]

Можно предположить, что миссия культуры в этом качестве заключается в том, что оно призвано запечатлеть в нормативной форме духовные ценности и достижения, накапливаемые человечеством за весь их период жизни в разных эпохах: демократию, права человека, мораль, справедливость, житейские мудрости, милосердия и т.д. - и быть и нормативным, и стабилизирующим "передаточным механизмом" [Алексеев С.С. Право: время новых подходов// Советское государство и право. 1991, № 2, с.5.]

Право – это понятие вне времени и вне государства. Если мы говорим о рабовладельческом праве, о феодальном праве, о праве наполеоновской Франции, о праве фашистской Германии и т.д. "Нужно учитывать господствующие в ту или иную эпоху представления о морали, справедливости, добре и зле , корректно и конкретно оценивая их на основании норм права" [Алексеев С.С. Теория права-. M.: Издательство БЕК, 1994 Указ. Соч. с.6.]

Многообразие пространственно-временных условий и рамок существования права обусловливает бесконечное многообразие самого права как такового. В связи с этим очень значимой становится пространственно-временная определенность как характеристика, содержащая указание на его топологию и хронологию, место и момент, в который воспроизводится и применяется право. Конкретизация пространственных и временных характеристик права позволяет сопоставить его с конкретными жизненными обстоятельствами, ситуациями, отношениями, в той или иной степени определяющими его специфические черты, что способствует углублению знаний о нем. Абсолютно любое право в его пространственно-временных рамках определенности является одновременно качественно определенным правом. [ Протасов В.Н. Теория права и государства: Учебник. – М.: Новый Юрист, 1999. – 361 с.]. Следовательно , для того, чтобы дать характеристику праву, взятому в его пространственно-временной определенности, необходимо определить и описать его существенные свойства/

Право - вне зависимости от того, в контексте какого подхода к его пониманию оно рассматривается, - неизменно представляется как нечто, что можно описать указанием на совокупность универсальных свойств, обнаруживаемых в любой конкретной правозначимой ситуации. К сожалению, стремясь к предельному обобщению, теоретики утрачивают понимание того, что право, и в особенности право современное, качественно неоднородно, а универсальные характеристики говорят о нем недостаточно. [Лановая Г.М. Пространственно-временная определенность в системе характеристик права. Пространство и время 2012 год. https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvenno-vremennaya-opredelennost-v-sisteme-harakteristik-prava (Дата обращения 28.07.2019)]

Вместе с эволюцией человеческой цивилизации происходит и эволюция всего права в целом.
Изучение ритмов общественно-исторического развития имеет важное значение не только для понимания причин и механизмов социальных сдвигов с прошлом и в настоящее, но и для выработки подходов к обоснованному прогнозированию и разработке стратегий для будущих социальных изменений. [Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 6-е изд., дополнительное. – СПб.: Издательство Юридического института., 2001 – 352 с. Cтр.69]

Почти за два столетия такая наука как социология выработала достаточно много концепций, моделей и теорий, связанных с социальными изменениями, причем важно то, что изменениям подвергались и сами социологические подходы к анализу социальных изменений. [Протасов В.Н. Теория права и государства: Учебник. - М.: Новый Юрист, 1999. – 361 с.Стр.31] Что из этого обширного наследия должно быть включено в предлагаемую нами систематизацию? Можно ли сосредоточиться исключительно на самых новых и наиболее модных направлениях, оставив без внимания все предшествующие? Здесь мы должны сказать однозначно «нет». Одним из наиболее важных социологических аспектов является принцип историзма. Он гласит: для того, чтобы понять любое современное явление, необходимо обратиться к его истокам и процессам, которые его породили. То же самое можно сказать о сфере идей: невозможно понять современные взгляды на социальные изменения без знания того, из каких более ранних концепций они вытекают и каким теориям противопоставляются [Социология социальных изменений/Пер, с англ, под ред. В.А.Ядова.—М.: Аспект Пресс, 1996. — 416 с.— (Программа «Высшее образование»),стр.56]

Собственно говоря, юридическое право можно охарактеризовать как санкционированный государством обычай, выраженный в законодательных актах, официально признанный и охраняемый государством. Обычаи создавались в результате развития общества и человеческих взаимоотношений, юридическое право формировалось непосредственно государством, или иными социальными объединениями (например, религиозными) и под руководством государства. [Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 520 с.; С. 28]

1.2 Исторические предпосылки права

Необходимым условием существования и нормального функционирования любого общества является регулирование отношений его участников. "Появление регулирования с помощью общих правил послужило качественным толчком к становлению (возникновению и развитию) государства и права"[ Сырых В.М. История государства и права России: учебное пособие. -М., Эксмо, 2012.458стр.с32.]

Нормы- обычаи, которые существовали в историческом обществе, были основаны на естественно-природной потребности и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью было поддержание правопорядка на определенной территории и сохранение кровнородственной семьи. Они являлись "мононормы", т.е. нерасчлененные, единые нормы. В них конкретизировано переплетались, самые разнообразные элементы морали, религии, правовых основ.

В первобытном обществе сложившиеся обычаи не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли тем самым "первобытное равенство", жестко регламентируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы и другим племенам , необходимости обороняться от враждебных племен. Права членов рода представляли собой оборотную сторону их обязанностей, были неотчуждаемые от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности в племенах все более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение единых норм поведения было свидетельством выхода человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути необратимого прогресса. [Корельский В.М. и Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для юридических ВУЗов, М.: Юрист, 1999. – 304 с. С 118]

В условиях общественной собственности и коллективного производства, совместного решения общих дел, неотделимости индивида от коллектива в решении определенных задач в качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов рода. В случае необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и племени и др.). [Протасов В.Н. Теория права и государства: Учебник. - М.: Новый Юрист, 1999. – 361 с. С. 86]

По истечению определенного времени обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных взаимоотношений.

Правители ранних государств таких, например, как: Древняя Греция и Древний Рим и др. продолжая традиции обычного права, издавали законы, но в отличие от обычаев правовые нормы отражались в письменных источниках, где были четко сформулированы дозволения, обвязывания, ограничения и запреты. Правовые нормы отличались от обычаев и применяемыми санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за такие нарушения как: посягательства на собственность, за преступления против личности.

Термин «норма» в переводе с латинского означает правило поведения, образец (модель), точное предписание. Другими словами, норма представляет собой сведения о возможном и должном поведении участников общественных отношений, т. е. меру ϲвободы субъектов в конкретных взаимоотношениях. [Теория государства и права. Абдулаев М.И. 2-е изд., дополн. - М.: Финансовый контроль, 2004 369c.стр.7]

Юридическая норма – ϶то одна из существующих разновидностей социальных норм. Общим между правовыми нормами и другими социальными нормами будет являться их предназначение. Норма права, как и другие социальные нормы– это мера выражаемая в ϲʙободе личности, разграничение данных ϲʙобод между людьми. При этом норма права – ϶то также четко обозначенный масштаб правил поведения. Стоит заметить, что она требует официального признания со стороны государства. Юридическая норма – ϶то общее правило поведения, установленное и охраняемое государством. [Теория государства и права. Абдулаев М.И. 2-е изд., дополн. - М.: Финансовый контроль, 2004 стр.11]

Норма права – ϶то особая социальная норма, имеющая ϲʙои социальные, культурные характеристики и специфические признаки. Правовым нормам должны быть характерны все признаки, характерные для права. Это такие признаки, как ϲʙобода, равенство, справедливость, общеобязательность, нормативность, системность. [Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 520 с. Стр. 162]

Также норму права можно определить как общеобязательное предписание, выраженное в форме государственного предписания, которое представляет собой безусловный (императивный) характер и обязательно для исполнения всеми, кому оно адресовано, неважно, касается ли оно создания того или иного способа жизнедеятельности, т. е. для возможного, дозволенного поведения или же направлено на строго обозначенное обязательное поведение. В случае нарушения данных правил поведения субъект правоотношений несет заранее установленные негативные последствия полагающиеся ему санкциями .

