Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения права (Причины возникновения государства и права)

Содержание:

Введение

Рассматривая процесс происхождения государства и права, как основополагающих элементов развития общества, следует отметить, что данный вопрос имеет актуальность не зависимо от периода времени, кроме того исследования данной проблематики вызывает не только академический, но и политико-правовой интерес.

Исследование вопроса происхождения государства и права позволяет глубже понять основы социальной природы государства и права, а также дает возможность проанализировать причины, условия и основные факторы происхождения государства, а также сущность природы права, ее основных признаков и источников права.

В настоящее время мы все чаще возвращаемся к истокам того или иного вопроса, а, следовательно, и ответы на возникающие вопросы мы находим в прошлом.

В целом процесс познания всех элементов государственного устройства начинается с познания теорий происхождения государства, и поиска ответа на вопрос всегда ли государства существовало, как социальный институт или его появление стало результатом каких-либо исторических изменений. Так же данное положение характерно и для права: для познания функционирования и изменения права как института регулирования общественных отношений в государстве необходимо обратиться к истокам существующей системы права, а именно к теориям его возникновения.

Целью данной курсовой работы является исследование вопроса происхождения государства и права с точки зрения классических и современных теорий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, которые в свою очередь выражены в главах данной курсовой работы. Итак, основными задачами решения, которые изложены в рамках работы, является:

  1. Основные причины возникновения государства и права.
  2. Рассмотрения основных классических и современных теорий происхождения государства.
  3. Рассмотрение основных классических и современных теорий возникновения права.

В ходе рассмотрения вопросов автор приходит к выводу, что основными принципами образования государства и возникновения и формирования права является конкретный исторический период времени, общим, что объединяет все теории, это то, что государство в той или иной степени является результатом человеческой деятельности и, следовательно, призвано решать проблему именно человека. При этом, сам человек в свою очередь не может существовать вне государства, так как именно оно и определяет основные нормы и принципы взаимодействия между участниками общественных отношений. Данными нормами же, по мнению автора, является право.

1 Причины возникновения государства и права

1.1 Предпосылки возникновения государства и права

Прежде чем приступить к рассмотрению основных причин образования государства, необходимо четко определить, что такое в современном понимании само государство, а затем и закон. Таким образом, государство - это не что иное, как группа людей, объединенных в одно общественное объединение для достижения постоянного общения и общего управления не только с целью личного благополучия, но и для обеспечения достойной жизни своим преемникам. понять. В рамках этого типа объединения его участники образуют особый социальный организм, который живет в необходимых отношениях и образует самостоятельное и независимое целое[1].

Существование государства требует твердой добровольной солидарности большинства взрослых членов этой ассоциации. В результате государство не существовало и не могло существовать до тех пор, пока под давлением повседневных потребностей люди не научились достаточно, чтобы объединиться в интересах общества, а семейная солидарность не сохранилась. все его оставалось очень слабым и хрупким.

Таким образом, предметом правовой антропологии являются генезис и эволюция права и государства как правового явления, а также его специфика в традиционном обществе. В этой статье мы постараемся дать общую характеристику традиционного государства и права, учитывая правовые предпосылки происхождения и особенности традиционного государства.

Общие и особые предпосылки возникновения государства. Говоря о происхождении государства, мы должны выделить, помимо общих предпосылок, еще и особые. Общие предпосылки включают, с одной стороны, комплекс взаимосвязанных социально-экономических факторов. Эти факторы включают ряд фундаментальных технологических изменений, произошедших вовремя так называемой неолитической революции, одомашнивание различных животных и растений и последующее разделение общественного труда. С другой стороны, важное место среди общих предпосылок возникновения государства занимает формирование системы мифологических представлений и соответствующих ритуальных процедур.

1.2 Причины возникновения государства и права

Говоря о причинах возникновения государства, следует отметить, что этот процесс закономерен и явился следствием естественного развития общества в условиях достижения определенной степени зрелости. Государство было отделено от общества в процессе распада основ первобытнообщинного строя под влиянием ряда причин и факторов. К этим факторам относятся следующие[2]:

- всесторонне развивающийся процесс общественного разделения труда. В рамках этого процесса управление было выделено с целью повышения его эффективности в особую отрасль общественной деятельности. Итак, с развитием производительных сил, а также с расширением экономических и других связей, расширением человеческих сообществ, общество должно усилить управленческие функции и сосредоточить их в определенных лицах и органах.

- возникновение и развитие частной собственности в процессе становления общественного производства, а также классов и эксплуатации. В конечном итоге государство возникло в результате разделения классов и неиспользования межклассовых отношений, как политическая организация экономически доминирующего класса и инструмент его подавления других классов и слоев. Такая позиция происхождения государства была наиболее близка марксистской идеологии. В частности, Ленин в своих трудах неоднократно утверждал, что государство является «машиной для угнетения одного класса другим, машиной для удержания других подчиненных классов в подчинении одному классу».

В то же время немарксистские научные направления в целом не отрицают важного влияния экономических и социальных классовых отношений на формирование государственности, но в то же время не повышают роль частной собственности и классов. В истории есть случаи, когда формирование государства исторически предшествовало и способствовало расслоению классов общества. В ходе общественного развития, с устранением классовых противоположностей и демократизацией общества, государство все в большей степени превращается в крупномасштабную национальную организацию.

В рамках политической теории, помимо классовых причин, существует ряд других причинных факторов, которые способствуют возникновению государства.

Следовательно, эти типы факторов включают: демографические, антропологические, психологические, рациональные и эмоциональные, а также захват земель. Рассмотрим каждый фактор отдельно.

Демографический фактор. В контексте этого фактора мы в первую очередь говорим о воспроизводстве самого человека. В контексте деторождения речь идет в первую очередь о росте населения и плотности, переходе от кочевого образа жизни к оседлому, запрете инцеста и регулировании брачных отношений. Все это усилило потребность общества в регулировании отношений между людьми, живущими в данной местности[3].

Антропологический фактор. Основатели и сторонники этой концепции считают, что источником государственной организации является сама социальная природа человека. В древние времена Аристотель писал в своих трудах, что человек, будучи в высшей степени коллективным существом, может развиваться независимо только в рамках определенных форм общения. Подобно семье и деревне, государство - это естественная, органическая составляющая человечества на определенном этапе развития, высшая форма сообщества.

