Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства (Классовая теория )

Содержание:

Введение

Процесс изучения происхождения государства и права многогранен, и имеет не только лишь познавательный или академический характер, но также и практический. Он позволяет наиболее глубже понять саму природу государства и права, их социальную природу и значимость, дает возможность понять причины и условия их возникновения.

Современная действительность не может быть обособлена от прошлого, так как это лишь очередной виток развития, виток спирали нашей человеческой истории. Только лишь через познание того, что было давным-давно, можно добиться критичного и достаточно верного знания о механизме возникновения и развития государства.

Чтобы понять современное государство и право, необходимо знать основные этапы и законы их развития, а также причины, влиявшие на ход их становления. Теория государства и права как наука, изучает большое разнообразие первопричин образования и развития государства и права. Все то, что происходило в истории человечества, происходило по законам естественного развития окружающей среды как таковой, так и исходя из природы и насущных потребностей самого человека. Пути становления и развития различных государств разнообразные. Каждое государство развивалось по своим исключительным закономерностям, придерживаясь и основываясь на своей культуре и системе сложившихся обычаев.

Государство[1] – Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры[2].

Теория государства и права, опираясь на научные результаты многовековых историко-юридических исследований, раскрывает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права.

С течением времени и дальнейшим развития человеческого общества, изменяется тактика и методика познания, вследствие новых археологических открытий появляются новые исторические источники, меняются политические воззрения, государственный строй, и как следствие появляются новые теории, трактующие уже по-новому историю развития государства, появляются новые гипотезы.

Задача данной работы показать имеющееся на данный момент разнообразие теорий возникновения государства, накопленное с течением времени по настоящий день.

В данной работе используются труды (учебники, учебные пособия, словари, статьи) различных научных деятелей, достоверность знаний которых не вызывает сомнения, так как все они исследователи с соответствующим образованием, использующие исторические и современные источники, имеющиеся на данный момент.

Так как всякий ученый муж имеет свое определенное видение описываемой научной проблемы – субъективное мнение и взгляд, то для описания общей картины нельзя обходиться одним или двумя источниками (авторами). Соответственно для объективности освещения было использовано несколько больше различных источников.

В данной работе были использованы труды современных отечественных исследователей теории возникновения государства и права:

- Н.И. Матузов – доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ;

- А.В. Малько – доктор юридических наук, профессор;

- Л.А. Морозова – академик Международной академии наук высшей школы, доктор юридических наук, профессор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА);

- С.А. Комаров – доктор юридических наук, профессор, полковник внутренней службы в отставке, государственный советник Российской Федерации 3 класса, член-корреспондент, заслуженный деятель науки и образования Российской академии естествознания; научный руководитель Юридического института, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Международного университета в Москве. Президент Межрегиональной ассоциации теоретиков государства и права, учредитель журнала «Теория государства и права», член Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Российской Федерации;

- Л.П. Рассказов – доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации;

- В.С. Нерсесянц – доктор юридических наук, профессор, Академик РАН;

- О.А. Жидков – доктор юридических наук, профессор;

- Н.А. Крашенинникова – доктор юридических наук, профессор;

- А.Ф. Черданцев – доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ;

- В.К. Цечоев – доктор юридических наук, профессор;

- В.Н. Карташов – доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ;

- М.И. Абдулаев – доктор юридических наук, профессор;

- Т.В. Кашанина – доктор юридических наук, профессор Московской государственной юридической академии;

- А.В. Петров – доктор юридических наук, профессор;

- А.А. Баукен – кандидат юридических наук, доцент;

- Л.Е. Гринин – советский и российский философ, историк, социолог, политантрополог, экономист, футуролог, доктор философских наук;

- А.В. Мелехин – доктор юридических наук, профессор;

В первой главе раскрывается обоснование многообразия, имеющихся теорий возникновения государства. В последующих: второй главе и параграфах, раскрывается суть имеющихся теорий возникновения государства, которые стоило бы рассмотреть.

Глава I. Многообразие теорий о возникновении государства

При изучении теорий возникновения государства, возникает вопрос: «А почему этих теорий такое множество?». Безусловно, вопрос закономерный, так как мы все привыкли еще со школы, что есть вещи раз и навсегда доказанные учеными, и к чему тогда еще что-то делать, и что-то еще придумывать, исследовать. Однако наука о возникновении государства не математика и не физика, здесь формулами всё не обсчитать и не объяснить.

Начиная с того момента, когда человек серьезно задался вопросом о возникновении государства, и кончая нашими днями, прошло не так уж и много времени. Данным вопросом занимались ведущие философы, и научные деятели своего времени, которые использовали исторические источники, доступные и имевшиеся на данный период времени. Уровень образования, мировоззрение, культура, плюс определенное вероисповедание (будь то христианство, иудаизм, буддизм или ислам и т.д.) накладывали свой отпечаток на труды ученых мужей.

В средние века и до нашей современности религия имела первенство не только в политике и экономике, но в том числе и в науках, где всякому необъяснимому процессу приписывалось божественное начало. Это также определяло направление мысли при разработке теорий возникновения государства.

Государство и право являются центральными элементами организации власти любого современного общества. Трактовка их сущности и роли всегда служит важной составляющей идеологического оформления политических устремлений различных социальных классов и групп. В этой связи вопрос о происхождении государства является ключевым для обоснования той или иной теории, политической программы[3].

С течением времени, с развитием техники и науки, с открытием новых исторических источников данных, наряду с новыми археологическими открытиями менялось и мнение ученых при рассмотрении вопросов возникновения и развития государства. При этом с каждым разом теорий становилось все больше и больше, так как устоявшиеся со временем теории не отметали полностью – они дополняли общую картину в целом, как камешки определенного оттенка в общей исторической мозаике.

И теперь, только лишь глядя через эту историческую призму теорий, можно в какой-то степени достигнуть истины. Но так как мир и люди в нем не идеальны, и не всё подвластно закономерностям и даже научному объяснению, поэтому в какой-то мере всегда остается поле для дальнейшего исследования – движения вперёд.

Глава II. Основные теории происхождения государства

§1. Потестарная (кризисная) теория возникновения государства

Первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей – период охватывающий эпоху от появления человека до образования первого государства, было первобытное общество. В развитии первобытного общества различают два основных этапа это: этап присваивающей экономики и этап производящей экономики, границей между которыми является эпоха неолита (VIII-III век до н.э.)[4]. В период присваивающей экономики человек довольствовался тем, что он добудет на охоте, что давала ему природа, в качестве орудий использовались подручные предметы. Позже, в период производящей экономики человеку уже приходилось самому возделывать культуры, производить предметы потребления и орудия труда. На этой периодизации и основана современная теория происхождения государства – потестарная (кризисная) теория[5].

Значительное время человек жил в форме первобытного стада, а затем через родовую общину, и далее через ее разложение пришел к формированию государства.

Формой социальной организации первобытного общества была родовая община ­– объединение людей по кровному признаку, которое возглавлял лидер (лучший добытчик пищи, самый сильный, знаток обычаев). Исходя из этого, родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей[6]. Родовые общины объединялись с другими родственными союзами, образуя племена, целью объединения которых была защита от внешних врагов, совместная охота и т.п.

Особенностью первобытной общины был кочевой образ жизни, имелось половозрастное разделение труда. В первобытной общине существовали следующие институты власти: лидер (предводитель, вождь), совет старейшин, общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни. Так как власть в первобытном обществе основывалась в большей степени на авторитете какого-то одного члена общины (к примеру, старейшины), она называется потестарной, от латинского слова «potestas»[7] – мощь, сила. Помимо авторитета, потестарная власть основывалась и на силовом принуждении. Нарушитель обычаев мог быть наказан вплоть до изгнания из общины, что порой означало смерть.

