Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения права (Истоки права)

Содержание:

Введение

Право является неотъемлемой частью современного общества. Фундаментальной основой изучения теории государства и права является именно теория возникновения самого права, ведь оно зарождалось и развивалось вместе с человеком. Исходя из проведенного теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы выявлено, что изучением права, его возникновения и структуры, занимались многие философы и учёные, начиная с древнейших, заканчивая современниками, при этом единого мнения о происхождении права нет. Данный аспект указывает на необходимость изучения этого вопроса, так как множество теорий, существующих на сегодняшний день не дают полного ответа на данный вопрос, в последствии не может быть абсолютно верным.

При рассмотрении данного раздела обратимся к истокам. В ходе эволюции мы видим, что человек существо не только биологическое, но и социальное, в отличие от животных и своих предшественников он научается регулировать своё поведение и управлять своими действиями. Уже в первобытном обществе мы можем наблюдать, что встает стая необходимость в праве, как социальном регуляторе, так как появляются не только межродовые связи, но и межплеменные. При этом наблюдался некий дуализм, так как в племенах устанавливались стабильные отношения регулятором поведения являются главным образом ритуалы, которые указывали на божественное или природное происхождение поведенческих реакций, другая сторона говорила именно о роли человека и иерархии в обществе, важности этики и морали, которая без права не могла регулировать отношения в обществе.

Далее мы можем наблюдать превращение обычаев в право, именно в это время зарождается государство, так как именно над общинные органы выполняют функцию управления, контроля и регулирования. Появляются первичные принципы управления: беспристрастность, стремление к удовлетворению интересов народа, законности. Право было неразрывно связано с нравственностью, добродетелью, справедливостью. Принцип талиона «око за око, зуб за зуб» был призван обеспечить ее реализацию. Именно в праве отразился тот факт, что государство было призвано обеспечить общий интерес, прежде всего, общие для всех цели.

К сожалению, продолжительное время установленные права, социальные и нравственные нормы, излагались в устной форме, знаниями наделялись только жрецы. Общество не стояло на месте и все моменты, которые касались жизни людей фиксировались на «материальных носителях», в частности Законы Ману (с II в. до н. э. по II в. н. э.), для ознакомления и изучения вывешивались в местах большего скопления людей. На первых каменных табличках права были установлены и даже прописаны жестокие меры наказания за хладнокровные преступления, более того завалялось о намерении «искоренить преступников и злых».

Отличительной чертой права является его казуистический характер. В основном право строилось на разрешении в судебном порядке противоречивых ситуаций или споров (casus от лат.) К сожалению слабо развитые общественные отношения, не давали возможности применения общих правовых понятий в решении конфликтов, так же отсутствие юридической тактики не давало положительной динамики.

Мы можем увидеть юридический прогресс в таких странах, как Индия и Китай, где постепенно появляется специализированная терминология и формируется отдельные правовые принципы. Еще дальше идут в Древней Греции и особенно в Древнем Риме в период классического права был достигнут уровень разработанности юридических терминов, понятий и принципов, которые восхищают и сегодня. Систематизация осуществлялась не по отраслям права – они еще только формировались, а по объектам правоохраны: государство, личность, имущество и т. д.

Косвенным подтверждение того, что одной из предпосылок образование государства является стремление общества обеспечить стабильность и охрану жизни и имущество людей может служить следующий факт: Длительное время и на Востоке, и в Средиземноморье сохранялось хотя порой и опосредованная связь права с религией. В частности ордалия (суд божий) в той или иной форме присутствовала в праве всех стран Древнего мира и даже Средневековья. С возникновением мировых религий – христианства и ислама – эта связь даже усилилась.

В целом же происхождение государства и права и их социальная сущность и назначение отражают сложный процесс развития человечества во времени и пространстве.

Глава 1. Истоки права

В первобытном обществе отношения между соплеменниками не отличались сложностью и разнообразием. И все же часто приходилось регулировать их, чтобы избегать конфликтов и недоразумений. Роль регулятора в этом случае играли обычаи, ограничения и запреты на те или иные действия.

Далее, с образованием государств, появилась потребность письменно закрепить правила поведения, таким образом ограничивая свободу людей.

1.1 Законы Хаммурапи

Древнейшим источником права принято считать закон Хаммурапи, вернее целый их свод, который регулировал жизнь древнего вавилонского общества. Обнаружили его вовремя одной из археологических экспедиций на территории Месопотамии, между легендарными реками Тигр и Евфрат. Среди многочисленных предметов материальной культуры был особенный предмет – черный базальтовый столб высотой 2,25 метра. Нижняя его часть была полностью покрыта клинописными знаками. Наверху красовалось изображение бога солнца Шамаша. Он передавал какой-то свиток человеку в царском одеянии.

Исследователи сразу же пришли в восторг, расшифровав таинственные надписи. Это было изумительное творение искусства и одновременно памятка древнего права, получившая название "законы вавилонского царя Хаммурапи".