Осуществление контроля за соблюдением правовых норм приобретает общественное значение и достигается не с помощью локальных норм первобытного коллектива, а благодаря установления определенных общепринятых правил поведения.

Главной предпосылкой зарождения права можно по праву считать , "усложнение общественных взаимосвязей, углубление и обострение социальных противоречий и конфликтов которые происходили на всех этапах развития человечества " [Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е издание перераб. и доп., М.,2014, стр.43 ]

1.3 Пути развития права

Говоря об особенностях возникновения права, стоит не забывать , что процесс возникновения государства и права протекали во многом параллельно между собой, при взаимном их воздействии друг на друга.

В Восточных странах, где доминирующее положение занимает государственная собственность, в этих странах очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а главными его источниками становятся религиозные поучения. Правовые нормы в большинстве случаев фиксируются в сборниках нравственно-религиозных положений (Поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.)

Религия - это связь между мирами или мост между тварным миром и Божественным Духом, как считал богослов А.Мень. [Мень А. В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 2 томах Т. 2 стр.23]

Согласно определению А.Б.Зубова, которое он изложил в своих трудах религия - это есть совокупность способов достижения человеком Бога, смертным - бессмертного, временным - вечного (теистические религии); или методы соединения человека с духами, овладения ими, защиты от них, при более или менее полном игнорировании вечного бессмертного Бога - Творца (демонические религии). [Зубов А.Б. История религий.: Доисторические и внеисторические религии. - М.: Планета детей, 1997. Стр.268]

Зафиксированные в нравственно-религиозных положениях нормы носят зачастую казуальный характер. Дополняют их в случае необходимости другими обычаями (например, адатами) и конкретными (ненормативными), но имеющими силу закона установлениями монарха или по его уполномочию чиновниками государственного аппарата.

В странах Европы, в тогдашнем обществе, основанном преимущественно на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав среди собственников, наряду с обычным правом развивалось, и более обширное право, отличающееся более высокой степенью формализации и конкретизации прецедентное право и законодательство.

Прецедентное право-это правовая система, в которой основным источником права признается прецедент судебный. Эта система дает возможность суду выполнять правотворческие функции не только в случае отсутствия соответствующего закона, но и при наличии недостаточно четкой нормы [Богдановская И. Ю. Прецедентное право / РАН. Ин-т государства и права. - М. : Наука, 1993. - 237 с стр. 8]

Стоит отметить, что Прецедентное право это гражданское законодательство, регулирующее наиболее сложную систему имущественных общественных отношений. В определенных случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право). Римское частное право: [Учебник / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. - М.: Юриспруденция, 2000. - 448 с. Стр. 29]

Если посмотреть на развития права с исторической точки зрения право возникло благодаря тому, что социальные отношения стали значительно сложнее, внутри общества назрели определенные противоречия, появилась колоссальная необходимость в определенном рычаге регулирования общества. Таким рычагом регулирования стало право, которое стало обеспечивать организованность, стабильность и правопорядок в обществе. Общая теория права и государства:[ Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 520 с. Стр.96]

Глава 2. Основные существующие теории возникновения права

2.1 Разнообразные теории происхождения права

В сегодняшний день в мире существует большое многообразие разных теорий, объясняющих процесс зарождения и развития государства и права. Это абсолютно естественно и понятно. Поскольку каждая из теорий отражает в себе различные взгляды различных групп, слоев, каст, классов, наций и других социальных общностей на этот процесс, или — взгляды и суждения одной и той же социальной группы на различные точки зрения протекания данного процесса возникновения и развития государства и права в мире .[Проблемы теории государства и права.  Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А.: Учебник. – М.: ЭКСМО, 2005. - 649 с. Стр.62]

Большинство современных ученых и историков различают шесть основных теорий происхождения государства: теологическая теория; патриархальная теория; органическая теория; теория насилия; психологическая теория; теория общественного договора (естественного права); историко-материалистическая теория. [Теория государства и права.  Матузов Н.И., Малько А.В М.: Юристъ, 2004. — 512 с. Стр.19]

Формулируя свою точку зрения на процесс возникновения права, ученые-историки для обоснования своих идей брали за основу различные территории земли, отличающиеся между собой своеобразием. Также на взгляды сторонников определенных теорий сильно влияли их философские и идеологические предрассудки ,и очень часто к приверженцам других теорий относились предвзято. [Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 776 с. Стр 94]

Приверженцы определенной теории ,которые давали логическое объяснение какому-либо процессу ,проживали в различные исторические эпохи , и соответственно использовали различный объем и полноту накопленных человеческих знаний за определенный период времени . На сегодняшний день уровень знаний об обществе в значительной степени увеличился , но многие из ранних высказываний и идеи не опровергнуты современниками и справедливы до настоящего времени.

Большинство современных ученых и историков различают шесть основных теорий происхождения государства: теологическая теория; патриархальная теория; органическая теория; теория насилия; психологическая теория; теория общественного договора (естественного права); историко-материалистическая теория. [Теория государства и права.  Матузов Н.И., Малько А.В М.: Юристъ, 2004. — 512 с. Стр.19]

2.2 Теологическая теория

Теологическая или как ее называют божественная теория является одной из первых теорий, объясняющая возникновение государства и права божественной волей. Её представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, Средневековой Европы (Фома Аквинский, идеологии Ислама и современной католической церкви (неотомисты - представитель Ж. Маритен). Они уподобляли процесс возникновения и развития государства и права процессу сотворения богом мира. [Проблемы теории государства и права.  Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А.: Учебник. – М.: ЭКСМО, 2005. - 649 с. Стр.74]

Теологическая теория не указывает на конкретные пути и способы реализации этой божественной воли. В это же самое она отстаивает идеи непоколебимость, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти произошедшей от Бога, но вместе с тем и зависимость самого государства от воли божьей , которая выражается через церковь и другие религиозные органы. В послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. [Правовые основы Российского государства: учебник для студентов вузов. Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 351 с. стр.18.] Теологическую теорию нельзя с абсолютной точностью доказать, равно как и опровергнуть ее: вопрос о её истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры самого человека в сверхъестественное .

Теологическая теория имела в своей основе реальные факты: первые государства имели религиозные формы правления , так как они представляли собой правление жрецов, божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства – обязанность к исполнению . Эта теория была распространена в средневековье . В XVI - XVIII веках теологическую теорию применяли для обоснования абсолютной власти монарха.

Среди представителей теологической теории стоит выделить философа Фому Аквинского (1225-1274) он являлся представителем и одним из основоположников теологической теории, а также он был , систематизатором ортодоксальной схоластики, учителем церкви, основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года он был признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Главной идеей теории является утверждение, что право создано Богом для регулирования жизни людей и что оно даруется человеку через посредство пророка или правителя.[ Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2009. Стр. 236]

В настоящее время такое представление о природе права представлено в некоторых древних правовых системах, таких, как вавилонские законы, древнееврейские законы, законы Ману в Древней Индии, а так же в исламском праве.

Теологическая теория получила своеобразное развитие и в трудах некоторых современных теологов, которые, принимая рубежное значение неолитической революции, обосновывали свою точку зрения , что переход к производящей экономике, начавшейся 10-12 тыс. лет назад, имел божественное начало. [Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2009.Стр. 121]

Фома Аквинский продвигал в массы учение, согласно которому мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит только Бог. Так же он считал, что по тому же иерархическому принципу организовалось и общество: подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам и.т.д.