Психологический, рациональный и эмоциональный фактор. В этом случае состояние рассматривается как результат человеческой мысли и разума, которые созревают под влиянием потребностей и эмоций человека. Эта точка зрения особенно характерна для договорных (договорных) теорий государства. По мнению Т. Гоббса, самым сильным мотивом, побуждающим людей заключать общественный договор о создании государства, является страх агрессии со стороны других людей, страх жизни, свободы и собственности. Д. Локк подчеркивает человеческий дух, веру в то, что государство может гарантировать естественные права человека лучше, чем традиционные догосударственные формы сообщества[4].

Очевидным фактом является то, что реальное государство возникло в результате длительного естественного развития государства, а не в результате подписания общественного договора.

Но для определенного промежутка времени концепция государства имела прогрессивное значение, поставив на первый план проблемы взаимоотношений личности, общества и государства.

Последний фактор - покорение одних народов другими. Сторонники теории насилия - Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер и другие приписывали одну из важных причин этого фактора в возникновении государства. Согласно их концепции, государство возникло в результате внешних завоеваний и политического насилия, которое, в свою очередь, обострило социальное неравенство, привело к образованию классов и эксплуатации.

Также в ряде литературных источников можно найти такие факторы, как географический, этнический и др.

На основании вышеизложенного можно констатировать, что состояние возникло в результате сочетания различных причин и факторов. В целом состояние возникает, развивается и изменяется под воздействием как внешних, так и внутренних причин, которые не могут существовать отдельно друг от друга. Государство возникает, существует и развивается в результате усложнения экономической и социальной жизни, как форма удовлетворения потребностей в упорядочивании, регулировании и управлении общественными делами.

О законе следует сказать, что он, как и государство, рождается одновременно и призван обеспечивать эффективность действий каждого. Государство не может существовать без закона, но закон не может существовать без государства.

Закон в государственном устройстве играет основополагающую роль в системе построения политической власти и часто выступает в качестве средства проведения политики того или иного государства. В свою очередь, государство становится тем необходимым элементом правовой системы, который устанавливает, применяет и гарантирует правовые нормы.

Это органы государственной структуры, которые становятся основными структурами, контролирующими исполнение правовых норм и применяющими соответствующие правовые санкции в случае нарушения[5].

Если принять во внимание тот факт, что государство призвано управлять общественными отношениями посредством экономического и политического влияния, то для его реальной реализации оно должно было принять общеобязательные правила поведения в виде правовых норм или сделать обычаи общеобязательные правовые акты. Закон - это единственный способ, которым государство может выразить свои постановления как общеобязательные.

Исходя из этого, можно сказать, что основные причины и условия возникновения закона во многом аналогичны причинам, которые породили государство. Однако следует отметить, что между мононорами и правовыми нормами существовала более глубокая преемственность, чем между племенными органами самоуправления и государственными органами. Старые обычаи, проверенные многими поколениями, считались данными свыше, правильными и справедливыми. Самые ценные из них были санкционированы государством.

2 Основные теории происхождения государства

2.1 Классические теории происхождения государства

Теологическое богословие, или так называемое божественное богословие, основано на теории происхождения государства как самой ранней теории, возникшей из исходных религиозных и мифологических представлений о происхождении мира.

Теория основана на убеждении, что, поскольку мир был создан Богом, государство покоится на божественной сущности. Самый известный представитель этого учения - богослов Фома Аквинский (1225–1274).

Несмотря на то, что теологическая теория была разработана в древности, наибольшего развития она достигла в средние века (в период феодализма). Следует отметить, что эта теория существует и в современном обществе, примером чему служит официальная доктрина Ватикана[6].

Теологическая теория основана на принципе неразличения процессов возникновения общества, государства и права. Общество, государство и закон - творение и практическое воплощение воли Бога на земле. В общем, вся теория построена на том принципе, что все, что существует на земле, есть воля Бога. Более того, государство и общество вечны, как и само божественное явление. По мнению последователей теологической теории правителей Бога на земле, монарх является, и именно он является единственным правителем государства, способным воплощать волю Бога на земле. Соответственно, люди, несомненно, должны подчиняться велениям воли государства как продолжению божественной воли.

С точки зрения научного подхода теологическая теория довольно уязвима. В ходе исторических преобразований и появления новых теорий происхождения государства и пр ава выдвиг ались теор ии о том, что госу дарство воз никло не по бо жественной во ле, а по ве лению никто с ам.

Даже Проро к Мухаммед, котор ый, как он ут верждал, де йствовал со гласно воле А ллаха, сам ор ганизовал ар мию и захв атил Мекку. Но в то же вре мя особенност ь теологичес кой теории про исхождения госу дарства состо ит именно в то м, что ее сторо нники апел лируют не к з наниям, не к с видетельст вам, а к вере. О ни утвержд ают, что л юди еще не с пособны по нять всю г лубину божест венного пл ана, и поэто му они дол жны просто вер ить, что все н а Земле бы ло создано Бо гом, включ ая государст во.

Следующая теор ия происхо ждения госу дарства - это п атриархаль ная теория госу дарства.

Основоположником это й теории я вляется Ар истотель. Н аиболее из вестные сторо нники этой теор ии - англич анин Филмер (17 ве к) и русск ий исследо ватель Мих айловский (1 9 век).

В основе это й теории ле жит тот фа кт, что источ ником госу дарства яв ляется сем ья, а рост это й семьи ст ановится пре дпосылкой д ля ее образо вания.

В то же вре мя Аристоте ль считал госу дарство не то лько проду ктом естест венного раз вития, но и в ысшей формо й человечес кого общен ия. Сюда в ходят все дру гие формы об щения: сем ья, село и т. Д. В то же вре мя последнее ( поселение) дост игает свое й конечной це ли, котора я выражаетс я в удовлет ворении та кой потреб ности, как « хорошая жиз нь». Кроме то го, он так же содержит э лементы по литической пр ироды чело века. Госу дарственна я власть, по м нению сторо нников это й теории, ест ь не что и ное, как про должение от цовской вл асти. Власт ь правител я, монарха - это п атриархаль ная власть домовладельца. П атриархаль ная теория с лужила в сре дние века о правданием абсо лютной («от цовской») в ласти монар ха[7].

Договорная теор ия или теор ия договор ного проис хождения госу дарства и пр ава. Эта теор ия зародил ась в Древ ней Греции, ее ос новоположн иками счит аются софист ы, Эпикур, Г иппий - V- IV вв.

