Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства (Признаки государства )

Содержание:

Введение

Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что среди разнообразных форм человеческих взаимоотношений первенствующее значение признано за государством, как за постоянным арбитром и судьей. Было время, когда оно охватывало собою все без исключения стороны человеческой жизни, так что в античном мире человек совершенно поглощался гражданином государства. Да и в настоящее время, хотя наряду с государством существует немало других форм общественного единения людей, государство все-таки, так или иначе, распространяет свое влияние на все стороны общественной жизни. Во всяком случае, история человечества творится главным образом государственною деятельностью. Поэтому, изучая какое бы то ни было явление общественности, постоянно приходится встречаться с вопросами о формах организации и деятельности государства. Но для того, что бы ответить на такие вопросы, необходимо понять, как же появилось само государство и по каким причинам.

Ранее, государство контролировало все сферы человеческой жизни, что в принципе характеризует его и на современном этапе. Таким образом, подвергая анализу определенную сферу человеческой жизни, так или иначе, приходится сталкиваться с формами организации и деятельностью государства.

Анализ происхождения государства носит не только теоретический, но и политический характер. Изучение существующих теорий происхождения государства способно обеспечить более глубокое понимание социальной природы государства, а также его характерные особенности, историю становления и развития.

Теорий происхождения государства на сегодняшний день великое множество, что обусловлено различными взглядами на данный сложный исторический процесс или его отдельные части.

Предметом исследования данной работы является многообразие теорий происхождения государства, а так же их характеристика и сущность. А объектом исследования - весь процесс написания курсовой работы.

Цель данной курсовой работы – анализ существующих теорий происхождения государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

  • Проанализировать понятие и признаки государства;
  • Понять причины и закономерности появления государства;
  • Рассмотреть положения теорий происхождения государства и права.

Методологическую основу курсовой работы составляет совокупность общенаучных методов, в частности метод системного анализа, формально – логический метод и исторический метод. Также при написании работы были использованы частно – научные методы познания, а именно сравнительно – правовой анализ, догматический метод и формально – юридический метод.

Теоретическую основу исследования составляет работы таких авторов как: Кашинина Т.В., Жинкин С.А., Марченко М.Н., Власов В.И., Власова Г.Б., Денисенко С.В., Абдулаев М.И., Комаров С.А., Алексеев С.С. и др.

Структура данной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Понятие и признаки государства

1.1 Понятие государства

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство[1]. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?»

У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах — австрийский юрист и философ Ганс Кельзен, русский экономист и философ П.Б. Струве т. д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства».

Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти[2]. Известный ученый и юрист Леон Дюги выделяет четыре элемента государства:

  1. совокупность человеческих индивидов;
  2. определенную территорию;
  3. суверенную власть;
  4. правительство.

«Под именем государства,— писал Г. Ф. Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти». Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие — с обществом, третьи — с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). Владимир Ильич Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было» .

Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,— утверждал Ф. Ф. Кокошкин,— а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества — тоже лишь один из признаков, но не все государство.

Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение».

Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим».

В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества.

Другими словами, государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство – это система органов государственной власти и учреждений, действующих на основе права. В этом смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений[3].

В публичном смысле государство – универсально значимая власть, призванная для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка.

В функциональном смысле государство – способ регулирования и упорядочения общественных отношений.

Поэтому большинство современных ученых считают, что более точной будет следующая формулировка:

Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

1.2 Признаки государства

Понятие "государство" раскрывается, и конкретизируются при изучении и рассмотрении его признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Но что же мы понимаем под признаками государства?

Признаки государства - это его существенные характеристики, которые отличают государство от других политических организаций.

Современная наука характеризует государство как политическое образование, представляющее собой определенную форму или определенную форму организации общества. Это образование характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления власти, суверенной и опирающейся на монополию применения силы. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются или устанавливаются аппаратом власти, или обеспечиваются им.

С этих позиций, государство - это политическая организация, образуемая моноэтнической или полиэтнической общностью, закрепленной на определенной территории. На которой поддерживается юридический порядок, установленный политической элитой, монополизирующей власть и обладающей законным правом применения принуждения[4].

Таким образом, в обобщенном виде под государством понимается трех главных признаков:

  • Территории;
  • Население;
  • Публичной суверенной власти.

В литературе признаки государства делят на две группы: основные и дополнительные[5].

Каковы же основные признаки, отличающие государственную организацию от до государственной и негосударственной (политических партий, общественных организаций и пр.)?[6]

Прежде всего, это наличие определенной территории, т.е. территориальная организация государственной власти. Территориальная организация государства означает, что его власть распространяется на определенную территорию, которая находится под юрисдикцией государства[7]. В государственно-организованном обществе на смену принципу кровнородственной организации населения пришел принцип его территориальной организации. Население, проживающее на территории государства, становится подданными или гражданами данного государства. Государство обязуется обеспечивать граждан всеми правами и свободами как внутри страны, так и за ее пределами. Основные права и свободы человека и гражданина должны быть законодательно гарантированы государством. Однако государство, признавая права и свободы человека, обязуется защищать также права и свободы иностранцев и лиц без гражданства.

Следующим важным признаком государства, без которого немыслимо его существование, является население, т.е. человеческое сообщество, проживающее на данной территории. Государство есть союз людей, организованный на началах права на единой территории. Но не всякий союз людей образует государство. Этот союз людей, прежде всего, должен иметь единый общий интерес. Таким общим интересом для всех граждан государства является усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка. Государственный союз основан на правовых началах. Граждане государства обладают субъективными публичными правами и являются субъектами публичных обязанностей. Публично-правовой союз граждан с государством определяется законодательством каждой конкретной страны самостоятельно.

Наличие публичной власти, так же является неотъемлемым признаком любого государства. Публичная власть учреждается народом и выступает от его имени. Публичная (государственная) власть предполагает особую группу людей (управленцев), призванных осуществлять задачи и функции государства. Объективно необходимой функцией государственной власти является упорядочение общественной жизни, общественных отношений. Отнюдь не всякая власть – управленческое благо. История знает много примеров, когда государственная власть нарушала права и свободы личности. Власть эффективна, когда действует в согласии с управляемыми субъектами. Властные полномочия государства ограничены, во-первых, правами и свободами, принадлежащими его гражданам и, во-вторых, властными полномочиями других государств. Сама цель упорядочения общественных отношений (стремление к порядку) может достигаться и анти правовыми средствами.