Ф. Аквинский сделал различия двух таких терминов как право и закон. Закону он дал следующее определение: "известное правило и мерило действий, которое как-либо побуждает к действию или воздерживает от него" [Проблемы общей теории права и государства./ Под ред. Нерсесянца В.С. М.:Норма, 2010,с.409. Закон оценивается с точки зрения.]

Также к дополнению законов которых придерживался Аристотель и которые он разделял на естественные (они самоочевидны) и положительные (писанные), он дополнил эти два закона делением еще на два новых закона, а именно: человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают на пути достижения «небесного блаженства»).[ История политических и правовых учений: учеб.-метод. компл. / сост. Ю.П. Вахрушев. – 4-е изд., переработанное и дополненное – Иркутск: Издательство: БГУЭП, 2008. – 180 с. Стр. 51]

Закон он оценивает с точки зрения соответствия своего права, которое "есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего" [Антология мировой философии.Т.1.,Ч.2/Под ред. Соколова В.В., М.:Мысль,1969, с.823.]

Ф. Аквинский дает следующие определения законов:

Человеческий закон - это позитивное право, выражающее требования естественного закона, подкреплённые санкциями. Этот закон необходим для того, чтобы люди вследствие грехопадения не извращали закон естественный. [Происхождение государства и права/Учебное пособие / Кашанина Т.В. - М.: Высш. шк. - 325 c.. 2004 стр.97]

Под вечным законом он подразумевал божественный разум, управляющий миром. Вечный закон не подвластен сознанию человека . Но человек различает для себя добро и зло, должное и недолжное поведение.

Для естественного закона характерно отражение вечного закона человеческим разумом. К нему можно отнести законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода.

Теологическая теория представляет собой ответ на вызов своего времени. Её достоинством является то, что именно её авторы впервые жестко связали между собой такие понятия, как право (пусть даже и как выражение божественной воли) и справедливость. Божественная теория сыграла определенную роль в обществе, однако на настоящем этапе общественного развития вряд ли она является приемлемой для большинства граждан .

2.3 Теория естественного права

Теория естественного права начала зарождаться еще в Древней Греции и в Древнем Риме, и связана она с такими именами как: Сократ, Платон, Аристотель, греческих и римских стоиков, Цицерон, Ульпиан и других римских юристов. В эпоху средневековья она получила свое бурное развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского.

Однако свою завершенную форму естественно - правовая теория получила в эпоху буржуазных революций которые приходились ХVII— XVIII в.в. нашей эры. История России XIX–XX вв. Учеб. пособие по дисциплине «Отечественная история» для студентов вузов, неисторических специальностей / Б.В. Леванов, В.А. Корнилов, В.В. Рябов. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 605 с. Стр. 389

Буржуазная революция – это социальная революция, основной задачей данной революции является уничтожение феодального строя или его остаточных явлений в обществе, установление власти буржуазии, создание на месте феодального общества буржуазного государства; в зависимых и колониальных странах буржуазная революция направлена также и на захват национальной независимости. Буржуазная революция является на определенном этапе развития исторически необходимой и прогрессивной, она как бы выражает потребность общества в развитии. [Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. –Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 496 с. Стр. 247]

Яркими представителями теории естественного права являются такие выдающиеся личности как: Г. Гроций, Б. Спиноза (Голландия), Дж. Локк (Англия), Т. Джефферсон ,(США) Ж.-Ж. Руссо (Франция). и другие. Среди наших соотечественников следует выделить таких представителей как: Е.Н. Трубецкой, Б.Н. Чичерин, В.С. Соловьев, И.А. Ильин и другие. Следуя данной теории вместе с позитивным правом, которое выражается в законодательстве, существует еще и естественное право, которое зарождается в естественной природе и разуме человека. Его основными требованиями являлись свобода, равенство всех людей, право частной собственности на имущество , свобода вероисповедания и мысли и т.п.духовные и материальные ценности . Признавая за естественным правом очевидный приоритет перед позитивным правом, авторы данной теории обосновывали необходимость приведения позитивного права в соответствие с естественным правом. Тем самым представители естественно-правовой теории провозгласили неразумными принципы и институты феодального права и смогли обосновывать необходимость замены феодально-правовых порядков за рождавшимся буржуазным правом. [Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - 528 с. Стр. 367]

Приверженцы теории естественного права напрочь отказались от идеи божественного возникновения естественного права и обратились к воле народов, наций, отдельного индивида. Они полагали , что в обществе наряду с позитивным правом, которое было создано государством (законодательством), существует еще и высшее право, которое неотчуждаемое, т.е свойственное человеку от природы, - естественное право. Вместе с тем естественное право существует само по себе, оно вытекает из особенностей человека, как социально-биологического существа. Позитивное право основывается прежде всего на требованиях естественного права (право на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества государства).[ Естественное и позитивное право: понятие, история, тенденции и перспективы развития / И.В. Упоров, Б.А. Схатум; С.-Петерб. Издательство: Мир 2000. - 146 с.; стр. 79]

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно существует до тех пор, пока существует человек. [Шумаков Д.М. Происхождение государства и права// Основы государства и права.№7, 1999.-52с.]

Основные положения теории естественного права нашли свое признание в Декларации независимости США в 1776г., а затем и в Конституции США в 1787г.Во Франции положения теории естественного права прочно закрепились в Декларации прав человека и гражданина Франции (1789г) и др. [История государственно-правовых учений. Учебник. Отв. ред. В. В. Лазарев. - М., 2006. История политических и правовых учений.Стр. 64,71]

Уступив на некоторое время своё место исторической школе права, теория естественного права вступила в свои права XXв., в период возрождённого естественного права и получила огромную распространенность е во многих странах Европы, Латинской и Северной Америки.

Теория возрождённого естественного права выделяет свою связь с естественным правом на предыдущих этапах развития и ставит своей основной задачей поиски идеального критерия для положительного права. Стоит отметить, что данная теория не признаёт вечного, неизменного для всех народов и времён права и полагает, что естественное право исторически меняет своё положение на этапах развития общества. [История государственно-правовых учений. Учебник. Отв. ред. В. В. Лазарев. - М., 2006. История политических и правовых учений. Стр. 153]

Для возрождённого естественного права присуще возникновение на его основе частных теорий и доктрин. Здесь, пожалуй, стоит выделить , в первую очередь , неотомическую теорию. Неотомическая теория по традиции изучается как одно из течений естественно-правовой теории и одновременно причисляется к теологическим учениям, так как её исходным началом являлась божественная воля. Сущность неотомической теории состоит в том, что всё должное и сущее происходит от Бога, а человек как творение божьей воли является носителем естественного права. Из этого следует, что , естественное право трактуется как совокупность абстрактных принципов - свободы, справедливости, выполнения заключенных договоров, уважения властей, общего блага и др., которые предопределены Божьей волей и воплощаются по воле Бога.[ Теория государства и права Учебник. Морозова Л.А. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Российское юридическое образование, 2010.-. 384 с. Стр.48]

Косвенно к теории естественного происхождения можно приобщить и сторонников договорной теории, т.к сторонники договорной теории права полагали , что люди первоначально находились в естественном состоянии, где они все были равны и свободны, имели собственность и находились в состоянии мира и безопасности. Естественное право, по их мнению, присуще человеку от рождения. Закон природы, утверждал Дж. Локк, предписывает мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях. [Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю.. Теория государства и права. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: — 704 с.. 2014, Стр.12 ].Люди отказались от положенного им права самостоятельно защищать свои естественные права. Они пришли к выводу о необходимости создания государства, имеющее право издавать законы, наделенное определенными санкциями. Естественные права выражаются посредством законов и обеспечиваются наказанием нарушителей закона в той степени, в какой это может воспрепятствовать нарушению естественных прав граждан .