Таким образом, главными чертами власти в первобытном обществе были: выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер власти. Власть при родовом строе носила демократичный характер, что как раз было возможно в условиях отсутствия каких-либо имущественных различий между членами общины, наличия полного по сути равенства, единства потребностей и интересов. Данный этап в развитии человечества на этом основании нередко называют первобытным коммунизмом[8].

1.1 Переход к производящей экономике, как одна из причин возникновения государства

Современная археология и иные научные источники свидетельствуют о том, что на рубеже 12-10 тыс. до н.э. возникли кризисные природные явления, которые привели к неблагоприятному изменению климатических условий и как следствие изменению флоры и фауны. Потеря источников пропитания и как следствие – угроза существования человечества как биологического вида, обусловили необходимость перехода от присваивающей экономики к воспроизводящей. Данный переход получил название в литературе как «неолитическая революция». Дал это название в 30-е гг. XX в. известный английский археолог Гордон Чайлд (1892–1957)[1].[9] Безусловно, этот процесс протекал не за один день и даже не за сотню лет. Человеку пришлось адаптироваться к новым условиям существования, приручать животных, учиться новым методам земледелия, создавать новые средства производства.

Со временем производящая экономика привела к разделению труда, что, в свою очередь, способствовало выделению следующих групп населения:

а) организаторов производства;

б) непосредственных работников, выполняющих трудовые функции;

в) работников информационных систем, осуществляющих учет труда и распределение его результатов;

г) работников, контролирующих соблюдение норм и правил, регламентирующих указанные выше процессы.

Вследствие усовершенствования производства труда, повышения производительности начали появляться излишки труда. Это привело к появлению собственности – коллективной, групповой и частной, что вело к дальнейшему расслоению общества.

В значительной мере расслоению общества способствовал постепенный переход от парного брака к моногамному, что привело к экономической самостоятельности отдельно взятой семьи (fаmiliа), которая начала противостоять всему роду[10].

Таким образом, неолитическая революция, обусловившая переход человечества к производящей экономике, объективно привела первобытное общество к его расслоению, появлению классов и как следствие затем – к возникновению государства[11].

Данная теория многое объясняет и опирается на историческое эволюционирование человека в целом, а также на социально-экономические факторы, которые имеют значение в развитии человечества и сейчас. Однако, утверждение что моногамия в семье, как один из главных факторов, привела к образованию частной собственности и как следствие к разложению общины, выглядит неубедительно, по крайней мере, в отношении мусульманского социума.

§2. Теологическая теория

Теология – учение о боге, от латинского «theos» - бог и «logos»[12] - учение. Это одна из самых первых и старых теорий возникновения государства, трактующая появление и существование государства божьей волей. Данная теория имела свое основное развитие в средние века. Согласно данной теории государство вечно, как бог, а государь наместник бога на земле наделяется властью повелевать людьми и реализовывать божью волю на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле государя – воле бога. Существовала двойная трактовка этой теории. По одной из них церковь утверждала, что монарх получил власть через церковь, поэтому он должен ей подчиняться. По светскому толкованию выходило, что монарх получил власть непосредственно от бога. В России сторонником независимой от церкви царской власти был Иосиф Волоцкий (1439–1515)[2] – настоятель Волоколамского монастыря. Он считал, что царю власть дана богом, поэтому она не может быть ничем и никем ограничена.[13] В христианстве наиболее авторитетным представителем религиозной теории является средневековый мыслитель Фома Аквинский (1225–1274)[3], являвшийся «официальным идеологом» Ватикана. По Аквинскому, прежде чем приступить к руководству миром, Бог решил привнести в него стройность и организованность – для того и учредил государство.[14] В законах вавилонского царя Хаммурапи [4] записано: «Бог Мархдух создал черноголовых и поставил меня, Хаммурапи, править черноголовыми»[15].

Оценивая теологическую теорию следует понимать, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал на тот момент. Эта теория правильно отражает тот факт, что государство появляется вместе с монорелигией. Она отражала также те реалии, что первые государства были теократическими, вступление на престол монарха освящалось церковью и это придавало власти особый авторитет. В более поздние времена эту теорию использовали для оправдания неограниченной власти монархии.

Однако данная теория ненаучна, и нет возможности проверить то, что ею провозглашается.

§3. Патриархальная теория

Наиболее известными представителями данной теории считают древнегреческого философа Аристотеля (384–322 до н. э.)[5], английского мыслителя XVII в. Р. Филмера (1588–1653)[6] и русского социолога Н.К. Михайловского (1842–1904)[7][16].

Аристотель считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а их развитие ведет к образованию государства. В полном виде эта теория получила обоснование в работах английского ученого Роберта Филмера «Патриарх, или естественная власть королей» (1680 год), где он доказывал, что власть монарха безгранична, поскольку исходит от Адама, а тот получил свою власть от бога и был не только отцом человечества, но и властелином его[17]. От Адама эта власть перешла к старшему в семье, а потом в конце концов – к королям. Поскольку власть библейского патриарха божественна, то подданные должны покорно подчиняться ему. Любое сопротивление государю недопустимо[18].

В Китае патриархальную теорию развивал Конфуций (551–479 до н. э.) [8] Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, т. е. заботы государства о своих гражданах и подданных в случае неблагоприятной ситуации – болезни, безработицы, инвалидности и т. д. Позитивным в патриархальной теории является то, что ее сторонники, например Н.К. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку, а это возможно только в обществе, построенном по типу семейных отношений.

Вместе с тем, представители теории патриархального происхождения государства упрощали сам процесс возникновения государственности, экстраполируя понятие «семья» на понятие «государство», а «отец» и «члены семьи» необоснованно отождествляли с категориями «государь» и «подданные». К тому же, по свидетельству историков, семья как социальный институт возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя[19].

Эта теория сродни теологической теории, является антиисторической. В действительности же, изначально возникает род, а семья складывается гораздо позднее в силу эволюционного упорядочения отношений полов и в связи с изменениями в производственной сфере[20].

§4. Договорная теория

Договорная теория (естественно-правовая[21]) зародилась еще в V–IV вв. до н. э. в учениях софистов Древней Греции. Эту идею развивали представители раннебуржуазной политико-правовой мысли – голландский юрист Гуго Гроций (1583–1645)[9], Т. Гоббс (1588–1679)[10], Дж. Локк (1632–1704)[11], Ж.Ж. Руссо (1712–1778)[12], Б. Спиноза (1632–1677)[13], И. Кант (1724–1804) [14], русский мыслитель Александр Николаевич Радищев (1749–1802)[15]. Также американские мыслители XVIII в. Т. Джефферсон (1743–1826)[16], Т. Пейн (1737–1809)[17] опирались на данную теорию, обосновывая суверенное право народа США на независимость от Великобритании и на формирование своего самостоятельного государства.[22] В классическом виде эта теория сложилась в XVII–XVIII вв. и тесно связана с теорией естественного права.

По данной теории считалось, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага[23]. Эта теория имела два главных положения: 1) до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния; 2) государство возникает в результате заключения общественного договора.

Так, Томас Гоббс утверждал, что до возникновения государства, когда не было силы способной сдержать «звериное начало» человека, все люди находятся в состоянии «войны всех против всех». Необходимость ограничения непрекращающихся внутренних усобиц и защиты от внешних врагов вынуждают к созданию государства[24].