Последователи теор ии договор а придержи вались при нципа, сог ласно которо му государст во возникло в резу льтате дого ворного объе динения лю дей с цель ю обеспече ния справе дливости. Э пикур «впер вые сталки вается с и деей, что госу дарство зи ждется на вз аимном сог ласии люде й ...». Но ес ли во взгл ядах философо в Древней Гре ции мы нахо дим только з ачатки это й теории, то в тру дах блестя щей плеяды м ыслителей XV II-XVIII ве ков. Г. Гре ция, Б. Сп иноза, А. Р адищева, Т. Гоббс, Д ж. Локк (А нглия), Ж.- Ж. Руссо и дру гие.

Сторонники это й теории ис ходили из то го, что госу дарству пре дшествует естест венное состо яние, которое о ни характер изовали по-р азному. Дл я Руссо, н апример, л юди в естест венном состо янии облад ают врожде нными прав ами и свобо дами, для Гоббс а это состо яние «войн ы всех прот ив всех». З атем во им я мира и б лагополучи я между ка ждым члено м общества и соз данным госу дарством з аключается об щественный до говор. По это му договору л юди переда ют часть с воих прав госу дарственно й власти и берут н а себя обяз ательство по дчиняться е й, а госуд арство обязуетс я защищать неотъе млемые пра ва человек а.

Теория дого ворного про исхождения госу дарства не д ает ответа н а вопрос, г де, когда и к ак возник об щественный до говор, кто б ыл его участ ником или с видетелем. К ажется, что нет н икаких истор ических св идетельств, чтоб ы ответить н а него. Сло вом, эта теор ия страдает а нтиисториз мом, но это не лишает ее н аучной цен ности. Он в первые пок азал, что госу дарство (хот я и по объе ктивным пр ичинам) воз никает в резу льтате соз нательной и це ленаправле нной деяте льности лю дей. На са мом деле это пер вый создан ный челове ком социал ьный и пол итический и нститут, котор ый имеет и про должает ок азывать огро мное влиян ие на жизн ь отдельны х людей, гру пп, классо в и общест ва в целом. Е го можно с истематичес ки улучшат ь, трансфор мировать и а даптироват ь к меняющ имся услов иям. Если м ы добавим к с казанному, что теор ия договоро в заложила ос нову для до ктрины наро дного сувере нитета, ко нтроля, по дотчетност и перед лю дьми всех госу дарственны х и властн ых структур и и х изменчивост и, то станет яс но, что он а актуальн а и по сей де нь. являетс я.

Четвертая теор ия, котору ю мы рассмотр им, - это ор ганическая теор ия. Эта теор ия основан а на идее, что госу дарство яв ляется подоб ием человечес кого тела[8].

Так, напри мер, древне греческий м ыслитель П латон срав нивал стру ктуру и фу нкции госу дарства, к ак способност и и аспект ы человечес кой души.

Аристотель пр идерживалс я идеи о то м, что госу дарство во м ногом похо же на чело веческое те ло, и на это м основани и отрицал воз можность су ществовани я человека в не государст венной фор мы организ ации. Чело век не может по лноценно ж ить без ка ких-либо ч астей свое го тела, и поэто му само госу дарство не мо жет функцио нировать без че ловека. Фу нкция

Один из ве дущих предст авителей это й теории Г. С перанский ут верждал, что госу дарство - это со циальный ор ганизм, состо ящий из ин дивидов, точ но так же, к ак живой ор ганизм состо ит из клето к. Сперанс кий сказал, что ес ли организ м здоров, е го клетки фу нкционируют по с воему назн ачению, а ес ли они заболеют, о ни снижают эффе ктивность фу нкциониров ания всего ор ганизма, т.е. шт ат.

Основываясь н а принципа х этой теор ии, можно с делать выво д, что, ка к и в приро де, выжить мо гут только з доровые и н аиболее ад аптированн ые организ мы, поэтому то лько хорошо а даптирован ные и хоро шо подгото вленные лю ди могут в ыжить в об ществе.

В процессе естест венного отбор а, войн и з авоеваний н аиболее ор ганизованн ые и адапт ированные госу дарства де йствуют в соот ветствии с з аконом орг анической э волюции.

2.2 Современные теории происхождения государства

Среди совре менных теор ий мы начне м с теории н асилия.

Теория нас илия - одн а из самых р аспростране нных теори й происхож дения госу дарства и пр ава. Наибо лее яркими ее з ащитниками я вляются не мецкий философ и э кономист Э. Д юринг (183 3-1921), а встрийский со циолог и госу дарственны й ученый Л. Гу мплович (18 38-1909), К аутский, К арл (1854-1 938) и дру гие.

Эта теория ос нована на ут верждении, что фу ндаменталь ной причино й возникно вения госу дарства и пр ава являетс я не социа льно-эконо мическое р азвитие об щества и воз никновение к лассового р азделения, а з авоевание, н асилие, рабст во одних п лемен друг ими (то ест ь, связанн ые с военно- политическ ими фактор ами)[9].

Вообще, по истор ическому р азвитию, н аверное, нет н и одного пр имера, в которо м создание госу дарства осу ществлялос ь без завое вания опре деленной терр итории. Во вре мя завоева ния одного п лемени дру гим, что про явилось в завоевании и пор абощении бо лее сильны м чужеродн ым племене м более сл абого, уже осе длого насе ления.

Ярким примеро м является обр азование р яда стран в Е вропе и Аз ии, которые, по м нению ряда уче ных, превр атились в пут ь насилия и з авоеваний. Все з ападноевро пейские госу дарства соз давались з авоеваниям и, хотя сле дует отмет ить, что росс ийское госу дарство, к ак и римское, соз давалось и р азвивалось ор ганически.

Исходя из пр инципов это й теории, воз никает зако номерный во прос: могут л и люди посто янно жить во вз аимной непр иязни, вед ь такую ​​с итуацию сло жно назват ь стабильно й? Некотор ые сторонн ики этой теор ии говорят, что госу дарство пре вращается в и нструмент всеоб щей гармон ии, орган д ля защиты и обес печения об щего блага к ак сильных, т ак и слабы х.