Еще существует [герменевтическое направление естественной теории (от греч. слова «герменевтика» - разъясняю, т.е. искусство истолкования текста) Ожегов С.И. «Словарь русского языка», «Русский язык», М., 1988, Стр. 97]. герменевтическое направление вытекало из недопустимости разрыва и противопоставления между собой естественного и позитивного права. Сторонники герменевтического подхода к происхождению сущности права считают , что естественное право развивается исторически и выступает как наивысшая справедливость для каждого конкретного периода развития общества. Право есть соответствие должного и сущего, их полное совпадение. Текст юридического закона должен «входить » в фактическое положение вещей. Главное при таком подходе являются не нормы права, а правовые взаимоотношения между людьми, правовые решения определенных вопросов, правовые поступки и правовое поведение людей. Судьи, другие должностные лица, принимая во внимание правовое решение, как бы приспосабливают должное к сущему, посредством чего и создаётся конкретно-историческое право. [Морозова Л.А. ТГП:Учебник.Изд.2-ое,перераб.,доп.-М.: Изд-во Эксмо.2007.- 177-178с.]

Существует еще одно направление естественной теории которая называется : « Экзистенциалистическая теория». Экзистенциалистическая теория исходит из противопоставления обыденного, отчуждённого бытия и глубинного, живого существования, воплощённого в существовании человека. Право черпает свою силу именно в способе существования человека, хотя внешне право воплощается в застывших искусственных формах. Теория государства и права Учебник. Морозова Л.А. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Российское юридическое образование, 2010.-. 384 с. Стр.48. Отсюда следует то ,что позитивное право имеет вторичный ,а значит необязательный к исполнению характер действий . Представитель этой теории немецкий ученый М. Хайдеггер полагал , что правовые отношения, правовые оценки вытекают не из юридических установок государственной власти, а из способа существования (экзистенции) судьи, правителя, администратора. Причем содержание экзистенции со временем меняется. Поэтому естественное право не имеет постоянного содержания, каждая жизненная ситуация индивидуальна и неповторима.

Еще, пожалуй, стоит упомянуть о Эйдетическом праве. Эйдетическое право —это разновидность естественного права, которое предшествовала позитивному праву и указывает на его содержание. В нем норма права не существует без человека как субъекта познания. Нормативные идеи осуществляются в актах сознания многих граждан и определяют действия граждан в определенном обществе. На основе эйдетического права возникает нормативный порядок поступков людей.

Юридическая норма представляет собой мертвое, механическое образование в отличие от экзистенции, которая определяет масштабы справедливости и поступков людей.[ Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 520 с.Стр.321]

Всё перечисленные выше течения естественной теории права взаимно переплетаются между собой и в значительной степени дополняют друг друга. Можно сказать ,что теория естественного права сыграла огромную роль в освобождении правопонимания гражданского общества от религиозных предрассудков . Естественное право выступало как некое идеальное право, обусловленное природой человека, которому необходимо следовать, хотя и трудно обнаружить в реальной истории человечества. [Головистикова А.Н, Дмитриев Ю.А. ТГП:Учебник.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-85с.]

2.4 Регулятивная теория

Регулятивная теория происхождения права наиболее распространена преимущественно в азиатских странах и в евроазиатской части России. Основной Причиной приверженности регулятивной теории является то, что ученые вышеуказанных стран при осмыслении вопроса о происхождении права опирались в основном на условия, в которых находятся страны Азиатского континента. Жесткие климатические и географические условия в данной части планеты обусловили важную роль государства. С самого начала она была очень большой и заключалась в обеспечении порядка и стабильности страны , которые были крайне шаткими в таких сложных жизненных условиях.

Следуя регулятивной теории право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны. Порядок –это понятие комплексное, обхватывающее многие сферы человеческой жизнедеятельности, расширившейся и гигантски усложнившейся в связи с переходом общества к производящей экономике. [ Происхождение государства и права/Учебное пособие / Кашанина Т.В. - М.: Высш. шк. - 325 c.. 2004.Стр.80]

На начальном этапе зарождения и развития человеческого общества, весьма небольшой круг социальных вопросов требовал упорядочения посредством правовых норм: распределение территории при вынужденной передислокации племен (заключение своего рода договора между племенами), установлении правил экзогамии, запреты инцестов и др. Затем с развитием производства возникает определенная необходимость регламентировать уже не только порядок приобретения землевладения, но и сельскохозяйственное производство. Например вассалы, помещик своими распоряжениями устанавливали такие правила по отношению к крестьянам так называемые нормы крепостного права. Так, в частности, существовало такое правило, касающееся разделения труда, - мужчины косят, а женщины подгребают траву, стогуют. Также немалую важность представляло и распределение созданного продукта (большая часть труда крестьян доставалась вассалу или помещику, определенную часть изымал сюзерен или правитель-государь, устанавливая налоги и сборы). Появлялись и определенные правила, которые касались сотрудничества и взаимопомощи, например, (община, справившись со своими задачами, шла на помощь соседней крестьянской общине).[ Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 520 с.Стр.326]

Когда же происходит новый этап развития производства, перешло на новый уровень и обмен продуктами труда стал носить массовый характер, то начинают регулироваться меры весов, возникает необходимость создания определенных денежных систем, устанавливаются справедливые цены на товары.

По мере развития общества возникает необходимости определенного рычага воздействия на все сферы жизни людей (экономическая, политическая и социально бытовая) и они регулируются нормами права всё плотнее и плотнее. В этом и кроется основная причина возникновения права.

Также стоит подчеркнуть то, что регулятивная теория иммет немало плюсов для общества надо заметить, что она согласуется не только с историческими фактами, но и со всем ходом развития истории. [Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 776 с. Стр. 419 ]. И действительно, правовой потенциал накапливался постепенно и постоянно увеличивался и совершенствовался . Во-вторых, оценивая с позиции сегодняшнего дня процесс происхождения права, нужно свои оценки обосновывать на каких-то объективных показателях. Таковыми показателями являются в первую очередь письменные источники права. И действительно, в самых ранних письменных источниках права преобладают нормы уголовного права, однако обобщение типичных, противоправных ситуаций и установление за них Санкция –это часть правовой нормы, в которой определяются мера и вид государственного взыскания, применяемого к нарушителю, не выполняющему предписаний диспозиции.[ Теория государства и права : учеб. пособие / А.В. Попова. — м. : инфра-м, 2019. – 208с.Стр. 68.] Своего рода санкция это тоже регулирование, не только превентивное. Кроме того, уже и в этих источниках появляются нормы, регулирующие собственность, порядок заключения договоров, немного просматриваются и наследственные, семейные и другие нормы права гражданского общества .

Вместе с тем не обходят стороной регулятивную теорию и некоторые минусы .Регулятивная теория в некоторой степени страдает определенными чертами максимализма . В её подтексте просматривается такой тезис: человек настолько умное существо, что ему всё по плечу. [Теория государства и права._Чепурнова Н.М, Серегин А. В. Учебное пособие _ЕАОИ, 2008 -465с.Стр.207.] Да, можно согласиться с этим в некоторой степени, т.к. большинство вопросов социальной жизни были урегулированы исключительно с помощью права. Но вот, например, право очень долго не могло «взять в плен» политику, т.е. урегулировать вопрос о политическом властвовании. Тираны, деспоты, диктаторы не одно тысячелетие «парили» над людьми, уничтожали их в массовом количестве и лишь только в определенный момент времени посредствам права начинают регулироваться и взаимоотношения с властями. Из этого следует, что регулятивные функции права далеко не безграничны даже на сегодняшний день , а на начальном этапе развития общества они были куда более скромнее.

Но вместе с тем с помощью права невозможно разрешить все социальные противоречия и проблемы, которые царят в обществе. "Право до сих пор не может обуздать политику, военную или экономическую целесообразность. Об этом свидетельствуют военные операции США в бывшей Югославии и на Ближнем Востоке; политические перевороты в Грузии и Украине" [Теория государства и права/ Ивлев В.Г., Серёгин А.В., М.: ЕАОИ, 2014, с. 279 ]. Кроме того регулятивная концепция упускает из своего виду основную необходимую потребность в праве связанную с охраной общества от преступных посягательств.