Так же, из теории следовало, что государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.д., и в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности.

Эта теория в ее прогрессивном варианте впервые обосновала право народа на свержение власти неугодных правителей, вплоть до восстания[25].

Главные достоинства договорной теории заключаются в том, что она, во-первых, провозгласила народ источником государственной власти и принадлежность суверенитета народу. Правители являются лишь уполномоченными народа, могут быть смещены по воле народа, обязаны отчитываться перед ним. Во-вторых, носит демократический характер, поскольку исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, люди равны между собой, и каждый из них ценен для общества. В-третьих, впервые порвала с религиозной трактовкой причин возникновения государства и опиралась на достоверные исторические факты, в частности на договоры между отдельными феодальными городами и приглашаемыми для управления князьями и иными правителями (Венеция, Генуя, Великий Новгород, Псков и др.).

Однако эта теория не в состоянии объяснить происхождения государства у разных народов.

Так же, в настоящее время данная теория, по мнению Р.Л. Карнейро (р. 1927)[45], считается волюнтаристской, по причине того, что не было в истории ни одного народа, который по собственному желанию отказался от собственного суверенитета в пользу объединения с другим, чтобы организовать более крупную политическую единицу[26].

§5. Теория насилия

Наиболее видными представителями теории насилия являются немецкие мыслители Карл Евгений Дюринг[27] (1833–1921)[18] и Карл Каутский (1854–1938)[19], а также польско-австрийский социолог и правовед Людвиг Гумплович[28] (1838–1909)[20]. Теория имеет две трактовки, которые выражаются: в теории внешнего насилия и в теории внутреннего насилия.

Согласно теории внешнего насилия утверждается, что государство возникает в результате акта насилия. Одно племя завоевывает другое, и, для того чтобы держать в повиновении последнее, образуется государство. Его сущность заключается в осуществлении насилия над покоренным племенем.

Для управления завоеванными народами и территориями нужен был аппарат принуждения, которым и стало государство[29].

По мнению К. Каутского, рабство возникает из войны с чужими общинами, а племя победителей присваивает себе их землю, принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань, подати, создает аппарат принуждения для управления побежденными[30].

К.Е. Дюринг был сторонником теории внутреннего насилия, в соответствии с которой первичным в возникновении государства является насилие одной части общества над другой. Именно эта теория близка к марксистскому (классовому) пониманию государства как орудия господства одного класса над другим[31].

Как бы не спорны были данные теории насилия, однако завоевание территорий Древнего Рима древними германцами ускорило возникновение у последних государства[32]. Но к примеру восточнославянские государства формировались без насилия. Очевидно, что военный фактор был вторичным, сопутствующим, а не главным в возникновении государственной организации общества[33].

Для того, чтобы могло возникнуть государство, необходим уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германского или венгерского государств[34].

§6. Классовая теория

Классовая теория (материалистическая, марксистская, историко-материалистическая[35]) является созданием К. Маркса (1818–1883)[21] и Ф. Энгельса (1820–1895)[22], а также ранним их предшественником Л.Г. Морганом (1818–1881)[23]. Также классовую теорию поддерживал В.И. Ульянов (Ленин) (1870–1924)[24].

Основным положением классовой теории является учение о социально-экономической формации, основанной на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности. Согласно данной теории государство возникло в силу экономических причин – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и как следствие частной собственности, раскола общества на противостоящие классы[36]. Эти факторы и вызвали разложение, а затем исчезновение первобытно-общинного строя, а впоследствии появление государства, как организации экономически господствующего класса. Ф. Энгельс писал, что государство – это продукт общества на известной ступени развития. А чтобы классы с противоположными интересами не пожрали друг друга и общество в целом в бесплодной борьбе, стала необходимой сила, которая усмиряла бы столкновения классов, держала их в границах порядка. И такой силой, вышедшей из общества, но ставящей себя над ним, все более и более отчуждающей себя от него, является государство. Ф. Энгельс утверждал, что, поскольку государство возникло из потребности сдерживать противоположные классы, оно служит экономически господствующему классу, который при помощи государства становится одновременно и политически господствующим классом и приобретает благодаря этому новые средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса[37]. «…И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство»[38].

Характер государства обусловлен тем, что оно выступает регулятором классовых отношений, а с построением коммунистического общества государство отмирает[39]. Государство в собственном смысле слова, являющееся диктатурой меньшинства существует до социалистической революции. После которой устанавливается диктатура пролетариата, осуществляющая власть уже в интересах большинства населения. Тем самым государство уже не является таковым в собственном смысле слова. Это уже полугосударство. Его сущностью является выражение воли и интересов трудящихся. На первое место в государстве диктатуры пролетариата выдвигаются созидательные задачи, а не задачи классового подавления[40]. По мере развития, государство перерастает в общенародное, а затем с его отмиранием наступает безгосударственная формация – коммунизм.

Следует отметить, что многие теоретические положения в социалистических государствах так и остались только в теории. Положения марксизма о полугосударстве, о коммунистической формации явились утопичными[41].

Несмотря на ошибочность некоторых положений и фактических данных, марксистская теория основана на материалистическом и диалектическом подходах к трактовке развития человеческого общества. Что касается вопроса о судьбе государства, то, по мнению современных ученых, государство будет существовать и в обозримом будущем, пока человечество не изобретет другую, более совершенную организацию общества[42].

§7. Психологическая теория

Истоки психологической теории возникновения государства были заложены еще в Древнем Риме. Как полагал М.Т. Цицерон (106–43 до н. э.)[25], люди объединились в государство по причине врожденной потребности жить вместе[43]. Психологическое объяснение причин возникновения государства давал и Никколо Макиавелли (1469–1527)[26]. Макиавелли утверждал, что образование и обустройство государства является «актом единичной, властвующей над государством воли».

Свое становление психологическая теория получила лишь в XIX веке. Родоначальником психологической теории по праву считается профессор Петербургского университета Л.И. Петражицкий (1867–1931)[27]. Он объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Также видными последователями психологической теории были французский Жан Габриэль Тард (1843–1904)[28], австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856–1939)[29].

Е.Н. Трубецкой (1863–1920)[30], ссылаясь на Г. Спенсера (1820–1903)[31], указывал, что «между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, что между людьми – частями социального организма – связь психическая». Солидарность, таким образом, – основная черта человека[44].

В связи с этим происхождение государства обусловлено особыми свойствами человеческой психики. У одних людей есть психологическая потребность повелевать слабыми, у других – подчиняться более сильным. Они связывают появление государственности с данными свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать[45].

Безусловно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, это важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты и который игнорировать нельзя. Достаточно вспомнить проблему харизмы (греч. Charisma – божественный дар, божественная милость). Ею обладает личность, наделенная сверхъестественными, сверхчеловеческими, или по меньшей мере исключительными способностями или качествами (герои, пророки, вожди и т.п.), - харизматическая личность[46]. Однако роль психологических факторов нельзя преувеличивать, так как, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой – человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Именно эти условия и должны учитываться в первую очередь[47].

§8. Органическая теория

Данная теория возникла в XIX в., и её появление было вследствие успешного развитии естествознания. Её ведущим представителем был английский мыслитель Г. Спенсер (1820–1903) [31], который в своей работе «Основание социологии» использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни существ, сопоставлял организацию и функционирование общества и биологических организмов, выясняя их сходство и различия[48].