Однако, стремясь к порядку, они самоуничтожаются, лишив себя всех прав и свобод, своей личности. Из этого следует, что сама власть нуждается в таком ценностном регуляторе, как право. Право – основа власти, основа деятельности государства, т. е. организация государственной власти должна быть основана только на правовых началах, а ее деятельность – в рамках права (правового закона).

Важнейшим признаком государства является - система права. Государство – это не просто союз людей, объединенных территориально, но и правовой союз, организованный и действующий по правовым нормам. Государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений. Наличие правовой системы – юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. Система права определяет юридические рамки и формы осуществления функций и задач государства. Все субъекты права (в том числе и государство) функционируют в рамках правовых норм.

Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Суверенитет. В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории и независимость в международной сфере.

Верховенство государственной власти внутри страны означает:

  • распространение ее властной силы на всех граждан и организации, обязательность решений органов государственной власти для других субъектов правоотношений;
  • только установленные государством правила поведения признаются общеобязательными и обеспечиваются системой юридических гарантий;
  • возможность применения мер государственного принуждения в случае совершения противоправных деяний.

Самостоятельность и независимость государственной власти выражается в ее исключительном праве свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права.

Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета народа. Хотя они и тесно связаны между собой, но представляют различные исторические и общественно-политические явления. Государственный суверенитет возникает вместе с государством, а суверенитет народа основан на признании всего граждански правомочного населения той или иной страны единственным источником государственной власти. Народный суверенитет – источник государственного суверенитета.

Суверенитет государства ограничен суверенитетом народа, которому и принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую систему страны.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. А высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Представительные органы государственной власти осуществляют властные полномочия от имени народа.

Следовательно, государственный суверенитет – это ограниченная правом власть как внутри страны, так и в международных отношениях, осуществляемая от имени народа.

Наличие аппарата публичной власти. Публичная власть воплощается (организуется, «материализуется») в аппарате власти (государственном аппарате). Первоначально государственная власть существовала в виде особого отряда вооруженных людей. Впоследствии складывается все более сложный аппарат принуждения. Развитие цивилизаций, формирование различных общественных структур, обострение классовой борьбы — все это приводит к усложнению органов публичной власти. Аппарат рабовладельческих и ранних феодальных государств был несравнимо проще, чем аппарат современных государств[8].

Государственный аппарат вырос из общественной власти, тогда, когда власть оказалась в руках родоплеменной знати. Из политических сил, находящихся у власти образовывались либо выделялась обособленная социальная группа, клан, чиновничье-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.

Иными словами, налицо появление особой категории людей, главным призванием которых является управленческий труд. В первобытном обществе такого разделения труда не существовало.

Еще одним немало важным признаком государства является - существование особого аппарата принуждения. Для подчинения воли подданных (граждан) только государство создает такие структуры, которых не было в первобытнообщинном обществе: суд, прокуратура и т.п., а так же и материальные придатки государства (армия, милиция, полиция, тюрьмы и пр.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе при необходимости и принудительными средствами. Вместо старого ополчения возникают особое войско — новая военная организация из военных-профессионалов (армия) и другие орудия принуждения (типа полиции)[9].

Иными словами государство обладает монополи ей на применения насилия по отношению к гражданам, которое осуществляет специальный аппарат принуждения, но строго в рамках закона.

Налоги, сборы и займы. Для содержания и поддержания аппарата управления и принуждения нужен самостоятельный фонд материальных средств. Этим аппарат публичной власти коренным образом отличается от аппарата управления первобытнообщинного строя, так как для его содержания и поддержания аппарата управления и принуждения вводятся налоги, сборы, займы.

Государство устанавливает систему налогов и сборов для формирования государственного бюджета. Затем оно распределяет эти средства на различные общественные нужды, в том числе на содержание государственного аппарата, который занят только управленческой деятельностью, а также на содержание социально не защищенных слоев населения.

Таким образом, взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества.

Основные признаки позволяют раскрыть сущность, содержание и институциональные стороны государства. Они в основном являются частями содержания различных определений государства.

Так же общеизвестно, что у каждого государства есть свои гимн, флаг и установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия. Вместе с присущими каждому государству основными признаками они позволяют провести достаточно четкую грань между государственной организацией, с одной стороны, и догосударственной и негосударственной - с другой.

Глава 2. Причины, закономерности и формы появления государства

2.1 Предпосылки и причины возникновения государства

Происхождение государства – одно из сложнейших проблем современной юридической науки. Во все эпохи существования государства появлялись и исчезали разные концепции происхождения государства. При этом одни полностью отрицают старое, не предлагая ничего взамен, другие настолько свыклись с марксистским подходом, что и не собираются от него отказываться. А кое-кто просто рассматривает существующие теории происхождения государства либо пути их формирования[10].

Очевидно, плодотворным является подход, при котором разумно, с учетом требований времени, грамотно используются все достижения правовой мысли. Только вобрав все лучшее, что сделано в науке до нас, можно четко либо с высокой степенью четкости ответить на вопрос: как, каким образом возникли государство?

Государство отнюдь не существовало извечно. Оно появляется лишь на определенной ступени развития общества. К тому же его появлению предшествовал ряд значимых событий, которые в юридической науке принято называть – предпосылками возникновения государства. Рассмотрим их.

Как правило, все предпосылки принято делить на 2 группы[11]:

  • Материальные;
  • Социальные.

Материальные:

  1. Неолитическая революция[12] – переход от экономики, присваивающей к экономике производящей – переход к оседлому образу жизни:
  • Переход от собирательства к земледелию;
  • Переход от охоты к скотоводству.

Главным следствием неолитической революции явился рост богатства: земледелие и скотоводство давали определённый избыток продукта (прибавочный продукт), чего не обеспечивало присваивающее хозяйство. На этой основе возникает регулярный обмен между племенами, а на его основе происходит накопление богатства. При натуральном хозяйстве это было невозможно.