Как появился этот законник? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует взглянуть на политическую карту региона. В первой половине XVIII в. до н.э. Месопотамия являла собою ряд городов, которые часто соперничали между собой. Хаммурапи объединил эти государства в единое целое, прекратил междоусобицы и выбрал Вавилон своей столицей. Для того чтобы централизовать свою власть, он принимает собственный свод правил и норм. Такова история законов Хаммурапи, а какова их суть?

Закон Хаммурапи утверждал деление общества на полноправных и неполноправных. За одни и те же преступления они отвечали по-разному. Государство использовало рабский труд, и зависимый человек полностью подчинялся воле своего хозяина. Однако невольник мог иметь собственное хозяйство, семью и даже заключать гражданско-правовые сделки. Закон Хаммурапи способствовал формированию института частной собственности, но еще он регулировал гражданские и семейные отношения, наследственность

Интересной была и уголовная политика вавилонского государства. Хаммурапи желал искоренить зло, боролся с преступниками, безбожниками и злодеями. Его законы призывали к возмездию, к наказанию, которое равнялось нанесенному ущербу. Принцип, гласящий «око за око, зуб за зуб», который потом встречается в Библии, произошел отсюда. Кроме того, использовались устрашения, система штрафов и общественный суд как пережиток родоплеменного строя, брались во внимание смягчающие вину обстоятельства.

Хотя законник Хаммурапи применялся довольно непродолжительное время, его влияние на развитие правовой культуры мира неоценимо.

1.2 Драконовские законы

В Афинах законы несколько раз менялись и с каждым разом становились все мягче. Самые древние законы в этом городе придумал человек по имени Драконт. Они были очень простыми: за любое преступление он назначал одно и то же наказание — смертную казнь. Когда законодателя спросили, почему он так сделал, Драконт ответил, что, по его мнению, даже за мелкую кражу человека надо казнить, а для более тяжелых преступлений он просто не смог придумать никакого другого наказания. Память о законах Драконта дошла до наших дней. Даже те люди, которые не слышали о жестокости этого правителя, знают название его законов. Правда, с веками люди стали по другому произносить имя этого человека. Он казался таким жестоким, что суровые законы начали называть драконовскими.

1.3 Солон

Главный переворот в афинских законах произвел человек, которого считали одним из самых мудрых людей всей Греции. Его звали Солон. Он впервые дал возможность незнатным гражданам Афин занимать государственные должности. Именно он четко определил, как надо выбирать людей для управления государством, как часто они должны меняться, какую плату им надо платить.

Сам Солон больше всего гордился тем, что отменил тяжелейшие долги, угнетавшие владельцев земли в Афинах, и дал им возможность жить спокойно.

1.4 Законы 12 таблиц

Законы 12 таблиц - знаменитый памятник древнеримского права. Считается, что они были составлены комиссией десяти мужей (децемвиров) в 451-450 гг. до н. э. Децемвиры во время работы комиссии являлись магистратами. Долгое время некоторые из них не хотели расставаться с полномочиями и даже задумали осуществить государственный переворот для того, чтобы установить тиранию.

Ученые полагают, что источники законов 12 таблиц - документы афинского права. Именно ими децемвиры руководствовались при их написании. В греческие колонии, находившиеся на юге Италии, было направлено посольство из Рима. Апий, старший из десяти мужей, закончив кодификацию, будто бы сказал, что они должны служить на благо и процветание государства. Такова краткая история создания законов 12 таблиц.

Свое название они получили не случайно. Именно на 12-ти деревянных досках был вбит их текст. Перед зданием Сената на Форуме были выставлены законы 12 таблиц. Римское право древности немыслимо без них. Законы сразу же начали изучать в школе. Сегодня оригинал их утрачен, видимо, навсегда. Когда на территорию Древнего Рима вторглись галлы, доски были разрушены. До наших дней дошли лишь фрагменты высказываний юристов, писателей, ученых, политических деятелей того времени.

Среди этих источников особое место занимает сочинение юриста II века н. э. Гая, автора "Институций", - учебника для римских юридических школ. Его случайно обнаружил историк Нибур в 1816 году в итальянском городе Вероне. "Институций" Гая были найдены под текстом сочинения богословского содержания.

Существует предание, будто Нибур опрокинул чернильницу и, стирая на рукописи пятно, обнаружил сочинение Гая.

От слова "цивитас", что значит "город", "городская община", право Таблиц называли "цивильным", то есть принадлежащим данной совокупности граждан; от слова "квирит" (как любили называть себя сами римляне в честь бога войны Януса Квирина) - "квиритским".

1.5 Спартанские законы

В другом греческом городе — Спарте — тоже был свой мудрец-законодатель, царь Ли- Кург.

В Спарте не происходило таких перемен в управлении, как в Афинах. Здесь знать сохранила свою власть — государством управляли два царя из двух самых древних и уважаемых родов и совет старейшин-аристократов. Поэтому, казалось бы, законодателю тут делать нечего. Но, если верить легенде, Ликург придумал законы, определившие знаменитый спартанский образ жизни.