Од­нако представления о государстве, как о своеобразном подобии человеческого организма известны еще у древнегреческих мыслителей. Так, Платон (427–348 до н.э.)[32] сравнивал структуру и функции государства со способностями и отдельными сторо­нами человеческой души. Ему вторил Аристотель (348–322 до н.э.)[5], говоря, что государство во многих отношениях напоминает человеческий организм, и поэтому утверждал, что человек сам по себе изоли­рованно существовать не может. Он приводил такой пример: руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функ­ционировать, также и человек не может существовать без госу­дарства[49].

В результате войн между различными родами (племенами) и социальными слоями населения происходит естественный отбор: власть захватывают наиболее сильные особи человечества (т.е. происходит естественный отбор), которые формируют свои организации и подчиняют себе остальное население. В процессе бесчисленных войн появляются новые сильные государства и исчезают слабые, совершенствуется государственный аппарат, создаются законы для регулирования поведения людей[50].

Органической теории происхождения государства придерживались также швейцарский юрист И. Блунчли (1808–1881)[33] и французский социолог Рене Вормс (1869–1926)[34]. В свою очередь органическая теория подвергалась критике дореволюционным русским юристом Е.Н Трубецким (1863–1920)[30], по мнению которого биологические законы нельзя абсолютизировать, но необходимо учитывать при изучении общества и государства[51].

Точно так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики или химии, невозможно и распространять биологические законы на развитие человеческого общества. Как и в предыдущих теориях, не учитываются прочие факторы, влияющие как на человека ­– биологическую единицу, так и на процесс возникновения государственности.

§9. Расовая теория

Основателями расовой теории являются французский социолог Ж.А. Габино (1816–1882) [35] и немецкий философ Ф.В. Ницше (1844–1900) [36].

Согласно данной теории, люди вследствие их физической и психической неравноценности, образуют высшие и низшие расы. Высшая раса является создателем цивилизации, призвана господствовать над низшими расами, а поскольку последние не способны управлять своими делами, то представители высшей расы господствуют над ними. Они и создали государство как организацию управления низшей расой и как продукт цивилизации, поскольку неполноценные народы не могут иметь своей цивилизации[52].

Ж.А. Габино считал, что расовое смешение ведет к распаду социальной структуры: «Этнические смеси разрушают единство стиля жизни и приводят к «вырождению человека», а вместе с ним и к распаду всей социальной структуры». Ж.А. Габино превозносил «семейство арийцев» ­– это «прирожденная раса владык»….[53]

По сути это нацистская теория, которая насаждалась, и была воплощена из теории в практику в период с начала 30-х годов по 1945 год в фашистской Германии. Так же проповедовалась и в прочих странах, да и сейчас имеет успех у неонацистов.

Отсюда выводы: Радикальная теория расового неравенства, теория недемократичная и негуманная, пропагандирует вражду между народами мира[54]. Как теория возникновения государства – антинаучна и крайне спорна.

§10. Ирригационная теория

Автором ирригационной (гидравлической) теории возникновения государства является немецкий ученый Карл Август Виттфогель (1896–1988)[37]. Постулаты данной теории он изложил в своем труде – «Восточный деспотизм». В Древнем Египте на берегах Нила жили кочевые племена, люди постепенно переходили к оседлой жизни. Они приобретали трудовые навыки, научились управлять ежегодными наводнениями, распределять воды Нила на более обширные территории с помощью строительства каналов и водоподъемных устройств. Сложные и трудоемкие ирригационные работы требовали умелой организации. Ее стали осуществлять специально на то поставленные люди, способные охватить своим умом весь ход ирригационного строительства, организовать выполнение работ, устранить возможные препятствия в ходе строительства. «Руководители общих работ, как наиболее подготовленные люди, превратились в чиновников, наделяемых официальными полномочиями от имени общности, постепенно превращавшейся в одну из форм государственного устройства, приходящего на смену первобытному строю»[55].

Таким образом, в создании государства главным оказался ирригационный фактор[56].

Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как главные, базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности[57].

К тому же, археологами доказано, что в указанных ранее в качестве иллюстрации К.А. Виттфогелем районах ­– Месопотамии, Китае и Мексике, развитые государства появились задолго до широкомасштабной ирригации[58].

§11. Теория инцеста

Инцестная (половая) теория возникновения государства (теория кровосмешения) была разработана французским социологом и этнографом Клодом Леви-Стросс (1908–2009)[38]. Инцест (лат. Incestus[59] – нечистый, преступный, греховный). По его мнению, исходным социальным фактором в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновения государства явился существовавший в первобытном обществе запрет инцеста, особенно на этапе развитого состояния родовой общины, когда люди стали замечать, что от кровосмешения рождаются неполноценные создания. Для реализации этого запрета необходимы были специальные органы внутри родовой общины, которые следили бы за соблюдением запрета, применяли жесткие меры наказания к тем, кто его нарушал, а также устанавливали связи с другими общинами для обмена женщинами. Эти контрольные органы и стали прообразом будущей государственной организации[60].

Один из сторонников этой теории Л.С. Васильев [39], писал: «Отказ от права на женщину своей группы создал условия для своего рода социального контракта с соседней группой на основе принципа эквивалента и тем самым заложил фундамент для системы постоянных коммуникаций: обмен женщинами, имуществом или пищей (дарами), словами-знаками, символами и составил структурную основу культуры с ее ритуалами (в первую очередь брачными), нормами, правилами, запретами-табу и прочими социальными регуляторами»[61].

Анализируя эту теорию, нельзя, во-первых, не отметить, что ее создатель К. Леви-Стросс исходил из того, что общество от эндогамных половых отношений постепенно перешло к экзогамной форме брака. Во-вторых, правильно указывается, что переход общества к экзогамии был выдающимся рубежом в развитии человечества. Запрет инцеста был выходом общества из длительного исторического периода его развития, показавшего, что кровосмешение ведет к вырождению рода, ставит его на грань гибели, что отказ от права иметь женщину своей группы может устранить эту гибельную опасность.

Недостаток данной теории состоит в очевидности того факта, что в первобытном обществе запрет кровосмешения соблюдался добровольно[62], за его нарушение могли наказывать и совет старейшин, и общее собрание членов общины, поэтому в создании специальных контролирующих органов не было необходимости.

Так же, сторонники инцестной теории игнорируют ряд моментов, объясняя процесс происхождения государства. Не принимается во внимание тот факт, что не только в особенностях воспроизводства человека заключен прогресс человечества в целом.

§12. Патримониальная теория

Основным представителем патримониальной теории происхождения государства выступает К.Л. Галлер (1768–1854)[40]. По его мнению государство, как и земля, является частной собственностью правителя.

В первобытном обществе земля принадлежала общине и находилась в коллективной собственности. Затем происходит концентрация власти в руках вождей (и соответственно им передается распоряжение землей). Постепенно власть переходит во власть государственную, и собственником земли объявляется государь (король, царь и т. п.). Именно из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей[63].

Подобные правители господствуют над территорией в силу своего "исконного" права на собственность. В такой ситуации народ представлен в качестве арендаторов земли собственника, а чиновники - в виде приказчиков правителей. В соотношении понятий "власть-собственность" представители данной теории отдают приоритет праву собственности[64]. Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства.

Представление о принадлежности всей земли королю или князю долгое время держалось в Германии, Франции, России, и до середины ХХ века находила себе юридическое выражение в Англии[65].