2.5 Историческая теория

Историческая теория происхождения права возникла в первой половине XIX в.в Германии , как противопоставление теории естественного права, из которой вытекали демократические и революционные идеи, призывы к существенному изменению господствующего со средних веков политико-юридического строя общества и принятию законов, отвечающих «требованиям разума», «природе человека». Яркими представителями исторической теории следует считать: немецких ученых Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухту. Общая теория права и государства: [Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 520 с.Стр.342]

Представители исторической школы права полагали, что действующее в обществе право не сводится к совокупности предписаний, исходящих от государства. Право возникает спонтанно и своим происхождением ничем не обязано государству. Право словно язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему либо указанию, право не дается нам Богом, а создаётся, складывается постепенно путём самостоятельного развития общества через стихийное образование, нормы общения, добровольно принимаемых народом. Право - это в первую очередь исторически сложившиеся правовые обычаи, берущие свое начало из глубин народного сознания, из недр национального, народного духа. Что же касается предписаний государства, то они составляют позитивное право, которое производно от права обычного и способно лишь помочь его упорядочению.[ Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права// Сибирский юридический вестник.2000. №1 - 4с.]

Создатели исторической школы права попытались изложить становление и жизнь юридических норм и институтов как определённый объективный ход вещей. Указанный ход совершается непроизвольно, приноравливаясь сам собой к потребностям и запросам определенного времени, и по этой причине людям лучше всего совсем не вмешиваться в него, держаться заведённых и освященных колоссальным опытом столетий порядков.

К.Савиньи считает, что право эволюционирует вместе со стихийным движением народного духа. Динамика права- это органический процесс. Всю историю права он представляет как развитие некой субстанции, которая, как зерно, изначально покоится на почве народного духа. На первом этапе своего развития право – это просто определенный обычай, на втором этапе право начинает подвергаться определенной обработке со стороны ученых-правоведов, и историков не теряя связи со своими истоками . [Теория государства и права: Учеб. для вузов/ Под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. М.: ЮНИТИ - ДАНА; Закон и право, 2000. 640 с. ]

С позиции еще одного представителя исторической школы права Г. Пухты, создавать право- это означает бесцельно, искусственно конструировать и в любое время предлагать обществу ту или иную придуманную правовую систему. Созданная обособлено от самой истории жизни народного духа, она никак не может приобщиться к обществу. Каждому народу присущ свой собственный дух, соответственно своё правосознание. Из этого вытекает, что нормы права одного народа не будут годными и для других народов и национальностей. Чтобы народ имел соответствующее ему право, необходимо определить его дух, а этого можно достичь лишь посредством проведения исторических исследований в обществе. И чем глубже уходит в историю народа ученый-исследователь, тем более истинными и полными будут знания о народном духе и процессах его развития. [Сырых В.М. ТГП: Учебник для вузов.-5-ое изд., стер. М.: ЗАО Юстицинформ, 2009.-551с.]

Историческая школа права имеет ряд своих достоинств. Одно из основных ее достоинств - это правильное умозаключение о том, что право - это объективное явление, а не чьё-либо произвольное творение. Вместе с тем , утверждается, и с этим абсолютно можно согласиться, что право –это явление исторически сложившееся , и развивается оно вместе с обществом, а не стоит на месте, будучи раз и навсегда непоколебимым .

Также стоит указать и на отрицательные черты исторической теории права. Сторонники исторической теории утверждают, что право произрастает из народного духа, постулируют его неизменность. Но даже тогда, когда они допускают его развитие, они само развитие народного духа воспринимают не как цепочку качественных превращений, а как простое, хронологическое его развёртывание в ходе исторического процесса.

Историческая теория в некотором роде преувеличивает роль одной стороны жизни общества: общественного сознания над другими. Объективные факторы, такие как экономика, военные завоевания, климатические условия и природные катаклизмы, международные отношения и заимствование опыта социальной жизни от других стран ,в ней недоучитываются. Полагается , что «народный дух» всё же даётся не сам по себе, а зависит от множества объективных причин, в частности тех, которые указаны выше.[ Происхождение государства и права/Учебное пособие / Кашанина Т.В. - М.: Высш. шк. - 325 c.. 2004.Стр.82]

Согласно исторической теории народный дух проявляется в обычаях. Но и здесь возникает определенный ряд проблем. В первую очередь, стоит проанализировать данную и понять все ли обычаи являются справедливыми? С этим в большей степени трудно согласиться, если взглянуть, например, на обычай рабства или обычай войн которое рассматривается в международном праве. Во-вторых, некоторые обычаи носят международный характер, например, торговые обычаи, и как бы выходят за рамки народного (национального) духа. [Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 776 с.Стр.429]

Подводя итог можно сказать, что историческая теория права даёт серьезные и обоснованные поводы для своей критики. Но, не смотря на это, её следует признать большим наследием истории, создание определенного толчка вперёд в теоретико-правовой мысли в изучении о происхождении права. Историческая теория в значительной степени оказала влияние на становление историко-правовых наук, которые обращались к проблемам примитивного права. Историческая теория, без малейшего на то сомнения, пополнила багаж человеческих знаний о процессе происхождения права.

2.6 Классовая теория

Во второй половине XIX века сформировались социалистические и коммунистические учения (в том числе марксизм)которые были о сущности права, эти учения исходили из классовой природы государства и права. Выдающимися мыслителями XIX века и основоположниками классовой теории были К. Маркс и Ф. Энгельс.

Маркс и Энгельс в своих трудах делали акцент на том, что история человеческого общества была всегда историей классовой борьбы, в которой угнетатель и угнетенный находились в резком противостоянии друг с другу. Политическая власть является организованным и узаконенным использованием силы одним классом общества для подавления и подчинения другого класса. Господствующий класс видоизменяет обычаи в свою выгодную для него пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если возникает необходимость , то и целенаправленно создаёт необходимые для достижения своих целей законы. Таким образом, право является возведённой в закон волей господствующего класса, его орудием, применяемым для подавления класса угнетенного. [Происхождение государства и права/Учебное пособие / Кашанина Т.В. - М.: Высш. шк. - 325 c.. 2004.Стр.85]

Но само по себе право, так же как, и другие формы общественного сознания (например, мораль), в большей степени обусловлены экономическими условиями жизни граждан, и право должно полностью соответствовать экономической структуре общества. [Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов, изд-во БЕК, М. – 1998 – 456 с.Стр.187]

Марксисты утверждают, что экономика всегда остаётся первичным и определяющим моментом для политической и юридической надстройкой общества. Право- это всеобщий закон. Конкретные его воплощения от эпохи к эпохе изменяются .

В рамках разделения общества на противоположные между собой классы, жизнедеятельность политической и юридической надстройки, взятой во всех её измерениях, в корни проникает и определяет интерес господствующего класса. Данный интерес проявляется как в выполнении этой надстройкой сугубо принудительных волеизъявлений , прямо обусловленных наличием классовых антагонизмов, так и в выполнении ею «общих дел, вытекающих из природы всякого общества». [Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. — 6 е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2019. — 464 с. Стр.138]

К. Маркс и Ф. Энгельс представляли в своем понимании право как возведенную в закон волю господствующего класса, определяемую материальными условиями жизни данного класса. В этом случае право выступает как средство для подавления сопротивления эксплуатируемых классов. Рассматривая соотношение общесоциального и классового, в праве марксисты отдавали приоритет классовому. Право вовсе не воплощает представления о справедливости, а оно обуславливается исключительно экономическим базисом общества. [Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. — 6 е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2019. — 464 с. Стр.138]

Изучая данную теорию можно сделать следующий вывод , что с точки зрения представителей данной теории право-это возведённая в закон воля экономически господствующих классов. Содержание этой воли определяется материальными, т.е. экономическими, условиями жизни общества, и возведение этой воли в рамки правового поля ,а также осуществления определённых норм прав граждан, перед государством путём установления или санкционирования определённых действий . В советской юридической науке и юридической науке других социалистических стран право обычно определялось как совокупность или система общеобязательных норм, которые устанавливаются, или санкционируются государством, обеспечиваются государством , выражают волю экономически господствующих классов или народа (в социалистическом обществе) и выступают в качестве регулятора отношений в обществе.