Если в Афинах жители любили веселую привольную жизнь, то в Спарте все было устроено совсем по-другому. Здесь все существование граждан — от рождения до смерти — было подчинено государству, и только ему. Маленький спартанец едва рождался, а государство уже решало — жить ему или нет. Отец приносил ребенка старейшинам, и они смотрели — достаточно ли он силен и здоров, чтобы стать настоящим воином. Если малыш был слабым и хилым, то его тут же сбрасывали со скалы, и никто не смел переживать по этому поводу.

Когда детям исполнялось семь лет, их начинало воспитывать государство — они вместе жили, учились, ели. От воспитателей они получали задания, которые нам показались бы странными. Например, надо было пойти и украсть что-нибудь у взрослых. Если попадешься — тебя будут больно бить, но не за то, что украл, а за то, что попался. Считалось, что и такое умение может пригодиться на войне.

Спартанцы презирали богатство. У них не было никаких украшений в домах, а основная еда — чечевичный суп — никому, кроме спартанцев, не нравилась. Чтобы никто тайком не лакомился дома изысканными яствами, государство приказывало всем мужчинам обедать вместе и есть одно и то же. Даже деньги Ли- Кург ввел не из золота или серебра, а из длинных железных прутьев. Их трудно было копить — и некуда прятать. Да и зачем они были нужны? Кто из иноземных торговцев захочет получить такую плату за свой товар? А спартанские ремесленники делали только необходимое для войны.

Под влиянием таких обычаев сложился суровый и твердый характер спартанцев. Они никогда не отступали в бою. Женщины, провожая своих мужчин на войну, говорили им: «Со щитом или на щите». Это значило, что спартанец мог вернуться домой или победителем, со щитом, или же на щите — мертвым. Древние историки рассказывали о спартанской матери, узнавшей о гибели своих пятерых сыновей и тут же радостно отправившейся в храм праздновать победу своего государства.

Спартанцам не нравились пространные речи на афинский манер. Они говорили всегда очень кратко и четко. Самая короткая и, наверное, самая знаменитая спартанская речь вообще состояла из одного слова. Македонский царь передал спартанцам: «Если я вступлю на ваш полуостров Пелопоннес, Спарта будет уничтожена». Спартанцы на это ответили одним словом: «Если».

Спартанцы не умели и не хотели развлекаться так, как афиняне. Они не вели длинных бесед за пиршественными столами. Их главным развлечением были гимнастические упражнения, в которых наравне с юношами принимали участие и девушки, причем и те и другие выступали обнаженными — о стеснении не думали.

В Спарте не знали ничего прекраснее сильного тренированного тела.

Иногда здесь устраивали соревнования певцов. Но и песни их отличались от песен других государств. Обычно выступали несколько хоров. Взрослые мужчины пели: «Как мы сильны и отважны», старики: «А мы были сильными и отважными», а молодежь подхватывала: «Когда мы вырастем, то станем такими же, как вы». Нигде старшие не пользовались таким уважением, как в Спарте. Рассказывают, что однажды на Олимпийских играх какой-то старик искал себе место. Все советовали ему пойти и сесть где-нибудь в стороне. И только спартанцы, едва он к ним приблизился, встали все, как один, и уступили ему место.

Таковы были суровые законы спартанской жизни, придуманные Ликургом. Говорят, что он так был уверен в их пользе для своего государства, что отправился в далекое путешествие и взял со своих подданных слово, что они ничего не изменят во введенных им законах до его возвращения. Спартанцы обещали, и тогда Ликург уехал на чужбину и там уморил себя голодом. Мало того, он так боялся, что кто-нибудь перевезет его тело в Спарту и объявит его вернувшимся, что приказал развеять свой прах по ветру. Поэтому спартанские законы оставались неизменными в течение нескольких сотен лет.

1.6 Законы Ману

Религиозно-моральные наставления, изложенные в стихотворной форме, - вот что представляют собой Законы Ману. Считается, что наставления, изложенные в данном своде, даны от имени полубога Ману, являвшегося легендарным прародителем всего человечества.

Характеристика источника позволяет узнать культуру и социально-экономическую историю Индии. Данная цивилизация является одной из самых древних в мире. Сложилась она в долине Инда более четырех тысячелетий назад. Центрами этой цивилизации были Харапп и Махенджо-Ларо. В месте, где существовали эти города, были проведены археологические раскопки. Их результаты позволили установить тот факт, что в центрах древнеиндийской цивилизации были хорошо развиты ремесленное производство, торговля и земледелие. Имелось в них и имущественное расслоение общества. Об этом периоде истории Индии наука располагает весьма скудными сведениями.

Двенадцать глав включают в свой состав Законы Ману. Общая характеристика и специфические особенности свода правил таковы, что все его статьи (а их 2685) изложены в форме двустиший (шлок). Такая ритмитизированная подача характерна для многих религиозно-законодательных актов древних государств. Примером тому может служить Библия.

Кратко основную направленность данного документа можно понять из описания его глав.