В частност и, они отмеч ают, что госу дарство в с воем развит ии проходит с ледующие ф азы:

- завоеван ие одного н арода друг им;

- появление к аст (классо в);

- постепен ное снижен ие их нера венства;

- замена вое нного прав ления верхо венством з акона;

- происхож дение госу дарства, в которо м все люди и меют права и

обязанности;

- объедине ние людей в о днородный н арод;

- зарожден ие и развит ие чувства п атриотизма и по дъем нации.

Итак, резю мируя вышес казанное, в соот ветствии с это й теорией госу дарство ест ь не что и ное, как резу льтат наси лия, вражд ы, завоева ний и войн, котор ые впоследст вии станов ятся осново полагающим пр инципом госу дарство и пр аво. В резу льтате завое ваний побе жденное пле мя становитс я рабом, а побе дители - пр авящим классо м, в резул ьтате завое ваний побе дитель ста новится собст венником с по явлением ч астной собст венности, побе дители создают ап парат прину ждения для у правления побе жденными, котор ый превращ ается в состо яние.

В истории Росс ии есть яр кий пример з авоевания о дних людей дру гими и пор абощения, т аким примеро м является Зо лотая Орда. Нес мотря на все в ышесказанное, ро ль насилия в истор ии развити я общества не льзя считат ь абсолютно й. Так, на пример, мно гие государст ва были соз даны путем де мократичес ких преобр азований, а не путе м насильст венного за воевания.

Кроме того, в р амках этой те мы мы расс мотрим пси хологическу ю теорию.

Эта теория з ародилась в сере дине 19 ве ка. Широкое р аспростране ние он получ ил в конце X IX - перво й половине X X века. Его ве личайший пре дставитель - русс кий ученый и госу дарственны й юрист Л. Петр ажицкий (1867 - 1 931). Его сторо нники опре деляют общест во и госуд арство как су мму ментал ьных взаимо действий ме жду людьми и и х различны ми ассоциа циями.

Эта теория ос нована на ут верждении, что в ос нове народ ного образо вания лежат пр инципы необ ходимости ко ллективного вз аимодейств ия и психо логической потреб ности чело века жить в ор ганизованно м сообщест ве.

Говоря о естест венных потреб ностях общест ва в опреде ленной орг анизации, пре дставители пс ихологичес кой теории сч итают, что об щество и госу дарство яв ляются сле дствием пс ихологичес ких законо в развития че ловека.

Понятно, что все со циальные я вления реш аются на ос нове мыслите льных дейст вий людей. В это м смысле пс ихологичес кая теория объ ясняет мно гие пробле мы социаль ной жизни, котор ые ускольз ают от вни мания эконо мических, до говорных и ор ганических теор ий[10].

Однако пыт аться свест и всю соци альную жиз нь к психо логическому вз аимодейств ию людей, объ яснять жиз нь обществ а и государст ва общими законами пс ихологии - т акое же преу величение, к ак и все дру гие предст авления об об ществе. и госу дарство.

Государство по с амой своей пр ироде чрез вычайно мно гогранно. Пр ичины его по явления мо жно объясн ить множест вом объект ивных факторо в: биологичес кими, психо логическим и, экономичес кими, соци альными, ре лигиозными, н ациональны ми и други ми. Суть пс ихологичес кой теории состо ит в том, что о на пытаетс я объяснит ь возникно вение право вых явлени й и власти госу дарством особ ыми психоло гическими потреб ностями и о пытом люде й.

Следующая теор ия, котора я будет расс мотрена в курсе, - это р асовая теор ия. Эта теор ия восходит к э похе рабст ва, когда д ля оправда ния сущест вующей систе мы, ее осно вных принц ипов и иде й было опр авдано раз деление насе ления на р абов и рабо владельцев, ос нованное н а врожденн ых качеств ах.

Однако в ко нце 19 - пер вой полови не 20 веко в теория пр иобрела зн ачение. Впеч атляющий пр имер распростр анения расо вой теории госу дарственно го строите льства - ф ашистская по литика и и деология.

Содержание теор ии состоит в н аличии при нципов физ ического и пс ихологичес кого нераве нства чело веческих р ас.

Положения о ре шающем вли янии расов ых различи й на истор ию, культуру, госу дарство и со циальный пор ядок, а та кже о разде лении люде й на высшие и н изшие расы, из котор ых первые я вляются соз дателями ц ивилизации и до лжны управ лять общест вом и госу дарством. Пос ледние не в состо янии не то лько создат ь образова нную цивил изацию, но д аже ассими лировать ее. И х удел - с лепое и неос поримое пос лушание. С по мощью госу дарства и з акона высш ие расы до лжны домин ировать на д низшими р асами.

Француз Ж. Гоб ино (1816–188 2), один из ос нователей р асовой теор ии, объяви л арийцев « высшей расо й», призва нной правит ь другими р асами. Фашистская Гер мания пыта лась переп исать миро вую истори ю как истор ию борьбы ар ийской рас ы с другим и расами. Гер мания была объ явлена ​​нос ителем дух а высшей ар ийской рас ы. К низши м расам от носились се миты, слав яне и друг ие.

Войны были объ явлены важ ным средст вом решени я всех важ ных национ альных, пр авовых и бо жественных проб лем. Для и х оправдан ия они испо льзовали по ложения из вестного не мецкого фи лософа Ф. Н ицше (1844–18 90), такие к ак: «Война д ля государст ва такая же необ ходимость, к ак раб для об щества», « Люби мир к ак средство к но вым войнам».

Расовая теор ия включал а чудовищну ю практику «уз аконенного» у ничтожения це лых народо в, национа льных мень шинств, не примиримых н ациональны х слоев фа шизма.

После печа льно извест ной речи У. Черч илля в марте 1 946 года в горо де Фултон (С ША), ознаме новавшей н ачало холо дной войны, со ветская пресс а сразу же пос ледовала вес ьма примеч ательной ре акции, подчер кнув богат ый британс кий опыт ис пользовани я расовой теор ии для опр авдания. ко лониальные во йны. «Гитлер, - от мечалось в прессе, - н ачал дело р азвязывани я войны с про возглашени я расовой теор ии, заявив, что то лько люди, го ворящие по- немецки, пре дставляют собо й полноцен ную нацию. что то лько нации, го ворящие по- английски, я вляются по лноценными н ациями, пр изванными ре шать судьбу все го мира. Не мецкая расо вая теория пр ивела Гитлер а и его друзе й к выводу, что не мцы, как е динственна я полноцен ная нация, до лжны правит ь другими н аций. Черч илль и его друз ья пришли к в ыводу, что н ации, говор ящие по-ан глийски, к ак единстве нные полно ценные, до лжны домин ировать на д остальны ми странам и мира"[11].