Классовая теория, как и все предшествующие , имеет свои положительные стороны . Маркс и Энгельс справедливо подметили , что экономика - это далеко не пустячный фактор в развитии общества и, в частности, в процессе происхождения права. [Происхождение государства и права/Учебное пособие / Кашанина Т.В. - М.: Высш. шк. - 325 c.. 2004.Стр.85.] Они абсолютно правы в том, что на определённой ступени развития общества, обычаи перестают быть главным средством социального регулирования потому, что обычаи предназначались для однородного общества, но вовсе не для общества, которое подразделялось на классы и социальные группы. На смену обычаям приходят другие, более подходящие средства регулирования общественной жизни граждан , главным из которых является право.

Но даже в такой, стало быть, совершенной теории есть свои недостатки, прежде всего марксистская теория придаёт социальному развитию некую научную форму. Она прямо указывает на способ производства как на единственную причину всех культурных явлений и права в том числе. Однако специфической особенностью научного метода является то, что он основывается на вероятности, а не на необходимости, на поиске не одного какого-то определенного закона, а нескольких законов. Эта теология основана на поисках единого и окончательного объяснения всего сущего. [Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю.. Теория государства и права. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: — 704 с.. 2014.Стр.19.] Поэтому, хоть экономические факторы, безусловно , играют значимую роль в происхождении права, они не являются единственной главной причиной, породивший правовой процесс в истории человечества.

Согласно данной теории концепции, пусковым механизмом зарождения права являются классовые противоречия которые царят в обществе . Авторы считают их катализатором социального прогресса вообще. Из этого следовало бы сделать логический вывод о том, что если мы стремимся к общественному прогрессу, то непременно должны интенсифицировать классовую борьбу. [Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов, изд-во БЕК, М. – 1998 – 456 с. Стр.309.]Однако житейский опыт социальной жизни говорит нам о том, что классовая борьба - это явление, которое можно рассматривать и как отрицательное, поскольку она не способствует истощению и уничтожению ресурсов общества, и как необходимое для прогресса (людских прежде всего, а также материальных).

В праве по мнению приверженцев классовой теории выражается не только воля господствующего класса, но также и общая воля людей, проживающих в том или ином государстве. Так, наказание, следуемое за убийство любого человека, отвечает интересам всех, а не только интересам экономически сильного и поэтому господствующего класса, поскольку иной подход подорвал бы основы безопасности и стабильности общества. [Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько - м.: Норма, 2008. - 384 с. Стр.196]; Акцент же на право Маркса и Энгельса делают лишь как на инструмент подавления, и оно не способствует изучению той полезной роли, которую право могло бы играть в обществе.

При некоторых недостатках классовой теории, не стоит забывать и о её плюсах. Принцип историзма, подход к появлению права как социально значимого явления, рожденного потребностями материальной жизни общества, взаимосвязь права с классовыми структурами и классовыми интересами и ряд других положений составляют, безусловно , большое достижение теоретико-правовой мысли.

2.7 Психологическая теория происхождения права

Основоположником психологической теории происхождения права является Л.И Петражицкий. Он считает правом определенную психическую реальность - правовые эмоции человека. Положительным здесь является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы - психологическую. [Теория государства и права : Учебник для вузов/Под ред. Проф. В.М Корельского и проф. В.Д Перевалова.-2-ое изд., изм. И доп.-М.: Изд-во НОРМА, 2008.-283с.Стр.227]

Из этой теории вытекает то, что нельзя вносить на рассмотрение ,а затем издавать законы, не изучив уровень правовой культуры и правосознания царящее в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особенности конкретного индивида.

Петражицкий полагает, что основные причины возникновения права просматриваются не в окружающей экономической, социальной и иной среде, а в особенностях психики человека, в «импульсах» и эмоциях, которые играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образовании права. [Марченко М.Н. ТГП: учеб.-2-ое изд., перераб. И доп.-М.: Проспект, 2009.- 640 с. Стр.149]

Таким образом, можно выделить основные положения психологической теории права:

1) Психологическая теория права различает позитивное право, которое официально действует в государстве, и интуитивное право, истоки которого лежат в психике людей и складываются из того, что они переживают как право;

2) Позитивное право - это действующие нормативные правовые акты, право, установленное государством, волей законодателя, в отличие от естественного права. [Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др.. Большой юридический словарь. М.: — 790 с.. 2001.Стр.194]

3)Интуитивное право -это право, с которым человек в своих отношениях с другими людьми сталкивается на каждом шагу. Среди разных психологических состояний людей на первый план выдвигают эмоции - импульсивные переживания, побуждающие человека совершать определенные действия.[ Большой юридический словарь / [В.А. Белов и др.] ; Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. - 2. изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2003 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 703 с.Стр.117]

Другие последователи психологической теории права тоже просматривают истоки права в психике, и эмоциях людей. Это или «психологическая потребность подчинения и повиновения», или «чувство коллективного взаимодействия», или « чувство подражания».

Несомненным достоинством теории Л.И. Петражицкого служит то, что эта теория обращает внимание на психологическую сторону действия права, она тесно связана с проблемой психологического механизма формирования правомерного поведения гражданина . [Теория государства и права : [Учебник для вузов/Под ред. Проф. В.М Корельского и проф. В.Д Перевалова.-2-ое изд., изм. И доп.-М.: Изд-во НОРМА, 2008.-283с.Стр.167]

Недостаткам и психологической теории, пожалуй , можно назвать тот факт, что нельзя весь сложный механизм формирования правомерного поведения свести исключительно к психологической, эмоциональной сфере индивида. Психологическое направление всё аргументирует и выводит из психики, откалывает право от его действительных исторических и общественно-социальных корней.

Глава 3. Основные формы возникновения права

3.1 Способы возникновения права

На истории возникновения права существует несколько ложных утверждений касательных возникновения права, а именно, одни утверждают, что право всегда существовало , так и другое утверждение, что право сразу появилось в виде дара богов или в виде изобретения, выдумки людей. [Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - 528 с.Стр.64.] На самом деле право возникло немного по другому, Право создалось незаметными переходами, путем преобразований из однородной массы правил общежития. [Протасов В.Н. Теория права и государства: Учебник. - М.: Новый Юрист, 1999. – 361 с.Стр.47]

Формы (способы) возникновения права - это вызванные характером общественного строя, духовно-культурным укладом жизнедеятельности людей средства правоустановления в обществе .[ Марченко М.Н. Теория государства и права: 2-е издание перераб. И доп. - М.: Эксмо, 2014- 640 с.Стр.104]

Право воссоздается двумя способами: в первом случае оно возникает в результате вызревания его норм внутри конкретного общества (основные формы), а во втором случае право возникает благодаря заимствованию норм права. Основные формы права подразделяются на: правовые обычаи; правотворчество и правовые прецеденты. (Приложение №1)

С самого начала зарождения права ориентирами, образцами правового поведения, средством разрешения определенных споров служили мифология (зароки, проклятия, заклинания) и бытовой фольклор (пословицы, поговорки, предания). Эти формы выражения раннего права были широко распространены и касались буквально всех аспектов правовой жизни древних сообществ: в них наблюдаются определённое толкования права, его институтов. По ходу развития общества право постепенно цивилизовалось. Право обрело юридическую определённость, четко фиксированные формы выражения (правовой обычай, договор, закон и т.д.) отработанные механизмы и процедуры обеспечения; усилились рациональные начала в его формировании. Законотворческая деятельность стала главным поставщиком правовых норм внедряемых в массы. Возник некоторый предрассудок будто бы государство порождает, в буквальном смысле творит право, наделяет его силой . [Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов, изд-во БЕК, М. – 1998 – 456 с.Стр.58]

3.2 Правовой обычай

С исторической точки зрения самой первой формой права (или источником права в формальном смысле) принято считать правовой обычай это обычай который санкционированный государством. "По содержанию он остается тем же самым правилом поведения, но приобретает некую возможность государственно-принудительной реализации: если не сработает сила привычки, к делу подключится государство" [Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник - М.: Эксмо, 2010, с.217] . Такие наиболее известные законодательные документы древности , как Русская Правда, Салическая Правда, Законы Ману и другие представляют по сути сборники правовых обычаев, которых следует придерживаться .