  1. Три крупных разделения труда[13] (смотреть рисунок 1) привели к тому, что произошли следующие события:
  • Выделение скотоводства от земледелия;
  • Отделение ремесла от земледелия;
  • Появление купечества и торговли.

Рисунок 1.

В процессе разделения труда, появления различных ремёсел и возникшее вследствие этого расслоение общества на тех, кто производит и тех, кто пользуется продуктами труда, привело к возникновению товарных отношений и выделению из общества группы менял, которые сами ничего не производят, однако жизненно необходимы в качестве связующего звена между ремесленниками и теми, кто пользуется их продуктами.

  1. Появление частной собственности.

Разделение труда, по сути, означает специализацию людей на определённых видах производственной деятельности. Это способствовало усилению эффективности производственной деятельности и как следствие, росту производительности труда появлению (накоплению) излишек, дополнительного продукта - богатства. Кроме того, подобная специализация означала, что первичным правом на произведённый продукт обладал его производитель, который получал возможность распоряжаться продуктом по своему усмотрению.

Социальные:

  1. Повсеместное закрепление табу[14] на инцест.

Это с одной стороны стимулировало формализацию связей между мужчиной и женщиной и вело к появлению семьи в современном понимании слова - полигамные отношения менялись на моногамные. С другой стороны данный запрет способствовал установлению семейных отношений между представителями различных общин, что в свою очередь вело к появлению новых социальных форм.

  1. Социально-классовое расслоение членов общества, вызванное накоплением собственности у отдельных лиц.

Этому процессу общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны. Все это привело к усложнение социальных связей, объединяющих членов общества.

Кровное родство все больше уступало место производственным, семейным, товарообменным отношениям.

  1. Возникновение между людьми специфической – территориальной связи.

Специализация людей на определённых видах деятельности привела к закреплению людей за определённой территорией.

  1. Возникновение аппарата публичной власти.

Выделение института власти из  общественной власти первобытного строя, по причине несостоятельности последней в урегулировании классовых противоречий и конфликтов. Мононормы начали утрачивать свою значимость и перестали удовлетворять потребности общества, что привело к необходимости модернизировать существующий аппарат управления.

Таким образом, на основании оговоренных ранее предпосылках – можно сформулировать причины возникновения государства:

1) три категории разделения труда (выделение племен скотни­ков; отделение ремесла от земледелия, возникновение и развитие торговли);

2) появление избыточного продукта, патриархальной семьи, частной собственности и имущественного неравенства;

3) образование классов как больших групп людей с разными интересами и возникновение межклассовых конфликтов;

4) несостоятельность общественной власти первобытного строя по регулированию классовых противоречий и конфликтов, возник­новение публичной власти.

Первые государства возникли там, где существовали наиболее благоприятные условия для земледелия (долины рек Нил, Тигр, Евфрат и др.). Первоначальной государственной формой стал город.

2.1 Пути формирования государства

Государства формировались в различных условиях и на разных этапах исторического развития человечества. Различия были обусловлены историческим развитием конкретной страны, ее национальными традициями, культурой, религией, географическим положением.

Однако можно выделить три способа (пути) формирования государства в зависимости от способа разрушения родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и создания публичной политической власти.

Можно выделить группы стран, которые имели некоторые общие предпосылки формирования государства, что позволяет выделить три пути возникновения государства:

  • Восточный;
  • Западный;
  • Синтезный.

Различия между ними состоят в том, как происходил процесс слома органов родоплеменной организации и возникновения институтов государства.

Восточный путь

Такое направление развития государственного строя называют также азиатским. Основными предпосылками к реализации восточного сценария стали:

  • переход от кочевого образа жизни к оседлому образу;
  • необходимость организации крупномасштабных общественных работ (строительство поливных сооружений, земледельческие работы и пр.);
  • потребность объединить для осуществления вышеуказанных задач существенное количество людей (родоплеменное объединение) и территорий;
  • необходимость всестороннего контроля проведения работ и управления рабочими.

Все вышеописанные процессы происходили на фоне зарождающихся древних восточных деспотий. Очевидно, что целесообразным было централизовать руководство. Так начало проявляться социальное расслоение: появился управляющий слой, узурпирующий не столько само производство, сколько вопросы распределения ресурсов во время и после производства.

Также очевидно, что интересы самой структуры управления стали значительно отличаться от интересов прочей массы людей. Фактически это была сила, эксплуатирующая трудовые ресурсы остальных членов сообщества. Собственно, описываемый управляющий слой стал прародителем государственного аппарата.

С ростом числа вопросов, требующих решения, возникла потребность функционального разделения управляющей структуры. Так начал зарождаться бюрократический аппарат власти, представляемый различными подразделениями (ведомствами), в частности, финансовым, военным и ведомством публичных работ.

Для экономики этого периода развития характерна государственная форма собственности: фактически все блага принадлежали управляющей единице, основная часть населения не владела ничем.

Едиными для всех государств, развивающихся по восточному сценарию, являются следующие черты:

  • государственная форма собственности, единоличное владение всеми благами монархом;
  • сохранение такой первобытной формы уклада жизни как община, что, в том числе, исключало факт появления частной собственности;
  • отсутствие условий для развития орудий труда и крупного производства и в целом отсутствие в обществе возможностей для развития, модернизации;
  • расслоение общества, основанное на положении людей в структуре власти;
  • в отсутствие каких-либо иных собственников, кроме государства – ненаказуемое злоупотребление властью, превышение полномочий, коррупция;
  • неограниченная власть государственного аппарата, возглавляемого одним лицом, абсолютным монархом.

Таким образом, Восточный тип формирования присущ самым первым государственным структурам на Земле: как уже было отмечено выше, первичной формой стала древневосточная деспотия. Это были важные исторические шаги плавного перехода от первобытного общества к государству.

Западный путь

Западный вариант формирования государства также носит название европейского. Здесь зарождение государства также строилось на имущественном неравенстве, однако причина его происхождения была иной.