В ходе истор ического р азвития об щества расо вая теория ст ала пережит ком истори и и полност ью исчерпа ла себя. Се годня, в ко нтексте акт ивизации р асовой теор ии среди со циальных д вижений, ст ановится а ктуальным во прос о прее мственност и расовой теор ии, ее рол и и месте в со временном об ществе. Ка к «научная» а кадемическ ая доктрин а, она рас пространяетс я в западн ых странах и в н астоящее вре мя

Последняя теор ия для расс мотрения - это м атериалист ическая теор ия.

Эта теория ос нована на пр инципах, со гласно котор ым государст во возникло в пер вую очеред ь по эконо мическим пр ичинам: об щественное р азделение тру да, возник новение част ной собстве нности, а з атем разде ление общест ва на класс ы с противо положными э кономическ ими интерес ами. Госуд арство заме няет племе нную орган изацию, а з акон замен яет племен ные обычаи. К ак объекти вный резул ьтат этих про цессов воз никает состо яние, которое и меет специ альные сре дства пода вления и ор ганы.

Поскольку госу дарство воз никло в резу льтате раз деления об щества на к лассы, был с делан выво д о том, что госу дарство - это истор ически воз никающее, пре ходящее яв ление - оно воз никло вместе с воз никновение м классов. До лжно неизбе жно исчезнут ь с исчезно вением классо в.

3 Основные теории происхождения права

3.1 Классические теории происхождения права

В древност и религия б ыла наиболее р азвитой идео логической с илой. Это с ыграло особу ю роль в воз никновении пр ава среди н ародов, где ж ивотноводст во и сельс кое хозяйст во доминиро вали в про изводствен ной эконом ике. Таким обр азом, рели гия Солнца ( Месопотами я, Западна я Азия, Ин дия, Древн ий Египет, Месо америка, гор ный Перу) ст ала естест венной для фер меров, особе нно в стра нах с жарк им климато м. Возникно вение культ а Верховно го Божеств а помогло по днять обыч аи племен н ад обычаям и отдельны х кланов и пр ивело к упроче нию веры в е диный для все х людей пор ядок, данн ый свыше. вер ховное божест во. Священ ники, носите ли новой ре лигии, разр аботали иде и о времен ах года, во площенные в ст арых агрок алендарах, уст анавливая д ля всей ци кличности се льскохозяйст венные и ирр игационные р аботы, сопро вождаемые ре лигиозными обр ядами покло нения Солн цу. Этот пор ядок поддер живался вл астью перв ых городов- государств, котор ая находил ась в рука х королей, вое нной элиты и б юрократии.

В Древней Гре ции, Древне м Риме, а т акже у сла вянских наро дов, кельто в, германце в, где оро шаемое зем леделие бы ло недостаточ но развито и р абота на по лях остава лась делом се льского сооб щества, ка лендари пр ироды и ку льт Солнца не по лучили тако го распростр анения. яв ная «нацио нализация».

В древност и источник, из которо го происте кает полож ительный з акон, виде ли, прежде все го, в воле бо гов и их « помазаннико в» - правите лей государст в (Индии, К итая, Египт а и др.). В лияние рел игии как до минирующего м ировоззрен ия на содер жание зако нов и зако нов Средне вековья пр ивело к почт и тысячелет нему госпо дству богос ловских вз глядов, ут верждавших божественное про исхождение з акона и за конов. Наибо лее последо вательным и х выражение м является уче ние средне векового бо гослова Фо мы Аквинско го.

Патриархальная теор ия происхо ждения пра ва восходит к Дре вней Греци и. Его осно вателем сч итается Ар истотель. Из вестными сторо нниками это й теории я вляются ан гличанин Ф илмер (17 ве к) и русск ий исследо ватель Мих айловский (1 9 век).

Право, сог ласно Аристоте лю, - это не то лько проду кт естестве нного разв ития, но и в ысшая форм а человечес кого общен ия. Он охв атывает все дру гие формы об щения (сем ья, деревн я). В нем о ни достига ют своей ко нечной цел и - «блага ж изни» - и с воего завер шения. Име нно в нем н аходит свое з авершение по литическая пр ирода чело века.

Законная в ласть, по м нению сторо нников патр иархальной теор ии, есть не что и ное, как про должение от цовской вл асти. Патр иархальная теор ия служила в сре дние века о правданием абсо лютной («от цовской») в ласти монар ха.

С середины се мнадцатого ве ка богосло вское напр авление пр ава начало усту пать приор итет гуман истическим и с ветским теор иям.

Договорная теор ия (теория до говорного про исхождения пр ава) объяс няет генез ис права через об щественный до говор - резу льтат разу мной воли л юдей, на ос нове которо й произошло добро вольное объе динение лю дей с цель ю лучшего обес печения свобо ды и взаим ных интересо в. Некотор ые положен ия этой теор ии развива лись в V - IV в в.

Условия жиз ни людей и х арактер че ловеческих вз аимоотноше ний в естест венном состо янии предст авлены нео днозначно. Гоббс в идел естест венное состо яние в сфере л ичной свобо ды, ведущее к « любой войне прот ив всех»; Руссо сч итал это м ирным, иди ллическим, пр имитивным ц арством свобо ды; Локк п исал, что естест венное состо яние челове ка - его нео граниченна я свобода.

Сторонники естест венного пр ава считают, что госу дарство яв ляется про дуктом пра вового акт а - общест венного до говора, котор ый являетс я продукто м разумной во ли людей, че ловеческого и нститута и д аже изобрете ния.

Договорная теор ия получил а классичес кое обосно вание в работ ах Руссо.

Руссо счит ает, что в и нтересах уст ановления ле гитимного госу дарственно го устройст ва и восст ановления ист инного раве нства и свобо ды необход имо заключе ние свобод ного общест венного до говора. Ос новная зад ача этого ко нтракта - « найти таку ю ​​форму ассо циации, котор ая защищает л ичность и собст венность к аждого участ ника и защ ищает их об щей власть ю, и в которо й каждый, кто с вязан со все ми остальн ыми, подчи няется тол ько себе и ост ается преж ним. беспл атно, как пре жде "

Сторонники теор ии естестве нного прав а о происхо ждении пра ва предпол агают, что л юди имеют естест венное неотъе млемое пра во не толь ко знать о с воем праве, ос нованном н а обществе нном договоре, но и з ащищать его.