Государственное санкционирование обычая производится двумя способами: путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю); использованием обычая в качестве нормативной основы судебного решения. [Корельский В.М. и Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для юридических ВУЗов, М.: Юрист, 1999. – 304 с.Стр.179]

Государство накладывает некие санкции на обычай, и вершиться это двумя способами: первым способом это происходит посредством перенаправления на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю); второй способ рассматривает применения обычая в качестве нормативной основы судебного решения.

Обычное право господствовало на ранних этапах развития правовых систем в обществе. Тем не менее данное право используется и в современных правовых системах, в частности в:США, Англии, ФРГ, в мусульманском праве. [Борисов А.Б. Большой юридический словарь; М.: Книжный мир, 2010. - 848 с. Стр. 236]
Очень большой значения обычай имеет в в развивающихся странах, таких как: Азии, Африки и Океании. Источником международного права обычай признан Конвенцией ООН "О международной купле-продаже товаров" 1980

В РФ в настоящий момент времени роль правового обычая как источника права невелика. Ссылки на применение международного обычая имеются в Консульском уставе, Кодексе торгового мореплавания. Однако правоведы рассчитывают , что с развитием рыночной экономики и частного права значение обычая для российского права должно колоссально вырасти , о чем свидетельствует, к примеру , [Введение в Гражданский кодекс РФ статьи 5 "Обычаи делового оборота"].

3.3 Правотворчество

Другой формой возникновения права является правотворчество- это установление государством новых нормативно-правовых норм. По мере усложнения общественных отношений государство восполняло отсутствие в обычном праве норм благодаря изданию нормативно-правовых актов и нормативно-правовых договоров. Со временем такие акты и договоры стали для общества основным источником права.

Одной из наиболее идеальных внешних форм права является нормативно-правовой акт, нормативно-правовой акт- это государственный акт нормативного характера. [Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 520 с.Стр. 369]. Если сравнивать его с правовым обычаем и юридическим прецедентом нормативно-правовой акт, как источник права, имеет больше преимуществ. Свои истоки нормативно-правовой акт берет от строго определенных - правотворческих органов и должностных лиц, которые наделены строго определенной компетенцией; принимается он в четко обозначенном порядке; имеет установленную форму и свои реквизиты, порядок вступления в силу и сферу своего действия. [Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 776 с.Стр.524]. Но главное преимущество стоит, пожалуй ,выделить, то что он может быть быстро изменен в зависимости от возникших социальных потребностей.

"Нормативно - правовые акты являются своеобразной пирамидой , верхнюю ступень которой занимает Конституция Российской Федерации , затем идут законы разнообразного вида. Более низшую ступень в иерархии нормативно-правовых актов занимают подзаконные акты" [Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник - М.: Эксмо, 2010, с.235] .

Нормативно-правовые акты являются главным источником права не только в России, в настоящее время нормативно-правовые акты имеют аналогичный правовой статус практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически сложился правовой обычай и судебный прецедент.

Правоустанавливающее значение договоров считается во всех правовых системах. Тем не мене надо уметь отличать договор как источник права (нормативный договор) от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи в гражданском праве), который определяет не юридические правила, а четко определенные юридические права и обязанности конкретных субъектов. [Теория государства и права:[ Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 776 с.Стр.482].

Нормативно-правовым договором становится соглашение субъектов права, которое содержит другие юридические правила". Наибольшую значимость договор как источник права представляется для международного и конституционного права, с развитием рыночных отношений приобретает широкую распространенность в сфере гражданского и трудового законодательства. В общем можно судить о перспективности нормативно-правового договора как источника юридических норм.

Другими источникам права еще можно назвать юридическую доктрину (правовые теории, учения о праве). "Правовая доктрина признается источником права во многих правовых системах. Определяющее значение доктрина имела для права Древнего Рима. Наиболее известным римским юристам предоставлялось возможность давать разъяснения, обязательные для судов"[Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник - М.: Эксмо, 2010., с.232.] В данный момент времени доктрина считается источником норм в мусульманском праве. В Англии судьи очень часто обосновывают свои решения ссылками на труды ученых.

3.4 Юридические прецеденты

Существует еще одна форма возникновения права именуемая как юридический прецедент. юридический прецедент являлся источником права еще во времена Римской империи (преторское право). Юридические прецеденты принято подразделять на административные (в сфере управленческой деятельности государства) и судебные прецеденты. [Теория государства и права:[ Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 776 с.Стр.219].

Основополагающим источником права судебный прецедент в настоящий момент времени признается в странах, в которых получило распространение англо-саксонское общее право, а именно: (в Англии, США, Канаде, Австралии). Во всех этих странах издаются судебные отчеты, из которых можно найти необходимую информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права говорит о его высокой значимости в обществе, признание у суда правотворческой функции, условием чего, по большому счету, являются высокая правовая культура и хорошо развитое правовое сознание, как судебной системы, так и общества целиком, демократические традиции, отлаженные системы получения необходимой информации и общественного контроля.

Судебная власть не создает прецеденты, не изобретает их. Благодаря прецедентам суды официально подкрепляют уже фактически установленные в обществе нормы. Судья имеет право создавать прецедент, как в случае отсутствия нужного закона, так и при его наличии. Прецеденты устанавливаются не всеми судами, а только высшими судебными инстанциями. В Англии к таким инстанциям относятся Высокий суд, Апелляционный суд и Палата Лордов.

На территории Российской Федерации в ее правовой системе судебный прецедент официальным источником права в настоящий момент является не признанным . Хотя, как отмечается в некоторых источниках , предпосылки к признанию судебного прецедента к применению для вынесения какого-либо процессуального решения имеются. [Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 520 с.Стр. 348].

юридический прецедент (судебный или административный) - это "решение судебного или административного органа, которое послужило образцом при рассмотрении подобного дела и стало юридическим правилом" [Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник - М.: Эксмо, 2010, с.218]. Грубо говоря, судебный прецедент – это некое судебное решение, в котором суд фиксирует, находит для себя новую юридическую норму и применяет ее для решения необходимого вопроса .

В заключении к вышеизложенному хочется добавить, что по ходу развития общества право видоизменяется, приобретает для себя новые формы, наполняется новым содержанием. Этому по большей части способствует некая эволюция жизнедеятельность общества, развитие цивилизации. Право пытается достичь определенного пика экономического и духовного благосостояния граждан нашего общества.

Заключение

Детально проанализировав стоящий передо мной вопрос о возникновении права, который является для меня главной целью всей курсовой работы. Я сделал для себя определенный вывод касательно возникновения права, а именно я пришел к умозаключению, что право-это социальное явление, так как право зарождается в обществе на определенном этапе развития человечества и совершенно не может существовать отдельно от общества. Право представляет собой прообраз материальных, культурных и духовных условий жизни общества, его социальной структуры и, поэтому, всегда идет в ногу со временем как бы переопределяет планомерное развитие общества. Право зарождается в обществе, и претерпевает, развивается совместно с обществом, и априори право не способно к существованию без признания всем обществом.