В первой излагаются сведения о мироздании, а также о божественном Самосущем (Творце). Говорится в ней и о происхождении варн (основных 4 сословий), а также о роли брахманов, охраняющих сокровища вселенского Закона, предначертанного для всех людей.

Во второй главе дается повествование о воспитании индуса, придерживающегося правовых норм. Согласно ему человек должен быть приобщен к знанию Вед. Только в таком случае его можно считать подготовленным к новому духовному существованию. Повествует вторая глава о той роли, которую играют ритуалы и обычаи в жизни правоверного индуса. Говорится в ней и о священной мудрости, которой является дхармашастр.

Какие еще направления включают в себя Законы Ману? Общая характеристика свода правил описывает требования, а также нормы, предъявляемые к семейной жизни. Их можно прочесть в главе III.

В главах от IV до VI приводятся сведения о повседневных правилах гигиены, способах сакрализации обыденной жизни, а также о правильном распорядке дня. В них же даются перечисления запрещенных поступков, описываются ритуалы очищения и образ жизни.

Общая характеристика седьмой главы может дать представление о дхарме (дхарма – это космический вечный порядок или закон, который включает в себя обычные права и нормы, установленные в государстве) которой должен придерживаться царь. Излагается в этом повествовании о той роли, которую играет наказание и правосудие, поддержание порядка, а также защита «всех творений». Даются в VII главе советы, касающиеся налоговых, административных, военных и других дел.

Интересны Законы Ману, характеристика статей этого документа, касающаяся поводов, по которым следует обращаться в суд. Всего их насчитывается 18. Изложены они в главе VIII. По Законам Ману поводом для судебного разбирательства может стать преступное деяние или нарушение заключенных договорных отношений, насилие или кража, оскорбление действием или клевета, прелюбодеяние, игра в кости и т. д. Описаны в этой главе правила о принятии решения о наказании. Здесь же говорится о невиновности тех, кто действовал с целью защиты от насилия женщины, ребенка или священника-брахмана.

Поведение в семье также описывают Законы Ману. Общая характеристика девятой главы дает представление об имущественных и личных правах мужа и жены, а также об их обязанностях и правах наследования. Излагается здесь и роль царя, налагающего наказание в случае нарушения описанных норм.

В X главе Законов Ману можно найти правила для варн. Они включают в себя 7 законных способов, по которым возможно приобретение собственности, а также 10 способов, которые дозволены для существования тех, кто находится в бедственном положении.

XI глава регулирует образ жизни неприкасаемой касты, которая появляется при заключении межварновых, смешанных, неправильных браков, осуществленных в нарушение дхармы.

В главе XII дается предписание относительно ритуалов, культа, а также обязанностей их участников. Здесь же повествуется о той ответственности, которую несет человек при недостаточном контроле над своим телом, мыслями и словами. Таковы Законы Ману.

Общая характеристика (кратко) всех его глав позволяет получить представление об этом документе.

1.7 Законы Конфуция

Китайский мудрец Конфуций не сумел ввести новые законы в том государстве, где он жил: правители не очень любили его. Он был слишком честным для придворной жизни, не любил интриг и сплетен. Но Конфуций создал законы, по которым, по его мнению, должен был жить каждый человек.

Конфуций считал, что жизни человека, его семьи, государства и всего мира очень тесно связаны и подчиняются определенным правилам. Каждый человек должен следовать твердым законам — уважать родителей, заботиться о детях, соблюдать все предписанные древними мудрецами обряды, жить честно и благородно. Семья царя — его государство, и он должен управлять им так же, как справедливый, но строгий отец своей семьей. Государь защищает своих детей-подданных, а они верно служат ему, как своему отцу. Как в семье люди соблюдают древние обычаи, так и правитель должен быть верен законам, введенным до него. Если в семьях и в государстве все идет правильно, в соответствии с законами, тогда и боги не гневаются, и весь мир живет хорошо.

Сам Конфуций всегда очень строго соблюдал все обряды — он знал, как надо кланяться при встрече с государем, как приветствовать старшего, как приносить в храме жертвы душам покойных родителей. Ничто не могло заставить его сделать на один поклон меньше, чем полагалось, или небрежно поздороваться с уважаемым человеком. Он считал, что предписанные правила и установления подобны музыке — строгой, продуманной и гармоничной.

Конфуций и его ученики изучали старинные книги, в которых описывались правила поведения, и во всем им следовали. Для того чтобы точно понять, что хорошо и что плохо, как должен себя вести простой человек и как должен управлять государь, они изучали историю, поэзию, религию, философию. Ученики стекались к Конфуцию со всех концов государства, и главный урок, который они выносили от встречи с учителем, был очень прост.

«Обряды и правила поведения могут казаться нам очень сложными, но надо всегда следовать им. Древние мудрецы не случайно записали свои предписания. Они очень важны и для каждого отдельного человека, и для государя». А главным во всех законах, по мнению Конфуция, было понятие жень — человечность. Ведь все в мире устроено для того, чтобы человек оставался человеком.