Сторонники теор ии договоро в различают д ва типа пр ава. Одно естест венно, оно пре дшествует об ществу и госу дарству. Второ й позитивн ый закон - про дукт госуд арства. Естест венное пра во включает неотъе млемые пра ва человек а, такие к ак право н а жизнь, с вободное р азвитие, уч астие в де лах общест ва и госуд арства. Поз итивное пр аво основа но на требо ваниях естест венного пр ава.

Концепция естест венного пр ава включает в себ я концепци ю врожденн ых прав че ловека и гр ажданина, котор ые, как пр авило, явл яются обяз ательными д ля каждого госу дарства.

Римские юр исты вместе с гр ажданским пр авом и пра вом народо в определи ли естестве нное право (jus n aturale) к ак отражен ие законов пр ироды и естест венного пор ядка вещей. Ц ицерон сказ ал, что «з акон госуд арства, во преки естественному пр аву, не мо жет считат ься законо м». Однако «з акон, котор ый правит л юдьми, обяз ывает его де лать многое во преки приро де».

3.2 Современные теории происхождения права

Теория нас илия - одн а из относ ительно но вых теорий пр ава. Идеоло гические исто ки этой теор ии восходят к э похе рабст ва. Его пре дставители сч итали, что з акон может воз никнуть то лько в резу льтате нас илия и завое ваний. Теор ия насилия по лучает науч ную поддер жку в 19-20 в в.

Наиболее х арактерные черт ы теории н асилия обоз начены в тру дах Э. Дюр инга, Л. Гу мпловича, К. К аутского и дру гих. Дюрин г считал, что в ос нове общест венного раз вития лежат фор мы политичес ких отноше ний, а эко номические я вления - с ледствие по литических де йствий. Пер вый фактор в соз дании зако на находитс я в прямой по литической в ласти.

Источник пр ава Каутск ий видит и во в нешнем нас илии, в во йнах. Он ут верждает, что побе дившее пле мя завоевы вает побеж денное пле мя, присва ивает ему зе млю, а зате м заставляет е го системат ически работ ать на себ я, платить д ань или на логи, уста навливать о пределенные пр авила сущест вования и, соот ветственно, пр авовой апп арат.

В то же вре мя насилие р ассматриваетс я не как не кое ограниче нное, лока льное, а к ак глобаль ное, «естест венное» яв ление, которое соз дает не то лько единст во противосто ящих «элеме нтов» госу дарства - побе дителей и про игравших, пр авящих и ко нтролируем ых, но и д алеко идущ ие социаль ные и эконо мические пос ледствия.

Невозможно по лностью от казаться от теор ии насилия не то лько по фор мальным пр ичинам, но и н а основе истор ического о пыта, подт верждающего, что з авоевание о дних народо в другими б ыло реальн ым факторо м существо вания госу дарственност и на протя жении истор ически долгого вре мени (при Пр имер Золото й Орды). Со всем недав но прямое н асилие сыгр ало решающу ю роль в фор мировании а мериканско го государст ва: борьба ме жду Северо м и рабски м Югом в ко нечном ито ге привела к обр азованию Сое диненных Шт атов. Ясно, что эт и реальные ф акты истор ической ре альности л ишь частич но подтвер ждают исти нность теор ии насилия, но не поз воляют игнор ировать ее н аучные опре деления.

Расовая теор ия восходит к э похе рабст ва, когда д ля обоснов ания сущест вующей систе мы использо вались иде и естестве нного разде ления насе ления в си лу врожден ных качест в на две р асы людей - р абовладель цев и рабо в. - были р азработаны. Р асовая теор ия права по лучила наибо льшее разв итие и рас пространен ие в конце X IX - перво й половине X X века. Он ле г в основу ф ашистской по литики и и деологии.

Содержанием р асовой теор ии стали р азработанн ые тезисы о ф изическом и пс ихологичес ком нераве нстве чело веческих р ас. Положе ния о реша ющем влиян ии расовых р азличий на истор ию, культуру, госу дарство и об щественный стро й. О разде лении люде й на высшие и н изшие расы. Пер вые из них я вляются соз дателями ц ивилизации и пр изваны гос подствоват ь над общест вом и госу дарством. Пос ледние нес пособны не то лько создат ь, но даже асс имилироват ь сформиро вавшуюся ц ивилизацию. И х судьба - с лепое и безо говорочное пос лушание. С по мощью госу дарства и з акона высш ие расы до лжны домин ировать на д низшими.

Один из ос нователей р асовой теор ии француз Ж. Гоб ино (1816-188 2 гг.) объ являл арий цев «высше й расой», пр изванной гос подствоват ь над друг ими расами. В ф ашисткой Гер мании была пре дпринята по пытка пере писать все мирную истор ию заново к ак историю бор ьбы арийско й расы с дру гими расами. Нос ительницей ду ха высшей ар ийской рас ы объявлял ась Герман ия. К низш им расам от носились се миты, слав яне и друг ие[12].

Важным сре дством реше ния всех в ажнейших госу дарственно- правовых и бо жественных проб лем объявл ялась войн а.

Исторически р асовая теор ия изжила себ я и была по лностью дис кредитиров ана нескол ько десяти летий наза д. Она не ис пользуется бо льше как оф ициальная и ли даже по луофициаль ная идеоло гия. Но ка к «научная», а кадемическ ая доктрин а она имеет хо ждение в не которых стр анах и в н астоящее вре мя.

В конце XV III — нача ле XIХ век а возникла истор ическая шко ла права ( К.Ф. Савин ьи, ГФ. Пу хта). Ее сторо нники отри цали сущест вование естест венного пр ава. Позит ивное право, по и х мнению, не т ворится про изволом за конодателя, а я вляется за кономерным про дуктом наро дной жизни. Со гласно истор ической шко ле право все гда «нацио нально» и в р азные эпох и имеет раз личное содер жание.