Отчасти логика в данной теории присутствует и является исторически обоснованной, однако вместе с тем видна идеологическая направленность: автор теории оправдывает монархическую власть и феодальный строй в целом, доказывает возможность монарха создавать «собственное право». Но все же, государство возникает не когда территория объявляется чьей-то собственностью, а тогда, когда реально осуществляется ее защита, что можно эффективно сделать, если уже имеется соответствующий государственный механизм[66].

§13. Экономическая теория

Авторами экономической теории являются Платон (427–348 до н.э.)[32] и французский деятель Анри Сен-Симон (1760–1825)[41].

Согласно этой теории государство – это результат исторического прогресса. Ведущим звеном человеческого прогресса, его ядром являются экономические преобразования. Именно изменения в области экономики приводят к образованию государства. А. Сен-Симон считал, что человеческое общество закономерно развивается по восходящей линии. Двигаясь от одной стадии к другой, оно стремится вперед к «золотому веку»[67]. Возникновению государства предшествует присвоение человеком продуктов природы. Затем, используя самые примитивные орудия труда, человек переходит к производству продуктов для потребления. Собственно человеческий прогресс это и есть прогресс в средствах производства. Начальная стадия развития сменяется теологической, охватывающей времена античности и феодализма, а затем наступает стадия метафизическая (по А. Сен-Симону, период буржуазного миропорядка). Вслед за ней начнется стадия позитивная, когда установится такой строй, который сделает «жизнь людей, составляющих большинство общества, наиболее счастливой, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потребностей». Если на первой стадии развития общества господство принадлежало старейшинам и вождям, на второй — священникам и феодалам, на третьей — юристам и метафизикам, то затем оно должно перейти к промышленникам и, наконец, ученым.

Анализируя подход авторов данной теории можно лишь согласиться, что безусловно экономическое развитие общества – важнейшая характеристика человеческого развития, однако это не единственная характеристика развития человечества. Это объясняется тем, что человек – особое существо, отличающееся прежде всего наличием мыслительных способностей. И прогресс экономический напрямую зависит от прогресса самого человека, от его становления и развития.

§14. Диффузионная теория

Одним из представителей диффузионной теории является Ф. Гребнер (1877–1934)[42]. Она была выдвинута как результат осмысления процессов государствообразования, интенсивно развивавшихся в конце XIX и начале XX веков[68].

Слово «диффузия» (лат. diffusio[69]) означает распространение, растекание. Согласно данной теории, государство возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался. Процесс смешения народов носит объективный характер и идет все более ускоренными темпами с развитием общества в целом[70]. На это влияет прежде всего совершенствование производительных сил общества и транспортных средств в частности, изменение производственных отношений, возрастание личностного потенциала людей и в первую очередь интеллекта человечества, что позволяет увидеть в других людях не противников, а сообщников, партнеров и перенять то положительное, чего достигли другие народы.

Распространение и усвоение опыта управления большими социальными образованиями с помощью государства – это всего лишь одна из сторон конвергенции, т. е. сближения народов и их взаимообогащения.

Сторонники диффузионной теории, в отличие от представителей расовой теории, отмечая процесс распространения опыта государственно-правовой жизни среди других народов и на другие континенты, не считают это основанием для деления народов на высшие и низшие. По их мнению, разность потенциалов народов – это результат различия условий природной среды, в которой им приходится проживать. Постепенно за передовыми в области организации общественной жизни народами подтянутся и другие народы. Им не следует в этом деле стремиться «изобретать велосипед». Ничего нет зазорного в том, чтобы взять и перенять в области управления то, что «наработали» другие народы. Возможно народы, перенявшие опыт государственно-правовой жизни, будут полезны всем остальным народам в другом отношении. И как следствие от диффузионного процесса выиграют все.

Таким образом, диффузионная теория носит не умозрительный характер, а опирается на многочисленные исторические факты.

Однако диффузная теория не может объяснить, откуда же взялось первое государство ­ – праотец, которое впоследствии передало опыт другим? Так же данная теория не объясняет неудавшиеся попытки внедрения государственности в США местным индейским племенам, которых пришлось ассимилировать, или у австралийских племен, которые до сих пор пребывают в первобытном состоянии.

§15. Теория специализации

Это авторская теория российского доктора юридических наук, профессора Татьяны Васильевны Кашаниной [43] [71]

Государство, согласно этой теории – это результат возникновения, наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией), специализации в сфере управленческой (политической специализации)[72].

Суть теории состоит в том, что закон специализации – это всеобщий закон развития окружающего мира. Специализация присуща миру биологии. Появление в живом организме различных клеток, а затем и различных органов — это результат специализации. Также по этой причине, т. е. в зависимости от степени специализации его клеток, организм занимает место в биологической иерархии: чем более в нем специализированы его функции, тем выше его место в биологическом мире, тем он лучше приспособлен к жизни. В социальном мире также действует закон специализации, и здесь он усиливается еще более. Как только человек проявил себя как нечто отличное от животных, он практически сразу же вступил на путь социальной специализации.

Производящая экономика постепенно набирала темпы, и наступил такой момент, когда производственный труд стал специализироваться. Специализация в области экономики – это первый вид кардинальной специализации труда. В свою очередь в ее пределах выделяются несколько разновидностей крупных общественных разделений труда. Еще Ф. Энгельс[73] вслед за другими учеными-историками отмечал три крупных разделения труда:

• отделение скотоводства от земледелия;

• выделение ремесла;

• появление торговли.

С дальнейшим ростом производственной экономики требовалась специализация труда, которая уже выходила за рамки сферы производства, хотя в самой сфере производства процесс специализации продолжал набирать обороты. Появилась потребность в труде управленческом или организаторском.

Чем дальше идет развитие социальной сферы, производства, науки, тем более идет разбиение (дробление) на отдельно взятые специальности. Человек пытаясь выжить в растущем обществе, пытается получить определенную специальность, потребную для общества.

Государственность в свою очередь, оказывая обществу на начальном этапе его развития незначительный объем социальных услуг и имея в общем незначительный аппарат, в дальнейшем становится все более и более полезной обществу. Если ранее функции, ею выполняемые, носили рудиментарный характер, то в последующем они становятся очень сложными и масштабными. Причину этого надо видеть прежде всего в том, что сама социальная жизнь становится сложнее. В развитом обществе государственный аппарат увеличивается и в численном отношении. Умножаются и точки его действия (наряду с осуществлением правосудия, законотворчества появляются и такие функции, как сбор статистических данных, забота об инвалидах и престарелых и др.). Распоряжения государственной власти по-прежнему обществу навязываются, хотя и менее жестко (используются различные способы), но не менее категорично, поскольку в противном случае действенность государственной власти по организации жизни общества окажется под вопросом.

О том, что объем государственной власти постоянно возрастает, причем это имеет место во всех странах, говорит и все увеличивающийся массив законодательства, которое в сущности является формой осуществления государственной власти.

Как отмечал В.И. Ленин «чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования»[74]. Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения».

§16. Спортивная теория

Автор спортивной теории Хосе Ортега-и-Гассет (1883–1955)[44]

Х. Ортега-и-Гассет напрямую связывает происхождение государства с происхождением игр и физических упражнений, а также спорта в целом[75].

Человек – существо социально-биологическое с присущей ему двигательной активностью. Перед отправлением на охоту древний человек исполнял ритуальные танцы, рисовал цель охоты, метился и тренировался кидать камень, копьё. Так же сам процесс охоты требовал хорошей физической подготовки, определенные умения и навыки. Целясь в цель и исполняя ритуальные танцы, человек закаливал не только тело, но и дух, тренировал свою волю. Позже ритуальные танцы приобрели более религиозный характер, чем охотничий.