Если при жизни Конфуция государи не очень прислушивались к его советам, то после его смерти он стал одним из самых почитаемых людей в Китае, и правители, стремившиеся к справедливости, старались следовать советам, изложенным в книгах великого мудреца. Конфуций много говорил о том, что чиновники, помогающие государю управлять, должны быть образованными людьми. Именно поэтому в Китае ввели правило, гласившее, что место на государственной службе может получить только человек, сдавший сложный экзамен на знание конфуцианских книг. Правило это сохранялось до начала XX века — и китайским чиновникам в течение многих лет приходилось штудировать книги Конфуция и учиться писать сочинения.

В честь великого мудреца были воздвигнуты храмы по всей стране, к его дому и его могиле до cиx пор приходят паломники, хотя умер Конфуций две с половиной тысячи лет назад.

1.8 "Закон Русский"

Становление и эволюция российской правовой системы происходили по общим закономерностям, присущим развитию любой национальной правовой системы, хотя в этих процессах были и свои особенности.

Русское право представляет собой весьма оригинальное явление на правовой карте мира и имеет тысячелетнюю историю. По мере становления и развития – от древнего права к средневековому и далее к советскому праву – оно приобретало все большее своеобразие. В XX столетии Россия дала миру принципиально новый тип правовой системы – социалистическое право, оказавшее значительное воздействие на правовые представления миллионов людей и повлиявшее на законодательство многих стран мира.

Древнейшим источником права на Руси были юридические обычаи. "Имяху обычаи свои, и закон отец своих, – сообщает Повесть временных лет, – и преданья, каждо свой нрав". Наиболее важный свод устных норм обычного права назывался "Закон Русский". Ссылки на него имеются в самых ранних из письменных памятников русского права – в договорах Руси с Византией (X в.).

Усиление княжеской власти способствовало возникновению законодательства, основу которого составляет «Русская Правда» – фундамент русского, украинского, белорусского и литовского права.

«Русская Правда» – важнейший памятник древнерусского права. Она включала в себя нормы различных отраслей права, и в первую очередь уголовного и процессуального. Источником «Русской Правды» было обычное право. Вместе с тем она обобщила отдельные законы, принимавшиеся князьями, т.е. означала определенную систематизацию права.

«Русская Правда» – светский судебник. Он был создан государственной властью и охватывал дела, подведомственные светским, государственным органам, не вторгаясь в церковную юрисдикцию, которая возникла с крещением Руси и была предусмотрена специальными княжескими уставами. Вместе с тем в некоторых сферах, на пример в наследственном праве, «Русская Правда» соотносилась с областью церковной компетенции.

В период средневековой раздробленности XIII–XV вв. среди источников русского писаного права на первое место по количеству и распространенности вышли княжеские грамоты. Они имели местное значение, и их действие не распространялось на всю территорию государства. Постановления этих грамот дополняли и развивали нормы "Русской Правды", приспосабливая их к новым условиям.

Прибывшие из Византии священнослужители привезли на Русь сборники византийского канонического права, нормы которого на протяжении нескольких веков постепенно внедрялись в русскую правовую систему. В результате подобной рецепции, заимствования появилась искаженная византийско-русская редакция законников, изданных в Константинополе после Свода Юстиниана – так называемой Кормчей книги.

А с появлением первого Судебника при правлении князя Иоана III в 1497 году нормы "Русской Правды" изжили себя окончательно.

Развитие русского права в XV-XVI вв. способствовало появлению весьма уникального законодательного акта, который был подготовлен и принят Земским собором 1649 г., – Соборного уложения царя Алексея Михайловича. Соборное уложение подготавливалось более полугода и стало результатом творческой переработки многих предыдущих законодательных актов (судебников, грамот, указов), свода юридических норм Юго-Западной Руси (Литовский статут 1588 г.).

Это важнейший из кодексов допетровской России, служивший основой русского права на протяжении почти двух веков, вплоть до издания Свода законов Российской империи. Соборное уложение 1649 г. было первым законодательным актом, который был действительно опубликован и разослан в виде книги по всей России. Отдельные нормы Соборного уложения были включены в Свод законов и таким образом действовали вплоть до свержения монархии в стране.

Глава 2 Основные теории возникновения права

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

2.1 Теологическая теория

Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

2.2 Примирительная теория

Самая популярная теория на Западе. Её поддерживает английский ученый Г.Берман и шведский ученый Э.Аннерс. Пристрастие к этой теории вполне объяснимо: западные страны развивались эволюционным путём, причем социальные институты там создавались «снизу», т.е. по мере выявления потребности люди начали думать, как дать достойный ответ на вызов объективной реальности. Создание права - один из таких ответов.