Различные точки зрения ученых-историков и неоднозначность их видения на возникновения права, можно назвать вполне очевидным . Допустим, к примеру, приверженец одной теории берет за основу своей точки зрения индивидуальную жизнь отдельно взятого человека, а приверженец другой теории подвергает изучению уже общественную жизнь отдельно взятого государства. По моему мнению в ходе изучения различных точек зрения на происхождения права, в итоге необходимо как бы собрать воедино объективные и научно обоснованные теории в одну общую теорию, которая рассматривает вопрос возникновения права не с одной точки зрения одного ученого, а во всем многообразии проявления права в жизни общества.

Государство является неким рычагом в создании законов, посредством различных форм, регулирует общественные отношения и правовое поведение граждан в государстве, следит за выполнением этих законов.

Невзирая на определенные непоколебимые основы и правила, которые характеризуются моральными, этическими нормами и утверждениями ,если рассматривать право с практической точки зрения, то оно постоянно претерпевает какие-либо изменения. Современное право прошло огромный путь от неких волеизъявлений и обещаний мира и благоденствия, которые отражались в законодательных актах первых царей, через фактическое предписания первых кодексов, через логические обобщения, в целое правовое поле современных правовых систем. Я думаю, что развития права и дальше не будет стоять на месте, а молодые ученые- правоведы и историки внесут свой вклад в развитие правовых учений для наших потомков

Подводя итог всей курсовой работы, просматривается следующая тенденция ,что несмотря на достаточно большое количество существующих в юридической науке теорий о происхождении государства и права, ни одна из них не может быть признана универсальной и объясняющей все глубинные явления и процессы возникновения права . В следствии этого, в современной науке теории государства и права преобладает интегративный подход, который предполагает , что в основе возникновения государства и права заложены многочисленные факторы, такие, например, как : политические, экономические, культурные, социальные, природно-климатические, географические и другие, которые в большей или меньшей степени оказали влияние на формирование у каждой нации, народности таких социальных феноменов как государство и право.

Библиография:

1) Абдулаев М.И. Теория государства и права. Абдулаев М.И. 2-е изд., дополн. - М.: Финансовый контроль, 2004 стр.7

2)Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов, изд-во БЕК, М. – 1998 – 456 с. Стр.187

3) Алексеев С.С. Собрание сочинений Т.8 М.: Статут, 2010, с.56.

4) Алексеев С.С. Право: время новых подходов// Советское государство и право. 1991, № 2, с.5.

5) Богдановская И. Ю. Прецедентное право / РАН. Институт государства и права. - М. : Наука, 1993. - 237 с стр. 8

6) Борисов А.Б. Большой юридический словарь; М.: Книжный мир, 2010. - 848 с. Стр. 236
7)Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - 528 с. Стр. 64, 367

8) Гражданский Кодекс Российской Федерации п. I ст. 5

9) Головистикова А.Н Проблемы теории государства и права.  Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А.: Учебник. – М.: ЭКСМО, 2005. - 649 с. Стр.74

10)Головистикова А.Н, Дмитриев Ю.А. Теория государства и права: Учебник.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-85с.

11) Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др.. Большой юридический словарь. М.: — 790 с.. 2001.Стр.194

12) Зубов А.Б. История религий.: Доисторические и внеисторические религии. - М.: Планета детей, 1997. Стр.268

13) Ивлев В.Г., Серёгин А.В .Теория государства и права/ Теория государства и права/ Ивлев В.Г., Серёгин А.В., М.: ЕАОИ, 2014, с. 279.

14) Кашанина Т.В. Происхождение государства и права/Учебное пособие / Кашанина Т.В. - М.: Высш. шк. - 325 c.. 2004 стр.80, 82, 97

15) Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 6-е изд., дополнительное. – СПб.: Издательство Юридического института., 2001 – 352 с.

16) Корельский В.М. и Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для юридических ВУЗов, М.: Юрист, 1999. – 304 с. С 118

17) Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 520 с.; стр.. 28

18) Лазарев В.В. История государственно-правовых учений. Учебник. Отв. ред. В. В. Лазарев. - М., 2006. История политических и правовых учений. Стр. 64,71

19) Лановая Г.М. Пространственно-временная определенность в системе характеристик права. Пространство и время 2012 год. https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvenno-vremennaya-opredelennost-v-sisteme-harakteristik-prava

20) Леванов Б.В. Учеб. пособие по дисциплине «Отечественная история» для студентов вузов, неисторических специальностей / Б.В. Леванов, В.А. Корнилов, В.В. Рябов. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 605 с. Стр. 389

21) Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю.. Теория государства и права. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: — 704 с.. 2014, Стр.12

22) Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2009. Стр. 236

23) Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М-, 1961. Т. 21. С. 47

24) Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е издание перераб. и доп., М.,2014, 640стр. с 43

25) Матузов Н.И., Малько А.В М.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 776 с. Стр 94,419, 429

26) Матузов Н.И., Малько А.В М.: Теория государства и права.  Матузов Н.И., Малько А.В М.: Юристъ, 2004. — 512 с. Стр.19

27) Мень А. В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 2 томах х . Т. 2 стр.23

28) Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. — 6 е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2019. — 464 с. Стр.138

29) Морозова Л. А. Теория государства и права Учебник. Морозова Л.А. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Российское юридическое образование, 2010.-. 384 с. Стр.48

30) Мухаев Р.Т. Правовые основы Российского государства: учебник для студентов вузов. Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 351 с. стр.18.

31) Нерсесянец В.С. Проблемы общей теории права и государства./ Под ред. Нерсесянца В.С. М.:Норма, 2010,с.409.

32) Новицкий И.Б. Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. - М.: Юриспруденция, 2000. - 448 с. Стр. 29

33) Ожегов С.И. «Словарь русского языка», «Русский язык», М., 1988, С. 355.

34) Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история: Учебник для вузов М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 496 с. Стр. 247

35) Попова А.В. Теория государства и права : учеб. пособие / А.В. Попова. — м. : инфра-м, 2019. – 208с.Стр. 68

36) Протасов В.Н. Теория права и государства: Учебник. - М.: Новый Юрист, 1999. – 361 с. С. 86

37) Пьянов Н.А. Теория государства и права. Учебное пособие. - Иркутск: ИФ РПА, 2015 г. - 781 стр.

38) Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права// Сибирский юридический вестник.2000. №1 - 4с.

39)М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. Теория государства и права: Учеб. для вузов/ Под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. М.: ЮНИТИ - ДАНА; Закон и право, 2000. 640 с.

40) Соколов В.В. Антология мировой философии.Т.1.,Ч.2/Под ред. Соколова В.В., М.:Мысль,1969, с.823

41) Сырых В.М. История государства и права России: учебное пособие. -М., Эксмо, 2012.с32.

42) Сырых В.М. ТГП: Учебник для вузов.-5-ое изд., стер. М.: ЗАО Юстицинформ, 2009.-551с.

43) Шумаков Д.М. Происхождение государства и права// Основы государства и права.№7, 1999.-52с.

44) Ядова В.А. Социология социальных изменений/Пер, с англ, под ред. В.А.Ядова.—М.: Аспект Пресс, 1996. — 416 с.— (Программа «Высшее образование»),стр.56

Приложение

Схема №1

Основные способы (формы) возникновения права 1

Основные формы

Неосновные формы

Источники права

Правовые обычаи

Правотворчество

Юридический прецедент

Рецепция права

Экспансия прав

_____________

1Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права: Схемы с комментариями.- М.: Проспект, 2015, с 127