Следствием неолитической революции стало общественное разделение труда: определенным родом деятельности (ремеслом) занимались конкретные люди (ремесленники), на этом фоне активно развивалась торговля.

Отдельные семьи теперь могли позволить себе быть независимыми от общины, иметь свое средство заработка, свою собственность. Такие условия были благоприятны для модернизации орудий труда и всего производственного процесса в целом: ввиду наличия личной заинтересованности в получении благ прикладывались усилия по наращиванию производственных процессов.

Очевидно, что и усилия, и результат не могли быть равноценными для всех: у отдельных групп людей возникали излишки продукции, приводящие к накоплению благ, а, соответственно, происходило расслоение общества на классы (по признаку богатства и, соответственно, власти).

Отличием от азиатского пути возникновения государства является то, что здесь наиболее влиятельные лица не только занимали самые высокие должности в государственной структуре, но при этом были автономны, имели частную собственность и сами являлись источником власти.

Закономерно, что разделение на «богатых и бедных» спровоцировало неразрешимые противоречия и конфликты. При этом еще не существовало подходящих методов урегулирования данных споров. Собственно, создание государственной структуры и права изначально было направлено на создание законных условий для крупных собственников сохранения своего имущества, установление для них привилегированного статуса.

На протяжении всей истории развития государства, идущие европейским путем, претерпевали эволюционные метаморфозы: в этом еще одно их отличие от неповоротливой восточной модели.

Базовыми чертами, присущими государственному устройству западного типа, являются:

  • фундамент государства – частная собственность;
  • главная задача государства – охрана частной собственности;
  • расслоение общества по признаку объема владения благами;
  • государство западного типа изначально представляло собой объединение частных собственников;
  • наличие плодотворной среды для развития технологий;
  • западному устройству государства присуща постоянная эволюция.

В ХХ веке практически каждый гражданин (или все граждане в некоторых государствах) являлся собственником, так или иначе; получили распространение основные положения о равноправии и демократии. Эти значительные перемены в обществе совокупно с постоянно развивающейся технологической сферой создали для западной модели достаточную устойчивость и потенциал[15].

Следовательно, государство на Западе стало результатом деления общества на классы, в основе которого лежал процесс развития частной собственности на орудия производства. Подобным путем формировалось государство в Древней Греции (Афины) и Риме.

Синтезный путь

Такие государства не знали рабства, в них сразу произошел переход от родоплеменных отношений к раннефеодальным. Причем свершилось это под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Поэтому они сохранили черты, как Востока, так и Запада[16]. С Востоком их объединяет существование - общины, но причина создания государства – постоянная внешняя угроза. Эти общества либо живут в постоянном враждебном окружении, либо сами стремятся увеличить владения. Они все время расширяются, развиваясь экстенсивным путем. Это является препятствием для их модернизации. С Западом их роднит наличие этапа феодального землевладения.

Синтезный путь формирования государства был свойствен тем народам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к феодальным[17].

Для этого пути образования государства характерно:

  • длительное сохранение общинной организации, органов племенной демократии и одновременно имущественного неравенства и на этой основе появление институтов раннефеодального государства.
  • рабский труд здесь не получил распространения. Разорившиеся общинники попадали в экономическую зависимость от богатых, которые прибирали к своим рукам общинную землю и становились правящим классом феодалов.

Так формировалось государство у германских племен, в Древней Руси, Ирландии и т.п.

Таким образом, выделим основные черты синтезного пути:

  • огромная роль верхушки в лице вождя (на Руси – князя) и дружины, которые и становятся основными собственниками в стране;
  • преобладание государственной и недооценка частной собственности;
  • государство развивается экстенсивно (вширь), постоянно приобретая новые земли и присоединяя другие народы, что замедляет процесс модернизации, делает его сложно управляемым и приводит к авторитарным тенденциям;
  • господство общины и общинных отношений, что накладывает отпечаток на сознание и психологию населения;
  • активное заимствование государственности у других народов (Русь – у Византии, Германия – у Рима).

Из этого следует, что каким бы путем не шло формирование государства – все сводится к следующим движениям в обществе:

  • созданию аппарата управления – бюрократической системе государственного администрирования;
  • формирование армии для защиты своих территорий;
  • подчинение экономики государственным интересам.

Глава 3. Теории происхождения государства

3.1 Теории, существующие в рамках материалистического понимания истории

Теория насилия

В XIX веке на Западе широкое распространение получила теория насилия. Представителями данной теории выступали немецкий экономист и философ Е.Дюринг, австрийский социолог Л. Гумплович, а также известный теоретик и исследователь К.Каутский.

Истоки данной теории можно увидеть в сочинениях софистов Древней Греции, а в качестве подтверждения целесообразно рассматривать войны в Древнем Риме и в Древней Спарте.

Социолог из Австрии Л. Гумплович внес значительный вклад в формирование окончательных положений рассматриваемой теории. В своих сочинениях он делал упор на эволюционную теорию Спенсера, а также разделял позиции социального дарвинизма. Стоит отметить, что биологический подход к социальной эволюции находился в сочетании с психологизацией жизни общества. Фундаментальным трудом Л. Гумпловича можно назвать « Общее учение о государстве», в котором социолог писал, что история не предъявляет примеров, согласно которым государство возникло не путем насилия, а в какой – либо иной форме. [18]

В конечном счете, теория насилия сводится к следующим выводам:

  • Государство возникает посредством « естественного отбора», вследствие завоевания сильными племенами более слабых народов, при этом, победившее племя образует правящий класс. А побежденные племена становятся представителями класса побежденных и служащих. Ввиду подчинения одного народа другому образуется государство.
  • Ввиду того, что в буржуазном обществе рабочий заключает договор с капиталистом на добровольной основе, буржуазное государство не принуждает трудящихся и рабочих продавать рабочую силу, следовательно, такое государство можно считать свободным и демократическим.

Анализируя теорию насилия, многие исследователи приходили к выводу, что цель данной теории заключается для обоснования причин и условий создания государства. Стоит отметить, что нацистская Германия приняла данную теорию в качестве основной государственно – правовой идеологии.