Также развитие производственной экономики привело к тому, что человеку необходимы были физические упражнения для качественного ведения хозяйства, чтобы можно было эффективно бороться за свое существование. С развитием общества в целом и движением истории, требовалась и военная подготовка, военная организация племен. Из-за частых природных стихийных бедствий, стычек между соседними племенами, а также примитивной формы охоты, на которой погибали лучшие мужчины, род нес потери в мужской части населения. Для того чтобы восстановить баланс в общине, старейшины приглашали мужчин из других племен и между ними устраивали состязания. Победивших в них мужчин оставляли и делали полноправными членами рода[76]. Тем самым выдерживали баланс между женщинами и мужчинами в общине. Для проведения таких состязаний создавались специальные органы, функции которых схожи с функциями государства. В дальнейшем эти органы стали брать на себя выполнение и других общественных функций.

Таким образом, родовая и военная аристократия своим появлением обязана военно-физической подготовке и необходимости определять победителей в состязаниях юношей и зрелых мужчин.

В подтверждение выдвинутой идеи автор приводил пример – систему физического воспитания в Спарте, с помощью которой была создана сильная армия, позволившая утвердить гегемонию в Греции. Олимпийские игры стоят в том же ряду: они способствовали объединению греческих полисов и образованию единого греческого государства.

Спортивная теория, безусловно, зиждется не на пустом месте и имеет право быть, так как опирается на достоверные исторические факты. Вполне резонно полагать, что зачатки права возникли как раз из тех правил, которые начали применять при проведении древних состязаний, т.е. можно говорить о состоявшейся государственности.

Однако в других частях земли, помимо Греции, также возникла государственность, причем без проведения каких-либо масштабных соревнований. Поэтому данная теория не объясняет происхождение государственности в других регионах земного шара. Т.е. эта теория вполне подходит для конкретного региона земного шара, но не для всех. Так как у разных народов образование государства шло различными путями[77].

§17. Прочие теории возникновения государства

Имеют место также и прочие теории возникновения государства:

А) Историческая теория, согласно которой государство и право являются закономерным результатом развития человеческого общества; «дух народа производит государство, как и право»;

Б) Космогоническая теория[78], представители которой полагают, что человек, человеческое сообщество, его организации, в том числе и государство, «занесены из космоса и созданы инопланетянами»;

В) Волюнтаристская теория связывает возникновение государства с волей отдельных сильных (гениальных) личностей;

Г) Теория исторической случайности[79], описывающая возникновение государственности как случайность – как стечение обстоятельств; и т.д.

Д) Дуалистическая теория – данная теория происхождения государства была выдвинута профессорами А.Я Малыгиным и В.С. Афанасьевым. Происхождение государств согласно данной теории шло двумя путями: восточный путь возникновения государства (универсальный путь) и западное государство (уникальный путь)….

Помимо данного списка теорий их оказалось такое множество, что всех их, в рамках данной работы, описать нет возможности. К тому же отдельные из этих теорий либо заведомо утопические, либо антинаучные.

Заключение

Если посмотреть на рассмотренные выше различные теории возникновения государственности, и оценив весь этот объем, можно констатировать, что каждый автор отдельно взятой теории по-своему и отчасти прав. Но только отчасти. Какие-то теории недоказуемы, какие-то заведомо вредные и опасные для общества (в случае расовой теории). Однако все же, данные теории не могут до конца объяснить механизма возникновения государственности у человечества в целом.

Как наука, теория государства и права ищет какие-то общие закономерности возникновения государства и права, пытаясь одной теорией объяснить причины и механизмы их возникновения. Но как мы видим, на протяжении многих веков это пока не получается. И это понятно, так как причины и механизмы возникновения государственности у разных народов, различные. Каждая нация на отдельно взятом участке земного шара имеет свой определенный – неповторимый набор факторов, который стал причиной возникновения государственности у данной нации. Различные условия существования, различные природные ресурсы, в конце концов, различный генетический набор, приобретенный на протяжении веков. Как пример, можно вспомнить индейские племена, которые были обнаружены в непроходимых джунглях в двадцатом столетии. Жизнь и быт которых остановился на уровне первобытно-общинного строя. И почему это так с ними случилось, ни одна из теорий этого не объясняет! Почему так? То ли в этом виновата изолированность данного племени от внешнего мира, то ли это произошло от того, что люди племени на протяжении веков не приобрели каких-то навыков, которые были бы впоследствии причиной образования государственности. Ответов пока нет.

Мы – люди, живем на земле уже многие тысячелетия, однако из своей истории происхождения знаем немного. Кто-то склоняется к божественной теории происхождения, кто-то предпочитает научную теорию происхождения человеческого вида, но как бы то ни было, о своей древней истории мы знаем крайне мало. В силу каких-то причин до нас дошло немного информации. Какие-то источники сгорели в горниле бесчисленных войн, что-то просто не было записано, и было потеряно вместе с последними очевидцами событий.

Одно ясно точно, что на каком-то историческом этапе в человеческом обществе (в большей его части) произошел качественный скачок, люди стали организовываться, сближаться и совместно решать свои задачи по выживанию в агрессивной среде, что в конечном итоге превратило родовое стадо в организованное государство. Причем этот качественный скачок, по историческим меркам, произошел не так уж и давно.

Но если все же пытаться описать одной теорией возникновение государственности, то можно утверждать на все сто процентов только лишь одно – без человека, без отдельно взятой социальной единицы, государства не может быть. Если же есть обучаемый homo sapiens с набором желаний и потребностей, то возникновение государственности вполне вероятно. Человеческая воля – вот двигатель эволюции и прогресса.

Так что следующая современная теория возникновения государственности, вероятно, будет называться социально-генетико-психологической теорией или как-то похоже.

Но если вспомнить об обнаруженных неизвестных ранее племенах, то, оказывается, бывают и исключения из правил. И это тоже нужно всегда учитывать.

Список использованной литературы

1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений / М.И. Абдулаев. – М.: Финансовый контроль, 2004. – 410с.

2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный / Т.Ф. Ефремова. – М.: Рус. Яз., 2000. – в 2 т. – 1209 с.

3. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. Ред. Д. ю. н., проф. О.А. Жидкова и д. ю. н., проф. Н.А. Крашенинниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Норма, 2004. – 624с.

4. Карташов В.Н. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавров / В. Н. Карташов; Яросл. Гос. Ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2012. – 274с.

5. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права / Т.В. Кашанина. – М.: Высшая школа, 2004. – 325с.

6. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права : учеб. пособие / Т. В. Кашанина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: «Проспект», 2015. – 304с.

7. Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник для бакалавриата и магистратуры / С.А. Комаров. – 9-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 506с.

8. Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник. / Н.И. Матузов, А.В. Малько; Саратовский филиал ин-та гос. И права Рос. Акад. Наук. – М.: Юристъ, 2004. – 512с.

9. Мазарчук Д. В. Общая теория государства и права: ответы на экзаменац. вопр. / Д. В. Мазарчук, Н. А. Глыбовская. – 3-е изд. – Минск: Тетра Системс, 2011. – 144 с.

10. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник с учебно-методическими материалами / А.В. Мелехин – 2-е изд., переарб. и доп.– М.: 2009. – 545с.

11. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. – 4-е изд., переарб. и доп.– М.: 2010.–510с.

12. Нерсесянц В.С. Теория права и государства / В.С. Нерсесянц. – М: Норма: Инфра-М, 2013. – 272 с.