Во второй по ловине XIX ве ка сложилас ь позитивн ая теория пр ава (И. Бе нтам). С точ ки зрения это й теории пр аво творитс я государст вом — это нор мы государст ва, направ ленные на у довлетворе ние интересо в человека. Вс коре позит ивизм стано вится одни м из основ ных направ лений теор ии права ( К. Бергбом — в Гер мании, Г.Ф. Шер шеневич — в Росс ии, Д. Ост ин — в Анг лии). Глав ный тезис юр идического поз итивизма — пр изнание пр авом только нор м, создавае мых государст вом для об щего блага и ли для удо влетворени я интересо в человека. Пр и этом не отр ицается и то, что в пр аве воплощ аются идеи с праведливост и, и то, что пр аво станов ится обязате льным для с амого государства. О днако толь ко та спра ведливость, котор ая получает з ащиту госу дарства, ест ь право.

Позитивистская юр испруденци я в начале 20 ве ка нашла с вое продол жение в со временном нор мативизме, «ч истой теор ии права» Г. Ке льзена. Он в идел все пр аво в виде « лестницы нор м», на вер шине которо й стоит «ос новная нор ма», а в с амом низу — и ндивидуаль ные акты, су дебные реше ния. Кажда я нижестоя щая норма в ытекает из в ышестоящей. Не госу дарство фор мирует пра во, а оно су ществует б лагодаря пр изнанию со сторо ны обществ а. «Основн ая норма» не ну ждается в объ яснении — о на выводитс я чисто ло гически, я вляясь выс шим критер ием познан ия права. По это й концепци и юридичес кая наука до лжна заним аться иссле дованием де йствующих нор м с использо ванием инстру ментов фор мальной ло гики. Вопрос ы сущности пр ава лежат в не сферы и нтересов юр истов.

Во второй по ловине XIX ве ка сложилис ь социалист ические и ко ммунистичес кие учения ( в том числе м арксизм) о су щности пра ва, исходи вшие из кл ассовой пр ироды госу дарства и пр ава.

К. Маркс и Ф. Э нгельс пон имали право к ак возведе нную в зако н волю гос подствующе го класса, о пределяему ю материал ьными усло виями жизн и этого кл асса. В это м случае пр аво выступ ает как сре дство пода вления сопрот ивления экс плуатируем ых классов. Р ассматрива я соотноше ние общесо циального и к лассового, в пр аве марксист ы отдавали пр иоритет кл ассовому. Пр аво не воп лощает пре дставления о с праведливост и, а обусло влено искл ючительно э кономическ им базисом об щества.

Социологическая юр испруденци я полагает, что нор мы, записа нные в зако нах и друг их актах госу дарствах, е ще не есть с амо право. Гор аздо важнее то пр аво, которое с кладываетс я в жизни. Это « живое право» прот ивопоставл яется заст ывшему в п араграфах и ст атьях зако нов «праву в книгах». Отс юда выдвиг ается на пер вое место ф игура судь и как правот ворца (Е. Эр лих, Р. Пау нд, К. Леве ллин и др.). С точ ки зрения это й концепци и право то лько то, что по лучило воп лощение в ре альных пра воотношени ях, в соци альном дейст вии, либо в ыявлено ка к средство со циального ко нтроля. Ря д американс ких сторон ников конце пции «прав а, созданно го судом» сч итают право м лишь те нор мы, которые пр именены ил и созданы су дом (К. Ле веллин).

Создатель нор мативистско й теории пр ава Г. Кел ьзен вывод ил право из с амого прав а. Право, ут верждал он, не по дчинено пр инципу прич инности и чер пает силу и де йственност ь в самом себе. Д ля Кельзен а проблемы пр ичин возни кновения пр ава вообще не су ществовало.

Психологическая ш кола права, соз данная в н ачале XIX ве ка русским профессоро м Л.И. Петр ажицким, со хранила свое в лияние и се годня. По е го мнению, н аряду с «оф ициальным пр авом», уст ановленным госу дарством, су ществует пр аво, осозн аваемое лю дьми в виде особ ых психичес ких состоя ний, — пере живание свое го долга пере д другими (« императивност ь») и осоз нание прав а требоват ь исполнен ия обязанност и со сторо ны других (« атрибутивност ь»).

В современной российской теории права получил развитие понимание сущности права как меры свободы («либертарная теория» — В.С. Нерсесянц) либо справедливости («этическая» концепция — Р.З. Лившиц), возникающей в обществе еще «до закона», до создания норм позитивного права, то есть право и закон здесь четко разведены.

Признание определенных правовых и нравственных постулатов, от которых не должны отступать ни законодатели, ни законы правового государства, нашло отражение в Конституции Российской Федерации.

Современное понимание права как меры свободы и справедливости, несомненно, стоит гораздо выше правовых представлений, свойственных глубокой древности, и средневековью, и молодому капитализму XVII—XIX вв., и тоталитарным режимам XX века.

Воплощение идеалов свободы и справедливости — цель правового развития общества. С этими идеалами государство должно сверять свои законы и практику их реализации, а каждый гражданин — свое поведение.

Тем не менее, общепризнанными считаются такие признаки права, как нормативность, формальная определенность, общеобязательность.

Общим также является то, что право опирается на силу и пронизана идеей возможного применения принуждения. Но представления о роли принуждения разные: одна позиция — авторитарная (марксистская), утверждает, что право выступает как средство принуждения по отношению к обществу, и на втором плане присутствует идея о праве, как выразителе согласованных интересов членов общества. Вторая позиция состоит в том, что право в первую очередь выражает согласованные интересы членов общества, обслуживает интересы членов общества, сила в праве присутствует, но имеет второстепенное значение, и проявляет себя только в случае нарушения правовых норм.

Заключение

Целями данной работы являлось рассмотрение причин и выявления закономерностей возникновения государства и права, а также рассмотрение их взаимодействия. Поэтому в заключении данной работы хотелось бы сделать акцент на следующих выводах:

1.Государство и право существовали не всегда, а появились на определенном этапе развития общества. В период первобытнообщинного строя, когда орудие труда было несовершенным, производительность труда достаточной низкой и начинает зарождаться государство и право, при этом, в данный исторический период времени, можно говорить о первых правовых нормах, выраженных в обычаях и традициях, сложившихся к данному периоду времени.

2. Государство и право, соответственно, возникло при помощи человека и для человека. Основными причинами возникновения государства и, одновременно с ним, права явилось усложнение существующих с одной стороны и возникновение новых общественных отношений - с другой. Прежние нормы – регуляторы уже не могли регулировать сложившуюся ситуацию и единственным решением данной дилеммы стало появление государства и права.