Следовательно, изучая захватнические войны, стоит учитывать, что они возможны после того, как общество способно обеспечить государственный аппарат в экономическом плане.

Историко – материалистическая (марксистская) теория

Вопросы относительно происхождения государства и права затронуты в широко известном произведении марксизма – труде Ф.Энгельса « происхождение семьи, частной собственности и государства». В качестве основы, данный труд использовался при написании известной лекции В.И.Ленина « О государстве», которая была прочитана в 1919 году. Данная лекция содержит высказывания о том, что государство не является силы, навязанной обществу извне, а является продуктом общества на известной ступени его развития. [19]

Возникая ввиду потребностей общества, государство проявляет стремление по обеспечению общественных интересов, а также защиту от внешней угрозы.

По мере появления частной собственности, а также имущественного разделения, государство стало адаптироваться для обеспечения интересов менее защищенного, с экономической точки зрения, слоя населения.

Марксистская теория о происхождении государства и права содержит следующие положения:

  • Государство и право имеются исключительно в классовом обществе, так как сами классовые явления;
  • Государство и право возникают одновременно с делением общества на классы, в качестве необходимого результата их борьбы и разделения труда.

В конечном итоге, развитие государства и права обусловлено производственными отношениями, так как государство и право оказывают обратное воздействие на все сферы общественной жизни.

Таким образом, согласно марксисткой теории, непосредственным основанием для появления государства выступает социально – классовая структура общества, в частности существующие классы и отношения между ними.

Историко – материалистическая (немарксистская) теория

Данная теория имеет под собой определенные научные основы. Во второй половине восьмидесятых и девяностых годов, отечественная наука проявляет существенный сдвиг в изучении вопросов относительно происхождения государства и права. В существующей историко – материалистической концепции сформировались два подхода: марксистский и немарксистский. Последний подход исходил из того, что предпосылками возникновения государства выступают потребности совершенствования управления обществом первобытных людей, а также необходимость разрешать общие дела. [20]

Если внимательно сопоставить два подхода можно прийти к выводу, что второй подход ( немарксистский) существенно отличается от марксистского. Отличие заключается в том, что критерии марксистского подхода преувеличивают роль классов и классовой борьбы в становлении и развитии государства и права.

Так, А.Б. Венгеров, достаточно критически оценивал ряд положений работы Ф.Энгельса , но утверждал, что данный труд сыграл значительную роль в понимании происхождения государства и права и в духовной жизни 19 века в целом. Более того, ряд автором называют книгу Ф.Энгельса « классовой теорией происхождения государства», отдельно подчеркивая, что рассматриваемая теория выделила те черты происхождения государства, которые не были указаны в любых других теориях , либо сознательно в них не упоминались.

Таким образом, немарксистский подход материалистической концепции основан на том, что к возникновению государства и права приводят потребности по совершенствованию управления первобытным обществом.

Ирригационная теория

Ирригационную теорию по-другому также называют концепцией о гидравлическом происхождении и развитии государственности в странах Древнего Востока. Ее появление связывают с именем немецкого ученого К.А. Витфогеля. Его работа, которая носит название « Восточный деспотизм» связывает возникновение государства с необходимостью строительства огромных ирригационных сооружений в аграрных областях востока.

В соответствии с данной концепцией, определенная необходимость и приводит в конечном итоге к возникновению класса, порабощающего общество. [21]

В действительности, процесс создания и поддержания огромных ирригационных систем осуществлялся в регионах первичных государств: Индии, Египте, Китае и других крупных городах. Стоит отметить, что данные регионы были весьма неблагоприятны для ведения сельского хозяйства, что обуславливало необходимость проведения централизованной политики, согласно которой, государство выступает в роли собственника и эксплуататора одновременно.

В данной ситуации, государство не только подчиняло, но и распределяло и учитывало. Данные факторы олицетворяли государство как крайне деспотичную форму общественного устройства. Следовательно, климатические и территориальные условия можно считать одним из важных условия становления и развития государственности. Более того, становится очевидной связь данных процессов с формированием класса чиновничества, которые достигали работоспособность ирригационных систем посредством эксплуатации других граждан.

В целом же, целесообразно согласиться с наблюдениями о том, что на сегодняшний день со времен появления государства не существует « чисто классовых» или « чисто человеческих» государственно – правовых институтов. Определяя понятия и закономерности происхождения государства и права, стоит учитывать классовые и внеклассовые признаки и характерные черты. [22]

Таким образом, в процессе разложения родового общества на антагонистические слои бедных и богатых людей, необходимость в государстве неизбежна, так как именно она способна предотвратить столкновение двух, диаметрально противоположных слоев общества.

3.2. Теории, не связанные с материалистическим пониманием истории

Теологическая теория

Теологическая теория происхождения государства и права не является научной теорией, так как в ее основу заложены не базовые знания, а вера в бога. Данную теорию нельзя доказать или опровергнуть без окончательного решения о существовании бога.

Ранние религиозно – мифические представления о происхождении государства весьма разнообразны. Данное многообразие в значительной степени обусловлено специфичными историческими условиями возникновения и существования религий ранних государственных образований. Позднее, данные воззрения многократно перерабатывались в соответствии с течениями христианства в определенную теологическую доктрину, ввиду чего выделись доктрины мусульманства, иудаизма, буддизма и многих других. [23]

Учение Фомы Аквинского в теологической теории рассматривается аналогично сотворения мира богом. Религия, согласно учениям Ф.Аквинского обосновывает возникновение и существование государства от Бога. В свою очередь, государство призвано защищать религию. Освящение государственно власти божественным ореолом придавало данной власти безусловный авторитет и обеспечивало неограниченную власть монарха.

Также представителем теологической теории являлся Платон, потомок Солона, который создал школу в пригороде Афин. В данной школе указывалось, что в качестве источника происхождения государства выступает божество. Также сторонником данной теории можно назвать Аристотеля. Он считал, что одновременно с законами, которые изданы людьми, существуют божии законы, которые вложены в сердца людей высшим разумом. Основу данных законов составляет божественный порядок, который заложен в основе мироздания. Также мыслители указывали, что наряду с промыслом божьим, созданию государства активно способствовали развивающаяся алчность, жажда денег и наживы.