13. Петров А.В. Теория государства и права: учебное пособие / А.В. Петров, А.А. Баукен. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 238с.

14. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: учебник / Л.П. Рассказов. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – 559с.

15. Раннее государство, его альтернативы и аналоги: Сборник статей / под ред. Л.Е. Гринина, Д.М. Бондаренко, Н.Н. Крадина, А.В. Коротаева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 559с.

16. Цечоев В.К. Теория государства и права: учебник / В. К. Цечоев, А.Р. Швандерова. – М.: Издательство «Прометей», 2017.– 330с.

17. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов / А.Ф. Черданцев. – М.: Юрайт-М, 2002. – 423с.

18. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. – М.: Азбука классика, 2009. – 256с.

Источники Internet

1. Большая Российская Энциклопедия // Министерство культуры Российской Федерации: БРЭ. 2005–2018. URL: https://bigenc.ru (Дата обращения: 20.07.2018)

2. Латинский язык: учебное пособие для студентов. / ­– Р. Беларусь: Гродно, Гродненский Государственный Университет им. Я. Купалы. 2013, URL: https://ebooks.grsu.by/lat_jz/latinsko-russkijslovar.htm (Дата обращения: 13.07.2018)

3. Словарь Abby Lingvo live // Lingvolive.com: электронный словарь-переводчик. URL: https://lingvolive.com/ru-ru/translate/la-ru/incestus (Дата обращения: 20.07.2018)

4. Словари и энциклопедии на Академике // Энциклопедия социологии /Академик,2000-2017.

URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/685/гобино (Дата обращения: 25.07.2018)

Примечания:

  1. Чайлд Вир Гордон (1892–1957), британско-австралийский историк-марксист, один из ведущих археологов XX века. Член Британской академии. Автор понятий «Неолитическая революция» и «Урбанистическая революция».
  2. Волоцкий Иосиф (Иван Санин) (1439–1515), церковный писатель, является автором книги «Просвятитель».
  3. Аквинский Фома (1225–1274), итальянский философ и теолог, основатель томизма, сформулировал пять доказательств бытия Бога.
  4. Хаммурапи, царь Вавилона, правил приблизительно в 1793–1750гг до н.э.
  5. Аристотель (384–322 до н. э.), древнегреческий философ, ученик Платона, с 343 года воспитатель Александра Македонского. Основоположник формальной логики.
  6. Филмер Роберт (1588–1653), английский философ, мыслитель XVII века, отстаивающий патриархальные идеи.
  7. Михайловский Николай Константинович (1842–1904), русский публицист, социолог и литературовед, критик, переводчик. Теоретик народничества.
  8. Конфуций (551–479 до н. э.), древний мыслитель и философ Китая. Его учение стало основой философской системы, известной как конфуцианство. Основал первый университет.
  9. Гроций Гуго (1583–1645), голландский юрист и государственный деятель, философ, христианский апологет, драматург и поэт. Заложил основы Международного права.
  10. Гоббс Томас (1588–1679), английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Автор многих сочинений.
  11. Локк Джон (1632–1704), английский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма.
  12. Руссо Жан-Жак (1712–1778), французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения швейцарского происхождения. Музыковед, композитор и ботаник.
  13. Спиноза Бенедикт (1632–1677), нидерландский философ-рационалист и натуралист еврейского происхождения. Один из главных представителей Нового времени.
  14. Кант Иммануил (1724–1804), немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.
  15. Радищев Александр Николаевич (1749–1802), российский прозаик, поэт, философ, де-факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов при Александре I. Написал «Путешествие из Петербурга в Москву» 1709г.
  16. Джефферсон Томас (1743–1826), видный деятель войны за независимость США, 3-й президент США 1801–1809, один из отцов-основателей. Политический деятель, философ эпохи Просвещения.
  17. Пейн Томас (1737–1809), англо-американский писатель, философ, публицист, прозванный «крёстным отцом США».
  18. Дюринг Карл Евгений (1833–1921), немецкий философ, профессор механики, занимался вопросами политэкономии и права.
  19. Каутский Карл (1854–1938), немецкий экономист, историк и публицист, социал-демократический политик. Теоретик классического марксизма, редактор четвертого тома «Капитала» К.Маркса.
  20. Гумплович Людвиг (1838–1909), польский социолог и экономист, юрист. Представитель социального дарвинизма.
  21. Маркс Карл (1818–1883), немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический деятель. Автор научного труда «Капитал». Критика политической экономии» (1867).
  22. Энгельс Фридрих (1820–1895), немецкий политический деятель, философ, историк и предприниматель. Один из основоположников марксизма. Единомышленник Карла Маркса, соавтор трудов.
  23. Морган Льюис Генри (1818–1881), американский ученый, этнограф, социолог, историк. Создатель научной теории первобытного общества.
  24. Ульянов (Ленин) Владимир Ильич (1870–1924), Российский революционер, крупный теоретик марксизма, советский политический деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии, организатор октябрьской революции 1917 года.
  25. Цицерон Марк Тулий (106–43 до н. э.), древнеримский политический деятель, оратор и философ.
  26. Макиавелли Никколо (1469–1527), итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель – занимал во Флоренции пост секретаря, отвечал за дипломатические связи. Автор военно-теоретических трудов. Основной известный труд – «Государь» 1532г.
  27. Петражицкий Лев Иосифович (1867–1931), Российский и польский ученый, социолог, философ, депутат первой Государственной думы.
  28. Тард Жан Габриэль (1843–1904), французский социолог и криминолог, один из основателей субъективно-психологического направления в западной социологии.
  29. Фрейд Зигмунд (1856–1939), австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог. Основатель психоанализа.
  30. Трубецкой Евгений Николаевич (1863–1920), русский философ, публицист, общественный деятель из рода Трубецких.
  31. Спенсер Герберт (1820–1903), английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, основатель органической школы в социологии. Идеолог либерализма.
  32. Платон (427–348 до н.э.), древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.
  33. Блунчли Иоанн Каспар (1808–1881), швейцарский юрист, политик.
  34. Вормс Рене (1869–1926), французский социолог-органицист и политический деятель, аудитор Государственного совета Франции.
  35. Жозеф Артюр де Гобино (1816–1882), французский писатель-романист, социолог, автор арийской расовой теории, впоследствии взятой на вооружение национал-социалистами.
  36. Ницше Фридрих Вильгельм (1844–1900), немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт. Создатель самобытного философского учения.
  37. Виттфогель Карл Август (1896–1988), германо-американский социолог и синолог, участник коммунистического движения в Германии 20-30-х годов.
  38. Леви-Стросс Клод (1908–2009), французский этнолог, социолог, этнограф, философ и культуролог. Создатель собственного научного направления в этнологии – структурной антропологии и теории инцеста.
  39. Васильев Леонид Сергеевич (1930–2016), советский и российский историк, обществовед, религиовед и социолог, востоковед. Доктор исторических наук.
  40. Карл Людвиг Галлер (1768–1854), швейцарский государственный деятель, один из теоретиков Европейской реставрации. Соч. «Реставрация политической науки» (1816–1834). Опроверг теорию Ж.Ж. Руссо о договорном происхождении государства.
  41. Сен-Симон, Анри (1760–1825), французский философ, социолог, социальный реформатор, основатель школы утопического социализма. Сочинение «Новое христианство» (1825г).
  42. Гребнер Роберт Фриц (1877–1934), немецкий географ и этнолог. Сделал значительный вклад в разработку теории культурных кругов.
  43. Кашанинина Татьяна Васильевна (1949 г.р.), российский профессор, доктор юридических наук. Автор новой теории возникновения государства – «Теория специализации». Создала новое научное направление – корпоративное (внутрифирменное) право.
  44. Ортега-и-Гассет, Хосе (1883–1955), испанский философ, социолог и эссеист.
  45. Роберт Леонард Kарнейро (Р.1927), американский антрополог, куратор отдела Южно-Американской этнологии Американского музея естественной истории. В сферу его интересов входили как исследования конкретных обществ, так и отдельные темы и проблемы теории культуры. Основные направления его исследований: общие проблемы культурной антропологии, культурная история, истоки культуры и ее эволюции.