Согласно данной теории, право начало зарождаться не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Внутри рода обязанность миротворческой и судебной власти исполнял наиболее уважаемый представитель рода. Каждый отдельный индивид рода ещё не представлял собой субъекта. Ведь род обеспечивал ему безопасность и защиту. Сила рода, таким образом, была силой каждого его члена и поэтому в интересах любого индивида было не противопоставлять себя роду. Между родовыми группами случались конфликты, и их улаживание было в интересах племени. Племя являлось, прежде всего, единицей военной. Его сила в то далёкое время определялась прежде числом, а не умением. Вот почему было крайне невыгодно терять людей в результате внутренних конфликтов.

Именно из договоров о примирении, заключаемых первоначально с помощью народного собрания, затем совета старейшин, возникло, как считают приверженцы этой теории, примирительное право. Со временем договор примирения в силу повторения ситуаций однородного характера постепенно перерос в правила, правовые нормы, в соответствии с которыми всё больше увеличивалась сумма штрафа за нанесение телесных повреждений и.т.д. Со временем правила примирения стали дифференцироваться. На основе разрешения целого ряда ситуаций самого различного характера возникла целая система правовых норм. Из поколения в поколение она продолжала совершенствоваться в традиционной для тех времён устной форме, а затем начала оформляться в форме законодательства, т.е. в форме провозглашения их от имени государства с правом применения санкций со стороны государственных органов.

Данная теория основана на многочисленных исторических фактах, и в этом, несомненно, её плюс. Ведь конфликты действительно сопровождали и сопровождают человеческое общество на всём протяжении его развития и являются отнюдь не исключением, а правилом. Как только у какой-либо социальной структуры появляются особенные интересы, возникает необходимость их отстаивать, а это проходит весьма не гладко.

Известно, что на первых порах право существовало в основном в устной форме. Письменные источники появляются гораздо позднее, да и, появившись, они занимают очень скромное место в общем массиве правовых норм. Примирительные договоры, конечно же, носили устный и символический характер. Вот ещё аргумент в пользу данной теории. Однако авторы примирительной теории многое недоучитывают. Прежде всего, ими не принимается во внимание коренное отличие человека от животного: способность людей рефлексировать, т.е. оценивать себя со стороны и предвидеть определённые события. Сама возможность предвосхищать события даёт возможность их предотвращать или ускорять, устанавливая определённые правила поведения. Итак, возможно не только для примирения, но и для регулирования общественной жизни создавалось право.

2.3 Теория естественного права

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается ббльшим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греции утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

2.4 Регулятивная теория происхождения права

Данная теория происхождения права распространена в азиатских странах и в евроазиатской России. Причиной особой приверженности регулятивной теории ученых этих стран является то, что они при осмыслении вопроса о происхождении права опирались в основном на условия, в которых находятся страны Азиатского континента. Жесткие климатические и географические условия в данной части планеты обусловили особую роль государства. С самого начала она была огромной и заключалась в обеспечении порядка и стабильности, которые были крайне шаткими в таких трудных условиях.

Согласно регулятивной теории, право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны. Порядок - понятие комплексное, обхватывающее многие сферы человеческой жизнедеятельности, расширившейся и гигантски усложнившейся в связи с переходом общества к производящей экономике.

Но возникает вопрос, какие же вопросы общественной жизни стало необходимо регулировать с помощью принятия норм права?

На первом этапе развития человеческого общества, вероятно, лишь небольшой круг вопросов требовал упорядочения посредством правовых норм: распределение территории при вынужденной передислокации народа (заключение своего рода договора между племенами), установлении правил экзогамии, запреты инцестов и др. Затем с развитием производства возникает необходимость регламентировать уже не только порядок приобретения землевладения, но и сельскохозяйственное производство. Например вассалы, помещик своими распоряжениями устанавливали такие правила в отношении крестьян - нормы крепостного права. Так, в частности, существовало такое правило, касающееся разделения труда, - мужчины косят, подгребают траву. Появлялись и правила сотрудничества, взаимопомощи. Строительство крупных сооружений вынуждало фараона, князя определять правила участия в них (поголовное участие или подворное).

Когда же развитие производства перешло на новый уровень и обмен продуктами труда стал носить массовый характер, то начинают регулироваться меры весов, устанавливаются денежные системы, справедливые цены на товары.

Одним словом, по мере необходимости все сферы жизни людей (экономическая, политическая и социально бытовая) регулируются нормами права всё плотнее и плотнее. В этом и состоит причина появления права.

2.5 Историческая школа права

Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».

2.6 Нормативистская теория права

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

2.7 Психологическая теория

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».

Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

2.8 Марксистская концепция происхождения права

Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.

2.9 Патриархальная теория

Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней.

У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р. Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.

Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.

Патернализм, вождизм порождает и многочисленных идеологических «оруженосцев», готовых на все лады восхвалять вождей, оправдывать в глазах людей самые негативные их действия и решения. Наиболее уродливо эта тенденция проявилась во времена сталинского тоталитаризма. Культовая идеология не только оправдывала, но и всячески восхваляла концентрацию неограниченной власти в руках Сталина, сразу же превращая каждый его шаг в «исторический», «судьбоносный», «решающий». Вся страна оказалась вовлеченной в это грандиозное восхваление, почти эпическую лесть, пронизанную идеей непогрешимости, всеведения, всесилия и всезнания одного человека. Но под аккомпанемент оглушающей культовой идеологии шел небывалый разгул беззакония и произвола. Человеческая личность ни социально, ни юридически не была защищена.