В эпоху средневековья теологическая теория достигла своего апогея и именовалась также теорией « двух мечей». Смысл данной теории заключался в верховенстве церковной власти над светской властью, так как, по мнению представителей теории, государство создано по воле бога.

Патриархальная теория

Патриархальная теория основана на теории теологии. В период античности, Аристотель и Платон выдвинули идею, согласно которой, человеческое общество было патриархальным изначально. Более подробно данную точку зрения развивал Аристотель, который утверждал, что государство есть не только продукт развития, но и высшая форма развития человечества. [24]

В XVII веке на данных началах объяснялось зарождение абсолютизма в Англии, которое обосновывал в своих трудах известный социолог Р. Фильмер. наиболее известными трудами данного исследователя выступают такие произведения как « Патриархия или защита естественного права королей», « патриарх» и другие.

К патриархальной теории прибегали и средневековые феодалы, которые именно данной теорией обосновывали неограниченную власть монарха.

Позднее, анализируемая теория нашла свое отражение в трудах одного теоретика нашей страны – социолога Н.К.Михайловского, а также историка из Англии Г. Мэна.

По мнению представителей патриархальной теории, государственная власть это прямое продолжение отцовской власти. Власть государя – это патриархальная власть главы семейства. В средневековье, именно данная теория оправдывала абсолютную власть монарха, который, как и глава семейства, не выбирается.

Стоит отметить, что на сегодняшний день не существует ни одного достоверного свидетельства о данном способе возникновения государства и права. Более того, считается, что патриархальная семья возникает в процессе разложения первобытного строя и государства соответственно.

Договорная и естественно – правовая теории

Указанная теория характеризуется наличием достаточно большого количества аспектов и противоречий, которые проявлялись в различные этапы исторического развития общества. Данные теории соединили в себе различные точки зрения известных мыслителей всех времен, несмотря на то, что они придерживались различных позиций относительно политико–правовых предпосылок возникновения государства и права.

Некоторые авторы выделяли договорную теорию в качестве теории происхождения государства, а естественно – правовую торию – как теорию происхождения права. [25]

Рассматриваемая теория как договорная, основанная на естественных правах человека, базируется примерно на следующих общих положениях:

Возникновению государства предшествует естественное состояние людей.

Государство возникло и основано на общественном договоре лиц, уставших от борьбы с природой и друг с другом. Государство и право представляются продуктом разума и воли (людей и Бога). Решив выйти из «естественного» (догосударственного) состояния, люди объединились в государство на определенных условиях, и они добровольно передают государству часть своих врожденных (естественных) прав и свобод. А государство обеспечивает охрану частной собственности и личной безопасности, лиц, заключивших договор.

В результате создания государства в обществе образуются две системы права: естественного и позитивного (или положительного). Первая - естественное право (на жизнь, свободу, социальное равенство, собственность и другое), воплощающее в себе безусловный разум и вечную справедливость, словом то, что присуще человеку от рождения и заложено в самой его сущности. Вторая - позитивное благоприобретенное право, исходит от государства (законы, одобряемые им обычаи, прецеденты). Первичным является право естественное - вечное и неизменное для всех времён и народов. Подчинёнными ему выступают нормы (правила поведения), устанавливаемые и изменяемые (отменяемые) государством.

Позитивное право - это существующее, действующее в данный момент право. Естественное право, исходящее от «всеобщего разума», стало как пожелания и рекомендации того, каким должно быть в идеале реальное, то есть положительное право.

Вершины своего развития договорная и естественно-правовая теории достигают, когда становятся теоретической основой идеологии антифеодальных буржуазных революций XVII-XVIII веков. В это время и формируется школа естественного права, оказавшая большое влияние на развитие буржуазного национального права и международного права: Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии; Т. Гоббс и Д. Локк в Англии; во Франции - Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье; в России - П.И. Пестель, а также А.Н. Радищев (1749-1802). Радищев полагал, что государство возникает как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты от произвола сильных.

Следовательно, только с конца XIX в. и вплоть до настоящего времени наблюдается период так называемого возрожденного естественного права. Но некоторые авторы полагают, что наибольшее распространение современные теории естественного права имели в середине прошлого столетия. С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. влияние естественно-правовых учений пошло на убыль. Политики и юристы, аргументируя свои позиции по правам человека, предпочитают ссылаться на международные пакты как на нормативные документы. Во многих странах снижается интерес к теориям естественных прав личности.

Заключение

Подводя итог работы, приходим к следующим выводам:

1. Государство - это политико-территориальная, суверенная организация, предназначенная для управления обществом и обладающая аппаратом принуждения, обеспечивающего по средствам норм права первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий - интересы всего народа. Любое определение государства, кто бы его ни давал, всегда будет неполным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.

2. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность "будущего", которые по своим характеристикам как бы становятся частью существующего. Право - это система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых государством, а также принимаемых путём референдума, выражающих общепризнанные человеческие ценности и регулирующих общественные отношения.

3. Важное место здесь занимает органическая теория происхождения государства и права, которая исходит из аналогии, что государства является живым биологическим организмом. Подобно тому, как организмы выживают в процессе естественного отбора, в аналогичном процессе выживают наиболее приспособленные социальные образования, создающие впоследствии, целые государства.

4. В XIX веке на Западе получила распространение теория насилия. Характеризуя захватнические войны в историческом плане, следует иметь в виду, что они становятся возможными лишь после того, как общество экономически оказывается в состоянии обеспечить содержание государственного аппарата и, прежде всего армии. Теория насилия имеет своей целью и предназначается не для объяснения причин и условий возникновения государства и права в прошлом, а для их обоснования в настоящем. Не случайно, что теория насилия была воспринята нацистской Германией в качестве официальной государственно-правовой идеологии.

5. По марксистской теории непосредственным основанием появления государства, определяющим его классовую сущность, является определенная социально-классовая структура общества, а именно существующие различные классы и их отношения: антагонистические и неантагонистические противоречия, сотрудничество, борьба за влияние или нейтралитет.