Приложения

Рис. № 1

Признаки, отличающие государство от общественной власти[80]

Разделение труда (специализация):

Выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление людей занимающихся обменом товаров (купцов).

Экономические причины возникновения государства

Повышение производительности труда, вследствие усовершенствования орудий труда, появление излишков товара

Появление частной собственности

Социальные причины возникновения государстваНеолитическая революция (VIII-III век до н.э.)

Переход от присваивающей экономики к производящей

Переход от полигамной семьи к моногамной

Обособление семьи и как следствие разложение рода

Появление антагонизмов

Раскол общества на классы

Рис. № 2

Социальные и экономические причины возникновения государства

Рис. № 3

Теории возникновения государства, их авторы и последователи

  1. См. также Приложения, стр.42, рис.1

  2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. М.: Русский Язык, 2000. 1209 с.

  3. Петров А.В., Баукен А.А. Теория государства и права: Учебное пособие. Челябинск, 2014. С.20.

  4. Жидков О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов. М., 1998. С. 3.

  5. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. 4-е издание. М., 2010. С. 28.

  6. Там же. С. 29

  7. Латинский язык: учебное пособие для студентов. / Р. Беларусь: Гродно, ГрГУ им. Я. Купалы. 2013, URL: https://ebooks.grsu.by/lat_jz/latinsko-russkijslovar.htm (Дата обращения: 13.07.2018)

  8. Морозова Л.А. Теория государства и права. С. 30.

  9. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. М., 2015. С. 30.

  10. Комаров С. А. Общая теория государства и права: учебник для бакалавриата и магистратуры. 9-е издание. М., 2018. С. 45

  11. См. также Приложения, стр.42, рис.2

  12. Словари и энциклопедии на Академике // Философская энциклопедия / Академик, 2000-2017. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1212/ТЕОЛОГИЯ (Дата обращения: 20.07.2018)

  13. Морозова Л.А. Теория государства и права. С. 39.

  14. Рассказов Л.П. Теория государства и права. С. 21.

  15. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 2002. С. 66

  16. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М., 2004. 512 с.

  17. Морозова Л.А. Теория государства и права. С. 39.

  18. Рассказов Л.П. Теория государства и права. С. 23.

  19. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. С. 20.

  20. Черданцев А.Ф. Теория государства и права С. 67.

  21. Морозова Л.А. Теория государства и права. С. 40.

  22. Нерсесянц В.С. Теория права и государства: Краткий учебный курс. М., 2013. С. 43.

  23. Рассказов Л.П. Теория государства и права. С. 25.

  24. Петров А.В., Баукен А.А. Теория государства и права: учебное пособие. С. 22.

  25. Карташов В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавров. Ярославль, 2012. С. 32.

  26. Карнейро Р.Л. Теория происхождения государства // Раннее государство, его альтернативы и аналоги: Сборник статей / под ред. Л.Е. Гринина, Д.М. Бондаренко, Н.Н. Крадина, А.В. Коротаева. – Волгоград: Учитель, 2006. С. 56

  27. Примечание авт.: Обвинялся Ф. Энгельсом в «юдофобстве».

  28. Автор работы: «История теорий государства» (Geschichte der Staatstheorien, 1905)

  29. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. С. 20.

  30. Петров А.В., Баукен А.А. Теория государства и права: учебное пособие. С. 23.

  31. Рассказов Л.П. Теория государства и права. С. 29.

  32. Черданцев А.Ф. Теория государства и права С. 69.

  33. Морозова Л.А. Теория государства и права. С. 42.

  34. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М., 2017. С.23.

  35. Там же. С. 24.

  36. Примечание авт.: Этот же постулат мы видим и в патестарной теории, как основу.

  37. Морозова Л.А. Теория государства и права. С. 41.

  38. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 2009. С. 39.

  39. Абдулаев М.И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений. М., 2004. С.38

  40. Примечание авт.: Как показала история, при диктатуре пролетариата в первую очередь стояла задача классового подавления, и только лишь потом созидание. В противном случае она была бы опрокинута оппозицией и контрреволюцией.

  41. Рассказов Л.П. Теория государства и права. С. 28.

  42. Морозова Л.А. Теория государства и права. С. 42.

  43. Там же. С. 43.

  44. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2004. 325 с.

  45. Рассказов Л.П. Теория государства и права. С. 24.

  46. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. С. 22.

  47. Цечоев В. К., Швандерова А.Р. Теория государства и права. С. 23.

  48. Морозова Л.А. Теория государства и права. С. 42.

  49. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. 325 с.

  50. Карташов В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавров. С. 34.

  51. Морозова Л.А. Теория государства и права. С. 43.

  52. Там же. С. 42.

  53. Словари и энциклопедии на Академике // Энциклопедия социологии/ Академик, 2000-2017. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/685/ГОБИНО (Дата обращения: 25.07.2018)

  54. Там же. С. 42.

  55. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. 2-е издание. М.: 2009. – 545 с.

  56. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. 325 с.

  57. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. С. 22.

  58. Карнейро Р.Л. Теория происхождения государства. С. 57

  59. Словарь «Abby Lingvo live» // Lingvolive.com: электронный словарь-переводчик.

    URL: https://lingvolive.com/ru-ru/translate/la-ru/incestus (Дата обращения: 20.07.2018)

  60. Морозова Л.А. Теория государства и права. С. 42.

  61. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. 325 с.

  62. Морозова Л.А. Теория государства и права. С. 44.

  63. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. 325 с.

  64. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. С. 22.

  65. Петров А.В., Баукен А.А. Теория государства и права: учебное пособие. С. 25.

  66. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. 325 с.

  67. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. 325 с.

  68. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. 325 с.

  69. Онлайн словарь “Abby Lingvo live” // Lingvolive.com: электронный словарь-переводчик. URL: https://lingvolive.com/ru-ru/translate/la-ru/diffusio (Дата обращения: 20.07.2018)

  70. Примечание авт.: Безусловный факт. Как тому подтверждение перемещение больших масс людей из одного региона в другой под действием экономических и политических факторов (войн).

  71. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. 325 с.

  72. Петров А.В., Баукен А.А. Теория государства и права: учебное пособие. С. 27.

  73. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 2009. 256 с.

  74. Петров А.В., Баукен А.А. Теория государства и права: учебное пособие. С. 27.

  75. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: учебное пособие. 4-е издание. М., 2015. С. 42.

  76. Мазарчук Д. В. Общая теория государства и права: ответы на экзаменационные вопросы. 3-е издание. Минск, 2011. С.19

  77. Морозова Л.А. Теория государства и права. С. 44.

  78. Карташов В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавров. С. 34.

  79. Карнейро Р.Л. Теория происхождения государства. С. 56

  80. Комаров С. А. Общая теория государства и права: учебник для бакалавриата и магистратуры. 9-е издание. М., 2018. С. 48