Традиции патернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями. Не ушли в прошлое и идеологические «оруженосцы».

Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях «детские побасенки». Ее называли «доктриной прописей», антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство.

Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура «впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей...». Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей XVII—XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж-Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и др. она получила полное свое развитие.

Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо, — основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители — это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

2.10 Восточный путь происхождения права

Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти. Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Это характерно для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.

2.11 Западный путь происхождения права

Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения права. Спарта - это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Рим - здесь складывается похожая ситуация, но в процесс становления и формирования права активно вмешивается третья сила - плебс.

Глава 3. Понятие и сущность права

3.1 Понятие права

Что такое право? В чём состоит его сущность и назначение в обществе? Поиск ответов на эти вопросы ведётся на протяжении нескольких тысячелетий, но до сих пор научная мысль не выработала единого подхода к пониманию права. В этом нет ничего удивительного: право – явление настолько многогранное и многоплановое, что охватить его рамками какого-либо одного подхода практически невозможно.

Взгляды на право, его происхождение и социальную роль менялись по мере развития самого общества. Вместе с тем, несмотря на неоднозначность учений о праве, большинство концепций о его сущности и предназначении содержат ряд общих положений:

- право, как и государство, возникает на неопределённом этапе общественного развития и является достижением человеческой цивилизации и культуры;

- право – эффективное средство регулирования и упорядочения общественных отношений;

- право является выразителем государственной воли, с его помощью государственная власть целенаправленно и последовательно осуществляет управление обществом;

- право есть мера социального поведения, охраняемая принудительной силой государства.

Таким образом, право есть система общеобязательных установленных и охраняемых государством правил поведения (норм), предназначенных для регулирования и упорядочения общественных отношений.

В реальной жизни право выполняет задачи двойственного характера: с одной стороны - оно выступает инструментом политического господства, а с другой - является инструментом общесоциального регулирования, средством установления порядка в обществе.

Следовательно, можно сделать вывод, что главное назначение права - обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных слоев и групп общества путем достижения согласия и компромисса, т.е право выполняет регулятивную функцию.

Регулятивная функция направлена на регулирование, упорядочение общественных отношений, установление правил поведения людей. Эта функция опирается на способность права предписывать, устанавливать те или иные варианты поведения. В регулятивной функции проявляется главное назначение права - упорядочивать общественные отношения.

Однако не менее важной функцией права является охранительная функция.

Охранительная функция направлена на защиту, охрану наиболее важных для жизни общества отношений. При этом право объявляет их неприкосновенными, а нежелательные, чуждые обществу отношения стремится вытеснить, ликвидировать. Данная функция имеет своей задачей обеспечить выполнение требований законов, установить режим законности в обществе.

Восстановительная функция права заключается в том, что право обеспечивает равновесие и баланс тех прав и отношений, которые оказались нарушенными в результате противоправного поведения. Право предусматривает определённую систему мер, применение которых обеспечивает пресечение действий, нарушающих права граждан. Обеспечивая охрану и защиту общественных отношений, право стремится решить эту задачу максимально быстро и с минимальной затратой средств. Быстрота и экономия средств в ходе такой защиты усиливают социальную роль охранительной функции права. Социальное назначение права состоит не только в регулировании и охране, но и в предотвращении нарушения права.

Помимо названных, право выполняет также воспитательную, идеологическую и информационную функции.

Политическая функция права проявляется в обеспечении правом участия личности в делах общества, её возможности объединяться с другими в общественные организации и партии, лично или через выборных лиц влиять на содержание принимаемых государственными органами политических решений, гарантирует разные способы выражения отношения человека к деятельности государства. Право опосредует политическую свободу, отношения людей в сфере борьбы за власть, участие граждан в её распределении и осуществлении.

Идеологическая функция состоит во внедрении в жизнь общества идей гуманизма, приоритета прав и свобод человека, идей демократизма.

Воспитательная функция права заключается в воздействии права на волю, сознание людей, воспитывая у них уважительное отношение к праву.

Назначение права состоит в осуществлении воспитательного воздействия на коллективное и индивидуальное сознание членов общества. Право является мощным политическим и идеологическим средством воздействия. Воспитательная функция проявляется и в том влиянии, которое оно оказывает на процесс формирования культуры, нравственности, привычек и установок. Ещё древнеримский юрист и политик Марк Туллий Цицерон (106 – 43 до н.э.) говорил о том, что закону свойственно также и стремление кое в чём убеждать, а не только ко всему принуждать силой и угрозами. Является бесспорным то, что целевое назначение права, его социальная направленность должны найти выражение в соответствующих юридических нормах, которые могут реально влиять на развитие общественных отношений. Следовательно, воспитательная сила права заключается в нём самом, в тех правилах, которыми оно регламентирует поведение людей. Воспитательная сила права тем эффективней, чем лучше организовано оно само, чем чётче, логичней и согласованней его нормы, так как существование противоречий в праве затрудняет его применение, ведёт к ошибкам, ослабляет его авторитет.