6. Немарксистская теория, исходящая из того, что к возникновению государства и права приводят потребности совершенствования управления первобытным обществом, необходимость решать "общие дела".

7. Ирригационную теорию связывают с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Таким образом, в ходе разложения родового общества на антагонистические слои в виде бедных и богатых, неизбежно возникновение потребности общества иметь силу (государство), способную умерять столкновения этих социальных слоев, чтобы не дать им возможности уничтожить друг друга в непрерывной борьбе.

8. Теологическая теория не является научной, поскольку заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога. Впоследствии эти воззрения были переработаны в теологическую доктрину. Основной смысл её состоял в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права «не от бога».

9. Согласно представителям патриархальной теории, государственная власть является продолжением отцовской власти. Как власть главы семейства проявляется и власть монарха. Однако в настоящее время достоверных свидетельств происхождения государства по данной модели не существует.

10. Ряд авторов выделяет договорную теорию - как теорию происхождения государства, а теорию естественного права рассматривает с позиций происхождения права. Рассматриваемая теория как договорная, основанная на естественных правах человека (право на жизнь, свободу) и позитивного (или положительного) (законы, прецеденты). С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. влияние естественно-правовых учений пошло на убыль.

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

Специально-научная и учебная литература

  1. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2016. - 784 с.
  2. Теория государства и права: конспект лекций/ С.А. Жинкин. – Изд. 21-е – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 218 с.
  3. Теория государства и права: Учебник и практикум/Р.А. Ромашов. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 443 с. - (Серия: Профессиональное образование).
  4. Суханов Е. А. Лекции о праве собственности. М., 1991.
  5. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. - 2-е изд. перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2018. - 240 с.
  6. Теория государства и права. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Учебник для Вузов. Издательство: НОРМА, 2017 - 485 с.
  7. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – 410 с. (Серия «Учебники для вузов»)
  8. Теория государства и права: учебное пособие/В.И. Власов, Г.Б. Власова, С.В. Денисенко. - Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 332 с. - (Библиотека студента)
  9. Общая теория государства и права : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Комаров. — 9-е изд., испр. и доп. — М: Издательство Юрайт, 2018. — 506 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс).
  10. Теория государства и прав/М.Б. Смоленский. - Изд. 5-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 282 с.
  11. Теория государства и права. Учебно-практическое пособие к курсу "Теория государства и права"/ "Серия учебники и учебные пособия". - Ростов н/Д, Феникс, 2017. - 528 с.
  12. Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. М., 1993. С.- 241.
  13. Теория государства и права. Тезисы лекций. Цыганов В.И. 2014. - 201с.
  14. Теория государства и права. Учебник // под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д., 2015. - 616с.
  15. Афанасьев С.Ф., Правовая жизнь общества. Проблемы теории и практики. [Текст] Монография., « Проспект» : 2014 – 423 с.
  16. Беляева О.М., Актуальные проблемы теории государства и права. [Текст ] Практикум., « Феникс» : 2015 – 232 с.;
  17. Власенко Н.А. Теория государства и права[Текст] - М.: 2011. - 416 с.
  18. Габрелян Э.В., Актуальные проблемы теории государства и права,[Текст] « Проспект» : 2013 – 264 с.
  19. Гавриков В.П., Теория государственно – правового регулирования.[Текст ] Монография., « Проспект»: 2014 – 321 с.
  20. Дерябина Е.М., Марченко М.Н. Теория государства и права. Схемы с комментариями. [Текст]Проспект, 2013. - 200 с.
  21. Загорский Г.И., У истоков российского судопроизводства. [Текст] Монография ., « Проспект» : 2015 – 78 с.
  22. Зубанова С.Г. Шпаргалка по теории государства и права.[Текст] - М.: Аллель, 2010. - 64 с.
  23. Кутафин О.Е., Глава государства.[Текст] Монография., « Проспект»: 2014 – 355 с.
  24. Капустин М.Н. Теория права. Общая догматика.[Текст] 2011. - 390 с.
  25. Лапина М.А., Ведомственное нормотворчество . теория и практика применения., [Текст]« Проспект»: 2015 – 321 с.
  26. Малахова В.П., Долгушиной С.В. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию: учебное пособие. [Текст ] ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. - 127 с.
  27. Малахов В.П., Иванов А.А., Рассолов М.М. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие.[Текст] ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011. - 447 с.
  28. Малахов В.П., Правовая мысль. Антология., [Текст]« Академический проект SUММА»: 2015 – 321 с.
  29. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях.[Текст] - М.: Проспект, 2010. - 144 с.
  30. Малько А.В., Нырков В, Шундиков К. Теория государства и права. Элементарный курс. [Текст] Кнорус, 2012. - 240 с.
  31. Малько А.В. Теория государства и права. [Текст] Кнорус, 2012. - 400 с.
  32. Марченко М. Н., Дерябина Е. Основы государства и права.[Текст] Проспект, 2012. - 359 с.
  33. Марченко М.Н., Философия права, курс лекций в 2 – ух томах, [Текст]« Проспект»: 2015 . – 324 с.
  34. Морозова Л.А. Теория государства и права.[Текст] - М.: Российское юридическое образование: 2010. - 384 с.
  35. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: учебник. [Текст] ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 511 с.
  36. Петренко А.В. Теория государства и права. [Текст] АСТ, 2012. - 160 с.
  37. Поляков А.В., Общая теория государства и права. Проблемы интерпретации в контексте, [Текст] « Проспект» : 2015 – 535 с.
  38. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях.[Текст] - М.: 2011. - 176 с.
  39. Романенкова Е.Н. Теория государства и права. Конспект лекций.[Текст ] Проспект, 2013. - 96 с.
  40. Теория государства и права [Текст]// Марченко М.Н., Лейст О.Э., Попков В.Д., Орехова Т.Р., Бережнов А.Г., Кененов А.А., Мачин И.Ф. и др. Зерцало, 2011. - 516 с.
  41. Туманов Д.А., Пробелы в гражданском и процессуальном праве[Текст]// Туманов Д.А., « Норма»: 2008 – 323 с.
  42. Каратаев О.Е. Системный анализ общей теории государства и права [Текст] // Журнал университета водных коммуникаций. - - №1. - С. 188-196.
  43. Погребная Ю.К. Методы научного познания категории «Правосознание» [Текст]// Юриспруденция. - 2011. - №3. - С. 10-17.
  44. Шапиро Е.А. Системный анализ методологических проблем теории государства и права как науки:[Текст] дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Краснодар, 2000. - 220 с.
  45. Юрчак Е.Е., Теория вины в праве. [Текст]Монография., «Проспект»: 2015 – 543 с.