3.При рассмотрении теорий происхождения государства и права четко прослеживается вывод, что одним из общих элементов является то, что право и государство – взаимосвязаны но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга - если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

4.Государство и право не подлежат изменению(глобальному) по отдельности: изменение права ведет к изменению государства и наоборот.

5. Основной целью существования государства и права является урегулирование имеющихся общественных отношений, что подразумевает защиту всех участников общественных отношений от неправомерных действий и применение мер (дисциплинарного, административного, уголовного) воздействия к нарушителям. В постоянно изменяющемся мире, где возникновение новых видов отношений является нормой, и государство и право, для исполнения своей функции, находятся в состоянии постоянного реформирования.

Список используемой литературы

  1. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — М.: Юрайт, 2018. -367 с.
  2. Воротников, А. А. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. — 3-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019 — 640с.
  3. Корнев, В. Н. Теория государства и права: Учебник / Под редакцией В.Н. Корнева. — М.: РАП, 2017. — 560 с.
  4. Кудинов, О. А. Комментарии к источникам римского права / О. А. Кудинов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. — 344 с.
  5. Кулапов, В. Л. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько; Саратовский филиал Института государства и права РАН. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. — 384 с
  6. Лукьянова, Е. Г. Теория права и государства. Введение в естественно-правовой курс: Учебное пособие / Е.Г. Лукьянова; РАН. Институт государства и права. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. — 208 с.
  7. Любашиц, В. Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А.Ю.Мордовцев, А.Ю.Мамычев — 3-е изд. — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 526 с.
  8. Малько, А. В. Теория государства и права: Учебное пособие / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. — 2-e изд. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 213 с.
  9. Марченко, М. Н. Общая теория государства и права. В 3-х т. Т. 2. Право: Академ. курс / М.Н. Марченко, С.Н. Бабурин и др.; Отв. ред. М.Н. Марченко — 4-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2017. — 816 с.
  10. Матненко, М. А., Утемисова, З. Ж. Проблемы типологии государств [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 3-6.
  11. Матузов, Н. И. Теория государства и права : Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 640 с.
  12. Морозова, Л. А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. — 5-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 464 с.
  13. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2020. — 560 с.
  14. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В. Д. Перевалов — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. — 496 с.
  15. Рассказов, Л. П. Теория государства и права: Учебник для вузов / Л.П. Рассказов. — 6-e изд. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 475 с.
  16. Рассолов, М. М. Актуальные проблемы теории государства и права. — М.: ЮНИТИ — ДАНА: закон и право, 2018. — 447 с.
  17. Сафронова, Е. В. Теория государства и права. Практикум/Е.В.Сафронова, А.Ю.Кузубова, Л.Л.Соловьева — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 195 с.
  18. Смоленский, М. Б. Теория государства и права: Учебник / М.Б. Смоленский. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 272 с.
  19. Старков, О. В. Теория государства и права: Учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров; под общ. ред. О. В. Старкова. — 4-е изд. — М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 372 с.
  20. Хабибулин, А. Г. Теория государства и права: Учебник/Под ред. Хабибулина А. Г., Лазарева В. В., 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 512 с.
  21. Черногорцева, Г. В. Правовые идеи в философии нового времени // Молодой ученый. — 2019. — №12. — С. 877-880.
  1. Ма лько, А . В. Те ория госуда рства  и пра ва : Уче бное  пособие  / А .В. Ма лько, А .Ю. Са лома тин. — 2-e изд. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА -М, 2018. — 213 с.

  2. Морозова , Л. А . Те ория госуда рства  и пра ва : Уче бник / Л.А . Морозова . — 5-e изд., пе ре ра б. и доп. — М.: Норма : НИЦ ИНФРА -М, 2019. — 464 с.

  3. Са фронова , Е . В. Те ория госуда рства  и пра ва . Пра ктикум/Е .В.Са фронова , А .Ю.Кузубова , Л.Л.Соловье ва  — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА -М, 2019. — 195 с.

  4. Ма тузов, Н. И. Те ория госуда рства  и пра ва  : Курс ле кций / под ре д. Н.И. Ма тузова  и А .В. Ма лько. — 3-е  изд., пе ре ра б. и доп. — М.: Юр.Норма , НИЦ ИНФРА -М, 2019. — 640 с.

  5. Смоле нский, М. Б. Те ория госуда рства  и пра ва : Уче бник / М.Б. Смоле нский. — М.: НИЦ ИНФРА -М, 2019. — 272 с.

  6. Не рсе сянц, В. С. Обща я те ория пра ва  и госуда рства : Уче бник для вузов / В.С. Не рсе сянц. — М.: Норма : НИЦ ИНФРА -М, 2020. — 560 с.

  7. Ма рче нко, М. Н. Обща я те ория госуда рства  и пра ва . В 3-х т. Т. 2. Пра во: А ка де м. курс / М.Н. Ма рче нко, С.Н. Ба бурин и др.; Отв. ре д. М.Н. Ма рче нко — 4-e изд., пе ре ра б. и доп. — М.: Норма : НИЦ ИНФРА -М, 2017. — 816 с.

  8. Кула пов, В. Л. Те ория госуда рства  и пра ва : Уче бник / В.Л. Кула пов, А .В. Ма лько; Са ра товский филиа л Института  госуда рства  и пра ва  РА Н. — М.: Норма : ИНФРА -М, 2018. — 384 с

  9. Са ра товский филиа л Института  госуда рства  и пра ва . — 3-e изд., пе ре ра б. и доп. — М.: Норма : НИЦ ИНФРА -М, 2019 — 640с.

  10. Пе ре ва лов, В. Д. Те ория госуда рства  и пра ва : Уче бник / Отв. ре д. В. Д. Пе ре ва лов — 4-е  изд., пе ре ра б. и доп. — М.: Юр.Норма , НИЦ ИНФРА -М, 2017. — 496 с.

  11. Ра сска зов, Л. П. Те ория госуда рства  и пра ва : Уче бник для вузов / Л.П. Ра сска зов. — 6-e изд. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА -М, 2019. — 475 с.

  12. Лукьянова , Е . Г. Те ория пра ва  и госуда рства . Вве де ние  в е сте стве нно-пра вовой курс: Уче бное  пособие  / Е .Г. Лукьянова ; РА Н. Институт госуда рства  и пра ва . — М.: Норма : ИНФРА -М, 2019. — 208 с.