Во всяком обществе государство заинтересовано в добровольном соблюдении правовых предписаний, так как в противном случае значительные силы государственной власти должны привлекаться к обеспечению принудительного исполнения права. Исполнение требований права имеет своим источником внутреннее убеждение субъекта в справедливости правовых правил, что не исключает, однако, того, что некоторые члены общества вообще не исполняют требований закона, а другие хотя и делают это добровольно, но не столько в силу убеждённости, сколько ввиду угрозы принуждения. В этом смысле весьма важную роль играет воспитательная функция права, которая помогает сформировать правосознание и правовую культуру личности.

Информационная функция позволяет информировать людей о требованиях, которые предъявляются государством к поведению личности, сообщать о тех объектах, которые охраняются государством, какие поступки и действия признаются общественно полезными или, напротив, противоречит интересам общества.

Теоретическая функция – выражается в её способности описывать и объяснять существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

-то, что любое право есть, прежде всего, регулятор (формальная сторона);

-то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Если при анализе сущности права останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнеримское и современное право Италии тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности права — его содержательная сторона, другими словами то, чьи интересы прежде всего данный регулятор обеспечивает.

Можно выделить следующие подходы к сущности права:

- классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

- общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.).

Наряду с этими (основными) существует и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому, в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

3.2 Признаки права

Обобщая развитие права, его отличие от иных социальных норм, можно сформулировать признаки права, существенные характеристики права, которые позволяют утверждать о его появлении и функционировании в обществе, о его отличии от иных социальных норм:

Социальность - право создано для регулирования отношений в обществе, при этом основными объектами этих отношений выступают люди с различными, в т.ч и с противоположными интересами. Основное назначение права – найти социальный компромисс, который позволил бы участникам общественных отношений удовлетворить свои интересы (потребности).

Нормативность – право выступает как система норм (стандартов, правил поведения), характеризуемых логической структурой («если-то-иначе»), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание). Эти правила обладают типовым характером. Они действуют в отношении неопределённого круга лиц, и в отношении неопределённого случая. Эти свойства регулятивной системы (дозволения, запреты, позитивное обязывание) зародились еще в обществах присваивающей экономики, но на этапе становления права приобретают новое содержание, формы выражения, способы обеспечения.

Обязательность - все обязаны подчиняться нормам права. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, то есть наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.

Формальная определённость. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме - законы и их сборники, прецеденты и т.д. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно «работает» на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.

Норма права существует в установленной государством форме:

- в форме нормативного правового акта

- в форме нормативного договора

- в форме правового обычая

- в форме судебного прецедента

Процедурность – это процессуальный порядок создания и применения права, определяющий его связь с государственным аппаратом, прежде всего со специализированными органами – судом, прокуратурой и другими правоохранительными органами.

Неперсонифицированность - этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального, персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. Если какое-либо конкретное лицо оказывается в условиях, предусмотренных структурой соответствующей нормы, он и оказывается адресатом нормы. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

Институциональность - появление права не может быть стихийным или случайным, оно всегда связано с определённым сознательным процессом создания норм права – правотворчеством, осуществляемым определёнными органами государства, которое тем самым как бы признаёт возникшие в обществе (самоорганизационно) правила поведения собственно правовыми. Возникновение права в ряде правовых систем (англосаксонской правовой семьи) также связано с деятельностью судов и различных административных органов (судебный и административный прецедент).

Системность – право представляет собой достаточно сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента: естественное, позитивное, субъективное. Правовые нормы не существуют изолированно. Они всегда взаимосвязаны между собой и образуют системы различной сложности (отрасли, институты права и др.).

Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой-либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, одно из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.

Заключение

Среди теоретиков права никогда не было раньше, и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право. Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения права. Однако этого нельзя сказать обо всех тех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой. В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает различные взгляды, живших в разное время мыслителей. Каждый из них внёс свой вклад в историю развития права.

Библиография

Под ред. А. В. Вениосова. История государства и права зарубежных стран : учебник / А. В. Вениосов [и др.] ;— 2-е изд. — Минск : Тетра- Системс, - 544 с.. 2012 (хаммурапи)

А.Х. Саидов . Сравнительное правоведение. Основные правовые системы современности. 2003

"Я познаю мир. Государство" Автор: Эйдельман Т. Н. Издательство: АСТ, Астрель Год издания: 2001

Правоведение: Учебник для вузов / под ред. д.ю.н. проф. С.Н.Бабурина. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 592с.

Правоведение: Учебник для вузов / под. ред. З.Г. Крыловой. – М.: Высшая школа, 2003. – 560 с.

Манов Г.Н. Манов Г.Н. Теория права и государства. М.,1995. Гл. 1, параграф 4, с.14-17 выделяют два пути возникновения права: восточный и западный.