Электронные ресурсы

  1. Статья "Марксистская теория происхождения государства"// Сайт Справочник. ру [Электронный ресурс] - Режим доступа spravochnick.ru
  2. Статья "Патриархальная теория происхождения государства"// Сайт Образовака [Электронный ресурс] - Режим доступа https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/patriarhalnaya-teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva-i-prava-kratko.html
  3. Статья "Теологическая теория происхождения государства"// Сайт Образовака [Электронный ресурс] - Режим доступа https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/patriarhalnaya-teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva-i-prava-kratko.html
  4. Статья "Пути формирования государства: восточный, западный путь"//Сайт Заочник [Электронный ресурс] - Режим доступа https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/puti-formirovanija-gosudarstva/
  5. Статья по правоведению Мардалиева Р.Т. "Основные пути возникновения государства"// Сайт Вики чтение [Электронный ресурс] - Режим доступа https://law.wikireading.ru/14889
  6. Статья "Причины возникновения государства"//Сайт Studme [Электронный ресурс] - Режим доступа https://studme.org/12800418/pravo/proishozhdenie_gosudarstva_teoriya_praktika

Приложение

Разделение труда

Время

К чему привело

Скотоводство

10 тыс. лет назад

1)Человек начал разводить домашних животных: овцу, козу, корову, свинью, собаку, лошадь; 2)Отпала необходимость в охоте;

3)Теперь племени не грозил голод от неудачной охоты;

4)Появление запасов.

Земледелие

10 тыс. лет назад

1) Человек начал выращивать пшеницу, ячмень, горох, чечевицу, вику, маис, финиковую пальму, банановое и хлебное дерево;

2)Вытеснение собирательства;

3)Естественный прирост населения;

4)Появление запасов.

Результат:

1)Скотоводство и Земледелие привели к накоплению излишков у населения;

2) Зарождение торговли и ремёсел;

3) Переселению народов в разные участки земного шара;

4) Повысилась производительность труда;

5) Рост мозговой активности.

Ремесла

7 тыс. лет назад

1)Рост мозговой активности;

2) Накопление средств;

3)Производства одежды, обуви, орудий труда;

4) Строительства жилищ и загонов для животных;

5)Рост мастерства;

6)Появление мастеров ремесленников.

Торговля

3 тыс. лет назад

1)Рост производительности труда;

2)Товарооборот;

3)Повышение спроса;

4)Зарождение товарно-денежных отношений;

5)Имущественное неравенство – предпосылка к появлению классов;

Итог: И как главное последствие "неолитической революции" - переход к земледелию, скотоводству и ремеслам и, вызванное этим имущественное и социальное неравенство, привел к образованию ГОСУДАРСТВА.

  1. См. Приложение

  2. Теория государства и права. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Учебник для Вузов. Издательство: НОРМА, 2017 - С. 103-104

  3. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – 410 с. (Серия «Учебники для вузов») - С. - 29

  4. Теория государства и права: учебное пособие/В.И. Власов, Г.Б. Власова, С.В. Денисенко. - Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 332 с. - (Библиотека студента) - С. 27.

  5. Смотреть Приложение Д.

  6. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. - 2-е изд. перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2018. - С. 38.

  7. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2017 – 410 с. (Серия «Учебники для вузов») - С. - 27.

  8. Общая теория государства и права : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Комаров. — 9-е изд., испр. и доп. — М: Издательство Юрайт, 2018. — 506 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). - С. 48-50.

  9. Общая теория государства и права: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Комаров. — 9-е изд., испр. и доп. — М: Издательство Юрайт, 2018. — 506 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). - С. 50.

  10. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2016. С. 5—6.

  11. Смотреть приложение А.

  12. Неолитическая революция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. 

  13. Смотреть Приложение

  14. Табу – это запрет на что-либо предписанное нормами морали и права.

  15. Статья "Пути формирования государства: восточный, западный путь"//Сайт Заочник [Электронный ресурс] - Режим доступа https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/puti-formirovanija-gosudarstva/

  16. Статья по правоведению Мардалиева Р.Т. "Основные пути возникновения государства"// Сайт Вики чтение [Электронный ресурс] - Режим доступа https://law.wikireading.ru/14889

  17. Статья "Причины возникновения государства"// Сайт Studme [Электронный ресурс] - Режим доступа https://studme.org/12800418/pravo/proishozhdenie_gosudarstva_teoriya_praktika

  18. Капустин М.Н. Теория права. Общая догматика.[Текст] 2011. - 390 с. - С. 137.

  19. Дерябина Е.М., Марченко М.Н. Теория государства и права. Схемы с комментариями. [Текст]Проспект, 2013. - 200 с. - С.36.

  20. Кутафин О.Е., Глава государства.[Текст] Монография., « Проспект»: 2014 – 355 с. - С. - 174.

  21. Марченко М. Н., Дерябина Е. Основы государства и права.[Текст] Проспект, 2012. - 359 с. - С. - 112.

  22. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях.[Текст] - М.: Проспект, 2010. - 144 с. - С. 27.

  23. Поляков А.В., Общая теория государства и права. Проблемы интерпретации в контексте, [Текст] « Проспект» : 2015 – 535 с. - С. - 117.

  24. Шапиро Е.А. Системный анализ методологических проблем теории государства и права как науки:[Текст] дис. канд. юрид. наук: 12.00.01. - Краснодар, 2000. - 220 с.- С. 57.

  25. Малько А.В., Нырков В, Шундиков К. Теория государства и права. Элементарный курс. [Текст] Кнорус, 2012. - 240 с. - С.75